Пещерные храмы индии

Туроператор Кайлаш :: Пещерные города Аджанта и Эллора. Тур в Индию

Пещерные храмы индии

Пещерные храмы Индии

авиабилеты | визы | фото

Индийская цивилизация – одна из древнейших на нашей планете. Индия хранит в себе легенды и традиции, древние храмы и места силы, и готова поделиться этими богатствами с путешественниками. В течении тысячелетий менялись границы государства и правящие династии, культура эволюционировала, вбирая в себя опыт и духовные искания поколений. На плодородной земле Индии зародились великие религии — сикхизм, джайнизм, буддизм, индуизм, все эти традиции возникли и развивались на территории древней Индии и до сих пор широко представлены в ее религиозной палитре.

Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов Индии, сделать это вам помогут сохранившиеся памятники архитектуры, наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с г. Аурангабад — древней столицей могольской империи. Задолго до прихода моголов, этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Декана а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора — истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Декан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу в зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до н.э., тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Аджанта

Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 км от г. Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхур и вырубался со 2 века до н.э. по середину 7 века н.э. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлось основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен . Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 г. во время охоты на тигра. С противоположенного берега р. Вагхар он увидел арку входа в пещеру №10.

«Граффити» офицера Джона Смита, которое он оставил в 1819 году.

Позднее было обнаружено 30 пещер, комплекс был расчищен и частично отреставрирован, а в 1983 г. комплекс пещерных храмов Аджанта был включен в мировое наследие Юнеско.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерах наглядно видно как происходила постройка комплекса.
С противоположенного берега реки Вагхар открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов . Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан, отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

«Визитная карточка» Аджанты — изображение бодхисатвы Падмапани!

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет не полным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Не смотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Эллора

Пещерных храмовый комплекс Эллора, находится в 30 км от Аурангабада, вырубался комплекс в период 5-11 века, и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские(1-12) 17 индуистские (13-29)и 5 джайнистские(30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре — это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» — монастыри где могло проживать до нескольких сот монахов монахов. Безусловно такой размах потрясает, особенно если учесть что даты строительства относятся к 5-7 векам н.э.

Но истиной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа) или пещера №16.

Этот 30 метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течении 8 века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом не одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз как на современном 3Д принтере. Безусловно, ничего подобного я не встречал нигде в Индии. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами «Ангор Ват» в Камбодже и «Баган» в Бирме, вот только даты постройки практически на тысячелетие раньше!

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой , дабы походить на заснеженую вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами. Фотографии с трудом могут передать его величие и красоту!

Аурангабад

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида.

Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи и Гоа. Отдыхающие в Гоа могут совместить посещение пещерных храмов с пляжным отдыхом.

Помимо пещерных храмов сам город хранит множество памятников истории, правда намного более позднего периода. В 17 веке здесь правил великий могольский султан Аурангазеб . Самый впечатляющий памятник того времени-это мавзолей «Бибика Макбара», который часто называют маленький Тадж. Этот прекрасный мавзолей из белого мрамора возвел император Аурангзеб в память о своей жене Рабиа Уд Даурани, он имеет большое сходство с Тадж-Махалом в Агре, где похоронена мать Аурангзеба.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора безусловно одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии.

Поездку в Аурангабад легко совершить за 2 дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа. Присоединяйтесь к нашим турам и откройте древние сокровища Индии.

Автор текста и фото – Олег Ткачев

Тур «Пещерные города Индии + Гоа», автор тура и гид Олег Ткачев.

ТОП-15 удивительных храмовых пещер Индии

Пещеры Аджанты, Эллора, Элефанта

Пещерные храмы Бхаджа, Канхери, Карла

Удаягири и Кхандагири, Бадами, Вараха

Пещеры Барабар, Ленядри, Пандавлени

Храмы Баг, Джогешвари, Удаягири

Индия полна чудес и загадок, одна из которых — храмы, высеченные в скалах. Насчитывается около полутора тысяч культовых пещер Индии. Некоторые были созданы путем увеличения природных пещер, а некоторые стали полностью творением рук человека. Большинство с религиозной целью, часто использовались буддийскими монахами или аскетами. Украшенные декоративной резьбой и прекрасной росписью, эти архитектурные ансамбли в пещерах веками считались в Индии священными местами. В некоторые имели доступ лишь брахманы. Мы выбрали для вас самые-самые!

Индийские пещеры стоят каждой минуты, проведенной в них

Бхарат богата памятниками древней архитектуры

Пещеры Аджанты в Махараштре

Вдоль реки Вагора тянутся скалы, в которых находятся 29 рукотворных пещер. Все они созданы в период между II и VI веками н. э. Буддистские монахи использовали их в качестве монастырей. Фрагменты внутренней настенной росписи известны во всем мире, относятся к выдающимся достижениям буддийского искусства и охраняются Археологической службой Индии и ЮНЕСКО.

Мощную энергетику таинственных пещер признают даже менее чувствительные люди

Пещеры Эллора в Махараштре

Этот комплекс из 34 монастырей и храмов в районе Аурангабад по праву считается самым крупным в мире. Он растянулся на 2 километра, вырезан из базальтовых образований. Здесь находится также великий храм Кайласа — образец самой большой монолитной раскопки. Всего в Эллоре 17 индуистских пещер, 12 буддийских и 5, посвященных нищим джайнам. Этот объект также относится к всемирному наследию, так как внутри храмы украшены множеством искусных фресок, рельефов и резных изображений Будды.

Два дня потребуется, чтобы обойти все пещеры. Уделите внимание джайнским

Пещеры Элефанта в Махараштре

В 10 км от Мумбаи на острове Элефанта находятся пещеры Элефанта, посвященные Шиве. Комплекс известен наскальным искусством, состоящим из двух групп пещер — индуистской и буддийской. Происхождение этих пещер доподлинно неизвестно. Изначально остров назывался Гарапури, затем его переименовали в Элефанту португальцы, когда нашли на месте высадки каменного слона. Посещение этой пещеры входит в список лучших экскурсий в Индии.

Здесь находится знаменитая трехголовая скульптура Шивы

Пещеры Бхаджа в Махараштре

Недалеко от Лонаваллы в Пуне находятся 22 пещеры, высеченных в крутом утесе на высоте 120 м еще во II веке до н.э. Визитная карточка комплекса Бхаджа — молитвенный зал со ступой на одном конце. Также вызывает интерес современников группа из 14 ступ (5 внутри и 9 снаружи), образованные нестандартными раскопками.

Эти пещеры — самые ранние буддистские святыни в Индии

Пещеры Канхери в Махараштре

Между I и IX веками до н.э. создавалась величественная группа высеченных в скале памятников, которая находится к северу от Мумбаи в национальном парке Санджая Ганди. Всего их 109. Большинство пещер Канхери — это буддистские монастыри, декорированные скульптурами колоннами, барельефами и ступами.

В окрестностях пещерного храма, как и тысячи лет назад, водятся леопарды

Пещеры Карла в Махараштре

Яркий образец смешанного буддийского и индуистского стилей в пещерной архитектуре — это группа в Карле в штате Махараштра. Она состоит из 16 пещер, высеченных в скале примерно между 60-40 гг. до н.э. и IV веком н.э. Именно эти пещеры считаются одними из крупнейших буддийских святынь в Индии.

Крупнейший молитвенный зал в Индии

Это место почитаемо индийцами разного вероисповедания

Пещеры Удаягири и Кхандагири в Одише

Эти частично естественные, частично созданные искусственно, пещеры на двух холмах возле города Бхубанешвар. Впервые раскопал в I веке до н. э. король Каравела из династии Чеди. Этот комплекс относится к ранней группе джайнской каменной архитектуре и имеет не только религиозное, но и историческое значение.

В красивом месте поселили монахов

Пещеры Бадами в Карнатаке

Четыре пещерных храма Бадами вырезаны в песчаниках холмов и посвящены разным богам: Шиве, Вишну и джайнам. Строил храмы сын Пулакеси I Киртиварман в 567-598 г. до н.э. Стилистика храмов выдержана в светском ключе, терпимом и к индуизму, и к буддизму, и к джайнизму.

Говорят, в этой пещере жили боги

Храм Вараха в Тамил Наду

Храм Вараха — один из лучших образцов индийской пещерной архитектуры, построен в 7 веке н.э. и посвящен богу Вишну. Он украшен рельефными скульптурами Лакшми, Дурги и Варахи, а также львиными колоннами. Также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эта пещера расположена вдалеке от популярных туристических маршрутов

Читайте также  Достопримечательности лондона картинки

В священный пещерный храм на экскурсию приходят не только люди

Пещеры Барабар в Бихаре

Теперь вы будете знать, что самый старый архитектурный пещерный комплекс в Индии — это буддийские пещеры Барабар (322-185 гг.до н.э.). Они спроектированы так, что внешне выглядят, как деревянные. Высечены в огромной скале настолько искусно, будто их вырезали лазером. Внутри сохранились ашоканские надписи.

Эта пещера славится удивительными звуковыми эффектами

Пещеры Ленядри в Махараштре

Всего в группе Ленядри около 40 пещер, но чаще всего туристы посещают 30 из них. Они все расположены компактно и обращены на юг. Созданы, как буддийский монастырь, в I-III веках н.э. Одна из пещер считается святыней Ганеша. До наших времен сохранились уникальные наскальные рисунки и надписи.

Не обойдите вниманием храм Ганешы, расположенный в пещере №7

Пещеры Пандавлени в Махараштре

Всего в группу Пандавлени входит 24 пещеры, которые были высечены в скале джайнами между III и II веками н.э. Со временем комплекс превратился в центр буддизма. Внутри одной из пещер находится молитвенный зал (чайтья) с красивой ступой. Кроме того, здесь можно увидеть, как устроена древняя система управления водными ресурсами с резервуарами для воды. Посещать это место советуют именно в сезон дождей.

Пещеры строили и жертвовали храму не только правители, но и обычные торговцы и рыбаки

Пещеры Баг в Мадхья-Прадеш

Считается, что создавать эти пещеры начал буддийский монах Датака примерно в IV-V веках н.э. Их вырубили в отвесной песчаной скале, всего девять памятников. Сейчас многие обезображены временем. Постепенный упадок и удаленность от населенных пунктов привели к тому, что там стали жить тигры. Но на стенах еще можно увидеть следы потрясающих фресок.

Некоторые рисунки пещеры изъяли ради их сохранности и поместили в музей

Пещеры Джогешвари в Махараштре

Эти пещеры посвящены Шиве и построены около 1500 лет назад. Создатели — буддийские монахи индуистские священники — много сил отдали декорированию храмов. По богатству скульптур пещеры Джогешвари могут соперничать с признанными памятниками Аджанты, Эллоры и Элефанты.

Здесь расположен алтарь богини Джогешвари со следом ее стопы

Пещеры Удаягири в Мадхья-Прадеш

В конце IV-V веков н.э. было завершено строительство одних из самых старейших пещерных храмов Индии — Удаягири. Комплекс возводился под патронажем императора Чандрагупты II. Всего в него входит 20 пещер, 19 посвящены индуизму и всего одна — джайнизму. Этот комплекс является важным археологическим памятником, который ежегодно привлекает потоки туристов.

Комплекс пещер находится в холме Удайгири, что переводится как «Гора рассвета»

Шива лингам с лицом находится в пещере №4

Пещерные храмы Индии — уникальные древние святыни

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Индия – уникальная страна, которая довольно далека от нас и в географическом, и в культурном плане. Мы уже писали про нее, но еще лучше понять ее историю, религию и искусство в виде архитектуры и скульптуры помогут пещерные храмы Индии, о которых мы и хотим сегодня поговорить.

Статья поведает, где искать их посреди священных индийских мест, в чем заключаются присущие им особенности и кратко расскажет о самых удивительных из них. Будет интересно и увлекательно.

Особенности храмовых пещер

Невероятной должна быть вера тех людей, которые приняли решение высечь святыню прямо в скалистой пещере, работа над которой занимает не один десяток лет. На индийских просторах встречается множество таких примеров безграничной веры. Они щедро украшены статуями, фресками, росписями.

Шедевры начали появляться еще со 2 столетия до нашей эры. Тогда материалы для строительства специально доставлять было сложно, поэтому людям пришла идея выдалбливать монастыри в пещерах на горных склонах. В зависимости от сезона такие сооружения спасали от жары и прятали от дождя.

Позже, в 4-6 столетиях нашей эры на этих местах стали образовываться целые города. Количество жителей могло исчисляться сотнями, а постройки «вырастали» ввысь.

Особенно славится своими пещерами штат Махараштра. Близ города Аурангабад расположилось несколько пещерных комплексов. Некогда это была столица Империи моголов и важнейшая торговая артерия.

В первую очередь речь идет об Эллоре и Аджанте. Здесь поочередно исповедовалось несколько верований: буддистское, индуистское, а затем джайнистское. Впрочем, они вполне могли мирно сосуществовать в одно и то же время.

Шедевр настенных узоров

Под этими словами подразумеваются пещеры Аджанты. Они находятся в сотне километров от бывшей могольской столицы, на берегу речки Вагхур. Строительство началось в Древней Индии, во 2 столетии до нашей эры, и продолжилось до 5 века нашей эры.

Технология постройки заключалась в том, что из базальта извлекали куски грунтовых пород, создавая тем самым рельефный фасад. Получившиеся 29 пещер располагались на подкововидном утесе.

Почти все подземные постройки и монастыри делились на 2 вида:

  • чайтья – помещения для молитв, вытянутые, с колоннами;
  • вихары – монашеские жилища, представлявшие собой общий квадратный зал с изваяниями Будды и имевших по три жилых комнаты.

Росписи на стене, изображающие мифические мотивы буддизма – главная ценность Аджанты.

Во второй половине 5 столетия у власти стоял царь Харишеша. Строительство и обустройство велось усиленными темпами по большей части на его средства. С кончиной правителя стройка почти прекратилась.

В 13 столетии буддийское учение на индийской территории пришло в упадок. Монахи массово покинули обжитый уголок, а со временем о нем позабыли и обитатели окрестных поселений.

Постепенно храмы обросли лесами, естественной порослью, которые закрыли входные отверстия. Так внутри образовался благоприятный микроклимат, позволивший сохранить святыню практически в первозданном виде – конечно, по меркам прошедшего времени.

В 1819 году англичанин Джон Смит, служивший в армии, отдыхал, охотясь за дикими зверями. Случайно он заметил на другом берегу реки нечто, похожее на вход. Это была пещера номер 10. Так человечество вспомнило о существовании Аджанты. Название пещерных зданий – их порядковый номер.

Постепенно дороги комплекса расчистили, и почти все бывшие монастыри были открыты. Каково было удивление археологов, когда они обнаружили невиданной красоту скульптуру и фресковую живопись.

Открыли почти все пещеры. Примечательно то, что все в них было продумано до мелочей — к примеру, у каждой был спуск к реке, чтобы добыть питьевую воду, а также система водонабора и водостока на время сезона ливней.

С 1983 года Аджанта находится под охраной ЮНЕСКО, а ее главной драгоценностью считается картина божества Падмапани.

Чудеса скульптуры

Аджанта, безусловно, прекрасна, но еще лучше понять архитектуру того времени поможет ее посещение в тандеме с Эллорой. Она находится неподалеку – в тридцати километрах на запад от города, на холмах Чаранандари, поэтому экскурсии в эти два комплекса можно объединить в один день.

Вместе их занесли в список ЮНЕСКО. Но прогулки по храмовым пещерам дадут понять, насколько они различны.

Эллора славится непревзойденными скульптурными шедеврами.

Строительство велось с 6 по 9 век – именно тогда, когда популярность Аджанты претерпевала затухание. Есть мнение, что, возможно, некоторые аджантские монахи перебрались сюда.

Эллора состоит из 34 пещер, которые также называются согласно порядковому номеру:

  • первые двенадцать (с 1 по 12) относятся к буддизму;
  • следующие семнадцать (с 13 по 29) – к индуизму;
  • последние пять (с 30 по 34) – к джайнизму.

Здесь можно встретить уникальные монашеские вихары высотой в три этажа, где жило больше сотни отшельников. До сих пор загадкой остаются нетривиальные расписные потолочные узоры.

Удивительнейшим из храмов все в унисон называют «Кайласанатха» или попросту «Кайлаш», он же пещера под номером шестнадцать. Это сооружение возвышается на тридцать метров и символизирует одноименную тибетскую гору, где, по преданию, обитает Шива. Поначалу фасад был отштукатурен белым цветом для большего сходства с оригиналом.

Храм восходит к Шиве. Несмотря на это, здесь можно увидеть дворовую площадку, где величественно стоят искусно высеченные каменные изваяния не только Шивы, но и Вишну, Лакшми, сопровождающих ее слонов, львов, мифических птиц, бутоны лотоса и божеств индусского пантеона.

Строительство велось почти целый век. Для этого мастера извлекли больше трехсот тонн базальта из цельной скалы. Даже статуи вырезались из цельного камня изнутри, что похоже на технологию 3D-печати.

Сейчас, спустя много веков, это кажется невероятным и указывает на то, что строители и архитекторы еще не начинали работать, но уже имели четкий план того, как будет выглядеть постройка в конечном счете.

Питхалкора

Будучи еще одним комплексом Махараштры, он находится в 80 километрах от Аурангабада, примерно в одинаковом отдалении от Эллоры и Аджанты.

Так же, как и последняя, Питхалакора начала создаваться во 2 веке до нашей эры, а ансамбль добавлялся украшениями в виде скульптур и фресок, датируемых 5-6 столетием.

До города Аурангабад можно добраться воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом и автобусом из многих мест, например, из мегаполиса Мумбая и туристического штата Гоа.

Комплекс составлен из тринадцати пещер и полностью относится к тхеравадинскому направлению. Таким образом, это самые крупные из пещерных монастырей тхеравады, которые сохранились до нашего времени.

Архитектура Питхалкоры более проста в исполнении, но не менее изящна и тем более не менее ценна.

Пещеры Аурангабада

По сравнению с предыдущими комплексами они сравнительно небольшого размера – это 9 пещер, разделенных по признаку востока и запада.

Постройки были возведены во времена властвования семейств Вакатака и Чалукья, то есть в промежутке между 6 и 8 столетиями. Четвертое строение восходит к направлению тхеравады, а шестое относится к индуистскому божеству с головой слона Ганеше. Все остальные храмы – традиционно махаянские.

Западные сооружения можно назвать более живописными, точнее, вид оттуда. С горного склона можно разглядеть мавзолей Биби Ка Макбара, представляющий собой уменьшенную копию Тадж-Махала.

Канхери

Храмовый комплекс Канхери располагается в городке Боривали в сорока километрах от Мумбаи. Со всех сторон он окружен национальным парком Боривали. К слову, этот густой лес в свое время дал сохраниться пещерам в таком хорошем состоянии.

Постройки начали создаваться во 2 веке до нашей эры, а закончилась стройка лишь спустя 11 столетий. Через сооружения протекает сеть каналов и ручьев.

К главным пещерам относятся:

  • 3-я – прекрасное помещение для молитв в лучших традициях тхеравады;
  • 34-я – монашеское жилище, потолок которого изображает Будду;
  • 41-я – хранилище множества статуй, главная среди которых – изваяние Авалокитешвары с двенадцатью головами.

Элефанта

В народе строение называют «Пещеры слонов». Они находятся водах Аравийского моря, в центре острова Гхарапури. Уникальность заключается во внешнем виде – высеченные гигантские фигуры слонов будто охраняют 7 карстовых пещерных образований.

С 1987 года Элефанта находится под бдительным контролем ЮНЕСКО.

Одна часть их посвящена Шиве, вторая – учению Будды. Их начали облагораживать в 5 веке, и вплоть до 17 они сохранили статус религиозного центра, куда стекались как приверженцы индуизма, так и буддисты.

Заключение

Храмовые пещеры – достояние всей Индии и в особенности штата Махараштра, где их насчитывается большое количество. Они являют собой высшее проявление мастерства древних архитекторов, скульпторов, строителей, а также гармоничные взаимоотношения религий, соседствовавших на индийских землях на протяжении всей истории нашей эры.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам удалось окунуться в древность и лучше прочувствовать дух Индии благодаря сегодняшней статье. Если вы хотите продолжить наше совместное путешествие по странам Азии, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на почтовую рассылку и рекомендуйте статьи своим друзьям в социальных сетях.

Пещерные храмы Индии

Представьте, как сильна преданность богу у того, кто решился вырезать храм в пещере голыми руками. Много столетий тому назад индийские монахи на протяжении долгих лет вырезали в скалах невероятные строения, основывая там монастыри. После того, как пещера была готова, монахи украшали ее фресками и различными фигурами, заполняли интерьер статуями.

Пещерные храмы Индии демонстрируют ранние следы человеческой жизни и культуры и важность буддизма в истории страны

1. Мы расскажем о 10 самых выдающихся храмах Индии и начнем обзор с пещер Эллоры. 30 пещер Эллоры были вырезаны в вертикальном склоне холмов Чаранандри в 5-ом столетии нашей эры. Этот храм, состоящий из множества пещер, посвящен Буддизму, Индуизму, и Джайнизму, как демонстрация религиозной гармонии времени. Буддистские пещеры прежде всего являлись монастырями — убежищем для отшельников. Особенностью интерьера являются загадочные потолки с интересными иероглифами

Внесенные в список Мирового Наследия, пещерные храмы Эллоры являются вершиной скальной архитектуры Декана. Они расположены в 30км от Аурангабада (Индия).

В течение более чем пяти столетий поколения монахов (буддистов, индустов и джайнов) вырезали монастыри, часовни и храмы в 2-ух километровом откосе скалы и обильно украшали их удивительно детальными скульптурами. Многие из пещер имеют сложные внутренние пространства и галереи.

Храмы Эллоры олицетворяют ренессанс индуизма во времена правления династий Чалукьев и Раштракутов, последующее его угасание во времена рассвета буддизма, и следующий за этим краткий всплеск джайнизма. Скульптуры характеризуют увеличивающееся влияние тантрических учений в трех основных религиях Индии, и их мирное сосуществование на одном участке указывает на длительный период религиозной терпимости.

Читайте также  Ливадийский дворец адрес

2. У большинства пещерных храмов есть какие-либо иероглифы на стенах, которыми мы можем восхититься благодаря их исторической ценности, но с эстетической точки зрения они не всегда красивы. Этого нельзя сказать о пещерах Аджанта, которые считаются истинными шедеврами в буддистском искусстве.

Пещеры Аджанты — 29 буддистских храмов в Индии, многие из которых берут свое начало со 2-ого столетия до н.э. Эти знаменитые пещеры сохраняют некоторые из лучших шедевров буддистского искусства в Индии. Аджанта расположена в индийском штате Махараштра и начиная с 1983 года включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Пещеры Аджанты были созданы во 2-ом столетии до н.э из утеса в форме подковы вдоль Реки Вагора. Они использовались буддистскими монахами как молитвенные залы и монастыри в течение приблизительно девяти столетий, после чего неожиданно были брошены. Пещеры ушли в забвение, пока они не были открыты вновь в 1819

Пещеры пронумерованы с востока на запад, от 1 до 29. Сегодня все пещеры соединены между собой террасой, но в древние времена к каждой из пещер вел отдельный ход от набережной. Смотровая платформа на реке предоставляет отличный вид на всю территорию Аджанты – естественная красота этой области дает понять, почему монахи выбрали именно эту область спасаясь от религиозного преследования.

Здесь хранится множество шедевров буддистского искусства. Будда здесь изображен только в символической форме, в виде трона или следов. В других пещерах находятся красочные фрески и статуи, изображающие жизнь (и прежние жизни) Будды. Пещеры также изображают сцены из повседневной жизни, и многие содержат надписи о правителях и принцах.

Самые красивые пещеры Аджанты – пещера 1 и 2, о них и пойдет речь ниже. Пещера под первым номером – одна из последних пещер, построенных здесь, поэтому лучше всего сохранилась. В этой пещере находятся одни из самых сложных резных фигурок на фасаде с дополнительными скульптурами на горных хребтах. Есть сцены из жизни Будды так же как и множество других буддистских мотивов. Два портика, видимые на фотографиях 19-ого столетия, с тех пор не сохранились. Каждая стена зала внутри составляет почти 12 метров в ширину и 6 метров в высоту. Колоннада поддерживает потолок, создавая просторные проходы вдоль стен

Фасад пещеры №2 кардинально отличается от первой пещеры. Даже резные фигурки фасада, кажется, различны. Внутри же пещера также укреплена огромными столбами и украшена росписями, здесь есть много общего с остальными пещерами Аджанты

Картины и росписи размещены на всем протяжении пещеры за исключением пола. В некоторых местах фрески были разрушены из-за человеческого вмешательства, поэтому во многих областях сохранились лишь фрагменты. У этих фресок есть определенная уникальность – они неповторимы даже в пределах истории южноазиатского искусства

Исследование пещер Аджанты продолжается и по сей день, но в их истории до сих пор множество загадочных моментов. Например, непонятно, как художники могли рисовать в полутьме; не раскрыта и тайна светящихся красок. Сегодня здесь функционирует музей буддийского искусства

Живопись Аджанты — уникальная энциклопедия, в которой представлены все социальные слои индийского общества (от правителя до нищего). Здесь есть рассказы о многочисленных народах, населявших Индию, о важных моментах ее истории. Люди, боги, цветы, животные смотрят изо разных уголков Аджанты, повествуют о чем-то, поучают, поют и танцуют, и призывают присоединиться к празднику, и уводят за собой в небесные дали под звуки природы. Вот какое это яркое послание древних буддистских мастеров, словно пытающихся сказать: жизнь бесценна, и все в мире взаимозависимо — люди, боги и животные, небо и земля.

Аджанта была создана в 1-м столетии до н.э, каждый дюйм 34 пещер испещрен красочными фресками

3. Пещерный комплекс Вараха с четырьмя храмами — ошеломляющий пример архитектуры Паллава, могущественной южной-индийской династии в 7-ом столетии нашей эры. Они превратили испещренную пещерами скалу в отдельные храмы, чтоб почтить бога Вишну и земную богиню Бхуми

В святилище (конец VII в.) есть колонны, в основании которых высечены львы и стражники- дварапалы , охраняющие вход в святилище. На одной из четырех панелей изображено воплощение-аватара Вишну в виде кабана, поднимающего Землю-Бхудеви из первобытного океана (левая стена). На другой показана Гаджалакшми – восседающая на лотосе богиня Лакшми, которую поливает водой из хоботов пара слонов. На следующей панели изображен Вишну-Тривикрама, принявший воплощение брахмана-карлика Ваманы, чтобы победить демонического царя Бали. Став огромным, Вамана тремя шагами покоряет все три мира. На последней панели представлена четырехрукая богиня Дурга.

4. В 4-ом столетии нашей эры семь храмов Ундавалли были вырезаны из песчаника, чтобы почтить Тримурти – индуистских богов: Шиву, бога преобразования; Брахму, бога создания; и Вишну, высшего бога. Как правило, этим богам поклоняются отдельно, но Ундавалли постарались выдвинуть на первый план гармоничные отношения между богами

5. Слоновьи пещеры (Элефанта) расположены на острове в Аравийском море. Семь пещер расколоты в две группы – первая, посвященная индусскому Богу, Шиве, и вторая — Буддизму в целом. Начиная с его создания в 5-ом столетии нашей эры, до португальского правления в середине 16-ого столетия, индусские пещеры были местом для вероисповедания. Большие скульптуры слонов окружили пещеры со всех сторон, как бы охраняя их

Древние пещеры острова покоряют его гостей с первого взгляда. Они сделаны в скале и представляют из себя сакральный храмовый комплекс, посвященный одному лишь божеству – Шиве. Надо сказать, в Индии к этому богу отношение особое. Шива – основатель йоги, олицетворение разрушительного и созидательного начал и одно из древнейших божественных сущностей человечества.

Шива предстает перед путешественниками в самых разных скульптурах и каждый раз в новом образе. Однако самым известным изображением божества на острове является огромный пятиметровый бюст трехголового Шивы. Он воплощает в себе Создателя, Охранителя и Разрушителя. Кстати, этот образ считается одним из шедевров индийского искусства. Здесь же и женитьба Шивы и Парвати, и еще одна скульптура, где Шива представлен как единство обоих полов в одном теле.

Наполненные тишиной и величием, тайной и древностью, гулкие пещерные залы комплекса заставляют понизить голос и затаить дыхание.

История гласит, что пещеры появились здесь предположительно в V-VIII веках и были сделаны монахами, жившими на острове. К сожалению, пещеры и их статуи не сохранились до наших дней в первозданном виде – многие изваяния серьезно пострадали во время захвата страны португальцами.
Солдаты, не признающие индийскую религию, с хохотом расстреливали ни в чем не повинные скульптуры, упражнялись в стрельбе по священным изваяниям. Пострадали пещеры и от рук англичан – внимательные туристы могут даже найти здесь надписи типа «тут был Джон в 1860 году». Одну из основных статуй — огромного слона — англичане даже попытались увезти с собой в Великобританию. Однако довезли изваяние лишь Мумбая, где она и осталась и хранится до сих пор. Говорят, так захотели высшие силы и сделали так, что статуя осталась в городе и не покинула страну.

К счастью, сегодня пещеры находятся под строгой охраной, а в 1987 году были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

6. В отличие от многих храмов Индии, Амарнатх был основан в естественном формировании. Внутри пещеры находится ледяной сталагмит, выступающий от основания. Сталагмит растет и сжимается, моделируя фазы луны. Амарнатх был основан в 3-м столетии до н.э, и посвящен индусскому богу Шива

История открытия пещеры Амарнатх. Говорят, что когда-то мусульманский пастух Бхута Малик встретил садху, который дал ему полный мешок угля. Дойдя до дома, пастух с удивлением обнаружил, что мешок был полон золотых монет. Он бросился назад, чтобы поблагодарить садху. Но не найдя святого, Бхута Малик обнаружил на месте их встречи пещеру. Он рассказал всем об открытии. И вскоре паломники стали приходить к этому святому месту.

Древние сказания повествуют о другой истории. Долина Кашмира находилась под водой огромного озера. Но Кашьяпа риши осушил его воды. Первым, кто лицезрел эту пещеру, был посещавший в те дни эти места Бхригу муни, который поведал о ней богам. Позже от богов люди узнали о Лингаме и пещера Амарнатх стала для них местом почитания Шивы. С тех пор сотни тысяч верующих совершают паломничество через суровую местность к вечному счастью.

Фаллос Шивы. Ледяной лингам в Амарнатхе — естественного происхождения.

7. Храм Удаягири был создан в 5-ом столетии нашей эры, как приежище для буддистов. Комплекс из 14 храмов расположен над естественным горным каньоном. Пещеры наиболее известны благодаря своим сложным T-образным входам и гигантскими скульптурами с головой борова

8. Аура, окружающая 109 пещерных храмов Канхери, только усиливается благодаря их местоположению в густых труднопроходимых лесах. Зеленые деревья со всех сторон окружают черную базальтовую скалу, и массивные каменные столбы величают эту буддистскую святыню. Пещеры населялись в 1-ом столетии до н.э, и расположение каналов и водных путей через храмы подтверждает это.

9. Когда мы думаем о жизни в рамках периода в 80 лет, сложно представить себе период в 100 000 лет и вообразить, насколько глубоко он простирается в прошлое. В 1950-х, когда антропологи обнаружили, что 700 пещер Бхимбетка были созданы около 100 000 лет назад. Они были поражены, увидев как самые ранние люди Индии иллюстрировано представляли свою жизнь со сценами сельскохозяйственного обмена, охоты, и разведения животных. На фото пещерные кельи Бхимбетка:

10. 5 храмов Бадами чрезвычайно живописны, так как располагаются в самом сердце зеленого ущелья. Пещеры были вырезаны вручную в 6-ом столетии нашей эры в склонах песчаника юго-западной Индии. Они чтят богов Вишну и Шиву, и принципы джайна. Архитектурой храма больше всего восхищаются за ее артистическое использование стилистических элементов Северной Индии и Южной Индии

Невероятные пещерные храмы Индии освещают повседневный быт ранних людей, демонстрируют их веру, и являются замечательными аренами искусства — ими невозможно не восхищаться

Оборудование для гибки труб: трубогиб ручной. Оборудование от производителя.

29 пещер Аджанты и их предназначение

Пещерный монастырский комплекс Аджанта — туристическая достопримечательность Индии, древние мастера в скальных пещерах создали памятник буддистской культуры.

Буддистский пещерный монастырь Ajanta расположен в штате Maharashtra (Махараштра), в центральной части Индии. Комплекс состоит из 29 пещер, в 13 из которых сохранились уникальные росписи, покрывающие стены, колонны и потолок. Аджанта входит в список ЮНЕСКО, и является важной туристической достопримечательностью Индии.

История пещерных храмов

Монастырский комплекс создавался на протяжении семи столетий – со II в. до н. э. до V в. Наиболее интенсивное строительство велось в конце этого периода. Монахи жили в монастыре предположительно до XI–XIII вв. К этому времени индийский буддизм уступил свои позиции в стране возрождавшемуся индуизму и активно насаждавшемуся мусульманскими захватчиками исламу. Аджанта оказалась заброшенной и забытой.

Второе открытие пещерного монастыря состоялось в 1819 г. Охотившиеся в джунглях на тигров английские солдаты, раздвинув густые заросли, обнаружили вход в пещеру. Англичане вошли в него, зажгли факелы, и неожиданно оказались в большом расписанном зале с колоннами и каменной буддистской ступой. Затем они обнаружили множество тропинок, ведущих в другие пещеры скалы, имеющей форму подковы.

За следующую четверть века Аджанту посетили несколько учёных и туристических групп.

Серьёзное исследование пещерного комплекса предпринял в 1843 г. британский археолог Джеймс Фергюсон. Он подробно описал пещеры, указал на их научную ценность и необходимость спасения разрушающихся росписей.

Хотя заброшенность и труднодоступность Аджанты способствовали её сохранности, росписи продолжали исчезать под воздействием времени и климата.

После доклада Фергюсона Королевскому Азиатскому обществу, в монастырь в 1844 г. был командирован художник Роберт Гилл. Перед ним поставили задачу тщательно скопировать уникальную наскальную живопись на полотно. Гилл очень добросовестно подошёл к своему делу, которому посвятил два десятилетия жизни. Во время работы до нередко болевшего художника доходили разговоры индусов о проклятии, довлеющем над пещерами, но он не придавал им значения.

По окончании работы он показал свои труды в Хрустальном дворце Лондона. Увы, плоды 20-летней кропотливой работы художника сгорели в крупном пожаре, случившимся в 1866 г. на выставке. Тогда и пришлось ему вспомнить легенду о мести богов потревожившим их людям. Гилл нашёл в себе силы вновь приехать в Аджанту, и начать всё сначала. Вскоре, однако, он умер от неизвестной болезни, и был похоронен недалеко от пещер.

Следующую попытку копирования наскальной живописи предпринял бомбейский искусствовед Джон Гриффитс с учениками. Как ни странно, но на выставке в 1885 г. в Лондоне, где они представили выполненные ими 300 живописных полотен, произошёл пожар, и треть картин была уничтожена.

Единственная успешная попытка вывезти фрагмент фресок без негативных последствий для себя удалась Джеймсу Эдвину Уильямсу в первой половине XIX в. Сейчас эта древняя фреска V в. находится в Бостоне, в экспозиции Музея изящных искусств.

Читайте также  Главные достопримечательности мексики

Широкую общественную известность пещерный монастырь получил менее века назад – в 1928 г. Тогда многие газеты опубликовали серию фотоснимков, сделанных итальянскими учёными, исследовавшими древний памятник.

29 пещер Аджанта

Пещерный монастырь простирается более чем на полкилометра в ущелье реке Waghora (Вагхора). От параллельной берегу дороги проложены ответвления в каждую из 29 пещер. Их входы соединены построенной много позже террасой.

Пещеры были пронумерованы Фергюсоном по направлению с востока на запад. Эта последовательность не совпадает с хронологией строительства. Самые древние пещеры находятся в центре комплекса, а получившие первые два номера были обустроены позже других.

Некоторые пещеры (№ 9, 10 и 12) были созданы в более ранний хинаянский период развития буддизма. В это время акцент делался на независимом совершенствовании личности в монашеской общине. Поэтому в них нет статуй Будды. Махаянскому периоду свойственен сложный религиозный культ. В пещерах, датированных этим временем, много картин и статуй Будды, а потолки декорированы растительными орнаментами и изображениями птиц и животных. Этот приём древних живописцев позволял им визуально приподнять высоту.

Сохранившуюся в 13 пещерах настенную и потолочную живопись можно назвать живописной энциклопедией жизни древней Индии. Поскольку Будда – не бог, а учитель человечества, живший среди людей, то в посвящённых ему сюжетах часто изображаются картинки повседневного быта. Много эротических рисунков, которые в Индии никогда не считались антагонистами религиозных сюжетов.

Храмы Чайтья

Из 29 пещер 5 были отведены под молитвенные храмы (caitya, чайтья), а оставшиеся 24 (vihara, вихара) – под общежития монахов или святилища Будды. Чайтья представляют собой узкий зал с высоким потолком и множеством колонн по бокам. Солнечный свет поступает через единственное окно над входом.

К чайтья относятся пещеры № 9, 10, 19, 24 и 26. Первые две из них – самые старые. Именно пещеру № 10 первой обнаружили англичане. Она состоит из центрального зала, боковых восьмиугольных столбов и замыкающей пространство каменной ступы. В пещере 19 можно увидеть множество нарядных резных элементов фасада, подковообразное окно, тройную ступу и множество изображений Будды в разных позах. Особенность пещеры 26 – огромная статуя лежащего Будды. Стены покрыты многочисленными высеченными эпизодами его жизни.

Пещеры Вихара

Большинство пещер Аджанты ­– Вихара. Они, как правило, имеют квадратный зал с плоским потолком и расположенными по бокам монашескими кельями. В них собирались, трапезничали и отдыхали монахи.

Пещера 1 – самая большая: её высота – 6 м, а ширина – 12. Она считается и самой красивой. В ней находится наиболее известное произведение наскальной живописи Аджанты – изображение Bodhisattva Padmapani (Бодхисаттвы Падмапани). Потолок пещеры покрывает прекрасная роспись с удивительно точной художественной перспективой.

Пещера 2 не уступает № 1 красотой росписи потолка, а пещера 17 выделяется наилучшей сохранностью фресок. Их основные сюжеты – обыденная жизнь и путешествия царственных особ.

Как добраться до пещер Аджанты

Большинство туристов приезжает в Аджанту из центра штата Махараштра – города Aurangabad. Туда ходят поезда из Дели, Мумбаи, Джалгаона и Бхусавала. Есть в Аурангабаде и аэропорт, в который прилетают самолёты местных авиалиний.

Расстояние от Аурангабада до пещер Аджанты – примерно 100 км. В этом направлении работает автобус Аурангабад – Джалгаон. На нём за 2 часа и 80 INR (индийских рупий) следует доехать до посёлка Fardapur. Рядом с ним есть Т-образный перекрёсток, от которого до пещер – 5 км. Их можно преодолеть на часто курсирующих автобусах, заплатив 5 INR.

Монастырский комплекс открыт с 9 до 17:30. Входной билет для иностранцев стоит 250 INR, ещё 25 INR нужно заплатить за видеосъёмку. Следует учитывать, что по понедельникам пещерный монастырь закрыт.

Пещерные храмы Индии уникальные древние святыни

Пещерные храмы Индии — уникальные древние святыни.
Индия – уникальная страна, которая довольно далека от нас и в географическом, и в культурном плане. Мы уже писали про нее, но еще лучше понять ее историю, религию и искусство в виде архитектуры и скульптуры помогут пещерные храмы Индии, о которых мы и хотим сегодня поговорить.

Статья поведает, где искать их посреди священных индийских мест, в чем заключаются присущие им особенности и кратко расскажет о самых удивительных из них. Будет интересно и увлекательно — потрясающие фото в оригинале.

Содержание:
Особенности храмовых пещер
Шедевр настенных узоров
Чудеса скульптуры
Питхалкора
Пещеры Аурангабада
Канхери
Элефанта
Заключение

Особенности храмовых пещер

Невероятной должна быть вера тех людей, которые приняли решение высечь святыню прямо в скалистой пещере, работа над которой занимает не один десяток лет. На индийских просторах встречается множество таких примеров безграничной веры. Они щедро украшены статуями, фресками, росписями.

Шедевры начали появляться еще со 2 столетия до нашей эры. Тогда материалы для строительства специально доставлять было сложно, поэтому людям пришла идея выдалбливать монастыри в пещерах на горных склонах. В зависимости от сезона такие сооружения спасали от жары и прятали от дождя.

Позже, в 4-6 столетиях нашей эры на этих местах стали образовываться целые города. Количество жителей могло исчисляться сотнями, а постройки «вырастали» ввысь

Особенно славится своими пещерами штат Махараштра. Близ города Аурангабад расположилось несколько пещерных комплексов. Некогда это была столица Империи моголов и важнейшая торговая артерия.

В первую очередь речь идет об Эллоре и Аджанте. Здесь поочередно исповедовалось несколько верований: буддистское, индуистское, а затем джайнистское. Впрочем, они вполне могли мирно сосуществовать в одно и то же время.
Шедевр настенных узоров

Под этими словами подразумеваются пещеры Аджанты. Они находятся в сотне километров от бывшей могольской столицы, на берегу речки Вагхур. Строительство началось в Древней Индии, во 2 столетии до нашей эры, и продолжилось до 5 века нашей эры.

Технология постройки заключалась в том, что из базальта извлекали куски грунтовых пород, создавая тем самым рельефный фасад. Получившиеся 29 пещер располагались на подкововидном утесе.

Почти все подземные постройки и монастыри делились на 2 вида:

чайтья – помещения для молитв, вытянутые, с колоннами;
вихары – монашеские жилища, представлявшие собой общий квадратный зал с изваяниями Будды и имевших по три жилых комнаты.

Росписи на стене, изображающие мифические мотивы буддизма – главная ценность Аджанты.

Во второй половине 5 столетия у власти стоял царь Харишеша. Строительство и обустройство велось усиленными темпами по большей части на его средства. С кончиной правителя стройка почти прекратилась.

В 13 столетии буддийское учение на индийской территории пришло в упадок. Монахи массово покинули обжитый уголок, а со временем о нем позабыли и обитатели окрестных поселений.

Постепенно храмы обросли лесами, естественной порослью, которые закрыли входные отверстия. Так внутри образовался благоприятный микроклимат, позволивший сохранить святыню практически в первозданном виде – конечно, по меркам прошедшего времени.

В 1819 году англичанин Джон Смит, служивший в армии, отдыхал, охотясь за дикими зверями. Случайно он заметил на другом берегу реки нечто, похожее на вход. Это была пещера номер 10. Так человечество вспомнило о существовании Аджанты. Название пещерных зданий – их порядковый номер.

Постепенно дороги комплекса расчистили, и почти все бывшие монастыри были открыты. Каково было удивление археологов, когда они обнаружили невиданной красоту скульптуру и фресковую живопись.

Открыли почти все пещеры. Примечательно то, что все в них было продумано до мелочей — к примеру, у каждой был спуск к реке, чтобы добыть питьевую воду, а также система водонабора и водостока на время сезона ливней.

С 1983 года Аджанта находится под охраной ЮНЕСКО, а ее главной драгоценностью считается картина божества Падмапани.

Аджанта, безусловно, прекрасна, но еще лучше понять архитектуру того времени поможет ее посещение в тандеме с Эллорой. Она находится неподалеку – в тридцати километрах на запад от города, на холмах Чаранандари, поэтому экскурсии в эти два комплекса можно объединить в один день.

Вместе их занесли в список ЮНЕСКО. Но прогулки по храмовым пещерам дадут понять, насколько они различны.

Эллора славится непревзойденными скульптурными шедеврами.

Строительство велось с 6 по 9 век – именно тогда, когда популярность Аджанты претерпевала затухание. Есть мнение, что, возможно, некоторые аджантские монахи перебрались сюда.

Эллора состоит из 34 пещер, которые также называются согласно порядковому номеру:
первые двенадцать (с 1 по 12) относятся к буддизму;
следующие семнадцать (с 13 по 29) – к индуизму;
последние пять (с 30 по 34) – к джайнизму.

Здесь можно встретить уникальные монашеские вихары высотой в три этажа, где жило больше сотни отшельников. До сих пор загадкой остаются нетривиальные расписные потолочные узоры.

Удивительнейшим из храмов все в унисон называют «Кайласанатха» или попросту «Кайлаш», он же пещера под номером шестнадцать. Это сооружение возвышается на тридцать метров и символизирует одноименную тибетскую гору, где, по преданию, обитает Шива. Поначалу фасад был отштукатурен белым цветом для большего сходства с оригиналом.

Храм восходит к Шиве. Несмотря на это, здесь можно увидеть дворовую площадку, где величественно стоят искусно высеченные каменные изваяния не только Шивы, но и Вишну, Лакшми, сопровождающих ее слонов, львов, мифических птиц, бутоны лотоса и божеств индусского пантеона.

Строительство велось почти целый век. Для этого мастера извлекли больше трехсот тонн базальта из цельной скалы. Даже статуи вырезались из цельного камня изнутри, что похоже на технологию 3D-печати.

Сейчас, спустя много веков, это кажется невероятным и указывает на то, что строители и архитекторы еще не начинали работать, но уже имели четкий план того, как будет выглядеть постройка в конечном счете.
Питхалкора

Будучи еще одним комплексом Махараштры, он находится в 80 километрах от Аурангабада, примерно в одинаковом отдалении от Эллоры и Аджанты.

Так же, как и последняя, Питхалакора начала создаваться во 2 веке до нашей эры, а ансамбль добавлялся украшениями в виде скульптур и фресок, датируемых 5-6 столетием.

До города Аурангабад можно добраться воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом и автобусом из многих мест, например, из мегаполиса Мумбая и туристического штата Гоа.

Комплекс составлен из тринадцати пещер и полностью относится к тхеравадинскому направлению. Таким образом, это самые крупные из пещерных монастырей тхеравады, которые сохранились до нашего времени.

между Эллорой и Аджантой

Архитектура Питхалкоры более проста в исполнении, но не менее изящна и тем более не менее ценна.
Пещеры Аурангабада

По сравнению с предыдущими комплексами они сравнительно небольшого размера – это 9 пещер, разделенных по признаку востока и запада.

Постройки были возведены во времена властвования семейств Вакатака и Чалукья, то есть в промежутке между 6 и 8 столетиями. Четвертое строение восходит к направлению тхеравады, а шестое относится к индуистскому божеству с головой слона Ганеше. Все остальные храмы – традиционно махаянские.

Западные сооружения можно назвать более живописными, точнее, вид оттуда. С горного склона можно разглядеть мавзолей Биби Ка Макбара, представляющий собой уменьшенную копию Тадж-Махала.
Канхери

Храмовый комплекс Канхери располагается в городке Боривали в сорока километрах от Мумбаи. Со всех сторон он окружен национальным парком Боривали. К слову, этот густой лес в свое время дал сохраниться пещерам в таком хорошем состоянии.

Постройки начали создаваться во 2 веке до нашей эры, а закончилась стройка лишь спустя 11 столетий. Через сооружения протекает сеть каналов и ручьев.

К главным пещерам относятся:

3-я – прекрасное помещение для молитв в лучших традициях тхеравады;
34-я – монашеское жилище, потолок которого изображает Будду;
41-я – хранилище множества статуй, главная среди которых – изваяние Авалокитешвары с двенадцатью головами.

В народе строение называют «Пещеры слонов». Они находятся водах Аравийского моря, в центре острова Гхарапури. Уникальность заключается во внешнем виде – высеченные гигантские фигуры слонов будто охраняют 7 карстовых пещерных образований.

С 1987 года Элефанта находится под бдительным контролем ЮНЕСКО.

Одна часть их посвящена Шиве, вторая – учению Будды. Их начали облагораживать в 5 веке, и вплоть до 17 они сохранили статус религиозного центра, куда стекались как приверженцы индуизма, так и буддисты.
Заключение

Храмовые пещеры – достояние всей Индии и в особенности штата Махараштра, где их насчитывается большое количество. Они являют собой высшее проявление мастерства древних архитекторов, скульпторов, строителей, а также гармоничные взаимоотношения религий, соседствовавших на индийских землях на протяжении всей истории нашей эры.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам удалось окунуться в древность и лучше прочувствовать дух Индии благодаря сегодняшней статье. Если вы хотите продолжить наше совместное путешествие по странам Азии, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на почтовую рассылку и рекомендуйте статьи своим друзьям в социальных сетях.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: