Коренное население аляски

Коренное население Аляски Текст научной статьи по специальности « История и археология » Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Наталия Чунеровна Таксами

Коренное население аляски

Коренное население Аляски Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Наталия Чунеровна Таксами

The Indigenous Population of Alaska

The author of the article Candidate of Sociological Sciences Natalya Taksami in her article «Indigenous Population of Alaska» tells about the problems of indigenous population of Alaska State. The Kadiak people, Chugachi, Northern Atapasks, Eyaks, Tlingits and Haida live there. The whole number of Alaska population is 402000 people, with indigenous people — 85 per cent, the Indians— 15 per cent, the Aleuts, Eskimos being born in Alaska, and their forefathers lived on these lands for many millenniums and used its resources. The parceling out of the state is okrugs, that took upon itself administrative, economic and other social powers, and it influences positively on the further development of political consciousness of indigenous peoples of Alaska.

Текст научной работы на тему «Коренное население Аляски»

КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ АЛЯСКИ

Наталия Чунеровна ТАКСАМИ, кандидат социологических наук, научный сотрудник Отдела этнографии Америки Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (Санкт-Петербург)

В современном мире часто рассматриваются политические вопросы, связанные с самоопределением и самоуправлением коренного населения той или иной страны или региона. Эти проблемы связаны прежде всего со многими факторами внутренней жизни страны и оказывают большое влияние также на международную обстановку, на взаимоотношения между государствами, формирование политических органов и международных организаций. Данные актуальные вопросы являются предметом изучения историков, философов, социологов, политологов и ученых многих смежных дисциплин.

В американских исследованиях, касающихся современных проблем Аляски, можно отметить одну особенность — большое количество публикаций по этой тематике принадлежит исследователям из числа самих коренных народов. Изучая данную проблематику, мы имеем возможность знакомиться с исследованиями, не только опубликованными американскими учеными, что несет некую печать «патернализма», но и получать информацию непосредственно от представителей этих народов.

Аляска, как известно, штат США на Северо-Западе Северной Америки. На востоке она граничит с Канадой, на севере ее омывают воды Северного Ледовитого океана, на западе — Берингова моря, на юге — Тихого океана. Площадь Аляски 1,5 млн. кв. м (16 % территории США), население 402 тыс. чел. (0,15 % населения США). Коренные жители— эскимосы, алеуты, северные атапаски, эяки, тлинкиты, хайда.

Эти народы проживают в основном в тех же районах, где жили их предки: эскимосы-инупиаки — к северу от Берингова пролива, вдоль побережья Ледовитого коеана, эскимосы-юпики — к югу от залива Нортон, вдоль побережья Берингова моря до п-ова Аляска. Эскимосы-юпики Тихоокеанского побережья в настоящее время известны под этнонимом алуутиик, к ним относят кадьякцев о-ва Кадьяк и восточной части п-ова Аляска, а также чугачей, которые издревле населяли побережье залива Принс Уильям.

Алеуты проживают на островах Алеутских, Прибылова и Шумагина и на п-ове Аляска. Северные атапаски населяют внутренние районы Аляски, лишь племя танаина имело выход к морю в районе п-ова Кеанай. Эяки и сейчас живут в селении Кордова. Тлинкиты населяют острова архипелага Александра и ближайшее к нему побережье от залива Якутат до р. Иткин и южнее. Хайда занимают острова Королевы Шарлотты и южную часть мыса Принца Уэльского.

Необходимо отметить, что спецификой данного региона, непосредственно влияющей на рассматриваемые нами проблемы патернализма и местного самоуправления, является большое количество групп проживающего здесь коренного населения. В конце XX в. коренных жителей насчитывалось около 64 тыс. чел.: на западном и северном побережье — 53 %, на юго-востоке, во внутренних районах и на юге Центральной Аляски сосредоточены индейцы (34 %), на юго-западе, вдоль п-ова Аляска и на Алеутских о-вах расселены алеуты (12,7 %)’.

На сегодняшний день из общей численности населения Аляски 85 % — некоренные жители, выбравшие Аляску местом своего проживания. Основная их часть сконцентрирована в нескольких городах штата. Остальные 15 % населения — коренные жители Аляски, чьи предки жили на этой земле и использовали ее ресурсы в течение многих тысячелетий. По-прежнему они занимаются охотой, рыбной ловлей и собирательством. Большое число коренных жителей (приблизительно 20 %) проживают в больших урбанизированных центрах, и все же большинство из них считают своим настоящим домом ту или иную (из 200) деревню.

В 1959г. Аляска получает статус штата, подпадая таким образом под федеральную юрисдикцию. Основным же отличием коренного населения Аляски от малочисленных народов других штатов является то, аборигены Аляски никогда не жили в резервациях2. Соответственно и формирование законодательства по правам и статусу коренного населения Аляски, а также по правам на землю и урегулирование отношений с федеральной властью шло своим особым путем.

Кроме размера, отдаленности от центральной части страны, климата, ландшафта, природных богатств, есть много черт, отличающих Аляску от других штатов. На первом месте — экономика и политика. Отсутствие резерваций, несомненно, повлияло на формирование современной политической культуры аборигенного населения.

Другая особенность — конституция штата. Разделение его на территориальные единицы и формирование округов было самой острой и дискуссионной внутриполитической проблемой Аляски на протяжении двух десятилетий с момента принятия ею государственности. Такое административное и политическое деление штата не характерно для США, оно полностью отвечает природным условиям Аляски и ее экономической, политической и социальной жизни. По нашему мнению, поворотным моментом в новейшей истории Аляски стало получение государственности.

После того как в 1959 г. Аляска стала 49-м штатом США, многие жители надеялись, что государственный контроль над развитием экономики приведет к некоторой стабильности, однако претворить в жизнь эти ожидания оказалось не просто. Основные факторы формирования экономики и при новой системе оставались прежними. Экономика зависела от решений правительства и развития второстепенных отраслей, в первую очередь сферы коммуникаций и услуг. Несмотря на то, что давно было известно о наличии залежей минеральных ресурсов, разработка их не начиналась из-за отсутствия правильной организации государственных вложений.

1960-е годы показали необходимость создания некоей административной структуры штата, которая отвечала бы его социальным, экономическим, политическим и культурным параметрам. А экономическая ситуация, сложившаяся в регионе в 1968 г. (открытие и разработка огромного нефтяного месторождения в Прадхо Бей), создала основу для формирования такой системы. Главным пунктом основного закона штата стал вопрос о выборе той административной единицы, на которую опиралась бы дальнейшая разработка системы власти в штате. Члены местного правительственного комитета считали, что за основу надо принять единицу гораздо большую, чем город, и меньшую, чем штат. Она должна была одновременно обеспечивать и местное самоуправление, и функции штата. В других центральных штатах такой единицей являлись округа (county), схожие с графствами3. Но создателям конституции было ясно, что на Аляске любая форма правления, схожая с системой графств, требует более широкой свободы действия и более широкого масштаба. Кроме того, она должна иметь право представлять все службы и обеспечивать максимальное местное самоуправление. В результате появилась концепция округа (borouqh), которая в широком масштабе была сильнее, чем традиционная форма округа-графства в Соединенных Штатах.

В момент, когда Россия передавала Аляску под юрисдикцию США, коренным народам, населявшим ее территорию, было дано обещание соблюдать их автономию (отсутствие резервации) в отличие от аборигенного населения остальной территории США. В первую очередь это было связано со спецификой традиционного хозяйства, которое эти народы продолжают сохранять до настоящего времени. Отсутствие резерваций и сохранение специфики традиционного хозяйства и традиционных поселений имело большое значение для дальнейшего исторического развития этих народов в условиях перехода к государственности.

Изучая местное самоуправление Аляски, необходимо в первую очередь выделить некоторые отличительные черты. Во-первых, в большинстве случаев органы местного самоуправления находятся на ранних стадиях своего организационного и политического развития. Это напрямую связано с крайне малой плотностью населения, небольшим размером общин и их отдаленностью друг от друга и с тем, что Аляска еще молодой штат. Это означает определенную слабость общин как политических единиц. Во-вторых, городские общины являются необычайно открытыми социально-политическими системами: население большинства урбанизированных региональных центров проживает здесь непостоянно и является достаточно мобильным. В-третьих, и большие, и маленькие общины очень чувствительны к воздействию внешних экономических и политических сил и находятся в большой зависимости от стоящих над ними органов власти. Кроме этого, в какой-то степени они зависят также от открытия и разработки природных ресурсов. В-четвертых, органы местного самоуправления, поддерживаемые центральным правительством, играют видную политическую и экономическую роль в урбанизированных общинах, в свою очередь они поддерживают частные организации — по всей территории сельской Аляски доминируют частные корпорации коренного населения и квази-правительства. И, наконец, в-пятых, между общинами существуют межрегиональное соперничество и конфликты.

Разделение штата на округа, взявшие на себя множество административных, экономических и других социальных полномочий, а также сложившаяся в регионе в 1960—1970-х годах благоприятная экономическая ситуация (открытие и разработка месторождения Прадхо Бей) — все это положительно повлияло на дальнейшее развитие политического самосознания аборигенного населения. Это нашло выражение в формировании и работе аборигенных корпораций и других коммерческих и некоммерческих структур. Выдвижение коренным населением требований на землю, инициированное разделом земли между государством и штатом, городскими и сельскими властями, между округами, нашло свое выражение в законе об удовлетворении аборигенных исков на землю и до сих пор является предметом обсуждения и примером для других регионов мира, пытающихся разрешить проблемы коренного населения в рамках современных государств.

1 Лопуленко Н.А. Американский опыт урегулирования проблем коренного населения. М., 1996. С. 4.

2 И в американской, и в отечественной литературе указывалось несколько причин, среди которых были и особенности традиционного хозяйства, и то, что эти земли не представляли интереса для крупного фермерского хозяйства.

3 Morehouse T.A., McBeath G.A., Leask L. Alaska’s Urban and Rural Governments. Lanham, New-York, London. University Press of America. 1984. P. 27.

SUMMARY. The author of the article Candidate of Sociological Sciences Natalya Taksami in her article «Indigenous Population of Alaska» tells about the problems of indigenous population of Alaska State. The Kadiak people, Chugachi, Northern Atapasks, Eyaks, Tlingits and Haida live there. The whole number of Alaska population is 402000 people, with indigenous people — 85 per cent, the Indians — 15 per cent, the Aleuts, Eskimos being born in Alaska, and their forefathers lived on these lands for many millenniums and used its resources. The parceling out of the state is okrugs, that took upon itself administrative, economic and other social powers, and it influences positively on the further development of political consciousness of indigenous peoples of Alaska.

Коренное население аляски

Кристина Тучина

У эскимосов есть не одно, а целых 49 слов для определения снега.
Это потому что его у них очень много.
Х/ф «Быть Джоном Малоквичем»

По мнению многих ученых, освоение Америки проходило во время ледникового периода через заледеневший Берингов пролив, который с изменением климата разделил Аляску и Сибирь. Заселение проходило в три волны: сначала люди шли в Северную Америку, затем они заселили центр Америки, и уж в третьем этапе заполнили Южную Америку.

Земли Аляски были привлекательны для заселения, так в прибрежных водах водилось огромное количество разнообразной рыбы, моллюсков и морских млекопитающих, на почвах прорастали растения, пригодные в пищу, а в лесах водились бесчисленные животные.

Первыми людьми, заселившими Аляску, стали народности Тлинкит, Хайла и Тсимшиан. Тлинкит были самым многочисленным племенем, основавшим множество поселений на Аляске. У них существовал свой язык, относящийся к группе языков племени Атабаски. Основным занятием всех трех племен считалось рыболовство. К орудиям рыболовства индейцы относились с почтением, искусно украшая их. Отношения в племени строились по принципу матриархата. Племена были независимы друг от друга, каждый клан имел свое божество, вождя, персональное имя, свои песни и ритуальные танцы. Индейцы были язычниками.

В отличие от перечисленных выше племен, представители Атабасков проживали в более суровых условиях, на севере континента. Вследствие этого они занимались охотой на лосей, медведей гризли, диких коз, зайцев и полярных куропаток; гораздо меньше они занимались рыболовством. Они вели кочевой или полукочевой образ жизни, характерный для племен охотников. Несмотря на искусные охотничьи умения, Атабаски часто голодали. Обычными домами для Атабасков считались вигвамы, достаточно вместительные для семьи и домашних животных, однако кочевники строили более легкие жилища. Место жительства зависело от времени года: зимой устраивалось временное поселение, а летом на рыбалке организовывались лагеря, так называемые биваки.

В отличие от сложной социальной структуры более южных племен, у Атабасков деление общества было очень простым. Однако у них также основными были принципы матриархата. У Атабасков существовали различные традиции и церемониалы, которые они поддерживали и в своих отношениях с «бледнолицыми». Пиры устраивались по разным причинам: первая охота, военный подвиг, свадьба, похороны и др.

Атабаски также являлись язычниками. Их мир был населен множеством духов, а также они верили в переселение людских душ в животных. У этого племени существовали шаманы — хранители религиозных обрядов, а также предсказатели и знахари.

Еще одним народом, который считается коренным на Аляске, являются эскимосы, или инуиты. Их культура развивалась на западе Аляски и во многом была связана с океаном, поэтому большое внимание уделялось лодкам и другим средствам водного передвижения. Занятия варьировались в зависимости от региона проживания эскимосов: охота на морских животных (китов и котиков), охота на оленей и кабаргу. Существовало и разделение труда по временам года. Однако, несмотря на разницу в занятиях, культура эскимосов была общей, в том числе национальная одежда и традиции. Социальные отношения были сконцентрированы вокруг родовой семьи, при этом в ней существовало разделение полномочий: мужчины были охотниками, а женщины занимались воспитанием детей.

Читайте также  Сколько жителей в смоленске

Зимой в наиболее холодных районах эскимосы конструировали иглу из снежных блоков и деревянные хижины в субарктических регионах, а летом они проживали в палатках из дерева и кожи.

Также среди племен, проживающих на Аляске, точнее, в большинстве своем на Алеутских островах, выделяли алеутов. Название дано русскими первопроходцами, скорее всего, происходит от чукотского слова алиат – остров, или алиут – островитяне. Название укоренилось в начала XX века.

Алеуты проживали семьями в отдельных землянках, иногда превращаясь в полукочевое население. Селения обычно располагались на побережье водоема и состояло из 3-4 полуземлянок, в которых проживали от 10 до 40 семей. Общество было разделено на следующие группы: вожаки, простые люди и рабы – в основном это были военнопленные, которые за прилежный труд или храбрость могли стать свободными. По своим традициям и обычаям алеуты были очень похожие на другие народности, проживавшие на территории Аляски. Однако у населения островов встречались элементы, не характерные для материка: нарты с собачьими упряжками, короткие и широкие лыжи.

Основными занятиями алеутов были охота на котиков, моржей, морских львов, китов. При морской охоте обычно использовали байдары (прообраз современной спортивной байдарки). Также они охотились на птиц, которых проживало на островах бесчисленное множество. Они прекрасно использовали преобладание морских ресурсов в месте проживания. Помимо этого, мужчины умели изготавливать большое количество орудий труда из камня, женщины тем временем шили, вышивали одежду, плели корзины и циновки. Обычной одеждой была парка из меха морского котика, калана или птичьих шкурок, которая защищала от ветра и мороза, а сверху одевалась камлейка, напоминавшая современный дождевик. Существовали также головные уборы, соответствующие случаю: праздник, промысел или повседневная жизнь.

Для алеутов характерен анимизм : почитались духи предков. Было также распространено шаманство, но существовала и охотничья магия, которая заключалась в обрядах вызывания зверя, особых запретах и охранных амулетах.

С приходом русских в 40-х гг. XVIII века образ жизни коренных народов стал кардинально меняться. Многие приняли христианство, стали носить русскую одежду, большая часть населения работала на Русско-Американскую компанию, впрочем, продолжая заниматься традиционным промыслом в рамках своей работы. Однако многие обычаи и традиции канули в Лету с приходом русской цивилизации.

На данный момент в США и России проживает в общей сложности более 4 000 тысяч алеутов, порядка 40000 Атабасков, и более 150000 эскимосов, однако стоит сказать, что все же большая часть эскимосов проживает на территории России.

В наши дни в связи с уменьшением коренного населения люди стараются развивать внимание к культуре своих народов, так, например, в Анкоридже, Аляска, существует центр исследования Арктики, который занимается вопросами коренных племен региона. Хочется надеяться, что такие уникальные культуры не исчезнут из исторической памяти и долго будут радовать и удивлять своих потомков.

Список использованных источников и литературы:

штат Аляска

Штат Аляска признан самым многонациональным штатом Америки. Он располагается на Северо-западе Северной Америки. Его площадь настолько обширна, что он занимает первое место в стране. В него входит континентальная часть и одноименный полуостров. Наряду с индейцами, эскимосами и алеутами коренными жителями считаются и русские. Экономика штата развита за счёт оборота полезных ископаемых, среди которых много нефти и золота.

Жизнь на Аляске

Многие считают, что жизнь на Аляске очень сурова, так как она находится на одной широте с Чукоткой. Конечно, для человека с юга климат будет трудно непереносимым, однако в целом климат достаточно терпимый. Инфраструктура в штате очень развитая, зарплаты высокие, а дороги хорошие.
Штат подходит для тех, кто ищет хороший заработок. Высокооплачиваемые вакансии являются привлекательными для людей из разных стран. Уже через 10 лет работы на Аляске люди могут позволить приобрести себе дома в любом штате за исключением Калифорнии.

Коренное население, проживающее вместе с приезжими достаточно толерантное. При этом русских на Аляске считают собратьями. В штате находятся русские общины, православные семинарии. Даже названия некоторых рек и деревень — русские.

За счёт богатых природных ресурсов развита экономика. Нефть, золото и другие полезные ископаемые составляют значительную часть общей добычи страны.

Исходя из этого, менталитет на Аляске достаточно хороший. Люди относятся ко всему просто, никуда не торопятся. При этом получают хорошие зарплаты и выплаты из специальных фондов. Стоит отметить, что получение статуса резидента — очень простой процесс, по сравнению с другими штатами и странами.

Средняя зарплата на Аляске составляет около 1100 долларов, однако работа в большинстве случаев тяжелая. Установлен минимальный часовой порог оплаты — 9,89 долларов. Иностранцы зачастую работают не нормировано — 12-18 часов в день и получают около 4000 долларов ежемесячно.
Для русских востребованы вакансии сезонного трудоустройства в рыболовной сфере. Контракты заключают в большинстве случаев с мая по октябрь. В нефтяной сфере требуются квалифицированные инженеры.

Так как сфера туризма очень развита, регулярно открыты вакансии горничных, гидов и т.д.

Жильё на Аляске недорогое, если сравнивать со штатами, расположенных на любом из американских побережий.

Плюсы переезда на Аляску

Переехать на Аляску проще, чем в какой-либо другой американский штат. Американские граждане переезжают на Аляску в основном по многочисленным программам (подразумевающим большие денежные выплаты за переезд). Однако для иностранных лиц использование их недоступно. Зато для всех переселенцев, в том числе и иностранных граждан, получившим статус резидента США, доступны привилегии и льготы Аляски. Примечательно, что статус резидента оформляется сразу по приезду в Аляску. После этого человек ждёт год и оформляет заявку, чтобы получить нужные документы для ежегодных выплат. Среди преимуществ следует отметить и то, что зарубежный переселенец уже через год может получить участок земли до 50 гектаров. Для этого ему необходимо оформить статус резидента. Все выдаваемые участки в безвозмездное пользование должны использоваться в хозяйственной деятельности. Это обязательное условие для получения земли. Специальная комиссия проверяет состояние земли каждый год. Если условия не соблюдаются, то участок изымают.

Следующий плюс — выплата дивидендов постоянного фонда Аляски. Выплата производится каждый год всем жителям штата, которые отвечают заданным характеристикам. Размер выплаты колеблется от 1500 до 3500 долларов. Если в семье 4 человека, то выходит достаточно хороший доход. Место работы в данном случае не имеет значения. Ряд условий для получения:

  1. Отсутствие судимостей.
  2. Проживание на территории Аляски не менее года.
  3. Отсутствие объектов недвижимости в других странах и штатах.
  4. Каждый раз нужно оформлять новую заявку на дивиденды.

Среди остальных преимуществ выделяют следующие:

  1. Высокий уровень социальной поддержки.
  2. Уровень жизни такой же высокий, как и на всей территории Америки.
  3. Оплата труда достаточно высокая.
  4. Качество услуг в разных сферах (здравоохранение, образование и т.д.) — превосходное.

Чтобы обеспечить деятельность предприятий коммунального хозяйства, на Аляске создан специализированный орган — Комиссия Денали. Комиссия осуществляет поддержку территорий, как организационную, так и финансовую при чрезвычайных ситуациях. Соответственно жители могут получать социальные гарантии.

Погода и климат

Климат штата определяется средними показателями количества осадков и температуры. На Юго-Востоке и в Джуно морской климат, в северной части — морской субарктический. Южная Центральная Аляска характеризуется субарктическим прохладным и коротким летом. На внутренней территории Аляски климат экстремальный, его относят к субарктическому.

Самые подходящие условия для проживания в Джуно, Уналашке и Анкоридже. Погода в течение года в этих городах почти одинаковая. Зимой температура — от -4 до 2 градусов Цельсия, весной — от -2 до 14, летом от 8 до 18, осенью — от 13 до -1. Наиболее экстремальные температуры в Фэрбанксе, Уткиагвике — здесь холодная зима и жаркое лето. Зимой температура — от -13 до -29, весной — от -28 до 16, летом от 23 до -1, осенью — от 12 до -21.

Экономика и благосостояние штата

Экономика Аляски зависит от добычи полезных ископаемых. По объемам добычи золота Аляска находится на втором месте после Невады. Кроме этого, Аляска даёт 8% от общего объема серебра в Соединенных штатах.

В штате расположена самая крупная шахта по запасам цинка «Ред Дог», которая даёт 10% мирового объёма металла. Здесь же добывают и свинец.

На Аляске добывается 20% нефти Америки, по добыче «чёрного золота» штат находится на втором месте. Самые большие запасы газа и нефти расположены не севере штата. Самое крупное месторождение — Прудо-Бэй, в котором добывается 8% от всей нефти.

На территории штата располагается целый ряд военных объектов Америки. Самая крупная из них — авиабаза Элмендорф. Там базируется Аляскинское командование вооруженных сил США. Важной составляющей экономики штата является обеспечение работы военных объектов.

Из-за неразвитого сельского хозяйства и неблагоприятных природных условий, большинство продуктов в Аляску завозят. Однако на юге штата развито фермерское хозяйство, разводится крупный рогатый скот, и выращивают некоторые культуры. На западе развито оленеводство.

Большинство жителей трудятся на рыболовных промыслах, которые развиты в прибрежных водах. Рыба отсюда поставляется в другие штаты, но здесь она стоит дешевле всего. Кроме этого, на Аляске очень развит туризм.

Данные, предоставленные Департаментом рыболовства и охоты, подтверждают, что в настоящее время американские рыболовы ловят по 360 тысяч тонн лосося в год. Для сравнения, Россия на Дальнем Востоке выловила 441,6 тысяч тонн лосося.

Население и расовый состав

Несколько тысяч лет до прихода европейцев Аляску населяли коренные народы. Тлинкиты проживали на юго-востоке Аляски. У них была своя система наследования и родства по линии женщин. Кроме этого, проживавшие там Хайда славились своим искусством. Переселившиеся из Британской Колумбии Цимштаны проживают на крайнем юге.

Алеуты проживают на Алеутских островах, их считают первыми коренными американцами и опытными мореплавателями. Самые многочисленные индейцы штата живут на юго-западе и западе. Кучино проживают на Северо-востоке (их ещё называют Гвичины).

В настоящий момент в штате проживает более 710 000 человек, это официальные данные. По численности Аляске принадлежит 47 место. Однако здесь самая низкая плотность населения в Америке — 0,4 человека на квадратный км.

Анкоридж — самый большой город штата, в котором проживает около 300 000 человек. Однако столицей штата является Джуно, там проживает около 30000 человек. В другом крупном городе — Фэрбанксе насчитывается 35000 жителей. Такие показатели объясняются климатическими особенностями. Естественно, на территории Аляски проживают разные расы. Среди них:

  • Белые — 69,3%.
  • Коренные американцы (эскимосы, индейцы Аляски и т.д.) — 14,8%.
  • Латиноамериканцы любой расы — 5,5%.
  • Азиаты — 4%.
  • Афроамериканцы — 3,8%.
  • Гавайцы — 1,0%.
  • Прочие расы — 1,6%.

Русские на Аляске

В штате существует специально созданное русское сообщество: в него входят потомки старообрядцев, первопроходцев, экспаты и эмигранты. Аляску называют русской Америкой. Стоит отметить, что русских здесь находится гораздо меньше, чем в других американских штатах, однако названия рек и деревень напоминают Россию.

Русские, проживающие там, отмечают, что это край без суеты. Например, семья, переехавшая из центральной части России, открыла в штате свой бизнес. Их туристическая компания является единственной на юго-востоке Аляски, которая может предоставлять услуги для русскоговорящих людей. На этой территории в основном живут за счёт средств, которые приносит туризм. Миллионы туристов приезжают сюда с мая по сентябрь ежегодно. Причём 10% из них русские.

Русские рассказывают, что чувствуют в штате единение с природой, так как нет скопления машин и домов, отсутствует городская суета. Местные жители здесь очень открытые и доброжелательные, никогда никуда не спешат.

При этом большим и единственным недостатком жители считают отсутствие торговых центров. Из-за этого приходится все заказывать онлайн, либо ехать на большую землю.

Русские общины всегда поддерживают друг друга. Коренное население считает русских неотъемлемой частью своего общества. В штате находится православная семинария, одна из четырёх в США. Это указывает на значимость русских на Аляске.

Ситка – американский город на Аляске, который до 1867 года, являлся столицей Русской Америки и назывался Ново-Архангельск. Расположен на острове Баранова, который являются частью Александровского […]

Русская Америка. Как индейцы плясали под гармонь и любили баню

235 лет назад началось заселение Аляски русскими колонистами. На протяжении всего периода существования Русской Америки её освоение шло усилиями частной компании.

Коллаж © LIFE. Фото © Lomen Brothers / Library of Congress / Corbis / VCG via Getty Images, © Edward S. Curtis / Library of Congress / Corbis / VCG via Getty Images

22 сентября 1784 года на острове Кадьяк купцом Григорием Шелиховым было основано первое постоянное поселение, которое положило начало истории Русской Америки. Аляска оставалась российской колонией почти век, и русское влияние ощущается там до сих пор.

Как Россия осваивала Аляску

Фото © Library of Congress / Corbis / VCG via Getty Images

Читайте также  Череповец численность населения

Колонистов для работы и жизни на новых территориях вербовала Российско-американская компания (РАК), которая и занималась освоением этого далёкого края. Для жизни в непростых климатических условиях старались отбирать людей, хорошо знакомых с суровым климатом. В основном сибиряков. Изредка встречались и финны.

Контракт колониста с РАК заключался на семь лет. Всё это время колонист обязан был проживать в одном из поселений Русской Америки. По желанию он мог продлить контракт ещё на семь лет — и так до бесконечности. Колонисты, которые в силу возраста уже не могли заниматься промыслами, зачастую оставались на Аляске и получали от РАК пенсию и земельные участки.

Основную часть населения составляли местные индейцы. Позднее появилась вторая заметная группа — креолы. Это были потомки от смешанных браков русских мужчин и индейских женщин, которые одобрялись и даже пропагандировались руководством РАК. Весьма распространённой была практика принимать на воспитание в семьи детей наиболее ценных торговых партнёров из числа алеутов. Как правило, колонисты становились крёстными отцами этих детей. В середине XIX века это практика была запрещена. Алеутских детей, даже оставшихся сиротами, запрещалось отдавать на воспитание русским или креолам. Их передавали «надёжнейшим» алеутам.

Фото © Evans / Three Lions / Getty Images

Креолы и некоторые индейцы получали русское воспитание, обучались в местных специально организованных учебных заведениях. Учёба в школах и училищах была бесплатной (за счёт компании), но выпускники обязаны были отработать несколько лет в РАК. Самых талантливых учеников иногда отправляли в Россию для дальнейшего обучения.

Русские колонисты составляли меньшинство населения. В зависимости от величины населённого пункта, их численность могла начинаться от нескольких десятков человек и заканчиваться несколькими сотнями. Как правило, колонисты занимали в поселениях те или иные административные должности либо были обладателями важнейших профессий: кузнецы, лекари, плотники, начальники байдарочных промысловых партий (флотилий).

Колонисты и креолы жили в бревенчатых домах, типичных для России. Алеуты, как правило, проживали в своих традиционных жилищах — бараборах. С 40-х годов XIX века предпринимались попытки реформирования быта местных жителей, рассеянных по всему острову. Их начали селить в своеобразных промысловых артелях, создавая что-то вроде небольших посёлков.

Фото © Fox Photos / Getty Images

Самым главным союзником русских колонистов на Аляске стали алеуты. Поначалу к ним был прагматичный подход. Их использовали как охотников на каланов и с выгодой сбывали им те или иные товары. Позднее, по мере укрепления колоний, стало расти число межнациональных браков. В конце XVIII века на Аляску приехала делегация священнослужителей, после чего в поселениях стали открываться церкви и началось распространение православия среди местных жителей. При церквях функционировали церковно-приходские школы для местных детей. В середине XIX века в Новоархангельске открылась духовная семинария, которая стала своеобразным центром просвещения Русской Америки.

В этом учебном заведении креолы изучали не только основы православия, но и русский язык, языки других местных племён, получали врачебные навыки. Алеуты пользовались теми же правами, что имела категория «оседлых инородцев» в Российской империи. Поначалу крестившиеся алеуты брали русские имена и фамилии (их обычно получали от крёстного отца). Позднее они получали только христианское имя, а фамилией становилось их прежнее индейское имя.

Однако с некоторыми индейскими народами отношения складывались не столь радужно. Наиболее враждебными были отношения колонистов с воинственными тлинкитами. В первые годы колонизации они неоднократно атаковали поселения и, пользуясь значительным численным превосходством, истребляли их жителей — как колонистов, так и алеутов. В одном из таких сражений принял участие капитан Юрий Лисянский, вместе с Крузенштерном совершавший первое в истории русское кругосветное путешествие. Шлюп Лисянского «Нева» оказывал колонистам поддержку с моря в сражении за Новоархангельск.

После того как в одном из столкновений тлинкиты понесли значительные жертвы, они несколько успокоились, переключившись на внутриплеменные распри. Тем не менее отношения между колонистами и тлинкитами оставались напряжёнными вплоть до продажи Аляски.

Фото © Michael Maslan / Corbis / VCG via Getty Images

В первые несколько лет колонизации, когда поселения были ещё совсем небольшими, руководство колонией находилось на Дальнем Востоке, в городе Охотске. Позднее оно было перенесено в Кадьяк. Наконец, с 1808 года и до самой продажи колонии столицей Русской Америки был Новоархангельск, позднее переименованный американцами в Ситку. В городе имелись школы и училища (в том числе и для девочек, которых обучали домоводству), большой собор, духовная семинария и военно-морская база.

Во главе Русской Америки стоял руководитель РАК. Главный вдохновитель колонизации Александр Баранов оставался руководителем колонии почти 30 лет. После его смерти должность стала сменяемой. Главу компании избирали акционеры сроком на пять лет. В основном из числа морских офицеров.

Александр Баранов. Фото © Public Domain

Все территории были разделены на шесть отделов. Во главе каждого из них стояла контора, которая отвечала за все дела в своём округе. Русская Америка имела площадь порядка полутора миллионов квадратных километров. К моменту продажи Аляски на её территории проживало около 600 русских колонистов, имевших контракт с РАК, две тысячи креолов и несколько тысяч индейцев. На пике колонизации число русских, проживавших на Аляске, было в несколько раз выше.

Коммуникации между колонистами и индейцами осуществлялись через тойонов — индейских лидеров. Лояльные тойоны получали от РАК денежное содержание. Оно было утверждено специальными правилами для тойонов и составляло 250 рублей в год. Тойон выбирался территориальной конторой из числа наиболее лояльных и смышлёных индейцев и обязан был следить за жизнью своей общины, вплоть до контроля за регулярным посещением бани и чистотой в бараборах.

Фото © Smith Collection / Gado / Getty Images

На территории колоний имела хождение особая валюта — марки РАК. Деньги печатались на пергаменте из тюленьей кожи и использовались для расчётов с местными охотниками. Пушным промыслом занимались не только колонисты, но и алеуты. В дальнейшем они сдавали добытые шкуры РАК и получали за них «кожаные» рубли.

Эти деньги можно было потратить только в местных лавках и магазинах. Иностранные торговцы, иногда заплывавшие на Аляску, не принимали эту валюту.

Снабжение колонии продовольствием было одной из главных трудностей на протяжении всего периода существования Русской Америки. Северный морской путь в XIX веке ещё не был открыт, поэтому снабжение из России шло либо по суше, либо по морю, но по неудобному маршруту через Индийский океан. Впрочем, по суше путь был неблизким. Например, путешествие из Петербурга к восточным границам империи занимало не менее девяти месяцев.

Из-за климата колония не могла находиться на самообеспечении. Часть продовольствия при необходимости приобреталась у американских торговцев, иногда заходивших в порты. Ещё часть покупалась на азиатских рынках (в основном в Китае).

Фото © Getty Images

Аляска была продана США в 1867 году решением российского правительства. Деятельность РАК уже не приносила прежней прибыли, а отдалённость территории делала её очень уязвимой. В случае потенциального конфликта не было возможности защитить её от противника. Поэтому было решено продать территорию и выручить за неё хоть какие-то средства.

После продажи Аляски в 1867 году большая часть российских колонистов вернулась на родину. Часть служивших в РАК креолов также перебралась в Россию. Оставшиеся постепенно подвергались ассимиляции. Тем не менее некоторые русские традиции надолго укоренились на Аляске. Ещё в годы Второй мировой войны, через 70 лет после продажи Аляски, среди некоторых племён аборигенов было распространено ношение женщинами платка на голове на русский манер, чаепитие из блюдец и даже танцы под гармонь.

Наибольшее влияние период русской колонизации оказал на алеутов, которые были главными союзниками колонистов. В их языке до сих пор сохранилось немало заимствований из русского.

По мере заселения Аляски американцами русский язык и старые традиции забывались. Главным наследием периода Русской Америки осталась религия. В настоящее время индейцы составляют порядка 15% населения Аляски. От 5 до 10% населения штата являются православными христианами, по меньшей мере каждый третий житель с индейскими корнями.

Как индейцы-тлинкиты вынудили Россию продать Аляску

О продаже Аляски американцам у нас помнят и скорбят до сих пор. Но мало кто знает, что одной из причин утраты Русской Америки стала кровавая и ожесточенная война между российскими колонистами и отчаянными индейцами племени тлинкитов. Какую роль в этом противостоянии играла торговля России с Китаем? Кто стоял за спинами индейцев, воюющих с русскими? Какое отношении к тем событиям имеет советская рок-опера «Юнона и Авось»? Почему конфликт России с тлинкитами формально закончился лишь при Путине?

Россия вплоть до Ванкувера

Российская колонизация Северной Америки в XVIII-XIX веках сильно отличалась от покорения других территорий империи. Если, например, в Сибири вслед за казаками и купцами всегда шли воеводы и стрельцы, то Аляску в 1799 году правительство отдало на откуп частно-государственной монополии — Российско-Американской компании (РАК). Такое решение во многом определило не только особенности российского освоения этой огромной территории, но и ее конечный результат — вынужденную продажу Аляски Соединенным Штатам Америки в 1867 году.

Одним из главных препятствий на пути активной колонизации Аляски стал кровавый и ожесточенный конфликт русских поселенцев с воинственным индейским племенем тлинкитов в начале XIX века. Это противостояние в дальнейшем имело серьезные последствия: из-за него на долгие годы остановилось проникновение русских вглубь американского материка. К тому же после этого Россия была вынуждена отказаться от амбициозных планов овладеть еще и тихоокеанским побережьем к юго-востоку от Аляски вплоть до острова Ванкувер (в настоящее время — территория канадской провинции Британская Колумбия).

Стычки русских с тлинкитами (наши колонисты их называли колошами или колюжами) регулярно происходили еще в конце XVIII века, но полномасштабная война вспыхнула в 1802 году с внезапного нападения индейцев на крепость Михаила Архангела на острове Ситка (сейчас — остров Баранова). Современные исследователи называют несколько ее причин. Во-первых, в составе промысловых партий русские привели на землю тлинкитов их давних злейших врагов — эскимосов-чугачей. Во-вторых, отношение пришельцев к аборигенам не всегда было, мягко говоря, почтительным. По свидетельству лейтенанта русского флота Гавриила Давыдова, «обхождение русских в Ситке не могло подать колюжам доброго о них мнения, ибо промышленные стали отнимать у них девок и делать им другие оскорбления». Тлинкиты были недовольны еще и тем, что русские во время промысла в проливах архипелага Александра нередко присваивали индейские кормовые припасы. Но главная причина неприязни тлинкитов к русским промышленникам была в другом. Изначально наши «конкистадоры» пришли на побережье Аляски ради добычи каланов (морских бобров) и продажи их меха в Китай. Как пишет современный российский историк Александр Зорин, «хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в выгодной торговле с англо-американскими морскими торговцами, чьи подстрекательские действия послужили своеобразным катализатором, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий. Борьба эта вылилась в открытую войну против русских поселений и промысловых партий, которую тлинкиты вели как в составе обширных союзов, так и силами отдельных кланов».

Интриги американцев

И действительно, в развернувшейся жестокой конкуренции за морской промысел у северо-западного побережья Северной Америки местные индейцы видели своими главными врагами именно русских, которые пришли сюда всерьез и надолго. Англичане и американцы лишь изредка наведывались сюда на кораблях, поэтому представляли для аборигенов гораздо меньшую угрозу. К тому же они взаимовыгодно выменивали у индейцев ценный мех на европейские товары, в том числе огнестрельное оружие. А русские на Аляске сами добывали мех и мало чего могли предложить тлинкитам взамен. К тому же сами они отчаянно нуждались в европейских товарах.

Историки до сих пор спорят о роли американцев (в России их тогда называли бостонцами) в провоцировании индейского восстания против России в 1802 году. Академик Николай Болховитинов не отрицает роль этого фактора, но считает , что «происки бостонцев» были намеренно преувеличены руководством Российско-Американской компании, а на самом деле «большинство английских и американских капитанов занимали нейтральную позицию либо благожелательно относились к русским». Тем не менее одним из непосредственных поводов к выступлению тлинкитов стали действия капитана американского судна «Глоуб» Уильяма Каннингема. Он пригрозил индейцам полным прекращением с ними всяческой торговли, если они не избавятся от русского присутствия на их земле.

Ситка. Братская могила русских моряков, погибших в войне с тлинкитами в 1804 году

В результате в июне 1802 года тлинкиты в количестве полутора тысяч неожиданно атаковали и сожгли крепость Михаила Архангела на острове Ситка, уничтожив ее немногочисленный гарнизон. Любопытно, что и в обороне русского поселения, и в нападении на него участвовало несколько американских матросов, причем некоторые из них дезертировали с американского судна «Дженни», которым командовал капитан Джон Крокер. На следующий день, также воспользовавшись фактором внезапности, индейцы перебили возвращавшуюся в крепость промысловую партию, а взятых в плен полукровок-креолов Василия Кочесова и Алексея Евглевского до смерти замучили пытками. Через несколько дней тлинкиты уничтожили 168 человек из Ситхинской партии Ивана Урбанова. Уцелевших русских, кадьякцев и алеутов, в том числе вызволенных из плена женщин и детей, взяли на борт оказавшиеся поблизости британский бриг «Юникорн» и два американских судна — «Алерт» и небезызвестный «Глоуб». Как горько замечает Болховитинов, его капитан Уильям Каннингем захотел «по-видимому, полюбоваться результатами своей антирусской агитации».

Читайте также  Сколько населения в нью йорке

Потеря Ситки стала тяжелым ударом для главного правителя русских колоний в Северной Америке Александра Баранова . Он с трудом удержался от немедленной мести и решил накопить силы для ответного удара по тлинкитам. Собрав внушительную флотилию из трех кораблей и 400 туземных байдарок, в апреле 1804 года Баранов отправился в карательную экспедицию против тлинкитов. Он намеренно выстроил свой маршрут не по кратчайшему пути, а по огромной дуге, чтобы наглядно убедить местных индейцев в русском могуществе и неизбежности наказания за разорение Ситки. Это ему удалось — при приближении русской эскадры тлинкиты в панике покидали свои селения и прятались в лесах. Вскоре к Баранову присоединился военный шлюп «Нева», совершавший под командованием знаменитого капитана Юрия Лисянского кругосветное путешествие. Итог сражения был предопределен — тлинкиты были разгромлены, а вместо уничтоженной ими крепости Михаила Архангела Баранов основал поселение Ново-Архангельск, ставшее столицей Русской Америки (теперь это город Ситка).

Однако на этом противостояние Российско-Американской компании с индейцами не закончилось — в августе 1805 года тлинкиты уничтожили русскую крепость Якутат. Известие об этом вызвало брожение среди коренных обитателей Аляски. Так тяжело восстановленный среди них авторитет России снова оказался под угрозой. По мнению Болховитинова, за время войны 1802-1805 годов погибло около полусотни русских и «и с ними еще много островитян», то есть союзных им аборигенов. Сколько людей потеряли тлинкиты, естественно, никто не считал.

Новые владельцы

Тут следует ответить на закономерный вопрос — почему владения огромной и могущественной Российской империи оказались так уязвимы перед нападениями сравнительно небольшого племени диких индейцев? Тому было две причины, тесно связанные между собой. Во-первых, собственно русское население Аляски тогда составляло несколько сотен человек. Ни правительство, ни Российско-Американская компания не озаботились заселением и хозяйственным освоением этой огромной территории. Для сравнения: за четверть века до этого только в Канаду с юга переселилось свыше 50 тысяч лоялистов — британских колонистов, сохранивших верность английскому королю и не признавших независимость США. Во-вторых, у русских поселенцев катастрофически не хватало снаряжения и современного вооружения, в то время как противостоящих им тлинкитов англичане и американцы регулярно снабжали ружьями и даже пушками. Посетивший с инспекционной поездкой Аляску в 1805 году русский дипломат Николай Резанов отмечал, что у индейцев «ружья английские, а у нас охотские, которые никогда никуда за негодностию их не употребляются». Находясь на Аляске, Резанов в сентябре 1805 года купил у зашедшего в Ново-Архангельск американского капитана Джона Д’Вулфа трехмачтовую бригантину «Юнона», а весной следующего года со стапелей местной верфи торжественно спустили на воду восьмипушечный тендер «Авось». На этих кораблях в 1806 году Резанов отправился из Ново-Архангельска в испанский форт Сан-Франциско. Он рассчитывал договориться с испанцами, владевшими тогда Калифорнией, о торговых поставках продовольствия для Русской Америки. Нам вся эта история известна по популярной рок-опере «Юнона и Авось», романтический сюжет которой основан на реальных событиях.

Заключенное в 1805 году перемирие между Барановым и верховным вождем тлинкитского клана киксади Катлианом зафиксировало хрупкий статус-кво в регионе. Индейцам не удалось изгнать русских со своей территории, но они сумели отстоять свободу. В свою очередь, Российско-Американская компания хоть и вынуждена была считаться с тлинкитами, но смогла сохранить свой морской промысел на их землях. Вооруженные стычки между индейцами и русскими промышленниками неоднократно случались на протяжении всей последующей истории Русской Америки, но всякий раз администрации РАК удавалось их локализовать, не доводя ситуацию до крупномасштабной войны, как в 1802-1805 годах.

Переход Аляски под юрисдикцию Соединенных Штатов тлинкиты встретили с возмущением. Они считали, что русские не имели права продавать их земли. Когда потом в конфликты с индейцами вступали американцы, они всегда действовали в свойственной им манере: на любые попытки сопротивления немедленно отвечали карательными рейдами. Тлинкиты очень обрадовались, когда в 1877 году США временно вывели свой воинский контингент с Аляски для борьбы с индейцами племени не-персе в Айдахо. Они простодушно решили, что американцы покинули их земли навсегда. Оставшись без вооруженной защиты, американская администрация Ситки (так теперь назывался Ново-Архангельск) спешно собрала ополчение из местных жителей, главным образом русского происхождения. Только благодаря этому удалось избежать повторения резни 75-летней давности.

Город Ситка (Аляска, США), современный вид. Справа — православный собор Михаила Архангела

Фото: Luc Novovitch / Globallookpress.com

Любопытно, что история русско-тлинкитского противостояния не закончилась с продажей Аляски американцам. Формальное перемирие 1805 года между Барановым и Катлианом аборигены не признавали, поскольку оно было заключено без соблюдения соответствующих индейских обрядов. И лишь в октябре 2004 года по инициативе старейшин клана киксади и американских властей на священной поляне тлинкитов состоялась символическая церемония примирения России с индейцами. Россию в ней представляла Ирина Афросина — прапраправнучка первого главного правителя русских колоний в Северной Америке Александра Баранова.

Заглавное фото — Церемония потлача (обмена дарами) у индейцев Северной Америки

Коренное население аляски

Регионы мира

  • Главная
  • Западная Европа
  • Центральная Европа
  • Восточная Европа
  • Австралия
  • Океания
  • Северная Америка
  • Центральная Америка
  • Вест-Индия
  • Южная Америка
  • Северная Африка
  • Западная Африка
  • Центральная Африка
  • Восточная Африка
  • Южная Африка
  • Арктика
  • Антарктида
  • Передняя Азия
  • Южная Азия
  • Юго-Восточная Азия
  • Восточная Азия
  • Северная Азия
  • Средняя Азия
Коренные жители Аляски

Атабаски

В отличие от жителей побережья, которые имели свои богатые природные ресурсы, представители народов языковой группы Атабаски жили в более суровых условиях Арктики и субарктики на севере континента. Это огромное пространство имело чрезвычайно скудные природные условия, и людям приходилось с большим трудом разыскивать и добывать себе пропитание. Для погодных условий этого региона были всегда характерны долгая зима и короткое холодное лето. Индейцы Аттабаски промышляли охотой на лосей, кабаргу, медведя гризли, диких коз и занимались рыболовством.

Атабаски вели кочевой или полукочевой образ жизни, переходя из одного района в другой в поисках добычи для охоты и рыбалки. В речках ловили форель и щуку, в лесах охотились в основном на кабаргу, зайцев и полярных куропаток. Орудия для охоты и рыбалки использовали те же, что и все индейцы североамериканского континента. И хотя Атабаски много охотились на животных и птиц, однако, периоды, когда их племена голодали, были в жизни Атабасков нередки.

Варианты построек своих домов-вигвамов они конструировали в зависимости от грядущего сезона. Все Атабаски строили свои дома из дерева и жердей с таким расчетом, чтобы в них, помимо семьи могли поместиться так же домашние животные и птица. Кочевые группы индейцев сооружали более легкие жилища. Индейцы таких племен народа Атабаска, как Ингалик ( Ingalik ), что жили на реке Юкон или племя Каскоквим ( Kuskokwim ) обычно на зиму строили временное поселение, а на летнюю рыбалку перемещались в биваки- «лагеря». Зимние же дома они строили по принципу эскимосских землянок.

У Атабасков существовали очень простые социальные деления общества. Большее время года они проводили в кругу маленьких групп соседских семей. Сходство между ними существовало в том, что они исповедовали принципы матриархата и родственники поддерживали близкие отношения, соблюдая все обязательства членов одной семьи. Член семьи должен был найти супругу не среди близких родственников, а в другом племени.

Когда природные ресурсы позволяли, несколько племен объединялось для совместной охоты. Несмотря на то, что охотились все вместе, мужчины индейцы соревновались друг с другом за право быть лидером в охоте, на основании чего мужчина мог стать одним из вождей племени. Также вождем племени мог стать индеец, проявивший себя смелым воином в межплеменных конфликтах. Вожди не избирались пожизненно. И если однажды удача отвернулась от вождя, он больше не мог претендовать на лидерство в племени. У Атабасков существовали традиции и церемониалы, в которых, например, племя встречало и одаривало подарками своих гостей. Также семейная трапеза устраивалась, когда умирал кто-то из членов племени. Когда Атабаски стали участвовать в торговом обмене с «бледнолицыми», они стали чаще устраивать обще-племенные трапезы в честь своих новых партнеров, тем самым моделируя отношения и традиции отношения к «бледнолицым» для племен всего северо-западного побережья Американского континента.

Индейцы устраивали пиры в ознаменование первой охоты, военного подвига, возвращения охотников из долгого похода, удачной мести или нового похода. Мужчина, собирающийся жениться, должен был трижды устроить пир для своего племени. Также церемонии устраивались, когда племя принимало общее решение изгнать за провинность одного из своих членов — тот не мог получить никакой поддержки ни от одного из своих близких в течение минимум одного года. Атабаски тоже были язычниками. Они жили в мире, населенном множеством духов. Они верили, что после смерти людские души переселяются в животных и использовали эти легенды в своих обрядах.

У Атабасков были специальные члены племен, которые проводили религиозные обряды и отвечали за связь индейцев с миром потусторонних сил. Эти люди звались шаманы. Шаманы были хранителями религиозных обрядов и обладали многими знаниями: как излечить больного; как привлечь удачу к охотнику; как предсказать погоду и будущее.

Эскимосы

Эскимосская культура развивалась на территориях западной Аляски, поэтому естественно, что языки эскимосов и алеутов так различны между собой. Эскимосы осваивали воды Ледовитого океана и поэтому очень большое внимание уделяли средствам водного передвижения. Традиционные инструменты хозяйства эскимосов — на территории Сибири были в употреблении еще задолго до их появления на землях Аляски. И эта культура и технологии хозяйствования проникли на территорию Северной Америки и за 4 тысячи лет до н.э. распространилась от Аляски до Гренландии.

От берегов северной Аляски до Гренландии эскимосы охотились на морских животных: нерпу, котиков, китов. Какие-то группы эскимосов охотились на оленей и кабаргу. Эти группы эскимосской народности назывались Эскимосы Карибу ( Caribou Eskimo ) и обитали в Канаде, на западе залива Гудзона. Другие маленькие группки эскимосской народности проживали вдоль рек Колвилл ( Colville ) и Ноатак ( Noatak ), а также в дельте рек Юкон и Каскоквим ( Kuskokwim ).

Однако вопреки разнице в местах обитания, эскимосы имели общую культуру, национальную одежду и традиции. Так получилось потому, что еще за тысячи лет назад дикая, первобытная культура этой народности: собачьи упряжки, лодки-каяки и мн. др. — распространилась через Аляску по всей территории Северной Америки до Гренландии.

Социальные отношения в среде эскимосов концентрировались вокруг родовой семьи. Мужчины занимались охотой. Эскимосы Юпик ( Yupik Eskimo ) имели специальные церемониальные дома, в которых мужчины- эскимосы учили мальчиков искусству охоты, а женщины сидели дома и занимались воспитанием девочек. Большинство эскимосских браков заключалось внутри родовой общины.

Эскимосы охотились и занимались рыбной ловлей. Они имели свои табу и запреты: например не смели смешивать в пищу земную и морскую живность. Эскимосы Берингова моря ( Bering Sea Eskimo ) имели много ритуалов и обрядов, связанных с охотой на животных. А эскимосы, жившие к северу от их территорий, не имели сходных традиций охоты и рыбалки. Sea Eskimo) имели много ритуалов и обрядов, связанных с охотой на животных. А эскимосы, жившие к северу от их территорий, не имели сходных традиций охоты и рыбалки.

Алеуты

Алеуты очень хорошо приспособились к жизни в трудных природных условиях Алеутских островов. Они научились прекрасно использовать для жизни богатые ресурсы моря. Однако их традиции были забыты и поглощены более цивилизованной культурой русского народа, с которым алеуты впервые познакомились в 1740 г. Алеуты строили отдельные землянки, в которых проживали семьями. Иногда алеуты кочевали на северные берега Берингова моря. Это происходило тогда, когда популяции морских животных, мигрировали в другие районы. Тогда алеуты строили сезонные дома и сезонные стойбища.

Общество было разделено на социальные классы: вожаки, простые люди и рабы. Традиции алеутов во многом перекликаются с обычаями племени Тлингит и группами народностей Сибири. Возможно, что изначально алеуты так же исповедовали семейный принцип организации племени. Алеутская община обычно состояла из старейшины-отца и его жены или жен, женатого старшего сына и его семьи, и иногда — младшего брата и его семьи. Маленьких детей обычно отправляли на воспитание к их матерям, которые имели свои собственные дома.

Когда морские воды освобождались ото льда, алеуты выходили в море на охоту. Охотились на котиков, моржей, морских львов и китов. Многие орудия их охоты были сходны с орудиями южных эскимосов: двухместная лодка каяк; костяное и каменное оружие. Алеуты охотились так же и на птиц, 140 видов которых гнездились на Алеутских островах. Для охоты на птиц алеуты использовали боло (веревки, к концам которых привязывались камни — заплетались в косицы и метались в птиц) В рыбалке — использовали сети и гарпуны. Так же, алеуты собирали морских моллюсков и северные ягоды и травы.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: