Кони клодта на аничковом мосту

Аничков Мост: история и тайны коней Петра Клодта Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. В 1832 году Университетскую

Кони клодта на аничковом мосту

Аничков Мост: история и тайны коней Петра Клодта

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии.

Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту, который и приступил к работе. Однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов XIII века, доставленных из столицы Египта.

В то время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. И он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы. Петр Клодт стал самостоятельно подыскивать место для их установки, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.

За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.

В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу Клодта, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а рассматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой. Но в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному.

Юноша в ожидание противоборства в напряжении сдерживает вставшего на дыбы коня. Конь стоит на дыбах, пытаясь вырваться, юноша его удерживает. Конь сбросил попону и почти вырвался. Юноша повержен, но коня удерживает, натягивая узду. Приподнявшись и опираясь на колено, юноша подчиняет себе дикого коня.

Начало поединка… Юноша пытается схватить коня, вставшего на дыбы.
Коню почти удалось вырваться, но юноша удерживает его из последних сил.
Юноша уже уверенно сдерживает коня, а тот ему постепенно покоряется.
Победивший юноша уверенно ведет под уздцы подчинившегося коня.

Но есть одна интересная деталь : на копытах обоих коней, обращенных в сторону Адмиралтейства, имеются подковы, а два коня на другой стороне – не подкованы.

Многие объясняют это так: в те времена на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились литейные мастерские и кузницы, поэтому от кузниц движутся уже подкованные лошади.

В начале борьбы дикие кони должны быть неподкованными, и лишь после того, как человек их приручил, коней можно было подковать. С учетом этого факта, сюжет представляется по-другому:

Припавший на одно колено юноша, останавливает дикого, еще не подкованного, коня.
Конь сбросил юношу и почти вырвался от него. Конь, еще пытаясь сопротивляться, начинает подчиняться воле человека. Конь подкован. Укротитель и взнузданный и подкованный конь уверенно шагают рядом.

Но на этом варианты не заканчиваются, есть еще один интересный:

Человек лежит на земле. Вот он встал на колено. Вот он уже встал на ноги. И вот он уже идет во весь рост, взяв коня под уздцы. Но разве может лежащий на земле кого-то укротить? Человек может с помощью коня подняться с земли, и тогда выходит что вся эта композиция не Укрощение коня, а Возвышение человека, устремление его ввысь, благодаря коню. И убеждает в этом последняя группа, где рядом идут два самых великолепных существа на земле, одинаково красивых сильных и грациозных. Кстати, сам Клодт назвал свои изваяния Конь с водничим, именно Конь стоит у него на первом месте.

БОНУС

Став по правой стороне моста спиной к Адмиралтейству, многие туристы стремятся заглянуть под скакуна, который ближе к Аничковому дворцу.

По одной из самых известных баек Клодт вылепил гениталии этого коня в виде лица – то ли Наполеона, то ли любовника своей супруги. К реальности это отношение вряд ли имеет, но туристов забавляет.

Специально для тех, кто интересуется историей и достопримечательностями Санкт-Петербурга самые интересные факты о Медном всаднике, который вовсе не из меди .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Культура Петербурга

null Легендарные кони Клодта

Ко дню рождения великого скульптора

5 июня 1805 года в Петербурге родился барон Пётр Карлович Клодт. Знаменитый «русский немец», академик, заслуженный профессор Императорской Академии художеств оставил богатое творческое наследие. В списках памятников-«визитных карточек» Петербурга произведения Клодта всегда занимают заслуженное место.

Приглашаем прогуляться по городу и познакомиться с главными творениями барона.

Нарвские ворота

Нарвские триумфальные ворота построены в 1827-1834 годах. Скульптурная группа, венчающая арку, стала первой серьёзной работой Петра Клодта.

У этого памятника интересная история. Первые триумфальные ворота были созданы из дерева и алебастра. Тогда, в 1814 году, по проекту Д. Кваренги была возведена роскошная арка на Нарвской заставе – она предназначалась для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы. Однако недолговечные материалы быстро пришли в негодность, и спустя 13 лет был заложен первый камень новых ворот. Саму арку решением Николая I решено было передвинуть южнее (на нынешнюю Площадь Стачек).

В 1827 году строительством руководил Василий Стасов. Каркас ворот составила кирпичная кладка, обшитая медными листами. Над скульптурной группой, также выполненной из меди, в 1832-1833 годах работала группа мастеров:

  • фигура богини Славы – Степан Пименов;
  • скульптуры витязей Древней Руси – Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский;
  • крылатые женские фигуры и барельефы с гениями славы – Иван Леппе;
  • шестёрка коней – Пётр Клодт.

К тому моменту молодой Клодт ещё не имел серьёзных заказов, потому предложение поработать с именитыми скульпторами принял за честь. Шестёрка коней Клодта, установленная на аттике и несущая колесницу Славы, олицетворяет динамичность, стремление вперёд и уверенность в победе.

Николай I был в восторге от работы Клодта, а сам скульптор получил не только покровительство императора, но и всемирную известность.

Аничков мост

Кони на Аничковом мосту – без сомнения, самая знаменитая работа Петра Клодта. Творить их он начал ещё во время работы с Нарвскими воротами.

В основе сюжета: противостояние человека и великолепного животного.

  • Первая группа. Обнажённый атлет сдерживает вздыбленного коня. Оба напряжены, нарастает тревога, но животное пока покорно человеку.
  • Вторая группа. Животное почти одерживает верх над человеком: атлет на земле, конь пытается вырваться на волю.
  • Третья группа. Человек пытается осадить коня. Конь бьёт передними копытами по воздуху, голова вздёрнута, пасть оскалена.
  • Четвёртая группа. Атлет укрощает разъярённое животное.

Изначально скульптурная группа должна была расположиться на дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Планировался сложный проект: Пётр Клодт представил модели для проекта, которые позже предстояло отлить в бронзе. Однако императору кони понравились, а сочетание коней и львов на набережной – нет. Реализация проекта задерживалась. Клодт к тому моменту заканчивал трудиться над аркой Нарвских ворот, это тоже тормозило работу.

Обратил внимание на перестройку Аничкова моста сам Пётр Клодт. Он предложил установить статуи на опоры моста через Фонтанку. К 1838 году фигуры были реализованы в натуральном размере, но скоропостижно скончался руководитель Литейного двора Императорской академии художеств Василий Екимов. Именно он должен был заниматься переводом скульптур в бронзу. Клодт принял решение самостоятельно руководить литейными работами.

Скульптор соединил в процессе работы навыки литья, полученные в артиллерийском училище, и новые технологии, наработанные к тем годам. Это принесло неожиданный результат: отлитые в бронзе скульптуры не требовали дополнительной обработки. Окончательный вид, знакомый нам сегодня, Аничков мост приобрёл в 1850 году, когда все временные гипсовые статуи были заменены на «вечные» бронзовые работы Петра Клодта.

Интересный факт: знаменитых «коней с Аничкова» можно увидеть не только на этом мосту. С 1838 по 1850 годы Пётр Клодт занимался отливкой скульптур, часть из которых отправились в другие уголки мира. Так, копии статуй находятся (находились):

  • у главных ворот королевского дворца в Берлине;
  • на территории королевского дворца в Неаполе;
  • у Орловского дворца в Стрельне (разрушен в годы войны);
  • в усадьбе Голицыных в подмосковных Кузьминках.

Работа над скульптурами Аничкова моста заняла у Петра Клодта почти 20 лет. В годы блокады статуи были сняты с постамента и закопаны в саду Аничкова дворца – так их удалось сохранить.

Памятник Ивану Крылову

Переместимся в Летний сад. Здесь на гранитном пьедестале, с тетрадью и пером в руке восседает Иван Андреевич Крылов. Сам пьедестал украшен персонажами басен Крылова, отлитыми в бронзе.

Кончина великого баснописца в 1844 году стала большой потерей для литературы в целом и Петербурга в частности. В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на создание памятника Ивану Крылову. Победил проект Петра Клодта.

Бронзовая фигура установлена недалеко от главной аллеи Летнего сада. Место выбрано не случайно. По первоначальному замыслу Петра I, в этом месте располагалась статуя Эзопа – древнегреческого поэта, которого Крылов весьма уважал и многократно пересказывал на русский язык.

Памятник Ивану Крылову занял почётное место не только в Летнему саду, но и в литературе. Он неоднократно упоминался в стихотворениях и мемуарах. Вот так описал его поэт Иван Майков:
«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам с своих высоких кресел
Про нравы странные и глупости зверей.
И все смеются вкруг, и сам он тихо-весел».

Служебный корпус Мраморного дворца

Не уходя далеко от Летнего сада, заглянем во двор Мраморного дворца. Красивая ограда вдоль набережной соединяет дворец со «служебным домом». Помимо прочего, здесь планировалось разместить дворцовые конюшни. Украшением фасада предстояло заняться Клодту.

Для служебного корпуса он создал рельеф длиной 70 метров. «Служение лошади человеку» – это четыре отдельных блока на рельефе. Они не связаны единой сюжетной линией. На изображениях – конные процессии, боевые схватки всадников, сюжеты охоты и поездки на лошадях (верхом и на колесницах).

Памятник Николаю I

Между Мариинским и Исаакиевским дворцом стоит один из самых знаменитых петербургских памятников – император Николай I на прекрасном коне. Над ним трудилась команда мастеров:

  • проект принадлежал Огюсту Монферрану;
  • Пётр Клодт выполнил фигуру императора на коне;
  • три барельефа, украшающие пьедестал, выполнил Николай Рамазанов;
  • Роберт Залеман создал четыре женские фигуры – Силу, Мудрость, Правосудие, Веру.

На первом эскизе Клодта император возвышался на спокойно стоящем коне. Монферран отмёл идею – по его задумке, памятник должен был гармонично соединить ансамбли Мариинского и Исаакия. Архитектору хотелось большей экспрессии и динамики. Тогда Клодт предложил новый эскиз: на нём конь, вздыбившись, стремится вперёд, опираясь лишь на задние ноги, а император – в парадном костюме – спокойно и прямо сидит в седле.

Техническое воплощение статуи – виртуозное мастерство скульптора. Пётр Клодт произвёл точнейшие расчёты, чтобы вес фигур императора и коня равномерно распределился и держался всего на двух точках опоры. Чтобы воплотить задумку в жизнь, Клодт заказал специальные подпоры весов 60 пудов. Они были призваны увеличить прочность памятника, его монументальность.

Кстати, именно эта «изюминка» спасла памятник от гибели после Октябрьской революции. В годы, когда было принято уничтожать всё, напоминающее о монархическом режиме, памятник императору Николаю I уцелел лишь потому, что был признан уникальным с точки зрения технического воплощения.

Где ещё увидеть творения Клодта

  • На протяжении всей жизни Пётр Клодт увлекался созданием малых форм. Элегантные статуэтки лошадей можно увидеть в коллекции Русского музея.
  • Гуляя по Москве, обратите внимание на великолепную бронзовую квадригу на фасаде Большого Театра – это тоже работа Клодта.
  • К памятнику князю Владимиру-крестителю в Киеве Пётр Клодт также приложил свою творческую руку. Именно он в своей мастерской выполнил бронзовую статую высотой 4,5 метра, организовал перевозку скульптуры из Петербурга в Киев и выбрал для неё место – статуя гармонично вписана в гористый пейзаж на берегу Днепра.
Читайте также  Зал александринского театра

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Люди и кони

21.07.2015 | Людмила Иванова, Санкт-Петербург | №24-25 (374) 12.07.15


Вряд ли какое другое сооружение петровской столицы имеет такую культурную мифологию, связанную даже не столько с самим мостом, сколько с его украшением — конями Клодта


Сегодня кажется, что фигуры Диоскуров были на Аничковом мосту всегда, Санкт-Петербург, 1912–1914 годы

Когда в 1715 году Петр I подписывал указ — сделать мост на Фонтанной реке в продолжение Першпективной дороги, будущего Невского проспекта, — вряд ли он думал о том, что именно этой переправе уготована необычная судьба. Топоры стучали повсюду, и мосты наводили массово. Уже 15 мая 1716 года царю доложили: «На першпективе через реку Фонтанную сделаны: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперек 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина и подъемные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья». Так на границе Петербурга появился деревянный многопролетный мост на свайных опорах, раскрашенный «под камень», перекрывающий и проток Фонтанки, и заболоченную пойму.


Как войти в историю

Строил мост батальон под командованием подполковника Михаила Аничкова* * NT не сумел найти портрета подполковника Аничкова: как сказали нам в музее «Эрмитаж», чин Аничкова был недостаточно высок для портрета. , дислоцировавшийся на берегу Фонтанки в финской деревне. После сданного в срок объекта подполковник получил повышение по службе и земельный надел впридачу недалеко от слободы — в том месте, где сейчас Александринский театр. Мост окрестили Аничковским, или попросту — Аничковым. Деревня сама собой стала Аничковой слободой. Возникший переулок к Садовой улице тоже стал Аничковым (при советской власти его все же переименовали в переулок Ивана Крылова).

И даже когда императрица Елизавета Петровна, взойдя на престол, задумала украсить въезд в столицу и повелела построить у моста дворец для своего фаворита Алексея Разумовского, высокое барокко Растрелли тут же нарекли Аничковым дворцом.

Аничковы вели свой род от татарского хана Берка, который в 1301 году поступил на службу к московскому князю Ивану Калите и получил при крещении имя Оникий. В роду были стольники, думские дворяне, воеводы больших городов, один основал Кузнецк (теперь Новокузнецк), другой был послом в Швеции, но всемирную славу роду принес простой офицер, известный как строитель деревянной переправы. Да и она, как вскоре выяснилось, была построена так себе. Мост быстро вышел из строя. В 1749 году архитектор Семен Волков срочно возвел новый, типовой деревянный мост, украшенный фонарями на высоких деревянных столбах и оградой из деревянных балясин, стоящих между тумбами с вазами и шарами. Тогда из Тегерана в дар императорскому дому шествовали слоны, и караван хотели встретить достойно.

В 1780–1789 годах Фонтанку обустраивали — одели в каменные береговые стены со спусками к воде и поставили семь каменных однотипных мостов, крайние своды которых были облицованы гранитными блоками.

В «счастливое царствование» Екатерины II Петербург расширил свои границы. Аничков мост утратил статус ворот города, но приобрел идеологическое значение. В Александров день, 30 августа, от Казанского собора в Александро-Невскую лавру крестный ход шел уже по Невскому. На мосту шествие останавливалось, и старший духовный чин произносил молитву о благосостоянии столицы.

В декабре 1840 года Николай I утвердил очередной проект перестройки Аничкова моста, деревянная часть которого обветшала. К тому же Невский стал шире, и узкая переправа мешала движению.

Новую переправу возвели за семь месяцев, к осени 1841 года. Мост расширили, опоры и пролеты облицевали розовым гранитом, который сначала предназначался для Исаакиевского собора. Поставили чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисункам Карла Фридриха Шинкеля. Точно такие же можно увидеть на Дворцовом мосту в Берлине. Лидер «романтического историзма» в немецком зодчестве был тогда в зените славы и нарасхват. Хотя историк Владимир Курбатов приписывает рисунок перил строителю Исаакиевского собора Огюсту Монферрану.

На каждой из опор поставили постаменты для бронзовых ваз, но вазы остались только в проекте. На границах моста появились гранитные пьедесталы для статуй.


«Вид Аничкова моста», акварель Василия Садовникова, Эрмитаж, 1842 год

Гривы и хвосты

Однажды Николаю I, большому любителю лошадей, подарили деревянного всадника. Скульптура так понравилась императору, что это чудесным образом изменило судьбу резчика по дереву. Автор деревянных коней барон Петр Клодт фон Юргенсбург, сын героя войны 1812 года, потомственный военный, недавно вышедший в отставку, бедствовал тогда в подвале на Выборгской стороне. Он вырезал из дерева фигурки лошадей, раскрашивал их, вставлял стеклянные глаза и делал гривы и хвосты из волос — на это и жил. Фигурки пользовались успехом, но большого дохода не приносили.


«Портрет скульптора П.К. Клодта фон Юргенсбурга»
работы Петра Соколова,
Государственная Третьяковская галерея,
1840–1849 годы

И вдруг — царская милость. Отставного офицера приняли вольнослушателем в Академию художеств, а через некоторое время он по ходатайству Николая I получил правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот. Клодт не успел закончить работу, как поступило новое высочайшее распоряжение — нужны скульптурные группы Диоскуров, легендарных братьев-аргонавтов* * По преданию, Посейдон подарил Диоскурам коней и дал силу спасать терпящих кораблекрушение. , для украшения дворцовой пристани на Адмиралтейской набережной. Император одобрил клодтовские модели, обсуждение в Академии художеств тоже прошло успешно. К 1838 году первая группа была готова к переводу в бронзу.

Но к тому времени царь раздумал ставить коней на пристани у Адмиралтейства. Скульптор был этому рад. Он нашел другое место для своего творения.

20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие заново отстроенного Аничкова моста. Газеты захлебывались от восторга:

«Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем — единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул… Ни одно из петербургских сооружений не производило такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и хвала строителям!»

В суматохе торжеств мало кто рассмотрел, что бронзовыми были лишь статуи на правом берегу, на левом поставили гипсовые раскрашенные копии.


«Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге». Литография с рисунка Иосифа Шарлеманя, 1850-е годы

«Мост восемнадцати яиц»

Вторую пару отлили через год. Но они на мост не попали, а украсили главные ворота дворца короля Фридриха Вильгельма в Берлине.

Прусский правитель был растроган подарком русского царя и послал в ответ два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре в Петербурге. Не остался без внимания и скульптор — Фридрих Вильгельм пожаловал Клодту орден Красного орла и бриллиантовую табакерку.

Новые статуи установили на Аничковом в октябре 1843 года, но в апреле 1846 сняли. На этот раз Николай I решил отблагодарить короля Сицилии Фердинанда за пышный прием русской императрицы. Оригиналы отправили в Неаполь, они там пришлись ко двору. На мосту опять поставили копии.

Европейские газеты писали: «В Неаполе нынче находится три чуда: тело Спасителя, снятое с креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя с креста» — картина Эспаньолетто и бронзовые кони русского барона Клодта».

Русский скульптор получил звание почетного члена академий художеств Берлина, Парижа, Рима и всемирную известность.

Тем временем гипсовые копии приходили в негодность.

Обер-полицейский докладывал президенту Академии художеств: «У алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной».


Кони Клодта украшали главные ворота Берлинского замка до 1945 года, Берлин, до 1870 года

И тогда у скульптора родились два новых сюжета для Аничкова, связанных с усмирением коня человеком. Сын Клодта Михаил писал: «В Павловске отец завел лошадей. Серко — старый ветеран придворной конюшни, совершенно белый, служил моделью, когда лепил Аничковых коней. Другая — Аламатбек — белая арабская, послушная, безукоризненно сложенная. Отец дрессировал ее: по приказу становилась на дыбы, принимала всевозможные позы. Двенадцатилетняя сестра ездила на ней в амазонке, по воле отца лошадь с всадницей лихо взвивалась на дыбы». В 1850 году на мосту наконец встали все четыре группы. Современники признали, что скульптуры Клодта — одна из вершин изобразительного искусства. Император по-солдатски прямо резанул: «Ну, Клодт, ты делаешь коней лучше, чем жеребец». Городской фольклор не отстал от венценосной особы:

«Барон фон Клодт представлен ко кресту / За то, что на Аничковом мосту/ На удивленье всей Европы / Он выставил четыре голых ж…».

Тогда же родилось и фольклорное название — «мост восемнадцати яиц». После открытия моста и до 1917 года там постоянно дежурил городовой.


Фердинанд II приказал установить «Укротителей коней» напротив Королевского дворца, Неаполь, 1880 год

Наполеон под хвостом

Аничков мост приобрел статус городской достопримечательности, что городские власти восприняли как руководство к действию. Несмотря на протесты Академии художеств, на мосту поставили фонари входящего в моду газового освещения. Потом появилась небольшая часовенка. Но уже в 1843 году обнаружилась беда пострашнее — деформация сводов. Переправу взяли «под особый контроль», периодически фиксируя разрушения. Но лишь в октябре 1902 года мост признали аварийным. По Невскому проспекту решили пустить трамвай, отступать было некуда. Комиссия городской железной дороги предложила мост полностью разобрать и возвести новый, однопролетный — так дешевле и быстрее.

В городе началась паника. Академия художеств официально выступила за сохранение исторического облика переправы, настаивая на полном сохранении даже патины на скульптурах. Академиков поддержал строительный комитет министерства внутренних дел.


Бойцы откапывают скульптуры Петра Клодта
в саду Аничкова дворца,
Ленинград, весна 1945 года

К авторитетному мнению прислушались. Реконструкцией, которая продолжалась с 1906 по 1908 год, руководил Алексей Щусев. Устои и быки (опоры моста.NT ) остались прежние, кирпичные своды переложены, для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями. Такой большой реконструкции Аничкова больше не было. В 2008 году провели лишь капитальный ремонт сводов.

Сегодня невозможно себе представить Петербург без Аничкова моста. Мост «коня и человека» знают во всем мире. Если вы остановитесь и начнете рассматривать скульптуры, наверняка найдется человек, который объяснит, что Клодт подковал только тех коней, что ближе к Адмиралтейству, а другая пара лишь «собирается к кузнецам на Литейный». От экскурсоводов можно услышать и о том, как во время войны все скульптуры зарыли в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они снова покинули постаменты, отправившись на реставрацию. Вам могут показать память о 250-килограммовой бомбе, попавшей в переправу во время блокады, — не только выбоины в постаменте, но и клейма «Лентрублита» на восстановленных решетках.

Ну и конечно, подведут к скульптуре у Аничкова дворца, чтобы в абрисе под хвостом коня вы увидели чеканный мужской профиль. По мнению многих, это портрет Наполеона.

Аничков мост в Санкт-Петербурге

Один из первых и самых известных мостов в Санкт-Петербурге — Аничков мост. Из трех переправ, пересекающих Невский проспект, мост через Фонтанку с его восхитительными конными скульптурами — самый запоминающийся. Сейчас Аничков мост имеет длину почти 55 метров, его ширина — 37,9 метров и состоит из трех пролетов.

История

При строительстве Невского проспекта возникла необходимость соорудить переправу через реку Ерик или как раньше называли Фонтанку — Безымянный Ерик. «За Большою Невой на Фантанной реке по першпективе зделать мост», — приказал Петр I и в 1715 году деревянная переправа была сооружена. Назвали ее Аничков мост — по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался в этом месте и строил эту переправу. Длина ее была более 150 метров и перекрывала всю заболоченную пойму реки.

Тогда это была окраина Санкт-Петербурга и здесь находилась пограничная застава, на которой проверяли паспорта и брали плату за въезд в город. Платить можно было и деньгами и булыжниками, которыми мостили дороги. На ночь шлагбаум опускали и караульные укрывались в шалаше, а позже для них построили караульный дом, где они проверяли документы и прятались от непогоды.

Читайте также  Саратовский академический театр оперы и балета

В 1726 году переправу сделали разводной и открывали ее для прохода судов с высокими мачтами, а чтобы волки не смогли пройти в город, ее открывали и на ночь.

В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова был построен новый деревянный мост. По одной из версий его специально укрепили, чтобы провести слонов, подаренных императрице Елизавете Петровне в дар от персидского шаха Ирана. Переправа не имела разводного пролета и была обшита досками, оформленными под гранит.

Каменный Аничков мост

В 1780-х годах через Фонтанку было построено семь однотипных каменных мостов и Аничков мост тоже перестроили. Он стал гранитным, а средний деревянный пролет сделали разводным, на краях переправы были построены башни с разводными механизмами. Из семи построенных в то время переправ сохранились лишь мост Ломоносова и Старо-Калинкин и представить, каким был Аничков мост в то время, можно по их виду.

Постепенно Невский проспект расширялся и к 1840-му году его ширина стала значительно шире переправы через Фонтанку, к тому же средняя деревянная часть пришла в негодность. Поэтому в 1841 году Аничков мост был разобран и за семь месяцев по проекту инженеров Ивана Буттаца и Александра Редера была построена новая переправа. Руководил строительством генерал-лейтенант Андрей Данилович Готман.

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось в январе 1842 года. Башни убрали, а три пролета выложили кирпичом и облицевали гранитом. В это же время появились чугунные решетки с изображением морских коньков и русалочек, выполненные по рисунку немецкого художника Карла Шинкеля. Решетки с таким же рисунком установлены и на Дворцовом мосту в Берлине.

Исследования в 1843 и 1847, 1855 и 1899 годах показали, что переправа имеет конструктивные недостатки и вследствие этого разрушается. По проекту архитектора Петра Щусева в 1906–1908 годах проведен ремонт — была выполнена гидроизоляция конструкций, а кирпичные своды переложены и облицованы розовым кирпичом.

Во время Великой Отечественной войны снаряды повредили гранитные парапеты и перила, а на одном из гранитных постаментов и сейчас можно видеть вмятину от снаряда.

В 2007–2008 годах были устранены трещины покрытий, выполнены гидроизоляция, ремонт арочной кирпичной кладки и замена каменных блоков.

Скульптуры коней на Аничковом мосту

В 1841 году Петербургский скульптор Петр Карлович Клодт работал над композициями скульптур «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы», которые должны были установить на набережной Невы напротив Академии художеств. Но после того, как набережную украсили сфинксы, отлитые бронзовые скульптуры поместили с западной стороны Аничкова моста, ближе к Адмиралтейству. А с восточной стороны поместили их временные копии из гипса, которые планировалось заменить на бронзовые фигуры. Петр Клодт отлил скульптуры из бронзы, но прошло почти десять лет, прежде чем композиция была завершена. Коней несколько раз дарили и они украшали то один, то другой дворец.

  • В 1842 году по приказу Николая I скульптуры отправили в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и сейчас они находятся у ворот Королевского дворца в Берлине
  • В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их подарили королю Сицилии Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство во время путешествия по Италии императрицы. В настоящее время скульптуры находятся перед Королевским дворцом в Неаполе
  • Следующие скульптурные группы коней были установлены у Дворцового павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли
  • Кони стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне. Во время войны скульптуры из Орловского парка были похищены фашистами
  • В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней

В 1846 году Петр Клодт решил не делать копии коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста и замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах:

Первая группа в западной части моста — «Конь с идущим юношей». Животное еще покорно и обнаженный атлет сдерживает вздыбленного коня, взяв его за узду.

Смежная группа изображает борьбу — ноги коня раскинуты и голова высоко вздернута, пасть оскалена и ноздри раздуты, а юноша с трудом сдерживает вырывающееся животное.

В третьей группе, расположенной ближе к Дворцу Белосельских-Белозерских, водитель повержен на землю и конь почти вырвался. Голова лошади победоносно поднята и юноша с трудом удерживает животное одной левой рукой.

Скульптуры Укротители коней

И наконец, в четвертой группе мы видим, что атлет покоряет коня. Припав на колено, он двумя руками сжимает узду и укрощает животное.

Петр Клодт своей композицией прославляет человека, покорившего природу. На одном из постаментов мы видим бронзовую доску с надписью «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году».

Во время Великой Отечественной войны скульптуры закопали в сквере у Аничкова Дворца и на постаменты их возвратили накануне 1 мая 1945 года. Еще раз они покинули Аничков мост во время реставрации в 2001–2002 годах и были отреставрированы к 300-летию Северной столицы.

Аничков мост — название

Хотя название переправы и произошло от фамилии инженер-полковника, Михаила Аничкова, чей батальон располагался рядом и строил Аничков мост, многие петербуржцы упорно хотят связать это название с трагической любовной историей к некой Анечке и приписывают эту романтичную любовь чуть ли не всем строителям переправы. Говорят, что в 19 веке здесь висела табличка с надписью Аничкин мост и по легенде на этом месте развивалась эта трагическая любовь.

Легенды и мифы

  • Говорят, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул скульптора по плечу и сказал: «Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец»
  • Однажды Клодт был вместе с императором на приеме в Берлине. Скульптор взял лошадь напрокат и не справился с ней, в результате потерял шляпу и еле удержался в седле. Но Николай I поддержал соотечественника: «Ты лучше лепишь лошадей, чем ездишь на них»
  • Рассказывают, что скульптор как-то обогнал повозку с императором, что делать было строго запрещено и Николай I погрозил ему пальцем. Когда второй раз это повторилось, император гневно погрозил скульптору кулаком, а вскоре пришел к нему в мастерскую, оглядел бронзовые скульптуры и сказал: «За этих — прощаю»
  • Решив отомстить одному их своих обидчиков, Петр Клодт изобразил лицо этого человека под хвостом одного из вздыбленных коней и современники скульптора легко узнавали образ несчастного. Правда, есть мнение, что под хвостом изображен Наполеон, злейший враг любимой России
  • Загадочна и причина смерти великого скульптора. Нашлись злые люди, сказавшие Клодту, что у двух его коней нет языков. Скульптор сильно расстроился и стал сторониться общества, а вскоре заболел и умер, возможно, по этой причине

Интересные факты

  • Кони, смотрящие в сторону Адмиралтейства подкованы, а смотрящие в сторону площади Восстания — не подкованы. В 18 веке на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы. По легенде, те кони, что смотрят на Литейный, в сторону кузниц, не подкованы, а подкованные кони идут от кузниц
  • В 1739 году Комиссия по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось
  • Петр Клодт является также автором памятника Николаю I на Исаакиевской площади и знаменательного тем, что имеет всего две точки опоры. Скульптор создал также памятник Ивану Крылову в Летнем саду, модель коней Нарвских ворот и квадригу Аполлона Большого театра
  • В начале 20 века в Москве у Ипподрома на Беговой аллее установлены композиции коней, выполненные внуком Петра Клодта скульптором Константином Клодтом
  • Чугунные решетки в середине 1990-х годов были сняты, зарисованы и заново перелиты в Челябинской области на заводе в городе Снежинске, о чем свидетельствует эмблема города на перилах
  • Правильно ударение надо ставить на втором слоге слова Аничков
  • Рядом с Аничковом мостом находятся такие достопримечательности Санкт-Петербурга как Аничков Дворец, Дворец Белосельских-Белозерских и Фонтанный двор

Аничков мост и народный фольклор

Существует фольклорное название переправы — мост шестнадцати яиц. До 1917 года это был мост восемнадцати яиц, поскольку кроме четырех скульптур у переправы находился еще и городовой.

В пору борьбы с алкоголизмом родилось фольклорное выражение «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда — они коней держат».

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только в фотоработах, но и во многих произведениях живописи, о нем сложены и стихи. Композиция «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Пётр Клодт делал лошадей лучше, чем жеребец

Квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра и шестерка коней на Нарвских воротах Петербурга. Что объединяет эти и другие скульптуры, кроме имени создателя? Правильно — энергия движения, оживляющая бронзу. 5 июня исполняется 215 лет со дня рождения выдающегося скульптора Петра Карловича Клодта.

Барон Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург (1805 — 1867) происходил из знатного, но небогатого рода балтийских немцев. Его отец добыл славу боевого генерала на полях Отечественной войны 1812 года. Его портрет и поныне висит в галерее героев в Эрмитаже. Несмотря на суровость военной службы, отец будущего скульптора тянулся к творчеству. «Когда я был маленьким, мой бедный отец радовал меня, вырезая из бумаги лошадок», — рассказывал Клодт внучке незадолго до смерти.

Петр Карлович с детства рисовал, лепил и вырезал коняг, подолгу наблюдая за ними и изучая позы. Любовь к деталям и анатомическая точность оживляли его поделки. Однажды молодой юнкер сделал деревянную игрушку для сына писателя Николая Греча. Тот сразу разглядел талант и вместе со знакомыми скинулся на набор инструментов для резьбы. Клодт вырезал еще более искусные фигуры, которые так понравились великим князьям Михаилу и Николаю, что те убедили молодого офицера задуматься об истинном призвании. Их отец, император Николай I, впоследствии стал главным ценителем творчества скульптора.

«Квартет И» в фильме «О чем говорят мужчины. Продолжение» (2018)

Галопом по Европам

Клодт не получил полноценного художественного образования. Он ушел с военной службы, открыл в Петербурге мастерскую, в которой усердно копировал античные образцы, учился обращаться с глиной и гипсом. В тесный подвальчик умудрялся затаскивать жеребцов и кобыл. Когда в 1838-м умер выдающийся литейный мастер Василий Екимов, Клодту пришлось постичь тонкости и этого ремесла. Вскоре он занял место руководителя Литейного двора Императорской академии художеств. Занимался отливкой памятника Владимиру Великому для Киева, подкорректировал первоначальный эскиз.

Работами Клодта восхищались европейские монархи и жители мировых столиц. Санкт-Петербург, Петергоф, Стрельна, Москва, Киев, Берлин, Неаполь… Табун клодтовских лошадок распустил по Европе сам император Николай I. Ими заменяли скульптуры, раздариваемые императором прямо с городских улиц.

Петр Карлович внешне был весьма не дурен

Отомстил любовнику

Группа из четырех коней на Аничковом мосту — самое знаменитое произведение Петра Карловича. Именно с ним связано больше всего легенд. Самая известная — будто бы на церемонии открытия моста Николай I хлопнул художника по плечу: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!» Широко известна байка о том, что в паху одной из скульптур Клодт запечатлел не то Наполеона, не то физиономию любовника своей дражайшей супруги, которой вздумалось гульнуть. После установки коней Аничков получил второе название — «Мост 18 яиц»: четыре жеребца, четыре скульптурных юноши и один дежурный городовой. Кстати, изначально бронзовых скульптур было две, а пара других копировала их в гипсе. Задумка мастера читается так: по часовой стрелке от дома № 40 по набережной Фонтанки мы видим стадии укрощения строптивого коня. Поэтому первые два коня неподкованные.

И другие звери

Клодт лепил не только лошадей — всю силу анималистического таланта он вложил в памятник баснописцу Ивану Крылову. Его установили в 1855 году в Летнем саду. Деньги на него собирали по всей России. Однако после открытия монумент удостоился едких комментариев. «Жалкий барон Клодт! Вместо величественного старца он посадил лакея в нанковом сюртуке с азбучкой и указкою в руках. Барон без умысла достиг цели, вылепивши эту жалкую статую и барельефы именно для детей, но никак не для взрослых. Бедный барон! Оскорбил ты великого поэта», — отчитывал мастера поэт Тарас Шевченко.

Читайте также  Кто построил пизанскую башню

Памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду. Фото: Depositphotos.com

Трагический силуэт

Кони Аничкова моста стали символом города. Во время блокады Ленинграда их сохранили, зарыв в мерзлую землю. Возвращение скульптур стало символом Победы. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала ночь с 1 на 2 июня 1945 года: «Мы стояли долго, мерцала белая ночь, статуя подымалась медленно и вдруг в какой-то момент так и врезалась в бледно-зеленоватое небо всем своим черным, бурным, трагическим силуэтом! И мы вздрогнули все, даже озноб пробежал по телу: так прекрасно явилась в небе скульптура, так пронзительно остро вспомнился сорок первый год и так остро еще раз ощутили мы мир».

Аничков мост

Аничков мост

Аничков мост — один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, история которого тесно связана с основанием Северной столицы. Сам мост не является шедевром архитектурной мысли; визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга он стал благодаря великолепным изваяниям скульптора Петра Клодта.

Сэкономь на путешествии!

История Аничкова моста

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.

Указатель Аничков мост в 18 веке

Перед Аничковым мостом размещалась застава, — в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, — они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили — теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, — так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

Перестройка моста в 1841 году Аничков мост на Невском проспекте в сумерки. Художник Паоло Сала (1859-1924) Бонштедт, Людвиг-Франц-Карл Людвигович.Аничков мост на Невском проспекте.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.

Аничков мост в 19 веке

В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали — теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине.

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией — укрощение коня, победа человека над дикой силой.

Аничков мост. Фото 1912-1914гг Кони Аничкова моста занимают свои старые места (1 июня 1945 года)

Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя — в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы — «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

След от немецкого артиллерийского снаряда

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти — в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, — из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел — для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть — цвет расчищенной бронзы, — именно такими и создал их Клодт.

Аничков мост в наши дни

После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, — если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, — композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция — самая спокойная, — жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, — до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.

Аничков мост зимой

Интересные факты

Клодт ваял лошадей с натуры — ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж — немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле — список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить — АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда — они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: