Храм амона ра в карнаке
Карнак и его храмы
Карнак – небольшая деревня в 2,5 км. от Луксора. Деревня находится на месте Фив, столицы Древнего Египта эпохи Среднего и Нового царств. Карнак занимает около половины территории главного египетского святилища Нового царства — храма Амона-Ра, который был крупнейшим культовым сооружением древности.
Храмовый комплекс
Вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом. Оба исторических памятника одними из первых были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то их соединяла вымощенная камнем аллея сфинксов.
Возведение храмов на нынешней территории карнакского комплекса началось в XX в. до н.э. при фараоне Сенусерте I (1970-1934 гг. до н. э.). Строительство культовых сооружений не прекращалось в течение двух тысячелетий. Последним, кто внёс свою лепту, был римский император Октавиан Август. Каждый правитель Египта стремился увековечить своё имя, поставив здесь храм или обелиск. Ни смуты, ни вторжения иноземцев не останавливали строительство. Даже гиксосы, захватившие Египет в XVII в. до н.э., отметились здесь своими сооружениями.
В относительной целости в Карнаке сохранилось не так много построек. Одни здания разрушило беспощадное время, другие – сами правители Египта. Начиная от фараонов Нового царства и заканчивая турецкими завоевателями, хозяева страны разбирали древние здания, чтобы получить материал для своих нужд. Даже Аменхотеп III, при котором Египет переживал время невиданного расцвета, не остановился перед разбором храма Сенусерта.
Первым святилищем на территории комплекса был храм Амона, бога небес, покровителя Фив (тогда он ещё не отождествлялся с богом солнца Ра).
Храм Амона-Ра
Храм Амона-Ра – название условное. Это было место почитания фиванской «троицы» – Амона, его дочери и жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, Бога Луны, небесного целителя. Часть храма находится в Карнаке, еще часть — в Луксоре.
Возведение главного здания Карнака, начатое Сенусертом, было завершено 500 лет спустя при фараоне Тутмосе III. Он же воздвиг второе большое святилище с гипостильным залом (залом, крыша которого стоит на многочисленных колоннах). В этом зале Тутмос разместил барельефы, изображавшие его жертвоприношения предкам.
Второй гипостильный зал был сооружён к востоку от главного святилища при Сети I и его сыне Рамзесе II, упоминаемых в Ветхом Завете. Это грандиозное сооружение площадью около 5000 кв.м. Потолок зала поддерживают 134 колонны, высота которых от 13 до 24 метров. Самые высокие колонны расположены в центре, к краям зала высота уменьшается. Таким образом, очертаниями здание напоминает средневековые соборы. Сами колонны толщиной в шесть обхватов поражают своей мощью. Но зал не подавляет ступившего под его своды, наоборот, здесь ощущается покой и гармония.
Стены гипостильного зала являются важнейшим историческим источником. На северной стене изображены победы Сети I над амореями, могущественным народом Передней Азии, на южной — подвиги Рамзеса II. Здесь же помещена «Кадешская поэма», или эпос Пентаура, в которой описывается победа Рамзеса II над хеттами.
Ещё одним замечательным зданием храма Амона-Ра является перистильный двор (открытый двор, окружённый колоннадой), сооружённый в VIII-VII вв. до н. э. Строители его не стали сносить мешавшие им здания, поэтому в ансамбль двора оказались включены небольшие храмы Рамзеса II и Сети II.
По сей день древний храм Амона-Ра производит неизгладимое впечатление своим величием и монументальностью. Десять пилонов, грандиозные залы, разделённые просторными дворами, стелы и обелиски много веков поражают воображение зрителей. Два великолепных обелиска установлены в правление женщины-фараона Хатшепсут. Один из них стоит и сейчас. Это монолитная 30-метровая игла из красного гранита. По сообщениям источников, полировка каждого обелиска заняла 7 месяцев.
Карнакский храм
Карнакским храмом называются совокупность всех храмов Карнака. Как уже было сказано выше, вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом.
За оградой храма Амона-Ра начинается целый ряд протянувшихся на юг дворов и пилонов, завершающийся у аллеи сфинксов. Эта аллея предваряет вторую группу храмов, построенных около озера Иешер. Главный храм этого комплекса, выстроенный Аменхотепом III, посвящён богине Мут, царице небес. Мут едина в трёх лицах, она мать, жена и дочь Амона. Всего храмов Мут три, каждый посвящён отдельной ипостаси богини. Храмы полуразрушены, но и руины их производят сильное впечатление.
К северу от главного храма Амона находится святилище Монту, бога войны, «владыки Фив», бога города Ермонта, который был столицей Фиванской области во времена, когда сами Фивы были заштатным городком. Именно ему Рамзес II считал себя обязанным победой у Кадеша.
В западной части Карнакского комплекса находится храм ещё одного члена «фиванской триады» (наряду с Амоном и Мут) – Хонсу, небесного целителя, бога Луны. Святилище было основано Рамзесом III в XII в. до н.э. Строительство продолжалось с перерывами 12 веков и завершилось уже при Октавиане.
Комплекс окружала высокая стена. Дорога от главных ворот вела к Луксору и охранялась двумя рядами сфинксов. Некоторые из статуй раскопаны и доступны для обозрения.
На территории комплекса постоянно ведутся раскопки. Пожалуй, самое значительное открытие было сделано в начале XX века, когда археологи обнаружили тайник с тысячами великолепных бронзовых и каменных изваяний. Как выяснилось, когда для новых статуй не оставалось свободного места, фараоны приказывали убирать старые монументы. Скульпторы же, уважая труд предшествующих поколений, складывали статуи в тайник.
Сегодняшний день Карнака
В настоящее время Карнак является одним из наиболее посещаемых исторических памятников Египта, который включается во все туристические маршруты по Нилу. Для привлечения туристов здесь регулярно проводятся яркие лазерные шоу, устраиваются театрализованные представления на исторические темы, помогающие зрителям мысленно перенестись в глубину тысячелетий, чтобы лучше понять загадочный Древний Египет.
Разумеется, здесь в изобилии продаётся сувенирная продукция. В многочисленных лавочках предложат как фабричные поделки, так и изделия народных мастеров. Таким образом, в Карнаке можно не только войти в храмы древних египтян, но и увезти с собой на память что-то, сделанное их далёкими потомками.
Храм Амона Ра в Карнаке
Сегодня в обзоре выдающийся храм древнеегипетского зодчего Инени – храм Амона Ра в Карнаке. Заложил он его в XVI в. до н.э. на берегу реки Нил в столице Древнего Египта Фивы. В этот период отмечается расцвет города, намечается бурное строительство храмов и дворцов. Украшением для богатого и значимого города должен был стать храм верховного божества. О нем и пойдет речь далее. Фото, видео и карта в комплекте.
История и описание храма Амона в Карнаке
Типичный египетский храм того времени имеет прямоугольную форму с фасадом, обращенным к Нилу. Дорога к фасаду украшается сфинксами. Вход обычно имеет вид пилона, перед которым стоят обелиски и статуи царя. Дальше располагается здание храма с местами для молений, библиотеками, колонными залами и т.д.
Таким же является и рассматриваемый нами храм Амона в Карнаке. А являясь храмом главного божества в столице, любой правитель старался преумножить красоту этого места, восхваляя Ра и свое божественное происхождение. В храме отражена и история Египта за годы его существования, на колоннах и стенах вырезались иероглифы и изображения, рассказывающие об исторической славе египетского царства.
Главнй храм Амона
Таким образом, всего на строительство храма ушло примерно две тысячи лет. На его развитие даже повлияли римские императоры. А за годы своего существования храм разросся до огромного комплекса: храм бога Амона Ра в Карнаке, храм Птаха, Аменхотепа II , Маат и др.
Над храмом работали лучшие зодчие страны, которые постоянно улучшали вид храма. Храм, аллея сфинксов к Нилу, пилон, массивная стена – все в классических деталях египетских храмов.
За пилоном располагается колонный зал, еще один пилон, храмы Сети II и Рамсеса III , сфинксы, статуя Рамсеса II , здание храма, библиотека, молельни и т.д.
Статуя Рамзеса II
С приходом новой XIX династии возникла необходимость в возвеличивании и храмового комплекса. В этот период размеры приобретают грандиозные масштабы. Так, например, новопостроенный пилон имел длину 156 метров.
Одно из красивейших мест храма – колонный зал. В площадке 103 метра на 52 метра размещаются 134 колонны в 16 рядов. Центральные колонны достигают 23 метров в высоту, остальные по 13 метров. Каждая из колонн примерно по 10 метров в окружности. Колонны, как и стены, покрыты иероглифами и изображениями.
Еще одной дополнением новой династии стало строительство храма богини Мут. Храм располагается южнее храма Амон-Ра, частично окружен озером. Храм выделяется строгим планом, центральной колоннадой, статуями богини Мут (женщина с львиной головой).
Также стоит отметить обелиск царицы Хатшепсут. Обелиск имеет высоту почти 30 метров и по праву признан самым большим в Египте.
План храма Амона в Карнаке
Интересующиеся могут изучить план храма Амона в Карнаке:
Интересным фактом является то, что храм бога Солнца не ориентирован по Солнцу. Но русские строители здесь не при чем, оказывается, что центральная ось ориентирована на восход Солнца в самый короткий день в году, который являлся значимым праздником в жизни египетских первообывателей. Также и Нил в районе Фив меняет курс на восход, как раз согласно этому и был выстроен храм. Но правда ли это или только догадки останется навечно в тайнах истории. А нам остается лишь любоваться архитектурным гением людей, живших задолго до нас.
Храм в Карнаке
Карнакский храм — архитектурный комплекс с многочисленными постройками и сооружениями, расположенный на территории египетского города Карнак. Это культовое место — самый большой храмовый комплекс на территории Древнего Египта, и популярная туристическая достопримечательность после пирамид.
В конце 1970-х годов храм в Карнаке был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектурный ансамбль в Карнаке по факту представляет собой музей под открытым небом, на территории которого стоят сразу несколько храмов: богу солнца Амон-Ра, богине неба Мут и их сыну, богу луны Хонсу.
Карнакский храмовый комплекс на панорамах Google maps
История
Начало строительства храма датируется XX веком до н. э. и относится к эпохе Среднего царства. Первым строением на территории храмового комплекса, по предположениям ученых, была восьмигранная пирамида, которую сегодня можно увидеть в Луксорском музее. Старейшим из сохранившихся здания считается Белая капелла.
Своего максимума строительные работы достигли во времена Нового царства. В эту эпоху установлены еще несколько пилонов, сооружен колонный двор, возведена стена вокруг старых памятников. Был расширен храм богини Мут и выстроена в центре комплекса Красная капелла.
В эпоху Нового царства на территории архитектурного комплекса установлены обелиски, появился двор со статуями фараонов, колонный зал Ах-мену с многочисленными часовнями. В это же время здесь созданы «Карнакский царский список» и «Ботанический сад Тутмоса III».
Активные строительные работы храмового ансамбля в Карнаке выпали на правление фараона Аменхотепа III. В это время уже был сооружено полноценное святилище, состоящее из храмов Амон-Ра, Монту и Мут. Во времена фараона Аменхотепа III была возведена статуя жука-скарабея возле Священного озера.
При правителе Хоремхебе установлены еще пилоны и создана аллея сфинксов. По приказу Рамсеса II была сооружена аллея сфинксов с головами баранов. Мернептах оставил на стенах храма «Большую карнакскую надпись». При фараонах XXVI–XXIX династий территория храма пополнялась разными постройками.
Строительные работы велись и в греко-римское время. Последним правителем, по приказу которого проводилось строительство в храме Карнака, был император Домициан.
В целом на строительство архитектурного комплекса Карнака ушло около 13 столетий. Археологические раскопки на территории храма начали проводиться с XIX века. Во время археологических работ в 1903 году в районе комплекса найдена сокровищница с огромным количеством статуй из бронзы и камня, а также разнообразные предметы времен Древнего Египта.
Архитектура храма в Карнаке
Основным зданием архитектурного комплекса считается святилище, посвященное богу Амон-Ра, с 10 пилонами высотой около 45 метров, длиной больше 110 метров и шириной 15 метров. Храм, сооруженный в честь бога Амон-Ра, занимает площадь в 30 га.
В части святилища, которая посвящена богу Амону, располагаются следующие храмы: богу Амон-Ра, богу Хонсу, Ипет, богу Птаха, Аменхотепу II. Возле храма Амон-Ра находится Священное озеро прямоугольной формы с размерами 120 на 77 метров.
Площадь святилища богини Мут составляет около 9 га, а храмовый комплекс богу Монту расположен на участке чуть больше, чем 2 га. На территории архитектурного ансамбля Карнака стоит Белая, Красная и Алебастровая капеллы, храм Рамсеса III.
Святилище богини Мут находится в 400 метрах южнее комплекса Амон-Ра. К нему ведет дорога, украшенная бараноголовыми сфинксами. На территории этого святилища расположено Священное озеро, окружающее центральный храм богини Мут с трех сторон.
Размеры Карнакского храма — 1500 метров на 700 метров.
Как добраться до Карнакского храма
Расположен ансамбль культовых сооружений в городе Карнак (древние Фивы), примерно в 3 километрах к северу от города Луксор, на восточном побережье Нила. Храм богини Мут находится в 400 метрах южнее от святилища Амон-Ра и Хонсу.
Попасть на территорию Карнакского храма можно во время экскурсии в составе туристической группы или с личным гидом. Другой вариант — самостоятельно отправиться на экскурсию в архитектурный комплекс.
Открыт Карнакский храм для туристов каждый день с 6 утра до 17:30. Рекомендуем взять с собой воду и обуть удобную обувь, так как экскурсия по территории может занять 3–5 часов.
Добраться до храма в Карнаке из Луксора можно пешком, доехать на арендованной машине или воспользоваться услугами такси. От железнодорожного вокзала Луксора до храмового комплекса можно дойти пешком примерно за 45–50 минут по улице Mostafa Kamel и Hafeth. На машине это же расстояние можно преодолеть примерно за 10 минут.
Схема автомобильного маршрута ж/д вокзал Луксор-Карнакский храм
На территории города Луксор работают следующие местные службы такси: Ahmed Mohamed Taxi Services, Luxor Taxi Driver Badawy, LuxorTaxi.
Видео о Карнакском храме в Египте
Храм Амона в Карнак, архитектура древнего Египта
Храм Амона в Карнаке На плане он представляет собой прямоугольник, разделенный на несколько нефов, при этом центральных неф значительно шире боковых. Прежде всего, бросаются в глаза его колоссальные размеры, демонстрирующие силу правителей или фараонов, что почти всегда наблюдалось в египетской архитектуре: характерной является и крытая постройка с прямоугольными проемами, и использование больших каменных блоков, и толстые стены. Хорошо сохранившиеся колонны также имеют колоссальные размеры; они явно демонстрируют использование различных типов капителей в зависимости от места расположения колонны в храме, поэтому в центральном нефе мы можем видеть самые высокие колонны с колоколообразными капителями, поскольку на них приходится наибольшая нагрузка, а в боковых нефах колонны уже и ниже, потому что часть веса конструкции принимают на себя стены. В капителях также видно влияние окружающего египтян мира: они напоминают листья пальм или пучки лотоса и папируса, растущего по берегам реки. Огромная популярность колонн с капителями в форме листьев папируса объясняется изобилием этого растения, которое использовалось для изготовления писчей бумаги. То же самое можно сказать и о капителях, напоминающих лотос, — также широко распространенное растение. В данном случае, гладкий ствол колонн, состоящий из цилиндров, украшен в основном иероглифами и несколькими рельефами, изображающими сцены из жизни фараона, если судить по картушу, расположенному рядом со многими из них.
Гипостильный зал представляет собой полностью закрытое помещение, не имеющее отверстий, но в левой части на плане мы видим решетчатые окна, служившие для освещения. Количество света постепенно уменьшалось при движении вглубь святилища, а в том месте, где располагалась статуя божества, освещенная только пламенем факелов, было совсем темно. Гипостильный зал мог быть дополнен другими постройками, такими как «святилище лодки», где хранилась священная лодка, в которую во время процессии помещалась статуя божества.
В свою очередь, перед гипостильным залом расположен открытый зал, с трех сторон окруженный тремя портиками с колоннами; спереди расположены пилоны — монументальный фасад в форме параллелепипеда, в середине которого находится дверь обелисками по обеим сторонам.
Перед пилонами располагаются колоссальные статуи фараона, который построил храм, а для создания симметрии точно также были возведены статуи божеств. По обеим сторонам двери возвышаются две башни. К этому колоссальному архитектурному сооружению вела аллея сфинксов, названная «Дорога бога». Обычно сфинксы имели голову священного животного бога – покровителя храма.
Таким образом, план храма, после длительного анализа и архитектурных экспериментов в течение периодов Древнего и Среднего царств, приобретает законченную стабильную форму, которая, начиная с правления Аменхотепа III, становится канонической. Именно при этом фараоне были воздвигнуты гипостильный зал и центральные колонны.
Что касается архитектурной системы, мы видим, что применялись вертикальные и горизонтальные перемычки, то есть, в качестве подпорок использовались вертикальные, поверх которых располагались горизонтальные или высокий потолок, который закрывал внутренние и внешние террасы. И снова мы видим, какое влияние на архитектуру оказывал окружающий мир; это проявилось не только в использовании камня, что было обусловлено географией местности, но также в установлении соотношения между окружающим ландшафтом и архитектурными постройками. Египет – страна с горизонтальным ландшафтом, такой же является и его архитектура – плоской, как террасы по обоим берегам Нила.
Таким образом, Нил не только создал географические рамки, которые определяли жизнь народа, но определил также экзистенциальное пространство. Существует концепция священной улицы или пути, говорящая, что именно поэтому храм также расположен вдоль продольной оси; его осевая симметрия и зеркальное отображение объектов по обеим сторонам бросается в глаза, а литургические процессии повторяли путь Солнца с востока на запад. Солнце ассоциировалось с правителем всех светил, который движется по небосводу, освещая двери храма, пробираясь через пилоны, которые символизировали священные горы.
Кроме того, хотя египтяне никогда не проявляли большого интереса к украшению внутреннего интерьера (помните, что многие из зданий погребального комплекса Джосера были фиктивными), абсолютно не интересуясь расположением предметов в пространстве. Несмотря на это, мы сами помогаем создать внутренне пространство, основанное на внешнем облике, которое все яснее проявляется по мере того, как мы приближаемся к святилищу или камере бога. Таким образом, мы переходим от пространства под открытым небом – аллеи сфинксов, доступной для людей, не принадлежащих к культу. Войдя в храм, мы видим, что оказались в окруженном портиками дворе. В этом открытом зале, куда также имел доступ весь народ, ясно прослеживается взаимодействие пространств. Уже в гипостильном зале, куда допускались только высокопоставленные фигуры, мы видим преобладание внутреннего пространства над внешним, что дополнительно подчеркивается недостатком освещения, поскольку свет проникал только сквозь решетку в самом высоком центральном нефе. В святилище, куда могли входить только служители культа, уже полностью отсутствовала взаимосвязь между пространствами, а само помещение освещалось только светом пламени. Внутренне пространство завоевывает превосходство над внешним постепенно: по мере продвижения вглубь храма пространство сужается по вертикали из-за наклонного поднятия пола и по горизонтали из-за сужения дальних помещений.
В заключение можно сказать, что период Нового царства стал временем наибольшего расцвета египетской архитектуры. Экономическое процветание, основанное на расширении империи, облегчило доступ к ресурсам для возведения монументов, выступавших в роли благодарности фараонов богам, которые благоволили им. Таким образом, храмовое строительство обретает независимость от погребальной культуры. Появляются необычные архитектурные решения, так, посредством второй аллеи сфинксов этот храм в Карнаке соединялся с также посвященным Амону храмом в Луксоре, расположенным в трех милях к югу. Также не стоит забывать, что в период нового царства в Египте сохраняется рабовладельческий строй, что позволило возвести эти монументальные постройки даже при недостаточном количестве механических средств.
Карнак – древнейший комплекс и храм Амона в Египте
Карнак – комплекс храмов в Египте
Карнакский храм – крупнейший музей под открытым небом, который находится в 2,5 км к северу от египетского города Луксор в небольшой деревушке Карнак на Ниле.
Карнакский храм в Египте – самый большой храмовый комплекс в мире
Строительство храмов карнакского комплекса началось в XX веке до нашей эры при фараоне Синусерте. Сооружения строили 30 фараонов два тысячелетия, последний император – Октавиан Август.
Столица древнего Египта
Столица Древнего Египта эпохи Нового царства – Фивы, богатейший город того времени. В великую столицу – город роскошных дворцов и пышных садов, искусственных озер и золоченых обелисков – стекались товары с разных концов земли.
Здесь торговали лазуритом и серебром, ливанским кедром и черным деревом, изысканными винами и дорогой кожей, слоновой костью, благовониями, сильными рабами и прекрасными рабынями.
В период Нового царства страна богатела, постройки росли вверх и вширь, войны были победоносны, а фараоны – могущественны и велики.
Подъем Древнего Египта сопровождался расцветом искусства и наук. Скульптура, изобразительное искусство и ювелирное мастерство достигли невероятного изящества.
Храмы в честь бога солнца
Символ могущества богатейшей страны и процветания жрецов – Карнакский комплекс храмов в честь фиванского бога Солнца Амона Ра. Каждая война приносила храму Амона богатые трофеи: драгоценности, скот и рабов.
Здесь жило и работало 81322 человека: жрецы и рабы, стражники и крестьяне, обслуживающие храм Амона, – целый город. Каждый фараон добавлял храмовому городу строения и барельефы, стремясь увековечить свое имя и перещеголять предшественников, воздвигая роскошные здания.
Храм размером с город
Карнак в переводе обозначает «груда камней», их первыми увидели французские миссионеры в 1668 году. На тот момент проповедники веры заметили разрушенные статуи, лишенные позолоты.
Засыпанный слоем песка и ила толщиной 10 метров, комплекс открыт после раскопок в конце XX века. Даже то, что сохранилось, говорит о былой монументальности и величии сооружения.
Комплекс святилищ – место почитания Амона Ра, его жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, бога Луны, небесного целителя.
Главное здание Карнака
Первое святилище храмового комплекса – храм Амона, бога небес, которое строили 2000 лет. Вход в храм обрамляют пилоны – башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид. Перед входом – огромные статуи фараонов. Здесь же – Аллея Сфинксов: 40 животных с головой баранов и телом львов, охраняющих священное сооружение.
Храм окружен 20-метровой стеной, в которую врезано 10 пилонов, шесть из них – вдоль главного входа в храм, приветствуют входящих с высоты своего величия. Главный пилон – 113 метров в ширину и 44 – в высоту, заложен фараоном Нектабеном.
Храм Амона, состоящий из трех частей – двух огромных залов и святилища, был доступен не всем. В святилище, небольшое темное помещение, входили фараон и верховный жрец. В главном, внутреннем, зале находились знатные египтяне и родственники фараонов.
За воротами – внешний двор Карнака (85*100 метров), куда приходили незнатные египтяне. Двор с трех сторон окружен колоннадой из 34 колонн с капителями в виде раскрытых папирусов – символов царской власти – диаметром 15 метров. Здесь, на каждой капители (венчающей части колонны), свободно разместятся 50 человек.
Во время пышных праздников зал площадью 7500 кв. м заполняла ликующая толпа, олицетворяя богатство и величие Древнего Египта.
В центре двора возвышалась беседка из 10 колонн высотой 21 м (как у 7-этажного дома). Между колоннами устраивали невысокие стенки, в центре – алебастровый алтарь. Здесь проходила церемония очищения статуй богов под потоками солнечного света.
Главное сооружение храма Амон – колонный зал со 144 колоннами в 16 рядов, возведенный фараоном Сити, самый большой в мире зал с каменным перекрытием площадью 5000 кв. м.
Потолок высотой 25 м поддерживает центральная колоннада из 12 колонн диаметром 10 м. Их капители массой 80 тонн столь велики, что на каждой могло разместиться 100 человек.
К краям зала высота колонн уменьшается, так что очертания здания напоминают средневековый собор. Колонны толщиной в 6 обхватов поражают мощью, но зал не подавляет вступившего под своды храма: он приветливый и гармоничный, свет туда проникает со всех сторон.
Колонны, покрытые росписями, были отделаны листами чистого золота. Рельефы, высеченные на камне площадью 2,5 гектара, египетские камнерезы воспроизводили в царствование нескольких фараонов.
Между колоннами стояли статуи богов и фараонов. Внешние стены зала украшены рельефами, повествующими о войнах фараонов, о покоренных народах и захваченных трофеях. Здесь же – изображение растений, которые когда-то знали египтяне.
Священное озеро и обелиски
Древний храм постоянно разрастался за счет новых пилонов, святилищ и залов, башен и часовен, которые возводил очередной правитель. Древнейшие храмы Карнака во времена своего правления цари приказывали разобрать, чтобы построить святилища по своему вкусу.
Сохранились два обелиска высотой 21 и 30 м, прославляющие Хатшепсут, единственную женщину-фараона. Монолитные гранитные обелиски весом 150 тонн первый и 330 тонн второй с надписями и барельефами до половины упрятал в каменный саркофаг преемник царицы Аменхотеп III, ненавидевший Хатшепсут. Себе он воздвиг гранитный обелиск высотой 28 м и весом 320 тонн.
Надписи в Карнакском храме – повсюду: каждый из 30 фараонов запечатлел свои деяния. В группу святилищ входят храмы меньших размеров, посвященных богине Мут и сыну Хонсу. Храм Карнака имел статус государственного религиозного учреждения.
Перед внешним двором – Священное озеро (120*120 м), древний бассейн для омовения жрецов, соединенное с Нилом каналом. К озеру ведут крутые ступени. К пристани у озера подходили священные ладьи Амона во время праздника, прославляющего древнее божество.
Около озера на полутораметровом постаменте – каменный жук-скарабей из черно- красного гранита, символ перерождения и амулет Древнего Египта.
Величие Карнака
В наши дни Карнакский храм, расчищенный от песка, предстает в своем величии, хотя на территории комплекса работы не закончены. Сотни статуй и обелисков, пилонов и храмов с тысячами колонн поражают каждого, кто посетил роскошный комплекс.
На территории храма по расписанию каждый вечер показывают представления со звуковыми и световыми спецэффектами, посвящая туристов в историю древнего города Фивы. Место занесено в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Видео: экскурсия в древний храм
Карнакский храмовый комплекс – «архив» Древнего Египта
Обновлено: 10 Мар, 2020
Карнакский храм – следующее по популярности туристическое направление в Египте после пирамид Гизы. Храм находится в городке Карнаке, на правом побережье Нила в 2,5 километрах севернее Луксора.
Намного правильнее называть данную достопримечательность комплексом или ансамблем храмов в Карнаке, поскольку это целая серия монументальных культовых сооружений. Карнакский храмовый комплекс из всех подобных комплексов Египта – самый грандиозный по масштабам, он больше напоминает отдельный город и, по сути, является настоящим музеем под открытым небом. Территория, на которой раскинулись постройки, занимает огромную площадь 1,5 км х 700 м.
Это интересно! О значимости и уникальности Карнакского храма Древнего Египта говорит тот факт, что он с 1979 года (наряду с Некрополем Фив и храмом Луксора) числится как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Историческая справка
Возведение религиозного ансамбля, известного как храм в Карнаке, было начато приблизительно в ХХ веке до н.э. и длилось 13 столетий. Строительные работы проходили как при фараонах всех династий тех времён, так и в греко-римскую эпоху: последним правителем, который строил на территории комплекса, был римский император Домициан (81-96 года н.э.).
На протяжении 13-и веков каждый из 30-и фараонов так или иначе расширял, перестраивал или украшал культовые сооружения ансамбля. При этом практически все старались превзойти своих предшественников, а некоторые и вовсе уничтожить память о них, разрушая созданное ранее.
Стены зданий и пилонов, колонны покрыты рельефными изображениями битв и богов, а также высеченными летописями о событиях эпохи Нового царства. Все фараоны стремились запечатлеть в таких надписях своё имя, собственную историю и деяния. Эти надписи привлекают многих туристов, желающих получить красивое и уникальное фото Карнакского храма.
Это интересно! Культовые сооружения в Карнаке часто называют «каменным архивом Древнего Египта».
Структура комплекса
В результате строительных работ, длившихся в общей сложности 13 столетий, комплекс получил не только грандиозные масштабы, но и довольно сложную планировку с десятками построек и тысячами статуй.
Древнеегипетский храм в Карнаке – это ансамбль, состоящий из трёх частей, посвящённых разным божествам фиванской триады:
- верховному богу Амону-Ра;
- его супруге, царице Мут;
- их сыну Хонсу, богу Луны.
Важно! Археологические раскопки, начатые на территории комплекса в ХIХ веке, активно проходят и сейчас. В связи с этим для туристов открыто только святилище, посвящённое богу Амону. Остальная часть комплекса – святилище, посвящённое супруге Амона-Ра, богине Мут, и святилище в честь бога Хонсу – пока что закрыты для посещений. Но расстраиваться не нужно, ведь именно храм бога Амона наиболее интересен, да и площадь его достаточно большая – многие устают, осматривая его.
Святилище Амона-Ра
Самая масштабная часть ансамбля в Карнаке – это храм бога Амона, территория которого имеет форму четырёхугольника со сторонами 530, 515, 530 и 610 метров.
В храм ведёт Священный путь – так называется аллея с бараноголовыми сфинксами (бараны считаются одним из воплощений Амона). На этом месте есть достопримечательность, о которой известно далеко не всем гидам: она не броская, но очень важная в археологическом отношении. Речь идёт о набережной, защищавшей сооружения от затопления при разливе Нила. На её стенах делали пометки о высоте разлива – сейчас эти данные активно используются учёными для лучшего понимания истории Египта.
Аллея с бараноголовыми сфинксами приводит к первым, самым массивным воротам (пилону) храма, имеющим форму усечённой пирамиды высотой 44 и шириной 113 метров. Это едва ли не самое молодое сооружение ансамбля, строительство которого было начало в 340 г. до н.э.. За пилоном расположена просторная прямоугольная площадь размером 85 х 100 метров.
Если от входа повернуть направо – будет храм Рамзеса III, считающегося одним из величайших фараонов Древнего Египта. Деяния Рамзеса III описаны на стенах постройки, а внутри стоят изображающие его статуи.
Колонный зал
Немного влево от входа в храм Рамзеса III располагаются ещё одни ворота – Бубаститские. Именно за ними помещается один из знаковых объектов храма Амона-Ра в Карнаке – поражающий воображение величественный Колонный зал, создание которого начиналось при фараоне Хоремхебе, а декорирование и покрытие надписями состоялось уже при Сети I и Рамзесе II. Изначально Колонный зал имел крышу, сейчас же остались лишь колонны, поражающие своей грандиозностью. Всего их 134, и они выстроены в 16 рядов: центральные поднимаются в высоту на 24 метра и имеют в обхвате 10 метров, остальные немного поменьше.
Ботанический сад и другие достопримечательности
Пилоны, которые располагаются за Колонным залом и ведут вглубь святилища бога Амона, показывают, как расширялась территория. Полуразрушенные стены сформировали величественный лабиринт с многочисленными сфинксами, статуями фараонов и обелисками. В той части Карнакского храма в Египте, которая посвящается богу Амону, располагается ещё много интересного:
- Красная капелла – на её стенах изображены сцены жертвоприношений и религиозных празднеств египтян;
- маленький дворик Аменхотепа III, приютившийся между третьими и четвертыми воротами, с одиноко стоящим обелиском;
- «священная барка» Рамзеса II;
- за четвёртым пилоном – 30-метровый гранитный обелиск, посвящённый царице Хатшепсут.
За третьими и четвёртыми воротами храма Амона в Карнаке расположены Солнечные залы, самый красивый из них – Ботанический сад. Такое название зал получил за выгравированные рисунки растений и зверей, в изобилии покрывающие его стены. Среди изображений встречаются представители флоры и фауны долины Нила, а также экзотические представители животного мира из завоёванных Тутмосом III земель.
Неподалёку от северной ограды стоит скромный храм бога Птаха, сооружённый при Тутмосе III. Внутри здания есть красивая гранитная скульптура, изображающая богиню Сохмет.
Статуя скарабея у Священного водоёма
Немного южнее центральной части храма бога Амона когда-то был Священный водоём (120 х 77 м). Рядом с ним стояла постройка, в которой содержали гусей – в Египте они считаются священными птицами бога Амона. Сейчас озеро пересохло, гусей больше не держат, и постройки тоже нет.
Зато есть огромная гранитная статуя жука скарабея, установленная Аменхотепом III. В Египте скарабея называют священным насекомым, он символизирует воскресение и бессмертие, поскольку, по мнению египтян, может самовозрождаться наподобие Амона и других богов.
Это интересно! Старинное сказание гласит, что если обойти кругом каменного скарабея, коснувшись его рукой, то исполнится любое загаданное желание. Девушка, желающая выйти замуж, должна обойти вокруг памятника 3 раза. Пара, которая хочет ребёнка – 9 раз. Для всех остальных желаний установлена «норма» в 7 кругов. А если при этом человек ещё возьмёт щепотку песка с берега Священного водоёма, то он получит удачу во всём.
Святилища царицы Мут и бога Хонсу
Часть культового комплекса, посвящённая царице Мут, располагается юго-западнее храма Амона-Ра и соединена с ним анфиладой различных двориков и пилонов. От самых крайних, южных ворот храмового комплекса бога Амона к святилищу Мут идёт 350-метровая аллея с 66-ю бараноголовыми сфинксами.
Площадь святилища царицы Мут почти в 4 раза меньше площади ансамбля, посвящённого богу Амону-Ра. Центральное сооружение здесь – это храм богини Мут, возведённый при Сети I. С трёх сторон эта постройка окружена естественным водоёмом, существующим с древних времён.
Рядом с центральной постройкой находится «родильный дом» Рамсеса III и храм бога Камутеф.
С юго-западной стороны культового ансамбля в Карнаке стоит храм Хонсу, посвящённый богу Луны Хонсу – так звали сына богов Амона и Мут. Это сооружение внутри довольно тёмное и имеет грубоватую отделку.
Экскурсии из Хургады: стоимость, программа, продолжительность
Экскурсии в Луксор с посещением Карнакского храма организовывают практически из любого курорта Египта. В экскурсионную программу может быть включено посещение разных достопримечательностей: Луксорский и Карнакский храмы в «городе живых», храмы принцессы Хатшепсут и Амона-Ра с загадочными колоссами Мемнона в «городе мёртвых» египетских правителей, Банановый остров, алебастровая фабрика, фабрика масел.
С учётом того, какая запланирована экскурсионная программа, продолжительность тура может быть различной (на Карнакский и Луксорский храмы гиды обычно выделяют по 2-3 часа). На дорогу из Хургады времени тоже уходит немало (порядка 3,5-4 часа с одной остановкой на завтрак возле кафе), поэтому выезд обычно организовывают примерно в 5:30.
Совет! Много впечатлений, невероятная фантастическая энергетика, яркие открыточные фото – Карнакский храм в Египте все побывавшие там туристы считают обязательным к посещению! В поездку обязательно нужно брать с собой питьевую воду, так как экскурсия проходит под палящим солнцем и приходится много ходить пешком.
Где лучше покупать экскурсию (а от этого зависит и её стоимость) каждый должен решить для себя сам. Есть несколько вариантов, и для каждого из них туристы отмечают определённые преимущества и недостатки:
- Можно поехать со своим туроператором, представители которого всегда есть в отеле. Хотя экскурсоводы не всегда работают идеально, но многие видят такое преимущество как безопасность: гарантированно привезут обратно в отель и гарантированно действует туристическая страховка. Экскурсии по этому направлению достаточно дорогие – в зависимости от насыщенности программы и туроператора 70-100 $ для взрослого человека. В стоимость входит трансфер на автобусе, входные билеты, услуги гида, обед.
- Можно купить экскурсию в храм в Карнаке в Египте в одной из местных турфирм. Например, в центре Хургады, на улице Мамша, есть много турфирм и офисов по продаже экскурсий с лицензиями, как и у туроператоров. Там предлагают такие же хорошо организованные поездки, но раза в полтора дешевле, чем у крупных операторов. В стоимость экскурсии входит переезд, билеты к достопримечательностям, услуги гида, обед. Главное, чтобы не возникало языкового барьера с экскурсоводом, а русский в таких фирмах знают почти все. Улица Мамша в Хургаде
- В Хургаде живёт много русскоязычных частных экскурсоводов, которые готовы сопровождать группы туристов, но могут организовать и индивидуальные интереснейшие туры. Причём делают они это раза в 2 дешевле, чем крупные туроператоры. Такого гида можно найти в Интернете и обговорить с ним всё в онлайн-переписке, они также предлагают свои услуги «на улице» – на пляжах и возле отелей. Но многие туристы считают такой вариант поездки в Карнакский храм далеко не столь безопасным, как с туроператором.
Тайны Карнакского храма в Луксоре:
Автор: Ирина Ковалёва
Обновлено: 10 Мар, 2020 Если вам посчастливилось бывать в Египте, вы наверняка…
Обновлено: 19 Апр, 2021 Ангкор (Камбоджа) – центр старинной Кхмерской империи, комплекс…
Большой Будда (Пхукет) – одна из главных достопримечательностей Таиланда, которая считается символом острова….
Обновлено: 22 Мар, 2020 Коптская церковь – одна из самых молодых достопримечательностей…