Владимирский собор киев

История, современное положение и адрес собора святого князя Владимира в Киеве. Расписание богослужений, деятельность прихода, престольные праздники, святыни и настоятели. Как добраться до Владимирского собора.

Владимирский собор киев

Собор святого князя Владимира в Киеве

Собор Святого Владимира является главным храмом православной церкви Украины, современная святыня — хранительница христианских ценностей, созданных руками знаменитых художников того времени.

История постройки

В середине XIX века митрополитом Киевским и Галицким Филаретом было послано прошение царю Николаю Первому о строении в Киеве храма в память о великом князе Владимире, Ясно Солнышко.

Другие православные храмы Киева:

При этом митрополит Филарет подчеркнул, что не ждет от государства помощи, ибо строительство будет вестись на благотворительные средства, собранные среди населения и меценатов. Император ответил положительно и выделил для создания проекта будущего храма архитектора, им стал И. Штром.

1855 год ознаменовался восхождением на российский престол нового царя Александра ІІ, который в 1857 году лично прибыл в Киев для выбора места строительства будущей христианской святыни города. Им была выбрана площадка между бульваром Бибикова и улицей Фундуклеевской.

Ныне Владимирский храм располагается на бульваре Тараса Шевченко, неподалеку от государственного университета, в 1857 году он носил имя Владимира Великого.

В 1862 году в основание новой церкви был заложен митрополитом Киевским и Галицким Арсением первый камень.

После ухода в Небеса епископа Филарета значительно уменьшился приход пожертвований. Новоизбранный митрополит Исидор уделял проблемам возведения нового храма намного меньше времени, чем Филарет, для которого Владимирская обитель была любимым чадом.

Выбор проекта

И. Штром через 2 года предложил комиссии для рассмотрения готовый проект, по которому собор святого Владимира должен был иметь 13 куполов, но после перерасчета сметы, число куполов уменьшили до семи, и строительством занялся архитектор Беретти предложивший великолепный проект, позволявший уменьшить число куполов, но расширить внутреннее пространство будущей национальной святыни Киева.

Беретти перед разработкой проекта киевской святыни объехал храмы России, восхищаясь архитектурой древнерусского стиля, но в результате выбрал византийский.

За 4 года возвели главное здание, но накрыть его не смогли, ибо из-за нарушения технологии строительства и неправильных расчетов появились глубокие трещины вдоль стен, это потребовало остановки всех строительных работ практически на 20 лет. За это время архитектор Беретти глубоко переживал за совершенные просчеты, заболел и умер.

10 лет строительство было заморожено, и только после приезда царя работы были продолжены.

Завершение строительства

Завершил строительство Владимир Николаев, учившийся в свое время у Рудольфа Бернгарда, который произвел математические расчеты, позволившие укрепить стены, и ликвидировать разрушения.

  • В 1882 году после укрепления стен начались работы по внутренней отделке, которую проводили с учетом архитектуры времени, когда правил Владимир Великий.
  • В конце лета 1896 года состоялось освящение Свято-Владимирского собора в Киеве. Обряд освящения проводил Высокопреосвященный митрополит Иоанникий в присутствии императора России Николая Второго и его семьи.
  • В 1913 году патриархом Антиохийским и всего Востока Георгием Четвертым было проведено в Свято-Владимирском соборе два торжественных богослужения.
  • В 1914 году появилось Свято-Владимирское братство.

Внутреннее убранство и роспись

К росписи главного храма Киева были привлечены знаменитые художники:

  • В.Васнецов;
  • М.Врубель;
  • М.Нестеров;
  • С.Костенко и другие.

Для изготовления основания иконостаса использовали мрамор, им же, только в разноцветном варианте, произвели иконостасную отделку и мозаику пола.

Мраморные глыбы везли из стран Европы, венецианские мастера были задействованы в выкладывании мозаики, а поставкой серебряной утвари занималась ювелирная компания Хлебникова, работающая в разных стилях.

Храмовые стены украсили картины из библейских историй, здесь нарисованы портреты не только святых, мучеников, но и знаменитых личностей, оставивших след в русском христианстве, среди них Александр Невский, княгиня Ольга.

Интересно! О Крещении Руси Владимиром, князем Киевским, и самих киевлянах в тот момент расскажет целая композиция, выполненная Виктором Васнецовым. В этом памятнике российскому православию остались васнецовские шедевры в виде икон «Царица Небесная» и «Богоматерь с Младенцем», изображение которой по легенде художник увидел на стене.

Правый неф расписан Врубелем, мастер Фролов создавал мозаики удивительной красоты и содержания.

Послереволюционные времена и восстановительный период

Владимирскому храму повезло намного больше остальных российских христианских святынь, он не был разрушен после революции. В святых стенах основали музей религии, параллельно здесь хранился архив города.

Удивительная история этого храма в период военной оккупации во время отечественной войны. Если учесть, что Киев во время отхода немцев практически был разрушен, то Владимирский собор не только выстоял в это время, а был частично восстановлен после разграбления. В 1944 году он получил статус кафедрального храма при митрополите Киевском и Галицком.

В честь 1000-летия Крещения Руси Великим князем Владимиром в кафедральном храме прошли торжественные богослужения.

После распада Советского Союза в 1992 году Владимирский собор был захвачен силами националистов и передан Украинской православной церкви Киевского Патриархата под руководством митрополита Филарета.

В 1995 году митрополит Филарет избирается патриархом Киевским и Всея Руси-Украины, однако, Синод Константинопольской православной вызнал этот собор каноничным только в 2018 году, когда православная церковь киевского патриархата получила Томос.

Святыни кафедрального храма

Ежедневные богослужения проходят параллельно с проведением экскурсий, во время которых можно узнать полную историю строительства украинской православной жемчужины и побывать около храмовых святынь.

  • Мощи святой великомученицы Варвары привлекают паломников и желающих помолиться святой, акафист которой читается на утренней службе, по вторникам.
  • Чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость» является одной из святынь храма.
  • Много молящихся и перед святым ликом Николая Угодника с ковчегом частиц его мощей.
  • Одной из основных помощниц верующих является святой образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница».

Информация для посетителей и гостей

Киев — уникальный город со старинной историей, но каждый гость считает обязательным посетить во время пребывания в столице Украины Владимирский Кафедральный собор, чтобы насладиться его величием и красотой.

Владимирский собор находится в самом центре Киева, на бульваре Тараса Шевченко, 20.

Самый удобный способ доехать до Владимирского храма — метро, из любой его ветки надо пересесть на поезд, идущий до станции «Университет». Выйдя из метро, нельзя не увидеть величественное здание.

Также можно воспользоваться автобусом под номером 24 или 114 А.

Ежедневно прихожане приходят в 9.00 на утреннюю литургию, а вечернее богослужение начинается в 17.00.

Совет! Желающие участвовать в Таинстве исповеди и причастия, принять Таинство Крещения или венчания, должны предварительно договориться со священнослужителями.

Владимирский собор – старинный храм в Киеве с удивительной историей

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор в Киеве – собор святого равноапостольского великого князя Владимира, памятник просветителю Руси. Построенный в неовизантийском стиле на бульваре Тараса Шевченко, старинный храм – образец исторического портрета города, над украшением которого работали ведущие художники Российской империи.

О строительстве собора

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет письменно обратился к императору Николаю I с идеей возвести в Киеве перед празднованием 900-летия Крещения Руси храм в память о великом князе Киевском Владимире Святославиче.

Митрополит заверил Николая I, что храм возведут исключительно на благотворительные пожертвования. Император решил, что лучший памятник для святого князя-крестителя, озарившего Русь евангельским светом, будет сооружение в честь его величайшего храма и одобрил предложение.

Тогда митрополит Филарет объявил о сборе средств на строительство собора в честь Владимира Красно Солнышко (так князя называли в народе) и лично пожертвовал 7 тысяч рублей. Через 10 лет старанием простых людей и меценатов собрали огромную по тем временам сумму – 100 тысяч рублей.

15 июля 1862 года заложили фундамент здания по проекту архитектора Ивана Штрома, который предложил построить собор в неовизантийском стиле с 13 позолоченными куполами.

При проверке сметы оказалось, что на строительство требуется денег в 5 раз больше, чем собрано, поэтому число куполов уменьшили до 7. После смерти митрополита Филарета строительство приостановилось, так что на 10 лет о соборе забыли.

Благодаря вмешательству и помощи императора храм завершили в 1882 году, хотя освятили святыню только 1 сентября 1896 года после художественной отделки.

Владимирский собор в Киеве – гимн красоте

Славу Владимирскому собору принесли уникальные росписи выдающихся художников: Врубеля, Нестерова, Васнецова, Сведомского. Любуясь огромным собором длиной 55 м, шириной 30 и высотой с крестом– 49 метров, современники единодушно называли строение «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства».

Внешний вид

Собор выполнен по образцу древнерусских храмов эпохи князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Снаружи храм окрашен в два тона: темно-коричневые полосы тяг ярко выделяются на фоне жёлтых стен.

Фасад здания украшает великолепная мозаика, выполненная художником Александром Фроловым. Главный портал обозначен массивными бронзовыми дверями, сделанными из бронзы, с резьбой и ажурными набивками, с полукруглой ажурной аркой. В середине – золочёный крест.

Над главным входом – мозаичный образ святого Владимира, над южным – образ святой Ольги, над северным – Александра Невского. Украшают входы в приделы, как и в главном притворе, массивные двери.

Внутреннее убранство

При строительстве было решено, что внутренний вид помещения должен соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир. Интерьер отделывали по проекту профессора-искусствоведа Адриана Прахова, который пригласил для росписи собора Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, Павла Сведомского и Михаила Врубеля.

Храмовое убранство призвано увековечить память равноапостольского князя Владимира, крестителя Руси.

Внутри собор разделён на три части. Голубой свет дня свободно льется через большие окна, опоясывающие барабан центрального купола. В средней части – главный алтарь, здесь нет традиционно высокого иконостаса, алтарная преграда низкая.

В алтаре северного придела – жертвенник, имеющий значение пещеры, в которой родился Христос, и Голгофы – места страдания и смерти Спасителя.

Основная часть алтарной преграды состоит из мраморных светло-серых колонн, которые связывают арки, белые, с прекрасными резными украшениями. По аркам – сплошная лента изящных мозаичных выкладок. Золото стен и огни свечей тонут в золоте солнечных лучей.

Сзади колонн – невысокая темно-зеленая перегородка из мрамора. Над Царскими Вратами возвышается крест, убранный крупными искусственными камнями фиолетового цвета. В алтарном полукружии возвышается епископское место в виде трона.

Мрамор различных оттенков завезён из Испании и Бельгии, России и Франции, Италии Германии. Пол собора – разноцветная мраморная мозаика. Серебряная утварь, заказанная специально для Владимирского собора, сделана знаменитой ювелирной фирмой Хлебникова.

В ризнице – 87 облачений для священнослужителей из золотой, серебряной и красной парчи бархата. На стенах собора – орнамент в византийском стиле: сплетаясь между собой, цветы и листья чередуются с геометрическими фигурами. Среди орнаментов всюду блеск золота, утверждающий мощь, покой и богатство храма.

Читайте также  Королевский дворец в мадриде испания

Росписи Владимирского собора

Храмовые стены Владимирского собора украшены огромными композициями на библейские темы, которые иллюстрируют историю русской церкви.

Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит художнику Виктору Михайловичу Васнецову, который создал 15 композиций и 30 отдельных фигур, расписав 2840 квадратных метров стен Владимирского собора в Киеве.

Творения Васнецова

О крещении Руси Владимиром рассказывают масштабные композиции Васнецова «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Центральная фигура интерьера, выполненная художником, – «Богоматерь с Младенцем» – помещена во втором ярусе главного алтаря.

Богоматерь в лёгкой голубой ризе изящно и неторопливо идет навстречу зрителю. Царица Небесная несёт грешному миру своего Сына. Её большие, полные печали и любви, карие глаза ласково смотрят, выражая безграничное сострадание, что надолго приковывают к себе взоры посетителей.

Прекрасно её бледное озарённое внутренним светом лицо, полное величавого спокойствия, безграничной доброты и беспредельного смирения.

На руках у Богоматери – Младенец Христос, лик которого дышит детским восторгом. С высоты небес Он смотрит на грешный мир тёмными широко раскрытыми глазами и чуть приподнятыми руками благословляет его.

По обеим сторонам – 10 шестикрылых серафимов. Традиционный образ Богоматери, который художник считал главным делом своей жизни, получил под кистью Васнецова оригинальную трактовку, так что этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью».

Картина, окружённая золотым фоном, царит над собором, привлекая восхищённые взгляды каждого входящего в храм. Завершив работу над картиной, Васнецов произнёс сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу!».

Ниже Богоматери – изображение Евхаристии. В центре картины – Христос у престола, держащий в одной руке чашу, в другой – хлеб. Над престолом возвышается киворий – алтарная сень, поддерживаемая колоннами. По обеим сторонам кивория – Спаситель и два ангела с рапидами (жезлами) в руках.

С обеих сторон подходят к Христу с благоговейно сложенными руками святые Апостолы. Лик Христа дышит величием, Божественным спокойствием и сознанием важности совершаемого таинства.

На стенах алтаря – изображение пророков и святителей вселенской и русской церкви. В иконостасе – изображение Христа и Магдалины, в Царских Вратах – Благовещение и евангелисты. На столбах собора – изображение апостолов Павла и Андрея.

На главном куполе – Христос, благословляющий мир, изображён как вершитель судеб мира, источник Истины и Жизни. Взгляд Спасителя – строгий и милующий одновременно. Лик Христа окружает сияние.

Над окнами главного купола – картина «Преддверие Рая». В центре – три архангела, охраняющие врата Рая. Среди фигур – разбойник с тяжёлым крестом на плечах, Мария Египетская с крестом в руках, невдалеке – Борис и Глеб с отцом своим, святым Владимиром.

При входе в собор – картина «Страшный Суд». В центре – Спаситель мира со строгим и спокойным лицом. В тенях Его лица – неземная скорбь за мир и за грехи человеческие. Рядом – Богоматерь, стоит с опущенными глазами. Её лицо полно скорби и мольбы за грехи человечества, обращённой к Сыну.

Картины и фрески других художников

Галерею фресок Владимирского собора в Киеве рисовали 96 художников в течение 11 лет. Старанием мастеров храм стал художественной жемчужиной. Авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество как долг каждого человека перед Богом.

Эффект драматизма и трагичности передают изображения Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского «Христос перед Пилатом», «Тайная вечеря» и «Распятие».

Кисти Михаила Нестерова принадлежат картины «Воскресение», «Крещение» и «Рождество». Михаил Врубель оставил в соборе свои произведения: «Образ Иисуса Христа», «Богоматерь», Сошествие Святого Духа», «Пророк Моисей» и «Пророк Соломон».

Святыни Киевского Владимирского собора

  • Мощи святой великомученицы Варвары.
  • Мощи святого Макария, митрополита Киевского.
  • Крест с частицей Честнаго и Животворящего Древа Господня.
  • Икона святого Николая Чудотворца с частицей его мощей.
  • Икона святого великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.
  • Икона святого Агапита Печерского с частицей мощей.
  • Икона Божьей Матери «Гербовецкая».
  • Чудотворная икона Божьей Матери «Нечаянная радость».
  • Чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница».

Из истории собора

В советское время имущество собора национализировали, колокола переплавили. В 1929 году храм превратили в Музей антирелигиозной пропаганды, в здании устроили архивный фонд и книгохранилище.

Во время оккупации в 40-х годах XX века собор оставался действующими после освобождения Киева в 1944 году собор стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого.

С 1992 года Владимирский кафедральный собор в Киеве – основной храм Киевского патриархата Украинской Православной Церкви.

Видео: обзор и интересные факты

ВЛАДИМИРА, РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ, СОБОР В КИЕВЕ

История строительства, архитектура

1-й проект В. с. был разработан в 1858 г. архит. И. В. Штромом (утвержден в 1859; автор удостоен звания академика архитектуры). Предполагалось возвести крестообразное в плане здание с 13 куполами, но из-за недостатка средств (к 1859 было накоплено ок. 100 тыс. р. вместо необходимых 700 тыс.) этот вариант не был осуществлен. В 1860 г. киевский епархиальный архит. П. И. Спарро переработал проект: уменьшил размеры сооружения, отказавшись от выступавших рукавов креста, придал прямоугольную в плане форму и оставил 7 куполов. В 1861 г. к проектированию и строительству был привлечен академик архит. А. В. Беретти: формы храма не изменились, размеры выросли в полтора раза, значительно уменьшилась стоимость работ. В таком варианте проект В. с. был окончательно утвержден.

Торжественная закладка собора состоялась 15 июля 1862 г. Первый камень заложил Киевский митр. Арсений (Москвин). В 1866 г., когда собор достроили до уровня куполов, стены, своды и арки дали глубокие трещины; строительство было остановлено. По мнению вызванного из С.-Петербурга Штрома, причиной стали допущенные при переработке проекта ошибки в расчетах.

В. с. представляет собой крестово-купольный 3-нефный храм; традиц. 5-главие над наосом (центральный купол крупнее и выше боковых, размещенных над угловыми ячейками) на зап. фасаде (над угловыми компартиментами хор) дополнено 2 звонницами меньшего размера, чем малые купола. Фасады имеют позакомарное покрытие, повышенное в центральных рукавах планового креста, в них вписаны арочные окна по визант. образцу (тройные в центральных пряслах, двойные в остальных), визант. традиция подчеркнута оформлением куполов с помощью арок, опирающихся на колонки, а также кладкой фасадов и арок из квадров. Нек-рые черты — мощные контрфорсы, прилегающие к пилястрам, четкое деление здания широким карнизом на 2 этажа, присутствие симметричных звонниц на зап. фасаде — нарушают точное воспроизведение визант. образцов.

Освящение В. с. состоялось 20 авг. 1896 г., во время посещения Киева имп. Николаем II. Первым настоятелем храма стал проф. КДА прот. И. Н. Корольков, старостой — проф. И. И. Малышевский. Церковный хор В. с. возглавил киевский регент Я. Калишевский. В мае 1914 г. при В. с. было основано благотворительное Свято-Владимирское братство, к-рое в годы первой мировой войны опекало раненых солдат. После установления в Киеве власти большевиков из собора изъяли много церковной утвари, сняли колокола; запрет на отопление привел к разрушению росписей. В 1929-1941 гг. в В. с. размещался Музей антирелигиозной пропаганды (филиал Всеукраинского музейного городка), нек-рое время находились архивы местных органов власти, книгохранилище педагогического ин-та. В период оккупации Киева нем. войсками осенью 1941 г. в В. с. возобновились богослужения, в 1944 г. он стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. В 1946-1952 гг. в В. с. проводились масштабные реставрационные работы под рук. укр. искусствоведа Л. Калиниченко, собору были возвращены нек-рые ранее конфискованные предметы церковной утвари. В соборе хранятся мощи вмц. Варвары и митр. Киевского сщмч. Макария. С 1991 г. В. с. находится в ведении представителей раскольнической УПЦ (К), возглавляемой Филаретом (см. ст. Денисенко М. А.).

Особенности художественного убранства

Программа храмового убранства строилась на идее увековечивания памяти равноап. кн. Владимира, крестителя Руси. В системе росписей история России предстает как часть общечеловеческой истории, границы к-рой обозначены Днями творения (юж. неф), Страшным Судом (зап. стена) и помещенными между ними сценами из земной жизни и Крестного страдания Иисуса Христа (боковые нефы, хоры и своды центрального нефа). Древняя история России нашла отражение в композициях «Крещение кн. Владимира» (слева от зап. двери, над боковым входом на лестницу) и «Крещение Руси» (справа от зап. двери, над боковым входом в крещальню), в изображениях рус. святых, духовных деятелей на пилонах центрального нефа (в выборе этих персонажей отражен преимущественно киевский период истории). Т. о., собор — своеобразная благодарственная молитва Творцу, слава Которого утверждается через славу св. Руси.

В подражание древним киевским храмам в конхе апсиды на золотом фоне помещены образ «Богоматери с Младенцем», ниже — композиция «Евхаристия». На боковых алтарных стенах изображены группы библейских пророков и рус. святителей, на пилонах перед апсидой — 2-частные композиции «Благовещение» и «Сретение». Обширная галерея рус. святых (князья равноап. Владимир Киевский, благоверные Александр Невский, Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский, княгини равноап. Ольга, преподобные Евфросиния Полоцкая, Нестор-летописец и Алипий-иконописец) представляет разные формы подвижничества и духовного служения. На своде центрального нефа развернута 3-частная композиция «Единородный Сыне — Слово Божие», основой к-рой стало составленное Ф. И. Буслаевым описание иконы XVI в. На стенах боковых нефов и на хорах расположены сюжеты из жизни Христа, исполненные в манере академических религ. картин художниками П. А. Сведомским («Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие Христа», «Преображение Христа»), В. А. Котарбинским («Иисус Христос перед Пилатом», «Тайная Вечеря», «Моление о чаше», «Вознесение Христово»). М. В. Нестеровым на хорах написаны «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Богоявление», а также иконы в приделах. Ряд орнаментов выполнены М. А. Врубелем, А. Мамонтовым, незначительная часть росписей — А. А. Сведомским.

В программе и художественном стиле росписей В. с. нет строгой приверженности правосл. символике и догматической традиции. Наряду с прямыми заимствованиями из древних визант. памятников (изображение в виме главного алтаря евангелистов в виде агнцев и Креста на фоне звездного неба по образцу мозаики в ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, сер. VI в. ), в роспись были введены такие элементы как изображение душ праведников, к-рые ангелы несут к райским вратам (в композиции «Преддверие рая» в кольце барабана центрального купола). Композиция «Страшного Суда» на зап. стене построена на основе традиц. иконографии Апокалипсиса, но с элементами фольклорных мотивов; в плафонах боковых нефов помещен сюжет «Дни творения» (авторы П. А. Сведомский и Котарбинский).

Читайте также  Индийский океан достопримечательности

Низкая мраморная алтарная преграда, характерная для визант. памятников, была спроектирована Праховым, ему же принадлежит разработка ряда архитектурных деталей интерьера, в т. ч. бронзовых дверей, для к-рых были выполнены равноапостольные фигуры кнг. Ольги (по модели скульптора Р. Р. Баха) и кн. Владимира (по модели Г. Р. Залемана). Мозаичные изображения на фасадах собора по эскизам Васнецова созданы в мастерской А. А. Фролова в С.-Петербурге, мозаики в интерьере выполнены венецианскими мастерами.

Наряду с др. крупнейшими соборами России XIX в. (Исаакиевский в С.-Петербурге, храм Христа Спасителя в Москве) В. с., несмотря на художественные просчеты (отсутствие связи между архитектурной конструкцией и декоративным оформлением, противоречия в организации внутреннего пространства и во внешнем облике здания, невозможность целостного восприятия росписей, неканонические детали в трактовке средневек. иконографии, напр. изображение Христа в сцене «Евхаристии»), остается в рус. культуре как памятник искусства и религ. сознания эпохи. Росписи В. с. получили значение образца для иконописцев кон. XIX в. (стенопись ц. прп. Пимена Великого в Нов. Воротниках в Москве (1896), иконы для иконостаса (ок. 1914) ц. Рождества Христова в пос. Вехручей (Карелия; в наст. время находятся в ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске)).

Владимирский собор Киева: описание, история, фото

В Киеве, городе-матери всея Руси, находится огромное количество памятников архитектуры. Большинство из них, конечно, – храмы и соборы. Один из самых известных – Владимирский собор. Киев часто посещается туристами, и данное место привлекает путешественников. О его истории, о том, кто его расписывал и как до него добраться, читайте в статье.

Киевские соборы

Как известно, первые каменные храмы на Руси появились после десятого столетия. До этого времени все сооружения были деревянными. Время, войны, восстания разрушили их, поэтому посетить эти объекты в наши дни не удастся. Зато памятники каменного зодчества, а также кирпичного являются излюбленными местами в любой экскурсии. В Киеве находится невообразимо много строений религиозного назначения. Какие из них самые популярные?

  • Кирилловская церковь – это храм, который был построен в 12 веке. Он получил большую известность благодаря росписям, украшающим его стены.
  • Киево-Печерская лавра представлена комплексом соборов и церквей. Все они обладают богатой историей, многие из них внесены в список наследия ЮНЕСКО.
  • Михайловский собор – один из самых известных храмов, входящих в состав Киево-Печерской лавры. В 30-х годах предыдущего столетия его варварски разрушили, однако совсем недавно он был восстановлен. До того как его уничтожили, ряд фресок и икон были изъяты из него. После реставрации они вновь вернулись на свое место.
  • Софийский собор. Во времена Киевской Руси он выполнял функции основного, самого главного храма во всем государстве.
  • Свято-Владимирский собор в Киеве – одно из самых посещаемых мест. В народе его называют просто: Владимирский собор. Он обладает богатой историей, которая насчитывает несколько веков. Кроме того, многие талантливые мастера расписывали его.

Краткая характеристика

Владимирский собор в Киеве, фото которого представлено в данной статье, является одним из важнейших действующих киевских храмов. Его история берет начало с 1852 года.

Интересно, что собор получил свое название в честь Владимира-крестителя, князя Красно Солнышко. Храм является безупречным образцом архитектуры 19 столетия. Интерьер собора сделал его знаменитым, ведь над ним работали известные художники.

Описание

Владимирский собор, который мы можем видеть сейчас, – это храм с шестью столпами и тремя апсидами. Он увенчан семью куполами.

Если рассказать о соборе в цифрах, то его длина составляет чуть больше пяти десятков метров, а точнее – 55. Ширина достигает 30 метров. Высота храма вместе с крестом составляет 49 метров.

Собор богато украшен. Его фасад расписан художником Фроловым. Главный портал и массивные двери из бронзы украшены литыми рельефами, на которых изображена княгиня Ольга и князь Владимир Святой.

Известно, что строительство собора было приурочено к годовщине Крещения Киева. Кто же стал инициатором? Кто подал такую идею? Это был митрополит Киевский и Галицкий Филарет. Он написал Николаю 1, российскому императору, польскому царю и финляндскому князю, письмо, в котором говорил о том, что необходимо возвести в Киеве храм. Предполагалось посвятить его крестителю Руси и Киева – князю по имени Владимир Святославович.

Средства, которые ушли на строительство собора, были собраны силами народа. В течение десяти лет шел сбор денег, и лишь в 1862 году был заложен фундамент. Впоследствии оказалось, что собранных средств не хватит для воплощения задумки. Владимирский собор (Киев) оказался слишком дорогим проектом. Еще десять лет многие архитекторы пытались переделать его таким образом, чтобы избежать лишних затрат. В конечном итоге собор был построен в 1882 году.

Архитекторы

Многие архитекторы брались за работу над собором. Однако было очень сложно прийти к единому мнению и спасти проект, поэтому строительство велось так долго.

Самый первый архитектор, который решился взяться за Владимирский собор в Киеве – Иван Штром. Его задумка заключалась в том, чтобы построить храм с тринадцатью куполами. Он должен был напоминать Софийский по внешнему виду. Поскольку денег на воплощение его идеи в реальность не хватало, на помощь пришел архитектор по имени Павел Спарро. Он предложил уменьшить количество куполов в два раза. Однако не учел того, что в этом случае храм получился бы не таким масштабным, как задумывалось. Идея Павла не рассматривалась.

Другой архитектор, Александр Беретти, решил достроить Владимирский собор (Киев). Он сократил количество куполов, так что их получилось всего семь. А размеры храма, наоборот, увеличил в полтора раза. Однако под конец строительства стены стали трескаться, ведь их вес был очень большим.

На протяжении следующего десятилетия многие архитекторы вели дискуссии о том, как же спасти храм. В итоге поддержали проект Рудольфа Бернгарда. Его идею воплотил в жизнь его ученик – Владимир Николаев. Он завершил строительство храма в 1882 году.

Интерьер

В первоначальном варианте Владимирский кафедральный собор в Киеве должен был напоминать те храмы, которые строили во времена правления Ярослава Мудрого и Владимира Святого.

Собор расписан мастерами своего дела, например Васнецовым и Врубелем. Они создавали как композиции, так и отдельные детали интерьера. Иконостас храма выполнен из каррарского мрамора дымчато-серого цвета. Мраморы различных оттенков были завезены из Испании, России, Бельгии, Франции, Италии. Пол собора, который представляет собой мозаику, также сделан из этого материала.

Серебряная утварь, заказанная специально для Владимирского собора, была сделана известной ювелирной фирмой Хлебникова.

Росписи

Кто расписывал Владимирский собор в Киеве? Группу художников, которые работали над украшением храма, объединил Адриан Прахов. Он когда-то работал в Киеве и вдохновился идеей строительства Владимирского собора. Объект считался памятником российскому православию. В то время Адриан занимался реставрацией фресок, которые украшали Кирилловскую церковь. Он сразу выстроил свой замысел, для воплощения которого в реальность ему понадобились помощники. Сам Адриан Прахов работал над несколькими деталями интерьера храма. Например, входные двери из бронзы были созданы именно им.

Так, художник Виктор Михайлович Васнецов проделал важнейшую работу над росписью главного нефа. Ему принадлежат такие композиции, как «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Обе они очень масштабны. Кроме того, Васнецов написал портреты нескольких царей Руси. Его рукой были созданы такие шедевры, как «Богоматерь с ребенком» и «Царица Небесная». Интересно, что В. М. Васнецов подписал контракт, согласно которому, он должен был выполнить свою работу в течение двух лет. Однако это заняло десятилетие и один год. Художник не отличался крепким здоровьем. В соборе постоянно было холодно, а еще он часто падал с лесов. Все это замедлило темпы работы, но не остановило мастера. Он создал 15 композиций, а также 30 отдельных фигур.

Существует даже легенда, которая объясняет появление нескольких композиций. Согласно ей, однажды В. М. Васнецов и другой художник, Прахов, вошли в собор. Они увидели на стене очертания образа Божьей Матери и младенца. Виктор Михайлович сразу же схватился за кисти и обвел образ красками. Благодаря этому появилось главное его детище, а именно – изображение Божьей Матери с Младенцем, а также ряд других известных композиций.

Другой художник – Врубель – занимался росписью правого нефа. Он работал вместе с такими мастерами, как В. А. Котарбинский, П. А. Сведомский и М. В. Нестеров. Художник Фролов создал мозаики, которые украшают фасад здания.

Экскурсии

Поскольку Киев – достаточно популярный у туристов город, то в нем часто проводятся всевозможные экскурсии. Маршрут некоторых из них пролегает черед места боевой славы, в то время как другие помогают получше узнать историю города или изучить искусство. Так, существует большое количество экскурсий, которые позволяют поближе рассмотреть памятники архитектуры, а также посетить их.

Например, можно принять участие в экскурсии в храмы и соборы. После посещения этих мест человек узнает много фактов о том, как создавались те или иные архитектурные памятники. Не исключение и Владимирский собор. И у гостей, и даже у жителей Киева есть возможность из уст искусствоведов узнать историю его создания, а также рассмотреть внутреннее убранство храма. Иконы Владимирского собора (Киев), его фрески поистине уникальны и поражают своей красотой.

Как добраться?

Свято-Владимирский собор следует искать по адресу: Киев, бульвар Тараса Шевченко, 20. До него можно добраться несколькими способами. Конечно же, никто не отменяет такси и личные автомобили. Однако чаще всего люди пользуются общественным транспортом, чтобы попасть во Владимирский собор (Киев).

Как доехать до этого сооружения? Сделать это можно, сев на автобус, например, № 24 или № 114А. Другой способ – это отправиться в метро, сесть в поезд и выйти на станции «Университет». Дальше следует идти пешком.

Читайте также  Петропавловская крепость метро

Служба

Владимирский собор Киева – это известный храм-музей. Посетив его, люди могут расширить свои знания об истории архитектуры и искусства в целом. Кроме того, они имеют возможность увидеть святыни, которые хранятся в стенах этого сооружения. Это мощи Великомученицы Варвары, а также Преподобного Макария.

Если повезет, можно увидеть, как здесь проходит служба, или даже принять в ней участие. Несмотря на то что Свято-Владимирский собор является популярным местом среди туристов, здесь регулярно проходят богослужения. Утренняя служба начинается в 9:00, а вечерняя литургия — в 17:00. По воскресеньям и праздникам проводятся Божественные богослужения в 7:00 (ранняя литургия) и в 10:00 (поздняя литургия). По вторникам в 8 утра отпевается акафист возле мощей Святой Великомученицы Варвары. Таинство Исповеди проводится каждый день перед божественной литургией. Более подробную информацию (анонсы служб, часы проведения чина Таинства крещения или обряда венчания) узнать, посмотреть церковный календарь можно на официальном сайте Свято-Владимирского кафедрального патриаршего собора в Киеве .

Европа » Украина » Владимирский собор

Украина, Киев, собор XIX в

Свято-Владимирский собор — главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата, построенный в честь князя Владимира Великого к празднованию 900-летия Крещения Киевской Руси.

Мифы и факты

Когда в 1853 году в Киеве на крутом берегу Днепра установили огромный памятник Владимиру Великому, люди говорили: «Князь Владимир сбросил идолов, чтобы самому стать одним из них». Поэтому патриархат начал собирать деньги для будущего Свято-Владимирского собора.

Разработку проекта поручили петербуржскому архитектору Ивану Штром, который построил дом кадетов в Киеве. Он решил оформить храм в старом византийский стиле, как и все древние киевские церкви, с 13 золотыми куполами. Но проект оказался слишком дорогим для реализации. Несмотря на то, что удалось собрать более 100 000 рублей пожертвований в разных регионах, а Киево-Печерская Лавра выделила миллион кирпичей для строительства, средств не хватало.

Архитектору Киевской епархии Павлу Спарро поручили как-то согласовать смету с реалиями, и он с 13 предложенных куполов оставил 7. Киевский митрополит Арсений был расстроен: слишком невзрачным казался ему будущий храм.

Духовное руководство обратилось за помощью к зодчему Александру Беретти. Тот предложил за те же деньги увеличить линейный масштаб сооружения в полтора раза, благодаря чему объем вырос втрое. Его авторитету поверили и в 1862 году, на праздник Владимира, состоялась закладка будущего собора.

Первое время строительство продвигалось успешно. Но осенью 1864 года некоторые арки не выдержали веса верхнего яруса и раздвинулись. Архитектор обвинил во всем подрядчиков. На всякий случай решили уменьшить высоту куполов. Но в 1866 году трещины в арках увеличились. Беретти отчаянно отбивался от критики, но спасти репутацию ему не удалось — для выявления причин аварии в Киев послали. Ивана Штрома.

Беретти отстранили от строительства. Работы прекратились, поскольку никто не хотел брать на себя ответственность за их продолжение. А стены уже едва держались и их пришлось защитить от падения металлическими конструкциями. Эта печальная волокита прекратилась лишь в 1875 году, когда император Александр II увидел руины недостроенного собора. Тут же нашлись дополнительные средства и в Киев приехал специалист с мировым именем: ученый-строитель из Петербурга Рудольф Бернгард, чьи расчеты и легли в основу сооружения. Стены здания укрепили особыми пристройками — контрфорсами. В качестве руководителя проекта Бернгард рекомендовал своего ученика, 28-летнего Владимира Николаева, который занял должность киевского епархиального архитектора. Молодой зодчий прекрасно справился со сложными обязанностями и к 1882 году строительство было завершено. Оставалось украсить интерьер собора.

Искусствовед и археолог профессор Адриан Прахов проникся мечтой превратить храм Владимира в казну современной религиозной живописи. Он пригласил лучших художников: Васнецова, Нестерова, Врубеля, братьев Сведомских, Котарбинского, украинских мастеров Пиманенко и Костенко. Несмотря на дефицит средств, нарекания из-за чрезмерной смелости творчества и длительный срок росписи (целых 11 лет!), замысел Прахова был осуществлен. Живопись собора благодаря высокому мастерству исполнения, чрезвычайного эмоционального накала и точного исторического антуража стала выдающимся произведением монументального искусства конца XIX века.

20 августа (1 сентября) 1896 года тяжелые двери храма распахнулись. Во время торжественной церемонии люди не знали, куда смотреть: на митрополита Ионникия, проводившего освящение, царя Николая II, присутствовавшего при этом, или на удивительные росписи, что невольно притягивали взгляд… (по материалам «Нариси з історії Києва»)

В советский период Владимирский собор чудом избежал сноса. В 1929 году он был преобразован в музей религии и атеизма. Затем стал хранилищем архивов органов власти, а позже книгохранилищем педагогического института. Открытый в период оккупации во время Второй мировой войны, храм остался действующим и после освобождения Киева.

С тех пор Свято-Владимирский собор остается постоянно открытым и регулярно проводит богослужения на украинском языке.

Что посмотреть

Здание представляет собой шестистолпный храм с тремя апсидами и семью куполами. Высота до креста главного купола составляет 49 м. Фасад украшают мозаики работы Фролова. На входной двери висит бронзовый рельеф княгини Ольги и князя Владимира на голубом фоне.

Главная достопримечательность красочного интерьера — уникальные росписи на стенах и куполах храма, которые сразу бросаются в глаза. Живопись знаменитейших художников того времени ( Васнецова, Нестерова, Врубеля и др. ) представляет грандиозные композиции на библейские темы и символичное изложение истории православия. Главный неф расписал Васнецов: «Крещение князя Владимира», «Крещение киевлян», его кисти также принадлежат портреты Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги и центральная композиция «Богоматерь с Младенцем».

Богослужения сопровождаются красивым пением соборного хора, а на религиозные праздники часто приглашаются оперные певцы.

В Киеве на правом берегу Днепра вы найдете древний действующий монастырь. Рекомендую также посетить самый высокий собор в Харькове и знаменитые крымские монастыри Космо-Дамиановский и Свято-Успенский.

Свято-Владимирский собор открыт с 9.00 до 18.00.
Находится возле станции метро Университет.
Официальный сайт: katedral.org.ua/ (укр.)

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-04-08

yuhanson

  • Add to friends
  • RSS

Журнал Юрия Югансона

Фотографии Севастополя, Крыма и не только

Ровно год назад я два дня провёл в столице Украины. Погода была не очень: серое небо, дождь, сырость. И вот на фоне такого Киева вдруг среди деревьев я увидел ярко-золотой храм. Прямо, как подарок на Рождество. Это был Киевский Владимирский собор. Построен был храм в русско-византийском стиле в 1882 году. Строился 20 лет, а расписан внутри знаменитыми художниками того времени: В. Васнецовым, М. Врубелем, В. Замирайло, С. Костенко, М. Несторовым, Н. Пимоненко.
Меня просто поразила внутренняя роспись. Такое впечатление создаётся, что ты смотришь иллюстрации к старым сказкам и былинам. Я такого ни в одном храме больше не встречал. Кстати, на стенах храма изображены не только лики святых, но и исторические сюжеты, как то «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты исторических личностей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги.
Фотографий будет много. Смотрите.

  • 1
  • Reply
  • Thread
  • Expand
  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Reply
  • Thread
  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Expand

«Где похоронены адмиралы»
Могилы адмиралов в советское время были вскрыты, разграблены и осквернены. Там на пятнадцать могил — пару костей осталось-то. До реконструкции в подвале были грязь и болото. Но это так, к слову.
В Севастополе во Владимирском соборе, как и во всех храмах РПЦ порой молятся за непонятные мне вещи, но это — дело РПЦ, не моё!
За кого молиться в украинских церквях — дело украинцев. Я не могу им указывать.

Edited at 2019-01-02 05:42 pm (UTC)

  • Reply
  • Parent
  • Thread

Почему бы и не вспомнить? Вражеские солдаты осквернили могилы адмиралов в 1855 году, посрезав с мундиров золотые пуговицы и эполеты. Кости из гробов никто не выбрасывал.
Акт о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и В. И. Истомина.
11 апреля 1858 г.

…Во исполнение распоряжения г. контр-адмирала и кавалера Бутакова сего числа в 10 утра, прибыв на место заложенного в Севастополе храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, где устроены общий склеп покойных адмиралов Лазарева, Корнилова и Истомина и могила адмирала Нахимова… открыв как означенный склеп, так и могилу адмирала Нахимова, нашли…
В своде над склепом во время занятия Севастополя союзными войсками был сделан пролом и заделан непрочно… в оном крышка над гробом адмирала Корнилова совершенно изломана, что произошло… вероятно, людьми, спустившимися через пролом в склеп прямо на гроб; с гроба адмирала Истомина крыша снята вовсе… на мундирах адмиралов Корнилова и Истомина эполет не оказалось; в могиле Нахимова дождевая вода покрывала гроб адмирала до половины, крышка гроба изломана на мелкие части… и бренные останки адмирала были засыпаны землей, набранной извне могилы, в могиле был обнаружен шанцевый инструмент иностранного происхождения; на полуистлевшем мундире адмирала Нахимова эполет также не оказалось…».

А что сделали в 1930-х годах не враги, а правопреемники — напомнить? Вы что-то знаете о том, куда пошёл цинк с гробов? Да не только из собора, а и с братского кладбища?
Но, может вы и не в курсе:
В январе 1934 г. управляющий Крымским отделением треста «Металлолом» тов. Владимиров обратился в Севастопольский горсовет. Документ с грифом «секретно» констатирует (орфография оригинала): «В склепах,гробах лежат остатки быв. ГЕНЕРАЛОВ, Адмиралов и проч. буржуазии». Тов. Владимиров испрашивал разрешение на изъятие 150 (!) цинковых гробов с русского городского кладбища. Для удовлетворения потребностей (цитирую) «крымской промышленности в остродефицитном цинке в фонд обороны страны».
Спустя какое-то время инспектор Севастопольского Горфо Р. Бартле продал 150 кг гробового цинка. консервному заводу «Серп и Молот». Получил дисциплинарное взыскание за нарушение монопольного права «Цветметаллома» на реализацию сырья.
Вот здесь много ещё чего есть: https://yosha-orlow.livejournal.com/972918.html
Ну, а теперь ответьте, пожалуйста: какое это всё имеет отношение к моему фоторепортажу о Владимирском соборе?

Edited at 2019-01-02 06:39 pm (UTC)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: