Иконы храма христа спасителя - Four-Rooms.ru

Иконы храма христа спасителя

Главный Иконостас Храма Христа Спасителя К оглавлению - храмы Москвы Если мы войдем в Храм Христа Спасителя через западные двери, то увидим, прежде всего, алтарь с иконостасом. Главный

Иконы храма христа спасителя

Главный Иконостас Храма Христа Спасителя

К оглавлению — храмы Москвы

Если мы войдем в Храм Христа Спасителя через западные двери, то увидим, прежде всего, алтарь с иконостасом.

Главный иконостас Храма — это восьмигранная часовня из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией цветными породами мрамора, сложнейшей резьбой по камню.

В работе использован каррарский мрамор из Италии, отечественные камни лабрадорит, красный гранит, порфир, яшма.

Часовня увенчана бронзовым позолоченным шатром, суживающимся кверху и заканчивающимся главой, напоминающей одну из глав Покровского собора. Огромное внутреннее пространство под куполом Храма как бы символически олицетворяет Красную площадь — центр Москвы и России, хранимой Христом Спасителем.

Иконостас состоит из четырех ярусов, предназначенных для размещения икон. Внутри находится престол. Свод иконостаса-часовни возвышается над третьим, а бронзовый позолоченный шатер — над четвертым ярусом. С лицевой его стороны имеется пролет для Царских врат. Высота уникального иконостаса составляет вместе с шатром 26,6 м. Он выше шестиэтажного дома.

На Царских вратах начертаны священные изображения в шести иконах:

1. «Благовещение Пресвятой Богородицы» в двух иконах: на правой стороне — «Пресвятая Дева», на левой — «Архангел Гавриил».

2. Четыре Евангелиста в двух иконах: по два Евангелиста на каждой иконе. Эти иконы Т.А. фон Нефа (автор воссоздания СВ. Филатов).

3. Две иконы: Спасителя и Божией Матери (маленькие иконы, укрепленные над иконами Евангелистов). Иконы К.А. Горбунова (автор воссоздания В.А. Агейченко).

По бокам Царских врат, на бронзовых столбах, четыре иконы Святителей Митрополитов Московских: налево Св. Петр и Иона, направо Св. Алексий и Филипп. Иконы исполнены академиком К.А. Горбуновым (автор воссоздания В.А. Агейченко).

Нижний ярус

Направо от Царских врат образ Господа Вседержителя, налево — образ Пресвятой Богородицы (Рождество Христово). Исполнил профессор Т.А. фон Неф.

Северные и южные двери

На северной двери изображен Св. архидиакон Лаврентий в диаконском облачении, правая рука его с орарем простерта к народу в тот момент, когда Святой произносит слова: «Станем добре. »

На южной двери — Первомученик Стефан в диаконском облачении, в правой руке — кадило, в левой — камень, символ его страданий. Исполнил художник Е.С. Сорокин. Автор воссоздания СВ. Филатов.

Второй ярус

Второй ярус иконостаса состоит из Господних и Богородичных праздников (14 икон).

Направо от царских врат: Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение Господне.

Налево от царских врат: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, успение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного креста, Святая Троица (Явление Аврааму), Сошествие Святого Духа на Апостолов.

Иконы второго яруса частично исполнены профессором Т.А. фон Нефом, частично профессором Е.С. Сорокиным, одна икона написана профессором ФА. Бронниковым; иконы Т.А. фон Нефа, как неоконченные, приводились в исполнение и исправлялись академиками И.К. Макаровым и М.Н. Васильевым.

Над северными и южными диаконскими дверями помещены следующие иконы, обращенные в церковь: — над южными дверями икона с тремя Святыми: Праведная Елизавета, царица Александра, Мария Магдалина; — над северными дверями икона с тремя Святыми: Николай Чудотворец, Александр Невский, князь Владимир, просветитель России.

Иконы исполнены Е.С. Сорокиным.

По обеим сторонам этих икон в 4 малых образах помещены поясные изображения Святых — на северной стороне: Св. Феврония, Св. Зосима Соловецкий;

— на южной стороне: Св. Косьма Бессребренник, Св. Великомученик Пантелеймон.

Исполнил художник Е. С. Сорокин.

Над северными и южными диаконскими дверями со стороны алтаря помещены следующие иконы:

— над северными дверями икона с тремя Митрополитами Киевскими и всея Руси: Св. Петр, Св. Алексий, Св. Иона;

— над южными дверями икона с тремя Святыми: Св. Филипп Митрополит Московский, Св. Сергий Чудотворец Радонежский, Св. Димитрий Митрополит Ростовский. Исполнены художником Е.С. Сорокиным.

По обеим сторонам этих икон внутри Алтаря поясные изображения:

— на северной стороне: Св. Филарет Милостивый, Св. Иннокентий епископ Иркутский;

— Св. Пров, Св. Мученица Минодорд.

Исполнил художник Е.С. Сорокин.

Третий ярус

Третий ярус представляет Новозаветную Церковь (20 икон).

В середине над Царскими вратами Христос Спаситель воскресший, в червленом хитоне, в сильном сиянии; правой рукой благословляет, а левой поддерживает крест.

От иконы Спасителя направо: Божия Матерь, стоящая с легко преклоненною к Нему главою и со сложенными на груди руками, Ангел, держащий в правой руке белый круглый камень с именем ХС, Апостол Петр, Апостол Иаков, Апостол Филипп, Апостол Матфей, Апостол Иаков Алфеев, Апостол Фаддей.

От иконы Спасителя налево: Иоанн Предтеча, Ангел, держащий в руках камень с именем ХС, Апостол Андрей, Апостол Иоанн, Апостол Варфоломей, Апостол Фома, Апостол Симон, Апостол Павел.

В том же ярусе со стороны алтаря обращены к Горнему месту три иконы: в середине — Нерукотворный

Образ Спасителя, по бокам — два Ангела, обращенные к Образу Спасителя в молитвенном положении. Все иконы третьего яруса были исполнены профессором Т.А. фон Нефом.

Четвертый ярус

Четвертый ярус состоит из поясных изображений Праотцев и Пророков Ветхозаветной Церкви (16 икон): Знамение Божией Матери, Праотец Авель, Авраам с хартией «Погубиши ли Праведнаго с нечестивым», Праотец Иаков с хартией «Благословляй тя Благословен», Аарон с посохом в руках, наверху которого расцветшая роза, Царь Иезекия с хартией «Защищу о граде сем», Пророк Исайя с хартией «Се Дева во чреве приимет», Пророк Малахия с хартией «Воссияет вам, боящимся имени Моего, солнце правды», изображение Софии Премудрости Божией, Праотец Адам, Праотец Ной с изображением ковчега в руке и хартией «Сей упокоит нас от дел наших», Праотец Исаак с хартией «Благословятся о семении твоем вси языцы», Пророк Моисей со скрижалями и хартией «Господь Един вождаше их», царь Давид с гуслями и хартией «Первенца положу Его, высоко паче царей земных», Пророк Илия с хартией «Ревнуя поревновах по Господе», Пророк Даниил с хартией «Помажется Святый Святых».

Все иконы четвертого яруса исполнены академиком П.С. Шильцовым; при сопоставлении этих икон с остальными оказалось необходимым эти иконы переписать, что было выполнено академиком К.А. Горбуновым.

Все иконы центрального иконостаса воссозданы коллективом художников Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ.

На некотором расстоянии от Царских врат возвышается солея, поднимающаяся на семь ступеней выше пола Храма и отделенная от середины его решеткой.

5 святынь Храма Христа Спасителя, о которых мало кто знает

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Перед Храмом Христа Спасителя выстраиваются длинные очереди паломников, когда в Москву привозят значимые святыни — Пояс Пресвятой Богородицы, Дары Волхвов, мощи святителя Спиридона Тримифунтского и другие. Между тем, в кафедральном соборе Москвы постоянно пребывают настоящие церковные сокровища, которые такого интереса не вызывают. Наш материал — о святынях Храма Христа Спасителя.

1. Частица Ризы Господней

«Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии, другой — что это верхняя одежда, плащ (гимантий), — комментирует ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. Дело в том, что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным».

Долгое время Риза Господня хранилась в Патриаршем соборе Светицховели в древней столице Грузии – Мцхете. В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Солдаты разорили собор, а Ризу Господню отдали шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу Романову. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события установили ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля — по новому). Только в этот день частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим и носили по домам, чтобы к ней могли прикоснуться немощные и болящие. На праздник в Москву съезжалось множество народа.

После революции частицу Ризы Господней перенесли в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфисковали и вернули в Кремль, теперь уже в поместив в фонды Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешения дирекции музеев святыню обнесли вокруг храма, и весь день она пребывала в Храме Христа Спасителя, после чего была возвращена в Кремль.

В 2008 году частица Ризы Господней была окончательно передана в Храм Христа Спасителя.

Главный алтарь Храма

Частица Ризы Господней хранится в алтаре и выносится в храм во время Всенощного Бдения в последнюю субботу месяца и после Божественной литургии в последнее воскресенье месяца (Расписание богослужений на сайте Храма Христа Спасителя).

2. Гвоздь от Креста Господня

Гвоздь от Креста Господня также был передан в Храм Христа Спасителя в 2008 году.

Он хранится в алтаре в отдельном ковчежце и вместе с Ризой Господней выносится на богослужения только в дни Великого поста.

3. Частица Ризы Божией Матери

Частицу Ризы Божией Матери привез на Русь Дионисий Суздальский в XIV веке из Константинополя. Вместе с другими святынями она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей.

После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В 2008 году, по просьбе покойного Патриарха Алексия II, была передана Русской Православной Церкви вместе с другими святынями, которые также хранились в кремлевских музеях.

Частица Ризы Пресвятой Богородицы некоторое время находилась в Храме Христа Спасителя и была доступна для поклонения. Но, поскольку верующие не проявляли к ней большого интереса, было принято решение на время убрать святыню в алтарь и выносить ее в некоторые богородичные праздники, например, в Праздник Ризоположения во Влахернах, на Покров Пресвятой Богородицы, в Субботу акафиста Великим постом и в другие праздники.

Паломнические группы, которые желают отслужить молебен перед частицей Ризы Господней, Гвоздем от Креста Господня и частицей Ризы Божией Матери и приложиться к этим святыням, могут заранее, не позднее, чем за неделю, написать письмо на имя ключаря Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева на адрес [email protected], чтобы святыню приготовили и вынесли в определенный час (в теме письма указать «Молебен перед Ризой»).

4. Глава святителя Иоанна Златоуста

Главу святителя привезли на Русь из афонского монастыря Ватопед при царе Алексии Михайловиче. На Святую Гору вернуть святыню царь не захотел и взамен нее выслал в Ватопед приличную сумму денег. Афониты неоднократно пытались вернуть главу, но каждый раз им вместо этого жаловали большую сумму денег.

Глава святителя Иоанна Златоуста находится вместе с некоторыми другими святынями в большом общем мощевике слева от главного алтаря Храма Христа Спасителя.

Доступ к мощевику открыт ежедневно и прекращается только во время богослужений (даже на субботней всенощной его открывают практически сразу после чтения Евангелия).

5. Мощи святителя Филарета Московского

Митрополит Филарет (Дроздов) был канонизирован Церковью в 1994 году. Его мощи находились под спудом в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры, а в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II их передали в Храм Христа Спасителя, поскольку святитель участвовал в разработке проекта будущего кафедрального собора Москвы.

Читайте также  Собор александра невского петрозаводск расписание служб

Рака с мощами святителя Филарета Московского стоит справа от алтаря верхнего храма. Приложиться к ней можно ежедневно, доступ прекращается только во время богослужений, как и к Главе святителя Иоанна Златоуста. В праздник святителя, 2 декабря, стеклянную крышку раки открывают, и у верующих есть возможность приложиться непосредственно к мощам.

Фото Владимира Ештокина

Читайте также:

Автор и редакция благодарят ключаря Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева за предоставленную информацию о святынях и помощь при подготовке материала

Храм Христа Спасителя

В 1999 году Василий Нестеренко становится участником работ по восстановлению художественного убранства Храма Христа Спасителя. Его кисти принадлежат воссозданные монументальные росписи на стенах Храма, четыре иконы Богородичного цикла и плащаница, цикл картин на евангельские сюжеты для Патриаршей трапезной, роспись в Аваназале Зала Церковных Соборов.

Четыре колоссальные росписи предстояло воссоздать Василию Нестеренко. Росписи «Воскресение Христово» и «Святой Апостол и Евангелист Матфей» располагаются на северо-западном пилоне Храма. Оба сюжета композиционно объединены в одно целое, вместе их высота составляет двадцать три метра, что сопоставимо с восьмиэтажным домом. Две другие росписи: «Крещение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим» – располагаются в полукруглых тимпанах северного и западного приделов. Длина каждой из росписей превышает двенадцать метров. Эту грандиозную работу художник выполнил в рекордно короткий срок, всего за семь с половиной месяцев.

В XIX веке Храм Христа Спасителя расписывали в течение десяти лет, трижды снимали леса для того, чтобы художники могли посмотреть снизу как идет их работа, как сочетаются живописные сюжеты друг с другом и с орнаментами. Сейчас не было такой возможности – и художники, и скульпторы, и строители спешили все завершить к 2000-летию Рождества Христова. Таким образом, работа над росписями потребовала огромных усилий. Для Василия Нестеренко задача усложнялась тем, что у него был не один сюжет, а сразу четыре, и тем, что он работал без помощников. Это была уникальная ситуация во время воссоздания Храма. Кроме Нестеренко никто не работал в одиночку над подобными сюжетами. Как правило, расписывали бригадами по пять-шесть, а то и по двенадцать художников в каждой. С тех пор прошло немало лет, сейчас трудно представить, как мог Василий выдерживать такую нагрузку – одновременно работать над всеми четырьмя сюжетами, переходя по лесам из одной части Храма в другую.

(С) профессор, академик РАХ Д.О. Швидковский, «Василий Нестеренко. Живопись.»

Василий Нестеренко во время работы над росписью северо-западного пилона Храма Христа Спасителя


«Воскресение Христово», «Св. Апостол и евангелист Матфей» 2300х1500х450 см, масло, 1999 г. Роспись северо-западного пилона Храма Христа Спасителя

Воскресение Христово, фрагмент центральной части росписи

Св. Апостол и Евангелист Матфей, 550х450 см, масло, 1999 г.

Крещение Господне, 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись северного тимпана Храма Христа Спасителя

Вход Господень во Иерусалим, 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись западного тимпана Храма Христа Спасителя

Вход Господень во Иерусалим. Фрагмент центральной части росписи

З авершение работы над росписями и орнаментами в конце 1999 года явилось окончанием первого, основного, этапа воссоздания художественного убранства Храма. в канун 2000 года состоялось малое освящение Храма Христа Спасителя, а 19 августа 2000 года, в праздник Преображения господня, состоялось Великое освящение. К радости миллионов верующих, в Храме Христа Спасителя возобновились богослужения. Между тем процесс воссоздания внутреннего убранства Храма продолжался, поскольку оставались некоторые детали интерьеров, которые еще предстояло восстановить. Написание серии картин для Патриаршей трапезной на евангельские сюжеты стала следующей работой Василия Нестеренко для Храма Христа Спасителя. Хотя для художника работа началась немного раньше, в 1997 году, написанием картины «Тайная вечеря» в 1997 году, которая была передана Храму в дар Правительством Москвы в 1998 году.

Тайная вечеря, 300х400 см, холст, масло, 1997 г.


Чудесное умножение хлебов, 300х400 см, холст, масло, 2001 г.

Чудесное умножение хлебов, фрагмент


Чудесный улов, 300х400 см, холст, масло, 2000 г.

Брак в Кане Галилейской, 300х400 см, холст, масло, 2001 г.


Христос и самарянка, 300х204 см, холст, масло, 2000 г.

Плащаница (Икона Храма Христа Спасителя), 172х86 см, дерево, масло, 2002 г.

В каждом православном храме есть своя плащаница, которая согласно древнему благочестивому обычаю Вселенской Церкви один раз в год выносится на середину храма для оплакивания и поклонения. Была плащаница и в Храме Христа Спасителя. До наших дней дошло ее изображение, выполненное фотографической фирмой «Грибов и К» в конце XIX века. Плащаница была написана на доске в академической манере.
Священники вновь воссозданнго Храма Христа Спасителя Предложили В.И. Нестеренко написать плащаницу — образ положенного во гроб Спасителя. Размер иконы точно соответствует ширине престола в алтаре Храма. При работе над плащаницей художник основывался на оригинале XIX века. По благословению протоиерея Михаила Рязанцева во время Великого поста 2002 года выполнил работу на плащаницей для Храма Христа Спасителя. Плащаница явилась даром художника Храму, работа над ней была завершена к Страстной седмице.

В центральной части Храма Христа Спасителя располагаются четыре иконы в больших мраморных пристенных киотах. Они образуют цикл, посвященный Богородице. По обе стороны алтаря установлены иконы «Рождество пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Напротив алтаря, возле юго-западного и северо-западного пилонов, помещены иконы «Благовещение Пресвятой Богородице» и «Успение Пресвятой Богородицы». Мраморные киоты были воссозданы в 2002 году. Сложную и ответственную работу по воссозданию икон Богородичного цикла Комиссия по художественному убранству во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием решила предложить Василию Нестеренко.

Первоначально автором этих композиций был профессор Российской Императорской академии художеств Ф.А. Бронников. До наших дней дошли черно-белые репродукции его работ. Съемки производились в разных режимах двумя фотографическими фирмами, что позволило довольно ясно представить как выглядели оригиналы.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородице», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.

Когда начались художественные работы в нижней части Комплекса Храма Христа Спасителя, Василий Нестеренко занялся разработкой убранства трапезных, предложив общее решение всей анфилады и создав эскизы нескольких залов, включая Аванзал Зала Церковных Соборов. В.И. Нестеренко работал над созданием художественного убранства Аванзала совместно с художниками В.Ф. Павловым и А.И. Павловой, возглавив творческий коллектив. Орнаментальная часть росписей была сделана бригадой художников-орнаметалистов. А.И. Павлова и В.Ф. Павлов исполнили виды 20 православных храмов в медальонах на колоннах Аванзала. Василий Нестеренко, в свою очередь, создал 10 изображений важнейших монастырей на пятах сводов Аванзала.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 240х220х120 см, масло, 2000 г.

Серафимо-Дивеевский монастырь 240х220х120 см, масло, 2000 г.

Киево-Печерская Лавра, 240х220х120 см, масло, 2000 г.

Иконостас храма Христа Спасителя

Иконостас храма Христа Спасителя

В устройстве и убранстве русских православных храмов главное место занимает иконостас, который представляет собой высокую стену, простирающуюся от помоста алтаря до свода вверх и от северной стороны собора до южной. Иконостас, уставленный в несколько ярусов иконами, отделяет алтарь от средней части храма.

Первоначально христианские храмы не знали иконостасов, у древних христиан он заменялся простой решеткой. Как древние византийские храмы, так и русские до XIV века не имели многоярусных иконостасов, а довольствовались только одними предалтарными преградами, которые не скрывали алтарь от взоров молящихся.

Только к XIV веку иконы православных храмов, находившиеся на алтарной апсиде, на парусах свода и на средней части были перенесены на иконостас. Но не все и не всякие иконы, а только с изображением определенных святых, а именно: апостолов, пророков, патриархов и праотцов. Они же впоследствии стали помещаться на иконостасе вместе с изображением Деисуса (Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи). На иконостасе православных храмов не помещаются изображения святых, даже высокочтимых на Руси (Георгия Победоносца, Преподобного Сергия и др.), а также никогда не встречаются изображения жен ни Ветхого, ни Нового заветов (кроме праматери Евы и Пресвятой Богородицы).

Сооружение иконстаса в храме Христа Спасителя[62] осуществлялось под руководством К. Тона. Иконостас представлял собой восьмигранную часовню, сделанную из белого каррарского (без прожилок) мрамора, с орнаментами и инкрустацией из других пород мрамора. Для цоколя и инкрустации употреблялись, например, лабрадор и шокшинский кварцито-песчаник.

Производство мраморных работ иконостаса взял на себя Скворцов – почетный гражданин Москвы. Полученные казенные камни подрядчик приводил в надлежащий вид, так как «должен был сортировать мрамор и порфир по цвету и направлению жилок в камнях». По контракту Скворцов обязался окончить работу за три года, что и исполнил в срок, за исключением полировки, так как к ней нельзя было приступать, пока не будет установлен вверху часовни бронзовый вызолоченный шатер. Кверху суживающийся, он заканчивался главой и крестом.

Внутри часовни находился престол, так как она одновременно служила и надпрестольной сенью, какие обычно устраивались в древних христианских храмах. Такая сень уже тогда имела шатровое завершие и опиралась на четыре резные колонны, которые по традиции назывались «Соломоновыми».

Москвичи очень любили свой храм, чувствовали себя защищенными под его благодатной сенью. После Кремля он стал вторым духовным центром города. Сколько младенцев перекрестили в нем, сколько здесь было совершено бракосочетаний! На его ступеньках играли дети, здесь же влюбленные назначали свидание… Храм Христа Спасителя был средоточием московской жизни и в то же время символом всей православной России, выразителем ее мощи и величия. Построенный в национальном русском стиле, он вошел в каждое русское сердце и пребывал там неизменно, а часовня-иконостас своим видом должна была напоминать верующим ту пещеру, в которой был погребен Спаситель.

Три стороны иконостаса-часовни были обращены внутрь храма. Каждая грань иконостаса фланкировалась богато инкрустированной граненой колонной и завершалась малой главой и крестом. Если распрямить (мысленно) все грани восьмерика в одной плоскости, перед нами развернулась бы характерная четырехъярусная композиция.

Над третьим ярусом простирался свод часовни, а бронзовый шатер – над четвертым. Сень часовни имела глубокие арочные проемы для местных икон, и вообще весь акцент декора сделан на центральный проем с Царскими вратами, которые уже сами по себе представляли произведение литейного искусства. Царские врата находились с передней стороны часовни, здесь же были расположены пролеты северных и южный дверей – в особых двойных мраморных стенках, примыкающих к стенам храма.

Обычно на Царских вратах находится икона «Благовещение», а под ней обыкновенно помещаются четыре евангелиста, которые изображались со своими символами, а иногда и без них. Все священные изображения, составляющие необходимую принадлежность Царских врат, сени и столбцов, подчинены общей идее: все они имеют отношение к бескровной жертве, которая совершается в алтаре.

На Царских вратах храма Христа Спасителя было помещено шесть священных икон: Благовещение Пресвятой Богородицы в двух иконах (на правой стороне – Пресвятая Дева, на левой – архангел Гавриил), четыре евангелиста (тоже в двух иконах), Спаситель и Богоматерь.

Читайте также  Заповедник в зоне Арктических пустынь

На бронзовых столбах по бокам Царских врат помещались четыре иконы святителей московских – Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. В нижнем ярусе, направо от Царских врат, было изображение Господа Вседержителя, а налево – образ Рождества Христова. В середине над Царскими вратами помещалось изображение воскресшего Христа Спасителя в червленом хитоне и ярком сиянии. Правой рукой Иисус Христос благословляет, а левой поддерживает крест. Вокруг его расположились Богоматерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов.

Второй ярус иконостаса в храме Христа Спасителя состоял из Господних и Богородичных праздников, третий представлял Новозаветную церковь, а четвертый – поясные изображения праотцов и пророков Ветхозаветной церкви.

Внутри иконостаса-часовни, вверху, было изображено всевидящее око с надписью «Сый». Изображение это сделано на медали в память войны 1812 года, а по сторонам его – преподаяние хлеба и отдельно преподаяние вина. Под ними располагалось изображение преломления хлеба двумя учениками в Эммаусе и явление Иисуса Христа по воскресении Марии Магдалине, а по углам изображены ангелы с дискосом, евангелием и крестом.

Ряды ярусов на иконостасе храма Христа Спасителя были прорезаны углублениями с иконами, фланкируемыми колоннами с базами и капителями. Шатер, главы, врата и рамки для икон были позолочены желтоватым или зеленоватым золотом. Проект золочения иконостаса неоднократно менялся. Одной из причин этого было то, что в основном беломраморная («тяжелая») часть иконостаса зрительно отрывалась от верхней – шатровой позолоченной («легкой»), их надо было сначала уравновесить.

Иконостас храма Христа Спасителя производил неизгладимое впечатление на всех видевших его. Позолоченными были не только девять глав с крестами и окрытия выступающих частей ярусов, золотом был прописан и сам мрамор. Свет, падавший из окон барабана, отражался на золотом фоне росписей стен и позолоченной решетке. Сливаясь со световыми потоками, льющимися из окон хора через золоченую балюстраду, он отражался на золоте иконостаса и превращал его в светоносный источник.

…При восстановлении храма Христа Спасителя специалисты провели целый ряд исследований: архивных, историко-библиографических и иконографических. В результате их был сделан ряд открытий и выявлен материал, который долгое время оставался неизвестным. Во-первых, в Музее геологии им. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса, что позволило уточнить его типологию, конструктивные особенности и цветовую гамму всего сооружения: это колонки из черного с прожилками мрамора, фланкирующие иконы иконостаса, колонки с капителями из «бордиглио» (голубовато-серого мрамора), обрамлявшие иконы на клиросе, и т.д.

Однако это были лишь части уникального иконостаса. Иконы многострадального храма не были взорваны большевиками вместе с самим собором. Их припрятали, а потом они будто бы были подарены И.В. Сталиным Элеоноре Рузвельт – вдове президента США. Высокопоставленная дама впоследствии будто бы выставила их на художественном аукционе в Нью-Йорке. Там они вроде бы были куплены вездесущими посланцами Ватикана и оказались в его хранилищах, вход в которые строго ограничен, а в некоторые и вообще закрыт.

Лабиринты ватиканских дворцов бесконечны и очень извилисты. Их точного расположения и списков содержащихся в них сокровищ, пожалуй, не знают даже сами смотрители. Может быть, где-то там спрятаны и иконы из храма Христа Спасителя?

Не один раз руководители Московского патриархата намекали католическим отцам, что следовало бы поискать в ватиканских коллекциях бесценные иконы и вернуть их законным владельцам. Но пока…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя в Москве Замысел строительства в Москве грандиозного храма, посвященного победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, родился еще в те дни, когда последние французские солдаты покидали пределы России. Но только спустя пять лет, 12 октября

2.2. Вход в Иерусалим, изгнание торговцев из храма и, как следствие, — заговор против Христа

2.2. Вход в Иерусалим, изгнание торговцев из храма и, как следствие, — заговор против Христа Затем описывается торжественный вход Христа в Иерусалим. Описание самого торжества мало чем отличается от известных всем канонических евангельских описаний. Но в отличие от

28.4. Искушение Христа дьяволом на крыле Храма

28.4. Искушение Христа дьяволом на крыле Храма В книге Робера де Клари «Завоевание Константинополя» довольно много места посвящено Андронику. Робер де Клари подробно описывает мятеж Исаака Ангела, сообщая при этом интересные детали, отсутствующие в других источниках. В

Масоны и Храм Христа Спасителя (10.02.2010)

Масоны и Храм Христа Спасителя (10.02.2010) Масонская литератураН. АСАДОВА: 00:09 в Москве. В эфире передача «Братья» и у микрофона на этот раз действительно Наргиз Асадова и наш экскурсовод в мир масонства Леонид Мацих. Добрый вечер.Л. МАЦИХ: Добрый вечер.Н. АСАДОВА: Я вернулась

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя — Когда осуществляли план реконструкции Москвы, то снесли много исторических памятников…— Например? — спрашивает Молотов.— Храм Христа Спасителя.— А… Храм Христа Спасителя.— Теперь этот вопрос часто задают.— Верно?— Говорят, Каганович

Загадка храма Атума-Ра, храма Бену и обители Бен Бена

Загадка храма Атума-Ра, храма Бену и обители Бен Бена Есть версия, на первый взгляд противоположная высказанной выше, что камень Бен Бен находился не в храме Атума-Ра, а в другом святилище (тоже в Иуну) – в Храме Бенну-Феникса (возможно, он тоже стоял на некоей священной

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя С древнейших времен на Руси был обычай – в знак благодарности Богу за дарование победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри. В них постоянно и особенно усердно поминались воины, «на поле брани за Веру и

В память освящения храма Христа Спасителя. 1883 г.

В память освящения храма Христа Спасителя. 1883 г. После бегства Наполеона 10 декабря 1812 года русские войска вступили в Вильно (ныне Вильнюс) и остановились на отдых. А 22-го числа М. И. Кутузов оповестил народ и армию об окончании Отечественной войны. В это же время в Вильно

1. УЧРЕЖДЕНИЕ ОРДЕНА БЕДНЫХ РЫЦАРЕЙ ХРИСТА И ХРАМА СОЛОМОНОВА

1. УЧРЕЖДЕНИЕ ОРДЕНА БЕДНЫХ РЫЦАРЕЙ ХРИСТА И ХРАМА СОЛОМОНОВА История ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова (храмовников или тамплиеров) постоянно находилась в центре внимания многочисленных исследователей, что породило поистине необозримую литературу о

6.2. Козни царя Ирода против Христа Святое Семейство спасается бегством в Египет Возвращение Христа в Иерусалим Бичевание Христа

6.2. Козни царя Ирода против Христа Святое Семейство спасается бегством в Египет Возвращение Христа в Иерусалим Бичевание Христа Махабхарата начинается со следующего важного рассказа. Вот его краткое изложение В.И. Кальяновым: «Пандавы оказались жертвой зависти со

2.2. ВХОД В ИЕРУСАЛИМ, ИЗГНАНИЕ ТОРГОВЦЕВ ИЗ ХРАМА И, КАК СЛЕДСТВИЕ, – ЗАГОВОР ПРОТИВ ХРИСТА

2.2. ВХОД В ИЕРУСАЛИМ, ИЗГНАНИЕ ТОРГОВЦЕВ ИЗ ХРАМА И, КАК СЛЕДСТВИЕ, – ЗАГОВОР ПРОТИВ ХРИСТА Затем описывается торжественный вход Христа в Иерусалим. Описание самого торжества мало чем отличается от известных всем канонических евангельских описаний. Но, в отличие от

28.4. ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА ДЬЯВОЛОМ НА КРЫЛЕ ХРАМА

28.4. ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА ДЬЯВОЛОМ НА КРЫЛЕ ХРАМА В книге Робера де Клари «Завоевание Константинополя» довольно много места посвящено Андронику. Робер де Клари подробно описывает мятеж Исаака Ангела, сообщая при этом интересные детали, отсутствующие в других источниках. В

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя Нынешнему поколению уже, наверное, трудно понять, чем был для России храм Христа Спасителя, олицетворявший национальную гордость державы, которая победила в жесточайшей схватке наполеоновскую армию, не пощадившую большинство европейских

30 Посылка князей Абгаром к Марину, по каковому случаю они увидели Спасителя нашего Христа, откуда началось обращение Абгара

30 Посылка князей Абгаром к Марину, по каковому случаю они увидели Спасителя нашего Христа, откуда началось обращение Абгара Около этого времени император назначил тысяченачальником над Финикией и Палестиной, Сирией и Месопотамией Марина, сына Сторгия[357]. Абгар отправил

Братеевский иконостас — на Тверскую

Братеевский иконостас — на Тверскую В красивом краснокирпичном доме № 13 на Тверской улице находится главное учреждение города — московская мэрия. На приличном расстоянии, в нескольких километрах от центра, расположился городской окраинный район — Братеево.Госпожа

Храм Христа Спасителя на Волхонке

Одним из наиболее почитаемых святых мест в России, расположившихся в Москве, является Кафедральный соборный храм Христа Спасителя на улице Волхонке. Возведенное в конце 20 столетия сооружение является полноценной копией одноименной святыни, существовавшей в 19 веке. Стены этой удивительной святыни усыпаны надписями с именами военных, отдавших свою жизнь за родину во время Отечественной войны 1812 года. А сам храм является коллективным памятником в честь воинов, которые погибли вовремя Наполеоновской войны.

Современное здание

Данный храм является крупнейшим в России и способен уместить в себе до 10 тысяч человек. Планировка здания выполнена в форме креста с одинаковыми сторонами, общая ширина которого составляет 80 метров. В высоту святыня достигает 103 метра. Экстерьер и интерьер храма выполнен в византийско-русском стиле. Почти все стены внутри здания украшены росписью, которая в длину достигает 22 тысяч метров.

Современный храмовый комплекс можно условно разделить на следующие части:

  • Верхний храм, который является центральным, дата его освящения приходится на август 2000 года. Именно здесь располагается главный и боковые церковные престолы;
  • Нижний храм, воздвигнутый в качестве памятки о ранее расположенной здесь женской Алексеевской монастырской обители. Тут также имеется три алтаря. Освящение здания произошло в 1996 году;
  • Стилобат, где расположился храмовый музей, соборный зал, палаты для трапезничества, служебные помещения и т.д.

Каким было уничтоженное здание

Главным архитектором разрушенного храма был К.А. Тон. Именно он предложил идею объединения классической и зодческой архитектуры. Симметричность старого плана храма Христа Спасителя поражала, ведь силуэт здания полностью соответствовал форме равностороннего креста. Входы в помещение были выполнены в виде открытых лоджий с торжественным оформлением классических галерей.

Несмотря на то, что изначально Тон хотел соединить русскую и владимиро-суздальскую архитектуру, массивные двери и большие окна разрушили задумку архитектора. Настенное покрытие было покрыто штукатуркой, стены и колоны здания украшала декоративная резьба. Высота уничтоженного строения составляла приблизительно 103-104 метра. Стены храма могли уместить в себе больше 7000 прихожан. Экстерьер собора украшали горельефы, изображающие библейские и исторически важные события.

Краткая история

Впервые о строительстве храма-памятника было сказано вначале 19 века. Такую идею, в честь памяти умерших военных, выдвинул генерал Кикин. 25 декабря 1812 года был подписан манифест о создании святыни. Окончательный проект будущего храма был утвержден лишь спустя 2 года, а его автором выступил Карл Витберг. Первая закладка состоялась в 1817 году. Местом для воздвижения были выбраны Воробьевы горы. Динамично начавшееся строительство сошло на нет из-за отсутствия опыта в управлении людьми у Витберга. Из-за этого воздвижение храма во имя Христа-Спасителя было приостановлено (произошло это в 1825 году). Все люди, руководившие строительством, были осуждены за намеренную растрату средств, выделенных на построение, в том числе и Витберг.

Читайте также  Бахчисарайский ханский дворец

Вторым проектировщиком стал Тон, выбранный самим Николаем I. Место воздвижения было изменено вместе с проектом, им стала улица Волхонка в центральных чертах города. Закладка здания состоялась в 1837 году, где присутствовала не только императорская семья, но и митрополит Филарет. Строительство заняло 44 года, за все это время государством было затрачено более 15 миллионов рублей на воздвижение храма Христа Спасителя. Освящено здание было в 1883 году.

Несмотря на процветание святыни, в 1931 году было принято решение её снести из-за плана перестройки российской столицы. На месте храма по плану должен был расположиться Дворец Советов. Отечественная война принесла за собой полное разрушение храмовых стен. В 1960 году на месте разрушенного собора построили плавательный бассейн «Москва». О воссоздании храма Христа Спасителя заговорили лишь в 1988 году. Торжественное открытие и освещение церкви состоялось в 2000 году. С тех самых пор он открыт для посещения.

Храмовые святыни

Многие прихожане приходят в Храм Христа Спасителя на Волхонке чтобы посмотреть на многочисленные святыни, которые скрываются за его стенами. Тут можно увидеть раку с мощами Филарета Московского, частицы риз Господа и Пречистой Девы Марии, нетленные останки апостола Андрея Первозванного. Также здесь хранятся мощи многочисленных святителей, почитаемых православной церковью, и представителей княжеских семей. Помимо этого, в стенах собора нашли пристанище различные чудотворные образы Богородицы, икона Рождества Христова, полотна известных российских художников и другие священные реликвии.

Возвращение национальной святыни

Если вы бывали в храме Христа Спасителя в Москве, то, несомненно, обратили внимание на икону «Богоматерь Одигитрия» с клеймами земной жизни Богородицы, что стоит на почетном месте справа от алтарной части в специально изготовленном шкафу и киоте под стеклом. Скромное одеяние иконы резким контрастом подчеркивает глубинную духовную мощь, исходящую от этого светлого образа.

Сегодня мало кто знает, что еще в XVI столетии икона «Богоматерь Одигитрия» была прославлена как чудотворная, а с XVII века получила всероссийскую известность. Этот образ является списком с почитаемой на Руси Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», принесенной из Царьграда в 1046 году. Написан он выдающимся представителем верхневолжской иконописной школы на рубеже XV—XVI веков для храма Рождества Богородицы в Устюжне.

Известный исследователь художественной культуры Вологодской земли А.А. Рыбаков нашел упоминание о чудотворной иконе в церковной описи 1567 года: «Образ чудотворныя пречистыя Одгитрие с деяньем, местная, на золоте. А от того образа Бог дает и пречистыя Богородица прошу больным и недужным исцеление».

В те далекие времена Устюжна именовалась Железной или Железопольской и славилась добычей и обработкой железа. С XV века она становится крупным центром производства различного оружия, вторым по значению в России после Тулы. Особую славу Устюженской Одигитрии принесло заступничество и счастливое избавление Устюжны Железопольской от нашествия войск Лжедмитрия II в Смутное время. В апреле 1608 года в двухдневной битве под Болховом самозванец разбил войско Шуйского во главе с братьями царя, Дмитрием и Иваном, а в начале июня подступил к Москве, став лагерем в Тушине (отсюда его прозвище Тушинский вор).

Подробно описывает события того времени С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен». Он упоминает устюженскую икону «Богоматерь Одигитрия» наряду с Казанской иконой Божией Матери. В Москве, а тем более в областях, господствовала смута. Пользуясь этим, тушинцы овладели многими городами: им покорились Великие Луки, Псков, Суздаль, Углич, Тотьма, Ростов, Переяславль, Ярославль, Владимир.

В конце 1608 года война докатилась и до Устюжны, где в то время своего воеводы не было. Устюженцы выбрали воеводой приехавшего из Москвы Андрея Петровича Ртищева. Тогда же к ним на помощь пришел с Белоозера Фома Подщипаев с 400 человек. Ртищев с войском выступил навстречу полякам и 5 января 1609 года встретился с врагом у деревни Битневка. По словам современника, «устюженцы и белозерцы, не имея никакого понятия о ратном деле, были окружены и посечены, как трава». Оставшиеся в живых решили: «Лучше нам помереть за дом Божьей Матери и за веру христианскую на Устюжне». Вскоре поляки вновь пошли на Устюжну; 3 февраля караульные увидели с башен неприятеля. Горожане с возгласом: «Господи, помилуй!» начали отстреливаться. Неприятель отступил, но в полдень опять двинулся на приступ и снова отступил. В час ночи поляки предприняли новую атаку, но горожане отбили ее и отняли у осаждающих пушку, а затем прогнали их за четыре версты от города. Однако 8 февраля, получив подкрепление, поляки еще раз подступили к Устюжне и вновь были отбиты, понеся большие потери. Больше они не возвращались. По преданию, именно в этом бою защитников города воодушевляла икона «Богоматерь Одигитрия», специально вынесенная из храма.

С тех пор ежегодно 10 февраля жители Устюжны праздновали спасение своего города от неприятеля и совершали крестный ход, во время которого несли чудотворную икону.

В 1691 году на месте сгоревшего деревянного храма Рождества Богородицы возвели новый каменный пятиглавый собор, в котором мастера московской Оружейной палаты соорудили пятичиновый иконостас. Почетное место в нем отвели образу «Богоматерь Одигитрия». В 1821 году стараниями прихожан икона была одета в серебряную золоченую ризу, усыпанную драгоценными камнями. Только венец украшали 366 алмазов, 16 изумрудов, топаз и два аметиста.

Собор Рождества Богородицы оставался действующим до середины 1930-х годов. В 1936-м его закрыли. Церковная община обжаловала решение областного исполкома в суде, но безрезультатно. Храм передали местному краеведческому музею, богослужения прекратились. Каменные часовни с южной стороны соборной ограды, построенные во имя святителя Николая в память о спасении императора Александра III и его семьи, были сданы под ларьки для продажи воды и пива; изрядно разграбленные алтарь и церковная утварь стали музейными экспонатами. Так икона «Богородица Одигитрия», лишенная своего убранства, была «отлучена от Церкви», но тяжкие испытания, выпавшие на ее долю на этом не закончились.

В ночь на 23 мая 1994 года в сторожку при храме вошли трое неизвестных. Сторож с приятелем распивали водку, оба и пикнуть не успели, как им вкололи снотворное. Очнувшись, они не нашли на привычных местах семь самых ценных икон. Кража из Устюженского краеведческого музея до сих пор остается нераскрытой и является самой крупной и дерзкой в криминальной истории Вологодчины. Общая стоимость похищенного, теперь уже государственного имущества, составила 2 миллиона долларов, наиболее дорогостоящей была икона «Богоматерь Одигитрия». По самым скромным подсчетам, ее страховая оценка составляла не менее 500 тысяч долларов.

Предположительно преступники вывезли икону из области в фургоне, предварительно разделив ее на три части. В дальнейшем Одигитрия оказалась в Финляндии, а затем в Германии, исчезнув на долгие 11 лет.

И вот в июне 2005 года на сайте лондонской галереи Ричарда Темпла появилось изображение иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская». В ссылке говорилось, что она уже продана в Бельгию, а в галерее присутствует на правах экспоната временного хранения. Икона была опознана одним из лондонских специалистов по древнерусской живописи, а также сотрудниками полиции как похищенная в 1994 году из музея Устюжны Вологодской области.

В информации, поступившей из Национального центрального бюро Интерпола Великобритании, сообщалось, что владелец галереи приобрел икону примерно два года назад за 60 тысяч фунтов у коллекционера из Германии (бывшего гражданина CCCР), владевшего ею более пяти лет. Позже господин Темпл продал икону за 170 тысяч фунтов коллекционеру из Брюсселя, но попросил ее в аренду для того, чтобы выставить в своей галерее.

Дело о краже из краеведческого музея находилось в производстве Устюженского РОВД Вологодской области с мая 1994 года и к моменту обнаружения иконы было прекращено в связи с истечением срока давности уголовного преследования. Истребовать ее на основании международного следственного поручения оказалось невозможно.

Удостоверившись, что выставленная в Лондоне икона является ценнейшим памятником русской культуры, сотрудники Росохранкультуры вступили в переговоры с владельцем галереи в рамках международного частного права в соответствии с полномочиями службы по восстановлению законных прав собственности Российской Федерации.

Мне посчастливилось заниматься всеми организационно-правовыми вопросами возвращения иконы в Россию. Предварительно договорившись о встрече, я вылетел в Лондон. Оказалось, что Ричард Темпл более 40 лет занимается коллекционированием икон, и его галерея известна во многих странах. У него не возникло сомнений относительно возвращения иконы. Получив официальные материалы, подтверждающие российское право собственности, Темпл, несмотря на понесенные затраты, в том числе и на реставрацию, безвозмездно вернул икону, отказавшись от своих прав добросовестного приобретателя.

Оформив необходимые документы на вывоз и тщательно упаковав бесценный груз в аукционном доме Christie’s, я вылетел в Москву. На следующий день по приезде был собран экспертный совет Росохранкультуры. Тщательно осмотрев икону, эксперты подтвердили ее подлинность, отметили удовлетворительное состояние красочного слоя и наличие отдельных поновлений, выполненных после реставрации 1968 года в Воронежской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ВСНРПМ). Инвентарные номера музея на иконе отсутствовали — их уничтожили грабители.

Сразу же возник вопрос о дальнейшем хранении памятника. Надо сказать, что ранее департамент по сохранению культурных ценностей Минкультуры России уже возвращал в устюженский музей одну из семи украденных икон — «Святые Борис и Глеб» конца XV века, — обнаруженную в 2000 году в Германии. Однако я высказал иное предложение в отношении Одигитрии. Дело в том, что Смоленский образ Богоматери Одигитрии, символизирующий единение народа в лихую годину и являющийся всероссийской святыней, стал предтечей становления российской государственности. После 70 лет «отлучения от Церкви» и 11 лет скитаний вдали от родины новое обретение святыни нашим государством и православными верующими представлялось возможным только через Церковь.

Учитывая все обстоятельства, Росохранкультура, по согласованию с Минкультуры России, приняла решение вернуть икону Церкви. 22 января 2006 года в Патриарших палатах Кремля Президент Российской Федерации В.В. Путин передал Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II чудотворную Устюженскую икону Божией Матери. 19 февраля 2006 года в Неделю о блудном сыне Алексий II совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. Перед началом богослужения в храм был принесен чудотворный Устюженский список Смоленской иконы Божией Матери, возвращенный в Россию. Святейший патриарх встретил святыню и, поздравляя всех с торжеством ее возвращения, в частности, сказал: «Название этого образа “Одигитрия” переводится с греческого языка как “Путеводительница”, и мы видим ныне, что промыслительным образом эта замечательная икона через иноземные города и страны управила путь свой к месту своего пребывания, преодолев многоразличные искушения на этом пути. Пусть же по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Господь сохранит нас от искушений в море житейских треволнений, а сама Пречистая Матерь Спасителя станет для каждого из нас Одигитрией».

Автор выражает признательность Л.И. Лифшицу за экспертизу и атрибуцию иконы.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: