Богоявленско анастасиин монастырь кострома

Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме на карте с описанием и фотографиями

Богоявленско анастасиин монастырь кострома

Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме

Описание

Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь — женский (ранее, до 1863 года — мужской) монастырь, расположенный в Костроме на улице Симановского (Богоявленской). В Богоявленском кафедральном соборе находится Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая Русской православной церковью чудотворная икона Богородицы, известная как одна из святынь дома Романовых.

История

Основание монастыря

Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске.

Первоначально все постройки обители были деревянными. В XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора — самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного.

В XVI веке к обители были приписаны два женских монастыря — Анастасиин (основанный дочерью Дмитрия Донского — Анастасией) и Крестовоздвиженский.

В 1569 году монастырь посетил князь Владимир Андреевич, направлявшийся с войском для защиты Астрахани; братия во главе с игуменом с честью встретила его, что послужило, вместе с торжественным приемом, оказанным князю жителями Костромы, поводом для окружения царя Ивана Грозного оговорить перед ним князя. В конце того же года князя Владимира убили по приказу царя в Александровской слободе. Царский гнев обрушился и на богоявленских иноков: значительная их часть вместе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году (игумена Исайю погребли в подклете построенного им Богоявленского собора).

Смутное время

Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При этом погибли 11 иноков: три иеромонаха — Трифилий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, иноки — Варлаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, 5 монастырских служебников: Василий, Иван, Стефан, Никита и Диомид, и 38 монастырских крестьян (последующие поколения насельников монастыря вплоть до революции ежегодно совершали 30 декабря заупокойные службы в память о погибших защитниках обители).

Монастырь в XVII—XIX веках

В XVII веке велись значительные восстановительные работы. В обители была построена церковь святого апостола Иоанна Богослова — освящена 8 мая 1610 года Патриархом Гермогеном (не сохранилась). В 1607—1618 годах была возведена двухэтажная двуглавая Трехсвятительская (позднее — Сретенская) церковь (не сохранилась), в 20-е годы — звонница с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе (не сохранилась). В 1642—1648 годах вокруг обители, взамен деревянных, были выстроены каменные стены с шестью башнями, превратившие монастырь в мощную крепость (в числе основных вкладчиков на её строительство наряду с боярином М. М. Салтыковым был и Патриарх Иосиф). Стены сохранились лишь частично, единственная уцелевшая до нашего времени башня превращена в колокольню. Богоявленский собор был кардинально перестроен (с трех сторон его обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Росписью Богоявленского собора занялись в 1667 году мастера Гурий Никитин и Сила Савин, но, к сожалению, древние фрески не сохранились.

В подклете Богоявленского собора сохраняются надгробные камни, в частности, к XV веку относятся захоронения старца Никиты и сыновей князя Василия Боровского. В XVII веке Богоявленскому монастырю покровительствует боярский род Салтыковых, создавший в стенах обители своё родовое кладбище. В подклете Богоявленского собора были погребены окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил, + 1608), его сыновья — бояре Борис Михайлович (+ 1644) и Михаил Михайлович (+ 1671), внук Петр Михайлович (+ 1690, видный государственный деятель в царствование Алексея Михайловича, возглавлявший Малороссийский приказ), правнук стольник Федор Петрович (+ 1682, погиб в Москве во время стрелецкого бунта) и другие.

На территории монастыря сохранился Трапезный корпус XVII века — трёхэтажное здание, с красивыми наличниками окон (особенно нарядны они на верхних этажах).

В 50-е годы XVIII века была построена Никольская («Салтыковская», как обычно называли её костромичи) церковь (освящена в 1760 году); она сооружена над гробницей генерал-майора М. П. Салтыкова его вдовой Е. М. Салтыковой. Это был высокий барочный храм типа «восьмерик на четверике», с ярусным завершением. В советское время он был снесён. В XIX веке наружную лестницу Трапезной палаты, которая вела в помещения второго этажа, убрали и обозначили вход нарядным крыльцом.

Советский период

В 1918 году монастырь был закрыт, однако Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом. В 1920—1930 годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен, разрушены Никольский («Салтыковский») храм и Никольская часовня. В 1982 году в Богоявленском соборе, используемом как хранилище областного архива произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века.

Архитектурный ансамбль монастыря

Современная жизнь монастыря

Монастырь был возрожден как Богоявленско-Анастасиин женский определением Священного Синода Русской православной церкви 20 июля 1990 года. В марте 1991 года из Успенского Пюхтицкого монастыря прибыли первые насельницы.

17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии Русской православной церкви. Сюда перенесли главную святыню Костромы — Феодоровскую икону Божией Матери. В 1991 году начались богослужения в Смоленской церкви. В 2006 году был восстановлен храм во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского в подклете собора.

В 1993—1997 годах были расселены западный и больничный корпус, а в 2001 году — восточный корпус (именовавшийся также настоятельским), которые использовались как жилые здания. При участии администрации города Костромы была полностью восстановлена монастырская стена по улице Симановского (Богоявленской). Возродилось монастырское кладбище, а на месте разрушенного Никольского («Салтыковского») храма воздвигнут памятный крест. При монастыре созданы две гостиницы для посещающих обитель паломников и священнослужителей.

В 2002 году на территории монастыря был установлен памятник св. Феодору Стратилату, освященный в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария (в здании Трапезной палаты). Проход посетителей на территорию монастыря запрещён; открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни.

При монастыре действуют приют для девочек-сирот во имя св. Иоанна Кронштадтского и богадельня для престарелых во имя св. Марии Магдалины.

Фото (17)

Видео (1)

Экскурсии

Панорама

Отзывы

Как приехал в Кострому, так сразу решил посетить храм. Анастасьинский монастырь в Костроме в 1426 году создал близкий родственник и ученик Сергия-чудотворца Никита Костромской. Это произошло в день Богоявления Господня, поэтому обитель и получила свое первое название.
Монастырь расположен в историческом центре Костромы. Изначально монастырь этот был мужским. Здания и сироения были деревянными. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора. Это было первое каменное здания, которое явдяется самым древним из сохранившихся зданий млнаствря. Сейчас — это самое старое здание из сохранившихся.
Большой вклад в строительство внёс брат Ивана Грозного — князь Владимир Старицкий, что прсоужило поводом для попадания в опалу Грозному, который в итоге приказал убить своего брата. Кроме брата, было приказано казнить мноших священников монастыря.
Гражданскаие войны и русско польская война нанесли большой урон жителям монастыря и храмам. Необхолимы были работы по восстановлению святыни. Со всобщей народной помощью были построены новые церкви. В середине 19 века мрнастырь был закрыт. Через 20 лет было решено воссоединить Богоявленский и женский Крестовоздвиженский-Анастасиин монастыри, которыебыли расположены рядом (Анастасиин монастырь был основан дочерью Дмитрия Донского — Анастасией).С этого момента возрожденная обитель стала называться женским Богоявленско Анастасиинским мрнастырем. Пои это был возведен новый собор, в котором старый стал алтарём. Одну из сохранившихся башен перестроили под колокольню. Так же были восстановлены стены, построены жилые здания, окрылось училище для девочек из бедных семей и фельдшерские курсы. При этом стройка продолжалась. Но после революции 1917 года монастырь, был закрыт советскими властями. Хотя в Богоявленском соборе богослужения продолжались.
Через несколько лет закрыли и сам собор. В обители разместили областной архив. Обитель разрушалась и приходила упадок, а пожао, произошеший в 1982 году по всему городу сильный пожар, полыхнувший в Костроме, окончательно уничтожил монастырь. Но прошди годы и в 1991 в Богоявленско-Анастасиином соборе возобновились уерковные службы, а через несколько месяцев в собор была внесена Феодоровская икона Божией Матери — известная во всем православном мире, которой был благословлён на царство первый царь из династии Романовых — Михаил.
В наши дни монастырь явлчется памятником старинной Костромы и центром духовной жизни.
За Богоявленским собором стали возрождаться и другие храмы.
Сейчас на монастырской территории действуют Кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор, церковь Смоленской иконы Божией Матери. Также возрожден Собор Богоявления Господня и колокольня в одной из отстроенных заново старых башен. Сохранился и Трапезный корпус, который был построен ещё в 17 веке. Сейчас в нем располагается духовная семинария города.
История монастыря тесно связана с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Это одно из известнейших православных святынь и главная святыня Костромы размещена в Богоявленско-Анастасиином Соборе. В истории сохранилось прижание, по которому князь Юрий Всеволодович приобрел ее возле города Городца в старой деревянной часовне. Икона была подарена великому князю Александру Невскому по случаю его свадьбы. В 1263 году главная святыня Костромы чудесным образом появилась во владениях Василия Ярославовича — младшего брата князя Юрия Всеволодовича. По легенде, князь охотился возле реки Запрудне, и там, на дереве увидел образ Богоматери. А незадолго до этого жители Костромы заметили на улицах своего города воина, который нес образ Богоматери на руках. Жто был Феодор Стратилат.
Святыню с большими почестями пронесли по улицам и поставили в соборном храме. После этого икона Богородицы стала называться Феодоровской в память о Святом Великомученике Феодоре Стратилате.

В 1613 году при призвании на царство первый царь из династии Романовых — Михаил Федорови был проведен перед ликом иконы Пресвятой Богородицы. После чего эта икона стала особо почитаться в царствующей семье Романовых.
Ожним словом очень рекомендую посетить обитель и ощутить духовное возвышение.

Богоявленско-Анастаcиин монастырь

Большинство гостей Костромы стремится посетить Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, однако обитель отгородилась стеной от мирских дел и, видимо, имеет на то свои причины. Туристам разрешается войти только в Богоявленский кафедральный собор, где можно увидеть почитаемую со времен древней Руси чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и приложиться к ней, а также в Смоленскую часовню с иконой-фреской Смоленской Богоматери. На остальную территорию обычным гражданам доступ запрещен.

Комплекс Богоявленско-Анастасиина монастыря

Обитель относится к Костромской епархии РПЦ. В ее границах находятся храмы, две гостиницы для паломников и иногородних священнослужителей, духовная семинария, настоятельский корпус с трапезной и епархиальными службами, сиротский приют для девочек и богадельня.

В плане территория монастыря имеет ломаную трапециевидную форму, а по периметру она окружена каменным и частично деревянным забором, а также строениями, выходящими на красную линию. Въездные ворота расположены на Пятницкой улице и у колокольни, а вход в кафедральный собор и Смоленскую церковь — со стороны улицы Симаковского.

Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор

Храм является главным в Костромской епархии и самым древним из сохранившихся церковных строений обители. Он был возведен в 1559–65 гг. и предположительно расписан мастерами артели Гурия Никитина в середине XVII в. Их работа не сохранилась, но после возвращения в 1990 г. монастырских зданий в лоно Русской православной церкви стены и потолочные своды храма были украшены полихромными фресками.

Читайте также  Памятник свободы в сша

В 1864 г. древнее здание расширили, пристроив к нему церквушку пониже. Изначально она была выполнена из красного кирпича и ярко выделялась на фоне элегантного белого собора. В подклете в 1867 г. устроили храм преподобных Сергия Радонежского и его ученика Никиты Костромского. В потаенном месте здесь почивают святые мощи Никиты Костромского, основателя Богоявленского монастыря в Костроме, почитаемого в лике святых.

Смоленская церковь

Часовню возвели в 1824–25 гг. на основе располагавшейся здесь угловой юго-западной башни. В тот период настоятелем Богоявленского монастыря был алтайский миссионер, преподобный Макарий, а деньги на строительство выделил костромич Ф. Обрядчиков. Церковь освятили во имя чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. Ее список в виде фрески был создан на стене юго-западной башни монастырской стены в 1672 г. иконописцами артели Гурия Никитина.

Во время сильнейшего пожара 1779 г., полностью уничтожившего обитель, образ Богородицы остался невредимым. Икона-фреска не пострадала и в 1847 г., когда выгорело две трети Костромы. В те дни верующие массово шли к Смоленской часовне просить Богородицу о защите, и пламя отступило. В знак благодарности настенную икону украсили позолоченной серебряной ризой, снятой и конфискованной в 1920-е местными властями.

Сохранившаяся при пожарах фреска Смоленской Божией Матери чуть было не исчезла в «безбожные» годы. К 1990-му от нее остались одни контуры, но реставраторам древнее изображение удалось восстановить. В 2004-м спасенную икону украсили новой драгоценной ризой.

Колокольня

Квадратная проездная башня на западной стороне монастырской ограды была надстроена восьмигранным ярусом, накрыта шатром и превращена в колокольню. Под ней проходили Святые врата, через которые сегодня можно попасть в каменную галерею, сооруженную в процессе восстановления монастыря в XIX в. Она открывает прямой путь в кафедральный собор с улицы и ограничивает доступ в обитель посторонних лиц.

Памятник Феодору Стратилату

Статуя великомученика в кольчуге, со щитом, мечом и иконой в руках была установлена в монастырском дворе в 2002 г. Феодор Стратилат считается покровителем Костромы и христианского воинства, а также имеет косвенное отношение к главной святыне Богоявленско-Анастасииной женской обители — древней Феодоровской иконе Богоматери.

Монастырские святыни

Кроме чудотворных икон Феодоровской Богоматери и фрески Смоленской Божией Матери, в монастыре находятся:

  • мощи прп. Никиты Костромского и старца Тимона Надеевского;
  • крест с частицами мощей 278 святых;
  • складень с фрагментами риз Иисуса и Богородицы, а также пояса Пресвятой Девы Марии.

Феодоровская икона Божией Матери

Первые упоминания о схожей по написанию иконе относятся к XII в. В них указывается, что святыня могла находиться в одной из часовен Городца, а затем — в основанном на ее месте мужском монастыре. После уничтожения города войсками Батыя в 1238 г., икона исчезла, поэтому решили, что она сгорела во время устроенного монголами пожара. Однако она была вновь обретена, о чем свидетельствует несколько преданий, расходящихся лишь в датах и именах нашедших ее князей. В одной из легенд говорится, что этой иконой отец Александра Невского благословил брак сына с первой женой, дочерью князя Полоцкого Брячислава.

Исследователи считают Феодоровскую икону Богоматери списком с более древней Владимирской иконы, но единого мнения по поводу ее происхождения нет. Многие приписывают авторство евангелисту Луке, а он, как известно, жил в I в. Свое название образ Божией Матери получил благодаря явившемуся в момент второго обретения святыни видению великомученика Феодора Стратилата.

Феодоровский образ Богородицы стал одной из святынь дома Романовых, так как в 1613 г. именно этой иконой мать благословила на государев престол своего сына Михаила Федоровича — первого в царской династии Романовых. С конца XVIII в. невесты великих князей Романовых, приезжая в Россию и принимая православие, выбирали себе отчество Федоровна.

С 1891 г. икону украшал золотой оклад весом 10 кг, который богоборческая власть реквизировала в 1922-м. До 1944 года ею владели обновленцы, с 1964-го она находилась в костромской церкви Воскресения на Дебре, служившей в то время кафедральным собором. В 1991-м образ был перенесен в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Сегодня сохранность Феодоровской иконы Божией Матери оценивается как крайне низкая, а ее обратной стороны с изображением мученицы Параскевы — как удовлетворительная.

В церковном календаре праздник в честь Феодоровской иконы Богородицы закреплен за двумя датами — 27 марта и 29 августа. В эти дни проводится Крестный ход. Под пение и колокольный звон образ на руках проносят по улицам Костромы, после чего на людном месте совершается праздничный молебен.

История

Мужская обитель была основана на рубеже XIV—XV вв. учеником Сергия Радонежского — Никитой Костромским. Все строения тогда возводились из дерева, и лишь в 1559 году по инициативе игумена Исайи здесь было заложено первое каменное здание — Богоявленский собор. Крупные суммы на его строительство жертвовал внук государя всея Руси Ивана Великого и двоюродный брат первого венчанного царя Ивана Грозного — удельный князь Владимир Старицкий. Спустя 10 лет его по оговору казнят, а еще через год та же участь постигнет и богоявленских монахов во главе с Исайей.

В XVI ст. к монастырю приписали две женские обители — Анастасиин монастырь, названный в честь его основательницы Анастасии, дочери Александра Донского, и Крестовоздвиженский. После государственного упразднения монастырских вотчин, они слились в единый Анастасиин-Крестовоздвиженский монастырь.

XVII в., несмотря на разграбление Богоявленской обители войсками Лжедмитрия II в. 1608 г., отметился обширным строительством. В это время появились новые храмы, служебные здания, каменные башни и массивное ограждение высотой 7 м.

В 1847 г. Богоявленский монастырь сгорел и был упразднен. Пострадавшие от огненной стихии костромичи принялись разбирать каменные строения для восстановления своих домов, в результате чего были безвозвратно утеряны многие здания комплекса. Спустя 16 лет Святейший Синод разрешил присоединить оставшиеся руины к расположенной по соседству женской обители, после чего монастырь стал называться Богоявленско-Анастасииным. Комплекс начал возрождаться с 1863 г. благодаря усилиям игуменьи Марии. Следующий разрушительный пожар случился в 1887 г.

В 1918–19 гг. обитель закрыли и сестры разошлись кто куда. В следующем 10-летии стены, башни и несколько храмов разрушили, кладбище ликвидировали, а сохранившиеся здания использовали под архив, клуб, музей, биологическую станцию и больницу. Территорию окружили жилыми домами. В 1981 г. при очередном пожаре пострадал Богоявленский собор и погибли фрески XVII в. В 1991 г. обитель вновь ожила. Сюда пришли монахини из Пюхтицкого Успенского монастыря, и вскоре начались богослужения.

Расписание богослужений в Богоявленском соборе

В будние дни утренние службы обычно начинаются в 07:30, в выходные — в 08:30. Вечерние богослужения проводятся в 17:00. Праздничные и воскресные службы возглавляет митрополит Костромской епархии.

Богоявленско анастасиин монастырь кострома

Богоявленский мужской (с 1863 года – Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Точная дата кончины преподобного Никиты неизвестна (предположительно – середина XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском храме созданной им обители.

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский собор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь — Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Одиннадцать иноков приняли мученическую смерть — святые преподобномученики Трифиллий, Макарий, Савватий, Афиноген, Варлаам, Иов, Кирилл, Дионисий, Максим, Иоасаф и Гурий. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами Их мощи, как и основателя монастыря прп. Никиты, покоятся в Усыпальнице собора.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появился придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную ограду с башнями.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила Богоявленский собор фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. Пожар не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич разбираемых его развалин для строительства частных зданий. Монастырь практически перестал существовать. Богоявленский собор не был разобран, император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности.

И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители. Игумения Мария фактически отстроила монастырь заново. Она позаботилась о расширении Богоявленского собора. Обновлена была усыпальница под алтарем, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского.

Обитель при управлении игумении Марии прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм — Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Читайте также  Остров ява достопримечательности

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на соборной территории установили памятник покровителю города Кострома – св. вмч. Федору Стратилату. При архиепископе Алексие (Фролове) (управляющий Костромской епархией в 2010-2013 гг.) собор был полностью заново расписан.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 г. на реке Суле, неподалёку от центральной части города – Костромского кремля. Его «строителем» и первым игуменом летопись называет Преподобного Никиту – «сродника и ученика» Преподобного Сергия Радонежского.

Долгое время монастырь оставался деревянным, Его первым каменным зданием стал пятиглавый Богоявленскийсобор,построенныйв1559-1565 годах, при царе Иоанне IV, Грозном, по благословению святителя Макария – митрополита Московского. Собор возведён был артелью каменщиков, прибывших в Кострому, как предполагают, из Ростова Великого. За образец строители взяли Успенский собор Московского Кремля.

На протяжении своей многовековой истории знал монастырь сей и годы расцвета и годы полного запустения. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что пользовался он покровительством и поддержкой и Великих князей и Государей наших. Любила посещать его первая супруга царя Иоанна Грозного – Анастасия. Здесь уместно вспомнить: о том, что она будет царицей, предрёк ей Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. И сам её царственный супруг не оставлял Богоявленский монастырь своей милостью. Впрочем, помнит наша древняя обитель и страшные дни гнева его, когда за почести, оказанные царскому племяннику, направлявшемуся через Кострому из Первопрестольной в Нижний Новгород, жестоко пострадали многие и сам игумен её. Скорый на гнев и расправу, Государь постарался затем искупить свой грех пред обителью, одарив её многими дарами и милостями, ноте страшные дни остались в истории обители и в истории града нашего запечатлёнными навсегда.

Страшные дни. Богоявленский монастырь помнит их немало. Все тяжкие испытания, все грозные удары времени монастырь встречал и превозмогал достойно. В годы Смутного времени, например, иноки его явили пример, достойный благодарной памяти потомков, пример верности вере своей православной и Отечеству. В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, иноки Богоявленского монастыря решили скорее пожертвовать своей жизнью, но не покориться захватчикам. Лишь после осады н штурма монастырь бью охвачен и разграблен. Одиннадцать его иноков приняли мученическую смерть. Имена сих преподобных мученников сохранились до наших дней. Память их 12 января по новому стилю. Их мощи, как и основателя монастыря – преподобного Никиты, покоятся в усыпальнице собора.

О том, насколько известным и значительным был Богоявленский монастырь в России того времени, говорит хотя бы тот факт, что при избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой, в числе других выборных, и настоятель этого монастыря игумен Арсений.

ХVII век для Богоявленского монастыря стал временем каменного строительства. Деньги на строительство прислали многие, но главными жертвователями были: бояре Салтыковы, мать царя Михаила – инокиня Марфа, его отец – Патриарх Филарет и другие патриархи Московские и всея Руси.

В 1610 году била воздвигнута каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова, которую освятил сам патриарх Гермаген – будущий священномученик.

В начале того же столетия к Богоявленскому собору были пристроены каменные галереи, затем воздвигнуты Трехсвятительская и Сретенская церковь, звонница с приделом честь Преподобного Сергия Радонежского – в нижнем её ярусе, и церковь в честь святителем Михаила, Петра и Ионы – над святыми вратами обители.

Особенно благоукрасился монастырь при измене Герасиме. С 1542 по 1672 год, без какого-либо перерыва, возводил он, одно за другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего срока монастырь был обнесён каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь приобрёл вид крепости. Шесть башен возвышались над стеной: четыре – угловых и две – надвратных. В 1678 году Багоявленский собор был расписан «на иждивение» боярина Петра Михайловича Салтыкова. К этому же времени относится и написание на стене юго-западной башни иконы Богаматери Смоленской, чудесно сохранившейся во время пожара 1773 года, после чего и началось её особое почитание. Здесь сначала была построена деревянная часовня, а в 1824 году, алтайским миссионером, архимандритом этой святой обители Маканием Глухаревым, на средства костромского гражданина Ф.М. Обрядчикова возведена небольшая церковь, названная в народе «Смоленской часовнями».

В ХVIII веке и в первой половине ХIХ века Богоявленский монастырь переживал пору своего упадка. Навое строительство в нём почти не ведётся. лишь в 1758-1760 годах на средства генеральши Екатерины Михайловны Салтыковой в монастыре была выстроена церковь его имя Святится Христова Николая – над гробом супруга её Михаила Петровича Салтыкова. Сокращалось число братии, здания пустовали. С 1779 года Сюда были помещены все присутственные места города, которые находись здесь до 1809 года. В 1814 году в монастырь была переведена духовная семинария.

Пожар, истребивший в сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещённый столь страшной бедой, не имел возможности оказать опустошённому и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь. Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продали кирпич разбираемых его Развалин для строительства частных здании, щебень же отдавали бесплатно – для мощения улиц. Были разобраны, таким образом, Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать.

Богоявленский собор не был разобран, поскольку император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности. Скорее всего, остался бы он, со временем, и памятником самому исчезнувшему монастырю, если бы не Божия воля, явленная через игумению Марию, в 1863 году вступившую в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырём. В том году подала она прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря под условием его восстановления.

Начинается новая страница истории древней костромской обители. Монастырь становится девичьим. Изменилось и его название: к прежнему названию добавилось слово Анастасиин, Воистину символическое добавление. «Анастасия» – с древнегреческого – означает воскресение. Именно воскрешённым, а не просто обновившимся становится монастырь, и воскресение это связано с новым его расцветом.

Начав трудный подвиг возрождения монастыря, игумения Мария фактически отстроила его заново. Прежде всего она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были сделаны три новые пристройки – с западной, южной и северной стороны, сам же древний собор был превращён в алтарь. Просторный, обновлённый, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящён 28 декабря 1869 года. Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под алтарём, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского. Возрождён был и Никольский храм.

После пожара 1847 года чудотворная икона Смоленской Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без повреждения, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла. После этого почитание сей святыни ещё более усилилось. Вскоре же после пожара Смоленскую церковь начали восстанавливать. Возобновлена она была на средства Платона Васильевича Голубкова, уроженца Костромы. Богослужения в ней постоянно совершались и в годы полного упадка монастыря. Трудами и заботами игумении Марии была восстановлена, почти полностью местами разрушенная, монастырская стена. Западная башня над святыми вратами была перестроена в звонницу.

Над юго-западными въездными вратами во время пожара уцелела часть стены с древним изображением лика Св. Николая, чудесно уцелели фонарь и верёвка, на которой фонарь висел перед образом. Когда хотели приступить к разборке этих врат, каменщик, поднявшийся наверх, неожиданно упали сильно ушибся. После, на исповеди, он поведал священнику, что был сброшен какой-то неведомой силой. Разборка врат была приостановлена, образ св. Николая с тех пор стал почитаться особо. В 1871 году к уцелевшему остатку стены с изображением лика св. Николая была пристроена деревянная часовня. Она осталась невредимой при следующем страшном пожаре, посетившем Кострому в 1887 году. В 1892 году была заменена каменной, более просторной.

Во время пожара 1887 года вновь остался невредимым в полностью выгоревшем храме чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Храм этот также был значительно перестроен в 1892 году.

В восстанавливаемом игуменией Марией монастыре были возведены три жилых корпуса для сестёр и настоятельский корпус, а также – двухэтажный, с подвалом – Трапезный корпус, в котором, помимо трапезной палаты, разместились хозяйственные помещения, живописная и швейная мастерская. Несколько позже к западной стене Смоленской церкви были пристроены два корпуса – казначейский и больничный. В подвале больничного корпуса устроили резервуар, в который поступала самотёком речная вода Сулы для потребностей монастыря.

Все вновь построенные здания были отмечены печатью высокого архитектурного вкуса. Одновременно производился ремонт старых зданий и велось строительство новых в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре, находившемся на территории Костромского кремля. Монастырь этот игумения Мария предназначила для учебно-благотворительных целей, переместив большую часть инокинь в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Прежде всего она устроила здесь училище для девочек, из которых в нём готовили сельских учительниц.

В 1873 году в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре была устроена первая лечебница для народа, а в его училище стали готовить ещё и сестёр милосердия. Позднее были организованы такие же лечебницы для сельского населения в трёх вотчинах обители, где крестьяне до того не имели никакой врачебной помощи .Сёстры милосердия – воспитанницы монастыря – участвовали в борьбе с эпидемиями, лечили больных и раненых во время войн. Деятельность народных лечебниц и курсов сестёр милосердия принесла монастырю заслуженную известность и получила высокую оценку государства. Выл издан указ об открытии подобных лечебниц и курсов при других девичьих и женских обителях страны.

Игумения Мария стремилась распространить свет Православия и в иноверческой среде. Для этой цели в 1888 году несколько сестёр Вогоявленско-Анастасиина монастыря, во главе с монахиней Варварой, основали в 1891 г. в Эстонии монастырь с благотворительными учреждениями при нём – бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот. Монахиня Варвара стала первой игуменией основанного ими Пюхтицкого монастыря, который стал крупным центром распространения Православия в Эстонии.

В 1887 году упомянутый выше пожар в очередной раз причинил большой урон монастырю. Игумения Мария вновь восстановила его, Однако силы её оказались подорванными, вскоре она заболела и умерла. День смерти её – 29 января 1889 года. В дальнейшем монастырём управляли, последовательно, ещё три игумении – Игумения Евпраксия, Игумения Анна и Игумения Сусанна.

После революции Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт. Казалось, что – навсегда. Началось великое его разорение. Богоявленский собор, Смоленская церковь и звонница были отданы под хранилища архива. Костромской государственный архив располагался в соборе до пожара, случившегося 16 августа 1982 года. В огне того пожара погибли дивные фрески собора, исполненные знаменитыми костромскими изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным, расписавшими Успенский собор Московского Кремля, Ильинскую церковь в Ярославле, Троицкий собор в Ипатьевском монастыре и другие храмы древних и славных городов русских.

Читайте также  Из чего сделана красная площадь

Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт в начале 1919 года, в его зданиях расположились жилые квартиры и учреждения, а древний собор заняли под архив. Монастырский некрополь, где покоились члены многих знатных русских родов, был полностью уничтожен.

В 1982 году пожар уничтожил и архив, и бесценные фрески.

20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по избрании патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение о возрождении монастыря. Первыми насельницами в нем стали монахини эстонского Пюхтицкого монастыря, который около ста лет назад был основан монахинями Богоявленско-Анастасииной обители.

Церкви и здания монастыря были отреставрированы, при обители открыты детский приют и богадельня.

Монастырь стал духовным центром Костромской епархии, его собор стал кафедральным, в монастыре размещается епархиальное управление и духовная семинария.

В 2002 году у стены кафедрального собора был установлен бронзовый памятник небесному покровителю Костромы – Георгию Победоносцу.

Богоявленско-Анастасиин монастырь

Богоявленско-Анастасин женский монастырь в Костроме находится в пяти минутах от центра города и главных достопримечательностей. Основан около 1426 года учеником и «сродником» преподобного Сергия Радонежского преподобным Никитой Костромским. До середины 16 века все строения Богоявленского монастыря были деревянными. В 1559-1565 гг. в Костромском монастыре возвели каменный Богоявленский собор — пятиглавый, четырехстолпный, трехабсидный, на высоком подклете (в начале 17 века собор с пяти сторон обнесли галереей, с севера пристроили Никольский придел).

В Смутное время во время захвата Костромы поляками 30 декабря 1608 года Богоявленско-Анастасиин монастырь был разорен, 11 иноков во главе с архимандритом Варлаамом (Наумовым) были убиты. В 1619 году вo время своего пребывания в Костроме монастырь посетил царь М. Ф. Романов. В 16-18 вв. Костромской монастырь находился под покровительством знатного рода Салтыковых, многочисленные представители которого погребены в подклете Богоявленского собора. В течение 17 века в основном на средства Салтыковых в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре Костромы был построен ряд каменных строений: в 1607-1618 гг. — Трехсвятительская (позднее – Сретенская) церковь, в 1620-е гг. — столпообразная звонница с приделом преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе, в 1642-1648 гг. — мощные стены и шесть башен (на средства патриарха Иосифа и М.М. и П.М. Салтыковых), жилые и хозяйственные постройки. В 1667-1672 гг. Богоявленский собор расписала артель живописцев во главе с Г. Никитиным и С. Савиным. К концу 17 века архитектурный ансамбль монастыря достиг своего расцвета, представляя собой выдающийся памятник русского зодчества. В 50-е гг. 18 века в Богоявленском монастыре Костромы была построена Никольская («Салтыковская») церковь — блестящий образец стиля барокко — сооруженная над гробницей генерал -майора М.П. Салтыкова его вдовой Е.М. Салтыковой, освященная в 1760 году.

В 1814-1847 гг. в стенах Богоявленского женского монастыря размещалась Костромская духовная семинария. В начале 20-х гг. 19 века, юго-западная угловая башня Костромского монастыря по инициативе ректора семинарии архимандрита Макария (Глухарева) была перестроена в церковь Смоленской иконы Божией Матери.

В результате опустошительного пожара в сентябре 1847 года монастырь Костромы очень сильно пострадал и вскоре был упразднен. В 1850-е-начале 1860-х гг. были разобраны или взорваны звонница, Сретенская церковь 17 века, началась разборка Богоявленского собора (были разрушены его галерея и Никольский придел). К счастью, протесты костромичей и личное вмешательство наследника престола Николая Александровича спасли другую обитель от полного уничтожения. В 1863 г. Богоявленский монастырь объединили с Анастасииным женским монастырём, в единый Богоявленско-Анастасииин женский монастярь, который возглавила игумения Мария (Давыдова). В 60-70 гг. 18 века в Костромской монастыре были проведены большие строительные работы: в 1864-1869 гг. к Богоявленскому собору пристроили так называемый «новый собор», в котором храм 16 века стал служить алтарем, в 1865 году проездную башню ограды перестроили в колокольню, в 1860-е гг. возвели ряд жилых корпусов (больничный, рабочий) и др. постройки.

Во второй половине 19 века начале 20 вв. Богоявленский монастырь неоднократно посещали представители династии Романовых: в 1863 году его посетил наследник престола Николай Александрович, в 1866 г. — наследник престола Александр Александрович (будущий император Александр III), в 1881 году – император Александр III с императрицей Марией Федоровной и наследником Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II), в 1913 г. во время торжеств в связи с 300-летием романовской династии Костромской монастырь посетили императрица Александра Федоровна с наследником Алексеем Николаевичем и четырьмя великими княжнами. В1913 и 1916 гг. Богоявленско –Анастасиин женский монастырь Костромы посещала великая княгиня Елизавета Федоровна, в 1897 и 1902 гг. — отец Иоанн Кронштадтский.

Костромской Богоявленский монастырь закрыли в 1919 году, в его стенах был устроен рабочий поселок, вскоре получивший название «Безбожник». В 1925 г. был закрыт Богоявленский собор, в котором вскоре разместился губернаторский архив, В 20-30-е гг. 20 века ансамбль монастыря понес страшный урон: в 1928 году разобрали его стены и башни (из полученного кирпича по бывшей линии стен были построены 2 трехэтажных жилых дома), в середине 1930-х гг. разрушили Никольскую («Салтыкосвскую») церковь Костромы, уничтожили монастырское кладбище, засыпали монастырский пруд.

В 1982 г. в результате пожара, вспыхнувшего в находящемся в Богоявленском соборе архиве, был нанесен огромный ущерб и архиву, и зданию собора. В 80-е гг. 20 века проходила реставрация собора (автор проекта архитектор А. П. Чернов), в котором предполагалось устроить зал органной музыки. В 1990 г. собор передали епархии, тогда же в нескольких уцелевших, возле него строениях был возрожден Богоявленско — Анастасиин женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игуменья Иннокентия (Травина). 17 августа 1991 года собор был освящен епископом Александром (Могилевым) и стал кафедральным собором.

На следующий день крестным ходом сюда перенесли главную святыню края — Феодоровскую икону Божией Матери. С 1991 году в трапезном корпусе монастыря размещаются Костромское духовное училище (с 1996 г. — Костромская духовная семинария) и епархиальное управление.

7-8 мая 1993 г. во время своего пребывания в Кострому Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II провел службы в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы, 8 мая он посетил духовное училище. Вновь посетив Кострому в связи 250-летием Костромской епархии, Патриарх Алексий II служил в соборе 23-24 июля 1994 года.

Святыни Богоявленского монастыря:

  • чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
  • чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
  • святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);
  • святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
  • крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);
  • складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

Месторасположение:

Адрес: г. Кострома, Симановского, 26
Телефон: (4942) 31-83-94

Как добраться:
Проезд (по г. Костроме): троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

КОСТРОМСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь, 2005 год. Фото Павла и Елены Каллиниковы с сайта sobory.ru

Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (Костромская епархия)

Монастырь совмещает в себе три обители, существовавшие некогда отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиин женские монастыри.

Мужской Богоявленский монастырь основан в 1426 году преподобным Никитой, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского [1].

В 1559 г. по образцу московского Успенского был выстроен большой каменный собор. Строителем его был игумен Исаия, а освящал его в 1565 г. ростовский архиепископ Никандр.

Вскоре после освящения царь Иоанн Грозный дал в монастырь вклад — рукописный сборник в лист и милостыню по несчастным жертвам своего гнева, приказав их поминать ежегодно 4-го января. Кроме жертв Грозного, в синодике записаны иноки монастыря, убиенные в 1608 году поляками отряда Лисовского, которые разграбили и обитель.

Вскоре после литовского разорения монастырь начал быстро богатеть и распространяться. Салтыковы были постоянными из рода в род благодетелями Богоявленского монастыря. Жертвы их бесчисленны. Они строили храмы, кельи для игуменов и целые корпуса для братии, ими же расписаны церкви и паперти «альфресковым письмом», сделаны св. иконы, оклады, ризница и проч. Фамилия Салтыковых и погребалась под сводами Богоявленского храма в особой усыпальнице. Известный художник В. В. Верещагин в 1889 году написал эффектную картину, изображающую целый ряд Салтыковских гробниц, находящихся в вышеупомянутой усыпальнице, где позднее была построена церковь.

В 1764 году последовал указ об отобрании крестьян, и монастырь оставлен второклассным, с содержанием в 2592 рубля ассигнациями. До этого времени у него было, как видно из описи, более 22000 руб. дохода и 4981 душа крестьян. Удачное местоположение монастыря и особенное расположение богомольцев, по-видимому, легко бы повлияли на экономическое положение обители, но громадный пожар, испепеливший 13 мая 1779 г. большую часть Костромы, сильно коснулся и монастыря. Юго-западная башня и часть стены, на штукатурке которой была изображена Смоленская икона Божией Матери, были в сильном пламени, и, несмотря на это, как икона, так и деревянный киот на ней остались невредимы.

В этом же 1779 г. по учреждении в Костроме наместничества все монастырские здания, исключая келии, были обращены в присутственные места, которые и помещались тут до 1809 г., а с 1814 г. стала помещаться духовная семинария. После перевода последней древние храмы, приходившие в ветхость, почти не поправлялись, но в 1824 г. в той башне, где чудно уцелел образ Божией Матери, была устроена церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Упразднение монастыря и возрождение как женской обители

В ночь на 6 сентября 1847 г. Кострома сгорела. Погоревшая обитель была упразднена, оставшиеся здания и имущество разрушались и расхищались.

В 1863 г. было утверждено определение Святейшего Синода о восстановлении этого монастыря и передаче его девичьему Анастасиину Крестовоздвиженскому монастырю, с этого времени монастырь стал женским и называется Анастасииным Богоявленским. 12 мая 1864 г. была совершена закладка нового храма, а вскоре был реставрирован и древний собор, однако далеко не в прежнем виде.

Закрытие монастыря в советский период

Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт в начале 1919 года, в его зданиях расположились жилые квартиры и учреждения, а древний собор заняли под архив. Монастырский некрополь, где покоились члены многих знатных русских родов, был полностью уничтожен.

В 1982 году пожар уничтожил и архив, и бесценные фрески.

Возрождение монастыря

20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по избрании патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение о возрождении монастыря. Первыми насельницами в нем стали монахини эстонского Пюхтицкого монастыря, который около ста лет назад был основан монахинями Богоявленско-Анастасииной обители.

Церкви и здания монастыря были отреставрированы, при обители открыты детский приют и богадельня.

Монастырь стал духовным центром Костромской епархии, его собор стал кафедральным, в монастыре размещается епархиальное управление и духовная семинария.

В 2002 году у стены кафедрального собора был установлен бронзовый памятник небесному покровителю Костромы – Георгию Победоносцу.

Настоятели

  • Макарий (Кучин) (1618 — 1624)
  • Аггей (Колосовский) (1771 — 1773)
  • Макарий (Глухарев) (1821 — 1824)
  • Евгений (Баженов) (15 сентября 1824 — 1829)
  • Афанасий (Дроздов) (27 июля 1829 — 1837)
  • Платон (Городецкий) (20 декабря 1837 — 1839)
  • Нафанаил (Савченко) (5 мая 1839 — 1845)
  • Агафангел (Соловьёв) (21 сентября 1845 — 19 февраля 1849)

Видео

«Богоявленско-Анастасиин монастырь». Фильм телекомпании «Кадр», 2013 год.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: