Елагиноостровский дворец музей

Посетители могут познакомиться с произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства первой трети XIX века из фондов Елагиноостровского дворца-музея.

Елагиноостровский дворец музей

Елагиноостровский дворец-музей

Елагиноостровский дворец является одной из немногих архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которая за все время существования ни разу не была переименована. Жемчужиной уникального дворцово-паркового ансамбля Елагина острова по праву считается Елагиноостровский дворец.

Елагиноостровский дворец (называемый также Елагинским или Елагиным) был построен архитектором Карлом Росси в 1818-1822 годах по заказу императора Александра I для его матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны и на протяжении ста лет оставался во владении Романовых. Интерьеры дворца сочетали парадность и изысканность императорской резиденции и в течение XIX века не подвергались переделкам. До сих пор они по праву считаются одним из лучших памятников эпохи ампира в России. После революции 1917 года по специальному декрету советского правительства Елагин дворец был признан памятником высшей категории, имеющим историческое и художественное значение. С 1918 по 1929 годы он, как и многие другие дворцы и усадьбы, становится Музеем истории и быта. Несмотря на трудные условия жизни, сотрудники музея под руководством архитектора-хранителя дворцово-паркового ансамбля Е.В.Медведева сумели не только сохранить от расхищения дворцовое имущество, но и значительно увеличить его за счет поступления предметов из национализированных дач на Каменном и Крестовском островах.

В 1929 году музей был закрыт, а коллекция расформирована. Лучшие экспонаты были переданы в Эрмитаж, Русский музей, Гатчинский, Павловский и Детскосельский (Екатерининский) дворцы-музеи, предметы из драгоценных металлов и оклады икон – в финансовые организации. Большая же часть была распродана через магазины Торгсин (торговля с иностранцами) и Госторг. В 1932 году на Елагином острове открывается Центральный парк культуры и отдыха, ставший главным местом отдыха горожан, и здание дворца используется для культурно-просветительной работы. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нанесла большой урон парку и дворцу. Во время блокады Ленинграда в парке находились воинские части. Он, как и все прифронтовые районы был приспособлен для осуществления оборонительных задач и закрыт для посетителей. 16 января 1942 года во время очередного артобстрела два зажигательных снаряда пробили кровлю дворца и разорвались в подвале, разрушив вестибюль, на месте которого образовалась глубокая воронка. Снаряды повредили дымоходы, вспыхнувший пожар охватил все здание, уничтожил перекрытия первого и второго этажей и все интерьеры. От дворца остался лишь остов из капитальных стен, открытый ветру и дождям. Еще не закончилась война, а Исполком Ленгорсовета принимает решение об открытии ЦПКиО летом 1944 года. Силами всего города, его общественными и государственными организациями, а также простыми жителями восстанавливался любимый всеми ленинградцами Центральный парк культуры и отдыха, ставший олицетворением мирной жизни. Елагин дворец начал реставрироваться первым из разрушенных дворцов в Ленинграде. В 1946 году архитектор В.М.Савков выполнил обмеры разрушенного дворца и провел фиксацию уцелевших деталей декоративного убранства интерьеров. Сотрудник ГИОПа А.Н.Петров собрал архивные научные материалы и обосновал возможность восстановления дворца. Сначала предполагалось перестроить дворец под здание для танцев и игр Центрального парка культуры и отдыха. После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик здания, парадных залов первого этажа и кабинета императора Александра I на втором этаже. В 1952 году архитектор М.М.Плотников разработал проект воссоздания художественной отделки парадных залов первого этажа. С 1952 по 1960 годы продолжались реставрационные работы. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагин дворец. Это был первый пример полного воссоздания уникального дворцового здания в Ленинграде. В 1961 году отреставрированный дворец открыл свои двери для посетителей. Уникальные интерьеры первого этажа предназначались для временных выставок. Второй и третий этажи были полностью отведены под базу однодневного отдыха трудящихся. Здесь разместились комнаты для отдыха и развлечений, лекционный, бильярдный и танцевальный залы. В новом дворце появился еще один просторный вестибюль и широкая лестница на второй этаж.

С созданием выставочных залов началась музеефикация дворца, растянувшаяся почти на двадцать лет. Небольшой коллектив во главе с Д.И.Немчиновой устраивает интересные и разноплановые выставки: «Дулевский фарфор», выставку главного художника Ленинградского завода художественного стекла Е.В.Яновской, первую в Ленинграде выставку из частных коллекций и другие, которые привлекают внимание посетителей парка. К концу 1970-х годов здание дворца было полностью освобождено от базы отдыха. На первом этаже размещается постоянная экспозиция из мебели, скульптуры и бронзы первой трети XIX века. На втором и третьем этажах организуются временные выставки декоративно-прикладного искусства. В 1981 году в целях сохранения уникальных интерьеров Елагина дворца как памятника архитектуры и декоративно-прикладного искусства было принято решение о создании во дворце «Музея декоративно-прикладного искусства XIX века», но только в 1987 году дворец получил статус музея. Новый музей под руководством первого директора В.В.Мухина активно входит в музейное пространство города с яркими выставочными проектами: «Церковная культура. Петербургский период», «Русский жемчуг и перламутр», «Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы», которые имели большой резонанс и массовую посещаемость. В тяжелые для всей страны 1990-е годы сотрудники музея планомерно формируют фонды, пополняя их за счет закупок, даров и передач предметов из других организаций. В 1999 году, после банкротства и закрытия крупнейшего предприятия стекольной промышленности страны — Ленинградского завода художественного стекла, его коллекция из 7 тысяч экспонатов была передана в Елагиноостровский дворец-музей.

Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная К.И.Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нем начала работу Стеклодувная мастерская.

За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла. Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.

Фонд дерева дает возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.

Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и др. Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы.

В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы. Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы К.Фаберже, В.Хлебникова, братьев Грачевых и др. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков. Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.

Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту К.И.Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.

Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссеры как А.Сокуров, Г.Панфилов, В.Бортко, В.Мережко, П.Лунгин, А.Учитель и другие.

В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей и вновь открыт с 13 апреля 2021 г.

Елагин дворец в Санкт-Петербурге: режим работы и стоимость билетов — лето 2021

Елагин дворец — это первый единый архитектурный ансамбль, созданный зодчим Карлом Росси.

Современники восторженно отзывались о постройке, так, в 1823 году журнал «Литературные листки» написал, что Елагин остров «в несколько лет, как будто волшебною силою, превращён в очаровательный замок, где Искусство и Природа соединили свои силы, чтобы под видом простоты представить всё своё богатство. Старый дом превращён дарованием архитектора Росси в храм вкуса и великолепия».

При строительстве и оформлении залов мебель и все, даже мелкие детали, выполнялись по рисункам архитектора.

Часто этот дворец называют «дворцом дверей», поскольку дверей здесь немало, но нет двух одинаковых, причем для симметрии в некоторых комнатах были устроены фальш-двери.

На втором этаже находились помещения для дам, а также комната для императора. На третьем этаже располагалась церковь. В 1822 году по поручению Росси мастер Антон Фомин отлил на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе скульптуры двух львов, копии с античных статуй, которые украсили лестницу Елагиноостровского дворца.

Архитектором Карлом Росси и Джозефом Бушем младшим были созданы уникальный парк в английском стиле и оранжереи, представляющие настоящее творение ландшафтного искусства, в чем-то похожее на парки Павловска.

История создания Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Усадьба, а также служебные корпуса, парковые павильоны созданы русским зодчим К. И. Росси.

Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената , которому он принадлежал в конце XVIII века. Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами. Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна.

В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».

Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818–1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.

После смерти Марии Федоровны ансамбль стал запасной царской резиденцией, которую императоры посещали редко.

В 1920–1930-х годах здесь размещался Музей истории культуры и быта. Как и большинство из подобных музеев он был закрыт и в нем был организован Культурно-воспитательный центр, а позже — филиал Института растениеводства. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожара, возникшего от снарядов, попавших в дымоход. Фрагменты лепных украшений, куски мрамора были собраны и сразу же после победы началась подготовка дворца к реставрации. По фрагментам и эскизам был восстановлен внутренний интерьер помещений.

Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.

Читайте также  Достопримечательности москвы кратко

Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.

Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.

Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.

Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.

Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше — Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.

Внутренние интерьеры Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Самое красивое и эффектное помещение на первом этаже — Центральный Овальный зал с ионическими полуколоннами и кариатидами, которые поддерживают купол, украшенный орнаментальной росписью. Рядом с залом расположены столовая, спальня и кабинет, а также Малиновая и Голубая гостиные. В оформлении интерьеров приняли участие скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б. Медичи и другие.

Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов. Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.

К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи. Под руководством архитектора М. М. Плотникова в 1952–1960 годах была проведена реставрация интерьеров. Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.

Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея — стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.

Самыми известными экспонатами являются скульптурная композиция «Русь», ваза «Нептун» (работа заслуженного художника России А. Аствацатуряна), ваза «Ленинградская», созданная к 250-летнему юбилею Северной столицы заслуженным художником РСФСР Ю. Мунтяном.

Последняя реставрация Елагина дворца завершилась весной 2021 года. Полностью были отреставрированы второй и третий этаж, частично — первый. По эскизам великого архитектора Карла Росси на втором этаже было восстановлено архитектурное и декоративное убранство кабинета Александра I, воссозданы исторические интерьеры домовой церкви Николая Чудотворца. Теперь посетители могут осмотреть и женскую комнату, где дамы отдыхали или писали письма подружкам.

Восстановлена и входная группа дворца: вестибюли, Камер-юнгферская и Туалетная, Опочивальня и Малиновая гостиная.

Впервые здесь можно увидеть единственную в России работу датского скульптора Йенса Йерихау «Охотник за пантерами». Эта скульптура была найдена в ужасном состоянии на одной из дач Каменного острова.

Для посетителей открыты фонды музея. Здесь представлена уникальная коллекция фарфора, созданная как отечественными, так и зарубежными мастерами.

Сегодня в музее проводятся различные развлекательные мероприятия в стиле петровской, елизаветинской или екатерининской эпох, а также временные выставки. На территории Центрального парка культуры и отдыха организуются пикники и фуршеты под открытым небом.

Елагиноостровский дворец-музей относится к категории молодых музеев декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков. Ему немногим более 20 лет. История музея только начинается.

Вместе с тем, ансамбль Елагина дворца в Санкт-Петербурге представляет собой подлинный шедевр русской архитектуры.

Как добраться до Елагина дворца в Санкт-Петербурге

От станции метро Крестовский остров пройти пешком по улице Рюхина до 2-го Елагинского моста.

Елагин остров . Дворцово-парковый комплекс .
Елагин дворец (начало)

Архитекторы: Росси К. И.
Год постройки: 1818-1822
Стиль: Классицизм

Дом И. П. Елагина

1785 — Д. Кваренги (?) (перестроен)

Елагин дворец классицизм

1818-1822 — арх. К. И. Росси

Фасад Елагина дворца со стороны
реки. Чертеж К. Росси.
1818-1822 гг.

Гуляния на островах.
С литографии сер. XIX в.

Вид Елагина дворца.
Гуашь К. П. Беггрова. 1823 г.

Воробьёв М.Н. Вид с террасы
Елагина дворца, 1823, открытка
(добавил IVa )

В.С.Садовников.
Вид Елагина дворца со
стороны Средней Невки, 1847.

Н.Г. Чернецов (1804 — 1879).
Елагин дворец
(добавил IVa )

Гравюра XIX в.
(добавил Mary)

Журнал «Живописное обозрение»
(добавил Андрей Агафонов )

Фото из книги [95] C. 180
Добавил — Андрей Агафонов .

Елагинский дворец
Главный фасад
Матвеев Н.Г. 1900-е гг.

из альбома
«Советская архитектура»

Вид на Елагин дворец. Фото 1960-е гг.
(Альбом ЛЕНИНГРАД. Виды города.
Фотографии Ильи Голанда. 1964 г.)

В ЦПКиО им. Кирова.
Вдали б. Елагин дворец.
Ленинград. Нева. Комплект открыток.
Изд-во «Советский художник». 1966
(добавил peterburzhets)

Приложение к Топ-плану 2004
(добавил IVa )

Первое каменное здание было построено для обергофмейстера Екатерины II И. П. Елагина в 1785 г., возможно, по проекту Д. Кваренги.

В конце XVIII в Елагин решил благоустроить принадлежавшую ему усадьбу — были прорыты пруды, вокруг всего острова сделан земляной вал. В 1763 г. в восточной части острова был устроен регулярный сад. С 1785 г. начал формироваться пейзажный парк, в котором еще оставались дубы петровских времен.

Елагин остров неоднократно менял владельцев, а в 1818 г. был приобретен в казну. Александр I решил устроить здесь летнюю резиденцию для своей матери Марии Федоровны. Для этой цели был приглашен К. Росси.

Архитектор вместе с дворцом проектировал всю усадьбу, включая кухонный и конюшенный корпуса, оранжереи и парковые павильоны.

К парковым работам Росси привлек известного садовника Джозефа Буша.

Елагин дворец — центральное сооружение, входящее в архитектурно-парковый ансамбль Елагина острова. Дворец расположен в восточной части острова на берегу Средней Невки.

Это одна из первых работ Карла Росси в Петербурге. В 1818-1822 гг. арх. создал дворцовый усадебный дом, перестроив сущестовавшее еще в XVIII в. здание, почти полностью сохранив стены дома и расширив его боковыми портиками.

Торжественный внешний облик дома сочетается и с изысканостью интерьеров.

Основной объем здания, увенчанного плоским куполом, — двухэтажный, поставлен на высокий каменный цоколь, образующий широкую террасу, огражденную чугунной решеткой.

Главный фасад дворца обращен в сторону Масляного луга парка и украшен коринфским шестиколонным портиком, завершенным аттиком. Боковые ризалиты выполнены тоже в виде портиков с четырьмя колоннами.

К центральному парадному входу ведут пологие пандусы и широкая лестница. По бокам лестницы установлены два чугунных льва с шарами.

Восточный фасад, выходящий на реку, оформлен полуротондой в центре. Полукруглая лестница украшена мраморными (?) декоративными вазами.

Фото — Тамара Николаевна, 2008
(добавил IVa )

К. Росси проектировал все внутреннее оформление дворца вплоть до мельчайших деталей убранства.

В оформлении интерьеров участвовали скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, декораторы-живописцы Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи.

Из парадных помещений первого этажа особенно эффектным был центральный Овальный зал, окруженный ионическими полуколоннами и кариатидами, поддерживающими купол с орнаментальной росписью.

По сторонам зала располагались Малиновая и Голубая гостиные, столовая, спальня и кабинет. Стены одних помещений были отделаны искусственным мрамором различных оттенков, других — затянуты специально вытканным драгоценным шелком.

Все интерьеры сохранились до ВОВ, когда они были уничножены пожаром.

Реставрация интерьеров дворца осуществлена в 1952-1961 гг. по проекту и под руководством М. М. Плотникова.

С 1962 г. здесь открыт Дворец художественных выставок.

Помещение церкви Николая
Чудотворца после реставрации,
Фото — K_Samarina, 16.04.2021.

Церковь св. Николая Чудотворца

Свое название остров получил по имени первого владельца — И. П. Елагина (1725-1794), статс-секретаря Екатерины II, писателя и переводчика, который во второй половине 1780-х выстроил на нем, по проекту Д. Кваренги, загородный дом. На его верхнем этаже около 1790 была освящена церковь св. Иоанна Дамаскина в честь небесного покровителя Елагина. Ее первым священником стал новгородский протоиерей Иоанн Котельский. Церковь просуществовала до смерти владельца, и была возобновлена в 1807 после перехода острова к гр. Г. В. Орлову (1778-1826) с новым освящением 29 мая 1808 во имя свт. Николая. Церковью пользовалась прежде всего жена графа — Анна Ивановна, урожд. Салтыкова, часто болевшая.
В 1817 остров был куплен для вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, и через год К. И. Росси начал перестройку дома под ее летнюю резиденцию, перенеся церковь на третий этаж. 22 июля 1822 она была освящена архимандритом Товией в овальном зале, оформленном дорическими полуколоннами, сохранив, по желанию Александра I, свое прежнее название. Одноярусный иконостас по рисунку зодчего вырезал Федор Степанов, иконы написал акад. А. К. Виги, стюк сделал Я. Щенников.
На аналое лежал древний образ свт. Николая, в ризнице хранилась красивая дарохранительница из цветного мрамора. От Марии Феодоровны в храм перешла «Мадонна с Младенцем», вышитая ею по картине Рафаэля. Часть икон происходила из прежней церкви. По заказу Императрицы Александры Феодоровны была написана икона «Четыре Рождества», которая почиталась в царской семье.
С середины XIX в. службы в храме совершались лишь летом. В царствование Николая I, который любил жить во дворце, богослужением и парадом отмечался 5 сентября день св. Елизаветы — праздник Кавалергардского полка, стоявшего в Новой Деревне.
Перед революцией, когда дворец служил дачей для председателей Совета министров (Витте, Столыпина), впечатления от храма описал Д. С. Мережковский в „Старинных октавах“.
Закрыт дворец в 1917; пострадал при пожаре в начале 1942 и в 1952-1960 восстановлен по проекту М. М. Плотникова. Ныне занят хранилищем Елагинского дворца-музея. ([ 95 ]. 2010 г.и.С. 179-180; добавил: Наталия )

Где расположен Елагин дворец на карте Санкт-Петербурга

Елагин дворец является центральной достопримечательностью дворцово-паркового ансамбля на Елагинском острове Санкт-Петербурга. Созданный под руководством архитектора К. Росси.

Елагин дворец в Санкт-Петербурге является центральным зданием дворцово-паркового комплекса, о чем свидетельствует официальный сайт парка под аналогичным наименованием.

История Елагинского дворца

Пятым владельцем острова и всего имения был историк, государственный деятель, поэт Иван Перфильевич Елагин. Его фамилия послужила окончательным названием имению на одноименном острове.

Исследователи выдвигают версию, что спроектировал оригинальный дворец архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги.

Начало XIX века. Александр Первый делает подарок своей матери Марии Федоровне в виде покупки, дальнейшей перестройки дворца на Елагином острове, являвшем собой образец палладианского стиля в русской архитектуре.

Другой русский архитектор итальянского происхождения Карл Иванович Росси стал зодчим современного вида Елагина дворца. Под его руководством была создана дворцово-парковая летняя резиденция, состоявшая из трехэтажного дворцового сооружения, нескольких павильонов, корпусов: Кухонного, Конюшенного, Оранжерейного.

Читайте также  Собор парижской богоматери архитектор

Над внутренним декорированием строения потрудились талантливые представители российской промышленности и искусства различных направлений:

  • В. Демут-Малиновский, С. Пименов (скульптура);
  • С. Модерни, Ф. Трискорни (обработка мрамора);
  • А. Виги, Б. Медичи, Дж.-Б. Скотти (декоративная живопись);
  • Я. Щенников (работы по искусственному мрамору);
  • И. Дипнер, А. Шрейбер (работы по бронзе);
  • И. Бауман, В. Бобков, Г. Гамбс, А. Тур (изготовление мебели) и др.

Революция 1917. Резиденция, принадлежавшая императорской семье, переходит к Совнаркому города Петрограда.

1918-1929. Здание отдается под экспозицию Музея «История и быт».

1930. Музейная коллекция частично распределяется по другим музейным объектам: Гатчинский дворец, Русский музей, Эрмитаж, частично распродается. Здание становится местом функционирования Института растениеводства, филиала Академии наук.

1941-1945. Елагиноостровский дворец претерпевает серьезные разрушения. Бомбежки, пожары уничтожают исторические экспонаты, разрушают кровельные перекрытия.

Интересно. Кадры советского фильма «Небесный тихоход» запечатлели вид разрушенного после войны дворца (1945).

Послевоенное время. Изучается, систематизируется историческая информация для проведения реставрационных работ. Архитектор В. М. Савков работает над восстановлением внутренней отделки залов.

1952-1960. Проводится дальнейший восстановительный процесс, которым руководит архитектор М.М.Плотников.

1961. Начинается функционирование базы отдыха:

  • этаж – выставочные залы,
  • этаж – комнаты отдыха, бильярдные,
  • этаж – танцевальный зал.

1987. Елагиноостровский музей восстанавливает свой статус. Возвращаются уникальные экспонаты исторической обстановки.

На текущий момент организуются экскурсии, выставки, мероприятия, проекты познавательного, развлекательного характера.

Интересно. Современное кинопроизводство использовало дворцовые помещения в качестве декораций: имение Боринских (сериал «Курт Сеит и Александра», 2014), психиатрическая клиника (сериал «Мастер и Маргарита», 2005).

Елагин дворец и его достопримечательности

Главной достопримечательностью дворцово-паркового ансамбля является непосредственно сам дворец.

У входа Елагина дворца туристов встречают сторожевые львы. Росси украшает парадный вход двумя хищниками из чугуна, созданными казенным литейным заводом Санкт-Петербурга (1822), о чем свидетельствуют надписи на постаментах. Львы представляют собой точное воспроизведение животных флорентийской Синьории.

При мимолетном взгляде, кажется, что звери идентичны. Но при детальном рассмотрении видно, что имеются некоторые различия: поворот головы, выражение глаз, различная степень свирепости, положение шара, на который опирается лапа животного.

Парадные залы

Помещения первого этажа представляют собой анфиладу.

Туалетная императрицы Марии Федоровны (южная сторона). Стеновые поверхности отделаны мрамором белого цвета, искусственного происхождения. Используется техника тональной градации (гризайль), сюжетные композиционные изображения, содержащие амуров, причудливые орнаменты, камеи. Березовые двери с бронзовым декорированием, дубовый паркет. Обстановка относится к концу 18 века – началу 19 века.

Опочивальня имеет купольный потолок с полихромной росписью: камеи, музыкальные инструменты, цветы, танцующие музы. Стены задрапированы шелковой тканью, обрамленной рамами с позолотой. Мебельный комплект с элементами из бронзы был произведен мастерами предприятия И. Баумана.

Интересно. Изначально Опочивальня и Туалетная императрицы оборудовались мраморными каминами, над которыми находились большие зеркала.

Убранство Фарфорового кабинета оформлено соответственно стилю интерьерного дизайна жилья аристократии Древнего Рима. На стеновых, потолочных поверхностях белого мрамора изображены танцующие античные женские образы, амуры, любимые птицы императрицы павлины, являющиеся символом семейного очага.

Стены Голубой гостиной оформляют шелковые штофы (1950, по эскизам Росси). Гармонию создает сочетание белого мрамора, голубого шелка, лепнины, позолоты, произведений французской бронзы начала 19 века. Композиционным решением является симметричное расположение каминов черного итальянского мрамора с большими зеркалами.

Центральное положение анфилады занимает Овальный зал, являвшимся местом проведения торжественных приемов, балов. Свод купола декорирован кессонами с лепниной, по центру массивная бронзовая люстра (60 свечей). Оригинал люстры был произведен мастерской А. Шрейбера. Вдоль стен располагаются 16 мраморных полуколонн.

Стены Малиновой гостиной ранее были покрыты бумажными обоями соответствующего названию цвета, сейчас шелковыми штофами, обрамленными позолотой. На потолке изображения по сюжету «Триумф Аполлона и Венеры».

Под Столовый зал, предназначавшийся для торжественных приемов пищи, отведена северная сторона анфилады. Желто-белая цветовая палитра, четырехгранные столбы, венчающиеся скульптурными образами женских голов, зеркала, расположенные противоположно окнам, создают атмосферу торжественности и, одновременно, легкости.

Парадную Переднюю украшают скульптурные изображения дев-жриц храма Весты, хранительницы семейного уюта. Скульптор А.А. Пименов выполнил изваяния, держащие софиты. Из Передней посетители могут подняться в жилые помещения 2-ого уровня. Далее 3-ий уровень являет собой церковь Николая Угодника.

Кухонный корпус дворца

Особенностью двухэтажного здания, расположенного по северному краю Масляного луга, является то, что солнечные лучи не проникали внутрь помещений, где готовилась пища. Внешняя сторона полукруглой формы, не имеющая окон, максимально декорирована лепниной, скульптурными элементами. Богатый декор скрывал истинное предназначение торжественного снаружи сооружения. На южном фасаде имеются 14 скульптур античных богов и героев.

Конюшенный корпус дворца

Выставочные залы располагаются в Конюшенном корпусе западной части Масляного луга. Два этажа подковообразного здания предназначались под жилые для императорской свиты, хозяйственные (стойла, каретные, хранение зерна, сена) помещения. Красивый внешний фасад скрывал прямое назначение строения.

Оранжерейный корпус

Здесь содержится уникальное собрание экзотических растений. Интерьеры расписаны академиком Б. Медичи. Чугунные гермы отлиты мастерами Санкт-Петербургского завода по образцам Росси.

Кавалерийский, Фрейлинский корпуса

Кавалерийский корпус – место проведения мастер-классов проекта «Творческая дача». Во Фрейлинском на данный момент проводятся бальные мероприятия.

Как добраться до Елагинского дворца

Желающие посетить дворцово-парковый комплекс могут воспользоваться несколькими способами проезда:

  • автобусными маршрутами № 32,93;
  • трамвайными линиями № 2,21,48;
  • такси, следующими маршрутами 93, 133, 690;
  • метрополитеном до пунктов «Крестовский остров», «Старая деревня».

Выйдя из метро, необходимо пройти:

  • от «Крестовского острова» по ул. Рюхина до 2-ого моста, где располагается один из входов;
  • от «Старой деревни» по улице Липовой до 3-его моста рядом с Пр. Приморским.

Экскурсии, билеты и цены

Свободный проход на территорию паркового комплекса предусматривается с понедельника по пятницу. Платным посещение становится по субботам, воскресеньям или праздникам: лица старше 18 лет платят 100 RUR, обучающиеся школ — 30 RUR.

Наименование Цена билетов
1 взрослый + сопровождение экскурсовода 1 обучающийся школы + сопровождение экскурсовода 1 пенсионер + сопровождение экскурсовода
Общий билет (Дворец + основные подразделения дворцово-паркового комплекса) 400 RUR 260 RUR 250 RUR
Музей «Художественное стекло» (Оранжерейный корп.) 200 RUR + 50 RUR 75 RUR + 25 RUR 100 RUR + 30 RUR
Общий билет (Все помещения Конюшенного корп.) 250 RUR 120 RUR 130 RUR
Экспозиция Большого зала (Конюшенный корп.) 120 RUR + 60 RUR 50 RUR + 50 RUR 75 RUR + 55 RUR
Выставочные залы 1-ого этажа (Конюшенный корп.) 100 RUR 50 RUR 60 RUR
Выставочные залы 2-ого этажа (Конюшенный корп.) 70 RUR 50 RUR 40 RUR
Павильон под флагом 50 RUR 30 RUR 40 RUR

Костюмированные балы в Елагинском дворце

Бальные мероприятия с переодеванием в костюмы исторической эпохи на Елагинском острове проводятся согласно требованиям традиций 19 века.

Важно. С 01.08. 2016 Дворцовое здание недоступно для посещений вследствие проведения реставрационных работ. На время реставрации театрализованные балы проходят в корпусе Фрейлин.

Наименование Категория участников Цена билета Цена проката бального костюма
«В вихре бала» школьная группа (16 чел.)
группа лиц старше 18 лет (16 чел.)
4000 RUR (групповой)
7000 RUR (групповой)
350 RUR
«Елагинский котильон» до 14 лет
от 14 лет
850 RUR
1000 RUR
входит в стоимость билета
«Вечерний котильон» до 14 лет
от 14 лет
1200 RUR
1500 RUR
входит в стоимость билета
«Детский новогодний бал» школьники 1-4 классов 1500 RUR входит в стоимость билета

Современные молодожены имеют возможность провести церемонию свадьбы в Елагином дворце. Для торжества предоставляются Столовый и Овальный залы (70-100 человек), павильоны: Под флагом (30-50 чел.) и Музыкальный (100-150 гостей).

Елагин дворец в Санкт-Петербурге. Экскурсия по парадным залам

Несмотря на то что прошлый 2020 год вместе с коронавирусом принес нам временное закрытие многих музеев и выставочных пространств, в настоящее время можно сказать, что ситуация стабилизируется, ведь для посещения доступно все больше любимых среди туристов достопримечательностей. Одним из главных событий экскурсионной стороны жизни нашего города является открытие экспозиции Елагина дворца, расположенного на одноименном острове. Я попал сюда уже во второй день работы обновленной выставки и готов поделиться с вами увиденным.

Елагин дворец в Санкт-Петербурге

Как добраться на метро

Дворец расположен в восточной части Елагина острова, его адрес — Елагин остров, 4. Сюда можно добраться пешком от двух станций фиолетовой ветки метрополитена — «Крестовского острова» и «Старой Деревни».

На сегодняшний день (апрель 2021 года) здесь открыто две постоянных экспозиции: «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца» на первом этаже здания и «Кабинетная история» на втором. Стоимость взрослого входного билета без льгот и без экскурсий составляет 150 и 100 рублей соответственно. В кассе принимают как наличные, так и банковские карты.

Немного истории

Усадебный комплекс на одном из островов Санкт-Петербурга, Елагином, начал формироваться во второй половине XVIII века. Интересно, что до 1790 года сам остров сменил несколько наименований: Сундуй, Мишин, Михалин, остров Лисий нос. Параллельно существовали названия по фамилиям его владельцев. Современное имя территория получила в честь одного из них, обер-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина. Для него здесь был выстроен усадебный дом (предположительно, по проекту Джакомо Кваренги), организован сад с прудами.

Фарфоровый кабинет Роспись стен и потолка Голубая гостиная

В начале XIX века ансамбль переходит в разряд императорских резиденций. Новой владелицей усадебного комплекса становится вдова Павла I, императрица Мария Федоровна. По заказу ее сына Александра I усадебный дом перестраивается. На этот раз в качестве архитектора выступает не менее известный зодчий, Карл Иванович Росси, автор проектов зданий Александринского театра и Главного штаба.

Вид на восточную стрелку острова Овальный зал Рельефы на стенах

Ансамбль, возведенный Росси, кроме собственно Елагина дворца, включал в себя конюшенный и кухонный корпуса, музыкальный павильон, оранжерею и пристань. В создании комплекса участвовали многие именитые мастера: скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов, живописцы А. Виги, Б. Медичи, Д. Скотти.

Это самое большое помещение дворца

После революции в помещениях бывшей императорской резиденции находился Музей истории культуры и быта, позже — Всесоюзный институт защиты растений. В годы Великой Отечественной войны здание было практически уничтожено. Помещения дворца, по которым мы имеем возможность пройтись сегодня, были восстановлены в 1952—1960 годах. Еще через 17 лет дворец получил статус музея.

В интерьерах размещено несколько скульптур Столовый зал

Следующий крупный этап реставрации проходил в 2016—2021 годах. За это время было восстановлено множество залов, воссоздан интерьер кабинета Александра I. Пока в здании проводились работы, оно было недоступно для посещения. Открытие обновленной экспозиции состоялось 13 апреля 2021 года. Сегодня попасть во дворец может любой желающий. Возможно как индивидуальное посещение, так и в составе экскурсионной группы. На первом этаже расположено несколько восстановленных парадных залов. Второй этаж занимает экспозиция «Кабинетная история», рассказывающая о разнообразных жилых интерьерах первой четверти XIX — начала XX века. О прогулке по этой выставке я расскажу в следующей статье.

Елагин дворец

Тихий уголок Санкт-Петербурга Елагин остров не так популярен среди туристов, как многие другие места города. Опоясанный цепью прудов, он прекрасен в любое время года. А всякая дорожка раскинувшегося здесь парка рано или поздно приведет к главной достопримечательности острова – Елагинскому дворцу.

Елагин дворец – жемчужина паркового ансамбля, некогда принадлежавшего императорской династии Романовых, расположился в восточной, самой высокой части острова. Видевший великолепие и закат эпохи дворянства, чудом уцелевший во времена Революции и в суровые годы войны, он и по сей день продолжает восхищать посетителей своим изысканным убранством и богатыми интерьерами.

Читайте также  Когда поставили памятник минину и пожарскому

Дворец на Елагином острове. Предыстория

История острова началась задолго до появления здесь императорской резиденции. Когда-то этот участок земли, отрезанный с двух сторон рукавами дельты реки Невы и выходящий к просторам Финского залива, назывался Мистуласаари (от фин. «mustilasaari» — черный остров). Позднее он получил название «Мишин остров»: по легенде солдаты петровской армии во время преследования шведов наткнулись здесь на медведя и, шутя, признали его права на эту местность. Так это было или нет, но на карте Санкт-Петербурга 1703 года самый северный из островов дельты Невы значится именно под этим названием, оно же оставалось за ним вплоть до конца XVIII века.

Первым владельцем Мишина острова в 1709 году стал вице-канцлер и российский дипломат Петр Павлович Шафиров, которому пожаловал эти земли сам Петр I. В дальнейшем островом последовательно владели сподвижник императора генерал-прокурор П.И. Ягужинский, тайный советник Екатерины II А.П. Мельгунов (остров некоторое время назывался Мельгуновым) и ее фаворит светлейший князь Г.А. Потёмкин. Последний в 1777 году продает Мельгунов остров обер-гофмейстеру Екатерининского двора, директору Императорских театров России Ивану Перфильевичу Елагину. С этого времени за островом закрепилось название «Елагин», которое, несмотря на продолжавшуюся смену владельцев, больше не изменялось и сохранилось до нашего времени.

Согласно желанию нового хозяина местности, который страстно любил гостей, на острове был разбит живописный парк, где раскинулись гроты, беседки и павильоны, а через многочисленные пруды были перекинуты изящные мостики. В 1785 году завершилось строительство особняка Елагина, на основании которого уже в XIX в. проектировался будущий, известный нам сегодня, Елагиноостровский дворец. К сожалению, ни описание особняка, ни имя зодчего не сохранились, но исследователи считают, что его архитектором был итальянец Джакомо Кваренги, а здание дворца было построено в стиле раннего классицизма с элементами древнегреческой и римской храмовой архитектуры.

В особняке Елагина часто устраивались различные увеселительные мероприятия с участием именитых гостей, посещением которых не пренебрегала сама царствующая императрица Екатерина Великая. В летнее время территория острова вокруг дворца была популярным местом прогулок знатных особ. Кроме того, парк мог посетить любой желающий, отчего тот сделался публичным местом.

В 1794 году со смертью Ивана Елагина начинается очередная смена владельцев острова. В 1807 году его новым хозяином стал граф Григорий Орлов, а спустя 10 лет состоялась продажа острова императору Александру I, который искал подходящую резиденцию для своей матушки, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. С этого времени начинается история Елагинского дворца, летней резиденции семьи Романовых.

Дворец во владении Романовых

Непростая задача перестроить загородный особняк государственного вельможи для нужд императорской фамилии была возложена на придворного архитектора итальянского происхождения Карла Росси, который приступил к строительству в 1818 году. Спустя 5 лет (в 1822 году) на острове появился удивительной красоты архитектурный ансамбль, в который вошли оранжереи, Музыкальный павильон, Конюшенный и Кухонный корпуса, домик садовника, павильон у пристани и гауптвахта у моста. На Елагином острове был разбит новый дворцовый парк в английском стиле, авторства придворного садовника Джозефа Буша, по-новому преобразивший чудесные пейзажи острова и оттенив рукотворную красоту дворцовых построек. Над всем этим великолепием возвышался алмаз в короне ансамбля – Елагин Дворец – удивительно светлое, легкое и изящное, великое творение Росси.

При разработке проекта будущего дворца архитектор опирался на уже существующий объем дома Елагина. Сохранив общий план здания и его стены, он полностью преобразил как внешний, так и внутренний облик особняка. Для начала архитектор увеличил размер здания за счет достройки третьего этажа, образующего переход к украшающему дворец куполу. Весь объем постройки был приподнят на высоком стилобате, образующем широкую открытую террасу вокруг дворца, окаймленную ажурной чугунной решеткой. Этот крайне нетипичный для русской архитектуры прием подчеркнул выразительность здания и позволял защитить дворец в случае наводнения.

Парадный фасад Елагинского дворца выходит на Масляный луг, где во время Масленицы устраивались праздничные гуляния. Центральную часть фасада украшает портик с шестью колоннами коринфского ордера под плоским фронтоном, а к парадному входу ведет широкая лестница с чугунными фигурами львов у ее основания. Эти грозные стражи дворца – копии флорентийских сторожевых львов с площади Сеньори в Италии. Боковые ризалиты здания выделены четырехколонными коринфскими портиками под треугольным фронтоном, а с обеих сторон парадной лестницы проложены пологие пандусы для подъезда конных экипажей. Противоположный фасад дворца, украшенный по центру живописной полуротондой из колонн коринфского ордера, обращен к реке. По широкой лестнице, оформленной монументальными мраморными вазами и чугунными плоскими цветочницами, гости императрицы могли спускаться для прогулок по берегу.

Интерьеры Елагинского дворца

В отличие от парадных резиденций императорской семьи, таких как Зимний дворец, Елагинский дворец предназначался для частной жизни Марии Федоровны. Его залы камерные и очень уютные, но вместе с тем поражали воображение даже искушенных роскошью современников. Согласно желанию Александра I в задачу главного архитектора входило не только проектирование внешнего и внутреннего облика здания, но и мельчайших деталей его интерьера: оформление стен, дверей, мебели, осветительных приборов. Вместе с К. Росси над интерьерами дворца работали выдающиеся мастера: скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, мраморщики Ф. Трискорни и С. Модерни, декораторы-лепщики, мебельщики, паркетчики, резчики по дереву, обойщики.

Результат этой грандиозной работы так понравился матери-императрице, что, как только окончилось строительство, Александр I пожаловал Карлу Росси алмазные подвески к ордену святой Анны. Современники неизменно восхищались красотой убранства императорской резиденции и называли дворец своеобразной выставкой художественных произведений искусства.

Первый этаж Елагинского дворца был отведен под парадные залы, предназначенные для особых торжеств и приема именитых гостей. Их анфиладное расположение позволяло обойти весь дворец по кругу. Центральное место в композиции первого этажа занимал Овальный зал — самое большое помещение Парадной анфилады. Украшенный кариатидами и 16 полуколоннами ионического ордера, с пятью высокими и широкими окнами, он соответствовал очертаниям живописной полуротонды, выходящей к реке. Под куполом зала, украшенным причудливым орнаментом в виде кессонов с лепными розетками, находилась бронзовая люстра на 60 свечей, выполненная по проекту К. Росси. В этом зале устраивались балы, дипломатические приемы и различные торжества по случаю семейных праздников императорской династии.

К Овальному залу симметрично примыкали Малиновая и Голубая гостиные, получившие свои названия согласно основному сюжету их декоративной отделки. На первом этаже дворца так же располагалась Парадная, Столовая, Опочивальня, Фарфоровый Кабинет, Туалетная Марии Федоровны и различные служебные помещения. Особенно восхищал Фарфоровый кабинет, названный так благодаря облицовке стен и потолка искусственным мрамором белоснежного цвета, за счет чего зал создавал эффект схожести с драгоценной фарфоровой шкатулкой. Особое впечатление на императрицу и ее гостей производили двери на нижнем этаже Елагинского дворца, оформлением которых занимался сам Росси. Каждая из более чем двадцати дверей представляла собой уникальное произведение искусства: в облицовке из ценных пород дерева, украшенные тонкой позолоченной резьбой – среди них не было и двух одинаковых.

Второй этаж дворца занимали жилые покои, а на третьем находилась домовая церковь во имя святого Николая Чудотворца.

Дворец в годы революции и до конца XX века

После смерти императрицы Марии Федоровны в 1828 году Елагинский дворец становится запасной резиденцией императорской семьи. В начале XX века здесь останавливались российские премьер-министры: С. Ю. Витте, П.А. Столыпин, И.Л. Горемыкин.

Сразу после событий революции 1917 года Елагин остров перешел под охрану государства. В 1918 году бывший императорский дворец был превращен в историко-бытовой музей. Благодаря усилиям небольшой группы его сотрудников под руководством архитектора-хранителя Е.В. Медведева, удалось не только сохранить уникальные интерьеры и произведения искусства особняка, но и сберечь поступавшие сюда экспонаты из разоренных дворцов и усадеб Крестовского и Каменного островов.

В начале 30-х гг. XX века начинается изъятие художественных ценностей из бывших дворцов императорской фамилии, и музеи дворянского быта стали закрываться. Был закрыт и Елагинский музей, а его экспонаты частично переданы в Эрмитаж и Русский музей, а частично проданы. Многие уникальные произведения искусства были навсегда утрачены для России. После расформирования музея некоторое время в здании дворца располагался филиал Института растениеводства АН.

Во время Великой Отечественной войны Елагинский дворец подвергся значительному разрушению. В 1942 году в здание дворца через дымоход попала бомба, и внутри занялся грандиозный пожар, уничтоживший великолепные интерьеры К. Росси. Сразу после победы, в 1946 году советский архитектор В.М. Савков начал подготовку здания к реставрации. По отдельным фрагментам росписей и лепных украшений, уцелевшим кускам мрамора ему удалось создать эскизы утраченных интерьеров. В 1952-1960 гг. под руководством архитектора М.М. Плотникова командой ленинградских реставраторов, художников и мастеров прикладного искусства были полностью восстановлены в историческом виде залы первого этажа и, с использованием архивных документов – интерьеры второго и третьего этажей.

В 1961 году после открытия для посетителей Центрального парка культуры и отдыха (он был создан на острове в 1932 году) в отреставрированном дворце разместилась однодневная база отдыха трудящихся. А в 1987 году Елагинскому дворцу был присвоен статус Музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-ХХ вв.

Елагиноостровский дворец-музей сегодня

С конца XX века началась активная исследовательская и собирательская работа сотрудников музея, которую возглавил его первый руководитель В.В. Мухин.

Сегодня в парадных залах 1 этажа Елагиноостровского дворца-музея, полностью воссозданных в соответствии с их первоначальным историческим обликом, демонстрируются произведения декоративно-прикладного искусства, коллекции живописи и скульптуры XIX века. Второй этаж Елагинского дворца в настоящее время используется для выставочных ретроспекций. Вниманию посетителей здесь представлена выставка «Обаяние прошлого», где можно ознакомиться с предметами убранства русского жилого интерьера XIX – начала XX вв.

В Овальном зале регулярно проводятся костюмированные балы эпохи Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждую среду в нем проходят знаменитые Елагинские вечера – мероприятие, где поэты, музыканты и актеры встречаются со своей публикой и не только делятся своим талантом, но и помогают окунуться в эпоху дворянства, время, когда людей творческих и одаренных могли ценить по достоинству и для которых всегда были распахнуты двери Елагинского дворца.

Адрес: 197110, Санкт-Петербург, Елагин остров, д. 4

Телефон: +7 (812) 430-09-11

Режим работы Парка:

Летний сезон: с 06.00 до 00.00, ежедневно
Зимний сезон: с 06.00 до 23.00, ежедневно

Режим работы касс Парка в выходные и праздничные дни:

С 11.00 до 19.00
В ночное время с 23.00 до 06.00 вход и въезд на территорию парка запрещен

Режим работы музеев и выставочных залов:

Ежедневно с 10.00 до 18.30, кроме среды и понедельника
В предпраздничные дни музеи и выставочные залы открыты с 10.00 до 17.30
Кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея
«Музейная среда» — с 13.00 до 21.00
Выходной день — понедельник
Санитарный день — последний вторник каждого месяца, музеи и выставочные залы закрыты для посещения.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: