Дворец строгановых на невском

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге. Официальный сайт, режим работы, история, экскурсии, цены на билеты 2021, интересные факты, фото, видео, как добраться

Дворец строгановых на невском

Строгановский дворец

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — один из узнаваемых символов Северной столицы и настоящее украшение Невского проспекта. Дворянская резиденция стала революционным инженерным сооружением своего времени, продолжив традиции стиля «русское барокко». Сегодня это не просто памятник архитектуры и музей, а полноценный культурный комплекс мирового значения, где проводятся театральные, музыкальные фестивали и выставки выдающихся художников.

Цены и режим работы Строгановского дворца

Стоимость билетов в Строгановский дворец в 2021 году:

  • Взрослые посетители — 500 рублей;
  • Школьники от 16 до 18 лет, студенты, пенсионеры — 250 рублей;
  • Разрешение на фотосъёмку (без вспышки, штативы разрешены) — 550 рублей.

Право на бесплатное посещение имеют:

  • Участники Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда;
  • Солдаты срочной службы, курсанты кадетских корпусов и военно-морских училищ;
  • Герои Советского Союза и РФ, кавалеры Ордена Славы;
  • Дети до 16 лет (старше 14-ти лет — при предъявлении паспорта);
  • Студенты художественных школ, колледжей, Академии Художеств, действующие сотрудники государственных музеев России, члены творческих союзов;
  • Обладатели карты Гостя «St. Petersburg Card» (однократная льгота).

Дни открытых дверей:

  • 18 мая (для всех желающих);
  • 18-е число каждого месяца — для школьников старше 16 лет и студентов.

График работы Строгановского дворца зависит от дня недели — с пятницы по понедельник и в среду двери открываются в 10:00 до 18:00, в четверг расписание смещается на 3 часа — с 13:00 до 21:00. Вторник — выходной день, часы работы в праздники и каникулы объявляются заранее.

История

Дворец в дошедшем до нас виде — это перестройка 1754-го года, когда по приказу барона Сергея Строганова одноэтажный особняк на Невском проспекте начали расширять до полноценного дворца. Ответственным инженером за возведение назначили Франческо Растрелли, который до того момента не соглашался работать по частным заказам, но авторитет будущего хозяина и солидное финансирование сделали своё дело — к стройке присоединились лучшие зодчие страны.

Буквально за два года скромный по дворянским меркам дом превратили в роскошную резиденцию, отделанную мрамором и золотом. Уже при жизни первых владельцев оформились гостиные, бальные залы, рабочие кабинеты и богатейшая картинная галерея. В росписи потолочных плафонов, стен и оформлении мебели принимали участие видные итальянские живописцы и скульпторы, специально приглашённые в Россию для украшения дворянского гнезда.

Конец XVIII века стал для дворца временем большой перестройки, занимался ей небезызвестный Андрей Воронихин, бывший крепостной крестьянин, выучившийся на зодчего и получивший вольную грамоту. Именно он придумал Минералогический кабинет — двухуровневую залу с купольным парапетом по центру. Позже её превратят в бильярдную комнату, а купол закроют прозрачным стеклом, сейчас вместо него пролёт на два этажа украшает огромная хрустальная люстра.

Первая публичная выставка прошла во дворце в 1897-м году, а после революционных событий фамильное имение добровольно передали в народную собственность. Консервация интерьеров для будущего музея заняла два года, и уже в 1919-м здесь открылась полноценная экспозиция. Спустя 15 лет произошёл спорный эпизод реставрации — кремово-розовый фасад стал пастельно-зелёным, и весь советский период ленинградцы знали только такой оттенок здания.

За войну и блокаду дворец чудом не был разрушен бомбёжками и обстрелами, с 1937-го внутри размещалось военное ведомство, которое не слишком церемонилось с дореволюционными интерьерами. К концу 1980-х состояние здания было плачевным — его погубило время, а не вражеские пули. Перекрытия сильно обветшали, особенно пострадала библиотека, где вся декоративная отделка была из ценных пород дерева, не пережившего 200 лет.

После передачи помещения Русскому музею начались масштабные реставрации. Фасаду наконец-то вернули первоначальный цвет, буквально вручную восстанавливалась антикварная мебель и отделка залов. К 300-летию Санкт-Петербурга Строгановский дворец снова распахнул двери для посетителей. В пустовавшем крыле открылся Музей шоколада, остальные залы максимально приближены к историческим интерьерам — от екатерининской эпохи до начала XX века.

Экскурсии по Строгановскому дворцу

В настоящее время для осмотра открыты 25 помещений, включая две парадные лестницы, картинную галерею и Минералогический кабинет. Большая часть постоянной экспозиции находится на втором этаже — сразу после входа гостей ждут галереи с временными выставками, сувенирный магазин и два вестибюля. Один из них сохранился практически в неизменном виде — за него и отвечал зодчий Воронихин, работу которого высоко ценили даже гости из Европы.

Печальнее судьба сложилась у главного зала и гостиной — их пришлось восстанавливать по обрывочным фотографиям и акварельным рисункам. Частично сохранился паркет — разные цвета узора в нём соответствуют породам дерева, включая царский самшит и сандал. Оттуда ведут двери в парадную или зеркальную столовую — она украшена роскошными мраморными колоннами, а выставленные напротив окон зеркала визуально увеличивают помещение, делая его очень светлым.

Другая часть постоянной экспозиции посвящена русскому ампиру XIX века, а именно — периоду правления Александра I. В нескольких залах собраны уникальные коллекции императорского фарфора и подлинных предметов быта той поры. Два не менее интересных зала — два кабинета графини Софьи — наследница рода Строгановых работала в них над картинами, писала стихи и очерки о петербургской жизни. Трудно поверить, что в таких суровых интерьерах могла жить благородная дама.

Завершить осмотр дворца советуют в картинной галерее или Арабесковой гостиной. Второй вариант интереснее, ведь каждый рисунок здесь со своей историей. По сути — вся комната это один большой комплимент классическому искусству Италии. Роспись на стенах повторяет фрески из лоджий Ватикана, мозаики Помпей и другие значимые образы Античности и Ренессанса — графика сплетается в единый сюжет о гармонии и неотделимости человеческой красоты от природы.

Интересные факты

Знаменитый мясной деликатес бефстроганов, по одной из версий, был придуман в стенах дворца придворным поваром Андре Дюпоном. Говядина в горчично-сметанной подливке настолько полюбилась гостям дворянского гнезда, что ещё в XIX веке вошла в европейский стандарт ресторанного дела как «исконно-русское» блюдо. Для широкой публики рецепт впервые опубликовали в 1861-м году в нашумевшем кулинарном сборнике Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам».

Возведение дворца сопровождалось нелестными слухами о его первом владельце. На месте будущей резиденции стоял доходный дом, треть которого принадлежала несговорчивым хозяевам, никак не желавшим уезжать с Невского проспекта. Стройка началась только после большого пожара по соседству, который вынудил собственника принять условия Строгановых. Была ли это трагическая случайность или умышленный поджог — загадка до сих пор.

Парадный фасад Строгановского дворца выходит на «красную линию» Санкт-Петербурга — маршрут, который по дореволюционному закону можно было застраивать только богато украшенными домами в едином стиле, чтобы не портить облик города. Если зайти со стороны набережной реки Мойки, то можно увидеть, насколько отличается вид здания — оно оформлено скромнее, без обилия золотой лепнины вокруг окон и мраморных скульптур, присущих вычурному барокко.

Вплоть до Октябрьской революции дворец оставался так называемым «открытым домом». По милости хозяев, сюда мог зайти совершенно любой человек, если он «одет прилично, умысла злого не имеет и с правилами этикета знакомый». Так в дворянском гнезде периодически появлялись разночинцы, купцы и зажиточные крестьяне — им разрешалось приходить на торжественные обеды, участвовать в литературных вечерах и даже появляться на балах.

Изначально во дворце не предусматривалось ни одной спальни. Династия Строгановых отличалась известной любовью к долгим путешествиям, и огромный особняк чаще всего использовался для балов, официальных встреч и работы, но не как место ночлега. Другой любопытный факт — страшное суеверие семейства — каждое воскресенье, ровно в полночь в комнатах зажигали по канделябру с церковными свечами, чтобы тёмные силы не искушали представителей рода.

Сфинксы Строгановского дворца — местный талисман и персонажи городских легенд. Считается, что они первые «каменные звери» Санкт-Петербурга, созданные неизвестным скульптором, но это не так. Египетские стражи — всего лишь копия утраченных ещё до революции сфинксов, их высекли заново в 1950-х и поставили к бывшему парадному крыльцу. Суровые львы с человеческими головами до сих пор охраняют внутренний дворик от непрошеных гостей и пользуются неизменным успехом у туристов.

Как добраться

Достопримечательность расположена в историческом центре Санкт-Петербурга, ближайшая станция метро — «Невский проспект». Выходить из зала нужно на нечётную сторону, чтобы Казанский собор был по левую руку. Дальше — прямо, никуда не сворачивая, через набережную Грибоедова 400 метров, розово-белое здание дворца будет хорошо видно издалека.

Наземным транспортом туристам будет добираться ещё проще и быстрее, автобусная и троллейбусная остановка «Большая Конюшенная» находится прямо напротив парадного входа во дворец. Останется только перейти дорогу на ближайшем светофоре.

С такси в Санкт-Петербурге дефицита нет. Популярные мобильные приложения Uber, Maxim и Яндекс работают без перебоев. Единственная сложность — постоянные пробки Невского проспекта, поэтому машину лучше бронировать хотя бы за 12 часов до поездки. С уличными таксистами связываться не рекомендуют никому — тарифы будут такие, что проще пойти пешком.

Путешественникам на своём автомобиле повезло меньше — ближайшая бесплатная парковка находится за Казанским собором (59.933679, 30.325089), откуда идти дальше, чем от станции метро. Вдоль набережной Мойки стоянка разрешена, но найти там свободное место — большая удача даже зимой, поэтому стоит задуматься об общественном транспорте.

Строгановский дворец

Участок дома №17 на Невском проспекте в 1736 году пострадал от пожара, уничтожившего большинство построек на противоположном берегу Мойки. На погорелом месте портной Иоганн Нейман (владелец соседнего дома №18) «зачал строение каменного дому в два апартамента по Невской прешпективой, да в заворот по речке Мье» [5]. Проект дома для Неймана составил архитектор М. Г. Земцов. В единый комплекс с особняком портного были встроены соседний дом придворного повара Шестакова и дом Янкова — адъютанта генерала Салтыкова (Невский пр., 19).

Ещё не достроенный дом Неймана приобрели братья Александр, Николай и Сергей Строгановы, представители старинного купеческого рода. В практически всех современных краеведческих книгах указывается, что участок был ими куплен в 1742 году. Эту дату указывают известный петербургский краевед Б. М. Кириков в книге «Невский проспект» и С. Кузнецов в книге «Дворцы и дома Строгановых». Один из историков, Ю. В. Трубинов, в книге «Строгановский дворец» умудряется написать, что именно тогда, в 1742 году, Анна Иоанновна (скончавшаяся в 1740 году) подписала указ, позволяющий сделать такое приобретение. Более правдоподобно выглядит версия Ю. М. Денисова. В приложении к «Панораме Невского проспекта В. С. Садовникова» (изданной в 1974 году) он ссылается на специальный указ Сената, которым Строгановым было разрешено купить дом Неймана. А указ этот, по версии Денисова, датирован 15 сентября 1736 (или 1737) года [5]. Как бы то ни было, в доме на углу Мойки и Невской першпективы поселился барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил особняк.

Так как жилой комплекс на углу Невского проспекта и Мойки проектировался для повара, портного и адъютанта генерала, то фасады входящих в него трёх домов можно было сделать почти одинаковыми. Граница между ними почти не просматривается. Их внешний вид прекрасно дошёл до современных исследователей на чертежах из коллекции Берхгольца. Барон Строганов, конечно же, был этим разочарован. Ему не удалось переделать проект согласно своим вкусам, так как градостроительная дисциплина в конце 30-х годов XVIII века при императрице Анне Иоанновне соблюдалась строго. 28 июня 1737 года дом на проспекте было велено строить «в один апартамент на погребах«, а в вышеупомянутом указе Сената оговаривалось: «. позволено купить с таким обязательством, чтоб оной от них достроен был регулярно, по архитектуре» [5].

В краеведческой литературе широко распространена история о соседе Строганова императорском поваре Шестакове. Сергей Григорьевич якобы долго упрашивал повара продать своё владение. Однако пусть бедное, но в центре столицы, жильё повар продавать не хотел. Барону же оставалось перестраивать интерьеры своего дома, для чего им был приглашён придворный архитектор Ф. Б. Растрелли. Последний факт историки подтверждают письмом, которое С. Г. Строганов написал 29 марта 1753 года своему сыну Александру:

Но 14 декабря 1752 Строганов как камергер двора уехал в Москву и был там два года, что убедительно доказал К. В. Малиновский в книге «Санкт-Петербург XVIII века». Значит Растрелли жил у Сергея Григорьевича не в петербургском, а московском доме. К этому времени, судя по письму Строганова своему сыну Александру от 2 ноября 1752 года петербургский особняк сгорел:

Малиновский опровергает и этот факт, считая, что Строганов писал о пожаре сыну в марте не 1753, а 1754 года и имел ввиду сгоревший московский дворец Анненгоф. Но приведённая цитата прямым текстом говорит о петербургском доме. К тому же, 2 ноября 1752 года Сергей Григорьевич ещё был в Санкт-Петербурге. По версии К. В. Малиновского перестройка дома Строганова началась в 1753 году, когда тот ещё находился в Москве. Перед этим повар Шестаков наконец-то уступил свой дом барону и приобрёл соседний (№19).

Читайте также  Парк победы музей великой отечественной войны

Строительство Строгановского дворца велось стремительными темпами. Новое здание включило в себя фундаменты и своды первого этажа старых домов. Уже 12 октября 1754 года здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна [3], а 19 октября — маскарад по случаю рождения великого князя Павла Петровича. У Строгановых же императрица отметила свой следующий день рождения. Стоит отметить, что осенью 1754 года была готова лишь часть дворца со стороны Мойки. Для приёма гостей использовали лишь семь помещений, из-за чего кормить их пришлось в несколько смен.

Цитируемые Малиновским документы показывают, что строительство Строгановского дворца было завершено только после смерти заказчика 30 сентября 1756 года. Значит именно позднюю осень этого года и следует считать временем окончания строительных работ.

Участие в строительстве частного здания Ф. Б. Растрелли является редким случаем. Работа на частного заказчика императорского архитектора была практически исключена. Однако для семьи Строгановых, близкой к Романовым, было сделано исключение. Сергей Григорьевич Строганов оказался единственным заказчиком, отблагодарившим Растрелли в полной мере ещё до окончания его работы. По его указанию итальянским художником Пьетро Ротари был написан портрет архитектора. Картина висела в Белом зале до 1917 года.

Из-за своего нахождения на Невском проспекте, дворец Строганова не мог быть построен по усадебному принципу, с отступом от красной линии улицы, с ризалитами и парадным подъездом. Так как заказчик желал занять достойное место среди богатых соседей, то архитектор оформил фасады и по проспекту, и по Мойке одинаково представительными. Это первый частный дом построенный Растрелли и единственный из сохранившихся до наших дней.

Растрелли так писал о своей работе:

Простенки между окнами дворца Строгановых украшены медальонами с мужским профилем. Считается, что это скульптурный портрет графа Сергея Григорьевича. Но существует и другое мнение. Будто бы это портрет самого Растрелли. По проектам архитектора было оформлено 50 помещений.

После смерти Сергея Григорьевича, Строгановский дворец перешёл во владение его сына, Александра. Граф Александр Сергеевич был крупным меценатом, президентом Академии художеств, директором Публичной библиотеки. В 1788-1793 годах интерьеры здания перестраивал архитектор Фёдор Иванович Демерцов. Им во дворе вместо служебных построек были построены два новых флигеля — южный и восточный. Таким образом здание замкнулось в каре. В северном корпусе зодчий оформил Минералогический кабинет.

Четыре чугунных столбика с львиными масками в подворотне Строгановского дворца когда-то служили частью ограды канала, прорытого у дворца около 1760 года. Два таких же столбика остались у дома №19.

В 1793 году переустройство помещений продолжил бывший крепостной Строгановых архитектор Андрей Воронихин, в 1791 году вернувшийся из заграничной поездки с сыном хозяина дворца Павлом Александровичем Строгановым. В результате этих работ изменились не только внутренние покои, но и фасад здания. С фасада убрали статуи-аллегории сторон света, изменили его окраску. Она стала жёлто-розовой.

В 1790-х годах в Строгановском дворце произошёл сильный пожар. Выгорело практически всё здание. Из помещений в первоначальном оформлении с тех пор сохранился только Бальный зал. Это единственный в Петербурге подлинный, не воссозданный, парадный интерьер Растрелли. Воронихин жил в Строгановском дворце до 1801 года.

Во дворце Александра Сергеевича было множество самых разных помещений. Однако здесь не было спальни, так как владелец привык спать в разных комнатах в креслах, на кушетках или на раскладной походной кровати. Для обслуживания дворца содержался двор в 600 человек — певцы, музыканты, танцоры, актёры, повара, плотники, гребцы.

Александр Сергеевич Строганов был первым директором Публичной библиотеки, президентом Академии художеств. В его доме собиралась богатейшая коллекция живописи, в которую входили работы Рембрандта, ван Дейка, Робера, Рени. Здесь же хранились работы знаменитых скульпторов. Библиотека Строгановых считалась одной из богатейших в России.

Дворец Строгановых был центром культурной жизни Петербурга. Здесь проводились балы, маскарады, оперные выступления. На вечерах собиралось до пятисот гостей. Их посещали Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский, Д. Г. Левицкий, И. П. Мартос. В Строгановском дворце Фонвизин впервые читал отрывки из своего «Бригадира», а Крылов — многие басни.

После смерти Александра Сергеевича 28 сентября 1811 года дворец перешёл во владение его сыну — Павлу. Единственный сын Павла Александровича был убит в Краонском сражении во Франции, граф вынужден был учредить маойрат Строгановых — неделимое имущество, передававшееся по наследству старшему в роду. После кончины Павла в 1817 году дворец стал принадлежать его вдове Софье Владимировне (из рода Голицыных). В 1818 году она выдала замуж свою дочь Наталью за барона Сергея Григорьевича Строганова, находящегося с ней в дальнем родстве. После свадьбы ему был пожалован графский титул. Младшая дочь Софьи Владимировны Аделаида вышла замуж за князя Василия Голицына. Обе молодые семьи жили во дворце на Невском. Для их нужд в 1820-х годах помещения перестраивал архитектор Строгановых П. С. Садовников. Им был создан Арабесковый зал. Во дворе архитектором была сооружена голубятня, просуществовавшая там до начала ХХ века. В 1842 году Садовников надстроил южный дворовый флигель, придав его фасаду барочные черты.

После смерти Софьи Владимировны в 1845 году владельцем майората стал граф Сергей Григорьевич. После его смерти в 1882 году Строгановский дворец отошёл внуку — графу Сергею Александровичу. В XIX веке дворец неоднократно перекрашивался. Он был светло-сиреневым, кирпично-красным, зелёным, наконец — розовым.

Дом Строгановых славился своими «открытыми обедами» («бефстроганов» — изобретение именно этой семьи). Во внутреннем дворе дворца накрывали столы, отобедать здесь мог любой желающий. Этим пользовались и небогатые граждане. В 1908 году во дворе устроили небольшой сад. Сергей Александрович во дворце не жил, в 1912 году он уехал во Францию.

После 1917 года все Строгановы уехали из России. В 1918 году дворец Строгановых был национализирован. Строгановскую библиотеку передали Томскому университету. Здесь же открылся историко-бытовой дом-музей. С 1925 года он являлся филиалом Эрмитажа. В 1929 году музей был закрыт, ценные вещи переданы Эрмитажу и Русскому Музею. Во дворце расположилась Академия сельскохозяйственных наук. В 1937 году здесь начал работу «Электромортрест», затем судостроительное предприятие «Эра».

В 1988 году дворец Строгановых передан Русскому музею. В 1989-1991 годах часть помещений занимал Ленинградский НИИ теории архитектуры и градостроительства. В 1991 году Строгановский дворец начал реставрироваться, в нём открылся филиал Русского музея. Здесь же действует экспозиция восковых фигур. Во дворе открыт ресторан. В 2003 году закончена реставрация фасадов здания с восстановлением первоначальной окраски.

Строгановский дворец — единственное здание на Невском проспекте, которое сохранило свой внешний облик практически неизменным за всё время своего существования. Окна первого этажа уменьшили свою высоту на треть из-за поднятия уровня мостовой. Балкон со стороны Мойки раньше поддерживали атланты.

В настоящее время во дворце реставрируются помещения. Восстановление интерьеров происходит в том числе на средства Элен Строгановой, живущей в Париже.

Увлекательная история Строгановского дворца и обзор дворцовых интерьеров

Строгановский дворец

Строгановский дворец – творение Бартоломео Растрелли, великолепное здание розового цвета, выполненное в стиле барокко. Находится в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта с Мойкой.

О владельцах дворца

Дворец интересен тем, что принадлежал одному роду, семейству Строгановых. Семь поколений баронов и графов Строгановых сменились в доме – родовом гнезде. Выходцы из крестьян Вологодской области, купцы и промышленники Строгановы славились сказочным богатством. Они владели заводами, землями, тысячами крепостных, занимались пушным и рыбным промыслом, горнорудной добычей.

В 1558 году царь Иоанн Грозный выдал семье грамоту на освоение территории Предуралья. Строгановы снарядили поход Ермака в Сибирь отвоевывать для России новые земли. В Смутное время семья помогала царю Василию Шуйскому, за что получила дворянское звание.

Во времена Петра I Строгановы щедрыми денежными пожертвованиями помогли царю завершить войну со шведами. Во время Северной войны Григорий Дмитриевич Строганов подарил царю два боевых фрегата. Неподдельная радость и искренняя благодарность государя так вдохновили дарителя, что он построил и вооружил пушками еще два военных корабля.

Легенда сохранила эпизод из жизни Строгановых. Угощая Петра I обедом, хозяин громадных солеварен и горных разработок Строганов, преподнес царю на десерт бочонок с золотом, прося коленопреклоненно принять угощение.

Заслуги Строгановых перед престолом Петр I отметил указом в 1722 году, даровавшим сыновьям Григория Дмитриевича Строганова баронский титул. Поэтому младший сын сподвижника российского императора Сергей Григорьевич Строганов позволил себе строительство дома в центре Санкт-Петербурга, пригласив любимого архитектора императрицы Елизаветы Петровны Бартоломео Растрелли.

Придворный архитектор не брал частных заказов, но для барона Сергея Григорьевича Строганова сделал исключение, причем с согласия императрицы.

Интересные факты о строительстве

Создание дворца Строгановых – единственный случай в России, когда придворный архитектор разработал здание для частного заказчика. Строительство велось небывалыми темпами с 1753 по 1754 годы.

Заказчик пребывал в восторге от построенного дома и воздал должное архитектору. Употребив свое влияние и заплатив бешеные деньги, Сергей Григорьевич Строганов добился того, чтобы прославленный итальянский живописец Ротари, приглашенный в Россию императрицей, написал также и портрет Растрелли. Получив портрет, Строганов повесил его в самом нарядном зале дворца.

Создавая дом Строгановых, архитектор работал самозабвенно. Капризная императрица Елизавета постоянно смиряла полет фантазии зодчего. Здесь же, не стесненный никем, Растрелли создает бесподобное здание в стиле барокко. Богатство и пышность просматривается во всем: в фасаде, щедро украшенном лепниной, нарядных колоннах, скульптурах, родовом гербе Строгановых в виде двух соболей.

Императрица, посетив шикарный бал Строгановых, устроенный в честь открытия дворца, восхищенная красотой и пышностью убранства, распорядилась свои именины праздновать в доме Строгановых.

Архитектура здания

Дворец построен «глаголем» – в плане трехэтажное здание имеет форму буквы Г. Дома Строгановых, расположенные на пересечении реки Мойки с Невским проспектом, архитектор объединил общим фасадом в стиле барокко. Этим и объясняются небывалые темпы строительства: Растрелли создавал дворец на готовых фундаментах с использованием стен и сводов нижних этажей.

Фасады, выходящие на Мойку и Невский проспект, украшены изысканной архитектурой в итальянском стиле с аналогичной композицией. В центре – портик, на фронтоне которого герб Строгановых, (два соболя, держащие в передних лапах щит с медвежьей головой), увенчанный баронской короной.

Соболи и медвежья голова – символ Сибири, в покорении которой участвовали предки Строгановых, снарядив туда поход Ермака.

Каждая деталь в архитектурном облике дворца свидетельствуют о богатстве и знатности рода Строгановых. Торжественный облик здания в изысканном светло-розовом цвете манит величием. Фасад впечатляет утонченностью и самобытностью. В простенках между окнами – медальоны с мужским профилем, придающие фасаду неповторимый вид – рельефное изображение графа Сергея Строганова. Со стороны Невского проспекта фасад украшают фигуры кариатид.

Дворцовые интерьеры

У входа – строгановские гранитные сфинксы, стражи дворца, в котором 50 просторных искусно украшенных лепниной залов и парадных комнат. Нижний этаж отведен для прислуги, на втором и третьем этажах – парадные и жилые апартаменты хозяев.

Дух захватывает от красоты и роскоши: золото, зеркала, лепнина, наборный паркет, каждая комната неповторима. Танцевальный зал, столовые, библиотека, музыкальные гостиные, комнаты для игр отделывались с помощью Растрелли.

В 1790 году пожар уничтожил внутреннее убранство дворца. Чудом уцелел танцевальный зал, отделанный Растрелли. Остальные комнаты восстановлены по рисункам и планам зодчего.

Дворец после пожара перестроил архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной Строгановых, выкупленный ими на волю и отправленный учиться за границу, где и получил образование. Пристроенные архитектором флигели превратили дворец в четырехугольное здание.

Обзор залов и помещений

Со временем интерьеры переделывали с требованием меняющейся моды и потребностями владельцев. Над внутренним убранством дворца работали 20 архитекторов, в том числе Растрелли, Воронихин, Садовников, Иван Колодин, Карл Росси.

Большой двусветный зал – для проведения балов и концертов. Зал площадью 128 квадратных метров с высоким потолком и хорами для оркестра, огромными зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом, кажется воздушным. Большие декорированные окна, расположенные в два яруса по пять в каждом, занимают стену.

Фигуры атлантов и кариатид поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру. Возле балконов – амуры с гирляндами белых цветов. Потолок покрывает живописный плафон «Триумф героя» площадью 125 квадратных метров. Выполнен итальянским художником Джузеппе Валериани на 13 отдельных холстах, обрамлен роскошной колоннадой с нишами и скульптурами. Стены оформлены лепкой по рисункам Растрелли. Убранство зала дополняет наборный паркет из экзотических пород дерева.

Парадная лестница украшена лепниной и железными вызолоченными перилами.

Картинная галерея создана скульптором Воронихиным. Помещение протяженностью 28 метров делится на три части – центральную и две лоджии, расположенные в начале и в конце галереи.

Центральная часть выделена колоннами из искусственного мрамора, на барельефах – аллегории Живописи и Скульптуры. Стены, обитые шелком, занимают картины, обрамленные золоченым багетом. Для удобства гостей расставлена дорогая резная мебель: 6 диванов и 14 кресел, обитых зеленым шелком. Украшает Галерею малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см.

Искусствовед и критик Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» строгановского дворца. Здесь знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов собирал 40 лет. Президент Академии художеств, он использовал коллекцию как учебный класс. По воскресеньям Галерея с картинами прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена, открывалась для любителей искусства Санкт-Петербурга.

Читайте также  Храм посейдона в афинах

Жемчужина парадного интерьера – Минералогический кабинет, который первоначально предназначался для экспонирования коллекции минералов, собранных Строгановыми, но затем их вытеснили книги. Поэтому Минералогический кабинет двухъярусный, в первом – огромное собрание книг, во втором – минералов.

Первый ярус декорирован в античном стиле барельефами четырех стихий: Земли, Воздуха, Огня и Воды. Потолок оформлен плафоном, пол – из редких видов дерева. Своды, на которые упирается второй ярус, поддерживают мраморные колонны.

Арабесковая гостиная украшена живописными панно с гротескными изображениями животного мира – копиями ватиканских фресок Рафаэля. Над входом в гостиную – копии изображений, украшавших виллу Цицерона.

Парадная столовая, небольшая по площади, выглядит просторно, благодаря огромным зеркалам, помещенным в простенки между полуколоннами.

Чем прославился Строгановский дворец

После окончания строительства барон Сергей Григорьевич Строганов поселился в новом дворце с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром, который стал владельцем имения (отец умер через 2 года) и знаменитым представителем строгановского рода.

В строгановском доме собиралась верхушка общества. Во резиденции устраивались шумные балы и маскарады. Здесь блистали красавицы Петербурга, проходили музыкальные и поэтические вечера, демонстрировались театральные постановки, балет и опера. Здесь спорили о науке и литературе образованные представители русской культуры: Крылов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

Александр Сергеевич – образованный человек и искусствовед, собирал коллекции картин и скульптур, владелец минералогических и нумизматических коллекций. В Большом зале собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки, директором которой стал граф Строганов.

Известный меценат, президент Академии художеств, помогал художникам, скульпторам, выкупил из крепостной неволи Андрея Воронихина и отправил учиться за границу. Граф поощрял театральное искусство, его дом называли «приютом муз».

В 1766 году в присутствии Екатерины II во дворце Строганова прошли выборы депутатов комиссии по составлению Нового Уложения. Десять лет жизни граф Александр Сергеевич Строганов посвятил строительству Казанского собора на Невском проспекте. По его представлению утвержден проект собора, строительство которого граф спонсировал.

Гостеприимство в доме Строгановых

Строгановы жили с царским размахом, содержали 600 слуг и славились щедростью, хлебосольством и гостеприимством. В доме регулярно устраивали «открытые» бесплатные обеды. Во внутреннем дворе, украшенном скульптурами, накрывали столы, которые «ломились» от всевозможных русских угощений. Обедали все желающие.

Легенда рассказывает о том, что на обед много лет каждый день приходил скромный петербуржец. Однажды он не пришел, решили, что человек умер, но никто не мог вспомнить имя: люди приходили сюда свободно, независимо от социального положения.

Восстановление дворца

Дворец передан в управление Русскому музею 4 апреля 1988 года. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия.

В 1992 году Россию посетила баронесса Элен де Людингаузен, внучатая племянница графа Сергея Александровича Строганова, живущая в США. Наследница Строгановых, видя увядающие храмы и дворец, учредила Благотворительный строгановский фонд для финансовой поддержки реставрационных проектов Строгановского дворца и воссоздание храмов России.

К 2003 году восстановлен торжественный облик здания. Дворец манит своим величием туристов со всего мира. Реставрация продолжается.

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — фото, адрес, история

Санкт-Петербург бога своей историей и славится своей величественной архитектурой. Одним из достояний города является Строгановский дворец. Уникальное здание, построенное в ХVIII веке неизменно продолжает привлекать к себе многочисленных туристов.

Этим старинным домом владела купеческая семья Строгановых. Сегодня, в нем расположился филиал Русского музея, который, гостеприимно открывает свои двери для многочисленных туристов.

  1. Стоимость билетов
  2. График работы
  3. Как добраться
  4. Строгановский дворец: история создания
  5. Строгановский дворец: залы
  6. Обеденные залы Строгановского дворца
  7. Минералогический кабинет строгановского дворца
  8. Строгановский дворец внутри: интерьеры
  9. Сфинксы строгановского дворца
  10. Архитектура здания
  11. Строгановский дворец, что посмотреть снаружи и внутри
  12. Кто жил в Строгановском дворце?
  13. Интересные факты
  14. Мифы и легенды
  15. Строгановский дворец: видео
  16. Какие проводятся экскурсии
  17. Официальные данные
  18. Музей в наши дни
  19. Можно ли устраивать фотосессии?
  20. Фотогалерея

Стоимость билетов

Цена входного билета колеблется в зависимости от возраста посетителя

  • для взрослых — 420 руб;
  • для школьников и студентов — 200 руб;
  • для дошкольников — бесплатно.

График работы

  • понедельник — 10:00 — 18:00;
  • вторник — закрыто;
  • среда — 10:00 — 18:00.
  • четверг — 13:00—21:00;
  • пятница — воскресенье — 10:00 — 18:00.

Как добраться

Дворец находится в пешей доступности от станции метро «Невский проспект», на автобусах №3, 7, 22, 27 или троллейбусах №1, 5, 7, 10, 11, 22 можно доехать до остановки «Большая Конюшенная улица». Поскольку это центр города, то парковок рядом нет. Если не любите общественный транспорт, то лучше доехать на такси.

Строгановский дворец: история создания

Из исторических фактов известно, что участок на Невском проспекте, под строительство будущего дворца, изначально принадлежал портному Иоганну Нейману. Он то и начал отстраивать дом из камня, к которому примыкали строения жилищ придворного повара Шестакова и адъютанта генерала Салтыкова – Янкова.

Недостроенный дом Неймана и был куплен братьями Строгановыми, примерно в 1942 году. Так как изначально он был единым комплексом для трех семей, Неймана, Шестакова и Янкова, то фасады спроектировали в едином стиле, что немало огорчало барона Строганова, который хотел все переделать по своему вкусу.

Но в то время существовала строгая дисциплина по градостроению в центре города. Известный факт, что Барон никак не мог договориться с соседом поваром о выкупе его части дома. Шестаков не желал расставаться с ним, по причине того, что дом находился в сердце Санкт-Петербурга.

Строительство было начато в 1753 году и окончено в 1754. В некоторых источниках указывается, что дворец был возведен за 6 недель. Это строительство назвали стремительным. Оно облегчалось тем, что строилось на конструкциях предыдущих домов.

В средине ХVIII Невский проспект активно застраивался дворянскими домами. И после окончания строительства, Сергей Григорьевич Строганов, принадлежавший к роду Новгородских купцов, разбогатевших за счет Уральских солеварен, поселился в своем новом дворце вместе с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром. Последний и стал самым знаменитым представителем строгановского рода и владельцем родового гнезда.

Строгановский дом стал чрезвычайно популярен. В нем собиралась вся блистательная верхушка общества, проводились шумные балы и маскарады, театральные постановки, балет и опера.

Были вхожи Фонвизин, Державин, композитор Бортнянский. Сама императрица Елизавета Петровна, почтила честью Строгановых церемонией празднования своего дня рождения. Александр был образованным человеком и искусствоведом.

После смерти отца, продолжил собирать коллекцию произведений искусства: картин, скульптур. Так же во дворце была обширная минералогическая и нумизматическая коллекция.

Семья Строгановых слыла богатейшими людьми. Они часто устраивали благотворительные обеды во внутреннем дворе, на которые могли прийти все желающие горожане. Строгановы держали приличный штат прислуги, в исторических документах упоминается о более 600 человек обслуживающего персонала.

Строгановский дворец: залы

Дворец включил в себя полсотни просторных искусно украшенных лепниной залов.

Так же как и дворец, все интерьеры выполнены были в стиле барокко. Высокие потолки, главный зал с огромными зеркалами и скульптурами, кажется огромным и воздушным.

Главная его достопримечательность – это необыкновенной красоты плафон, созданный знаменитым итальянским живописцем Джузеппе Валериане из тринадцати холстов, которые обрамляют необыкновенной архитектурной красоты колоннада и балюстрады.

Это единственное помещение, которое сохранилось в барочном стиле и не было перестроено. Все остальные помещения получили новое оформление уже к концу ХVIII века, автором проекта был архитектор Деменцов.

Обеденные залы Строгановского дворца

Строгановский дворец выполнен в лучших канонах стиля барокко. В обеденных залах дворца полсетите получит возможность увидеть места, где обедали представители высших слоев того времени. Перед посетителем предстанет четыре зала, выполненных в разных стилях: классицизм, барокко и рококо.

Доступ в залы («Орденский», «Гербовый», «Тронный» залы и «Аванзал» ) является свободным для всех. На данном этапе там был открыт ресторан «Русский Ампир». Это место станет настоящей находкой для желающих почувствовать себя императором. Рецепты тщательно восстанавливались из книг времен Российской империи.

Каждый зал снабжен разной посудой, выполненной из фарфора. Стол сервируется в лучших традициях барокко с помощью позалоченных приборов и хрусталя.

Просторная галерея вмещала в себя большое количество картин прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена и многих других. Были отдельно оформлены залы Публичной библиотеки и минералогического кабинета.

Минералогический кабинет строгановского дворца

Кабинет спроектировал А.Воронихин, сейчас он считается архитектурным шедевром. Известно, что граф Строганов был любителем книг и коллекционировал минералы. С учетом таких увлечений Ворохин выделил первый ярус под огромное собрание книг, а второй для минералов.

Потолок кабинета был украшен плафоном, а пол выполнен из редких видов дерева.

Время жестоко обходилось в миниралогическим кабинетом, в 19 веке из него даже сделали бильярдную. Однако к настоящему моменту кабинету полностью вернули первозданный вид. И он продолжает восхищать посетителей своим величием.

Строгановский дворец внутри: интерьеры

Ближе к концу 18 века, дворец начали перестраивать, менять некоторые интерьеры следуя новым модным веяниям в архитектурной моде. Уменьшалась барочная пышность и вычурность форм. Зеркальную Галерею заменили на Парадную Столовую. Интерьер стал выглядеть более просторно благодаря зеркальным панелям, которые разместили между полуколоннами ионического ордера.

Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo

Минералогический кабинет, является завершающим звеном Невской анфилады. Он считался шедевром русской архитектуры того времени. Сначала в нем экспонировались исключительно минералы. Потом его дополнила и огромная коллекция книг. Кабинет был выполнен в двух ярусной технике.

Первый был украшен барельефами четырех стихий в античном стиле, второй ярус поддерживался колоннами выполненными из искусственного мрамора. Купол был расписан перспективной живописью, которая была выполнена предположительно П.Гонзаго.

К сожалению, многочисленные протечки из – за последующих переделок повредили эту роспись. Одно из лучших творений Воронихина располагается в восточном крыле корпуса. Картинная галерея изящно и деликатно отделанная, вмещала огромное количество картин, которые занимали все плоскости стен.

Картины собирались более 40 лет и обрамлялись резными золочёными багетами. Стены были обиты шелком, колонны из искусственного мрамора, для удобства гостей расставлялась дорогая резная мебель.

Некоторые кресла восстановлены и выставлены на экспозиции в наше время. Так же в залах дворца представлена коллекция восковых фигур, в которой представлено семейство Строгановых, известных людей того времени, которые принимали участие в строительстве и обустройстве дворца, а так же члены царской фамилии.

Сфинксы строгановского дворца

Одна из визитных карточек Санкт-Петербурга — это сфинксы. Строгановские были самыми первыми из установленных. Их разместили у парадного входа.

Хотя вначале они украшали спуски к воде на Строгановской даче построенной по проекту А.Н. Воронихина на берегу реки Большая Невка.

О том, что они действительно украшали эту лестницу, ведущую к воде свидетельствует, картина Воронихина написанная маслом «Вид Строгановской дачи», их можно отчетливо там разглядеть.

В 1908 году дача была перестроена, а гранитные сфинксы переехали и украсили дворец. Автор их неизвестен и выглядят они довольно наивно, но именно после их появления, гранитные стражи стали появляться по всему городу.

Архитектура здания

Проектирование и возведение дворца, Сергей Григорьевич Строганов доверил Франческо Бартоломео Растрелли. Который, уже на тот момент был прославленным придворным архитектором.

Хотя он никогда не брался за строительство частных домов, для барона было сделано исключение. Богатство и пышность стиля барокко просматривалось во всем от фасада, щедро украшенными лепниной, нарядных колонн, скульптур, до родового герба Строгановых в виде двух соболей до внутреннего убранства.

Сторона, обращенная на Мойку, была не такая нарядная, но выглядела изящно. Над окнами первого этажа архитектор расположил медальоны с античными неизвестными профилями. Кто это, до сих пор не выяснено. Существует гипотеза, что это сам Растрелли увековечил себя таким образом.

История и интересные факты о Строгановском дворце

На Невском проспекте много красивых дворцов, но нет более привлекательного, чем дворец графа Строганова. Старинный особняк с белыми колоннами — это единственный памятник жилой архитектуры середины XVII века — времени веселой императрицы Елизаветы Петровны. Как будто, являясь отражением этой блестящей поры, дворец поражает праздничной пышностью и тревожной динамикой, воплощенной в камне. Трудно перепутать работу величайшего мастера Бартоломео Франческо Растрелли, который работал при императорском дворе и воспевал пышное барокко.

Строительство Строгановского дворца

Старинный род Строгановых пользовался при дворе заслуженным почетом и уважением. Поэтому, когда барон Сергей Строганов захотел построить дворец, Елизавета Петровна сразу выделила небольшой участок земли на углу Невского проспекта и реки Мойки (сейчас это адрес Невский пр., дом 17). Она с радостью дала бы ему больше земли, но рядом уж были построены дома придворного повара и портного. После долгих уговоров Строгановым удалось приобрести соседние постройки и начать строительство.

Архитектором был приглашен знаменитый Ф.Б. Растрелли. Наконец-то неукротимый мастер получил полную свободу и воплотил все планы, которые не удавалось реализовать при дворе капризной Елизаветы. Каждая деталь в архитектурном облике дворца: капители колонн, ажурные решетки, скульптура, маскароны, гербы рода на фронтонах — все должно было свидетельствовать о богатстве и знатности рода Строгановых, история которого насчитывала около 500 лет.

Читайте также  Известный памятник 94

Строительство велось чрезвычайно быстрыми темпами. Одни источники пишут о том, что дворец был построен за 6 недель — с 1 ноября по 15 декабря 1753 г., другие — в течение года. Но в любом случае, такие темпы строительства в XVII веке не были исключительными. Богатейшие сановники могли позволить себе быстрое и качественное возведение дворцов. Да и сам Растрелли обладал кипучей энергией и работоспособностью. Он умел строить быстро. Проект трехэтажного дворца с двумя фасадами — один выходил на Невский проспект, другой — на Мойку был представлен в течение нескольких недель.

Интерьер

Внутренние помещения дворца — это 50 парадных комнат, в которых размещались танцевальные залы, столовые, библиотека, музыкальные гостиные, комнаты для игр. Все интерьеры дворца были отделаны под руководством Растрелли. От такой красоты и роскоши захватывало дух — золото, зеркала, лепнина, наборный паркет. Каждая комната уникальна.

Первым владельцев дворца был Сергей Григорьевич Строганов, ближайший соратник императрицы, которая хорошо разбиралась в людях и умела выбирать самых выдающихся. В Строгановском дворце бывали самые блестящие представители российского дворянства. Здесь устраивались нескончаемые балы, музыкальные и поэтические вечера. Здесь блистали самые известные красавицы Петербурга, здесь спорили о науке, литературе самые образованные представители русской культуры. Стены дворца, словно напитались их мыслями, взглядами, голосами и тенями. Вероятно, поэтому пышное барокко Строгановского дворца так своевольно, блестяще и неукротимо. Это ощущается в каждом зале дворца. С.Г.Строганов передал дворец по наследству сыну Александру.

Александр Сергеевич Строганов — президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки. Известный меценат, он помогал художникам, скульпторам, выкупил из крепостных Андрея Воронихина и отправил его за границу учиться, поощрял театральное искусство.

Заслуги дворца

Велики его заслуги перед Отечеством:

  • он собрал в стенах Академии самых выдающихся художников своего времени;
  • изменился облик города — были возведены дворцы, построено Адмиралтейство, установлены памятники;
  • собрал уникальную библиотеку, книги привозили из-за границы. Императрица Екатерина частенько захаживала к нему, чтобы почитать книги Вольтера.
  • создал придворный театр, в котором давали оперу и балет.
  • собрал уникальную коллекцию живописи — работы Рембрандта, Ван Дейка, Робера.
  • собрал большую коллекцию медалей и монет разных стран.

Картинная Галерея Строгановского дворца

После смерти графа А.С. Строганова дворец перешел по наследству к сыновьям. Со временем некоторые интерьеры дворца были перестроены. К стилю барокко добавился классический. Архитектор Андрей Воронихин, который был дружен с Павлом Строгановым, построил два внутренних флигеля и пристроил помещение для картинной галереи. Теперь в плане дворец представлял замкнутый четырехугольник.

Известные гости

По-прежнему дворец притягивал лучших из лучших — здесь бывали И.А.Крылов, Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин, художники Д.Левицкий и И.Мартос. Здесь Н.М.Карамзин читал «Историю Государства Российского». Этот дом называли «приютом муз».

Владельцы дворца частенько устраивали «открытые обеды» — во дворе ставились богато накрытые столы, угощением могли воспользоваться все желающие. Поговаривают, что повар-француз придумал новое блюдо, которое гости высоко оценили и назвали его «бефстроганов». Дом Строгановых всегда славился своей щедростью.

Последний владелец дворца Сергей Александрович Строганов большую часть времени проживал во Франции. В великолепных апартаментах проживали родственники большого семейства.

Грянула революция. 1917 год переломное время. Строгановы успели покинуть Россию. Дворец был национализирован и передан в собственность государства. Часть предметов из дворца была передана Эрмитажу и Русскому музею, часть была безвозвратно утеряна.

Сейчас Строгановский дворец является филиалом Русского музея.

Для желающих посетить Строгановский дворец и услышать захватывающие истории из жизни хозяев дворца существует групповая квест-экскурсия от Парадной лестницы до Картинной галереи — ссылка на экскурс.

Дворец Строгановых (начало)

Архитекторы: Растрелли Ф.-Б.
Год постройки: 1752-1754
Стиль: Барокко

Дворец Строгановых барокко

Невский пр., 17 — наб. р. Мойки, 46

1752-1754 — арх. Растрелли Ф.-Б.

1788-1800 — арх. Демерцов Ф. И., Воронихин Андрей Никифорович —

В начале XVIII в. здесь находилось городское пастбище и соляные амбары.

В 1732 г. на участке началось строительство полутораэтажного дома портного

И. Г. Неймана. Слева в то же время был построен трехэтажный дом придворного повара Шестакова. Возможно, оба дома построены по проекту арх. М. Г. Земцова.

В 1742 г. барон С. Г. Строганов купил участок земли с недостроенным домом Неймана и домом Шестакова рядом с домом графа Разумовского, расположенным на наб. Мойки.

Разработку проекта нового дворца вел арх. Ф.-Б. Растрелли. Дворец был построен за полтора месяца.

Справа налево: дома 17 (два здания с единым фасадом),19,21.
Чертеж из коллекции Ф.-В.Берхгольца. 1740-е гг. [*]

Отдельно эти два дома. [**]

Фрагмент Панорамы Невского проспекта.
Литогр. И.А.Иванова с рис. В.С.Садовникова
1830-е гг. [26]

Дж. Кваренги. Вид старого
Полицейского моста, нач. 1780-х.
(добавил IVa)

Невский проспект от берега Мойки
с дворцом Строганова.
Неизв.худ. Серед. 1750-х гг.

Фасад дома по Невскому пр.
Фото 1900-х гг. [25]

Фото из Путеводителя
по Ленинграду 1933 г.

Ворота. Фото 1912 г.

Большой танцевальный зал.
Фото 1913 г.

Арабесковый кабинет.
Фото 1913 г.

Строгановский
дом-музей на Мойке
Открытка 1929 г.
(добавил — Ладада)

Картинная галерея.
Фото 1913 г.

Предшествующая окраска
здания дворца.
Фото — renata, 1997.

2003 г.
Из книги Б. М. Кириков . Невский
проспект. Дом за домом , 2013
(добавил- IVa)

* И.Г.Котельникова. Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова. Ю.М.Денисов. Приложение к альбому «Панорама Невского проспекта

В.С.Садовникова». Л., «Аврора», 1974.

Строгановский дворец перестроен из двух домов справа, объединенных общим фасадом. Первоначально Строгановым принадлежал только

дом на углу Мойки, а дом слева от него принадлежал придворному повару Шестакову

** Надписи на немецком языке: — у правого дома — две надписи: 1) «Dass Eck Hauss, des Grossen Perspectiffs, und zwar die Rechte seite, des

Perspectiffs, wenn man von der Gr ü nen Br ü cke komt» — «Угловой дом на Большой Прешпективе, а именно правая сторона Прешпективы, если идти с

Зеленого моста». 2) «des Kammer herren Baron von Stroganoffs hauss» — «Дом камергера барона (фон) Строганова»

— у левого дома: «des hoff Kochs Schestakoffs, hauss» — «Дом придворного повара Шестакова» (Добавил: S.P. )

Дворец выделяется пышным декоративным оформлением. Центральный ризалит фасада выходит на Невский пр. Ризалит украшен колоннами и скульптурной композицией с фигурами кариатид в профиль, масками львов и медальонами с мужскими профилями.

Фасад, выходящий на Мойку, украшен четырьмя колоннами и двумя пилястрами, завершающимися фронтоном с гербом владельца. На втором этаже протяженный балкон.

Первоначально входы в здание были только со двора.

Четыре чугунных столбика с львиными масками по углам подвортни служили для ограждения канала, прорытого перед дворцом около 1760 г. (по материалам [ 25 ])

Старинный и знаменитый род Строгановых (Строгоновых), крупнейших в России промышленников и землевладельцев, внес огромный вклад в развитие отечественной науки и культуры. Еще в 1720-х гг. братья Строгановы построили на берегу Мойки около Невского проспекта небольшой дом. Рядом, на угловом участке, в 1738-1742 гг. возводился дом придворного портного И. Г. Неймана, которому принадлежал также участок на противоположном берегу Мойки (Невский проспект, № 18/57). Почти одновременно был сооружен соседний особняк слева по проспекту, принадлежавший придворному повару Шестакову. Вероятно, к строительству этих домов был причастен ведущий зодчий той поры М. Г. Земцов. В 1742 г. незаконченный дом Неймана приобрели братья Строгановы. Через год он был достроен для обер-камергера барона С. Г. Строганова, собравшего первую в Петербурге частную картинную галерею. В 1753 г. у него поселился величайший зодчий эпохи барокко Ф. Б. Растрелли, спроектировавший для владельца трехэтажный дворец. Он был возведен в 1753-1754 гг. с частичным использованием стен и сводов старого дома. В объем нового здания были также включены дом Шестакова по Невскому и первое небольшое строение Строгановых со стороны Мойки. Строгановский дворец — блестящий образец зрелого барокко. Грациозные трехчетвертные колонны в центре фасадов по проспекту и набережной, разнообразный рисунок наличников, лучковые фронтоны и двухцветная окраска придают ему живописность и пластическую выразительность. Исполненный пышного великолепия, фасад по Невскому отличается скульптурностью архитектурных форм. Центр композиции — эффектный портик с парами колонн на рустованных пилонах, завершенный разорванным фронтоном, в котором помещен герб Строгановых. Боковые звенья отмечены пилястрами и малыми лучковыми фронтонами. Барельефные портреты молва считает изображениями владельца дома или зодчего. Четыре чугунных столбика с львиными масками, стоящие по углам подворотни, первоначально служили элементами ограждения канала, прорытого перед дворцом около 1760 г. (еще два таких столбика установлены у дома № 19). Здание представляет собой тип городского дворца, его главные корпуса расположены по красным линиям, а внутри находится парадный двор. С восточной стороны двор замыкала дугообразная ограда. По проектам Растрелли было оформлено 50 парадных помещений. Из них сохранился только Большой танцевальный зал с живописным плафоном художника Д. Валериани и пышным скульптурным убранством. Это единственный в Петербурге подлинный (не воссозданный) парадный интерьер Растрелли. После смерти С. Г. Строганова (1756 г.) дворец перешел его сыну Александру. Обер-камергер и тайный советник, предводитель петербургского дворянства, граф А. С. Строганов был директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств. Высокообразованный вельможа, щедрый меценат, он всемерно содействовал становлению зодчего А. Н. Воронихина, своего бывшего крепостного, который стал при его поддержке строителем Казанского собора. Граф Строганов сформировал замечательное собрание произведений искусства и образцов минералов. Его дворец был музеем. По заказу А.С. Строганова дворец был перестроен внутри. Работы начал в 1788.1793 гг. свойственник владельца архитектор Ф. И. Демерцов и блестяще продолжил А. Н. Воронихин, вернувшийся в 1791 г. вместе с П. А. Строгоновым из-за границы. Новые флигели замкнули пространство прямоугольного двора. Созданный заново великолепный ансамбль интерьеров в стиле классицизма включал Картинную галерею, Парадную столовую и двухъярусный Минеральный кабинет, полный воздушного изящества и внутренней динамики. Воронихин также выполнил переделки на половине П. А. Строганова, перестроил Парадную лестницу и, в «египетском стиле», Физический кабинет. Архитектор жил во дворце до 1801 г. Во дворце бывали Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский, Д. Г. Левицкий, И. П. Мартос. «Приют муз» был знаменит в столице и своими обедами («бефстроганов» — гастрономическое изобретение Строгановых). Председатель Комиссии по строительству Казанского собора А. С. Строганов умер вскоре после его освящения в 1811 г.. Последующие владельцы дворца: государственный деятель, герой войны с Наполеоном П. А. Строганов, его вдова С. В. Строганова, происходившая из рода князей Голицыных, а также С. Г. Строганов — попечитель Московского университета, основатель Строгановского художественно-промышленного училища в Москве и Археологической комиссии, руководитель многотомного издания «Древности Российского государства». Археологическая комиссия работала во дворце на Невском более двадцати лет. В 1833 г. архитектор И. И. Шарлемань сделал во дворе неудачную пристройку к западному корпусу, а в 1842 г. архитектор П. С. Садовников надстроил южный дворовый флигель, придав ему черты стиля Растрелли. При последнем хозяине, С. А. Строганове, во дворе в 1908 г. устроили небольшой сад. Сюда были перенесены статуи Нептуна и Флоры, маскарон, мраморные вазы и пара гранитных сфинксов (конец XVIII в.). В 1918 г. дворец был национализирован и превращен в дом-музей, который с 1925 г. имел статус филиала Государственного Эрмитажа. Но в 1929 г. он был закрыт, уникальные коллекции распроданы или расхищены и лишь частично переданы Эрмитажу и другим музеям. В здании разместился Институт растениеводства (прикладной ботаники и новых культур). С 1938 г. здание занимали конторы, склады, общежитие и «Электромортрест», затем — закрытое судостроительное предприятие «Эра». Реставрационные работы проводились частями в 1950-1970-х гг. Первое решение о создании во дворце филиала Государственного Русского музея было принято в 1975 г., но реализовать его тогда не удалось. И только в 1988 г. дворец вошел в состав Государственного Русского музея. Часть помещений занимал в 1989-1991 гг. Ленинградский НИИ теории архитектуры и градостроительства. Сегодня (2013 г.) продолжается реставрация интерьеров дворца (научным консультантом была народный архитектор России И. Н. Бенуа). Здесь действует экспозиция восковых фигур, открыт магазин «Музей шоколада». Во дворе сооружен стеклянный ресторан, из-за которого уничтожен старый садик с вековыми деревьями. В 2003 г. закончена реставрация фасадов здания с восстановлением первоначальной окраски.

(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. — 4-е изд., перераб. — М.: Центрполиграф, 2013; добавил: IVa )

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: