Московский академический театр сатиры

Расписание спектаклей, а также отзывы о театре «Театр сатиры», Москва

Московский академический театр сатиры

Московский академический театр сатиры

  • По популярности
  • По рейтингу
  • Списком
  • Карточками

Пролетая над гнездом кукушки (Затмение)

Девушки в цвету

Таланты и поклонники

Укрощение строптивой

Дороги, которые нас выбирают

Слишком женатый таксист

Бешеные деньги

Хомо эректус

Ночь ошибок

Собака на сене

Родненькие мои

Платонов

Дамское счастье

Рецензия «Афиши»

Театр легендарных «стариков», затмить которых некому, — ни новым режиссерам, ни актерам. Благодаря ученику Мейерхольда Валентину Плучеку на сцене Сатиры произошло второе рождение драматургии Маяковского. Плучек собрал блестящую труппу, на которой театр держится и сейчас: Ольга Аросева, Вера Васильева, Михаил Державин, Александр Ширвиндт. Гордостью Сатиры были Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Андрей Миронов. Сегодня рядом с патриархами играют Юрий Васильев, Валерий Гаркалин, Алена Яковлева и другие. В 2001 году Плучека сменил Александр Ширвиндт, чья художественная программа звучит как название вышедшего год назад спектакля с участием всех звезд: «Нам все еще смешно…». Последняя премьера Сатиры, впрочем, держится на новом имени — это Федор Добронравов, лидирующий в спектакле «Случайная смерть анархиста» по пьесе Дарио Фо.

Отзывы о театре «Театр сатиры»

В период пандемии, в экономический кризис, да и вообще в сложные нынешние времена хочется чего нибудь яркого, позитивного и красочного. На основной сцене Сатиры появился именно такой спектакль — праздник, после которого хочется жить и творить Ирландский автор Джонн Миллингтон Синг в 1907 году написал пьесу, актуальную и по сей день. Искусственно геронизированный главный герой Кристофер Мехоун, несмотря на возможное убийство отца, пользуется спросом у всех девушек деревни ровно до тех пор пока он не становится обычным парнем из толпы. И тут Флер героя падает с него, как листья с ирландских деревьев по осени. И даже любимая от него отворачивается. Не стану дальше сполерить этот очень актуальный спектакль, скажу лишь, что его режиссёру удалось не только создать на сцене зрелище, от которого невозможно оторваться, но и замахнуться на признанные авторитеты. Дмитрий Астрахан не изменил себе, его герои выпуклы и характерны, костюмы нереально красивы и живая музыка в соответствии с сюжетом. Только он умеет развенчивать мифы и очеловечивать героев.

Пришли с девушкой посмотреть спектакль. Неадекватный администратор — Дмитрий Бехтерев посмотреть спектакль просто не дал, стоял над душой минут 20 пока шло представление, рассказывая о том, что надо одеть маску когда сидишь в зале и смотришь спектакль. В итоге девушка просто психанула и ушла. Выброшенные деньги, испорченный вечер и отвратительные эмоции. Вот что я хочу сказать о посещении данного места. До этого несколько раз ходили в этот театр — были довольны. Но больше — ни ногой! Есть более адекватные места, куда сходить и где администрация не мешает отдыхать.

После спектакля с глубоко философским названием «Где мы?∞. » на все эти знаки вопросов смотришь, как на повествовательные формы, с которыми уже давно всем всё понятно, даже зрителям современного телевидения, что ежедневно, ежевечерно дают себя обманывать, облапошивать, накручивать и допускают другие манипуляции, лишь бы их не трогали на любимом диване. Просто знак вопроса ― это единственный скрюченный знак, о который препинаешься, спотыкаешься и запинаешься, а бесконечность добавляет драматизма и безысходности, отчего действие на сцене становится предсказуемо алогичным. Телевидение должно удивлять. Ежечасно. Ежеминутно. Ежемгновенно. Даже если это уже за гранью морали и чести.
Спектакль гиперболизирует реальность, с которой московский зритель имеет больше шансов столкнуться, нежели житель регионов. Беру спектакль на заметку. Буду упоминать на занятиях) есть о чём подумать, говоря о медиаобразовании. Приятного просмотра пожелать не могу, просто разрешите себе принять этот спектакль. Тогда всё будет.

— Где мы?
— К черту подробности. Кто мы?
Примерно так можно пересказать сюжет спектакля-фантасмагории «Где мы?», поставленного московским театром Сатиры.
Все действие пьесы проходит, как вы уже догадались, в психбольнице, в палате, в которой и встретились наши герои.
Петр Павлович Зарайский, старый клоун, ушедший на пенсию и никому в этом мире не нужный. Когда -то тут был дом ветеранов сцены, в котором он жил, но после пожара из дома сделали больницу и теперь старый клоун живет здесь, в больничной палате, потому что в пожаре сгорели все его документы, да и уходить ему некуда. В роли клоуна блестящий Александр Ширвиндт, который в свои 84 года на сцене не уступает молодым партнерам.

Олег Порох — молодой суперпопулярный шоумен, потрясающе узнаваемый собирательный телевизионный образ,этакий микс из Малахова, Нагиева и Олешко, сыгранный Александром Олешко. Олег Порох или Олежка, как он любит себя называть, сошел с ума прямо во время очередного шоу в прямом эфире, разгромил телестудию, нахамил директору телеканала . и пришел в себя лишь в больничной палате. Человек, все время привыкший быть в центре внимания, поклоняющийся «его величеству рейтингу» вдруг оказывается в дурдоме, где его никто не узнает, где нет мобильных телефонов, компьютеров и телевизора. Олешко настолько органично сыграл роль Олежки, словно играл самого себя.

Савва Праваторов в исполнении Федора Добронравова — раздолбай, пьяница, гармонист, участник всевозможных телепрограмм, тоже свихнувшийся на ниве шоу-бизнеса. Правда в палате не он сам, а его душа, ибо тело лежит в коме в реанимации.
Савва умеет все — и забор починить, и гроб сколотить, и в лесу выжить, и на гармошке играть. Он из тех, чья цель в жизни это «Минута славы» на телеэкране. Пожалуй этот персонаж вносит самую веселую и живую нотку в спектакль.
Как ни странно, но самый разумный человек во всей этой компании — старый клоун. Многие его рассуждения вызывали бурные аплодисменты зала, а на деле заставляли задуматься.

– По-вашему, народ устал и требует развлечений, А от чего он устал? От Пушкина? От Байрона? От Бомарше? От Бабеля? По телевизору только и видишь бесконечные пародии… Круглые сутки – кулинарные передачи с продуктами, не доступными населению. А взять эту свору дрессированных политологов.

– У нас всё так устроено, строим аквапарк, получается крематорий.

— Чаще мой руки, чтобы к ним не приставали деньги и кровь.

— Почему в нашей стране так часто горят дома престарелых?

Да, я не назвала еще одного главного героя пьесы. Это главврач клиники в исполнении Юрия Нифонтова. Со своими рассуждениям о том, что все будет хорошо он постепенно тоже начинает казаться немного ненормальным. Он из тех редких врачей, кто не утратил способности к состраданию, однако боль его вызвана тем, что медицина хотя и может облегчить участь своих пациентов, но повлиять на причину, изменить запросы времени она не в состоянии.

Пересказать сюжет спектакля очень сложно, да и пожалуй не нужно. Первое действие это комедия, где зритель постоянно смеется, зачастую угадывая в словах и действиях героев пьесы реальных людей. Однако вторая часть спектакля вдруг перестает быть смешной и становится больше философски-грустной, в какие-то моменты даже тяжелой, а финал спектакля совершенно непредсказуемо трагичен.

О чем все это? О том, что нельзя идти на поводу чужого мнения и вкуса, о том, что нужно самому быть хозяином своей судьбы.

На мой взгляд это хороший сатирический спектакль, но вот только конец мне не понравился, какой-то он получился инородный, словно автор не понимал, чем и как закончить.

Обычно я не читаю отзывы до просмотра и всегда читаю после, что бы сравнить свое мнение и мнение других зрителей. Спектакль «Где мы?», пожалуй, один из немногих, где мнения разделились почти поровну на «ужас-ужас» и «восторг-восторг», обычно все же какая-то чаша весов перевешивает, а тут полное равновесие. Если брать по 5-балльной системе, то я бы поставила 4+ и порекомендовала бы сходить посмотреть по двум причинам: первая — на сцене один их мэтров старой театральной школы Александр Ширвиндт, вторая — сюжет, который при всей своей странности заставляет думать.

О Театре

Театр Сатиры: история и современность, таланты и поклонники уникального творческого коллектива Москвы

Московский академический театр сатиры – легенда среди драматических театральных площадок столицы. Здание его расположено на Триумфальной площади, и это символично. Триумф был заложен много десятилетий назад. Таланты сменяются, а поколения поклонников по-прежнему спрашивают лишний билетик на очередной спектакль Театра Сатиры. Часто бывает не достать: все места заняты задолго до даты, особенно если заявлена премьерная постановка.

Становление: как начиналась острая сатира и тонкая ирония

История столичного Театра Сатиры началась давно, еще в далекие дореволюционные времена. Родоначальником этой легендарной столичной площадки, как ни странно, был известный цирк братьев Никитиных. Впрочем, почему странно? Цирк – это веселье и развлечения, а именно они лежат в основе деятельности Театра Сатиры, хотя это лишь одна из его граней.

  • Цирк был вынужден съехать. Животным не хватало пищи и дело было даже не в средствах на ее приобретение, но это другая история.
  • Свято место пусто не бывает. В здание въехал Московский мюзик-холл, но не слишком преуспел.
  • Его сменил Театр оперетты, но и он оказался не слишком востребованным.
  • Следующим на очереди оказался Театр Сатиры. Он пришел надолго. Быть может, навсегда?

Официально отсчет истории театра идет с 1 октября 1924 года. Именно тогда в Большом Гнездниковском переулке, в подвальном помещении, на месте кабаре «Летучая мышь» он и начал собственную творческую жизнь. Ознаменовал ее начало спектакль «Москва с точки зрения»» В. Я. Типота и Н. Р. Эрдмана в постановке режиссера Д. Г. Гутмана.

  • Первое юмористическое представление создавали молодые писатели-сатирики В.Типот, Н. Эрдман, Вл.Масс. Они сотрудничали в те времена с журналами «Красный перец» и «Крокодил».
  • Совместно с режиссером Давидом Гутманом сатилики представили зрителям своеобразное «театральное обозрение» под названием «Москва с точки зрения». Оно состояло из сатирических зарисовок, высмеивающих мещанский быт.
  • Сорокалетний режиссер был полон творческих планов, обладал неуемной фантазией, умел увлечь актеров веселыми предложениями, на ходу подхватывал и обогащал выдумки своих собеседников.
  • Каждая сценка, которую представляли зрителю, имела собственный миниатюрный сюжет, облаченный в интересную драматическую форму. Зритель оценил старания труппы.

Благодаря этому спектаклю в театр пошли. У него появились поклонники, которые признали его «своим в доску»! Новаторский жанр обозрения определил его будущее практически на все 20-е годы.

  • Отличительной особенностью тогдашних представлений была молниеносная реакция на злобу дня, что требовало от актеров умелой импровизации.
  • Спектакли строились по принципу нанизывания животрепещущих острот на единое драматургическое основание.
  • Динамичные эпизоды переплетались с остроумными куплетами, интермедиями, зажигательными танцами, которые непринужденно укладывались в канву спектакля.

Мгновенные перемены на сцене требовали от художников определенного оформления, и им приходилось становиться настоящими виртуозами. С театральных обозрений начинали свой актерский путь О. Поль, Ф. Курихин, Р. Зеленая.

Читайте также  Луксорский храм египет

Все двадцатые годы минувшего столетия московская театральная афиша пестрела необычными заголовками, которые интриговали и заманивали. А вы бы не купили билеты на такие спектакли, как «Всесвалка», «Мишка, верти», «Ст. 114 уг. код.», «Таракановщина», «Европа что надо» и аналогичные? Конечно, последовали аншлаги и рост популярности Театра Сатиры.

Смена места и направления: новая жизнь Театра Сатиры

В 30-е годы полюбившееся многочисленным зрителям культурное заведение сменило адрес. Из подвального помещения театр перебрался на Садово-Триумфальную. Возможно это повлияло и на кардинальные изменения направления. Курс был взят на водевильные и комедийные постановки.

  • В 1932 году в репертуаре появилась великолепная постановка «Город Глупов», созданный по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина. Над оформлением его декораций трудились прославленные Кукрыниксы.
  • «Город» вдохновил на очередные подвиги и достижения. Родилась комедия И. Штока под названием «Вагон и Марион». Она была создана по впечатлениям от путешествия драматурга на Магнитстрой.

Увы, обе эти постановки нельзя называть удачными. Чувствовалась нехватка сильной режиссерской руки. Труппа жаждала реального руководителя, который совместил бы в себе театральный талант и мастерство режиссуры.

«Рука» появилась в 1933 году. Это была рука Николая Горчакова — ученика Станиславского и Вахтангова. Он был воспитан в лучших традициях строгой режиссерской дисциплины, продуманных постановок, но не был чужд эксперимантов.

  • С его приходом ситуация резко изменилась. Работать коллективу было нелегко.
  • Талантливые исполнители, привыкшие к актерской вольнице «театральных обозрений», просто не умели работать в необычном для них ключе.
  • Однако Горчаков, сделавший ставку на жанр бытовой комедии, упорно продвигался вперед.

В 1934 году в Театр Сатиры пришел король эстрады с непререкаемым авторитетом. Речь идет о Владимире Хенкине, и он поддержал метод режиссера Горчакова. Кульминацией этого периода можно считать постановку лирической водевильной комедии «Чужой ребенок» В. Шкваркина.

  • Успех спектакля превзошел все ожидания. Билеты раскупались мгновенно, несмотря на то, что спектакль давали 1500 раз!
  • Он стал истинным торжеством актерского мастерства Поля, Зенина и других актеров, великолепно сыгравших комедию положений с небольшой грустинкой.

В театральном репертуаре стали появляться все новые и новые спектакли, в основу которых ложились пьесы современных авторов — В. Катаева, М. Булгакова, Н. Дьконова. Они соседствовали с мировой классикой — К. Гольдони, У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, А. Островского.

Новый этап развития театра

В Театре Сатиры был некоторый период застоя. Шла смена режиссеров и худруков, но никто из них не мог «потянуть» не просто руководство, а уникальность этой площадки. Только с приходом Валентина Николаевича Плучека в Театре Сатиры началось время, впоследствии названное «золотым веком» подмостков.

Одаренный ученик великого Мейерхольда, Плучек прибыл в театр в 1950 году. Он сразу же поставил успешный спектакль «Не ваше дело» по пьесе Полякова. Пожалуй, наиболее примечательными вехами в истории театра того времени можно назвать премьеры «Бани», «Клопа», «Мистерии-буфф». Все эти спектакли Плучек создавал в соавторстве с Юткевичем и Петровым по пьесам В. Маяковского.

С 1957 года начал длительный путь Театра Сатиры под руководством Плучека. Буквально сразу зрители увидели спектакль «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета, имевший ошеломляющий успех. Достижения худрука оценила и труппа.

  • Спектакли были настолько аншлаговыми, что перед театром выстраивалась конная милиция для поддержания порядка.
  • Порой действие приостанавливали из-за длительных аплодисментов публики.
  • После 5 показов по личному приказу У. Фурцевой, тогдашнего министра культуры, спектакль оказался под запретом. Действующая власть испугалась реальной конкуренции власти сатиры.

Пятидесятые годы минувшего века стали для Театра Сатиры периодом становления психологической остроты характеров персонажей, образных сценических решений. В это время формировался и развивался талант Г. Менглета, Б. Рунге, В. Лепко, А. Папанова, Н. Архиповой и других талантливых актеров.

Современность и несомненная ведущая роль Сатиры в театральном мире столицы, России и мира

В 64-м, в год своего сорокалетия, театр, который именовали «собирателем, хранителем, пропагандистом советской комедии» получил постоянную прописку на Триумфальной площади. Популярность его увеличивалась.

  • Об этом свидетельствуют премьеры, когда зрителями буквально сносились двери в зрительный зал.
  • Такая ситуация сложилась на премьерном показе спектакля по поэме А. Твардовского «Теркин на том свете».
  • Публика, среди которой был сам автор вместе с редакцией журнала «Новый мир», увидела молодого талантливого актера А. Папанова. Вскоре и этот спектакль сняли с репертуара.

В конце 60-х Плучек сделал ставку звездную пару — Андрея Миронова и Анатолия Папанова. 1969 год стал годом премьеры «Женитьбы Фигаро» по пьесе Бомарше. В течение 18 лет этот спектакль был своего рода «визиткой» театра. Он собирал невероятные аншлаги. Билеты было не купить. Они практически вообще не появлялись в кассах, а около здания театра перед началом спектаклей ходили толпы жаждущих попытать счастье с «лишним билетиком».

  • Главного героя в этом манифесте против уныния и серости сыграл гениальный и блистательный Андрей Миронов.
  • Он воплотил образ энергичного, свободолюбивого Фигаро, не терпящего превосходства силы и богатства, унижений, насилия.

Март 1972 года ознаменовался очередной премьерой Театра Сатиры. Поставили комедию Н. В. Гоголя «Ревизор». В спектакле блистала поистине звездная команда. Изумительно играли не только Миронов и Папанов. Восхищала В. Васильева, Г. Менглет, М. Державин, Т. Васильева, А. Ширвиндт, З. Высоковский.

  • «Ревизор» задумывался режиссером как обличение несчастий и бед российской действительности.
  • Труппа показала абсолютно реальные, хотя и несколько преувеличенные страсти и характеры.

Еще одна знаковая постановка состоялась в 1976 году. Это была комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Ввновь в главных ролях были задействованы А. Миронов, игравший Чацкого, А. Папанов (Фамусов), М. Державин (Скалозуб), А. Ширвиндт (Молчалин).

  • Не раз постановки самого Плучека оказывались под запретом, но это лишь подогревало интерес к театру, ставшему к середине 1970-х наиболее востребованным и труднодоступным культурным заведением столицы.
  • Зрители готовы были часами стоять, чтобы достать билеты на спектакли, где играли Миронов, Папанов, Ткачук, Ширвиндт, Аросева, Пельтцер и другие замечательные артисты превосходной труппы.
  • Театр Сатиры стал площадкой для успешного старта молодых режиссеров. К примеру, здесь дебютировал М. Захаров, который поставил «Доходное место» А. Островского, «Мамаша Кураж» Б. Брехта и другие спектакли.
  • Еще одна постановка в 1980 году брехтовского произведения под названием «Трехгрошовая опера» отразила вечную тему произвола неуемной власти и грязных денег над человеческими идеалами и ценностями.
  • В восьмидесятые годы XX века в театре, чередуя классику с современностью, ставились пьесы В. Розова, Н. Хикмета, А. Островского. Кроме Плучека их постановщиками выступали А. Миронов, А. Ширвиндт, Е. Каменькович.

Увы, жизнь бывает неумолимой. В 1987 году после ухода из жизни великих артистов Миронова и Папанова пришлось убрать из репертуара 13 спектаклей. Это была огромная потеря, но публика не перестала испытывать любовь к театру и ходить на его спектакли. В трудные безденежные годы «перестройки» здесь даже предлагали невероятно дешевые билеты для дорогих зрителей!

С 2000 года худруком театра является А. Ширвиндт. Став достойным учеником своих великих современников, он привнес и свои уникальные решения, укрепил и пополнил коллектив молодыми талантами.

Сегодня на подмостках Театра Сатиры наряду со старейшинами Н. Селезневой, В. Васильевой, Н. Корниенко играют актеры среднего (А. Яковлева, Ф. Добронравов, С. Рябова) и совсем молодого (К. Мишулина, М. Демченко, М. Козакова, М. Горбань) поколения. Театр Сатиры по-прежнему остается любимым и востребованным. Билеты на спектакли не залеживаются в кассах.

Московский академический театр сатиры

Московский академический драматический театр сатиры входит в десятку лучших театров столицы. Он ведет свою историю с 1924 года, идея о его создании возникла у творческой группы, в которую входили режиссеры, актеры и сатирики из нескольких московских театров и журналов. Тогда же было придумано и название учреждения.

Первые годы Театр сатиры располагался в подвальном помещении в Большом Гнездниковском переулке, его репертуар состоял из пародий на политические и бытовые темы. После переезда в здание на Садово-Триумфальной площади добавились водевили и классические пьесы. Впоследствии театр еще несколько раз менял адрес и в 1964 году занял помещение на Триумфальной площади. К этому времени программа заведения наполнилась такими произведениями, как «Ревизор», «Горе от ума», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и др.

Здание Театра Сатиры на панораме:

Одним из лучших режиссеров Театра Сатиры считается Валентин Плучек, отдавший работе здесь более 50 лет. Талантливый мастер собрал труппу из актеров, которые стали легендами — Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер, Анатолий Папанов, Ольга Аросева, Валентина Токарская, Георгий Менглет и другие известные артисты сделали театр настолько востребованным, что попасть в него было очень сложно, билеты раскупали за месяцы. При Плучеке были поставлены спектакли, ставшие основой репертуара.

После смерти Валентина Николаевича пост художественного руководителя Театра Сатиры занял актер и режиссер, народный артист России Александр Анатольевич Ширвиндт.

Афиша Театра сатиры на Август 2021

С афишей на ближайшие месяцы можно познакомиться на сайте театра. При выборе спектакля обращайте внимание на значок возрастной категории — есть постановки для зрителей старше 18 лет.

Онлайн-трансляции

В разделе Афиша некоторые спектакли отмечены значком «Онлайн». Это значит, что данные постановки транслируются в интернете. Это отличный вариант для тех, кто по каким-либо причинам не может посетить театр. Кроме того, онлайн-трансляция стоит значительно дешевле, чем билет, всего 300 рублей.

Стоимость билетов

Цены на спектакли Основной сцены начинаются от 200 рублей на дальние ряды амфитеатра. Лучшие места в партере обойдутся в 2000–5000 рублей. Места на «Чердаке Сатиры» стоят от 500–1000 до 2000–3000 рублей.

Спектакли Театра сатиры

Сегодня на сцене театра можно увидеть постановки, которые срывали овации еще в 60-х годах, что является прямым подтверждением того, что классика никогда не устаревает. «Ревизор» Гоголя, «Платонов» Чехова, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Укрощение строптивой» Шекспира, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»​ Линдгрен не сходят с подмосток Основной сцены Театра сатиры уже многие годы и до сих пор остаются популярными.

Постановки текущего репертуара — фантасмагория «Где мы?∞!…», ​мюзикл «Дороги, которые нас выбирают»​, комедии «Слишком женатый таксист» и «Опера нищих» — относятся к современной драматургии, основанной на известных произведениях отечественной и зарубежной литературы.

Актеры Театра сатиры

Труппа постоянно получает восторженные отзывы благодарных зрителей. Актерский состав по праву можно назвать звездным — Александр Ширвиндт, Максим Аверин, Олег Вавилов, Вера Васильева, Игорь Лагутин, Наталья Селезнева, Алена Яковлева, Федор Добронравов и другие артисты Театра сатиры известны отличной актерской игрой, умением сыграть самые сложные роли.

Основная сцена Театра сатиры и сцена «Чердак Сатиры» располагаются в одном здании. Зал на «Чердаке» небольшой — всего на 150 мест. Основная сцена способна вместить больше 1000 зрителей.

Читайте также  Дворец елизаветы на фонтанке

Схемы залов можно посмотреть при покупке билета (открывается для выбора места), а также на официальном сайте театра, в информационном разделе (ссылки находятся внизу страницы).

Как добраться

Московский театр сатиры находится в окружении других культурных учреждений столицы — по соседству работает Театр имени Моссовета, Концертный зал П. И. Чайковского, Музей М. А. Булгакова, Сад Аквариум и Триумфальная площадь.

Добираться сюда удобнее всего на метро, в нескольких метрах находится станция метро «Маяковская».

Две автобусных остановки «Метро Маяковская» располагаются рядом с театром. Одна на Большой Садовой улице, здесь ходят маршруты № 869, т39. Вторая — у метро на Тверской улице. На ней останавливаются автобусы № 101, 904, м1, н1.

Автомобилисты могут припарковаться на Триумфальной площади и на ближайших улицах, стоянка здесь платная, поэтому имеет смысл рассмотреть вариант с такси, так как некоторые спектакли длятся по 3 часа. Вызвать машину с водителем можно через сервисы Uber, Gett, Maxim, Яндекс.Такси, Везет и другие.

Видео о Московском театре сатиры: фрагмент спектакля

Московский академический театр Сатиры

Московский академический театр Сатиры

Вид с Садового кольца
Прежние названия Театр Сатиры
Основан 1924
Директор Мамедали Агаев
Художественный руководитель Александр Ширвиндт
Сайт http://www.satire.ru/
Московский академический театр Сатиры на Викискладе

Московский академический театр Сатиры — драматический театр, существующий в Москве с 1924 года.

Содержание

История театра

Театр Сатиры был образован 1 октября 1924 года. В первые годы в репертуаре театра преобладали произведения не являющиеся пьесами в прямом смысле этого слова — это были обозрения на темы политики, быта, пародийные («Москва с точки зрения», «Захолустье», «Национализация женщин», «Нужная бумажка», «Спокойно, снимаю!», «Семь лет без взаимности», «Европа что надо», «Чужая голова», «Текущие дела», «Мишка, верти»). [1]

В 1924—1928 гг. художественным руководителем театра был Алексей Григорьевич Алексеев [2] .

Уже в начале 1930-х годов основой репертуара стала бытовая комедия. В 1933—1941 и в 1943—1948 годах художественным руководителем театра был Николай Горчаков. В 1948 году его сменил Николай Петров [3] , возглавлявший коллектив по 1953 год, в 1950-м пригласивший в театр в качестве режиссёра оказавшегося без работы Валентина Плучека. В 1951—1962 годах театр размещался в здании на Малой Бронной улице, 4, стр. 2.

В 50-х годах театр поставил произведения В. Маяковского («Баня», «Клоп», «Мистерия-буфф»), ставшие этапными для театра.

В 1957—2000 годах коллектив возглавлял Валентин Плучек. Его спектакли «А был ли Иван Иванович?», «Тёркин на том свете», стали значительными событиями художественной и общественной жизни. В 1965—1973 годах рядом с Плучеком плодотворно работал в качестве режиссёра-постановщика Марк Захаров, поставивший спектакли «Доходное место» А. Н. Островского, «Темп-1929» по ранним произведениям Н. Погодина, «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта и ряд других.

С 2000 года художественный руководитель — Ширвиндт, Александр Анатольевич.

Труппа театра

  • Авшаров, Юрий Михайлович (1962—2010)
  • Васильева, Татьяна Григорьевна (1969—1983)
  • Весник, Евгений Яковлевич (1954—1963)
  • Высоковский, Зиновий Моисеевич (1933—2009)
  • Гаркалин, Валерий Борисович (1988—2001)
  • Доронин, Виталий Дмитриевич (1945—1951)
  • Дорофеев, Владимир Андреевич (1949—1974)
  • Егорова, Татьяна Николаевна (1966—1989)
  • Зонненштраль, Михаил Георгиевич (1984—1997)
  • Колган, Алексей Анатольевич (2001—2009)
  • Кулик, Владимир Алексеевич

Кумаритов Борис Михайлович (1965-2000)

Сегодняшний день театра

Современная труппа театра

Репертуар

Выдающиеся постановки прошлых лет

  • 1953 — «Свадьба с приданым» Н. Дьяконов постановка Б.Равенских (в связи с большим успехом спектакля, который шёл в театре 152 раза с неизменным аншлагом [6] в 1953 году был снят фильм «Свадьба с приданым». В спектакле звучат три песни на стихи поэта Алексея Фатьянова: «Зацветает степь лесами», «На крылечке твоем» и «Хвастать, милая, не стану» («Куплеты Курочкина»). Музыку к песням написал Борис Мокроусов
  • 1953 — «Баня» В.Маяковский, постановка Н. Петрова, В. Плучека, С. Юткевича
  • 1955 — «Клоп» В. Маяковский, постановка В. Плучека, С. Юткевича
  • 1957 — «Мистерия-буфф» В. Маяковский, постановка В. Плучека
  • 1963 — «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольер, постановка Евгения Весника, А. Столбова
  • 1968 — «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен, автор инсценировки Софья Прокофьева, режиссёр Маргарита Микаэлян
  • 1969 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, постановка В. Плучека
  • 1970 — «Проснись и пой!» М. Дьярфаш, постановка М. Захарова, А. Ширвиндта
  • 1971 — «Обыкновенное чудо» Е. Шварц, руководитель постановки В. Плучек, постановка М. Микаэлян
  • 1973 — «Маленькие комедии большого дома» А. Арканов, Г. Горин, руководитель постановки В. Плучек, постановка А. Миронова, А. Ширвиндта.
  • 1980 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехт, постановка В. Плучека

Текущий репертуар

  • «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен, автор инсценировки Софья Прокофьева, режиссёр Маргарита Микаэлян
  • «Женщины без границ» Юрий Поляков, режиссёр Александр Ширвиндт
  • «Хомо Эректус» Юрий Поляков, режиссёр Андрей Житинкин, в ролях Юрий Васильев (Игорь Кошельков), Алена Яковлева (Маша Кошелькова), Светлана Рябова (Валерия Гранкина), Андрей Барило (Сергей Гранкин), Олег Вавилов (Антон Говоров), Евгения Свиридова (Кси), Александр Чернявский (Вася), Нина Корниенко (Ирина Марковна), Алена Яковлева (Маша Кошелькова), Владимир Носачев (Николай Егорович), Марина Ильина (Валерия Гранкина), Андрей Зенин (Сергей Гранкин), Елена Подкаминская (Кси), Валентина Шарыкина (Ирина Марковна)
  • «Кошмар на улице Лурсин» Эжен Лабиш, режиссёр Александр Ширвиндт, в ролях Федор Добронравов (Оскар Ланглюме), Марина Ильина (Норина Ланглюме), Валерий Гурьев (Мистенгю), Андрей Зенин (Потар), Александр Симонец (Жюль, слуга)
  • «Мольер (Кабала святош)»
  • «Слишком женатый таксист» Рэй Куни, режиссёр Александр Ширвиндт
  • «Чествование» Бернард Слэйд, режиссер Сергей Арцибашев

Примечания

  1. Московский Театр Сатиры (брошюра 30-х годов). Редактор Виктор Типот.
  2. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт. (стр. 458—459)
  3. Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 19. Отоми — Пластырь. 1975. 648 стр., илл.; 29 л. илл. и карт. (стб. 1439)
  4. Почётное звание присвоено указом президента России № 401 от 07 апреля 2005 года
  5. Почётное звание присвоено указом президента № 316 от 3 апреля 2002 года
  6. Телеканал «РОССИЯ» // Свадьба с приданым. Х/ф

Ссылки

  • Сайт театра
  • О театре Сатиры — История театра: труппа, постановщики, репертуар.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Русское национальное единство
  • Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)

Смотреть что такое «Московский академический театр Сатиры» в других словарях:

Московский академический театр сатиры — Вид с Садового кольца Прежние названи … Википедия

Московский академический театр сатиры — 1 октября 1924 года в Москве в подвальном этаже дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке был открыт Московский театр сатиры. Возглавил новый театр режиссер Давид Гутман. В создании первого спектакля обозрения Москва с точки зрения принимали… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Московский академический театр имени Владимира Маяковского — Днем hождения Театра имени Владимира Маяковского считается 29 октября 1922 года. В этот день в здании на Никитской улице в Москве был открыт один из первых советских драматических театров – Театр революции. Здание театра было построено в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Московский академический театр имени В. В. Маяковского — Московский академический театр им. Вл. Маяковского Прежние названия Театр Революции Основан 1922 Художественный руководитель Сергей Николаевич Арцибашев Сайт http://www.mayakovsky.ru Московский академический театр им.Вл.Маяковского драматиче … Википедия

Московский академический театр им. Вл. Маяковского — Координаты: 54°45′25.2″ с. ш. 37°36′03.7″ в. д. / 54.757° с. ш. 37.601028° … Википедия

Московский театр Сатиры — Московский академический театр Сатиры Прежние названия Театр Сатиры Основан 1924 Художественный руководитель Александр Ширвиндт Сайт http://www.satire.ru/ Московский академический театр Сатиры … Википедия

Московский театр сатиры — Московский академический театр Сатиры Прежние названия Театр Сатиры Основан 1924 Художественный руководитель Александр Ширвиндт Сайт http://www.satire.ru/ Московский академический театр Сатиры … Википедия

Театр Сатиры — Московский академический театр Сатиры в Москве Театр Сатиры на Васильевском в Санкт Петербурге Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина в Москве … Википедия

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР САТИРЫ — создан в 1924, с 1985 академический. Главный режиссер В. Н. Плучек (с 1957). Спектакли: Свадьба с приданым Н. М. Дьяконова (1950), Баня (1953) и Клоп (1955) В. В. Маяковского, Доходное место А. Н. Островского (1967), Теркин на том свете А. Т.… … Большой Энциклопедический словарь

95 лет с улыбкой. Как появился и чем живет сегодня Театр сатиры

На его сцену выходили Андрей Миронов и Анатолий Папанов, здесь ставил спектакли Марк Захаров, а руководил театром легендарный Валентин Плучек. С первых лет своего существования Театр сатиры собирал аншлаги: здесь всегда остроумно и тонко говорили на злободневные темы.

Первые годы театра

1924 год. В столице открывается новый театр общественно-злободневной сатиры. Главным режиссером стал Давид Гутман, до этого руководивший легендарным Теревсатом — Театром революционной сатиры. Вместе с Гутманом у истоков стояли режиссер Георгий Холмский (директор) и драматург Виктор Типот (заведующий художественной частью). Сначала театр хотели назвать «Комедия», но вскоре отказались в пользу названия «Театр сатиры», которое полнее отражало стремление создателей высмеивать недостатки современного общества.

В труппе было 27 человек. Репетировали и показывали спектакли в подвальном помещении Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где раньше располагался театр-кабаре «Летучая мышь».

Над первой постановкой-обозрением «Москва с точки зрения» работали писатели Виктор Типот, Николай Эрдман и Владимир Масс. Спектакль состоял из небольших историй, объединенных основным сюжетом. Герои каждой — москвичи, измученные квартирным вопросом (в то время в стране полным ходом шло уплотнение). Постановка стала аншлаговой. Затем последовали и другие обозрения, среди которых «Европа что надо», «Всесвалка», «Не хулиган ли вы, гражданин?».

«Мы театр маленький, быстрый, веселый, подвижный. У нас нет времени лечить, мы только обнаруживаем симптомы болезни. Пусть их лечат большие, серьезные театры», — говорил Давид Гутман.

Вскоре стало понятно, что жанр обозрения изживает себя и театру нужны современные сатирические комедии. Так появляются «114-я статья» и «Склока», созданные по произведениям Виктора Ардова и Льва Никулина. С театром начали сотрудничать ученики Константина Станиславского, режиссеры и актеры.

Новый дом и новый руководитель

Через два года театр открыл филиал в небольшом помещении на Спартаковской улице. Через несколько месяцев его закрыли (из-за непродуманной организации) — и открыли новый на Садово-Триумфальной площади. Филиал был задуман как экспериментальная площадка советской сатирической комедии. В это же время из театра ушел Давид Гутман. Вместо него на основной сцене спектакли начал ставить режиссер, актер и драматург Алексей Алексеев, в филиале — Эммануил Краснянский, бывший художественный руководитель оперной мастерской «Молодое творчество».

Окончательно в здание на Садово-Триумфальной площади из помещения в Большом Гнездниковском переулке театр переехал в 1930-е годы. Новым художественным руководителем стал Николай Горчаков. При нем спектакли-обозрения окончательно исчезли из репертуара Театра сатиры. Вместо них появились постановки по произведениям Жан-Батиста Мольера, Максима Горького, Николая Лескова, Антона Чехова, Михаила Салтыкова-Щедрина.

Читайте также  Музей булгакова нехорошая квартира

Горчаков, ученик Евгения Вахтангова, до прихода в Театр сатиры работал сначала в 3-й студии МХТ, затем — во МХАТе. В Художественном театре он занимался восстановлением «Горя от ума», поставил под руководством Станиславского мелодраму «Сестры Жерар». Лирический водевиль «Квадратура круга», который Горчаков создал во МХАТе 1928 году, показали 646 раз. Сначала Горчакову удавалось совмещать работу в двух театрах, но руководство и коллектив Театра сатиры настояли на окончательном переходе.

Военные годы

Во время Великой Отечественной войны во многих столичных театрах начали создавать фронтовые бригады. Часть артистов Театра сатиры, среди которых были Валентина Токарская, Рафаил Холодов, Рафаил Корф и Яков Рудин, отправились с бригадой московских актеров № 13 на фронт. Они выступали перед бойцами 16-й армии Константина Рокоссовского.

В 1941-м бригада попала в окружение. Корф и Рудин погибли. Токарскую, Холодова и нескольких других актеров из бригады нацисты взяли в плен. Сначала актеры выступали перед ними. В 1944 году, отступая, немцы увезли артистов в Германию, где они выступали перед советскими военнопленными. Из освобожденного Берлина Холодов и Токарская шли пешком до Польши, откуда были отправлены поездом в Москву.

Как и многие московские театры в годы войны, Театр сатиры был отправлен в эвакуацию. Николай Горчаков остался в столице, в созданном им Театре драмы. Временно исполняющим обязанности художественного руководителя стал популярный актер Владимир Хенкин. Сначала Театр сатиры был направлен в Иркутск, потом во Владивосток, затем в Магнитогорск, Хабаровск. В столицу он вернулся только в 1944-м.

В то время ставились спектакли по произведениям Алексея Толстого, Льва Шейнина, Сомерсета Моэма. В постановках играли Владимир Хенкин, Ева Милютина, Федор Курихин и другие.

На посту художественного руководителя Горчакова сменил Петр Васильев, Васильева — Николай Петров. На афишах — «Факир на час», «Вас вызывает Таймыр», «Где эта улица, где этот дом», «Остров мира» и другие.

Эпоха Плучека

В 1949 году театр переехал в здание на Малой Бронной улице. Через год в репертуаре появился спектакль «Не ваше дело» по пьесе Владимира Полякова. Его поставил режиссер Валентин Плучек — ученик Всеволода Мейерхольда. Ранее Валентин Николаевич возглавлял Московскую театральную студию, после нее — Драматический театр Северного флота в Мурманской области.

В 1953-м режиссер и театральный художник Сергей Юткевич предложил поставить «Баню» по пьесе Владимира Маяковского. Вместе с ним в работе принимали участие Плучек и Петров. Позднее эта же команда приступила к другой комедии Маяковского — «Клоп». В 1963 году спектакль показали на театральном фестивале в Париже, где он получил высокую оценку жюри.

В 1957-м Валентина Плучека назначили главным режиссером театра. В том же году вышла его постановка «А был ли Иван Иванович?» по пьесе Назыма Хикмета. Главную роль сыграл Анатолий Папанов. Ажиотаж был огромным, желающих попасть на спектакль было так много, что подступы к театру охраняла конная милиция. Через два года Плучек ставит «Дамоклов меч» — спектакль идет с таким же успехом. Однако после пяти показов он исчез с афиш — острую постановку запретила Екатерина Фурцева, министр культуры СССР.

В 1963-м театр покинул здание на Малой Бронной улице и разместился в помещении на Ленинградском проспекте, в котором сейчас находится театр «Ромэн», но уже через год переехал на площадь Маяковского — в здание, построенное для конного цирка братьев Никитиных в 1911 году. После переезда цирка в помещении находился Московский мюзик-холл (прототип театра «Варьете» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»), а затем — Театр оперетты. Здание неоднократно перестраивали, ремонтировали. Сегодня о том, что здесь когда-то был цирк, напоминает только купол.

К 1960-е годы в театре было поставлено 112 советских комедий — по произведениям Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Михаила Рощина, Александра Гельмана и многих других.

Валентин Плучек возглавлял Театр сатиры больше 40 лет. Он собрал по-настоящему звездную труппу, в которую входили Вера Васильева, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Роман Ткачук. В 1965 году в театр пришел режиссер Марк Захаров, поставивший такие спектакли, как «Доходное место» Александра Островского, «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта и другие.

Постановка Валентина Плучека «Женитьба Фигаро» (1969 год) стала настоящим хитом, визитной карточкой театра. В ней сыграли Андрей Миронов, Валентин Гафт, Александр Воеводин и Роман Ткачук, костюмы создал модельер Вячеслав Зайцев. Спектакль не уходил со сцены почти 20 лет. После смерти Андрея Миронова показы прекратили — вводить в спектакль нового Фигаро сочли неуместным.

В 1980-е на сцене появляются «Вишневый сад», «Родненькие мои», «Гнездо глухаря» в постановке Валентина Плучека, «Концерт для театра с оркестром» Александра Ширвиндта. Режиссер Евгений Каменькович ставит «Восемнадцатого верблюда» — это его дебют в Театре сатиры и третий созданный им спектакль.

Звание «Академический» театру присвоили в 1985 году.

В 1994-м Плучек ставит «Укрощение строптивой». Режиссер не стал переносить действие шекспировской комедии в современность и придумывать новые концепции, но история страстного противостояния упрямого Петруччо и строптивой Катарины оказалась близка и понятна современным зрителям. Эту постановку Плучек называл завещанием молодому поколению.

Новая эпоха

В 2000 году Театр сатиры возглавил режиссер, актер и педагог Александр Ширвиндт. Среди поставленных им спектаклей театра — «Кошмар на улице Лурсин», «Швейк, или Гимн идиотизму», «Женщины без границ».

Сегодня визитной карточкой театра, наряду с «Укрощением строптивой», считается спектакль «Где мы?∞. » Родиона Овчинникова. Герои — деревенский мудрец и пьяница, известный телеведущий и столетний обитатель Дома ветеранов сцены — оказываются в сумасшедшем доме, главврач которого не торопится их лечить. Роли исполняют Федор Добронравов, Александр Олешко, Александр Ширвиндт и Юрий Нифонтов.

Еще один любимый зрителями спектакль в постановке Ширвиндта — комедия положений «Слишком женатый таксист». Таксист Джон Смит — очень ловкий человек. У него два дома и две жены, которые не подозревают о существовании друг друга: Смит отлично продумал график посещений обеих возлюбленных. Привычный ход жизни нарушает авария — двоеженца вот-вот выведут на чистую воду.

«Хотим сыграть Мольера» — прошлогодняя премьера Александра Ширвиндта по пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольера и Жан-Батиста Люлли. В постановке, жанр которой в театре определяют как «ироническое баловство», использовали музыку Владимира Дашкевича и стихи Юлия Кима. В главной роли — Федор Добронравов.

Кроме основной сцены, в театре есть еще одна — «Чердак сатиры». Это почти абсолютная копия основной, но в несколько раз меньше. Если в большом зале могут разместиться 1206 зрителей, то в малом — 150. Там показывают постановки «Бешеные деньги», «Горгоны», «Муж и жена снимут комнату», «Родненькие мои» и другие.

Московский академический театр Сатиры

1 октября 1924 года в подвальном этаже дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке, ныне учебный театр ГИТИСа, начал свою жизнь Московский театр сатиры.

Московский академический театр Сатиры

Первый спектакль «Москва с точки зрения» надолго определил будущее театра. Москва признала Театр сатиры своим. Обозрения стали ведущим жанром репертуара. В 30-е стиль обозрения сменился стилем комедии и водевиля. На смену обозрению пришла драматургия, в которой преобладала ирония.

В 1969 г. состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П.Бомарше с Андреем Мироновым в главной роли, на восемнадцать лет ставший визитной карточной театра. Это был манифест против серости и уныния.

В середине 70-х годов театр стал самым популярным местом в Москве. В театре была собрана прекрасная труппа актеров — Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ольга Аросева, Зоя Зелинская, Нина Архипова, Валентина Токарская, Георгий Менглет, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Роман Ткачук, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Валентина Шарыкина, Нина Корниенко, Наталья Защипина, а позже — Раиса Этуш, Алена Яковлева, Юрий Васильев, Марина Ильина и многие другие.

Московский академический театр Сатиры

Публика продолжает любить театр, любить актеров и спектакли. В 2000 году художественным руководителем театра стал народный артист России Александр Анатольевич Ширвиндт. Он сохранил традиции, заложенные основоположниками театра, и добавил игру молодых актеров.

Театр сатиры дает зрителям уникальную возможность взглянуть на все жизненные ситуации с юмором. Здесь можно не только отдохнуть, но и уйти с хорошим настроением, благодаря уникальному репертуару театра и блистательной игре актеров.

Узнать подробности можно на официальном сайте: http://www.satire.ru/

Поделиться ссылкой

Aфиша — Московский академический театр Сатиры

Пролетая над гнездом кукушки (Затмение)

Московский академический театр Сатиры

18 октября 2021 в 19:00

Возрастной ценз: 16+ Артисты театра Ленком в спектакле А. Морфова «ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ (ЗАТМЕНИЕ)». В ролях: Народный артист РФ Александр Лазарев / Народный артист РФ Андрей… Подробнее Возрастной ценз: 16+ Артисты театра Ленком в спектакле А. Морфова «ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ (ЗАТМЕНИЕ)». В ролях: Народный артист РФ Александр Лазарев / Народный артист РФ Андрей Соколов; Народная артистка РФ Елена Шанина; Народный артист РФ Александр Сирин; Народный артист РФ Иван Агапов; Анна Якунина; Андрей Леонов и другие. Российский зритель хорошо знаком с произведением Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». История поменяла название (теперь оно звучит совсем кратко – «Затмение»), но сюжет по-прежнему будоражит умы зрителей. Способен ли человек в одиночку победить целую систему? Что лучше: порядок или хаос? На эти непростые вопросы можно отыскать ответы, если приобрести билеты на яркую постановку болгарского режиссера Александра Морфова. Спектакль полон кинематографических эффектов, а в первые моменты действие даже напоминает трансляцию из психиатрической больницы. Здесь каждый занимается своим делом: медсестра насаждает строгие порядки, больные ездят на каталках или карабкаются по металлической сетке. И вот в этом царстве неоновых ламп и белого кафеля появляется Макмэрфи – бунтарь и революционер. Все действие он будет разрушать устоявшийся порядок, пытаясь расшевелить постояльцев клиники. «Пролетая над гнездом кукушки (Затмение)» – это причудливая смесь жанров. Зритель, приобретающий билеты на постановку артистов театра «Ленком», будет удивлен той гамме чувств, которую дарит спектакль. Если в первом действии хочется улыбаться, то второй акт вызывает полностью противоположные чувства. Душевнобольной человек – одна из самых сложных ролей. Но и на этот раз коллектив театра «Ленком» справился со своей сверхзадачей блестяще. Здесь нет передергиваний и глупого переигрывания. Многие обитатели сумасшедшего дома ведут себя самым адекватным образом, скрывая настоящее безумие глубоко внутри. Свернуть

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: