Где находится Екатерининский Дворец

Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге считается не только величайшей достопримечательностью России, но и весомой частью всемирного наследия ЮНЕСКО

Большой Екатерининский дворец в Питере

Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге считается не только величайшей достопримечательностью России, но и весомой частью всемирного наследия ЮНЕСКО.

Знаменитый великолепный большой Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге, который представляет собой центральную часть огромного архитектурного ансамбля, располагается на территории Царского села. Каждый день его залы посещают несколько тысяч туристов со всего мира. Здание представляет собой императорский дворец, который ранее был резиденцией для Елизаветы Петровны, а также Екатерины I и Екатерины II на летнее время. Данная достопримечательность причислена к наследию Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Резиденция была названа в честь Екатерины I, по приказу которой она была построена. Начало строительства датировано 1717 годом. С этого момента здание несколько раз перестраивалось, на данный момент времени оно является ярким образцом позднего барокко.

После того, как турист выяснит адрес Екатерининского дворца, он, как правило, старается узнать, когда именно лучше всего его посетить. Однозначного ответа на данный вопрос просто не существует. Летом можно полноценно насладиться фасадами дворца, а также видами огромного парка, широкими зелеными аллеями, погулять у Большого озера. Большой популярностью также пользуется конная прогулка или поездка на электромобиле. По озеру можно проплыть на гандоле. Единственным недостатком летнего периода считается огромный приток гостей, поэтому чтобы проникнуть внутрь дворца туристу придется простоять уйму времени в очереди. Опытные путешественники утверждают, что парк лучше всего посещать весной или летом, а вот внутрь дворца можно попасть и зимой.

В литературе часто упоминается Екатерининский дворец осенью. Особенно прекрасным периодом поэтам казалось бабье лето. Воображение поражает буйство красок, листва на деревьях самых необыкновенных цветов сливается в единую композицию.

Действительно, осень для данных территориальных регионов считается благополучным сезоном для планирования путешествий. Таким образом, Екатерининский дворец в Питере можно посетить в середине – конце сентября, когда сезон дождей еще не начался, но солнце уже не так палит. Осеннее убранство сада смотрится также великолепно, как и его весенний вариант, однако с марта по начало мая питерская погода отличается дождливостью.

История Екатерининского дворца

Стоит отметить, что дворец пережил несколько эпох, именно поэтому его архитектура нашла свое отражение в каждой из них. Кроме того, свое влияние также оказали личные вкусовые предпочтения каждого из правителей тех времен, для которых здание являлось резиденцией. 1717 год считается годом начала строительства дворца, которое велось под чутким руководством архитектора Иоганна Брауештейна из Германии. Строение с самого начала было запланировано, как резиденция Екатерины I. Завершение строительства датируется 1724 годом. Согласно первому проектному плану здание представляло собой двухэтажное здание небольших размеров, выполненное в голландском стиле. Если просматривать фото Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге во времена разных правителей, можно заметить определенную динамику. Например, после того как Елизавета Петровна взошла на престол, она поручила известным архитекторам России не только увеличить площадь строения, но и благоустроить его.

Как гласит история, современные туристы видят Екатерининский дворец именно таким, каким он стал во времена правления Елизаветы Петровны.

1752 год также стал периодом изменений. Императрице показалось, что резиденция слишком тесна и старомодна, поэтому она поручила ее реставрацию архитектору, известному под именем Бартоломео Растрелли. Перестроечные работы длились четыре года. Изменения были грандиозными, именно после этого периода здание получило стиль Русское барокко, в котором оно сохранилось по сей день. Для позолоты отделки фасада ушло ста килограммов золота, которое также украсило статуи, расположенные по периметру кровли. Особым изяществом также отличается парковая зона, презентация которой вместе со дворцом состоялась в 1756 году. На тот момент Екатерининский дворец в СПБ произвел неизгладимое впечатление на иностранных послов и российских вельмож.

Встречает туриста Парадная лестница, для изготовления которой был использован белый мрамор. Над ее созданием трудился архитектор по имени И. А. Монигетти. Это непревзойденное архитектурное творение занимает часть Китайского зала, который отличается особыми тематическими украшениями, среди которых фарфоровые блюда и вазы. Особое внимание также стоит уделить такой детали интерьера, как большой настенный барометр и часы. Лестницу украшают два Амура, один из которых еще крепко спит, а другой только начал просыпаться. Для оформления перекрытий и стен была использована резная лепнина непревзойденного качества. Потолочное пространство занимает известная картина «Эней и Венера», «Суд Париса», а также «Юпитер и Каллисто». Лестница проводит своих гостей к залам Екатерининского дворца в Пушкине фото которого можно просмотреть в сети:


  1. Большой зал, который также известен под названием Светлая галерея, считается наиболее крупным помещением, если брать за основу сравнения площадь. Его основным назначением считался прием почетных гостей, а также организация торжественных балов. Убранство комнаты поражает своей нереальной красотой. Главной особенностью дизайна считается чередование оконных проемов и зеркал. Именно этот прим помог визуально увеличить зал, сделать его практически бесконечным. Чтобы голос императрицы звучал более властно, повелевающее, здесь любой громкий звук повторяется ровно тридцать два раза. В солнечную погоду Светлая галерея окутана искрящимся светом, который отражается золотыми поверхностями. Ночью внутри зала зажигается огромное количество свечей. Довершающим элементом интерьерного образа считается паркет, изготовленный из мореного дуба.

  2. Если посетить Екатерининский дворец в Питере, можно увидеть кавалерскую столовую, располагающуюся недалеко от Большого зала. Ее стены украшают золотые резные узоры и многочисленные картины. По центру стоит массивный обеденный стол, накрытый драпированной скатертью, а также оформленный с использованием атласных лент. У туриста есть возможность ознакомиться с известными орденскими сервизами. Столовая служила помещением для официальных приемов немногочисленных гостевых групп. Поэтому ее убранство отличается скромностью и особым уютом.

  3. Белая парадная столовая предназначена для обедов, проводимых исключительно для императорской семьи. Официальные приемы здесь проводились со сложной сервировкой стола, от которой веяло роскошью, гостей всегда встречали фонтаны из шампанского либо вина. Стены столовой украшают картины с изображенными сценами охоты. Таким образом, Екатерининский дворец внутри отличается богатым убранством и эффектными дизайнерскими решениями.

  4. Картинный зал считается одним из наиболее увлекательных, исторически значимых помещений, где хранится огромное множество картин, написанных талантливыми художниками из западной Европы. Тут висит картина, заказанная Петром I. Она получила название «Полтавская битва». Помещение изначально выполняло функцию своеобразного кабинета, где проводились встречи и дипломатические приемы. Также стоит отметить, что в военное время галерея была полностью разрушена, однако все работы предварительно были вывезены и сохранены. На свои места они вернулись, после полной реконструкции здания.

  5. Екатерина Великая среди всех дворцовых помещений всегда выделяла Арабесковый зал, который был декорирован Ч. Камероном. Панно из арабесок рассказывало о жизни древних римлян. Тут изображены не только люди, но и чудовища из мифологии того времени. Отличительной особенностью комнаты считается ее сдержанность, утонченность, элегантность. Примечательно, что история Екатерининского дворца практически не коснулась данного зала.

  6. Янтарную комнату часто называют настоящим восьмым чудом света. Изначально она являлась кабинетом или местом, где просто можно уединиться. Представленные вниманию туристов панно из янтаря были преподнесены в дар царской семье королем Вильгельмом I. Во времена войны комнаты была полностью потеряна, то есть вывезена за границу России. Куда именно до сих пор не известно. Над восстановлением помещения мастера трудились с 1979 года и по 2003.

Кроме того, имеется достаточно информации не только о выдающихся достоинствах достопримечательности, но и о том, как добраться до Екатерининского дворца, чтобы сэкономить свое время. Удобнее всего можно добраться до места назначения от Витебского вокзала, откуда отправляется электричка, следующая до платформы под названием «Царское Село». От станции доехать непосредственно до музея следует на автобусе № 371 либо маршрутном такси № 377.

Примечательно, что каждый отдельный зал представляет собой уникальную, полностью завершенную композицию, которая характеризуется умеренной роскошью. После того как турист поймет, где находится Екатерининский дворец, ему необходимо понять, что для экскурсии лучше всего выбрать время до обеда, поскольку она длится достаточно долго. В любом случае посетить само здание и окружающий его парк лучше двумя подходами, чтобы не упустить ни единой детали.

Аудиогид, билеты 700 руб, оплата картой.
Санкт-Петербург, город Пушкин, Садовая улица, 7
+7 812 415‑76-67, +7 812 415‑76-68

Екатерининский дворец

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Читайте также  Кто живет в букингемском дворце

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

Екатерининский дворец в Царском Селе

Екатерининский дворец занимает центральное место в дворцово-парковом ансамбле Царского села. Ежедневно его великолепные залы посещают тысячи туристов, а наибольшей популярностью в Екатерининском дворце пользуется знаменитая Янтарная комната, восстановленная к 300-летию Санкт-Петербурга.

Екатерининский дворец можно назвать памятником терпения русского народа, сумевшего восстановить историческое здание, разрушенное в годы оккупации немецкими войсками города Пушкина. Прошло более 70 лет со дня окончания войны, но до сих пор выполняется реставрация некоторых залов.

Продолжительность экскурсии по дворцу составляет около часа, в оставшееся время рекомендуем прогуляться по Екатерининскому и Александровскому паркам, а также посетить Музей-лицей А.С. Пушкина.

Режим работы Екатерининского дворца — лето 2021

  • С 10:00 до 18:00
  • Касса работает до 16:45.
  • Выходной день — вторник

В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15–20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.

В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы: Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столовая, Портретный зал, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I и Буфетная. В маршруте №2 эти залы заменены на выставки и посещение Парадного кабинета Александра I. Поэтому маршрут №2 можно назвать урезанным. По возможности стоит выбирать для посещения маршрут №1.

Китайская гостиная Александра I, камин

Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).

В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.

Стоимость билетов в Екатерининский дворец — лето 2021

Варианты посещения Екатерининского дворца:

  • Самостоятельный осмотр без экскурсии.
  • Скачать бесплатную экскурсию на смартфон по QR коду, установленному в холле музея.
  • Арендовать аудиогид. Стоимость 200 рублей. Необходимо оставить залог.
  • Посещение с экскурсией в составе группы до 15–20 человек.

 

Екатерининский дворец находится на территории Екатерининского парка. В стоимость билета входит билет в Екатерининский парк.

  • Для граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана
    • Для взрослых — 850 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно (нужно получить бесплатный билет)
    • Для учащихся (с 16 лет) и студентов — 430 рублей
    • Для пенсионеров — 400 рублей
  • Для иностранных граждан
    • Для взрослых — 1200 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно (нужно получить бесплатный билет)
    • Для студентов — 610 рублей

Описание

Строительство величественного здания, протяженность которого составляет 306 метров, выполнял известный архитектор, мастер стиля барокко Франческо Бартоломео Растрелли. Именно он определил основные размеры здания, отделку его фасадов и внутренних интерьеров.

Сооружение здания велось с 1748 по 1756 год, интерьеры дворца в основном отражают два стиля — барокко и классицизм. Екатерининский дворец великолепен, как снаружи, так и внутри.

Внешнее убранство

Голубой, белый и золотистый цвет здания придают ему торжественный и праздничный вид. Фасад украшен белыми колоннами, лепными элементами и фигурами атлантов.

Атланты Екатерининского дворца

От центральной части дворца отходят флигели, соединенные крытыми галереями. В северной части строения возвышается пятиглавая дворцовая церковь с позолоченными куполами.

Южное крыло, где раньше находилось парадное крыльцо, увенчано позолоченным куполом со звездой на шпиле. Всего на позолоту наружных и внутренних элементов здания ушло почти 100 килограммов червонного золота.

Внутреннее убранство

В оформлении интерьера Екатерининского дворца приняли участие такие прославленные архитекторы, как Франческо Растрелли и Чарлз Камерон, Василий Стасов и Ипполит Монигетти.

По проекту Растрелли на втором этаже здания были созданы залы для приемов, они были украшены золотой резьбой и располагались по одной оси, составляя Золотую парадную анфиладу. Также он оформил и покои, предназначенные для проживания царской семьи, так называемую Малую анфиладу.

По рисункам архитектора был создан Большой зал или Светлая галерея — это самый большой зал Екатерининского дворца. Часто его называют Тронным залом и Большой галереей, он предназначался для официальных приемов и парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного во всю ширину здания составляет 860 кв. метров.

Надо отметить, что при Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах и содержание царского двора, а также придворных церемоний стали составлять едва ли не большую долю государственного бюджета. Растрелли учёл масштаб проводимых мероприятий и вложил в строительство зала все свое мастерство, талант и инженерное искусство.

Зал размерами 47 на 17 метров не имеет ни одного перекрытия, что создает ощущение простора и света. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают все помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.

Светильники и зеркала в Большом зале

В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II — Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.

Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.

Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I

Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I

Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зелёную столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.

Парадная Голубая гостиная

Китайская Голубая гостиная

При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.

Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862–63 годах Парадную лестницу.

История

Своей красотой Екатерининский дворец обязан трём российским императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, уделявшим большое внимание загородной резиденции в Царском селе.

В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат.

Его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Браунштейна. Одновременно на склоне с восточной стороны был разбит Верхний сад, состоящий из трех террас, и Нижний сад. К западу был построен Зверинец, позже преобразованный в Александровский сад.

Читайте также  Дворец принцессы ольденбургской

В 1744 году по плану молодого архитектора Квасова здание было надстроено и связано галереями с пристроенными двухэтажными флигелями. В дальнейшем каждый новый Российский правитель также перестраивал Екатерининский дворец.

Коренное преобразование прошло при императрице Елизавете Петровне в 1752 году. Четыре года Франческо Растрелли, известный специалист стиля барокко, руководил работами по реконструкции здания и парка.

Во время Великой Отечественной войны территория Царского села была оккупирована и дворец практически полностью был разрушен, 80% его интерьеров было утрачены. Янтарная комната была вывезена фашистами из Пушкина и бесследно исчезла в Кенигсберге перед вступлением в него советских войск.

Екатерининский дворец. Анфилада восстановленных залов. Фото 1944 года

Екатерининский дворец. Кавалерская столовая. Фото 1944 года

Кроме того, многие экспонаты музея были потеряны еще до начала войны, в 1930-е годы, когда началась распродажа многих ценных предметов живописи, скульптуры и прикладного искусства. Сотрудники комплекса, как могли, защищали экспонаты, намеченные к продаже. Хранители пытались спасти произведения искусства, снижая ценность картины, например, вместо итальянской школы указывали испанскую.

Кроме того, многие ценные работы уходили в Эрмитаж: когда там появлялась «брешь», произведения искусства отбирали из музея в Царском селе.

Полностью были утрачены ценные экспонаты детской половины дворца, в том числе учебники, диапозитивы и гербарии, карандаши и тетради. Это всё было отдано в детские колонии, куда привозили всех детей Петрограда, лишившихся родителей.

В 1959 году, благодаря кропотливой работе реставраторов, историков и архитекторов были открыты шесть залов музея. В 2003 году посетители смогли увидеть и жемчужину Екатерининского дворца — Янтарную комнату, на восстановление которой ушло около 6 тонн янтаря.

Екатерининский дворец до 1910 года назывался Большим Царскосельским. В настоящее время это объект культурного наследия Федерального значения, входящий в состав Государственного Музея-заповедника «Царское село».

Екатерининский дворец в Пушкине

Описание

Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец, Большой дворец) — бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкине (ранее — Царское Село).

Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и продолжается Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. До завершения ещё далеко.

История

В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.

Перестройка

Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).

Дворец после 1917 года

В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой и др.

23 мая 2010 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского Села откроются несколько отреставрированных залов и павильонов.

Архитектура

Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.

Залы и комнаты дворца

Янтарная комната

Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село.

В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты была неизвестна. C 1979 года в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме руками отечественных реставраторов, в том числе на средства немецких фирм. О судьбе подлинных экспонатов комнаты до сих пор ходят легенды и мифы.

Дворцовая церковь

Храм был устроен в северном флигеле в период с 1746 по 1756 года. Несколько раз реставрировался после пожаров 1820 и 1863 годов. В его оформлении участвовали С. Чевакинский, Ф.-Б. Растрелли, Стасов и др. Интерьер церкви был практически уничтожен в период оккупации Пушкина и до настоящего момента не восстановлен. С 1993 года в церкви крайне редко проходят молебны.

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец — одна из самых красивых и часто посещаемых достопримечательностей Царского Села. Великолепные интерьеры дворца и роскошная садово-парковая территория не единожды служили декорациями для съемок исторических фильмов и проведения свадебных фото сессий.

Екатерининский дворец – часть архитектурно-паркового ансамбля Царского Села, одна из самых притягательных для туристов достопримечательностей. Ежедневно залы дворца посещают сотни гостей, очарованных роскошью интерьеров и богатой историей.

Немного истории

Царское Село ведет свою историю с 1710 года. В этот год император Петр Первый подарил своей супруге Марте Скавронской, будущей Екатерине Первой, Саарское поместье с прилегающими к нему деревнями. Спустя семь лет на этом месте начинается возведение загородного дворца для императорской четы под руководством немецкого архитектора Браунштейна. Еще через семь лет строительство резиденции завершается, и императрица присуждает ей название «Каменные палаты».

Екатерининский дворец. Фото: @iurii_zarankov

Привычный облик дворец обретает в период царствования дочери императора – Елизаветы Петровны. Дворец обзаводится третьим этажом, при этом северное крыло венчают купола церкви, а к южному пристраивается парадное крыльцо. Фасад строения приобретает лазоревый цвет, который отлично гармонирует с позолоченными элементами декора, на многих из которых появляется именной вензель новой хозяйки резиденции.

Перемены коснулись не только внешнего облика дворца, но и его планировки. Комнаты и залы были объединены. Изменения внутренней конструкции дворца проходили под руководством архитектора Растрелли, который работал над созданием архитектурного комплекса Зимнего дворца. Позже интерьеры резиденции не раз подвергались доработкам: в эпоху Екатерины Великой внутреннее убранство дворца приобрело античные черты, а при Александре Первом в интерьер были внесены сюжеты победы русской армии над Наполеоном.

Интерьеры Екатерининского дворца

Экспозиция охватывает историю Екатерининского дворца, знакомит с творчеством архитекторов, которые трудились над обликом парадных залов и комнат резиденции в период XVIII-XIX веков, а также демонстрирует титанический труд реставраторов, возродивших величайший памятник архитектуры после Второй Мировой Войны. В настоящее время восстановлены 32 из 58 разрушенных войной залов.

Наибольший интерес вызывает Большой зал – самое просторное помещение во дворце, предназначенное для дипломатических приемов и аристократических балов. Ширина зала – порядка 18 метров, высота потолков – около 47 метров. Весь потолок Большого зала увенчивает расписной плафон. По всему периметру помещение украшено зеркалами, лепниной и обилием позолоченных элементов. Благодаря 13 большим панорамным окнам с каждой стороны создается ощущение бесконечного пространства.

Интерьер дворца. Фото: @ oksana.smirnova.stylist

Рядом располагается более скромная Кавалерская столовая, изначально предназначенная для небольших приемов и балов, и Большая белая столовая, в которой накрывали стол для императорской семьи, устраивались официальные встречи и пышные застолья.

В Картинном зале собраны выдающиеся произведения европейской и русской живописи XVII-XVIII столетий. Центральное место отведено полотну «Полтавская битва», заказчиком которого выступил лично Петр I.

Внутреннее убранство. Фото: @ julia_zhogol

Увидеть сюжеты истории Древнего Рима, мифических созданий и героев легенд можно в Арабесковом зале, который, по утверждениям историков, был особенно любим Екатериной Второй.

Парадные изображения всех императоров России хранятся в Парадном зале дворца. Жемчужина коллекции – портрет Екатерины Второй с лентой Андрея Первозванного.

Янтарная комната

Янтарная комната – одна из причин большой популярности дворца среди путешественников. Каждый хочет увидеть своими глазами воссозданные янтарные панно, найти оригинал которых мечтают все кладоискатели мира.

В 1716 году король Пруссии преподнес Петру Первому в качестве презента панно из янтаря. Изначально панно украшали стены одной из комнат Зимнего дворца. В Царское село панно были перевезены в годы правления Елизаветы Петровны, в период перестройки Екатерининского дворца. Поскольку площадь кабинета была больше размера панелей, были заказаны дополнительные янтарные детали. Комната оформлялась по проекту Растрелли, который применил большое количество зеркал, чтобы естественное освещение днем и пламя свечей в темное время суток наполняли помещение мягким золотистым светом.

Читайте также  Васильевский остров санкт петербург достопримечательности

Янтарная комната. Фото: @ aryamnova.e

Янтарная комната была вывезена немцами за пределы России в годы ВОВ и полностью утрачена. Кабинет восстанавливался в период с 1979 по 2003 годы по сохранившимся изображениям и описаниям современников.

Екатерининский дворец – выдающийся памятник истории и архитектуры, посетив который, можно открыть новые истории России периода XVII-XVIII веков. В теплый период здесь можно прогуляться по роскошному парковому ансамблю, полюбоваться видами Большого озера, прокатиться верхом или на ретро автомобиле. А зимой насладиться спокойствие и роскошью загородной резиденции императоров без шумных толп туристов.

Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, 7.

Цена билета: Билет для взрослых российских и белорусских граждан – 700 рублей, для иностранцев – 1000 рублей. Стоимость билета для школьников и студентов – 350 рублей. Для детей до 16 лет вне зависимости от гражданства вход бесплатный.

Время работы: Среда-понедельник: 10:00-18:00. Каждый вторник и последний понедельник месяца дворец закрыт.

Как добраться: Дорога до Царского Села на авто по Пулковскому и Петербургскому шоссе займет от 30 до 60 минут. Чтобы добраться до места назначения на электричке необходимо проехать от Витебского вокзала до станции «Царское село», далее от пушкинского автовокзала на автобусе или маршрутном такси № 382 доехать до остановки «Музей-заповедник „Царское Село“». Ориентировочное время в пути — 45-60 минут.

Большой Екатерининский дворец – самая грандиозная постройка Царского Села

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Царское Село
Архитектор, строитель: Бартоломео Франческо Растрелли
Строительство: 1752 — 1756 годы
Координаты: 59°42’57.9″N 30°23’43.9″E
Объект культурного наследия народов Российской Федерации

Великолепный памятник барокко привлекает в современный город Пушкин много российских и иностранных туристов. Екатерининский дворец сохранил память обо всех своих владельцах и сегодня имеет статус государственного музея. Из 58 залов, которые были разрушены в годы Великой Отечественной войны, восстановлено 32 (2019). Жемчужиной экспозиции считают уникальную Янтарную комнату.

Большой Екатерининский дворец с высоты птичьего полёта

История дворца

В 1710 году Петр I подарил своей жене Екатерине сельское поместье Саарская мыза. Такое название в начале XVIII века носило Царское Село. Подарок пришелся по душе будущей императрице, поэтому одновременно со строительством Санкт-Петербурга здесь начали возводить новый дворец.

Работами по строительству здания занимался архитектор И.-Ф. Браунштейн. Летом 1724 года первый дворец был готов. Это была двухэтажная постройка в «голландском» стиле, в которой было 16 комнат-светлиц.

Вид на Екатерининский дворец с тыла

При царице Елизавете Петровне «каменные палаты» Екатерины I решили расширить. Над реализацией масштабного проекта трудилось несколько архитекторов, а завершал его Франческо Бартоломео Растрелли. В 1756 году гениальный зодчий провел императрицу, ее свиту и иностранных послов по новому дворцу.

Он увеличил здание на один этаж и применил новую планировку. Небольшие комнаты и просторные залы переходили друг в друга и образовывали длинную Парадную анфиладу. На позолоту декоративных элементов было истрачено 100 кг золота. По распоряжению Елизаветы фасады выкрасили в ярко-лазоревый цвет, а на фронтоне появился декоративный вензель хозяйки.

Вид на фасад Екатерининского дворца

При Екатерине II оформлением помещений дворца занимался талантливый зодчий из Шотландии Чарльз Камерон. Благодаря ему, дворец получил черты модной в те времена античной архитектуры. Строгость оформления гармонично сочеталась с изяществом отделки.

Император Александр I заказал новые интерьеры Василию Петровичу Стасову. Придворный архитектор создал во дворце Парадный кабинет и несколько комнат, которые были посвящены победе российских войск над армией Наполеона.

Во время Великой Отечественной войны город Пушкин оказался в зоне фашистской оккупации. Царский дворец превратили в огромный гараж, а его бесценные интерьеры были разграблены и частично уничтожены пожарами. Знаменитую Янтарную комнату демонтировали и вывезли из страны. След ее окончательно затерялся в Кенигсберге. Восстановление памятника архитектуры заняло долгие годы.

Дворец сегодня

Дворцовое здание построено в стиле барокко и имеет длину более 300 м. Постройка выглядит очень нарядно. Бело-голубые фасады отделаны богатой позолотой, белоснежными колоннами, статуями кариатид, атлантов и головами львов. Внутри можно увидеть коллекции картин, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптуры, старинную посуду и мебель.

Парадная лестница находится в южной части здания. Она вырезана из белого мрамора и украшена балюстрадами и большими фигурными вазами. Покрытые красными коврами ступени освещаются тремя ярусами окон. Стены оформлены изящной лепниной. На них красуются вазы и блюда японского и китайского фарфора XVIII — XIX веков. На площадках между пролетами можно увидеть мраморные скульптуры середины XIX века.

Тронный или Большой зал занимает площадь 800 кв. м. Внутри него создается ощущение, что помещение не имеет конца. В царские времена здесь проходили маскарады и парадные приемы. Просторный зал привлекает внимание огромным расписным плафоном на потолке, ажурной позолотой, зеркалами и красивым наборным паркетом из светлого и мореного дуба.

Белая Парадная столовая

После Большого зала туристов проводят через Кавалерийскую столовую, созданную по проекту Растрелли. В этом зале доминирует позолоченный орнамент из раковин и цветов. Здесь стоят сервированные столы с фарфоровой посудой конца XVIII века.

Все помещения Золотой анфилады дворца украшены многоярусными изразцовыми печами, которые были сделаны по эскизам Растрелли. Старинные отопительные приборы выполнены, как настоящие произведения искусства! Печи покрывают изразцы, колонны и ниши с синей кобальтовой росписью.

Любителям живописи очень нравится Картинный зал, по периметру которого развешаны полотна западноевропейских художников XVII — XVIII веков. Несмотря на художественную ценность собранной здесь коллекции, картины играли только роль «красочного ковра». Они размещены вплотную друг к другу и разделены тонкими золочеными рамами по принципу «шпалерной» развески. При Елизавете Петровне и Екатерине II в зале проводили музыкальные вечера, трапезы и дипломатические приемы.

Одним из самых эффектных помещений дворца считают личные апартаменты Екатерины II — Арабесковый зал. Покои украшены зеркалами в золоченых рамах, вычурной лепниной, парадными портретами хозяйки и ее приближенных. На потолке изображены сюжеты из любимых императрицей античных мифов.

Янтарная комната

Необычная комната появилась во дворце при Петре I. Она была изготовлена прусским мастером Андреасом Шлютером и подарена русскому государю курфюрстом Пруссии в 1716 году. При жизни Петра янтарные украшения, панели и панно пролежали в людских помещениях Летнего дворца. В 1746 году их смонтировали в Зимнем дворце, а через 9 лет перенесли в Царское Село.

Признанный шедевр декоративного искусства XVIII века был утрачен во время Великой Отечественной войны. Попытки найти Янтарную комнату предпринимались на протяжении многих лет, но они так и не увенчались успехом.

В 2000 году Германия передала России несколько найденных фрагментов – янтарный комод и флорентийскую мозаику. Остальные интерьеры пришлось восстанавливать с нуля. Сложные и дорогие работы продлились 23 года и были завершены в 2003 году. Сегодня посетители дворца видят великолепный результат труда российских реставраторов и художников, от души восхищаются их мастерством и красотой янтаря.

Комната имеет высоту 7,8 м. Площадь стен составляет 86 кв. м, а пола – 100 кв. м. Для реставрации было использовано 6 тонн «солнечного камня» из Калининградского месторождения. Самый большой самородок, который применили в отделке, весил 1 кг. Его специально выкупили у одного из московских коллекционеров.

Воскресенская церковь

Вид на храм Воскресения Христова

В северной части дворца возвышаются купола православного храма Воскресения Христова. История домовой церкви началась при Екатерине I в 1713 году. Храм, который дошел до наших дней, был построен во времена правления Елизаветы Петровны и освящен в 1756 году.

В 1820 году Большой Екатерининский дворец пережил сильный пожар. Значительная часть церковных интерьеров сгорела. Правда, всего за два года архитектор В. П. Стасов полностью восстановил храм.

Купола храма Воскресения Христова

После революции 1917 года дворцовую церковь закрыли, а помещения отдали под музей. В годы оккупации немцы использовали здание, как гараж. Когда советские войска освободили Пушкин, храм оказался полностью разграбленным, а его крыша пробитой. В послевоенные годы церковь служила складом.

Восстановление храмовых интерьеров завершили в 2010 году. Вернуть былое убранство удалось лишь частично. Реставраторы позолотили пять куполов и часть рам. Из богатого иконостаса сохранилось только три образа.

Полезная информация для посетителей

Для туристов дворец открыт в любой день, кроме вторника, с 12:00 до 18:00. Билеты продают до 16:45. По понедельникам музей работает с 10:00 до 21:00. Кассы закрывают в 20:00.

Детей до 16 лет пускают сюда бесплатно. Школьники и пенсионеры платят по 350 рублей, а взрослые туристы – по 700 рублей. Можно купить аудиогид — 150 рублей (2019).

Желающих попасть в уникальный музей очень много, поэтому выстраиваются очереди и иногда приходится ждать по 2-3 часа. Быстрее других внутрь попадают участники автобусных экскурсий. Следует иметь в виду, что фотографировать и снимать видео разрешают далеко не везде.

Как добраться

Дворец стоит на территории Екатерининского парка, в Пушкине. До города, который находится в 25 км к югу от Санкт-Петербурга, удобно доехать на электричке. На поездах от Витебского и Балтийского вокзалов добираются до станции «Царское Село». Потом на любом автобусе или маршрутном такси доезжают до остановки «Садовая улица». Оттуда до дворца-музея 450 м пешком.

Можно воспользоваться рейсовыми автобусами, которые ходят в Пушкин от станций метро «Купчино», «Московская» и «Звездная». Нужно доехать до остановки «Садовая улица» и пешком дойти до дворца.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: