Литераторские мостки волковского кладбища

Литераторские мостки в Санкт-Петербурге. Могилы похороненных, список. Часы работы музея, экскурсии. Церковь Воскресения, расписание богослужений. Как добраться на общественном транспорте.

Литераторские мостки волковского кладбища

Литераторские мостки

Литераторские мостки — это одновременно часть Волковского кладбища и музейный некрополь. Кладбище расположено буквально в 15 минутах езды от центра Петербурга. Как один из самых старых некрополей северной столицы, Литераторские мостки привлекательны и для туристов.

В комплексе захоронены не только литераторы, но и другие деятели науки и искусства. Добраться до музейного комплекса можно непосредственно от одноименной с кладбищем станции метро «Волковская».

В 1935-м году некрополь присоединили к музею скульптуры в качестве отдела (филиала). Основная часть его экспозиции располагается на другом кладбище.

Кто похоронен на Литераторских мостках

Самым первым человеком, похороненным в этом месте, был А. Н. Радищев. Автор «Путешествия из Петербурга в Москву» впал в немилость, был подвергнут репрессиям и затем похоронен на Волковском кладбище, изначально построенном для нищих. Однако это не опустило его на позицию нищего, а подняло место до его уровня. Место его захоронения стало последним пристанищем и для других известных личностей науки и искусства. Позже там был похоронен еще один известный литератор — Виссарион Белинский. В 1861 г. на кладбище появилась могила Добролюбова. На его похоронах выступал Чернышевский.

Постепенно культовые могилы были обнесены металлической оградой. И когда спустя несколько лет умер Дмитрий Иванович Писарев, место для захоронения было выбрано тоже на Мостках, в «компании» его коллег литературного творчества. Невероятным событием оказались похороны там же Тургенева. Во время них стояла атмосфера угрюмости, так как писатель не одобрялся властью. Позже здесь были погребены другие известные люди: М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский. Постепенно место становилось все более литераторским, и все забывали, почему оно связывается с мостками.

Дело в том, что в самом начале постройки кладбища почва представляла собой привычную для Петербурга болотную грязь. По ней было крайне сложно ходить, поэтому были проложены мостки, от которых и пошло название музейного комплекса-некрополя.

Здесь начали хоронить не только деятелей литературного творчества, но и ученых: Дмитрия Менделеева, Владимира Бехтерева и других. Также здесь были похоронены и деятели революции, например, Вера Засулич, а также мать и сестры Владимира Ульянова (Ленина). Нашли свое последнее пристанище некоторые артисты, танцоры, скульпторы.

В связи с получением местом музейного статуса, на нем были перезахоронены и другие писатели, такие как Александр Блок, Иван Гончаров. Их могилы могли быть уничтожены, и перемещение оказалось весьма кстати.

Практически на каждом кладбище присутствует небольшое культовое сооружение, Волковском не стало исключением. Для посещения открыта Воскресенская церковь. В ее ограде установлена мемориальная доска Радищеву, поскольку его могила не сохранилась и посетить ее невозможно.

Храм был освящен в сентябре 1785 г. Каменное здание с колокольней появилось на этом месте после того, как сгорел первый деревянный храм, что был построен за 8 лет до того, в 1777 г. В том же году он был освящен во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Сооружение, возведенное по проекту архитектора Старова, затем ремонтировалось в 1813 г. В советские годы храм был закрыт. Официально здание, являющееся памятником архитектуры федерального значения, до сих пор не возвращено Епархии — хотя этот вопрос обсуждается на протяжении многих лет.

При этом службы в храме идут. Литургии проводятся по средам, пятницам и выходным дням, а также в дни всех Великих Православных праздников. Начинаются они в 10:00, исповедаться можно с 9:30. Актуальное расписание богослужений можно уточнить на сайте храма или на его официальной странице «ВКонтакте». Службы ведутся на церковнославянском языке.

Часы работы некрополя

У некрополя есть конкретные часы и дни работы, когда желающие могут посетить это место, посмотреть экскурсию, послушать историю имеющихся здесь захоронений.

Музей работает по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям с 11:00 до 19:00. Четверг — выходной день. Также можно позвонить по телефону музея +7 (911) 921-00-71 и записаться отдельно при необходимости. Вход бесплатный.

Экскурсии по Литераторским мосткам

Существует два варианта экскурсий по Литераторским мосткам. Первые проводятся непосредственно музеем-некрополем — на них необходима предварительная запись. Вторые проводят независимые экскурсоводы — найти их можно в интернете, либо просто встретить на улицах Санкт-Петербурга. Часто экскурсия по Литераторским мосткам входит в состав другой комплексной экскурсии. Вход в музей в любом случае будет бесплатным.

Как правило, на экскурсиях рассказывается об истории места и о похороненных там людях, об их жизненном пути и вкладе в культуру, науку или общественную жизнь России.

Как добраться до Литераторских мостков

Ближайшая станция метро — «Волковская». От нее по улице Волковской и Волковской набережной около 700 м до самого кладбища. Некропольная часть выделяется зданием музея.

Можно доехать и от других станций метро. От станции «Обводный канал» ходит автобус № 74, а также трамваи № 25, 16, 49. Все они начинают ходить с 6:00, но помните, что сам музей открывается только в 11:00. Время проезда от станции до музея наземным транспортом — от 10 до 15 минут. Выходить необходимо на остановке «Старообрядческий мост».

Панорама Литераторских мостков на Гугл-карте

Литераторские мостки на видео

Мой Питер. Литераторские мостки

Приглашаю вас на очередную прогулку по кладбищу. По Смоленскому кладбищу мы с вами уже гуляли, теперь отправимся на Волковское, точнее, в одну из его частей, в музей-некрополь Литераторские мостки.

Собственно, о том, насколько уместно и дозволительно гулять по кладбищу, я писала в статье про Смоленское кладбище, но на всякий случай добавлю, что Литераторские мостки совершенно официально являются музеем, филиалом Государственного музея городской скульптуры.

Итак, почему же Литераторские и почему мостки?

Волковское (Волково) кладбище находится во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, на реке Волковка. Состоит из православного кладбища и лютеранского кладбища, двух больших частей, которые и разделяет река. Основано оно было в 18 веке, как кладбище для малоимущих людей. Во время блокады там были крупные захоронения, кладбище является действующим и по сей день.

После похорон в 1838 году здесь критика Белинского стало традицией в северной части кладбища хоронить других писателей, и это место получило название Литераторские мостки. По грязной земле ходить было невозможно, и на дорожки между могил клали доски — мостки.

В музей этот кусочек кладбища был превращен в 1935 году. Сюда были перенесены останки Помяловского, Блока, Гончарова.

Если вы придете в некрополь в наше время, вы увидите достаточно ухоженное кладбище, правда, далеко не все надгробия отреставрированы и поддерживаются в надлежащем виде. Некоторые, боюсь, уже и не опознать, не восстановить. Всего в некрополе около 500 надгробий, многие из них являются памятниками культуры.

Здесь очень много могил известных людей, известных, даже если вы совершенно не интересуетесь данной областью науки или искусства. Кстати, о науках: есть в некрополе аллея, где похоронены в основном ученые, например, Дмитрий Иванович Менделеев, знаменитый русский химик, открывший не только периодическую таблицу элементов, но и, как приписывает ему молва, рецепт русской водки. Надгробие у него хоть и большое, но скромное, без бюста.

Рядом могила выдающегося русского психиатра Владимира Михайловича Бехтерева.

Очень много захоронений народных артистов, выдающихся музыкантов, архитекторов, художников. Красивый монумент на могиле российского и советского композитора Исаака Шварца, автора музыки к 125 любимым народом фильмам.

К сожалению, информация об авторах монументов мне оказалась недоступна, только на одной очень старой гранитной плите я видела боковую надпись «изготовлено в гранитной мастерской такого-то», а на остальных подписей не видела. И интернет мне в этом не помогает.

Могила скульптора Михаила Аникушина, автора нескольких известных памятников Пушкину, про его мастерскую я писала. Это уже захоронения современные, умер Аникушин в 1997 году.

Похоронен тут и отец Алисы Фрейндлих, Бруно Артурович Фрейндлих, знаменитый советский актер театра и кино, народный артист СССР.

Вернемся к литераторам, не зря же мостки все-таки называют Литераторскими. Сейчас здесь захоронен Александр Блок, его прах был перенесен со Смоленского кладбища, где осталась лишь памятная плита. Памятник на могиле Блока скромный, украшен лишь небольшим медальоном.

Немного об истории кладбища. Все началось, как я писала выше, с похорон Белинского. Потом рядом с ним похоронили рано умершего Добролюбова. В 1866 г. могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей чугунной оградою. С этого периода начались и общественные выступления на кладбище, обычно приуроченные к похоронам выдающихся деятелей культуры. Однажды даже была предпринята попытка студенческой демонстрации. Литераторские мостки получили свою репутацию. Приведу здесь цитату публициста того времени Г. 3. Елисеева:

Читайте также  Национальный музей бангкока

«Ты говоришь, что „нам ничего не осталось в наследство от прошлого», что у нас нет никакого великого общественного дела, над которым мы могли бы работать в настоящем, что у нас нет никаких надежд и идеалов в будущем, что мы имеем в своем обладании одно Волкове кладбище, одни могилы наших великих покойников — Белинского, Добролюбова, Писарева, Тургенева, Кавелина и других подобных им, хоть и на других кладбищах нашедших себе вечное успокоение, но по духу и мысли несомненно принадлежащих к этой же светлой плеяде Волкова кладбища. С ними, с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб. Великие. действительно достойны глубокого и благоговейного уважения для всех, и их могилы, случайно сгруппированные в одном уголке Волкова кладбища, должны быть в своем роде русским пантеоном для всего мыслящего люда России. Ибо все здесь находящиеся были в свое время неутомимыми борцами за русскую мысль и свободу, за русское развитие и прогресс».

На Литераторских мостках находятся могилы И.С.Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. И. Куприна, А.Н. Радищева. Но знаете, в этой статье я специально не буду выставлять фотографии надгробий самых популярных персон Волковского кладбища. Думаю, вам все-таки стоит приехать в Петербург и посетить это место самостоятельно, и увидеть все своими глазами, отдать почести лучшим людям нашей страны. И, если сможете, принесите цветы, в буднии дни их немного на кладбище.

Однажды в сми появилась информация о том, что тайно прах Ленина был вывезен из Мавзолея и перезахоронен на Волковском кладбище. Ведь именно здесь находится могила семьи Ульяновых. Это все-таки было шуткой, некие остряки установили на могиле Ульяновых памятник с надписью «Место для В. И. Ульянова-Ленина».

Немного об атмосфере. Очень спокойно, очень тихо, будто вы и не в городе. Посетителей днем в будни нет никого вообще. На стенах при входе достаточно много исторической информации, можно почитать.

На кладбище есть и своя церковь: Храм Воскресения Словущего на Литераторских мостках, постройки первой половины 19 века, сейчас храм совместно используют музей городской скульптуры и православная церковь. Как я поняла, музейные экспонаты оттуда либо собираются убирать вскоре, либо уже убрали.

Это не единственный некрополь в Петербурге, есть также большой некрополь у Александро-Невской лавры.

Кладбища — это такая же история города, как храмы, музеи и улицы. Они есть, чтобы мы помнили.

09.07.15,
Наталья Очева,
Санкт-Петербург

  • Мой Питер. Выставка «Дети блокады»
  • Мой Питер. Деревянное кольцо Карельского перешейка
  • Мой Питер. Самый первый музей

Знаете, на меня как-то косо начинают смотреть, когда я рассказываю, как красиво на заельцовском кладбище, как тихо той самой тишиной, которую дают раскачивающиеся кроны сосен, сотни березок, стремящихся ввысь. А это синее небо? Однажды зимой там была, был легкий ветерок, стоял мороз, и вот этот не липкий снежок от ветра слетал с крон сосен, и летел, летел как будто волшебная пыльца, сверкая на солнце.
Быть может для многих кладбище ассоцируется исключительно с горем и страхом, но вот как ни странно, есть светлые моменты, есть грандиозные сооружения и, как это ни печально, но действительно природную тишину в городе я могу услышать только на кладбище, все пригородные дачи, городские парки и тд давно уже полны заунывной попсятиной, звучащей из всех динамиков, шумом машин и далее, далее по списку.

Была еще не на одном кладбище, самое необычное — в Праге, забыла как называется, оказывается, на его территории не редко снимают фильмы ужасов, в т.ч. приезжающие из Голливуда ) Там действительно все так устрашающе выглядит, еще и готичные статуи и заборчики.

Старый Питерский некрополь — «Литераторские мостки».

В тот же самый день, когда я дошел до станции Волковская, я ещё успел до наступления темноты посетить самую интересную часть Волковского кладбища, под названием «Литераторские мостки».
Времени до наступления полных сумерек было действительно в обрез и я очень торопился, идя пешком от жд станции до этого места.
А вообще нравится чем-то мне эта местность под названием — Волково. Вроде и центр недалеко, но как-то всегда тут малолюдно и загадочный дух обитает в этих местах. Старые кладбища, которые расположены фактически в лесу и речушка создают ощущение, что ты находишься где-то на самой захолустной окраине Питера.
Кстати чем-то мой родной киевский Сырец, где я вырос, напоминает мне Волково.

«Литераторские мостки» — участок на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, музей-некрополь, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели.
1. Главные ворота, построенные в 19 веке.

2. Связанная с этим некрополем традиция восходит к 1802 году, когда здесь, возле церкви Воскресения Словущего похоронили А. Радищева (эта могила не сохранилась). В 1848 году здесь был захоронен публицист В. Г. Белинский. В 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен ещё один критик левого толка, Н. А. Добролюбов. (Из Викимапии).

На полный обзор кладбища не претендую, но кое-что удалось сфотографировать. Правда снимки в связи со временем года и дня вышли совсем неважные.

3. Церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище. Нынешний свой вид после многочисленных перестроек приобрела в 30-е годы 19 века.

4. В 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останки литераторов с кладбищ, которые предназначались к уничтожению. В отдельных случаях переносили только надгробия, но не сами останки. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность.

5. Изобретатель первого русского (советского) тепловоза Я.М.Гаккель.

7. На некоторых памятниках с трудом что-то можно прочесть.

11. Могила видного русского историка Н.И. Костомарова. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины.

14. Муж сестры Ленина Анны Ильиничны — Елизаров. Видный большевистский деятель. Умер в 1919 году.

15. Мать семейства Ульяновых. Ильича-Мария Александровна Ульянова-Бланк (1835-1916).
Для тех кто из молодых не знает, это мама Ленина (Ульянова) Владимира Ильича.

16. Две сестры Ленина. Ольга Ильинична, умершая от тифа совсем молодой. И Анна Ильинична Ульянова -Елизарова. (1864-1935). Анна прожила достаточно долго по меркам той эпохи.

Мемориал Ульяновым возвели в начале 50-х годов прошлого века по заказу Совета министров.

17. Крестовский Всеволод Владимирович (1840—1895) поэт и прозаик, литературный критик.

19. Балерина Ваганова (1879—1951)

20. Легендарная Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц, тоже похоронена тут. (1910—1975)

21. Лесков Николай Семёнович (1831—1895) писатель. Недавно могилу полностью отреставрировали и немного перестроили.

23. Современное захоронение.

25. Гаршин Всеволод Михайлович (1855—1888) писатель.

26. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826—1889) писатель.

27. Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918) теоретик и пропагандист марксизма.

28. Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848) литературный критик, публицист.

29. Добролюбов Николай Александрович (1836—1861) литературный критик.

30. Гончаров Иван Александрович (1812—1891) писатель.

32. Перечислены известные кинофильмы, музыку к которым сочинил Андрей Петров.

33. Это фото не нуждается в комментариях.

34. И пожалуй это тоже. Поколение выросшее в СССР прекрасно знает этого актёра.

Тут я фотоаппарат переключил на другой режим и вроде стало получаться немного лучше, потому что сумерки стремительно наступали.

36. Соловьёв-Седой Василий Павлович (1907—1979) композитор

37. Копелян Ефим Захарович (1912—1975) актёр. Я думаю все помнят его голос за кадром в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны».

39. А вот могила этого скульптора меня сильно озадачила. И вы уже наверно поняли почему. Впрочем он умер в 1992 году, на заре украинской самостийности и тогда этот символ ещё не ассоциировался у подавляющего большинства русских людей с чем-то плохим.

40. С другой стороны герб Санкт-Петербурга.

42. Знаменитый академик Павлов. Нобелевский лауреат, физиолог.

43. Выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог.

44. Эта могила тоже не нуждается в комментариях.

45. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939) художник.

Некрополь «Литераторские мостки» в Санкт-Петербурге

В юго-восточной части Санкт-Петербурга, буквально в 15 минутах езды от центра города, находится древнее Волковское кладбище. Своей популярностью среди туристов оно обязано тем, что одну его часть занимают «Литераторские мостки» — музей-некрополь, где находятся захоронения многих известных деятелей науки и искусства.

Читайте также  Взятие крепости хотин

Волковское кладбище

Как добраться на метро

Буквально в пяти минутах от входа на кладбище находится одноимённая станция метро — «Волковская». Но путь до «мостков» займёт у вас несколько больше времени. Дело в том, что некрополь располагается на огороженной территории и зайти в него можно только через главные ворота на северо-западной стороне. Для этого можно пройти через православное кладбище до Расстанного проезда и повернуть направо или обогнуть всю территорию комплекса, следуя по набережной реки Волковки, и затем свернуть на Расстанный переулок.

Кстати, вполне возможно, что название улицы Расстанной напрямую связано с Волковским кладбищем. Ведь именно по этой дороге возили покойников и расставались с ними. Правда, есть ещё одна версия происхождения названия — по трактиру «Расстанье», находящемуся недалеко от современного Лиговского проспекта.

Могила академика Владимира Михайловича Бехтерева

Вернёмся к «Литераторским мосткам». Некрополь открыт с 11:00 до 17:00 с сентября по май и с 11:00 до 19:00 в остальное время года. Вход на территорию кладбища свободный, выходной день здесь — четверг. Осмотреть музей под открытым небом можно как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Всю информацию о посещениях можно узнать в сообществе «Литераторских мостков» Вконтакте.

Семейное место Ульяновых Кованная скамья

Немного истории

Свою предысторию Волковское кладбище ведёт с Московско-Ямской слободы — поселения, в котором ещё при Петре I проживали ямщики. В начале XVIII века ими была возведена часовня, позже перестроенная в церковь Рождества Иоанна Предтечи. Сегодня здесь, на пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного канала, расположен Крестовоздвиженский собор.

Памятники здесь можно встретить самые разнообразные

Здесь же, в Ямской слободе, было организовано и кладбище, вместо которого в 1756 году был открыт новый участок для захоронений вблизи деревни Волково. Именно с этого момента и ведёт свою летопись современное Волковское кладбище.

Есть несколько версий появления названия деревни Волково, от которой, кстати, именуется не только кладбище, но ещё и речка с проспектом, проходящие неподалёку. Одна из легенд гласит, что поселение называлось так из-за большого количества волков, обитающих в округе. Другое же объяснение наименования местности — связь с фамилиями первых поселенцев.

Могила актёра Бруно Артуровича Фрейндлиха Могила поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц

«Литераторские мостки»

Некрополь с захоронениями известных литераторов появился на Волковском кладбище в середине XIX века. Сейчас здесь покоятся писатели И. С. Тургенев, А. И. Куприн, О. Ф. Берггольц, учёные Д. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, архитекторы А. А. Оль, Л. Н. Бенуа и многие другие видные деятели. Своеобразной доминантой участка является церковь Воскресения Словущего, возведённая в 1785 году.

Могила Ивана Сергеевича Тургенева

Что касается названия «мостки», которое закрепилось за некрополем, то связано оно с тем, что в целях борьбы с сыростью и грязью здесь были прорыты осушительные канавы, а пространство между могил покрывалось досками — так называемыми «мостками».

С 1935 года «Литераторские мостки» являются частью музея городской скульптуры, на территории некрополя находится около 500 надгробных памятников, представляющих историческую и художественную ценность.

Надгробие скульпторов Михаила Константиновича Аникушина и Марии Тимофеевны Литовченко Сегодня на территории некрополя находится около 500 надгробных памятников

Напомню, что это не единственный подобный музейный комплекс в нашем городе. В своих статьях я уже упоминал про некрополь XVIII века и некрополь мастеров искусств, расположенные в Александро-Невской Лавре.

Если кратко, в целом:

    большое количество исторических памятников и захоронений известных деятелей; бесплатный вход; возможность посетить музей в составе экскурсионной группы.

«Литераторские мостки» Волковского кладбища, Санкт-Петербург: описание, особенности и расположение

В пешей доступности от метро «Волковская», на территории Волковского кладбища, располагается знаменитый некрополь, именуемый «Литераторскими мостками». Памятник привлекает к себе внимание тем, что является местом погребения множества выдающихся личностей, живших в XIX и XX веке: здесь покоятся писатели и поэты, композиторы и актёры, ученые и общественные деятели. С 1933 года кладбище считается закрытым, однако в редких случаях здесь всё же проводятся захоронения. На сегодняшний день просмотру посетителей доступно более 500 надгробных памятников, представляющих как культурно-историческую, так и художественную ценность.

Чтобы осознать культурную ценность, которую имеет данный объект, необходимо упомянуть, кто похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

Историческая справка

Само кладбище было основано в 1756 и предназначалось для малоимущих людей. В течение нескольких десятилетий место было не благоустроено, до некоторых участков было и вовсе трудно добраться ввиду отсутствия каких-либо дорог и тропинок.

Ранние захоронения

Одно из ранних захоронений датируется 1831 годом, когда Антон Дельвиг, друг Пушкина, был похоронен на Волковском кладбище. «Литераторских мостков» на тот момент не существовало как отдельного культурного объекта, да и прах поэта сто лет спустя был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, однако в контексте событий, связанных с формированием некрополя, данное событие должно быть отмечено.

Конец XIX – начало XX века

Позже, ближе к концу XIX века, здесь были похоронены знаменитые писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, А. И. Куприн и многие другие. В XX веке, когда некоторые кладбища города решено было перенести или же уничтожить, в некрополь были перенесены останки И. А. Гончарова, А. А. Блока и других ярких представителей отечественной литературы, искусства, науки. В некоторых случаях, однако, были перевезены лишь памятные знаки, но не сам прах покойных.

Несмотря на то, что объект культурного наследия называется «Литераторскими мостками», на Волковском кладбище похоронены также ученые, революционеры, представители различных профессий, снискавших славу и уважение в своей сфере деятельности. Здесь покоятся знаменитые врачи, академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, создатель периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеев, путешественник и этнограф Н. Н .Миклухо-Маклай, изобретатель радио А. С. Попов.

В 1935 года объект вошёл в состав Государственного музея городской скульптуры.

Как добраться

Ближайшей станцией метро, с которой можно добраться до некрополя, является «Волковская». Вопроса, как добраться до «Литераторских мостков» Волковского кладбища, возникнуть не должно: сразу по выходу из метро можно увидеть захоронения на противоположной стороне дороги. Искомый участок, где располагается некрополь, находится в северной части кладбища. Соответственно, чтобы достигнуть цели, посетителю потребуется обогнуть его по периметру, идя вдоль ограды по Касимовской улице, переходящей в Камчатскую.

Наконец, можно выйти на станции «Лиговский проспект» и дождаться трамвая под номером 49 или 25. Любой из указанных способов доставит вас к «Литераторским мосткам», а чтобы гарантированно не ошибиться, можно попросить кондуктора оповестить вас о требуемой остановке. Цель поездки в данном случае будет слева.

Режим работы и экскурсии

Культурный объект открыт для посещения в выходные, а также по будням – исключением является четверг, когда музей не работает. Часы работы «Литераторских мостков» Волковского кладбища в летний период — с 10 до 19 в любой из указанных дней. В период с сентября по май пропуск на территорию осуществляется с 10 до 17 часов.

Кроме того, существуют различные экскурсии, в ходе которых посетители могут не только посмотреть на места упокоения великих, но и узнать многое об их биографии, а также истории самого некрополя, значительно более интересной, чем может показаться на первый взгляд.

Для получения справок или бронирования экскурсий можно воспользоваться телефоном, указанном на официальном сайте.

В заключение

Неизвестно, почему некрополь был назван «Литераторскими мостками», ведь последнее прибежище нашли здесь представители самых разных профессий. Однако в посещении данного места есть что-то поэтическое – турист окунается в атмосферу не кладбища, но объекта культурного наследия, хранящего память о нескольких сотнях известных и даже выдающихся личностей, оставивших свой след в истории.

Литераторские мостки

(В канун Лазаревой субботы)

Литераторские мостки. Могила Георгия Плеханова. За ним — могилы Вассириона Белинского и Николая Добролюбова

Совершенно естественно, будучи в Питере, заглянуть в одно из тех мест, где спят на земляном ложе, укрывшись каменным одеялом, петербуржцы прежних времен. На кладбище заглянуть всегда естественно. Хотя бы на Литераторские мостки. Там имена, слышанные в школе, совпадают с надписями на черном граните. Менделеев, Мамин-Сибиряк, Миклухо-Маклай. Радищев, Блок, Лесков, Тургенев… И так далее. А снег раскис, и на дорожках лужи. И все точно так, как у Саврасова на том холсте, где «грачи прилетели».

В советские годы это кладбище должно было играть роль грустной каменной мелодии, звучащей день и ночь под открытым небом в честь различных писак и мыслителей, приближавших (как им казалось) всемирное счастье. Там есть целый уголок, специально заселенный спящими телами, принадлежавшими отчаянным атеистам с тревожной совестью. К ним можно прийти, минуя огромный памятник физиологу Павлову, оставляя слева от себя печальную могилу Александра Блока и проходя мимо мемориала родственникам Ленина. Точнее – матери и двум сестрам.

Читайте также  Инженерный дом петропавловской крепости

Атеисты-социалисты и богоборцы-теоретики лежат тесно, кучкой, как привыкли и при жизни кучковаться в комнатах питерских съемных квартир. Там они спорили до хрипоты, размахивали руками, задыхались от праведного гнева. Теперь лежат молча, предоставив продолжение идейного шума книгам, которые написали.

Белинский в этом ряду первый. Вашу, Виссарион Григорьевич, переписку с Гоголем нас заставляли учить близко к тексту. Причем только ваши слова. Без гоголевских ответов. Про кнут и цепи, про то, что довольно с России молитв и проповедей. Нужны, мол, рационализм и законность. Еще вы говорили, что попросите положить вам в могилу под голову номер «Отечественных записок». Не знаю, положили или нет. Думаю, что вряд ли. Это было «красное словцо», не более. Как и многое другое. В конце недолгой жизни (всего 36 лет) вас, Виссарион Григорьевич, утешал вид строительства нового вокзала. Не знаю, радостно ли будет вам узнать, что вашим именем назвали кратер на Меркурии. Так прямо и назвали: кратер Белинского. Похоже на слабую компенсацию за полный провал ваших мечтаний о Земле. Всемирное счастье ведь, доложу вам, так и не построено, в отличие от вокзалов, которых не счесть. И жаль огня, которого так много было в вашем сердце. Мир вашему праху, вне зависимости от того, лежит у вас под голым черепом истлевший номер «Отечественных записок» или не лежит.

Да что «Записки»! Рядом с Белинским лежит тот, кто больше записок! Добролюбов. Сын священника и выпускник Нижегородской семинарии, этот тихий юноша сломался после смерти матери. Детская вера, покачнувшись, упала, а зрелая вера, закаленная болью и слезами, не родилась. Родился плохой поэт и тенденциозный литературный критик. Это с его легкой руки утопившаяся Катерина стала почему-то «лучом света в темном царстве». Добролюбов (такие фамилии давали только в семинариях и только успешным ученикам!) умер, как и Белинский, от чахотки, только прожил на 9 лет меньше – 25. И когда сыра земля на Волковском кладбище приняла соседствующий прах этих двух молодых людей, тогда, собственно, и возникли «Литераторские мостки».

Повернем голову направо. В этой стороне от Добролюбова найдем могилу его идейного продолжателя – Писарева. Тоже литературный критик – более бойкий и более злой. Ленин его любил, видимо, по сходству темпераментов. Писарев окончил университетский курс. Писал работу по Аполлонию Тианскому. Выбор темы вряд ли случаен. Этого позднеантичного мистика, фокусника и проповедника образованные эллины противопоставляли Христу. Дескать, у евреев был свой целитель и мудрец, а у нас – свой. Писарев был последовательный антихристианин. Следовательно, и антимонархист. Тогда эти вещи были прочно связаны. За письменные призывы к упразднению династии Романовых Писарев познакомился с казематами Петропавловской крепости. Вышел. Ополчился на эстетику. Дышал какой-то странной ненавистью к Пушкину. Его и Гоголя считал пройденным этапом и чем-то ненужным в будущем. Все, конечно, от великой практичности ума и жаркой любви к простому человеку. Пережил Добролюбова года на два, но умер не от чахотки. Утонул в холодных волнах залива. О нем хорошо отзывался «отец русского марксизма» Плеханов. Плеханов лег неподалеку.

Этот «отец русского марксизма» изображен на памятнике с книгой Маркса в руках. Сбоку на памятнике написано из английской поэзии: «Он слился с природой». Как бы не так! Великим утешением было бы для грешника просто «слиться с природой» и Христу в глаза не смотреть. О лопухе, выросшем из могилы, как о последней посмертной форме жизни, рассуждал тургеневский Базаров. (Тургенев, кстати, тоже тут прилег неподалеку.) Но, очевидно, дело обстоит сложней и неприятней. Христу глянуть в глаза придется.

Все внезапно озарится, что казалося темно,
Встрепенется, пробудится совесть, спавшая давно,
И тогда она укажет на земное бытие.
Что он скажет? Что он скажет в оправдание свое?

Это Апухтин написал. Страшно сказать, но Апухтин тоже здесь лежит. Только поближе к выходу, поближе к Блоку.

Так вот, подумалось мне на этом раскисшем снегу, под синим небом и среди черных стволов деревьев: атеисты ведь никуда не исчезли. Их число крайне велико по причине крайнего бесчувствия или неумения думать. Они нафаршированы чужими мыслями и не дают себе труда их переварить. А что если бы явились к ныне здравствующим атеистам эти, уже отжившие свое! Явились бы, пахнущие дымом и пламенем, и сказали: «Не верьте нам! Мы не знали ничего и обманули себя и вас! Земной рай – это мираж, зато вечная жизнь – это реальность. Не слушайте нас там, где мы отрицаем Бога. И простите нас».

И скажут почившие атеисты здравствующим: «Мы обманули себя и вас. Вечная жизнь – это реальность»

Это могла бы сказать Вера Засулич, стрелявшая в генерала Трепова и тем не менее оправданная судом присяжных. Это мог бы сказать Салтыков-Щедрин, напившийся, как говорит Розанов, русской крови и отваливший в могилу. Незадолго до смерти верующая жена Щедрина звала к больному мужу отца Иоанна Кронштадтского. Думала, молитва праведника растопит лед в душе мужа. Щедрин, скрепя сердце, дал согласие, но так и остался при своем неверии. Это мог бы сказать Лесков, от Христа не отказавшийся, но ушедший из Церкви в штунду и громко хлопнувший дверью. Все они здесь – на Литераторских мостках. Все они шумной толпой могли бы явиться для вразумления к кому-нибудь из сочетавших безбожие с образованностью, ибо и они эти два пункта в себе сочетали.

Впрочем, Евангелие говорит: «имеют закон и пророков». А если Писанию не верят, то и мертвецу ожившему не поверят. Истинная правда. Но жалость остается.

Вот был же поэт, угрюмый, усатый, в бараньей шапке. Славе Гоголя завидовал, жил под лестницей в Академии художеств. Первоначально был похоронен на Смоленском, а потом в Канев его свезли. Он всю Украину отравил на столетия вперед вздором обиженного человека. Напичкал незрелые головы безжизненными и опасными мечтами. И его портреты в хатах до сих пор рушниками увешивают, а по правде сказать, он – слепой поводырь слепого стада. И ведет своих почитателей туда, где сам находится, – в темное и страшное место, откуда не выйдешь. Ему бы явиться во сне ко всем своим почитателям и сказать: «Не хвалите меня и не верьте мне».

Эх, жаль не явится и никого не вразумит.

И вы не явитесь, Гаршин, Михайловский, Надсон и далее по списку. Бог лишил нас легких путей и быстрых озарений. Хочет, чтобы мы потрудились и было видно как на ладони, кого казнить, а кого миловать.

И если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Вот мы и пришли к вам – побродить между могил, попрыгать через лужи, вспомнить то, что в школе нужно было выучить из ваших текстов, чтобы получить отметку.

На кладбище служится Святая служба «о всех и за вся» – в отраду останкам, не болеющим, в отличие от мозга, атеизмом

Здесь на кладбище храм живет и колокол звонит регулярно. Служится Святая служба «о всех и за вся». И это – несомненная отрада вашим костям, которые, в отличие от засоренного мозга, не болеют атеизмом. Кости хотят ожить, процвести, скрепиться жилами и одеться кожей. Кости соединиться хотят друг ко другу в последний День, как нарисовано в анатомическом атласе и как Иезекииль в 37-й главе описывает. Кости трубного гласа и воскресения мертвых ждут, пока книжки, написанные хозяевами костей, продолжают дерзко проповедовать безбожие.

Вот ведь до чего странное существо – человек! Он и мал, как вошь; и необъятен, как Вселенная. И глуп, как пень; и велик, как царь видимого мира. И дерзок, как падший дух; и любим все-таки Богом. Любим по-настоящему, до тернового венка и позорного распятия.

Завтра уже суббота Лазарева. До Пасхи чуть больше недели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: