Петропавловская крепость рисунок

На гравюрах XVIII века город кажется хрупким миражом, вычерченным на просторах берегов коварной северной реки: тонкие шпили, пустынные площади, скудная застройка. В XIX веке он постепенно обрастает пышными и весомыми зданиями, распространяется вширь и ввысь, приобретает всё более прочный и знакомый

Петропавловская крепость рисунок

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

Из XVIII века в XXI — как изменились изображённые на картинах прошлого виды города

На гравюрах XVIII века город кажется хрупким миражом, вычерченным на просторах берегов коварной северной реки: тонкие шпили, пустынные площади, скудная застройка. В XIX веке он постепенно обрастает пышными и весомыми зданиями, распространяется вширь и ввысь, приобретает всё более прочный и знакомый нам облик, кажущийся вечным. Неудивительно, что Петербург с момента своего основания привлекал внимание художников по духу и по профессии. Собрали старинные картины, чтобы понаблюдать, как время перетекает из прошлого в настоящее.

Гравюра Питера Пикарта «Санкт-Петербург в 1704 году»

Автор гравюры — Питер Пикарт (Picart Pieter; 1668–1737) — голландский гравёр, большую часть своей жизни работавший в России.

Это первое изображение строящегося города. Видна Флажная башня Петропавловской крепости (Петропавловский собор ещё не построен). Вдалеке справа изображён Домик Петра I, а слева — дворец Меншикова, который вскоре станут называть Посольским.

По мнению историка Евгения Анисимова, на переднем плане, возможно, изображён деревянный «питейный дом», в котором Пётр I праздновал первую годовщину Полтавской битвы. Сейчас на его месте находится служебный корпус Мраморного дворца (Миллионная, 5).

«Вид на Дворцовую набережную у Зимнего дворца со Стрелки Васильевского острова». Бенжамен Патерсен, 1799 (Государственный Эрмитаж)

Бенжамен Патерсен (швед. Benjamin Patersen, 1750–1815) — шведский художник, значительную часть жизни проживший в Санкт-Петербурге.

На переднем плане — портик не сохранившегося до наших дней здания Биржи постройки 1783 года авторства Д. Кваренги, в глубине видна застройка Дворцовой набережной: Эрмитажный театр, Старый Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Зимний дворец. За портиком — корпуса старого Адмиралтейства.

Строительство же знакомого нам здания Биржи (по проекту Тома де Томона) длилось с 1804 по 1810 год, одновременно специальная комиссия решала архитектурное оформление всей Стрелки Васильевского острова. На другой гравюре Патерсена «Биржа» (1807 год) незавершённый на тот момент ансамбль Биржи изображён по проектам. Комплекс зданий Академии наук, спланированный А. Захаровым, построен не был.

«Вид Казанского собора». Ф. Я. Алексеев, 1811 (Русский музей)

Фёдор Яковлевич Алексееев (между 1753–1755 — 1824) — русский живописец, один из основоположников русского городского пейзажа.

Казанский собор построен в 1811 году на месте придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. На бывшем месте этой церкви на картине изображён обелиск.

В книге «Казанский собор» архитектор А. П. Аплаксин утверждает, что «в делах построения Казанского собора не имеется дела или упоминания о построении обелиска и на воронихинских чертежах показан только план его. Существует предание, по которому указанный обелиск был сделан из дерева и выкрашен под гранит».

В то же время на картине Алексеева «Вид Казанского собора со стороны Невского проспекта», созданной в 1811 году, и на акварели Б. Патерсена с таким же названием, относящейся к тому же времени, обелиск изображён.

«Петропавловская крепость», М. Н. Воробьёв, 1820-е (Русский музей)

Максим Никифорович Воробьёв (1787–1855) — выдающийся русский живописец.

Здание Кунсткамеры построено в 1734 году по проекту архитекторов И. Маттарнови, Г. Киавери, М. Земцова. В 1747 году здание пострадало от пожара и было восстановлено в 1754–1758 годах архитектором С. И. Чевакинским, причём сгоревшая вышка башни не была восстановлена, именно в таком виде застал и изобразил здание художник Н. М. Воробьёв.

В 1947–1948 годах архитектором Р. И. Капланом-Ингелем вышка восстановлена в соответствии с первоначальным проектом здания.

«Сенная площадь». А. П. Брюллов, 1822 (Государственный Эрмитаж)

Александр Павлович Брюллов (1798–1877) — русский художник и архитектор. Профессор архитектуры Императорской Академии художеств. Старший брат Карла Брюллова.

Церковь Спаса на Сенной находилась на Сенной площади с 1758 до 1961 года. В настоящее время наиболее вероятным автором проекта считается А. В. Квасов, хотя некоторые авторы не исключают участия Растрелли. Ансамбль площади дополнял портик Гауптвахты, возведённый в 1818–1820 годах архитектором В. И. Беретти по проекту архитектора Луиджи Руска, предназначавшийся для размещения военного караула. Здание портика сохранилось до настоящего времени.

На Сенной площади велась торговля сеном, а также всем, что привозили купцы по дороге, ведущей в город (в настоящее время Московский проспект): покупали и продавали с развалов, с возов и телег. Об этом напоминают современные скамейки на площади, стилизованные под телеги.

«1-я линия В. О.». Литография К. П. Беггрова с рисунка К.-Ф. Сабата и С. П. Шифляра». 1820-е

Карл Петрович Беггров (Карл-Иохим Беггров; 1799–1875) — русский художник немецкого происхождения, занимался литографией, акварелью. Отец известного русского художника Александра Беггрова.

С 1728 года на Васильевском острове образовалась лютеранская община. Вначале она занимала деревянный дом на углу 1-й линии и Большого проспекта. Позже на фундаменте этого дома возвели отдельный деревянный храм.

Автором проекта каменного здания был Ю. М. Фельтен; заложенный в 1768 году храм был освящён в 1771 году. Здание справа от церкви — жилой дом лютеранской церкви Святой Екатерины, построен в1807–1808 годах, архитектор И. И. Щербаков. На переднем плане справа виден фрагмент здания, современный адрес которого Кадетская линия, 3, — это Первый кадетский корпус, построенный в 1730–1740 годах архитектором Дж. Трезини.

«Фасад Императорской публичной библиотеки и вход в Гостиный двор с Невского проспекта», 1816–1828, Павел Свиньин

Павел Петрович Тугой-Свиньин (1787–1839) — русский писатель, издатель, журналист и редактор, художник, историк, географ.

Автором изображённой здесь версии Гостиного двора был Валлен-Деламот. Строительство продолжалось более 20 лет — с 1761 по 1785 год. Также этот Гостиный двор можно увидеть на картине Патерсена «Большой Гостиный двор на пересечении Большой Садовой улицы и Невского проспекта».

Торжественное открытие Императорской Публичной библиотеки, здание которой построено по проекту архитектора Егора Соколова, состоялось 2 (14) января 1814 года. Сейчас в здании на Невском, 37 находится отдел рукописей Российской национальной библиотеки.

«Исаакиевской собор в 1840 году». Литография с тоном. Л. П. А. Бишбуа, В. Адам, по оригиналу О. Монферрана

Знаменитый архитектор Огюст Монферран (1786–1858) создал множество рисунков, фиксирующих этапы строительства Исаакиевского собора.

В финском языке есть поговорка rakentaa kuin Iisakin kirkkoa («строить как Исаакиевский собор») — её употребляют, когда говорят о чём-то невозможном, требующем бесконечных усилий. На строительство Исаакиевского собора по проекту Огюста Монферрана ушло 40 лет (1818–1858 годы).

На рисунке «Исаакиевской собор в 1840 году» справа от собора виден дом Лобанова-Ростовского («дом со львами»), возведённый в 1817–1820-х годах для князя А. Я. Лобанова-Ростовского также по проекту Огюста Монферрана.

А картина уже упоминавшегося выше художника Н. М. Воробьёва «Исаакиевский собор и памятник Петру I» (1844 год, Русский музей) написана вскоре после окончания этого многолетнего строительства и возведения памятника императору Петру I работы Э. Фальконе.

«Вид на Благовещенский мост». В. С. Садовников, 1851

Василий Семёнович Садовников (1800–1879) — акварелист и график, автор известной серии литографий, изображающих обе стороны Невского проспекта до Аничкова моста, известной как «Панорама Невского проспекта» (1830–1835).

На картине «Вид на Благовещенский мост» изображён только что построенный мост через Неву. До строительства постоянного моста с 1727 года существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению.

Со второй половины XVIII века до 40-х годов XIX века в государственные учреждения поступило на рецензирование свыше 60 проектов и предложений по строительству первого постоянного моста через Неву (в том числе оригинальный проект деревянного однопролётного моста предложил И. П. Кулибин).

Строительство моста началось в 1843 году под руководством С. В. Кербедза. В сооружении моста принимал участие американский инженер Дж. Уистлер. Перила спректированны архитектором А. П. Брюлловым. Мост был открыт 21 ноября 1850 года.

«Зимние бега на Неве». А. Авнатамов по оригиналу А. И. Шарлеманя, 1859

Адольф Иосифович Шарлемань (1826–1901) — батальный, исторический и жанровый живописец, академик.

В XVIII–XIX веках отдых на замёрзшей Неве был обычным делом для петербуржцев. По Неве катались на коньках, устраивали гонки на лихачах — они и изображены на этой картине.

А также строили горки для катания на санях высотой до 20 метров — их можно увидеть на картинах Бенджамина Петерсена и на гравюре «Горки на Неве» (1804, Pieter van Woensel).

Фото: «Google Карты», aria-art.ru, walkspb.ru, gorchev.lib.ru, nearyou.ru, hellopiter.ru, nearyou.ru, rusmuseum.ru, smallbay.ru, oldsp.ru, p2.citywalls.ru, wikimedia.org, livejournal.com, blogspot.com, muzei-mira.com

  • 21 марта 2017 8 714

Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!

Петропавловская крепость, Санкт-Петербург — отзыв

Отсюда начался Петербург. Знаковое место, которое всегда посещаю будучи в СПб, но с каждым годом оно мне нравится меньше. Расскажу почему.

Петропавловская крепость — один из символов СПБ, именно отсюда и начался Санкт-Петербург. Шпиль Петропавловского собора видно отовсюду, а стены крепости манят своей неприступностью. Поэтому посещение Петропавловски для меня традиция.

Обратимся к Истории:

Петропавловская крепость (официальное название — Санкт-Петербургская, в 1914—1917 годах — Петроградская крепость) — старейший памятник архитектуры Санкт-Петербурга. Дата закладки крепости 16 (27 мая) 1703 года, является датой основания Санкт-Петербурга. Никогда не использовалась ни в одном сражении. С первой четверти XVIII века до начала 1920-х годов служила тюрьмой. С 1924 года является государственным музеем.

Петропавловская крепость — памятник русского зодчества, над которым трудились разные архитекторы. В современной крепости расположены многочисленные памятники архитектуры и музеи: Петропавловский собор(усыпальница российского императорского дома Романовых), Великокняжеская усыпальница, Ботный дом, Комендантский дом, Инженерный дом, Монетный двор, Музей истории Санкт-Петербурга, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи,Музей космонавтики и ракетной техники . Крепость относится к исторической части Санкт-Петербурга и вместе с находящимся здесь комплексом памятников входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Находится Петропавловская крепость на территории Заячьего острова. ближайшая станция метро — Горьковская.

Территория самого острова открыта ежедневно с 6 до 22.

Территория Петропавловской крепости (в границах крепостных стен) открыта для посещения ежедневно с 10.00 до 21:00.

Билетные кассы в основном работают с 10 до 17. По средам музеи не работают.

У Петропавловки есть свой сайт, на который советую заглянуть перед посещением, чтобы ознакомиться с территорией,музеями, ценами.

Идем в крепость. К Ионанновскому бастиону и входу в крепость ведет мостик, тут же слева скульпутра зайца, хранителя крепости, которому все кидают монетки и загадывают желание.

Читайте также  Приокско террасный заповедник животные список

Вход на территорию Петропавловской крепости свободный, можно спокойно гулять с внешней стороны стен и с внутренней, на территории крепости. Везде царит чистота, порядок, который нарушают лишь палатки с торговлей: еда, напитки, сувенирная продукция. С внешней стороны крепости можно любоваться панорамами дворцового и троицкого моста, Невой, зимним дворцом, здесь же находится пляж, на котором многие горожане загорают. Также пляж используется как арт пространство для проведения фестивателей.

Заходим внтурь крепости через Иоанновский бастион, затем через Петровские ворота.

В петропавловке существуют разные типы билетов в музеи: можно выбрать билет на те конкретные экспозици, которые хочется увидеть, или же взять единый билет, который включает в себя 7 точек посещения. Мы такие и взяли.

Кассы, очень меня расстроили, на территории их 3 и в каждом нервные, недовольные сотрудники, толпа, которой никто ничего не может объяснить. На кажом кассовом узле несколько точек и сотрудников: продажа бидетов, выдача аудиогидов, инфоцентр по всем вопросам. Так вот на инфоцентре такие непрофессиональные, грубые девушки, которые не могут ничего нормально объянить. Понятно, что у них большой поток клиентов, но ваша работа предполагает общение и разъяснение, особенно когда к вам подходят с конкретным вопросом. Все это мелочь, но настроение подпортило.

Купив единые билеты в 7 музеев мы с сестрой сами пошли по петропавловке.

Нам предстояло посетить:

1.Музей космонавтики и ракетной техники

2. Музей строительства петропавловской крепости

3. Музей истории Санкт-Петербурга.

4. Музей науки и техники

5. Петропавловский собор с усыпальницей

6.Тюрьму трубецкого бастиона

7. Музей керамики

И мы пошли самостоятельно знакомиться со всем этим. Музеи неплохие, в них чисто, встречаются интересные экспонаты.Музей космонавтики понравится детям влюбленным в космос.

Петербургские Молохи. Петропавловская крепость

Со времен основания и как минимум до 1930-х годов флагманом российской промышленности был Петербург. В столице империи концентрировались как гигантские заводы и верфи, так и фабрики, обеспечивавшие потребности одного из крупнейших городов тогдашнего мира. В сущности, Петербург был целым промышленным районом, достойным Урала и Донбасса. А на осмотр его старинных промзон в наши дни нужно не менее трёх дней. Цикл о старопромышленном Петербурге (продолжение цикла о старопромышленной Москве) я открываю постом о Петропавловской крепости, где помимо всем известных достопримечательностей есть и одна из старейших питерских фабрик — Монетный двор, к тому же до сих пор действующий.

Думаю, рассказывать историю Петропавловки, этого Петербургского кремля, особого смысла нет. Сердце города, заложенная 27 мая 1703 года (то есть ровно за 300 лет до 300-летия Петербурга) на Заячьем острове, практически напротив Зимнего дворца.

Как известно, лучшая крепость — та, которую никто даже не пытается взять. Так и Петропавловка за свою историю не сделала ни единого боевого выстрела — зато Полуденный выстрел каждый день с 1864 года (не считая перерыва в 1934-57 годах) делается именно отсюда (в 1730-1864 годах — с Адмиралтейства). В 1712-33 годах Трезини построил Петропавловский собор, ставший усыпальницей императоров и вплоть до советской эпохи высочайшим зданием России (121м). С 18 века здесь была и главная политическая тюрьма страны, где побывли декабристы, народовольцы, Достоевский и многие другие. Ну а с 1724 года в крепости непрерывно действует монетный двор, чёрная труба которого просматривается на кадре выше.

Ну и просто Петропавловка — главная доминанта питерского пейзажа. Из «большой тройки» петербургских соборов Петропавловский мне кажется самым красивым.

План Петропавловской крепости также известен, наверное, каждому. 6 бастионов, соединенных куртинами, снаружи два равелина (Алексеевский на западе и Иоанновский на востоке), в центре Петропавловский собор. Классика, вошедшая в школьные учебники истории. Монетный двор — в западной части крепости:

Вот так стены и бастионы выглядят снаружи — гранитная облицовка со стороны Невы появилась лишь в 1779-85 годах, со стороны Петроградки же стены остались девственно краснокирпичными. Кажется, я уже дорос до того уровня трушности, когда гранит кажется пошлым, а кирпич — правильным:

Дворик между Трубецким бастионом и Алексеевским равелином — самыми страшными местами крепости, старыми политическими тюрьмами. Из-за бастиона торчат крыши и труба монетного двора, и более того, в 18 веке именно Трубецкой бастион был монетным двором, пока в 1796-1805 годах не построили отдельное здание.

Точнее, цепочка метаморфоз была несколько сложнее: до переезда Монетного двора в Петербург тюрьма была в Трубецком бастионе, где был в заключении царевич Алексей (1718). Затем бастион стал монетным двором, крепость ненадолго потеряла тюремные функции, пока в 1769 году не выстроили новую тюрьму в Алексеевском равелине. Нынешнее здание — 1797 года, и его камеры помнят декабристов, народовольцев и даже самого Достоевского. В 1825 году тюрьма «возродилась» и в Трубецком бастионе, где действовала до революции (с 1870-х — как СИЗО). Из Алексеевского же тюрьму перенесли в Шлиссельбург в 1884.

Помимо тюрьмы, сохранились и руины стен. Когда их так покоцали и кто — не знаю, но очень хочется верить, что не современные «реставраторы»:

Как видите, освещение сумеречное. В Петропавловку я пришёл после её официального закрытия (в 21:00), но так получилось, что именно в этот день произошла какая-то заминка, ворота не заперли вовремя, а я оказался не один такой умный, и крепость в неурочное время была переполнена туристами. Пока их отлавливали да выгоняли, я успел осмотреть всё, что планировал и даже немного больше. Вошёл я через Иоанновские ворота (1740) на восточной стороне Заячьего острова:

Фонари с двуглавым орлом на мосту и ангел на Петропавловском соборе:

Заяц на одной из свай, как бы намекающий на название острова:

Иоанновские ворота, вид изнутри. Мы за Иоанновским равелином. Стены из кроваво-красного кирпича — основной фон внутри крепости:

Иоанновский равелин изначально был обособлен от крепости так же, как и Алексеевский, но его сильно перестроили в 1890-е годы. Был засыпан крепостной ров, о котором напоминают теперь ботардо (стенки, отделявшие ров от реки), появились новые корпуса, один из которых в 1930-е годы принадлежал Газодинамической лаборатории — одному из первых советских КБ, занимавшимуся разработкой ракетного двигателя.

Дальше — самые красивые в крепости Петровские ворота (1716-17), построенные самим Трезини, автором Петропавловского собора:

Особенно впечатляют «живой» двуглавый орёл и барельеф «Низвержение Симона-Волхова апостолом Петром», что означает «Низвежение Швеции императором Петром».

Наружные ворота и входы на мосты запирают в 23:00, а эти ворота — в 21:00. То есть, по расписанию, меня тут быть не должно было, но всё же порой мне очень везёт. В сумерках я вошёл на крепостной двор и поднялся на одну из куртин:

Здесь проложен маршрут «Невская панорама», который вообще-то платный, но кассир ушёл по расписанию.

Виды с куртин на Неву и дома за ней, да и на саму крепость великолепны. Меня они несказанно впечатлили ещё в 2004 году, когда я был в Петербурге впервые. По ним можно сделать отдельный пост, я же ограничусь вот этим видом — в одном кадре три шедевра мирового значения — Зимний дворец, Исаакиевский собор и Адмиралтейство. Малоизвестный факт, но последнее тоже является одним из Петербургских Молохов — ведь Петр Первый основал его как верфь, проработавшую до 1844 года (нынешнее здание построено в 1823) — между «крыльями» Адмиралтейства строились деревянные парусники:

Внутри крепости — Инженерный дом (1748-49, справа) и Печатня (то есть типография, внутри соответствующий музей):

Дымоходы Инженерного дома:

За деревьями — Петроградская мечеть, одно из интереснейших зданий Петербурга, построенная в 1909-13 годах при участии бухарских мастеров (хотя голубые ребристые купола — фирменный стиль не Бухары, а её вечного соперника Самарканда):

Впереди — главный в крепости Нарышкин бастион, выдающийся в сторону Невы и увенчанный Флажной башней (1731). Флаг здесь вплоть до советского времени каждый день поднимали с рассветом, спускали с закатом, сейчас же он на башне непрерывно. Отсюда же и стреляет полуденная пушка. На заднем плане — Кунсткамера, стрелка Васильевского острова и краны далекого порта:

Здесь «Невская панорама» заканчивается:

Внизу — Невские ворота (1780) над Комендантской пристанью (1762-67), до застройки Петроградской стороны в начале ХХ века — главный вход в крепость:

Дворик Нарышкина бастиона с пушками. Туда сверху ведёт лестница, по которой я хотел спуститься, на путь мне преградил охранник, сообщивший, что крепость уже закрыта. Учитывая, что вокруг были толпы туристов, это звучало по меньшей мере странно, поэтому идти во дворик пришлось в обход:

Но с бастиона я заснял отличные виды на Монетный двор — действующую фабрику внутри крепости, нынешние здания которой построены в 1796-1805 годах:

Вообще, история Монетных дворов в России довольно запутанная. Первый из них начал действовать ещё при Иване Грозном (по европейским меркам — довольно поздний срок) в Москве, пережил несколько реинкарнаций, и вообще монеты средневековой России «славились» отвратительным качеством. В конце 17 века Петр Первый организовал новый монетный двор в Москве, здание которого во дворе Исторического музея сохранилось до наших дней. В 1724 году двор перевели в Петербург, но последующие 150 лет монету чеканили несколько дворов по всей стране, причём крупнейшим был монетный двор в Екатеринбурге. Расцвет Петербургского двора пришёлся на 1874-1942 годы, когда он стал единственным производитилем российских и советских монет — до эвакуации в Краснокамск, где во время войны действовало производство орденов и медалей. Тогда же новый монетный двор был срочно построен в Москве, и к концу ХХ века именно он сильно потеснил питерского собрата.

Ныне обычные монеты в основном чеканятся в Москве, а Петербург специализируется на орденах, медалях, памятных монетах. И ныне это одно из самых цельных предприятий России — без малого триста лет почти непрерывной работы, причём более двухсот — в одном и том же здании.

Иду к Монетному двору мимо куртины с «Невской панорамой» и Инженерного дома:

На эту музейную вывеску я успел даже купиться и подумать, что главная улица Петропаловки называется именно так:

Невские ворота, вид изнутри. Спустя пару минут полицейские отсюда с шумом выгоняли какого-то туриста:

Можно было и по прямой мимо ворот, но я свернул к Петропавловскому собору мимо Комендантского дома (1743-46). Сердце крепости, где жил комендант с семьёй (назначаемый самим императором), и здесь же была администрация тюрем и судебная палата, которую прошло большинство исторических узников.

Великокняжеская усыпальница (1896-1908) на заднем дворе Петропавловского собора, который в свою очередь является императорской усыпальницей:

Читайте также  Софийский собор в киеве был построен в

Центральная площадь крепости и собор, беспрделеьно высокий. Его шпиль остаётся высочайшим зданием Петербурга, да и во всей России выше лишь два десятка небоскрёбов, а также трубы, телебашни и вышки связи. «Не по-русски, пронзительно высокий. » — так сказал о нём Алексей Толстой в начале «Хождения по мукам», описывая атмосферу горячечного предреволюционного Петербурга.

У подножья собора — Ботный домик (1762), где до 1928 года хранился знаменитый «Дедушка русского флота», ботик «Святой Николай», в 1688 году найденный Петром Первым в дворцом сарае (ныне в Военно-морском музее на стрелке Васильевского острова).
Детали собора — реставрация ротонды кончилась совсем недавно, и без уродливого кокона крепость гораздо красивее:

А напротив собора — корпуса Монетного двора работы Антонио Порто:

Правда, главный корпус был в лесах, поэтому привожу фотографию из Википедии. Петербургский монетный двор считается шедевром русского классицизма в промышленной архитектуре:

Я решил обойти круг, и направился по безлюдной улочке между куртиной и цехами, к Трубецкому бастиону:

Вполне возможно, что за этим деревом просматривается старейшая заводская труба в России — хотя сейчас трубы стали почти синонимом индустриального пейзажа, строить их начали только в конце 18 века, когда обычные дымоходы уже не справлялись с объёмом заводских выбросов. Никаких данных о старейшей трубе России я найти не смог, но скорее всего она находится именно в Петербурге, где на заводских зданиях экономили куда меньше, чем в дальних промышленных районах:

Напротив — очень красивый дымоход Трубецкого бастиона. Как уже говорилось, в 1724-1805 годах именно здесь был сам Монетный двор. Экспозиция внутри ныне повествует о тюрьме и её исторических узниках, я её осматривал в 2004 году, и это было одно из сильнейших впечатлений от старого Петербурга.

Между двором и равелинам. Труба впереди — не старше конца 19 века, а скорее даже 1920-х годов. Думаю, она озадачивает многих туристов, меня по крайней мере в 2004 году её наличие здесь очень удивило.

Более того, на улочке стоит характерное заводское гудение, в окнах виден свет. Окна забраны очень плотными решётками, сквозь одну из которых я всё-таки попытался заснять внутренности Монетного двора — там всё очень современно:

Если не считать мостовой — обычная фабрика на окраине. Ни за что не скажешь, что мы в Петербургском кремле:

Дальше я обошёл круг, прошёл мимо озадаченно глядевшего на меня охранника, и оказался у запертых ворот. К счастью, рядом был ещё и какой-то музейный работник, для которого охрана открыла ворота. Меня они словесно отругали, а я извинился: «Вижу — туристы бродят, значит, думаю — открыто!». Вообще же оказаться запертым на ночь в Петропавловской крепости — это было бы очень сильно!

Ну а в следующих сериях покажу места, куда туристы доходят нечасто — Кировский завод, Пороховые на Охте, многокилометровые старые промзоны Обводного канала и проспекта Обуховской обороны, индустриальный пригород Колпино. Крепитесь, рассказ о старопромышленном Петербурге будет очень долгим!

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва
Средневековая. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковая. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрическая. Электростанции и Электрозавод.
Офисная. Новая жизнь закрытых фабрик.
Санкт-Петербург
Петропавловская крепость. Монетный двор
Кировский завод и Пороховые на Охте.
Проспект Обуховской обороны. С берега.
Проспект Обуховской обороны. С Невы.
Обводный канал. От Лиговского до Красного Треугольника.
Обводный канал. От Красного Треугольника до Гутуевского острова.
Канонерский остров. Вдоль Петербургского порта.
Колпино.

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге

Именно здесь начинался Санкт-Петербург. День основания Петропавловской крепости считается днем основания города. Проект лично заложил первый император России Петр I. Ежедневно это место посещают тысячи туристов.

Раньше бастион и город назывались одинаково, поэтому Петропавловская крепость какое-то время была Санкт-Петербургской. Сейчас экскурсии проводят на разных языках: можно обратиться к помощи экскурсовода или взять аудиогид. Наверное, даже чаще русской речи здесь слышна китайская, английская, итальянская и французская.

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге — место фестивалей и праздников, которые перемещают посетителей в атмосферу Петербурга 19 века. Тут проводят научные конференции, посвященные истории и облику города, лекции об искусстве и выдающихся российских личностях. Есть мероприятия для детей всех возрастов: сказки самым маленьким и литературно-исторические занятия для старшеклассников и студентов.

Адрес: Санкт-Петербург, Петропавловская крепость

Координаты: 59.950186, 30.317252

Режим работы: 9:30-21:00, пон.-вт., чт.-воскр.

История

Закладывая бастион в мае 1703-го, император использовал каждый метр Заячьего острова, чтобы воевавшим в то время с Россией шведам негде было высадиться. Интересно, что в Петропавловской крепости не произошло ни одного сражения, хотя созданный для обороны завоеванных в Северной войне земель гарнизон веками сохранял полную боевую готовность. Пушки стреляли лишь в мирных целях.

Вообще Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге — скорее тюрьма. Она не принимала участия в военных действиях, зато сюда отправляли политических заключенных. Первым узником, кстати, стал цесаревич Алексей — сын Петра I. Здесь же под стражей находились декабристы, затем — народовольцы. Из литераторов — Радищев, братья Бестужевы, Чернышевский, Достоевский.

В 1991-ом году на территории крепости установили памятник Петру I. Эта работа Михаила Шемякина интересна тем, что показывает неоднозначность взгляда на историческую, эпохальную личность: массивное тело, длинные-длинные пальцы рук, ноги и карикатурно маленькая головка, для изготовления которой использовался слепок с лица императора.

С 2000 года пошла такая традиция. По случаю символический выстрел в полдень делает почетный гость, приезжающий в Санкт-Петербург. Например, однажды это сделал принц Чарльз. Сегодня Петропавловка, как ласково именуют ее петербуржцы, — музей.

Интересные факты

  • Строительство Петропавловского собора продлилось 21 год.
  • Комендант крепости был третьим человеком в городе после императора и генерала-губернатора. По долгу службы он всегда находился на территории бастиона. Умирали коменданты также в этих стенах. У алтарной стены собора расположено старейшее в Санкт-Петербурге кладбище — Комендантское. Ему около трехсот лет. Всего здесь похоронены девятнадцать служителей крепости.
  • На арке, ведущей к Невской пристани, отмечены даты самых страшных наводнений в истории города: 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1974 годов.
  • На этом месте снимали многие исторические и приключенческие фильмы. Например, «О бедном гусаре замолвите слово»,«Остров сокровищ», «Нос», «Звезда пленительного счастья», «Михайло Ломоносов» и совсем недавно вышедший «Союз спасения».
  • Из-за того, что Иоанновский мост по-прежнему деревянный, курить на нем нельзя.

Что посмотреть

В настоящее время в Петропавловской крепости часто проходят исторические экспозиции. Можно изучить историю основания Санкт-Петербурга, увидеть строения 18 века.

Петропавловский собор

Шпиль Петропавловского собора видно издалека.
Фото: Олег ЗОЛОТО, «КП»-Санкт-Петербург»

Он стал центром крепости и одни из символов Санкт-Петербурга. Храм строился одновременно с крепостью, сначала деревянный и только после из камня. С переносом столицы в Петербург возник и новый обычай: коронованных особ теперь хоронили не в Архангельском соборе Московского Кремля, а здесь.

Ботный дом

Крышу домика венчает скульптура девушки с веслом.
Фото: globallookpress.com

Он стоит недалеко от Петропавловского собора. Тут хранится ботик Петра I. Как известно, император увлекался корабельным делом и стал «дедушкой русского флота». Вот маленькое судно, которое и называется ботиком, хранится в этом доме. Какое-то время оно находилось в Москве, но потом его перевезли в Петропавловскую крепость.

Монетный двор

Тут чеканят не только монеты, но еще и медали и ордена.
Фото: commons.wikimedia.org

Старинное промышленное предприятие Санкт-Петербурга. Монетный двор моложе самой Северной столицы всего лишь на несколько лет. Он считается одним из крупнейших в мире. Кроме монет, тут чеканят медали и ордена. Само производство посетителей не принимает. Однако есть магазин, где можно купить не только необычные сувениры, но и коллекционную продукцию.

Петропавловская крепость в разное время года

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге открыта в течение всего года, вход сюда свободный. В теплую погоду особенно приятно найти место на одной из лавочек напротив Петропавловского собора и послушать концерт карильонной музыки. Некоторые горожане приходят сюда именно для этого. В киосках рядом продается сладкий миндаль.

Зимой часто проходят фестивали ледяных скульптур, а летом — песчаных.

Кроме того, летом тут открыт городской пляж, где можно загорать. Отдыхать на песочке, наблюдая панорамный вид на Зимний дворец, — потрясающе.

Где сделать красивое фото

Лучший вид на Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге открывается со стрелки Васильевского острова. Еще одна точка, где прекрасно наблюдать Петропавловку — Троицкий мост. Впрочем, с какой бы стороны крепости вы не находились, не увидеть шпиль собора невозможно.

Отзыв: Музейный комплекс «Петропавловская крепость» (Россия, Санкт-Петербург) — Одно из самых-самых исторических мест в Петербурге

Сейчас Петропавловка служит по большей части как туристическая достопримечательность, здесь находится несколько музеев, зимой тут выставляют фигуры изо льда, и летом – из песка.

Еще около крепости есть небольшой пляж, где люди загорают, но я сама там никогда толком не была, не настолько я люблю загорать, чтобы делать это посреди города. А в полдень из Петропавловки стреляет пушка.

Она, конечно, слышна не во всем городе, но до Васильевского острова долетает. Я публикую несколько фото крепости с разных ракурсов.

Самое высокое здание с ангелом на вершине — это Петропавловский собор, здание с коричневой полукруглой крышей — это Великокняжеская усыпальница.

Петропавловка находится на Заячьем острове, это недалеко от станции метро Горьковская. От метро надо пройти через Александровский парк, выйти на Кронверкскую набережную, и вы окажетесь прямо около входа.

В крепость ведет вот такой пешеходный мостик.

Вход в крепость свободный, по ее территории можно погулять бесплатно, а вот за музеи надо платить, кроме, по-моему, одного или двух.

Привожу несколько фото того, как все выглядит внутри.

Мне кажется, что довольно красиво и чисто, многие здания отреставрированны.

Людей много только около входа, если пройти дальше, то туристический поток уменьшается, все, видимо, «оседают» в основных музеях.

А вот тот самый странный Петр I за авторством М. М. Шемякина, на коленках у которого все хотят посидеть.

У меня есть такое фото из детства, но сейчас всего Петра вместе с коленками оградили заборчиком. На территории парка расставлены карты, где отмечены основные точки, так что заблудиться довольно сложно, есть также стенды с информацией.

Тут есть еще ресторанчики и кафе, но не советую там что-то покупать — будет очень много людей и высокие цены. Лучше уж дойти до Александровского парка, там есть общепиты. Около Горьковской тоже есть какие-то кафешки. Хотя, наверное, если так подумать, этот район не самый изобилующий в этом смысле. Я еще видела какое-то количество туалетов внутри крепости, но туда не заходила, не могу прокомментировать.

Читайте также  Храм юпитера в баальбеке

Я была в Петропавловке этим августом, потому что поняла, что в последний раз была там довольно давно. Билеты продаются в этом информационном центре, он около входа.

Но если вы прошли мимо, или не сразу решили купить билеты, то это можно сделать и в других местах крепости.

На стенде висит разнообразная информация, в том числе и реклама разных выставок, которые в этой крепости проходят.

Самый популярный билет, как я поняла, — это вход в Петропавловский собор, Великокняжескую усыпальницу и Трубецкой бастион (то есть тюрьму) с экскурсионным сопровождением. Мне повезло, потому что экскурсия начиналась буквально через минуту, после того, как я купила билеты. Кстати, экскурсовод мне не понравилась. Рассказывала она не очень интересно, к тому же была какой-то хамоватой, от чего остался неприятный осадок. Под конец я даже решила присоединиться к другой группе. Кстати, онлайн гид по крепости можно загрузить на телефон заранее, и тогда он будет вашим экскурсоводом.

Сначала мы направились в Собор, и, конечно же, там очень много людей.

С другой стороны, это не удивительно.

Собор сам по себе красивый, сюда ходили на службу цари.

Вот тут специальное царское место.

Именно тут похоронены почти все царские Романовы, начиная с Петра I.

Сюда же привезли и останки последней императорской семьи – семьи Николая II, они находятся в отдельно.

Судя из того, что рассказала экскурсовод, до сих пор нет согласия о том, принадлежат ли эти останки членам царской семьи.

Потом мы пошли в Великокняжескую усыпальницу, где похоронены великие князья, то есть Романовы, имеющие более дальнее отношение в правящим семьям.

Кстати, тут последние захоронения были не так давно, некоторые потомки Романовых имеют право быть тут похороненными.

В проходе между Петропавловским собором и Великокняжеской усыпальницей находится коридор, где висят стенды с изображениям и фотографиями разных Романовых.

Далее экскусовод завела нас в какую-то сувенирную лавку, где зачем-то стала рекламировать какую-то книжку в картинках про Романовых. Я посмотрела ее, и поняла, что покупать ее нет особого смыла. Все фотографии сейчас можно найти в интернете, а информации там не так уж и много, зато цена гигантская. Женщина, которая стояла около меня, сказала мне, что купила такую же книгу гораздо дешевле в другом месте.

Кстати, в крепости очень-очень много сувенирных лавок, матрешечный бизнес, видимо, в Петербурге процветает.

Ну и потом мы пошли в Трубецкой бастион.

Это тюрьма, которая известна тем, что там держали в первую очередь политических заключенных – революционеров, бомбистов, террористов.

Не могу сказать, что тут есть что-то впечатляющее, думаю, что без экскурсовода было бы совсем не интересно.

Вся экспозиция – это коридор, несколько камер, где показана обстановка, в которой жили заключенные.

Немного показана одежда.

Ну и по стенам развешаны постеры с изображениями тех, кто там пребывал.

В историческом контексте, конечно, это все интересно и имеет смысл.

Вся экскурсия шла где-то часа полтора, и я за это время утомилась.

Конечно, на этом экспозиции Петропавловки не заканчиваются, и там много других выставок.

Но экскурсовод сказала, что за большинство из них вы заплатите 200 рублей и проведете там пять минут. Все же, я зашла на временную выставку про бал, она была небольшой, но уж очень мне нравятся платья того времени, так что не удержалась.

Но экспозиция, действительно, оказалась довольно маленькой.

Да, еще я зашла в магазинчик нумезматики, который находится в монетном дворе.

Но фотографировать я там не решилась почему-то, даже не знаю, почему.

Эпилог. Я безусловно советую сходить в Петропавловскую крепость, тут даже не может быть двух разных мнений. Только советую заранее решить, куда в пойдете, и что хотите посмотреть.

Петропавловская крепость

Фото Петропавловской крепости

Стоимость: взрослые – 450 руб.; школьники и студенты – 250 руб.

Петропавловская крепость — Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 7

Знакомство с Санкт-Петербургом, который многие называют городом-музеем, стоит начать с центральной части города, с исторических объектов, заложенных в момент основания Северной Пальмиры.

Первой петербургской постройкой стала Петропавловская крепость, возведенная во время русско-шведской войны как бастион нашей страны на балтийском побережье.

День, когда в фундамент Петропавловской крепости был положен первый камень, стал днем основания Петербурга. Произошло это важнейшее событие 16 мая 1703 года.

Санкт-Петербург – это первоначальное наименование Петропавловской крепости. Форт постепенно расширялся, прирастая новыми жилыми и инфраструктурными строениями.
Сегодня Петропавловская крепость является «открыточной» достопримечательностью Петербурга, ее изображение обладает высшей степенью узнаваемости среди туристов всего мира.

Крепость строилась для защиты русских земель от Швеции. Строительство проводилось поспешно, под постоянной угрозой нападения неприятеля. Руководил строительством лично император Петр I. Чтобы ускорить возведение форта, Петр распорядился согнать на невские берега крестьян из окрестных деревень. К работам были подключены даже каторжники.

Строительство Петропавловской крепости отняло тысячи жизней: люди умирали от недоедания, болезней, вызванных промозглой погодой, сыростью и холодом. Несмотря на все лишения, форт удалось построить в кратчайший срок.

Удивительно, но военное предназначение Петропавловской крепости так ни разу не было использовано: с момента основания фортификационное сооружение ни разу не отражало нападение врага. Этого удалось добиться за счет кронштадской крепости, которую построили примерно в то же время. Кронштадт останавливал корабли врага на дальних подступах к Петербургу.

Власти придумали другой способ использования «Петропавловки», сделав крепость тюрьмой для политических заключенных, подобной французской Бастилии. На протяжении двухсот лет в застенках форта томились узники.

Император Александр I, который сам однажды находился под угрозой ареста и заключения, распорядился открыть Петропавловскую крепость для экскурсий.

Посещая эту достопримечательность, туристы прежде всего обращают внимание на архитектуру крепости. Основной шпиль, известный каждому по открыткам и фотографиям Петербурга, установлен на Петропавловском соборе. Шпиль покрыт позолотой, в которую добавили 8 кг. чистого золота. Собор стал первой и основной постройкой крепости и поначалу он был выполнен из дерева. В камне Петропавловский храм со шпилем был воплощен к 1733-му году. В 1924 году большевики распорядились об организации в соборе музея, который действует до сих пор.

Посетителей зантересуют военные сооружения крепости – многочисленные бастионы, валы и куртины. По этим сооружениям можно изучать историю русского фортификационного искусства.

Особой красотой отличаются Петровские ворота – главный вход в крепость. На ворота нанесен барельеф апостола Петра, выполненный К. Оснером.

Обязательно стоит посетить Ботный дом, в котором находится абсолютная копия знаменитого ботика императора Петра. Ботик стал прародителем могучего русского флота, оригинал его хранится в Центральном музее Военно-морских сил РФ.

В здании Монетного двора туристы познакомятся с историей русских денег, начиная от древних времен и заканчивая современностью. Каждый сможет посмотреть, как происходит печать монет и бумажных купюр.

Однако, самой большой популярностью в Петропавловской крепости пользуется Тюрьма Трубецкого Бастиона. Именно здесь томились узники Петропавловки. Это место овеяно легендами и тайнами, экскурсовод с удовольствием расскажет туристам истории о призраках заключенных, которым так и не удалось выйти из тюрьмы.

В Инженерном и Комендантских домах на территории форта находится музей истории Петербурга. Туристы увидят старинные предметы, утварь, одежду, обувь. В Иоанновском равелине работает музей Газодинамики – оставшееся с советского времени учреждение, посвященное российской космонавтике и ракетостроительному делу.

Каждый день на территории Петропавловской крепости стреляет пушка. Выстрел осуществляется ровно в полдень. Ежегодно Петропавловская крепость становится центром празднования Дня Санкт-Петербурга. Праздник отмечается 27-го мая.

Захоронения в Петропавловской крепости

Петропавловская крепость – один из крупнейших мемориальных некрополей России. Первым захоронением на территории Петропавловского собора стала могила дочери императора Петра – младенца Екатерины Петровны. Умершую девочку похоронили в 1708 г. в стенах еще недостроенного собора. До 1717 г. здесь были погребены еще трое детей Петра I – Маргарита, Наталья и Павел.

В 1718 г. в усыпальнице Романовых появилась новая могила – цесаревича Алексея, выступившего против венценосного отца и, по мнению многих историков, замученного до смерти в застенках. Через семь лет после похорон Алексея, в 1725 г., в соборе состоялось погребение Петра I.

Склеп первого русского императора находится у южного входа в Петропавловский собор. Среди других захороненных здесь русских правителей – Екатерина II, Петр III, Николай I, Александр I, Николай II.

Большой популярностью среди посетителей пользуется усыпальница великой княгини Екатерины Михайловны, внучки Петра I, скончавшейся в 1894 г. Эта женщина – одна из самых известных русских благотворительниц, прославившаяся своей добротой и стремлением помочь людям.

Великокняжеская усыпальница

В 1896 г. места для захоронений в Петропавловском соборе практически не осталось и на территории крепости было решено построить Великокняжескую усыпальницу. С собором усыпальница соединена закрытой галереей. По замыслу императора Александра III, в усыпальнице следовало хоронить ближайших представителей императорской фамилии.

Архитектор Д. Гримм смог выдержать единый архитектурный стиль: усыпальница гармонично смотрится на фоне Петропавловского собора. Массивный купол мемориального здания покрыт бордовым сланцем. Шпиль усыпальницы украшен золоченой главкой с крестом, похожей на главку собора. После смерти Гримма внешнюю отделку здания завершал Н. Стуколкин.

В 1908 г. прошло торжественное открытие здания. Усыпальницу освятили в честь святого князя Александра Невского.

Мемориальный комплекс рассчитан на 60 склепов. Внутренние интерьеры выполнил архитектор Л. Бенуа, выбравший для украшения помещений стиль эклектики. Стены украшены итальянским мрамором и гранитом, поддерживающие купол колонны изготовлены из редкого минерала – лабрадора.

В Великокняжеской усыпальнице посетители увидят 13 могил членов императорской фамилии, в том числе, склепы великих князей Кирилла Владимировича, Владимира Александровича, великой княжны Марии Николаевны.

В 2010 г. впервые со времен краха русской монархии в Великокняжеской усыпальнице состоялись похороны: здесь была погребена 95-летняя великая княгиня Леонида Георгиевна Багратион-Мухранская, последний представитель Романовых, рожденный в Российской империи.

Посетителей усыпальницы заинтересует и грандиозная фреска «Воскресение Христово» работы К. Бруни. В годы войны это произведение искусства было уничтожено и восстановлено по старинным эскизам в 2006 г.

Полный список захоронений в Петропавловской крепости можно посмотреть в Википедии

Видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: