Площадь зимнего дворца
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Будем честны: несмотря на то, что Зимний дворец — обязательное место к посещению (это известно абсолютно всем), мало кто бывает в Эрмитаже больше двух-трёх раз за жизнь. При этом большинство визитов проходит с горящими глазами и желанием осмотреть сразу всё, поэтому многие красоты остаются за кадром. Исправим это недоразумение и расскажем, на что смотреть, чтобы увидеть и запомнить не только коллекции Эрмитажа, но и сам дворец.
Как попасть внутрь Зимнего дворца
Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет.
Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото.
Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.
Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно.
Краткая история Зимнего дворца
XVIII-XIX века
Знакомый нам Зимний дворец — пятый по счёту. До него зимние резиденции строили уже четыре раза и Петр I, и Анна Иоанновна, и даже заказчица действующего здания Елизавета Петровна.
Дворец зимний пятой версии начали строить в 1754 году, когда Елизавета Петровна решила увеличить площадь и высоту действующего на тот момент дворца. За проект взялся великий Растрелли и занимался им вплоть до отстранения в 1762 году Екатериной II, как раз вступившей на престол. За восемь лет работы знаменитый архитектор успел построить здание, но вот интерьерами уже занимались другие мастера.
Начинаем заново!
В 1837 году пожар уничтожил интерьеры Зимнего дворца и всё пришлось отделывать заново. Возможно, поэтому в Дворце переплетаются два стиля: пышное елизаветинское барокко в экстерьере и французское рококо в интерьере.
Пятая версия Зимнего дворца наконец пришлась всем по вкусу. Дворец стал официальной зимней резиденции императоров аж до 1904 года, пока Николай II не перенёс её в Царское Село.
XX век
После нескольких лет затишья (примерно до 1915 года) во дворце закипела жизнь: сначала в здании работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича, потом размещалось Временное правительство, а с 1920 по 1941 года в здании располагалось сразу два культурных заведения: музей Революции и Эрмитаж.
Изначально дворец был цвета охры, даже нежно-жёлтым — прямо как закат на этой фотографии.
В годы войны в здании устроили бомбоубежища, здесь же укрывали коллекции Эрмитажа и других музеев Ленинграда. Здание выкрасили в серый цвет, но это не спасло его от бомбардировок: многие залы были повреждены и после войны долго реставрировались. Кстати, о цвете: мы привыкли видеть Зимний дворец бирюзовым, но изначально он был цвета охры и даже нежно-жёлтым — есть несколько фото (фотошоп) и рисунков, где можно посмотреть на дворец в другом цвете, но сила привычки берёт своё, и старый цвет кажется неуместным.
На что обратить внимание при посещении — топ-5 интерьеров Зимнего дворца
Иорданская лестница
Вообще-то она называлась Посольской — именно по ней во дворец поднимались международные послы, но теперь она больше известна под вторым названием. Иорданской лестницу прозвали за то, что по ней императорская семья спускалась к проруби («Иордани») на праздник Крещения Господня. Прорубь была в Неве, конечно же.
Раньше лестница называлась Посольской, так как по ней поднимались послы иностранных государств. Фото: Marco Rubino / Shutterstock.com
Лестница сильно пострадала при пожаре 1837 года, но архитектор Стасов приложил немало усилий, чтобы не только восстановить её, но и сохранить замысел Растрелли. Первое, на что ты обратишь внимание, — как много света в зале. Этого эффекта архитекторы смогли добиться благодаря двум рядам больших окон, выходящих на Неву и Малый эрмитаж, а также ряду ложных окон из зеркал. Из-за освещения это одно из популряных мест у желающих запечатлеть дворец на фото.
Будь готов к тому, что глаза начнут разбегаться при виде всей этой красоты: вокруг множество алебастровых статуй (Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости, Меркурия и Музы); cтены украшены позолоченной лепниной, балюстрада выполнена из белого мрамора, сдвоенные колонны — из серого сердобольского гранита, а потолок украшает плафон «Олимп» кисти Гаспаро Дициани, который, между прочим, был одним из основателей Венецианской школы искусств.
Наверняка послы поднимались по лестнице очень медленно — глаза слепило от всей этой роскоши.
Петровский зал
Его же называют Малым тронным. Изначально на этом месте был Казачий зал, но Николай I задумал превратить Зимний дворец в памятник истории имперского периода развития России и отвёл это помещение для почестей Петра I.
Зал появился в 1833 году, но пробыл в первоначальном виде недолго. После пожара Стасов заменил обивку стен с розового на пунцовый бархат, к которому прибил 900 (!) бронзовых орлов.
Внимание к деталям
В 2018 году во время реставрации лазером в зале почистили серебряную вышивку, а ткань заменили на точно такую же: её создали по сохранившимся образцам на той же мануфактуре («Дом Prelle»), где и изготовляли больше 150 лет назад.
Внимание в зале приковывает ниша, в которой стоит трон — она оформлена как триумфальная арка и украшена картинами, изображающими великого императора во время Северной войны. Трон из серебра с позолоченными элементами был выполнен петербургскими мастерами.
Информация под кодовым названием «Дворец. Фото. Must-have»: в зале есть обворожительные серебряные бра, которые пережили пожар и были перенесены сюда из тронного зала Марии Фёдоровны.
Петровский зал. Фото: vserg48 / Shutterstock.com
Лоджии Рафаэля
О появлении этой достопримечательности в интерьерах дворца есть целая легенда: осенью 1778 года императрица Екатерина II почувствовала недомогание и решила развеять хандру изучением альбома с гравюрами, до которого раньше не доходили руки. В этом альбоме она увидела, как ученики Рафаэля по рисункам великого мастера расписали Ватикан.
Галерея с лоджиями состоит из 13 частей, в каждой из которой по четыре эпизода Ветхого и Нового заветов. Императрица была настолько впечатлена этими работами, что тут же поклялась повторить их в своём любимом дворце. Добро Папы Римского было получено, итальянский мастер выписан в российскую столицу, работа закипела. Точной копии всё-таки не получилось — размеры не соответствуют оригиналу, но в остальном всё вышло прекрасно. Даже пожар и две мировые войны не смогли уничтожить красоту.
Весь Зимний дворец фото- и видеогеничен, но эти лоджии — что-то невероятное, обязательно сделай пару кадров!
Военная галерея 1812 года
За эту галерею нужно благодарить Александра I и один из залов Виндзорского дворца, который вдохновил императора увековечить генералов Отечественной войны 1812 года.
Всего в галерее больше трёхсот портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. При этом все портреты военных лидеров рисовались с натуры, если это было невозможно — использовались портреты, выполненные при жизни генерала. Интересно, что когда не нашли изображения 13 умерших героев, отведенные под их портреты места подписали и затянули зеленым шелком.
В галерее больше 300 портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com
Ещё один удивительный факт: во время пожара убранство Военной галереи было уничтожено полностью, но ни один из портретов не пострадал.
Малахитовая гостиная
Парадная гостиная Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, создана Брюлловым после пожара на месте Яшмовой гостиной. В интерьере, по желанию императрицы, использовался малахит — самый модный на тот момент полудрагоценный камень.
Писатель Башуцкий, когда рассказывал о восстановлении дворца после пожара, выразил свой восторг такими словами: «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».
Малахитовая гостиная. Фото: volkova natalia / Shutterstock.com
Выглядит гостина действительно потрясающе. Колонны, пилястры и камины выполнены в технике «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, стыки заполняли малахитовым порошком, затем выравнивали шлифовкой. Добавь к этому позолоченные элементы вокруг и поймешь, почему именно эта гостиная стала любимой у императорской семьи.
В Зимнем дворце больше 1000 комнат — про все не расскажешь, и уж точно не успеешь все рассмотреть даже за пять посещений. Тем приятнее будет возвращаться и каждый раз открывать для себя что-то новое в любимом музее, которому повезло находиться в таком важном здании. И не останавливай себя в желании запечатлеть дворец на фото — эти снимки действительно потом хочется пересматривать.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге: главные достопримечательности
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — это главная площадь города. Здесь находится бывшая главная резиденция российских императоров и символ Российской империи — Зимний дворец. Дворцовая площадь для Санкт-Петербурга имеет такое же значение, как Красная площадь для Москвы.
Границы Дворцовой площади определяют Зимний дворец, напротив него Главный штаб с Триумфальной аркой, в восточной части — здание штаба Гвардейского корпуса, в западной части нет архитектурных строений. Здесь открывается вид на Александровский сад и Адмиралтейство, а границей площади является Дворцовый проезд, соединяющий Невский проспект и Дворцовый мост через реку Неву.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге
Ближайшее метро до Дворцовой площади: станция Адмиралтейская (сиреневая).
От нее можно выйти на Невский проспект и либо выйти на площадь по Большой Морской улице через Арку Главного штаба. Либо пойти в противоположную сторону и со стороны Дворцового проезда попасть на площадь, обогнув Главный штаб.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — это сердце города. Ее архитектурный ансамбль сложился не сразу. Современный Зимний дворец уже пятый по счету: первый был построен при Петре I в 1705 году, нынешний пятый в 1762 году. Здание Главного Штаба было построено в 1829 году, Александровская колонна в 1834 году. Завершающим звеном стало здание штаба Гвардейского корпуса, возведенное в 1840 году.
Несколько фактов о Дворцовой площади:
- Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге более чем в два раза превышает Красную площадь в Москве.
- Свое название площадь получила из-за Зимнего дворца, расположенного на ней.
- Во времена Анны Иоанновны на месте площади расстилался большой Адмиралтейский луг, где императрица любила охотиться на зайцев. Здесь устраивались народные гулянья с фейерверками.
- При императрице Елизавете часть Адмиралтейского луга была засеяна овсом, а в другой части паслись коровы Елизаветы. Луг оставался местом проведения празднеств и гуляний.
- Адмиралтейский луг постепенно начал превращаться в Дворцовую площадь под влиянием архитектора Растрелли, возводивший роскошный Зимний дворец.
- Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге является местом трагических событий 9 января 1905 года, получивших название «Кровавое воскресение». Здесь были убиты и ранены царскими войсками мирные демонстранты и случайные прохожие.
- Здесь в 1914 году Николай II объявил о начале войны с Германией.
- В 1918 году на Дворцовой площади был убит революционер и председатель Петроградской ЧК Урицкий Моисей Соломонович. В этом же году в честь него площадь была переименована в площадь Урицкого. Только в 1944 году площади вернули прежнее название.
- В царское время на Дворцовой площади проводились военные смотры и парады, в советское время — демонстрации и военные парады, в наше время — различные массовые мероприятия, концерты и празднования.
- Часть площади замощена брусчаткой.
- Дворцовая площадь в настоящее время пешеходная. По ней можно покататься только в карете или экипаже.
Дворцовая площадь на карте
Зимний дворец
Сайт: hermitagemuseum.org Адрес: Дворцовая Площадь, 2 Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10.30 – 18.00 (кассы до 17.00), среда, пятница: 10.30 – 21.00 (кассы до 20.00), закрыто по понедельникам, 1 января и 9 мая.
Стоимость: для граждан РФ и Белоруси (по паспорту) — 400 руб., без паспорта и иностранцам — 700 рублей, детям, студентам, пенсионерам — бесплатно. Можно купить онлайн-билет, чтобы не стоять в очереди, но он будет дороже обычного — 680 рублей .
Зимний дворец протянулся вдоль реки Невы. Главный фасад выходит на Дворцовую площадь, задний на Дворцовую набережную. Напротив Зимнего через Неву расположены Заячий остров и Петропавловская крепость на нем.
Парадная Посольская или Иорданская лестница Зимнего дворца
Существующий сейчас Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в стиле пышного барокко. Дворец строился по указанию Елизаветы, но пожить в нем она не успела, умерла за год до окончания строительства. Племянник Елизаветы Петр III принимал построенный дворец, но не жил в нем: в результате дворцового переворота он был отстранен от правления, на трон взошла его супруга — Екатерина II.
Екатерине, тяготевшей к классицизму, Зимний дворец не понравился, она отстранила Растрелли от строительства и привлекла новых архитекторов, чтобы те перестроили внутренние интерьеры.
Военная галерея
Имя Зимнего дворца неразрывно связано с Эрмитажем — самым большим и самым посещаемым музеем России и одним из самых больших музеев мира.
Гербовый зал
Создание Эрмитажа произошло сразу после строительства Зимнего дворца. Екатерине II в 1764 была передана коллекция ценных картин из Берлина, которая послужила основанием для создания музея. Сначала картины разместились в уединенных залах дворца, их называли на французский лад — эрмитаж (уединенное место).
Петровский (Малый Тронный) зал
Потом для размещения стремительно разрастающейся коллекции были построены здания Малого, Большого и Нового Эрмитажа. Сначала императорские музейные коллекции были доступны только избранным, по пропускам. В 1852 году в здании Нового Эрмитажа был открыт Публичный музей.
Зимний дворец после Октябрьской революции 1917 года был объявлен музеем. В настоящее время музей в музей Государственный Эрмитаж включены здания: Зимний дворец — главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Главный штаб (восточное крыло), Меньшиковский дворец, Музей Императорского фарфорового завода и другие объекты. В Эрмитаже более 3 миллионов экспонатов.
Здание Главного штаба
Напротив Зимнего дворца площадь дугой обрамляет здание Главного штаба, созданное в 1829 году архитектором Карлом Ивановичем Росси. До его постройки здесь находились жилые дома, которые не вписывались в облик главной площади страны. Росси в 1819-1829 годах на месте домов возводит два протяженных здания для размещения Главного штаба и двух министерств — финансов и иностранных дел, и объединяет их грандиозной триумфальной Аркой.
Один край Главного штаба выходит к Невскому проспекту, а другой к Певческому мосту на набережную реки Мойки. Арка Главного штаба состоит из трех связанных между собой арок, следующих друг за другом. Пройдя через арки со стороны Дворцовой площади попадаешь на Большую Морскую улицу. Интересен замысел архитектора — с этой улицы вид на площадь и Зимний дворец открывается не сразу, а постепенно, при приближении к Арке.
Здание Главного штаба построено в строгом классическом стиле, фасады корпусов украшены портиками. Общая длина фасада 580 метров, окон около 4-х тысяч.
Арка здания Главного штаба — это памятник в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Ее высота 28 метров, вес 16 тонн. Венчает арку колесница крылатой богини победы Ники, запряженная шестеркой лошадей. Их сдерживают два воина в античных доспехах и с копьями. Арка украшена скульптурными группами архитекторов В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова.
Сейчас здание Главного штаба принадлежит военным, восточное крыло передано под экспозиции Эрмитажа.
Карл Росси повторил стилистику Главного штаба в еще одной своей грандиозной постройке — зданиях Сената и Синода на Сенатской плошади, также соединенных парадной аркой. Полюбоваться ими можно пройдя с Дворцовой площади через Александровский сад, вдоль здания Адмиралтейства.
Александровская колонна
Александровская колонна была возведена в центре Дворцовой площади в честь победителя Наполеона и французской армии в войне 1812-1814 годов — императора Александра I. Колонна была торжественно открыта в 1834 году по указу Николая I с богослужением и военным парадом. Петербужцы стали называть ее Александрийский столп, после стихотворения Пушкина:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
(«Памятник» Пушкин А.С. 21 августа 1836 г. )
Колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, она держится за счет собственного веса в 600 тонн и точного инженерного расчета. Некоторые жители Петербурга боялись, что колонна упадет и опасались ходить или ездить мимо нее. Архитектор Александровской колонны Огюст Монферран (автор Иссакиевского собора) личным примером доказывал, что колона безопасна: каждое утро он гулял со своей собакой вокруг нее.
Высота всей колонны 47,5 метров. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. Венчает столб четырехметровый ангел, держащий в руке шестиметровый крест. На колонне благодарственная надпись: «Александру I Благодарная Россия».
Здание штаба Гвардейского корпуса
Адрес: Дворцовая площадь, 4
Здание штаба Гвардейского корпуса завершило архитектурный облик Дворцовой площади. Ранее на этом месте размещалось здание экзерциргауза — место военной подготовки солдат. Выглядело оно неказисто и решено было его снести. На этом месте собирались построить театр, но в итоге решено было возвести здание для штаба Гвардейского корпуса, не умещавшегося в здании Главного штаба.
Строение выполнено в стиле классицизма по проекту архитектора Александра Павловича Брюллова в 1837-1843 годы, является памятником архитектуры федерального значения.
Дворцовая площадь Санкт-Петербурга
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — это место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века.
В 1819 году по заданию императора архитектор К.И. Росси разработал проект единого архитектурного ансамбля, прославляющего победу русского оружия в войне 1812 года. Замысел архитектора состоял в том, чтоб объединить существующие оригинальные интерьеры и новые постройки в единое целое.
Главный штаб
Застройка ансамбля Дворцовой площади продолжилась возведением в 1819–1929 годах архитектором К.И. Росси Главного штаба. Два протяженных здания были построены на южной стороне площади вместо обывательских домов со стороны Мойки. В них разместился Главный штаб и два министерства — иностранных дел и финансов.
Длина полукруглого фасада здания Главного штаба составила 580 метров (самый длинный фасад здания в мире). Посередине здания — грандиозная Арка, украшенная скульптурной композицией «Колесница Славы» с изображением воинов и крылатой богини Победы, — Ники, держащей в одной руке венок победы, а в другой лабарум (воинский знак) с российским двуглавым орлом (скульпторы Н. Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки — 28 метров, ширина — 17 метров.
Триумфальная колесница на арке Главного штаба
К. И. Росси придал арке триумфальный характер — она олицетворяла победу русской армии в Отечественной войне 1812 года.
Согласно легенде, после завершения строительства Николай I сказал архитектору: «Иностранные мастера утверждают, что арка вскоре рухнет». Тогда К.И. Росси поднялся на нее и с высоты произнес: «Если она упадет, я готов упасть вместе с ней».
В фильмах о революции, где показан штурм Зимнего Дворца, можно увидеть, как вооруженные солдаты и матросы, выбегают на Дворцовую площадь именно из-под Триумфальной арки Главного штаба.
Александровская колонна в центре площади, созданная по проекту О. Монферрана через четыре года после возведения арки Главного штаба, стала заключительным аккордом в композиции, созданной Росси.
В настоящее время в западной части здания расположено командование Западного военного округа, а в восточном крыле экспонируются произведения западноевропейского искусства XIX–XX веков, а также проводятся временные выставки современного искусства Эрмитажа.
Александровская колонна
В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна, или Алексанрийский столп. Колонна названа в честь императора Александра I.
Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 метров увенчана фигурой ангела, попирающего крестом змею — символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо (архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов).
Ангел на Александровской колонне
Конкурс на создание памятника в центре Дворцовой площади был объявлен Николаем I в 1829 году с формулировкой «в память о незабвенном брате». Огюст Монферран сразу отверг строительство здесь скульптурной композиции, которая бы просто затерялась на огромной площади. Николай I одобрил проект Монферрана, предусматривающий установку колонны высотой, превышающей парижскую Колонну побед, воздвигнутую в честь побед Наполеона.
Ограда Александровской колонны
Александровская колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, а держится в соответствии с точным расчетом за счёт собственного веса. Этот факт послужил появлению анекдотов и легенд в городском фольклоре.
- Так, в одном из них говорилось, что графиня Толстая запрещала своему кучеру проезжать рядом с колонной, опасаясь, что она упадет со своего подножия
- Появилось выражение «Столб столба столбу», и объяснять этот каламбур петербуржцам было не надо — столб Николая I Александру I. (Каламбур — это игра слов, одинаковых по звучанию, но разных по значению)
- К монументу на Дворцовой часто приходят молодожены. Жених поднимает невесту на руки и обходит колонну по кругу. Считается, сколько кругов он сделает, столько и детей будет у молодоженов
- Согласно легенде, после революции Ангела на вершине Александровской колонны собирались заменить на фигуру Ленина. И скульптуру сняли, но вскоре Эйзенштейн приступил к съемкам фильма «Октябрь» и потребовал возвратить Ангела на свое историческое место. А после съемок возвратить его как-то забыли и больше к этому вопросу не возвращались.
Связующим звеном всех построек стало завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн.
Штаб Гвардейского корпуса
Самое красивое здание Дворцовой площади — Зимний Дворец. Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В то время это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.
Бледно-зелёный и белый цвета фасада Зимнего Дворца придают воздушность и грациозность, характерные для стиля барокко. Гениальному архитектору Росси удалось объединить в единую композицию Зимний дворец и строгое здание Главного штаба.
Дворцовая площадь — это одно из самых притягательных мест Санкт-Петербурга. Однако, есть мнение, что массовые гуляния и концерты наносят вред бесценным памятникам архитектуры. (Вспомним пожар во время встречи Нового 2000 года, когда от петарды загорелись строительные леса над аркой). Поэтому обсуждается вопрос о запрете гуляний и концертов на ней. Для туристов и горожан Дворцовая площадь всегда будет открыта.
Решётка ворот Эрмитажа
Как добраться до Дворцовой площади
- Доехать до станции метро «Невский проспект». Следовать указателям «Выход на канал Грибоедова». При выходе из метро Вы окажетесь на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова. Идти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства (его шпиль видно с любой точки проспекта). На пересечении Невского проспекта и Большой Морской улицы справа Вы увидите огромную Арку Главного штаба. Поверните направо. Пройдя через арку, Вы окажетесь на Дворцовой площади.
- Новая станция метро «Адмиралтейская» находится значительно ближе к Дворцовой площади чем станция «Невский проспект». Однако она очень глубокая — чтобы подняться наверх нужно проехать на двух эскалаторах. Кроме того, Вам наверняка придется делать пересадку на фиолетовую линию метро, чтобы попасть сюда, что не всегда удобно. При выходе из метро «Адмиралтейская» поверните направо и пройдите несколько метров до ближайшего перекрестка. На перекрестке поверните налево (это будет улица Большая Морская) и следуйте до Арки Главного штаба. За аркой будет Дворцовая площадь.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге
Главная площадь и очевидец эпохальных событий в истории России — Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Если у вас в запасе всего день, наверное, это первое место, которое нужно обязательно посмотреть в Северной столице.
Один из красивейших архитектурных ансамблей в мире. Его границы определяют Дворцовый проезд, который соединяет Дворцовый мост через Неву с Невским проспектом, и здание Гвардейского корпуса. В комплекс сооружений входят Зимний дворец, здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Круглый год в любое время здесь туристы и жители города.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге остается местом проведения масштабных торжеств и главных государственных праздников. Здесь неизменно из года в год проходит парад Победы, концерт в честь праздника выпускников «Алые паруса» и мероприятия в День города. Сегодня Петербург часто принимает тут знаменитых артистов от оперных певцов до современной эстрады.
Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь
Координаты: 59.938924, 30.315311
Режим работы: круглосуточно
История
Одно время Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге называлась Адмиралтейским лугом. На месте Зимнего дворца вообще было поле! Сложно представить, но тут находилось заросшее высокой травой место. Там устраивали народные гулянья и веселые праздники. Пространство, на котором пасли скот и разводили кроликов, со временем стало мировым архитектурным наследием.
Весной 1721 года на Большой Першпективной дороге, которая стала Невским проспектом, разбили аллею. Именно она разделила Адмиралтейский луг пополам, и одна ее часть стала Адмиралтейской площадью, а другая — Дворцовой.
Зимний дворец проектировался Растрелли. Строили дворец с 1754 по 1762 год. Изначально предполагалось, что он будет огорожен с трех сторон. Был вариант с памятником Петру I в центре. Словом, это мог быть двор, похожий на тот, что в Царском селе.
Привычный парадный вид площадь приобрела только при Александре I. Полную перепланировку император поручил Карлу Росси. Именно при нем появился Главный штаб. Обновленная Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге прославляла победу над Наполеоном.
Площадь всегда оставалась местом проведения военных смотров и парадов. Здесь же в октябре 1917-го состоялся решающий бой большевиков с войсками Временного правительства и захват Зимнего дворца — государственный переворот.
В годы войны могли исчезнуть Александровская колонна и Адмиралтейский сад: осенью 41-го рассматривали вариант перестройки площади под аэродром, но ради сохранения культурного наследия от этой идеи отказались.
Интересные факты
- Многие считают Красную площадь больше Дворцовой. Однако это не так: петербургская занимает 5 гектаров, а московская — 4,6 гектара.
- Долгое время Зимний дворец был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге: Николай I издал указ, в соответствии с которым в столице запрещалось строить дома выше 23,5 метра.
- Существует легенда, будто Карл Росси заверил царя, что лично поднимется на вершину арки, чтобы проверить ее прочность. Если она рухнет, зодчий погибнет, и это станет расплатой за ошибку проектирования. Архитектор выполнил свое обещание. Поднявшись с рабочими к колеснице Победы, он помахал Николаю I рукой.
- Александровская колонна весит 600 тонн и держится без каких-либо креплений — только под тяжестью собственного веса и благодаря инженерному расчету. Первое время петербуржцы опасались передвигаться вблизи столпа из-за угрозы падения. До сих пор это самое высокое в мире сооружение из монолитного гранита.
- После строительства на Дворцовой площади скопилось много мусора. Никто не мог понять, как от него избавиться. Только Петр III нашел выход: он разрешил гражданам забрать оттуда все, что они только увидят. Уже в считанные часы от мусора не осталось и следа.
Что посмотреть
Зимний дворец
1084 комнаты, 117 лестниц, фасад длиной 175 метров со стороны Адмиралтейства и 210 метров со стороны Невы. Над возведением этого здания трудились более 4000 работников. За все 266 лет он успел побывать царской резиденцией, военным госпиталем, местом работы Временного правительства и музеем революции. Большинство стен дворца сохранились еще со времен Растрелли — лучшего архитектора своего времени. Здесь же находится легендарный музей Эрмитаж. За день, несколько недель, даже лет его невозможно обойти: чтобы посмотреть все экспонаты, затрачивая по минуте на каждый, потребуется целых 11 лет. Перед посещением полезно заранее определиться с планом экскурсии.
Главный штаб
Восточную часть здания занимает Государственный Эрмитаж: здесь находятся картины 19-20 веков, в основном импрессионистов и постимпрессионистов, а также проводятся временные выставки современного искусства. В западной же части размещается командование Западного военного округа.
Александровскую колонну установили в честь блестящей победы Александра I над Наполеоном.
Фото: Олег ЗОЛОТО, «КП»-Санкт-Петербург»
Александровская колонна
Как и здание Главного штаба, этот обелиск посвящен блестящей победе Александра I над Наполеоном. Самой сложной задачей для строителей оказалась его установка: возведение монумента почти 40 минут выполняли около 2500 человек. В 1930-е годы ограду мемориала переплавили на патроны. Как и многие памятники, во время войны он получил осколочные вмятины.
Дворцовая площадь в разное время года
Вне зависимости от сезона здесь всегда гуляют жители города и туристы. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге всегда открыта для гостей, вход сюда свободный.
Зимой припорошенное снегом окружающее пространство подчеркивает белизну великолепных колонн Зимнего дворца.
В теплую погоду многие просто сидят прямо на прогретой солнцем брусчатке — это почти городская традиция. Неспешно, по-царски бродят переодетые Петр I и Екатерина II, предлагая сфотографироваться. Можно прокатиться на карете.
Где сделать красивое фото
Дворцовая площадь прекрасна в любую погоду, в любое время суток. Фотографии получатся всегда. Зимой, когда особенно контрастирует с небом зеленый фасад дворца. Летом в ясную погоду, ярко подчеркивающую все цвета места. Даже в привычный для Петербурга дождливый день: иногда можно поймать момент и увидеть, как Эрмитаж отражается в прозрачной луже, как в Зазеркалье.
Лучшие ракурсы Дворцовой площади:
- со стороны Дворцового моста и Невы,
- со стороны арки Главного штаба,
- со стороны Зимнего дворца.
Зимний дворец – свидетель эпох и символ Санкт-Петербурга
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Зимний – главный императорский дворец России, парадная резиденция дома Романовых, высотное жилое здание в Санкт-Петербурге. Расположен на Дворцовой набережной 38.
Экскурс в прошлое
Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.
В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.
Отголоски событий в Зимнем дворце:
- 8 апреля 1762 года на Пасху во дворце прошла служба по освещению здания, и в него въехал императорский двор.
- 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце народоволец С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Императорская семья не пострадала, в результате нападения убито 11 солдат из личного караула царя, 56 – ранено.
- 9 января 1905 года перед Зимним дворцом расстреляна мирная демонстрация рабочих, что послужило началом революции 1905-1907 годов.
- В октябре 1915 года здесь разместился военный госпиталь.
- В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
- В июле 1917 года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов.
- В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство.
- 30 октября (12 ноября) народный комиссар Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
- В 1919 году открылась выставка живописи.
- 22 июня 1941 года в подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек.
- В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.
Архитектурные особенности Зимнего дворца
Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.
Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.
Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.
Использование построек дворца
В трехэтажном здании построены полуподвальный и антресольные этажи. В северном и южном крыльях – световые дворы с анфиладами жилых покоев. На первом этаже – хозяйственные и служебные помещения.
Второй этаж занят торжественными залами и личными апартаментами императорской семьи. На третьем этаже жили фрейлины, врачи, ближние слуги семейства. В Зимнем дворце проходили службы в двух церквах – Большой и Малой.
Зимний дворец в цифрах
В здании дворца 1084 жилых комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, в том числе потайных. Длина фасада 210 метров, высота 23,5 метра. Площадь 60 000 квадратных метров. В 1844 году Николай I царским указом установил высоту частных зданий в городе не выше 11 саженей (23,47 метра).
Получилось так, что гражданские дома запрещалось строить выше Зимнего дворца. С тех пор появилось понятие «Небесная линия Санкт Петербурга», подразумевающая сохранение центра Петербурга как единого ансамбля. Дома, улицы, площади, вода и небо гармонично дополняют друг друга.
Особенности дворцовых помещений
В обустройстве интерьера главная роль принадлежит Екатерине II. В счет погашения задолженности из Германии императрице вручили 300 дорогих художественных полотен. Эти картины – исток коллекции Эрмитажа, расположенного во дворце.
Значимые помещения
Иорданская галерея отделана в стиле барокко, расположена на первом этаже. Названа так, потому что в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через нее проходил крестный ход к Неве к иордани (проруби) для водосвятия.
Иорданская лестница, по которой спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась иордань. Колонны лестницы облицованы розовым мрамором. Кованые решетки перил украшены золотом.
На кронштейнах вдоль стены установлены алебастровые статуи Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости. На потолке – плафон, украшенный сюжетом на тему «Олимп».
Аванзал использовался как парадный буфет, когда в соседнем Николаевском зале устраивали бал. Главное украшение – ротонда, ажурная беседка, из уральских самоцветов.
Описание и назначение залов
Николаевский зал предназначался для придворных балов, церемоний, банкетов. Пространство площадью 1103 кв. метра украшали колонны и изящные люстры. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались фонарями из синего стекла. Зимний сад отделяли стеклянные двери. Солнечный свет, преломляясь в алых шторах, подчеркивал воздушность и загадочность зала.
Концертный зал, украшенный изваяниями античных богинь, – место встречи с искусством. Здесь устраивали концерты. Коллекция русского серебра поражала великолепием и изысканностью. Серебряная рака (гробница) Александра Невского, на которую израсходовано полторы тонны серебра, добытого на рудниках Алтая, делает зал неповторимым. На потолках и стенах – аллегорические фигуры античных богов и Муз.
Малахитовая гостиная – личные покои супруги Николая I, Александры Федоровны, отделана малахитом в серо-фиолетовой тональности. Отсюда императорская чета выходила на балы, церемонии, банкеты. Здесь отмечали семейные праздники. В июле 1917 года малахитовая гостиная – зал заседаний Временного правительства.
Белая столовая, украшенная камином из белого мрамора с бронзовыми часами, – любимое место семьи Николая I.
Малая церковь – уютное место во дворце. Потолок украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа. В ризнице – серебряный крест с позолотой и мощами Трех Святителей, привезенных с Афона. По обеим сторонам у входа – портреты императора и императрицы в золоченых рамах.
Фельдмаршевский зал украшен портретами российских фельдмаршалов.
Петровский зал посвящен памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения баталий «Полтавский бой», «Битва при Лесной», двуглавый орел, короны с вензелем Петра I. Стены обиты бархатом, вышитым серебром. В глубине зала, между двумя колоннами, покрытыми яшмой, – портрет самодержца.
Гербовый зал предназначен для торжественных церемоний. У входа – скульптурная группа древнерусских воинов со знаменами. На позолоченных бронзовых люстрах красуются гербы российских губерний. Парадность помещения подчеркивают золоченые колонны.
Пикетный зал – для развода военного караула дворцовых гренадеров (пикета). Отделка зала – рельефы с изображением шлемов, копий, доспехов, медальонов со сценами сражений.
Военная галерея посвящена победе русского оружия, открыта в годовщину изгнания Наполеона из России. На стенах – портреты 332 генералов, участников войны 1812 года, а также конные портреты императора Александра I и короля Пруссии Вильгельма III.
Георгиевский зал (Большой тронный зал) отделан белым мрамором. Над тронным местом – барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона».
Александровский зал отличает торжественность убранства. Центральная часть перекрыта куполами, опирающимися на своды. Созданный в память об императоре Александре I, он хранит портрет царя, помещенный в позолоченный подрамник. Малиновая парчовая драпировка с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом оттеняет великолепие блистательной фигуры Александра I.
Белый зал грандиозен по размерам, украшен колоннами, скульптурой, барельефами. Предназначен для пышных торжеств.
Стены золотой гостиной покрыты тонким орнаментом с позолотой. Украшает гостиную камин из мозаики. Мебельный гарнитур обит малиновой брокателью, тяжелой шелковой материей, вышитой золотом.
Другие помещения
- В малиновом кабинете царская семья принимала гостей, здесь пили чай, читали вслух книги. Главное украшение комнаты – стены, сплошь затянутые вышитой золотом материей малинового цвета.
- Будуар. В глубине комнаты устроен альков (ниша в стене для кровати), украшенный узорчатой золоченой решеткой и аркой. Стены обтянуты шелком с золотыми вышивками, на стенах – панно в резных рамах. Затейливым орнаментом оформлен потолок. Украшают будуар маленькие и большие зеркала, мраморный камин, резная золоченая мебель: диваны и кресла, стулья и стульчики.
- Зеленая столовая – помещение без окон. Через застекленный потолок струится свет оранжевого фонаря на крыше.
- Синяя спальня названа по цвету окраски стен. Альков – за двумя колоннами, драпировку кровати фиксируют тяжеловесные золоченые карнизы. Колонны отделаны желтым мрамором.
- Туалетная комната. Здесь переодевалась и отдыхала императрица. Стены обиты тканью лилового цвета. Украшают комнату портреты близких людей семейства и виды окрестностей Санкт- Петербурга. Бельевой шкаф и письменный стол, кушетки и мягкие кресла создавали удобство и комфорт императрицы.
- Ванная комната с мраморной ванной, с камином и кушеткой. Стены голубого цвета.
- Апартаменты наследника состояли из прихожей и приемной, кабинета и спальни, гардеробной и библиотеки.
В Зимнем дворце размещена экспозиция Государственного Эрмитажа. Дворцовая площадь и Зимний дворец – красивейший архитектурный ансамбль современного Петербурга, объект внутрироссийского и международного туризма.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — главная площадь города: фото, видео, объекты, описание
- Обновлено: 15.07.2021
- Юлия Клаос
Дворцовая площадь — главная площадь Санкт-Петербурга, которая является одной из достопримечательностей города, а также местом отдыха и проведения различных праздников и мероприятий.
Площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История данного места, как зарождение площади, берет своё начало совместно с появлением Зимнего дворца. Когда в 1754 году, по заказу императрицы Елизаветы Петровны, архитектором Франческо Бартоломео Растрелли был спланирован не только облик самого дворца, но также и возникла идея упорядочить пространство перед дворцом, создав площадь.
С тех пор началось формирование площади, которая в последущем видоизменялась и дополнилась новыми архитектурными шедеврами.
За время истории Дворцовая площадь являлась очевидцем многих событий, в том числе торжеств, парадов, драматических действий и революции.
В октябре 1918 года площадь была переименована в площадь Урицкого, в память об одном из организаторов штурма Зимнего дворца во время революции. После прорыва блокады в 1944 году площади было возвращено её историческое название — «Дворцовая».
Сегодняшний непревзойденный облик Дворцовая площадь получила в период между второй половиной 18 — первой половиной 19 веков. За это время на площади были возведены монументальные роскошные здания, и появилась Александровская колонна, украшающая собой центр площади.
Дворцовая площадь является сердцем Петербурга — его историческим центром и закрыта для движения транспорты. Её размер составляет около 5,4 га.
В канун Нового года на площади устанавливают главную ёлку города и проходят праздничные гуляния.
На площади своих гостей ожидают кареты, запряженные лошадьми, в которых можно прокатиться, совершив круг вокруг по площади (от 300 рублей круг, минимум 3 человека) или прокатиться по городу (от 600 рублей).
В центре площади высится Александровская колонна, которая является легендарным памятником и одним из негласных символов Санкт-Петербурга.
Колонна была сооружена в период с 1829 по 1834 годы, по указу императора Николая I, в память о его старшем брате Александре I одержавшем победу над Наполеоном.
Автором проекта стал известный архитектор французского происхождения Огюст Монферран.
Колонна установлена на большом постаменте-монолите, на котором укреплены барельефные плиты. Барельефы в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.
Сама колонна состоит из тесаного цельного монолита и имеет высоту 25,6 метров. На самом верху колонны находится фигура ангела с крестом. Подробнее об Александровской колонне…
Здания, расположенные вокруг Дворцовой площади, формируют главный и единый архитектурный ансамбль центра города.
Северную сторону площади занимает южный фасад Зимнего дворца — бывшая императорская резиденция и яркий памятник стиля барокко.
Нынешнее здание Зимнего дворца было возведено в 1754-1762 годах.
На протяжении более 150-ти лет дворец являлся главной парадной императорской резиденцией России.
Сегодня Зимний дворец представляет собой выдающийся архитектурный памятник, а в его стенах размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
Фасады Зимнего дворца украшены двухъярусной колоннадой с капителями, многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений, выполненных в виде карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов — придают общему облику здания особое великолепие и величие. Подробнее о Зимнем дворце (Эрмитаже)…
С восточной стороны (Миллионная улица) Зимний дворец крытыми арочными переходами соединен со зданиями, также входящими в состав музейного комплекса Государственного Эрмитажа (Малым Эрмитажем, Новым Эрмитажем, Большим старым Эрмитажем, Зимним дворцом Петра I и Эрмитажным театром).
Вид с Дворцовой площади/Миллионной улицы на арку-переход от Зимнего дворца (слева) к Малому Эрмитажу (справа)
С восточной стороны Дворцовую площадь обрамляет здание бывшего Штаба гвардейского корпуса, которое было построено в 1837-1843 годах в позднеклассическом стиле по проекту архитектора и художника Александра Павловича Брюллова.
Четырехэтажное здание выглядит классически и неброско, но гармонично вписывается в общий облик Дворцовой площади.
Здание украшено лепными узорами и двухъярусной колоннадой с капителями на уровне 3-го и 4-го этажей.
Южная сторона Дворцовой площади образована зданием Главного штаба, состоящим из двух корпусов, соединенных триумфальной аркой, увенчанной колесницей победы.
Здание было возведено с 1819 по 1829 годы, при участии архитектора Карла Ивановича Росси и скульпторов С.С. Пименова и В.И. Демут-Малиновского.
Фасады здания, выходящие на Дворцовую площадь, имеют форму полукруга, вогнутого относительно площади, с архитектурными украшениями.
В западной части здания Главного штаба ныне находится командование Западного военного округа России. В восточной же части находятся коллекции Государственного Эрмитажа.
Центральную часть здания Главного штаба образует арка Главного штаба, которая является отдельным символическим архитектурным объектом.
Арка была построена в 1826 году как главный монумент, посвященный Отечественной войне 1812 года. Архитектором арки был Карл Росси.
Верхнюю часть арки украшает скульптурная композиция (символ воинской славы) — триумфальная колесница, запряженная шестёркой коней. Буйных скакунов, с обеих сторон, сдерживают двое воинов, облаченных в римские доспехи и вооруженных копьями. В повозке изображена, в стоячей позе, крылатая римская богиня победы Виктория. Подробнее о здании и арки Главного штаба…
Западная сторона Дворцовой площади остается открытой и предлагает хороший обзор на: здание Адмиралтейства, Александровский сад и Исаакиевский собор, вокруг барабана купола которого расположена колоннада — круговая смотровая площадка, дарующая великолепный 360-градусный вид на центральную часть Санкт-Петербурга.
Вид на Адмиралтейство с Дворцовой площади
Вид с Дворцовой площади на Адмиралтейство (справа), Александровский сад (по центру) и Исаакиевский собор (слева)