Брестская крепость рассказ для детей

Классный час к "Дню героя Отечества"

Брестская крепость рассказ для детей

Классный час на тему: «Брестская крепость»
классный час (2, 3, 4 класс) на тему

Классный час к «Дню героя Отечества»

Скачать:

Вложение Размер
brestkaya_krepost.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Брестская крепость»

Цель: воспитание патриотизма, любви к родной земле, чувства гордости за героическое прошлое нашей Родины.

  1. Организационный момент.
  1. Открытие темы.

Звучит песня «Журавли», которая сопровождается презентацией. (1-6 слайд)

— О каком событии мы с вами будем сегодня говорить и о каком нельзя забыть?

— Сегодня классный час посвящён Великой Победе нашего народа в Великой Отечественной войне.

  1. Беседа по теме занятия.

— В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что из всех динамиков доносилось … ( Звучит речь Левитана – о начале Великой Отечественной войны )

Стихотворения читают Анна и Дарья Требены.

Июнь… Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончиться она лишь в 45-м мая.

— Ребята, а когда началась война? (22 июня 1941 года)

— 22 июня был выходной день. Спали города и сёла, после выпускных вечеров гуляла молодёжь. Выпускники мечтали о своём будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра…

— И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолётов, лязг танков, пулемётные очереди. Зазвучала незнакомая речь…

— Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная

Стихотворение читает Овчинникова Елена.

Такою все дышало тишиной ,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

— Что такое война? (Ответы детей)

— Какие слова ассоциируются у вас с этим словом? (Ответы детей)

(Боль, радость, слёзы, горе, герой, патриот, весна, память, кровь, помощь, ужас, победа)

Сценка под песню Зуева «Ах, война, что ты сделала».

Киселёв Матвей: Вы помните этот день?

Маньшина Ольга: А вы?

Минеева Марина: Война – 4 года.

Кисёлёв Матвей: 1418 дней.

Маньшина Ольга: И 22 000 000 погибших русских людей.

Минеева Марина: Это значит 22 человека на каждый 2 м земли.

  1. Работа по картине Петра Александровича Кривоногова «Защитники Брестской крепости» (слайд 7)

-Что вы видите на картине?

— Какие эмоции у вас вызывает эта картина?

— Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался её героический гарнизон.

Брестская крепость находится на западной границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Не смогли враги взять Брестскую крепость штурмом. Обошли её справа и слева. Осталась она у врагов в тылу. Наступают фашисты. Идут бои под Минском, под Ригой, под Львовом. А там, в тылу фашистов, не сдаётся, сражается Брестская крепость. Трудно героям. Плохо с боеприпасами, особенно плохо с водой у защитников крепости. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом река. Глоток воды здесь дороже жизни.

Отважно сражались защитники Брестской крепости, но становилось их всё меньше и меньше. Ждут фашисты, вот-вот запросят пощады люди. Вот — вот появится белый флаг. Ждали, ждали — не виден флаг. Пощады никто не просит. 32 дня не умолкали бои за крепость . « Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»-написал на стене штыком один из последних её защитников.

Одним из героев Брестской крепости был ваш ровесник — пионер Петя Клипа.(слайд 8)

Учитель. В крепости Петю застала война в час тишины на рассвете

Наземь швырнула взрывная волна сонного мальчика Петю.

Петя очнулся. Где это он? Стоны и крики, грохот и звон,

Пыль, штукатурка, брызги стекла, в окнах разбитых – красная мгла.

Грохнуло снова, качнулась стена. «Братцы, к оружию! Это — война!»

— Где произошло первое сражение?

— Сколько дней оно длились?

— Как звали пионера героя, вашего ровесника?

IV. исполнение песни «Алёша», слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского (поёт Кнутов Никита) (слайды 8-13)

Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша,

Белеет ли в поле пороша иль гулкие ливни шумят,

Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша,

Стоит над горою Алеша — Болгарии русский солдат.

И сердцу по-прежнему горько,по-прежнему горько,

И сердцу по-прежнему горько, что после свинцовой пурги

Из камня его гимнастерка,его гимнастерка,

Из камня его гимнастерка, из камня его сапоги.

К долинам, покоем объятым,покоем объятым,

К долинам, покоем объятым, ему не сойти с высоты.

Цветов он не дарит девчатам, не дарит девчатам,

Цветов он не дарит девчатам — они ему дарят цветы.

  1. Подведение итогов

— Когда началась Великая Отечественная война?

— Где произошло первое сражение?

— Когда закончилась Великая Отечественная война?

Стихотворение читают Гордичук Кира и Марине Гаспарян.

Лежат в шкафу отцовские медали,

А наши дети ходят в детский сад.

А мы признаться лишь в кино видали,

Как бьёт в броню осколочный снаряд.

Впрочем, это было так давно,

Что, как будто не было – и выдумано,

Может быть, увидено в кино,

Может быть в романе вычитано.

«Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравилось ли мне занятие? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?

За всё, что есть сейчас у нас

За каждый наш счастливый час

За то, что солнце светит нам

Спасибо доблестным солдатам

Что отстояли мир когда-то

Спасибо дедам и отцам! (вручение подарков.)

6. Слово для выступления предоставляется ветеранам войны.

Сергей АЛЕКСЕЕВ
Брестская крепость

Брестская крепость стоит на границе. Атаковали ее фашисты в первый же день войны.

Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли ее слева, справа. Осталась она у врагов в тылу.

Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов, не сдается, сражается Брестская крепость.

Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с едой, особенно плохо с водой у защитников крепости.

Кругом вода – река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.

– Воды! – несется над крепостью.

Нашелся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, еще один отважный вперед рванулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.

От этого места недалеко лежал пулеметчик. Строчил, строчил пулемет, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемет. И пулемету нужна вода.

Посмотрел пулеметчик – испарилась от жаркого боя вода, опустел пулеметный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.

– Эх, была не была.

Пополз он к воде. Полз по пластунски, змейкой к земле прижимался. Все ближе к воде он, ближе. Вот рядом совсем у берега. Схватил пулеметчик каску. Зачерпнул, словно ведром, воду. Снова змейкой назад ползет. Все ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили его друзья.

– Водицу принес! Герой!

Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. Не знают они, что воду для пулемета принес пулеметчик. Ждут, а вдруг угостит их сейчас солдат – по глотку хотя бы.

Посмотрел на бойцов пулеметчик, на иссохшие губы, на жар в глазах.

– Подходи, – произнес пулеметчик.

Шагнули бойцы вперед, да вдруг…

– Братцы, ее бы не нам, а раненым, – раздался чей то голос.

– Верно, тащи в подвал!

Отрядили солдаты бойца в подвал. Принес он воду в подвал, где лежали раненые.

– Братцы, – сказал, – водица…

Повернулись на голос головы. Побежала по лицам радость. Взял боец кружку, осторожно налил на донышко, смотрит, кому бы дать. Видит, солдат в бинтах весь, в крови солдат.

– Получай, – протянул он солдату кружку.

Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:

– Нет, не мне, – произнес солдат. – Не мне. Детям тащи, родимый.

– Детям! Детям! – послышались голоса.

Понес боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети – жены и дети военнослужащих.

Спустился солдат в подвал, где были дети.

– А ну, подходи, – обратился боец к ребятам. – Подходи, становись, – и, словно фокусник, из за спины вынимает каску.

Смотрят ребята – в каске вода.

Бросились дети к воде, к солдату.

Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.

– На, – протянул малышу.

Посмотрел малыш на бойца, на воду.

– Папке, – сказал малыш. – Он там, он стреляет.

– Да пей же, пей, – улыбнулся боец.

– Нет, – покачал головой мальчонка. – Папке. – Так и не выпил глотка воды.

И другие за ним отказались.

Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулеметчику.

Посмотрел пулеметчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет.

Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых.

Отважно сражались защитники Брестской крепости. Но становилось их все меньше и меньше. Бомбили их с неба. Из пушек стреляли прямой наводкой. Из огнеметов.

Ждут фашисты – вот вот, и запросят пощады люди. Вот вот, и появится белый флаг.

Ждали, ждали – не виден флаг. Пощады никто не просит.

Тридцать два дня не умолкали бои за крепость «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» – написал на стене штыком один из последних ее защитников.

Это были слова прощанья. Но это была и клятва. Сдержали солдаты клятву. Не сдались они врагу.

Поклонилась за это страна героям. И ты на минуту замри, читатель. И ты низко поклонись героям.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Казаки против вермахта (9)
  • Красная Армия в Европе в 1945 году (7)
  • «»В борьбе обретешь ты право свое» (5)
  • Велотуризм и велосипедисты в России. Начало. (4)
  • Великая Отечественная: Деятели культуры на фронте (2)
  • Катынь (31)
  • Крепостничество в России (6)
  • Мои скитанья 2010 (3)

Цитатник

Тяжелые носители Нужно отметить, что Starship, SLS м «Енисей» пока не летали, наша Н-1 хоть и взл.

Шестимоторный исполин Туполева — МК-1 Его история началась в июле 1931 года. Требовалась больш.

знать оное полезно. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ ПО ЗВУКУ И ГЛАЗОМЕРОМ. В походе, особе.

Ковалев отправился к Дудаеву Страна стала чуть чище. Помер Ковалев. Та самая демшиза, которая отм.

нацизм: способные ученики учителей, способных на многое СПОСОБНЫЙ УЧЕНИК (Apt Student) Америка.

Ссылки

Видео

Новости

Фотоальбом

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Метки

Статистика

20-е числа июня 1941. Брест. Глазами ребенка


Почти 70 лет назад, в ночь с 21 на 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война. Metro разыскало очевидца первых дней войны

за 11 дней до начала войны Алику Бобкову исполнилось шесть лет. Свой день рождения он отмечал вместе с родителями на территории Брестской крепости, где служил его отец.
– Мы приехали в крепость в 1939 году, – вспоминает Александр Алексеевич. – Отец был командиром телефонно-кабельной роты отдельного батальона связи, участвовал в освобождении Белоруссии и остался здесь.

Семья лейтенанта Бобкова – жена Раиса, дети Алик и Аза – жила в кирпичном бараке для военнослужащих.
– Наш дом был разрушен во время войны, зато сохранилось здание, куда мы бегали смотреть “Чапаева” и “Багдадского вора”, теперь здесь находится тир. А еще сохранился пороховой погреб, в котором мы прятались в первые дни войны.

22 июня в Брестской крепости ждали с нетерпением – бойцы вместе с семьями должны были ехать в летние лагеря.
– 21 июня ложился спать в предвкушении праздника. А ночью проснулся от страшного грохота, – рассказывает Бобков. – Отец был в военной форме, мама спешно одевала сестренку. Я посмотрел в окно – мимо бежали полуодетые люди. Спросил отца, что же это гремит? “Это ворошиловские танки идут, сынок”, – ответил отец. Я обрадовался, думал, что сейчас увижу самого Клима Ворошилова! Но мы почему-то побежали к пороховому погребу. В нише столпились женщины и дети, бойцы пытались сбить амбарный замок. Повсюду взрывались снаряды. Я лег на землю и ужом прополз между чьих-то ног к самой стене. Мне казалось, что я спрятался. И вдруг почувствовал острую боль, как будто по спине и бедру ударили раскаленной железякой. Позже я узнал, что в меня угодило сразу несколько осколков. Огляделся и увидел рядом маму и сестренку Азу. Они не двигались.

Маленький Алик постоянно терял сознание. Один раз, очнувшись, он увидел рядом с собой отца.
– Папу ранило в ногу. Он присел, чтобы переобуться, и в это время осколок попал ему в голову. Отец прикрыл меня своим телом. Он лежал рядом, но я не знал, что папа погиб. Мне казалось, что он сейчас отдохнет немного и очнется.

Сколько дней и ночей провел Алик Бобков в бомбоубежище, он не запомнил.
– В какой-то момент в наш погреб ворвались немцы. Вывели детей и женщин на улицу и ушли. Женщины пошли обратно, я за ними, забился в угол. В этот момент раздался взрыв – фашисты бросили гранату. Я снова потерял сознание.

Алик очнулся в пустом бомбоубежище.
– Всех убитых и раненых уже вынесли, а про меня забыли. Вокруг – множество лужиц бурого цвета. Мучила жажда. Я подполз к одной лужице – жидкость оказалась соленой, подполз к другой – то же самое. Видимо, это была чья-то кровь. А потом я увидел офицера в немецкой форме. Он взял меня на руки и куда-то понес. Я его нисколько не боялся, всю дорогу рассказывал ему о себе, показывал наш дом, задавал вопросы. Я же не подозревал, что он не понимает по-русски!

А он молчал. Принес меня в перевязочный пункт, вернулся через пять минут с кульком конфет–подушечек. Больше я его не видел.

Только через сорок лет, в середине 80-х, Александр Бобков узнал имя своего спасителя. 22-летний Франц Кройс из Австрии служил в составе дивизии, которая напала на Брестскую крепость.

У мальчика было 13 осколочных ранений. Несколько месяцев сын советского офицера Алик Бобков провел в больнице в оккупированном Бресте. Здесь ему рассказали, что в стране началась война, на СССР напали фашисты, и сообщили, что родители и сестра погибли в первый день войны. Из больницы Алика забрала тетя, с которой он прожил до конца войны.
– Целый месяц, пока лежал в больнице, я слышал взрывы и выстрелы. Брест давно взяли немцы, а друзья и сослуживцы моего отца продолжали оборонять крепость.

_______________________________________
Факты

Гарнизон Брестской крепости защищал цитадель месяц и три дня.

В начале прошлого века Брест считался любимым курортом поляков. Среднегодовая температура воздуха здесь такая же, как в Сочи.

До 1941 года в Бресте проживали 57 тысяч человек, из них 53 тысячи – представители еврейской национальности. Большинство были уничтожены фашистами в годы войны.

Брестскую крепость защищали представители 21 национальности. Среди них один немец и один латыш, проходившие на границе срочную службу.

Раненных в Брестской крепости детей лечили на оккупированной территории. После войны дети воспитывались в детдоме. Ежегодно в Брест приезжали десятки людей – очевидцы событий первых дней войны. Сейчас в живых остались несколько человек.

962 человека захоронены под плитами в мемориальном комплексе “Брестская крепость-герой”. Это офицеры и солдаты Красной армии, а также члены их семей

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

С. Алексеев «Сто рассказов о войне » (отрывки из сборника) БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ

Брестская крепость стоит на границе. Атаковали ее фашисты в первый же день войны.

Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли ее слева, справа. Осталась она у врагов в тылу.

Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов, не сдается, сражается Брестская крепость.

Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с едой, особенно плохо с водой у защитников крепости.

Кругом вода – река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.

– Воды! – несется над крепостью.

Нашелся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, еще один отважный вперед рванулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.

От этого места недалеко лежал пулеметчик. Строчил, строчил пулемет, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемет. И пулемету нужна вода.

Посмотрел пулеметчик – испарилась от жаркого боя вода, опустел пулеметный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.

– Эх, была не была.

Пополз он к воде. Полз по-пластунски, змейкой к земле прижимался. Все ближе к воде он, ближе. Вот рядом совсем у берега. Схватил пулеметчик каску. Зачерпнул, словно ведром, воду. Снова змейкой назад ползет. Все ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили его друзья.

– Водицу принес! Герой!

Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. Не знают они, что воду для пулемета принес пулеметчик. Ждут, а вдруг угостит их сейчас солдат – по глотку хотя бы.

Посмотрел на бойцов пулеметчик, на иссохшие губы, на жар в глазах.

– Подходи, – произнес пулеметчик.

Шагнули бойцы вперед, да вдруг…

– Братцы, ее бы не нам, а раненым, – раздался чей-то голос.

– Верно, тащи в подвал!

Отрядили солдаты бойца в подвал. Принес он воду в подвал, где лежали раненые.

– Братцы, – сказал, – водица…

Повернулись на голос головы. Побежала по лицам радость. Взял боец кружку, осторожно налил на донышко, смотрит, кому бы дать. Видит, солдат в бинтах весь, в крови солдат.

– Получай, – протянул он солдату кружку.

Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:

– Нет, не мне, – произнес солдат. – Не мне. Детям тащи, родимый.

– Детям! Детям! – послышались голоса.

Понес боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети – жены и дети военнослужащих.

Спустился солдат в подвал, где были дети.

– А ну, подходи, – обратился боец к ребятам. – Подходи, становись, – и, словно фокусник, из-за спины вынимает каску.

Смотрят ребята – в каске вода.

Бросились дети к воде, к солдату.

Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.

– На, – протянул малышу.

Посмотрел малыш на бойца, на воду.

– Папке, – сказал малыш. – Он там, он стреляет.

– Да пей же, пей, – улыбнулся боец.

– Нет, – покачал головой мальчонка. – Папке. – Так и не выпил глотка воды.

И другие за ним отказались.

Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулеметчику.

Посмотрел пулеметчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет.

Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых.

Отважно сражались защитники Брестской крепости. Но становилось их все меньше и меньше. Бомбили их с неба. Из пушек стреляли прямой наводкой. Из огнеметов.

Ждут фашисты – вот-вот, и запросят пощады люди. Вот-вот, и появится белый флаг.

Ждали, ждали – не виден флаг. Пощады никто не просит.

Тридцать два дня не умолкали бои за крепость «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» – написал на стене штыком один из последних ее защитников.

Это были слова прощанья. Но это была и клятва. Сдержали солдаты клятву. Не сдались они врагу.

Поклонилась за это страна героям. И ты на минуту замри, читатель. И ты низко поклонись героям.

Город — герой Брест

Брест – город герой

Брестская крепость — крепость-герой, которая первой встала на пути врага. Ее героическая оборона началась в первый же день Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 года. Тогда Брест был городом Советского Союза.

Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов стремительным ударом, имея десятикратное преимущество над немногочисленным гарнизоном. Было у немцев и еще одно преимущество — внезапность нападения.

Однако крепость не сдалась. Ни одно полковое знамя не попало в руки фашистов. Мощные удары авиации, интенсивный огонь артиллерии, наступление танков и пехоты, а крепость не сдается. Были разрушены здания, защитники крепости, их жены и дети спустились в подвалы. Вся территория вокруг крепости была занята врагом, а над ней реял красный флаг. Гарнизон Брестской крепости удерживал немецкие части от дальнейшего наступления.

Около месяца продолжалась ее героическая оборона. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессменного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни потери.

В музее Брестской крепости рассказывают легенду о советском солдате, который сражался один на протяжении десяти месяцев, не подпуская немцев к развалинам крепости. Немцы по радио говорили, что Москва захвачена, советская армия разбита, обещали замечательную жизнь, но как только фашисты подходили к руинам, он отвечал им огнем. Вышел солдат из крепости, только когда фашисты признались, что Москва не захвачена, а наша армия сражается. Это был худой, изможденный человек. Нельзя было определить его возраст, поскольку он был совершенно седой и совершенно слепой. В подвале было темно и, выйдя на свет, солдат потерял зрение. На вопрос: «Кто вы?», он ответил: «Я советский солдат». Потрясенные мужеством русского бойца немцы выстроились в шеренгу, а офицер отдал ему честь. До машины советский солдат не дошел, он упал замертво.

До последнего сражались бойцы Брестской крепости. Об этом говорят надписи, оставленные защитниками в развалинах. Они написаны кровыц, мелом, выцарапаны на камнях и стенах: «Прощай, Родина!», «Умрем, но не сдадимся», «Умираем не срамя».

Вместе с пограничниками сражались их жены и дети. Они ухаживали за ранеными, подносили снаряды.

24 июня 1941 года командиры и политработники крепости собрались, чтобы создать единый штаб. Капитан И.Н. Зубачев возглавил защиту крепости, А.А. Виноградов — группу разведки, Е.М. Фомин стал полковым комиссаром, П.П. Кошкаров — политруком. В 1950 году в развалинах крепости нашли планшетку с важными документами, доказывающими, что оборона крепости была четко организована. Все выполняли боевую задачу: «Ни шагу назад! Бить врага!»

С каждым днем все меньше сил оставалось у защитников крепости. Командование принимает решение: вывести с поля боя женщин и детей. Женщинам был отдан приказ: «Вы должны спасти детей, перенести муки плена во имя их жизни». У защитников крепости кончались патроны, не было еды, но хуже всего было с водой. Немцы следили днем и ночью за рекой и стреляли непрерывно. Баклага с водой, принесенная ночью из реки Мухавца, нередко стоила жизни. Память о тех, кто добровольно отправлялся в опасный путь за водой, навсегда сохранила одна из лучших скульптурных композиций мемориала «Жажда»: усталый боец с автоматом в одной руке и с вытянутой к реке каской — в другой.

Большинство участников обороны Брестской крепости погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца и продолжить борьбу с фашистами в составе Советской армии и в партизанских отрядах.

Немецкие захватчики учинили жестокую расправу не только над защитниками Брестской крепости, но и над мирным населением. Всего за годы оккупации в Брестской области было расстреляно, повешено, сожжено и замучено около 200 тысяч человек.

Впоследствии двум участникам героической обороны — лейтенанту А.М. Кижеватову (посмертно) и майору П.М. Гаврилову были присвоены звания Героя Советского Союза. Многие другие из легендарного гарнизона были отмечены орденами и медалями.

В память о подвиге защитников Брестской крепости к двадцатилетию Победы 8 мая 1965 года крепости было присвоено почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В настоящее время Брест — город в Республике Беларусь.

Брестская крепость рассказ для детей

Сергей Петрович Алексеев

Брестская крепость стоит на границе. Атаковали ее фашисты в первый же день войны.

Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли ее слева, справа. Осталась она у врагов в тылу.

Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов, не сдается, сражается Брестская крепость.

Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с едой, особенно плохо с водой у защитников крепости.

Кругом вода – река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.

– Воды! – несется над крепостью.

Нашелся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, еще один отважный вперед рванулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.

От этого места недалеко лежал пулеметчик. Строчил, строчил пулемет, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемет. И пулемету нужна вода.

Посмотрел пулеметчик – испарилась от жаркого боя вода, опустел пулеметный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.

– Эх, была не была.

Пополз он к воде. Полз по-пластунски, змейкой к земле прижимался. Все ближе к воде он, ближе. Вот рядом совсем у берега. Схватил пулеметчик каску. Зачерпнул, словно ведром, воду. Снова змейкой назад ползет. Все ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили его друзья.

– Водицу принес! Герой!

Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. Не знают они, что воду для пулемета принес пулеметчик. Ждут, а вдруг угостит их сейчас солдат – по глотку хотя бы.

Посмотрел на бойцов пулеметчик, на иссохшие губы, на жар в глазах.

– Подходи, – произнес пулеметчик.

Шагнули бойцы вперед, да вдруг…

– Братцы, ее бы не нам, а раненым, – раздался чей-то голос.

– Верно, тащи в подвал!

Отрядили солдаты бойца в подвал. Принес он воду в подвал, где лежали раненые.

– Братцы, – сказал, – водица…

Повернулись на голос головы. Побежала по лицам радость. Взял боец кружку, осторожно налил на донышко, смотрит, кому бы дать. Видит, солдат в бинтах весь, в крови солдат.

– Получай, – протянул он солдату кружку.

Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:

– Нет, не мне, – произнес солдат. – Не мне. Детям тащи, родимый.

– Детям! Детям! – послышались голоса.

Понес боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети – жены и дети военнослужащих.

Спустился солдат в подвал, где были дети.

– А ну, подходи, – обратился боец к ребятам. – Подходи, становись, – и, словно фокусник, из-за спины вынимает каску.

Смотрят ребята – в каске вода.

Бросились дети к воде, к солдату.

Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.

– На, – протянул малышу.

Посмотрел малыш на бойца, на воду.

– Папке, – сказал малыш. – Он там, он стреляет.

– Да пей же, пей, – улыбнулся боец.

– Нет, – покачал головой мальчонка. – Папке. – Так и не выпил глотка воды.

И другие за ним отказались.

Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулеметчику.

Посмотрел пулеметчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет.

Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых.

Отважно сражались защитники Брестской крепости. Но становилось их все меньше и меньше. Бомбили их с неба. Из пушек стреляли прямой наводкой. Из огнеметов.

Ждут фашисты – вот-вот, и запросят пощады люди. Вот-вот, и появится белый флаг.

Ждали, ждали – не виден флаг. Пощады никто не просит.

Тридцать два дня не умолкали бои за крепость «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» – написал на стене штыком один из последних ее защитников.

Это были слова прощанья. Но это была и клятва. Сдержали солдаты клятву. Не сдались они врагу.

Поклонилась за это страна героям. И ты на минуту замри, читатель. И ты низко поклонись героям.

Шагает война огнем. Пылает земля бедой. На огромном пространстве от Балтийского до Черного моря развернулась грандиозная битва с фашистами.

Наступали фашисты сразу в трех направлениях: на Москву, Ленинград и Киев. Распустили смертельный веер.

Город Лиепая – порт Латвийской Советской Республики. Сюда, на Лиепаю, был направлен один из фашистских ударов. Верят в легкий успех враги:

– В наших руках Лиепая!

Наступают фашисты с юга. Идут вдоль моря – прямой дорогой. Идут фашисты. Вот селение Руцава. Вот озеро Папес. Вот речка Барта. Все ближе и ближе город.

– В наших руках Лиепая!

Идут. Вдруг страшный огонь преградил дорогу. Остановились фашисты. Вступили фашисты в бой.

Бьются, бьются, никак не пробьются. Не могут прорваться к Лиепае враги с юга.

Изменили фашисты тогда направление. Обходят город теперь с востока. Обошли. Вот и город дымит вдали.

– В наших руках Лиепая!

Только пошли в атаку, как вновь шквалом огня ощетинилась Лиепая. На помощь солдатам пришли моряки. На помощь военным пришли рабочие. Взяли в руки они оружие. Вместе с бойцами в одном ряду.

Остановились фашисты. Вступили фашисты в бой.

Бьются, бьются, никак не пробьются. Не продвинутся фашисты и здесь, с востока.

Дальше пошли фашисты. Обошли Лиепаю с севера. Окружили город с трех сухопутных его сторон. От моря до моря в тисках Лиепая. Торжествуют фашисты:

– В наших руках Лиепая!

Однако и здесь, на севере, преградили дорогу фашистам отважные защитники Лиепаи. Бьется с врагом Лиепая.

Третьи. Четвертые на исходе.

Не сдается, держится Лиепая!

Лишь когда кончились снаряды, патронов нет – отошли защитники Лиепаи.

Вступили фашисты в город.

– В наших руках Лиепая!

Но не смирились советские люди. Ушли в подполье. Ушли в партизаны. На каждом шагу ожидает фашистов пуля. Целую дивизию держат фашисты в городе.

Долго поминали враги Лиепаю. Если в чем-то у них неудача – говорили:

Не забыли и мы Лиепаю. Если кто-то стойко стоял в бою, если кто-то сверхотважно с врагами дрался, и это отметить бойцы хотели, говорили:

Даже в рабство попав к фашистам, оставалась она в боевом строю – наша советская Лиепая.

Шел пятый день войны. Летчик капитан Николай Францевич Гастелло со своим экипажем вел самолет на боевое задание. Самолет был большой, двухмоторный. Бомбардировщик.

Вышел самолет к намеченной цели. Отбомбился. Выполнил боевую задачу. Развернулся. Стал уходить домой.

И вдруг сзади разрыв снаряда. Это фашисты открыли огонь по советскому летчику. Произошло самое страшное, снаряд пробил бензиновый бак. Загорелся бомбардировщик. Побежало по крыльям, по фюзеляжу пламя.

Капитан Гастелло попытался сбить огонь. Он резко накренил самолет на крыло. Заставил машину как бы падать набок. Называется такое положение самолета скольжением. Думал летчик, собьется, утихнет пламя. Однако продолжала гореть машина. Свалил Гастелло бомбардировщик на второе крыло. Не исчезает огонь. Горит самолет, высоту теряет.

В это время под самолетом внизу двигалась фашистская автоколонна: цистерны с горючим в колонне, автомашины. Подняли фашисты головы, следят за советским бомбардировщиком.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: