Нотр дам де пари собор парижской богоматери

Собор Парижской Богоматери – знаменитый храм, который с такой страстью описан в знаменитом романе Виктора Гюго и произведениях других авторов. Здесь вы можете увидеть тех самых жутких горгулий и проникнуться атмосферой, что родом из самого сердца Средневековья.

Нотр дам де пари собор парижской богоматери

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) – величественный католический храм на острове Сите в центре Парижа. Этот выдающийся памятник архитектуры воспет в искусстве и является одним из самых известных культовых сооружений мира. Каждый год посмотреть на Нотр-Дам де Пари приезжает 13-14 миллионов туристов, желая лично увидеть устремленный вверх готический силуэт, украшенный живописными витражами и жуткими горгульями. Собор Парижской Богоматери является географическим центром не только Парижа, но и всей страны. Именно здесь находится так называемый «Нулевой километр», от которого ведут отсчет все расстояния во Франции.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Нотр-Дам де Пари

История строительства собора

Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.

Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.

Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.

Картина «Коронация Наполеона I» (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г. Восточный фасад собора, 1860-е

Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.

Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Западный фасад собора Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем — центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.

Именно здесь находится «Нулевой километр» – точка отсчета всех расстояний во Франции

Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».

Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.

Вид на собор Парижской Богоматери через арку

Видео: Последствия пожара в соборе

Фасад и горгульи

Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.

По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.

Барельеф собора Дева Мария с младенцем и ангелами Горгульи Нотр-Дама
Собор Парижской Богоматери на закате

Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.

Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.

Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.

Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.

Интерьер Нотр-Дама
Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли «Библией для нечитающих»

Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.

Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.

Орган в соборе Парижской Богоматери

Южная колокольня

Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.

Музей и сокровищница

В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.

В Сокровищнице Норт-Дама де Пари

Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.

Порядок и стоимость посещения

Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.

Около собора можно покормить птиц

Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.

Как добраться

Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.

Собор Парижской Богоматери: история, описание, фото, трагедия культового сооружения

Культовое сооружение Франции — собор Парижской Богоматери — является не только храмом и памятником архитектуры, но и культурным наследием страны. Наряду с Эйфелевой башней посещение собора в Париже не пропускает практически ни один турист. С чего начинается история сооружения, и как обстоят дела в наши дни?

История собора Парижской Богоматери

Храм Нотр-Дам де Пари расположен на месте, где ранее находились романские, христианские, меровингские святыни. Возведение величественного здания началось в 1163 году при короле Людовике VII, который всю жизнь посвятил церкви. Папа Александр III удостоился чести заложить камень в основание собора. Строительство заняло почти два века, окончившись лишь в 1345 году.

Читайте также  Мост харбор бридж в австралии

Самый худой человек в мире за всю историю

Возведением руководили множество архитекторов, но это не помешало им соорудить один из самых величественных храмов на планете. Собор выдержан в готическом стиле, разбавленном романским обликом. Некрасивые выходы труб закрывали статуями и горгульями. За все время существования собор видел тысячи битв и сражений, а однажды памятник архитектуры едва не разрушили якобинцы во время Французской революции.

Фото: pixabay.com: UGC

Драгоценную утварь храма разграбили, а скульптуры разрушили и обезглавили. Из святыни здание превратилось в Храм Разума, а позже в продовольственный склад. Сооружение нуждалось в срочной реставрации. Памятку спас роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который стал центром действий между героями — Квазимодо и цыганкой Эсмеральдой. Произведение не только прославило автора, но и заставило народ понять ценность храма.

Как выглядит самая большая статуя в мире и кому она посвящена

В скором времени Нотр-Дам подлежал реставрации под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Всего на восстановительные работы ушло 23 года. Были восстановлены галереи горгулий и другие скульптуры, установлены химеры. Также не забыл архитектор о шпиле собора, который был уничтожен революционными действиями.

Ценность собора и его след в культуре

Ценность величественного строения не только в невероятной архитектуре, готическом стиле и мифических скульптурах. Под сводами собора образовывались новые королевские династии, получали благословение рыцари, хранили ценности богатые люди Парижа.

В Нотр-Дам де Пари Наполеон стал королем Французской Империи. Кроме того, служители собора помогали нищим. Также в храме проходил легендарный суд на Жанной Д’Арк, но уже после смерти девушки. Суд полностью оправдал француженку.

Шарль Перро: биография, творчество писателя

Фото: pixabay.com: UGC

К Нотр-Даму примыкает пристройка — сокровищница. Здесь хранятся христианские реликвии: Терновый Венец, фрагмент креста и церковные произведения искусства.

Архитектурное строение оставило глубокий след в культуре не только Франции, но всего мира. Вот основные произведения, где фигурирует собор:

  • роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»;
  • роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери»;
  • произведение Осипа Мандельштама Notre Dame.

В 1956 году по роману Виктора Гюго сняли одноименную картину. Фильм режиссера Жана Деланнуа стал популярным во всем мире, а воплощение Эсмеральды актрисой Джиной Лоллобриджидой считается самым удачным.

Также изображение парижского собора в манускрипте запечатлел художник Жан Фуке. Интересно, что по приказу архитектора Виолле-ле-Дюка здания перед храмом были снесены и построена площадь. Здесь много архитектурных памятников и даже расположена звезда «Нулевой километр».

Мария-Антуанетта: биография, личная жизнь, интересные факты

Фото: pixabay.com: UGC

Собор важен и для современного поколения французов. Здесь бывают не только великие и знаменитые, но и обычные люди, которые просят у Бога исцеления и земных благ. Здание активно привлекает романистов и кинематографистов со всего мира.

Пожар в соборе Парижской Богоматери: как это было, последствия

К сожалению, 15 апреля 2019 года стало известно, что в соборе случился пожар. Огонь уничтожил значительные участки здания, но благодаря пожарной службе пламя удалось потушить утром 16 апреля. Деревянные конструкции быстро перегорали, в результате обвалилась крыша и шпиль Нотр-Дама.

Эксперты оценивают ущерб, который нанесен ценным витражам. Также выясняют силу повреждения органов, скульптур и колокола. Борьба с огнем затянулась, поскольку пламя нельзя было тушить с вертолетов — это грозило обвалом.

Никола Тесла: биография, научные открытия, интересные факты

Фото: wikipedia.org, Milliped: UGC

Точная причина возгорания пока не установлена. Есть предположение, что это случилось из-за реставрационных работ. Прокуратура Парижа работает над выяснением обстоятельств. Пожар нанес огромный урон старинному зданию, но все же несущие конструкции удалось спасти. Во время тушения к храму выехал президент Франции Эмманюэль Макрон и пообещал восстановить сооружение. Уже во вторник будут объявлены сборы средств.

Сотрудники экстренных служб заявляют, что в Нотр-Даме обрушился шпиль, обвалилось две трети крыши. Основная часть реликвий была спасена, в том числе Терновый Венец и туника святого Людовика. Судьба произведений искусства, которые находились в общем зале, пока не известна.

Фото: wikipedia.org, Remi Mathis: UGC

На реконструкцию собора Парижской Богоматери обещал выделить средства один из богатейших людей Франции. Владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино пожертвует сумму в размере 100 млн евро. О намерениях отца заявил его сын Франсуа-Анри. Он сообщил, что семья готова дать деньги из фондов на полное восстановление здания.

Сулейман — султан: биография, интересные факты, сражения

Перед вами история зарождения, расцвета и трагедии великого произведения архитектуры. Надеемся, реконструкция не растянется на десятилетия, а туристы вскоре снова смогут насладиться видами Нотр-Дам де Пари.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Овеянный легендами Нотр-Дам де Пари: Бесценные реликвии, необычные обитатели и хранимые им тайны

Говоря о Нотр-Дам де Пари, нельзя не вспомнить эту прекрасную музыку.

Шли годы, cо временем собор начал потихоньку разрушаться, но никаких восстановительных работ не проводилось. Особенно досталось этой «твердыне мракобесия» во время Великой Французской Революции (1789-1799 гг). Витражи, шпиль на главной башне разрушили, колокола переплавили на пушки… У статуй иудейских царей, ошибочно приняв их за ненавистных королей, снесли головы. Собирались полностью уничтожить и собор, но, к счастью, не хватило взрывчатки. Тем не менее, Робеспьер объявил парижанам, что собор будет снесен. Или же для сохранения святыни горожане должны сделать солидные пожертвования на нужды революции. Жители согласились, и собор был спасен.

Но с восстановлением разрушенного собора долгое время затягивали, и он продолжал разрушаться. Лишь в 1831 году, когда вышел из печати роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», читательский интерес возродил и интерес к собору.

Сохранилась удивительная легенда.
За работу по отделке главных входных дверей собора взялся талантливый кузнец Бискорне. Когда к нему пришли, чтобы узнать, как идет работа, кузнеца нашли лежащим без сознания. Но, тем не менее, ворота невероятной красоты с причудливым витым ажурным узором, были готовы. Но было совершенно непонятно, как он смог сотворить такое чудо. Пришедший в себя мастер был мрачным и неразговорчивым, никому ничего объяснять не стал. Когда ворота с замками установили на место, оказалось, что их невозможно открыть. И лишь окропив замки святой водой, служители смогли войти в храм. С гениальным мастером, столь искусно выполнившим свою работу, тоже случилось неладное – сначала он лишился дара речи, а затем и вовсе умер, унеся с собой секрет. До сих пор так и остается непонятным, как с весьма ограниченными возможностями, доступными в то время, можно было создать такой шедевр.

Колокола Нотр-Дама

Реставраторы проделали огромную работу, восстанавливая собор. Вместе с тем, Виолле-ле-Дюк посчитал возможным дополнить облик собора целым рядом новых элементов, которых изначально не было.

Апостолы

Работая над восстановлением скульптур апостолов у основания шпиля, архитектор заменил одну из них (апостола Фомы) на скульптуру, изображающую его самого.

Горгульи и химеры

Cтоя возле собора и подняв голову кверху, можно разглядеть множество самых разных каменных чудовищ, торчащих из стен. Называются они горгульями и имеют вполне практическое предназначение — завершают снаружи желоба для стока воды.

Но почему именно эти довольно странные и неприятные существа «поселились» на стенах христианского собора? Дело в том, что раньше люди верили — отпугивать нечисть надо чем-то ей подобным.

Если горгульи существовали на стенах собора изначально, то другие, не менее странные существа, «поселились» у основания соборных башен по задумке Виолле-ле-Дюка уже позже. И называются эти гротескные, уродливые существа химерами. Эскизы химер рисовал сам Виолле-ле-Дюк. В отличие от горгулий, никакого практического предназначения у химер нет, они выполняют чисто декоративную функцию. Химеры очень органично вписались в архитектуру собора, да и c горгульями они сосуществуют прекрасно. Считается, что химеры наряду с горгульями тоже являются хранителями собора. Особой любовью пользуются химеры у туристов.

Самая известная химера называется Стрикс ( «ночная птица»). По преданию, эта полуженщина-полуптица по ночам летает в поисках младенцев, чьей кровью она и питается.

Пчелиные ульи Нотр-Дама

Еще одни необычные обитатели, помимо горгулий и химер, с недавних пор завелись в соборе – пять лет назад здесь стали разводить пчел, поддержав тем самым идею городского пчеловодства. С некоторых пор это стало очень модным в Париже, возможно, в связи с информацией о резком снижении численности пчел.

Сокровищница собора

С 1239 года здесь на постоянном хранении находится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам де Пари, является одним из символов Парижа и шедевром готической архитектуры в мировом масштабе. Он окутан вековыми тайнами и легендами, пережил разруху и возродился вновь. Несмотря на то, что здесь находится Парижская архиепархия, сам религиозный объект относится к государственной собственности. Католической же церкви дано право безвозмездного и бессрочного пользования.

Кафедральный собор возвышается над одним из островов Сены — Сите, расположенном в самом сердце французской столицы. Вокруг культового сооружения разворачиваются главные события во многих художественных произведениях. Самым знаменитым является исторический роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», вышедший в свет в 1831 году и ставший мировым бестселлером. По его мотивам сняты фильмы, созданы оперы, поставлен балет и мюзикл. Кроме того, Нотр-Дам де Пари посвящены документальные фильмы, о нем в той или иной степени упоминается в художественных кинолентах и мультфильмах, песнях, крылатых фразах и даже компьютерных играх.

История

Предположительно, на месте Нотр-Дам де Пари изначально находился языческий храм. В IV веке его заменили раннехристианской церковью, построенной по образу и подобию древних базилик Рима и Равенны. В VII столетии появилось новое, более расширенное культовое строение — храм Святого Стефана. Он периодически подвергался разрушениям, но продолжал восстанавливаться до тех пор, пока принявший в 1160 году парижское епископство Морис де Сюлли не инициировал возведение грандиозного по масштабам и красоте собора Парижской Богоматери.

Строительство Нотр-Дам де Пари началось в 1163 г. Первый камень в основание храма заложил римский папа Александр III, находившийся в то время в Париже. Работы производились в несколько этапов, в общей сложности — 182 года. Они были завершены в 1345 году, после окончании отделки всего собора.

Хронология главных событий:

  • 1177 г. — возведены стены хора (восточная часть храма между нефом и апсидой);
  • 1182 г. — освящение алтаря кардиналом Анри де Марси, имевшим епископский сан;
  • 1196 г. — окончено строительство центрального нефа;
  • 1200 г. — началось оформление западного (главного) фасада;
  • 1240 и 1250 гг. — по очереди закончены соборные башни — сначала южная, а затем — северная;
  • середина XIII — начало XIV вв. — увеличены трансепты, обустроены часовни, закончены фасады.
Читайте также  Петропавловская крепость метро

За время строительства культового здания сменилось немало архитекторов, что отразилось в деталях, разнице в уровнях и смешении стилей. Самыми значимыми мастерами, оставившими свой след в создании образа Нотр-Дам де Пари, считаются французские зодчие Жан де Шель и Пьер-Де Монтрёй. Они руководили работами в период 1250–67 гг.

Большой ущерб собору Парижской Богоматери был нанесен в период Великой французской революции. И все из-за того, что парижане отказались платить мзду на нужды в реализации идей освободительного движения в других странах. В 1793 году по личному распоряжению Робеспьера фасадные скульптуры иудейских царей обезглавили, приняв их за фигуры французских монархов. Кроме того, были повреждены уникальные витражи и снесен установленный в середине XIII столетия шпиль. Последний удалось восстановить лишь при проведении реставрационных работ в 1840-е годы.

На пороге XIX века Нотр-Дам де Пари оказался в плачевном состоянии. Его возвратили церкви в 1802 году, а в 1804-м здесь короновался и венчался Наполеон Бонапарт. Тем не менее, восстановлением собора никто не занимался, наоборот — начались разговоры о его сносе. Положение удалось спасти благодаря В. Гюго, написавшему роман «Собор Парижской Богоматери». Произведение увидело свет в 1831 году, а уже через 10 лет началась грандиозная реставрация храма, длившаяся 23 года. В это время были не только восстановлены разрушенные элементы, но и появились новые. Самой примечательной оказалась галерея химер, расположившаяся на верхней площадке фасада. Столь необычная идея принадлежала французскому архитектору Виолле-ле-Дюку.

Архитектура и внешнее убранство собора

Западный (главный) фасад Нотр-Дам де Пари выходит на Соборную площадь, где можно увидеть нулевой километр Франции, представляющий собой точку отсчета всех дорог страны, проходящих через столицу государства. Здесь же находится археологический музей «Крипта паперти Нотр-Дам», в котором представлены античные, средневековые артефакты и предметы из прошлых веков, найденные во время проводимых на острове Сите раскопок. Перед собором стоит конная статуя Карла Великого, а с южной стороны храма — памятник Иоанну Павлу II, причисленному римско-католической церковью в 2014 году к лику святых.

Западный фасад кафедрального собора разделен на три вертикальных участка, визуально подчеркивающих боковые башни и основную часть храма. В нижнем горизонтальном ярусе расположены заглубленные порталы, украшенные скульптурами и барельефными панно, усеянными сюжетными изображениями:

  • слева — портал Богородицы;
  • в центре — портал Страшного суда;
  • справа — портал святой Елены.

Над ними в один ряд установлено 28 статуй иудейских царей. Выше красуется большая витражная роза, на фоне которой виднеется скульптура Мадонны с младенцем в окружении ангелов. У боковых стрельчатых проемов установлены фигуры Адама и Евы. На уровне основания башен расположена смотровая площадка с рассаженными на перилах и карнизах фигурами фантастических и демонических существ. В двух башнях находятся колокола. Их звон можно услышать в 08:00 и 19:00.

Восточную абсиду поддерживают подпорные арки — аркбутаны, совмещающие распределительные силовые и декоративные функции. Южный и северный фасады привлекательны по-своему. Здесь присутствуют барельефы, витражные розетки, статуи, ажурные фронтоны и богато украшенные порталы.

Покрытие крыши представляет собой ковер из уложенных внахлест свинцовых плиток. Его общий вес составляет 210 т. К дубовому шпилю ярусами поднимается четыре группы апостольских фигур, обращенных к Парижу. Лишь одна из них смотрит в противоположную сторону. Предполагается, что в ее образе запечатлен Виолле-ле-Дюк, принимавший участие в реставрации Нотр-Дам де Пари во второй половине XIX века.

Для того чтобы подняться на смотровую площадку собора, потребуется преодолеть 387 ступенек по узкой винтовой лестнице. Кроме близкого знакомства с гаргулиями, посетителей ждут потрясающие виды на Париж, сувенирная лавка и компактная келья главного героя романа В. Гюго — Квазимодо, упоминания о реальном существовании которого были обнаружены совсем недавно.

Собор Парижской Богоматери в цифрах:

  • высота под сводом — 33 м;
  • высота крыши — 43 м;
  • высота колоколен — 69 м;
  • высота шпиля (обрушился при пожаре) — 96 м;
  • общая длина — 128 м;
  • общая ширина с трансептами — 48 м;
  • площадь — 4800 кв. м;
  • самый большой колокол Эммануэль — диаметр 2,62 м, вес 13,23 т.

Внутреннее оформление и убранство

Собор имеет пять нефов, разделенных рядами колонн, и два поперечных трансепта, практически не выходящих за пределы боковых фасадов. Архитектурная композиция дополнена верхними галереями и шестичастным сводчатым потолком с выступающими нервюрами. Росписи на стенах отсутствуют, что характерно для готических храмов. Повсюду расположены скульптуры, в том числе Богородицы с младенцем, святого Антония, святой Терезы и пр.

Цветные витражи, установленные в 110 окнах, поражают красотой и игрой красок. Уникальных стекольных проемов сохранилось всего три — на розах, расположенных на западном фасаде и над входами в оба трансепта. Остальные заменялись по причине разрушения витражей вандалами. Большая часть восстанавливалась после уничтожения шедевров французскими революционерами.

Первый орган появился в соборе Парижской Богоматери в 1402 году. Он неоднократно реконструировался и расширялся. В середине XIX века инструмент был полностью перестроен, а в 1992-м его усовершенствовали с помощью компьютерных технологий. По количеству регистров орган Нотр-Дам де Пари является самым большим во Франции.

Главная святыня

Терновый венец Христа хранился до XI века на иерусалимской горе Сион. Позже он был заложен в Венеции, но не выкуплен. В 1238 году венец оказался у Людовика IX, который через год передал его собору Парижской Богоматери. До Французской революции реликвия хранилась в Святой часовне (Сент-Шапель). Далее она была перемещена в сокровищницу Нотр-Дам де Пари, но после пожара венец вновь перенесли. На сегодняшний день реликвия хранится в мэрии Парижа.

Пожар в соборе Парижской богоматери 15 апреля 2019 года

15 апреля 2019 года, около 19:00 в соборе Парижской Богоматери начался пожар. Огнём была охвачена почти вся крыша храма. Всю ночь пожарные боролись с огнём, во время пожара французские официальные лица не исключали, что храм может быть полностью уничтожен. Однако удалось спасти хранящиеся в соборе произведения искусства и предметы культа, в частности Терновый венец, возложенный на голову Иисуса Христа перед распятием. По словам президента Франции Эмманюэля Макрона, удалось избежать наихудшего сценария развития событий, а восстановлением сооружения займутся лучшие таланты современности. Кадры охваченного огнем собора — в фоторепортаже на Туристер.Ру.

Часы работы

Собор открыт ежедневно с 08:00. В будние дни он закрывается в 18:45, а в субботу и воскресенье — в 19:15. С 09:30 до 18:00 работает информационная стойка, расположенная у входа в храм.

С понедельника по субботу Богослужения совершаются в 08:00, 09:00 (кроме июля, августа и первой половины сентября); 12:00 (у главного алтаря), 17:45 и 18:15. Воскресные дни службы проходят в 8:30, 09:30, 10:00, 11:30 (международная месса), 12:45, 17:45, 18:30 (транслируется в прямом эфире на католическом телевизионном канале «KTO Télévision Catholique» и на радио «Notre-Dame»).

В первую пятницу каждого месяца и по пятницам в течение Великого поста в 15:00 на обозрение верующих выносится терновый венец — уникальная реликвия и одна из величайших святынь христианского мира.

Уточнить часы работы собора и расписание праздничных месс можно на официальном сайте.

Как добраться до собора Парижской Богоматери

Непосредственно на острове Сите находится станция 4 линии метро — «Cité», а также остановки автобусов:

  • «Pont Neuf» — № 70, 72, 74;
  • «Cité — Palais de Justice» — № 21, 38, 47, 58, 96
  • «Cité — Pont d’Arcole» — № 75.

На левом берегу Сены останавливаются скоростные электрички RER B и RER C — станция «Saint-Michel — Notre-Dame». На правом берегу расположена станция метро линий 1, 7, 11 и 14 — «Châtelet».

Круглосуточные паркинги на острове Сите:

  • Saemes Notre Dame — по адресу Place du Parvis Notre-Dame, заезд со стороны Rue la rue de la Cité;
  • Lutèce-Cité — по адресу Boulevard du Palais.

Фоторепортаж о соборе Парижской Богоматери можно посмотреть в материале, размещенном на нашем сайте.

История Нотр-Дам-де Пари и его трагедия

В 1163 году по воле епископа Мориса де Сулли на этом месте было начато строительство Собора Парижской Богоматери. Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.

Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительные работы закончились в 1345 году.

Трансепт — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.

В соборе Нотр-Дам крестоносцы возносили благодатные молитвы перед походами за гробом господним, в этих стенах впервые собрался парламент Франции. В 1422 году в соборе венчались Франциск II и Мария Стюарт, а 150 лет спустя — Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа. Богатые парижане были уверены в безопасности этого места и несли хранить сюда свои ценности.

Когда во Франции королём был Людовик XIV, Собор Нотр-Дам-де-Пари начал терять свою значимость и влиятельность, гробницы в стенах храма были разграблены а великолепные витражи в розах разбиты и уничтожены.

Ещё более усугубила положение Собора накатившаяся Французская революция. В планах лидера якобинского движения Робеспьера значилось полное уничтожение собора. Но жители Парижа не хотели лишиться своего великолепного храма и собрали откупные.
Сам Собор был спасён, но скульптурам иудейских царей на фасадах были срублены головы да уникальные колокола и надгробия переплавили на пушки и пули. Разграблению подверглись великие сокровища храма а в стенах великого сооружения был организован винный склад.

Приход к власти Наполеона I вернул к жизни уже порядком обветшалое и разрушающее здание Парижского собора. Наполеон выбрал этот храм для своей коронации как императора, облезлые стены задрапировали и помпезно украсили для величественной церемонии.

Жак Луи Давид (1748-1825) — Коронация императора Наполеона I Бонапарта и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года — 1895-1808 — Лувр

Время, небрежность людей, войны и попытки грабежей причинили зданию собора значительные повреждения, и в 1844 году под руководством Э.Э. Виолле-ле-Дюка были начаты восстановительные работы, завершившиеся в 1864 году.

Виктор Гюго сюжетом своего популярного романа «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описывал плачевное состояние здания, вернул интерес общественности к великому храму Парижа. Он много хлопотал по поводу возрождения Нотр-Дам-де-Пари и это принесло плоды — в 20-х годах XIX столетия началась долгожданная реставрация собора Парижской Богоматери.

Читайте также  Пирамида хеопса изнутри

Виктор Гюго (1802-1885), как и многие другие писатели-романисты, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».

Архитектор Виолл-ле-Дюк, которому поручили реставрировать собор, произвёл объёмные и очень тщательные работы по восстановлению здания, многие специалисты сошлись во мнении что архитектор переусердствовал и реставрацию можно смело назвать новоделом.

Утраченные статуи на фасадах восстановили, а оригиналы разместили в Национальный музей Средневековья Франции, к строению добавили шпиль, но самым ярким и спорным в реставрации стали скульптуры горгулий, которыми украсили водосливные трубы. Горгулий можно рассматривать с близкого расстояния, если отважиться подняться на башни собора.

15 апреля 2019 года около семи вечера по парижскому времени в соборе Нотр-Дам-де-Пари начался пожар. Всего через два часа на глазах жителей города и туристов, наблюдавших за пожаром, обрушилась крыша собора и шпиль. Рядом с собором во время пожара собрались люди, которые молились и пели песни. Вскоре представители собора заявили, что огонь охватил деревянный интерьер, который с большой долей вероятности сгорит.
В Париже не оказалось длинных пожарных лестниц, которые позволили бы добраться к верхней части собора. Кроме того, из-за пробок пожарные долгое время не могли проехать к собору. Борьба с пожаром осложнилась невозможностью использовать для тушения вертолеты, как советовал президент США Дональд Трамп. В Главном управлении внутренней безопасности Франции отметили, что сброс воды с большой высоты мог привести к обрушению конструкций собора.

Шпиль, который состоял из дубового каркаса, покрытого свинцовыми пластинами, не выдержал пламени. Он обрушился в прямом эфире многих телеканалов. За ним обвалилась и крыша собора, сделанная из того же материала.

Позже во французском МВД озвучили пессимистические прогнозы, заявив, что осталось полтора часа на спасение собора Парижской Богоматери.
В Ватикане заявили, что шокированы произошедшим и назвали собор Парижской Богоматери символом христианства. Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер назвал пожар в соборе «трагедией для наследия всего человечества». Соболезнования выразили многие мировые лидеры.

Локализовать пламя удалось лишь к четырем утра по парижскому времени. К 10 утра пожарные заявили, что полностью потушили пожар в соборе Парижской Богоматери.

Воспламенение связывают с реставрационными работами, которые начались в храме в апреле. Для них были возведены строительные леса, пламя вспыхнуло в задней части кровли и быстро распространилось по крыше.
По оценкам экспертов, реставрация здания может занять от пяти до нескольких десятков лет. Но точно сказать еще невозможно. Вероятно, сам подсчет ущерба может занять не одну неделю.
Пожар пощадил конструкции здания, алтарь и алтарный крест, такие реликвии, как терновый венец Иисуса Христа, знаменитые витражи. Не пострадали при пожаре и орган, но его повредили струи воды.

Уцелевшие в пожаре в соборе Парижской Богоматери произведения искусства перевезли в мэрию Парижа. В ЮНЕСКО пообещали оказать содействие в восстановлении архитектурного памятника, увидевшего столько исторических событий.

Французский Фонд национального наследия запустил сбор средств на восстановление собора. Семья французского бизнесмена Пино пожертвует на восстановление 100 миллионов евро. Владелец LVMH Бернар Арно пообещал 200 миллионов евро. Семьи-владельцы брендов Gucci и Louis Vuitton выделят 300 миллионов евро на восстановление собора Парижской Богоматери, который пострадал в результате пожара, сообщают СМИ.

Кадр из кинофильма «Собор Парижской Богоматери» (1956), снятого по одноименному роману Виктора Гюго

Джина Лоллобриджида в роли цыганки Эсмеральды танцует на площади перед собором

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари)

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) – это один из шедевров мировой готической архитектуры, который возвышается над островом Сите как огромный корабль, поставленный на якорь при помощи мощных контрфорсов.

Время посещения собора: понедельник-суббота с 8.00 до 19.00, а также в воскресенье, 8.00-12.30, 14.00-17.00; вход свободный; метро St-Michel/Cite.

Вы можете и не узнать об существовании контрфорсов, если не подойдете к этому удивительному сооружению в виде буквы «Н».

Эта наиболее впечатляющая архитектурная особенность внешнего оформления собора заключается в том, что его вертикальные опоры уравновешиваются горизонтальной линией фриза и галереи, которые центрированы относительно окна-розы.

Собор Нотр-Дам-де-Пари представляет собой массивное строение, результат продуманного архитектурного замысла, реализующего в какой-то степени традиции романского стиля. Собор Парижской Богоматери был построен на месте старого собора Сент-Этьен, который, в свою очередь, был возведён на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру.

Строительство данного собора началось еще в 1160 году под покровительством архиепископа Парижа Мориса де Сюлли, а завершилось приблизительно в 1345 году. Семинарии Нотр-Дама фактически стали сосредоточением духовной власти, в период ХIII-ХIV столетия. Из их стен вышло шесть епископов, однако впоследствии собор частично утратил свое превосходство, уступив олимп первенства таким епархиям, как соборы в Реймсе и Сен-Дени.

Проходили столетия, и собор постепенно приходил в упадок. Особенно большой ущерб был нанесен ему во времена Французской революции, когда наиболее яростные приверженцы революционной идеи принялись разрушать статуи иудейских царей на западном фасаде собора, приняв их по невежеству и необразованности за французских монархов.

Значимость собора немного возросла после того, как в 1804 году Наполеон Бонапарт короновался здесь как император, однако к этому времени стены собора настолько обветшали, что для создания величественной обстановки коронации их пришлось даже задрапировать.

Долгожданная реставрация собора Парижской Богоматери началась лишь в 20-х годах XIX столетия во многом благодаря ходатайству Виктора Гюго, который привлек внимание широких кругов общественности к этой проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описал плачевное состояние собора.

Виктор Гюго, как и другие писатели романтического жанра, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».

Реставрация собора была поручена архитектору Виолле-ле-Дюку, который провел весьма объёмные и тщательные восстановительные работы, по мнению некоторых специалистов, даже через чур тщательные.

Была восстановлена большая часть утраченных статуй фасада (их оригиналы ныне хранятся в Национальном музее Средневековья), добавлен шпиль, а также установлены мрачные горгульи (рыльца водосточных труб в виде фантастических фигур).

Их вы сможете увидеть с близкого расстояния, если отважитесь подняться на башни собора (время посещения ежедневно, апрель-сентябрь, понедельник-четверг с 9.00 до 19.30, пятница-воскресенье 9.00-21.00; октябрь-март, 10.00-17.00; стоимость 7 евро). К началу нового тысячелетия фасад собора качественно отмыли, удалив с него глубоко въевшуюся грязь, после чего стала отчетливо видна изумительная по своей красоте резьба на порталах собора.

Пожалуй, прежде всего, взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз — это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду.

Любопытно, что среди изображённых грешников присутствуют люди, похожие на епископов и монархов, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора: вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, выступали мальчики из церковного хора.

На левом портале изображена Дева Мария, которую венчает Христос; нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни. На правом портале Дева Мария на троне, ниже можно увидеть сцены из жизни Святой Анны (матери Марии) и Христа.

В этих сценах используются визуальные средства и символика, помогающие понять их не как отдельные эпизоды, а как нечто единое целое. Так, например, в сцене рождения Христа младенец расположен выше Марии, что указывает на его более высокий статус, при этом он лежит не в колыбели, а на алтаре, что, как полагают историки, содержит намек на его будущую роль жертвы.

Внутри собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) вас, несомненно, поразит удивительный контраст между мраком центрального нефа и светом, падающим на первую большую колонну хора, — этим как бы подчеркивается святость алтаря.

Этот свет попадает в Нотр-Дам через дальние стены трансептов, которые на две трети состоят из стекла, включая великолепные пурпурные окна-розы. Все это, включая свод и парящие колонны, достигающие начала сводов, типично готические архитектурные элементы, тогда как простор вокруг колонн нефа и общее стремление к квадратному пространству характерно для романского стиля.

Сокровищница собора Парижской Богоматери

Сокровищница собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), трезор (время посещения ежедневно с 9.30 до 18.00; стоимость 3 евро) содержит в основном богато украшенные дароносицы и потиры XIX века, но в общем ценность коллекции вряд ли заслуживает указанной входной платы.

В соборе проводятся бесплатные экскурсии; сбор при входе у экскурсионного стола. Можно также объединить осмотр интерьера с органными концертами (вход свободный), которые проходят каждое воскресенье в 16.00 или 17.00. Орган собора считается одним из лучших во всей Франции. Он был создан великим мастером XIX столетии, Аристидом Кавалье-Колем и насчитывает более шести тысяч труб.

Прежде чем покинуть Нотр-Дам-де-Пари, посетите садик у восточной части собора, чтобы посмотреть на арочные контрфорсы, поддерживающие клирос, а затем прогуляйтесь вдоль реки под южным трансептом. Здесь вы можете немного посидеть весной под опадающими белыми лепестками цветущих вишен.

К северу, на другой стороне собора, расположены улицы Шануанесс, Юрзен и Коломб, три улицы из тех немногих, которые барон Осман обошел своим вниманием. В них нет ничего особенного, кроме старых зданий, по которым можно судить о том, как прежде выглядел остров Сите.

Нулевой километр и Крипта собора Нотр-Дам

Нотр-Дам — символический центр не только Парижа, но и всей страны: здесь, на паперти около собора находится знак (отмеченный бронзовой звездой) так называемого «нулевого километра» точки, от которой исчисляются протяженностью всех основных дорог Франции.

Напротив собора, в конце площади, есть ступеньки, которые ведут в освещенную дневным светом Крипту собора Нотр-Дам (время посещения вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00, цена 3,50 евро), которую стоит посетить, если вы интересуетесь историей острова.

На этом большом пространстве, расположенном под папертью собора и представляющем собой результат археологических раскопок, можно увидеть остатки старого собора, а также улиц и домов, когда-то окружавших Нотр-Дам-де-Пари.

Большая их часть относится к эпохе Средневековья, но некоторые к галло-римским временам и представляют собой фрагменты римской отопительной системы под полом (она называется «гипокауст»).

Официальный сайт: www.notredamedeparis.fr

Больше фотографий Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) тут: Фотогалерея

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: