Массандровский дворец в Крыму

Массандровский дворец – расположенный в Крыму, в окрестностях Ялты, памятник архитектуры конца XIX века. Не столь величественный, как Ливадийский или Воронцовский, дворец Александра III привлекает своим изяществом и теплой, домашней атмосферой уютных залов и окружающего здание ландшафтного парка.

Массандровский дворец – расположенный в Крыму, в окрестностях Ялты, памятник архитектуры конца XIX века. Не столь величественный, как Ливадийский или Воронцовский, дворец Александра III привлекает своим изяществом и теплой, домашней атмосферой уютных залов и окружающего здание ландшафтного парка. Заложенный при генерале Воронцове, он вскоре перешел во владение императорской семьи. При советской власти, после окончания Великой Отечественной войны, комплекс облюбовала партийная верхушка – Массандровский дворец на долгие годы стал резиденцией генсеков КПСС. После распада Советского Союза хорошо сохранившееся здание превратили в музей. Сейчас в залах дворца воспроизведены исторические интерьеры, дополненные подлинными экспонатами, принадлежавшими семейству Романовых.

Видео: Массандровский дворец

История Массандровского дворца

Окрестности Массандры перешли в собственность российского дворянства сразу после вхождения Крыма в состав империи. При Софье Потоцкой и ее дочерях был заложен Массандровский парк площадью около 42 га, однако достойный его помещичий дом начали строить только в 1881 году, когда владельцем земель стал князь Семен Михайлович Воронцов. Активный участник Крымских войн, генерал, он надеялся на старости лет обосноваться в собственном дворце. Мечтам его не суждено было сбыться: уже через год после начала работ Воронцов умер, а дом по проекту французского архитектора Этьена Бушара так и остался недостроенным. Наследники князя по боковой линии, графы Шуваловы, не нуждались в лишнем имении, поэтому в 1889 году перепродали его императорской семье.

Новый архитектор Максимилиан Месмахер, известный своими санкт-петербургскими проектами, получил «в наследство» от француза внешние стены и крышу. Все это он дополнил деталями, придавшими Массандровскому дворцу декоративный, «сказочный» облик. Под его руководством были отделаны внутренние помещения, облицованы плиткой парковые дорожки и лестницы. Несмотря на усилия архитектора, полноценной летней резиденцией комплекс не стал. Для размещения всего двора в нем просто не хватало места. Но Александр III с удовольствием использовал его как охотничий домик, отдыхая в доме после вылазок на природу.

Вид на дворец с Большой террасы. Начало XX века Декоративное оформление подпорной стены перед парадным входом. Начало XX века

После национализации дворца в советское время в нем разместился противотуберкулезный санаторий. Лечение было эффективным благодаря морскому воздуху и зарослям хвойных растений в парке, уже начинавшем приходить в запустение. Во время войны здание внешне не пострадало, уцелели и некоторые детали интерьера. После войны уединенное расположение дворца, его труднодоступность для любопытствующих оценили по достоинству власти страны и на долгие годы превратили комплекс в свою летнюю резиденцию. Статус музея объект получил только после распада СССР, сейчас это филиал «Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника».

Архитектурные особенности дворца Александра III

Заказывая проект дома французскому архитектору, князь Воронцов рассчитывал, что здание будет соответствовать лучшим европейским образцам. Этьен Бушар выбрал в качестве ориентира знаменитые своими готическими арками и башнями луарские дворцы конца XV века Амбуаз и Шенонсо с более поздним декором в стиле Людовика XIII. В отличие от белокаменных французских строений, Массандровский дворец возводили из местного природного камня теплых желтовато-коричневых оттенков. Размерами здание значительно уступало французским замкам. Одинокий князь не нуждался в слишком большом доме, и впоследствии в трехэтажном здании нашлось место только для спален императора и императрицы, их кабинетов, нескольких комнат для отдыха наподобие бильярдной и служебных помещений для приближенных.

Экспозиция музея

Внутреннее убранство дворца в целом восстановлено по документам и изображениям предшествующей эпохи, но сохранились и подлинные детали: предметы мебели, дверные ручки, потолочная лепнина, декоративная плитка на стенах и полу. Обои, тщательно подобранные по стилю, были заменены в 80-е годы ХХ века. Интерьеры залов эклектичны – за это их и ценят посетители, успевающие за короткую экскурсию полюбоваться приметами различных архитектурных эпох.

Первый этаж: столовая и комнаты отдыха

Поднявшись по ведущей в здание лестнице, туристы попадают в вестибюль, похожий на залы средневековых рыцарских замков с низкими сводами и маленькими окнами-бойницами с цветными стеклами. Выбор архитектора в пользу романского стиля не случаен: так удалось обыграть недостаток пространства и малую высоту потолков. Чтобы помещение не казалось слишком мрачным, стены облицевали изразцами, расписанными в голубых тонах, на пол выложили ценную метлахскую плитку. Продуманное сочетание цветов облицовки создает в холле ощущение свежести и прохлады.

Для бильярдной был выбран стиль английского Возрождения: инкрустированные резные панели, выполненные лучшими русскими мастерами конца XIX века, сложная геометрия потолочной лепнины, чеканный медный камин с деревянной облицовкой. На стенах подлинные картины, современники дворца: пейзажи и исторические полотна работы Вильгельма Котарбинского, Владимира Орловского, Василия Верещагина.

В продолжение экскурсии гости переходят из бильярдной в столовую, возвращаясь к стилистике средневековой рыцарской Франции. Впрочем, присмотревшись, зрители обнаруживают множество деталей более поздних эпох: барочные настенные панели, камин и мебель в стиле Ренессанса, классические фарфоровые сервизы, изготовленные в конце XIX века на русских мануфактурах.

Второй этаж: спальни и кабинеты Романовых

Через южную башню дворца по винтовой лестнице можно подняться в личные покои императорской четы. Осмотр экспозиции начинается с приемной императрицы Марии Федоровны – самого изысканного помещения во дворце, украшенного сложной резьбой и гипсовой лепниной в стиле рококо. По коридору посетители проходят в приемную Александра III, в которой хранятся подарки, полученные императорской семьей на серебряную свадьбу. В просторном кабинете монарха, выдержанном в стиле ампир, можно увидеть портреты Александра III и его супруги. Кабинет со строгой деревянной аркой знаменит мебелью, выполненной по эскизу Огюста Монферрана, архитектора Исаакиевского собора.

Спальня императора оформлена в стиле рококо и обставлена мебелью работы знаменитого мастера Гамбса. Классицистический кабинет императрицы украшает спокойный коричнево-бежевый гарнитур, созданный столетием раньше. Дополняет декор комнаты немецкий фарфор. Картины на стенах – написанные 200 лет назад копии с портретов семьи Павла I, хранящихся в центральных музеях страны. Верхний вестибюль – еще одно эклектичное помещение Массандровского дворца с элементами стиля модерн и классицизм.

Кабинет царя Приемная императрицы

Картинная галерея третьего этажа

Ярким контрастом с императорскими интерьерами становится постоянная выставка, размещенная на третьем этаже Массандровского дворца. Здесь собраны произведения советских, преимущественно украинских художников и скульпторов 40-х-50-х гг., работавших в стиле соцреализма. Жанры и тематика картин разнообразны: это портреты героев труда и исторические полотна, зарисовки советских будней и традиционные композиции по мотивам жизни Ленина. Создатели экспозиции взывают к ностальгическим чувствам старшего поколения, но есть у массандровского верхнего этажа свой секрет, который привлекает посетителей любого возраста: с открытой террасы, выложенной метлахской плиткой, можно беспрепятственно любоваться парком и морем и делать отличные видовые фотографии.

Парк Массандровского дворца

Принципиальное различие между массандровским комплексом и замками-образцами кроется в ближайших окрестностях. Если рядом с Шенонсо разбит регулярный французский парк с ухоженными газонами, геометрическими клумбами и фигурно выстриженным декоративным кустарником, то Массандровский парк изначально выдержан в английском природном стиле. Разбитый в 1822 году, он остается одним из старейших в стране. В нем около 250 видов кустарников и деревьев, в том числе экзотический для Крыма гималайский кедр, криптомерия, гигантские секвойи. Все растения снабжены табличками с указанием отечественного и латинского названия, как в настоящем ботаническом саду.

В розарии в летний сезон благоухают десятки старинных и современных сортов королевы цветов. С ней соперничает сад ароматов с пряными запахами бархатцев, розмарина, шалфея. Террасы сада стараниями Месмахера выложены цветной плиткой. При императоре в парке было много статуй, но непрочный гипс рассыпался от времени – сохранились только фигуры играющих на древнегреческих музыкальных инструментах сатиров. Перед домом остался и действующий в теплый сезон фонтан со львами. Сегодня Массандровский парк создает ощущение заброшенности: здесь нет праздных гуляк, дорожки постепенно зарастают травой, ограды ломаются, но именно это и привлекает посетителей, любящих тишину и уединение.

Информация для туристов

В Массандровском дворце немало гостей и в разгар сезона, и зимой. Причина интереса туристов – отличная сохранность комплекса и экспонатов, связанных с именем Романовых, продуманность компактной экспозиции, занимательность экскурсий. В здании расположен бесплатный туалет для гостей и небольшое кафе. Среди недостатков филиала – отсутствие нормального подъезда для самостоятельных туристов и оборудованной парковки.

Массандровский дворец зимой

Как добраться до Массандровского дворца

Объект расположен к востоку от Массандры и в 2 км к западу от Никитского ботанического сада в Ялте. От Массандры к дворцу можно добраться пешком, но нужно учитывать, что дорога идет в гору, вдоль оживленной проезжей части. Остановка «Массандровский дворец» – конечная автобусного маршрута № 29 и троллейбусного № 2. Далее туристы по асфальтированной дороге поднимаются к комплексу пешком. Посещение достопримечательности лучше планировать отдельно: Массандровский винзавод, не менее популярный объект, расположен довольно далеко от дворца. Пешком до него по сложной дороге около 40 минут, на машине можно доехать за 15 минут, но придется быть внимательными на неудобных развязках.

Время работы и билеты

Вход во дворец открыт с 9 до 17 часов, по субботам – до 20 часов. Выходных нет, касса закрывается за 45 минут до конца дня. Единый билет на посещение придворцовой территории, императорских покоев и выставки картин перестают продавать за 3 часа до закрытия кассы. Экскурсии проводятся в 12 и 14 часов, если наберется не менее 15 желающих. Учитывая небольшие размеры комнат, слушателям будет довольно тесно. Как альтернатива, возможна аренда аудиогида. Полный билет стоит 550 рублей, только придворцовую территорию осматривают за 70, покои на 1-2 этаже – за 300. Посещение видовой площадки и выставки живописи на третьем этаже стоит 200 рублей. Студентам и пенсионерам предоставляется скидка в 50 %, для детей все билеты стоят по 70 рублей.

Массандровский дворец Александра III

Массандровский дворец находится на территории Крымского полуострова, недалеко от города Ялты.

Дворец начали строить в 1880-е годы для С. М. Воронцова — сына видного государственного деятеля того времени графа М. С. Воронцова, для которого был построен знаменитый Воронцовский дворец.

Читайте также  Самая высокая пирамида в египте

Возведение дворца в Массандре было приостановлено в связи с кончиной архитектора, а немногим спустя умер и владелец. Через несколько лет здание приобрели для царя Александра III. Над двумя имеющимися этажами надстроили еще один, сделали фасад более пышным, добавив декоративных элементов. Однако смерть монарха снова приостановила работы и только при правлении его сына — Николая II удалось довести стройку практически до конца (оставались еще некоторые доработки). К сожалению, красивый дворец так и не стал постоянной летней резиденцией монаршей семьи, которая предпочла ему Ливадийский дворец. Массандровский использовался в основном как охотничий домик.

После свержения монархии здание было национализировано и достроено. Новая власть нашла для него более практическое предназначение — до Великой Отечественной войны здесь размещался санаторий, в котором поправляли здоровье больные туберкулезом. После него здесь совсем недолго располагался институт виноделия, а потом место стало использоваться представителями правящей элиты как партийная дача. С 1992 года дворец стал музеем, сохранив в своем названии имя императора Александра III.

Цены в Массандровском дворце в 2021 году

Основная экспозиция дворца (1-й, 2-й этажи):

  • Взрослые — 400 руб.
  • Студенты, пенсионеры, посетители 16–18 лет — 200 руб.

В стоимость входит использование аудиогида.

Выставка « Счастливы быть снова дома » (3-й этаж):

  • Взрослые — 250 руб.
  • Студенты, пенсионеры, посетители 16–18 лет — 150 руб.

Выставка « Видел я трёх царей » (3-й этаж):

  • Взрослые — 250 руб.
  • Студенты, пенсионеры, посетители 16–18 лет — 150 руб.

Единый билет на все экспозиции и выставки:

  • Взрослые — 750 рублей.
  • Студенты, пенсионеры, посетители 16–18 лет — 400 рублей.

Экскурсия по придворцовой территории:

Стоимость для всех категорий — 100 рублей.

Для детей от 7 до 16 лет стоимость экскурсии или использования аудиогида — 70 руб. Дети до 7 лет посещают музей бесплатно.

Перед посещением лучше ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте Массандровского дворца.

Для получения льготного билета нужно предоставить соответствующие документы. Дворец можно посетить самостоятельно или с экскурсоводом, дождавшись, пока наберется группа.

Индивидуальные экскурсии проводятся только по предварительной записи. Цена — 900 рублей.

Экспозиции

Массандровский дворец привлекает внимание своей нарядностью и эклектичностью — он сменил несколько владельцев, чьи взгляды на облик строения нашли отражение в интересном смешении архитектурных стилей. Не менее любопытны и сохранившиеся интерьеры второй половины XIX века, являющиеся постоянной экспозицией музея, занимающей 2 этажа здания.

Посетители могут увидеть различные декоративные элементы — лепнину, фрески, изысканную деревянную резьбу, изразцовую плитку, которые передают уровень мастеров и вкусы знатных особ того периода. Туристы имеют возможность посмотреть как официальные комнаты (рабочие кабинеты, приемные), так и личные покои (спальни). Помещения обставлены мебелью, декоративные детали которой продуманы тщательным образом и отражают различные стили, применяемые при оформлении интерьеров на рубеже XIX—XX вв. На стенах комнат висят картины известных русских художников и портреты членов монаршей семьи. Любопытно посмотреть и на изделия из фарфора — вазы и обеденный сервиз.

Третий этаж дворца занимает художественная выставка, в которой представлены картины и скульптуры украинских мастеров, трудившихся в 40-50-е годы XX века.

На примерах этих работ можно проследить, как в то время идеология влияла на искусство.

Наряду с дворцом особый интерес вызывает и прилегающая территория с парком и потрясающими видами, которые вызывают восхищение многих посетителей. В парке летом можно наслаждаться красотой и благоуханием различных сортов роз. Прогуливаясь по парковой зоне, можно встретить фиолетовые поля лаванды и полюбоваться многими другими растениями. Кроме того, на придворцовой территории сохранились некоторые скульптурные композиции, изображающие героев греческих мифов.

Время работы Массандровского дворца

Музей работает без выходных, основная экспозиция и выставки доступны для осмотра с 9:00 до 18:00-19:00 с апреля по октябрь, в остальное время года до 17:00.

В 12:00 и 14:00 при условии набора группы не менее 15 человек проводятся экскурсии, посвященные архитектуре, скульптуре и флоре Массандровского дворца.

Как добраться до Массандровского дворца

До музея можно доехать на общественном транспорте и на машине из Ялты, Алушты, Симферополя, Севастополя и других курортных городов и поселков.

Как доехать на общественном транспорте

Быстрее всего добираться из Ялты, ближайшая к дворцу остановка — «Верхний Массандровский парк». Правда, потом придется пройти пешком по Симферопольскому шоссе, путь может занять около получаса. В своих отзывах туристы пишут о том, что от стоянки возле шлагбаума оставшуюся часть пути можно проехать примерно за 100 руб. на электромобиле.

Из Алушты едет пригородный троллейбус № 53, остановка та же.

Из Симферополя до нужной остановки довезут пригородные троллейбусы № 52 и № 55.

Из Севастополя доехать до дворца можно только с пересадкой — сначала добраться до Ялты, а потом общественным транспортом города до нужной остановки.

Как доехать на машине

Расстояние от города Ялты до музея составляет около 6 км, доехать можно в среднем за полчаса.

Из Алушты до дворца порядка 28 км, которые можно преодолеть меньше чем за час.

От Симферополя до музея ехать примерно 2 часа, расстояние — приблизительно 75 км.

Из Севастополя до дворца около 91 км, время в пути — чуть больше 2-х часов.

Также до места можно доехать, воспользовавшись услугами местного такси: «Такси Комфорт», «Такси Чайка», «Такси Волна» и другими.

Массандровский дворец

До 1796 года земли Массандры, расположенные недалеко от Ялты, числились в государственной казне. Позже имение сменило несколько хозяев, пока в 1830 году не перешло во владение детям графа Михаила Воронцова — Семену и Софье.

Пока владельцы были малолетними, обустройством 731 гектара массандровских земель занимался их отец. За это время был выстроен двухэтажный особняк с обширной верандой, разбит сад и выложены дорожки для прогулок в окружающих лесах. Графиня Елена Горчакова, проезжая мимо имения, записала: «Когда проезжаешь по лесам Массандры, таинственный мрак, царствующий повсюду, напоминает о священных рощах древней Галлии. Издали можно любоваться красивым дачным домиком князя Воронцова, построенным на полугорье в лесах Верхней Массандры: он окружен густой зеленью и освежается горным ручьем».

Спокойный уклад курортной жизни нарушила буря 1878 года, не пощадившая творение графа. Его сын Семен Михайлович Воронцов приступил к строительству нового дома и заказал проект французскому архитектору Этьену Бушару.

В 1881 году начались работы по строительству дворца, который в эскизах архитектора походил на средневековый замок. 30 ноября 1881 года Бушар скончался, не успев окончить проект. В 1882 году ушел из жизни и князь Семен Воронцов, завещав поместье и недостроенный дворец своей супруге Марии Васильевне, которая передала его на условиях пожизненной ренты Екатерине Андреевне Балашовой.

Дворец Александра III

В 1889 году начинается история Массандры как императорской резиденции. Новым владельцем становится Александр III, который вместе с семьей любил отдыхать в Крыму. Для того чтобы дворец соответствовал новому статусу, его необходимо было перестроить. Государь пригласил для этой цели архитектора Максимилиана Месмахера, чей проект был утвержден в апреле 1893 года.

Площадь дворца значительно увеличилась за счет дополнительных галерей, террас и балконов, за год строительства здание обрело новый облик. Месмахер выбрал стиль раннего барокко — говоря иначе, стиль Людовика XIV. По проекту предполагалась пристройка кухонного и конюшенного флигелей, но в связи со смертью императора работы были приостановлены. Николай II в память об отце повелел закончить дворец, были завершены отделочные работы, но особого интереса к Массандре молодой царь не проявлял, иногда останавливаясь здесь на отдых после пикников или охоты в окрестностях. Новый дворец так и не был обжит. Летнюю резиденцию Николая II обустроили в Ливадии.

Интерьеры дворца

На первом этаже располагались парадные залы, бильярдная комната с дубовыми панелями в стиле английского ренессанса, столовая, приемная и кабинет Его Императорского Величества. Нижний вестибюль при входе украшен сине-голубой изразцовой плиткой. Месмахер одним из первых в свою эпоху стал использовать изразцовые печи как элемент декора. На втором этаже находились комнаты для отдыха и царские опочивальни. Комнаты на третьем этаже планировались как спальни для императорских детей, но так и простояли пустыми долгие годы после строительства дворца.

Во внутреннем убранстве здания преобладает дерево разных пород: дуб, орех, клен, красное дерево. Потолки украшены лепниной и росписями. Полы внутренних помещений, террас и балконов отделаны различными по конфигурации и цвету метлахскими изразцами. В декоре комнат дворца соседствуют различные стили — готика и барокко, романский стиль и классицизм.

Максимилиан Месмахер также спроектировал придворцовую часть парка. Перед западным фасадом был разбит французский регулярный парк с террасами, цветочными партерами и фигурным бассейном. В парке были расставлены 29 статуй и 6 декоративных ваз. За террасами располагались фруктовые сады, высаженные еще при Воронцовых.

Массандровский дворец в XX веке

С приходом советской власти дворец был национализирован, в нем организовали санаторий для больных туберкулезом. После Великой Отечественной войны во дворце разместился НИИ «Магарач», который занимался исследованиями в области виноградарства. Вскоре Массандровский дворец стал использоваться как дача для государственных чиновников СССР, на верхних этажах дворца были обустроены жилые комнаты.

Музей во дворце

Начало музею было положено еще во времена Николая II; здесь, как и в других резиденциях, залы были украшены предметами декоративно-прикладного искусства и коллекцией живописи. В XIX веке можно было приобрести билет на посещение парка дворца, для особо важных персон выдавались именные приглашения.

В советское время дворец и территория парка были закрытым объектом. С 1 июня 1992 года дворец открыл свои двери для посетителей, в нем начал действовать музей. На первых двух этажах здания размещена экспозиция дворцового интерьера 2-й половины XIX века, созданная на основе фондов Алупкинского дворца-музея.

Читайте также  Ростовский борисоглебский монастырь

Кроме убранства залов, посетители могут ознакомиться с документами и фотоматериалами, повествующими о жизни императора Александра III и Николая II, узнать историю Массандровского дворца. Залы третьего этажа занимают стационарные выставки.

Массандровский дворец (Ялта): фото и история

Массандровский дворец — одна из жемчужин крымского южнобережья. Наряду с другими дворцами царской семьи она входит в число выдающегося архитектурного наследия полуострова. Спустя сто лет после возведения Массандровский дворец стал популярным туристическим объектом, куда стремятся попасть все гости Ялты.

Массандровский дворец в Крыму: история

Владельцами Массандры после присоединения полуострова к России было много людей, но только в 1880 году началось строительство поместья. Идею предложил князем Семеном Воронцовым. Через год он умирает и строительство остановили.

За это время были выстроены 2 этажа, крыша и часть подвала. В таком виде будущий Массандровский дворец простоял 7 лет.

Лишь в 1889 году здание было куплено для императорской семьи. С 1892 по 1902 годы здесь велись строительные работы. Для этого из Санкт-Петербурга пригласили архитектора Максимилиана Месмахера. Он изменил облик здания, сделав из средневекового замка современный Массандровский дворец, фото здания — лучшее тому подтверждение.

К этому времени вокруг дворца уже был разбит парк. Это произошло еще в 1822 году. В 1832 году Воронцовы построили здесь храм Иоанна Предтечи. Рядом был расположен святой источник.

Массандровский замок стал жемчужиной южнобережья, но, удивительный факт, царская семья никогда в нем не ночевала, предпочитая белый Ливадийский дворец. Это объясняется тем, что сдали дворец неготовым. Внутри не было мебели, освещения, отделка не было закончена. Долго дворец пустовал, а потом его превратили в охотничий домик. Это объясняет его весьма скудное убранство и незаконченную отделку 3-го этажа.

Именно после свержения царской власти Массандровский дворец нашел свое применение. Его, наконец, достроили (в 1921 году), превратив в санаторий для больных туберкулезом (схожая судьба и у других дворцов Романовых, например у Дюльбера).

Приход советской власти изменил облик и окружающего парка — были снесены все вековые дубы. Храм тоже снесли, а вода в роднике ушла сама.

Массандровский дворец (Ялта) стал закрытым объектом. В 1948 году он становится государственной дачей для главы партии. Здесь отдыхали Сталин, Хрущев, Брежнев.

В 1992 году здание сделали музеем и восстановили обстановку времен Александра III.

Массандровский дворец: цены 2021, режим работы, официальный сайт

Цены на посещение дворца для взрослых и детей — актуально на 19 марта 2021 года. Кстати, часть билетов подешевела, что удивительно, в сравнении с прошлыми годами.

Экскурсия Цена (в руб)
Основная экспозиция (с аудиогидом или без) 400 — взрослый
200 — детский (16-18 лет), студенты, пенсионеры
3 этаж «Император Александр III. Коронация. Семья. Путешествия» 100 — взрослый
50 — детский (16-18 лет), студенты, пенсионеры
Экскурсия по придворцовой территории 100- для всех
Единый билет на все экскурсии (Дети от 7 до 16 лет оплачивают экскурсионное обслуживание отдельно) 450 — взрослый
250 — детский (16-18 лет), студенты, пенсионеры

Льготным категориям граждан и детям от 7 до 16 лет все билеты за 70 рублей.

Массандровский дворец имеет официальный сайт, где можно узнать актуальные цены и режим работы — worontsovpalace.org.Там же есть информация и про Воронцовский дворец в Алупке.

01 января – 31 января 9:00 – 17:00, касса 9:00 – 16:15, без выходных
01 февраля – 29 февраля 9:00 – 17:00, касса 9:00 – 16:15, выходной — ПН
01 марта – 31 марта 9:00 – 17:00, касса 9:00 – 16:15, без выходных
01 апреля – 30 июня 9:00 – 18:00, касса 9:00 – 17:15, без выходных
01 июля – 14 сентября 9:00 – 19:00, касса 9:00 – 18:15, без выходных
15 сентября – 31 октября 9:00 – 18:00, касса 9:00 – 17:15, без выходных
01 ноября – 31 декабря 9:00 – 17:00, касса 9:00 – 16:15, без выходных
круглый год по субботам 8:00 – 19:00, касса 8:00 – 18:15

Как добраться в Массандровский дворец

Находится главная достопримечательность поселка в Верхней Массандре над шоссе Алушта-Ялта. Чтобы попасть к ней выходим на остановке «Массандровский дворец». Следует повернуть возле статуи с орлом и через несколько сотен метров вам откроется вход в Массандровский парк, в глубине которого находится одноименный дворец.

Можно доехать на троллейбусах № 41 и №42 (из Ялты), №53 (Алушта-Ялта), №52 (Симферополь — Ялта) и на междугородних и пригородных автобусах.

От остановки можно следовать по указателям. Идти пешком около 1 километра до входа в Массандровский парк.

Массандровский дворец Александра III – рыцарский замок в Крыму

Массандровский дворец Александра III стал музеем не так давно – в 1992 году. До этого долгое время это была закрытая и особо охраняемая территория госдачи для руководителей СССР. Новые цари заняли место старых, но История расставила все по своим местам. К сожалению, госпожа Клио явно не дорабатывает – территория прилегающего к дворцу парка пока еще закрыта для свободного посещения.

Дворец Александра III расположен в Массандре – поселке городского типа административно подчиненному Ялте и территориально являющимся ее пригородом.

Массандровский дворец во многом уникален. Даже на фоне архитектурного разнообразия крымских дворцов, рыцарский замок в стиле Людовика XIII выделяется своей необычностью. К тому же, построен он фактически в лесу, в отличие от своих собратьев, расположенных в более обжитых местах.

Массандра находится у подножия лесистых гор. Это очень живописное и комфортное для проживания место, поэтому не удивительно, что люди селились здесь издавна. К сожалению, нет достоверной информации о ранней истории этих мест. Возможно поселение было здесь еще в античные времена. Более вероятно его существование в средневековье, когда Южный берег Крыма являлся генуэзской колонией. К этому времени относят церковь Святого Иоанна (Ай-Ян), ныне разрушенную, которая находилась недалеко от Массандровского дворца. После завоевания генуэзских владений в XV веке Османской империей, информация о поселении уже подкреплена письменными источниками, в которых оно называется Марсанда.

Когда Российская империя присоединила Крым в 1783 году, Марсанда представляла собой брошенную местность, христианское население которой было ранее переселено в Приазовье. Екатерина II щедро раздавала крымскую землю приближенному дворянству за «особые заслуги перед отечеством». Но с владельцами Массандры как-то не складывалось. Они часто сменяли друг друга, земли периодически возвращались казне, пока хозяином не стал Семен Михайлович Воронцов. Для него имение приобрела его бабушка по матери, но в силу малолетства собственника хозяйством занимался его отец Михаил Семенович – владелец Воронцовского дворца в Алупке. Он начал разбивать парк и возродил церковь Святого Иоанна. В лесу среди вековых грабов и дубов на месте разрушенной церкви рядом с источником было построено небольшое белое здание в стиле древнегреческих храмов с четырьмя колонами и мраморными ступенями. Колокола были размещены на ветвях растущего рядом дуба. Храм закончили в 1832 году и освятили в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. После революции он был снова разрушен. Что находится на этом месте сейчас нам неизвестно, так как это территория закрытой госдачи.

Долгое время в Массандровских владениях Воронцовых не было «достойного жилья», пока Семен Михайлович не решил построить дворец. В 1881 году началось его строительство в стиле рыцарских замков долины реки Луары времен Людовика XIII по проекту французского архитектора Этьена Бушара. С этого момента собственно начинается история Массандровского дворца. Но в течение года после начала строительства умер архитектор, а вскоре и заказчик. На тот момент успели возвести стены и сделать крышу. В настоящие время в экспозиции дворца есть небольшая картина, изображающая дворец в этом состоянии. На этом строительство было остановлено на несколько лет.

В 1889 году имение приобретает Удельное ведомство для императора Александра III. Начался второй этап строительства дворца по проекту архитектора Максимилиана Месмахера. Но дворец снова постигла утрата – через два года после возобновления строительства скончался и второй его заказчик император Александр III. Возведение дворца опять было остановлено. Николай II в память об отце все-таки решил достроить Массандровский дворец. В 1902 году строительство закончили, но при этом замысел архитектора не был доведен до конца. Дворец частично остался без роскошной внутренней отделки, люстр и мебели, и не выполнял той функции, для которой задумывался. Царская семья ни разу не останавливалась в нем на ночлег, а использовала дворец для коротких остановок во время путешествий и пикников.

После революции дворец Александра III постигла та же участь, что и другие дворцы Крыма – его национализировали. С 1929 по 1941 год в нем работал санаторий для тяжелобольных туберкулезом «Пролетарское здоровье». С 1948 года дворец с парком вошел в закрытую и особо охраняемую территорию госдачи «Малая Сосновка», называемую «сталинской», где Сталин успел побывать два раза. Позже на госдаче регулярно отдыхали Хрущев и Брежнев.

С 1992 года Массандровский дворец императора Александра III является музеем. Первый и второй этажи оборудовали дворцовыми интерьерами второй половины XIX века из фондов Алупкинского дворца. В залах третьего этажа проводятся тематические выставки.

В Массандровском дворце мы были дважды – в мае 2010, кричащем своей изумрудной зеленью, и в октябре 2019, шепчущем оттенками золота. За эти годы, к счастью, ничего не изменилось – дворец все также романтично прекрасен.

Путь во дворец более чем странен. И речь даже не о том, что, двигаясь со стороны Ялты по Южнобережному шоссе, нужно не пропустить поворот в противоположную от дворца сторону на дорогу, которая пройдя под мостом выведет на Симферопольское шоссе, идущее в правильном направлении. Речь о том, что, добравшись по этому шоссе до нужного места с указателем «Массандровский дворец», где расположена стоянка для автомобилей, сначала нужно пройти через двор двухэтажного жилого дома, а после через лес по дороге с плохим покрытием. В общей сложности от стоянки до дворца 700 метров. Дворец оказывает услугу по доставке посетителей на электрокаре. При желании можно воспользоваться, если не ошибаюсь, за 150 рублей. Мы от услуги извоза отказались, все-таки приятно пройтись по лесной дороге. На нее выходят несколько пешеходных троп, ведущих от Верхней Массандры и от остановки общественного транспорта.

Читайте также  Достопримечательности ко чанга

Неожиданно лес обрывается огромным полем, западная сторона которого упирается в горный хребет. Он невысокий, покрытый лиственно-хвойной растительность, среди которой выступают серые глыбы скал. Дорога далее следует вдоль хребта и фактически упирается в дворец.

Дорога идет вдоль хребта …

… И упирается в дворец

Можно пойти по полю, где проложена крестообразная дорожка. Она заканчивается белоснежной лестницей, выводящей между двух гигантских секвоядендронов на террасу с центральным фонтаном перед дворцом.

Массандровский дворец – кусочек царской роскоши в Ялте

Массандровский дворец в Ялте

Массандровский дворец расположен в Крыму, на северо-востоке от Ялты, около небольшого поселка Массандра. Это один из лучших архитектурных памятников Южного берега Крыма.

Дворец Александра III, сказочный замок посредине леса, привлекает своей легкостью и изяществом. Здание четко вырисовывается островерхой крышей на фоне покрытых лесом гор.

История Массандровского дворца

История дворца загадочна и любопытна. Инициатором строительства был князь Семен Михайлович Воронцов. Боевой генерал, участник военных походов, он на старости лет решил завести собственные апартаменты в красивом и теплом месте.

К возведению Массандровского ансамбля приступили в 1881 году. Через год работы пришлось прекратить из-за ухода владельца в мир иной. Недостроенный дворец наследники Воронцова продали императорской семье.

Дворец Александра III

С 1889 года начинается история Массандры как императорской резиденции. Царь поручает достроить дворец крупнейшему русскому архитектору Максимилиану Егоровичу Месмахеру.

Архитектор до неузнаваемости преобразил дворец, превратив аскетический рыцарский замок в сказочный терем. Под его руководством построили третий этаж, фасад сделали более пышным при помощи декоративных элементов.

Открытые галереи, витые лестницы, шикарные балконы и террасы придали строению презентабельный вид. Также были отделаны внутренние помещения, облицованы плиткой парковые дорожки и лестницы.

Месмахер выбрал для царского дворца стиль раннего барокко времен Людовика XIII. Проект предполагал постройку флигелей, работа продвигалась быстро, но неожиданная смерть Александра III прервала строительство.

По желанию сына Николая II в память об отце дворец был достроен и сохранил его имя. Особого же интереса к Массандре молодой царь не проявлял, лишь иногда останавливаясь здесь для отдыха после охоты. Новый дворец так и не был обжит.

В трехэтажном здании были построены только спальни императора и императрицы, их кабинеты, несколько комнат для отдыха и помещения для прислуги.

Дворец очень компактный, он предназначался только для отдыха императорской семьи. В нем нет ни огромного бального зала, ни больших комнат для приемов. Царское семейство наведывалось во дворец, но ни разу не оставалось там на ночлег.

Назначение в советский период

В советское время в течение 12 лет дворцовый комплекс служил туберкулезным санаторием. После Великой Отечественной войны в нем обустроили институт виноградарства. Дворец облюбовала партийная верхушка, и с 1948 года он служил тщательно охраняемой резиденцией для генсека КПСС. Здесь отдыхали Сталин, Хрущев, Брежнев.

После присоединения Крыма к России в 2014 году дворец передан под административную ответственность Управлению Делами Президента Российской федерации. 1 июня 2017 года на территории Массандровского дворца торжественно открыли бюст императора Александра III работы скульптора А.А. Аполлонова.

После распада СССР здание превратилось в достопримечательность и является филиалом Алупкинского дворцово-паркового музея. Сейчас в залах восстановлены исторические интерьеры, выставлены подлинные экспонаты семейства Романовых.

В музее находятся уникальные предметы быта: камин из цельного куска коричневого мрамора, люстра ручной работы, мебель из красного дерева, зеркала изначального интерьера. Во дворце и теперь так же уютно, как и 100 лет назад. Миллионы туристов со всего мира посещают ежегодно сказочный дворец-музей.

Архитектура дворца

Массандровский дворец возводили из природного камня теплых желтовато-коричневых оттенков. Внешний вид его завораживает изящностью и сказочной красотой.

Трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей венчает пирамидальная крыша. Стреловидное завершение башен, высокие каменные трубы придают строению устремленность ввысь. Дворец кажется легким и изящным.

Западный фасад обрамляется открытыми террасами и галереями, балюстрадами и витыми лестницам с ажурными решетками. Дополняет композицию разноуровневая фигурная кровля, мансарда, каменные фронтоны с резьбой, вазы.

Каменные резные колонны с факелообразным завершением предназначены для световых фонарей. В отделке фасадов архитектор применил метлахскую керамическую плитку. В интерьерах – витражи, живопись по стеклу, выжигание по дереву с подкраской.

Гармонично соединенные элементы архитектуры и изобразительного искусства создают неповторимый облик в оформлении дворца.

С восточной стороны здания – подпорная стена, построенная с практической целью, чтобы оползни и потоки воды, сходящие с гор, не разрушили дворец. Украшенная нишами, вазами, высокими колоннами, статуями и фонтанами, она гармонично вписывается в дворцовый комплекс. Даже высокая труба «кочегарки», стилизованная под минарет, гармонирует с узором изразцовой крыши.

Вся поверхность стены живописно выложена метлахской плиткой, украшена декоративными узорам, ее красота манит взгляд, очаровывает.

Кровля выложена чешуйчатым графитным шифером. Вокруг дворца были установлены 29 скульптур. Среди них статуи Цезаря, Софокла, Эсхила, а дальше скульптурный ряд продолжают сатиры и химерные драконы.

Сатиры – демоны плодородия, все они разные, и каждый изображен играющим на своем инструменте. Задача химер – отгонять злых духов, поэтому все они очень серьезные и сосредоточенные.

Церковь императора

Напротив дворца – восьмиугольный бассейн с фонтаном и золотыми рыбками. От бассейна к дворцу ведет широкая лестница, которую «охраняет» женщина – сфинкс, тело животного с верхней частью молодой девушки.

Лестница в форме полукруга приводит к дороге, ведущей в храм, который возродил граф Воронцов. Новый храм оригинально смотрелся на фоне густого леса. Его колокольню тоже разместили на ветвях старого дуба.

Вековые грабы, развесистые дубы и небольшой белоснежный храм заставляли задуматься о вечности. Освятили его в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Из-под алтаря церкви вытекал источник, который образовал небольшой водоем, украшенный иконами. Храм посещали члены императорской семьи. После революции храм снесли, многовековые дубы срубили, а источник высох.

Интерьер дворцовых палат

В оформлении внутреннего убранства дворца сказались вкусы заказчика – Александра III.

Крупный и рослый мужчина, царь лучше чувствовал себя не в больших парадных апартаментах, а в маленьких уютных комнатах. Поэтому все они были небольшие с невысокими потолками. Каждая из комнат неповторима и оригинальна.

Атмосфера уюта и тепла царит везде:

  • Просторный вестибюль с толстыми стенами, арками, узкими окнами
  • Строгая приемная императора с дубовыми панелями, с объемной резьбой. на дверях.
  • Бильярдная, украшенная картинами известных художников.
  • Приемная императрицы с лепниной на высоком потолке, зеркалом-трюмо и встроенным книжным шкафом.
  • Торжественный кабинет царя с портретами членов семьи.
  • Кабинет императрицы, украшенный фарфоровыми вазами и камином из коричневого мрамора.
  • Интимная опочивальня с резными шкатулками императрицы.
  • Уютная парадная столовая с камином, изящным столовым сервизом и встроенным в стену буфетом.
  • Нарядная праздничная гостиная императрицы, очень уютная, без помпезности.
  • Изящная винтовая лестница, ведущая на второй этаж.

Внутреннее убранство комнат очень красивое, их отделкой занимались лучшие мастера того времени.

Согласно моде, архитектор при убранстве комнат использовал разные породы дерева: дуб, орех, клен, красное дерево. Холлы и коридоры украшены изразцами. Все двери – олицетворение искусства выжигания панно по дереву.

Расписные и лепные потолки, резные панели, резьба по мрамору, красная медь в обшивке каминов, витражи, живопись по стеклу – все это создает особую атмосферу уюта, домашнего тепла.

Приглушенный мягкий свет, льющийся сквозь цветные стекла дверей, вызывает чувство покоя. Массандровский дворец предназначался для семейного отдыха без присутствия посторонних.

Задуман и построен дворец по последнему слову инженерной мысли – динамо-машина и мощный котел снабжали царский двор электроэнергией и теплом.

Придворцовый парк

После окончания строительства на территории имения заложили парк. На площади в 42 га растет более 150 видов зеленых насаждений. Обустройством садового комплекса занимался знаменитый немецкий садовник Карл Кебах. В 1822 году на месте грабового леса он заложил парк в английском стиле.

Парк формировался постепенно – местные дубово-грабовые леса ежегодно заменяли привозными экзотическими деревьями и кустарниками. Массандровский парк состоит из трех последовательно снижающихся уровней с секвойями-великанами и цветочными склонами по сторонам. Композиция дворца и парк создают уникальный неповторимый ансамбль.

У самого дворца – газоны, цветники и невысокие кустарники. Все клумбы придворцового пространства засажены розами, наполняющими воздух пьянящим ароматом.

На территории растут разные виды роз, есть сад ароматов, где размещены душистые розмарин, лаванда, мелисса, шалфей, бархатцы. Уникальные столетние кедры дарят прохладу и тень.

Цветочные насаждения плавно переходят в сенокосный луг. Зеленое раздолье обширными полянами взбирается к самому подножию гор.

А дальше – лиственные леса чередуются с сосновыми. В лесу проложили дорожки, устроили аллеи, обрамленные лавровыми кустами, разбили цветники.

Парк поражает множеством экзотических насаждений. Здесь прекрасно уживаются можжевельники, кедры, бамбук, кипарисы, средиземноморские сосны. Фруктовые деревья: фиги, лимоны, апельсины, маслины – все свидетельствует об особенности парка. Радует глаз самшит, тис ягодный, пиния, катальпа, мускатный шалфей.

Сейчас это один из лучших ландшафтных парков площадью 42 га. Атмосфера уюта, тепла и отдыха постоянно присутствует в сказочном тереме – Массандровском дворце государя Александра III.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: