Музей усадьба остафьево

Государственный музей-усадьба Остафьево, Русский Парнас: часы работы и цены, афиша, экскурсии, официальный сайт, как доехать, отзывы, приусадебный парк, адрес, как добраться из Москвы и Подольска

Музей усадьба остафьево

Музей-усадьба Остафьево

Остафьево — старинная усадьба и государственный музей, расположившиеся в одноименном селе в Подмосковье, недалеко от Подольска. За годы своей насыщенной истории усадьба побывала и литературным центром Москвы, и пушкинским музеем, и военным госпиталем, и даже пионерским лагерем.

В настоящее время это популярная достопримечательность, которую посещает более 100 000 человек в год. Помимо непосредственно музейной деятельности, на территории усадебного комплекса «Остафьево» — «Русский парнас» регулярно организуются различные мероприятия: выступления, фестивали, праздники, концерты, конференции. Кроме того, парк и усадьба полюбились современным молодоженам, которые часто включают их в программу своей свадьбы: проводят здесь прогулки и фотосессии.

История усадьбы Остафьево

Усадьба на этом месте, располагавшемся в те времена в селе с названием «Климово, Нечаево тож», была основана в XVII веке политическим деятелем Прокопием Ляпуновым. После смены нескольких владельцев, в 1751 году усадьба была выкуплена у князя Якова Алексеевича Голицына купцом Козьмой Матвеевичем Матвеевым, который заслужил исключительное (для лица, не принадлежавшего к высшим сословиям) право на приобретение «деревень» — земли и 500 душ крестьян сельца Климово и деревни Остафьево.

В течение нескольких последующих лет имение, ставшее именоваться с тех пор Остафьево, отстраивалось Матвеевым. Композиция усадьбы, заложенная купцом, во многом сохранилась до наших дней, несмотря на последующие перестройки.

Следующим владельцем Остафьево стал Андрей Вяземский, потомок Рюриковичей и один из самых образованных людей своего времени. Именно при владении рода Вяземских был построен главный дом (дворец с флигелями), сохранившийся до наших дней, разбит парк, а усадьба приобрела славу «Русского Парнаса». В эти годы Остафьево посещали многие известные личности тех лет, в числе которых А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь и Н. М. Карамзин, живший и создавший здесь первые восемь томов своего сочинения — «История государства Российского» — с 1804 по 1815 годы.

В годы владения усадьбой Петром Вяземским Остафьево стало одним из центров культурной жизни России. Здесь проходили собрания литературного общества «Арзамас», ставились театральные постановки. Сам будучи поэтом, Петр посвятил этому месту множество стихотворений, в том числе «Деревня» (1817), «Сельская церковь» (1856), «Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом» (1863).

В 1865 году, после смерти Петра, имение унаследовал его сын — Павел, который также был литератором и страстным коллекционером. Он собрал здесь ценную коллекцию произведений живописи, графики, прикладного искусства, выделил в усадьбе мемориальные комнаты Карамзина, Пушкина и Петра Андреевича Вяземского.

В 1888 году Остафьево перешло во владение следующего мужчины из рода Вяземских — Петра Павловича, который спустя 10 лет продал его мужу своей сестры — графу Шереметеву — в связи с тем, что жил в Петербурге и не имел возможности заниматься ведением дел в имении.

Сергей Дмитриевич Шереметев, историк и член Российской академии наук, стремился сохранить усадьбу и ее творческую и культурную атмосферу. Уже через год после приобретения, в 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, он открыл в Остафьево общедоступный пушкинский музей, который стал один из первых музеев, посвященных великому поэту. В 1911–1914 годах Шереметевы в память известным личностям, посещавшим некогда усадьбу — Карамзину, Пушкину, Жуковскому, а также ее знаковым владельцам — Петру и Павлу Вяземским — установили в парке мемориальные бюсты. Открытие памятников происходило в торжественной обстановке и в присутствии многочисленных приглашенных гостей.

Усадьба в советское время и наши дни

После революции и прихода к власти большевиков усадьба была национализирована, но музей сохранен. В 1923 году Остафьево признали неприкосновенным памятником «садово-парковой культуры Музейно-академического значения». Однако спустя 7 лет, 6 марта 1930 года, музей был ликвидирован, а большая часть его коллекции распределена по различным музеям и частично распродана.

В последующие годы усадьба использовалась для разных целей: сначала под размещение пионерского лагеря, в годы войны — военного госпиталя, а с середины XX века — базы отдыха союзного Совета министров, куда приезжали многие видные политические и культурные деятели СССР. Именно в эти годы усадьба подверглась наиболее значительной перестройке и перепланировке как в части внешнего обустройства комплекса, так и внутреннего убранства зданий.

Лишь 5 декабря 1988 года усадьбе вернули статус музея, а еще через 7 лет — в феврале 1995 года — музей-усадьбу «Остафьево» — «Русский Парнас» включили в перечень объектов исторического и культурного наследия России федерального значения. В течение многих лет — вплоть до 2016 года — здесь велись работы по воссозданию интерьеров дворца, восстановлению различных предметов внутреннего убранства.

Часы работы и цены музейного комплекса

Государственный музей «Остафьево» открыт для посещения 6 дней в неделю:

  • со вторника по пятницу и в воскресенье: с 10:00 до 18:00;
  • в субботу: с 10.00 до 21.00;
  • понедельник — выходной день.

В последнюю пятницу месяца часы работы музея: с 12:00 до 18:00. Касса прекращает работу за 1 час до закрытия.

Парк музейного комплекса открыт ежедневно с 8:00 до 23:00 (вход возможен до 22:00).

Стоимость входных билетов в музейном комплексе составляет:

  • на постоянные экспозиции музея («Усадьба Остафьево: история и судьба» (цокольный этаж), «Убранство Остафьевского дома» (1-й этаж), «Н. М. Карамзин: жизнь и труды» (2-й этаж)): полный — 300 руб., льготный — 250 руб.;
  • на временные выставки музея: полный — 100 руб., льготный — 70 руб.;
  • в парк (экспозиция «Усадебный парк»): полный — 100 руб., льготный — 70 руб., дети до 16 лет и пенсионеры — бесплатно (с 08:00 до 10:00 — вход в парк бесплатный для всех категорий граждан);

Экскурсионное обслуживание оплачивается отдельно.

Обратите внимание, что режим работы и цены музея-усадьбы могут быть изменены в зависимости от проводимых мероприятий, поэтому актуальную информацию лучше уточнять на официальном сайте музея.

Экскурсии в усадьбе Остафьево

Музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» предлагает своим посетителям целый ряд экскурсий и образовательных программ, среди которых:

  • Обзорная экскурсия;
  • Тематические экскурсии: «Н. М. Карамзин: жизнь и труды», «Убранство остафьевского дома», «300 лет медали в России», «Усадебный парк в Остафьеве», «Церковь Живоначальной Троицы в Остафьеве», «А. С. Пушкин и Остафьево», экологическая тропа «Необычное в обычном»;
  • Вечерняя программа «Чудится мне, что там найдется многое…«;
  • Интерактивные программы: квест «Тайны усадебного парка», «Остафьевские посиделки», «Калейдоскоп имен, событий, лиц»;
  • Образовательные программы: «Достопримечательности Москвы», «Архитектурные стили. Остафьево, как памятник эпохи классицизма».

Архитектурные особенности

На сегодняшний день усадебный комплекс «Остафьево» — «Русский Парнас» включает в себя двухэтажный дворец, построенный в стиле классицизма, а также парк с прудом и липовой аллеей, общая площадь которых составляет 21 гектар. Главный дом имеет два флигеля, соединенных открытой колоннадной галереей. Среди основных элементов фасада дворца можно выделить: шестиколонный портик, треугольный фронтон и бельведер, воссозданный в 2012 году согласно историческим сведениям.

В настоящее время в главном здании усадьбы восстановлена историческая планировка: в парадных залах первого этажа воссоздана историко-бытовая среда имения первой трети XIX века, тут можно увидеть мебель, принадлежавшую князьям Вяземским, книжные издания, предметы живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, собранные владельцами Остафьево за многие годы.

В главном здании усадьбы можно выделить несколько основных помещений:

  • Вестибюль и овальный зал — композиционный центр дома. Предназначавшийся для приемов зал является образцом парадного зала в русской усадебной архитектуре начала XIX века.
  • Три библиотеки (Андрея Ивановича, Петра Андреевича и Павла Петровича Вяземских), каждая из которых содержала прекрасную коллекцию книг, тщательно собранных в зависимости от интересов ее создателя.
  • Большая гостиная, украшенная полотнами итальянских художников, мраморными бюстами императоров Клавдия и Нерона, барельефами Геннинга с произведений Рафаэля.
  • Большая столовая с двумя монастырскими шкафами XVII века, старонемецкими стульями, канделябрами и стенами, увешанными оружием разных народов. В столовой хранилось большое количество редких изделий и посуды ручной работы.
  • Музейные и жилые комнаты второго этажа, обставленные старинной мебелью и украшенные портретами мыслителей и писателей, гравюрами европейских мастеров, произведениями древнерусского искусства и русской живописи.

Усадебный комплекс Остафьево на Google-панораме

Как доехать до Государственного музея-усадьбы Остафьево

Музей находится к югу от Москвы в поселении Рязановское, село Остафьево. Добраться сюда можно несколькими способами.

На общественном транспорте

  • На автобусе № 802 (идет от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского») до остановки «Музей-усадьба Остафьево», от которой до усадьбы останется около 2 минут пешком;
  • На электропоезде Курского направления или маршрутном такси № 885 (идет от метро «Бульвар Дмитрия Донского») до станции «Щербинка», далее на автобусе № 1045, 898 или маршрутном такси № 509, 509к до остановки «Музей-усадьба Остафьево»;
  • На автобусе № 864 от станции метро «Анино» до остановки «Фабрика имени 1 мая», от которой около 10–15 минут ходьбы до музейного комплекса.

Из Подольска без пересадок доехать можно на автобусе № 1045 до остановки «Школа (Остафьево)», расстояние от которой до музея-усадьбы можно преодолеть пешком не более, чем за 10 минут.

На автомобиле

Оптимальный вариант добраться из Москвы на машине — это доехать по Варшавскому шоссе до города Щербинка, там свернуть на Остафьевское шоссе, по которому двигаться до Остафьевского пруда и въезда в музейный комплекс. Перед входом в имение есть парковка, однако она не очень большая, поэтому приезжать желательно пораньше, пока на ней есть места.

На такси

Кроме того, добраться до усадьбы можно на такси. Удобный способ оформить заказ — воспользоваться одним из мобильных приложений, например, Яндекс Такси, Gett, Uber.

Видео об усадьбе Остафьево (Русский Парнас) в Подмосковье

Усадьба «Остафьево»: Карамзин, Пушкин, Вяземские

Музей-усадьба Остафьево является одним из пушкинских мест, А.С. Пушкин приезжал сюда к своему близкому другу — князю Петру Вяземскому. Здесь 12 лет писал «Историю государства Российского» Николай Карамзин. На протяжении всего XIX века Остафьево являлось местом творческих встреч выдающихся писателей и поэтов. Сейчас на территории усадьбы Остафьево работает государственный музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас».

Читайте также  Достопримечательности валдая и окрестностей

Несколько фактов об усадьбе Остафьево

Остафьево на карте

История создания усадьбы Остафьево

Первые упоминания о деревне, где сейчас находится усадьба Остафьево встречаются еще в 1340 году. Деревней владели попеременно Ляпуновы, Апраксины, Голицыны. История усадьбы Остафьево началась в 1751 году, когда ее купил купец Козьма Матвеев и построил здесь сначала красильную, а затем суконную фабрику. Матвеев планировал построить в деревне церковь, которая была и построена в 1781 году, но уже после его смерти, вдовой Анной Григорьевной. Храм был освящен во имя святой Троицы.

Троицкая церковь сохранилась до наших дней, пережив трудные советские времена. В 1930-е годы она была закрыта и разорена, ее использовали под зернохранилище, склад, швейный цех. В 1991 году храм отдали РПЦ, были возобновлены службы.

Современный вид Остафьево получило при новом владельце — в 1792 году усадьбу приобрел князь Андрей Иванович Вяземский. Покупка была связана с рождением наследника сына Петра. Здесь князь построил двухэтажный каменный дом в стиле классицизма с двумя боковыми флигелями, соединенными сквозной колоннадой. Архитектор дома не установлен, предположительно это Иван Старов.

Венчает здание круглый, изящный бельведер, который позднее был утрачен и воссоздан только в 2012 году. Центральная часть главного фасада украшена шестиколонным портиком коринфского ордера, который завершается треугольным фронтоном. На нем можно увидеть герб рода Вяземских.

За домом был разбит регулярный французский сад, который переходит в английский пейзажный парк. Река Любуча была перегорожена плотиной и образовала каскад прудов: Верхний, Средний и Нижний.

Карамзин

В Остафьево к Андрею Вяземскому приезжали поэты Василий Жуковский, Иван Дмитриев и Василий Пушкин (дядя Александра Сергеевича Пушкина). С 1804 по 1816 годы в имении жил историк и литератор Николай Михайлович Карамзин, друг и зять князя Андрея Вяземского. Женившись на его старшей внебрачной дочери Екатерине, молодая семья стала проводить здесь каждое лето и однажды всю зиму.

Кабинет Карамзина

Именно здесь в Остафьево Карамзин написал свои первые восемь томов «Истории государства Российского». Специально для работы на втором этаже усадебного доме был выделен кабинет, названный впоследствии Карамзинский. Получив от императора Александра I должность историографа Российской империи, ежегодный пенсион в две тысячи рублей и доступ в архивы Карамзин с энтузиазмом принялся за работу. Друзья называли его Остафьевским затворником, за то что свой рабочий кабинет он препочел балам.

Под окном его рабочего кабинета в 1911 году был установлен памятник историку, на котором находится барельеф историка. На пьедестале лежат бронзовые тома «Истории государства российского» и свиток, символизирующий, что Карамзин в своей «Истории» руководствовался древнерусскими летописями. Перед усадебным домом по сей день растут «карамзинские дубы», которые были посажены еще в XIX веке.

Памятник Н.М. Карамзину

«Остафьево достопамятно для моего сердца; мы там наслаждались всей приятностью жизни… там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвященные семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства…»

«История государства Российского» была написана Карамзиным в 12 томах, последний том он не успел завершить, его дописали по черновикам литераторы К.С. Сербинович и Д. Н. Блудов. В первое издание вошли 8 томов, которые были изданы единым тиражом в 1818 году. История страны с самых древнейших времен до 1612 года, впервые написанная доступным языком, имела оглушительный эффект не только в России, но и в Европе. «Историю» переводили на иностранные языки и издавали за рубежом.

Карамзин проделал титаническую работу, как историк, изучая древнерусские источники, именно он открыл Ипатьевскую летопись. В своих примечаниях он указывал источники, записывал цитаты, пересказывал документы — и создал по своей сути еще одну книгу, представляющую большую ценность. Примечания превышают текст Истории в два раза. Некоторые исторические документы были утрачены, но благодаря их описанию в карамзинских Примечаниях их содержание известно.

Н.М. Карамзин первый дал нравственную оценку историческим событиям и поступкам государственных деятелей. Впервые в истории была показана роль царя-тирана Ивана Грозного, до Карамзина никто не критиковал самодержца. Выпуск 9 тома, где описываются злодеяния Грозного вызвал шквал интереса у публики.

Пушкин высоко оценивал труд Карамзина, он посвятил ему поэму «Борис Годунов». Вот как он описывает реакцию российского общества после выхода в свет первых 8 томов «Истории»:

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили.

У нас никто не в состоянии исследовать огромное создание Карамзина — зато никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в ученый кабинет во время самых лестных успехов и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам».

Петр Вяземский

В 1807 году умирает князь Андрей Вяземский и Карамзин становится опекуном его сына Петра — будущего поэта и литературного критика, участника Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения.

Беседка «Храм Аполлона»

В 1816 году семья Карамзиных навсегда переезжает в Санкт-Петербург. Петр Вяземский становится единовластным хозяином усадьбы. При нем строятся беседка Храм Аполлона на берегу пруда и Горбатый мостик, а в честь 10-летия Отечественной войны 1812 года Марсова поляна — овальная поляна.

Горбатый мостик

Усадьба становится средоточием культурной жизни Российской Империи. В этот период сюда приезжают А. И. Тур­ге­нев, В. Л. Пуш­кин, В. А. Жу­ков­ский, И. И. Дмит­ри­ев, К. Н. Ба­тюш­ков, В. К. Кю­хель­бе­кер, А. С. Гри­бое­дов, Д. В. Да­вы­дов, Е. А. Бо­ра­тын­ский, А. Миц­ке­вич, М. П. По­го­дин и другие, проходят встречи поэтического сообщества «Арзамас».

Памятник Пушкину

В Остафьево трижды приезжал Александр Сергеевич Пушкин, с которым Петр Вяземский дружил еще с юности, а 1849 году здесь бывал Н.В. Го­голь. Пушкин часто цитировал в своих произведениях стихи Вяземского, эпиграфы к I главе «Евгения Онегина» и к «Станционному смотрителю» взяты из произведений Вяземского, в VII главу «Евгения Онегина» вводит его, как действующее лицо. Пушкин посвящает Вяземскому стихи и часто переписывается.

После смерти Пушкина А.С. его вдова Наталья Николаевна передала Вяземскому вещи мужа, в память о нем: жилет, камышовую трость, рабочий стол, письменный прибор, портрет Жуковского, подаренный им Пушкину. Эти вещи впоследствии перевез в Остафьево сын Вяземского — Павел Петрович и разместил их в кабинете Карамзина.

Судьба усадьбы Остафьево

В 1865 году Остафьево переходит сыну Петра Вяземского — Павлу. Историк и коллекционер предметов искусства он соз­дал в усадь­бе бо­га­тые кол­лек­ции пред­ме­тов ста­ри­ны, книг, картин, оружия, а также мемориальные комнаты Пушкина, Карамзина и своего отца.

После его смерти сын Петр Павлович продает усадьбу мужу своей сестры историку графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву — владельцу знаменитой усадьбы Кусково. Он является последним владельцем усадьбы Остафьево.

Памятник Павлу Вяземскому, 1914 год

Шереметев приложил много сил для сохранения исторической значимости усадьбы. Здесь вновь стали собираться талантливые литераторы и художники. В 1899 году, в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, он превращает усадебный дом, в общедоступный для всех и один из первых в России, пушкинский музей.

Овальный зал Остафьево, конец XIX века

А в 1911 и 1913 годах Шереметев торжественно открывает на территории приусадебного парка памятные монументы Карамзину, Пушкину, Жуковскому и Петру Вяземскому, а в 1914 году — его сыну Павлу Петровичу.

В 1918 году имение было национализировано, в нем был открыт музей-усадьба Остафьево, директором которого был назначен граф Павел Сергеевич Шереметев — сын последнего владельца усадьбы. Спустя десятилетие его сняли с должности за дворянское происхождение и в 1929 году выселили с семьей из Остафьево. В 1930 году ликвидировали и музей, из-за чего большая часть содержащихся в нем предметов искусства была распродана, расхищена либо распределена между другими музейными хранилищами страны.

В 1931 году в усадьбе открыли дом от­ды­ха Нар­ко­ма­та обо­ро­ны. Во время Великой Отечественной войны здесь работал военный госпиталь.

В 1950-х годах внешний вид усадьбы претерпел крупные изменения: планировку дома обновили, пристроили ограждения из камня, застеклили колоннады. Однако при этом многие уникальные детали имения были утрачены.

Лишь в 1988 году Остафьеву вернули музейный статус, он стал фи­лиа­лом Му­зея А. С. Пуш­ки­на. В 1994 году стал са­мо­сто­ятельным государственным му­зеем-усадь­бой «Ос­тафь­е­во» – «Рус­ский Пар­нас».

Музей-усадьба Остафьево

Сайт: ostafyevomuseum.ru Адрес: Москва, п.Рязановское, с.Остафьево. Парк открыт ежедневно с 08.00 до 23.00, вход бесплатный — до 10.00.

В 2002 году реконструировали западный флигель и фондовое хранилище имения. Еще через три года восстановили второй флигель и террасу, а к 2016 году в усадебном доме были воссозданы исторические интерьеры, соответствующие XIX веку.

В честь 250-летия Николая Карамзина в музее-усадьбе открылась экспозиция, посвященная писателю. Был восстановлен кабинет историка, однако лишь одна вещь в нем является подлинной — это конторка, датированная XIX веком.

Сейчас музей-усадьба Остафьево проводит культурные мероприятия, пушкинские дни, театральные спектакли и концерты, летний фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», образовательные экскурсии, интерактивные программы, а также всевозможные квесты. Музей выпустил несколько книжных изданий «Остафьевский сборник».

Усадьба Остафьево

Фото Усадьбы Остафьево

Время: ср.- чт., сб.-вс. – 10:00-18:00, пт. – 10:00-17:00, пн., вт. – выходной.

Стоимость: 180 р. (возможность льгот можно уточнить при покупке).

Усадьба Остафьево — Москва, п. Рязановское, с. Остафьево

Старинная усадьба Остафьево – объект культурно-исторического наследия России федерального значения.

Легенда гласит, что название «Остафьево» появилось, когда приехавший к хозяину – Петру Вяземскому, поэт Александр Пушкин, имея в виду свой багаж, сказал лакею: «Оставь его».

В начале XIX в. называли село – Астафьевское; была усадьба и Резаново, и Климово, и Астафьево.

Знатные хозяева и славные гости

Подмосковная усадьба, обращенная ныне в музей, была куплена князем Андреем Вяземским, чиновником и литератором, в конце XVIII в. у некоего господина Журавлева, в честь рождения своего сына Петра. Липовая аллея парка стала весомым аргументом в пользу покупки. Близлежащее село Остафьево и 150 душ крепостных были куплены «в довесок».

Читайте также  Собор девы марии констанц

Петр Андреевич Вяземский – литературный критик и поэт-романист, историк, биограф-мемуарист посвятил Остафьеву стихотворения «Родительский дом», «Деревня», «Сельская церковь» и др.

В числе славных посетителей и гостей усадьбы «Остафьево» – Н.Карамзин, работавший здесь над «Историей государства Российского»; А.Пушкин – друг и соратник; представители литературно-поэтической школы русского «Золотого века»: В.Жуковский, К.Батюшков, А.Грибоедов, И.Тургенев, А.Мицкевич, Н.Гоголь, Денис Давыдов.

Павел Вяземский становится владельцем поместья «Остафьево» в 1865 г. В числе его преобразовательной деятельности – сохранение мемориальных комнат отца, Н.Карамзина и А.Пушкина, обустройство Готического зала и собрание картин немецких живописцев, часть которых ныне находится в московском Пушкинском музее.

В семейном владении Вяземских Остафьево находилось до 1898 г. Далее перешло графскому роду Шереметевых. В это время обустраивается аллея лип «Русский Парнас», устанавливается плеяда «литературных» памятников.

В конце XIX в. предпринимается попытка систематизировать российское литературное наследие пушкинских времен изданием Остафьевского архива. Неизданные документальные материалы Вяземских находятся в фондах Национальной библиотеки России.

После национализации в советское время в усадьбе был музей, пионерский лагерь, правительственный Дом отдыха. В этот период обновлена планировка главного дома, пристроена балюстрада, но утрачена первоначальная оригинальность парка.

Внешний и внутренний облик усадьбы Остафьево

Двухэтажный дом-усадьба начала XIX в. в стиле русского классицизма, с колоннадами и флигелями, на берегу старинного озера. Автор проекта неизвестен, как неведом и архитектор, спроектировавший близлежащую Свято-Троицкую церковь.

Изначально архитектурный ансамбль Остафьева включал здание главного дома, кирпичный завод, оранжереи, хозяйственные постройки, теплицы, 2 моста, один из которых – мост-плотина.

По парадной лестнице гости попадали в вестибюль дома – картинную галерею с шедеврами живописи XV-XVI вв., обустроенной П.Вяземским.

В Овальный зал можно было попасть из вестибюля. По обе стороны от зала находились большая столовая, персональные библиотеки и кабинеты всех Вяземских. Гостиная, спальни. Фамильная библиотека семьи к концу XIX в. насчитывала 22 тыс. томов.

Второй этаж – комната Н.Карамзина, где на протяжении 12 лет он написал 8 томов «Истории государства Российского» и тематические «музейные» комнаты.

Эталон русской усадебной культуры – Остафьево, в конце 80-х прошлого века стало Литературно-историческим Музеем. А в 1995 г. Музей-усадьбу «Остафьево» – «Русский Парнас» внесли в список объектов культуры и истории федерального уровня. Территория парка занимает около 22 га.

Постоянно проводятся работы по реставрации, но музей и парк принимают посетителей.

Кабинет Медали представляет тематическую экспозицию «300 лет истории медали в России», об этапах реставрации рассказывает экспозиция «На диво будущим векам», об архитектурных находках – «То день, то новый дар».

Среди уникальных коллекций музея – собрание журналов, книг, альманахов первой половины XIX в., гербарий Е.П. Шереметевой.

Проводятся экскурсии «Пушкин и Остафьево», «С.Д. Шереметев – основатель общедоступного музея», «Церковь живоначальной Троицы в Остафьеве», «Пушкин. Вяземский. Гоголь» и др.

Музей-усадьба Остафьево

Свою известность усадьба Остафьево, расположенная сегодня на территории Подольского района, приобрела в 1792 году, когда князь Андрей Иванович Вяземский приобрел ее, а также и местное село со 152-я крепостными крестьянами у поручика российской армии Журавлева за 26 тысяч тогдашних рублей.

Весомым аргументом в приобретении усадьбы стало наличие в ней роскошной липовой аллеи, которая просто обворожила князя.

Покупка имения была приурочена ко дню рождению сына Андрея Ивановича Петра – будущего поэта, историка, государственного деятеля и одного из основателей Русского Исторического общества.

Главный дом усадьбы при новом хозяине А.И. Вяземском выстроили в период с 1800 по 1807 годы в русском классицистическом стиле.

Архитектор столь помпезного здание до сих пор точно не известен, но предполагают, что им мог быть Иван Егорович Старов – ученик известного тогда профессора Российской Академии художеств Жана Валлен-Деламота.


Фото 1. Главный дом усадьбы Остафьево в Подмосковье

На территории усадьбы Остафьево, к моменту покупки ее Вяземским, уже стояла церковь, освященная во имя Святой Троицы в первый день июля 1782 года. Возвел ее на свои средства тогдашний владелец этих земель промышленник Кузьма Матвеевич Матвеев, у которого здесь, в Остафьево, находилось красильное производство, а сам он проживал в Москве на Пятницкой улице, 31.

История усадьбы связана с именем известного в России историка Николая Михайловича Карамзина, который приходился зятем Андрею Ивановичу Вяземскому.

Последний и пригласил его на проживание в свое подмосковное поместье, где Николай Михайлович и трудился над своим главным трудом жизни «Историей государства Российского» в период с 1804 по 1815 годы.

В один из апрельских дней 1807 года Андрея Ивановича ушел из жизни. Усадьба Остафьево перешла по наследству к его сыну Петру Андреевичу Вяземскому и со временем стала одним из главных культурных центров Российской империи.

В гостях у нового хозяина в разное время побывали Александр Сергеевич Пушкин, Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Денис Васильевич Давыдов, Александр Сергеевич Грибоедов, Николай Васильевич Гоголь и Адам Мицкевич.

Сам Петр Андреевич был влюблен в родовое гнездо и посвятил ему немало своих произведений, среди которых «Деревня», «Родительский дом», «Сельская церковь» и ряд других.

С лета 1861 года усадьбой управлял, а с 1865 и вовсе стал полновластным владельцем сын Петра Андреевича Павел, который с большой любовью отнесся к исторической ценности усадьбы Остафьево, сохранив в неизменном виде комнаты Александра Сергеевича Пушкина, Николая Михайловича Карамзина и своего отца.

Кроме этого, при нем свое новое оформление получил Готический зал, обставленный им в средневековых традициях с использованием полотен немецких живописцев, которые были приобретены им непосредственно в Германии. В настоящее время эта коллекция хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.

После смерти Марии Аркадьевны Столыпиной – супруги Павла Андреевича Вяземского, усадьба Остафьево в 1889 году отошла по наследству к их сыну Петру Павловичу, который на тот момент уже жил в Петербурге и имением вовсе не интересовался.

В 1898 году подмосковная усадьба Вяземских была выкуплена графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым – супругом Екатерины Павловны Шереметевой, приходившейся внучкой Петру Андреевичу Вяземскому.

Новый хозяин также с большим уважением отнесся к исторической ценности усадьбы Остафьево.

Так, им была восстановлена липовая аллея, называвшаяся тогда «Русским Парнасом», а в период с 1911 по 1913 годы на территории местного парка появились памятники известным гостям имения Николаю Карамзину, Александру Пушкину, Василию Жуковскому, а также его владельцам Петру и Павлу Вяземским.

Стоит отметить, что еще в конце девятнадцатого века Вяземские начали формировать знаменитый Остафьевский архив, в котором были собраны бесценные исторические документы о литературной и культурной жизни России пушкинского периода. Сегодня архив размещается в фондах Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Пришедшие к власти большевики усадьбу Остафьево национализировали и, вплоть до 1930 года, она функционировала как музейный комплекс, где главным хранителем работал Павел Сергеевич Шереметев – правнук Петра Андреевича Вяземского.

К сожалению, далее территория усадьбы с главным домом был отдана под размещение пионерского лагеря, а в начале 1950-х годов здесь разместили базу отдыха союзного Совета Министров. Именно во времена последней усадьба потеряла свой первоначальный вид из-за многочисленных внутренних перепланировок и внешних пристроек.

В 1988 году усадьбе Остафьево вновь вернули статус литературно-исторического музея, а в 1995 году ее включили в список федеральных объектов культурного наследия.

В настоящее время здесь продолжают проводить реставрационные работы, большая часть которых был закончена еще к 2015 году, когда в России праздновали 250-летний юбилей со дня рождения Николая Михайловича Карамзина.

Любопытные факты из истории усадьбы Остафьево

  • Бытует утверждение, что происхождение название «Остафьево» связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Вроде как Петр Андреевич Вяземский пожелал назвать ее по первой произнесенной фразе прибывающего в гости великого поэта, который по приезде произнес желающему подсобить ему с багажом лакею «Оставь его» («остафь_его»). Как понимаете, это всего лишь шутка, т.к. само село Остафьево в летописях значится аж с 1340-го года.
  • Усадьба Остафьево известна не только как один из культурных центров старой России, но и причастна к истории отечественной аэронавтики. Именно на эти земли в 1804 году опустился воздушный шар, управляемый первой россиянкой-воздухоплавательницей Прасковьей Гагариной. И вот судьба! Уже в 1811 году она стала тещей тогдашнего владельца Петра Андреевича Вяземского.
  • Со слов актрисы Натальи Александровны Розенталь – супруги советского Наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского, в усадьбе были отсняты в 1925 году две сцены из кинокартины «Медвежья свадьба» на территории парка и на берегу местного пруда.

Вот такова краткая история этого места в ближнем Подмосковье.

Как добраться из Москвы до усадьбы Остафьево? Для удобства ниже приведена схема и маршруты движения общественного транспорта от станций метро города Москвы, а также помечены автомобильные трассы для проезда к ней.

Музей-усадьба Остафьево, или выходной в Подмосковье

Музей-усадьба Остафьево – замечательное место для прогулок и отдыха в южном Подмосковье. Тихое, красивое, ухоженное… Меня же оно привлекало еще и потому, что там бывали Жуковский, Гоголь, Бунин, Карамзин и аж два Пушкина: Александр Сергеевич и его дядя, тоже, между прочим, поэт. Филолог во мне неистребим. Поэтому в один из солнечных летних дней мы отправились гулять в остафьевский парк: от нас до Щербинки – рукой подать, да и цена входного билета – чисто символическая, 20 рублей.

Для выходных поездок в южном направлении от Москвы можем порекомендовать для посещения и другие места, где мы были, и о которых уже писали:

Музей-усадьба Остафьево расположен недалеко от Москвы, в Подольском районе. Как добраться до усадьбы, подробно описано в конце статьи. Несмотря на близость к столице здесь спокойно, легко и свободно.

Читайте также  Когда поставили памятник минину и пожарскому

  1. Музей-усадьба Остафьево. Легкий экскурс в историю
  2. Отдых в усадьбе Остафьево
  3. Как добраться до музея-усадьбы Остафьево

Музей-усадьба Остафьево. Легкий экскурс в историю

Усадьба была куплена А.И. Вяземским (родным братом С.И. Вяземского, владельца усадьбы Пущино на Наре) в честь рождения сына Петра. Эх, шикарно жили эти Вяземские… По легенде, решающим фактором при выборе усадьбы стала липовая аллея в парке, которая очень понравилась князю. Именно туда, в ночной парк, отправляли потом гулять маленького Петю, чтоб побороть страх темноты. Необычный метод, честное слово. Мне б, например, не хватило смелости отправить дочек ночью в парк.

Петр Андреевич вырос человеком деятельным: известный историк, поэт, герой Бородинской битвы, близкий друг А.С. Пушкина. При нем усадьба Остафьево стала знаковым местом в культурной жизни России. Позднее она переходит к его сыну, который превратил Остафьево в музей. А вот внук Петра Андреевича историей интересовался мало и продал усадьбу мужу своей сестры, графу С.Д. Шереметеву. Да уж, что ни фамилия – то легенда.

После революции усадьба Остафьево вначале действовала как музей, затем была отдана под пионерский лагерь, после – под дом отдыха Совета Министров СССР. И только в конце 80-х годов ей снова вернули статус музея. Тогда же начинается и реставрация усадьбы.

И еще один замечательный факт напоследок. Забавное событие из прошлого усадьбы и… русской аэронавтики. П.Ю. Гагарина, первая русская женщина, совершившая полет на воздушном шаре, в 1804 году приземлилась в усадьбе Остафьево. Забавно же и символично событие тем, что и она оказалась связана с родом Вяземских: через 7 лет ее дочь вышла замуж за Петра Андреевича.

Отдых в усадьбе Остафьево

Гуляя по музею-усадьбе Остафьево, я чувствовала, что Пушкин не зря назвал это место «Русским Парнасом». В прочем, ничего шедеврального в Остафьево нет, если не считать событий прошлого. И возможно, современному человеку после громких фестивалей, флеш-мобов и прочих мероприятий различной масштабности, в усадьбе все покажется слишком просто: просто парк, просто пруд, просто лавочки… Но мне – мамочке, большую часть времени сидящей дома или в ближайшей песочнице, было там уютно. И видимо, не мне одной. На дорожках парка встречались то семейная пара с коляской, то мама с дочкой и детским самокатом (ездить на велосипеде по территории усадьбы нельзя), то просто парочки, отдыхавшие на природе.

Музей-усадьба Остафьево – такое место, где я б с удовольствием на лавочке книжку почитала или повозила карандашом по бумаге, пытаясь рисовать, чего не умею совершенно, но здесь хочется. А еще в усадьбе можно устроить прекрасную фотосессию, благо красивых видов хватает: и липовая аллея, и беседка «Храм Аполлона», и горбатый мостик. Можно послушать музыку: например, во время нашей прогулки на одной из открытых галерей проходил концерт, и звуки гитары разносились по парку. Вход в музыкальную гостиную был свободный, но Ленчик к тому моменту как раз заснула, а мне не хотелось будить ее.

В парке Остафьево гулять приятно. А если устали, можно отдохнуть на мягком газоне – прямо, как в Европе, или на лавочке, перекусить бутербродами с чаем из термоса. Так делали мы. Для тех же, кто любит комфорт, в здании музея Остафьево открыто кафе. И пока родители набираются сил, дети могу порисовать (на столике есть карандаши и раскраски) или посмотреть мультфильмы на большом экране. Танчик около него минут на десять зависла.

Каждый из нас привез из Остафьева свои особенные впечатления. Танюшку поразили птичьи кормушки и то, что их почему-то нельзя трогать руками. Охранник парка берег их как великие произведения искусства.

Лена радовалась парковым тропинкам, по которым можно чудесно ползать на коленях и собирать камушки для изучения и пробы на зуб.

Димка же в Остафьево осваивал новый фотоаппарат: искал красивые виды, ракурсы и объекты для снимков.

А меня впечатлили карамзинские дубы.

Причем здесь Карамзин? Все дело в том, что он 12 лет жил в Остафьево и писал здесь «Историю государства Российского». В усадьбу его пригласил старший Вяземский: талантливый историограф был женат на его дочери. В память об этом времени дубы, которые посадили из желудей, привезенных дочерью Карамзина, были названы «карамзинскими».

Как добраться до музея-усадьбы Остафьево

  • Как добраться до музея-усадьбы Остафьево общественным транспортом

Первым делом добираемся до ст. Щербинка. Можно электричкой Курского направления (из Москвы или Тулы), а можно автобусом, который ходит из Москвы от станции метро Дмитрия Донского. Потом ищем автобус №1045, который отправляется от ж/д станции Щербинка. Это автобус минут через 20 привезет Вас к входу в музей-усадьбу Остафьево. Внимание! Это не конечная остановка – не проскочите мимо.

  • Как добраться до музея-усадьбы Остафьево автомобилем

Выезжаем из Москвы по старому Варшавскому шоссе до Щербинки. В Щербинке на первом повороте поворачиваем направо и далее едем по улице 40 лет Октября, а потом по улице Железнодорожная до переезда. Переезжаем через переезд и, никуда не сворачивая, продолжаем движение по улице Староникольская, которая перейдет в Остафьевское шоссе. В итоге примерно через 4,5 километра после переезда Вы доедете до входа в музей-усадьбу Остафьево.

Музей-усадьба Остафьево

Это одно из моих любимых мест для прогулок, и не только потому, что я живу в 5 км от этой замечательной усадьбы, еще и потому, что в ней чувствуется дух истории, присутствие великих людей! Дом в прекрасном состоянии, и сохранности, территория — ухоженная и большая, и много уютных уголков.

Свою известность усадьба Остафьево, расположенная сегодня на территории Подольского района, приобрела в 1792 году, когда князь Андрей Иванович Вяземский приобрел ее, а также и местное село со 152-я крепостными крестьянами у поручика российской армии Журавлева за 26 тысяч тогдашних рублей. Весомым аргументом в приобретении усадьбы стало наличие в ней роскошной липовой аллеи, которая просто обворожила князя.

Покупка имения была приурочена ко дню рождению сына Андрея Ивановича Петра – будущего поэта, историка, государственного деятеля и одного из основателей Русского Исторического общества.

Главный дом усадьбы при новом хозяине А.И. Вяземском выстроили в период с 1800 по 1807 годы в русском классицистическом стиле. Архитектор столь помпезного здание до сих пор точно не известен, но предполагают, что им мог быть Иван Егорович Старов – ученик известного тогда профессора Российской Академии художеств Жана Валлен-Деламота.

3 известных дерева на территории усадьбы.

История усадьбы связана с именем известного в России историка Николая Михайловича Карамзина, который приходился зятем Андрею Ивановичу Вяземскому. Последний и пригласил его на проживание в свое подмосковное поместье, где Николай Михайлович и трудился над своим главным трудом жизни «Историей государства Российского» в период с 1804 по 1815 годы.

В один из апрельских дней 1807 года Андрея Ивановича ушел из жизни. Усадьба Остафьево перешла по наследству к его сыну Петру Андреевичу Вяземскому и со временем стала одним из главных культурных центров Российской империи.

В гостях у нового хозяина в разное время побывали Александр Сергеевич Пушкин, Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Денис Васильевич Давыдов, Александр Сергеевич Грибоедов, Николай Васильевич Гоголь и Адам Мицкевич.

Сам Петр Андреевич был влюблен в родовое гнездо и посвятил ему немало своих произведений, среди которых «Деревня», «Родительский дом», «Сельская церковь» и ряд других.

Частый гость Остафьево А.С. Пушкин, прогуливаясь со своим другом Петром Вяземским по липовым аллеям, назвал это место «Русским парнасом», с тех пор и по сей день усадьба носит второе имя.

После смерти Марии Аркадьевны Столыпиной – супруги Павла Андреевича Вяземского, усадьба Остафьево в 1889 году отошла по наследству к их сыну Петру Павловичу, который на тот момент уже жил в Петербурге и имением вовсе не интересовался.

В 1898 году подмосковная усадьба Вяземских была выкуплена графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым – супругом Екатерины Павловны Шереметевой, приходившейся внучкой Петру Андреевичу Вяземскому.

Новый хозяин также с большим уважением отнесся к исторической ценности усадьбы Остафьево. Так, им была восстановлена липовая аллея, называвшаяся тогда «Русским Парнасом», а в период с 1911 по 1913 годы на территории местного парка появились памятники известным гостям имения Николаю Карамзину, Александру Пушкину, Василию Жуковскому, а также его владельцам Петру и Павлу Вяземским.

В придомовом парке очень много романтических деталей. Беседка Храм Апполона на берегу пруда, по-моему такого рода беседки обязательный атрибут в имениях знати тех времен.

Стоит отметить, что еще в конце девятнадцатого века Вяземские начали формировать знаменитый Остафьевский архив, в котором были собраны бесценные исторические документы о литературной и культурной жизни России пушкинского периода. Сегодня архив размещается в фондах Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Пришедшие к власти большевики усадьбу Остафьево национализировали и, вплоть до 1930 года, она функционировала как музейный комплекс, где главным хранителем работал Павел Сергеевич Шереметев – правнук Петра Андреевича Вяземского.

К сожалению, далее территория усадьбы с главным домом был отдана под размещение пионерского лагеря, а в начале 1950-х годов здесь разместили базу отдыха союзного Совета Министров. Именно во времена последней усадьба потеряла свой первоначальный вид из-за многочисленных внутренних перепланировок и внешних пристроек.

В 1988 году усадьбе Остафьево вновь вернули статус литературно-исторического музея, а в 1995 году ее включили в список федеральных объектов культурного наследия.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: