Кафедральный собор санта мария дель фьоре

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьори в проекте Паломник на портале Азбука веры

Кафедральный собор санта мария дель фьоре

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьори

Мiръ Италия Тоскана Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьори

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — католический кафедральный собор во Флоренции, здесь пребывают святыни, чтимые во всем христианском мире, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. Находится в самом центре города, на соборной площади. (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore)

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святыни
  • 3 Как добраться
  • 4 Ссылки

История [ править ]

Дуомо воздвигли на месте старого кафедрального собора Санта-Репарата, который к концу XIII столетия, согласно документам того времени, начал обрушаться, насчитывая девять веков своего существования. Тем более храм стал мал для города в период быстрого роста населения. Также процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников — Сиену и Пизу, храмом бо́льшим в размере и богаче украшенным. В результате Санте-Мария-дель-Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 году самым большим во всей Европе: в нём может разместиться 30 000 человек.

Решение о строительстве собора на месте древней церкви Санта-Репарата (IV—V века) было принято в 1289 году. Задание построить на месте Санта-Репараты более величественную церковь получил от гильдии искусств зодчий Арнольфо ди Камбио.

Собор являлся местом проповедей Савонаролы, а также в соборе во время заговора Пацци в 1478 году было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.

Строился собор около шести веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года в присутствии многочисленных священнослужителей, городских чиновников и большого количества горожан.

Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен (в начале южной стены, под барельефом с Благовещением видна дата: 1310 год). Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта-Репарата. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 году строительство собора приостановилось на тридцать лет. В 1330 году в Санта-Репарата обрелись мощи святого Зиновия Флорентийского, что придало работам новый стимул. В 1331 году гильдия торговцев шерстью (итал. Arte della Lana) взяла под своё попечение строительство и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 году строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 году, был возведён лишь первый её ярус. В 1348 году работы были прекращены в связи с чумой. На площади перед собором Санта-Мария-дель-Фьоре

С 1349 года работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 году пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини (1360—1369), разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 году старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 году был окончен неф, а к 1418 году оставалось только закончить купол.

К 1380 году стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески. Собор был освящён в 1436 году, но фасад был не достроен.

Великий герцог Франциск I приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX веке было решено достроить собор. В 1887 году появился существующий ныне фасад. Его автор — Эмилио де Фабрис.

Святыни [ править ]

  • частица древа Животворящего Креста Господня
  • ап. Андрей (рука)
  • свт. Зиновий,
  • прп. Симеон Столпник (глава),
  • прп. Мария Египетская (глава),
  • равноап. Мария Магдалина (частица мощей),
  • свт. Иуст Лионский(рука).

Как добраться [ править ]

Адрес: Via della Canonica, 1, 50122 — Firenze

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) – самая узнаваемая достопримечательность во Флоренции. Великолепно декорированный образец готического искусства Италии и одновременно символ Флоренции. Его красноватый купол и возвышающаяся колокольня виднеется почти из любого уголка города.

Строительство собора заняло не один век. Успело смениться несколько архитекторов. И не напрасно – сегодня «цветок святой Марии», как переводится название собора, поражает своей королевской грациозностью и монументальностью.

История создания собора Санта-Мария-дель-Фьоре

По замыслу архитекторов, собор во Флоренции по своему великолепию и масштабу должен был превзойти Пизанский и Сиенский соборы. Таким образом, стать главным собором Тосканы.

Строительство собора началось еще в 1296 году по проекту Арнольфо ди Камбио. Под предводительством этого архитектора была построена основная часть здания.

Колокольня архитектора Джотто

После смерти Камбио в 1302 году работы по возведению собора были поручены знаменитому архитектору Джотто. Он построил колокольню и разработал эскизы фасадов здания. К сожалению, Джотто не удалось завершить строительные работы, т.к. в 1337 году он умер.

Далее во Флоренции вспыхнула чума и работы по возведению собора вновь были отложены. Строительством занялись только в 15 веке, когда завершили устройство стен собора.

Казалось бы, наконец собор был практически построен. Но оставалось еще самое главное – купол.

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Дело в том, что возводить купол на огромной высоте было невозможно по техническим соображениям, а поднять готовый купол наверх – тоже задача не из легких.

Уникальный на тот момент способ поднятия купола на вершину собора предложил архитектор Филиппо Брунеллески. По его расчетам, для этого достаточно было использовать специальную систему консолей, состоящую из 24 вертикальных и 6 горизонтальных поясов. На вершине купола установили башенку-латерну — дело рук архитектора Микелоццо.

В общей сложности, работы по созданию и установке купола на соборе заняли 16 лет! И наконец, восхищающий своими размерами восьмигранный купол стал главным украшением прекрасного собора.

Однако строительство собора еще не было закончено. После приостановки работ к созданию интерьера и украшению фасада приступили только в 19 веке. Полностью собор был построен только в 1887 году.

Архитектура собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор смотрится очень ярко и красочно, благодаря богато декорированному фасаду. Особый запоминающийся облик храму придает большое количество скульптурных элементов, которые видно издалека.

Фасад

Отделкой фасадов занимался Эмилио де Фабрис. Именно по его замыслу для декорирования фасада были использованы вертикальные и горизонтальные мраморные панели. Главными цветами отделки стали розовый, белый и зеленый.

Фото: vvoe / Shutterstock.com

По форме собор напоминает латинский собор с двумя трансептами и апсидой в форме полукруга, имеет три нефа. В длину здание достигает 153 метров, в ширину и высоту – 90 метров. Собор действительно восхищает своими размерами!

Центральный вход

Уже сам по себе центральный вход в собор представляет собой потрясающий образец неоготического искусства. Главные ворота выполнены из бронзы и богато декорированы разнообразными рельефными композициями – сценами из жизни Богородицы.

На передней части центрального входа возвышается барельеф Богородицы на троне, выполненный скульптором Тито Сарокки.

Арку над центральным входом украшает фреска с Мадонной, держащей лилию.

Интерьер

Внутри флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре приковывает взгляд богатый интерьер: преобладают композиционные элементы в стиле итальянской готики. Это и разнообразные арки, стрельчатые своды, галереи, многочисленные пилястры на стенах.

Фото: V_E / Shutterstock.com

Внутреннее пространство собора поражает воображение своими размерами и одновременной лаконичностью убранства. Здесь нет такого огромного количества декоративных и скульптурных элементов, как снаружи.

В первую очередь обращают на себя внимание красочные витражи на арках нефов и трансептов. 44 изумительных витража изображают сцены из жизни святых, Христа и Богоматери.

На сводах собора располагаются уникальные фрески 15 века. Они изображают знаменитые флорентийцы: Джованни Аркуто, Данте Алигьери, Николо да Толлентино. Также здесь можно увидеть бюсты, выполненные Арнольфо ди Камбио, Бруннелески, Джотто ди Бондоне.

А наверху, под куполом собора, открывается настоящее чудо живописи — восхитительная роспись 16 века, выполненная Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Многоярусная роспись изображает сцены из Страшного суда, начиная с Ада и заканчивая изображением Богоматери и святых.

Фото: Renata Sedmakova / Shutterstock.com

Главным религиозным сокровищем собора является урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, которая была обнаружена в 14 веке в руинах старинной церкви Санта-Репарата.

Особый интерес представляют оригинальные часы с обратным ходом, выполненные в 1443 году Паоло Учелло.

Пол в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре заслуживает отдельного внимания. Он был выполнен в 16 веке несколькими скульпторами.

Склеп

В склепе собора находятся гробницы флорентийских священников. Здесь же расположена могила создателя купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре – Филиппо Брунеллески, и могила другого архитектора собора — Джотто.

Музей Дуомо

Расположенный недалеко от собора музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore) заслуживает отдельного внимания. Это бывшая мастерская архитектора собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески, открытая как музей в 1891 году.

В музее выставлены многочисленные макеты и проектировочный чертеж купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре, изготовленный Брунеллески.

Здесь также хранятся многие украшения и знаменитые флорентийские скульптуры 15 века, перенесенные сюда из собора. Среди них скульптура «Пророк Аввакум» Донателло, статуя «Кающаяся Мария Магдалена», статуя Папы Бонифация VIII, выполненная Арнольфо ди Камбио, и незаконченная скульптура «Пьета», над которой работал Микеланджело.

Как добраться до собора

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре располагается в центральной части Флоренции по адресу Соборная площадь (Piazza del Duomo). Здесь же располагается баптистерий Сан-Джованни, построенный в 5 веке, и колокольня Джотто, на которую можно подняться.

Найти собор очень легко – его видно издалека и возле него всегда много туристов. Если вы поедете на автобусе, то вам подойдет любой автобус, идущий до Соборной площади.

Часы работы собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор открыт для посещения:

  • с понедельника по субботу — с 10.00 до 16.30;
  • в воскресенье – с 13.30 до 16.30.

На смотровую площадку купола собора можно подняться:

  • с понедельника по пятницу с 8.30 до 19.00;
  • в субботу с 8.30 до 17.00;
  • в воскресенье с 13.00 до 16.00.

Музей работает с 9.00 до 19.00 каждый день. Закрыт каждый первый вторник месяца.

Стоимость посещения

Вход в кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный! Поэтому нет необходимости покупать билет, если вы хотите посмотреть только собор. Смело вставайте в очередь у входа, которая двигается достаточно быстро, и не беспокойтесь о билетах.

А вот для посещения музея Дуомо, баптистерия Сан-Джованни, крипты древней церкви Санта-Репарата, колокольни Джотто и подъема на купол собора действует единый билет. Его стоимость — 18 Евро по состоянию на 2020 год.

Если вы не планируете подниматься на купол, то билет можно использовать в течение 30 дней с выбранной даты посещения. После первого входа в одно из зданий соборного комплекса билет действителен в течение 72 часов. По нему можно зайти один раз в каждую из перечисленных достопримечательностей.

На официальном сайте Дуомо во Флоренции www.ilgrandemuseodelduomo.it можно заранее купить билет. Обязательно распечатайте его.

Приобрести билет можно также на месте — напротив северных ворот баптистерия в Centro Arte e Cultura.

Уточняйте информацию о расписании и стоимости билетов на официальном сайте.

Экскурсии по Флоренции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore)

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – флорентийский храм, один из важнейших памятников итальянской и мировой архитектуры. История его строительства связана со знаковыми для искусства именами – ди Камбио, Джотто, Брунеллески. Задуманный как кафедральный собор города в конце XIII века, он строился и перестраивался вплоть до начала ХХ в. Туристов зачаровывает нарядная облицовка фасада из цветного итальянского мрамора, витражные окна, мозаики и фрески, резные двери и барельефы. Расположенный на площади Дуомо вместе с баптистерием и колокольней Джотто собор Санта-Мария-дель-Фьоре входит в число памятников исторического центра Флоренции, защищенных ЮНЕСКО.

Читайте также  Дворец альгамбра в гранаде

Сэкономь на путешествии!

История знаменитого долгостроя

Еще в V веке на месте будущего храма была построена церковь Святой Репараты, принявшей мученическую смерть в III веке. Вместе со святым Зиновием мученица стала покровительницей Флоренции. Из-за несовершенных строительных технологий к XIII веку собор просто разваливался от старости, к тому же он уже не мог вместить в себя всех желающих присутствовать на службе. Те же проблемы испытывали главные соборы Сиены и Пизы, и в этих городах началось возведение новых, более вместительных храмов. Флоренция, всегда конкурировавшая с соседями, сразу же включилась в гонку. Проект был заказан Арнольфо ди Камбио, к тому моменту уже построившему базилику Санта-Кроче, позднее добавившему к числу своих шедевров Палаццо Веккьо – городскую ратушу.

Архитектор спроектировал здание, состоящее из трех нефов-отделений под восьмиугольным куполом. Центральный неф опирался на фундамент церкви Святой Репараты. Первый камень будущего храма торжественно заложил папский посланник Валериан в 1296 году. До 1310 г. строительство велось энергично, потом ди Камбио скончался, и темпы резко замедлились на 30 лет. Санта-Мария-дель-Фьоре ожидала участь кафедральных соборов Пизы и Сиены, так никогда и не завершенных, если бы не подозрительно своевременная находка. В руинах Санта-Репараты были обнаружены останки святого Зиновия, первого епископа города. Тут же нашлись вдохновленные чудом спонсоры – гильдия купцов, торгующих шерстью. Они наняли на работу уже ставшего популярным Джотто. В соборе Санта-Мария-дель-Фьоре он продолжил реализацию проекта ди Камбио, а рядом построил необычную колокольню с яркой мраморной облицовкой. После смерти Джотто идеи мастера воплощал его ассистент Андреа Пизано – до тех пор, пока по Европе не пронеслась пандемия чумы. Когда континент пришел в себя после множества смертей, работы вели уже менее известные специалисты.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в XV веке

Только к 1418 году строители разобрались с основным корпусом – им оставалось возвести купол. В это же время власти города объявили конкурс на обновление дверей стоящего рядом баптистерия XII века. В конкурсе победил Лоренцо Гиберти, бронзовые двери баптистерия стали лучшими в карьере мастера. Вместе с ним в состязании участвовал Филиппо Брунеллески, но проиграл, однако позднее его допустили к более амбициозному проекту – возведению купола над собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Строительство началось в 1420 году. 25 марта 1436 года собор освятил папа Евгений IV. Дату выбрали не случайно: по флорентийскому календарю до 1750 года Благовещение в конце марта было днем начала нового года.

История внешнего декора и интерьера церкви

Фасад здания декорировали с XV по XIX век, пол выложили мраморной плиткой в XVI веке. Отделочный материал брали из лучших итальянских месторождений: белый мрамор везли из Каррары, зеленый – из Прато, красный – из Сиены. Интерьеры и фасады украшали скульптурные работы Донателло и других флорентийцев. Для обустройства витражей приглашали Паоло Уччелло, Донателло, Гадди. Непрерывные строительные работы не мешали бурной церковной жизни. В XV веке в храме Санта-Мария-дель-Фьоре проходил XVII Вселенский собор католической церкви, когда западные богословы безуспешно пытались вступить в союз с православными. В его стенах выступал с проповедями Савонарола, здесь мятежники убили брата Лоренцо Великолепного и едва не зарезали самого герцога.

Архитектурные особенности собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Величие собора Санта-Мария-дель-Фьоре, достигающего 153 м в длину, 38 м в ширину, а в крестовой части и 90 метров, поражает воображение. Высота арок здания составляет 23 м, собора вместе с куполом и крестом – 114,5 м. Сегодняшний храм – эффектное здание с богатым декором, визуальный центр Флоренции, однако современники воспринимали его по-другому. Каждый новый этап строительства был открытием в истории архитектуры. Арнольфо ди Камбио добился небывалых размеров, Джотто отказался от средневековых пропорций и внес в проект первые элементы Возрождения, Брунеллески создал огромный облицованный кирпичами купол без использования сложной системы лесов.

Архитекторы XIX века, завершавшие работу над фасадом собора Санта-Мария-дель-Фьоре, напротив, стремились удержаться в рамках традиции и работать в согласии со старыми мастерами.

Фасад и главный вход

Проект фасада приписывают Джотто, хотя на самом деле работы по декорированию начались на два столетия позже. Это коллективная работа нескольких мастеров, среди которых Андреа Орканья и Таддео Гадди. Строили входную часть храма крайне медленно, в конце концов тосканский герцог Франческо I повелел Бернардо Буонталенти вообще разобрать готовую стену, поскольку она не соответствовала ренессансным представлениям о прекрасном. Часть украшавших его изначально скульптур позднее попали в музей за собором, часть – в Берлинский музей и Лувр. На этом злоключения передней стены не закончились: подрядчики и власти города переругались между собой из-за денег, и до XIX века собор Санта-Мария-дель-Фьоре так и стоял голым, пока его дизайном не занялся Эмилио де Фабрис. Он создал неоготический фасад из белого, зеленого и красного мрамора, посвященный Деве Марии. Коллеги по цеху в целом одобрили работу, хотя некоторые сочли главный вход в собор излишне декоративным.

В лицевой части собора Санта-Мария-дель-Фьоре посетители видят три массивные бронзовые двери работы Аугусто Пассальи, установленные на рубеже XIX-XX вв. и украшенные сценами из жизни Девы Марии. Полукруглые люнеты над входами выложены мозаиками по проекту Николо Барабино, религиозного художника XIX века. По традиции эпохи Возрождения, он включил в сюжеты мозаик не только фигуры Христа, Марии и Иоанна Крестителя, но и изображения флорентийских художников, меценатов, ученых и купцов. Барельеф работы его современника Тито Саррокки – Дева Мария на троне с украшенным цветами скипетром – находится на фронтоне центральной двери. На вершине фасада обустроена серия ниш с 12 апостолами, по центру – Мадонна с младенцем. На самом верху здания, между окном-розой и треугольным тимпаном, представлены бюсты великих флорентийских художников.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре обходился без купола более сотни лет с начала строительства. Причин для промедления было несколько: банальная нехватка средств, проблемы с материалами и, наконец, самое главное – никто не знал, как построить купол такой величины, чтобы он не обрушился и не убил строителей и прихожан. Готические полуарки, забирающие на себя часть веса, к этому моменту считались устаревшими. Архитекторам хотелось добиться простоты и легкости купола римского Пантеона, выполненного из цемента по утраченным технологиям. Брунеллески изучал опыт античности, но пришел к выводу, что для обустройства лесов не хватит запасов древесины со всей Тосканы. Опираясь на собственную интуицию, он решил использовать цепные арки из камня и железа, намертво держащие восьмиугольный купол. На внутренних ребрах купола установили углубления для платформ, заменявших леса. Облицовочные кирпичи тоже укладывали нетрадиционно, елочкой, иначе детали падали вниз до тех пор, пока раствор не схватится. Всего строителям понадобилось 4 миллиона кирпичей, для их подъема к куполу архитектор изобрел специальную машину. После смерти Брунеллески осталось завершить отделочные работы. На вершине купола был размещен медный шар из мастерской Верроккьо. Считается, что в его изготовлении принимал участие подмастерье по имени Леонардо да Винчи.

Интерьер собора

Многие элементы декора со временем были утрачены или перенесены в музей собора, в том числе кафедры хора работы Донателло и Луки делла Роббиа. Некоторые фрески в XIX веке, во избежание утраты, перевели на холсты, как изображение Данте, читающего перед Флоренцией «Божественную комедию», кисти Доменико ди Микелино. Выдающиеся надгробные изображения размещены внутри собора – это живописные конные статуи кондотьеров Никколо Толентино работы Андреа дель Кастаньо и Джона Хоквуда работы Паоло Уччелло. Над главным входом расположены литургические часы работы Паоло Уччелло с 24 цифрами на циферблате.

Стены украшены 44 витражами XIV-XV вв. Один из старейших, с изображением Христа, коронующего Марию, работы Гаддо Гадди, расположен прямо над часами. Из нефа видно только одно витражное окно работы Донателло, посвященное коронации Девы. Купол, по замыслу Брунеллески, должны были покрыть изнутри позолотой, потом решили сэкономить и ограничиться побелкой. Позднее его поверхность расписал коллектив художников, в том числе Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро, в различных техниках.

Крипта собора

Продолжительные археологические раскопки 60-70-х гг. ХХ века показали, как последовательно сменяли друг друга собор Санта Репарата с раннесредневековым мозаичным многоцветным полом и Санта-Мария-дель-Фьоре. В крипте, подземелье собора, расположена простая могила Филиппо Брунеллески. Кроме архитектора, в храме похоронен Зиновий Флорентийский, первый епископ Флоренции, Конрад II, средневековый король Германии и Италии, Джотто, ставший первым деятелем Проторенессанса, несколько средневековых пап. Кстати, легенда про захоронение Джотто в соборе устойчиво держится с момента смерти художника, но останки его так и не найдены, как и могилы Арнольфо ди Камбио и Андреа Пизано. С 1974 года крипта открыта для платного посещения.

Информация для туристов

Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный, через правую дверь центрального фасада, доступ открыт с понедельника по пятницу с 8.30 до 19.00, в субботу с 8.30 до 17.40. На самом деле расписание условное, зависящее и от распорядка церковных служб, и от погоды – при сильном ветре подъем на купол запрещен. Уточнять время визита рекомендуется на официальном сайте музея Дуомо. Инвалиды-колясочники могут попасть в собор с правой стороны здания. Все удобства: туалет, гардероб, кафе – расположены в музее.

Осмотр платных достопримечательностей

Посещение купола и склепа-крипты платное – комплексный билет стоит 15 евро, для детей 6-11 лет – 3 евро. Он дает право в течение 6 суток с момента приобретения осмотреть достопримечательности собора Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольню справа от храма, баптистерий перед его центральным входом и музей за ним. Билет действителен в течение 48 часов с момента допуска к первому объекту, дважды осматривать одно и то же нельзя. Чтобы подняться по 463-ступенчатой лестнице на купол, нужно забронировать время заранее. Если не прийти вовремя, то перенести посещение нельзя – слишком много желающих оказаться на лучшей смотровой площадке во Флоренции.

Как добраться

Найти собор Санта-Мария-дель-Фьоре не сложно, ведь это самое внушительное здание в историческом центре Флоренции. Чтобы добраться до него от вокзала Санта-Мария-Новелла, нужно выйти на виа Панцани и затем свернуть на виа Черретани. Из аэропорта Флоренции до вокзала можно доехать на шаттле Volainbus, который курсирует с 5.30 до 0.30 (c 5.30 до 21.30 автобусы отправляются каждые полчаса, с 20.30 до 0.30 – раз в час; время в пути – около 20 минут, билет стоит 6 евро). Если же Вы выезжаете из отдаленных районов города, можно воспользоваться автобусами № 6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Один из самых прославленных шедевров средневековой архитектуры, кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (Basilica di Santa Maria del Fiore) является пятым по величине собором в Европе после Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Кафедрального собора Севильи и Миланского собора. Благодаря смелости создателей его конструкции, пышности декораций и авторской уникальности, собор был признан в 1982 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История собора и его конструкция

В 1285 году во Флоренции было решено расширить старую и уже обветшалую церковь Санта-Репарата, построенную в 6-м веке, функции которой между 9-м и 11-м веком выполнял баптистерий. Проект был поручен архитектору и скульптору Арнольфо ди Камбио (14 век), который заложил первый камень в 1296 году. Новый собор был посвящен Деве Марии и освящён в 1412 году в честь Санта Марии дель Фьоре. Строительство здания заняло почти два столетия, не считая строительства нынешнего фасада, который был выполнен только в девятнадцатом веке.

Читайте также  Покровський собор харків

План флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре представляет из себя продольный корпус с тремя нефами и четырьмя пролётами в общем восьмиугольном пространстве. Три стороны восьмиугольника открываются нишами, увенчанными в свою очередь часовнями.

Этот проект является результатом тщательного изучения Арнольфо классической архитектуры: его восьмигранная форма отсылает к поздним античным строениям, а тема соединения продольного корпуса с центральным напоминает Римский Пантеон.

Колокольня Джотто

В 1334 году начались работы над колокольней. Спроектировать эту великолепную башню было поручено художнику Джотто (Giotto). Джотто, будучи уже в то время признанным художником, был также назначен архитектором и ответственным за строительство собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Это был первый случай в истории, когда столь важные обязанности были возложены на художника.

Башня, отделенная от корпуса церкви, имеет квадратное строение и компактную конструкцию, усиленную по углам прочными контрфорсами с восьмигранным сечением. Её строительство, которое после смерти Джотто дошло до первого каркаса, продолжил Андреа Пизано и закончили в 1357 году Франческо Таленти и Нери ди Фиораванте. Снаружи и собор, и колокольня облицованы полихромным мрамором, с утонченным рисунком на башне, соответствующем замыслу Джотто, и более крупным на стенах собора, имитирующим полосчатый мотив, украшающий Баптистерий.

Фасад собора

Нынешний фасад собора Санта-Мария-дель-Фьоре является не готическим, а неоготическим, поскольку он был построен в 19 веке. В конце 19 века в Италии были проведены конкурсы по завершению некоторых известных незаконченных средневековых памятников: Сан Петронио в Болонье, Кафедральный собор Милана, Кафедральный собор Амальфи. В 1864 году во Флоренции по проекту Эмилио де Фабриса (1807-1883) было решено завершить работы над фасадом собора Арнольфи. Строительство фасада было выполнено в период между 1880 и 1888 годами по проекту Эмилио де Фабриса (1807-1883).

Структура, выполненная из полихромного мрамора, хроматически гармонирует как с боковыми возвышенностями Собора, так и с близлежащими зданиями, то есть с колокольней и баптистерием. Современность фасада, который в комплексе почти идеально гармонирует со всем собором, выдаёт только избыточное присутствие декораций. Кроме того, по сравнению с боковыми сторонами собора, в фасаде преобладает «красный сиенский» мрамор, выбранный из патриотических соображений. Это были годы объединения Италии, и триколор фасада служил манифестом нового государства.

Купол Брунеллески собора Санта Мария дель Фьоре

Символ Возрождения и памятник человеческой изобретательности, Купол Брунеллески был самым большим в мире во время своего строительства и до сих пор является самым большим каменным куполом из когда-либо построенных.

Трудная задача

Учитывая то, что Флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре — это гигантское здание: 153 метра в длину, рассчитанное на 30 000 человек, с размерами купола, достигающего 43 метра в диаметре, строительство купола было непростой задачей, несмотря даже на имеющийся пример прекрасно сохранившегося купола Римского пантеона. Дело в том, что древние римляне построили свой купол из бетона, но техника такого строительства была уже давно утеряна. Купол флорентийского собора должен был быть построен как и своды готических соборов из камня или кирпича. Но строительство деревянного опорного каркаса свода, который начинался бы с земли и поднимался на 93 метра в высоту, эквивалентной 30-этажному зданию, считалось невозможным и слишком дорогим. Кроме того, ни один сорт дерева не мог выдержать вес такого большого и тяжелого покрытия до завершения его строительства.

Проект Брунеллески

Конкурс 1418 года ставил задачу решения проблемы со строительством купола. Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), 1377-1446 гг., был в числе семнадцати архитекторов, представивших свои проекты, и единственным, кто прошел отбор. Его идея была гениальна своей простотой: «самонесущая» конструкция, способная поддерживать себя на каждом этапе строительства.

Конструкция купола Брунеллески состоит из двух отдельных куполов, один внутри другого. Это мощный каркас из двадцати четырёх ребер, соединенных горизонтальными арками, которые усиливают внутренний купол и разбивают очень широкие грани наружного купола на три части.

Внутренний купол несет основную конструктивную нагрузку и представляет из себя каркас из арматур и соединительных частей. Внешний купол — более легкий, и выполняет декоративную функцию. Нижняя часть купола построена из камня до тех пор, пока это позволял изгиб стен, затем использовались кирпичи, которые выкладывались «ёлочкой» для соблюдения равновесия всей конструкции.

Завершающим штрихом гения была облицовка купола. Брунеллески не хотел, чтобы его купол был похож на существующие сооружения 14 века. Для этого он создал его простую, но четко отличительную черту с помощью хроматического эффекта, заметную даже на расстоянии многих километров. Поверхность сооружения была покрыта красной черепицей и разделена восьмью рядами белого мрамора, расположенными на угловых ребрах. Эти хребты, сходившиеся у своего основания в латерне, не имеют несущей функции, но создают видимость легкого каркаса, похожего на зонтик, благодаря которому стены выглядят как натянутые мембраны.

Лантерна купола и мертвые трибуны

Лантерна

Спустя много лет после завершения строительства купола, Брунеллески занялся строительством Латерны (1438-60) и четырёх полукруглых эдикул, известных как «мертвые трибуны» (1438-70). Латерна, соединявшая белые мраморные рёбра с волютами, была задумана как настоящий маленький храм и гармонично завершала величественную структуру купола. Её архитектурная ценность неоспорима — своими масштабными размерами, один только бронзовый шар на вершине купола превышает 2 метра в диаметре, она создает неповторимый образ панорамы Флоренции.

Мертвые трибуны

У основания барабана купола были построены Мертвые трибуны, имеющие функцию статического сдерживания, заменив собой строгие готические арки. Они подпирают четыре стороны восьмиугольника, не усиленные сводами трех апсид. Их открытые большие ниши, украшенные огромными ракушками, представляют собой одну из самых ясных форм, задуманных архитектором.

Отзыв: Кафедральный Собор Санта Мария дель Фьоре (Италия, Флоренция) — Главный «цветок» Флоренции — кафедральный Собор Санта Мария дель Фьоре!

Думаю, что вряд ли можно найти такого туриста, который при посещении Флоренции пройдет мимо собора Санта Мария дель Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore), или Дуомо (от итал. «duomo» — собор). Его трудно не заметить почти из любой точки города, если конечно не смотреть все время под ноги на мощеные улочки, а ходить с гордо поднятой головой, зонтом или фотоаппаратом, — нужное подчеркнуть.

От главной площади города — площади Синьории (Piazza della Signoria) — пройти нужно несколько минут к северу по прямой, и Вы окажетесь на соборной площади (Piazza del Duomo), где и располагается собор. Этот путь я показала на карте со спутника. Здесь я вспоминаю былинных богатырей из русских сказок, которые выбирали свой путь, начертанный на дорожном камне. Кстати, повернув с площади Синьории на восток и пройдя по прямой несколько сот метров, Вы окажетесь у Базилики Санта Кроче на одноименной площади, где захоронены многие известные флорентийцы: великий астроном, скульптор и художник, поэт, создатель беспроводного телеграфа и др. А повернув с площади Синьории к югу, увидите вход в Галерею Уффици.

Уже на подходе к собору его величественный купол будет выглядывать из-за крыш рядом стоящих домов. Даже будучи на другом берегу реки Арно, пересекающей Флоренцию, потерять собор из виду довольно проблематично. Он поражает своим величием и не случайно: по задумке архитекторов внутри собора должны были помещаться все жители средневековой Флоренции, а это несколько десятков тысяч человек.

Пейзаж на фото — один из самых запоминающихся в моей жизни, он не уступает даже виду на всю Барселону с горы Тибидабо, но там уже все-таки какое-то другое настроение.

Сам город Флоренция переводится с латинского, как «цветущий». Вот и название главного кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре тоже продолжает цветочную тематику: название этой достопримечательности можно перевести, как Собор Святой Марии с цветком. Принято также называть этот собор Дуомо, что на итальянском и означает «собор». Если задуматься, то сам этот огромный купол и напоминает цветок, который возвышается над городом, не правда ли? Вместе в главным куполом собора над городом возвышается и колокольня Джотто (Campanile di Giotto) — слева от главного купола. Также в соборный комплекс входит и Баптистерий Сан Джованни (San Giovanni Battista). Охватить на фото все три архитектурные сооружения довольно сложно, находясь на земле, но все-таки возможно.

Стоит отметить, что баптистерий (крестильня) является самым древним строением соборного комплекса. Он был возведен в 5 веке, но в то время имел другой вид: еще не было облицовки из мрамора, не было ворот с барельефами работы Лоренцо Гиберти, называемых «Врата рая».

Флоренция является столицей Тосканы — одного из регионов Италии. В 13 веке город стал развиваться намного лучше своих соседей — Пизы и Сиены, а потому ему было необходимо возвести на своей территории определенного рода символ власти и могущества. А в то время церковь была неотделима от государства, поэтому решено было возвести величественный и неповторимый в своем роде кафедральный собор. В 1296 году было дано начало строительству, и в том виде, в котором мы видим его сейчас, собор можно было лицезреть только к концу 19 века, к 1887 году, когда был достроен фасад, авторство которого принадлежит архитектору Эмилио де Фабрису.

Множество архитекторов приложили свою руку к строительству Собора Санта Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио дал направление основным работам и создал основной проект, заложив первый камень на месте древней церкви. По его проекту собор имел форму католического креста, что видно со спутника.

Ди Камбио спроектировал 3 нефа и обозначил наличие купола, состоящего из 8 частей.

После него главная роль в строительстве собора перешла к Джотто, который решил основное внимание уделить кампаниле, то есть колокольне, при жизни успев возвести лишь небольшую ее часть. Сейчас эта колокольня носит имя архитектора и называется колокольня Джотто.

После смерти Джотто архитекторами были Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини, Альберто Арнольди, Орканья и другие. К началу 15 века они проделали огромную работу, результатом которой стал величественный собор, которому не доставало лишь купола, задуманного еще Арнольфо ди Камбио. Проектировкой и строительством этого недостающего элемента занялся скульптор Филиппо Брунеллески, и именно эта работа в настоящее время является одним из самых известных его творений. Стоит отметить, что по профессии Брунеллески был ювелиром — в то время еще не выделяли профессию архитектора. Может быть, именно поэтому купол получился до того филигранным и продуманным до каждого кирпичика.

Купол возводился в течение 16 лет — с 1420 по 1436 год. По окончании строительства собор был освящен папой Евгением IV, а уступал по величине лишь Кафедральному Собору Милана и Собору Святого Петра в Ватикане.

Возвести такого рода сооружение для того времени было довольно сложной задачей: строителям приходилось почти все время находиться в горизонтальном положении, нужно было до мельчайших деталей продумать укрепления, чтобы не нарушить шарообразную форму купола, а соответственно и общую эстетику собора. Стоит отметить, что новаторство Брунеллески состоит в том, что он задумал купол не совсем шарообразным, а вытянутым. Он решил соорудить купол, восходящий к эстетике ренессанса, хотя по задумке Арнольфо ди Камбио общий стиль собора должен был быть готическим: здесь и не шарообразный купол, и не готическая башня, а что-то среднее. Кстати, гробница Брунеллески находится внутри собора. А вот в здании справа — Palazzo dei Canonici, — прямо напротив купола собора Санта Мария дель Фьоре, установлен памятник Филиппо Брунеллески: он смотрит вверх прямо на свое творение, а в руках держит чертежи.

Читайте также  Пергамский музей в берлине

С правой стороны установлен такой же памятник первому архитектору собора Арнольфо ди Камбио.

Время идет, сменяют друг друга эпохи, а потому к 1436 году финальным аккордом в строительстве собора стал восьмиугольный купол, который в те времена стал символом возрождения самой Флоренции и был выполнен как раз в стиле ренессанс, что в переводе означает именно «возрождение».

Центральный фасад собора существовал на момент его освящения, но в конце 16 века был разрушен. В течение нескольких веков проводился конкурс на возведение нового фасада, и только в 70-е годы 19 века был утвержден проект архитектора Эмилио де Фабриса. Облицовка сделана из мрамора трех разных видов: белого, зеленого и розового. Они были привезены из разных районов Тосканы, где находились каменоломни. Белый — из Каррары, зеленый — из Прато, розовый — из Мареммо.

Строительство возводилось в том числе и на пожертвования меценатов, среди которых был и русский промышленник Павел Демидов. Об участии того или иного мецената в строительстве собора говорит высеченный на стенах мраморный герб.

Вот так увековечено имя Демидова на стенах собора.

На стенах собора Санта Мария дель Фьоре можно встретить мраморные фигуры святых и религиозных деятелей.

Можно сказать, что собор строился на протяжении 6 веков. Тут мне сразу на ум приходит похожая история с главным кафедральным собором Чехии — Собором Святого Вита в Праге: его тоже строили долго, закончив строительство только в 20 веке. И тут ничего удивительного — все продумано до мелочей, но в то же время просто поражает своим величием.

Внутри собора находятся фрески и скульптуры известных художников и архитекторов, в том числе и Микеланджело Буонаротти, однако в настоящее время они хранятся неподалеку — в музее Опера дель Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore). Там же находится и оригинал восточных ворот баптистерия Сан Джованни «Врата рая».

Что касается времени для посещения собора, то здесь трудно советовать: основные экскурсии проводятся утром (если это касается туристических групп), а плановые бесплатные экскурсии в собор можно посетить каждый день с интервалом в 40 минут — с 10.30 и до 12.00, а потом с 15.00 и до закрытия посещения в 17.00. Время работы связано с сезоном, хотя побывав во Флоренции летом и зимой, могу сказать, что жажду познания и посещения культурных достопримечательностей не погасит даже проливной дождь. В таком случае только фото получатся немного туманными, да и фотоаппарат может намокнуть, но это не так страшно, ведь увидеть Дуомо — бесценно, какой там сломанный от воды фотоаппарат.

На площади Дуомо, где и находится соборный комплекс Санта Мария дель Фьоре, есть вся необходимая инфраструктура. Для тех, кто проголодается — по краям площади есть кафе.

Для тех, кого именно в этот момент посетит мысль о покупке сувениров — сувенирные лавки тоже есть.

К слову о проголодаться: советую отойти немного вглубь по любой из прилегающих улочек — там будет не так многолюдно, подешевле и можно будет прочувствовать флорентийский колорит. Мы так и сделали, посетив обычную пиццерию где-то в километре от Дуомо: делились впечатлениями от посещения собора, а параллельно слушали, как посетители-итальянцы громогласно комментируют очередной футбольный матч.

И еще добавлю. Во Флоренцию можно ехать в любое время года. Конечно, летом будет много зелени, хотя в исторической части города ее почти нет. Зато зимой можно надеяться на то, количество любопытных глаз и ног будет все-таки немного меньшим, чем летом.

Стоит отметить, что Собор Санта Мария дель Фьоре входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор является действующим, но открыт для посещения. Вход бесплатный.

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore).

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре — главный объект посещения во Флоренции для любого человека. Как минимум надо рассмотреть эту красоту хотя бы снаружи, если хотите, чтобы при рассказе о Флоренции вас не осмеяли. Несмотря на типичную итальянскую готическую архитектуру, Собор ярко выделяется на фоне зданий подобного стиля. Он расположен в центре Старого города.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре.

Флорентийский собор по своим размерам уступает в Италии только собору Святого Петра в Риме. Проектировал здание один из самых великих архитекторов своего времени Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio, 1245–1302), применивший в своем проекте норманнские и готические архитектурные элементы. Большинство скульптур кафедрального собора сегодня хранится в Музее Собора. Вместе с тем, такие шедевры, как двери Ризницы (Бронзовая дверь Ризницы), буфет Ризницы с деревянной инкрустацией и, конечно, роскошные витражи, главным образом выполненные в 1434–1445 годах по проектам художников Донателло, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, по-прежнему находятся на своих местах.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Самые богатые и влиятельные кланы Флоренции – Альбацци и Медичи – стремились всячески способствовать возвеличиванию родного города, а значит, и прославлению себя. Проще всего это было сделать, вложив деньги в какой-то значимый объект. Таковым и являлся Дуомо. Гильдия искусств Флоренции поручила возвести этот собор архитектору Арнольдо ди Камбио еще в 1295 году. Однако он умер, оставив здание недостроенным и с зияющей дырой вместо купола. Работы с переменным успехом велись еще столетие.

Баптистерий Санта-Мария-дель-Фьоре

Баптистерий Санта-Мария-дель-Фьоре.

В 1400 году был объявлен конкурс на изготовление бронзовых дверей для Баптистерия Сан-Джованни – составной части Дуомо. Как водится, каждый клан выставил своего протеже. Семейство Альбицци представлял тогда еще молодой ювелир Филипп Брунеллески, а выскочек Медичи (каковыми считала их тогда знать) – Лоренцо Гиберти. Во главе конкурсной комиссии стоял Джованни Медичи. И как же вы думаете, кого признала победителем конкурса эта комиссия?

Санта-Мария-дель-Фьоре

Джованни Медичи.

Джованни Медичи принял поистине соломоново решение: присудить победу обоим претендентам. Как знать, что было бы, если комиссия решила бы определить Гиберти победителем. Понятно, что знаменитые «Врата рая» появились бы и в этом случае, как и Северные двери Баптистерия. Но, вполне возможно, что Флоренция не получила бы одно из главных своих чудес, название которому купол Брунеллески. Принятое Джованни Медичи решение повлекло за собой непредвиденные последствия.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

На примере работы над бронзовыми дверями Баптистерия мы убедились уже, что характер Гиберти был из тех, что принято называть несносными. Канцлер Флоренции был вынужден с ним считаться (и слава богу). А вот молодой Брунеллески считаться не пожелал. Как сообщает в своем пятитомнике Вазари, Филипп Брунеллески наотрез отказался работать с Гиберти, заявив, что желает быть «первым в искусстве, чем вторым в этом деле».

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Брунелески во Флоренции.

Самоуверенный юнец вместе со своим другом, будущим знаменитым скульптором Донателло, отправился в Рим изучать архитектуру. Однако, будучи признанным одним из победителей конкурса на работу в кафедральном соборе (заметим, наряду с великим Гиберти!), о флорентийском Дуомо не забывал и через 9 лет предложил городу свой проект возведения купола на Санта- Мария-дель-Фьоре. Четыре десятилетия собор простоял без «головы», на 57-метровой высоте его стен зияла дыра диаметром 43 метра!

Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол Брунелески.

Очень скоро всем стало ясно, что даже в великой Флоренции, этом городе гениев, не было человека, способного завершить строительство такого грандиозного собора. Кроме Брунеллески, предложившего весьма оригинальный проект. Который, между прочим, многим специалистам показался чистым безумием, не было никого, кто смог бы предварительными расчетами подтвердить или опровергнуть его состоятельность. Сам же мастер не говорил о подробностях строительства вплоть до воплощения своего замысла. До которого оставалось еще десяток лет. Брунеллески позволял себе издевательски кривляться, заявляя посланцам из Флоренции: «А зачем я вам нужен? У вас есть мой проект, у вас есть Гиберти с его надзорной комиссией, вот пусть они и строят». Гиберти ничего не оставалось, как публично признать, что, кроме самого Брунеллески, этот проект никому не по зубам.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Строительство купола собора во Флоренции.

Так молодой гениальный архитектор получил полную самостоятельность в продолжении проекта. Больше никто не смел диктовать ему никаких условий до окончания работ. В 1420 году строительство купола сдвинулось с мертвой точки. Брунеллески изобрел технику, основанную на его исследовании «строительных технологий» древних римлян. Для этого творцу пришлось попотеть, ведь масса неоднородной каменной кладки купола составила 27 000 тонн! В результате купол построили как самоподдерживающуюся структуру! В 1500-х годах это был настоящий прорыв в архитектуре.

Баптистерий Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре.

По окончании строительства своды купола расписали огромной фреской «Последний Суд» (Джорджио Вазари и Федерико Зуккари). Купол сразу признали шедевром. Спустя много лет папа Юлий II, закладывая собор Святого Петра в Ватикане, попросил Микеланджело сделать для него купол еще больший, чем флорентийский, но услышал в ответ: «Купол флорентийского Дуомо не то что превзойти, его воспроизвести невозможно». Слова Микеланджело оказались пророческими. Похожей схемы при строительстве купола больше никто не применял. Между тем главный фасад Собора был закончен лишь в конце XIX века, а спонсировали завершение нового фасада в том числе русские промышленники Демидовы, которые переехали во Флоренцию и умудрялись отсюда управлять своими многочисленными предприятиями в России.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре билеты.

Сегодня купол – самая характерная особенность флорентийской городской панорамы. Подъем на него расположен справа от главного фасада (обойдите собор и башню против часовой стрелки). Чтобы подняться на легендарный купол, нужно отстоять в очереди (вне зависимости от времени года). Или забронировать и оплатить посещение всего комплекса на сайте. Это сэкономит вам массу времени.

Вид с купола Санта-Мария-дель-Фьоре

Купить билет онлайн в Санта-Мария-дель-Фьоре.

Вы можете приобрести единый билет на посещение Собора, купола, Баптистерия и Кампанилы. Билет действует 48 часов, благодаря этому вы сможете распределить время и впечатления. Вы сможете выбрать день и конкретное время, для посещения купола лучше выбрать утро, чтобы в остальное время посетить достопримечательности, большую часть из которых вы увидите с высоты купола. Важно, что смотровая площадка на куполе открытая, в отличии от Кампанилы.

Кампанила Джотто

Кампанила Джотто.

Кампанила возвышается справа от фасада собора и смотрится его составной частью. Башня строилась Джотто в 1334 году, а завершена уже после его смерти, около 1360 года. В одном из документов того времени говорится: «… эти работы, выполняемые для города, должны прославить и украсить его, что может быть сделано надлежащим образом только в том случае, если руководить ими будет мастер опытный и знаменитый. Во всем мире нельзя найти человека более одаренного в этой и во многих других областях, нежели живописец Джотто Бондоне из Флоренции…» Снаружи башня отделана чередующимися плитами белого и зеленого мрамора с мозаичными вставками, выполненными братьями Космати. Проемы с готическим обрамлением изысканно вплетены в орнамент стен, а скульптуры, навесы и мелкие крученые колонны придают красавице королевскую величавость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: