Фрески новодевичьего монастыря

Известный многим кружевной ансамбль Новодевичьего монастыря набил оскомину в сообществах фото-путешествеников ничуть не меньше Храма Василия Блаженного красиво, фотогенично, но было, было уже много раз. Но ведь не может же быть, чтобы мы знали о нем все! Должны быть неразгаданные загадки у…

Фрески новодевичьего монастыря

moscow_walks

  • Add to friends
  • RSS

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru

Известный многим кружевной ансамбль Новодевичьего монастыря набил оскомину в сообществах фото-путешествеников ничуть не меньше Храма Василия Блаженного – красиво, фотогенично, но было, было уже много раз. Но ведь не может же быть, чтобы мы знали о нем все! Должны быть неразгаданные загадки у такой хорошо всем знакомой достопримечательности.

Узнаваемые изысканные зубцы и каменные кружева — атрибуты московского барокко. Основные перестройки, придавшие монастырю нынешний вид, были инициированы царевной Софьей — она словно предвидела свою судьбу!

Я все-таки размещу здесь фотографии поразившего меня своей красотой монастыря, а вы хотите – смотрите, хотите – нет. А может, кому и почитать интересно будет и попробовать загадки разгадать.

Тонкий профиль башен монастыря и растущие неподалеку монструозные верзилища — какое нелепое соседство!

Загадка №1. НАЗВАНИЕ

Конечно, кто же не знает – Новый Девичий, потому что был и старый Девичий, ставший потом Зачатьевским! Это понятно, а вот почему «Девичий»? Потому ли, что девицы и жены сюда постригались? Тогда, это было бы сродни тому, как если бы в наше время новый монастырь назвали бы просто Женским – не благолепно как-то, хотя Павел Алепский утверждал обратное – он считал, что Девичьим монастырь назван как раз потому, что собраны здесь были женщины-инокини из самых знатных родов, в основном незамужние девицы.

Святые врата Новодевичьего монастыря. С первого раза мне сюда проникнуть не удалось, пришлось приезжать еще раз.

Фамилия первой игуменьи, приглашенной в монастырь Василием Третьим – Девочкина, но вряд ли монастырь назвали в честь нее – тогда бы он был «Девочкин». Вероятнее всего, название все-таки пошло от географической местности – Девичье поле. Существовала красивая легенда, что во времена татарской напасти сюда приводили девиц, отдаваемых татарам в виде дани. Все это, не более, чем миф. По другой версии, уже более вероятной, название закрепилось здесь еще со времен языческих, когда на месте Москвы существовало несколько небольших славянских поселений. На этом поле, возможно, происходили игрища, во время которых молодцы выбирали себе в жены девиц. Некоторые исследователи предполагают еще более прозаичную версию – было здесь, и правда, поле, на котором девки пасли коров. Причем полем это было довольно долго, если судить по старым изображениям.

Гравюра 19 века по рисунку начала 18 века

Росписи на столпах Смоленского собора

Загадка №2. Предназначение. О нем мы уже упоминали в первой загадки – строился он якобы для вдов и девиц знатных родов, статус и богатство его должны были соответствовать их положению. Хотя мне лично с трудом представляется, как князь Василий, лишенный сна и пищи, целыми днями томит себя размышлениями: «Куда же мне подевать знатных девиц? А не забабахать ли мне для них монастырь побогаче?». Думаю, намного проще было заглянуть в одну из уже имеющихся многочисленных обителей и сказать: «Подуберите тут, побелите-покрасьте, ковриков пару на пол киньте, мы тут к вам хотим знатных девиц определить». Понятно, что эта причина вряд ли была первичной.

Иконостас Смоленского собора

Еще одна версия, в которой я сама поначалу сомневалась, — монастырь Василий Третий строил для того, чтобы создать в будущем приличные условия для проживания своей опальной бездетной жене Соломонии Сабуровой, которую он намеревался постричь в монахини.

Пострижение Соломонии (миниатюра летописного лицевого свода). На этой иллюстрации официальной версии все выглядит вполне благопристойно.

Поначалу я засомневалась — ведь развод царя и насильственное пострижение его преданной супруги были событиями из ряда вон выходящими, взбудоражившими народ и духовенство, связь с этими событиями могли усматривать там, где ее и не было. Тем более, что год развода и год основания монастыря совпадают – 1525. Сомнения возникли потому, что в конечном итоге Соломонию он все-таки постриг, но совсем в другом монастыре. Само пострижение происходило в храме «Рождества Причистой на Рве», а жить ее определили в Каргополе, как утверждает все тот же Постниковский летописец. Причем поначалу келью ей князь повелел срубить деревянную в лесу. Если это правда, то не особо-то он церемонился с женщиной, которая отдала ему 20 лет жизни.

Своды собора (Эх, как же мне росписи нравятся! Обязательно еще раз сюда приду!)

Только через пять лет Соломонию отпустили в Суздальский монастырь, где она со временем и умерла, пережив и мужа, и его новую красавицу-жену Елену Глинскую. Однако уже в процессе написания рассказа, я обнаружила ссылки на документы, в которых говорилось, что в новом монастыре предполагалось ввести особый новый устав, предполагающий строгую изоляцию постриженной царицы. Для надзора за ней из Суздальского монастыря были переведены 18 стариц с игуменьей Еленой Девочкиной во главе. Соломонию перевели в другое место, судя по всему, потому, что она оказала яростное сопротивление – в наказание ее услали подальше от Москвы и условия для проживания предоставили достаточно жесткие. Несознательным элементом оказалась царица — ну, никак не хотела после жизни в кремлевских палатах идти в монастырь!

Полотенца, изображенные на стенах храмов, символизируют чистоту и разделение земного и небесного.

Еще одной целью было размещение в приличествующем месте списка Смоленской Иконы Богоматери Одигитрии, принесенной из Смоленска в 14 веке княгиней Софьей Витовтовной. Во времена царствования Ивана Третьего икону вернули обратно в Смоленск, сделав с нее список.

Иван Третий с семьей (посередине среднего ряда слева) во время шествия с иконой Одигитрии (вышитая пелена)

Во время крестного хода на Девичьем поле был отслужен торжественный молебен. По легенде, на месте этого события и была основана обитель, куда список и поместили. Поначалу, скорее всего здесь возвели часовню или обыденную (построенную за один день) церковь.

Росписи на Северной стене Смоленского собора посвящены истории иконы Одигитрии. «Заказ в Константинополе и принятие монахом Германом иконы Одигитрии»

Изгнание Иконы из Константинополя императором Львом Исавром

А может быть, и обитель небольшая тут появилась. Возможно, но свидетельства об этом весьма туманны. Еще одной немаловажной причиной был обет Василия Третьего, данный им в 1514 году после победы над Литовцами под Смоленском – он пообещал основать Девичий монастырь и построить в нем большой собор в честь Богородицы Смоленской и еще несколько храмов («поставити в Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения Честнаго креста, и иные»). Еще в 1523 году, если верить его духовному завещанию, Василий сетовал о том, что обет свой он помнит, но поставить храмы так и не успел. После победы над Казанью в 1524 году князь смог приступить к исполнению обета, в 1525 году обитель была основана, Василий одарил ее деревнями и землями.

Постройка Новодевичьего монастыря (миниатюра Лицевого летописного свода)

До недавних пор считалось, что главный собор монастыря – Иконы Смоленской Богоматери, построен в год его основания – в1525, эта дата фигурирует практически во всех источниках и, похоже, раз указанная неверно, она просто переносилась из документа в документ. В последние десятилетия после многочисленных исследований эта версия оспаривается.

Загадка №3. Время постройки Смоленского собора. Постниковский летописец об этом пишет так: «Тое же весны (1525) поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем цер¬ковь пречистый богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновение Ивана Предтечи».

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Однако нигде не указано, что речь идет о том самом соборе, который мы можем видеть сейчас. Возможных дат его постройки рассматривается несколько – 1525, 1530, 1551 и даже 1598 годы. Учитывая то, что еще в 1523 году Василий Третий сокрушался о невыполненном обете, было бы несколько наивно предполагать, что за два года был построен собор таких размеров.

Собор и колокольня (ее высота — 72 метра)

Кроме того, стилистика храма существенно отличается от тех церквей, которые возводили в тот период. Дата 1530 год появилась в качестве предположения, когда в подклете храма нашли надгробия умерших в 1530-х годах, однако, при дальнейших исследованиях оказалось, что надписи на плитах выбиты тоже гораздо позже, чем указанные на них даты – очевидно погребения перенесли сюда и сделали копии первичных надгробий.

Лопухинские палаты (Евдокия Лопухина пожила здесь только при внуке)

Изразцовая печь в Лопухинских палатах

Некоторые детали, а особенно размеры собора свидетельствуют об некоей архитектурной гигантомании заказчика, которая, как известно, была присуща Ивану Грозному. Ряд исследователей считают, что собор возвели в 1551 году – ведь существует документ о том, что при строительстве каменного храма в Новодевичьем обрушилась кровля и погибло много строителей — вероятнее всего, речь идет о Смоленском соборе. В пользу этого говорят и явные следы переделки кровли, произведенные прямо во время постройки.

Чудесная надвратная церковь Преображения

Однако некоторые ученые считают, что первый каменный собор, возможно, был действительно построен в 1550-х годах, однако лет через 10-20 он был разобран и перестроен. За Иваном Грозным такие дела уже водились – он разбирал и перестраивал соборы, возведенные им же пару лет назад. Ученые, настаивающие на этой версии, указывают на ряд архитектурных деталей собора – они были типичными для 1560-70х годов, но ранее не встречались.

Успенская церковь с трапезной

Загадка №4. Когда здесь поселилась царевна Софья?

Вопрос этот возник у меня после посещения Путивля несколько лет назад. В рассказах экскурсоводов, во всех путеводителях по Путивлю, на туристических сайтах, упоминающих о городе – упорно кочует утверждение, что царевна Софья после отстранения от власти изначально была помещена в Святодуховский монастырь в Путивле.

Церковь св. Амвросия

Среди документов эпохи Петра сохранился его приказ о выделении средств на достройку обители — до этого игуменья написала на его имя прошение в 1687 году о том, что строительство новых зданий было начато давно, да все его никак не закончат по недостатку средств. Текст петровского указа я полностью привожу ЗДЕСЬ.

Казначейские палаты

Больничные палаты (и моя подруга Марина — на этот раз мы ездили в Москву вдвоем)

Часовня Прохоровых (стиль модерн, 1911-1914 гг., арх. В.А.Покровский)

Тогда, при посещении Путивля, я особо не задумывалась, куда же после выдворения из Кремля была препровождена Софья – в Путивль, так в Путивль. Но теперь, побывав в Новодевичьем и почитав о нем литературу, я нигде не обнаружила упоминания о пребывании Софьи в Путивле – везде утверждается, что Софью сразу поместили в Новодевичий.

Поискав среди доступных мне источников (то есть среди тех старинных книг и документов, которые выложены в Сети), я не ни даты водворения Софьи в Новодевичьем монастыре, ни «следов» ее пребывания в Путивле. Наконец, после долгих поисков на одном из сайтов о православных монастырях, где упоминается Путивльский Святодуховский, я обнаружила скромную ссылочку: «В курском архиве хранится опись древних икон, утвари и богословских книг колокольного храма Путивльской Преображенской церкви, сделанная в 1924 году: под № 136 «кресло царевны Софьи»». Не знаю, является ли это доказательством пребывания Софьи в Путивле (на мой взгляд, доказательство весьма эфемерное) , однако это все, что мне удалось найти. Может, у кого-нибудь есть более точные данные – поделитесь.

Для себя я пока не нашла ответы на эти загадки, может быть, со временем они будут найдены. А может быть, и не важны они, ответы эти. Стоит себе несколько столетий нарядный кружевной ансамбли монастыря на берегу озера на радость всем. Дремлют старые стены и снятся им бледные лица добровольных и невольных послушниц, царственных женщин горестной судьбы, от которых зависели когда-то судьбы России.

Читайте также  Площадь свердловской области

Новодевичий монастырь: Новые легенды, древние лики и крипта будущего

Труд реставраторов занимает долгие года.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Здесь есть все, чем бесят стройки. Естественная грязь, грохот, балки, стук каких-то машин, грохот молотков. Но за несколько часов на этой стройплощадке чувствуешь себя как-то странно. Здесь не матерятся. Во всяком случае, я не слышал. Люди в касках бережно переносят иконы, и обмениваются репликами громко, но без ненормативной лексики.

Леса в Смоленском соборе уберут к 500 летию обители, которое будет отмечаться в 2024 году.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Новодевичий — один из главных монастырей Москвы, он всегда был обласкан царями. Тут «в рамках избирательной кампании» прятался Борис Годунов, здесь в полутюрьме-полумонастыре содержалась царевна Софья, лишенная власти родным братом Петром, позднее названным Великим. Здесь доживала свой печальный век и его первая жена Евдокия Лопухина, пережившая и детей и внука.

В свое время монастырь был неприступной крепостью.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

В советское время монастырь, конечно, порядком потрепали, многие захоронения были утеряны, постройки разрушались. Когда пришла оттепель и началась борьба за сохранение культурного наследия, монастырь восстанавливали. С 1956 года тут работал знаменитый архитектор Георгий Макаров, после его смерти в 1987 больше 10 лет работами руководил еще один выдающийся мастер Николай Романов.

Ансамбль Новодевичьего монастыря входит в наследие ЮНЕСКО

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Но потом было хуже. И работы, заказанные государством не исполнялись, и знаменитый пожар 2015 года, когда пылала колокольня, стал ударом по памятнику. Но сейчас у Новодевичьего есть шанс стать новым крупным культурным центром Москвы. В монастыре, по заказу Министерства культуры РФ, ведутся работы по восстановлению всего ансамбля. Ничего подобного по масштабу в истории монастыря еще не было. Сняты леса с полностью восстановленной колокольни. Отреставрированы Напрудная башня, Стрелецкая караульня, Лопухинские палаты (резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского — Ювеналия), Иосафовская, Швальная, Чеботарная, Покровская, Предтечинская и Никольская башни, больничные палаты, Мариинские палаты, усыпальница князей Волконских (произведение знаменитого архитектора Доменико Жилярди), Филатьевский приют.

Лопухинские палаты сейчас являются резиденцией митрополита Крутицкого и Коломенского — Ювеналия

Фото: Михаил ФРОЛОВ

На очереди — завершение главного храма монастыря — Смоленского собора. Сейчас в самом соборе все в лесах. Фрески XVI и XVII веков открываются от позднейших наслоений. Помните в «Покровских воротах» интеллектуал Хоботов водил Любочку смотреть «фрески Новодевичьего монастыря»? Так вот, его взору в основном открывалась лишь роспись XIX века. Скоро можно будет увидеть древнейшие лики собора. А самое главное, уже почти закончены работы в подклете Смоленского собора, где находятся древнейшие захоронения обители. Среди погребенных здесь и все та же царевна Софья и Евдокия Лопухина, например.

Все работы должны быть завершены в 2024 году — к 500 летию со дня основания монастыря.

Стрелецкая караульня Надпрудной башни

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Нам удалось поговорить с профессором Андреем Баталовым, искусствоведом, руководителем рабочей группы по восстановлению монастыря.

— Реставрация — это прекрасно. Но нет ощущения, что вместе с ней уходит дух времени, романтика?

— Это эмоциональное впечатление. И те романтические руины, в которые превратились многие монастыри после того, когда оттуда в советское время прогнали братию или сестер, были на самом деле печатью забвения, увядания, разрухи. Новодевичий монастырь, никогда руинами не был, но реставрация тут шла годами, отдельными объектами. И некое запустение могло восприниматься, как некий романтический облик древности.

Работа по восстановлению изразцов дело долгое и кропотливое

Фото: Михаил ФРОЛОВ

— Сейчас взялись сразу за весь ансамбль?

— Да, никогда еще не ставилась такая амбициозная задача отреставрировать все объекты. И никогда государство так не относилось к обители. Сейчас мы готовимся в 500-летию монастыря, который был основал Василием Третьим в благодарность за бескровное возвращение Смоленска в 1514 году.

Отчасти это связано с тем, что предшествующие реставрации, проходившие несколько лет назад, не были проведены на должном уровне. Реставрируем после реставрации.

Древний колодец снова подает воду. Если что — монастырь осаду выдержит.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

— Когда будут пускать в подклет Смоленского собора?

— Готовится большая программа музеефикации объектов монастыря, в том числе и крипты Смоленского собора. Это будет и место поминовения усопших, и место, где будет экспонироваться древнейшая часть некрополя. Особо отмечу, что сами захоронения не потревожены. Были расчищены плиты, уточнена топография захоронений, прочитаны плиты с эпитафиями. Сам некрополь, как драгоценная святыня был бережно сохранен.

Стрелецкая караульная восстановлена и теперь станет музеем.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

— Самая сложная работа теперь предстоит в самом Смоленском соборе?

— Да, реставрация росписи главного храма обители Смоленского собора — первая подобная работа по своей масштабности. Это высочайший уровень задачи. Мы избавляемся от позднейших наслоений и восстанавливаем древние фрески. Расчищаются фрески всего собора. Программа разрабатывалась на семь лет. Это профессиональная, академическая реставрация. И древнейший храм монашеской общины тоже должен быть открыт к 500-летию монастыря.

По солнечным часам на Лопухинских палатах до сих пор можно узнать время. Но лишь в солнечные дни.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Монастырская колокольня полностью восстановлена после пожара 2015 года.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Смоленский собор стал первой постройкой монастыря. Он открыт в 1524 году.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Гробница фабрикантов Прохоровых.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

На территории монастыря погребено множество известных россиян. Это надгробие героя Войны 1812 года, поэта Дениса Давыдова.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

В крипте Смоленского собора будет проведена музеефикация. Но сами захоронения не потрвожены.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

В подклете Смоленского собора находится несколько десятков захоронений.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Алтарь Смоленского собора в лесах.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

В процессе реставрации обнаружены две самые древние фрески собора — XVI века. Это одна из них, она украшала Смоленский собор с момента постройки.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Строительные леса в Смоленском соборе. Сейчас идет открытие фресок XVI-XVII веков.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

За новым алтарем обнаружен древний XVI-XVII веков. Его восстановили, но посетители его не увидят, так как деревянный алтарь окажется за новым.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Алтарь Смоленского сбора почти готов. Скоро здесь появятся иконы.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Старая плитка — не редкость в монастырских стенах

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Усыпальница рода Волконских построена по проекту швейцарского архитектора Доменико Жилярди

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Реставраторы особенно гордятся восстановлением внутреннего убранства гробницы князей Волконских

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Гробница генерала Тимофеева, героя войны 1812 года на фоне Храма Успения Богородицы

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Гробница фабрикантов Прохоровых в «русском стиле» была бережно восстановлена.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Стройка не мешает местным котам чувствовать себя в безопасности

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андрей Баталов, профессор, искусствовед, руководитель наблюдательного совета при Министерстве Культуры по восстановлению Новодевичьего монастыря

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Часть икон монастыря были восстановлены, часть написаны заново

Фрески новодевичьего монастыря

Режим работы: Зимнее время: с 10.00 до 17.15., касса до 16.45, летнее время: с 10.00 до 17.30, касса до 17.00. Выходные: вторник, первый понед. месяца.
Территория монастыря открыта с 8 до 20 часов, воскресенье с 6.30.

Билеты: Вход 70 рублей, фотосъемка еще 80, но билет на фотосъемку ни разу не проверили, а входные билеты проверяли только при входе в две музейные экспозиции (теоретически третьей экспозицией является сам собор, но ближе к 17 часам там пускают всех без билетов, правда, тетка на входе бубнит, что типа снимать нельзя, но стенд гласит, что нельзя снимать во время богослужений, так что снимайте на здоровье).

Вывод: гулять по территории монастыря можно бесплатно. Экспозиции не очень интересны, и если вы не фанат отечественной истории, без них вполне можно обойтись. А в 16.45 касса закрывается, на входе вообще никого, ворота настежь – гуляй на здоровье. Платки и юбки не обязательны: при нас на территории гуляли девицы в шортах, причем не бермудах или бриджах, а самых настоящих шортах.

Считается, что монастырь основал великий князь Василий III в часть присоединения Смоленска к русским землям. Поторопились – уже в 1611 г. изначально захваченный литовцами еще в 1395 г. Смоленск был отбит Сигизмундом III, и взят обратно только войсками царя Алексея Михайловича в 1654 г. Сначала монастырь именовался «Причистыя Одигитрии Новым девичьим» — как расположенный на Девичьем поле; чтобы отличаться от старого девичьего монастыря, основанного в Кремле еще в XIV веке; наконец, в честь чудотворной иконы Смоленской Богоматери «Одигитрии «, принесенной сюда из Благовещенского собора. Есть мнение, что монастырь мог быть назван и в честь первой игуменьи монастыря – Елены Девочкиной (ее могила расположена за Смоленским собором монастыря).

Почти сразу монастырь стал приютом для царских вдов и царевен. Как же иначе? Выдавать их замуж за иноземных государей с некоторых пор стало не принято (хотя вспомнить Ярослава Мудрого, чьи три дочери были королевами европейских держав, наверное, стоило, может, и обошлось бы без многих кровопролитных войн), а за русских дворян – честь государеву ронять, как это – царевна замужем за холопом. Ну а со вдовами все и так было решено. Так и томились бедные тетки в монастырских стенах: вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана, вдова царя Федора Ивановича Ирина Годунова (именно здесь московский люд во главе Патриархом Иовом умолил находящегося в монастыре брата Ирины, Бориса Годунова, принять бразды правления Русским государством в 1598 г.); царевна Софья (постриженная насильно). Долгое время Новодевичий монастырь был местом неспокойным – стрельцы то и дело хотели освободить свою бывшую правительницу, и до самой ее смерти время от времени разоблачались заговоры, целью которых было вызволить ее из монастырских стен.

«Троицкий поход окончился. Так же, как и семь лет назад, в лавре пересидели Москву. Бояре с патриархом и Натальей Кирилловной, подумав, написали от имени Петра царю Ивану: «. А теперь, государь братец, настает время нашим обоим особам богом врученное нам царство править самим, понеже есьми пришли в меру возраста своего, а третьему _зазорному_ лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужскими особами в титлах и расправе дел быти не изволяем. » Софью без особого шума ночью перевезли из Кремля в Новодевичий монастырь.

У Новодевичьего монастыря поставлено тридцать виселиц четырехугольником, на коих 230 стрельцов повешены. Трое зачинщиков, подавших челобитную царевне Софье, повешены на стене монастыря под самыми окнами Софьиной кельи. Висевший посредине держал привязанную к мертвым рукам челобитную».
А. Толстой «Петр Первый»

Но больше всех, на мой взгляд, пострадала царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I: именно в Новодевичьем монастыре когда-то решилась ее судьба – царица Наталья Кирилловна присмотрела ее в жены своему сыну. Через несколько лет опальную царицу насильно постигли в монахини в Суздале (там до сих пор показывают ее келью), затем по подозрению в участии в заговоре (по этому же обвинению был казнен ее сын, царевич Алексей) ее перевозили из острога в крепости, и только по воцарении ее внука, в 1727 г. ее перевезли в Новодевичий монастырь.

Читайте также  Остин техас достопримечательности

В 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии и приют для подкидышей-девочек (сейчас на месте приюта стоит Филатьевское училище, построенное уже в XIX веке).

В 1812 г. монастырь заняли французы, которые при отступлении заминировали стены и башни, и по легенде, только находчивость монахинь, которые затушили фитили, спасла монастырские здания от разрушения. В 1922 г. монастырь закрыли, позднее он стал филиалом Государственного Исторического музея, и по сей день на его территории расположено несколько экспозиций. Вместе с ним уживается и женский монастырь, и резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

Новодевичий монастырь включен в список всемирно культурного наследия ЮНЕСКО.

Новодевичий монастырь вместе с Донским и Свято-Даниловым монастырем образует Южное оборонное кольцо Москвы. До сих пор впечатляют его стены и башни, а еще больше – стрелецкие караульни у каждой башни – такое впечатление, что монастырь находился в полной боевой готовности постоянно.

В монастыре сохранилось шесть храмов: Смоленский собор, напоминающий церкви Новгорода, Успенская церковь при трапезной (красная, сейчас внутри идут реставрационные работы), Амвросьевская церковь при Ирининских палатах (там одна из экспозиций), две надвратные церкви (Преображения Господня, над северными воротами; храм Покрова Богоматери, над южными воротами) и храм во имя преп. Варлаама и Иоасафа в нижнем ярусе колокольни.

Наша прогулка начинается с ворот с надвратной церковью Преображения Господня (1685, московское барокко), за которыми слева – касса, схема монастыря и поодаль – макет.

Прямо стоит корпус казначейских палат (XVII век), а справа, у самой стены — красные с белым Лопухинские палаты с Лопухинской башней и солнечными часами на фасаде. Изначально тут жили царевны Милославские, а с 1727 по 1731 г. здесь пребывала царица Евдокия Лопухина. Еще дальше, тоже вдоль стены – бывшая стрелецкая караульня при Напрудной башне (стоит она в аккурат над прудом), которая в 1698-1704 гг. служила местом заточения царевны Софьи.

Здесь расположена первая экспозиция, входящая в стоимость нашего билета, посвященная Филарету. Мне она показалась не очень интересной: много документов, несколько икон, самый запомнившийся экспонат – яркая изразцовая печь.

Отсюда мимо келий (из них время от времени выходили монахини)

мы притопали к ярко-красной, в стиле «московское барокко», трапезной палате с Успенской церковью (1687), сейчас внутри идут реставрационные работы, а ранее при трапезной вообще было 2 церкви – Успенская и Сошествия Св. Духа. Здесь расположена резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.

На зеленой лужайке перед трапезной стоит несколько надгробий – все, что осталось от некогда огромного монастырского некрополя. Он был уничтожен в 30-е годы, позднее его попытались восстановить, и читала где-то, что чудом сохранившиеся надгробья восстановили в произвольном порядке – не точно там, где они были раньше, а приблизительно. Вокруг собора, например, похоронена семья Дениса Давыдова,

первая игуменья монастыря Елене Девочкина, историки М. П. Погодин и С. М. Соловьев, философ В. С. Соловьев, декабристы С. Трубецкой и М. Муравьев-Апостол… Кроме того, на территории монастыря сохранилось два фамильных склепа – один, больше похожий на часовню с ярко золочеными куполами, стоящий перед собором, принадлежал промышленникам Прохоровым (этакий символ нуворишества, начало XX века),

второй, поскромнее, стоящий за Успенской церковью, принадлежал князьям Волконским (1 половина XIX века).

Смоленский собор напомнил нам новгородские церкви: простые купола серебристого цвета, только центральный – золоченый. Возвел его в 1525 г. знаменитый зодчий Алевиз Фрязин. Хороши и пятиярусный иконостас, сделанный по повелению царевны Софьи мастерами Оружейной палаты, и почитаемые иконы Смоленской и Иверской Божией матери, но навеки в отечественном кинематографе останутся бесподобные фрески Новодевичьего монастыря (помните, в «Покровских воротах»: «Вы в ЗАГС, а Хоботов – в монастырь?»).

Расположены они как раз в Смоленском соборе, а выполнены были во время царствования Бориса Годунова.

Внимание! Смоленский собор – летний, и открывается с 1 мая.

Собор, собственно, вторая часть музейной экспозиции из трех, но перед службой, которая начинается в 17 часов, пускают туда всех желающих, даже билеты не проверяют. Снимать нельзя только во время богослужений, так что бубнящую о запрете снимать вообще тетку на входе можно игнорировать. Вот только вспышку советую выключать – в таких затемненных помещениях лучше использовать режим вечерней съемки.

Ближе к стене позади собора расположена высоченная (72 м) колокольня (1690), не могу сказать, что красивее колокольного звона я не слышала, но звонят вполне прилично

Последняя часть музейной экспозиции – еще одна трапезная и палаты Ирины Годуновой (Ирининские) с встроенной и крайне простой церковью Амвросия Медиоланского (XVI век).

Селили здесь исключительно инокинь-цариц. Внутри на первом этаже выставлены иконостасы и фрески разных церквей и монастырей, московских, тверских, ярославских… на втором этаже – макет монастыря, шитые золотом и жемчугом рясы церковных иерархов,

и иконостасы царицы Евдокии и царевны Софьи, нескольких царевен (видимо, каждая знатная монахиня имела свой собственный иконостас).

За палатами – южные ворота с Покровской церковью (1688), и Мариинские палаты, где сейчас расположена администрация музея. Там же можно заказать экскурсию по монастырю. Списала телефон для справок: 246-85-26.

В одной из ниш стены стоит пушка — наверное, еще с Гражданской.

Москва: Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь (август 2013)

Новодевичий монастырь был основан в 1524 г. князем Василием III по обету, в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. Но некоторые историки считают, что он построен специально для того, чтобы сюда можно было заточить жену Василия III, княгиню Соломонию, которая к тому времени вот уже как 20 лет не могла родить князю наследника. После насильственного пострижения Соломонии в монахини под именем Софьи, Василий III успешно женился на Елене Глинской, которая смогла родить ему наследника — Иоанна, впоследствии названного Грозным. Насильственное пострижение в монахини после этого случая стало популярной мерой в отношении неугодных/надоевших правителю княгинь и цариц, и Новодевичий стал как раз тем самым местом, куда они впоследствии довольно регулярно попадали.

Преображенская надвратная церковь (1887-89 гг.).

Лопухинские палаты (1687-89 гг.). Построены для царевны Екатерины Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича, но носят имя Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I и матери царевича Алексея.

Лопухина была насильно пострижена Петром I в монахини и сослана сначала в Суздаль, потом в Старую Ладогу, а потом и вовсе заточена в Шлиссельбургскую крепость. В Новодевичьем она оказалась после того, как Пётр II, её внук, освободил её из Шлиссельбургской крепости.

Саввинская башня монастыря и высотки Сити.

Успенская церковь с трапезной палатой (1682-87 гг.) — действующая монастырская церковь.

Часовня-усыпальница Волконских (1830-е гг.). Первым похороненным в ней был герой войны 1812 г. Д.Волконский.

Караульня Сетунской башни (XVI в.) — самая древняя караульня из четырёх, стоявших по углам монастыря. Здесь размещались стрельцы, ибо монастырь служил форпостом Москвы и всегда немного раньше неё встречал, к примеру, крымских татар. В соседней караульне, возле Напрудной башни, позднее жила царевна Софья, старшая сестра Петра I, насильно постриженная им в монахини.

Покровская церковь (1683-88 гг.), вторая надвратная церковь монастыря. Ворота, ведущие на Новодевичье кладбище, сейчас закрыты.

Слева от Покровской церкви — Мариинские палаты.

Мариинские палаты (1683-88 гг.) названы по имени царевны Марии Алексеевны, ещё одной старшей сестры Петра I, которая в 1690-х гг. тут некоторое время проживала.

Покровская и Чеботарная башни (1680-е гг.).

Церковь Амвросия Медиоланского (1560-е гг.), вид на алтарную часть. С обратной же стороны пристроены палаты Ирины Годуновой, жены последнего Рюриковича, царя Фёдора Иоанновича (сына Ивана Грозного) и сестры Бориса Годунова. После смерти мужа вполне могла бы стать самостоятельной правительницей, шансы у неё были неплохие, но не стала мешать брату и ушла в Новодевичий монастырь. По другой версии, брат её «уговорил».

Колокольня (1689-90 гг.) — аж 72 метра!

Бывшее здание Филатьевского училища для девочек-сирот (1871-78 гг.) рядом с колокольней.

Собор Смоленской иконы Божией Матери (1524-25 гг.) — самый древний храм монастыря. Сейчас внутри церковный музей.

Плита в стене собора.

Могила св. Елены Московской (Девочкиной), первой игуменьи Новодевичьего монастыря.

Казначейская палата — бывшая келья игуменьи (XVII-XVIII вв.).

Часовня-усыпальница семьи Прохоровых (1911 -14 гг.). Построена последним владельцем знаменитой московской «Трёхгорной мануфактуры» Николаем Прохоровым.

Помимо царственных узниц, похороненных в соборе, на территории монастыря есть ещё несколько десятков захоронений.

Денис Давыдов, поэт и гусар.

Некто Ольга Мравинская, жена генерал-майора.

Некто София Вульферт.

Василий Тимофеев — генерал, героя Бородина.

Лох серебристый в плодах у алтарной часть Смоленского собора.

Макет Новодевичьего монастыря.

Вид на надвратную Преображенскую церковь от Смоленского собора.

Новодевичий монастырь в Москве история создания

Новодевичий монастырь — старейший, даже пожалуй, один из самых красивых функциональных женских монастырей Москвы. Наибольшее количество не только туристов, но и местных художников приходило сюда, к пруду с утками, в поисках вдохновения. Новодевичий монастырь был основан в 1524 году в ознаменование выхода Смоленска от Литвы, важного шага в завоевании Москвой земель старой Киевской Руси. Самым старым и доминирующим зданием на территории является белый Смоленский собор с роскошным интерьером, покрытым фресками 16 века. Новодевичий монастырь — действующий. Женщинам рекомендуется при входе в церковь покрывать голову и плечи, а мужчинам — в длинных штанах. Читайте дальше на нашем сайте anonssmi.ru

История Новодевичьего монастыря

С самого начала «женский монастырь» считался местом выхода на пенсию женщин из знатных семей — одни охотнее других. Самыми известными обитателями монастыря были Ирина Годунова (жена Федора I и сестра Бориса Годунова), София Алексеевна (сводная сестра Петра Великого) и Евдокия Лопухина (первая жена Петра Великого).

Вход монастыря обрамлен через красно-белую Преображенскую надвратную церковь стиля московского барокко, построенную у северной стены между 1687 и 1689 годами. Все эти поразительные стены и башни, а также многие другие здания на территории, были перестроены примерно под руководством Софьи Алексеевны. Изысканная Колокольня у восточной стены возвышается на 72 метра над остальной частью монастыря. На момент постройки (1690 год) это была одна из самых высоких башен Москвы (уступающая только колокольне Ивана Великого в Кремле).

Центральным украшением монастыря является белый Смоленский собор, построенный с 1524 по 1525 год для хранения драгоценной Смоленской иконы Божией Матери. Ранее окруженный четырьмя часовнями меньшего размера, план этажа был смоделирован по образцу Успенского Кремлевского собора. Роскошный интерьер покрыт фресками 16 века, которые считаются одними из лучших орнаментов города. В огромном позолоченном иконостасе, подаренном Софией в 1685 году, есть иконы времен Бориса Годунова. Иконы пятого яруса приписываются художникам XVII века Симеону Ушакову и Федору Зубову. Могилы Софии, пары ее сестер и Евдокии Лопухиной находятся в южном нефе.

София Алексеевна использовала монастырь как резиденцию, когда правила Россией в качестве регента (1680-х годах). Во время своего правления она перестроила монастырь по своему вкусу, что было удачей, так как позже она была заключена здесь, когда Петр Великий достиг совершеннолетия. Будучи причастной к стрелецкому восстанию, София Алексеевна была заключена здесь на всю жизнь, населяя Прудную башню (Напрудная башня). Позднее к Софии в принудительном покое присоединилась Евдокия Лопухина, которая облюбовала покои, впоследствии названные Лопухинские Палаты.

Город в архитектуре и памятниках

Церковь расположена на излучине Москвы-реки на Самсоновской поляне, представляя собой настоящую крепость — имеет неприступные стены, кирпичные башни с бойницами и белокаменную отделку. Большая часть зданий датирована XVII веком, оформленная стилем московского барокко.

Центральная часть монастыря — величественный Смоленский собор с пятью куполами, сохранивший в своих интерьерах фрески XVI века и резной золоченый иконостас мастеров Оружейной палаты Кремля.

Читайте также  Музей заповедник царицыно как добраться

При Софии Александровне началось строительство симметричного архитектурного ансамбля, предполагавшего, что собор будет точкой пересечения двух определяющих осей. По одной оси располагались две церкви (Преображенская и Покровская), по второй оси — колокольня и трапезная. По предположениям историков, архитектор П. Потапов отвечал за создание проекта, одновременно управляя процессом строительства. Колокольня, имеющая 6 ярусов, имела высоту 72 метра, при этом, была тогда ниже только колокольни Ивана Великого.

Крепостные стены с башнями были построены во времена правления Бориса Годунова. Всего насчитывается 12 башен, четыре из которых имеют круглую форму, а остальные восемь — четырехугольную. Все эти башни увенчаны ажурными «коронами».

На территории Новодевичьего монастыря 22 здания, которые внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

История создания Новодевичьего монастыря в Москве

Военно-политическая история

Помимо того, что здание было построено как монастырь, благодаря удачному расположению для укрепления, можно было контролировать переправу через реку и преодолевать границы города с юго-запада.

С Новодевичьим монастырем связаны многие ключевые события российской истории. В частности, в Смоленском соборе в конце XVI века Борис Годунов был избран регентством. Помимо прочего, монастырь был местом, где облачились в покрывало самые влиятельные женщины разных времен, среди них — вдова Василия IV (Шуйского), дочь царя Михаила Федоровича и вдова Бориса Годунова.

Тогда монастырь также служил тюрьмой, поэтому здесь были заключены дочь императора Петра Великого София и его жена Евдокия Лопухина.

История Городских легенд Москвы: Новодевичий монастырь — В поисках женского счастья

Фрески новодевичьего монастыря

Кросс-посты в
nat_ka
monastyri_mira
interesnaya_m

Новодевичий проезд, д. 1
м. «Спортивная» авт. 64, 132, трол. 5, 15 (пешком от метро минут 5)

Режим работы: Зимнее время: с 10.00 до 17.15., касса до 16.45, летнее время: с 10.00 до 17.30, касса до 17.00. Выходные: вторник, первый понед. месяца.
Территория монастыря открыта с 8 до 20 часов, воскресенье с 6.30.

Билеты: Вход 70 рублей, фотосъемка еще 80, но билет на фотосъемку ни разу не проверили, а входные билеты проверяли только при входе в две музейные экспозиции (теоретически третьей экспозицией является сам собор, но ближе к 17 часам там пускают всех без билетов, правда, тетка на входе бубнит, что типа снимать нельзя, но стенд гласит, что нельзя снимать во время богослужений, так что снимайте на здоровье).

Вывод: гулять по территории монастыря можно бесплатно. Экспозиции не очень интересны, и если вы не фанат отечественной истории, без них вполне можно обойтись. А в 16.45 касса закрывается, на входе вообще никого, ворота настежь – гуляй на здоровье. Платки и юбки не обязательны: при нас на территории гуляли девицы в шортах, причем не бермудах или бриджах, а самых настоящих шортах.

Считается, что монастырь основал великий князь Василий III в часть присоединения Смоленска к русским землям. Поторопились – уже в 1611 г. изначально захваченный литовцами еще в 1395 г. Смоленск был отбит Сигизмундом III, и взят обратно только войсками царя Алексея Михайловича в 1654 г. Сначала монастырь именовался «Причистыя Одигитрии Новым девичьим» — как расположенный на Девичьем поле; чтобы отличаться от старого девичьего монастыря, основанного в Кремле еще в XIV веке; наконец, в честь чудотворной иконы Смоленской Богоматери «Одигитрии «, принесенной сюда из Благовещенского собора. Есть мнение, что монастырь мог быть назван и в честь первой игуменьи монастыря – Елены Девочкиной (ее могила расположена за Смоленским собором монастыря).

Почти сразу монастырь стал приютом для царских вдов и царевен. Как же иначе? Выдавать их замуж за иноземных государей с некоторых пор стало не принято (хотя вспомнить Ярослава Мудрого, чьи три дочери были королевами европейских держав, наверное, стоило, может, и обошлось бы без многих кровопролитных войн), а за русских дворян – честь государеву ронять, как это – царевна замужем за холопом. Ну а со вдовами все и так было решено. Так и томились бедные тетки в монастырских стенах: вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана, вдова царя Федора Ивановича Ирина Годунова (именно здесь московский люд во главе Патриархом Иовом умолил находящегося в монастыре брата Ирины, Бориса Годунова, принять бразды правления Русским государством в 1598 г.); царевна Софья (постриженная насильно). Долгое время Новодевичий монастырь был местом неспокойным – стрельцы то и дело хотели освободить свою бывшую правительницу, и до самой ее смерти время от времени разоблачались заговоры, целью которых было вызволить ее из монастырских стен.

«Троицкий поход окончился. Так же, как и семь лет назад, в лавре пересидели Москву. Бояре с патриархом и Натальей Кирилловной, подумав, написали от имени Петра царю Ивану: «. А теперь, государь братец, настает время нашим обоим особам богом врученное нам царство править самим, понеже есьми пришли в меру возраста своего, а третьему _зазорному_ лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужскими особами в титлах и расправе дел быти не изволяем. » Софью без особого шума ночью перевезли из Кремля в Новодевичий монастырь.

У Новодевичьего монастыря поставлено тридцать виселиц четырехугольником, на коих 230 стрельцов повешены. Трое зачинщиков, подавших челобитную царевне Софье, повешены на стене монастыря под самыми окнами Софьиной кельи. Висевший посредине держал привязанную к мертвым рукам челобитную».
А. Толстой «Петр Первый»

Но больше всех, на мой взгляд, пострадала царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I: именно в Новодевичьем монастыре когда-то решилась ее судьба – царица Наталья Кирилловна присмотрела ее в жены своему сыну. Через несколько лет опальную царицу насильно постигли в монахини в Суздале (там до сих пор показывают ее келью), затем по подозрению в участии в заговоре (по этому же обвинению был казнен ее сын, царевич Алексей) ее перевозили из острога в крепости, и только по воцарении ее внука, в 1727 г. ее перевезли в Новодевичий монастырь.

В 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии и приют для подкидышей-девочек (сейчас на месте приюта стоит Филатьевское училище, построенное уже в XIX веке).

В 1812 г. монастырь заняли французы, которые при отступлении заминировали стены и башни, и по легенде, только находчивость монахинь, которые затушили фитили, спасла монастырские здания от разрушения. В 1922 г. монастырь закрыли, позднее он стал филиалом Государственного Исторического музея, и по сей день на его территории расположено несколько экспозиций. Вместе с ним уживается и женский монастырь, и резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

Новодевичий монастырь включен в список всемирно культурного наследия ЮНЕСКО.

Новодевичий монастырь вместе с Донским и Свято-Даниловым монастырем образует Южное оборонное кольцо Москвы. До сих пор впечатляют его стены и башни, а еще больше – стрелецкие караульни у каждой башни – такое впечатление, что монастырь находился в полной боевой готовности постоянно.

В монастыре сохранилось шесть храмов: Смоленский собор, напоминающий церкви Новгорода, Успенская церковь при трапезной (красная, сейчас внутри идут реставрационные работы), Амвросьевская церковь при Ирининских палатах (там одна из экспозиций), две надвратные церкви (Преображения Господня, над северными воротами; храм Покрова Богоматери, над южными воротами) и храм во имя преп. Варлаама и Иоасафа в нижнем ярусе колокольни.

Наша прогулка начинается с ворот с надвратной церковью Преображения Господня (1685, московское барокко), за которыми слева – касса, схема монастыря и поодаль – макет.

Прямо стоит корпус казначейских палат (XVII век), а справа, у самой стены — красные с белым Лопухинские палаты с Лопухинской башней и солнечными часами на фасаде. Изначально тут жили царевны Милославские, а с 1727 по 1731 г. здесь пребывала царица Евдокия Лопухина. Еще дальше, тоже вдоль стены – бывшая стрелецкая караульня при Напрудной башне (стоит она в аккурат над прудом), которая в 1698-1704 гг. служила местом заточения царевны Софьи.

Здесь расположена первая экспозиция, входящая в стоимость нашего билета, посвященная Филарету. Мне она показалась не очень интересной: много документов, несколько икон, самый запомнившийся экспонат – яркая изразцовая печь.

Отсюда мимо келий (из них время от времени выходили монахини)

мы притопали к ярко-красной, в стиле «московское барокко», трапезной палате с Успенской церковью (1687), сейчас внутри идут реставрационные работы, а ранее при трапезной вообще было 2 церкви – Успенская и Сошествия Св. Духа. Здесь расположена резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.

На зеленой лужайке перед трапезной стоит несколько надгробий – все, что осталось от некогда огромного монастырского некрополя. Он был уничтожен в 30-е годы, позднее его попытались восстановить, и читала где-то, что чудом сохранившиеся надгробья восстановили в произвольном порядке – не точно там, где они были раньше, а приблизительно. Вокруг собора, например, похоронена семья Дениса Давыдова,

первая игуменья монастыря Елене Девочкина, историки М. П. Погодин и С. М. Соловьев, философ В. С. Соловьев, декабристы С. Трубецкой и М. Муравьев-Апостол… Кроме того, на территории монастыря сохранилось два фамильных склепа – один, больше похожий на часовню с ярко золочеными куполами, стоящий перед собором, принадлежал промышленникам Прохоровым (этакий символ нуворишества, начало XX века),

второй, поскромнее, стоящий за Успенской церковью, принадлежал князьям Волконским (1 половина XIX века).

Смоленский собор напомнил нам новгородские церкви: простые купола серебристого цвета, только центральный – золоченый. Возвел его в 1525 г. знаменитый зодчий Алевиз Фрязин. Хороши и пятиярусный иконостас, сделанный по повелению царевны Софьи мастерами Оружейной палаты, и почитаемые иконы Смоленской и Иверской Божией матери, но навеки в отечественном кинематографе останутся бесподобные фрески Новодевичьего монастыря (помните, в «Покровских воротах»: «Вы в ЗАГС, а Хоботов – в монастырь?»).

Расположены они как раз в Смоленском соборе, а выполнены были во время царствования Бориса Годунова.

Внимание! Смоленский собор – летний, и открывается с 1 мая.

Собор, собственно, вторая часть музейной экспозиции из трех, но перед службой, которая начинается в 17 часов, пускают туда всех желающих, даже билеты не проверяют. Снимать нельзя только во время богослужений, так что бубнящую о запрете снимать вообще тетку на входе можно игнорировать. Вот только вспышку советую выключать – в таких затемненных помещениях лучше использовать режим вечерней съемки.

Ближе к стене позади собора расположена высоченная (72 м) колокольня (1690), не могу сказать, что красивее колокольного звона я не слышала, но звонят вполне прилично

Последняя часть музейной экспозиции – еще одна трапезная и палаты Ирины Годуновой (Ирининские) с встроенной и крайне простой церковью Амвросия Медиоланского (XVI век).

Селили здесь исключительно инокинь-цариц. Внутри на первом этаже выставлены иконостасы и фрески разных церквей и монастырей, московских, тверских, ярославских… на втором этаже – макет монастыря, шитые золотом и жемчугом рясы церковных иерархов,

и иконостасы царицы Евдокии и царевны Софьи, нескольких царевен (видимо, каждая знатная монахиня имела свой собственный иконостас).

За палатами – южные ворота с Покровской церковью (1688), и Мариинские палаты, где сейчас расположена администрация музея. Там же можно заказать экскурсию по монастырю. Списала телефон для справок: 246-85-26.

В одной из ниш стены стоит пушка — наверное, еще с Гражданской.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: