Дворец в петергофе

Первый дворец в Петергофе заложил Пётр I, решив создать на южном берегу Финского залива летнюю резиденцию, превосходящую по великолепию и роскоши Версаль. Формирование дворцово-паркового ансамбля закончилось только к началу XX века. Многие российские императоры предпочитали Петергоф для летнего отдыха, украшая и обустраивая его территорию по своему вкусу.

Дворец в петергофе

Дворцы Петергофа

Первый дворец в Петергофе заложил Пётр I, решив создать на южном берегу Финского залива летнюю резиденцию, превосходящую по великолепию и роскоши Версаль.

Формирование дворцово-паркового ансамбля закончилось только к началу XX века. Многие российские императоры предпочитали Петергоф для летнего отдыха, украшая и обустраивая его территорию по своему вкусу.

После революции все дворцовые комплексы стали частью музея-заповедника «Петергоф», признанного в 2008 году одним из семи чудес России.

Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец

Доминантой музейного комплекса стал Большой дворец, расположенный между Нижним парком и Верхним садом на естественной террасе высотой в 16 метров. Его открытие состоялось в 1721 году. Позднее, во времена царствования Елизаветы I, дворец был перестроен по проекту Б. Растрелли в стиле «барокко». В здании около 30 залов, которые поражают роскошью убранства. В экспозиции представлены мебель и предметы быта российских императоров и членов их семей начиная с Петра I, а также коллекция из 368 портретов.

Дворец Марли

Дворец Марли на берегу пруда

Марли — один из первых дворцов Петергофа, построенный по проекту Петра I. Небольшое двухэтажное здание кубической формы расположено на берегу пруда в Нижнем саду. И внешняя, и внутренняя отделка отличаются простотой и скромностью интерьеров, выделяются только Дубовый и Чинаровый залы. Украшают помещения картины голландских и фламандских мастеров XVII – XVIII вв. Во дворце хранятся вещи императора Петра I, включая небольшую библиотеку.

Дворец Монплезир

Дворец «Монплезир» в Петергофе

Для дворца «Монплезир» Пётр I выбрал место в Нижнем саду на берегу Финского залива. С его террасы открывается панорама морской акватории и Кронштадта. Одноэтажное здание выполнено в голландском стиле с шатровой крышей и большими окнами. Особый интерес представляет экспозиция Морского кабинета. Здесь представлены навигационные инструменты и шкатулка с личным вензелем царя. Во дворце устроена картинная галерея с работами европейских художников XVII — XVIII веков. В дождливую погоду музей закрыт для посещений. Дворцовый комплекс включает Екатерининский и Банный корпуса, сады с искусственным холмом и фонтанами.

Фермерский дворец

Фермерский дворец в парке «Александрия»

Фермерский дворец был построен в 1831 году в парке Александрия специально для наследника престола Александра II. Здание неоднократно перестраивали и расширяли в связи с увеличением императорской семьи. Во дворце в хорошем состоянии сохранились элементы исторической отделки. В Синем кабинете, где проводились заседания министров, выставлены личные вещи Александра II, в том числе часы с несколькими циферблатами. В здании также открыта экспозиция «Петергофские дачники», воссоздающая атмосферу загородной жизни второй половины XIX века.

Дворец Коттедж

Дворец «Коттедж» в парке Александрия

Для летнего отдыха семьи Николая I в центре парка Александрия был выстроен небольшой уютный Коттедж. Здание и внутренние интерьеры решены в стиле готики, что не характерно для дворцов российских императоров. Экскурсия по Коттеджу поведает о повседневной жизни царской семьи, показывая, как была рачительна в быту императрица Александра Федоровна. Во дворце сохранились ее личная библиотека и рабочий кабинет с предметами быта.

Павильон Эрмитаж

Павильон «Эрмитаж» в Петергофе

Небольшой павильон в форме куба с арочными окнами находится в Нижнем саду, в его западной части. Эрмитаж предназначался для аудиенций Петра I, а позднее Елизаветы Петровны с представителями зарубежных держав. Чтобы закрытые приемы могли проходить без присутствия слуг, в Парадном зале на втором этаже оборудовали специальный поднимающийся с первого этажа стол. Единственный зал второго этажа украшают 124 полотна голландских и французских художников XVII — XVIII вв. А на столах выставлены кулинарные шедевры той эпохи.

Поделиться в соц. сетях

Купить онлайн билет на метеор, а также посмотреть другие экскурсионные маршруты можно на сайте «Спутник».

Лучшие экскурсии по Питеру и пригородам

Вход в парки разрешается только в масках. У кого нет собственной маски, тот сможет приобрести её в автомате у входа. Также при прогулке необходимо соблюдать социальную дистанцию.

На территории музея-заповедника категорически запрещается : курение, хождение по газонам и срыв цветов, выгул собак, разведение костров, пребывание в неадекватном состоянии. Катание на велосипедах разрешено только в парке «Александрия».

Дворец в петергофе

  • Посетителям
  • О музее
  • Мультимедиа
  • Поддержка музея
  • Детям
  • Специалистам
  • Петергоф
    • История
    • Большой петергофский дворец
    • Верхний сад
    • Нижний парк
    • Музеи Нижнего парка
    • Музей «Особая кладовая»
    • Музей «Банный корпус»
    • Музей «Екатерининский корпус»
    • Дворец «Монплезир»
    • Павильон «Эрмитаж»
    • Дворец «Марли»
    • Вольеры
    • Музей «Гроты Большого каскада»
    • Музей фонтанного дела
    • Музей «Церковный корпус»
    • Музей «Императорские яхты»
    • Музейный двор
    • Историко-культурный проект «Государевы потехи»
    • Дом игральных карт
    • Музей семьи Бенуа
    • Музей коллекционеров
    • Фонтаны Верхнего сада
    • Фонтаны Квадратных прудов
    • Фонтан «Межеумный»
    • Фонтан «Дубовый»
    • Фонтан «Нептун»
    • Фонтаны Нижнего парка
    • Большой каскад
    • Воронихинские колоннады
    • Лабиринт
    • Фонтан «Самсон»
    • Фонтаны «Чаши»
    • Террасные фонтаны
    • Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
    • Аллея фонтанов
    • Фонтан «Тритон»
    • Каскад «Шахматная гора»
    • Римские фонтаны
    • Фонтан «Пирамида»
    • Фонтан «Солнце»
    • Фонтан-шутиха «Елочки»
    • Фонтан-шутиха «Дубок»
    • Фонтан-шутиха «Зонтик»
    • Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
    • Фонтан-шутиха «Диванчики»
    • Фонтан «Сноп»
    • Фонтаны «Колокола»
    • Фонтаны «Адам» и «Ева»
    • Фонтан «Фаворитка»
    • Фонтан «Китовый»
    • Львиный каскад
    • Фонтаны «Менажерные»
    • Фонтаны «Тритоны-колокола»
    • Каскад «Золотая гора»
  • Александрия
    • История
    • Парк Александрия
    • Фермерский дворец
    • Дворец «Коттедж»
    • Петергофские дачники
    • Готическая капелла
    • Музей «Дворцовая телеграфная станция»
    • Музей «Фельдъегерский домик»
    • Новая Ферма
  • Ораниенбаум
    • История
    • Парк Ораниенбаум
    • Музей «Большой Меншиковский дворец»
    • Китайский дворец
    • Дворец Петра III
    • Музей «Картинный дом»
    • Ораниенбаум сквозь века
    • Церковный павильон Большого Меншиковского дворца
    • Павильон «Китайская кухня»
    • Павильон «Каменное зало»
    • Павильон Катальной горки
  • Острова
    • История
    • Сады на островах Колонистского парка
    • Царицын павильон
    • Ольгин павильон
  • Стрельна
    • История
    • Дворец Петра I в Стрельне
    • Фруктовый сад и огороды Стрельны
  • Ропша
    • История
  • Купить билет
  • Поддержать музей
  • Распечатать карту
  • Сведения об образовательной организации

В связи с сохранением высоких температур в экспозиционных залах все музеи ГМЗ «Петергоф», кроме Гротов Большого каскада, закрываются на час раньше.

  • История
  • Большой петергофский дворец
  • Верхний сад
  • Нижний парк
  • Музеи Нижнего парка
  • Музей «Особая кладовая»
  • Музей «Банный корпус»
  • Музей «Екатерининский корпус»
  • Дворец «Монплезир»
  • Павильон «Эрмитаж»
  • Дворец «Марли»
  • Вольеры
  • Музей «Гроты Большого каскада»
  • Музей фонтанного дела
  • Музей «Церковный корпус»
  • Музей «Императорские яхты»
  • Музейный двор
  • Историко-культурный проект «Государевы потехи»
  • Дом игральных карт
  • Музей семьи Бенуа
  • Музей коллекционеров
  • Фонтаны Верхнего сада
  • Фонтаны Квадратных прудов
  • Фонтан «Межеумный»
  • Фонтан «Дубовый»
  • Фонтан «Нептун»
  • Фонтаны Нижнего парка
  • Большой каскад
  • Воронихинские колоннады
  • Лабиринт
  • Фонтан «Самсон»
  • Фонтаны «Чаши»
  • Террасные фонтаны
  • Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
  • Аллея фонтанов
  • Фонтан «Тритон»
  • Каскад «Шахматная гора»
  • Римские фонтаны
  • Фонтан «Пирамида»
  • Фонтан «Солнце»
  • Фонтан-шутиха «Елочки»
  • Фонтан-шутиха «Дубок»
  • Фонтан-шутиха «Зонтик»
  • Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
  • Фонтан-шутиха «Диванчики»
  • Фонтан «Сноп»
  • Фонтаны «Колокола»
  • Фонтаны «Адам» и «Ева»
  • Фонтан «Фаворитка»
  • Фонтан «Китовый»
  • Львиный каскад
  • Фонтаны «Менажерные»
  • Фонтаны «Тритоны-колокола»
  • Каскад «Золотая гора»
  • 19.08.2021 — 17.10.2021 МАСТЕРА ИГРАЛЬНЫХ ВОД
  • 11.10.2021 МАСТЕР СЦЕНОГРАФИИ: К 120-летию со дня рождения Н.А. Бенуа
  • 27.09.2021 — 28.09.2021 «Дворец как портрет владельца» XII международная научно-практическая конференция ГМЗ «Петергоф»
  • От метро «Автово» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-224, К-300, К-424 Автобусы: №200, №210
  • От метро «Ленинский проспект» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-343, К-639Б
  • От ж/д Балтийский вокзал до станции «Новый Петергоф» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и № 351А
  • История
  • Парк Александрия
  • Фермерский дворец
  • Дворец «Коттедж»
  • Петергофские дачники
  • Готическая капелла
  • Музей «Дворцовая телеграфная станция»
  • Музей «Фельдъегерский домик»
  • Новая Ферма
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-224, К-300, К-404, К-424, К-424А Автобус: №200, № 201, №210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-343
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №278, №356
  • История
  • Парк Ораниенбаум
  • Музей «Большой Меншиковский дворец»
  • Китайский дворец
  • Дворец Петра III
  • Музей «Картинный дом»
  • Ораниенбаум сквозь века
  • Церковный павильон Большого Меншиковского дворца
  • Павильон «Китайская кухня»
  • Павильон «Каменное зало»
  • Павильон Катальной горки
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-401А (до остановки «Ломоносов.Школа»), 300 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: 343 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Ораниенбаум-1 далее 15 минут пешком по Петербургской улице и Дворцовому проспекту до музея «Картинный дом»
  • История
  • Сады на островах Колонистского парка
  • Царицын павильон
  • Ольгин павильон
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-224, К-300, К-401А, К-424 Автобус: №200,№210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-343
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и №351-А
  • История
  • Дворец Петра I в Стрельне
  • Фруктовый сад и огороды Стрельны
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-103, К-224, К-300, К-404, К-424, К-401А Автобус: №200, №201, №210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-329, К-343, К-650
  • Купить билет
  • Календарь
  • Поддержать музей
  • Распечатать карту
  • Контакты
  • Сведения об образовательной организации
Читайте также  Заповедник в зоне Арктических пустынь

1 этап постройки: 1715-1725 гг.

Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.

2 этап постройки: 1745-1755 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли.

Величественный и изысканный, Большой петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. «Раскинув крылья» над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.

Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

Большой петергофский дворец долгое время был центром светской жизни. Здесь проходили праздники, приемы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно – прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.

Версаль Петра Великого

В 1723 году прошло торжественное открытие Петергофа — резиденции Петра Великого, которую возводили по его личным эскизам и чертежам. Дворцы и фонтаны не раз перестраивались, но сохранили главные черты эпохи барокко — обилие декора, тщательно продуманные детали, строгую симметрию пейзажей и зданий. За пышность и величие царскую резиденцию часто называют «русским Версалем». Что посмотреть в Петергофе? Собрали для вас самые главные места, которые обязательно нужно посетить.

Большой Петергофский дворец

Большой дворец — основное здание Петергофского ансамбля — строили в 1714–1725 годах. При Петре I здесь возвели небольшое двухэтажное здание, в котором проходили официальные приемы и праздники. Однако в годы царствования Елизаветы Петровны, в эпоху пышных балов, великолепных нарядов и богато декорированных барочных построек, петровский дворец выглядел не по-царски скромным. По просьбе императрицы, его реконструировал Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектор возвел здесь третий этаж, по бокам здания соорудил галереи и создал помпезные интерьеры со множеством зеркал, резным декором и позолотой. В XIX столетии Большой дворец снова реставрировали: Андрей Штакеншнейдер обновил интерьеры Восточного флигеля.

В сентябре 1941 года Петергоф взяли немцы. Главный дворец императорской резиденции много раз попадал под артобстрел, бушевавший после взрывов пожар уничтожил практически все, кроме остова здания. Его начали восстанавливать вскоре после освобождения Петергофа — и в 1964 году обновленный царский дворец уже встречал своих первых гостей.

Большой каскад

По задумке Петра I главную роль в убранстве царской резиденции должны были играть фонтаны Петергофа. Многие из них император проектировал сам, а строили водные сооружения самые известные в те годы инженеры Европы.

В 1716 году стали возводить Большой каскад — фонтанный комплекс, который примыкал к Большому Петергофскому дворцу. Его украсили изысканными барельефами, прославляющими победы России, вазами-фонтанами и чугунными скульптурами в античном стиле, которые позже заменили на позолоченные. Впервые комплекс запустили спустя пять лет после начала строительства, в июле 1721 года. А позже здесь разместилась знаковая скульптура, которая сегодня стала символом фонтанного комплекса — высокая статуя мифологического персонажа Самсона, который раздирает пасть льву. Эта фигура в центре большого фонтана олицетворяла победу России над Швецией.

Большой каскад таил в себе множество секретов: за ним скрывались прохладные гроты и «шутейные фонтаны», как называл их Петр. Один из таких «шутих» был устроен на столе и начинал работать, когда гость протягивал руку к блюду с фруктами. Другой — как водная завеса — мешал выйти из грота. Фонтаны Петергофа спроектированы так, чтобы работать без насосов: за счет перепада высоты, накопительных бассейнов и родников.

В военные годы Большой каскад был разорен. Те скульптуры, которые не успели снять и спрятать работники музея, включая фигуру Самсона, вывезли или переплавили захватчики. Петергоф освободили в 1944 году, а в 1946-м отреставрированный фонтанный комплекс уже работал вновь. Знаменитую статую восстановили позже советский скульптор Василий Симонов и его помощник Николай Михайлов по довоенным семейным фотографиям, которые присылали жители СССР.

Большой дворец в Петергофе

Величие красоты, воплощённое в здании Большого дворца, даёт его посетителям отличную возможность познания истории через предметы быта и роскоши, собранные здесь, а также интерьерные изыски внутреннего убранства помещений дворца. Фасад здания растянут на 300 м, ограничиваясь с одной стороны Церковным корпусом, с другой – строением музея «Особая кладовая» с золотым двуглавым орлом над куполом. Дворец делит территорию Петергофского дворцово-паркового ансамбля на две части: Верхний сад и Нижний парк.

Архитекторы и проектировщики Большого дворца

Первыми архитекторами этого здания были И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, приглашённые Петром Великим, а продолжателем традиции «русского барокко» стал Ф. Б. Растрелли в период царствования Елизаветы Петровны. Начальный этап строительства длился 10 лет (1715-1725 гг.), как и второй, продолжавшийся десятилетие с 1745 г. по 1755 г. Между этими датами, в 1732 году по проекту архитектора М. Земцова к главному зданию были пристроены галереи.

С самого начала проект парков и садов планировался, как радиально расходящиеся от Большого дворца аллеи, пересекаемые в разных местах другими аллеями, что, в общем, соответствовало планировке Версальского парка под Парижем. Таким образом, дворец стал центром Петергофского ансамбля. Ведущую роль в этом обустройстве территории сыграл архитектор и мастер садово-паркового искусства Жан-Батист Леблон, который ушёл из жизни уже в 1719 году и похоронен на кладбище возле Сампсониевского Собора в Санкт-Петербурге.

Большой Петергофский дворец во времена царских особ

Во времена Петра I Большой дворец в Петергофе представлял собой двухэтажное здание по ширине Большого каскада, которое носило название «Верхние палаты» («Нагорные палаты»). С первых дней дворец стал использоваться для праздничных мероприятий, которые Пётр I устраивал для своих приближённых по образцу европейских ассамблей.

Читайте также  Острава чехия достопримечательности

Елизавета Петровна, в свою очередь, решила достроить Большой Петергофский дворец, увеличив его площадь в несколько раз, но сохранив петровские палаты. Такую задачу смог выполнить великий итальянский зодчий Ф. Б. Растрелли, создав шедевр архитектуры в стиле «елизаветинского барокко». На балы во дворец собиралось до 3000 гостей, а прислуги здесь было ещё больше. Теперь дворец по праву назывался «Большим», а его изысканные и роскошные интерьеры до сих пор удивляют посетителей, хотя почти все они воссозданы во второй половине ХХ – начале XXI века.

В конце XVIII века интерьерное убранство дворца стало более строгим, повинуясь европейской моде того времени и набирающему силу классицизму с его простотой и изысканностью. Екатерина II решила изменить некоторые помещения дворца, сообразуясь с веяниями времени. Были переоформлены и переустроены Тронный зал, Чесменский зал, Столовая, а французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот создал прекрасные Китайские кабинеты (1766-1767 гг.).

В XIX веке также происходило обновление интерьеров, а также был надстроен третий этаж Восточного флигеля дворца (1846 г.). Выполнил проект архитектор А. И. Штакешнейдер, тем самым создав ещё восемь различных видов интерьеров. Это было приурочено к свадьбе младшей дочери императора Николая I княгини Ольги Николаевны, которая выходила замуж за принца Карла Вюртембергского. Название восточной Ольгинской половины Большого дворца осталось до сих пор.

Несмотря на различные архитектурные стили из различных эпох, Большой дворец выглядит целостным величественным сооружением, несущим отпечаток веков и событий. Здесь жили императоры с семьями, проходили праздники, балы, крестины, маскарады. История Большого дворца состоит из победных фейерверков прошлого и горящих руин середины ХХ века, послевоенного восстановления и новой жизни в сегодняшнем мире.

Интерьеры и залы Большого дворца в Петергофе

Сегодня Большой дворец имеет большое количество восстановленных интерьеров, которые показывают, как жили здесь царские особы и их приближённые. Внутри дворца расположено 30 комнат и осмотр начинается с Парадной лестницы Западного флигеля, которая сразу поражает обилием золота, барельефами, вазами и картушами, тем самым создавая приподнятое и радостное настроение у посетителей.

Западное крыло дворца – это Танцевальный зал с пышным интерьером в стиле «елизаветинского барокко». Обилие золота, зеркала-обманки между окнами и другие предметы интерьера дают представление о приёмах Елизаветы, которые здесь проводились для представителей купечества.

В Голубой комнате соответственно, всё выдержано в голубых тонах: ткани на стенах, шторы, окантовка мебели. Которая сохранилась со времён Елизаветы. Здесь же много ваз и бронзовых изделий декоративно-прикладного искусства.

Чесменский зал – ещё одно помещение с ярким интерьером, посвящённым победе русского флота в Чесменском сражении (1770 г.). Все картины на стенах и на полу показывают эпизоды великой битвы.

Тронный зал по праву носит это имя, потому что является самым большим во дворце. Его площадь – 330 м2. Торжественность интерьера, в котором превалирует белый цвет, лепнина, великолепные люстры, а также картины лучших художников, показывают величие имперского дома Романовых.

Императорские приёмы устраивали в Аудиенц-зале, который небольшой по размерам, но очень интересный по интерьерному наполнению. Здесь также использованы ложные окна-зеркала, резные капители, пилястры, прекрасный живописный плафон на своде потолка.

В Белой столовой можно познакомиться со старинным сервизом на 30 гостей из 196 предметов, а также увидеть необычный матовый интерьер с гипсовой лепниной.

В Петровской части сохранился Картинный кабинет, который разделён на два цвета и имеет коллекцию старинных картин-портретов.

Ещё одно помещение называется Куропаточной гостиной, которая отличается тем, что покрыта шёлковой тканью с изображением куропаток и растительным орнаментом. Рядом с этой комнатой расположены Туалетная комната, Диванная комната и Кабинет императрицы. Эта часть Большого дворца носит название женской половины.

Одним из самых известных кабинетов стал Дубовый кабинет Петра I, который сохранили во время переустройства дворца в середине XVIII века. Это помещение, украшенное дубовыми панелями, выполненными скульптором Николя Пино ещё при жизни императора. Панели и другое убранство кабинета удалось сохранить, так как его вывезли до оккупации во время Великой Отечественной войны. Здесь же расположен мраморный камин и зеркала, обрамлённые резными рамами. Все вещи, бережно сохранённые музейщиками, помогают посетителям представить бытовую сторону жизни Петра I. Это стулья с плетёными сиденьями, часы-будильник мастера Иоганнеса Бреннера, книги из библиотеки царя и многое другое.

Режим работы Большого дворца

Билеты в Большой дворец можно купить в кассах музейного комплекса, которые работают с 8.45 ч. до 19.00 ч. Дворец-музей не работает по понедельникам и в последний вторник месяца. Открытие дворца – в 10.30 ч., закрытие – 19.00 ч. (в субботу – 21.00 ч.). Следует помнить, что кассы прекращают работу за 1 ч. 15 мин. до закрытия музея. Для осмотра музея Большого дворца летом необходимо быть в составе экскурсионной группы, иначе вам не удастся туда попасть.

Большой дворец в Петергофе

Большой дворец вместе с расположенным перед ним Большим каскадом — это главная достопримечательность Петергофа и архитектурная доминанта всего дворцово-паркового комплекса. В XVII–XIX веках Большой дворец являлся парадной резиденцией русских царей, где происходили важные события, проводились праздники и приемы, балы и маскарады.

В настоящее время Большой дворец — это уникальный историко-художественный музей, в коллекции которого собрано около трех с половиной тысяч экспонатов, среди которых живопись и фарфор, ткани и уникальная мебель, а также личные вещи российских правителей.

Большой дворец в Петергофе — описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

  • Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
  • Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
  • Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
  • Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
  • Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
  • Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.
Читайте также  Дом музей шекспира

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

История

  • Первый этап строительства Большого дворца (тогда его называли Верхними палатами) проходил в 1714–1725 годах и в то время это был скромный царский дворец в стиле «петровского барокко», в создании которого участвовали архитекторы Иоганн Браунштейна и Жан Батист Леблон, а затем с 1719 гола — Николо Микетти. Идея местоположения и первоначального облика Верхних палат принадлежала Петру Первому
  • В 1725–1740 годах завершалась декоративная отделка здания, в 1732 году фасад строения был увеличен за счет пристройки по бокам одноэтажных жилых корпусов, выполненных по проекту Михаила Земцова
  • В период правления Елизаветы, дочери Петра, здание было перестроено по образцу Версаля в стиле зрелого барокко. Работы велись в 1740–1760 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Здание, состоявшее из средней части, галерей и боковых корпусов, увеличилось за счет боковых крыльев в сторону Верхнего сада. Кроме того, по проекту Растрелли была возведена нарядная церковь и Гербовой корпус. Непревзойденный мастер барочного стиля в отделке залов использовал деревянную золоченую резьбу и наборные паркеты из ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все это придало строению дополнительную торжественность и великолепие. Верхние палаты превратились в настоящий Большой дворец
  • В последующие годы были созданы новые парадные залы, проводился ремонт и переделка интерьеров в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Юрий Фельтен и Жан Батист Валлен-Деламот оформляют в 1760–1770 годах Китайские кабинеты, Чесменский и Тронный залы
  • С 1917 года Большой дворец стал историко-художественным музеем
  • Во время Великой Отечественной войны здание музея было практически уничтожено, а большая часть экспонатов похищена фашистами
  • В 1952 году, благодаря труду историков, архитекторов и реставраторов, Большой дворец, в основном, был восстановлен. Первым после ремонта открылся Портретный зал, экскурсанты посетили его в 1964 году.

Режим работы Большого дворца Петергофа — лето 2021

  • С 10:30 до 18:00.
  • Выходные дни — понедельник и последний вторник каждого месяца.
  • Билеты можно приобрести в кассах, терминалах или на официальном сайте. Посещение только в составе группы, количество участников ограничено. Во время визита необходимо носить маску.

  • Индивидуальные посетители допускаются с 10:30 до 12:00 и с 14:30 до 16:00. В остальное время обслуживаются туристические группы.
  • Посещение проводится в составе группы. Группы из индивидуальных посетителей формируются после покупки билета в кассе. Экскурсия на русском языке входит в стоимость билета.

Стоимость билетов в Большой дворец Петергофа — лето 2021

  • Для граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии
    • взрослые — 450 рублей
    • дети до 16 лет — бесплатно
  • Для иностранных граждан
    • взрослые — 1200 рублей
    • дети до 7 лет — бесплатно
  • Любительская фото и видеосъемка запрещена

Сегодня, как и в прежние времена, Большой дворец в Петергофе восхищает своим великолепием. Вы познакомитесь с искусством русского дворцового интерьера XVIII – начала XIX веков и увидите, как барочные залы, созданные Растрелли, соседствуют с торжественными апартаментами периода классицизма и комнатами с элементами стиля рококо.

Большой Петергофский дворец

Фото Большого Петергофского дворца

Время: 10:30-18:00 (выходной – понедельник).

Стоимость: взрослый – 450 руб.; дети до 16-ти лет – бесплатно; студенты, старшеклассники – 300 руб.

Большой Петергофский дворец — Санкт-Петербург, Разводная ул., 2

Большой Петергофский дворец – архитектурная доминанта дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», главная летняя резиденция русских царей с 1752 года. Здание расположено в пригороде Санкт-Петербурга, Петергофе, на побережье Финского залива. Трехэтажное строение со всеми пристройками и флигелями имеет протяженность в 300 метров.

Место под резиденцию было выбрано Петром I, он же создал примерный план дворца. Разработкой проекта, строительством здания и оформлением интерьеров занимались ведущие архитекторы, инженеры и художники из России и Западной Европы. Ключевая работа была проведена Ф. Растрелли и А. Штакеншнейдером.

Туристы, побывавшие в Большом Петергофском дворце, навсегда запомнят это невероятное по красоте и величию здание. Растрелли строил дворец по канонам зрелого барокко, в качестве примера используя французский Версаль. И это – один из немногих случаев в мире, когда копия по всем статьям превзошла оригинал.

Вид на Большой дворец из Верхнего парка признан одним из самых завораживающих в мире. Окруженный фонтанами, золотыми статуями, колоннадами и искусственными водопадами дворец предстает перед зрителем во всем своем великолепии.

Снаружи дворец кажется огромным, но, на деле, он достаточно небольшой и узкий. Всего в здании около 30 залов, среди которых – потрясающие парадные и бальные залы с мраморными стенами, паркетом, инкрустированным редкими минералами, с золотой лепниной и потолками, расписанными знаменитыми живописцами.

Особой красотой отличаются Танцевальный зал, Голубая приемная, Дубовый и Китайский кабинеты, Аудиенц-зал.

Дубовый кабинет в большом Петергофском дворце использовался императором Петром I: интерьеры кабинета дошли до нас в неизменном виде. Основная особенность помещения – множество дубовых панно, изготовленных по приказу царя скульптором Н. Пино. Здесь туристы могут увидеть личные вещи императора, его камзолы, трости, часы производства мастерской И. Беннера.

После смерти Петра I, во дворце под руководством Ф. Растрелли началась масштабная реконструкция. В залах стало больше золотых зеркал, резных деревянных конструкций, был улучшен паркет, на потолках появились красивейшие плафоны.

Западное крыло Большого дворца называется Танцевальным залом. Елизавета Петровна попросила Растрелли добавить в интерьер этого помещения золота. Архитектор в полной мере выполнил просьбу царицы. Входя в Танцевальный зал, турист словно оказывается внутри огромной золотой шкатулки. Невероятно высокие потолки и окна чуть ли не до пола создают ощущение простора.

В 1760-1770 годах архитектором Валлен-Деламотом были проведены новые изменения в интерьерах дворца. По сути дела, здание строилось на протяжении 20 лет, его постоянно дополняли и переделывали. Скромные покои Петра I оказались «встроены» в роскошный дворец в стиле елизаветинского барокко с помещениями в духе классицизма. В 19-ом веке архитекторы, занимавшиеся реконструкцией здания, внесли в его облик и интерьеры черты рококо.

Большой Петергофский дворец был центром светской и политической жизни Российской империи. Здесь проводились обсуждения важнейших вопросов, заключались международные договора, проходили веселые балы и маскарады.

Перед главным входом во дворец находится Большой Каскад – самая известная в мире система фонтанов и статуй. В центре Каскада – статуя «Самсон, раздирающий пасть льва».

В 1917-ом году Большой Петергофский дворец получил статус историко-художественного музея. Во время ВОВ здание было почти полностью разрушено, а большинство хранящихся во дворце ценностей вывезли немецкие оккупанты.

В 1952 году государство предприняло титанические усилия для полного восстановления Большого дворца. Реставрацией здания занимались тысячи историков, строителей, архитекторов, художников. В 1964 году был открыт для посетителей Портретный зал, после этого помещения Большого стали открываться одно за другим.

В наши дни Большой Петергофский дворец является архитектурным памятником мирового уровня, особо охраняемым объектом культурного наследия. Во дворце работает музей, в который входят предметы обстановки петровской и елизаветинской эпох, мебель, картины, статуи.

Во дворце, который сам по себе является одной из самых знаменитых достопримечательностей мира, туристы могут увидеть личные вещи русских царей, ознакомиться с бытом императорской фамилии.

Интересное видео о Большом Петергофском дворце:

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: