Жители казахстана как называются - Four-Rooms.ru

Жители казахстана как называются

Народы Казахстана Народы Казахстана Современный Казахстан – многонациональное государство. По данным на апрель 2018-го г. общая численность населения государства – около 18-ти миллионов

Жители казахстана как называются

Народы Казахстана

Народы Казахстана

Современный Казахстан – многонациональное государство. По данным на апрель 2018-го г. общая численность населения государства – около 18-ти миллионов 213-ти тысяч человек. Более 67-ми процентов составляют казахи, около 20-ти процентов – русские. Далее в порядке убывания: узбеки – 3,2%, украинцы – 1,5%, почти столько же – уйгуры и 1,1% — татары (значения округлены до 0,1%). Кроме того, в стране проживают представители народов с численностью менее одного процента: немцы, турки, азербайджанцы, корейцы, дунгане и др. Государственным языком является казахский язык. Однако практически каждый казахстанец владеет русским языком.

Казахи

Коренной и самый многочисленный народ Казахстана. Также проживают в других государствах, граничащих с Казахстаном: России, Узбекистане, Киргизии, Туркмении, Китае. В Монголии казахи — второй по численности народ. Всего в мире насчитывается более 15-ти миллионов представителей данного народа.

Антропологически казахи занимают переходное положение между двумя расами – монголоидной и европеоидной. Казахский этнос сформировался к пятнадцатому веку на основе древних кочевых племен. Согласно генетическим исследованиям, большинство представителей народа происходят из двух родов. Один из них восходит непосредственно к Чингисхану, а второй берет начала от аравийских миссионеров.

Казахский язык относится к тюркским языкам и входит в кыпчакскую подгруппу. Наиболее близки к нему киргизский, татарский, каракалпакский языки. Казахи относительно легко могут общаться без помощи переводчика с носителями данных языков. Современный язык казахов не имеет выраженных диалектов, но территориально подразделяется на три говора: южный, западный, северо – восточный. Для письма используется кириллица. Всего в мире живет примерно 11 миллионов носителей языка.

Большинство современных казахов, проживающих на своей исторической родине – мусульмане. При этом достаточно широко распространены и доисламские обычаи, основанные на шаманизме.

Русские

Наибольший процент русских проживает в Центральном, Северном и Восточном Казахстане, а также в крупных городах страны.

В послевоенный период и до распада СССР русские составляли почти половину населения государства. Сейчас количество представителей этноса значительно сократилось и составляет примерно пятую часть. Такой изменчивости способствовали комплексные причины: исторические, социальные, политические, экономические.

Многие представители народа являются потомками ссыльных и заключенных сталинского периода. Немалая часть осела здесь в период эвакуации. В 50-х – 80-х гг. советским правительством регулярно осуществлялись организованные масштабные переселения с целью освоения целинных земель, а также для строительства и развития различных отраслей хозяйства. С 90-х гг. начался массовый отток русских из Казахстана.

Для русского населения характерен низкий уровень владения государственным языком. Так, писать и читать по-казахски могут немногим более шести процентов русских.

В настоящее время в Казахстане действует несколько общественных русских культурных организаций. Также официально учрежден ежегодный праздник День русского языка.

Украинцы

Одна из самых многочисленных этнических групп в Казахстане. Причины появления представителей данного этноса на территории страны исторически сходны с причинами переселения русских.

Среди казахстанских украинцев наблюдается подъем интереса к своей этнической культуре и традициям. Действует ряд общественных национально-культурных объединений по сохранению языка, культурных особенностей и национального искусства. Самая многочисленная украинская диаспора находится в Костанайской области.

В стране действует пять приходов Украинской грекокатолической церкви.

Уйгуры

У этого народа много общего с казахами. Они также являются мусульманами суннитского толка. Язык уйгуров относится к тюркским языкам. Большинство представителей данного этноса проживают на западе Китая.

В Казахстане уйгуры появились во второй половине девятнадцатого века, скрываясь от преследований после подавления восстания в Китае. В настоящее время большинство представителей народа проживают в сельской местности.

Как правило, уйгуры владеют тремя языками: родным, казахским и русским.

Татары

Также являются представителями тюркского этноса. Проживают во многих европейских и азиатских регионах России, Казахстане, Китае и других странах.

Язык татар относится к кыпчакской подгруппе тюркских языков. Письменность – кириллическая.

Татарская община в Казахстане является второй по численности из зарубежных диаспор, после Узбекистана. Представители этноса проживают во всех областях Казахстана.

В целом Казахстан является одной из самых спокойных и благополучных стран бывшего СССР в области межэтнических отношений.

«Как называть граждан Казахстана – политическим термином «казахстанцы» или этническим – «казахи»

«Касым-Жомарт Токаев: Все национальности, проживающие в Казахстане, по сути являются единой нацией» — Эксклюзивное интервью президента Республики Казахстан К.К.ТОКАЕВА информационно-аналитическому порталу informburo.kz — Очевидно, что мы должны переосмыслить наши подходы к вопросу межнациональных, межэтнических отношений. Казахстан был и будет территорией дружбы и согласия. Наш девиз: единство в многообразии.

Все национальности, этнические группы, проживающие здесь, по сути являются единой нацией. За рубежом нас знают как казахов, поскольку в названии нашего государства звучит именно это слово.

Разумеется, не может быть и речи о покушении на самобытность каждого этноса, постоянно проживающего в Казахстане. Все они имеют и будут иметь право на изучение и применение своих языков, развитие культур, соблюдение обычаев.

В то же время ускоренное развитие должен получить казахский язык, которому в будущем суждено стать по-настоящему языком межнационального общения.

Я отнюдь не умаляю историческое значение русского языка, открывшего нам путь к знаниям в мировой науке и культуре. Жители Казахстана должны знать его на высоком уровне. Нам это только на пользу.

Айкын КОНУРОВ, депутат мажилиса – «О нациестроительстве» — Касым-Жомарт Кемелевич в своем интервью сказал, что: «Все национальности, этнические группы, проживающие здесь, по сути, являются единой нацией. За рубежом нас знают, как “казахов”, поскольку в названии нашего государства звучит именно это слово».

Это прозвучало правильно. Но сама ситуация, которая привела к необходимости разъяснения со стороны Президента, появилась вследствие провалов образовательной системы, так и вследствие упущений в информационной работе.

К сожалению, на протяжении долгого периода населению доступно не разъясняли, что, в формировании нациестроительства в Казахстане, ключевой является идея гражданской нации, а единственным национализмом может быть только государственный или гражданский национализм. И только с такой точки зрения обретают смысл такие понятия, как национальные интересы, национальная безопасность, национальные проекты.

То есть мы считаем, что во главу государственной идеологии необходимо ставить преимущества казахстанского ГРАЖДАНСТВА, как основы нациестроительства. Сейчас же в обществе преобладает этнический, а не гражданский национализм, что может привести к разрушительным последствиям.

Выражаясь бытовым языком, текущая государственная идеология не дает людям понимания преимуществ обладания казахстанским паспортом и это проблема.

Мы, как партия, все время настаиваем на развитии социальной поддержки, образования и здравоохранения, как раз исходя из интересов ГРАЖДАНСКОЙ НАЦИИ, поскольку именно объем социальной поддержки становится частью государственной пропаганды развитых стран. Тех стран, куда уезжают наши соотечественники, люди, которые могли бы остаться и работать на благо Казахстана.

В нашей партии мы всегда во главу угла ставим равноправие и равные возможности для всех, максимально поддерживая право казахстанцев на участие в политической жизни страны через партийную работу в рядах КНПК. Именно в ряды КНПК вступают представители различных культурных и общественных объединений, интересы которых получают нашу ресурсную и информационную поддержку.

Газиз АБИШЕВ – «Кто будет «казахом»: о нациестроительстве в Казахстане» — Президент Республики Казахстан К.-Ж. ТОКАЕВ подбросил дров в дискуссию: как называть граждан Казахстана – политическим термином «казахстанцы» или этническим – «казахи».

Это заявление отдается эхом от предложений некоторых национал-патриотов, которые уже несколько лет предлагают переименовать Казахстан в Қазақ елі (страну казахов), и называть всех граждан этой страны не казахстанцами, а казахами.

Вообще, нынешняя модель, официально употребляемая в Казахстане (да и в России) вполне себе оптимальна. Казахстанец – гражданин Казахстана, представитель казахстанской политической нации безотносительно этнической принадлежности. Казах – представитель казахского этноса, безотносительно гражданства. Казахстанец может быть казахом и казахстанец может быть неказахом (к примеру, русским, корейцем или дунганином). Казах может быть казахстанцем, и казах может быть неказахстанцем (к примеру, россиянином или британцем).

Внедрение принципа, при котором всех граждан Казахстана будут называть «казахами» вносит путаницу и невыгодно никому.

Во-первых, дискриминируется зарубежная казахская диаспора. Ведь теперь этническое слово «казахи» будет использоваться в политико-гражданском смысле, описывая общие черты всех граждан Казахстана, которые по своей природе пока что неоднородны. По мере использования термина «казахи» в отношении граждан, этот термин перестанет быть релевантным в отношении этнических казахов, являющихся гражданами других государств (это более 4 млн человек по всему миру). Если «казахи» – это граждане Казахстана, то неграждане Казахстана «казахами» быть не могут. То есть, этнические казахи из России, Турции, Узбекистана, Китая – они больше не «казахи».

Во-вторых, называя всех граждан Казахстана этническим термином «казахи», мы ущемляем права нетитульных этносов. Культурная уникальность населяющих Казахстан этносов заключается в том числе и в том, что они определяют себя как русские, украинцы, корейцы, немцы, чеченцы и др. Это их возможность сохранить себя и свою семейную культуру, при этом никак не ущемляя ни казахов, ни казахскую культуру, ни интересы Казахстана. Ведь будучи русскими, узбеками, армянами, эти люди также имеют право называть себя «казахстанцами», то есть гражданами независимого суверенного государства Казахстан. Если титульный этнос именует себя этническим словом «казахи» и требует от остальных этносов называть себя тоже «казахами», значит он требует от этих людей отказаться от своей этничности и принять казахскую этничность.

В-третьих, от этого пострадают сами казахи. Уникальность казахской национальной культуры заключается в том, что представители казахского народа идентифицируют себя как казахи, отделяя себя в этническом смысле от других народов. Даже если «казахами» станут все этносы Казахстана, то после переименования этносы не откажутся от своей этнической культуры. Ведь принуждать их силой к отказу от своей этнической культуры было бы фашизмом, а от фашизма Казахстан пока что далёк. Итак, если в Казахстане все будут казахами, а общая культура Казахстана будет называться казахской, то казахская культура будет включать в себя культуру всех граждан Казахстана. То есть элементы культуры этнических русских, этнических корейцев, этнических ингушей тоже будет частью казахской культуры. То есть, русские блины, корейское кукси, ингушские национальные одежды будут тоже «казахской культурой». Таким образом произойдёт терминологическое размывание казахской культуры, она утратит свою кристаллизацию и уникальность.

«Петр Своик: конфликт в Кордае – это удар по идее казахской государственности!» — Сейчас все построено на государственности казахского языка. Возьмем закон «О языке», который был принят в далеком 1989 году, еще при СССР, там утверждалось, что государственным языком является только казахский, а русский – язык межнационального общения. И в тексте устанавливающей это статьи была такая совершенно не юридическая, а идеологическая сентенция, которую стоит процитировать: «Язык – величайшее достояние и неотъемлемый признак нации. С развитием языка и расширением его общественных функций непременно связан расцвет национальной культуры и будущее самой нации, как исторически сложившейся устойчивой общности людей». И дальше сказано, что таким языком является казахский. Хотя и тогда, и по сию пору фактом остается то, что государственным языком остается русский язык. И в таком своем качестве именно он объединяет и казахскую нацию, поскольку владение или не владение казахским языком казахов как раз разводит на нығыз и шала.

Читайте также  Кривой рог население

Кто-то считает, что это большая беда, кто-то считает, что это большое достижение. Я, например, тоже считаю, что это как раз достояние и неотъемлемый признак казахской нации. Но тем не менее, тогда казахская нация была еще двуязычной, то есть в основном русскоязычной и какая-то часть казахской нации была казахоязычной. А авторы языкового законодательства просто решили не замечать того факта, что русский язык является объединяющим, «нациообразующим» для казахов признаком.

Притом, что казахи чрезвычайно трепетно относятся к своему языку, переживают за его будущее и стараются все что в их возможностях сделать для его развития. И вот этот посыл, что государственным является казахский, хотя на самом деле этот законодательный посыл не соответствовал жизненным реалиям, перенесен и в более поздние версии. То есть, появляется Конституция 1995 года и появляется во исполнение ее специальный закон, который регулирует языковые отношения. Это закон «О языках» 1997 года, где заложен тот же языковый принцип формирования национальной государственности и нации, что и в конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан», принятом еще в 1991 году.

Этот принцип формулируется следующим образом: «Граждане Казахстана всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляет вместе с ней народ Казахстана». То есть, казахская нация существует как нечто отдельное от граждан Казахстана всех национальностей, и она соединена с ними лишь общностью исторической судьбы. Получается, что казахская нация, граждане разных национальностей и народ Казахстана – это разведенные юридические категории. А чем они должны быть соединены в одно целое по логике Законодателя? Конечно, государственностью казахского языка.

На самом деле объединяет казахскую нацию и казахское государство именно русский язык. И тогда, и до сих пор казахский является чрезвычайно важным, но не объединяющим, а разделяющим пока что признаком казахской нации, как в этническом, так и в гражданском смыслах. Заложенные в законодательство и идеологию кем-то очень желаемые, но не соответствующие реалиям посылы, привели к провисанию всей конструкции. Если считать, что нация объединена государственным казахским языком, то казахской нации нет. Есть нагыз казахи, есть шала казахи, и есть просто «русскоязычные» самых разных национальностей.

Даже с нагыз казахами надо еще разбираться, кто из них не просто умеет говорить (просто что-то такое сказать, и я сумею), а действительно реально, капитально грамотен на казахском языке. В общем и национальное государственное строительство не получается, а все потому, что законодатели попытались включить в закон то, чего нет в реалиях. Они, конечно, понимали, что на момент принятия закона, что в 1989, что потом в 1997 году, что это все не так, но искренне считали, что когда-то будет так. Когда-то казахский язык станет общим для всех и всех объединит.

Вот эта надежда на приведение не законодательства к реалиям, а наоборот, проявилась в такой формулировке в законе от 1997 года: «долгом каждого гражданина является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана». Но долг то он долг, однако не подтвержденный никакими конкретными действиями государства по принуждению, или по стимулированию граждан к исполнению этого своего долга. Соответственно, долг не исполняется, а раз так, то важнейшего фактора консолидации народа нет.

И с этим надобно что-то делать, особенно после таких тяжелых ударов в Кордае. Плюс на это накладывается то, что власть вся сплошь сверху до низу казахская. То есть, в ней есть какие-то другие отдельные представители, но на ключевых постах, где определяется политика, экономика, идеология, наука, культура, стратегический бизнес (хоть на национальном уровне, хоть на региональном, да и в отдельном Кордайском районе), только казахи являются определителями. А так как эта политика все чаще дает сбои и все более выглядит несимпатично, то получается, что казахи во власти во всем и виноваты.

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

Казахи или казахстанцы?

Кем должны себя чувствовать граждане Казахстана – казахами или всё-таки казахстанцами? Этот вопрос обсуждался умными людьми и, как ни странно, обошлось без истерик и взаимных обвинений. На смычку с избранными национал-патриотами национальная буржуазия очень аккуратно выдвинула самого медийного своего представителя. Заинтересованность крупного бизнеса в альянсе с нацпатами политологи и акулы капитала объясняют, впрочем, по-разному. Чиновничество в альянсе не представлено, но «жёлтую карточку» власть все же получила: игнорирование нациестроительства, мол, аукнется ей нелегитимностью, утверждают эксперты.

Публичные объяснения во взаимопонимании и обоюдные уверения в глубоком почтении были запланированы к демонстрированию в Алматы, в рамках восьмого по счёту заседания Think Tank при научно-образовательном фонде «Аспандау». Встречу под названием «Национальная идентичность казахстанцев: казахи как титульная национальность единой Казахстанской Нации» традиционно модерировал Канат Нуров, президент фонда. Автор монографии «Казакстан: национальная идея и традиции», г-н Нуров несколько раз подчеркнул: идея круглого стола принадлежит Арманжану Байтасову. Владелец бренда Forbes Kazakhstan в рейтинге собственного «глянца» занимает строчку под номером 47 с 97 миллионами долларов: не доверять такой самооценке девелопера и медиамагната сложно, а переоценить его влиятельность на медиатренды в стране – ещё сложнее.

Национал-патриотов представляли президент фонда Алтынбека Сарсенбайулы Айдос Сарым и политолог Расул Жумалы. Крупный бизнес – Арманжан Байтасов. Экспертное сообщество – Канат Нуров, политолог Андрей Чеботарёв и почётный консул Латвии в Казахстане Каспарс Кукелис. Высокие договаривающиеся стороны одновременно дистанцировались от двух крайних, маргинальных, непредставительных и провоцирующих позиций. Позицией имперской, не подлежащей обсуждению, заклеймлена идеологема «у казахов вообще не должно быть своего государства». Позиция «Казахстан – для казахов» – не реалистична, этот подход удалось в свое время предотвратить в самом зародыше.

Не по крови

На национальной идентичности – как называть соотечественников – казахами или же казахстанцами, – и сконцентрирован весь символичный и символический конфликт интересов национал-патриотов и национальной буржуазии.

По мнению Айдоса Сарыма, в Казахстане должна быть казахская нация.

«Когда мы говорим «казахская нация, казахское национальное государство» – это вовсе не означает этнократических подходов. Все те права, которые есть у казахов, они свойственны всем, они имманентны всем тем людям, которые являются гражданами Республики Казахстан, признают её ценности, признают ее законы, реализуют их». Главной ценностью страны политолог видит государство – государство как идеал, как место, где могут быть реализованы самые сокровенные мечты, мечты предков. Айдос Сарым берет на себя труд по составлению общего глоссария. В словарях и Всемирной сети – миллионы ссылок на тему национализма и национального государства. Соотечественникам же, по его ощущению, нужна единая база исходных дефиниций.

Вопрос нациестроительства, казахского государственного языка – архиважен, поддерживает Айдоса Расул Жумалы. Он привел в пример события «арабской весны» и на Украине: государства оказались «слабыми» именно потому, что в вопросах нациестроительства и консолидации граждан очень многое было сделано неправильно или же вообще ничего не делалось. «Казах» и «казахстанец» – синонимичные, казалось бы, вещи: какая между ними разница, риторически вопрошает г-н Жумалы. И отмечает, что казахоязычные жители страны ассоциируют себя с казахами, а русскоязычные – с казахстанцами. Это, по его мнению, «несколько подвергает сомнению искомую общность». В понятие казах спикер вкладывает смысл принадлежности к гражданской нации: это человек, который связывает себя и свое будущее с Казахстаном, любит свою страну и предан ей.

Казахоязычные жители страны ассоциируют себя с казахами, а русскоязычные – с казахстанцами

– И чтобы быть казахом в этом смысле, в идеале необязательно быть казахом по крови. Например тот же, скажем там, как же его звали-то, а. (Айдос Сарым подсказывает: «Бельгер!» — Р.М.) Бельгер, например, для меня – казах. А Тайчибеков для меня – не казах. Здесь вопрос – не в национальной принадлежности, а в самом названии.

Члены президиума оперативно помогали товарищам исправлять реплики буквально на ходу, пока еще фразеологизм не ушел в народ. «Казахи уже не делятся на шала и нағыз-казахов, казахи сегодня делятся на ватников и совков!» – эту фразу, сгоряча вылетевшую у Айдоса Сарыма, в порядке взаимовыручки оперативно помог ему исправить Расул Жумалы. Согласились на том, что теперь казахи делятся на казахов и «совков».

Казахстанцам – быть

Оппонируя Айдосу Сарыму в вопросе именно базовых определений, достаточно твердо владелец бренда Forbes Kazakhstan отстаивает право граждан страны называться казахстанцами: «Это же все слова, суть – она от этого не поменяется: казах или казахстанец – какая разница? – спрашивает Арманжан Байтасов. – Если человек хочет жить в свободной, красивой, удобной стране как Казахстан, – по большому счету, неважно, как мы будем его называть, казахстанец ли казах. Цель-то – построение нормального, правильно организованного государства без коррупции, без лжи, без двойных стандартов. Зачем копья ломать за эти слова? Когда вы делаете упор на «казахи», – автоматически у очень многих людей, как минимум 40%, вы вызываете негативную реакцию. Есть много людей, которые живут в Усть-Каменогорске, в Кустанае, которые не хотят быть «казахами русского происхождения». Это достаточно сложно… в этом плане перегибать палку нельзя, это будет неправильно. По большому счету, это подмена понятий: казахстанец или казах».

Есть много людей, которые живут в Усть-Каменогорске, в Кустанае, которые не хотят быть «казахами русского происхождения».

В остальном же представитель крупного бизнеса согласен с крупным политологом «на 88-90%». Делению казахов на «шала» и «нағыз» г-н Байтасов тоже отказывает в праве на жизнь: «нет такого разделения, это неправильно – так делить. Казахи – это слишком небольшая нация, национальность, народ для того, чтобы нам еще делиться на шала-казахов, первый жуз, там Старший жуз, Средний жуз, Младший жуз. Ни в коем случае. Нет такого разделения и не надо культивировать этого. Есть дети, которые воспитывались в определенных условиях, и есть казахи, которые действительно плохо разговаривают на казахском языке, но из-за этого называть их шала-казахами и как-то выделять, «недоуважать» их в некотором плане – это делать точно не стоит».

К чему заниматься нациестроительством?

С точки зрения государства, это вопрос легитимности самих структур власти. Так, Айдос Сарым назвал объявление в 1990 году суверенитета и в 1991 году – провозглашение государственной независимости Казахстана двумя крупнейшими документами в истории страны. Оба они подразумевали создание национального государства казахов и гораздо более высокую роль казахского языка. Принимаемые после этого законы и Конституция должны по духу и ценностям совпадать с этими двумя документами, иначе в будущем они могут быть отменены, утверждает он. По мнению Айдоса, невыполнение государством функции национального строительства – «большая бомба замедленного действия в юридическом, правовом отношении». Современная модель – этническая и языковая – по своим форматам и содержанию воплощает в себе идеалы и ценности Советского Союза, «cовка». Социальная апатия, религиозный экстремизм, миграция (внутренняя и внешняя), крайняя жестокость, отсутствие какой-либо морали, отсутствие социального капитала и доверия между людьми – все это г-н Сарым относит к прямому следствию того, что в свое время не был дан ответ на вопрос «кто мы и кем мы будем?«

Читайте также  Сколько жителей в пекине

Современная модель – этническая и языковая – по своим форматам и содержанию воплощает в себе идеалы и ценности Советского Союза

Отвечая на вопрос, зачем бизнесу национализм, Айдос Сарым оперирует весьма прозаичными материями, видя в слиянии залог будущего выживания большого капитала: «национальный бизнес, представителей которого сегодня обвиняют чуть ли не в компрадорстве и космополитизме, сегодня более чем национален и укоренён. Растёт новое поколение бизнеса. Даже второе поколение элиты, та самая «золотая молодёжь», дети нынешних крупных чиновников и крутых агашек, всё больше задумываются о будущем и способны встать в оппозицию к «старшим». Таких фактов много, и знаю об этом не только я. Если снять политические ограничения, то бизнес будет более активно финансировать партии с альтернативным мнением, в том числе и силы, которые можно с той или иной степенью допуска можно назвать «националистическими». Сегодняшнему бизнесу нужна стабильность. Это правда. Но нынешняя декларируемая «стабильность» более непредсказуема, чем мнимые угрозы, связанные с большей определённостью власти в вопросах национального строительства».

По словам же самого г-на Байтасова, национальное пробуждение у него произошло в минувшем году, во время печальных событий на Украине. «Самая главная цель – во всяком случае здравых людей в Казахстане – чтобы страна была процветающая. Чтобы страна была безопасная. Чтобы в стране хотелось и было удобно жить, растить своих детей, строить свои дома, заниматься бизнесом или работать на государство. Чтобы комфортно было бы всем гражданам, к какому бы народу они ни принадлежали».

К вопросу о лояльности

Политолог Айдос Сарым настаивает на том, что «значительная часть общества» (не конкретизируя, кто именно) должна ответить для себя на три вопроса. Вопрос истории – вопрос самоощущения и самоуважения, миропонимания, ощущения себя в потоке истории. Вопрос второй – это вопрос языка, традиций, культуры: когда мы говорим на разных языках, мы вкладываем разные понимания, разный глоссарий. Айдос настаивает на том, чтобы обязать всех граждан страны, не зависимо от этничности, знать казахский язык, – если они хотят занимать позиции на госслужбе или в бизнесе. От государства он ждет выработки правил игры. Третий вопрос: общее будущее. Политолог отмечает, что у «некоторых наших граждан попросту нету лояльности» – они подрывают глобальную веру в человечество и идеалы.

«Нужна общая мораль и общие ценности, где каждый будет понимать, грубо говоря: если любовник у жены, – уши резать и насиловать его не нужно».

Создавали национальную идентичность казахстанцев спикеры на понятном для них и собравшейся аудитории русском языке, но при общем языковом инструменте оперировали все же разными понятийными категориями, обращаясь к разным своим аудиториям.

У бизнеса на первом месте – комфорт и удобство, клиентоориентированная имплементация в уже существующую систему мировых ценностей: то есть то, что понятно и знакомо потенциальному и уже сложившемуся рынку сбыта товаров и услуг (будь то свежий номер «Forbes Kazakhstan» или новый пакет телеканалов от кабельного оператора ICON).

У нацпатриотов же в приоритете – все же вещи не материальные, а духовные: экзистенциализм, мечта и реализация многовековых устремлений предков. Так что согласовать общий глоссарий (словарь) будет, видимо, все же непросто: даже и на русском языке.

Для начала придётся убедить бизнес, что выработка неких общих ценностей и общей морали действительно нужна (неужели они будут отличаться от общепринятых?) И тут у национал-паториотов наступает момент истины. После вопиющего инцидента с Максатом Усеновым Айдос Сарым весьма сухо потребовал от ждущей его реакции аудитории признать «право казахов на своих мерзавцев». «Другое дело, что и сами казахи за 23 года уже должны были научиться таких вот мерзавцев ставить на место. Но мы учимся. И научимся», – пообещал тогда своим последователям и всему Казахстану Айдос Сарым.

Не прошло и полгода (в буквальном смысле) как «врага государства» Усенова сменил в хедлайнерах Кайрат Жамалиев, изрядно продрайвировав «процесс обучения». Сегодня, отказывая идеологическому супротивнику Тайчибекову в праве называться казахом, нацпаты тем не менее все еще не «разжаловали» из казахов ни Усенова, ни Жамалиева. Даже символически. А значит, мораль и ценности действительности ждут своей «выработки».

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

Кто будет «казахом»: о нациестроительстве в Казахстане

Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев подбросил дров в дискуссию: как называть граждан Казахстана – политическим термином «казахстанцы» или этническим – «казахи».

29 февраля было опубликовано интервью президента Токаева, в котором он вновь затронул вопрос национального строительства в Казахстане. « Все национальности, этнические группы, проживающие здесь, по сути являются единой нацией. За рубежом нас знают как казахов, поскольку в названии нашего государства звучит именно это слово» , – заявил глава государства.

Это заявление отдается эхом от предложений некоторых национал-патриотов, которые уже несколько лет предлагают переименовать Казахстан в Қазақ елі (страну казахов), и называть всех граждан этой страны не казахстанцами, а казахами.

Однако, стоит признать, что обсуждают эти вопросы не только казахские националисты. В России тоже звучат подобные призывы. Предлагается упразднить термин россияне и именовать всех граждан России «русские». Более того, некоторые российские политики и потворствуют смешению терминов, называя партнёров из Казахстана «наши казахские партнёры» или «казахская сторона».

Это вообще распространённая дискуссия, в которой националисты часто путают термины и подменяют понятия, ссылаясь на выгодные им примеры. К примеру, они часто приводят следующие примеры: в Италии – итальянцы, во Франции – французы, в Японии – японцы.

Однако, упускается из виду несколько очень существенных моментов. Во-первых, во многих странах, особенно в многонациональных, этническое и гражданское всё-таки разграничивается. К примеру, все граждане США – американцы, но внутри страны евреи всё же называют себя евреями, китайцы – китайцами, а ирландцы – ирландцами. Просто американцами чаще всего себя называют белые потомки британских колонистов, и это ни у кого не вызывает вопросов. В Великобритании есть термин, обозначающий гражданина – британец, который не имеет отношения к этнической принадлежности. Британцами могут быть англичане, валийцы, шотландцы, ирландцы, а также индусы, итальянцы и прочие представители всевозможных этносов.

Теперь о других примерах. В Корее, Японии, Швеции (и других странах) этот вопрос не стоит, потому что это, по сути, мононациональные страны с тотальным доминированием (свыше 90%) титульного этноса. В Латинской Америке вопрос не актуален, потому что бразильцы, аргентинцы и прочие – это относительно новые политические нации, так же, как американцы. При этом коренные жители американского континента, индейцы, всё равно подчеркивают свою этническую принадлежность, причисляя себя к тем или иным индейским народностям.

Вообще, нынешняя модель, официально употребляемая в Казахстане (да и в России) вполне себе оптимальна. Казахстанец – гражданин Казахстана, представитель казахстанской политической нации безотносительно этнической принадлежности. Казах – представитель казахского этноса, безотносительно гражданства. Казахстанец может быть казахом и казахстанец может быть неказахом (к примеру, русским, корейцем или дунганином). Казах может быть казахстанцем, и казах может быть неказахстанцем (к примеру, россиянином или британцем).

Внедрение принципа, при котором всех граждан Казахстана будут называть «казахами» вносит путаницу и невыгодно никому.

Во-первых , дискриминируется зарубежная казахская диаспора . Ведь теперь этническое слово «казахи» будет использоваться в политико-гражданском смысле, описывая общие черты всех граждан Казахстана, которые по своей природе пока что неоднородны. По мере использования термина «казахи» в отношении граждан, этот термин перестанет быть релевантным в отношении этнических казахов, являющихся гражданами других государств (это более 4 млн человек по всему миру). Если «казахи» – это граждане Казахстана, то неграждане Казахстана «казахами» быть не могут. То есть, этнические казахи из России, Турции, Узбекистана, Китая – они больше не «казахи». Попытка смешения терминов: «граждане Казахстана – это казахи, и казахи с чужими паспортами – это тоже казахи» – будет выглядеть несколько смешно.

Более того, называя всех граждан Казахстана этническим словом «казахи», мы фактически признаем моральное право других наций делать так же в отношении казахов. То есть, с нашей точки зрения казахи в России, говорящие по-казахски и любящие казахскую культуру, – они больше не казахи, они русские. И казахи в Китае – они не казахи, они китайцы. И казахи в Турции больше не казахи – они турки.

Другими словами, пытаясь сделать «казахами» 6,5 млн. нежелающих этого граждан, мы вытесняем из этого статуса 4 млн. желающих быть «казахами» неграждан.

Во-вторых , называя всех граждан Казахстана этническим термином «казахи», мы ущемляем права нетитульных этносов. Культурная уникальность населяющих Казахстан этносов заключается в том числе и в том, что они определяют себя как русские, украинцы, корейцы, немцы, чеченцы и др. Это их возможность сохранить себя и свою семейную культуру, при этом никак не ущемляя ни казахов, ни казахскую культуру, ни интересы Казахстана. Ведь будучи русскими, узбеками, армянами, эти люди также имеют право называть себя «казахстанцами», то есть гражданами независимого суверенного государства Казахстан. Если титульный этнос именует себя этническим словом «казахи» и требует от остальных этносов называть себя тоже «казахами», значит он требует от этих людей отказаться от своей этничности и принять казахскую этничность. Что в современном мире является нарушением прав по этническому признаку. Особенно жестоким это было бы в отношении народов, не имеющих собственной государственности.

В-третьих, от этого пострадают сами казахи. Уникальность казахской национальной культуры заключается в том, что представители казахского народа идентифицируют себя как казахи, отделяя себя в этническом смысле от других народов. Даже если «казахами» станут все этносы Казахстана, то после переименования этносы не откажутся от своей этнической культуры. Ведь принуждать их силой к отказу от своей этнической культуры было бы фашизмом, а от фашизма Казахстан пока что далёк.

Итак, если в Казахстане все будут казахами, а общая культура Казахстана будет называться казахской, то казахская культура будет включать в себя культуру всех граждан Казахстана. То есть элементы культуры этнических русских, этнических корейцев, этнических ингушей тоже будет частью казахской культуры. То есть, русские блины, корейское кукси, ингушские национальные одежды будут тоже «казахской культурой». Таким образом произойдёт терминологическое размывание казахской культуры, она утратит свою кристаллизацию и уникальность.

Читайте также  Калининград количество жителей

«Тебе нравится казахская культура, Джон? Да, Том, особенно мне нравится, как казахи играют на балалайке. Подожди, Джон, балалайка – разве это не что-то русское? Ну, мой друг Иван, который сыграл мне на балалайке, он казах, он ведь из Казахстана. Значит балалайка – это казахское». Звучит конечно абсурдно, но именно к этому абсурду стремятся те, кто пытается смешать политическое «казахстанец» и этническое «казах».

В конце хотелось бы отметить: думается, что казахстанская власть на самом деле неоднородна в отношении национального вопроса. Одни на самом деле придерживаются националистических взглядов, другие – наоборот, громко за толерантность и равноправие, третьи тоже за толерантность, но молчат, боясь попасть под огонь критики, четвертые не могут противостоять националистам и идут у них на поводу, пятые используют этническую карту в своих карьерных и политических целях. Главное, чтобы в конце концов возобладал здравый смысл, а принимающие решения помнили все соответствующие исторические уроки и то, что мы живем не в 7-м, 13-м и даже не в 19-м, а в 21 веке, эпохе глобального мира.

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Кто такие казахи и откуда они появились?

Народ, который не помнит своего прошлого, не достоин будущего. Эта фраза, как никакая другая, подходит, чтобы разобраться в теме статьи. Мы поговорим о становлении казахского народа. Расскажем, кто такие казахи и откуда они появились, кем были предки людей Великой Степи, а также о происхождении термина «казах». Читайте дальше: будет интересно.

Кто такие казахи: происхождение казахов

Образование народности, или этногенез, — это длительный и чрезвычайно сложный процесс. Необходимо, чтобы сформировался общий язык, внешние, духовные и культурные черты. Кроме того, нужна собственная территория.

Это интересно! Термин «казах» происходит от тюркского слова «казак», что означает ‘свободный’, ‘вольный’, ‘независимый’ или ‘скиталец’.

По мнению историков, главное событие в формировании казахского народа произошло в середине XV века. Тогда первые казахские ханы Жанибек и Керей увели в Семиречье около 100 тысяч человек. Это произошло во время восстания против узбекского хана Абулхаира.

Абаев выступил на международно-практической конференции

Поиск лучшей жизни прикрепил к людям термин «узбек-казак», что в переводе — ‘вольный узбек’ или ‘узбек, ушедший скитаться’. Через сто лет термин «узбек» стали применять к населению Средней Азии, а люди, оставшиеся на территории западного Семиречья, стали зваться казахами.

В начале ХVI столетия к казахам присоединились несколько тюркских племен и кочевников, которые окончательно сформировали этническую группу. Это был завершающий этап этногенеза казахского народа. Теперь предлагаем подробнее разобраться в процессах, которые предшествовали становлению современных казахов.

Образование казахской народности

Откуда произошли казахи? Этот вопрос охватывает почти тысячу лет истории. Условно процесс этногенеза можно разделить на три этапа:

Берет начало в бронзовом веке. В это время по территории Центральной Азии расселяются различные племена. Их основу составляли европеоидные народности, и внешний вид их был соответствующим.

Они вошли в историю: выдающиеся казахские деятели, о которых нужно знать

По мнению ученых, именно здесь зародилось скотоводческое кочевничество. Тут же приручили и объездили первого коня. Заметный след в зарождении культуры казахов в то время сыграли андроновские племена. На территории Казахстана сохранилось немало их построек и захоронений. А на найденных горшках и кувшинах проглядываются узоры, которые можно встретить на казахских коврах.

На начало железного века Казахстан населяли саки, сарматы, усуни и кангюи. Согласно записям Геродота, саки отчаянно боролись с персами, отстаивая границы своих земель. Известно, что велась война с царями Дарием I и Киром II.

Сильное влияние на образование казахского народа оказали тюркские племена. Союз усуней и кангюев привел к возникновению государства Кангюй и заселению Восточного Туркестана. В Старшем жузе до сих пор сохранились роды Канлы и Сары уйсын. К концу железного века внешний облик предков казахов оставался европейским. Однако переселение гуннов внесло монголоидный элемент в облик представителей древних племен Казахстана.

Древние города Казахстана на Великом шелковом пути

Начался в VI веке н. е. с массового расселения тюркских племен. Они смешивались с потомками скифских племен, усуней и кангюев. Изменился язык и культура древнего народа. С приходом арабов среди оседлых племен распространился ислам, а также исламский календарь.

С VI по XIII века на территории современного Казахстана возникают крупные тюркские государства. Тюргешский каганат был мощной державой, однако со временем он распался на Карлукский и Кимакский каганаты, а также Огузскую державу. После них образовалось Караханидское государство, впервые среди тюркских стран принявшее исламскую религию.

В XI веке объединение тюркских племен привело к появлению исторического региона Евразии — Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). В российской истории его называют Половецкой степью. Развитие и взаимосвязь скотоводческого кочевничества, земледелия и городского уклада в то время серьезно повлияли на становление казахской этнической группы.

Древние памятники Казахстана: список

Значительный вклад в облик современных казахов внесли завоевания Чингисхана и возникновение Золотой Орды. Монголоидные черты обусловлены ассимиляцией тюрками разрозненных монгольских племен.

Завершающий этап формирования казахского народа связывают с объединением всех родов и племен тюрков, которые уже обрели единый облик. Это произошло в период с XIV по XV века, после распада Золотой Орды. После нее возникли отдельные государства: Ак-Орда (Белая Орда), Ногайская Орда и Узбекское ханство.

В 1458 году Жанибек и Керей, недовольные правлением узбекского хана, увели людей с Сырдарьи в восточное Семиречье, где основали Казахское ханство. На тот момент уже сформировался единый язык, названный впоследствии казахским. Под предводительством хана Касыма казахи отбили у ногайцев Сарайчик — столицу Ногайской Орды — и расширили территорию государства от Иртыша до Урала. К 1521 году численность казахов достигла миллиона человек.

Этногенез казахского народа: основные этапы

Кто же такие казахи? Это народ с самобытным языком и культурой, который формировался почти тысячу лет. Многие народности сгинули с течением времени, но казахи выжили и основали страну с огромным потенциалом. Сейчас в Республике Казахстан живет более 18 миллионов человек, и каждый год эта цифра растет. Казахстанцы воспевают Великую Степь в память о державе Дешт-и-Кипчак — колыбели независимого Казахстана, который мы поздравляем с Днем Конституции.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Тревожный симптом: в Казахстане просыпаются антироссийские настроения

Сергей Крон

Первый президент страны Нурсултан Назарбаев не раз убеждал Владимира Путина в том, что в Казахстане «нет почвы для национализма» и «нет националистов».

Однако вся Россия с возмущением смотрела видеозапись на YouTube и в соцсетях, где женщина, живущая в Казахстане, извиняется за то, что назвала Актау «русским городом». Ей пришлось об этом сильно пожалеть: видимо, крепкие казахские парни пообещали испортить ей здоровье. Она публично извинялась, глядя в телекамеру, за правду. Город Актау с 1964 по 1991 год назывался Шевченко, и основной вклад в его строительство внесли жители Ленинграда. Это исторический факт.

Напуганная до смерти женщина, судя по сообщениям местных СМИ, собирается покинуть родной Актау.

Национал-патриоты под приглядом полиции устраивают ежедневные «языковые рейды» по спальным районам больших городов. Они ходят по магазинам, проверяя русскоязычное население на знание казахского языка. Под горячую руку могут попасть не только русские, но и узбеки, таджики, украинцы, армяне или евреи. Казахские патрульные, особенно молодые, гордо называют себя «националистами», а всех инородцев — «гастарбайтерами».

— «Языковые патрули» — новое явление в общественной жизни Казахстана, — заявил «НИ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Грозин: Обо всем, что они творят, конечно, хорошо известно на самом верху. Это такая страна, где все делается под строгим контролем власти. Поэтому «борцы за знание казахского языка» появились и существуют не сами по себе. Чувствуется к тому же, что казахи не сами до всего додумались. Скорее всего, это – калька того, что до недавнего времени происходило на Украине. В Киеве национал-патриоты в магазинах кидали мелочь в лицо кассиршам, если те не отвечал по-украински. Такое, надо признаться, бывало в Казахстане и раньше. Но хулиганить позволяли себе отдельные личности. Теперь же этим занимаются целые группы мужчин и женщин, проводя свои рейды одновременно в нескольких больших и малых городах, отметил эксперт.

Андрей Грозин считает, что особенно много национал-патриотов стало после избрания президентом Касым-Жомарт Токаева. Раньше при правлении Нурсултана Назарбаева их использовали эпизодически под конкретные задачи, а сейчас они буквально повылазили изо всех щелей. Их даже затащили в парламент и в Национальный совет при президенте. Появились инициативы о реабилитации Туркестанского легиона – национального вооруженного формирования, созданное гитлеровской Германией в республиках Средней Азии. В парламенте вновь появились заявления против русских, которые якобы морили голодом казахов в 1930-е годы.

«Меня особо умиляет тезис президента Токаева о голоде 1921 года, якобы организованном кровавыми русско-еврейскими большевиками задолго до коллективизации, — сказал лидер Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов. – Вот, что он написал в своей недавней статье:

«Прошло уже 100 лет с массового голода, унесшего жизни миллионов казахов в 1921-1922 годах. Если бы не массовая гибель из-за этого бедствия, численность нашего народа была бы значительно больше, чем сейчас. Эти черные страницы нашей истории до сих пор всесторонне не изучены. Более того – даже среди самих ученых нет единого понимания о точном числе жертв голода».

Парадоксальная ситуация с «языковыми патрулями» в самом Казахстане на официальном уровне объясняется процессами урбанизации, поскольку, мол, городская среда в стране по-прежнему преимущественно русскоязычная, и поэтому казахское население из сёл и аулов, перебирающееся в город, овладевает русским языком, чтобы быть конкурентными на городском рынке труда, а это, мол, неправильно.

Посмотрев видеоролик, глава Россотрудничества Евгений Примаков заявил, что правительство Казахстана крайне болезненно реагирует, когда кто-то из России напоминает об истоках современной казахской государственности, а не ретранслирует пропагандистский миф о «Золотой Орде». А к своим национал-патриотам государство относится лояльно, поскольку их много. К тому же, чиновники из Казахстана не отрицают, что строят казахстанскую нацию, но уверяют, что у русских на этом фоне никаких проблем нет.

По данным статистической службы Казахстана, в год из республики на ПМЖ в другие страны уезжает в среднем 25 000 русскоязычных граждан. В этом году, их явно будет больше.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: