Спасо прилуцкий монастырь вологда

Паломничество в Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Вологды, Вологодской обла...

Спасо прилуцкий монастырь вологда

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь — мужской православный монастырь в Вологодской области.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Контакты
  • 10 Паломнику
  • 11 Ссылки

История [ править ]

Монастырь основан в 1371 году Димитрием, ближайшим последователем преподобного Сергия Радонежского. Димитрий принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре, а вскоре, приняв сан священства, основал неподалёку Никольский монастырь «на Болоте» и стал его игуменом.

Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского. Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей.

Первый деревянный храм будущего монастыря был освящён в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня, отмечаемого 1 (14) августа. Рядом были построены деревянные кельи для монахов.

Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь именовался лаврой. Многие из учеников перешли из Переславля к любимому наставнику в Прилуки, и по примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введён общежительный устав. Преподобный Димитрий скончался 11 (24) февраля ок. 1406 года и был погребён в деревянном Спасском соборе, у южной стены рядом с правым клиросом.

После преставления преподобного Димитрия ему приписывается множество чудес — в основном, изгнание бесов, а также несколько чудес, когда святой являлся, чтобы помочь монастырю или городу Вологде. Среди этих свидетельств покровительства и заступничества святого.

XV — начало XVII века.

Василий Тёмный и его сын Андрей устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины (весь Север). Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века.

Монастырь использовался как место ссылки. В 1493 году сюда были заточены великим князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался здесь в оковах в 1523 году под именем Игнатия (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья были похоронены в монастыре рядом. Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Дмитрия Прилуцкого, написанную Дионисием Глушицким. После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув её 3 июня 1503 года монастырю.

В 1528 году в монастыре молились о даровании наследника Василий III и Елена Глинская. Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освящённой на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича.

Монастырь существенно пострадал в годы Смуты. В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В этот день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек.

Конец XVII — начало XX века.

В конце XVII—XVIII веках монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, одним из крупнейших землевладельцев и торговцев солью.

17 сентября 1811 года Спасский собор серьёзно пострадал от пожара (по преданию, от забытой «грошовой свечи»). Сгорело всё внутреннее убранство, обгорели некоторые главы. Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов и монастырей. Драгоценности хранились в сгоревшем Спасском соборе до освобождения Москвы. Спасский собор был реставрирован в 1813—1817 годах. Были заменены повреждённые пожаром главы, которым были приданы барочные кувшинообразные формы, устроен новый иконостас.

При Советской власти. В 1918 году в монастыре были проведены обыск и опись имущества, часть зданий заняли красноармейцы. В башнях монастыря во время Гражданской войны были устроены склады взрывчатых веществ, и только благодаря своевременно принятым мерам начавшийся однажды пожар не привёл к уничтожению памятника. В монастыре была организована община из жителей Прилук. С 1919 по 1923 годы в монастыре проходили изъятия церковных ценностей, в том числе в помощь голодающим Поволжья. По решению уездного исполкома архимандрит Нифонт (Курсин), монахи и послушники были выселены из монастыря, протестовавшие прихожане репрессированы.

В августе 1924 года договор с общиной был расторгнут, а монастырь закрыт Произведения искусства были переданы в Вологодский музей, прочее имущество — различным учреждениям. В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага, в 1950-х — 1970-х годах он был занят под военные склады. В монастыре располагался кинотеатр, дом инвалидов. С 1950-х годов опустевшие и разрушавшиеся постройки монастыря реставрировали, при этом многим из них был возвращён предполагаемый облик XVI—XVII веков. В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника.

Повторное открытие. Конец XX — начало XXI века. В августе 1990 года церкви была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви. Дважды, 13—14 августа 1992 года и 16—17 июня 2007 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В последующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлён ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне.

Современное состояние [ править ]

В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви.

В последующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлён ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Ежедневно совершается полный круг богослужений. Содержится подворье и монастырская воскресная школа. В обители располагается Вологодская духовная семинария. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.

Храмы [ править ]

  • Спасский собор;
  • Надвратная церковь Вознесения;
  • Введенская церковь;
  • Церковь Екатерины;
  • Успенская церковь (недействующая).

Святыни [ править ]

В 1642 году в подклете собора был устроен престол во имя святого Димитрия, в котором пребывают главные святыни монастыря — под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких.

В подклете также находятся чтимые иконы — список чудотворного образа преподобного Димитрия с житием (с ней игуменский посох и часть вериг святого) и Пресвятой Богородицы «Страстная», написанная иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия.

Близ гробницы преподобного Игнатия Прилуцкого пребывают вериги, по преданию носимые подвижником, а также ковчег с частицами Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина.

Особенно почитаема в обители икона Божией Матери «Скоропослушница» — список чудотворного образа, созданного на Афоне и привезённого в обитель в 1910 году.

Местно почитаемая Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе после закрытия монастыря находится в Вологодском музее-заповеднике.

Престольные праздники [ править ]

  • Спасский собор Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице — 14 августа;
  • Надвратная церковь Вознесения Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи;
  • Введенская церковь Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря;
  • Церковь Екатерины Екатерина Александрийская, великомученица — 7 декабря;
  • Успенская церковь Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа.

Фото [ править ]

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Вид сверху

Спасо-Прилуцкий монастырь

С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь.

Откуда название?

Слово «Прилуцкий» связано с особенностями места, где расположен монастырь. В двух километрах северо-восточнее Вологды одноименная река делает резкий поворот, образуя излучину, или «луку». Преподобный Димитрий, придя в северные края из Переславля-Залесского в 1335 году, вначале поселился на дальней окраине Вологды. Потом стал искать место для монастыря, направился на север и остановился на левом берегу реки Вологды. Осматривая окрестности, он просил Господа и Богородицу указать ему место, где душа обрела бы покой.

Вот тогда ему и явилась красивая речная излучина с колосившейся хлебной нивой (сейчас эти места входят в черту города). Поле принадлежало местным жителям Исидору Выпрягу и его другу и соседу Илие Ракову. Узнав о желании монаха создать здесь обитель, они не только добровольно отдали Димитрию столько земли, сколько потребовалось на устроение монастыря, но даже сами вытоптали на поле еще не созревший хлеб.

Димитрий, ученик и друг преподобного Сергия Радонежского, поставил на тех полях Киликиевский крест — деревянный, восьмиконечный, украшенный медной позолоченной басмой и 84 иконками, вырезанными из кости. По преданию, он был вывезен из армянской области Киликия (ныне крест хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). На месте креста потом встал деревянный, а позже и каменный Спасский собор.

Почему преподобный Димитрий прятал лицо?

Преподобный Димитрий, по свидетельствам, обладал редкой красотой. Как знаем мы из его жития, чтобы избежать соблазна и искушений, он закрывал лицо монашеским куколем.

Есть такое предание. Одна знатная женщина, услышав о красоте и целомудрии святого, захотела взглянуть на его лицо. Подкралась к келье преподобного и через окно взглянула на игумена. Димитрий огорчился и с укоризной посмотрел на нее. Женщина в ужасе без чувств упала на землю. Братия просила игумена простить провинившуюся. Тот лишь мягко упрекнул ее: «Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира?», затем благословил женщину и простил. Конечно, та сразу исцелилась.

Читайте также  Музей вов в минске цена билета

Преподобный соблюдал очень строгий пост, иногда не ел неделями и даже по праздникам обходился лишь теплой водой с небольшой просфорой. Зимой и летом Димитрий ходил в заскорузлом тулупе из жесткой овчины, страдая летом от жары, а зимой — от холода. На теле носил тяжелые железные вериги. В конце жизни получил дар прозорливости.

Чем монастырь был схож с Троице-Сергиевой лаврой?

Спасо-Прилуцкая обитель была первым на Вологодчине монастырем со строгим общежительным уставом, способствующим умному деланию и послушанию монашеским правилам. Димитрий Прилуцкий, ученик преподобного Сергия Радонежского, организовал его по примеру Троице-Сергиевой лавры. Сам Спасо-Прилуцкий монастырь во время игуменства преподобного Димитрия также именовался лаврой.

Сюда, к своему наставнику и игумену, пришли из Переславля-Залесского многие ученики. Дело в том, что перед приходом на вологодские земли Димитрий Прилуцкий основал в Переславле Никольский монастырь и был там настоятелем. Избегая мирской славы, Димитрий вместе с учеником монахом Пахомием ушел из Переславля на север.

Какая трагическая история связана с братом преподобного Димитрия?

У Димитрия Прилуцкого был родной брат. Ему досталось в наследство богатое отцовское имение, но неудачная торговля ввергла брата в огромные долги и нищету. Желая поправить дела, брат пришел в Спасо-Прилуцкий монастырь и попросил у Димитрия благословения на торговую поездку к языческим племенам — югре и печоре. Преподобный благословил непутевого родственника. Тот взял свои и чужие товары и отправился в путь со сборщиками великокняжеской дани.

Поездка оказалась на редкость удачной: прибыль была такая, что брат расплатился со всеми долгами. На следующий год, опять испрося благословения святого брата, торговец вновь отправился к язычникам и возвратился с еще большей прибылью.

Страсть к наживе разгорелась в купце с такой силой, что на третий год он, уже не сомневаясь в успехе, привычно обратился к брату за благословением. Но преподобный остановил его: «Довольно, брат! Можешь прожить и с тем, что приобрел. Не ходи более — не погибнуть бы тебе от звероподобных людей».

Разумеется, удачливый торговец не послушался инока и отправился к югре без благословения. Домой он не вернулся. Сгинул ли в пути, был ли убит язычниками — неизвестно.

Почему башни обители так «весело» раскрашены?

Димитрий Прилуцкий был духовным отцом князя Димитрия Донского и крестным его детей. Благодаря материальной помощи князя строительство монастыря шло легко и быстро. Интересно, что необычная «веселая» раскраска башен монастыря — это не нововведение и не современная попытка украсить древний памятник. Так выглядели башни и в древности.

Традиционные для крепостного строительства русского Средневековья прясла и башни имеют несколько уровней боя — бойницы на нижнем и верхних ходах, из которых можно было вести стрельбу лучникам.

Правда, такие серьезные укрепления не пригодились — каменные стены были возведены уже после нескольких нападений на монастырь и разорений его поляками и литовцами во время Смуты. А после Смутного времени на обитель враги уже не покушались.

Снаружи монастырской крепости сохранились остатки вала, который защищал монастырь от подтопления в половодье.

Что за братья-князья покоятся в монастыре?

В церкви во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, расположенной в подклети Спасского собора, под спудом находятся мощи трех святых: Димитрия Прилуцкого и благоверных братьев-князей Игнатия Прилуцкого (Иоанна Андреевича Угличского) и Димитрия Андреевича Угличского. Иоанну было 13 лет от роду (по другим данным, 16), а Димитрию — 12, когда их дядя, великий князь московский Иван III, опасаясь междоусобиц и желая утвердить в государстве единодержавие, заковал племянников в цепи и сослал в заточение в Спасо-Прилуцкий монастырь. Случилось это в конце XV века.

Княжичи, виновные лишь в том, что родились в семье, впавшей в немилость у знатного родственника, лишились родителей и провели в тюрьме всю оставшуюся жизнь. Иоанн, дожив в заключении до 45 лет и проведя в темнице 32 года, перед кончиной принял схиму с именем Игнатий. Это было 19 мая 1522 года. У гроба благоверного князя Игнатия стали происходить исцеления. Князь Димитрий пробыл в заключении почти пятьдесят лет и, забытый всеми, умер в тюрьме. Оковы с него сняли только в последний год жизни. Погребен Димитрий Андреевич был в Спасо-Прилуцком монастыре при ногах брата.

Как живет обитель в наше время?

Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…

И вот в 1991 году, после 67-летнего перерыва, в Спасо-Прилуцком был вновь открыт мужской монастырь. А 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь полностью возвратили Русской Православной Церкви.

Монастырская жизнь возрождается. Ремонтируются строения, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне, ежедневно совершается полный круг богослужений. Содержится подворье и монастырская воскресная школа. В обители располагается Вологодская духовная семинария. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.

Как добраться:

От авто- и ж/д вокзалов в Вологде (они находятся рядом, на площади Бабушкина):

Автобусы № 14 и № 28 (отправляются с остановки городского транспорта у здания автовокзала).

Ехать следует до остановки «Прилуки». Время проезда от вокзала до монастыря составляет около 40 минут.

Из центра города:

Автобус № 22 с остановки «Старый рынок». Все вышеуказанные маршруты также проходят в направлении района Прилуки через эту остановку.

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь

Спасо-Прилуцкий монастырь — одна из наиболее известных, крупных и почитаемых православных обителей на территории Русского Севера. Располагается на северной окраине Вологды, в бывшем селе Прилуки, которое сейчас является городским микрорайоном.

Одной из особенностей православной обители является ее практически полное соответствие первоначальному облику — с сохранением исторического ансамбля и его стиля. Именно за счет этого монастырь привлекает массу поклонников древнерусской культуры, а также остается важным паломническим центром, поскольку на территории одного из соборов находится православная святыня — мощи Димитрия Прилуцкого.

Расписание богослужений в Спасо-Прилуцком монастыре

В будни литургия совершается в 7:00 — 7:30, вечерняя служба — в 17:00. В воскресенье и праздничные дни начало литургии — в 9:00, вечером накануне — всенощная в 17:00.

Узнать точное время службы в Спасо-Прилуцком монастыре можно в разделе для паломников на официальном сайте Спасо-Прилуцкого монастыря либо в группе ВКонтакте (на ближайшую неделю).

Архитектура и внутреннее устройство

Инфраструктура современного Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря включает в себя:

  • Спасский собор с колокольней. Нынешний собор был возведен в середине XVI века, на месте сгоревшего деревянного собора. Пятиглавый храм отражает традиции московского зодчества того времени. Единственное яркое отличие — скупо обработанные фасады, как сейчас сказали бы «минималистичные».
  • Введенскую церковь и трапезную. Квадратное здание с одной луковичной главкой было построено в начале XVII века. В 20-е годы купол разобрали, а в помещении церкви устроили киноклуб и буфет. С западной стороны располагается палата, предназначенная для трапез. Наверху располагалась обеденная комната для монахов, а в нижних этажах — подвалы и хозяйственные склады.
  • Екатерининскую церковь. Храм был построен как семейная усыпальница для дворянского рода Волоцких. Это небольшая постройка в виде ротонды в стиле ампир.
  • Успенскую церковь. Постройка была перевезена из другого монастыря, как музейный экспонат — она считается древнейшей деревянной шатровой церковью.
  • Церковь Всех Святых. Изначально была построена как больничный храм, но позднее ее функции изменились и здание подверглось перестройке.
  • Кладовые монастыря. Постройка находится у северо-западной стены. Двухъярусная галерея была возведена до 1675 года.
  • Монашеские кельи. Всего на территории монастыря 4 вида келий: летние и зимние настоятельские кельи, древненастоятельские и братские.
  • Часовню. Небольшая деревянная часовенка построена над колодцем, который, по легенде, выкопал сам Димитрий. Вода из колодца освящается.
  • Крепостные сооружения: башни, ворота, стены. 5 башен монастыря образуют многоугольник трапециевидной формы. Общая протяженность — 950 метров. Въезд в монастырь осуществляется через Святые ворота в западной стене.

Из современной инфраструктуры в монастыре действуют хлебная лавка и столярная мастерская. Паломническая служба Спасо-Прилуцкого монастыря предлагает остановиться в Доме паломника, расположенном неподалеку — в селе Юношеское, у Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря.

Экскурсии

Экскурсии по Спасо-Прилуцкому монастырю в Вологде проводятся за фиксированное пожертвование (можно оставить больше):

  • Взрослые — 100 рублей.
  • Иностранцы — 200 рублей.
  • Дети, пенсионеры, студенты — 50 рублей.
  • Группы до 10 человек — 1000 рублей.
  • Иностранные группы до 10 человек — 2000 рублей.

Экскурсии проводятся ежедневно. С понедельника по субботу экскурсионное сопровождение возможно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 на полчаса). По воскресеньям — с 12:30 до 17:00. На период христианских праздников график экскурсий необходимо уточнять на официальном сайте Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде или вконтакте.

История Спасо-Прилуцкого монастыря

Православный монастырь в Прилуках основан в 1371 году. На протяжении следующих столетий обители и ее заступнику святому Димитрию Прилуцкому приписывались чудеса спасения от эпидемии, наказания разграбивших город и обитель от вятичей, помощи в защите Вологды.

Большая часть строений монастыря возводилась в XVI и XVII веках. Например, деревянная Успенская церковь построена в 1519 году. Позднее возведены Спасский собор, Вознесенская и Введенская церкви, а также другие объекты.

Пик процветания монастыря пришелся на конец XVII — начало XVIII века, когда он вошел в число богатейших обителей Русского Севера, имел несколько вотчин в Вологодчине. К этому периоду принадлежат сохранившиеся на территории комплекса хозяйственные постройки.

В 1918 году красноармейцы обыскали монастырь и составили опись его имущества. В годы Гражданской войны на его территории находился склад взрывчатых боеприпасов, памятник чудом уцелел — однажды начавшийся пожар быстро потушили.

Комплекс отреставрировали в 1950-е годы, а количество хозяйственных и социальных объектов стало постепенно сокращаться. Филиалом Вологодского музея-заповедника монастырь стал в 1979 году.

Монахи вернулись в монастырь только в 1990-е годы, уже после распада Советского Союза. С тех пор Спасо-Прилуцкий мужской монастырь успешно функционирует и снова является одним из региональных центров православия Вологодской области, где прихожане и местные монахи имеют возможность развиваться и совершенствоваться духовно.

На территории также находится кладбище с могилой поэта Батюшкова, на которую в юбилейные годы приходят поклонники его творчества. В городе функционирует и музей Батюшкова.

Онлайн-экскурсия по Спасо-Прилуцкому монастырю на панорамах Google Maps

Как добраться до Спасо-Прилуцкого мужского монастыря

Основной транспорт до монастыря — городские автобусы до остановки «Прилуки». Подходящие рейсы от ж/д и автовокзала — № 14, 28. Эти же автобусы и рейс № 22 подойдут для туристов с Торговой площади.

Поездка на автобусе из центра Вологды в среднем займет 25–30 минут.

В сезон навигации альтернатива автобусам — круизные кораблике по реке Вологде, отправляющиеся от Кремлевской площади до монастыря. Этот маршрут популярен у туристов — с реки открываются весьма живописные виды.

Читайте также  Троицкий собор троице сергиевой лавры

Кроме того, посетить монастырь можно с организованными экскурсиями и турами.

Поездка на такси обойдется от 200 рублей. В Вологде вызвать такси можно через приложения Maxim, Такси Везёт, Яндекс. Такси.

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь на видео: обзор с высоты, история

Спасо-Прилуцкий монастырь

Один из крупнейших и старейших памятников православной архитектуры, который знает на сегодняшний день русский север, — Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный учеником Сергия Радонежского — Димитрием Прилуцким.

Кроме того, именно этот объект культурного наследия представляет собой уникальный ансамбль оригинальных зданий монастыря, которые практически не подвергались изменениям с начала своего основания. Во многом только благодаря этому, каждый объект постройки считается местом повышенного внимания со стороны поклонников православной культуры, тем более что в одном из соборов мужского монастыря покоятся мощи его основателя, Димитрия Прилуцкого.

Во-первых, вологодским жителям пришёлся очень к месту гроб с мощами святого в тот момент, когда несколько веков назад местные жители стали массово умирать от судорог, а болезнь приняла достаточно серьёзный характер. По свидетельствам очевидцев, только поход к раке святого помогал навсегда исцелиться. Хотя опытные эксперты усматривают в подобных материалах немного объективных фактов.

Более «реальные» чудеса произошли с вятичами, которые имели неосторожность обидеть добропорядочных жителей Вологды. Согласно упоминаниям в летописи, все захватчики утопли неподалёку в болотах, а тот человек, который покусился на главную святыню монастыря, и вовсе был убит неведомою силой.

Однако самые удивительные метаморфозы со зданиями монастыря произошли после прихода к власти коммунистов, как многие уже наверняка успели догадаться. Лихие революционеры в срочном порядке выселили с территории настоятеля и послушников, а всех сопротивлявшихся и сочувствующих расстреляли прямо на месте. Все сколько-нибудь стоящие церковные реликвии продали для того, чтобы накормить жителей Поволжья и оплатить революционные нужды. А до пятидесятых годов двадцатого столетия в Спасо-Прилуцком монастыре успели устроить военные склады, кинотеатр, пересыльную тюрьму для раскулаченных и ещё целый ряд учреждений самой разной направленности.

В современной России это место вновь вернулось к своим истокам, и теперь на территории вновь возродился мужской монастырь, а часть зданий отведено под Вологодский музей-заповедник. Так что, пройдя свой многовековой, тернистый путь, Спасо-Прилуцкий монастырь снова стал местом для духовного роста многих прихожан и монахов обители.

На что обратить внимание

Большинство построек обители относятся к 16-17 векам, в том числе Спасский собор (1537), надвратная Вознесенская (1587) и Введенская (1623) церкви, палаты 16 века. Деревянная Успенская церковь (1519) на территории монастыря и вовсе старейший сохранившийся шатровый храм.

Маленький двор Спасо-Прилуцкого монастыря вмещает много построек и 17-08 столетий. Поклонники творчества поэта Батюшкова в памятные даты посещают его могилу, которая находится на монастырском кладбище.

Координаты

Адрес: Вологда, село Прилуки.

Телефон привратной:(8172) 55-92-24.

Как добраться: от ж/д вокзала на троллейбусе № 5, №4 до конечной остановки маг. Бригантина. Далее на автобусе №103, №29 или маршрутном такси до остановки Прилуки. Время проезда от ж/д вокзала до монастыря составляет около 40 минут.

Монастырь отрыт для посещения во время богослужений, в остальное время с экскурсионным обслуживанием. Паломникам предоставляется монастырская гостиница (странноприимный дом). При себе необходимо иметь паспорт.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь в Вологде

Сложно найти хоть один уголок России, где бы не было особенных духовных мест. Так, север России, несмотря на суровый климат, также постоянно принимает паломников и имеет места, где не смолкает молитва православных монахов. Сегодня познакомимся с целым монастырским комплексом в Вологодском крае, который известен своим величием на всю нашу огромную страну. Речь пойдет о Спасо-Прилуцком мужском монастыре в Вологде.

История возникновения

Датой основания обители считается далекий 1371 год. Неподалеку, в Переяславле-Залесском, был основан Никольский монастырь, игуменом которого был будущий святой Димитрий Прилуцкий. Будучи в близком знакомстве с почитаемым святым Сергия Радонежского, игумен Димитрий крайне избегал славы и почестей, поэтому со своим учеником покинул богатый и обустроенный Никольский монастырь в поисках более аскетического места для уединения в молитве.

Скитаясь по Северу России, подвижники остановились недалеко от устья реки Вологды. Тамошнее местное население было богобоязненным и благочестивым, поэтому монахам была выделена необходимая земля для постройки обители.

Интересно! Постройка храма Божиего началась с установления большого креста, который сохранился до наших дней и хранится в монастыре, как святыня.

Другой русский святой, Дмитрий Донской, также откликнулся на богоугодное дело. Взяв будущего игумена в крестные отцы своим детям, Дмитрий Донской всячески помогал и жаловал значительные суммы на строительство.

Самая первая церковь была построена из дерева и ее престол был заложен в честь праздника Всемилостивого Спаса, который в православном мире отмечается 14 августа. Неподалеку от деревянной церкви расположились и небольшие монашеские кельи.

Духовное значение нового монастыря было таким, что он стал называться лаврой. К игумену Димитрию перешли некоторые монахи из Переславля, помня духовную силу своего наставника. В обители были строгие монашеские порядки и действовал общежительный устав. Игумен Димитрий отошел ко Господу в 1406 году и его тело было погребено в одном из приделов Спасской церкви.

Интересно! Даже после своей смерти игумен не переставал заботиться о своей обители. Сохранились свидетельства его чудесных явлений и сотворенных чудес.

Средние века и Смутное время

Удобное и стратегически важное расположение монастыря привело к тому, что Московские князья стали оказывать ему особое покровительство в виде специальных льгот и привилегий. Обитель использовалась как важный торговый пункт, поскольку в нем пересекались и водные, и сухопутные пути грузоперевозок по России. Кроме того, в политическом аспекте большой вес имели связи с княжеской Москвой, поскольку Москва и Новгород на протяжении нескольких веков вела политическое противостояние за Вологду.

Во время правления царя Иоанна Грозного Спасский собор был выстроен в камне, взамен деревянной постройки. Царь лично посещал обитель несколько раз, а для участия в важном военном походе на Казань для защиты и поддержания духовных сил войска брал с собой Крест из обители.

До середины XVII века существовал обычай, согласно которому игумен монастыря в день празднования памяти святого Димитрия Прилуцкого ездил в Москву. Во время этого визита царскому дому преподносилась вода, освященная на праздничном молебне, а также просфора, которой поминалась вся царская семья. Кроме того, игумены Спасо-Прилуцкого монастыря принимали участие в соборах, на которых выбирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича. Все это свидетельствует о том, что монастырь имел значительный вес в царской России того времени.

Тем не менее даже на такой значимой обители отложило свой отпечаток Смутное время. В этот период монастырь пострадал от нападения поляков и казаков, в результате чего была похищена казна, сожжены ценные церковные документы. После этого обитель еще несколько раз подвергалась разграблениям, а в 1619 году случился крупный пожар в трапезной, унесший жизни около 200 человек.

Расцвет перед революцией

Оправившись от потерь, понесенный в Смуту, Спасо-Прилуцкий монастырь постепенно встал на ноги и к XVII–XVIII векам стал одним из самых богатых и процветающих мест на Севере России. Монастырь имел большое количество земель, вотчины в близлежащих городах, подворья в Москве и Вологде, являлся крупнейшим торговым пунктом оборота соли, имея собственные соляные варницы. Помимо солеварения, были развиты промыслы рыбной ловли и производства муки на водяных мельницах.

В 1811 году в соборе случился очень сильный пожар, который уничтожил почти полностью все внутреннее убранство, иконостас, даже высокие главы. Перед самым входом в Москву французской армии в Спасо-Прилуцкий монастырь были свезены на хранение ценности многих столичных храмов и церквей, которые хранились там вплоть до самого освобождения Москвы. Сам же собор был отреставрирован позже, к 1817 году. Появился новый иконостас, изменилась форма куполов глав.

Советское время

Революционные годы ознаменовались обысками и описью имущества обители. Большевики организовали в соборе большой склад боеприпасов, и только лишь своевременное обнаружение очага возгорания помогло предотвратить полное уничтожение памятника архитектуры.

Церковные ценности отлучались в пользу Поволжья, где наблюдался голод. Архиереи и монахи были насильно выселены, а прихожане и местное население, пытавшиеся воспрепятствовать этому, попали под репрессии. Позже, была попытка разобрать монастырские стены на кирпичи, однако, она была пресечена.

В 1924 году монастырь был полностью закрыт, а все ценности были переданы в музеи и другие государственные учреждения. После этого в обители была организована тюрьма для пересыльных, военные склады, кинотеатр, дом для инвалидов.

Интересно! В 50-е годы полуразрушенные постройки были восстановлены и реставрированы, а немногим позже монастырь был признан музеем-заповедником.

Восстановление и начало служения

Начиная с 1990 года начался процесс восстановления всего монастырского комплекса. Начали совершать крестные ходы, служить молебны, передавать назад храмы и церкви. В 1992 году, в день памяти святого Димитрия Прилуцкого, весь комплекс был официально передан назад в распоряжение Православной Церкви. Два раза в обитель приезжал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

С этих лет начинается возрождение монашеской жизни. Были отремонтированы все строения и помещения, купола, заново отреставрирован главный большой иконостас, служатся полноценные монашеские службы. Работает воскресная школа, подворье, духовное училище.

Интересно! Будучи значимым духовно-просветительским центром, Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде ежегодно проводит известные Дмитриевские образовательные чтения, которые собирают многих миссионеров и духовенство.

Архитектурные элементы

Спасо-Прилуцкий монастырь является памятником архитектуры XVI века — именно в этот период появились основные его постройки. Рассмотрим самые основные из них.

Спасский собор

Это основной пятиглавый храм всей обители, который изначально был деревянным, но после был перестроен в камне, в традициях московского зодчества. Характерной особенностью таких построек можно назвать строгий декор, который повторяется и в других строениях комплекса.

Большая реконструкция собора произошла в 1817 году, после серьезного пожара. Внешний вид храма несколько видоизменился, повой формы стали главы. В середине ХХ века была проведена научная реставрация храма, когда попытались воссоздать первоначальный образ храма.

Спасский собор имеет несколько престолов:

  • Всемилостивого Спаса;
  • святого Александра Невского;
  • в честь праздника Преображения Господня;
  • Сретения Господня;
  • Богоявления Господня.

Эти престолы расположены на нескольких этажах. Украшения и росписи храма находились только в верхней части, поскольку нижняя часть нуждалась в постоянном ремонте и обновлении из-за сырости и плесени.

Надвратная Вознесенская церковь

Эта церковь располагается прямо над основными воротами, ведущими на территорию комплекса. С этой стороны ранее располагался важнейший торговый путь. Церковь, включая ворота и часть стены, относятся к самым первым постройкам XVI века. Ворота имеют отдельных вход для путников и отдельный для проезда.

Изначально эта церковь была освящена в честь Феодора Стратилата, который символично охранял вход через врата. Так было до самого XIX века, когда после пожаров храм сильно пострадал и восстанавливался. Заново храм освящен был уже в честь праздника Вознесения Господня.

Соборная колокольня

Она была возведена вместе с первым Спасским собором и освящена в честь Трех Святителей. Церковь изначально проектировалась для колоколов, такие постройки были распространены в княжеской Москве. Внизу колокольни расположился храм, а сверху была открытая площадка.

Читайте также  Достопримечательности москвы кратко

В начале XVIII века старая колокольня была практически полностью разобрана, а кирпичи и камни использовались для других хозяйственных нужд. Колокола были перемещены в другое место, а до наших дней удалось сохранить лишь небольшую часть постройки.

Введенская церковь

Церковь в честь празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы — изящное строение квадратной основы. Украшения храма сдержаны, не вычурны, выдержаны в общем стиле всего архитектурного комплекса.

Построена церковь в середине XVII века, после чего несколько раз была перестроена и перепланирована. После революции купола были сняты, а в середине постройки был клуб и кинотеатр. Изначальный свой вид церковь вернула после реставрации 1950-х годов.

Сбоку к храму примыкает больших размеров палата для трапезы. В ней размещались различные хозяйственные постройки, погреб, кладовые. Наверху располагалась комната непосредственно для приема пищи монахами.

Церковь в честь великомученицы Екатерины

Она была построена довольно поздно, в середине XIX века, как семейная усыпальница предводителя вологодского дворянского сословия Волоцкого. Это небольшое по размерам строение, рядом с которым находится церковное кладбище, которое было сильно повреждено в годы советской власти. На этом кладбище были похоронены как церковные деятели разных веков, так и светские известные люди.

Другие здания и постройки

Ни один монастырь не может обойтись без монашеских келий. Первоначальные постройки, предназначенные для проживания монахов, были выполнены из дерева и полностью утрачены вследствие многочисленных пожаров. Каменные сооружения начинают возводиться с середины XVII века.

Успенская церковь интересна тем, что была разобрана и перевезена из другого монастыря, который закрыли. Эта церковь деревянная, выполненная в шатровой технике, и является древнейшей постройкой такого рода.

Башни монастыря разбросаны по всему периметру комплекса и образуют пятиугольник. Северные башни высокие и крепкие, они далеко выходят за ограду и задумывались как оборонительные сооружения. Содержат несколько рядов бойниц. Башни с другой стороны имеют полости, которые предназначались для хранения сухого пороха, каких-либо боеприпасов, а также для заключения особо опасных преступников.

Иконы и святыни обители

Из особо почитаемых святынь можно выделить мощи очень чтимых в здешних краях Игнатия Прилуцкого и его брата Димитрия. Хранятся они в нижнем пределе, там же находится икона Димитрия, образ Пресвятой Богородицы «Страстная». Возле захоронения Игнатия Прилуцкого находятся его вериги, а также ковчег с мощами многих православных святых.

В монастыре особенно почитается Божья Матерь, и чтится образ «Скоропослушница», список иконы с горы Афон. Также особую любовь в обители проявляют к Казанской иконе, которая с закрытием обители была передана в музей Вологды.

Еще одной известной монастырской святыней является Киликийский крест, который согласно преданию, святой Дмитрий Прилуцкий принес с собой из Переславля, когда решил строить новый монастырь.

Что надо знать паломникам и гостям

Находится Спасо-Прилуцкий монастырь в Прилуках, г. Вологда. От центрального вокзала до монастыря ходит несколько автобусных маршрутов. Паломники и гости города могут принять участие в богослужениях, оставить записки с именами родных и близких для поминовения, заказать другие требы. Остановиться на ночлег можно в специальной гостинице, где также предоставляется питание. Кроме того, можно сходить на экскурсию по всему монастырскому корпусу и познакомиться с историей обители.

Крепости Севера: Спасо-Прилуцкий монастырь. Вологодская область.

Итак, постараюсь показать вам красоты русской крепости своими фотографиями и описаниями.

От Вологды до села Прилуки ходит автобус. Можно дойти и пешком, но не стоит этого делать — дорога крайне унылая, зато автобус вполне себе экзотичен для жителей Петербурга, с необычными билетами, которые выскакивают из автомата, когда водитель нажимает кнопку в кабине, получив деньги, да и сами модели автобусов и троллейбусов в Вологде непривычны нашему глазу. Хочу сразу отметить — если сама Вологда в крайне запущенном состоянии, то Прилуцкий монастырь выглядит на ее фоне очень хорошо, и пожалуй — он самый интересный и приятный для посещения объект, где с удовольствием можно провести несколько часов.

Описание монастыря-крепости хотелось бы начать с его наружной стороны. Монастырь обязательно надо обойти снаружи — каждая башня уникальна, не похожа на другие, стена тоже выглядит по-разному в разных местах. Вот первая от входа в монастырь башня, если идти направо. Называется она Мельничная, и отличается сильно от всех других башен. Построена в 17 веке.

У этого участка крепости красота доминирует над военным содержанием. Хотя боевые элементы тоже присутствуют. Оно и понятно — допетровское время вовсе не было спокойным. Еще ходили разбойные банды по всей России, оставшиеся после Смутного времени, потом было восстание Степана Разина, да и шведы в любой момент могли ударить по Русскому Северу. Желающих получить монастырские деньги хватало. И надежная крепость для монастыря была вопросом выживания

А вот еще две башни — Водяная и Южная. Через водяную подавали в крепость воду. Она укреплена особо сильно, вход в крепость нуждался в двойном контроле. Эта башня вполне напоминает башни в других русских крепостях, например Воротную в Старой Ладоге. А вот следующая — Южная — аналогов не имеет. Раскрашена пестрыми цветами, чтоб жители Вологды видели красоту. При этом имеет внушительные размеры — высота ее 20 метров. Такая башня сама по себе как отдельная крепость.

Водяная башня воплощает в себе русскую силу, мощь, мастерство наших предков!

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году Дмитрием Прилуцким, учеником Сергия Радонежского. И впоследствии стал одним из самых богатых и сильных монастырей Русского Севера. Соседство его с городом Вологдой не случайно — во-первых, надо было распространять православие в землях, населенных финно-угорскими язычниками, во-вторых, Москва изо всех сил старалась утвердиться в этих краях, подчиненных Великому Новгороду, так как Вологда была очень богатым городом, и монастырь, как центр духовной власти, а также имеющий военный гарнизон и крепкие стены — был самым лучшим решением этого вопроса.

Стены весьма длинные и мощные. Красота!

Постройка монастыря нашла поддержку у знаменитого князя Дмитрия Донского . Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей. Последующие великие князья тоже покровительствовали монастырю, давали ему различные торговые льготы , чтоб монастырь богател и становился сильнее. Здесь молился о даровании сына князь Василий Иванович, сын Ивана III. Ох, лучше б Бог здесь не услышал его молитвы..Ведь его сыном был никто иной, как Иван Грозный.

Южная башня. Рядом с фигурой человека можно ощутить ее размеры.

Восточная стена. По углам — Южная и Вологодская башни. Обе выкрашены, чтоб жители Вологды видели издалека яркие краски, проникаясь уважением и радостью.

В годы Смутного времени монастырь был несколько раз страшно разорен, монахов убивали, имущество расхищали. Грабили монастырь и поляки, и казаки, и сибирским царевичем Арасланом, бывшим на службе России, и русскими разбойниками — в общем, всеми подряд, кто проходил мимо. Такие были времена. Поэтому в 17 веке, едва Россия стала оправляться от шока и разорения, вызванных Смутой, монастырь стал возводить могучие каменные укрепления, чтоб такие события больше не повторялись. И вновь стал одним из богатейших и влиятельнейших русских монастырей.

Восточная стена не покрашена, и это даже хорошо — можно увидеть в ней много интересных элементов.

Например, не заделанная, как в других местах, бойница.

Или вот такая вещь.

Далее уместно отправиться на железнодорожный мост через реку Вологду, тем более, что поезда тут ходят редко, и никто никому мешать не будет. Мост не охраняется, и можно фотографировать. Но фотографировать не его, а монастырь с возвышения. Это лучшая точка для фотосъемки.

Можно видеть почти весь архитектурный ансамбль монастыря


Потом идем дальше, вдоль северной стены. Много бойниц. Это одна из немногих крепостей, где сохранились бойницы, направленные вниз, чтоб стрелять со стены по осаждающим, толпящимся внизу. На стене икона, к которой подходят проезжающие мимо, чтоб помолиться и ехать дальше.

Теперь посмотрим, что внутри. А внутри — тоже много красот. Древние церкви, колокольня. Некоторые из церквей построены еще в 16 веке, при Рюриковичах.

Очень красиво. Настоящая русская архитектура, во всем ее великолепии!

Это Водяная башня, вид изнутри. В нее можно зайти, чтоб подняться на стену крепости, что мы потом и сделаем.

А вот стены крепости. Очень похожи на стены в других монастырях или кремлях. Например, почти так же выглядит стена в Валдайском монастыре, правда там она менее мощная.


Вход в Водяную башню. По узкой лесенке можно подняться наверх. Все бесплатно, все открыто. Здорово!
Вообще, в данном монастыре — исключительно доброжелательная атмосфера.


Поднялись наверх. Смотрим на боевой ход вдоль стены.

Можно выглянуть в бойницу и посмотреть вдоль стены, на соседнюю башню. Этим и занимались часовые.

А вот те самые бойницы, про которые я писал ранее — через них стреляли вниз, если к стенам приближались осаждающие вражеские солдаты. Древний элемент фортификации, который мало где сохранился.

Любуемся на крепостную стену. Отреставрировано неплохо.

Вид на старинные церкви с крепостной стены. Красота!

Прошел за угол, фотографирую то место, где стоял ранее. На стене стоят и мерзнут мои спутники. Хоть на дворе и апрель, но в Вологде он очень и очень холодный. Ветер дует со всех сторон, а особенно сильно там, где бойницы. Ну ничего, Русский Север, знали же, куда ехали!)

Все, спускаемся вниз. И еще немного смотрим на красоты внутри монастыря.

Здесь можно увидеть и старинную деревянную шатровую русскую церковь, перевезенную из другого монастыря. Этой церкви около 500 лет. Здесь она нашла себе приют.

А еще здесь могила русского поэта Константина Батюшкова, которого мы все изучали в школьные годы.

Заканчивая свой обзор, хочу сказать, что если вы будете в Вологде, то Прилуцкий монастырь посетите в первую очередь — он оставит у вас наиболее яркие впечатления! Выделите на это хотя бы два часа. И еще один важный совет: в монастыре есть ларек, рядом скамеечки, столик — там продают невероятно вкусные булочки и кофе, можно хорошо покушать на свежем воздухе ( правда, воздух порой настолько свеж, что уши можно отморозить, но разве это остановит русского туриста?). Да и в других местах, в самой Вологде — то же самое, очень вкусные везде пирожки, и при этом — очень недорогие! А еще везде улыбчивые люди, улыбайтесь им в ответ!)

——————————
Вам понравился материал в моем блоге? Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749 , это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует развитию туризма и краеведения.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: