Жители камчатки называются

На Камчатке до сих пор проживают коренные жители - это айны, чукчи, ительмены, коряки, эвены. Они занимаются оленеводством, охотой, собирательством.

Жители камчатки называются

О жителях Камчатки

Население Камчатки — 322 тыс. человек, большая часть проживает в городах и посёлках городского типа. Плотность населения низкая, менее одного человека на квадратный километр, а в северных районах Камчатки — менее одного человека на 10 квадратных километров. Коренные народы севера — алеуты, ительмены и камчадалы, коряки и алюторцы, чучки, эвены — составляют меньшинство населения (менее 5%) и лишь в некоторых национальных сёлах на севере Камчатки к ним относятся около половины жителей.

Абсолютное большинство населения составляют русские, а также украинцы и белорусы, использующие для общения русский язык.

Языки основных коренных народов Камчатки относятся к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Исключение составляет язык айну, не входящий не в одну языковую семью. Фонетика Камчатских языков непривычна для приезжих, многие топонимы трудно произнести на одном дыхании (Галявтылянтынуп, Гватылгыткинвынам).

Камчатские языки в прошлом были представлены множеством диалектов, на которых говорили в пределах отдельных речных бассейнов. В 1920-1930 е годы происходила стандартизация языков и создание чукотской, корякской, эвенской письменности на основе латинского алфавита и кириллицы с дополнительными буквами. Социальные изменения 20 века привели к повсеместному распространению русского языка.

Ительмены

Считаются старейшим сохранившимся народом Камчатки. Предполагается, что около 2 тыс. лет назад предки ительменов проникли на Камчатку из центральных районов Азии. Они смешались с местными неолитическими племенами и заселили южную и центральную части полуострова Камчатка.

Ительмены вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством и охотой. Они селились в нижнем течении нерестовых рек, преимущественно на западном побережье Камчатки, а так же в Авачинском, Кроноцком и Камчатском заливах восточного побережья и на берегах реки Камчатки.

В конце 17 века ительменов было по разным оценкам от 13 до 25 тыс. человек. В течение 18 века численность ительменов сократилась приблизительно в 10 раз (до 2 тыс. человек). В 19 веке — ещё в два раза (до 1 тыс. человек). Начиная с 18 века русские казаки повсеместно вступали в связи с ительменками.

Детей, родившихся от смешанных браков, называли камчадалами. Они вели образ жизни ительменов, но говорили приемущественно на русском языке. В 18-19 веках понятие камчадал относилось уже ко всем ительменам, а в ещё более расширенном смысле — ко всем коренным жителям Камчатки.

В наши дни ительмены живут, главным образом, в сёлах Ковран, Тигиль, Палана, Усть-Хайрюзово, Седанка и Воямполка. Из них родным языком владеют менее 100 человек. В 1988 году был разработан алфавит ительменского языка, изданы словарь и букварь, началось преподавание ительменского языка в начальной школе.

Коряки

Появились на севере Камчатки около 1,5 тыс. лет назад. Береговые коряки-нымылан вели приемущественно оседлый образ жизни, занимались рыболовством, прибрежным зверобойным промыслом, охотой. Тундровые коряки-чавчувены занимались оленеводством, они сохранили полукочевой образ жизни до наших дней.

Родным языком владеют около одной четверти коряков. В языковом и культурном отношениях к корякам-нымылан близки алюторцы. Береговые алюторцы жили на берегу Берингова моря от пролива Литке до Олюторского мыса, оленеводы-алюторцы — в тундре к северо-западу от селений береговых алюторцев.

Чукчи

Перекочевали на северо-восток территории Камчатского края около 500 лет назад, занимались оленеводством. К соседям чукчи относились враждебно, на территориях, граничащих с землями коряков, постоянно происходили стычки. Сегодня более половины чукчей говорят на родном языке.

Кереки

В прошлом жили по берегам Берингова моря между устьями рек Апука и Анадырь. Занимались морским зверобойным промыслом, рыболовством. В 20 веке ассимилированны чукчами и коряками. По данным переписи населения в 2010 году в местах драдиционного расселения остался лишь один керек, проживающий на Чукотке.

Эвены (Ламуты)

Перешли на Камчатку из Колымского края в середине 19 века. Компактно проживают в сёлах Эссо, Анавгай и на севере края. Родным языком владеет почти половина Эвенов.

Айну (айны, курильцы)

В прошлом жили на островах северо-восточной части Тихого океана от острова Хоккайдо на юге до южной части Камчатки на севере. В 18 веке на юг Камчатки и северные курильские острова бежали ительмены, скрывавшиеся от русских казаков. Беженцы расселились среди айну и породились с ними; русские называли их потомков ближними курильцами.

Когда курильские острова по Петербургскому договору (7.5.1875) отошли к Японии, част ближних курильцев вернулись на Камчатку. Они поселились в сёлах Голыгино и Явино на юге полуострова.

После победы СССР в войне с Японией в 1945 году жившие на курилах айну вернулись в Японию. В наши дни около 30 тыс. айну живут в Японии, преимущественно на острове Хоккайдо, и говорят на японском языке.

Русские

Сегодня составляют абсолютное большинство населения Камчатки 87%. Они сосредоточены в городах, посёлках и крупных сёлах, преимущественно на юге полуострова. Русские казаки проникли на Камчатку на рубеже 17-18 веков, построили несколько острогов и жили за счёт эксплуатации коренных жителей. Во 2-ой половине 18 и в 19 веках русское население Камчатки постепенно росло за счёт не многочисленных воинских команд, чиновников, духовенства, ссыльных и крестьян-переселенцев из Западной и Центральной Сибири.

Появление на Камчатке японских и русских рыбозаводов в начале 20 века вызвало приток рабочих из перенаселённых западных губерний и Приморья. Развитие промышленности в 1930-1950 годы, создание военных баз и связанной с ними инфраструктуры сопровождались переселением на Камчатку десятков тысяч специалистов, строителей, рабочих, социальных работников.

Людей привлекали денежные надбавки за работу в отдалённых районах СССР, была и романтика жизни на краю света. Многие приезжали на временные заработки и рассчитывали со временем вернуться на материк. В конце 20 века часть военных баз на Камчатке была ликвидирована, закрывались посёлки. Начался отток населения, продолжающийся в наши дни.

Религия

В духовном мире коренных народов Камчатки прослеживаются общие черты. Мистический опыт контактов с высшими силами, с духами предков, обитателями низших духовных миров входил в повседневную личную, семейную и общинную жизнь людей. При этом религиозные верования никогда не формулировались на Камчатке в качестве определённого учения или системы догматов.

Во главе мироздания у коряков находится Творец мира. Он обитает в верхнем небесном мире, мало интересуется земными делами и лишь изредка помогает обращающемся к нему людям. В нижнем небесном мире обитают духи-облака. Под ними находится земной мир. Ниже — верхний подземный мир, населённый злыми существами: кэле, калак, камак, нинви, нингвит. Они невидими но могут принимать любое обличие. В нижнем подземном мире обитают духи умерших предков.

Большое значение на Камчатке имел Большой Ворон Кутх. У ительменов он считается творцом вселенной, у коряков — посредником между Богом и людьми. Божественный ворон — первый человек и родоначальник ительменов, коряков и чукчей.

Объезжая Камчатку, Кутх по два года жил на каждой реке и оставлял местным женщинам своих детей. Он же научил людей добывать огонь, охотится, ловить рыбу, строить жильё. Добравшись до южной оконечности полуострова, Ворон прислонил свои лодки-баты к скале и отбыл с Камчатки. Окаменевшие Кутхины баты сохранились до наших дней.

Покинув Камчатку, Ворон не забывает своих детей и по мере возможности помогает им. Сами же ительмены не уважают Ворона, считают его глупым и смешным, а созданный им мир неудачным. Жена Ворона, красавица Хахи, значительно умнее и лучше его.

Традиционные жилища

Жилища кочующих и оседлых жителей существенно отличаются. Тундровые коряки-чавчувены и чукчи-оленеводы используют яранги. Остов яранги строится из жердей, связанных ремнями и покрытых двумя полотнищами из оленьих шкур. Высота яранги — 2-2,5 м, диаметр 3-9 м. В центре яранги устраивается очаг, у стен спальные меховые пологи для каждой семьи.

Прежде в одной яранге жили несколько родственных семей (до 25 человек). Оленеводческое стойбище состояло из 2-5 яранг. Кочевое объединение включало от 5 до 20 родственных стойбищ, расположенных в 10-30 км друг от друга.

Зимними жилищами береговых коряк-нымылан и ительменов были землянки юрты. Восьмиугольная в плане землянка заглублялась в грунт на 1,5 — 2 м. Стены и крыша укреплялись брёвнами и жердями, обмазывались глиной и обкладывались дёрном. В нижней части землянки проделывался низкий коридор с летним входом для женщин. Этим же входом стали пользоваться русские казаки, что вызывало насмешки местных жителей — мужчинам полагалось входить в жилище через дымовой проём над очагом в центре землянки.

Этот проём служил одновременно световым окном и зимним входом для всех жителей землянки, в него вставлялось бревно с зарубками , служившее лестницей. В корякских землянках над проёмом устраивали воронкообразную конструкцию. При вьюге перевёрнутый конус создавал вихреобразный поток воздуха, выметавший снег от верхнего входа в жилище.В непогоду отверстие закрывали крышкой.

Вдоль стен землянки стояли нары, покрытые оленьими шкурами. Иногда постели из шкур устраивали прямо на земляном полу. Здесь же, на полу землянки, мужчины занимались домашней работой, рядом с ними женщины готовили пищу, рукодельничали, рожали детей

Коренные народы и жители Камчатки: волшебная история из глубины веков!

Разве бывает такое, чтобы целые народы могли затеряться во времени? Да, если вспомнить Северную Пацифику, невообразимую Берингию, вот только еще осталось на земле то, что способно их оживить. Это легенды, песни, обычаи, в которых красной нитью проходят таинственные сообщения о тех, кто жил по-особенному, кто думал иначе, кто знал великие Тайны.

Коренные народы Камчатки: кто это?

Ученые уже не первое десятилетие спорят по поводу того, кто именно из народностей поселился первым на территории побережья на севере Великого океана. Эта территория носит название — Северная Пацифика.

Для непросвещенного человека в этих народах нет никакой принципиальной разницы, ведь у них схожи и внешние черты, и культура, и образ жизни, и даже язык, плюс, поклонение великому Божеству, Ворону!

Так, в чем же разница, чем отличаются друг от друга коренные народы камчатки? Еще Георг Стеллер начал разработку данного вопроса, так как самым первым встретился в Америке с индейцами, попав туда прямиком из Камчатки. Там он и познакомился с ительменами, одним из древнейших народов на северотихоокеанском побережье. Его выводы были поразительными и сводились к тому, что есть много схожего с индейским образом жизни. Более того, Георг предполагал, что, возможно, это одно и то же племя!

Феномен тогда так и не был разгадан, и в 60-х годах прошлого столетия ответы продолжал искать Николай Диков, проводящий раскопки, конечно, на Камчатке, находясь на берегу известного своей красотой Ушковского озера.

Ему-то и принадлежит открытие, без преувеличения, мирового масштаба. Ученый нашел древнее захоронение жителей, возрастом более 15 000 лет. Самое интересное, что сама манера этого захоронения коренным образом отличалась от той, которая была принята у камчатских народов. Сходство наблюдалось с племенами индейцев из Северной Америки. Они-то и посыпали охрой покойников перед преданием тела земле.

Читайте также  Численность населения барнаула

Таким образом, мы видим, что на этой части земли сокрыто множество тайн, которые еще предстоит разгадать!

Изучаем жителей Камчатки детально!

После ительменов, о которых уже шла речь выше, на эту землю пришли чукчи и коряки, которые также являются коренными жителями Камчатки. Существуют различные мнения, но ученые все-таки ближе к тому, что случилось это порядка 500-800 лет назад. Племена были вытеснены из Восточной Сибири иными палеоазиатами, настроенными воинственно.

Айны — это отдельная история, которая покрыта дымкой тайны, ведь никто не может доподлинно сказать, как и почему они появились тут, называя себя курильцами. Самое главное, что и язык у них весьма необычен. Только недавно стало понятно, что он схож с . языком одного из древних аборигенских племен в далекой Австралии!

Эти коренные жители Камчатки, к слову, жили и на территории Японских островов, а после оккупации ушли в поисках того места, которое бы приняло их, дало возможность почувствовать гармонию с этим миром. Русские землепроходцы называли айнов «мохнатыми» за их характерные бороды.

Коренные малочисленные народы севера Камчатки «под микроскопом»!

Итак, на данной земле, на Камчатке, проживали такие малочисленные народы, как:

  • Ительмены
  • Коряки
  • Чукчи
  • Алеуты
  • Курильцы, иначе их еще называют айнами
  • Эвены
  • Камчадалы

Их история заслуживает подробного изучения, и в рамках этой публикации мы рассмотрим некоторые племена более детально!

Да, история аборигенов строится на базе археологических данных и открытий, которые сложно назвать полными. Они получены в разное время разными исследователями, но «старт» интереса к Камчатке начался в XIX веке, а ведь заселена земля была — около 15 000 лет назад, так что, как уже было замечено выше, нас ждет впереди еще много открытий, или, наоборот, некоторые детали навсегда останутся тайной.

Сегодня принято выделять 4 группы коренных народностей Камчатки. Они присутствовали в списке выше и подчеркнуты. Да, у коряков, эвенов, чукчей, ительменов имеется и собственная неповторимая культура, и язык, и древние традиции с обычаями.

Знакомство с коряками

Это основное население, обитающее на севере Камчатки с собственным автономным округом. Если «копнуть» семантику названия народа, то, по мнению Крашенинникова и Стеллера, корни лежат в слове «хора», то есть «олень». Коряки сами себя так никогда не называют. Вообще тема названий очень интересна и глубока. Так, обитатели побережья всегда называли сами себя нымыланами, что означает в переводе на русский язык — «обитатели оседлых селений», а кочевники, занимающиеся выпасом оленей в тундре, говорили о себе, как о «чавчувенах», что переводится просто «оленные люди»!

Коряки замечательно разбираются в множестве домашних промыслов. Эти жители режут по дереву и кости, обрабатывают металлы, создавая известные по всему миру паренские ножи, а также изготавливают национальную одежду и ковры, вышивают бисером.

Чавчувены, являющиеся коренными жителями Камчатки, сделали оленеводство своим основным промыслом. Более того, по сути, оно было единственным, так как олень, это животное, смог дать им и еду, и одежду (кухлянки, малахаи, трбасы шились из шкур), и жилье, так как яранги строились также из шкуры оленя, плюс, из костей мастера создавали орудия труда. Естественно, олени же выступали и в качестве средства передвижения для коряков.

Нымыланы же занимались, как правило, рыболовно-охотничьим типом хозяйства. Они делали специальные сети из крапивы и добывали в реках рыбу. Это тяжелый труд, так как, чтобы создать такую сеть, приходилось потратить порядка 2 лет, а служила она — только год. Выходил народ и в море на байдарках. Последние обтягивались шкурами. Охота велась на лахтака, нерпу, даже кита. Метался гарпун, а после киты добивались копьями, оснащенными наконечниками из камня. Охота была острой необходимостью, так как даже шкуры морских обитателей использовались не для «красоты», а для обтяжки лодок, пошива одежды и обуви, сумок и ремней.

Эти загадочные ительмены

Что касается ительменов, то название народа можно перевести, как «живущие здесь». Очень символично. Следует отметить и границы расселения, где южная — это мыс Лопатка, а северная — реки Тигиль и Ука.

В теплое время года ительмены проводили все время на воде. Они передвигались по рекам на изготовленных собственноручно из древесины тополя лодках-батах колодообразной формы. Занимались племена ловлей рыбы, опять же сетями из крапивы. Но также они и строили на реках ловушки.

Из-за того, что о запасах соли не могло быть и речи, то и заготовка ощутимых запасов рыбы не представлялась возможной. Посему охота на соболя, лису, медведя, баранов (горных) также была равнозначным рыболовному делу занятием. На побережьях охота велась на каланов, тюленей и другого морского зверя.

Интересно, что женщины-ительменки носили парики, а также самой почетной считалась та дама, у которой парик был самым роскошным. Молоденькие девушки традиционно заплетали свои черные волосы во множество тонких косичек, а сверху надевали особые «шапочки», также сплетенные из волос.

Об одежде народов Камчатки также можно рассказывать очень долго, так как у ительменов она была весьма и весьма своеобразной, сшитой из шкуры и кожи лисиц, соболей, собак, для украшения добавлялись опушки по вороту, рукавам, подолу.

Да, эвены, если сравнивать с другими камчатскими аборигенами, стоят несколько обособленно, а по своему происхождению — ближе к тунгусам.

Их предки пришли на Камчатку еще в XVII веке. Именно тогда они и оценили по достоинству возможности занятия оленеводством, изменив традиционной охоте. Русские называли эвенов, которые кочевали по Охотскому побережью, ламутами, что означает «живущие подле моря», пастухов — орочами (то есть опять же «оленные люди»). Впрочем, не только охота и оленеводство привлекали народ, так как «живущие подле моря» также вполне логично занимались и ловлей рыбы, и зверобойным промыслом в морских водах.

В почете у эвенов всегда было кузнечное дело, которое здесь развивалось, и среди представителей племени присутствовали настоящие мастера.

В качестве жилища у камчатских эвенов выступал чум циллиндрическо-конической формы. Больше он напоминает корякскую ярангу, если смотреть на устройство. Зимой же, чтобы сохранить в своем жилье тепло, к чуму они пристраивали специальный вход в виде туннеля.

К слову, только эвены не практиковали езды на собаках в отличие от своих «братьев», других коренных камчатских народов.

О чукчах знают все. Пожалуй, они являются самым известным народом, и отрицать сей факт невозможно. Это северные соседи коряков, которые для охоты активно использовали копья, гарпуны, луки и стрелы. Примечательно, что наконечники для орудий создавались из камня и кости животных.

Чукчи славились мастерством в плане добычи мелкой дичи и птицы, так как использовали для лучших результатов болу и пращу.

В качестве основного средства передвижения у чукчей традиционно использовались олени, но и собачьи упряжки оставались в чести, что сохранилось и по сей день.

Нельзя отрицать и то, что чукчи являются превосходными мореходами, на ура управляющимися с крупными байдарами на 30 человек. Паруса на них изготавливались из оленьей ровдуги, на борта же прикреплялись тюленьи шкуры, надувавшиеся воздухом.

С наступлением лета чукчи обязательно затевали промысловые экспедиции на Анадырь в целях плодотворной охоты. Были налажены торговые отношения с эскимосами.

В качестве резюме

Да, первобытное население Камчатки — это неотъемлемая честь природы. Эти люди жили в полной гармонии с ней, зная в совершенстве свой мир, используя его дары.

Очень многие тайны никогда не будут раскрыты, так как они канули в Лету вместе с народами, но еще есть возможность узнать то, что хранится бережно, что передается из поколения в поколение. Это и есть — история!

Туристу

Посмотрите наше новое видео с уникального тура «Легенды Севера»

Коренные жители Камчатки

Увидеть своими глазами, как живет коренное население, – это не только новый опыт для каждого путешественника. Но порой единственный способ уловить самую суть Камчатского края.

Если верить ученым, именно ительмены первыми поселились на Камчатке. В конце XVII века, когда Камчатка вошла в состав России, ительмены уже освоили почти всю территорию полуострова. Зимой они целыми родами, по 40-50 человек, жили в полуземлянках, а летом переселялись в травяные шалаши. По заснеженной тундре передвигались на собачьих упряжках, а по рекам – на долбленых лодках. Во время охоты использовали лыжи и снегоступы особой конструкции, а рыбу ловили прочными сетями из волокон крапивы.

Культура ительменов категорически запрещала спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной – ведь тогда духи воды и гор лишатся желанной пищи.

За тысячелетия жизни на Камчатке ительмены достигли высочайшего мастерства в ловле рыбы, это занятие стало основой их жизни. Они научились заготавливать мясо лососей впрок, заквашивая в ямах или высушивая на солнце. Вяленая юкола и сегодня считается деликатесом. Более умелых охотников, чем ительмены, тоже найти сложно: мясо оленей, медведей, снежных баранов, всегда дополняло их рыбный стол. Они ели даже песцов и соболей! А из шкур животных мастерицы и сегодня шьют невероятно теплые кухлянки и меховые штаны.

Ительмены сполна используют все богатства, которыми готова поделиться суровая северная природа. Ягоды и травы, грибы и коренья, кедровые орехи они заготавливают не только ради пропитания – из них готовят целебные отвары и настойки. Сегодня попробовать эти эликсиры здоровья можно в этнокультурном комплексе «Пимчах», открытом в 40 км от Петропавловска-Камчатского, у подножия священной горы Острой. Здесь не только пригласят в традиционное жилище ительменов и угостят блюдами национальной кухни, но и научат плести украшения из бисера, шить одежду из рыбьей кожи. Самые смелые гости участвуют в шаманских обрядах очищения и поклонения духам, пробуют ходить по углям!

Еще до прихода на Камчатку русских поселенцев на две группы разделился самый многочисленный коренной народ полуострова – коряки. Кочевые аборигены занимались пушным промыслом и оленеводством, перегоняя стада оленей с пастбища на пастбище. Мясо копытных служило им основной пищей, из костей и рогов животных коряки изготавливали орудия труда и предметы быта, а из оленьих шкур шили одежду и легкие переносные яранги. Сегодня на восточной окраине Петропавловска-Камчатского, на берегу живописного Халактырского озера построена этническая деревня «Танынаут». Здесь можно не просто побывать в корякских ярангах, но и научиться их строить. А еще – попробовать самостоятельно добыть огонь, поиграть на варгане и бубне, станцевать под национальные мотивы и поохотиться.

Читайте также  Какое население в туле

Среди коряков до сих пор проводится праздник Первой рыбы, призванный «заманить» рыб в камчатские реки.

Оседлые коряки жили рыбалкой и охотой на морского зверя – нерпу, лахтака и кита, а на промысел выходили на байдарах, обшитых шкурами морских животных. Из шкур шили также одежду и обувь, предметы быта. Коренной народ достиг высокого мастерства в обработке не только шкур, но и кости, металла, камня. А еще коряки научились строить дома, идеально приспособленные к суровой и переменчивой погоде Камчатки. Стены из двух слоев бревен с прослойкой из земли и дерна между ними надежно защищали от холода долгой зимой. Летом войти внутрь можно было через длинный коридор-сени, а когда все вокруг заметала пурга, входом служило специальное отверстие в потолке. Из-за необычной формы крыши – «ветролома» – жилище никогда не засыпало снегом.

Сегодня побывать в традиционном доме, познакомиться с бытом и традициями коряков можно в стойбище «Эйвэт». Рядом расположился питомник ездовых собак – попробуйте свои силы в управлении упряжкой!

Чукчи значит «богатый оленями» (чаучу). Живут чукчи не только на Чукотке, но и на Камчатке, причем они перебрались сюда настолько давно, что считаются одним из коренных народов полуострова. Изначально чукчи были охотниками на оленей, но к XVII веку освоили оленеводство. Причем достигли в нем такого мастерства, что камчатских чукчей стали считать бедняками, если у них нет стада из 100 голов. Теперь этот коренной народ не менее изобретательно и умело использует мясо, шкуры, кости и рога оленей, чем прирожденные оленеводы – кочевые коряки. Основной промысел оседлых коряков – морскую охоту, – чукчи также освоили успешно.

Древние чукчи ели моняло – полупереварившийся мох, извлеченный из оленьего желудка. Особенно популярна была полужидкая похлебка из моняла.

У чукчей очень интересная традиционная обувь – торбаса. Внутри – меховые стельки и чулки, подошва – из кожи лахтака, а сам «сапог» изготавливается из шкуры нерпы, доходит до колена и плотно перевязывается ремнем. Еще один предмет национальной одежды – кухлянка, которую шьют из шкурок молодых оленей и тюленей, ее подол, рукава и ворот отделаны мехом собаки или росомахи. Мужчины носят сразу две кухлянки: нижнюю надевают мехом внутрь, вторую – мехом наружу. В непогоду поверх кухлянки надевают камлейку – широкий балахон с капюшоном и наглухо закрывающимся воротником, сшитый из кишок моржа. Непромокаемую и непродуваемую камлейку можно считать прообразом современной ветровки.

Эвены пришли на Камчатку вслед за русскими покорителями Дальнего Востока примерно полтора века назад. Сегодня от других оленеводов полуострова их отличает умение передвигаться не только на оленьей упряжке, но и верхом на оленях. Этот уникальный навык эвены освоили еще в те времена, когда жили в сибирской тайге. И именно они вывели на Камчатке особую породу домашних оленей – высоких, особенно сильных и выносливых.

У эвенов в ходу было два календаря: православный и охотничий, в котором месяцы были названы по частям тела человека. Новый год по охотничьему календарю назывался месяцем «подымающейся тыльной поверхности кисти левой руки».

Традиция верховой езды отразилась и в эвенских нарядах. Одежда других северных народов не позволит сесть верхом на оленя, а эвены носят таты – распашные кафтаны с расходящимися полами, которые не мешают наезднику. Орнаменты из меха и вышивка из бисера на таких кафтанах делает облик ездока очень живописным. Понаблюдать за зрелищными скачками на оленях можно в этнокультурном комплексе «Мэнэдек», построенным на берегу горной реки неподалеку от села Анавгай. Но прежде чем попасть на территорию эвенского стойбища, придется пройти обряд очищения – под звуки бубна перешагнуть через костер, где дымится можжевельник. Лишь после этого можно будет погрузиться в культуру экзотического северного народа: пройти мастер-классы по выделке оленьих шкур, резьбе по кости и плетению из бересты, посоревноваться в прыжках через медвежью шкуру и нарты, проверить свою меткость и твердость руки в метании лассо. А восстановить силы помогут знаменитая юкола и уха из лосося, шурпа из оленины и целебный фиточай из камчатских ягод и трав.

Как задобрить нинвитов

До того, как принять христианство, все коряки – и кочевые, и оседлые – практиковали шаманизм. Они считали, что у каждого камня и дерева, у каждой горы и реки есть душа. Согласно их верованиям, мир населяют не только добрые, но и злые духи – нинвиты, насылающие болезни и прочие напасти. Чаще всего нинвиты не показывались людям. Увидеть их удавалось лишь изредка, когда они принимали обличье человекоподобных существ с длинными острыми зубами и горящими глазами. Чтобы задобрить нинвитов, коряки оставляли им подарки там, где обитали злые духи – возле могил, необычных скал, водопадов и горячих источников. Подношением могла служить просто щепотка табака.

Давным-давно в мире было темно и холодно, потому что солнце, луна и звезды находились в заточении у Женщины-духа. Она держала их в своей юрте в трех огромных мячах. Добрый бог Кутх задумал освободить светила. Он превратился в хвоинку и упал в воду. Женщина-дух зачерпнула воду, выпила ее и забеременела, а вскоре родила Ворона. Тот упросил мать поиграть с мячами и вспорол их. Светила высыпали на небо и осветили мир. А самого Ворона опалило солнце, и он почернел.

Население Камчатки

Камчатка – один из наименее заселенных российских регионов. Средняя плотность населения очень низка: 16 кв.км. территории на одного человека, а если учесть, что около 85 % — это городское население, то фактическая плотность еще ниже.
На полуострове можно встретить представителей 176 национальностей, народностей и этнических групп. Большой процент населения составляют русские, за ними следуют украинцы, белорусы, татары, мордва, малочисленные народы севера и другие национальности. Коренное население представлено коряками, ительменами, эвенами, алеутами и чукчами.
Общая численность населения Камчатки – около 360 тыс. человек, большая часть из них проживает в городе Петропавловске-Камчатском. Более всего заселены долины рек Авача и Камчатка. Остальная часть населения живет главным образом на побережьях, что обусловлено не только благоприятными условиями этих районов, но и рыбной специализацией экономики Камчатки.

Наиболее древними обитателями Камчатки являются ительмены, название народа означает «живущие здесь».
Южная изначальная граница расселения — мыс Лопатка, северная — река Тигиль на западном и река Ука на восточном побережье. Древние ительменские селения располагались по рекам Камчатке (Уйкоаль), Еловке (Коочь), Большой, Быстрой, Аваче, по берегам Авачинской бухты. Возглавлял острожек, состоящий из нескольких полуземлянок, в которых жили члены одной семейной общины, тойон. Имена тойонов до сих пор остались на карте Камчатки: Начики, Авача, Налычево, Пиначево.
Когда в конце XVII — начале XVIII вв. русские землепроходцы появились в срединной части Камчатки, ительмены находились на стадии распада первобытнообщинных отношений.
Жизнь ительменов в летнее время проходила раньше у воды и на воде. Передвигались они по рекам на долбленых колодообразных лодках-батах, изготовленных из тополя. Они ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки-запоры на реках. Часть рыбы вылили в виде юколы, часть заквашивали в специальных ямах. Отсутствие соли не позволяло заготовлять большие рыбные запасы.
Равнозначным занятием у этого народа была охота — на лисиц, соболей, медведей, горных баранов; на побережьях — на морского зверя: сивучей, тюленей, каланов. Ели ительмены много рыбы, предпочитая запеченную (чуприк) и рыбные котлеты (тэльно); использовали в пищу молодые побеги шеломайника, морковника (купыря) и борщевика шерстистого — пучки (пока он не приобрел обжигающие свойства); употребляли в качестве противоцинготного средства кедровые шишки с сушеной икрой лососей, запивая чаем; сдабривали пищу нерпичьим жиром — любимой приправой всех северных народов.
Своеобразной была и одежда ительменов, сшитая из соболей, лисиц, евражек, снежных баранов, собачьих кож с обилием кисточек из горностая и пушистыми опушками по вороту, капюшону, подолу и рукавам. Стеллер писал: «Самые нарядные кухлянки обшиваются у ворота и рукавов, а также и на подоле, собачьим волосом, а на кафтан навешиваются сотни кистей из тюленьего волоса, окрашенного в красный цвет, которые болтаются из стороны в сторону при каждом движении». Такое одеяние ительменов создавало впечатление пушистости и лохматости.

Коряки — основное население севера Камчатки. Имеют свою автономию — Корякский округ. Название народа, как считали Крашенинников и Стеллер, произошло от «хора» — «олень». Сами же коряки так себя не называют. Жители побережья назывались нымыланами – «обитателями оседлых селений». Кочевники, пасшие в тундре оленей, издавна назвали себя чавчувенами, т.е. «оленными людьми».
Для чавчувенов оленеводство было основным, если не единственным, занятием. Олень давал им все необходимое для жизни: мясо шло в пищу, шкуры — на изготовление одежды (кухлянок, малахаев, торбасов), строительство переносных жилищ (яранг), кости — на изготовление орудий труда и бытовых предметов, жир — на освещение жилья. Олени были для коряков и средством передвижения.
Для нымыланов основным типом хозяйства было рыболовно-охотничье. Рыбу ловили в основном в реках, сетями из крапивных волокон (на изготовление одной сети уходило около двух лет, а служили они всего год). Морской зверобойный промысел стоял на втором месте после рыболовства в хозяйстве оседлых коряков. В море выходили на байдарах, обтянутых шкурами, в нерпу, лахтака и, главное, кита метали гарпун, привязанный к носу судна, а добивали китов копьями с каменными наконечниками. Шкуры морских животных использовали для обтягивания лодок, обшивали ими ляжи, шили из них обувь, мешки и сумки, изготовляли ремни.
У коряков хорошо развиты домашние промыслы — резьба по дереву и кости, плетение, обработка металлов (знаменитые на весь мир паренские ножи), изготовление национальной одежды и ковров из оленьих шкур и вышивка бисером.

Эвены ряду камчатских аборигенов стоят несколько особняком. По происхождению и культуре они схожи с эвенками (тунгусами). Предки народа, переселившись на Камчатку в XVII в., изменили своему традиционному занятию — охоте и занялись оленеводством.
Русские, придя на Камчатку, называли эвенов, кочевавших по Охотскому побережью, ламутами, т.е. «живущими возле моря», а пастухов — орочами, т.е. «оленными людьми». Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Из ремесел самым распространенным у эвенов было кузнечное дело. Жилищем камчатским эвенам служил цилиндрическо-конический чум, по устройству похожий на корякскую ярангу. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход. В отличие от других народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства.

Читайте также  Сколько жителей в ижевске

Северными соседями коряков были чукчи – «оленные люди» (чаучу), часть их переселилась на Камчатку.
Владелец менее чем ста оленей считался бедняком и обычно не мог вести самостоятельное хозяйство.
Основным орудием охоты у чукчей были лук и стрелы, копье и гарпун. Наконечники стрел, копий и гарпунов делались из кости и камня. Добывая мелкую водоплавающую птицу и дичь, чукчи использовали бола (приспособления для ловли птиц на лету) и пращу, которая вместе с луком и копьем являлась также и военным оружием.
Основным средством передвижения у чукчей служили олени, но, как и коряки и ительмены, они в качестве транспорта использовали собачьи упряжки.
Чукчи — отличные мореходы, умело управлявшиеся с байдарами, вмещавшими 20-30 человек. При попутном ветре чукчи, как и коряки-нымыланы, использовали квадратные паруса, сделанные из оленьей замши (ровдуги), а для большей устойчивости на волне прикрепляли к бортам надутые воздухом тюленьи шкуры, снятые «чулком». Почти каждое лето чукчи совершали промысловые экспедиции на байдарах от залива Креста на реку Анадырь для охоты. Известно также, что они торговали с эскимосами, отправлялись к американскому берегу целыми флотилиями.

Алеуты — древнее население Алеутских островов, их самоназвание «унанган», т.е. «прибрежные жители».
Не позднее 1825 г. Российско-Американской компанией, осваивавшей Русскую Америку, были переселены с Алеутских островов на остров Беринга первые 17 семейств алеутов-промышленников для постоянного жительства.
Основным традиционным занятием алеутов была охота на морских животных (котики, сивучи, каланы) и рыболовство. На зиму в качестве продукта питания алеуты заготовляли яйца с птичьих базаров.
На острове Беринга привычным способом передвижения стали нарты с собачьей упряжкой, а на острове Медном для хождения зимой по горам алеуты использовали короткие и широкие лыжи.
Жилища командорских алеутов представляли собой полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром и т.п. применяли сивучьи пузыри.

Как живут в наши дни аборигены Камчатки ительмены, и Почему родной язык из них знают единицы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Далекая история ительменов

Самоназвание камчатских аборигенов, несколько адаптированное в русском произношении, означает что-то вроде «живущие здесь». Первым сходство ительменов с североамериканскими индейцами, в частности племенем тлинкитов, зафиксировал в начале 18 века исследователь Георг Стеллер, участник камчатской экспедиции Беринга. Ученый предположил, что оба этноса происходят от одного предка, а разделились с расселением. Часть племени по замерзшему океану перебралась на северотихоокеанское побережье Аляски, не желавшие серьезных перемен остались на Крайнем Севере России.
В пользу общих исторических корней ительменов и индейцев красноречиво выступают недвусмысленные внешние сходства представителей этих этносов. Множество общего в обрядах, фольклоре, родовых легендах. И те, и другие поклонялись ворону Кутху (верховное божество).

На родство указывала уникальная археологическая находка середины ХХ века, обнаруженная русскими археологами на берегу Ушковского озера. Было установлено, что древнему захоронению более 15 000 лет. В могиле с ительменами обнаружен слой охры, т.е. тела умерших перед погребением посыпались этим древним пигментом. Такой манерой захоронений не пользовался ни один известный сегодня народ Камчатки. Этот обычай широко распространен у индейцев Северной Америки.

Российская цивилизация и советизация

С необычными камчатскими жителями не раз сталкивались российские путешественники, о чем свидетельствуют множественные записи. Еще в 18 веке русские отмечали непрезентабельную внешность ительменов. Цивилизованных подданных царской империи удивляло, что северные люди не мылись, не расчесывались, не стригли ногти, не ухаживали за зубами. А в силу традиционного рыбного промысла еще и пахли соответственно. Что касается внешних определяющих черт, то ительменов описывали как низкорослых темнокожих людей со слабой растительностью на теле, выраженной косолапостью, выступающими скулами и мясистыми губами.

Ительмены демонстрировали крайнюю выносливость, часами быстро передвигаясь без намеков на одышку и при этом выполняя тяжелую физическую работу. Несмотря на внешнюю нескладность и антисанитарию, этот народ отличался крепким богатырским здоровьем и удивительным для тех времен долголетием: ительмены жили 65-75 лет.

После того, как Камчатку объявили частью Российской империи, началось ее логическое приобщение к нормам цивилизации. Тамошний уклад жизни пребывал на примитивном уровне, и российские власти видели своим долгом вывод аборигенов на минимальный уровень грамотности стандартного гражданина. Но предыстория была сопряжена с вооружёнными столкновениями пришедших на Камчатку казаков и ительменов, не желавших жить по указке пришельцев. Силы, разумеется, оказались неравными, и русские индейцы сочли разумным сложить оружие и пойти на подданство.

Сокращение численности народа

Разумеется, все эти события повлекли за собой неотвратимые процессы ассимиляции. Но самым страшным было то, что с приходом на север материковых жителей Камчатку охватили болезни, с которыми иммунитет местного населения не справлялся. Тысячи ительменов выкосили заразные хвори, не меньше аборигенов погибли при первых столкновениях с казаками. Серьезной проблемой стал и пришедший с белыми людьми алкоголь, который вызывал в организме камчатских зверобоев убийственные процессы.

Дальнейшая цивилизация шла по камчатской земле быстрыми темпами. Там появились школы, библиотеки, медпункты, учреждения с идеологической направленностью. До прихода русских ительмены, как и родственные им североамериканские индейцы, жили шаманизмом, поклонялись животным и верили в одушевлённость каждой на планете вещи. Но с переходом этноса в середине 18 века под православное покровительство в обрядовую сторону жизни ительменов вошли традиционные церковные таинства, детей стали называть русскими именами. Но даже сегодня религия камчатских жителей самобытна и представляет собой некий сплав христианства, язычества и шаманизма. В культуре этого народа есть место и Христу, и культу огня.

Неродной родной язык

На сегодня на территории Российской Федерации насчитывается не более 1500 ительменов, компактно проживающих в нескольких населённых пунктах на Камчатке – Ковран, Палана, Хайрюзово, Тигиль. Ительменский язык относят к чукотско-корякским, но генетическая связь с этой языковой группой отсутствует. Ительмены говорили на нескольких диалектах, письменность отсутствовала.

В 1932-м на основе латинской графики пришлыми учеными был сформирован ительменский букварь. Используемая сегодня грамматика произошла от алфавита, созданного только в 1988 году. Тогда же появились и первые учебники на ительменском языке южного диалекта. До этого периода представители этноса изучали русский, который для большинства людей стал родным языком неродного происхождения. Программа возрождения культуры и письменности ительменов нашла поддержку на общероссийском уровне.

Сегодня ительменский язык и его диалекты изучаются в национальных школах, на них издаются местные газеты, вещает радио. Но несмотря на все предпринимаемые усилия, по последним данным опросов переписи, родным языком владеют от силы 18% представителей камчатской народности. В большинстве своем это самая старшая группа населения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как называют жителей Камчатки?

Как правильно называют жителей Камчатки

Камчатка — полуостров на самом Востоке России. Входит в состав Камчатского края. Это огромная, практически не заселённая людьми территория. Столицей Камчатского края является город Петропавловск-Камчат­ ский.

Общее количество жителей незначительно превышает 300 000 человек.

Называть принято ительменами:

  • мужчина — ительмен;
  • женщина — ительменка.

Также популярностью пользуется другой этнохороним — камчадалы:

  • мужчина — камчадал;
  • женщина — камчадалка.

В последнее время можно услышать и термин «камчатцы», но это скорее от безысходности, от необходимости как-то назвать жителя Камчатки и незнания правильных общеупотребительных вариантов.

Думаю их называют камчадалами. у самой тётка от туда. немного знаю о них.

Камчатка — самый отдаленный в России край. Основная его часть находится на полуострове Камчатка.

Население края немногочисленно: около 300 тысяч человек, а плотность населения совсем мизерная: 0,68 человек на 1 квадратный километр.

Основная масса населения — это русские, хотя среди жителей много представителей разных народностей и национальностей.

А привычное название для обитателей Камчатки —камчадал: это своего рода представители этнического смешивания русской культуры и культуры местных народностей.

Думаю, что не очень сильно ошибусь, если предложу следующее:

Жители населенных пунктов с названием Сарай — сарайчане, он (мужчина, парень, юноша, мальчик) — сарайчанин, она (женщина, девушка, девочка) — сарайчанка, но более более эстетичный вариант — жители/жительницы города/села/поселка Сарай

Если название населенного пункта состоит из двух слов, одно из которых Сарай (Караван-Сарай, Бакча-Сарай) — жителей называют сарайгородцы (после первого составляющего название) или жители такого то города/села.

Жители населенных пунктов с названием Пенёк (знаю одно такое село Пенёк в Чулымском районе Новосибирской области) — жители там называют себя пеньковцы, он (мужчина, парень, мальчик) — пеньковец, она (женщина, девушка, девочка) — пеньковчанка , ну или так же, все они — жители села Пенёк

Жители города Крыжополь (поселок городского типа в Виницкой области Украины, от «крыж» — крест/старославянский, «пол» (греч.)/полис/город — Крест-город, равно как и Ставрополь, где греческое «ставрос» — крест )- крыжопыльчане именно (так звучит на украинском), он (мужского рода) — крыжопыльчанин, она (женского рода) — крыжопыльчанка. (см. здесь для убедительности)

Вообще, если не уверен, как называть правильно жителей тех или иных населенных пунктов — самый правильный вариант говорить «житель города/села такого-то (название населенного пункта).

Официально на русский язык никто особо не предлагал перевод населения Ганы, поэтому в литературе можно встретить совершенно разные варианты, такие вот как эти:

  • Ганец/ганка; Ганцы (по мне самый подходящий)
  • Ганиц/ганинка; Ганицы
  • Ганийцы
  • Ганчане
  • Ганайцы
  • Ганны

Потому что есть закономерности русского языка, именно так можно образовать слово от конкретного названия населённого пункта, характеризующее жителя этого места. Только соответствующий суффикс и окончание. Других причин для этого не существует.

«Устькаманцы» — это я Вам , как жительница города города Усть-Каменогорск скажу, «Устькаменогорцы»- это для прессы и официальных мероприятий , а в разговоре , все кто живет в нашем городе достаточно давно , говорит «Устькаманец».

В принципе могут.

Для этого нужно провести сход жителей деревни, провести голосование на этом сходе. И при нужном исходе голосования обратиться в вышестоящий административный орган. Возможно, он поддержит аргументированное решение схода жителей Вашей деревни.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: