Режиссер театра на таганке
Таганка, зачем сгубила ты меня. Что сломало жизнь Анатолию Эфросу
13 января исполняется 30 лет со дня смерти одного из крупнейших советских театральных режиссёров Анатолия Эфроса.
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Владимир Федоренко, Александр Макаров
В своей квартире в Селиверстовом переулке режиссёр скончался от сердечного приступа январским днём 1987 года, после всего двух лет руководства Театром на Таганке. Его ждали на прогоне спектакля «Кориолана», но он так и не явился. Приехавших друзей и директора театра встретила супруга. Овдовевшая Наталья Крымова пыталась утешиться тем, что лицо у Анатолия Васильевича было спокойным и безмятежным, каким его давно не видели. Последние годы он был в постоянном напряжении и в ожидании очередной обиды или неприятности.
Режиссер театра на Малой Бронной Анатолий Эфрос (справа) с женой, театральным критиком Натальей Крымовой (слева). 1981 год.
Фото: © РИА Новости / Борис Ушмайкин
— Мы сели на пол и долго смотрели в это мягкое лицо человека, который не хотел в жизни ни ловчить, ни вертеться, ни бороться, ни побеждать, ни преуспевать. Хотел лишь просто заниматься своим делом. И этим делом был счастлив, — пишет в своих воспоминаниях критик Ирина Мягкова, знавшая семью много лет.
Анатолию Эфросу был всего 61 год. И его з накомые, и театральные критики в один голос утверждают: режиссёра попросту довели актёры театра, которые не смогли простить ему попытки заместить собою Юрия Любимова. И звестный драматург Виктор Розов, которого в своё время «открыл» Эфрос, назвал людей, приведших режиссёра к смерти, чернью.
Эфрос на взлёте
Карьера режиссёра в Москве началась в 1954 году, когда его направили в Центральный детский театр. Именно там начинали Олег Ефремов и приглашённые Эфросом молодые актёры Олег Табаков и Лев Дуров. Критик Смелянский писал, что с этого витка развития ЦДТ, ещё до Товстоногова в БДТ и создания «Современника», началось возрождение российского театра . Эфросу действительно удалось превратить забытый зрителями театр в один из самых популярных в столице. Там были впервые поставлены пьесы Розова «В добрый час» и «В поисках радости» и Хмелика «Друг мой, Колька».
После такого успеха Эфросу предложили возглавить Ленком. Именно эти четыре года были самой счастливой порой его творческой жизни. Ленком стал вторым его возрождённым театром. Там он, как и прежде, отдавал предпочтение современной драматургии.
Режиссер театра имени Ленинского комсомола Анатолий Эфрос. 1965 год.
Фото: © РИА Новости
— Был он молчалив, задумчив и улыбчив. В тот момент работал в Ленкоме — счастливая пора жизни. Продолжал ставить Розова, открыл Радзинского, — вспоминает Ирина Мягкова.
Начало конца
Позже в Ленкоме Эфрос впервые решил поставить классику. В 1966 году вышла чеховская «Чайка», которую сразу же невзлюбили даже доброжелательные критики — за жестокость, которую режиссёр вложил в главных героев. Писали, что в спектакле «ненависть, взаимная вражда, заменили сочувствие». Вскоре Эфрос был отстранён от руководства театром. Не последнюю роль в этом сыграли обиженные актёры: режиссёр брал в постановки только своих любимчиков — Льва Дурова, Ольгу Яковлеву, — оставляя других за бортом.
Об этом спустя много лет вспоминала Ольга Яковлева.
В 1967 году Эфрос ушёл в театр на Малой Бронной, но первая же постановка с треском провалилась. «Трёх сестёр» не только раскритиковали, но и в конце концов запретили. О том, что Эфрос попал в опалу, заговорили после второго следом закрытия — ему подвергся «Обольститель Колобашкин» по пьесе Радзинского.
Следом были 17 лет спокойной работы Эфроса на Малой Бронной. Проблемы вернулись в 1979 году со спектаклем «Дорога» по поэме Н. Гоголя «Мёртвые души», в котором режиссёр попытался представить «всего Гоголя». Спектакль не получился. Неудача подорвала авторитет Эфроса в труппе — успех спектаклей у зрителей также неуклонно падал. В 1984 году вспыхнул конфликт, в результате которого режиссёр покинул театр.
Театр на Таганке
Предложение возглавить Театр на Таганке Эфрос получил в 1985 году — после того как бывший худрук Юрий Любимов дал своё судьбоносное интервью газете Times. Будучи в Лондоне, Любимов воспользовался случаем рассказать миру об ужасах советской культурной политики, за что тут же и заочно был лишён гражданства страны и снят с поста худрука своего театра. Эфрос недолго колебался и решил принять предложение. Он простодушно полагал, что своим приходом спасёт простаивающий без худрука театр.
— Ему [Эфросу] было тогда пятьдесят девять лет, и шанс получить театр в своё распоряжение казался последним в жизни, тем более что как раз в этот момент у него возник серьёзный конфликт с актёрами на Малой Бронной. Ни в какие политические игры он играть не собирался, и намерения у него были самые благородные — спасти Таганку. Он принял это неожиданное предложение, — пишет Ирина Мякова.
Артисты Алла Демидова (Любовь Раневская), режиссер Анатолий Эфрос, Владимир Высоцкий (Ермолай Лопахин), Валерий Золотухин (Петя Трофимов) (слева направо) и другие вышли на поклон после окончания спектакля по пьесе А. Чехова «Вишневый сад». Постановка Анатолия Эфроса в Московском театре на Таганке. 1975 год.
Фото: © РИА Новости / Анатолий Гаранин
Не доставайся же ты никому
Тем временем коллектив Таганки пытался бороться за своего художественного руководителя, а согласие Эфроса возглавить театр многие восприняли крайне негативно.
— Хотя после первых же спектаклей образовалась группа актёров, которая хотела бы с ним работать, остальная часть труппы вела себя отвратительно, подло. Разделились на сторонников и противников Эфроса на Таганке и критики, и зрители. Я, как сторонник, перессорилась тогда с огромным количеством коллег, которые считали, что пусть лучше Таганка умрёт, — вспоминает Мягкова.
Сам Любимов обвинил своего преемника в пренебрежении корпоративной этикой и солидарностью, расценил его согласие возглавить театр как штрейкбрехерство и предательство. Большая часть труппы бойкотировала нового художественного руководителя. Леонид Филатов и Вениамин Смехов демонстративно перешли в «Современник» вместе с художником Давидом Боровским .
Театральный режиссер, создатель и художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Петрович Любимов в своем кабинете.
Фото: © РИА Новости / Анатолий Гаранин
Чтобы показать, что своим присутствием он не пытается встать на место Любимова, Эфрос не стал даже занимать его большой кабинет, а обосновался в маленькой комнатке. Но ничто не помогло ему спастись от неприязни труппы.
— Безупречная репутация Эфроса оказалась поколебленной: многие поклонники Таганки, и критики в том числе, предпочитали скорее увидеть её мёртвой, нежели руководимой кем бы то ни было, кроме Любимова, — рассуждает Мягкова. — По их мнению, Эфрос не имел права входить в этот театр. Труппа считала для себя выгодней оставаться в роли жертвы режима, чем подчиниться решению властей и вернуться к нормальной жизни. Последние годы жизни Эфроса были тяжкими и мучительными.
И всё-таки перед смертью Эфрос успел сделать добрый шаг в сторону Любимова, который так его возненавидел. Эфрос подписал коллективное письмо Горбачёву, который приходил в театр на спектакль, о возвращении Любимова на Таганку. И Горбачёв дал согласие.
После смерти Эфросу написали хвалебные некрологи, а на его похороны на Таганке пришла толпа народу. Присутствовавшие вспоминают заплаканного Дурова, а на Кунцевском кладбище, куда повезли хоронить режиссёра, — Ольгу Яковлеву, которая упорно запихивала в полузакрытый гроб шерстяной плед, чтобы уберечь любимого режиссёра от январского холода.
Любимый театр Любимова: история театра на Таганке
Театр начал свою работу с инсценировок поэтических произведений Пушкина и Маяковского.
Театр драмы и комедии
Театр на Таганке был создан в 1946 году, почти сразу после окончания войны. В то время главным режиссером назначили Александра Плотникова, который предложил для премьерного спектакля «Народ бессмертен» по мотивам романа Василия Гроссмана. Труппу набрали быстро — из учеников московских театральных студий и различных театров помельче.
Правда, дело как-то не задалось: театр не пользовался популярностью у зрителей. К 1964 году ситуация сложилась настолько плохая, что Театр драмы и комедии имел самые низкие рейтинги и был последним по посещаемости театром. Именно тогда главным режиссером назначили Юрия Любимова, в то время актера театра имени Вахтангова, который и сделал театр на Таганке таким, каким мы его знаем и любим.
Юрий Петрович Любимов. Источник: pinterest.com
Дебют Любимова
Дебютной постановкой Любимова в качестве режиссера на сцене театра на Таганке был спектакль по пьесе Брехта «Добрый человек из Сезуана», ставший настоящим символом театра и сохранившийся в репертуаре и по сей день. Это была дипломная постановка его учеников по Щукинскому училищу, которых он и привел с собой в труппу. Следующие спектакли только подкрепили успех Любимова. Одними из самых известных были «Десять дней, что потрясли мир» по Риду, «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Деревянные кони» и «Мастер и Маргарита».
Брехт в основе Таганки
Вообще Любимов был поклонником идей «эпического театра» Брехта. Немецкого драматурга он ставил в один ряд с такими знаменитыми писателями, как Шекспир и Мольер. Взойдя на режиссерский трон, Любимов повесил в фойе театра портреты «трех столпов театра»: Брехта, Вахтангова и Мейерхольда. Правда, райком партии настойчиво порекомендовал ему добавить к этой троице еще и Станиславского.
Кстати, именно Любимов добавил к названию «Театра драмы и комедии» знаменитое «на Таганке», которое с легкой руки московских театралов быстро превратилось в просто «Таганку». Любимов перевернул все с ног на голову не только в области репертуара, но и относительно декораций. При нем довольно консервативный театр на Таганке стал самым авангардным в стране. Он обходился почти без занавеса и декораций. Спустя 10 лет Таганка стал самым посещаемым театром в Москве.
Поэзия и проза: новое видение
Любимов привнес в работу театра новые идеи. Например, слова на сцене перестали иметь такой большой смыл, на передний план вышли музыка, пени и движение. Первым спектаклем, основанным на стихах, стали «Антимиры» по Вознесенскому. На сцене появлялись Чехов и Брехт, Пушкин и Маяковский, Булгаков, Пастернак и Достоевский, здесь встречались Серебряный век и стихи военной поры. Все это органично уживалось в авангардном театре на Таганке.
На сцене работали знаменитые актеры, в том числе Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Зинаида Славина, Алла Демидова и сам Владимир Высоцкий! Он был по-настоящему скандальной личностью, например, многие критики отмечали, что знаменитый монолог Хлопуши из «Пугачева» по Есенину он исполнял за гранью физических возможностей человека. А в 1976 на театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии спектакль «Гамлет» с Высоцким в главной роли получил гран-при. В 80-х в честь артиста был поставлен спектакль, названный его именем, но он вскоре был запрещен.
Владимир Высоцкий в роли Гамлета. Источник: pinterest.com
Разлука и раскол
Из-за необычного взгляда на принципы театрального искусства у Любимова не прекращались проблемы с советской властью. Закончилось все тем, что в 1984 режиссер был вынужден покинуть страну и разлучиться с любимым театром. Полоса отчуждения длилась 5 лет, и жизнь театра на Таганке разделилась на «до» и «после».
Все это время на посту режиссера находился Эфрос, чье творческое видение в корне расходилось с точкой зрения Любимова. В начале перестройки Любимову позволили вернуться, и он с новыми силами принялся возрождать свое любимое детище. Именно благодаря нему на сцене Таганки появились знаменитые спектакли «Живой», «Владимир Высоцкий» и «Борис Годунов», которые были запрещены. Поставил он и новые спектакли: «Самоубийца», «Электра», «Евгений Онегин».
В 1992 труппа театра раскололась надвое, и от Таганки отделилась группа, назвавшая себя «Содружество театров Таганки», которая под руководством Николая Губенко заняла новое здание театра на Таганке. Но это не сломило железную волю Любимова: он продолжил творческую работу, взялся за «Фауста» и даже поэзию обэриутов. В 2011 Юрий Любимов покинул пост руководителя театра.
Жанна Болотова: Думаю, когда Николай Губенко ушел из Театра на Таганке, Юрий Любимов его возненавидел
Жанна Болотова и Николай Губенко в 2012 г.
Фото: Мила СТРИЖ
Николай Губенко — ведущий артист легендарной труппы Юрия Любимова лучшей её поры. Он — последний министр культуры СССР, убежденный коммунист и создатель театра «Содружество актёров Таганки». О том, как жилось с такой яркой, харизматичной личностью, мы поговорили с его вдовой – актрисой Жанной Болотовой. Ответ ее был коротким: «Коля для меня лучше всех на свете». Они прожили душа в душу 57 лет, ни разу по-настоящему не поссорившись. А познакомились, когда поступили в 1958 году на первый курс во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова.
Но начали мы разговор с больной темы: как бы Николай Губенко отнесся к объединению двух «Таганок» (Театра на Таганке и «Содружества…»), которое случилось в декабре 2020, перед самым Новым годом.
— Коля был категорически против объединения. В свое время они с Золотухиным (в 2011 году Валерий Золотохин был назначен директором Театра на Таганке после скандального ухода режиссера Юрия Любимова – Ред.) подписали письмо, в котором говорилось, что это два совершенно самостоятельных коллектива и объединять их нельзя, — говорит Жанна Болотова. — В Департаменте культуры Коле пообещали, что объединения не будет, они уже знали, что он неизлечимо болен, что он уходит. Хотя бы не обещали тогда, а так… Сделали всё очень некрасиво. Люди вышли на работу после праздников, а там уже новые порядки, начались увольнения… Я не утрирую, просто за 25 лет существования нашего театра, там был свой уклад, это действительно был театр-дом, Коля обо всех заботился и никого не увольнял, даже стариков, которые перешли из театра Юрия Любимова и давно ничего не играли.
Без Губенко мне этот театр стал не интересен. Я очень любила этого артиста, смотрела все его спектакли. И зрители его любили и уважали за то, что не предал себя, за то, что верен идеалам своей молодости, что сохранил свои убеждения. Он обладал невероятным магнетизмом. Он один на сцене, а в зале — 750 человек, и стоит мертвая тишина. Он умел нащупать болевые точки и был тем живым голосом, который говорил с людьми о том, что их волновало: что сделали с нашей страной за последние 30 лет. На что мы надеялись и что получили в итоге. Это был живой, современный театр. Даже когда Коля ставил Салтыкова-Щедрина, зрители были уверены, что Губенко что-то дописал от себя, а там — только гениальный текст классика, который ложится в сегодняшний день как лыко в строку.
Брак с Жанной Болотовой можно смело назвать идеальным — артисты прожили вместе больше полувека.
ЗА 57 ЛЕТ НЕ БЫЛО ПОВОДА ДЛЯ РЕВНОСТИ
— У вас с мужем на многое взгляды совпадали…
— Практически на все. Мнение обо всем было одинаковое. Мы читали одни и те же книги, нам нравились одни и те же фильмы. Мы любили одних и тех же людей. Это действительно чудо.
— Но это пришло не сразу. Когда вы учились во ВГИКе вы своего однокурсника Губенко терпеть не могли…
— Это неправда! Мы с первого курса были большими друзьями. У нас была четвёрка не разлей вода: я, Оля Красина, Коля и Жора Склянский. Потом я с Колей поссорилась на дне рождения у Ларисы Лужиной. В этой ссоре большую роль сыграл Булат Окудажава (он ухаживал за Жанной Болотовой. И передал ее слова, неправильно понятные, остальным ребятам. Эти слова очень ранили Губенко – ред.). Коля, не разобравшись в ситуации, устроил мне скандал. И мы перестали разговаривать. Надолго, хотя продолжали учиться на одном курсе. Я его игнорировала. Как будто его нет. Это была внешняя сторона, а внутри с каждым годом росло чувство уважения к нему. Он был лучшим на нашем курсе, самым ярким и самым талантливым.
— Как же вы помирились?
— Перед выходом на диплом мы решили отметить окончание учебы. Я подошла к Коле: «Неужели мы так глупо расстанемся, не помирившись?». Мы протянули друг другу руки и больше уже не расставались никогда. Вот и вся история.
— Наверное, тогда он просто приревновал вас к Окуджаве…
— Никакой ревности! Коля в стольких девушек был влюблен за время учебы в институте! На которую он посмотрит, та ему и нравилась — буквально все. Именно по этой причине довольно долго я не решалась выйти за него замуж. Думала: вот сейчас мы поженимся, и у Коли начнутся какие-то очередные «приключения». Такая ситуация совершенно не для меня. Мои родители прожили в большой любви. И я не представляла другого варианта семьи.
Но потом, когда мы поженились, за всю нашу долгую совместную жизнь я ни разу Колю не приревновала. Как муж он был необыкновенный. Со съемок в картине «Директор», которые проходили в Каракумах, он в свой единственный выходной прилетал в Москву на один день, чтобы привезти мне ведро клубники и ведро роз. Хотел меня повидать, хотя это было безумие: он страшно уставал на съемках. Он мог приехать домой из театра прямо со спектакля в перерыве между действиями, в антракте, потому что соскучился. Такси ждало его внизу.
— Чтобы чмокнуть вас в щечку? И обратно в театр…
— И чмокнуть в щеку тоже… Это было неописуемое отношение к женщине, я такого ни у кого из своих подруг не встречала.
— Хотя со стороны Губенко производил впечатление сурового мужчины.
— Со мной он не был суровым. Мы могли о чем-то спорить, что-то страстно друг другу доказывать, я ведь тоже девушка горячая, но при этом, если бы знали, сколько было в нём нежности, в человеке, который никогда не знал родительской любви (отец Николая Губенко – военный летчик – погиб в начале войны, мать — повесили немцы, когда ее сыну было 11 месяцев – Ред. ). Он воспитывался в интернате, пускай и в очень хорошем (спецшкола с преподаванием ряда предметом на английском языке для детей-сирот, чьи родители погибли на фронтах Великой Отечественной войны – Ред.). Но все равно это был интернат. Тем не менее он вспоминал о своем детстве как о самых счастливых годах жизни. Я всегда удивлялась: как Коля, круглый сирота, детдомовец, вырос без материнской ласки таким чутким, нежным, добрым человеком? Я-то росла в совершенно другой атмосфере — абсолютной родительской любви.
До конца своих дней Николай Николаевич оставался убежденным коммунистом.Фото: Юрий САМОЛЫГО/ТАСС
ИДЕЙНЫЕ ВРАГИ
— Высоцкий, Золотухин, Филатов были настоящими звездами Театра на Таганке. Но не секрет, что Юрий Любимов больше всех ценил Николая Губенко.
— Колю он очень любил. Любимов понимал: Губенко — это выигрышный лотерейный билет, который надо использовать на сто процентов. Все свои спектакли он планировал на Колю. Когда Коля ушел из театра во ВГИК (в 1968 году Губенко вернулся во ВГИК на отделение режиссуры – Ред.) для Любимова это был страшный удар. Думаю, в тот момент он Колю возненавидел. И я Любимова понимаю: я так же переживала, когда актеры уходили от Коли. И я помню всех, кто у Коли отказался сниматься.
— Николай Николаевич не жалел, что с Любимовым они так и не помирились после раскола театра на два коллектива и создания «Содружества актёров Таганки»?
— Никогда не жалел. Они были идейными врагами. Коля не мог мириться с антисоветчиком. Парадокс в том, что на Таганке Любимова в лучшие ее годы шли очень советские спектакли, пускай и с «фигой в кармане». Миф о том, что Любимов — борец с коммунистическим режимом, раздули на Западе. Это была чистая политика. Коля сделал всё для того, чтобы Любимов вернулся из эмиграции, дошел до Политбюро ЦК КПСС. И когда он этого добился, когда Любимов вернулся, сперва это были радость и братание. А потом началась творческая ревность, кстати, и не только со стороны Любимова. Алла Демидова во всех интервью говорит о Коле очень плохо. И я всегда удивлялась: ну как можно такое о своем коллеге сказать? Но однажды пересмотрела в записи легендарный спектакль Таганки «Добрый человек из Сезуана» и поняла, в чем причина такого отношения. Коля в этом спектакле (в нем играла и Демидова – Ред.) был насколько хорош: так он двигался, с такой страстью пел, что в основном все аплодисменты срывал он. Слышать зрительский восторг, обращенные к другому артисту, очень тяжело. Думаю, в этом причина неприязни к Коле со стороны Демидовой.
— Год назад вы с Николаем Николаевичем заболели коронавирусом, после чего он умер…
— Коронавирус у Коли не подтвердился. У него была пневмония, которая часто развивается у больных после операции, когда они много лежат. У Коли обнаружили опухоль мозга. В Институте нейрохирургии им. Бурденко ему сделали прекрасную операцию, после которой он чувствовал себя настолько хорошо, что даже уменьшил дозу ежедневных лекарств. В это же время однопартийцы (Губенко был членом КПРФ) уговорили его участвовать в предвыборной кампании, которую, кстати, он выиграл. В результате всех этих обстоятельств, большого напряжения, сокращения лечебной терапии, он упал на улице на новую плитку, которую уложили по всему городу, и разбил себе голову. Травма свела результаты операции к нулю. Коронавируса тут был ни при чем.
Как детдомовец снял фильм о своей судьбе и стал министром культуры и знаменитым режиссером: Николай Губенко
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сирота, детдомовец, суворовец, артист
В детстве Николай Губенко пережил беду, которая впоследствии отразилась на всей его жизни. Он родился 17 августа 1941 г. в одесских катакомбах, где его мать пряталась от налетов фашистской авиации. В 1942 г. не стало его отца, военного летчика, бортмеханика бомбардировщика, – он был сбит в воздушном бою под Ворошиловградом. В том же году нацистские оккупанты повесили его мать – она хорошо знала немецкий язык, ей предложили работать в городской комендатуре, но женщина наотрез отказалась сотрудничать с нацистами.
Пятеро детей остались сиротами. Николая – самого младшего из детей – забрали к себе бабушка с дедушкой. Остальных взяли на воспитание соседи. О том, что у него есть 3 сестры и брат, Коля узнал только в 16 лет. Их всех усыновили чужие люди, они выросли в разных семьях и так и не стали друг для друга родными. Как и многие в те времена, бабушка и дедушка Коли жили впроголодь, из-за чего вскоре решили отдать внука в детдом – Одесскую спецшколу-интернат для детей погибших офицеров. Там он впервые попробовал блюдо, которое тогда казалось ему недоступным лакомством, – борщ со сметаной.
Позже Колю перевели в Суворовское училище, где в старших классах несколько предметов читали на английском языке. Ему должна была быть уготована совсем иная участь. Позже Губенко рассказывал: « Я должен был стать военным переводчиком, исходя из специфики той школы-интерната, в которой я воспитывался. Но в 1955-м году Хрущев сократил армию на 300 тысяч человек и вместе с ней Военный институт иностранных языков, куда я должен был идти прямиком из спецшколы-интерната ».
Сам же Николай с ранних лет больше всего любил занятия в школьном драмкружке. Одноклассники называли его Артистом – он участвовал во всех постановках, играл в оркестре на кларнете, выступил на областном конкурсе джазистов, посещал танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков и театральную студию при Доме актера. После окончания училища он устроился в Одесский ТЮЗ – сначала монтировщиком и машинистом сцены, потом – актером вспомогательного состава.
В характеристике, написанной преподавателем его училища, о нем говорилось так: « Николай Губенко обладает хорошими способностями, но ленив и не хочет работать. Очень часто самовольно уходит из школы, но благодаря его хитрости это проходит в большинстве случаев безнаказанно. К спорту и физкультуре равнодушен. У товарищей авторитетом не пользуется, но умеет потешать товарищей. Активист кружка самодеятельности и музыкального кружка. Мечтает стать актером ».
Актер, режиссер, главреж Таганки
В 20 лет Николай уехал в Москву, поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова, преодолев конкурс в 3 тысячи человек. Параллельно он занимался в Государственном цирковом училище, осваивал хождение по канату, чтобы научиться владеть своим телом. Еще во время учебы, в 22 года, он сыграл свою первую роль в кино, да еще какую – у самого Марлена Хуциева в фильме «Мне двадцать лет». Позже Николай снялся в культовых советских фильмах: «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и «Прошу слова» Глеба Панфилова.
После завершения учебы Губенко стал актером Театра на Таганке, где выступал на одной сцене с Леонидом Филатовым, Валерием Золотухиным, Вениамином Смеховым, Владимиром Высоцким. Спустя 20 лет Губенко возглавил этот театр, а после раскола театра в 1993 г. стал руководителем «Содружества актеров Таганки».
Вскоре в рамках актерской профессии ему стало тесно. Через 5 лет после окончания актерского факультета ВГИКа Губенко экстерном закончил еще и режиссерский, после чего вышел на съемочную площадку уже в новом качестве. В 30 лет он снял свой первый полнометражный фильм «Пришел солдат с фронта», следом за которым вышли «Если хочешь быть счастливым», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Запретная зона». Но самой пронзительной и лиричной режиссерской работой Губенко стали «Подранки» – наверное, потому, что эта история была автобиографичной.
Триумфатор международных кинофестивалей
Позже, когда режиссеру задавали вопросы о его биографии, он отвечал: « Подранки» видели? Вот там все и сказано: хотя это и художественный вымысел, но в огромной степени базируется на биографии ». В качестве эпиграфа к своему фильму Губенко выбрал слова Александра Твардовского: « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете ».
За основу сюжета режиссер взял свои воспоминания о послевоенном детстве в детдоме, а на главные роли выбрал настоящих детдомовцев. Хотя история была очень личной, в ней многие увидели судьбу всего поколения «детей войны». Роль воспитателя в интернате исполнил сам Губенко, а учительницу биологии сыграла ровесница режиссера, его однокурсница и жена, одна из самых красивых советских актрис Жанна Болотова.
В истории главного героя, писателя Алексея Бартенева, было много автобиографичного: он возвращается в город, где провел детские годы в детдоме после того, как во время войны не стало его родителей, пытается разыскать родных братьев и сестру, усыновленных разными семьями, вспоминает тяжелый быт послевоенной Одессы. Название фильма символично: подранками охотники называли раненых птиц, которые больше не могли летать, или раненых зверей, отчаянно цепляющихся за жизнь.
«Подранки» стали настоящим кинособытием не только в Союзе, но и за рубежом: фильм завоевал главный приз на Всесоюзном кинофестивале в СССР в 1978 г., принял участие в основной программе Каннского кинофестиваля в 1977 г., получил призы на международных кинофестивалях в Чикаго, Тегеране, Сантарене. Зрители, которые пришли на премьерный показ фильма в Каннах, не понимали значения слова «подранки» и не знали, чего ожидать от этой картины. С показа они уходили со слезами на глазах.
Последний министр культуры СССР
Николай Губенко был известен не только как актер, сценарист и режиссер, но и как общественно-политический деятель. Он стал последним министром культуры СССР, занимая этот пост с 1989 по 1991 гг. Позже он был депутатом Госдумы, Председателем Комитета по культуре и туризму, советником президента по вопросам культуры и искусства, стал инициатором ряда законопроектов. Губенко пришел в политику только из-за желания сделать что-то полезное для страны и культуры, которая, на его взгляд, пришла в плачевное состояние.
С начала 1990-х гг. Николай Губенко больше не снимался в кино и не работал как режиссер. Перестала появляться на экранах и его супруга. Кинопроизводство нового столетия не вызывало в них ничего, кроме отторжения. Губенко признавался: « Для нас это несчастные годы. Чувствуешь, что Родина ушла. Иногда кажется, будто ты в эмиграции… Раньше русская культура утверждала, что «человек человеку брат», а сейчас всё больше художников внушают нам, что «человек человеку волк». Таков сегодня заказ денежного мешка. Талант, служащий злу, — страшная сила, и в массовом сознании нашего народа царит хаос ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Театр на Таганке
Московский театр на Таганке | |
---|---|
Эмблема театра |
|
Прежние названия | Московский театр драмы и комедии |
Основан | в 1946 году |
Художественный руководитель | Валерий Золотухин |
Сайт | taganka.theatre.ru |
Теа́тр на Тага́нке (Московский театр драмы и комедии на Таганке) — московский драматический театр, основанный в 1946 году, преобразованный в 1964-м Юрием Любимовым.
Содержание
История создания
Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров [1] . Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана [1] [2] .
В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, — в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, в то время более известный как актёр Театра им. Вахтангова [1] [3] .
В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным сектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта [3] . Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Валерия Золотухина, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева [4] .
Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр пришли Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов [5] и в дальнейшем Любимов постоянно пополнял труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 60-х Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие [5] [6] . Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев [5] [6] . К прежнему наименованию Любимов добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки» [3] .
Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовались декорации. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, вставные музыкальные номера. В 1960-х — 1970-х годах один из самых посещаемых театров столицы.
Среди спектаклей преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь!» (по Пушкину), «Послушайте!» (по Маяковскому), «Антимиры» (по Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне); многочисленны и инсценировки прозаических произведений: «Мать» Горького, «Что делать?» Чернышевского, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Дом на набережной» Трифонова и др.
Разделение
В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.
В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старом здании, которое перестроено из кинематографа (электротеатра), построенного в 1911 года архитектором Г. А. Гельрихом.
Художественные руководители
- Ю. П. Любимов (1964—1984)
- А. В. Эфрос (1984—1987)
- Н. Н. Губенко (1987—1989)
- Ю. П. Любимов (1989—2011).
- В. С. Золотухин (с 2011)
Труппа театра
Народные артисты России
- Феликс Антипов (c 1968)
- Иван Бортник
- Валерий Золотухин (c 1964)
- Юрий Смирнов (c 1963)
- Зинаида Славина(c 1964)
- Селютина Любовь Семёновна
Заслуженные артисты России
- Анна Агапова
- Бадалбейли, Тимур Илханович [7]
- Юрий Беляев — не работает.
- Анатолий Васильев
- Алексей Николаевич Граббе
- Колпикова Анастасия Владимировна
- Александр Лырчиков
- Маслова Лариса Константиновна
- Мария Полицеймако
- Рыжиков Иван Анатольевич
- Виктор Семенович Семенов
- Татьяна Сидоренко [8]
- Александр Трофимов
- Шуляковский, Виктор Александрович
- Дальвин Щербаков
Артисты
Известные актёры, ранее входившие в труппу
В скобках указаны годы работы в театре
- Владимир Высоцкий (1964—1980)
- Алла Демидова (1964—1992, возвращалась в 1999 для участия в отдельных спектаклях)
- Иван Дыховичный (1970—1980)
- Константин Желдин (1966—2000)
- Готлиб Ронинсон(1964—1991)
- Вениамин Смехов (1964—1996, возвращался в 1998, 2011 для участия в отдельных спектаклях)
- Всеволод Соболев (1963—2011)
- Инна Ульянова (1964—1993, с 1993 — в труппе «Содружество актеров Таганки»)
- Семён Фарада (1972—2000)
- Леонид Филатов (1969—1993)
- Борис Хмельницкий (1964—1982, возвращался в 1999—2002 для участия в отдельных спектаклях)
- Виталий Шаповалов (1968—2009)
- Нина Шацкая (1964—1993)
Репертуар
- «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта
- «Тартюф» Мольера
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
- «Владимир Высоцкий»
- «Живаго (доктор)» по роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
- «Медея» Еврипида
- «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
- «Марат и Маркиз де Сад» П. Вайса
- «Шарашка» (главы романа «В круге первом» А. И. Солженицына). Режиссёр Юрий Любимов, художник Давид Боровский, композитор Владимир Мартынов. (1998 год)
- «Хроники» У. Шекспира — архивный спектакль.
- «Театральный роман» М. Булгакова
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
- «Фауст» И. Ф. Гёте
- «До и после» по творчеству поэтов серебряного века
- «Идите и остановите прогресс (обэриуты)»
- «Суф(ф)ле» по произведениям Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса
- «Антигона» Софокла
- «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» (2007 год)
- «Замок» Ф. Кафки — архивный спектакль
- «Сказки» Г. Х. Андерсена, О. Уайльда, Ч.Диккенса — архивный спектакль
- «Арабески» по произведениям Н. В. Гоголя (2009 год)
- «Мед» Тонино Гуэрры
- «Маска и Душа» по произведениям А. П. Чехова
- «Венецианские близнецы» Карло Гольдони (режиссёр Паоло Ланди)
- «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха (режиссёр Сергей Федотов)
Адрес
- Театр на Таганке: 109004 Москва, ул. Земляной Вал, 76/21 (проезд до станции метро «Таганская-кольцевая»).
Примечания
- ↑ 123Ганцевич С. М.Московский театр драмы и комедии // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М .: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
- ↑Готлиб Ронинсон. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.
- ↑ 123Шах-Азизова Т.Театр на Таганке. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.
- ↑Добрый человек из Сезуана (редакция 1964 года). История. Спектакли. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.
- ↑ 123Актёры. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.
- ↑ 12Труппа. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.
- ↑Почётное звание присвоено указом президента России № 401 от 07 апреля 2005 года
- ↑Почётное звание присвоено указом президента России № 539 от 30 мая 1997 года
Ссылки
- Официальный сайт Театра на Таганке
- Владимир Высоцкийрассказывает о театре на Таганке, 1974
- Таганка: вчера — сегодня — завтра (предыдущая версия официального сайта Театра на Таганке, не обновляется)
- Клуб зрителей Таганки
- сообщество театра в Livejournal
- группа на Facebook
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Подволочиск
- Янушите, Люне
Смотреть что такое «Театр на Таганке» в других словарях:
Театр на Таганке — Театр на Таганке. Старая сцена. Москва. Театр на Таганке (улица , 76), драматический театр. Создан в 1964 на базе Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в труппу которого вошли выпускники со своим дипломным спектаклем «Добрый… … Москва (энциклопедия)
Московский театр на Таганке — Эмблема театра Основан 1964 Главный режиссёр Юрий Любимов Сайт http://taganka.theatre.ru/ Театр на … Википедия
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ТАГАНКЕ — МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, драматический, образован в 1964 на основе Московского театра драмы и комедии (создан в 1946) и группы выпускников Театрального училища имени Б.В. Щукина. Художественные руководители: Ю.П. Любимов (1964 84 и с 1989), А … Современная энциклопедия
Московский театр на Таганке — создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссёры: Ю. П. Любимов (1964 84), А. В. Эфрос (1984 87), Н. Н. Губенко (1987 89),… … Энциклопедический словарь
Московский Театр на Таганке — МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, драматический, образован в 1964 на основе Московского театра драмы и комедии (создан в 1946) и группы выпускников Театрального училища имени Б.В. Щукина. Художественные руководители: Ю.П. Любимов (1964 84 и с 1989), А … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ТАГАНКЕ — создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры Ю. П. Любимов (1964 84), А. В. Эфрос (1984 87), Н. Н. Губенко (1987 89), Любимов … Большой Энциклопедический словарь
театр — Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в в («Пещное действо», «Омовение ног»), на («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи… … Москва (энциклопедия)
театр — а, м. 1) только ед. Род искусства, художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями. Античный театр. Школьный театр. Театр кукол. Театр теней. Увлечение театром. [Треплев:] Она знает… … Популярный словарь русского языка
Театр и Лермонтов — ТЕАТР и Лермонтов. Театр. жизнь в России 20 30 х гг. 19 в. была весьма интенсивной. Любовь к театру укоренилась и в родственном окружении Л. Рассказы о театре и театр. впечатления вошли в его жизнь с детских лет. Предки поэта Арсеньевы и,… … Лермонтовская энциклопедия
Театр драматический — ТЕÁТР ДРАМАТИ́ЧЕСКИЙ. Годы войны стали важным этапом в развитии сов. духовной культуры, характеризующимся мобилизацией всех творческих сил, значит. успехами театрального иск ва. Взлёт иск ва социалистич. реализма, к рым были отмечены предвоен.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Театр на Таганке
Московский театр драмы и комедии на Таганке
Театр на Таганке – один из культовых театров столицы. Его неповторимый стиль сформировался, благодаря таланту Юрия Петровича Любимова. После того, как в 1964 году он стал главным режиссером этого коллектива, театр драмы и комедии Москвы поменял название и стал именоваться по месту расположения – театром на Таганке.
Но сменилось не только имя. Театр качественно обновил актерский состав и репертуар. Его легендами стали Алла Демидова, Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Николай Губенко, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Нина Шацкая, Семен Фарада, Наталья Сайко и Леонид Филатов. Игру этих талантливых актеров отличали внутренняя свобода, достоинство и высокое профессиональное мастерство. Они всегда открыто и прямо говорили со зрителями, оставляя в каждом созданном художественном образе неповторимую частичку собственной личности.
Сэкономь на путешествии!
Основные моменты
Театр на Таганке известен не только в России, но и во всем мире. Театральная труппа много гастролирует, и повсюду ее тепло принимают зрители. Таганка стала настоящим театром интеллигенции и местом, где всегда можно увидеть обаятельную, азартную, умную игру и яркий праздник театрального действа. Театральная драма здесь органично сплавляется с музыкой, движением и пением. И, несмотря на различные изменения в руководстве и актерском составе театра, его популярность у зрителей не уменьшается.
Современный театр на Таганке стал местом притяжения не только для столичных театралов. На спектакли этого прославленного театрального коллектива стараются попасть и гости Москвы, приехавшие в столицу с деловыми или туристическими целями.
Здание, которое занимает театр, было построено в 1911 году по проекту архитектора Густава Августовича Гельриха, известного мастера московского модерна. Первоначально оно предназначалось для электротеатра (кинематографа), но позже было перестроено под классический театр.
История театра на Таганке
Театр радом с Таганской площадью был открыт в 1946 году, и его возглавил актер и режиссер Александр Константинович Плотников (1903-1973). Первую труппу этого театра составили из воспитанников столичных театральных студий и актеров периферийных театров. В качестве премьерного они подготовили спектакль по пьесе Василия Гроссмана «Народ бессмертен».
К началу 1960-х годов театр на Таганской площади имел репутацию одного из самых малопосещаемых в столице. Люди не спешили его на спектакли, поскольку театральные постановки, которые здесь можно было увидеть, отличались безликостью и официальным стилем.
В 1964 году ситуация поменялась. Руководить театральным коллективом пришел известный актер из театра им. Евгения Вахтангова – Юрий Любимов. Но новый главный режиссер пришел не один, а привел за собой своих учеников из Щукинского училища. Вместе с ними он поставил на сцене театра пьесу немецкого драматурга Бертольда Брехта. В премьерном спектакле «Добрый человек из Сезуана» дебютировали ставшие позже знаменитыми актеры Алла Демидова и Борис Хмельницкий.
Главный режиссер постоянно дополнял театральную труппу молодыми актерами, многие из которых являлись выпускниками училища им. Щукина. А из старой труппы успешно продолжали играть на сцене «Таганки» Вениамин Смехов, Всеволод Соболев и Юрий Смирнов.
Любимов был очень увлечен идеями Бертольда Брехта и даже повесил в фойе театра его портрет. Он уважал немецкого драматурга и теоретика театрального искусства за ясность мировоззрения и разделял его взгляды на жизнь. Внедрение идей «эпического театра» Брехта, а также уроков Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда позволило Любимову достаточно быстро сделать театр на Таганке одним из самых авангардных театральных коллективов СССР.
В первые годы работы обновленного театра здесь ставили спектакли, в которых использовались стихи и поэмы А. Пушкина, В. Маяковского, Б. Пастернака, А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Чуть позже их сменили пьесы, написанные по прозаическим произведениям Ф. Достоевского, М. Горького, Н. Чернышевского, М. Булгакова, Б. Васильева и Ю. Трифонова.
Открытость и свободолюбие Таганки противоречили традициям советского государства в его желании тотально контролировать всю общественную жизнь, поэтому новаторский театральный коллектив находился в постоянном конфликте с власть предержащими. Особенно накалилась обстановка вокруг театра после кончины популярного актера и барда Владимира Высоцкого в 1980 году. Властями был даже запрещен показ спектакля памяти актера, который подготовили главный режиссер и артисты театра.
Закончилось такое противостояние тем, что в 1984 году главного режиссера Таганки Юрия Любимова, после 20 лет работы в качестве главного режиссера, насильно отстранили от должности и лишили гражданства СССР. Сделано это было заочно, когда Любимов находился в Лондоне. В вынужденной эмиграции он провел 7 лет, ставя театральные постановки в разных странах мира.
После возвращения Юрия Петровича Любимова на родину театральный коллектив разделился надвое. Бывший актер театра Николай Губенко возглавил часть театральной труппы и назвал свое объединение «Содружеством актеров Таганки». Они играли в новом здании театра. А Юрий Любимов стал руководителем другой части труппы и ставил театральные постановки в старом здании. Он добился, чтобы зритель увидел запрещенные ранее властями спектакли: памяти Владимира Высоцкого, «Борис Годунов» и «Живой».
В 2011 году Любимов, из-за конфликтов с актерами и московским Департаментом культуры, покинул театр. После его ухода полтора года театральный коллектив возглавлял известный отечественный актер Валерий Сергеевич Золотухин. Затем, в 2013 году главой театра стал Владимир Натанович Флейшер. А с марта 2015 года театральный коллектив возглавляет заслуженная артистка России Ирина Викторовна Апексимова.
Особенности театральных постановок
Со времен, когда театр возглавил Любимов, спектакли на Таганке стали отличаться большой оригинальностью. В театре перестали использовать занавес, и от этого происходящее на сцене приобретало оттенок студийности и камерности. Во времена Любимова на спектаклях почти не использовались традиционные декорации – на замену им пришли оригинальные сценические конструкции. В спектакли стали включать элементы пантомимы, теневого театра и необычное музыкальное сопровождение. Все это очень нравилось зрителям. И в 1960-1970-е годы театр на Таганке сделался одним из самых посещаемых не только в Москве, но и в России.
Уроки мужества, гражданственности и свободы мышления, которые Таганка давала со своей сцены, сделали этот театр местом встречи интеллигенции. У театра появилось немало друзей из числа известных в стране ученых, композиторов, художников и писателей. А зарубежная пресса в советские времена часто называла театр на Таганке «островком свободы в несвободной стране».
Благодаря Юрию Петровичу Любимову спектакли театра отличали динамика и безупречная композиция. Их с удовольствием смотрели зрители в разных странах. А постановка по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», показанная в 1983 году в Лондоне, была отмечена престижной премией «Evening Standart».
В современной труппе знаменитого театра работают народные артисты России: Иван Бортник, Александр Трофимов, Любовь Селютина, Зинаида Славина, Феликс Антипов и Юрий Смирнов. Здесь можно увидеть спектакли, поставленные по произведениям Софокла, Мольера, И. Гете, У. Шекспира, К. Гольдони, Н. Гоголя, А. Грибоедова, Н. Островского, Б. Брехта, Г. Ибсена, А. Пушкина и М. Булгакова.
Как добраться
Театр находится возле Таганской площади на улице Земляной Вал 76/21. Неподалеку от него расположен выход из станции метро Таганская (кольцевая).