Иконостас исаакиевского собора
Иконостас Исаакиевского собора
Так, несмотря на значительную площадь иконостаса, здесь размещено ограниченное количество икон, притом тех же, что и в первом храме св. Исаакия Далматского (образы Спасителя, Богоматери, св. Николая Мирликийского, св. Исаакия Далматского, св. Александра Невского). Добавлены только лики святых, соименных царям и царицам, при которых были построены четыре Исаакиевских храма святых Петра, Павла и Екатерины.
Главный алтарь и иконостас, возвышается, подобно алтарным преградам древнерусских храмов, в уровень со сводами.
Стройный коринфский портик иконостаса из десяти малахитовых колонн поддерживает аттик, членения которого продолжают вертикальную направленность колонн и подчеркивают строгость его архитектуры. Перед иконостасом — солея, огражденная беломраморной балюстрадой с золочеными балясинами.
Три большие арки в иконостасе служат входами в алтарную часть храма. Центральную арку украшают две лазуритовые колонны и царские врата, за которыми находится главный алтарь св. Исаакия Далматского. В алтарном окне — один из самых больших витражей в Европе площадью 28 кв.м, выполненный на Мюнхенской мануфактуре мастером Айнмиллером. Запрестольный образ Иисуса Христа отличается яркостью красок и глубиной цвета.
Несмотря на то, что витраж — нехарактерная деталь убранства православного храма, в Исаакиевском соборе он органично вписывается в интерьер и придает алтарю неповторимый, торжественный вид.
Прорезая главный иконостас, боковые арки открывают для обозрения боковые приделы с малыми иконостасами. Левый неф ведет в придел св. Александра Невского, правый — в придел св. Екатерины.
Своеобразным цветовым акцентом стало оформление главного иконостаса, отличающееся особой красочностью. Десять больших колонн иконостаса облицованы зеленым малахитом, а две малых, обрамляющих царские врата, — бадахшанским лазуритом. Это один из немногих примеров использования таких минералов в отделке интерьеров подобного масштаба.
Малахит — непрозрачный, хрупкий и исключительно красивый по цвету камень, с окраской от светло-бирюзовой до темно-зеленой с атласным отливом, причем светлый малахит ценится выше темного. Минерал легко обрабатывается и полируется. Он был известен еще в Древнем Египте. В России крупные месторождения малахита были открыты в XVIII веке на Урале и связаны с активной разработкой медных рудников. По химическому составу малахит — водная углекислая соль меди. В природе он встречается чаще всего в виде округлой формы образований, так называемых «почек» сравнительно небольшого размера. Крупные глыбы этого камня — редкость, недаром в музее петербургского Горного института хранится добытая на Гумешевском руднике близ Екатеринбурга глыба малахита массой 1,5 т. Известны также Медноруднянские залежи этого камня, принадлежавшие известным заводчикам Демидовым и дававшие в то время ежегодно от 30 до 80 т камня. Именно этот малахит был использован для облицовки колонн главного иконостаса Исаакиевского собора.
А.Фолетти. Мраморный бюст О.Монферрана. 1857Соглашение на поставку малахита для собора было заключено с конторой П.Н.Демидова на следующих условиях: 1500 пудов камня должны были быть доставлены в течение 1843 и 1844 годов. Минерал поставлялся согласно отобранным Комиссией образцам одинакового цвета и качества, в больших кусках, от 8 до 80 фунтов в каждом. Цену назначили в 175 рублей серебром за пуд.
Облицовка колонн велась методом «русской мозаики», применявшимся из-за хрупкости этого камня при изготовлении крупных изделий из малахита. Камень распиливали на тонкие, толщиной несколько миллиметров, пластинки. Затем согласно рисунку камня их вырезали и подгоняли так, чтобы составить красивый рисунок, и чтобы швы между отдельными пластинками были незаметны. Набор наклеивали на форму из металла или камня с помощью горячей мастики из воска и канифоли, неровности зашлифовывали и полировали.
Таким же способом выполнена облицовка колонн главного иконостаса. Способ отделки каннелированных столпов высотой около 10 м и диаметром 1 м заключался в следующем: конструктивную основу колонн составляли чугунные цилиндры, которые покрывались отлитыми из бронзы тонкостенными профилированными тамбурами. На каждой колонне укрепляли по три таких тамбура. Малахит на них наклеивался упомянутым способом. Соприкасающиеся друг с другом края тамбуров должны были оставаться неоклеенными на 9 — 14 см в высоту по всей окружности. Когда тамбуры надевались на основу, места соединений тщательно облицовывались так, что места стыка становились незаметными для глаз.
Исаакиевский собор (интерьеры)
Архитекторы: | Монферран О. |
Год постройки: | 1818-1858 |
Стиль: | Классицизм |
Исаакиевский собор (интерьеры)
Первая деревянная церковь
Вторая каменная Исаакиевская церковь
1717 — арх. Маттарнови Георг Иоганн
1768-1802 — арх. Ринальди Антонио
1818-1858 — арх. Монферран Огюст
1940 г.
(Ленинград. Адресно-справочная книга.
1940.С.63. Отд.Объявления)
(добавил nikspb)
К.П. Брюллов.
Эскиз росписи купола.
(добавил IVa )
Путеводитель
по Ленинграду.
1937. С. 47
(добавил
peterburzhets )
В убранстве широко применен цветной мрамор. Большая часть стен облицована светлым итальянским мрамором, колонны и пилястры сделаны из розового тивдийского, филенки и медальоны – из желтого сиенского и зеленого генуэзского, пол выложен серым финляндским. Очень эффектно выглядят исполненные на Петергофской гранильной фабрике трехъярусные иконостасы из белого мрамора с колоннами и инкрустацией из малахита и лазурита. Главные царские врата отлиты из бронзы и позолочены; над ними высится бронзовая группа работы П. К. Клодта с изображением Христа-Вседержителя во славе. Образа в центральном иконостасе написали Т. А. Нефф, Ф. П. Брюлло, С. А. Живаго, в боковых — К. Дузи и Н. А. Майков. К 1860 все они были заменены точными мозаичными копиями. Заалтарный витраж изготовил в Мюнхене мастер М. Э. Эйнмиллер по эскизу Л. фон Кленце.
В росписи интерьера участвовали виднейшие мастера академической школы: К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев, Ф. П. Брюлло, Н. М. Алексеев и менее значительные — А. Т. Марков, Ф. Н. Рисс. Брюллов изобразил в плафоне купола Богоматерь с апостолами и ангелами, Бруни с учениками — сцены из Библии, Нефф на пилонах – евангельские сюжеты. Всего в технике фрески и масляной живописи в соборе выполнено более 150 произведений.
По предложению Монферрана иконы в иконостасах и живописные изображения в парусах купола было решено заменить мозаиками. Уже после смерти архитектора эти работы велись до самой революции специально созданным мозаичным отделением Академии художеств и положили начало возрождению мозаичного искусства в России. Собор все время пополнялся художественными произведениями.
Золотую и золоченую (из серебра) утварь для ризницы — в том числе большую дарохранительницу, уменьшенную модель собора — изготовила фирма Никольс и Плинке, серебряную — мастерские П. И. Сазикова и Ф. А. Верховцева. Последняя отлила из серебра весившую 12 пудов гробницу для плащаницы, образ на которой написал П. М. Шамшин. Освещался интерьер семью люстрами из золоченой бронзы. Престол в 1895 был украшен серебряной одеждой с чеканными рельефами.
В соборе после его возведения ничего не менялось, шли только мозаичные и реставрационные работы, в том числе выпрямление колонн портиков в 1873–1881 по плану М. Е. Месмахера и под руководством И. В. Штрома.
Алтарей в Исаакиевском соборе три: главный во имя преп. Исаакия Далматского, два меньших — с правой стороны во имя вмч. Екатерины, с левой — во имя св. благоверного великого князя Александра Невского.Главный алтарь царит в храме. Придельные храмы как бы укрываются за его иконостасом.Если зайти за столбища, то через высокую и широкую арку иконостаса представляется как бы вдали стоящий, сияющий белизною мрамора и освещенный находящимся огромным окном, придельный храм. На одной из боковых сторон правого большого столбища в великолепном киоте находится наиболее чтимая святыня собора — икона Тихвинской Божией Матери, в золотой ризе, богато украшенной бриллиантами.Икона эта сделалась известною в самый год освящения собора (1858 г.). 5 марта 1859 г. по распоряжению митрополита Григория икона была перенесена в Исаакиевский собор и поставлена сперва на аналое, на правой стороне храма, а затем для нее была устроена великолепная бронзово-вызолоченная киота.
Из-за царских врат возвышается громадный образ Воскресшего Спасителя, написанный во всю высоту и ширину запрестольного окна. Иисус Христос представлен являющимся в облаках. Его одежда ярко-пунцового цвета с широким золотыми узорами бордюром. Десница Спасителя поднята для благословения, в другой руке он держит развевающееся знамя победы. Образ составлен из квадратных стекол, наподобие крупной мозаики, спаянных оловянными прутьями и укрепленных в массивной железной раме. Иконостас главного алтаря устроен во всю ширину собора, в три яруса и представляет сплошную стену от пола до потолка храма. По фасаду иконостаса три арки: первая посредине для царских врат, две остальные по бокам вводят в предельные храмы. Особенность этого замечательного иконостаса составляют восемь малахитовых и две лапис-лазуревые колонны, по ту и другую сторону царских врат.
Престолы, как главный в большом алтаре, так и малые в приделах, состоят из пяти квадратных столбов, покрытых сверх мраморной доски еще доской из кипариса. В престоле большого алтаря под доской положена золотая медаль, выбитая в память освящения собора; в среднем столбе поставлен ковчег со св. крестом, в котором находятся святые мощи. Подле престола пьедестал под дарохранительницу из белого мрамора. Сама дарохранительница, сделанная из серебра, представляет Исаакиевский собор в натуре, с соблюдением всех мелочей, даже в орнаментах его.
Горнее место в главном алтаре устроено возвышением, состоящим из двух степеней зеленого генуэзского мрамора с инкрустацией на верхней, с площадкой для кресла и спинкой за ним, вроде стенки из белого мрамора. На сделанной над этой стенкой тумбе стоит большой серебрянный вызолоченный семисветильник. На левой стороне алтаря, между колонною и пилястрою, на укрепленном в стене кронштейне, помещен парадный серебряный вызолоченный фонарь, употребляемый при крестных ходах.
На трех ярусах большого иконостаса находятся тридцать три иконы кисти лучших художников России. В царских вратах — две иконы Благовещенья и четыре святых евангелистов, по сторонам царских врат две местные, Владычные иконы — Спасителя и Божией Матери. От образа Спасителя направо — иконы прп. Исаакия Далматского, Святителя Николая и св. ап. Петра. За иконою Божией Матери налево — иконы св. блг. великого князя Александра Невского, св. вмч. Екатерины и св. ап. Павла. Лики святых, помещенных в этом нижнем ярусе, изображаютангелов-хранителей всех державных хстроителей собора, начиная от первоначального его основателя Императора Петра I до императора Александра II. Все иконы первого и второго яруса в иконостасе и «Тайная вечеря» в третьем ярусе, исполнены мозаикой, т.е. составлены из разноцветных. мелких, искусно склеенных камней стеклянной массы с самыми тонкими оттенками.
Во втором ярусе большого иконостаса помещено шесть икон. В третьем ярусе, посередине, над царскими вратами находится «Тайная вечеря», а по сторнам ее десять икон. Образ св. блг. кн Александра Невского для левого придела исполнен мозаикой; работа начата в 1866 г., окончена в 1869 г. Мозаичный образ св. вмч. Екатерины для правого придела начат в 1869 г., окончен в 1872 г.
В соборе хранятся четыре знамени государственного подвижного ополчения 1855 г.; они устроены из зеленого гроденапля с золотыми в середине крестами, на которых сделано вензелевое изображение императора Николая I. Все четыре знамени стоят на солее в особо сделанных устоях, два за правым клиросом, а два за левым. К последним примкнуло еще одно старое знамя, бывшее также в ополчении 1855 г., но сохранившееся от ополчения 1812 г.
(Лавры, монастыри и храм на Святой Руси. С-Петербургская епархия. СПб 1909 г. С. 30-34)
Иконостас исаакиевского собора
Известно, что свои иконы для обустройства первого Исаакиевского храма дал император Петр I, они же были перенесены в иконостас второго Исаакиевского собор а.
Несмотря на то, что иконостас второго Исаакиевского храма шириной около 8 м и высотой более 12 м позволял разместить дополнительные ярусы икон, этого не произошло. Структура иконостаса осталась прежней, такой же вертикальной, как в первом храме. Оформление иконостаса предусматривало несколько групп колонн, высота которых превышала половину высоты самого иконостаса.
Эти же тенденции оформления иконостаса сохранились и в третьем Исаакиевском соборе (проект архитектора А.Ринальди).
Его иконостас составляли в основном вертикальные структуры, колористическое решение — белый, золотой и зеленый цвета. К сожалению, главный алтарь этого собора не сохранился, но, он, скорее всего, не нарушал вертикального членения. В иконостасе размещалось не более 10 — 12 икон значительного размера. Ранее упомянутые иконы небольшого размера, переносимые из первого в последующие Исаакиевские храмы, располагались в интерьере.
Интересно отметить, что когда Монферран начал возводить четвертый собор, рядом с разбираемым третьим храмом сделали специальную пристройку для его икон, и в ней проводили богослужения. После 1828 года из-за интенсивных строительных работ по Императорскому указу и просьбе прихожан наиболее почитаемые иконы Исаакиевского собора перенесли в помещение на втором этаже западного крыла Адмиралтейства, где освятили временные приделы св. Исаакия Далматского, св. Александра Невского и св. Андрея Первозванного .
К. П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам Брюллова
Воскресение Христа. 1841—1843. Витраж главного алтаря.
Северный фасад.
Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф. Лемер). В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.
Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.
Северный фронтон.«Воскресение Христа»
Апостол Пётр Апостол Павел Апостол Иоанн
Правая ниша «Положение в гроб» Северная дверь собора
Западный фасад
На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода).
Апостол Фома (скульптор Витали) Апостол Варфоломей (скульптор Витали) Апостол Марк (скульптор Витали)
Барельеф с изображением Монферрана «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» Западные двери
Южный фасад
На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839—1844 годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.
Апостол Андрей Апостол Филипп Апостол Матфей
Левая ниша. «Благовещение» Правая ниша. «Избиение младенцев» Южные двери
Восточный фасад
На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер). В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель.
Апостол Иаков Апостол Симон Апостол Лука
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Новое в блогах
Сообщество «Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград»
Исаакиевский собор Санкт-Петербург
Последний раз я был в Исаакиевском соборе летом 1977 года с экскурсией, тогда посетить храм можно было, выстояв огромную очередь, но экскурсии пускали отдельно. В центре собора качался маятник Фуко, подвешенный к центральному куполу, и наглядно демонстрировал вращение земли. Храм внутри был заполнен народом довольно плотно. Поскольку посещение собора входило в обзорную экскурсию по городу, на него было отведено не больше получаса. Пробежались по собору почти бегом и в памяти мало что осталось.
Вид на собор со стороны Сенатской площади.
В этот раз в ноябре 2010, собор был практически пустой, кроме меня было не более двух десятков посетителей. Я провел там часа полтора. Обстоятельно все осмотрел, спокойно поснимал. Билет на посещение Исаакиевского собора стоит 130 руб. В отличие от Спаса на Крови, обзорная экскурсия в эту стоимость не входит. Гида можно «взять» в самом соборе за отдельную плату, я не брал. Фотографирование разрешено без дополнительной платы.
Для тех, кому интересно, выдержки из истории собора я привожу в конце поста. А пока осмотрим собор изнутри.
В соборе три алтаря. Иконостас центрального алтаря украшают мозаичные иконы выполненные по эскизам Тимофея Неффа и Федора Брюллова.
Общий вид центрального алтаря.
Рядом с Царскими вратами мозаики по эскизам Т.А. Неффа. Богородица с младенцем
и Христос Спаситель.
За царскими вратами находится один из самых больших цветных витражей в Европе площадью 28,5 кв.м — Воскресший Господь, изготовленный по специальному заказу на мюнхенской витражной фабрике по эскизу художника Г. М. фон Гесса.
Левая часть центрального иконостаса. Сверху мозаики по эскизам Ф.П. Брюллова Мария Магдалина и Царица Александра и Святой Николай новгородский. Внизу Св. Екатерина и Св. Александр Невский Т.А. Неффа.
Правая часть центрального иконостаса. Сверху Архистратиг Михаил и Праведные Анна и Елизавета Ф.П. Брюллова. В нижней части мозаики Исаакий Далматский, святой покровитель собора с его изображением в руках и Исаакий Мирликийский по эскизам Т.А. Неффа.
Над центральным иконостасом мозаика по эскизу С.А. Живаго Тайная вечеря и выше его же роспись Моление о чаше.
Роспись Ф.А. Бруни Страшный суд в плафоне над центральным алтарем.
Малый южный алтарь собора, посвященный великомученице Екатерине.
Малый северный алтарь посвящен благоверному Александру Невскому.
Роспись главного купола собора Богоматерь во славе выполнена Карлом Брюлловым. Он успел выполнить основные фигуры, а фоны, апостолов в барабане купола завершил академик П.В.Басин по картонам Брюллова.
Западный свод центрального нефа расписан Ф.А. Бруни. Сверху Видение пророка Иезекиля, ниже Солнце Луна и Звезды с ангелами и Творец благословляет свое творение.
Мозаики установленные на полу.
По эскизам Т.А. Нефф Рождество богородицы,
Вознесение Господне,
Святой Петр.
И Тайная вечеря, автора не знаю.
Короткая выдержка из истории собора.
Нынешний Исаакиевский собор это уже четвертый храм с таким названием построенный недалеко от Адмиралтейства.
В 1706 году по распоряжению Петра I под первую Исаакиевскую церковь, которая была необходима строителям Адмиралтейства, был переоборудован чертежный амбар. В названии этой церкви царь решил увековечить имя своего ангела хранителя Святого Исаакия Далматского, день поминовения которого приходится на день рождения Петра — 30 мая по старому стилю. В 1712 году в этой церкви Петр венчался с Екатериной Алексеевной (Екатериной I), здесь же по распоряжению царя принимали присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства.
Первая Исаакиевская церковь, переоборудованная из амбара, ни размером, ни внешним видом не подходила своему высокому статусу, поэтому западнее Адмиралтейства, недалеко от берега Невы на месте, где сейчас стоит медный всадник, в 1717 году Петром был заложен новый храм, богослужения в котором начались в 1724 году, достроен он был в 1727 году. По своей архитектуре он чем-то напоминал Петропавловский собор. Место для второго Исаакиевского храма было выбрано неудачно, оползание грунта вызвало неравномерную осадку здания, трещины в стенах и сводах собора. Пожар 1735 года, случившийся от удара молнии, довершил начавшиеся разрушения, и вскоре здание пришлось разобрать.
В 1762 году взошедшая на престол Екатерина II распорядилась построить новый, третий Исаакиевский собор, но его возведение затянулось более чем на тридцать лет. Достраивали храм уже при императоре Павле I. Освещен он был только в 1802 году. Приземистое кирпичное сооружение, облицованное мрамором наполовину, не соответствовало парадному облику столицы и вызывало насмешки современников.
В 1809 году Александр I объявил конкурс на создание нового Исаакиевского храма, в нем приняли участие многие известные зодчие, но ни один из конкурсных проектов царем одобрен не был.
В 1816 году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Постройку нового Исаакиевского собора было решено поручить только что приехавшему в Россию из Франции Огюсту Монферрану. Первоначальный проект собора, предложенный архитектором, был отклонен из-за сомнений в его достаточной прочности. Новый проект, переработанный Монферраном, получил высочайшее одобрение в 1825 году.
Строительство храма, во время которого испытывались новые конструктивные приемы, применялись новые строительные методы, а также были выполнены уникальные работы по изготовлению и установке многотонных мраморных колонн собора, требует отдельного большого рассказа, здесь я его приводить не буду.
Здание собора было построено в 1843 году, но еще до завершения строительства в 1841 году началось его внутреннее художественно-декоративное оформление. Росписи и картины по библейским сюжетам, украсившие храм, создавали именитые мастера академической школы К.П.Брюллов, Ф.П. Брюллов, Ф.А.Бруни, В.К.Шебуев, Т.А.Нефф, С.А.Живаго и другие, всего 22 художника.
В целом строительство храма и его внутренняя отделка продолжались почти сорок лет. Освещен он был 30 мая 1858 года в день поминовения преподобного Исаакия Далматского.
В настоящее время собор имеет статус музея. Церковная община совершает богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея.
(продолжение следует)
Иконостас исаакиевского собора
М озаичная мастерская Императорской Академии художеств
Первоначальным вариантом внутренней отделки Исаакиевского собора в Петербурге была традиционная фресковая роспись способ, не имевший альтернативы со времен Киевской Руси.
Иконостас центрального нефа. Исаакиевский собор.
Однако впоследствии, приняв в соображение постоянную петербуржскую влажность, которая не могла не сказаться отрицательно на сохранности фресок собора, ставшего самой заметной и амбициозной стройкой своего времени, курировавшейся самим императором Николаем I, было принято решение о воплощении живописных эскизов в мозаике.
Поскольку мозаичное дело в России умерло столетием ранее вместе со своим отцом-основателем Ломоносовым, возникла необходимость в привлечении итальянских специалистов.
По проекту Монферрана архитектора собора, организация мозаичного дела в России осуществлялась в двух направлениях: с одной стороны, в 1848 г. четверо русских художников-выпускников Академии художеств (В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, С. П. Федоров, И. С. Шаповалов) были командированы в Рим для обучения в специально организованной для них мозаичной мастерской под руководством Микеланджело Барбери; с другой стороны в Петербург из Рима для организации мозаичной мастерской и фабрики по изготовлению смальт на базе стекольного завода прибыл итальянец Винченце Рафаэли.
Св. Исаакий Далматский. Св. Екатерина. Мозаики первого яруса центрального иконостаса исаакиевского собора
В 1851 г. все встретились в Петербурге: этот год считается датой основания Мозаичной мастерской императорской Академии художеств.
Штат мастерской насчитывал семь старших, столько же младших художников, четырех учеников по набору мозаики и хранителя смальт. Среди первых учеников: И. Д. Бурухин, Г. М. Агафонов, Н. М. Алексеев, Ф. Ф. Гартунг, М. П. Муравьев, А. Н. Фролов, М. А. Хмелевский, М. И. Щетинин. Кроме того, из Рима приезжают химики Жюстиано и Леопольдо Бонафеде высочайшего уровня специалисты по производству смальт, хранители некогда секретных технологий.
В 1864 г. рядом со зданием Академии художеств строится специальное здание мозаичной мастерской, существующее в этом качестве и поныне. В нем разместилось также и производство смальт, количество оттенков которых в разное время насчитывало 1722 тысячи. Российская смальта приобретает признание и спрос на международных выставках; уже у России покупают венецианцы некоторые разновидности смальт, секреты получения которых были к тому времени ими утеряны.
В 66летней истории набора мозаик Исаакия, оборванной революцией 1917 г. выделяют два этапа: 1851сер. 1880х гг., когда были созданы мозаики для центрального и бокового иконостасов и второй этап, когда были отделаны мозаикой паруса, аттик, пилоны и царские врата собора.
Тайная вечеря. Мозаика исаакиевского собора.
За эти годы в мозаику были переведены семьдесят четыре живописных оригинала. Основная часть эскизов, по которым набирались мозаики, принадлежали кисти Т. А. Неффа, кроме того, использовались эскизы К. П. Брюллова, П. В. Басина, А. Е. Бейдемана, С. А. Живаго и др.
Эскизы создавались как живописные работы с множеством полутонов, мелкой детализацией и другими чертами реалистической живописи, а не специально как картоны для мозаики, с ее обобщенным характером изображения, заданным самим материалом.
Сами учителя мозаичисты Ватикана, развивавшиеся в традиции мозаичного искусства, заложенной еще в эпоху Возрождения при отделке собора Св. Петра (для чего, в свое время и была создана студия мозаики Ватикана) ставили целью максимально точное копирование живописных оригиналов.
Мастера-мозаичисты Исаакия достигли цели для них поставленной, их работа вершина реалистичности в мозаике.
Воскресение Христово. Рождество Богородицы. Мозаики исаакиевского собора.
Однако, тут в обществе появляется вопрос о правильности самой этой цели, целесообразности стремлений к копированию мозаикой живописи.
Один из современников (1885 г.) отзывается так: «Работы наших мозаичистов для Исаакиевского собора составляют последнее слово мозаичного искусства в Европе. В точности воспроизведения живописных произведений идти далее невозможно, мозаика достигла совершенства как служебное орудие живописи. Но подобный результат составляет вместе с тем и полное отрицание самостоятельности мозаичного искусства, самобытности его».
Для 1819 вв. мозаика оказалась слишком несвоевременным материалом, ее время придет позднее в 2021 веках, когда станет ясно, что у мозаики есть свой «театр». И хотя мозаика давно уже доказала это, старый вопрос о «реалистичности» в мозаике часто возникает до сих пор.
Работа над мозаиками Исаакиевского собора была основным заказом мозаичной мастерской императорской Академии художеств на протяжении всего ее существования.
Однако, кроме них мастерская выполняла и прочие заказы, главным образом, государственные. Среди них подарки царствующим особам европейских дворов, мозаики для часовен и храмов Петербурга и других городов.
В 1870–80 гг. мозаичной мастерской Академии художеств были выполнены орнаментальные мозаики на стенах и сводах Храма Христа Спасителя в Москве общей площадью 50 кв. м (сохранились фрагменты).
Поскольку мастерская продолжала практиковать римский способ набора, позволяющий достигать копийного соответствия живописному оригиналу, что считалось главной ценностью станковых мозаик, то мастерской обычно доставались заказы на изготовление мозаичных икон для иконостасов и мозаичных портретов.
В 1881 г., художником И. Е. Вершининым был выполнен мозаичный портрет императора Александра II.
Мозаичный портрет Александра II.
Так, в 1890–00-е гг. мастерской были изготовлены мозаики иконостаса храма Спаса на Крови в Петербурге.
Мозаики главного иконостаса храма Спаса на крови.
В 1911 г. в Петербурге был освящен Храм Христа Спасителя (Спас на Водах). Алтарную мозаику для него выполнила фирма Пуль и Вагнер, а мозаичные изображения на столбах храма «Несение Креста» и «Моление о чаше», а также «Нерукотворный Спас» по эскизам В. М. Васнецова выполнила мозаичная мастерская Академии.
Мозаика «Нерукотворный Спас».
Мозаика «Моление о чаше»Мозаика «Несение Креста».