Какому человеческому органу установили памятник в испании

Сегодня в испанском городе Фуэнлабрада открыт монумент Герою Советского Союза осетину Хаджи-Умару Мамсурову. Под именем македонского полковника Ксанти, он возглавлял разведывательно-диверсионную группу во время гражданской войны в Испании в 30-х годах прошлого века

Какому человеческому органу установили памятник в испании

Возвращение в бронзе и граните. В Испании установили памятник Хаджи Мамсурову, прототипу героя Хемингуэя

Сегодня в испанском городе Фуэнлабрада открыт монумент Герою Советского Союза осетину Хаджи-Умару Мамсурову . Под именем македонского полковника Ксанти он возглавлял разведывательно-диверсионную группировку во время гражданской войны в Испании в 30-х годах прошлого века, и стал прототипом главного героя романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол».

Он был высокий и худощавый, с выгоревшими на солнце волосами, с обветренным и загорелым лицом…». Так выглядел Роберт Джордан, герой романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Исследователи уверены, что прототипом Джордана стал легендарный партизан Испанской войны полковник Ксанти. И добавляют, что прототип Роберта Джордана был значительно круче литературного героя.

Сегодня уже рассекречено: полковником Ксанти был Хаджи-Умар Мамсуров. Герой. Легенда. Осетина родом из села Ольгинское в Терской области Российской империи сыграли в голливудских фильмах первейшие звезды: Гэри Купер, Юл Бриннер, Кирк Дуглас. Еще бы – такую биографию не выдумать!

Он родился на заре ХХ столетия и стал не очевидцем, а деятельным участником самых значительных событий века. В Красной Армии – с 1918 года, с Гражданской – в разведчиках. О подвигах Ксанти знала вся Испания.

…в его храбрости ничего не было показного. Она была воздухом, которым он дышал. Он умел воевать не только на коне, он был одним из самых одаренных советников на войне… Он из тех людей, которым можно доверить любой участок работы, лишь бы работа была живая,» – писал о Хаджи писатель и военный переводчик Олег Савич.

В Великую Отечественную Мамсуров командовал 2-й Гвардейской кавалерийской дивизией. Форсировал Днепр, освобождал города, ходил в отчаянные рейды по тылам, получил звание Героя Советского Союза. Войну генерал-майор Мамсуров закончил под Берлином. 24 июня во главе батальона сводного полка 1-го Украинского фронта Хаджи-Умар чеканил шаг на Параде Победы.

Из Венгрии в 1956-м он вернулся седым и слег с инфарктом. Но если б не Хаджи, венгерская осень вышла бы куда кровавее: он лично убедил власти открыть границы, и многие тысячи венгров нашли убежище в Австрии. А потом опытный разведчик Мамсуров стал заместителем начальника Главного разведывательного управления Генштаба и создал там части специального назначения – легендарный теперь спецназ ГРУ.

По свидетельствам друзей, Хаджи был удивительным собеседником, прочел горы книг, разбирался в живописи, архитектуре, в мировой истории и археологии.

Интернационалист и патриот страны оставался осетином – храбрым и честным, прямым и искренним, человеком долга и образцом для подражания. Профессия разведчика не предполагает публичности. До сих пор не рассекречены документы о деятельности Мамсурова. Именно поэтому Хаджи-Умар Джиорович не был широко известен при жизни.

Возвращение в бронзе и граните. В испанской Фуэнлабраде в парке Солидарность установлен памятник Хаджи Мамсурову, прототипу героя Хемингуэя

Время подтвердило его место в истории – в честь Мамсурова названы улицы во Владикавказе, Цхинвале, Беслане и Грозном, в родном его селе установлен памятник. Стоит теперь памятник и в далекой Фуэнлабраде. Через 77 лет Хаджи-Ксанти вернулся в Испанию — в бронзе и граните.

«Кот Словоплет» Какому человеческому органу установили памятник в Испании?

Этот орган-Печень! Установлен в городе Балон (или Юалон, это как перевести)). Памятник воздвигнут в честь огромного труда, проделанного печенью по борьбе с человеческими нехорошими излишествами, типа пьянства и переедания!)

Начало слова-буква «П»-на пересечении 5-й вертикали слева, 2-й (или 4-й) горизонтали снизу.

Верным ответом на данном уровне игры будет слово — ПЕЧЕНЬ. Начало слова можно найти в третьем ряду игрового поля ближе к правому краю, далее нужно двигаться вниз, к центру.

Выглядит этот памятник не так уж и приглядно.

Но как мне кажется — это очень важный памятник, каждый должен помнить о своей печени — это один из важнейших органов человеческого тела.

Правильным ответом на 108 уровень данной головоломки

Человеческий (и не только) организм — удивительный по своему строению. Оказывается одна-единственная клетка — это настоящий биологический мегаполис, сложность которого даже трудно представить. Что уже говорить о человеческой печени, памятник которой установлен в Испании, без работы которой человек умер бы в течение суток от собственных отходов.

Мне кажется, что правильным ответом будет являться слово «КЛЕТКА», так как на фотографии мы имеем изображение яркой клетчатой сорочки. Это слово просто идеально подходит по количеству букв и их наличию.

НАУКА — РЕЛИГИЯ

Здесь достаточно понятно всё. На первой фотографии слева мы видим некий результат научных исследований, изысканий в области электричества, напоминает один из аппаратов, сконструированных учёным по имени Никола Тесла :) А на второй фотографии можно узнать символы религий, таких как мусульманство, синтоизм, иудаизм, христианство и так далее. всё предельно ясно ))

Ответом на 108-й уровень игры на Одноклассниках будет слово «КОРОЛЬ» (скипетр, корона, замок, трон), слово из 6-ти букв.

На 109-й уровень этой игры ответ слово «ПОПКОРН» (соль, масло, кукуруза), слово из-ми букв.

На данном рисунке зашифровано слово «РТУТЬ». Я так думаю. По буквам вроде бы сходится. Если честно, я бы никогда не угадал, просто уже видел эту картинку раньше, подивился тому, что так изображают ртуть. И запомнил.

На 108 уровне игры бабочка хорошо видна, я бы сказала как на ладони. Она сидит справа, пёстренькая, яркая, хорошо заметная невооруженным глазом, даже лупу не стоит активировать.Вот скриншот уровня, там чётко показано местонахождение бабочки:

Памятники Испании

В испанском городе Реус находится великолепный памятник, созданный по мотивам полотна Мариано Фортуни.

Памятник Гомесу де ла Серна Рамону, возведенный в честь известного испанского писателя, является центральным украшением сада Вистиллас.

Памятник великому испанскому художнику Франциско Гойе находится перед музеем Прадо в Мадриде.

Памятник Филиппу IV, выполненный известным скульптором Пьетро Такка, расположен на восточной площади Мадрида в Испании.

Памятник дедушке Виргилию, установленный на Новой Рамбле в Таррагоне в 1995 году, посвящен памяти Жузепа Виргилия – известного таррагонского библиографа и издателя.

Памятник героям Кавите и Сантьяго-де-Кубы — это впечатляющий военный мемориал, посвященный всем морякам, погибшим в ходе испано-американской войны 1898 года.

Памятник генералу Приму возведен герою Реуса за многочисленные победы в войнах.

Памятник крестьянам является одним из самых примечательных памятников города Беникарло.

Скульптура «Памятник Книге» была спроектирована скульптором Joan Brossa по заказу каталонской гильдии букинистов.

Памятник El Zulo — это большая бронзовая скульптура, расположенная в портовой зоне испанского города Картахена.

Монумент Колумбу – одна из заметных достопримечательностей Барселоны, которая имеет высоту 60 метров.

Памятник Франсеску Масии — это огромный гранитный монумент, посвященный бывшему президенту Каталонии, который был расстрелян франкистами в тридцатых годах 20 века.

Памятник Мигелю де Сервантесу, расположенный на Площади Испании в районе Королевского дворца в Мадриде, был открыт в 1929 году.

Одной из многих достопримечательностей Барселоны является Комический театр, открытый в 1905 году.

Автором этого монумента является каталонский скульптор Джулио (Хулио) Антонио (Julio Antonio) (1889-1919).

Бронзовая статуя адмирала работы скульптора Феликса Феррера Гальсерана (Felix Ferrer Galcer&aacute n) была изготовлена в 1886 году.

Читайте также  София новгородская храм

Памятник основателю монастыря Монсеррат — аббату Оливе.

Площадь Пуэрта дель Соль- главная площадь испанской столицы.

Куда указывает барселонский Колумб — 9 интересных фактов о памятнике

Памятник Колумбу в Барселоне известен тем, что венчает огромную колонну, в совокупности с которой общая высота монумента составляет, ни много ни мало, целых 60 метров. Вот почему монумент Христофору Колумбу долгое время оставался самым высоким сооружением Барселоны.

Из этой статьи вы узнаете забавные, интересные, а иногда и неожиданные факты, связанные с памятником Колумбу — одной из самых «заметных» достопримечательностей Барселоны.

1. Когда и по какому поводу был сооружен монумент Колумбу в Барселоне?

Идея возникла в период подготовки Барселоны к Первой Всемирной Выставке, одним из симаволов которой и должен был стать монумент, посвященный великому мореплавателю. Почему именно Колумб? Во-первых, потому что, как и Барселона, славная своей тягой ко всему новому, Колумб был первооткрывателем.

Во-вторых, по возвращении из первой, самой важной, экспедиции корабли Колумба прибыли именно в Барселоны, где мореплавателя приняли Короли-Католики Фердинанд и Изабелла. И, в-третьих, по городу уже ходили слухи, впоследствии переросшие в уверенность: Колумб родился не в Генуе, а в Барселоне, и город должен был почтить своего славного сына.

26 сентября 1881 торжественно был заложен первый камень в основание монумента Колумбу, а 1 июня 1888 состоялась торжественная инаугурация. Таким образом. огромное сооружение, являющееся до сих пор самым высоким в мире из всех, посвященных Христофору Колумбу, возводили целых 7 лет.

2. Кто заплатил за монумент Колумбу в Барселоне?

Первоначальной задумкой тогдашнего мэра Барселоны — Франсеска де Паула Риуса-и-Таулет — было организовать добровольный сбор средств на возведение монумента. На собранные по подписке деньги и планировалось закупить материал и выполнить работы. Так уже не раз делали в Барселоне ранее — и это срабатывало.

Однако в случае с монументом Колумбу дело почему-то не пошло. Деньги «на Колумба» сдавали как-то вяленько. Американское Консульство, например, «расщедрилось» на целых 500 песет (3 евро). Остальные давали и того меньше.

Видя такую незадачу, Мэрия Барселоны взяла все расходы на себя. Первоначальная смета составляла 300 000 песет. В итоге строительство обшлось в сумму, значительно превышающую миллион. Сколько денег было при этом украдено — история умалчивает.

3. Откуда взялись 30 тонн бронзы, необходимой для монумента Колумбу?

Раздобыть бронзу очень «помог» Мадрид. Он разрешил переплавить бронзовые пушки, находившиеся в крепости Монжуик на одноименном холме в Барселоне. С другой стороны, военное имущество, принадлежащее Испанским Вооруженным Силам — это собственность именно Испанского государства. Поэтому — спасибо Мадриду.

4. Кто автор памятника Колумбу?

Автор основательного памятника Колумбу высотой более 7 м — известный барселонский скульптор Рафаэль Атче. Пальцем вытянутой правой руки великий гену. барселонский мореплаватель указывает в сторону морского горизонта, а в левой руке держит навигационную карту. Одет Колумб в своего рода мантию с меховой оторочкой, и, по моде того времени, имеет длинные волосы.

5. Почему у памятника Колумбу в Барселоне такой огромный указательный палец?

Действительно, задрав голову наверх и как следует приглядевшись к памятнику Колумбу, внимательный турист отметит, что устремленный в море указательный палец правой руки Колумба непроепорционально велик — можно сказать, огромен! Почему? Ведь Рафаэль Атче, автор памятника, был опытным и мастеровитым скульптором.

Ответ прост: барселонскому Колумбу этот огромный указательный палец нужен для того, чтобы лучше «указывать» — то есть, чтобы этот палец, несущий основную смысловую нагрузку скульптуры, можно было кое-как разглядеть с земли. Не будем забывать — палец, как и его обаладатель, находится на высоте 60 м.

Поэтому скульптор, немного помучившись, решил погрешить против анатомии и сделал палец позаметнее. Исходя из пропорций человеческого тела, нормальная длина пальца статуи должны была составить 35 см. Колумбу же достался палец длиною более полуметра! Эдакая бронзовая массивная сосиска, или бутифарра, исходя из местных реалий — зато эту «бутифарру» Колумба действительно сложно не заметить!

6. Когда внутри колонны был установлен лифт?

Первый лифт внутри огромной колонны монумента Колумбу был установлен в 1889-ом. Забавно, что в ходе инаугурации первую поездку на смотровую площадку, расположенную под ногами памятника Колумбу, решил совершить сам достопочтенный мэр Риус-и-Таулет — и безбожно застрял в ходе подъема! лишь с большим трудом пострадавшего мэра удалось извлечь наружу.

После Гражданской войны в Испании первую, гидравлическую модель лифта заменили на более современный вариант — однако аварии после этого не прекратились. В 1976-ом, например, пожарным пришлось задействовать огромный кран, чтобы спасти 15 человек, после поломки лифта оставшихся на смотровой площадке и попавших, таким образом, в ловушку.

В апреле 2006-го в такую же ситуацию угодили еще четырнадцать человек — правда, в этот раз лифт удалось починить за два часа, и пожарные не понадобились. Следующий случай поломки произошел в 2012-ом — и здесь уже без пожарных не обошлось. От себя добавлю: лично я поднимался на этом лифте неоднократно и пока ничего, тьфу-тьфу, не произошло!

7. Есть ли у памятниика Колумбу в Барселоне «жена»?

Обычай женить статуи известен. Естественно, возникает вопрос: есть ли у барселонского Колумба жена? Ответ положительный — есть, и еще какая! Вы все ее знаете — это Статуя Свободы в Нью-Йорке! Бракосочетанаие состоялось в 1992-ом в 40 км от Лас Вегаса, Штат Невада, где подобные браки разрешены законом!

Инициатором всего мероприятия выступил худоник Антонио Миральда, а вот кто был «свидетелями» на свадьбе — осталось неизвестным. Так или иначе, барселонский памятник Колумбу — давно уже «семейный», а вовсе не холостой.

8. Почему в сети есть фотографии памятника Колумбу в Барселоне в футболке «Барсы»?

Да, такие фотографии памятника Колумбу в Барселоне есть — и это не «фейк». В 2013-ом году Nike заплатил в казну Барселоны 97 000 евро, чтобы провернуть этот фокус. Свой цели марка добилась: все только и говорили что о Найк и барселонском Колумбе.

Городским властям пришлось выслушать целый ва лкритикти в свой адрес за столь неподобающее использование городского наследия — но почему бы и нет? Деньги-то ведь хорошие!

9. Так куда же все-таки указывает палец барселонского Колумба?

Куда указывает гигантский бронзовый палец памятника Колумбу в Барселоне. Есть люди, которые свято уверены, что в сторону открытой им Америки. Однако это не так. Если бы пршлось соблюсти географическую достоверность, Колумб был бы установлен к морю спиной, а заодно и попой, и целил бы своим бронзовым великаном в сторону Бульвара Рамбла. А это, как все мы понимаем, никуда не годится.

Другие с пеной у рта уверяют, что палец Колумба нацелен на Геную, в которой он якобы родился. Но и это наглая ложь! Чтобы это стало правдой, памятник Колумбу пришлось бы развернуть на 90 градусов влево. И, во-вторых, ни в какой Генуе Колумб, как мы уже знаем, не родился, а значит и указывать туда у него нет никаких оснований.

Третьи уверенно заявляют, что дело вовсе не в пальце Колумба, а в его попе! Дескать, Колумб специально устновлен так, чтобы его бронзовая пятая точка, отлитая из пушек Монжуика, глядела бы прямо на Мадрид!

Читайте также  Нескучный сад в москве достопримечательности

А палец — Бог с ним, с пальцем. Не в пальце счастье. Кстати, вполне реалистичная версия: не исключено, что расопложение попы Колумба при установке памятника все-таки приняли в расчет.

И наконец, самая правильная версия. Когда специалисты точно определили направление пальца, выяснилось, что она проходит в нескольких км от острова Майорка, но все-таки его не задевает. Ближайшая суша, в которую упирается палец — Алжир.

Скорее всего, направление пальца барселонского Колумба — аллегорическое. Этот палец просто указывает в сторону морских горизонтов, за которыми таятся великие открытия — если, конечно, у вас есть сила воли, мозг и упорство! Не исключено, что палец указывает на вход в Порт Барселоны — куда в апреле 1493-го пришли корабли великого Колумба. А уж какая из всех вышепересисленных версий вам больше по душе — знаете только вы!

Памятник Колумбу

Памятник Колумбу в Барселоне

Памятник Колумбу — величественный монумент всемирно известному мореплавателю, расположенный в городе Барселоне. Памятник поставлен в том месте, куда в 1493 году Христофор Колумб приплыл после экспедиции к берегам Америки. Монумент поднимается на высоту около 60 м и установлен на площади, где сходятся бульвар Колумба и знаменитая улица Рамбла.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Памятник Колумбу

Основные моменты

Строительство памятника Колумбу в Барселоне занято целых семь лет и завершилось в 1888 году, когда столица Каталонии принимала Всемирную выставку. Считается, что этот монумент посвящен визиту, который Христофор Колумб нанес королю Фердинанду II и королеве Изабелле I.

Высокий памятник изготовлен из чугуна и камня, имеет многофигурный декор и признан шедевром монументального искусства. Фигура мореплавателя высотой 7,2 м стоит на колонне, поднимающейся на 40 метров. Массивная чугунная колонна возвышается над цоколем с надписью «tierra», что по-испански значит «земля». Восьмиугольный каменный пьедестал украшен четырьмя грифонами и фигурами крылатой богини Победы – Ники. Здесь же можно увидеть медальоны с портретами людей, помогавших провести экспедицию в Вест-Индию и сыгравших большую роль в судьбе Колумба. Вокруг основания стоят бронзовые львы, возле которых любят фотографироваться туристы.

Плинтус памятника Колумбу декорирован восемью барельефами с изображениями сцен из жизни мореплавателя. На одном из них Колумб и его сын находятся в монастыре La Rabida, на другом – мореплаватель рассказывает о своих планах монахам. Третий сюжет посвящен его встрече с испанскими правителями, а четвертый – появлению мореплавателя на совещании. На пятом барельефе король и королева встречаются в Санта-Фе. Далее изображены отплытие кораблей из Фронтеры, открытие новых земель и торжественная встреча Колумба испанскими королем и королевой, после его возвращения в Европу. Между барельефами видны изображения городов и провинций, в которых когда-либо побывал мореплаватель.

Существует много споров, куда указывает палец Колумба на памятнике. Одни считают, что мореплаватель показывает в сторону его родной Генуи, а другие верят, что Колумб привлекает внимание смотрящих за океан – к открытым им новым землям.

История строительства памятника Колумбу

Знаменитый мореплаватель появился на свет в Генуе. Потом он перебрался в Португалию и наконец обосновался в Испании. Некоторые исследователи убеждены, что Колумб родился на территории Каталонии, поэтому, начиная с середины XIX века, в Барселоне возникла идея поставить памятник знаменитому земляку.

В 1881 году городские власти провели конкурс, и жюри выбрало проект, который подготовил каталонский архитектор Гайета Буигас-и-Монраба. Из-за финансовых трудностей возведение памятника Колумбу затянулось и было завершено только перед самой выставкой. Фигуру мореплавателя сделал испанский скульптор Рафаэль Атче, а барельефы для пьедестала изготовил Александр Вольгемут.

Информация для туристов

Внутри колонны памятника Колумбу устроен лифт, на котором путешественники поднимаются на высоту 40 м к статуе мореплавателя. Здесь оборудована обзорная площадка, откуда открывается отличный вид на прибрежную часть Барселоны – Старый порт, здание Аквариума и величественный особняк, где в наши дни находится Морской музей Барселоны. На северо-востоке туристы могут увидеть постройки старого Готического квартала.

Для посетителей вход на обзорную площадку памятника Колумбу открыт ежедневно: с марта по октябрь с 8.30 до 20.30, с ноября по февраль с 8.30 до 19.30. Подъем на лифте обходится в 4 евро для взрослых и 3 евро для пенсионеров и детей от 4 до 12 лет.

Как добраться

Памятник Колумбу расположен на площади Врата мира – Portal de la Pau, которая находится неподалеку от Старого порта Барселоны, возле знаменитого бульвара Рамбла. Туристы обычно добираются до монумента на метро – по линии L3 до станции «Drassanes». Мимо памятника Колумбу также проходит двухэтажный туристический автобус. Выходить нужно на остановке «Colom-Museu Marítim». Кроме того, сюда можно доехать на автобусах № 14, 18, 36, 38, 57, 59, 64 и 91.

Почему не всем москвичам понравилась инсталляция швейцарского художника

На самом деле в этом районе появятся две инсталляции. Как сообщили «РГ» в пресс-службе фонда V-A-C, который открывает в этом году обновленную ГЭС-2, установят их на средства фонда. Обе работы современных художников приехали лишь на время, на какое — пока не уточняется. Первую — «Пространство света» Джузеппе Пеноне — разместят во внутреннем дворе, перед березовой рощей. Прежде она выставлялась в Лондоне и Версале. Это разделенный на восемь частей полый ствол дерева, снаружи покрытый отпечатками рук художника, а на его позолоченной внутренней поверхности различим рисунок древесной коры. Работа, по задумке художника, символизирует очевидную и неразрывную связь между человеком и природой.

Вторая инсталляция — «Большая глина N 4» — займет место на набережной, напротив главного входа в ГЭС-2. Она-то как раз и не вызвала восторга у горожан. Это отлитая из алюминия 12-метровая копия комка глины, который автор разминал в руках. Она, объяснили в фонде V-A-C, апеллирует к тому непреодолимому импульсу, который все мы испытывали с детства, сжимая в ладони кусок пластилина. «Монументальная по своим масштабам работа превращается в символ творчества, простоты и действенности человеческого жеста», — отмечают в фонде.

Мнения об инсталляции в социальных сетях разделились. Одни москвичи заявляют, что это один из ярких примеров абстрактного искусства: мол, нужны глубокие мозги, чтобы понять его и осмыслить. Другие, называя работу безвкусной и бессмысленной глыбой, считают, что этому витиеватому чуду авторской мысли не место в центре Москвы. Кто-то сожалеет, что огромный кусок испортит вид на восстановленное здание ГЭС-2, а кто-то призывает фонд в нелегкие «ковидные» времена дать шанс проявить себя российским архитекторам и скульпторам, а не поддерживать странные работы иностранных художников. А у кого-то инсталляция и вовсе ассоциируется с фекалиями.

Ключевой вопрос

Возникает вопрос: почему бы прежде, чем устанавливать арт-объект, не спросить у москвичей: интересен ли он им? Как, например, спросили, когда решали, надо ли ставить на Лубянской площади памятник Александру Невскому? Но современный арт-центр, который обещают скоро открыть в бывшей трамвайной электростанции, частный. Было выкуплено здание семь лет назад специально для того, чтобы знакомить москвичей с тем, что происходит в мировом современном искусстве. Впрочем, флорентийцев спросили — и они дали ответ.

Читайте также  Австралия площадь материка

Николай Шумаков, народный архитектор РФ, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов:

— В последнее время, к сожалению, Москве очень не везет на монументальные скульптуры или, как сейчас модно говорить, арт-объекты. В первую очередь я говорю про памятники, которые выполнены абсолютно непрофессионально. Например, памятник Майе Плисецкой на Большой Дмитровке. Ну просто безобразная вещь, в рамках создания которой тандем архитектора и скульптора совершенно не сработал, а может, архитектора там и не было. Не менее, а может, и более ужасная работа — памятник Калашникову на Садовом кольце, вновь вызывающий вопрос вовлечения в работу над его проектированием архитектора. Здравомыслящий архитектор не мог установить такой монумент таким образом и в таком месте. И раз это случилось, вероятно, процесс обошелся без его участия.

Теперь о «шедевре» на Болотной площади. На мой взгляд, скульптура Урса Фишера стоит в одном ряду с вышеперечисленными. Она нисколько не лучше и не хуже. Есть такое «лихое» направление в скульптуре, которое профессионалы откровенно называют «антиарт». Оно активно поддерживается искусствоведами и пиарщиками только для того, чтобы на волне скандального и сиюминутного интереса публики получить быструю и весьма ощутимую прибыль. «Большая глина № 4», а именно так называется скульптура Фишера — одно из ярких проявлений этого направления. Автор широко декларирует свое увлечение трансформацией материала, из которого создает скульптуры, и предлагает зрителям наблюдать за тем, как самоуничтожаются и разрушаются сотворенные им арт-объекты. Пожалуй, недолговечность «шедевра» — единственный положительный момент во всей этой истории. Хотя надеяться на то, что первый же дождь прекратит его существование, не приходится. В отличие от других работ Фишера, выполненных из воска, фруктов, овощей, хлеба, «глина» сделана из алюминия — любимого мною и весьма достойного материала.

И вот что еще очень удивляет меня как архитектора. Территория ГЭС-2, расположенная в центре столицы, является историческим пространством прежде всего в архитектурном смысле. Почему же именно здесь должна появиться скульптура автора, знаменитого тем, что он создает арт-объекты, которые порой разрушаются уже во время их экспонирования?

Игорь Воскресенский, председатель комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме:

— В плане искусства появление такой инсталляции в Москве будет неким вызовом. Но, видимо, к этому и стремятся те, кто привез скульптуру. Острая реакция в обществе, я считаю, точно будет. С другой стороны, данная скульптура — это абстрактное искусство, во всем мире есть известные русские мастера этого стиля, которые стали мировыми знаменитостями. Среди них, например, Наум Габо, один из моих любимых авторов абстрактного искусства в монументальной скульптуре. Не меньшей величины скульптор-абстракционст Генри Мур. Я бы с огромным удовольствием увидел их работы и познакомил с ними наших соотечественников. Но их к нам не привозят. На мой взгляд, произведений звезд первой величины в абстрактном искусстве точно не хватает нашему городу. Что до работы скульптора Фишера, то я бы рекомендовал поставить ее в качестве эксперимента в другое место. Может быть, в парке?

Антон Польский (Мейк), художник-граффитист:

— Вместо того чтобы поддержать или выделить гранты молодым художникам, развивать пространство, фонд, который привез эту скульптуру в Москву, делает вот такие статусные проекты, которые разобщают людей, создают стену между специалистами и обывателями. В итоге они укрепляют мысль, что современное искусство — обязательно что-то очень далекое от понимания нормального человека.

Александр Петлюра, современный художник:

— Можно по-разному относиться к таким произведениям, но ведь прежде все «глину» видели в окружении иностранных домов. Думаю, можно посмотреть и на московской земле. На мой взгляд, в столице очень много слабых памятников. Сколько было споров про памятники Церетели? И чем закончилось? Расплавили хоть один на медь?

Георгий Франгулян, народный художник Российской Федерации, скульптор:

— Во Флоренции, в Нью-Йорке Фишера уже выставляли. Теперь посмотрим мы. Место выбрано самое подходящее — перед будущим музейным пространством. И надо привыкнуть, что здесь могут и дальше появляться подобные скульптуры. Это может кому-то не нравиться, но это возможность увидеть то, что происходит в современном искусстве. В любом случае это очень интересно. Искусство многообразно, в этом и состоит его значимость. Оно должно будоражить глаз, мысль зрителя. Когда я делал проект «Белый город», то надеялся, что дам ход новым работам, новым направлениям искусства в городе. Но прошло несколько лет, и ничего не произошло. Получается, что у нас в городе превалирует новая архитектура, претендующая на скульптурные ассоциации, принимаются нестандартные решения в благоустройстве городского пространства, а скульптура осталась очень далеко позади. Считаю, что нужно давать свободу различным стилям в искусстве. Кто-то смотрит на Генри Мура и ужасается, а ведь он классик! Что же до данной работы, то ее выбрал музей, может быть, это его способ привлечь публику, такой пиар. Я — за подобные эксперименты.

Александр Рукавишников, скульптор, профессор МГАХИ им. В. Сурикова:

— Правы те, кто называет Урса Фишера художником, а не скульптором. Он достаточно известный художник-концептуалист. Я видел его произведения на биеннале в Венеции, с философской точки зрения мне понравилась его идея. Что касается «Глины 4» — это сделано при помощи современных технологий. Скорее это арт-объект, а не скульптура. Глина действительно красива сама по себе. Остроумно придумано — увеличить экспрессивно сложенные куски глины. Я слышал, что выставлено это будет на короткое время на набережной. Думаю, что москвичам и гостям столицы будет полезно и приятно расширить диапазон и увидеть, что городская скульптура может быть разной. На мой взгляд, в этой вещи есть какой-то драйв или кураж. И уж это точно лучше, чем посредственные и аморфные скульптуры, доминирующие во многих наших городах.

Флоренция избавилась от шедевра

В последний раз этот монумент Фишера выставлялся в 2017 году во Флоренции на знаменитой площади Синьории, которая справедливо носит название «музея под открытым небом» и по праву считается одним из самых красивых мест в городе. «Творение» швейцарца появилось в рамках биеннале современного искусства InFlorence. Очевидно, по задумке организаторов, в тот период данная конструкция была призвана развлечь местных жителей и туристов, пока шла реставрация фонтана Нептуна на площади. Но вместо умиления и радости «Большая глина № 4» вызвала шквал недовольства со стороны недоумевающей публики. Судя по гневным комментариям флорентийцев в соцсетях, они разглядели в ней не что иное, как груду экстрементов, которой, по их мнению, негоже находиться в двух шагах от Палаццо Векьо, здания городской коммуны. Так, к примеру, известный и ныне покойный искусствовед Филиппе Даверно назвал тогда статую — произведением «достойным мусорного бака». Чтобы погасить страсти, власти Флоренции предложили устроить коллективное обсуждение, чтобы лучше «понять монумент». В итоге победило большинство. Под давлением негодующей общественности через четыре месяца гигантскую скульптуру демонтировали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: