Балтийское море на карте мира. Схематическая и спутниковая карта, где находится Балтийское море:
Балтийское море
Балтийское море — рукав Северной Атлантики, простирающийся на север от широты южной Дании почти до Полярного круга и отделяющий Скандинавский полуостров от остальной континентальной Европы. Самое большое пространство солоноватой воды в мире, полузамкнутое и относительно мелкое Балтийское море представляет большой интерес для ученых Многочисленные названия моря свидетельствуют о его стратегическом положении как места встречи многих стран. Балтийское море занимает площадь около 386 000 кв. км. Площадь водосбора реками, приносящими пресную воду в Балтику, примерно в четыре раза больше самого моря.
Балтика
Балтика простирается с юго-запада на северо-восток на восточной стороне Скандинавского полуострова от 54° северной широты до самого Северного Полярного круга. Её главная ось, от восточной Дании до южной Финляндии, имеет длину чуть более 1600 км. при средней ширине около 190 км.
Западная Балтика простирается на север через островную Данию и включает в себя пролив Каттегат, отделяющий полуостровную Данию (Ютландию) от юго-западной Швеции. Каттегат ограничен с севера Скагерраком, глубоким заливом Северного моря, который отделяет южную Норвегию от северной Ютландии.
Большие острова Борнхольм (Дания) и Эланд и Готланд (Швеция) расположены в западной части Балтики, в то время как Аландские острова поднимаются из узкого прохода между Швецией и Финляндией и отмечают вход в рукав Балтики, известный как Ботнический залив.
К югу от Аландских островов простирается узкий Финский залив между Финляндией на севере, Эстонией на юге и Россией вокруг восточной оконечности. Если двигаться по часовой стрелке с запада, то страны, граничащие с Балтикой, — это Дания, Швеция, Финляндия, Россия, Эстония , Латвия, Литва, Польша и Германия.
Глубина Балтийского моря
Самая мелководная часть Балтики — это континентальный шельф, из которого поднимаются острова Датского архипелага. Узкий канал пролива между Данией и Швецией ограничивает осадку судов до 12,5 метров, более крупные суда заходят в Гетеборг, который является крупнейшим нефтяным портом на Балтике.
Наибольшие глубины на Балтике расположены у юго-восточного побережья Швеции между Нючепингом и островом Готланд, где глубина достигает 459 метров в глубине Ландсорта. Между Готландом и Латвией в глубине Готланда — 249 метров, а также в Ботническом заливе в Аландском море между Швецией и Аландскими островами. Глубоководный канал также простирается вдоль большей части Финского залива. Балтийское море содержит ряд бассейнов (например, в Гданьском заливе), разделенных мелководными шельфами.
Климат Балтийского моря
Выраженная сезонность — главная особенность балтийского климата. Зимы длинные и холодные, а лето короткое и сравнительно теплое. Средние температуры от 10 °C над заливами Ботнии и Финляндии в середине зимы до 17 °C над южными частями Балтики в середине лета.
Изменчивость — еще одна грань Балтийского климата. Мягкая морская погода с Северной Атлантики иногда распространяется и на Балтику. В другое время преобладают континентальные влияния, дающие периоды сильных холодов зимой и теплой, сухой погоды летом.
Осадки варьируются в зависимости от типа погоды, в среднем около 500 до 600 мм. в год. Преобладает пасмурная погода, а туманы наиболее часты весной и в начале лета. Ветры, как правило, переменны и обычно не достигают штормовой силы. Летом над прибрежными районами обычно дуют морские бризы.
Гидрология Балтийского моря
Наибольшая соленость отмечена в западной Балтике, где она составляет около 10 тысячных у поверхности и около 15 тысячных у дна. Наименьшая солёность в верховьях Ботнического залива, где она составляет менее 5 тысячных. Низкая соленость и мелководье прибрежных вод приводят к тому, что в начале Ботнического залива и у берегов Финляндии в большинстве зим скапливается паковый лед. Иногда лед накреняется в напорных хребтах высотой почти 15 метров.
Дрейфующий лед образуется в районе Аландских островов и к северу от них, а также во внутреннем течении Финского залива, достигая глубины около 1 метра.
Возможно судоходство между Стокгольмом и Турку и Хельсинки в Финляндии, за исключением самых суровых зим. На польском и немецком побережьях порты могут быть закрыты льдом на несколько дней в году. Летом поверхностные воды остаются прохладными, но арктические температуры сохраняются на более низких глубинах.
Берега Балтийского моря
Берега Швеции и Финляндии сильно изрезаны и в целом скалистые, в то время как берега южной Балтики плоские и довольно безликие. Там, где кристаллические породы древней скальной массы Балтийского щита обнажаются вдоль северных берегов, частично заслоненные ледниковым дрейфом и морскими отложениями, они часто окаймлены низкими скалистыми островами, известными как шхеры. Они наиболее многочисленны в Сальтсьене (Соляной залив) между Стокгольмом и открытыми водами Ботнического залива и у юго-западного побережья Финляндии.
Прибрежные особенности восточной Дании являются результатом плейстоценового оледенения и последующих изменений уровня моря. Восточное побережье Ютландии, к северу от полуострова Юрсланд, ровное и низменное. К югу — неглубокие бухты, разделенные невысокими мысами.
Острова Датского архипелага имеют изломанную береговую линию с несколькими мелководными заливами. Твердые скалы редко обнажаются, за исключением небольших меловых утесов вдоль восточного побережья острова Мен.
Балтийское побережье западной Германии — это один из неглубоких фьордов и заливов. Киль расположен в начале одного из таких заливов, к югу от входа в канал Киль, который проходит через германские территориальные воды.
На востоке находится Любекский залив в устье реки Траве, где Травемюнде — паромный порт для Копенгагена и Швеции. Он сочетает в себе функции морского порта и туристического курорта. Дальше к востоку немецкое побережье Мекленбург — Западная Померания плоское и низменное.
В восточной части Балтики ледниковые отложения покрывают сплошные скалы, а берег прорезан широкими полосами, такими же, как те, на которых лежит латвийский порт Рига. Во главе Финского залива находится город Санкт-Петербург, основанный Петром I (Великим) как “окно в Европу” России, с его белыми зданиями в классическом стиле, выстроившимися вдоль набережной Невы.
Экономика Балтийского моря
Балтийское море больше не является главной торговой магистралью, как это было в Средние века, когда оно процветало как основное средство сообщения между портами Любек , Росток, Висбю и Гданьск Ганзейского союза.
Строительство Кильского канала в конце 19 века и развитие железных и шоссейных дорог в 20 веке начали менять характер торговли и транспорта через Балтийское море.
Навалочные грузы нефти и угля по-прежнему поступают по всем водным путям в Прибалтику, а многие экспортные грузы полезных ископаемых, древесины и изделий из древесины движутся в обратном направлении морем вокруг Ютландии.
Наибольшую ценность представляют потребительские товары, большая часть которых перевозится в контейнерах интегрированным наземным и морским транспортом на рынки и в порты Северного моря в Гамбург (Германия) и Роттердам (Нидерланды).
Рыболовство в Балтийском море
Большая часть улова состоит из сельди, трески и шпрот, за которыми следуют меньшие количества угря, лосося и моллюсков. Балтийское море было разделено на национальные зоны рыболовства, причем основная часть улова поступала из южного сектора и из Каттегата. Точно так же морское дно было поделено между балтийскими странами, и разведка углеводородов велась у восточного побережья.
Отдых на Балтике
Отдыхающие издавна наслаждались прелестями Балтийского побережья, но в начале 21 века его просторы с белоснежными песчаными пляжами и причудливыми приморскими городками становились все более популярными среди туристов. Среди наиболее посещаемых курортных городов — Ренне (Дания) на острове Борнхольм, Истад (Швеция), Пярну (Эстония), Сопот (Польша), Лиепая и Юрмала (Латвия), Паланга и Клайпеда( Литва).
Исследование Балтийского моря
Викинги начали открывать Балтику для торговли в 8 веке нашей эры. Шведская экспансия с 12 по 17 век опиралась на судостроение и морскую мощь, а основой датской империи была ее способность командовать проливами через датский архипелаг. Процветание Ганзейского союза началось, когда немецкие балтийские порты стали альтернативными торговыми воротами в Датские проливы.
Уже в 1950-х годах ученые-экологи в Балтийском регионе узнали о деградации окружающей среды в результате крупномасштабного промышленного развития и химических стоков из сельского хозяйства. Это осознание привело к подписанию в 1974 году балтийскими странами Хельсинкской конвенции о защите морской среды района Балтийского моря — соглашения, которое было введено в действие в 1980 году, пересмотрено в 1992 году и вновь реализовано в 2000 году.
Хельсинкская конвенция была одной из первых международных попыток контролировать наземные источники загрязнения в общей морской среде.
Балтийское море — карты морей
Балтийское море (c древности и до XVIII века в России было известно как «Варяжское море») — внутриматериковое окраинное море, глубоко вдающееся в материк. Балтийское море расположено в северной Европе, принадлежит бассейну Атлантического океана.
Балтийское море соединяется с Северным морем проливами Эресунн (Зунд), большой и малой Бельты, Каттегат и Скагеррак. Омывает берега России, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши , Германии, Дании, Швеции, Финляндии.
Морская граница Балтийского моря проходит по южным входам проливов Эресунн, большой и малой Бельты. Площадь 386 тыс. км ?. Средняя глубина 71 м. Берега Балтийского моря на юге и Ю.-В. преимущественно низменные, песчаные, лагунного типа; со стороны суши — дюны, покрытые лесом, со стороны моря — песчаные и галечные пляжи. На севере берега высокие, скалистые, преимущественно шхерного типа. Береговая линия сильно изрезана, образует многочисленные заливы и бухты.
Наиболее крупные заливы: Ботнический (по физико-географическим условиям является морем), Финский, Рижский, Куршский, Гданьская бухта, Щецинский и др.
Острова Балтийского моря материкового происхождения. Много небольших скалистых островков — шхер, расположенных вдоль северных берегов и сосредоточенных в группах Васийских и Аландских островов. Наиболее крупные острова: Готланд, Борнхольм, Сарема, Муху, Хиума, Эланд, Рюген и др. В Балтийское море впадает большое количество рек, наиболее крупные из которых Нева, Западная Двина, Неман, Висла, Одра и др.
Балтийское море — неглубокое шельфовое море. Преобладают глубины 40—100 м. Наиболее мелководными районами являются проливы Каттегат (средняя глубина 28 м), Эресунн, большая и малая Бельты, восточные части Финского и Ботнического заливов и Рижский залив. Эти участки дна моря имеют выровненный аккумулятивный рельеф и хорошо развитый покров рыхлых отложений. Большая же часть дна Балтийского моря характеризуется сильно расчленённым рельефом, имеются относительно глубокие котловины: Готландская (249 м), Борнхольмская (96 м), в проливе Сёдра-Кваркен (244 м) и наиболее глубокая — Ландсортсъюпет к югу от Стокгольма (459 м). Многочисленны каменные гряды, в центральной части моря прослежены уступы — продолжения кембрийско-ордовикского (от северного берега Эстонии к северной оконечности острова Эланд) и силурийского глинтов, подводные долины, затопленные морем ледниково-аккумулятивные формы рельефа.
Балтийское море занимает депрессию тектонического происхождения, являющуюся структурным элементом Балтийского щита и его склона. Согласно современным представлениям, основные неровности дна моря обусловлены блоковой тектоникой и структурно-денудационными процессами. Последним, в частности, обязаны своим происхождением подводные уступы глинтов. Северная часть дна моря сложена преимущественно докембрийскими породами, перекрытыми прерывистым покровом ледниковых и новейших морских отложений.
В центральной части моря дно сложено породами силура и девона, скрывающимися к югу под толщей ледниковых и морских осадков значительной мощности.
Наличие подводных речных долин и отсутствие под толщей ледниковых отложений морских осадков свидетельствуют о том, что в предледниковое время на месте Балтийского моря была суша. В течение по крайней мере последней ледниковой эпохи впадина Балтийского моря была полностью занята льдом. Только около 13 тыс. лет назад произошло соединение с океаном, и морские воды заполнили впадину; образовалось Иольдиевое море (по моллюску Joldia). Фазе Иольдиевого моря несколько раньше (15 тыс. лет назад) предшествовала фаза Балтийского ледникового озера, ещё не сообщавшегося с морем. Около 9—7,5 тыс. лет назад в результате тектонического поднятия в Центральной Швеции связь Иольдиевого моря с океаном прекратилась, и Балтийское море снова стало озером. Эта фаза развития Балтийского моря известна под названием Анцилового озера (по моллюску Ancylus). Новое опускание суши в районе современных Датских проливов, происшедшее около 7—7,5 тыс. лет назад, и обширная трансгрессия привели к возобновлению связи с океаном и образованию Литоринового моря. Уровень последнего моря был на несколько метров выше современного, а солёность больше. Отложения литориновой трансгрессии широко известны на современном побережье Балтийского моря. Вековое поднятие в северной части бассейна Балтийского моря продолжается и теперь, достигая на севере Ботнического залива 1 м за сто лет и постепенно уменьшаясь к югу.
Климат Балтийского моря морской умеренный, находится под сильным влиянием Атлантического океана. Характеризуется сравнительно небольшими годовыми колебаниями температуры, частыми осадками, довольно равномерно распределяющимися в течение года, и туманами в холодный и переходные сезоны. В течение года преобладают ветры западных направлений, которые связаны с циклонами, приходящими с Атлантического океана. Циклоническая деятельность достигает наибольшей интенсивности в осенне-зимние месяцы. В это время циклоны сопровождаются сильными ветрами, частыми штормами и вызывают большие подъёмы уровня воды у побережья. В летние месяцы циклоны ослабевают и их повторяемость уменьшается. Вторжение антициклонов сопровождается ветрами восточных направлений.
Растянутость Балтийского моря на 12° по меридиану определяет заметные различия климатических условий отдельных его районов. Средняя температура воздуха южной части Балтийского моря: в январе —1,1°С, в июле 17,5°C; средней части: в январе —2,3°С, июле 16,5°C; Финского залива: в январе —5°С, в июле 17°C; северной части Ботнического залива: в январе —10,3°С, в июле 15,6°C. Облачность летом около 60%, зимой более 80%. Среднее годовое количество осадков на севере около 500 мм, на юге свыше 600 мм, а в отдельных районах до 1000 мм. Наибольшее число дней с туманами падает на южную и среднюю часть Балтийского моря, где оно в среднем доходит до 59 дней в году, наименьшее — на севере. Ботнического залива (до 22 дней в году).
Гидрологические условия Балтийского моря определяются в основном его климатом, избытком пресных вод и водообменом с Северным морем. Избыток пресных вод, равный 472 км3 в год, образуется за счёт материкового стока. Количество воды, поступающей в осадках (172,0 км3 в год), равно испарению. Водообмен с Северным морем в среднем составляет 1659 км3 в год (солёная вода 1187 км3 в год, пресная — 472 км3 в год). Пресная вода стоковым течением уходит из Балтийского моря в Северное море, солёная — глубинным течением поступает через проливы из Северного моря в Балтийское море. Сильные западные ветры обычно вызывают приток, а восточные ветры — сток воды из Балтийского моря через все сечения проливов Эресунн, большой и малой Бельты.
Течения Балтийского моря образуют круговорот против часовой стрелки. Вдоль южного берега течение направлено на восток, вдоль восточного — на север, вдоль западного — на юг и у северного берега — на запад. Скорость этих течений колеблется от 5 до 20 м/сек. Под влиянием ветров течения могут менять направление и их скорость вблизи берегов может достигать 80 см/сек и более, а в открытой части — 30 см/сек.
Температура воды на поверхности в августе составляет в Финском заливе 15°C, 17°C; в Ботническом заливе 9°С, 13°C и в центральной части моря 14°C, 18°C, а на Ю. достигает 20°C. В феврале — марте температура в открытой части моря 1°С—3°С, в Ботническом, Финском, Рижском и других заливах и бухтах ниже 0°С. Солёность поверхностной воды быстро уменьшается по мере удаления от проливов от 11‰ до 6—8‰ (1‰—0,1%) в центральной части моря. В Ботническом заливе она равна 4—5‰ (на С. залива 2‰), в Финском заливе 3—6‰ (в вершине залива 2‰ и меньше). В глубинном и придонном слоях воды температура 5°С и более, солёность меняется от 16‰ на З. до 12—13‰ в центральной части и 10‰ на севере моря. В годы увеличения притока вод солёность повышается на З. до 20‰, в центральной части моря до 14—15‰, а в годы уменьшения притока она падает в средние части моря до 11‰.
Лёд появляется обычно в начале ноября на север Ботнического залива и достигает наибольшего распространения в начале марта. В это время значительная часть Рижского, Финского и Ботнических заливов покрыта неподвижным льдом. Центральная часть моря обычно свободна ото льдов.
Количество льдов в Балтийском море меняется от года к году. В исключительно суровые зимы почти всё море покрывается льдом, в мягкие — только заливы. Северная часть Ботнического залива покрыта льдом 210 дней в году, средняя часть — 185 дней; Рижский залив — 80—90 дней, Датские проливы — 16—45 дней.
Уровень Балтийского моря подвержен колебаниям под влиянием изменений направления ветров, атмосферного давления (поступательно-стоячие длинные волны, сейши), притока речных вод и вод Северного моря. Период этих изменений меняется от нескольких часов до нескольких суток. Быстро сменяющиеся циклоны вызывают колебания уровня до 0,5 м и более у берегов открытого моря и до 1,5—3 м в вершинах бухт и заливов. Особенно большие подъёмы воды, являющиеся, как правило, следствием наложения ветрового нагона на гребень длинной волны, бывают в Невской губе. Наибольший подъём воды в Ленинграде отмечен в ноябре 1824 (около 410 см) и в сентябре 1924 (369 см).
Колебания уровня, связанные с приливами, крайне невелики. Приливы имеют неправильный полусуточный, неправильный суточный и суточный характер. Их размер меняется от 4 см (Клайпеда) до 10 см (Финский залив).
Фауна Балтийского моря бедна видами, но богата количественно. В Балтийском море обитают солоноватоводная раса атлантической сельди (салака), балтийская килька, а также треска, камбала, лосось, угорь, корюшка, ряпушка, сиг, окунь. Из млекопитающих — балтийский тюлень. В Балтийском море ведётся интенсивный рыбный промысел.
Русские гидрографические и картографические работы начались в Финском заливе в начале 18 в. В 1738 Ф. И. Соймонов издал атлас Балтийского моря, составленный по русским и иностранным источникам. В середине 18 в. многолетние исследования в Балтийском море проводил А. И. Нагаев, который составил подробную лоцию. Первые глубоководные гидрологические исследования в середине 1880-х гг. были выполнены С. О. Макаровым. С 1920 проводились гидрологические работы Гидрографическим управлением, Государственным гидрологическим институтом, а после Отечественной войны 1941—45 были развёрнуты широкие комплексные исследования под руководством Ленинградского отделения Государственного океанографического института СССР.
Балтийское море: глубины и рельеф, описание, географическое положение
Балтийское море и его побережье – интересное место, пропитанное воспоминаниями о викингах, умиротворяющее своими северными пейзажами. Оно отличается от других морей характером рельефа, температуры и особенностей береговой линии. Балтика имеет большое историческое и геополитическое значение для России.
Географическое положение
Балтийское море на карте находится на севере Европы и относится к бассейну Атлантики. Ограничено 54°46′ и 65°56′ северной широты и 9°57′ и 30°00′ восточной долготы. Крайние точки, которые имеет Балтийское море на карте: около полярного круга на севере, вблизи Висмара на юге, восточная находится рядом с Санкт-Петербургом и западная крайняя точка расположена в районе Фленсбурга.
Рельеф и глубины
Рельеф дна имеет незначительные отличия от очертаний берегов, ограничивающих Балтийское море. Глубины, в свою очередь, тоже зависят от характера прилегающей территории. Южная сторона моря, принадлежащая Германии, Польше и Дании, пологая, ровная, с песчаными пляжами. Скалистый берег и неровное каменистое дно находятся в северной части. Глубина и рельеф Балтийского моря различны в разных участках. Дно имеет очень сложную расчлененную поверхность. Есть впадины, которые разграничивают возвышенности и основания островов, которые включает в себя Балтийское море.
Так, Балтийское море глубины имеет менее 200 метров. Отличается впадина Ландсортская. Максимальная глубина Балтийского моря находится в этом участке и составляет около 470 метров. Ландсортская впадина протянулась в юго-западном направлении. Остальные – меньшей глубины: Готландская – 249 м и Гданьская – 116 м в центральной части моря, Арконская – 53 м и Борнхольмская – 105 м (в западной части).
Морские заливы и проливы
Относится к внутриматериковым морям. На юго-западе примыкает к Северному морю через датские проливы (Малый и Большой Бельт, Зунд), Скагеррак и Каттегат.
На востоке расположен Рижский залив между Эстонией и Латвией. Эстонский остов Сааремаа частично отделяет залив от остального моря. Еще имеются крупные Финский и Ботнический заливы
Невская губа – это восточный участок Финского залива. На расстоянии около 50 км от Санкт-Петербурга расположен остров Котлин, на котором построен город Кронштадт. Дамба соединяет островной город и Санкт-Петербург, шоссе проложено по дамбе, так что люди имеют возможность попасть на материк и обратно на автомобиле.
В северо-восточной части, где проходит граница России и Финляндии, Финский залив соединен с Выборгским заливом. Там же берет начало Сайменский канал, арендуемый Финляндией. Он выполняет функцию транспортного пути, а также популярен у туристов в теплое время. Гости сюда едут и за красотой ландшафтов, и за беспошлинными покупками.
Побережье
Побережье Балтийского моря разнообразно. У Латвии берега аккумуляционного типа, образованные в результате накопления песка на побережьях. Лагунный берег, образованный заливом и отделенный от моря узкой косой, находится у Калининграда. Выровненные берега окаймляют большую часть моря, в частности, принадлежат Польше. А образуются они под действием преобладающих ветров и прибрежных течений. Фьорды – узкие и глубокие морские заливы с возвышающимися крутыми и скалистыми берегами, которые окружают море с севера. Образованы они затоплением тектонических разломов и речных долин. Шхерный берег появился в результате затопления территорий со сглаженными ледниками, сложенными кристаллическими породами. Эти возвышенности выступают над поверхностью моря в виде множества островов-шхер со следами ледниковой деятельности.
К Балтийскому морю имеют выход следующие страны – Россия, Латвия, Эстония, Литва, Германия, Польша, Швеция, Дания, Финляндия. После распада СССР у России остался небольшой отрезок побережья, всего 7%, вместо былых 25%, что приносит государству ежегодные убытки. Поэтому заложен один порт в Приморске под Выборгом, который будет специализироваться на угле и сухих грузах. И второй порт находится в Лужской губе, он будет нефтеналивным.
Тектонические процессы
По сей день продолжает изменяться Балтийское море. Глубины оно имеет небольшие по сравнению с другими частями Атлантического океана. Собственно, этот обширный водоем за свое существование несколько раз становился озером и опять морем из-за тектонических процессов.
Температурные слои
От глубины, в свою очередь, зависит и температура Балтийского моря. Преобладающую часть вод огромного водоема можно разделить на поверхностные, переходные и глубинные водные массы.
Поверхностный слой составляет от 0 до 20 метров, местами – от 0 до 90 метров с температурой от 0 до 20 градусов. Он образуется в результате взаимодействия моря с атмосферой и водами, стекающими с материка. Температура Балтийского моря в этом слое меняется в зависимости от времени года. Летом больше выражены холодные промежуточные водные массы, образовавшиеся в связи с существенным прогревом поверхности моря.
К переходному слою относятся воды на глубине от 20-60 до 90-100 метров. Они имеют температуру 2-6 градусов, образуются смешением вод глубинных и поверхностных слоёв.
Особенности температуры вод в Балтийском море
Отдельные области моря отличаются особенностями строения вод. Так, Борнхольмский район имеет теплую прослойку (7-11 градусов) и летом, и зимой. Образуется она теплыми водами, поступающими сюда из более нагреваемого Арконского бассейна. В нем из-за малой глубины моря и перемещения вод в горизонтальной плоскости холодный промежуточный слой летом отсутствует.
Перемена температуры по сезонам
Зимой в открытом море температура воды выше, чем у побережья, при этом она отличается у западного и восточного берега. В феврале температура составляет 0,7 градусов у Вентспилса, в открытом море той же широты – приблизительно 2 градуса, у западного берега – 1 градус.
Летом поверхностные воды в разных частях моря тоже отличаются по температуре. Преобладающие западные ветра сгоняют поверхностные водные массы от западных берегов. Нижележащие холодные воды поднимаются к поверхности. В результате этого явления в южном и центральном районах, а также у западных берегов температура понижается. Помимо этого, на юг вдоль берега Швеции идет холодное течение из Ботнического залива.
Сезонные колебания температуры воды ярко выражены только в верхних 50-60 метрах, глубже показатели меняются незначительно. Изменения температуры в холодное время отсутствуют, но с увеличением глубины показатели слегка понижаются. В теплое время температура воды повышается до горизонтов 20-30 метров благодаря перемешиванию. Даже летом, когда прогрет поверхностный слой воды, и термоклин выражается более резко, чем весной, сохраняется холодный промежуточный слой.
Глубина, рельеф и другие особенности Балтийского моря зависят от многих факторов. Это географическое положение, нахождение в северных широтах, а также размещение на континентальной плите.
Балтика на карте
Балтийское море можно назвать типичным внутриматериковым. Оно расположено в Северо-Западной части Евразии и соединяется с Атлантическим океаном в Северном море через Датские проливы. Размеры акватории достаточно велики для Европы – 419 000 кв.м, при том, что средняя глубина составляет 51 м (максимальный показатель – 470 м). Балтийское море является полноводным из-за большого количества рек, которые в него впадают, – это известные во всем мире Висла, Неман, Нева и Даугава. Самой крупной среди них (приносящей большее количество воды в бассейн) является наша Нева.
Что касается берегов Балтийского моря, то относительно материковой части планеты они вытянулись с юго-запада на северо-восток. Самым широким местом на суше называют участок земли от Санкт-Петербурга до Стокгольма – это почти 650 км непрерывного пляжа.
Справедливо будет отметить, что Балтийское далеко не всегда было под сферой влияния России. Эти северные берега давно манили царей и князей удельных феодальных государств. Достаточно часто полководцы вместе с армиями пытались заполучить лакомый кусок морского берега, но получить желаемое не удавалось. Стоит только вспомнить кровопролитные попытки царя Ивана Грозного и затеянную им провальную Ливонскую войну.
Удача улыбнулась России только в начале 18-го века. Северная война, охватившая практически всю северную и восточную части Европы, позволила Петру Первому получить свой кусочек Финского залива и начинать процесс «европеизации» русского народа.
Города на Балтийском море в России
Сегодня Балтийское море считается не только стратегическим участком, но еще и отличным курортом для жителей страны и ближних регионов. Здесь достаточно холодная вода, иногда капризная и буйная, что, однако, не отпугивает туристов, которые приезжают сюда каждое лето.
Калининград
(Порт-терминал Калининград, расположенный в Калининградском заливе)
Центральный город региона, как известно, ранее назывался Кенинсбергом. Сегодня это крупный город на море, который сумел сохранить очертания немецкой зажиточности, при этом обзавелся типичным русским обликом. Сегодня сюда приезжают не только на могилу великого Канта, но и на лечебные минеральные воды и песчаные пляжи.
Светлогорск и Зеленоградск
(Балтийское море с набережной Светлогорска)
Два типичных курортных городка, которые отличаются только размерами. Первый более крупный и туристический. Большое количество гостиниц и ресторанов на любой вкус, местные жители давно адаптировались под запросы гостей и предлагают тихий и уютный отдых на берегу моря.
Помимо этого в регионе есть огромное количество небольших поселков в прибрежной зоне. Многие из них промышляют добычей янтаря и предлагают экскурсии на старые пивоварни. Сегодня российские берега Балтийского моря полностью обрусели и о времени, когда земли принадлежали Европе, напоминают только островерхие крыши храмов и тянущиеся вдоль берега двухэтажные домики с красной черепицей.
Суровое питерское море
Море — это одна из самых неизвестных достопримечательностей Питера. Вроде бы все знают, что море где-то рядом, но обычно довольствуются видом Невы. Я решил исправить для себя эту ошибку и после работы направился прямиком на Васильевский остров. Доехал до станции «Приморская», вышел из метро и пошел вдоль Смоленки прямо к «морю»
Надо сказать, что моря в Питере много- стоит лишь посмотреть на карту. Мой выбор оказался неднозначен. Я хотел, чтобы было поближе к центру и чтобы идти недалеко. И попал в довольно-таки трешовое место: замусоренный пустырь, новостройки, какие-то береговые сооружения. Совсем нетуристическое место, в отличие от той же Стрельни с Петергофом. Вероятно и в самом Питере есть места более подходящие для прогулок по берегу моря, но у меня была одна попытка и что получилось, то и получилось. Даже интересно было посмотреть на город с другой стороны
Пустырь за улицей Кораблестроителей
Еще немного трэша на фоне лайнеров на Морском вокзале
Морской вокзал поближе
Вид в сторону Смоленки: где-то там в конце ряда однотипных советских домов находится метро Приморская
Новые кварталы на самом берегу
А вдали виднеются трубы какой-то ТЭЦ
Привлеченные догожданным солнышком на берег выползают местные жители. Кто-то приходит с детьми и воздушными змеями, кто-то — с бутылкой пива и чего покрепче
Хотя отнюдь не жарко, закаленные горожане загорают, кто-то даже купается. Наиболее популярное место для этого — намытый песчаный остров, на который ведет узкий перешеек. Впрочем, для кого узкий, а кто и на машине туда умудряется проехать
У входа на перешеек — гора отходов отдыхающих. По доброй русской традиции, где он дебил кинет мусор, там там десять других дебилов сделают свалку
С островка хорошо виден Приморский район с круглой балдой Питерлэнда, а также многомиллиардная дыра в питерском бюджете под видом стройки нового стадиона
Культурный отдых на фоне индустриальных пейзажей
Вот такое суровое питерское море. Так что если устанете в Питере от классических дворцов и европейских туристов — милости просим сюда. Дорогу теперь знаю, покажу)
Популярные темы:
Горнолыжный курорт Мадонна ди Кампильо является самым известным, красивым и гламурным регионом Альп, который лежит…
В начале нулевых одним из самых страшных фильмов был «Звонок». Американский римейк японского хоррора (кстати,…
Как добраться до Пхи Пхи самостоятельно с Пхукета, Краби, Самуи, Пангана, Бангкока, Паттайи? Как добраться…
Эйлат от А до Я: отели, пляжи, море, развлечения и экскурсии. Яркие фото и видео.…
Мобильная связь в Казахстане Местная сим-карта Мобильная связь в Казахстане развита хорошо, поэтому в городах…
Где находится Балтика, Россия (Брянская область), расположение на карте
Балтика, точное время
- Балтика Россия
- 04:49 четверг, 19.08.2021
- 05:37 Рассвет
- 20:00 Закат
- 14 ч. 24 мин. Продолжительность дня
- Москва, стандартное время Часовой пояс
- UTC +3 Europe/Moscow
- Русский рубль (RUB) Официальная валюта
- 53.4578492, 33.6170322 Координаты
Ближайшие аэропорты
Витебск Восточный 282 км Беларусь VTB |
Международный аэропорт Внуково 336 км Россия VKO |
Московский аэропорт Домодедово 352 км Россия DME |
Международный Аэропорт Шереметьево 371 км Россия SVO |
Аэропорт Быково 374 км Россия BKA |
Балтика, Брянская область, расположение на карте, Россия. Данный географический объект располагается в часовом поясе Москва, стандартное время (UTC +3), координаты — 53.4578492, 33.6170322. По нашим данным, Россия — это страна, в которой официальной валютой является Русский рубль (RUB).
Удаленность до столицы (по прямой) составляет — 363 км (Балтика — Москва).
Лондон Великобритания | 19 августа 02:49 |
Лос-Анджелес Соединенные Штаты Америки | 18 августа 18:49 |
Париж Франция | 19 августа 03:49 |
Москва Россия | 19 августа 04:49 |
Дубай Объединенные Арабские Эмираты | 19 августа 05:49 |
Нью-Йорк Соединенные Штаты Америки | 18 августа 21:49 |
Пекин Китай | 19 августа 09:49 |
Шанхай Китай | 19 августа 09:49 |
Анталья Турция | 19 августа 04:49 |
Мумбаи Индия | 19 августа 07:19 |
Ниситокё Япония | 19 августа 10:49 |
Берлин Германия | 19 августа 03:49 |
Соседние места
Брянск Брянская область, Россия 57 км |
Железногорск Курская область, Россия 172 км |
Смоленск Смоленская область, Россия 180 км |
Калуга Калужская область, Россия 213 км |
Курск Курская область, Россия 259 км |
Обнинск Калужская область, Россия 267 км |
Тула Тульская область, Россия 275 км |
Наро-Фоминск Московская область, Россия 294 км |
Серпухов Московская область, Россия 296 км |
Чехов Московская область, Россия 313 км |
Москва Россия 363 км |
Липецк Липецкая область, Россия 411 км |
Воронеж Воронежская область, Россия 427 км |
Ярославль Ярославская область, Россия 608 км |
Санкт-Петербург Россия 747 км |
Волгоград Волгоградская область, Россия 925 км |
Ульяновск Ульяновская область, Россия 971 км |
Казань Республика Татарстан, Россия 1,026 км |
Краснодар Краснодарский край, Россия 1,014 км |
Самара Самарская область, Россия 1,100 км |
Ижевск республика Удмуртия, Россия 1,297 км |
Пермь Пермский край, Россия 1,498 км |
Уфа Республика Башкортостан, Россия 1,459 км |
Оренбург Оренбургская область, Россия 1,457 км |
Екатеринбург Свердловская область, Россия 1,744 км |
Варшава Мазовецкое воеводство, Польша 857 км |
Хельсинки Финляндия 913 км |
Осло Осло, Норвегия 1,560 км |
Рига Латвия 717 км |
Тбилиси Тбилиси, Грузия 1,549 км |
Таллин Харьюмаа, Эстония 858 км |
Астана Акмолинская область, Казахстан 2,556 км |
Пекин Пекин, Китай 6,124 км |
Сеул Южная Корея 6,949 км |
Киев Украина 396 км |
Выделите и нажмите Ctrl+C на своей клавиатуре чтобы скопировать данный код. Вы можете использовать его как активную ссылку на текущую страницу.
Как купить и пополнить транспортную карту Волна Балтики в Калининграде
Транспортные карты «Волна Балтики» – это современная и комфортная система оплаты проезда в общественном транспорте в Калининграде.
Где оформить карту
Так же с 25 сентября 2020 года покупка стала возможной в магазинах торговых сетей «СЕМЬЯ», «СПАР» и в торговых павильонах «Пресса39», «Новости 29».
Как активировать карту
Для транспортной карты Волна Балтики «Единая» не требуется активация. Через полчаса после внесения на нее денег, ее можно применять для оплаты поездки.
Как узнать пин-код карты
Пин-код к можно получить направив фото карточки (сторона со штрих-кодом) на электронную почту [email protected].
Как пользоваться картой
В муниципальном транспорте Калининграда установлены специальные стационарные электроннные устройства – терминалы (валидаторы) Приборы закреплены на поручнях у дверей. Для оплаты поездки необходимо:
- Поднести ТК к считывающему экрану. Валидатор определит тариф автоматически и снимет необходимую сумму;
- Дождаться свечения зеленого индикатора ( занимает время 0,1 сек);
- Получить чек-билет, который необходимо сохранять до конца поездки.
В билете указывается номер маршрута, время и стоимость поездки, остаток на счете, номер машины. Если возникают проблемы с оплатой транспортной картой, можно обратиться за помощью к кондуктору.
В частном общественном транспорте оплатить поездку ТК «Волна Балтики» можно у кондуктора или водителя.
Школьная карта Волна Балтики
ТК «Школьная» можно получить в школе, в которой обучается ребенок, или в МКУ «ЦОДиПП». Для ее получения законным представителям (родителям или опекунам) необходимо собрать пакет документов:
- Заявление-анкета;
- Фотография;
- Копия главной страницы паспорта законного представителя;
- Копия свидетельства о рождении ребенка;
- Копия свидетельства о регистрации по месту жительства;
- Справка об обучении в школе г.Калининграда (для тех, у кого регистрация не в Калининграде).
Пакет документов должен быть передан классному руководителю, он же выдаст ребенку готовую ТК.
Тариф на Волну Балтики «Школьная» установлен в размере 15 рублей. Первоначальная выдача карты бесплатна, в случае ее потери или поломки стоимость новой карты составляет 100 рублей.
Льготные карты Волна Балтики
Льготные ТК «Волна Балтики» существуют в двух вариантах:
- Желтая – для тех, кто имеет право на льготный проезд в общественном транспорте;
- Фиолетовая –для многодетных родителей, имеющих трех и более детей.
Оформление льготных карт производится по адресу ул. Гагарина, 103.
Для оформления необходимо предоставить:
- Заявление – анкета с согласием на обработку персональных данных;
- Паспорт гражданина РФ и его копия (главная страница);
- Фотография цветная или черно-белая 3*4 см.
- Документ, подтверждающий право на льготы.
При подаче документов в офисе «ЦОДиПП» можно сфотографироваться там.
Получить готовую ТК необходимо в том месте, где было подано заявление. Первичная выдача льготной ТК бесплатна, в случае утери, порчи или кражи оплата за выпуск новой карты 100 рублей.
Как узнать баланс
Баланс карты можно узнать двумя способами:
- В фискальном чеке, полученном после оплаты поездки;
- На дисплее валидатора после оплаты поездки.
Как пополнить баланс карты
Пополнить баланс транспортной карты «Единая» можно наличным способом через терминалы и безналичным способом с помощью онлайн сервисов Сбербанка и Энерготрансбанка.
Пополнение наличными или банковской картой через устройство самообслуживания Энерготрансбанка:
- Выбрать «Прочие платежи» на главном экране;
- Нажать «Пополнение транспортной карты Волна Балтики»;
- Ввести номер транспортной карты (12 цифр под штрих кодом) или отсканировать штрих код;
- Ввести сумму оплаты ( минимум 10 руб);
- Проверить введенные данные и реквизиты;
- Ввести сумму или внести деньги в купюроприемник;
- Взять чек об оплате.
Пополнение наличными или банковской картой через терминал Сбербанка:
- На главном экране выбрать «Платежи и переводы»;
- Выбрать «Поиск услуг и организаций»;
- В появившемся поле ввести «Транспортная карта» и нажать «Найти»;
- Ввести номер карты Волна Балтики (12 цифр под штрих кодом на обратной стороне карты);
- Проверить реквизиты платежа;
- Ввести сумму, внести деньги в купюроприемник;
- Еще раз проверить данные платежа, нажать «Оплатить»;
- Получить чек об оплате.
Безналичным способом можно пополнить баланс карты через онлайн сервис или мобильное приложение Сбербанка.
С 1 июля 2019 года всех жителей Калининградского региона была запущена единая транспортная карта Волна Балтики. Основной целью данного нововведения является организация современной комфортной системы оплаты и определение реального объема пассажиропотока на каждом маршруте.
Функция безналичной оплаты запускается на все виды пассажирского транспорта, как частные, так и муниципальные виды. Первое время оплату проезда можно будет произвести как транспортной картой, так и наличными. В будущем планируется внедрение «повременной» системы оплаты с возможностью совершать пересадки в течение какого-то промежутка времени. Для определения возможности оплатить проезд карточкой Волна, на автобусах первое время будут размещены специальные опознавательные наклейки.
Типы карт
Транспортные карты Калининграда будет разделены на четыре категории:
- Синяя;
- Желтая;
- Фиолетовая;
- Зеленая;
Синяя карточка является общегражданской. Ей могут пользоваться все пользователи системы желающие осуществить проезд на городском транспорте.
Желтая транспортная карта выдается особым категориям граждан имеющим льготные условия проезда в общественном транспорте.
Зеленая — предназначена для осуществления проезда в городском транспорте школьников и учащихся общеобразовательных учреждений.
Фиолетовая карта — тоже льготный проездной документ для оплаты проезда многодетным категориям граждан имеющих на иждивении трех и более детей.
Где получить карту Волна Балтики
Выдача общегражданских карт будет произведена во всех пунктах выдачи, она не требует персонификации и выдается на покупателя. Стоимость продажи составляет 100 рублей.
Для пенсионеров и многодетных родителей оформление транспортных карт будет производиться через МКУ «ЦОДИПП» в офисе самой компании расположенном по адресу г.Калининград, улица Юрия Гагарина дом 103. Для оформления льготных карт можно обратиться только в офис, так как это лучше обеспечивает сохранность личных данных, и исключает факты мошенничества.
Школьные транспортные карты оформляются только через школы, либо подав заявление в Сервисном центре МКУ «ЦОДИПП» по адресу: г. Калининград, ул. Ю.Гагарина, 103 (понедельник-пятница с 09.00 до 18.00, суббота с 10.00 до 17.00).
Важно! Первичная выдача льготных карт будет бесплатной, но при повторном обращении в случае их утери или поломки, стоимость будет составлять 100 рублей.
Какой срок действия
Все транспортные карты имеют ограниченны срок действия — пять лет. По истечении данного периода требуется заменить ее на новую и подтвердить свои персональные данные если вы являлись льготником.
Способы оплаты проезда
С 1 июля 2019 года оплатить проезд в общественном транспорте города Калининграда можно одним из следующих способов:
- Любой банковской карточкой с функцией бесконтактной оплаты;
- С помощью смартфона с приложением для оплаты;
- Другими устройствами поддерживающими технологию NFC;
- Транспортной карточкой Волна Балтики;
- Наличными денежными средствами;
Стоимость проезда
С 1 октября 2020 года устанавливаются следующие тарифы на проезд:
Стоимость проезда для школьников
Используя карту Волна школьники смогут оплачивать проезд по льготной стоимости 15 рублей. Количество поездок будет безлимитное. Такой тариф будет действовать для всех транспортных средств Калининграда, за исключением автобусов малого класса (до 50 маршрута). В них по-прежнему можно оплачивать проезд использую тариф общегражданской карты по цене 26 рублей.
Как пополнить баланс карты
Транспортная карта будет использоваться как электронный кошелек. Для оплаты проезда в общественном транспорте ее необходимо пополнять. Максимальная сумма пополнения составляет 15 тысяч рублей. Пополнение возможно через специальную сеть точек. Она включает в себя терминалы, банкоматы, киоски оплаты. В будущем планируется внедрение функции пополнения в личном кабинете на официальном сайте www.volna39.ru.
Пополнить баланс транспортной карты «Единая» можно наличным способом через терминалы и безналичным способом с помощью онлайн сервисов Сбербанка и Энерготрансбанка.
Пополнение наличными или банковской картой через устройство самообслуживания Энерготрансбанка:
- Выбрать «Прочие платежи» на главном экране;
- Нажать «Пополнение транспортной карты Волна Балтики»;
- Ввести номер транспортной карты (12 цифр под штрих кодом) или отсканировать штрих код;
- Ввести сумму оплаты ( минимум 10 руб);
- Проверить введенные данные и реквизиты;
- Ввести сумму или внести деньги в купюроприемник;
- Взять чек об оплате.
Пополнение наличными или банковской картой через терминал Сбербанка:
- На главном экране выбрать «Платежи и переводы»;
- Выбрать «Поиск услуг и организаций»;
- В появившемся поле ввести «Транспортная карта» и нажать «Найти»;
- Ввести номер карты Волна Балтики ( 12 цифр под штрих кодом на обратной стороне карты);
- Проверить реквизиты платежа;
- Ввести сумму, внести деньги в купюроприемник;
- Еще раз проверить данные платежа, нажать «Оплатить»;
- Получить чек об оплате.
Безналичным способом можно пополнить баланс карты через онлайн сервис или мобильное приложение Сбербанка.
Как проверить баланс
Баланс транспортной карты Волна можно узнать одним из следующих способов:
- Посмотреть на валидаторе после совершения оплаты поездки;
- Посмотреть в фискальном чеке выданном после оплаты проезда;