Храм вакха ливан - Four-Rooms.ru

Храм вакха ливан

Баальбек – древнейший храмовый комплекс в ливанской провинции Баал и один самых необычных археологических феноменов в истории человечества. Грандиозный архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких исполинских сооружений, находится в небольшом городе Баальбек, административном центре одноименного района.

Храм вакха ливан

Баальбек

Древний город Баальбек (Baalbeck)

Баальбек – древнейший храмовый комплекс в ливанской провинции Баал и один самых необычных археологических феноменов в истории человечества. Грандиозный архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких исполинских сооружений, находится в небольшом городе Баальбек, административном центре одноименного района.

Сегодня храмовый комплекс Баальбека – это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и излюбленный маршрут археологов, охотников за историческими сенсациями, ну и, конечно же, туристов, предпочитающих места с древней историей и мощной энергетикой.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Баальбек

История возникновения храмового комплекса

Первые ритуальные сооружения на территории Баальбека возникли еще в финикийский период. В городе процветал культ языческого бога солнца – Баала, чье имя и дало название местечку, а также его главной достопримечательности. Традиционный уклад был нарушен Александром Македонским, присоединившим Баальбек к Македонскому царству и положившим начало череде масштабных изменений в его истории и культуре. Так, после смерти великого полководца, город вошел в состав Египта, получив название Гелиополя. Некоторое время спустя египетские владения перешли к римлянам, развернувшим здесь бурную строительную деятельность. На фундаментах бывших финикийских святилищ стали расти гигантские храмы, прославлявшие мощь и величие римских богов, в конечном итоге слившиеся в уникальный храмовый комплекс.

В VII веке Гелиополь захватили арабы, оградив прекрасные античные сооружения каменной стеной и превратив их в военную крепость. К XIX в. необходимость обороны города отпала, а бывшие римские святилища стали потихоньку растаскивать на стройматериалы местные жители. Спасти один из величайших архитектурных памятников древности удалось немецкой археологической экспедиции, прибывшей в Баальбек на раскопки в 1898 году. После кропотливой работы, занявшей несколько месяцев, археологи вернули бывшему Гелиополю его главную достопримечательность, а миру – бесценный исторический объект, на долгие годы ставший предметом научных исследований и споров.

Баальбекский храмовый комплекс: внешний вид и особенности архитектуры

Площадь храмового ансамбля Баальбека принято делить на три части: Полукруглый двор, Гексагон и Большой (Алтарный) двор. Вход в один из самых древних архитектурных комплексов находится в его восточной части. Путешествие начинается с парадной лестницы в месте, ранее бывшим Полукруглым двором, а сегодня представляющем собой лишь скопление каменных обломков. Пройдя через некогда величественные пропилеи, турист попадает в Шестиугольный двор или Гексагон. Когда-то просторную площадку украшала колоннада, а в ее центре находился алтарь, вмещавший в себя около 230 статуй богов римского пантеона. Сегодня здесь можно найти лишь намек на бывшую алтарную часть и часть стены, окружавшей зал.

Самый большой двор баальбекского ансамбля – Алтарный – занимает около гектара всей площади. Из 84 колонн, стоявших по его периметру, сохранилось лишь несколько. Не выдержали проверку временем и галереи. Центральной фигурой двора является кубический алтарь (рядом находится второй алтарь, более скромных размеров). Здесь же можно увидеть правильные углубления в террасе, бывшие ранее ритуальными бассейнами.

Святилища

На территории одного из самых загадочных ритуальных комплексов планеты располагалось сразу несколько святилищ:

  • храм Юпитера;
  • храм Вакха;
  • храм Венеры.

Кроме того, со времен мусульманского нашествия здесь сохранились останки древней арабской крепости, минарета и Большой мечети.

Строительство храма Юпитера осуществлялось предположительно в эпоху правления императора Нерона. Масштабное сооружение размером 90×50 м было выполнено в виде традиционной античной конструкции, поддерживаемой 20-метровыми колоннами. Шлифованные монолиты, послужившие основой здания, имели по-настоящему фантастические размеры. Например, вес гранитного блока над входом в так называемую камеру царя превышает 90 тонн, при этом вес плит храмового основания исчисляется уже сотнями и тысячами тонн.

К сожалению, здание не выдержало многочисленных войн и разрушительных ливанских землетрясений. В результате, вместо некогда великолепного храма, сегодня можно наблюдать лишь его основание да часть уцелевшей колоннады. Добраться до святилища можно по каменным ступеням, расположившимся напротив главного алтаря Большого двора.

Храму Вакха (второе название – храм Меркурия) повезло больше. Здание не только сохранило презентабельный внешний вид, но и часть внутренней отделки. Например, поднявшись по ступеням в центральную часть помещения, можно увидеть резной алтарь. А если добраться до закрытого внутреннего зала, то в нем обнаружится ритуальная комната размером 27×23 м, в которой предположительно располагалась статуя древнеримского бога Бахуса.

По периметру храм окружен галереей из 19-метровых колонн, ровно в полтора раза превышающих высоту колонн в греческом Парфеноне. Безусловно, часть архитектурных элементов святилища была безвозвратно утрачена, что нисколько не мешает воображению воссоздать подлинный и полный образ грандиозного сооружения.

Храм Венеры (по некоторым сведениям храм назван в честь богини удачи Фортуны) несколько отдален от основной части комплекса и отличается необычной конструкцией в виде подковы. Невзирая на сравнительно скромные размеры, внутренний зал святилища достигает почти 9 метров в диаметре.

Помимо легендарных храмовых построек, есть в Баальбеке и места, скрытые от посторонних глаз. К ним можно отнести местные подземелья, берущие свое начало с юго-восточной стороны платформы и заканчивающиеся под святилищем Юпитера. Есть мнение, что эти импровизированные катакомбы появились в Баальбеке еще до грандиозной римской застройки. Наличие окон в тоннелях дает возможность предполагать, что ходы были обитаемы. Учитывая специфику культа, связанного с поклонением Ваалу, остается только догадываться, кто именно коротал свои дни в мрачных коридорах…

Загадки и артефакты Баальбека

Как ни странно, но с точки зрения археологии, главную ценность Баальбека составляют отнюдь не его храмы, а монолитное основание комплекса или так называемая терраса со стороны храма Юпитера. Именно в этой части ансамбля находится легендарный Трилитон Баальбека – три мегалита в кладке фундамента по 800 тонн каждый. Интерес к этим исполинским плитам вызван тем, что в эпоху Древнего Рима, к которой принято относить строительство баальбекских святилищ, способов транспортировки мегалитов таких размеров еще не было.

Противоречивый факт дал повод к появлению всевозможных гипотез относительно способов перемещения плит. Кто-то из исследователей заявил, что к строительству храмового комплекса в Баальбеке приложила руку инопланетная цивилизация, кто-то считал более адекватной версию использования сверхмощной техники, которая впоследствии была утрачена человечеством. Были извлечены на свет и древние библейские сказания, согласно которым Баальбек был построен Нимродом – одним из ветхозаветных царей, водившим дружбу с титанами. Именно великаны и доставили сюда неподъемные мегалиты, после чего навлекли на себя гнев божий и были уничтожены всемирным потопом.

Несмотря на сенсационность подобных заявлений, официальных доказательств присутствия на территории древней Финикии внеземных и мифических существ пока нет. При этом гиды, проводящие экскурсии в храмовом комплексе Баальбека, не упускают возможности обратить внимание туристов на лестничные ступени, ведущие к храму Юпитера. Массивные каменные плиты явно не соответствуют ширине шага обычного человека, а рассчитаны на существ более высокого роста. Добавьте к этому выдающиеся размеры храмовых колонн, не имеющих аналогов в мировой архитектуре, и получите наглядную картину гигантского святилища для сказочных великанов.

На размышления наводят и небольшие углубления, выдолбленные в толще каменных плит террасы. Появление непонятных отверстий можно было бы объяснить их использованием в качестве гнезд для металлических захватов, с помощью которых могли перемещаться блоки. Однако это предположение можно считать несостоятельным уже потому, что далеко не все плиты «украшены» дырами. В частности, на мегалитах Трилитона гнезда практически отсутствуют. Впрочем, некоторые исследователи считают, что прямоугольные отверстия могли служить и совершенно иным целям. Например, быть креплениями для факелов во время служб, а также вместилищем праха ритуальных жертв.

Еще один странный артефакт Баальбека – Южный камень или по-арабски Хаджар эль-Хубла (в переводе «камень, отторгнутый от материнского массива»), найденный в ближайшей каменоломне на расстоянии 900 м от ансамбля. Гладкая мегалитическая глыба считается одним из самых больших камней в мире, обработанных человеком. Вес плиты оставляет 1000 тонн, а длина около 20 м. Впоследствии в каменоломне была найдена еще пара мегалитов, вес которых значительно превышал вес Южного камня. Глыбы, гладкая отшлифованная поверхность которых недвусмысленно намекает на человеческую деятельность, представляют собой одну из величайших мировых загадок. Чтобы сдвинуть с места такие масштабные предметы потребовалось бы несколько десятков тысяч человек, но разместить такое количество рабочих на столь незначительной территории, а тем более сделать их действия слаженными – абсолютно невозможно. И пока современные версии о появлении Хаджар эль-Хубла находятся на стадии недоказанных предположений, фантастический артефакт продолжает оставаться приманкой для туристов, а также искателей необычных фонов для селфи.

Три любопытных факта из истории храмового комплекса

Первые туристы появились в Баальбеке в XVI веке. Как правило, это были богатые путешественники, прослышавшие о великолепии местного храмового ансамбля.

Во дворе комплекса можно встретить монолиты с высеченной на них аббревиатурой IOMN, что расшифровывается как Iuppiter Optimus Maximus Heliopolitanus – Высочайший и Величайший Юпитер Гелиополиса.

Во время раскопок несколько фрагментов храма Юпитера были вывезены в Германию. Увидеть их сегодня можно в Пергамском музее Берлина.

Как добраться

Античные храмы Баальбека настолько велики, что видны из любой точки города. А поскольку бывший Гелиополь – маленький город, то и добраться до его главной достопримечательности можно пешком, на всякий случай, уточнив у местных жителей наиболее короткий путь.

Гигантские руины Баальбека (45 фото)

Впечатляющий храмовый комплекс Баальбек в Ливане датируется около 2 тысячами лет и приписывается рукам римлян. Однако есть немало подозрений, что часть Баальбека куда более древние постройки и созданы они неведомой цивилизацией с высокими технологиями.

Историки утверждают, что основной храм древнего комплекса Баальбек в Ливане — храм Юпитера — построен римлянами в I веке нашей эры. Однако, хотя это уже довольно подробно задокументированный исторический период, так и не удалось найти ни одного (!) первоисточника, где бы сами римляне упоминали хоть одним словом либо строительство храма. Либо какие-либо работы, связанные с таким строительством. Все ссылки на римское строительство относятся только к уже современной литературе.

Более того, считается, что строительство храма Юпитера в Баальбеке заканчивалось уже при знаменитом Нероне. Однако стены широко известного «золотого храма», который Нерон строил в Риме (столице империи), представляет из себя лишь оштукатуренную кирпичную кладку, которая не выдерживает никакого сравнения с храмом Юпитера в Баальбеке — глубокой провинции Римской империи.

Мифология же относит данное сооружение во времена до Всемирного Потопа.

Соседние храмы — храм Венеры и храм Бахуса — не идут ни в какое сравнение с храмом Юпитера. Они вполне соответствуют возможностям времен Римской империи. В основном же комплексе храма Юпитера следы многократных переделок и перестроек в самые разные эпохи видны просто в громадном количестве.

Вопреки иногда встречающемуся утверждению, т.н. «Южный камень» вовсе не брошен строителями по дороге и не потерян при транспортировке — он так и остался лежать в каменоломне, и даже не отделен до конца от скального основания. Наклон же блока задается общим уклоном поверхности, которую имел в этом месте скальный массив.

Вокруг в каменоломне остались вертикально стоящие каменные блоки, также не отделенные от скального основания. Разделяющие их проходы рассчитаны как раз на человека и (равно как и характер поверхности) полностью соответствуют древним каменоломням, где стройматериал добывался вручную.

Читайте также  Дворец в измайлово

Однако поверхность Южного камня заметно отличается от поверхности перемычки снизу, которая продолжает соединять его со скальным массивом. Так что не исключен вариант, что сам гигантский блок изготовлен в одно время, а окончательно отделить от скалы его пытались уже позже.

В первом же помещении т.н. Гексагона (шестиугольной конструкции) остатки колонн уложены в качестве простого фундамента стен. На одной из колонн — следы инструмента, создающие впечатление, что колонна изготавливалась на каком-то громадном токарном станке.

Тогда чем оставлен этот след?

Местами можно встретить следы простой распиловки (возможно и вручную):

Гранитные колонны вокруг т.н. Центрального Двора выглядят чем-то чужеродным, не сочетающимся с окружающими постройками из известняка и мрамора. Колонны обработаны очень хорошо, без видимых погрешностей.

Храм Бахуса хоть издали и выглядит «солидно», но не имеет в своей конструкции чего-то особо выдающегося.

Шесть уцелевших колонн храма Юпитера поражают своими размерами. Сделаны они, правда, не из гранита (как иногда указывается в некоторых источниках), а из мрамора. На колоннах следы сильной эрозии и современные реставрационные заплатки.

Ряд мегалитов с южной стороны храма производит впечатление чего-то недоделанного. Его функциональное назначение непонятно, хотя он и образует стенку длинной платформы, вытянувшейся вдоль всего храма.

Непонятно и назначение многочисленных квадратных дырок как в стенах храма, так и в мегалитах нижнего яруса. Объяснение гида о том, что их пробили торговцы для крепления тента над своими лавчонками, вызывает сильные сомнения. Возможно, их могли использовать для обшивки, например, деревом, но и эта версия вызывает сомнения.

Один из блоков нижнего яруса зачем-то попытались дополнительно стесать, не доведя дело до конца. Округлые края обработанной части — не след круглой фрезы, а край выбранного материала (по движению инструмента при ручной обработке).

В северной части храма Юпитера видны остатки колонн, между которыми втиснуты блоки, составляющие небрежную кладку сплошной стены. Считается, что это арабы перестраивали храм в крепость, но вызывает сомнения как версия переделки именно арабами (а не теми же римлянами), так и версия крепости вообще, поскольку комплекс ничем не защищен ни с востока, ни с юга.

На фоне стены с западной стороны храма — остатки колонн, которые никто так и не смог убрать.

Не выдерживает проверки информация о том, что ступени в Баальбеке якобы огромных размеров и рассчитаны как будто на гигантов. На самом деле ступени как раз соответствуют обычному человеческому росту.

Но сама конструкция лестниц вызывает удивление. Лестница составлена из монолитных блоков порой сразу по 7-8 ступенек. Странное и весьма трудоемкое решение, ведь лестницу можно было сделать куда проще.

Между тем есть тут и вполне обычные лестницы:

Но рядом с ними снова блоки громадных размеров.

Большие блоки по краю местами имеют фаску, выполненную не до конца. Причем для этого не зашлифовывали поверхность, а просто снимали миллиметр-два камня.

Основной двор комплекса поднят на значительную высоту относительно окружающего уровня земли. В толще каменной кладки по периметру (не ясно: буквой «П» или по всему периметру) — катакомбы внушительных размеров с небольшими ответвлениями. В восточной части катакомб ныне разместился небольшой музей.

В середине Основного Двора находится то, что называется «алтарем» — небольшая конструкция из каменных блоков (на снимке ниже — в левой части), чуть возвышающаяся над уровнем земли во Дворе. Однако с восточной его стороны есть археологический раскоп, где можно видеть аж 10 рядов кладки. Зачем сделана эта конструкция высотой с трехэтажный современный дом, уходящая в землю, и почему ее назвали при этом «алтарем» — не ясно.

Можно предположить, что в некий период уровень Основного Двора был значительно ниже (возможно на уровне окружающей земли), и лишь позднее Двор был засыпан зачем-то до современного состояния.

В восточной стене Основного двора есть несколько внутренних помещений, в одном из которых можно увидеть составные (. ) блоки перекрытий. Судя по всему, они соединены внутри металлическими штырями (как это иногда практиковалось в Древней Греции).

Однако поражает, что за столь продолжительное время составные блоки нигде даже не погнулись, хотя на них лежат каменные блоки потолка.

С северной стороны к храму Юпитера примыкает странная конструкция — «мегазабор» из огромных блоков. Он в чем-то аналогичен ряду мегалитов с южной стороны храма (см. выше), но здесь в отличие от южной стороны промежуток между «мегазабором» и стеной храма ничем не заполнен. Образуется пустое пространство непонятного назначения с единственным небольшим проходом снаружи.

На стыках мегалитов в верхней части «мегазабора» зачем-то сделаны выемки странной формы. Причем фаска, снятая по краям мегалитов, повторяет форму выемки.

Конечно, наиболее поражает западная стена платформы под храмом Юпитера, где расположился знаменитый трилитон — три огромных блока (ряд внушительных размеров под трилитоном представляет из себя как бы продолжение северного «мегазабора», повернувшего за угол). Зачем строителям потребовались именно такие запредельные размеры — так и остается загадкой.

Южный камень, оставшийся в каменоломне, явно куда-то планировалось разместить. Никаких сопоставимых по масштабам конструкций в окрестностях нет. И единственно напрашивающееся место — поверх трилитона. По длине Южный камень сюда вполне подходит.

Согласуется с такой версией и разница по высоте между верхним краем трилитона (на снимке внизу: обломок колонны лежит именно на трилитоне, а край верхней лестницы соответствует уровню пола храма Юпитера).

Однако в таком случае получается, что платформа храма Юпитера так и не была достроена. Ведь Южный камень так и остался в каменоломне..

Странные параллельные друг другу полосы на верхней грани трилитона. Причем, линии идут не параллельно краям блоков, а под ярко выраженным углом к ним. При этом пара соседних блоков подтесаны как будто специально параллельно этим линиям. Происхождение их не ясно. Не исключен вариант и прозаического объяснения: полосы оставлены какими-то не очень аккуратными археологами в недалеком прошлом.

Еще большая загадка: округлая поверхность одного из блоков в западной стене. Очень похоже на кусок колонны огромных размеров, уложенный на бок. Блок раскопан совсем недавно — вынутый грунт еще даже не успел покрыться травой.

Однако данный блок находится в кладке под (. ) трилитоном. И если это — действительно кусок колонны, то получается. что и мегакладка с трилитоном сооружались на обломках еще более древнего сооружения.

Впрочем, это вполне соответствует легендам, что Баальбек восстанавливался какими-то «гигантами» после Всемирного потопа. То есть исходное сооружение было допотопным. О его же начальной форме в таком случае остается только гадать.

Для снятия напряжения после стольких загадок — снимок комплекса в вечерних сумерках:

Баальбекский храмовый комплекс: история, описание, фото

Считается, что история человечества хорошо изучена. Однако удивительные находки, которые служат доказательством наличия в далеком прошлом высокоразвитых цивилизаций, ставят современных ученых в тупик.

Таинственный уголок, привлекающий путешественников

Баальбекский храмовый комплекс – это один из самых необычных археологических памятников. Он состоит из нескольких гигантских сооружений, которые, по мнению эзотериков, обладают мощной энергетикой. Объект, охраняемый ЮНЕСКО, неслучайно является мистическим местом, куда устремляются не только археологи, но и охотники за сенсациями.

Немного истории

Где находится Баальбекский храмовый комплекс? Он располагается в Баальбеке (бывшем Гелиополисе – городе Солнца) в Ливане. Небольшой поселок прославился на весь мир грандиозным мегалитическим ансамблем, который стал образцом архитектурной гигантомании.

Еще в финикийский период здесь появились первые ритуальные сооружения. Дело в том, что обитатели этого уголка поклонялись Баалу – языческому богу Солнца. Завоеватель Александр Македонский включил его в состав Македонского царства – государства на Балканском полуострове. А после смерти легендарного полководца город вошел в состав Египта, затем его захватили воины Римской империи, которые начали строительство величественных храмов. На том месте, где жители поклонялись языческому божеству, выросло монументальное святилище, прославляющее мощь римских богов.

В VII столетии в город вошли арабы, превратившие культовое сооружение в мощную цитадель. В XIX веке, когда кровопролитные войны закончились, а город не нуждался в обороне, храм стали разрушать местные жители, разбирая его на строительные материалы. И вскоре одно из самых священных мест на нашей земле, лишенное былого величия, оказалось заброшенным.

Спасти уникальный Баальбекский храмовый комплекс помогли немецкие археологи, прибывшие на раскопки в 1898 году. Именно они и вернули миру бесценное сокровище, вызвавшее жаркие споры в научной среде.

Три части святилища

Удивительная архитектурная достопримечательность, олицетворяющая историю всего древнего мира, состояла из 3 дворов:

  • Большого (Алтарного), занимающего площадь более 1 гектара. Это было одно из самых огромных строений Баальбекского храмового комплекса.
  • Гексагона (Шестиугольного), когда-то окруженного колоннадой из 84 колонн.
  • Полукруглого, от которого ничего не осталось.

Сейчас дворы усеяны обломками колонн и каменных плит.

Три главных храма

На территории Баальбекского храмового комплекса в Ливане находились несколько святилищ, посвященных Юпитеру, Венере и Вакху.

Как считают ученые, строение, воздвигнутое в честь бога неба, появилось во времена правления императора Нерона. Гигантское святилище древние строители выполнили в виде античной конструкции, которую поддерживали высокие колонны. Монолиты, служившие основой культового сооружения, и сейчас поражают своими размерами и весом. К большому сожалению, храм не выдержал испытаний временем, а также серьезно пострадал во время сильных землетрясений. Потомки могут увидеть лишь основание святилища и шесть колонн диаметром более двух метров. В строение ведет широкая лестница, на каждой ступени которой умещается 100 человек.

Именно культовое сооружение, посвященное грозному Юпитеру, поражает больше всего. Глядя на его развалины, можно представить масштабы величественного храма потрясающей красоты и колоссальных размеров. Многое повидавшие путешественники даже заявляют, что по сравнению с ним знаменитый Парфенон в Афинах кажется миниатюрной игрушкой.

А вот храм Вакха (Бахуса) прекрасно сохранился, и посетители даже могут полюбоваться причудливой внутренней отделкой, а также резным алтарем, расположенным в центральной части помещения. А в закрытом зале находится ритуальная комната, в которой когда-то высилась скульптура бога, олицетворявшего виноделие.

По всему периметру святилище, входящее в состав Баальбекского храмового комплекса, окружено галереей 19-метровых колонн. Несмотря на то что большинство архитектурных элементов безвозвратно утрачено, туристы могут представить подлинный образ загадочного античного сооружения.

Храм Венеры – это необычное строение, отличающееся своей формой, напоминающей подкову. Расположенное на том месте, где находилось святилище, возведенное в честь богини Астарты, которую почитали финикийцы, оно появилось во времена правления императора Септимия Севера. Сооружение, казавшееся небольшим из-за широкой расстановки колонн, позднее было перестроено в церковь, посвященную покровительнице города — святой Варваре.

Удивительные находки

Как выяснили археологи, проводившие раскопки, помимо известных построек, здесь есть и потайные уголки, которые скрыты от людских глаз. Местные катакомбы начинаются с юго-восточной стороны комплекса и заканчиваются под святилищем Юпитера. Скорее всего, подземные лабиринты, размер которых больше, чем тоннели в метро, появились задолго до строительства настоящего произведения архитектурного искусства.

Возможно, они использовались в качестве сокровищницы. Но наличие в подземельях небольших окошек дает возможность предположить, что когда-то они были обитаемы.

Читайте также  Мост сечени в будапеште

Платформа, вызвавшая жаркие споры ученых

Однако главной ценностью Баальбекского храмового комплекса, фото которого заставляют восхититься мастерством древних архитекторов, является его монолитная платформа. Именно здесь располагается знаменитый трилитон – три исполинских плиты по 800 тонн каждая, расположенные в каменной кладке основания. Современные ученые даже не могут предположить, каким же образом строители смогли перевезти гигантские мегалиты, если способов транспортировки глыб подобного размера в то время еще не было.

Вопросы без ответов

Платформа построена из колоссальных по своим размерам блоков (Баальбекский храмовый комплекс не устает удивлять), а их вес во много раз превышает вес плит, которые применялись при постройке знаменитых пирамид Египта. Удивительно, но колоссы настолько тщательно подогнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть иголку.

Даже для сегодняшней техники такая подгонка нереальна. Кроме того, не существует станков, на которых можно отшлифовать гигантские поверхности площадью в сотни квадратных метров. А на плитах можно увидеть следы от огромных резцов. Чтобы сдвинуть монолиты, требуются усилия 40 тысяч человек.

Непонятно, зачем использовать при возведении святилища такие колоссы, если проще работать с плитами гораздо меньших размеров, установить которые и легче, и быстрее. Способы, которыми пользовались древние строители, и сейчас являются неразгаданными.

Трилитон – самое древнее сооружение мистического уголка?

Удивление вызывает и тот факт, что платформа Баальбекского храмового комплекса, о возрасте которого спорят ученые, не завершена. Знаменитый трилитон возвышается над другими каменными кладками, не являясь единым целым с основанием храма Юпитера. Ученые предположили, что его плиты появились задолго до начала строительства культового сооружения. И римские воины соорудили гигантский храм на месте, уже подготовленном таинственными мастерами. А местные жители вспоминают древнее предание, согласно которому священные блоки лежат здесь вечно.

Космодром для пришельцев

Одни ученые предположили, что возведение комплекса – это дело рук пришельцев, поскольку ни одна из цивилизаций, известных сегодня, не способна обработать и установить исполинские монолиты таким образом, как это сделано в Баальбеке. Научное сообщество выдвинуло предположение, что неслучайно основание комплекса такое прочное. Платформа, способная выдержать колоссальные нагрузки, скорее всего, являлась местом для посадки космических кораблей.

Утраченные знания

Другие ученые заявили о том, что при строительстве Баальбекского храмового комплекса, описание которого представлено в статье, использовалась очень мощная техника. Позднее человечество просто утратило бесценные знания, которые достались от прошлых цивилизаций, обладающих высоким технологическим уровнем, но не имеющих письма.

Есть схожесть комплекса с египетскими пирамидами, но исследователи уверяют, что это не говорит о том, что храмовый комплекс возводили одни и те же люди. Скорее всего, исчезнувшие цивилизации обладали неким знанием и имели в арсенале инструменты, позволяющие перемещать огромные плиты и подготавливать их к строительству.

Любопытно, что современники решили воссоздать технологию, способную поднимать каменные монолиты. Но все попытки закончились трагически: мощные глыбы срывались с креплений, унося человеческие жизни.

Город богов и великанов

Любители искать смысл в библейских сказаниях вспомнили строчки, якобы проливающие свет на загадочное происхождение комплекса. Согласно им, Баальбек, расположенный в полутора часах езды от столицы страны, появился на свет благодаря хорошей дружбе царя Нимрода с великанами. Именно они доставили сюда исполинские глыбы по его просьбе. Однако Бог, недовольный тем, что титаны помогли людям, уничтожил их.

Кроме того, можно вспомнить легенду, передающуюся из поколения в поколение. Согласно ей, бог Солнца разъезжает по небу в колеснице и отдыхает именно там, где находится Баальбекский храмовый комплекс, фото которого заставляют замереть от восторга.

Одни загадки

Археологи, проводившие раскопки, уверяют, что никаких следов присутствия мифических существ на территории древнего города не обнаружено. А вот местные гиды, проводящие экскурсии, обязательно обращают внимание посетителей на ступени, которые ведут к святилищу Юпитера. Дело в том, что они довольно массивны и не соответствуют длине шага обычного человека, а словно рассчитаны на кого-то, кто обладал более высоким ростом.

Да и размеры колонн, которые не имеют аналогов в архитектуре, также говорят в пользу версии о каких-то великанах, построивших для себя гигантский комплекс.

Если присмотреться к каменным плитам платформы, служащей основанием храма Юпитера, то можно заметить небольшие углубления, сделанные в их толще. Они есть не на всех глыбах. Например, на мегалитах трилитона их нет. И опять же в ученой среде разгорелись дебаты. Согласно одной версии, отверстия являлись своеобразными гнездами для захватов из металла, позволяющих перемещать плиты. А по другой, в отверстиях хранился прах жертв, умерщвленных в результате мистических ритуалов, проводившихся в подземелье.

«Южный камень»

Еще один удивительный факт – в 900 метрах от Баальбекского храмового комплекса, история возникновения которого до сих пор не изучена, археологи обнаружили исполинский монолит весом более одной тонны и длиной 20 метров. Плита, получившая название «Камень юга», является самой крупной обработанной глыбой в мире. А вскоре были найдены и другие гигантские мегалиты, отличающиеся необычной гладкостью. Поверхность плит, по мнению ученых, отшлифована руками человека, и этот факт вызывает множество вопросов, остающихся без ответа. Исследователи считают, что мощная глыба – это каменная заготовка древних строителей, и ее наличие говорит лишь о незавершенном строительстве.

А пока артефакты, выглядящие фантастически, являются приманкой для изумленных туристов, обязательно делающих фотографии на их фоне.

Комплекс, вызывающий трепет у современников

Грандиозный ансамбль на протяжении тысячелетий вызывал чувство священного трепета у различных народов, живших на этой территории. На недостроенной платформе они возводили свои святилища, занимаясь реставрацией и реконструкцией Баальбекского храмового комплекса, который являлся уже готовым сооружением. Позднее люди использовали каменную кладку и обломки колонн для сооружения мощных цитаделей и мечетей.

Туристы, посетившие таинственный комплекс, признаются, что чувствуют здесь присутствие разных народов, живших несколько тысячелетий назад. Потомков тревожит вопрос о том, кто же на самом деле и когда начал строительство архитектурного чуда. Человек или пришелец владел сверхточными технологиями обработки огромных глыб? Конечно, разгадку стоит искать в далеком прошлом, однако никаких достоверных сведений о том времени не существует. Остались только древние народные легенды, и доверять им все-таки не стоит.

Грандиозный Баальбекский храмовый комплекс, фото которого передают ощущение нереальности и монументальность гигантских блоков, внушает чувство преклонения перед удивительным мастерством его талантливых создателей.

БААЛЬБЕК — тайна потерянной цивилизации

В истории нашей планеты осталось еще множество не разгаданных тайн, например сложнейшие древние постройки, которые были воздвигнуты неизвестно кем, когда и как.

Одну из таких тайн хранит древний город Баальбек, который находится в Ливане. Когда-то это был великий город, который являлся одним из религиозных и культурных центров древнего мира. Но сейчас Баальбек практически полностью разрушен и всеми забыт.

Наиболее интересными сооружениями в Баальбеке считаются огромные террасы. Они выложены из громадных каменных блоков весом от 300 до 1000 тонн (к примеру, средний вес каменных блоков в пирамиде Хеопса 2,5 тонны), причем уложены они без какого-либо связывающего состава и настолько точно и аккуратно, что просунуть даже иголку между ними весьма проблематично.

Крупнейшей террасой в Баальбеке является терраса на которой римляне построили храм своему верховному богу — Юпитеру. Храм Юпитера не дожил до наших дней, он был разрушен мощным землетрясением. От него осталось только 6 колон высотой по 22 метра, но и они производят очень сильное впечатление.

Три стены этой террасы выложены из девяти рядов монолитных блоков, каждый размером 11 х 4,6 х 3,3 метров и весом более 300 тонн. Четвертая стена — особенная, ее сделали из трех чуть ли не самых крупных обработанных камней в мире. Вес каждого из них около 1000 тонн, размеры впечатляют не меньше — 29 х 4 х 3,6 метров. Эта стена больше известна как Трилитон.

А это южный камень — собственно самый крупная обработанная каменная глыба в мире, вернее будет сказать почти обработанная — ее часть так и не была отделена от скалы. Южный камень был найден в камнеломне в километре от города. Вес монолита более 1000 тонн.

Храму Вакха повезло намного больше, он сохранился гораздо лучше, чем большинство построек в Баальбеке.

На сегодняшний день не найдено ни одного источника, который пролил бы хоть немного света на вопросы кто и когда строил шедевры Баальбека. Поэтому историкам и исследователям остается лишь гадать. Достоверно известно только то, что Баальбекские террасы уже были построен в 5 тысячелетии до н.э и даже были отнесены к чудесам света того времени.

Существует такое мнение, что все храмы и в том числе основания, на которых они стоят построили римляне. Эта теория не очень популярна, но некоторые историки являются ярыми ее приверженцами. Однако большинство исследователей считают эту версию абсурдной, так как ей противоречит множество исторических фактов. Естественно, того факта, что римляне действительно были в Баальбеке и строили там свои храмы никто не отрицает — это факт, как факт и то, что было это гораздо позднее 5 тысячелетия до нашей эры (первое упоминание о Древнем Риме приходится на 754 год до н.э., а непосредственно Римская империя образовалось в 27 году до н.э.).

Второе «но» — совершенно точно можно утверждать, что римляне не обладали ни знаниями ни технологиями при помощи которых можно было передвигать 1000-тонные глыбы и тем более поднимать их на высоту ( вообще ни одна известная древняя цивилизация не обладала подобными знаниями и технологиями ). Ну и третий аргумент против «римской гипотезы» заметен с первого, даже невооруженного взгляда на Баальбекские храмы — уж слишком велика разница в масштабе и стиле между самими храмами и террасами, на которых они стоят.

Кто же тогда построил Баальбек? Предположения на этот счет, конечно, имеются, но почти все они довльно экзотичны. Кто-то приписывает чудеса Баальбека древним сверх развитым, которые канули в веках практически не оставив за собой никаких следов. Кто-то утверждает, что не обошлось тут без пришельцев с других планет, так как цивилизации того времени попросту не могли обладать достаточными знаниями и развитыми технологиями, чтобы производить подобные постройки (кстати, эта версия относительно распространена и среди египтологов). Ну и напоследок, есть мнение, что Баальбек строили великаны некогда населявшие нашу планету…

Этот вопрос не менее интересен, ведь речь идет, наверное, о самых сложных сооружениях на нашей планете, на фоне которых меркнут такие великие творения как: египетские пирамиды, пирамиды майя, камбоджийский Ангкор-Ват… Как, при помощи каких технолий и какой техники строились мегалитические террасы Баальбека?

Единственное о чем можно говорить с уверенностью это то, что гигантские каменные блоки обрабатывались с помощью самых обыкновенных зубил. Тяжело даже представить сколько уходило времени у рабочих на отделку одного такого блока…

Как перемещали столь тяжелые камни от камнеломни, путь к которой лежит через ухабистые равнины к месту строительства остается большой загадкой. Можно предположить, что строители ложили каменные блоки на бревна (катки) и таким образом пытались их передвигать (считается, что при строительстве египетских пирамид пользовались именно таким методом). Но против этой версии есть два «колких» аргумента.

Читайте также  Пизанская башня стиль

Во-превых бревна не выдержали бы веса и в 300 тонн, не говоря и про тысячу, они бы просто превратились в пресованое дерево. Во-вторых современные исследования показали, что для перемещения такого груза подобным образом потребовались бы усилия приблизительно 50 000 человек, что для древнего мира совершенно фантастическая цифра, лишь несколько древних городов по численности населения могли только немного приблизиться к этому числу. Соответственно, в строительстве Баальбека врядли принимало участие такое количество человек.

Перемещение блоков это даже не половина беды, их еще необходимо было поднять на приличную высоту и идеально ровно уложить друг на друга, что учитывая вес было бы очень непростой задачей даже в наше время и с нашей техникой. Кстати, сейчас в мире есть всего несколько моделей кранов способных оперировать весами более 1000 тонн. У Вас, наверное, также возник вопрос: Зачем нужно было делать громадные блоки, ведь в разы проще и быстрее было бы работать с камнями меньших размеров…

Мое мнение — строителями мегалитических террас были представители какой-то потерянной неизвестной цивилизации. Исчезла эта цивилизация настолько же резко, насколько она и была загадочна, заметить это можно по общей картине великих Баальбекских построек — все они производят впечатление незавершенности. Возможно эта цивилизация предчувствовала свой близкий «конец» и оставила в память о себе Великие террасы Баальбека, тайну которых нам может и не суждено узнать.

Отзыв: Экскурсия по г. Баальбек (Ливан) — Впечатляющий комплекс на задворках Римской империи

Баальбек многим знаком по передаче «Орел и решка». Вообще эта передача популяризовала очень многие туристические места (Марокко, например).

Лично я впервые услышала о Баальбеке и его загадочном Трилитоне ещё раньше в какой-то передаче. Так что мой туристический интерес давний, и я очень надеюсь заинтересовать Ливаном читателей здесь!

Итак, сегодняшний Баальбек (видела разные написания, чаще всего Ba’albek) — это город в 80 км на север от Бейрута. И всего в 15 км от границы с Сирией, что в текущей ситуации, конечно, страшновато. Находится город практически в горах, высота над уровнем моря 1130 м.

Вот такая красивая дорога ведет в Баальбек.

А вот виды с одной из многочисленных смотровых площадок по пути.

При этом на дороге с определенной частотой стоят полностью вооруженные патрули. Тоже страшновато. Но гид говорит: наоборот, должно быть спокойнее от этого. К тому же, к туристам отношение очень дружественное. Никогда не останавливают, не тревожат. А вот молодых мужчин — могут.

Баальбек — город очень древний, финикийский.

Поклонялись в Баальбеке богу Ваалу (или Баалу, отсюда и название) — это такой финикийско-вавилонский аналог Зевса.

Первоначально ему посвящен храмовый комплекс Баальбека, который ныне известен как 3 храма — Храм Юпитера, Храм Диониса (Вакха) и Храм Венеры.

Затем была интересная история о том, как в Баальбеке жил и рисовал французский, кажется, художник. И по его рисункам развалинами заинтересовались европейские археологи и правительства. Сначала копали немцы, затем французы. С французами, как известно, у Ливана давние отношения.

В 19 в. Баальбек стал даже модным местом у путешествующей европейской аристократии. Здесь бывали Флобер и Твен, и даже Иван Бунин. Также здесь выступали многие известные танцоры, певцы, актёры. Любой гид с удовольствием покажет маленький исторический отель за автомобильной стоянкой, где все европейцы и жили.

1. Римские руины, состоящие из 3х храмов.

А) Хорошо сохранившийся, хоть и не самый большой, Храм Вакха с 19-метровыми колоннами. Это высота 7-этажного дома и в 1,5 раза выше, чем колонны Парфенона!

А вот мы на фоне храма.

Храм очень красивый и внутри. Возле алтаря изображены танцующие девушки — вакханки. И туристы любят фотографироваться танцующими.

Б) Плохо сохранившийся (только 6 колонн и большая лестница), но колоссальный Храм Юпитера.

В целом храм не такой огромный, как, скажем, Ангкор Ват в Камбодже, но один из 2-3 крупнейших храмовых комплексов в истории. В конце отзыва я добавлю видео из внутреннего дворика (пропилеев) Храма Юпитера.

Самая большая достопримечательность Храма Юпитера и Баальбека в целом — это 3 огромных обработанных и подогнанных друг к другу камня весом 800 тонн в основании западной стены. Камни к тому же стоят на стене из камней поменьше, по 300 тонн, на высоте 7 м от земли. Все обычно вспоминают про Египетские пирамиды. Мол, как такие глыбы тащили. Так вот самый большой камень пирамид — 90 тонн. А тут — 800! Загадка, как их транспортировали и установили, до сих пор не решена.

Вот тут немного видно 2 из 3 этих камней:

В) Крошечный Храм Венеры — 100% римская постройка. И хоть и не сопоставима с двумя предыдущими храмами по размеру, но обычно тоже считается одной из основных построек.

2. Так называемый «Южный камень» или «Камень беременной женщины». Находится в древней каменоломне недалеко от римских руин. Считается, что этот камень-рекордсмен готовили также для установки в основание одного из храмов, но не завершили работу. Камень весит более 1000 тонн и считается самым большим обработанным камнем в мире.

3. В комплексе римских развалин есть музей, Археологический музей Баальбека. Это такой музей-тоннель под Храмом Юпитера в большим количеством археологических находок, главным образом римского периода.

4. Я бы ещё отметила из достопримечательностей исторический отель «Пальмира» (Palmyra), о котором я писала выше. Говорят, удобства в нем на 3*, не выше, но если захочется пожить в комнате кого-то из знаменитых, — то это сюда.

Инфраструктура и прочее.
— дорога до Баальбека, как и везде в Ливане, хорошая;
— у комплекса есть большая бесплатная парковка, также есть парковка (и отличный сувенирный магазин) у Южного камня (это в паре километров от руин);
— в самих руинах все очень ухоженно и чисто, везде тропинки;
— но исходя из особенностей объекта (это руины все-таки) для колясок проезд и пандусы не предусмотрены;
— на территории храмов и в музее нет ничего: ни туалетов, ни магазинов, ни кафе. Все это — у входа;
— фотографировать можно, никаких проблем. Читала давние отзывы о том, что в Ливане нельзя фотографировать. Ерунда. Все можно. Ну, разве что военные объекты нельзя;
— в кассе проблем с английским не было, а так, конечно, в Ливане лучше владеть французским.

Уникальный Баальбек включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древние храмы Баальбека в Ливане

Ливан — фантастическая ближневосточная страна, которая была центром многих древних культур, которые оставили свои невероятные следы в каждом из своих городов. Храмы Баальбека являются одним из тех камней прошлых цивилизаций который жил в этом ливанском городе сотни тысяч лет назад. Благодаря своей красоте, старине и очарованию, сегодня мы хотим познакомить вас с останками этих невероятных зданий. Присоединяйтесь к нам, вы обязательно найдете это очень интересным!

Храмы Баальбека, чемпиона великих древних цивилизаций

Автор: Frode Bjørshol

Баальбек — интересный город, расположенный на северо-востоке от Ливана, в непосредственной близости от столицы страны — Бейрута. Его историческое значение восходит ко времени Христа до того, когда оно было составлено как один из самых важных финикийских святилищ.

Создание города было посвящено важному богу, откуда и исходит его название. Кроме того, его культура была отмечена и под влиянием самых передовых и организованных цивилизаций всех времен, таких как финикийский, греческий и римский; по этой причине, это живое монументальное представление об истории человечества.

Храмы Баальбека, пожалуй, являются самым необычным представлением этого монументального прошлого. Построенный для поклонения богам Юпитер, Вакх и Венера, они представляют собой здания невероятного величия, одного из крупнейших на планете.

Затем мы проведем небольшую прогулку по каждому из этих необычных памятников.

Храм Юпитера

Автор: Frode Bjørshol

Говорят, что его строительство относится к году 27 a.C. и был заказан императором Рима Августом. Его стремление построить самый большой храм в истории, пропорций, которые никогда не видели прежде — и которые продолжают впечатлять сегодня — посвящены богу Юпитеру.

Все в этом сооружении является загадкой из-за его невероятных размеров, до преувеличенного веса его частей — более 300 тонн каждый — все еще нераскрытая тайна.

Причины, по которым император решил построить этот храм в Баальбеке, неизвестны. Однако предполагается, что это было связано с существованием основ еще более монументальной конструкции и не менее 1000 лет.

Одним из самых невероятных аспектов этого памятника является трилиф Баальбека -3 огромные камни, которые являются частью удерживающей стены храма, считается самым крупным в мире, поскольку каждый из его пород весит около 1000 тонн, что-то просто невероятное. Современные архитекторы и инженеры заявляют, что даже с использованием современных технологий нет машин, способных переносить такой вес Можете ли вы представить, как они их сделают? Что-то, что просто еще не имеет совершенно убедительного объяснения, и вокруг него тысячи историй.

Автор: Caroline Granycome

Но это еще не все, так как там есть районк самому большому строительному камню в мире, известному как камень беременной женщины, более 4 метров в высоту, более 4 метров в ширину, более 21 метра в длину, Он имеет невероятный вес более 1200 тонн; абсолютно беспрецедентный.

Все в храме Юпитера имеет огромные масштабы, которые пробудили тысячу и одно любопытство в научном мире, поэтому это место, которое нельзя упустить.

Храм Вакха и Венеры

Автор: Frode Bjørshol

Рядом с храмом Юпитера находится храм бога Вакха, еще один впечатляющий пример древней архитектуры.Построенный в год 161 нашей эры, примерно, он основан на базе высотой 5 метров, и ее пропорции одинаково монументальны.

Одной из наиболее важных особенностей его архитектуры являются 8 передних колонн и 15 боковых колонн, высота которых превышает 19 метров и которые находятся в впечатляющем состоянии.

Без сомнения, это оставит вас более чем впечатленным.

Храм Венеры

Автор: Andrew 鐘

Наконец, немного «далеко от двух уже упомянутых храмов — это то, что посвящено богине Венера.Построенный в 273 г. н.э., он является примером более изысканного искусства и менее скандальных пропорций.

В настоящее время только некоторые из его столбцов выступают, как предполагается, были разрушены землетрясениями с момента своего возникновения.

Хотя у него не было величия двух других храмов, это было чрезвычайно важно для жизни жителей Ваалбека и членов Римской империи, которые доминировали в этом районе.

Таким образом, Храмы Баальбека — это здания внушительных величин, которые содержат тысячи тайн о их строительстве, зная, что они будут впечатляющими.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: