Абрамцево музей усадьба

Музей-заповедник Абрамцево: Савва Мамонтов, Аксаков, художники, мастерская, парк, церковь; купить билеты, экскурсия, отзывы; план усадьбы, как доехать, где находится на карте.

Абрамцево музей усадьба

Усадьба Абрамцево

Автострада По Ярославскому шоссе. Проехав через село Воздвиженское, повернуть в направлении поселка Радонеж. Затем, доехав до Хотьково, повернуть в сторону Абрамцева и далее двигаться по главной дороге
Поезд С Ярославского вокзала на поезде, следующем в направлении Сергиева Посада или Александрова. Выйдя на станции «Хотьково», пересесть на автобус или маршрутку № 55

Абрамцево — одна из знаменитых подмосковных усадеб, превращенная сегодня в музей-заповедник. Название этого дивного места происходит от древнерусского слова «обрамок», что означает «кусок пустоши, обрамленный лесом и рекой». Однако в XIX веке знаменитые владельцы превратили эту «пустошь» в центр русской культуры. Здесь часто бывали выдающиеся люди своего времени: Гоголь, Тургенев, Васнецов, Врубель, Шаляпин и многие другие.

Музей-усадьба «Абрамцево» на Google-панораме:

Гости усадьбы Абрамцево

Первый видный владелец усадьбы писатель Сергей Тимофеевич Аксаков собирал вокруг себя коллег. Помимо уже упомянутых Гоголя и Тургенева, его гостями были поэт Тютчев, публицист Погодин и актер Щепкин.

При меценате и строителе имперских железных дорог Савве Ивановиче Мамонтове в усадьбу приезжали в основном художники. Васнецов, Врубель, Нестеров, Коровин, Левитан, Поленов, Репин, — все это знаменитые гости Абрамцева. Не раз посещал имение и певец Шаляпин.

Репин создал в Абрамцеве картину «Не ждали», Васнецов — «Аленушку», Поленов — «Осень в Абрамцеве», Серов — «Девочку с персиками». Кстати, в качестве модели для известнейшего полотна Серова выступила одна из дочерей Мамонтовых Вера.

Билеты в усадьбу Абрамцево можно приобрести прямо на месте или онлайн. Посещение главного дома стоит 300 рублей для взрослых и 150 рублей для детей до 16 лет. В стоимость билетов уже включено экскурсионное сопровождение. Важно учитывать, что экскурсии проводятся по сеансам. Расписание стоит заранее уточнить по телефону или через сайт Абрамцева.

Желающим посетить только парк усадьбы Абрамцево (без осмотра построек), придется заплатить 60 рублей.

Также доступны к посещению выставка Врубеля, Поленовская дача, баня-теремок, церковь Спаса Нерукотворного и ряд других объектов. По стоимости поможет сориентироваться официальный сайт усадьбы Абрамцево.

В кассах билеты заканчивают продавать за 30 минут до закрытия. Но так поздно в музей-заповедник лучше не приезжать. Чтобы спокойно осмотреть все достопримечательности, потребуется как минимум 4 часа.

Купить билет в музей-заповедник «Абрамцево» онлайн можно через официальный сайт музея «Абрамцево» (раздел «Гостям» и далее подраздел «Билеты»). При этом цены от способа приобретения никак не зависят. Но у электронного бронирования есть один несомненный плюс: онлайн-билет позволит не стоять в очередях и гарантировано попасть в усадьбу в выбранную дату.

Каждая последняя суббота месяца — день бесплатного посещения. Однако воспользоваться данным преимуществом могут только пенсионеры, студенты и члены многодетных семей. Бесплатные билеты в Абрамцево выдаются при предъявлении соответствующего удостоверения.

История

В 2020 году музею-заповеднику исполнилось 100 лет. Но история усадьбы Абрамцево началась гораздо раньше.

Первые упоминания о деревне «Обрамково» относятся к XVI веку. В то время этими землями владел помещик Волынский, а после него некий Головин, построивший здесь первое поместье. С 1797 по 1841 года хозяином Абрамцева был Молчанов. Затем на два года поместье перешло к Неведомскому. И, наконец, в 1843 году владельцем «дворянского гнезда» стал писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Говорят, в стенах усадьбы он написал «Семейную хронику», «Детские годы Багрова-внука» и «Аленький цветочек».

Кому принадлежала усадьба Абрамцево в Московской области после Аксакова — тема не менее интересная. К 1870-м годам имение стало приходить в упадок: у главного дома прогнила крыша, перекосились полы, требовалась замена фундамента. В таком виде постройки выкупил богатый промышленник Савва Иванович Мамонтов. При нем дом-усадьба Абрамцево приняла свой нынешний архитектурный облик. Именно поэтому это место известно как усадьба Мамонтова в Абрамцеве.

На событиях 1917 года история Абрамцева могла завершиться. Дочь Саввы Ивановича Александра родилась и выросла в стенах усадьбы и должна была стать ее новой хозяйкой. Вот только случилась революция. К счастью, после национализации постройки не забросили. В 1920-м году усадьба стала государственным музеем-заповедником. При этом в местных мастерских продолжали работать художники и скульпторы. Первое время Александра Мамонтова возглавляла музей, открытый в собственном доме. Но после анонимного доноса ее сослали.

Сегодня музей-усадьба «Абрамцево» не страдает от недостатка посетителей даже в дождливую погоду. Не так давно на территории заповедника построили современный корпус, в котором представлены работы художников XX и начала XXI веков.

Постройки

Главный дом усадьбы Абрамцево — единственный в России усадебный дом XIX века, сохранившийся до наших дней в почти первозданном виде. Деревянное одноэтажное здание выполнено в стиле русского классицизма. Мамонтовы значительно расширили сооружение, т. к. его первоначальная площадь была слишком мала для богатой семьи с пятью детьми. Они достроили нижний этаж с южной стороны, добавили мезонин с северной стороны и эркер. В настоящее время в стенах дома представлено две экспозиции: первая посвящена семье Аксаковых и ее окружению, а вторая — Мамонтовскому художественному кружку.

Что еще посмотреть в усадьбе Абрамцево? Помимо хозяйского дома, в котором когда-то собирался весь цвет русской культуры, стоит обратить внимание и на другие достопримечательности:

  • Одноглавая церковь Спаса Нерукотворного — один из первых памятников русского модерна. Миниатюрный храм строился по проекту Васнецова и Поленова. Также художники написали для него по одной иконе. Авторами других икон стали Репин и Неврев. Отвечая на частый среди посетителей вопрос о том, кто похоронен в Абрамцеве, экскурсоводы указывают на церковь Спаса Нерукотворного. В ее стенах покоятся сразу несколько членов семьи Мамонтовых: сам Савва Иванович, его супруга Елизавета Григорьевна и дети Андрей и Вера.

  • Баня-теремок — одна из самых причудливых построек на территории комплекса. При Аксаковых деревянный терем использовался в качестве бани, а Мамонтовы сделали из него дом для гостей. В наше время здесь размещается экспозиция работ столярной мастерской.
  • Избушка на курьих ножках — еще одно творение Васнецова. Сказочный бревенчатый домик украшен несколькими деревянными скульптурами.
  • Мастерская в Абрамцеве — небольшое сооружение в русском стиле, построенное в 1873 году по проекту Гартмана. В мастерской работали Репин, Васнецов, Нестеров, Серов и еще ряд художников и скульпторов. Теперь просторные и светлые комнаты сооружения используются для проведения выставок.

  • Поленовская дача (так называемая усадьба Поленова в Абрамцеве) — небольшой деревянный сруб, построенный в 1882 году по случаю женитьбы Поленова. Художник использовал «дачу» как мастерскую, а сегодня в ней размещаются временные выставки.
  • Кухня — хозяйственная постройка, появившаяся на усадебной территории в 1870-м году. Почти 50 лет она использовалась по прямому назначению, а теперь в ней выставлены образцы русского народного искусства, собранные членами художественного кружка.
  • 250-летний дуб — это не постройка, но тоже важная часть усадьбы. Точный год его появления на свет — 1770.

Более детальную информацию по каждому из объектов содержит официальный сайт музея-заповедника «Абрамцево». В разделе «Гид» можно более подробно изучить достопримечательности, ознакомиться с подробной историей музея и его коллекцией, узнать интересные факты, актуальный режим работы и ближайшие отели, а также посмотреть фото. Детальный план усадьбы Абрамцево размещен в том же разделе. Кроме того, схема присутствует на входе в заповедник, поэтому сориентироваться будет несложно.

Как добраться до усадьбы Абрамцево

Музей-заповедник «Абрамцево» находится на берегах реки Вори всего в 70 километрах от столицы. На карте его следует искать рядом с одноименным селом. Другие ориентиры — расположенные неподалеку деревни Мутовки и Быково. Ближайший подмосковный город — Сергиев Пасад.

Доехать до усадьбы Абрамцево из Москвы можно несколькими способами. Каждый из них займет не больше полутора-двух часов.

Музей «Абрамцево» на видео

На электричке

Пригородная электричка — проверенный и быстрый способ добраться до Абрамцева на общественном транспорте. На Ярославском вокзале (ближайшая станция метро «Комсомольская») необходимо сесть на поезд, следующий до Сергиева Посада или Александрова. Выйдя на станции «Хотьково», пересесть на автобус или маршрутку № 55, которые довезут прямо до входа в заповедник.

Еще один вариант — выйти на станции «Абрамцево» и оставшийся отрезок пути пройти пешком через лес.

На машине

Большая часть пути будет проходить по Ярославскому шоссе. Проехав через село Воздвиженское, следует повернуть в направлении поселка Радонеж. Затем, доехав до Хотьково, повернуть в сторону Абрамцево и по главной дороге двигаться до самого музея-заповедника.

Усадьба Абрамцево

Усадьба Абрамцево (музей-заповедник)

Усадьба Абрамцево – роскошное поместье в 60 км от Москвы, превращённое в музей-заповедник с одноимённым названием после революционных событий 1917 года. Имение появилось несколько веков назад, однако по-настоящему известным оно стало благодаря писателю С. Т. Аксакову и промышленнику С. И. Мамонтову. Оба владельца усадьбы стремились не только к созданию места комфортного отдыха для самих себя. И Аксаков, и Мамонтов пытались превратить имение в маленький культурный центр. Живописная природа Абрамцево дарила вдохновение многим представителям творческих профессий XIX века. А любовь Саввы Мамонтова к коллекционированию антиквариата сделала усадьбу музеем ещё до смены государственного строя.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Усадьба Абрамцево

История усадьбы Абрамцево

Имение впервые упоминается в документах XVI века. В то время усадьба принадлежала помещику Волынскому. В 1843 году Абрамцево стало собственностью писателя С. Т. Аксакова, поклонника сельского быта и страстного охотника. Гостями Сергея Тимофеевича были многие выдающиеся люди первой половины XIX века. В усадьбе Аксаковым была написана известная сказка об аленьком цветочке.

И. Е. Репин «Портрет Саввы Ивановича Мамонтова»

После смерти писателя Абрамцево находилось в состоянии упадка. Следующим владельцем поместья стал промышленник Савва Иванович Мамонтов, которому имение было продано наследниками Аксакова. Новый хозяин отремонтировал жилой дом. В поместье появились новые хозяйственные постройки. До наших дней большинство из этих зданий не сохранилось.

Савву Мамонтова всегда считали покровителем творческих людей, которых он часто принимал в своём московском доме, а затем и в загородном имении, где организовал художественный кружок. Живописцы приезжали в Абрамцево создавать свои картины. Многие из написанных здесь шедевров получили признание ещё при жизни художников. Кроме этого, в имении открылись мастерские по изготовлению деревянной мебели и керамической посуды, продававшихся затем в лучших магазинах Москвы и Санкт-Петербурга. Изделия мастерских усадьбы Абрамцево были удостоены почётных наград за границей.

В 1918 году поместье Мамонтовых было национализировано. В нём открыли музей. Руководителем назначили одну из дочерей Саввы Ивановича – Александру. В начале 1930-х годов музей был преобразован в Дом отдыха для кинематографистов. Ещё через несколько лет в Абрамцево был организован санаторий. В военные годы усадьбу использовали в качестве госпиталя. Все предметы, имеющие историческую и художественную ценность, были вывезены. Затем поместье снова стало музеем, руководителем которого был назначен Всеволод Мамонтов – сын промышленника. Из Сергиева Посада были возвращены все экспонаты. В 1995 году Абрамцево получило статус памятника федерального значения.

Девочка с персиками

С усадьбой Абрамцево связана история картины «Девочка с персиками». В августе 1887 года русский живописец Валентин Серов гостил в усадьбе Мамонтовых. У него возникла идея нарисовать дочь хозяина дома – Веру Мамонтову. Работа над картиной длилась несколько недель, а затем готовое полотно было подарено родителям маленькой модели. Долгое время «Девочка с персиками» украшала одну из комнат дома. Сегодня в усадьбе можно увидеть копию известного шедевра. Оригинал находится в Третьяковской галерее.

Серов был награждён за свою картину Московским обществом любителей художеств в 1888 году. Вера Мамонтова прожила недолгую жизнь, в течение которой успела стать моделью не только для Валентина Серова, но и для Виктора Васнецова. Молодая женщина скончалась от пневмонии в возрасте 32 лет. Вера была похоронена в усадьбе Абрамцево рядом с церковью Спаса Нерукотворного. Картины двух великих русских живописцев навсегда обессмертили её имя.

Достопримечательности Абрамцево

Музейный комплекс «Абрамцево» состоит из нескольких построек, расположившихся на площади в 50 га. Помимо архитектурных памятников на территории поместья раскинулся красивый парк. В бывшем имении семьи Мамонтовых находится 25 тысяч уникальных экспонатов, среди которых картины, скульптуры, фотоснимки и многое другое.

Усадебный дом

Главным зданием комплекса считается усадебный дом. Постройка была возведена в XVIII веке. Несмотря на то, что здание неоднократно подвергалось перестройкам, его основная часть сохранилась в неизменном виде до наших дней. Господский дом был разделён на парадную и повседневную анфилады. Парадная была предназначена для приёма гостей. В повседневной находились жилые комнаты владельцев имения.

В главном здании посетители могут ознакомиться с экспонатами, посвящёнными деятельности художественного кружка – группе живописцев, приезжавших в Абрамцево создавать свои шедевры. Стены украшены картинами, изображающими представителей рода Мамонтовых и членов кружка. Часть экспозиции посвящена семье Аксаковых. Савва Мамонтов и его жена приобретали вещи, принадлежавшие когда-то прежним владельцам усадьбы, в московских магазинах антиквариата.

Читайте также  Родина мать описание памятника

Главный усадебный дом Интерьеры главного усадебного дома

«Избушка на курьих ножках»

Так называется странная беседка, которую принято считать визитной карточкой усадьбы Абрамцево. Оригинальная постройка находится недалеко от церкви. Идея проекта беседки принадлежит живописцу Васнецову. «Избушка» была построена в 1883 году. Своё название она получила благодаря схожести с известной сказочной постройкой, в которой жила злая волшебница Баба-Яга.

Избушка на курьих ножках

Церковь Спаса Нерукотворного

Идея создания культового сооружения в усадьбе принадлежит художнику Василию Паленову. Живописец хотел воссоздать в имении своего друга средневековую православную церковь. Особую художественную ценность представляет иконостас маленького храма. Все находящиеся здесь иконы были написаны художниками, часто гостившими у Мамонтовых.

Церковь Спаса Нерукотворного Алтарь церкви Выложенная изразцами печь в церкви

Лечебный корпус

Здание было возведено в 1938 году, когда усадьба, бывшая в те годы Домом отдыха для кинематографистов, стала санаторием. Лечебный корпус построен в псевдоклассическом стиле. В настоящее время здание служит для размещения экспозиции «Русские художники ХХ века в Абрамцеве».

«Каменные бабы»

Внимание посетителей усадьбы привлекают две каменные женские фигуры. Историки полагают, что скульптуры были созданы скифами. «Каменные бабы» встречаются во многих городах Приазовья. Экземпляры, представленные в поместье, были перевезены в Абрамцево с территории современной Украины. Фигуры обнаружили под Харьковом во время строительства Приднепровской железной дороги.

«Мастерская художника»

Небольшая постройка служит для хранения музейных экспонатов. Настоящая художественная мастерская находится в подвальном помещении этого здания. Чтобы найти в неё вход, нужно подойти к постройке с левой стороны. Гостям мастерской предлагается самостоятельно создать расписную тарелку.

Мастерская художников Внутри мастерской художников

Кухня

Рядом с мастерской располагается маленькое деревянное здание. В нём когда-то находилась кухня. В настоящее время постройка используется в качестве музея крестьянского быта. Недалеко от мастерской и кухни можно увидеть ещё одну достопримечательность – скамейку, созданную Врубелем. Скамья давно не применяется по своему прямому назначению и обнесена специальным защитным стеклом.

Баня-теремок

Здание в русском стиле было построено в конце 1870-х годов по проекту архитектора И. П. Ропета (настоящая фамилия – Петров). Название «теремок» постройка получила благодаря низкой двери и маленьким окошкам под высокой кровлей. Баня использовалась не только для гигиенических процедур, но и в качестве жилого помещения для гостей усадьбы Абрамцево. После того, как имение стало музеем, в этом здании хранили документацию. В настоящее время здесь размещаются столярные изделия, изготовленные на территории усадьбы в дореволюционные годы.

Домик Поленова

Эту одноэтажную деревянную постройку также называют дачей Поленова. Дом был возведён в начале 1880-х годов для живописца и его молодой жены, с которой он только что обвенчался в усадебной церкви. На своей даче Поленов жил и работал. Здесь же устраивались домашние театральные представления. В начале ХХ века постройка сдавалась в аренду. В 1914-1915 годах дачу использовали в качестве лазарета. После революции в здании находились жилые помещения и столовая дома отдыха.

Домик Поленова -В. Д. Поленов «На лодке. Абрамцево», 1880 г.

Огромный приусадебный парк разбит на трёх террасах. Наиболее живописной считается самая нижняя, расположенная у реки. Наслаждаться природой поместья можно всегда, но особенно прекрасным парк кажется в первой половине осени.

Экскурсии

Музейный комплекс открыт ежедневно с апреля по октябрь. Осмотреть экспонаты можно с 10.00 до 18.00 в будние дни и с 10.00 до 20.00 в выходные. Парк при усадьбе Абрамцево открывается в 10.00 и закрывается в 20.00 (по выходным дням в 21.00). В главное здание допускают только экскурсионные группы.

Что говорят посетители

Посещение Абрамцево – один из лучших способов провести выходные всей семьёй для многих москвичей и жителей Подмосковья. Большинство гостей поместья остаются довольны посещением. Каждый из представленных на территории усадьбы памятников по-своему интересен. Профессиональные экскурсоводы читают увлекательные лекции об истории имения и отвечают посетителям на все вопросы.

Среди немногочисленных недостатков музея называют высокую стоимость билетов, сувениров и фотосъёмки. Так, билет в главный усадебный дом стоит 300 руб., посещение церкви Спаса Нерукотворного, Бани-теремка, Кухни и Мастерской – 400 руб., посещение дачи Поленова – 150 руб., прогулка по Музейному парку – 60 руб. При этом гостям усадьбы Абрамцево не следует забывать о том, что вложенные ими в посещение деньги идут не только на заработные платы сотрудников. Немалые средства вкладываются в развитие комплекса и ремонтные работы.

Пруд в Абрамцево Резные украшения

Как добраться

Усадьба Абрамцево находится в Сергиево-Посадском районе Московской области недалеко от деревни с одноимённым названием. Добраться до поместья можно от столичного Ярославского вокзала. Для поездки подходят поезда, идущие через Сергиев Посад, Балакирево или Александров. В среднем путешествие займёт чуть больше часа. Нужно сойти на станции «Абрамцево» и пройти около двух километров по тропинке. Специальные указатели, прикреплённые к деревьям, помогут путешественнику не сбиться с пути.

Доехать до имения можно и с помощью маршрутного такси № 55, идущего из Сергиева Посада. На собственном транспорте из столицы туда можно добраться по Ярославскому шоссе. Следует доехать до поворота на Радонеж и Лешково, далее до Хотьково, а потом свернуть к усадьбе Абрамцево, расположенной в конце главной дороги.

Музей-заповедник «Абрамцево» в Подмосковье

Густой хвойный лес в полутора часах езды от Москвы. Здесь чистый воздух и проселочная дорога. Зимой сугробы, на белом снегу разбросаны сосновые шишки. Очень тихо, разве что пение птиц раздается. Проходите через лес — и перед вами открывается музей-заповедник «Абрамцево», один из самых известных в Подмосковье. Вы увидите здесь экскурсионные автобусы с иностранными туристами: приезжая в знаменитый Сергиев Посад, они часто заворачивают и сюда.

Музей-заповедник «Абрамцево» занимает 50 гектаров, и вам захочется останавливаться на каждом шагу: настолько богата история этого места. Большой дом, где Серов написал «Девочку с персиками», а Гоголь зачитывал второй том «Мертвых душ». Скамья, расписанная Врубелем. Дача, где останавливался художник Поленов со своей супругой, здесь была мастерская и устраивались домашние спектакли.

Сегодня музей насчитывает 25 тысяч произведений искусства. По усадебному дому можно пройти только с экскурсией, во время которой гид расскажет о каждой комнате и их постояльцах. Планируйте сюда поездку на весь день, ведь помимо самого музея-заповедника, вам захочется прогуляться вдоль живописной реки Вори.

Адрес: Московская обл., с. Абрамцево, ул. Музейная, 1

Координаты: 56.232378, 37.969478

Режим работы: парк — 10:00-18:00 (вскр.-пт.), 10:00-20:00 (сб.); экспозиции — 10:00-18:00 (ср.-пт., вскр.), 10:00-20:00 (сб.)

Официальный сайт: abramtsevo.net

История

Абрамцево окружено, то есть обрамлено лесом, и изначально называлось — Обрамково. Потом слово трансформировалось в Абрамково. В 18 веке тут поселился Федор Головин, при Петре I он много лет служил на флоте, а когда ушел в отставку, приехал сюда, в Подмосковье.

После Головина владельцы усадьбы менялись. Особо известной она стала, когда тут жил писатель Сергей Аксаков. Большой любитель рыбалки и охоты, он восхищался этими местами. Здесь он написал книгу «Записки об уженье рыбы», а потом и сказку «Аленький цветочек».

У Николая Гоголя в Абрамцево была своя комната в мезонине — надстройке с балконом.
Фото: globallookpress.com

Близким другом Аксакова был Николай Гоголь, в доме ему выделили отдельную комнату в мезонине, где он останавливался. К концу жизни Аксаков почти ослеп. Чтобы его подбадривать, Гоголь вставал рано-рано утром, шел в лес за грибами, а потом их раскладывал вдоль тропинки. Аксаков, проснувшись, отправлялся на прогулку и к своему удивлению находил грибы, чему невероятно радовался.

Когда Аксакова не стало, его дети забросили усадьбу: из Москвы добираться далековато (60 километров), и ухаживать за поместьем никто из них не захотел.

Только через 11 лет, в 1870-м, Абрамцево купил известный меценат Савва Мамонтов. К тому времени усадьба пришла в запустение и нуждалась в капитальном ремонте. Мамонтов приехал сюда со своей семьей, и это были лучшие годы, которые помнит Абрамцево. Постройки восстановили, разбили заново сады и оранжереи. В доме стали собираться художники: Васнецов, Серов, Репин, Коровин, Врубель.

Детей Саввы Мамонтова назвали по буквам его имени: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Вера была всеобщей любимицей. Она сама писала картины и была музой приезжающих сюда художников. Старшая дочь Мамонтова — это и «Девочка с персиками» Серова, и «Аленушка» Васнецова. В одной из комнат музея-усадьбы «Абрамцево» висит большой портрет Веры работы Васнецова. Тот сказал, что подарит ей эту картину только на ее свадьбу. И обещание сдержал. У Веры родились трое детей. Но умерла она совсем молодой, заболев в 32 года пневмонией в тяжелой форме.

В одной из комнат висит большой портрет Веры Мамонтовой работы Васнецова, подаренный художником ей на свадьбу.
Фото: globallookpress.com

В 1899 году Савву Мамонтова арестовали, обвинив в финансовых махинациях при строительстве железной дороги, где меценат был задействован. Через несколько месяцев его оправдали, но большую часть имущества пришлось распродать, чтобы отдать долги. Абрамцево же удалось переписать на жену Елизавету Мамонтову, благодаря чему усадьба сохранилась. После смерти супруги мецената имение унаследовала ее младшая дочь Александра. Статус музея Абрамцево получило в 1918 году.

Что посмотреть

  • В доме с мезонином особый интерес вызывает столовая, где была написана «Девочка с персиками», для которой позировала 11-летняя Вера Мамонтова. В оригинале картины на заднем плане висит декоративная тарелка, а по правую руку героини стоит деревянный солдатик (на копиях его рисуют не всегда). И тарелка, и солдатик до сих пор находятся на своих местах в столовой. Кстати, вы замечали, что на полотне вместе с персиками на столе лежат кленовые листья? Это потому, что Серов писал картину осенью, и листья залетали в открытые окна. Сейчас в Абрамцево находится копия, оригинал «Девочки с персиками» передали Третьяковской галерее.

В столовой усадьбы Серов писал «Девочку с персиками»; сейчас здесь находится копия картины.
Фото: Анастасия ГАЛЯМИЧЕВА, commons.wikimedia.org

  • В усадебном доме на стенах вы увидите также много картин, написанных знаменитыми художниками. В нескольких вариантах — «Аленушка». Вы удивитесь, что некоторые работы очень маленькие по размеру, и объем им придают только рамки. Все потому, что бумага в те времена была дорогой.
  • Кроме комнаты Гоголя, гид обращает внимание на гостиную, где собирались члены семьи и посетители усадьбы. Здесь Николай Васильевич зачитывал второй том романа «Мертвые души», который писал в Абрамцево, но потом сжег его.
  • В той же гостиной хранится скатерть с автографами, которые Вера Мамонтова собирала у бывавших тут знаменитостей.
  • Кухня усадьбы — отдельное строение, но изначально использовалась по назначению. Внутри стояла печь, была даже комната для прислуги. Долгое время кухня соединялась с домом крытым переходом: так слуги могли нести хозяевам и их гостям еду, чтобы она не остывала. Сейчас тут музей со своей экспозицией.

Баня похожа на меленький деревянный терем.
Фото: commons.wikimedia.org

  • Здание, похожее на маленький терем, — баня. Резное крыльцо, маленькие окошки и две комнаты. Когда усадьба принадлежала Мамонтовым, сюда приходили париться. Потом баню-теремок использовали как жилое помещение, здесь селили гостей.
  • Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево художники ставили вместе со строителями. Аналог ей вряд ли где найдется: творческие люди подошли к делу очень креативно. Внутри это даже не церковь, а своеобразный музей, в котором собраны иконы и в традиционном стиле, и авторские работы. Например, Спаса написал Репин, а Богоматерь — Васнецов. Иконостас, подсвечники и другие предметы интерьера выполнены по эскизам Поленова. В памятные даты для Абрамцево в церкви Спаса Нерукотворного проводятся службы.

Скамью Врубеля оградили стеклом от желающих на ней посидеть.
Фото: Маша ЛИННИК, commons.wikimedia.org

  • Скамья Врубеля стоит на территории усадьбы под стеклом. Произведение искусства оградили от тех, кто решит на нее присесть. Художник появился в доме Мамонтова еще неизвестным, но сразу покорил мецената своим талантом. Врубеля приглашали все чаще, и в итоге он здесь стал своим человеком. Скамья в Абрамцево покрыта уникальной глазурью. Она настолько яркая и красочная, что рисунки получаются фантастическими.
  • В музее-усадьбе хранится также ваза работы Врубеля, которая называется «Поэт». Если вы присмотритесь к ней, то разглядите среди узоров портрет Пушкина.

Усадьба Абрамцево в разное время года

Музей-заповедник «Абрамцево» в Подмосковье открыт для посетителей круглый год, а со среды по воскресенье проводятся экскурсии по главному дому. График работы в зимний и весенне-летний сезоны отличается, поэтому часы открытия экспозиций нужно уточнять на сайте Абрамцево.

Летом тут приятно прогуляться по лесу и вдоль реки, а зимой вы ощутите всю прелесть отдыха в загородном доме: белые сугробы, чистый воздух, сказочные сосны и ели, ветки которых тяжелеют от снега. Осень в Абрамцево яркая: желто-оранжевая вперемешку с красным, розовая крыша дома с мезонином — будто гармоничное дополнение к природным краскам.

Читайте также  Большой театр оперы и балета в минске

Где сделать красивое фото

В музее-заповеднике «Абрамцево» разрешается фотографировать без вспышки общие виды и комнаты, но не экспонаты крупным планом. Это следует учесть, чтобы не нарваться на штраф.

Внутри усадебного дома вы запечатлеете все важное, что связано с этим местом, и потом по снимкам будете вспоминать историю Абрамцево, рассказывая ее друзьям. Снаружи здание не столь примечательное, хотя сфотографировать его целиком можно с любого ракурса. Особый интерес вызывает мезонин и окна, украшенные резьбой.

Если встать на крыльце бани, то никто по снимку не догадается, что это за здание. Кажется, что вы у дверей маленького дома. Красивые кадры получаются на мостике через реку за территорией усадьбы, особенно осенью, когда красно-желтые деревья сочетаются с зелеными елями.

Усадьба Абрамцево

Фото Музея-усадьбы Абрамцево

Время: летом с 10.00 до 19.30, зимой с 10.00 до 17.00..

Усадьба Абрамцево — c. Абрамцево, ул. Музейная, д. 1.

Усадьба Абрамцево – государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник. Расположена в Московской области по адресу: Сергиево-Посадский район, городское поселение Хотьково, c. Абрамцево, ул. Музейная, д. 1.

Усадьбу Абрамцево сделали известной люди, проживавшие здесь на протяжении всех лет её существования. Десятки лучших русских писателей и художников гостили, жили и творили в усадьбе.

В настоящее время в усадьбе работает музей. Часы работы: в летнее время экспозиции открыты с 10.00 до 18.00, парк с 10.00 до 19.30; в зимнее время экспозиции открыты с 10.00 до 16.00 (в субботу – до 17.00), парк с 10.00 до 17.00 (в субботу – до 18.00).

Цены на билеты. В усадьбе есть несколько объектов, открытых для посещения. Цены на билеты в них варьируются от 40 руб. до 150 руб., единый билет, включающий в себя посещение всех объектов усадьбы – 480 руб. Фотосъёмка: в парке – 60 руб., в экспозициях – 200 руб.

Как добраться: с Ярославского вокзала ходит электропоезд до Сергиева Посада или Александрова, остановка — станция «Абрамцево», далее пешком по лесной тропе до Музея-заповедника.

Славная история усадьбы Абрамцево

Впервые Абрамцево, а точнее, пустошь Обрамкова, упоминается в письменных источниках 17 в. С середины 18 в. здесь была устроена барская усадьба рода Головиных. Большой господский дом был окружен регулярным садом, который по трем искусственным террасам спускался к реке Воря.

В 1843 г. усадьбу приобрел русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно с этого момента можно отсчитывать начало ее «особенной истории». Здесь писатель создал свои лучшие произведения: «Воспоминания», «Семейная хроника», а также знаменитую сказку «Аленький цветочек».

Аксаков был образованным человеком и его дом с удовольствием посещал цвет культурной жизни России: И. Тургенев, Н. Гоголь, М. Щепкин, Ю. Самарин, А. Хомяков, М. Погодин, М. Загоскин и многие другие. Именно здесь, в кругу семьи Аксаковых, Гоголь впервые читал главу из второй части «Мёртвых душ» в августе 1849 г.

В 1870 г. после смерти Аксакова имение приобрел влюбленный в искусство промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов. Обустраивая и обновляя усадьбу, он старался максимально сохранить «Аксаковский дух».

Савва Мамонтов был большой ценитель и знаток искусства и помогал молодым талантам. Многие годы в его имении отдыхали и работали лучшие художники тех лет: И. Репин, В. Суриков, брат с сестрой Поленовы, братья Васнецовы, И. Левитан, М. Врубель, М. Нестеров, И. Остроухов, К. Коровин и многие другие. Приезжали сюда музыканты и актеры, например, Ф. Шаляпин.

Именно здесь Виктор Васнецов написал свои картины «Три богатыря» и «Аленушка», Валентин Серов – «Девочку с персиками», Михаил Нестеров — «Видение отроку Варфоломею».

В поместье в 1878 г. был образован Абрамцевский художественный кружок. В нем собирались деятели, стремившиеся к развитию русского национального искусства. Их опорой было изучение народного творчества.

Прямо в усадьбе чертились оригинальные архитектурные проекты, создавались живописные полотна, возрождалось старорусское гончарство, ставились новаторские спектакли.

После революционных событий 1917 г. возле усадьбы Абрамцево раскинулся Ново-Абрамцевский поселок. В нем жили и создавали свои творения выдающиеся художники советского времени: П. Кончаловский, В. Мухина, И. Грабарь, Б. Иогансон, Р. Фальк, И. Машков, А. Шмаринов, В. Горяев и другие мастера, которые продолжили лучшие традиции Абрамцевского художественного кружка.

В 1920 г. был образован государственный музей-заповедник «Абрамцево» как литературный и историко-художественный центр.

В 30-е гг. в национализированном имении был устроен дом отдыха для работников культуры, а в 40-е гг. – госпиталь.

С 1947 г. усадьба снова стала наполовину музеем, наполовину санаторием Академии наук. Всю территорию усадьбы музей обрел в 1977 г.

Современная усадьба Абрамцево

На территории усадьбы расположились несколько строений, каждое со своей историей. Все они теперь музеи с уникальными коллекциями.

Главный дом, в котором жили Аксаковы и Мамонтовы и гостили их творческие друзья — это двухэтажное деревянное здание с двумя флигелями. В нем обустроен музей, где сохранена обстановка барского дома: мебель, некоторые картины, созданные в усадьбе, книги, печь, покрытая изразцами, сделанными Врубелем.

Здесь можно увидеть картины Серова, Репина, Врубеля и других художников-гостей Мамонтова.

В Абрамцево собрано несколько уникальных коллекций живописи, рисунка, иконы, печатной графики, рукописи, редкой книги, скульптуры, русского изразца 17-18 вв. Здесь собрана мебель, фарфор, стекло, мемориальная фотография и фонотека 18-19 вв.

Возле усадьбы расположены два деревянных строения. Одно из них было кухней, а теперь является музеем крестьянского быта. Второе – небольшой летний домик с затейливой резьбой, в котором в разное время жили и творили художники Врубель, Васнецов, Кончаловский, Серов. Но дольше всех прожил художник Поленов. Теперь здесь музей его имени с небольшой экспозицией эскизов и набросков. А в подвале расположена действующая художественная мастерская, где можно лично попробовать создать расписную тарелку.

Мамонтовы построили в Абрамцеве церковь Спаса Нерукотворного. Она возведена в 80-е гг. 19 в. в стиле псковско-новгородского зодчества. Церковь стала фамильной усыпальницей семьи, где был похоронен и сам Савва Иванович и его сын Андрей.

За аллеей с пионами расположена скамейка, которую Врубель лично отделал изразцами ручной работы.

Недалеко от входа в усадьбу стоит «каменная баба». Два таких древних изваяния привезли сюда в 19 в. из харьковских степей. Вторая «баба» стоит возле деревянной «сказочной» избушки, построенной для детей Мамонтова.

На территории усадьбы 80 лет назад был построен лечебный корпус — двухэтажное белое здание в колониальном стиле. Именно в этом доме отдыха для работников искусства Вера Мухина создала макет скульптуры «Рабочий и колхозница».

Здесь отдыхала Любовь Орлова, режиссер Григорий Александров и другие творческие люди СССР.

Таким образом, уже на протяжении полутора веков усадьба Абрамцево является приютом и примером для творческих людей, вдохновляя на новые произведения.

Усадьба Абрамцево в русской культуре

У садьба Абрамцево с середины XIX века была пристанищем русской интеллигенции. Сначала к писателю Сергею Аксакову, а затем к меценату Савве Мамонтову сюда приезжали гостить и работать известные литераторы, живописцы, скульпторы. Здесь писали книги и делились новаторскими идеями, рисовали театральные декорации и создавали картины, которые сегодня хранятся в крупнейших музеях России. Мы собрали самые интересные факты о творческом наследии хозяев Абрамцево и гостей усадьбы.

«Аленький цветочек» и «Детские годы Багрова-внука»: Сергей Аксаков

Писатель Сергей Аксаков купил усадьбу Абрамцево в 1843 году. Он называл эти места «раем земным» и даже посвятил любимому имению стихотворение.

В Абрамцево Аксаков написал свою первую книгу, «Заметки об ужении рыбы», и другие, более известные произведения — сказку «Аленький цветочек» и автобиографическую повесть «Детские годы Багрова-внука», сборник «Записки ружейного охотника».

«Грибная охота» и второй том «Мертвых душ»: Николай Гоголь

Николай Гоголь дружил с Сергеем Аксаковым, часто и подолгу гостил в Абрамцево. Свое уважение к хозяину имения он показывал необычным способом: вставал на рассвете, собирал в лесу белые грибы, а затем втыкал их в землю поближе к тропинкам, по которым ходил Аксаков. Владелец Абрамцево страстно любил «грибную охоту», но с возрастом у него ухудшалось зрение и заметить «добычу» в траве становилось все сложнее. Тайная помощь Гоголя позволяла быстро набрать полную корзину. Аксаков этому искренне радовался и отмечал, что «бранье белых грибов — все это под носом, в таком расстоянии от балкона, что можно все это делать и разговаривать с детьми».

Живя в Абрамцево, Гоголь работал над вторым томом «Мертвых душ» и нередко зачитывал семейству Аксаковых отрывки из произведения. Однако вторая часть поэмы так и не была опубликована: автор уничтожил ее, и до наших дней сохранились лишь черновики нескольких глав.

Известные картины: Серов, Васнецов, Нестеров

В 1859 году Сергей Аксаков умер, и усадьба пришла в запустение. Только в 1870-м ее приобрел промышленник и меценат Савва Мамонтов. По его распоряжению господский дом отремонтировали и расширили, увеличив нижний этаж и достроив южный мезонин. С этого момента в истории усадьбы начался «художественный» период.

  • 10 самых интересных музеев Подмосковья
  • Картина в деталях: «Срубленный дуб» Ивана Шишкина
  • Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ

Савва Мамонтов увлекался живописью, музыкой, скульптурой. В его имении подолгу жили и работали известные художники того времени: Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Илья Репин, Михаил Врубель. Образовалось неформальное объединение — Абрамцевский, или Мамонтовский, кружок. Усадьбу и ее хозяев живописцы запечатлели на многих известных полотнах.

Для портрета «Девочка с персиками» Валентину Серову позировала дочь Мамонтова — Вера. Михаил Нестеров изобразил на картине «Видение отроку Варфоломею» берег реки Вори, которая течет недалеко от Абрамцево. А расположенный на территории усадьбы пруд можно увидеть на картине Виктора Васнецова «Аленушка». На берегу того же водоема много лет спустя Андрей Тарковский снимал одну из сцен фильма «Солярис».

Изразцовая скамья и «Царевна Лебедь»: Михаил Врубель

Михаил Врубель проводил в Абрамцево больше времени, чем другие художники Абрамцевского кружка. Он заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы хозяина усадьбы, создавал декорации для постановок «Частной оперы Мамонтова». Здесь он познакомился со своей будущей женой — певицей Надеждой Забелой, которая в то время выступала в мамонтовской опере. Художник придумал для нее эскиз костюма Царевны Лебеди из «Сказки о царе Салтане». А затем написал знаменитую картину, для которой позировала Забела.

В Абрамцево сохранилась изразцовая скамья, изготовленная по эскизам Михаила Врубеля, — редкий образец из майоликовой мастерской. Ее установили в 1915 году на участке приусадебного парка, который называется «Таньонов нос». Часть изразцов со временем была утрачена, но в конце 1960-х годов скамью отреставрировали и окружили защитной стеклянной витриной, чтобы уберечь от разрушения.

Резьба-кудринка: Илья Репин и Василий Поленов

В 1882 году Илья Репин и Василий Поленов нашли в соседней с Абрамцево деревне Репихово резную подкарнизную доску. На ней в окружении волнистых побегов были изображены декоративные розетки, цветы и ягоды. Мягкие изящные линии и простая техника вдохновили художников на создание нового вида деревянной резьбы. Ее стали называть абрамцево-кудринской или попросту кудринкой. Вскоре рядом с имением появилась столярно-резчицкая мастерская. В 1936 году абрамцевские мастера оформили вход на выставку народного искусства в Третьяковской галерее, а в 1937-м на Международной выставке в Париже была представлена целая коллекция деревянных изделий, украшенных кудринской резьбой.

«Избушка на курьих ножках»: Виктор Васнецов

Виктор Васнецов во время пребывания в Абрамцево не только писал картины на сказочные сюжеты, но и спроектировал для детей Саввы Мамонтова необычную парковую беседку — настоящий домик Бабы-яги. Ее поставили в парке в 1883 году. Бревенчатый сруб избушки установлен на небольших сосновых пнях, напоминающих подклеты традиционных северных изб. Фронтоны украшены резными совами и летучими мышами — такие изображения были характерны для народных сказок. Конек крыши увенчан головой лошади: подобное украшение часто встречается и на картинах Васнецова.

Церковь Спаса Нерукотворного: коллективное творчество абрамцевских художников

Идея строительства церкви в Абрамцево принадлежала жене Саввы Мамонтова — Елизавете. Первоначальный проект будущего храма разработал Василий Поленов: его вдохновила архитектура храма Спаса-на-Нередице, построенного в XII веке. Однако поленовский проект показался Мамонтовым тяжеловесным, и работу над чертежами продолжил Виктор Васнецов. Он изменил пропорции здания и поменял местами северный и южный фасады — так церковь становилась светлее и изящнее.

Строительство церкви началось в мае 1881 года. Савва Мамонтов лично занимался резьбой по камню, Михаил Врубель изготавливал изразцы для церковного камина, Василий Поленов делал эскизы внутреннего убранства и писал икону «Благовещение». Иконостас сделали двухъярусным, как было принято в древнерусских церквях. Образ Спаса Нерукотворного написал Илья Репин, иконы Сергия Радонежского и Богоматери создал Виктор Васнецов. По его же эскизам был выполнен мозаичный пол с растительными орнаментами.

Читайте также  Крит греция достопримечательности

Подмосковный Трианон. Об Абрамцево, его драмах и тайнах

Я заприметил его над ее столом. Огромный амбарный ключ. Раньше таким запирали ворота или старинные сундуки, обитые кованым железом. Кажется, он даже немного заржавел. А почему бы ему и не заржаветь? Ведь сколько лет прошло! А он все висит себе и висит на своем месте. Хотя замки с тех пор, наверное, поменяли. И не раз! Ни к чему этот ключ больше не подходит. Только и остается ему, что быть мемориальным экспонатом в музее.

Тем не менее легко представить, как Елизавета Григорьевна Мамонтова, хозяйка этого дома, накинув платок, шла в домовую церковь Спаса Нерукотворного к заутрене. Как, стараясь не греметь, открывала ключом входную дверь. Как молилась, глядя в синие глаза Спасителя.

Слева: на стене ключ Е.Г. Мамонтовой от усадебной церкви Спаса Нерукотворного; справа: А.А. Киселев. «Елизавета Григорьевна Мамонтова в своём рабочем кабинете в Абрамцеве». Начало 1890-х годов Фото: предоставлено автором

Репин рисовал своего Христа с Всеволода Гаршина. Отсюда и необычный цвет глаз, которые становятся совсем сапфировыми, когда на них падает косой солнечный луч. И еще эти два ангела на потолке с двух сторон над боковыми окнами с ликами детей Мамонтовых — Верочки и Андрея, — написанными по рисункам самого Андрея Мамонтова, подававшего большие надежды своим талантом художника.

Откуда сын знал, что они с сестрой уйдут рано и первыми? Почему захотел изобразить только себя и Веру? Может, затем, чтобы мать потом смотрела на них каждый день? Рано утром приветствовала, а вечером обязательно крестила, желая спокойной ночи, как в детстве, когда они были маленькими.

Про церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве во всех энциклопедиях написано, что это первый образец «русского модерна». С росписями Верещагина и Поленова, с позолоченным иконостасом, который сейчас стал совсем потертым и тусклым, а когда сюда приходила молиться Елизавета Григорьевна, сверкал звонко и празднично.

С. И. Мамонтов с дочерями Александрой и Верой (справа). 1884. Фотография. Собрание С. Н. Чернышева Фото: Wikimedia

Муж Савва Тимофеевич Мамонтов задумывал, что весь потолок и стены будут расписаны лучшими художниками России. Но то ли денег не хватило, то ли руки не дошли. Поэтому тут все белое, как в лютеранской кирхе. И только синие глаза смотрят по-прежнему пронзительно и строго из правого придела. Ну и ангелы под потолком. Их дети, которых им с Елизаветой Григорьевной суждено было пережить.

С конца 1940-х годов прошлого века, когда по велению Сталина вдруг все разом вспомнили про народность и традиции, об Абрамцево заговорили как о главной колыбели русской живописи. Обычная тональность — горделивое умиление. «Тут русский дух, тут Русью пахнет». Русский стиль, русский узор, старославянская вязь, в которой довольно легко запутаться. То ли все это лукавый китч, то ли и правда большое искусство? То ли народные умельцы и промыслы, то ли откровенная коммерция, успешно поставленная на поток талантливым коммерсантом и любителем всего прекрасного Саввой Мамонтовым?

По большому счету Абрамцево — это, конечно, такой русский Трианон. Фейк и стилизация в духе русского историзма. Все понарошку, причудливая стилизация под народную крестьянскую жизнь, какой она сроду не была и уж точно не будет. Мария-Антуанетта со своим Малым Трианоном и фермерскими забавами тут не случайно приходит на ум. Та же опасная граница, которую на самом деле не следует никогда пересекать, та же попытка в качестве эксперимента пожить не своей жизнью, прикоснуться к другой реальности. С тем лишь существенным отличием, что королева Франции диктовала моду для узкого круга, а Мамонтовы пытались охватить ею всю Россию. Вполне в духе того эклектичного времени хозяевам хотелось воссоздать культ допетровской, сказочной, пряничной Руси. И даже когда они привычно отправлялись первым классом на зимний сезон в Ниццу или Рим, то и там продолжали себя ощущать русскими патриотами.

Абрамцево. Елизавета Григорьевна Мамонтова в кабинете. Фото: предоставлено автором

Стоит ли говорить, что у себя дома они предпочитали исключительно стиль a la Russe. Тут вам и Избушка на курьих ножках (летом там принято было сервировать пятичасовой чай). И грустная Аленушка, навеки застывшая над заросшим прудом. И несдвигаемые, как платяные шкафы в гардеробной, три богатыря на своих конях (младшего Алешу Поповича Васнецов писал с Андрея Мамонтова). И малокровные отроки Нестерова, и кокетливые боярышни Неверова… И сверкающие при любом освещении врубелевские изразцы, будто только что облитые водой, которая никогда не высыхает. Секрет этой не потускневшей до сих пор глазури был открыт именно здесь, в мамонтовских мастерских. Ну и, конечно, она, смуглая дева Абрамцева с густыми черными бровями и шелковым бантом на розовой кофте в залитой летним солнцем столовой.

Сейчас там стоят стулья из другого гарнитура, но по-прежнему царит свежий персиково-яблочный аромат тех августовских дней 1887 года, когда 11-летняя Верочка Мамонтова позировала Валентину Серову, не подозревая, что станет одной из культовых звезд русской портретной живописи.

Ей будет отпущена короткая жизнь. Больше пяти лет ей пришлось дожидаться разрешения на брак с дворянином Александром Самариным. Родители жениха были против: не хотели, чтобы их высокородный красавец сын брал себе в жены купчиху. Но когда молодые, наконец, поженились, счастье их было недолгим. Верочка в 32 года умерла — буквально сгорела в три дня от воспаления легких. Осталось трое маленьких детей, один из которых — младший сын Сереженька — рано умер. Самарин больше не женился. После революции был несколько раз арестован, сидел в тюрьме, отбывал ссылку, а в перерывах между арестами и ссылками недолго служил экскурсоводом в Абрамцево, где, в частности, рассказывал о том, как его будущая жена позировала Серову.

Савва Мамонтов и группа участников Абрамцевского кружка. 1880-е Фото: Wikimedia

Сам портрет «Девочки с персиками» предназначался в подарок ко дню рождения Елизаветы Григорьевны и провисел в столовой напротив старинного венецианского зеркала вплоть до 1914 года, ну а там война, революция, множество разных бед и несчастий. В 1929 году младшая дочь Мамонтовых Александра Саввишна, которая тогда нуждалась, продала портрет сестры в Третьяковскую галерею. С тех пор он там.

На самом деле Абрамцево могло бы легко стать филиалом Третьяковки, так много тут находится пересечений, такая плотная, густая вязь судеб, имен, дружеских и родственных связей, коммерческих и художественных интересов. Недаром кто-то из художников назовет имение Мамонтовых «русским Барбизоном». Речь шла о чем-то большем, чем только об уютном и хлебосольном пристанище для вечно голодных и нуждающихся художников. Что-то такое совпало, сошлось, спелось, чтобы в Абрамцево было всем легко дышать, творить, жить… Счастливый приют для одиноких скитальцев. Почти как у Тургенева в «Рудине»: «Хорошо тому, кто в такие ночи сидит под покровом дома, у кого есть теплый угол…» Кстати, Иван Сергеевич Тургенев в Абрамцево тоже бывал. И в бытность, когда имение принадлежало Сергею Аксакову, и позже, когда его приобрели Мамонтовы.

И. Е. Репин «Осенний пейзаж. Абрамцево» Фото: Wikimedia

Абрамцево и есть этот «теплый угол» в истории русского искусства. С персиками из домашней теплицы, с вечно пыхтящим самоваром на столе, с торжественным празднованием Пасхи, на которую съезжалась вся православная артистическая общественность, с философскими разговорами о судьбах России под мягким, но непреклонным водительством любезно-строгой хозяйки Елизаветы Григорьевны, которую гости и прислуга почитали гораздо больше, чем ее мужа.

Тот был певун, игрок, затейник. Натура непостоянная, увлекающаяся, рисковая. Весь в мечтах, проектах и планах. Все у него вечно дымилось: и чугунолитейные предприятия, и домостроительные компании, и сеть железных дорог, и Русская частная опера — его любимое детище, и собственные гончарные и столярные мастерские, и журнал «Мир искусств» (первые выпуски он финансировал), и даже две газеты либерального толка… Всего слишком много для одного, пусть даже и для такого розовощекого крепыша, как Савва Иванович.

Надо было ему заниматься чем-то одним. Например, он мог бы стать первоклассным скульптором. В абрамцевском доме на видном месте стоит бронзовый бюст его отца, сделанный с какой-то гудоновской хваткой. Мог стать и профессиональным оперным певцом. Его лирический тенор не уставали нахваливать профессионалы Ла Скала. И даже сам Шаляпин, который редко снисходил до комплиментов, уговаривал его дебютировать в Частной опере. Но нет, Мамонтову надо было все и сразу. На этой хищной всеядности и погорел, потеряв не только бизнес, но и жену.

У Врубеля есть гениальный портрет Саввы Ивановича, который тоже сейчас в Третьяковке. Там он всем корпусом откинулся, отшатнулся назад, распахнув белый накрахмаленный пластрон манишки. И смотрит на нас опасливо и изумленно, будто в глаза ему бьет слишком яркий электрический свет, а руки тревожно шарят по подлокотникам кресла в поисках опоры, не находя себе места. Колер мрачный, траурный, черный. Повсюду таятся зловещие тени. А ведь до финансового краха Мамонтова оставалось еще два года. Но Врубель все предсказал. Портрет этот, кстати, так и остался незаконченным.

А вот портретов Елизаветы Григорьевны не так много. Похоже, позировать ей было особенно некогда. Всюду она при деле. Или читает, или пишет, или играет на фортепиано (в юности брала уроки у самой Клары Шуман), или занимается рукоделием. Но все это как-то тихо, молча, размеренно, не привлекая внимания ни к собственной персоне, ни к добрым своим делам, которым нет числа: она и больницу для крестьян в Хотьково открыла (до сих пор функционирует в том же самом здании), и читальню, и мастерские, и школу… А ведь если бы не деятельная доброта Елизаветы Григорьевны, спалили бы Абрамцево окрестные мужички, как это случилось с соседскими дворянскими усадьбами. Ничего бы тут не осталось.

М. А. Врубель «Портрет Саввы Мамонтова» Фото: Wikimedia

Последние годы Мамонтовы жили врозь. Он в Москве, она — в Абрамцево. Если бы Савва Иванович не попал в долговую тюрьму, они бы наверняка развелись. Но она была идеальной женой. Пришлось ей еще заниматься его делами: нанимать адвокатов, собирать деньги под залог за его выкуп, отбиваться от кредиторов, пройти через все унижения его банкротства, разорения, распродаж, через бесчисленные предательства. Все, что у них осталось после всех судов, — это одно только Абрамцево. Да и то потому, что в свое время имение было куплено на деньги из ее приданого. И это легко можно было доказать в суде.

Да вот еще эта церковь, с ключом от которой она никогда не расставалась. Все ходила туда, жгла свечи, молилась, стоя часами на коленях. Ее и похоронили рядом с их детьми, Верой и Андреем. А потом, когда пришел срок, и Савва Иванович к ним присоединился. Последние хозяева русского Трианона.

Когда началась Великая Отечественная война, монахи Троице-Сергиевой лавры пешком добрались до Абрамцево. Знали, что, если не спрятать художественные сокровища в надежном месте, все пойдет прахом. Ничего не пропало. Хотя линия фронта проходила совсем близко. Тогда в бывшем господском доме был организован военный госпиталь, а в церкви — морг.

Сегодня все это один музей, раскинувшийся под открытым небом. Свежеотремонтированный дом, куда можно попасть только с экскурсией. Но она стоит того. Ключ от церкви на своем месте над столом в кабинете хозяйки. И все картины тоже. Только несколько заменены на старательные и почти не отличимые копии.

Множество разных строений, дорожек, аллей. Два пруда — верхний и нижний. Фонари через каждый метр. Гуляй — не хочу. Трава скошена. Флоксы благоухают.

И только три страшенные каменные «половецкие бабы», найденные при строительстве Донецко-Мариупольской железной дороги, стоят мрачными истуканами в разных уголках парка, напоминая о той самой России, которую нельзя ни потерять, ни обрести заново, но которая пребудет вечно.

Музей открыт в летний период (кроме понедельника) с 10.00 до 18.00, а в субботу до 20.00. В зимний период (кроме понедельника и вторника) с 10.00 — 18.00. Парк музея открыт ежедневно.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: