Зал александринского театра

Достоинства: Царские интерьеры, старейший театр России | Недостатки: Теснота некоторых театральных помещений

Зал александринского театра

Отзыв: Александринский театр (Россия, Санкт-Петербург) — Императорский театр, униформа служащих

Доброго времени суток всем читателям! Сегодня мой рассказ посвящен старейшему Российскому театру. Александринский Театр — одна из визитных карточек нашего города, его внешний вид знаком даже тем, кто не бывал в Петербурге. Ну, а если все-таки, вы впервые окажетесь в городе на Неве, то не обратить внимание на это здание, за Екатерининским садиком с памятником Екатерине II, просто невозможно. Здание театра восхищает строгостью линий, светлыми солнечными красками. Колесница на фронтоне театра, парящие на портике богини, несущие лавровые венки, скульптуры богов, белоснежные барельефы — все эти детали не только украшают здание и подчеркивают его особый статус — Храма Искусства, но несут глубокие смыслы, напоминающие о великой силе искусства, воспетой в мудрых мифах Древней Греции.

Побывать в этом театре, посмотреть, каков он изнутри, нужно хотя бы однажды.
Долгое время я только восхищалась внешней красотой этого строения и почему-то не покупала билеты на спектакли. Почему? Не знаю, не могу объяснить этот факт. Но, наконец, я посмотрела несколько спектаклей в этом театре и могу рассказать о своих впечатлениях. спектакль спектакль
Александринский театр — первый публичный театр России, он был открыт по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1756г. Конечно, здание, в котором сегодня работает труппа, было построено значительно позже, но история театра отсчитывается именно от этой даты. Несколько лет назад, к 250-летию со дня рождения театра в нем были проведены масштабные работы по совершенствованию и обновлению его интерьеров и оборудования. Вот такой макет зала можно увидеть перед кассой. Его красота впечатляет. В таком ракурсе увидеть зал театра, если вы не его артист, можно только на этом макете.

Обратите внимание на особое расположение кресел в конце партера — в виде раскрытого веера. Это, так называемые, места за креслами. Интересное решение.
Первое, что меня удивило при приближении ко входу в театр, это швейцары, одетые в красивую по цвету и фасону униформу. Я даже поначалу решила, что это какой-то особый модник — иностранец пришел на спектакль. Не обратить внимание на этого необычно и стильно одетого человека было невозможно.

Но оказалось, что этот одетый по моде 19 века мужчина заботливо открывает перед вами тяжелую входную дверь. Согласитесь, не часто нам оказывают такие знаки внимания служители театра. Далее, пройдя рамку безопасности, как теперь принято,
подходим к стойке с подсвечником в классичесом стиле — здесь нужно предъявить билеты. Такая изысканная красота уже на входе вселяет душевный подъем и настраивает на встречу с пркрасным.

И вот мы в небольшое уютном фойе с диванчиками старинного образца и солидной мраморной вазой в центре.

В фойе находятся два скульптурных портрета. Они напоминают о тех исторических личностях, которые сделали театр достоянием широкой публики в России. Это бюсты императрицы Елизаветы Петровны

и знаменитого русского актера, возглавившего первую труппу театра — Федора Волкова.

Потолок фойе богато расписан орнаментами, выполненными в технике гризайля.

Часть рисунков изображают театральные маски трагедии и комедии, которыми пользовались актеры древнегреческого театра.

Красивая лестница и зеркало, создающее иллюзию перспективы, придают особую торжественность входу зрителей в святилище искусства.

Зал и занавес выдержаны в благородных бордовых тонах. Ярусы украшают позолеченные орнаменты, которые имеют свой неповторимый рисунок на каждом этаже. Сочетание бордового и золотого цветов типичны для имперского парадного стиля.

Тяжелый, на вид бархатный, занавес традиционно украшает сцену. Но иногда происходят перемены.

Вот какой занавес был в спектакле по драме Ю. Лермонтова «Маскарад».

Арку над сценой украшает рисунок, который имеет, скорее всего, какое-то символическое значение (неведомое мне ): в центре портрет женщины ( богини) с короной на голове, а с двух сторон от нее взмахнувшие крыльями лебеди.

Вид на Царскую ложу и места за креслами со второго яруса.

Очень нарядно выглядит храстальная люстра. Несмотря на свои размеры, она кажется легкой и воздушной — своеобразное светящееся кружево.

Замечательно расписан потолок. Узоры с гирляндами цветов дополняют грациозные женские фигурки .

Центральную часть потолка обрамляет по кругу сложный орнамент.

Коридоры на ярусах выглядят парадно благодаря расцветке и рисунку ковровых дорожек, стильным диванчикам и зеркалам. Служители имеют особую форму, которая подчеркивает императорский статус первого российского публичного театра. Внешний вид служителей вызывает у публики почтение.

Этот солидный мужчина разрешил запечатлеть его и сказал мне, что униформа сохранила свой исторический фасон. Но хорошее старое в театре соединяется с достижениями нашего времени. Весь технический персонал театра снабжен радио связью, и таким образом гардеробщики, например, быстро обмениваются инфрормацией о наличии свободных мест и грамотно разделяют потоки публики, не создавая толкотни. По сегодняшним меркам, коридоры на ярусах и гардеробы тесноваты, поэтому наличие такой связи не является лишним для обеспечения комфортного пребывания публики.
Так выглядят коридоры перед ложами второго яруса:

Лестница, по которой публика поднимается на ярусы, имеет аналогичное ковровое покрытие.

Лестничные площадки украшают зеркала.

Я. конечно же, не могла не обратить внимание на «породистую » мебель старинного образца : массивный диван

и легкие диванчики — банкетки.

Туалет, расположенный на втором ярусе, имеет современный вид.

Некоторые предметы мебели, установленные здесь, не лишены элегантности ( столик и диванчик).

Есть в театре особое фойе — рядом с Царской ложей. Оно впечатляет изысканной красотой оформления: зеркала в красивом обрмлении, мраморные камины, украшенные бюстами А. Пушкина и А. Грибоедова, рисунки на потолке,

ковер, восхищающий своей радостной цветовой гаммой и гармоничным сочетанием орнаментов.

В новогоднее время здесь ставят елку и фойе приобратает особенно праздничный вид.

Неповторимость этому небольшому помещению придает небольшой балкончик с золоченой решеткой.

Рядом с Царской ложей находится буфет, который, судя по количеству посетителей, пользуется успехом.

Мне помещения буфета показались тесными, но детали оформления понравились: зеркало, люстра, портьеры — все отвечает требованиям хорошего вкуса.

Если вы придете в театр приобретать билеты, то в помещнии первого этажа можете увидеть две большие фотографии, запечатлевшие труппу театра 19 века и ее сегодняшний состав. Сравнивая фотографии, отдаешь предпочтение снимку 19 века. Человек, сделавший ее, был настоящим профессионалом: удивляешься замечательному качеству фотографии, четкости изображения и мастерству фотографа, который, подобно художнику, создал композицию группового портрета, в которой все персонажи хорошо просмариваются и обладают индивидуальностью. Актеры на фото, как живые!

Фотография нашего времени не впечатляет, несмотря на то, что она цветная. Не чувствуется свободы, непосредственности и естественности в позах артистов, фотография какая-то скучная, невыразительная. Все стоят и сидят анфас, так, как будто делают фото для официального документа. Современный фотограф явно не обладает творческой жилкой и художественным чутьем.

Рядом с входом в кассу театра находится небольшой сувенирный магазин, ассортимент которого разнообразен: книги, ювелирные изделия, сумки, платки, бокалы — сувениры на разный вкус и кошелек. Многие из них с символикой Петербурга.

Именно здесь я приобрела интересную книжку карманного формата о С. Дягилеве. Рядом с сувенирным магазином установлена витирина с костюмами из легендарного спектакля по драме Ю. Лермонтова «»Маскарад».

Несколько о слов о местах, с которых я смотрела спектакли и советов людям, которые редко бывают в театрах и порой не знают о важных деталях при покупке билетов. В Александринский театр я покупала билеты в ложи 2-го и 3-го ярусов ( они приемлемые по цене). Чтобы сидеть в первом ряду и хорошо видеть сцену, нужно брать места с нечетными номерами ( 1,3). Билеты с четными номерами ( 2,4) находятся в ложе во втором ряду. Часто с этих мест почти не видно сцену. Если вы приобрели подобный билет, то возможно, вам придется весь спектакль провести на ногах. Конечно, лучше всего брать билеты в центральные ложи, из них отличный обзор сцены. Но однажды пришлось купить билет в ложу, вторую по счету от сцены. Видно было вполне прилично, но оказалось, что рядом расположены динамики. Громкий звук при трансляции некоторых музыкальных номеров очень мешал, приходилось зажимать уши. здесь Как — то на «Отзовике» я прочитала рассказ женщины, которая получила стресс, оказавшись на местах, с которых ничего не было видно. Поход в театр она приурочила ко Дню рождения и предвкушала получить чудесные впечатления, но вынуждена была уйти в слезах задолго до окончания спектакля. Поэтому, приобретая билеты, обязательно поинтересуйтесь у кассира об удобстве оплачиваемых мест, чтобы не было разочарования.
И еще, оказывается, если вы пенсионер и придете в кассу до часа дня, то получите скидку на билеты, точно не помню 10 или 20%. Это можно уточнить, позвонив в кассу театра перед его посещением.
На этом завершаю свой длинный рассказ и благодарю всех за внимание к нему!

Читайте также  Пизанская башня почему наклонена

Александрийский театр – старейший храм искусств Санкт- Петербурга

Александрийский театр в Санкт- Петербурге

Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр) – старейший национальный театр России, прародитель российских театров. Со дня основания до 1917 года являлся главным императорским театром, судьбой которого руководили российские императоры.

Александрийский театр – исторические даты и события

Александрийский театр, утвержденный императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года, в день Святого Александра Невского, построен в глубине площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра.

Архитектор Карл Росси, построивший великолепное здание театра в центре Невского проспекта, разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним. Назван театр в честь супруги императора Николая I, Александры Федоровны, которая помогала разрабатывать дизайн лож и ротонд здания.

Рождение театра

Александрийский театр построен на болоте. Создавая фундамент, в землю вбили 3000 дубовых свай. Сложная система дренажа из специальных колодцев и труб ограждала здание от затопления.

Конфуз все-таки случился: в 1932 году в театре ожидали высоких гостей и забетонировали случайно обнаруженные отверстия в стенах. К удивлению хозяев, зрительный зал и фойе затопило так, что вызванная Кировым пожарная машина с мощным насосом не справилась с наводнением, вода не убывала.

Тогда срочно соорудили подмостки, покрыв их коврами. Гости не заметили оплошности хозяев, только одна из актрис позднее сообщила начальству театра: «У нас здесь что-то хлюпает».

Впервые при строительстве Александрийского театра использовано смелое инженерное решение – чугунное перекрытие сводов. Ложи зрительного зала поднимаются чугунными консолями, закрепленными в стенах. Это улучшило обзор зала и акустику.

Новаторское решение опротестовали инженеры и чиновники, ведавшие строительством. Архитектор пытался доказать безопасность проекта, но Николай I приостановил строительство.

Тогда Карл Росси, обратившись в строительный департамент, написал: «В случае несчастья в упомянутом здании пусть тотчас же меня повесят на одном из стропил».

Перекрытие установили на земле, испытав четырехкратной нагрузкой. Убедившись в безопасности проекта, устроили перекрытие сводов, которое прослужило без ремонта 170 лет. Кроме того, в театре было устроено паровое отопление.

Архитектор Карл Росси

Император Николай I, посетив театр, пришел в восторг от мастерства архитектора. В знак признательности Карл Росси получил в пожизненное пользование ложу № 14 второго яруса. Архитектор воспользовался подарком, чтобы поправить свое материальное положение – он продавал билеты в ложу.

Александрийский театр был доступен и простолюдинам, они занимали места на верхнем ярусе, на обыкновенных скамейках. Зрители не пересекались, места за креслами отгораживали от партера, и входы туда были разными.

Однажды в ложе, по билетам, проданным Росси, оказались рядом знатный дворянин, купец и кучер. Возмущенный вельможа устроил скандал, о котором донесли императору. Николай I, обидевшись на архитектора, лишил его ложи и больше не дарил подарков.

Архитектура и обзор фасада

План театра прост: прямоугольный главный фасад обращен к площади и Невскому проспекту. Архитектура легкая, грациозная. Рустовые стены первого этажа служат основанием для колоннад, украшающих фасад.

Здание в стиле русского классицизма сочетает простоту, торжественность и пропорциональность частей и деталей. В центре переднего фасада – многоколонная лоджия, прорезанная неглубокими нишами со статуями муз Терпсихоры, Клио, Мельпомены, Талии.

Лоджия завершается широким фризом с античными театральными масками и лавровыми гирляндами, опоясывающими здание. Боковые фасады выполнены в виде выступающих восьмиколонных портиков. Задний фасад украшают пилястры.

Нижняя часть – с просто решенными входными дверями. Боковые портики образуют два крытых подъезда. В оформлении фасада использованы скульптуры. Аттик главного фасада венчает квадрига Аполлона, вычеканенная из листовой меди.

Аполлон, сын Зевса и покровитель искусств, облаченный в свободную одежду, стоит в нарядной колеснице, влекомой четверкой коней. В правой руке Аполлона – лавровый венок, в левой – кифара.

Лоджия с мощной колоннадой и лепными рельефами, богатые украшения карнизов и фризы, барельефы и ритмические линии окон, арок и балюстрад составляют торжественный ансамбль архитектурной симфонии театра.

Интерьер и особенности зрительного зала

Внутренние помещения по сравнению с фасадом выглядят скромнее. Вестибюли, лестницы и фойе устроены без особой парадности. Торжественно и нарядно убранство зрительного подковообразного зала, выполненного в многоярусной системе с ложами, амфитеатром и просторным партером.

Ложи – с наклоном к сцене. Барьеры ярусов вызолочены декоративным орнаментом. Первоначальная бархатная голубая обивка заменена на пунцовую: масляные лампы, освещающие зал, закоптили стены и живопись.

Пятиярусный зрительный зал отличается удачной акустикой. С любого места в зрительном зале, вмещающем 1700 человек слышен каждый шепот, произнесенный актерами со сцены, что усиливало впечатление от спектакля. Отделку зрительного зала дополнял живописный плафон с изображением Олимпа и Парнаса.

Творческая жизнь в разные периоды

Александрийский театр – эмблема Северной столицы, в XIX веке театр – главное развлечение знати, ходить пешком сюда считалось неприличным, поэтому в дни театральных премьер к подъезду театра выстраивалась очередь великосветских экипажей. Перед зданием разбили сквер, в котором в 1873 году по приказу Александра II установили памятник Екатерине II.

Театральный репертуар постоянно обновлялся – спектакли ставили каждую неделю, поэтому использовали суфлеров: выучить роль в недельный срок было невозможно.

После 1917 года революционные деятели требовали ликвидировать императорский театр – «старый мир буржуазного искусства», но он устоял. 7 декабря 1919 года ему присвоили имя «Петроградский государственный академический театр драмы» с репертуаром историко-революционного содержания.

В 1937 году театру присвоили имя Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, на сцене шли лучшие пьесы о войне. Осенью 1944 года вернулся в Ленинград. С 1991 года называется Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр).

Стены Александрийского театра хранят память о деятелях Российского государства и политиках, военачальниках и деятелях культуры. Здесь прошли премьеры произведений русской драматической классики.

На сцене играли знаменитые русские актеры: Каратыгин и Мартынов, Симонов и Черкасов, Меркурьев и Фрейндлих. Сцену украшали дарования прославленных актрис: Семеновой и Савиной, Комиссаржевской и Ургант.

Сегодня на сцене Александрийского театра работают Паршин и Мартон, Карелина и Волков, Семак и Смирнова, Сытник и Кузнецова. В театре работали великие режиссеры: Мейерхольд и Вивьен, Козинцев, Товстоногов и Акимов.

С театром сотрудничали великие художники: Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы – Глазунов, Шостакович, Щедрин. С 2003 года художественный руководитель театра – режиссер с европейским именем, народный артист России Валерий Фокин.

Капитальный ремонт

В 2005 году в театре начался капитальный ремонт – первый в истории театра. Было решено вернуть облик конца XIX века с одновременным оборудованием по последнему слову техники.

Обновление фасада и интерьера

Фундамент и стены здания остались прежними, остальное – новодел, но почувствовать это невозможно.

Восстановлены внутренние интерьеры и отремонтированы инженерные сооружения, завезено новое сценическое оборудование и устроена система кондиционирования. Стоимость ремонта – 1400 миллионов рублей.

Приятная неожиданность: на потолке императорской ложи под слоем штукатурки обнаружили роспись голубого неба с золотыми звездами, выполненную по просьбе супруги Николая I, Александры Федоровны. После реставрации у театра появился музей: семь залов экспозиционных костюмов, в которых играли актеры от появления театра и до наших дней.

Новая сцена

15 мая 2013 года торжественно открыли Новую сцену – уникальный комплекс, построенный по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова между площадью Островского и набережной Фонтанки.

Новая сцена – многоуровневое пространство с четырьмя залами неодинаковой вместимости, просторное двухуровневое фойе, оборудованное световым, звуковым, видео – и медиа -оборудованием.

В Медиацентре Новой сцены – идеальные площадки для встреч, мастер-классов и кинопоказов на 100 зрительских мест. Интернет-трансляции с площадки Новой сцены воспроизводятся на разнообразных интернет-ресурсах.

Летом 2016 года на Новой сцене открылась площадка Крыша, где регулярно проходят премьеры сезона и встречи, выставки и поэтические чтения, концерты. В августе 2014 года театру присвоили статус Национального достояния.

Сцена третья

«Московская сцена предназначается в первую очередь для того, чтобы создать федеральный центр национальных театров России. Конечно, она даст возможность национальным театрам представить свои работы столичной публике, но это будет не просто гастрольная площадка, — говорит художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. — Очень важно создать здесь условия для реализации совместных проектов ведущих театральных коллективов с национальными театрами. Такое взаимопроникновение позволит увеличить интерес к национальным театрам, и, надеюсь, сможет обогатить режиссуру самобытными театральными приемами, обогатить язык театра. Мы надеемся воплотить эту идею в ближайшем будущем».

Современный опыт строительства Александринский театр имеет успешный и даже уникальный. Это один из немногих, если не единственный российский театр, объекты которого сдаются по сметам и точно в срок. Но что еще важнее, эта уникальность в полной мере относится к дальнейшему художественному освоению пространства. Первый пример — завершенная в 2006 году научная реконструкция-реставрация исторической сцены театра, шедевра мировой архитектуры. Второй — высоко технологичный комплекс Новой сцены Александринского театра, открытой в 2013 году. Оба проекта имели в своей основе в первую очередь именно художественные, театральные задачи. Фундамент строительства сцены Александринского театра в Москве — это тоже новая большая художественная задача. Возможно, одна из самых амбициозных театральных задач последнего времени. И понять ее во всем объеме еще только предстоит не в теории, а на практике.

Читайте также  Республика мальта достопримечательности

Своей московской площадки Александринский театр никогда не имел, даже в бытность Дирекции императорских театров. Русские драматические императорские театры — Александринцы в Петербурге и Малый театр в Москве — были разными художественными организмами.

Свое имя «Александринский» театр получил в XIX веке, тоже, так сказать, в ходе строительства ныне действующей исторической сцены, в честь императрицы Александры Фёдоровны. Но летопись свою ведет с XVIII века, от создания императрицей Елизаветой Петровной первой русской драматической императорской труппы. Со времени основания именно этот театр, по своей сути, и был Национальным театром России. И вот только теперь в XXI веке, эта функция национальной сцены оказалась выражена в новом официальном названии театра Национальный драматический театр России (Александринский театр). В этом названии зашифрована и идея строительства собственной сцены Александринского театра в Москве — это идея современного развития, взаимообогащения национального сценического искусства нашей многонациональной страны.

Построить строить сцену Национального драматического театра России — Александринского театра России в Москве планируется в Коломенском, на пересечении проспекта имени Андропова и Нагатинской улицы, в границах бетонной, девятиэтажной, с двумя подземными этажами коробки, изначально возведенной под строительство филиала МХТ им. Чехова.

Как объясняют в Александринском театре, в перспективе на этой сцене могут развиваться мировые совместные проекты, копродукции, творческие лаборатории, гастроли. Национальный театр будет открыт мировому, международному опыту. Именно для этого Александринскому театру нужно расширение на Москву, считают александринцы — если такой центр работает именно в столице — это своего рода знак уважения к участникам. Но что не менее важно, такой центр даже в рассуждении логистики проектов правильнее открывать в Москве. Хотя бы в силу географического положения действующей столицы, и потому, что это более мощный транспортный узел.

Дизайн-проект общественных пространств Московской сцены Национального драматического театра России (Александринского театра) представила на пресс-конференции в Александринке соучредитель архитектурного бюро UNK project Юлия Тряскина. В основе этой концепции — создание современного и многофункционального культурного пространства. Общая площадь здания театра составляет более 30 тысяч квадратных метров, главный зал вмещает 650 зрителей, малая сцена — 200. В комплекс театра войдут также медиастудия, гримерные, рекреационные зоны. Главный зал и сцена — трансформеры, малая сцена — black boх.

Предполагается, что конкурс на строительство может быть объявлен не позднее начала 2021 года, который станет юбилейным для Александринского театра: 30 августа 2021 года театру исполняется 265 лет. Что касается сроков реализации проекта, то на пресс-конференции прозвучал предположительно 2024 год.

Александринский театр

Адрес: СПб, пл. Островского, д.6, Телефон: +7 (812) 380-8050, +7 (812) 710-4103 (администратор)

Как добраться от метро: от станции метро Гостиный двор пешком дойти до Екатерининского парка и обойти памятник Екатерине II, 5 минут

Александринский театр

Тем кто сомневаются в петербургском характере Александринского театра стоит обратить внимание на неприметный люк в зрительском фойе этого храма Мельпомены из под которого глухо доносится журчание воды. Как и весь наш город, Александринский театр стоит на болоте, причем на одном из самых топких участков. Вода из этого болота питала речке Кривушу, впоследствии превратившуюся в Екатерининский канал (Канал Грибоедова). Именно поэтому, до начала XIX века это место в самом центре Петербурга остался незастроенным, к радости любителей собирания клюквы и морошки в двух шагах от Невского проспекта.

После победоносного завершения наполеоновских войн, статус России как великой державы был наконец-то признан ведущими европейскими странами. Облик Петербурга должен был соответствовать величию империи и в последующие десятилетия улицы Северной столицы украсились помпезными зданиями в стиле ампир. Александринский театр открытый в 1832 году, к 20-летию победы над Наполеоном, был одним из детищ этого строительного бума.
Здание театра напоминающее античный храм было построено по проекту Карла Росси. В оформление фасада здания были использованы как атрибуты искусства, так и символы воинской славы, напоминающие о славном юбилее, к которому было приурочено строительство Александринского театра.

Отдельного замечания заслуживает крыша и фундамент этого помпезного сооружения. Для потолочных перекрытий Росси использовал цельные металлические конструкции. По тому времени это была передовая технология, вызывавшая много вопросов. Согласно легенде, уверенный в своих выкладках Росси заявил, что если металлические перекрытия рухнут, он готов быть повешенным на их обломках. Произнося эти громкие слова, Росси ничем не рисковал, в блаженную эпоху Николая Павловича, смертная казнь в России, слава богу, была отменена. А под фундамент Александринского театра по венецианским технологиям было забито более 3000 дубовых свай, обеспечивших устойчивость здания на болотистой почве. Некоторые подземные реки были заключены в трубы и каналы.

Имя для театра было выбрано в честь императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.
Сегодня мы знаем Александринский театр как «Дом русской драмы», но изначально на его сцене выступали немецкая и французская труппа, балет, давались оперные спектакли. Только с 1836 года на сцене Александринки стали ставить преимущественно драматические постановки.

Постепенно Александринский театр завоевал репутацию самой известной сценической площадки России. В его стенах Николай I смеялся над гоголевским «Ревизором». Из зала Александринского театра бежал Чехов после провала премьеры «Чайки». Именно представленный на Александринской сцене 25 февраля 1917 года «Маскарад» Всеволда Мейрхольда стал последним спектаклем Российской империи. Роскошный зрительный зал Александринского театра с великолепной акустикой собирал самую изысканную публику. Немногие знают, что в нем стоят те же самые кресла, что и в XIX веке. Театроведам известно на каком месте партера сидели Достоевский, Островский, Чехов и другие наши замечательные классики.

Высокая репутация Александринки была обусловлена высочайшим мастерством актеров выходивших в его стенах под свет рампы. Это и легендарные театральные семейства Каратыгиных, Самойловых, Брянских; В. Аксенов, А. Мартынов, В. Комиссаржевская и многие другие. Именно они сформировали особый «Александринский» стиль игры, где роль четко «рисовалась» при помощи пластики и интонации.

В XIX веке аристократы подъезжали к театру в каретах по галерее, которую сегодня называют «конюшенным фойе» — сейчас там находятся кассы театра. По воздуховодам Александринки подавался аромат французских духов. Для августейших особ на втором этаже театра находилось так называемое «царское фойе», ведущее из директорского кабинета прямо в царскую ложу. Попутно заметим, что в зале есть еще две VIP ложи. Они расположены с правой и с левой стороны от сцены. Одна из них директорская, а вторая «особая», предназначенная для специальных гостей и сотрудников спецслужбы. Кроме директора театра в них может попасть только особо доверенная уборщица.

Стоит ли говорить о том, что после революции все это великолепие пришло в упадок?
На свою беду, творческий коллектив театра после известных событий октября 1917 года занял активную гражданскую позицию, и вместо спектаклей несколько недель митинговал в актерском фойе, переживая за Временное правительство и Учредительное собрание.

Последствия столь опасного политического демарша дали о себе знать спустя десятилетие.
В 1932 году в Ленинграде было торжественно отпраздновано 100-летие Александринского театра. Подвох заключался в том, что коллектив театра вел свою историю от указа Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года об учреждении «Русского для представлений и комедий театра». Теперь же история театра укорачивалась почти на полвека, а старейшими профессиональными театрами России становились Малый и Художественный театр Москвы. С 1937 года Александринский театр стал называться Государственным Академическим театром драмы им. А.С. Пушикна. Название «Александринский» было возвращено театру только в конце 1990-х годов.

Невзирая на все перемены, театр продолжал оставаться важным центром культурной жизни страны. На сцене Александринки работали легендарные советские режиссёры — Леонид Вивьен, Георгий Товстоногов, Николай Акимов, но к концу XX века в творчестве коллектива стали заметны признаки кризиса и упадка. Стремясь спасти ситуацию руководство театра привлекло к работе молодые силы, что повлекло за собой «режиссерскую чехарду», когда в 90-х годах в театре работали десятки режиссеров различных поколений и творческих взглядов.

С началом XXI века в жизни театра началась новая, блестящая, хотя и не лишенная забавных парадоксов эпоха. В 2006 году, Александринский театр помпезно отпраздновал свое 250-летие, тем самым подчеркнув, что считает себя старейшим профессиональным театром России, и ведет свое летоисчисление с 1756 года. К знаменательной годовщине, здание, построенное Росси, было капитально отремонтировано. Что еще важнее, — театр получил передовое сценическое оборудование, что позволяет показывать зрителям самые высокотехнологичные спектакли Европы и Америки.

Читайте также  Часовая башня выборг

Нынешний Александринский театр тщательно культивирует свой «Императорский» статус, что проявляется во всем, от бакенбард вышколенных служителей, до цен в буфете, где бутерброд стоит дороже билета на спектакль. Облик «солидного театра для солидных театралов» является очень притягательным для туристов, в особенности для иностранцев, любящих летом посмотреть на сцене Александринки «Кирофф-балет» в постановке Бориса Эйфмана.

Александринский театр позиционирует себя как хранитель академических традиций русской сцены, но на данный момент художественным руководителем актерского коллектива является московский режиссер Валерий Фокин, работающий в творческом партнерстве с московским художником Давидом Боровским-Бродским (что косвенно подрывает теории о петербургских корнях отечественного театра). Забавным моментом является тот факт, что Фокин позиционирует себя как последователь Всеволода Мейерхольда, великого революционера русской сцены, отнюдь не питавшего пиетета к академизму. Последние известные спектакли Александринки: «Ревизор», «Женитьба», «Гамлет», демонстрируют верность Фокина мейрхольдовскому наследию. Трапеций с голыми боярами на сцене Александринского театра пока нет, но действие спектакля «Женитьба» разворачивается на катке, по которому фланирует Подколесин в трусах и цилиндре.

Впрочем, как говорил Дэн Сяо Пин, «неважно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Несмотря на злословие критиков и предынфарктное состояние старых театралов покидающих зрительский зал на двадцатой минуте спектаклей, обновленный Александринский театра вернулся в число лучших театральных коллективов страны, а его постановки неизменно удостаиваются самых престижных наград на национальных и международных фестивалях.

Разумеется, как у всякого уважающего себя петербургского учреждения, у Александринского театра есть свои приметы и традиции. Так, работники театра никогда не ходят напрямик через расположенный перед театром сквер с памятником Екатерине II, и не проходят под боковыми галереями театра. Каждый год, 30 августа, руководство театра совершает паломничество в Петропавловскую крепость, на могилу Елизаветы Петровны, прося безвременно усопшую «веселую императрицу» о небесном покровительстве перед началом нового театрального сезона.

Новая сцена Александринского театра

г. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д. 49а.

Новая сцена Александринского театра

г. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д. 49а.

Ближайшие мероприятия в категории «Концерты»

Другие площадки

Клуб «А2 Green Concert» (Санкт-Петербург)

г. Санкт-Петербург, Проспект медиков, д. 3.

Театр «Кот Вильям» на Испытателей

г. Санкт-Петербург, Проспект Испытателей, д. 30, ТЦ «Миллер», 3-й этаж.

г. Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 24.

СК «Юбилейный» (Санкт-Петербург)

г. Санкт-Петербург, Проспект Добролюбова, д. 18.

Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 7

БКЗ «Октябрьский» (СПб)

г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 6.

Особняк на Дворцовой набережной, 20

г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, д. 20.

Aurora Concert Hall (Санкт-Петербург)

г. Санкт-Петербург, Пироговская набережная, д. 5/2.

Ледовый дворец (Санкт-Петербург)

г. Санкт-Петербург, Проспект Пятилеток, д. 1, лит. А.

Севкабель Порт (Санкт-Петербург)

г. Санкт-Петербург, Кожевенная линия, д. 40.

Александринский театр

Александринский театр располагается на площади Островского, близ Невского проспекта. Первый театр на этом месте появился ещё в 1801 году. Архитектором В. Бренной тогда был перестроен один из садовых павильонов усадьбы Аничкова дворца для нужд антрепренёра Казасси. Заведение было названо театром Казасси. После пожара в Большом театре в 1811 году зодчий Тома де Томон предлагал перестроить этот театр, расширив его сцену и зал. Но этому помешала война 1812 года.

Разговоры о перестройке театра вновь продолжились после войны, когда император Александр I вернулся в Санкт-Петербург. Для нового владельца Аничкова дворца великого князя Николая Павловича пространство усадьбы привели в порядок, но на перестройку заведения Казасси денег не хватило. В это время средства шли на строительство здания Главного Штаба. Несмотря на отказ от строительства театра, проект площади с новым зданием в 1810-х годах составил Карл Росси, занимавшийся переделкой интерьеров Аничкова дворца.

Проект Росси начал воплощаться в жизнь с приходом к власти Николая I. Император пожелал перестроить площадь перед великокняжеским дворцом, что и было поручено архитектору. 5 апреля 1828 года проект был утверждён, а на следующий день создана Комиссия «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов». Во главе комиссии встал Н. Селявин, вице-президент Кабинета. Помощниками Росси на стройке стали архитекторы Н. Ткачёв и И. Гальберг.

К весне 1828 года владельцам необходимых для строительства участков из казны было выплачено 950 000 рублей. Тех, кто не спешил освободить место, выселили насильно за одну неделю.

Для фундамента театра в грунт забили около 5 000 свай. Стены здания возвели в этом же году. В 1829 — начали устанавливать перекрытия, которые архитектор задумал выполнить из металла. Против такого решения выступил генерал-инженер П. Базен, возглавлявший Комитет для строений и гидравлических работ. Свои сомнения в надёжности металлических перекрытий он выразил в рапорте императору. Николаем I была создана комиссия в целях освидетельствования проекта «устройства металлических стропил и крыши вновь строящегося театра на Невском проспекте, выдержат ли стены и стропила тяжесть машин и не будет ли опасно сие устройство». Работы на Александровском чугунолитейном заводе М. Кларка, изготавливавшем эти конструкции, были приостановлены. От Карла Росси и М. Кларка потребовали предоставить модель и объяснения. В связи с этими событиями императору архитектором Росси было написано следующее письмо:

После осмотра 19 сентября 1829 года готовых металлических конструкций на заводе Кларка Николай I объявил решение: «. каменное устройство стен для металлической кровли продолжать и немедля поставить несколько железных стропил для крыши для испытания, равно поставить чугунные стропила и над сценой по сделании над ними опыта наперёд на заводе. » Испытание состояло в проверке прочности стропил подвешиванием на каждой из них груза весом в 40 тонн. Таким образом, проект Росси всё же был принят к исполнению.

Проект убранства зала не был полностью воплощён в жизнь. Архитектор задумывал его более нарядным, нежели было исполнено. Бронзу и медь заменили резьбой по дереву и художественной росписью. Такое решение было принято из-за нехватки средств, которые в это время шли на нужды армии. Оформление зрительного зала на основе эскизов Росси создавали охтинские резчики, лепных дел мастера Н. Сипягин и М. Соколов, художники братья Додоновы.

Николай I желал видеть обивку зрительного зала красной тканью. Росси объявил императору, что такой в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. Таким образом Росси добился реализации своего замысла — украсить зрительный зал обивкой голубого цвета.

Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 года. На следующий день газеты писали:

Театр назвали в честь жены императора Николая I Александры Фёдоровны. С тех пор его называют «Александринка». Здание вошло в единый архитектурный ансамбль площади Островского. Над колоннадой фасад театра украшает квадрига, управляемая богом искусств Аполлоном. Автор скульптуры — С. С. Пименов. Квадригу Аполлона изготовили мастера Александровского завода. За эту работу мастера Пётр Катеринин и Пётр Одинцов, а также подмастерье Рогозин получили серебряные медали на аннинских лентах, а мастер Андрей Маликов получил золотую медаль.

Александринский театр изначально находился в ведении Министерства Императорского двора. Его стены Росси были окрашены в светло-серый цвет [2, с. 540].

В год открытия Александринского театра на основании императорского повеления дирекция предоставила Карлу Росси в безвозмездное и вечное пользование билет в ложу №14 второго яруса. 14 января 1837 года директор императорских театров Гедеонов доложил министру двора:

После этого случая Росси было объявлено о том, что следующий подобный инцидент завершится для него лишением билета.

Когда-то в дни театральных премьер и бенефисов у подъезда к Александринке выстраивалась длинная очередь из карет и экипажей. Среди «золотой молодёжи» того времени было неприлично ходить в театр пешком, поэтому предприимчивые извозчики специально ставили свои кареты вблизи театра, на Невском проспекте. Оттуда молодые люди и подъезжали к месту назначения.

Накануне 1849 года Николай I захотел обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Он приказал увеличить четыре ложи около сцены и заменить обивку зала на красную, что было поручена Карлу Росси, который создал два проекта переделок. Эта работа стала последней для 72-летнего архитектора [2, с. 567, 568].

В советское время театр получил название «Академический театр драмы им. А. С. Пушкина». С приобретением этого имени он стал называться ещё и «Пушкинским».

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: