Эчмиадзинский монастырь армения

Эчмиадзин — монастырь Армянской апостольской церкви; местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 гг., и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО...

Эчмиадзинский монастырь армения

Эчмиадзин

Эчмиадзинский монастырь (арм. Էջմիածնի Մայր Տաճար)

Эчмиадзин — монастырь Армянской апостольской церкви; местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 гг., и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

История

Эчмиадзин — прежнее название которого Вагаршапат, — основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.

В 301 году христианство стало государственной религией Армении.

Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного».

Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного религиозного главы всех армян — католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.

В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном.

Помимо орнаментов и других украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены.

В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.

Что посмотреть

Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме главного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении.

Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Слева от входа на территорию монастыря — Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа — кельи монахов.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Эчмиадзин — резиденция армянского патриарха — католикоса всех армян. Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются «ворота Трдата». Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей.

На территории монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — всего 50 человек. Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный так староармянский.

При монастыре была открыта и первая армянская школа.

На территории Эчмиадзина находится также здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Здесь преподавал великий композитор Комитас, а сейчас здесь находится художественный музей, носящий его имя. Здесь выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин также называют городом церквей. Это не напрасно: помимо Эчмиадзинского монастыря, здесь находится еще три древних памятника. Согласно легенде эти храмы воздвигнуты в честь мучениц — первых христианок, бежавших из Рима от преследований императора. Это храмы: Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат.

Храм Сурб Рипсиме построен в 618 году. Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из одного из них можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Декоративное убранство здание очень скромное. В 1790 году к нему пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте часовни IV века. Он является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи — изящные звонницы. На архитектурных деталях — орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен в 1694 году. Он примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Единственная дверь, ведущая в церковь открывается из сводчатой галереи, находящейся с западной стороны. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Благодаря тщательным расчетам, строители спокойно обошлись без промежуточных опор. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Как добраться

Добираться до религиозной столицы Армении – Эчмиадзина очень легко. В Ереване на пересечении улицы Сарьяна и проспекта Маштоца, справа от проспекта, имеется скопление таксистов и маршруток, которые отправляются прямиком в Эчмиадзин.

Цены примерно такие:

  • маршрутка: 200-300 драм;
  • такси: 1200 драм за машину. Если набирается 4 человека, то сумма делится на всех. Если Вы один, то можно уговорить таксиста и на 1000 драм. Стоит отметить, что маршрутки, в основном, едут утром и вечером, а днем их почти нет, так что если Вы противник такси, то имейте в виду этот факт.
  • автобус: в Эчмиадзин (Вагаршапат) можно выехать с центрального автовокзала Киликия на автобусе №202 или микроавтобусе № 203, стоимость проезда составит соответственно 300 и 250 драм.

Священный Эчмиадзин и руины Звартноц – как добраться и стоит ли посещать

Первый вопрос — действительно ли стоит посещать эти места?

Звучит, конечно, красиво – священный город Эчмиадзин, раннесредневековый храм Звартноц.

Слова «священный город» навевают какие-то мистические образы и представления, но на самом деле, здесь все довольно просто и прозаично. Места довольно туристические, атмосферно несколько выхолощенные, при этом нельзя сказать, что здесь нет ничего интересного. Конечно, для верующих и особенно для последователей армянской церкви эти места имеют несомненную ценность.

Оглавление

Места, упоминаемые в этой статье, отмечены на следующей карте:

Что представляет собой Священный город Эчмиадзин

Священный город Эчмиадзин (современное название города Вагаршапат) — это небольшой скучный городок с 57 тыс. жителей в 20 километрах от Еревана, в котором расположена резиденция католикоса (церковный глава) Всех Армян и главный собор Армянской апостольской церкви.

Священный город Эчмиадзин или Вагаршапат считается религиозным центром страны, был основан царем Вагаршем I, был духовным центром армянского народа в 4 веке, и потом снова с 1441 года.

Церковь Шокагат в Вагаршапате

В городе есть еще несколько церквей, которые никаких ассоциаций с древностью не вызывают, все они недавно очень хорошо отремонтированы и все похожи друг на друга. Какой-то особенной храмовой атмосферы нигде замечено нами не было, все как-то пусто.

В одной из церквей проходило венчание, а возле выхода участники свадебного мероприятия ждали молодоженов с пакетиками, полными лепестков роз. В Армении молодоженов посыпают лепестками роз, а не монетками или зерном как в России.

Встреча молодоженов перед выходом из церкви с лепестками роз в бумажных пакетиках

Главный кафедральный собор – Эчмиадзинский монастырь

Главный кафедральный собор – Эчмиадзинский монастырь – отличается от всех церквей Армении лишь большим размером и более богатым внутренним убранством.

Стены собора расписаны красивыми орнаментами. На главном алтаре, как и во всех церквях Армении – Богородица с ребенком на руках.

Эчмиадзинский монастырь на реставрации

Музей «Сокровищница Эчмиадзина»

Возле кафедрального собора с 1955 года открыт музей «Сокровищница Эчмиадзина», которым армяне очень гордятся.

В этом музее хранятся уникальные религиозные экспонаты:
— копье Святой Гегард, которым пронзил бок Иисуса Христа римский воин, чтобы убедиться, что он мертв;
— кусочек Ноева Ковчега, который, как и копье считается чудотворным;
— мощи нескольких святых;
— множество ценных произведений искусства, кресты и посохи католикосов, ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра и слоновой кости, украшенные филигранью и драгоценными камнями.

Читайте также  Мартос памятник минину и пожарскому

Здесь можно увидеть редкие античные монеты и древние рукописи.

Храмы Армянской церкви не принято украшать как-то особенно богато, но вот музею действительно есть чем удивить любителя красоты.

Горный пейзаж с территории монастыря

Храм Звартноц — где находится, история, музей

Руины храма Звартноц расположены в 4 км, не доезжая до Эчмиадзина. То есть Звартноц можно посетить как до, так и после Эчмиадзина, так и отдельно от него.

Звартноц в переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Храм был построен в 640-650 годах, в 10 веке он обвалился во время землетрясения. Руины Звартноца были открыты раскопками в 1901 году, в настоящее время почти целиком реконструирован первый ярус.

Это памятник раннесредневековой армянской архитектуры. В 2000 году руины храма и археологическая территория вокруг него включены в список всемирного наследия Юнеско.

На территории есть небольшой музей, самым интересным экспонатом музея является макет храма, который дает полное представление о бывшем великолепии Звартноц.

Руины храма Звартноц

Во время нашего посещения на территории Звартноц шла запись на видео выступления армянских танцевальных женских коллективов, и наше посещение было реально классно украшено армянской музыкой, группами девчушек и девушек в ярких танцевальных костюмах, кружащих прямо посреди руин храма. Такое чудесное сочетание древнего и настоящего, священности и быта. Благодаря этому событию Звартноц оставил у меня только лучшие воспоминания.

Выступление ансамбля на раскопках храма Звартноц, Армения

Как добраться до Эчмиадзина (Вагаршапата) и храма Звартноц из Еревана

Добраться до Эчмиадзина на общественном транспорте можно с центральной автостанции Еревана под названием «Киликия».

С этой автостанции регулярно и часто ходят автобусы – пазики до Эчмиадзина, время в пути в пределах получаса, стоимость проезда 200 драм (26 рублей).

До автостанции Киликия в Ереване можно добраться из центра с проспекта Маштоца на автобусе номер 5 и 27, стоимость проезда 100 драм (13 рублей).

По дороге в Эчмиадзин автобус проходит мимо Звартноца, и по требованию останавливается прямо напротив входа на территорию храма.

Месторасположение автостанции «Киликия» и остановка возле Звартноца отмечены на карте к статье.

Красные маки на руинах Звартноц

Древняя сказка — Армения. Часть 4. Путешествие в веках. Эчмиадзин

У каждого народа есть места силы, главные религиозные святыни, которые сплочают нацию. В Армении таких немало — это страна с древнейшей историей и столь же древними постройками, храмовыми комплексами и монастырями. Отдельной строкой в списке армянских святынь стоит Эчмиадзин (Вагаршапат) — монастырско-храмовый комплекс, который по праву носит имя Армянского Ватикана и является одним из древнейших комплексов в мире.

Каждый армянин стремится побывать здесь, даже если находится на другом конце света. Будучи наслышанными о нем, мы не смогли не внести его в наш маршрут. Действительно, это все равно, что, будучи в Риме, обойти вниманием Ватикан. Да и добраться из Еревана в Эчмиадзин проще простого: он находится всего в 20 километрах от города.

Утро понедельника, когда находишься пусть в кратковременном, но отпуске, бывает добрым, а когда при этом путешествуешь, нет более удачного утра! Но в Армении, как и во многих странах, по понедельникам закрыты многие музеи и комплексы, в Звартноц — еще одно чудо окрестностей Еревана — мы не попали, а вот Эчмиадзин был открыт.

Выйдя из хостела, мы решили попытать счастья в поиске недорогой машины, поскольку цены, предложенные хостелом, были непомерно высокими — 15000 драм. Нам очень повезло — первая же машина, стоящая на обочине, оказалась такси, и за 2500 драм мы доехали до цели, плюс приличное ожидание и путь обратно — в общей сложности ушло у нас 4,5 часа и 5000 драм, еще 2000 мы оставили за ожидание. С этим же водителем потом проехали в самые красивые уголки страны тоже за очень умеренные деньги. Взяли у него визитку. Очень интеллигентный и скромный человек, зовут Армен. Он ждал нас очень долго и в других местах, но цену не называл — на наше усмотрение, мы его и благодарили с удовольствием.

Погода снова радовала, и уже спустя минут 20, мы входили в святая святых всей Армении…

На входе гостей встречают огромные ворота, установленные здесь в 2001 году, в честь 1700-летия со дня принятия Арменией христианства. Они являются как будто границей между земным и божественным: и действительно, попадая на территорию комплекса, чувствуешь какие-то перемены в воздухе.

Вообще многие монастыри Армении могут похвастаться своей древностью и уникальными особенностями, но Эчмиадзинский монастырь считается древнейшим религиозным сооружением на территории страны.

К тому же, в монастыре хранится сразу несколько святынь. Во-первых, это частичка ковчега, который построил Ной, чтобы спасти некоторые образчики фауны от Всемирного потопа. Во-вторых, в обители Вагаршапат хранится копье, которым римский легионер пронзил грудь распятого Иисуса Христа. И наконец, третья реликвия — десницы святого Григория Просветителя. Эта монашеская обитель является престолом патриарха Армянской апостольской церкви. Поэтому в монастырь спешат не только туристы, но и верующие этой христианской конфессии. Здания святыни внесены в список ЮНЕСКО как объект всемирного достояния человечества.

Нередко и путеводители, и местные жители используют двойное название этого места — Вагаршапат и Эчмиадзин. Хотя они говорят об одном и том же комплексе. Почему же двойное название?

Кажется, что Эчмиадзин получил второе название по городу, в котором расположен, но это не так. Настоящее название монастыря — Эчмиадзин, что значит «Сошествие Единородного», т. е. Христа. По легенде, первый каталикос армян — Григорий Лусарович (Просветитель) — увидел сон, где Иисус ударил золотым молотом о землю, указывая, что именно здесь нужно заложить монастырь. Но веками ранее, в шестом столетии до нашей эры, языческий князь Вардгес построил здесь крупное поселение. Вскоре оно превратилось в город. При царствовании Вагаршака Первого (118–140 гг.) это была столица Армении. Город носил имя царя — Вагаршапат. В советское время название изменили, но в 1992 году вернули. За монастырем сохранилось имя близлежащего города. Поэтому и называют Эчмиадзинский монастырь «Вагаршапат». Хотя античный город располагался чуть дальше.

О постройке первого кафедрального собора в Эчмиадзине в IV в. н. э. существует красивая легенда. Считается, что заложил его царь Трдат, о котором я уже рассказывала в связи с Хор Вирапом.

От преследований христиан в еще языческом Риме в Армению, ставшую христианской, бежали 38 дев, желавших посвятить себя Богу. Одну из них, прекрасную Рипсимэ, Трдат захотел сделать своей женой, но та отказала, дав обет безбрачия. Царь в ярости приказал убить всех дев, после чего впал в безумие. В то же время произошла история с Григорием Просветителем, первым христианином, которого бросили в темницу Хор Вирапа, где он пробыл долгих 13 лет. Однажды сестра Трдата увидела сон, который стал все повторяться: царь выздоровит, если покается в грехах и примет новую веру. Трдат освободил Григория, принял христианство и выздоровел, после чего объявил о принятии всей страной христианства. Так, в 301 году (на 24 года раньше Рима) Армения стала первой страной в мире с государственной христианской религией.

Царь принял христианство, сделал Григория Просветителя первым католикосом и построил неподалеку от дворца Эчмиадзинский монастырь и собор. Однако это вовсе не то здание, которое мы видим сегодня. Первоначально храм был деревянным. Каменным он стал лишь пару веков спустя, в 618 году.

Эчмиадзинский монастырь армения

Вагаршапат, который в IV столетии был столицей Армении, расположен на Араратской равнине, всего в 30 км к западу от Еревана. В этот маленький городок с интересной и долгой историей стекается множество туристов, цель которых посетить знаменитый Эчмиадзинский монастырь.

У центрального входа в религиозный комплекс в 2001 году, в честь 1700-летия принятия христианства, установили масштабный памятник — алтарь под открытым небом.

Интересное архитектурное решение арки на фоне чистого голубого неба впечатляет.

Дизайн ворот со стороны улицы. Здесь изображены Григорий Просветитель и царь Трдат, держащие крест. Так символически отражен общий вклад этих святых в создание Армянской Церкви.

На территории монастыря находятся много памятников и различных построек, среди которых кафедральный собор, воздвигнутый в VII веке, резиденция Католикоса, датируемая 1738-1741 годами, духовная академия святого Эчмиадзина, основанная в первой половине XX века, трапезная XVII столетия, гостиница «Казарапат» XVIII века, школа 1813 года, типография, созданная в 1772 году, патриаршие покои и монашеские кельи.

Ворота царя Трдата неоднократно реконструировались и от древности в них остались только каменные блоки IV века в основании. Есть мнение, что ранее на этом месте стоял царский дворец.

Через арку видно резиденцию Католикоса.

Эчмиадзинский кафедральный собор (Էջմիածնի Մայր Տաճար) — главный храм Армянской апостольской церкви.

Это один из древнейших христианских храмов в мире. Возводился и реконструировался несколько столетий, начиная с V века. И сейчас стоит в лесах.

Первоначально здание было деревянным и прямоугольным. В V-VII веках его выстроили из камня, придав крестообразную форму и увенчав куполом. В XVII столетии возвели трёхъярусную колокольню. В XVIII столетии с трех сторон появились шестиколонные ротонды.

Инициатором строительства в 301 году выступил первый католикос Григорий Просветитель после явления ему Единородного сына Божия, ступившего на землю и указавшего золотым молотом место, на котором нужно сделать алтарь. Эчмиадзин в переводе с армянского языка звучит как «сошел Единородный”, так и назвали новую церковь, ставшую духовным центром Армении.

Читайте также  Вестминстерский дворец в лондоне

В Эчмиадзине хранятся копье Лонгина, пронзившее Иисуса на кресте, мощи святых Иоанна Крестителя, Стефана Первомученика, апостолов Фаддея, Варфоломея, Андрея Первозванного, Фомы, частица Древа Животворящего и Пречестного Креста Христова и частица тернового венца.

В год празднования 1700-летия принятия христианства папа Иоанн Павел II доставил в Армению мощи святого Григория, 500 лет хранившиеся в Неаполе. Их поместили в Эчмиадзинский кафедральный собор.

Купольный квадрат окружают 12 окон в цилиндрическом барабане, из которых струится мягкий свет.

Роскошная роспись храма относится к рубежу XVII-XVIII веков. Автором фресок был армянский живописец и поэт Овнатан Нагаш (1661-1722).

В 1955 году в соборе открыли платный музей, где экспонируются произведения средневекового декоративно-прикладного искусства. В нем можно увидеть украшенные золотом и жемчугом одежды, богато декорированные кресла, кресты и посохи католикосов, золотые и серебряные ритуальные объекты с драгоценными камнями, древние монеты и рукописи.

Удивительно, но храм построен на источнике. Камни установлены таким образом, чтобы здание во время землетрясения могло раскачиваться, но не разрушиться. Внутри церкви находится чудотворный колодец глубиной 7 метров. Вода в нём считается целебной.

С 2000 года Эчмиадзинский собор входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рядом с кафедральным храмом можно увидеть небольшую церковь.

В ней практически отсутствует внутреннее убранство, атмосфера создается светящимися крестами.

Памятник жертвам Геноцида армян.

На территории комплекса много различных памятников.

Древние хачкары (стелы с резным изображением креста) привезены из различных уголков страны. Многие украшены сложным орнаментом, изображениями животных и птиц.

Эти датируются 1296 годом. Доставлены из села Гладзор.

XIII век, Гегард.

Мастера не ограничивали свою фантазию, украшая каменные кресты.

В духовной академии монастыря могут обучаться армяне со всего мира, пожелавшие посвятить себя богу.

Пять лет ученики познают здесь логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию, изучают языки.

Перед нами еще одно интересное архитектурное сооружение — современная церковь Святых Архангелов необычной формы.

В Эчимиадзинском монастыре очень приятная, благостная атмосфера. Территория просторная, есть много скамеек. В хорошую погоду здесь можно оставаться долго, любуясь архитектурой, цветами и размышляя о высоком.

Рядом с монастырем находятся три храма, посвященные памяти дев-рипмимеянок, отдавшим свои жизни за христианскую веру. Это церкви святых Рипсимэ, Гаянэ и Шокагат. При осмотре Вагаршапата надо не забыть их посетить.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл принял главу Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванова

Святейший Патриарх Кирилл встретился с депутатом Государственной Думы А.Г. Ярошуком

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата архимандритом Илией (Рудневым)

Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Первопрестольный Святой Эчмиадзин

Первопрестольный Святой Эчмиадзин — монастырь в городе Вагаршапат (в 1945-1992 г. — г. Эчмиадзин), в 20 километрах к западу от Еревана. Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — одной из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Город Вагаршапат был основан в первой половине II в. н.э. на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 г., после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат был объявлен столицей Армении. Политическое значение города потребовало строительства цитадели, территория которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря: линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены цитадели, также образовывавшие прямоугольник.

История монастыря восходит к началу IV в., когда под воздействием проповеди святого Григория Просветителя (в месяцеслове Русской Православной Церкви — сщмч. епископ Григорий, просветитель Великой Армении, память 30 сентября по ст. ст.) принял крещение царь Трдат (Тиридат) III.

Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом.

Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне.

В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 гг.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры.

В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

Роспись интерьеров собора была выполнена в начале XVIII в. художником Нагашем Овнатаняном; в конце XVIII в. ее восстановил и дополнил его внук Овнатан.

В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, еще шесть алтарей. Один из них — Алтарь Сошествия — расположен в центре собора, на традиционном месте видения святому Григорию.

Также на территории монастыря расположены:

  • «Ворота царя Трдата» (XVII в.) возвышаются в виде арки у входа в резиденцию Католикоса. Полагают, что на их месте находился царский дворец; в основании многократно перестраивавшегося памятника — каменные блоки IV века. Возможно, через расположенные на этом месте ворота шла традиционная дорога к главному, западному входу в собор;
  • монастырская трапезная (XVII в.), расположенная в южной части монастырского двора;
  • монастырская гостиница «Казарапат» (сер. XVIII в.);
  • Старые Патриаршие покои (XVIII в.) — двухэтажная резиденция Католикоса в юго-западной части монастырского двора. На втором этаже — несколько парадных залов, в том числе тронный зал с расписным потолком;
  • Новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958-1962 гг.
    Духовная академия (начало XX века);
  • Музей-сокровищница (1982) Алека и Мари Манукян.

Собрания Святого Эчмиадзина размещены в нескольких музеях на территории монастыря: в музее при кафедральном соборе, в музее-сокровищнице Алека и Мари Манукян, в Старой и Новой Патриарших резиденциях, а также Золотой кладовой. В коллекциях представлены произведения армянского искусства IX-XX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, реликварии, церковная утварь, литургические облачения и др.

«Историческая призма»: Как Учкилисе стал Эчмиадзином

Сегодня армяне продолжают претендовать на право считаться самым древним народом, принявшим христианство в качестве государственной религии. Причем местом принятия они называют нынешний Эчмиадзин. И это при том, что средневековые армянские источники сообщают, что первая армянская церковь была построена в селе Аштишат, расположенной в области Тарон, на берегу реки Арацани, притока реки Евфрат, в восточной части Малой Азии.

Однако армянские авторы всегда пытались скрыть историю об Аштишате — первой церкви, матери армянских церквей. Видимо, этот факт не подлежит огласке, ибо получается неувязка, несоответствие с «освещением» роли Эчмиадзина в качестве первого престола Григория Просветителя, находящегося на другой территории, достаточно удаленной как от Аштишата, так и ареала реального проживания армян в районе восточного берега Евфрата и берегов реки Тигр и озера Ван. Вместо этого, армянская историография, искажая источники, утверждает, что в IV веке престол Просветителя Армянской Апостольской Церкви установился в столице «Великой Армении» — Вагаршапате, где, дескать, был построен Григорием Просветителем кафедральный собор, названный им в память о явленном ему чудесном видении Эчмиадзин (арм. Сошел Единородный). Что же касается локализации, местонахождения столицы Вагаршапата и Эчмиадзина, то их армянские авторы пытаются локализовать в окрестностях современного города Ереван.

«Историческая призма»: Тюркские топонимы как объекты армянской экспансии

А между тем, исследования средневековых армянских источников дают совершенно полное основание локализовать город Вагаршапат не на левом берегу реки Аракс, а на восточном берегу Евфрата, на правом ее побережье. Ибо, согласно данным армянского автора V века Агафангела, армянский царь Трдат со своей многочисленной свитой вышли из столицы, Вагаршапата, направились в Багуан, затем отправились на берег Евфрата, и там, в водах Евфрата Григорий крестил их. Следовательно, Вагаршапат никак не мог находиться за тридевять земель от Евфрата и быть на правом берегу Аракса.

Возвращаясь к месту нахождения престола католикоса, армянская историография утверждает, что с V по IX вв. он находился в Вагаршапате (Эчмиадзине), а потом переместился в г. Двин, находившийся на персидской территории. В IX-XIII вв. центр Армянской Церкви — католикосат продолжает скитаться, блуждать по разным городам Византии и Персии: в г. Ани, затем в Севастии, в Константинополе, Тавблуре (Восточная Турция); Цамндави близ Амасии, в Ромкала (Румкале, вблизи Киликии (1149-1293 гг.); в Сисе — столице Киликии (1293-1441).

Читайте также  Невьянская башня экскурсии

В конце XIV — первой половине XV вв., в результате вновь усиления кризиса внутри Армянской Апостольской Церкви, в 1441 году первопрестол переносится в Учкилиса. Согласно мнению армянского католикоса Симеона Ереванци (1763-1780 гг.), причина переноса патриаршего центра из Киликии заключалась в том, что в 1439 г. патриарх Киликийской Армянской церкви отправил своих представителей во Флоренцию с изъявлением желания ААЦ о принятии католичества, что вызвало недовольство у армян, живущих в так называемой «Центральной Армении».

Фуад Ахундов: «Российские императоры называли Карабах и Эривань азербайджанскими землями»

Вот как описывает данный период в своей работе армянский католикос Симеон Ереванци: «Чтобы сохранить свою независимость от западной церкви, представители армянского общества во главе с духовенством и светскими феодалами, собравшись в Вагаршапате, решили создать патриарший престол в Центральной Армении, откуда было бы легче вести борьбу против влияния католичества. Этим объясняется учреждение в 1441 г. патриаршего престола в Эчмиадзине«.

Армянская наука до недавнего времени утверждала, что это было одной из главных причин переноса патриаршего центра Армянской церкви в Учкилиса. Однако, если внимательно разобраться, то становится ясно, что в 1441 г. первопрестол остался в Сисе, где продолжал сидеть армянский католикос. А в Учкилиса переехали представители армянского духовенства, которые отказались в дальнейшим признавать Сис и его католикоса в качестве такового. Обустроившись с разрешения правителя азербайджанского государства Гарагоюнлу (1410-1468) Джаханшаха в Учкилиса, эти отщепенцы решили создать собственный, независимый от Сиса первопрестол. Нового католикоса Киракоса, как пишет Ереванци, избрали «всенародным торжеством сел». Здесь, видимо, речь идет о населении тех сел, которые были выкуплены у местной мусульманской знати Григором Маквеци.

Жадность армянской церкви не знает границ — ПОДРОБНОСТИ ИЗ ГРУЗИИ

Тем самым был внесен очередной раскол в армянскую церквь. С этого времени имелись, по крайней мере, три армянских духовных центра, главы которых претендовали носить титул «католикоса» и находившихся в сложных отношениях друг с другом — Сисский, Эчмиадзинский и Ахтамарский. Кроме этого, в Иерусалиме (1311) и Стамбуле (1461) восседали патриархи армянской церкви. В каждом случае это были местные епископы, имеющие духовную самостоятельность. Хотя на протяжении длительного времени Эчмиадзинский престол считал себя религиозным центром всех армян, однако пределы его духовной власти варьировались, будучи обусловленными политической ситуацией и возникновением новых духовных центров.

Ко времени создания на албано-азербайджанских землях католикосата в Учкилиса в 1441 г., армянская церковь не имела никаких епархий на этой новой территории. Поэтому переезд в Учкилиса готовился заранее. С этой целью состоятельными армянами покупались у представителей местных знатных мусульманских фамилий целые села.

Данный факт подтверждают документы о купле-продаже, которые хранятся в архивах Армянского католикосата в Матенадаране. Впервые они были изданы армянским исследователем А.Папазяном и охватывают период XV-XVII веков. Эти документы имеют сегодня важное значение для изучения истоков и условий формирования армянского духовного и светского феодального землевладения на территории современной Армении, которая в средние века являлась частью территорий азербайджанских государств Гарагоюнлу, Аггоюнлу, Сефевидов и Иреванского ханства. По этим документам можно проследить также процесс, как армяне пускали корни и размножались на азербайджанских землях. Таким образом, документы, хранящиеся в фондах Матенадарана, свидетельствуют о широких масштабах скупки земель со стороны армянских церковников у представителей местной тюрко-мусульманской знати и лишний раз доказывают пришлось армян на эти земли.

Как Метиндере стал Матенадараном — ТОЛЬКО ФАКТЫ

Приобретая эти земли, армяне, начиная с середины XV века, обеспечивали их неприкосновенность руками церковного клира путем получения на них от правителей азербайджанских государств Гаракоюнлу, Аггоюнлу и Сефевидов статуса вакуфных земель. Как пишет католикос Симеон Ереванци, «до этого времени в св. Престоле не было ни одного документа — ни царского, ни судебного, ни купчей крепости на недвижимое имущество или что-либо подобное, ни вакуфных свидетельств — ни на армянском языке, ни на персидском. Позднее католикосы стали, каждый в свое время, увеличивать имеющееся новыми приобретениями виноградников, пашен, сел, платящих мульк, и прочего, закрепляя приобретенное царскими или судебными мусульманскими документами«. Таким образом, армянский католикос вынужден был признать, что на новом месте т.н. первопрестол не имел исторических корней и создавался фактически с нуля.

Так, в период 1428-1430 гг. Григор Маквеци, сын Смбата, (в 1443-1455 годы армянский католикос) купил в три приема две трети села Учкилиса у представителей местной мусульманской знати. В качестве продающей стороны собственниками или маликами являлись наследники эмира Саада, одного из предводителей тюркских племен, от имени которого произошел топоним Чухур-Саад, образовавшийся в XIV и означавший «Долина Саада». Собственно имя «Саад» буквально означает «счастливый», а потому персидские источники название «Чухур-Саад» этимологизируют и переводят как «счастливая долина».

Потомки эмира Саада в течение столетий передавали села Чухур-Саада по наследству из поколения в поколение, и доходы, получаемые от них, делили на более мелкие части между многочисленными наследниками. Поэтому армянам приходилось заключать сделку о купле-продаже с каждым владельцем в отдельности. Однако, они не скупились на средства и приобретали их.

Армяне проиграли войну за историю Кавказа — МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА — ВИДЕО

Армянский католикос Симеон Ереванци, описывая в своей работе историю покупки Григором Маквеци деревни Учкилиса (Вагаршапат) у Сеид-бека из рода Саад, сообщает, что, спустя некоторое время с претензиями собственника-мулькадара выступила некая Мелик-хатун, родственница вышеупомянутого Сеид-бека. Григор Маквеци вынужден был заплатить деньги и Мелик-хатун. Затем Григору пришлось заключить новый акт купли-продажи еще с 14 сонаследниками. Таким образом, чтобы стать полноправным хозяином Учкилиса, армянам пришлось приобрести отдельные деревни у каждого наследника. В 1432 году тем же Григором Маквеци были куплены ещё семь сел у эмира Рустама Орбеляна (Орбеляны, правившие албанской областью Сюник, состояли в родственных отношениях с родом Гасана Джалала, представители которого с XIII века по 1836 г. возглавляли албанский Гандзасарский монастырь) и отданы в вакф Эчмиадзину. И эти документы, и купчие на другие деревни, приобретенные армянской церковью у мусульман в последующем, подтверждают, что уже с начала XV века отдельные состоятельные армяне, будучи лишенными политической власти, приняв духовный сан, пытались с помощью церкви приобрести новые земельные владения и сохранить свое господствующее положение над армянским населением.

Когда, спустя годы, эти села посредством купли или путем пожертвования становились собственностью того или иного монастыря, то все старые купчие относительно этих сел отдавались последнему владельцу и, таким образом, оседали и хранились в монастырских архивах.

Документы, подтверждающие подобные сделки, дают возможность ближе ознакомиться с периодом, предшествующим перенесению армянского католикосата из Киликии в Эчмиадзин и с историей подготовки этого события.

Историческая призма: 1914-й. Армянская церковь — вдохновитель террора

Хотя армянские авторы, подобные Папазяну, пытаются представить это событие как «акт восстановления законных прав армянской церкви» на свои владения, которые она якобы потеряла ранее, в то же время они затрудняются указать, когда именно эти владения были потеряны. Католикос Симеон Ереванци дает этому следующее объяснение: «Первые католикосы жили при властителях, всегда готовых оказать им помощь, приобретали без труда все, что хотели, и поэтому не заботились о записях для будущих поколений; от них не осталось ни одного полезного документа и письменного указания. Может быть, и были такие документы, но исчезли«. Покупая земли у мусульманской знати и передавая их в пользу Эчмиадзина, состоятельные армяне под духовной схимой пытались сохранить недавно приобретенные владения.

Немалую часть своих владений Эчмиадзин заполучил благодаря лояльному отношению к ним азербайджанских правителей. Важным источником обогащения армянской церкви были предоставляемые Эчмиадзину право налогового иммунитета, распоряжения доходами с монастырских земель, садов и мельниц, которые они получали от азербайджанских правителей государств Гаракоюнлу, Аггоюнлу и Сефевидов. Однако большая часть монастырских владений армянской церкви на территории Чухур-Саада образовалась отнюдь не за счет шахских и ханских пожалований. Как свидетельствуют документы из Матенадарана, Эчмиадзин прибегал к самым разным уловкам для расширения своих владений.

Украденные святыни: как албанскую церковь попытались сделать «армянской»

Настоятель монастыря Санаин писал в 1687 году в своих записках о приобретенных им землях: «. либо купил, либо захватил, либо освободил от захватчиков, дав взятку властителям, либо получил в качестве пожалования, или же завоевал силой». Данные факты лишний раз доказывают, что захват и присвоение земель были обычным явлением для Эчмиадзина. Очень часто в пользу Эчмиадзина переходили деревни, крестьяне которого попадали в долговую зависимость от него. Всего за период XVII-XVIII вв. Эчмиадзин сумел приобрести 23 мульковые деревни и 24 пахотных поля общей площадью 700-750 га. По свидетельству Симеона Ереванци, из этих полей были закреплены шахскими грамотами за монастырем только 11, остальные же 13 были приобретены в XVII-XVIII вв.

Наконец, после подписания 11 марта 1836 года императором Николаем I особого «Положения» об армянской церкви, под юрисдикцию Эчмиадзина полностью перешло имущество Албанской Автокефальной Апостольской церкви. В результате Эчмиадзин стал проводить политику агрессивного присвоения албанского этнокультурного наследия и трансформации его в армянское.

доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: