Приразломное месторождение на карте

Приразломное месторождение Приразломное месторождение на сегодняшний день является единственным действующим в России проектом по добыче углеводородов на шельфе Арктики. Основным объектом

Приразломное месторождение на карте

Приразломное месторождение

Приразломное месторождение на сегодняшний день является единственным действующим в России проектом по добыче углеводородов на шельфе Арктики. Основным объектом обустройства месторождения является морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная».

Видеорепортаж Виталия Бузуева: «Приразломная. Без права на ошибку» (RTД)

Видеорепортаж Артема Ямщикова: «Энергетика. Приразломная — рукотворный остров» (Россия 24)

«Приразломное. Первый проект по добыче нефти на шельфе Российской Арктики», 2 минуты

«Платформа „Приразломная“. Она такая одна», 1 минута

Цифры и факты

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году. Оно находится на шельфе Печорского моря, в 60 км от берега (пос. Варандей). Глубина моря в районе месторождения составляет 19–20 м.

Запасы нефти Приразломного месторождения превышают 70 млн тонн, что позволяет достичь годового уровня добычи порядка 5,5 млн тонн.

В 2019 году на месторождении добыто 3,14 млн т нефти.

Реализация проекта

Лицензией на разведку и добычу углеводородов на Приразломном месторождении владеет ООО «Газпром нефть шельф» (до переименования — ЗАО «Севморнефтегаз») — 100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром нефть».

Добыча нефти на Приразломном месторождении началась в декабре 2013 года.

По состоянию на 31 декабря 2019 г. в эксплуатацию введены 19 скважин из 32 запланированных.

В Печорском море произведена отгрузка первой партии нефти с платформы «Приразломная», 8 минут

Технологии

Нефтедобывающая морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» была создана специально для разработки Приразломного месторождения. Она обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции. «Приразломная» проектировалась с учетом характеристик арктического региона и рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Устья всех скважин, которые планируется пробурить на месторождении, находятся внутри платформы — ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает мгновенно. Круглосуточный контроль состояния МЛСП «Приразломная» обеспечивает специальная система, состоящая более чем из 60 датчиков, моментально реагирующих на изменения в ее работе.

Морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная»

Нефть сорта ARCO

Новый сорт нефти, добываемой на Приразломном, получил название ARCO (Arctic Oil). Он впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. Нефть ARCO отличается высокой плотностью (около 910 кг на куб. м), повышенным содержанием серы и низким содержанием парафина. Относительно тяжелая по сравнению с обычной российской экспортной нефтью, ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из нее производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космической и фармацевтической отраслях.

Приразломный лицензионный участок Рейтинг участка недр ААА

Для выполнения данной операции требуется авторизация.

  • Статус
  • Расположение
  • Полезные ископаемые
  • Связанные участки
  • Геологическая документация
  • Описание участка
Название Тип Направление к Расстояние (км)
Нефтеюганский, Сургутский и Ханты-Мансийский районы
Лемпино село Северо-запад 14
Нефтеюганск город Запад 87

Связанные участки недр (всего 0 записей)

Геологическая документация (всего 36 документов)

Паспорт месторождения Приразломный лицензионный участок

Паспорт месторождения Приразломный лицензионный участок

Паспорт месторождения Приразломный лицензионный участок

Паспорт месторождения Приразломный лицензионный участок

Поисково-разведочные работы на месторождении песка в районе к.15 Приразломного месторождения нефти.

Оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа Приразломного месторождения нефти на 2012 год.

Проект доразведки Приразломного месторождения.

Выявление и прогнозирование зон эпигенетических преобразований пород с целью уточнения коэффициента нефтенасыщенности и ФЕС пластов БС4-5 Приразломного месторождения

Проведение сейсморазведочных работ методом ВСП в скважине 415р Приразломного лицензионного участка

Гидрогеологическое обоснование и проект закачки излишков подтоварных вод в глубокие водоносные горизонты на Приразломном месторождении.

Проведение комплексной интерпретации сейсмических данных 3Д, ГИС, ВСП, их обобщение в пределах Салымского и Приразломного месторождений.

Геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых по объекту: «Карьер № 12Г 3 очередь Приразломного месторождении нефти» с подсчетом запасов.

Сейсморазведочные работы 3Д на нефть и газ, выполняемые в Тюменской области Ханты-Мансийском национальном округе, Нефтеюганский район. Приразломное месторождение

Поисково-разведочные работы с подсчетом запасов по карьеру песка Центральный в районе Приразломного месторождения.

Ревизия и обработка керна ОАО «Юганскнефтегаз» с передачей на хранение в региональное кернохранилище ТомскНИПИнефть

Поисково-разведочные работы на месторождении песка в районе к.54 Приразломного месторождения нефти.

Оценка запасов подземных вод апт-альб-сеноманского комплекса на Приразломном месторождении на КНС-4 и по вновь вводимым участкам.

Поисково-разведочные работы с подсчетом запасов по объекту «Месторождение песка в районе к. 505 Приразломного месторождения нефти.

Материалы к оперативному изменению запасов углеводородов Приразломного месторождения по пластам Ач1, Ач2, Ач3, Ач5, БС1, БС4-5 в ХМАО за 2016 год. ОАО «НК «Роснефть»

Переобработка сейсмических исследований в районах проектных поисково-разведочных скважин, предлагаемых ОАО «ЮНГ» к бурению, при ГРР на 1999-2000 годы

Пересчет запасов нефти и газа, ТЭО КИН Приразломного месторождения.

Гидрогеологическое обоснование и проект утилизации излишков подтоварных вод в глубокие водоносные горизонты на Приразломном месторождении.

Комплексная интерпретация данных 2Д/3Д сейсморазведки Приразломного месторождения

Комплексное исследование керна разведочных скважин на территории деятельности АО «Юганскнефтегаз»

Материалы к оперативному изменению запасов углеводородов Приразломного месторождения по пластам Ач1, Ач2, Ач3, Ач4, БС4-5. ОАО «НК «Роснефть»

Площадные сейсморазведочные работы МОГТ на Северо-Приразломной площади. Отчет о результатах работ сейсморазведочной партии № 10/94-95 в Нефтеюганском районе Тюменской области масштаба 1:50 000 (каталог координат, схема расположения профилей)

Архивация полевых сейсморазведочных данных на лицензионных участках ОАО «Юганскнефтегаз»

Проведение сейсморазведочных работ методом ВСП в скважине № 415Р Приразломного лицензионного участка. Лицензия ХМН 02036 НЭ. Договор № 6СП-2012, субподрядный договор № 2-2013.

Геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых по объекту: «Карьер № 12Г 3 очередь Приразломного месторождения нефти» с подсчетом запасов. ЭКЗ № 138.

Оценка запасов подземных вод апт-альб-сеноманского комплекса на Приразломном месторождении на КНС-4 и по вновь вводимым участкам. Отчет по договору № 1980211/7119Д. ХМН 02036 НЭ. ТКЗ № 275.

Подсчет запасов нефти и растворенного газа в неокомских отложениях Салымского месторождения (пласты «АС» и «БС») Нефтеюганского района Тюменской области по состоянию на 01.04.85 г.

Поисково-разведочные работы с подсчётом запасов по карьеру песка Центральный в районе Приразломного месторождения. Технический отчёт по инженерным изысканиям. 128-10к-ШГМ.ИИ. Нефтеюганский район. Лицензия ХМН 02036 НЭ. ЭКЗ № 134.

Проведение комплексной интерпретации сейсмических данных 3Д, ГИС, ВСП, их обобщение в пределах Салымского и Приразломного месторождений. Отчет по договору № 310510, № 010610. ХМН 02036 НЭ, ХМН 02047 НЭ, ХМН 14126 НП, ХМН 02042 НЭ.

Отчёт о результатах поисково-оценочных работ с подсчётом запасов по объекту: «Месторождение песка в районе к.15 Приразломного месторождения нефти». ш.002-УСГС-15Пр-15-ГМ.ИИ. Ханты-Мансийский район (песок для планировочных работ). Лицензия ХМН 02036 НЭ. ЭКЗ № 43.

Гирогеологическое обоснование и проект закачки излишков подтоварных вод в глубокие водоносные горизонты на Приразломном месторождении по состоянию на на 01.06.2013 г. Лицензия ХМН 02036 НЭ. Договор № 1980113/0372Д. ТКЗ № 385.

Протокол № 9830 заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР (ГКЗ СССР) от 25 октября 1985 г.ТЭО коэффициентов извлечения нефти Салымского месторождения. (Отчет :»Подсчет запасов нефти и растворенного газа в неокомских отложениях Салымского месторождения (пласты «АС» и «БС») Нефтеюганского района Тюменской области по состоянию на 01.04.85)

Месторождения полезных ископаемых Приразломное нефтяное месторождение

Месторождения / Россия / Ненецкий автономный округ / Приразломное нефтяное месторождение

  • Общие сведенияСписок месторождений
  • Новости
  • Новости

    • 01.04.2013Добыча нефти на Приразломном месторождении начнется уже в этом году
      «Газпром» планирует начать добычу нефти на месторождении Приразломное уже в текущем году. Соответствующая договоренность была заключена между А.Миллером и губернатором НАО И.Федоровым

    Общие сведения

    Приразломное нефтяное месторождение расположено на шельфе юго-восточной части Печорского моря в 60 км к северо-западу от пос. Варандей Ненецкого автономного округа Архангельской области (рис. 1). Месторождение открыто ГПК «Арктикморнефтегазразведка» в 1989 г. бурением в сводовой части антиклинальной складки поисковой скв. 1 на глубину 3100 м. При испытании нижнепермских — верхнекаменноугольных биокластических известняков в интервале 2369-2438 и 2447-2487 м после проведения солянокислотной обработки был получен промышленный приток нефти с дебитом 393 мз/cyт.

    Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр 15 марта 1993 г. АО «Росшельф» была выдана лицензия сроком на 25 лет на право добычи нефти на Приразломном нефтяном месторождении, поисков и оценки залежей углеводородов с привлечением для этих целей российских и иностранных инвестиций.

    В августе 1993 г. РАО «Газпром» и АО «Росшельф» заключили Соглашение с компанией ВНР (Австралия) о принципах сотрудничества по освоению Приразломного месторождения. В июне 1994 г. между этими компаниями было подписано Соглашение о сотрудничестве по проведению геологоразведочных работ, промышленной оценке и освоению Приразломного месторождения. Компания ВНР на приоритетной основе и условиях риска принимала участие в бурении скв. 3,4,5, обработке данных и составлении технико-экономического обоснования обустройства месторождения.

    1 — нефтяные и газовые месторождения

    В 1993-1994 гг. АО «Росшельф» провело бурение и испытание разведочных скв. 3,4,5, подтвердивших наличие промышленной залежи нефти в пермокарбоновых отложениях.

    Материалы переобработки и переинтерпретации данных сейсморазведочных работ, результаты анализа керна, испытания скважин и интерпретации материалов промыслово-геофизических исследований позволили уточнить геологическое строение месторождения.

    Приразломная структура по кровле пермокарбонового резервуара в виде покрова, облекающего нижележащие образования, имеет размеры 18,3х5,1 км. Ее площадь по предельно замкнутой изогипсе -2547 м составляет 62,35 км2 (рис. 2).

    Материалы переобработки сейсмических разрезов свидетельствуют о более сложном тектоническом строении структуры, чем это представлялось ранее. Так, в ее юго-восточной части выявлена сложная серия разрывных нарушений северо-западного и юго-восточного простирания. Кроме того, выделяются многочисленные слабо выраженные дислокации, которые не поддаются площадному картированию из-за недостаточной плотности сети сейсмопрофилей.

    В целом разрывные нарушения свода Приразломной структуры отличаются по простиранию, протяженности и амплитуде смещения (от первых метров до 100 м и более).

    Продуктивный горизонт, вскрытый четырьмя скважинами, представлен двумя карбонатными пластами-коллекторами различного генезиса. Верхний высокопористый пласт-коллектор, сложенный биокластическими известняками, перекрыт глинами кунгурского яруса, образующими региональную покрышку двумя маломощными (1-2 м) и непроницаемыми пластами, и разобщен на три пласта: Ia, Ib, Ic (рис. 3).

    Нижний пласт-коллектор II представлен относительно плотными известняками карбона. Он слабо выражен в сейсмическом волновом поле из-за низких коллекторских свойств.

    Продуктивный пласт I хорошо коррелируется между всеми скважинами. Пласт Iа выделяется только в разрезе скв. 3 и 4, расположенных в центральной и юго-восточной частях структуры, и представлен переслаиванием высокопористых и низкопористых (до непроницаемых) известняков. Пласт был подвергнут палсоразмыву, в своде и на севере структуры (скв. 1,5) он отсутствует. На восточном крыле в скв. 4 сохранилась лишь его подошвенная часть. Наибольшая мощность пласта отмечается в скв. 3. Пласты Ib и Ic распространены на площади всего месторождения.

    Общая мощность известняков продуктивного пласта I (по данным бурения и сейсморазведки) изменяется в пределах 43-85 м, эффективная — 42-85 м, для продуктивного пласта II (по данным бурения) соответственно 49,5-63,0 и 11,1-26,2 м.

    Площадная невыдержанность эффективной мощности коллекторов пласта II при их низкой пористости (

    Приразломное месторождение

    Приразломное месторождение – первое и в настоящий момент (2019 г.) единственное месторождение на российском арктическом шельфе, где ведется добыча нефти. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании ООО «Газпром нефть шельф» (дочернее общество ПАО «Газпром»).

    Приразломное месторождение находится на шельфе Печорского моря, в 55 км к северу вахтового поселка Варандей и в 320 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар. Глубина моря в районе месторождения составляет 19-20 метров.

    Запасы месторождения оцениваются в 70 млн тонн нефти, проектный годовой уровень добычи – 5,5 млн тонн нефти в год. Нефть, добываемая на Приразломном месторождении выделена в отдельный сорт, получивший название ARCO (Arctic Oil). Сырье имеет высокую плотность, повышенное содержание серы, но вместе с тем – низкое содержание парафинов.

    Добыча нефти ведется со морской ледостойкой стационарной платформы – МЛСП «Приразломная», которая позволяет производить все необходимые для освоения месторождения операции – бурения, добычу, хранение и отгрузку нефти на танкеры. Проектом предусмотрено бурение 32 скважин, устья которых находятся внутри платформы. Также платформа «Приразломная» оборудована специальными системами, позволяющими в случае неконтролируемого выброса нефти и газа перекрывать скважины в течение 10 секунд.

    Приразломное нефтяное месторождение ©PetroDigest.ru
    Страна Россия
    Регион Ненецкий автономный округ
    Местонахождение Шельф Печорского моря, 55 км к северу от посёлка Варандей и 320 км к северо-востоку от города Нарьян-Мар
    Нефтегазоносная провинция Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция
    Координаты 69°15’7″N 57°20’34″E
    Полезное ископаемое Нефть
    Характеристики сырья Сорт нефти ARCO
    Ранг Крупное
    Статус Разработка
    Открытие 1989 г.
    Ввод в промышленную эксплуатацию 19 декабря 2013 г.
    Лицензия на разработку ООО «Газпром нефть шельф» (ПАО «Газпром нефть»)
    Извлекаемые запасы 70 млн тонн нефти
    Уровень добычи 5,5 млн тонн в год (проектный)

    История

    Попытки изучение шельфа Печорского моря исследователи начали предпринимать с 1960-х годов. Но систематическая сейсморазведка стала применяться только в конце 1970-х, когда для этих целей была организована Мурманская геологоразведочная экспедиция (ММГРЭ). В дальнейшем она была переименована сначала в трест «Северморнефтегазгеофизразведка» (в 1985 году), а затем в трест «Севморнефтегеофизика» (в 1988 году).

    Наличие залежей в Приразломной структуре впервые было выявлено сейсморазведкой в 1977 году. В 1980-87 гг. здесь проводились работы по подготовке к глубоководному бурению.

    С 1981 года в пределах акватории Печорского моря производственным объединением «Арктикморнефтегазразведка» проводится разведывательное бурение. Работы осложняются относительно коротким межледовым периодом – около 90 – 120 дней в году. В октябре 1989 года на участке получена первая арктическая нефть на Приразломной площади.

    Дальнейшие работы позволили создать геологическую модель месторождения, а также произвести предварительную оценку запасов пластов.

    Платформа «Приразломная»

    Для освоения месторождения решено было создать морскую ледостойкую стационарную платформу (МЛСП) «Приразломная». Заложена платформа была в декабре 1995 года на производственном объединении «Севмаш».

    Однако спущена на воду платформа была только в через 15 лет – в 2010 году. После спуска МЛСП отбуксировали в Кольский залив для достройки на 35-м судостроительном заводе. В августе 2011 года строительство платформы «Приразломная» было завершено, и она была установлена на выбранном месте в Печорском море.

    В течение следующего года платформу укрепили защитной щебне-каменной бермой. Объем бермы составил свыше 45 000 м3. Параллельно с этим объект проходил независимый аудит с участием таких компаний, как Schlumberger, Halliburton, Kvaerner и ЦНИИ морского флота. По проведению аудита платформа получила заключение о соответствии международным стандартам.

    Добыча нефти на Приразломном месторождении началась 19 декабря 2013 года. Уже в апреле 2014 года была отгружена первая партия арктической нефти, которая получила специальное название – сорт ARCO.

    Транспортировка

    Нефть с Приразломного месторождения отгружается на экспорт – в основном в Северо-Западную Европу, в так называемый регион ARA (Амстердам – Роттердам – Антверпен). Это обусловлено, во-первых, логистической доступность региона, а во-вторых, наличием в нем НПЗ, специализирующихся на переработке тяжелых нефтей, под классификацию которых как раз попадает сорт ARCO.

    На первом этапе нефть с МЛСП «Приразломная» транспортировалась до Роттердама двумя челночными танкерами: «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Дедвейт каждого не превышал 70 тыс. тонн.

    В 2016 году транспортно-логистическая схема отгрузки нефти с Приразломного месторождения была изменена. В цепочку включен танкер-накопитель «Умба», установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска. Он получает нефть не только с Приразломного, но также с Новопортовского месторождения. Такая схема позволяет существенно повысить эффективность поставок за счет сокращения времени кольцевых рейсов танкеров, курсирующих с месторождений, и использования стандартного флота для отправки нефти с плавучего нефтехранилища к потребителю.

    Танкер УМБА относится к классу VLCC и обладает грузовместимостью 300 тыс. тонн. Максимальный грузооборот плавучего перевалочного комплекса составляет 15 млн тонн в год.

    Нефтянка

    Всё о нефти, газе и не только

    Приразломное

    Название: Приразломное нефтяное месторождение

    Расположение: В Печорском море в 60 км от берега.

    Лицензия: Владелец — ООО «Газпром нефть шельф» (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром нефть»).

    Оператор разработки: ООО «Газпром нефть шельф»

    Запасы: На момент начала извлекаемые запасы оценивались более чем в 70 млн тонн нефтяного эквивалента. По состоянию на январь 2017 года на месторождении было построено десять скважин: шесть добывающих, три нагнетательных и одна поглощающая. Всего же к 2023 году планируется пробурить 32 скважины — 19 добывающих, 12 нагнетательных и одну поглощающую. Бурение скважин планируется завершить в 2022 году.

    Добыча: Началась 20 декабря 2013 года. Первая нефть с месторождения была отгружена 18 апреля 2014 года. В 2014 году было добыто 300 тыс. тонн нефти, в 2015 году — 800 тыс. тонн нефти, в 2016 году — 2,15 млн тонн нефти. Выход на проектную мощность — 4,8 млн тонн нефтяного эквивалента — запланирован на 2023 год. Период эксплуатации месторождения — 36 лет.

    Транспортировка: Нефть с месторождения сначала транспортируется на танкер-накопитель «Умба», установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска, дедвейтом 300 тыс. тонн, а уже оттуда отдельными танкерами идет в Европу.

    Особенности: Первый и пока единственный в России проект по освоению углеводородных ресурсов шельфа Арктики. Нефть, добываемая на Приразломном месторождении, получила название Arctic Oil (ARCO).

    Месторождение, как принадлежащее «Газпром нефти», находится под санкциями.

    Чистый убыток ООО «Газпром нефть шельф» в 2014 году, по данным «СПАРК-Интерфакса», составил 3,3 млрд рулей.

    Одна из новелл фильма «Елки 5» происходит на платформе «Приразломная», с которой ведется добыча на месторождении.

    История освоения: Освоение Приразломного — пожалуй, самый известный реализованный долгострой в российской нефтегазовой отрасли. Оно было открыто в 1989 году производственным объединением «Арктикморнефтегазразведка».

    В 1992 году для его освоения была создано ЗАО «Росшельф», где одним из акционеров был «Газпром» с долей в 20%. «Росшельфу» принадлежала лицензия на месторождение.

    Изначально предполагалось разрабатывать Приразломное с привлечением зарубежных инвесторов — в качестве партнеров или финансирующих организаций назывались Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (IFC), BHP Petroleum, Wintershall AG. Заказ на строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» был размещен в 1995 году на ПО «Севмаш» (тогда — ПО «Севмашпредприятие». По расчетам «Росшельфа», добыча на месторождении должна была начаться в 1998-1999 годах, выход на проектный уровень — 5,8 млн тонн нефти в год — в 2001-2002 годах. Всего же добыча должна была вестись до 2020 года.

    Однако иностранные компании по очереди отказывались от участия в проекте. В 1999 году BHP Petroleum — из-за экономической нецелесообразности проекта, а в 2001 году ее преемник — Wintershall AG — сообщил о заморозке проекта как минимум на год из-за невозможности договориться по условиям соглашения о разделе продукции.

    В итоге в 2001 году было принято решение, что Приразломное будут разрабатывать три российских компании: «Газпром», «Росшельф» и «Роснефть». Лицензия была передана в совместное предприятие «Росшельфа» и «Роснефти» — ООО «Севморнефтегаз». В 2002 году «Севморнефтегаз» подписал с «Севмашем» контракт на достройку платформы. Разумеется, срок ее сдачи сдвинулся на 2004 год, а добыча первой нефти на месторождении — на 2005 год. Интересный факт — в качестве основы «Приразломной» взяли подержанную платформу Hutton TLP, которую выкупили у Conoco. Ранее руководство «Росшельфа» и «Газпрома» выступало категорически против покупки подержанной платформы за рубежом.

    Однако денег на постройку платформы не было, сроки завершения строительства постоянно переносились. В 2004 году из проекта ушла «Роснефть» — компания продала свои доли в «Росшельфе» и «Севморнефтегазу» «Газпрому», который по сути стал единственным оператором проекта.

    В итоге платформа была готова в 2010 году, а после отбуксирована в Мурманск, где ее достраивали и балластировали бетоном. В августе 2011 года платформа была установлена на месторождении, а в декабре 2013 года началась добыча нефти Приразломного.

    Текущий статус: Ведется добыча, идут работы по строительству новых скважин, планируется выход на максимальную добычу.

    Происшествия: 18 сентября 2013 года активисты «Гринпис» попробовали проникнуть на платформу «Приразломная», с которой ведутся работы на месторождении. Им это не удалось, судно активистов Arctic Sunrise было арестовано и 24 сентября вместе с командой (30 человек) доставлено в Мурманск. Команда обвинялась в пиратстве, а также хранении и контрабанде наркотических средств. Однако в связи с амнистией команда в итоге была выпущена. 9 августа 2014 года корабль вернулся в Амстердам. В октябре 2014 года Следственный комитет прекратил дело в связи с амнистией.

    Платформа для большого старта

    Сегодня проект разработки Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря по праву считается символом первенства России в промышленном освоении Арктики. Более 2 млн тонн добытой нефти, долгосрочные контракты с НПЗ Северо-Западной Европы, отлаженная логистика в сверхжестких арктических условиях – список достижений внушителен. Однако мало кому известно, что история Приразломного могла закончиться, так, по сути, и не начавшись, в далеком 1989 году

    Сегодня проект разработки Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря по праву считается символом первенства России в промышленном освоении Арктики. Более 2 млн тонн добытой нефти, долгосрочные контракты с НПЗ Северо-Западной Европы, отлаженная логистика в сверхжестких арктических условиях – список достижений внушителен. Однако мало кому известно, что история Приразломного могла закончиться, так, по сути, и не начавшись, в далеком 1989 году

    Межледовый период в юго-восточной части Баренцева моря не превышает 120 дней. Поэтому производственному объединению «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), которое занималось разведкой Приразломного, предстояло совершить настоящий подвиг. За неполных три месяца необходимо было доставить на площадь работ плавучую буровую установку «Кольская», установить ее на точке, пробурить скважину глубиной свыше 3 тыс. м, провести ее испытание и консервацию, после чего отбуксировать буровую на базу. «На счету был буквально каждый день, – поделился воспоминаниями руководивший в то время работами по испытанию скважины № 1 Олег Заливчий. – До подхода льдов оставалось крайне мало времени, погода в море ухудшалась, пенетрация (заглубление) опор была минимально допустимой из-за плотного песчаного дна». Но, как выяснилось позднее, главной проблемой был не цейтнот и не риск срыва буровой.

    В ходе испытаний из скважины был получен приток нефти с запахом сероводорода, при этом максимальный дебет составил всего 80 кубометров в сутки. Результат, при котором, в принципе, достаточно логичным решением было бы прекращение работ. Однако главный геолог АМНГР Юрий Федоровский согласился с предложением Олега Заливчего провести соляно-кислотную обработку призабойной зоны скважины (впервые на шельфе), как это обычно делается при работе с карбонатами пермских отложений.

    После проведения операции и очистки скважины команда проекта получила дебит нефти 400 кубометров в сутки. Одно правильное решение – и месторождение стало первым в Арктике, а не пополнило список перспективных, но недоразведанных.

    Впрочем, и тогда до символа Приразломному было еще очень далеко. В 1990 годы проект «Приразломное», как и вся страна, переживал непростые времена – от торжественной закладки морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная» на «Севмаше» в декабре 1995 года до спуска на воду прошло долгих 15 лет. Зато дальше события разворачивались стремительно. В 2010-м «Приразломную» отбуксировали в Кольский залив для достройки на 35-м судоремонтном заводе. Уже в августе 2011-го строительство платформы было завершено, и она заняла свое место в Печорском море.

    В течение 2012 года платформу укрепили защитной щебне-каменной бермой (ее объем – свыше 45 тыс. кубометров), одновременно с этим объект проходил независимый комплексный экспресс-аудит с участием специалистов таких грандов, как Kvaerner, Schlumberger, Halliburton и ЦНИИ морского флота. Целью было определение рисков для этапа пусконаладочных работ проекта, а также анализ его соответствия международным стандартам и нормативным документам Российской Федерации. По результатам аудита эксперты отметили соответствие МЛСП «Приразломная» международным стандартам. Добыча нефти на Приразломном началась в декабре 2013 года, а спустя еще пять месяцев, в апреле 2014 года, первая партия арктической нефти сорта ARCO отправилась к европейским потребителям.

    Приразломная оптимизация

    Приразломное – первое и пока единственное месторождение на российском шельфе Арктики, где ведется добыча нефти. В 2013-2014 годах на месторождении было добыто более 300 тыс. тонн нефти, в 2015 году эта цифра возросла более чем в 2,5 раза. Сегодня добыча ведется из четырех скважин, а всего построено восемь: помимо добывающих, действуют три нагнетательных и поглощающая. К 2023 году количество скважин увеличится до 32 (19 добывающих, 12 нагнетательных, одна поглощающая).

    Важным этапом для Приразломного стал декабрь 2015 года, когда Роснедра утвердили изменения к технологической схеме проекта. Согласно документу, период стабильной добычи на Приразломном месторождении за счет повышения эффективности разработки продлен на два года (с трех до пяти лет), при этом объем добычи нефти за этот период должен увеличиться в 1,8 раза – до 23,1 млн тонн – за счет использования рационального бурения. И это количество должны дать 32, а не 36 скважин, как предусматривал первоначальный план. Сокращение капитальных затрат на бурение, соответственно, позитивно скажется на общей экономике проекта. На пике актив будет давать 4,8 млн тонн нефти в год. Кроме того, обновленная технологическая схема предусматривает рост суммарного объема геологических запасов Приразломного месторождения по категориям С1 и С2 на 12%, до 263 млн тонн, – это результат переинтерпретации сейсмических данных, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых. Период эксплуатации Приразломного нефтяного месторождения, соответственно, увеличен до 35 лет. 2016 год был отмечен для проекта разработки Приразломного еще одним важнейшим событием – изменением транспортно-логистической схемы. Если раньше для доставки нефти с «Приразломной» в Роттердам использовалось два челночных танкера дедвейтом по 70 тыс. тонн – «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», – то начиная с февраля, сырье сначала транспортируется на танкер-накопитель «Умба», установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска, дедвейтом 300 тыс. тонн, а уже оттуда отдельными танкерами идет в Европу. «Использование плавучего нефтехранилища «Умба» позволило компании более гибко подходить к планированию объемов танкерных партий: укрупнить поставляемые партии сырья, оптимизировать стоимость фрахта и тем самым повысить эффективность экспорта нефти арктических сортов, – пояснил управляющий директор компании Gazprom Neft Trading GmbH Виталий Вяткин. – Размещение перевалочного комплекса в незамерзающем Кольском заливе позволило существенно повысить эффективность поставок за счет сокращения времени круговых рейсов танкеров, обеспечивающих доставку нефти с Новопортовского и Приразломного месторождений, и использования стандартного флота для отправки нефти потребителям».

    Сами европейские потребители приняли арктическую нефть нового сорта ARCO на ура. Основным целевым рынком для сырья с Приразломного была выбрана Северо-Западная Европа, а точнее – так называемый регион ARA (Амстердам – Роттердам – Ан- тверпен). По информации Виталия Вяткина, выбор обусловлен в первую очередь логистической доступностью и импортозависимостью региона, а также наличием в нем заводов, специализирующихся именно на переработке тяжелых нефтей, сходных по качеству с ARCO. Действительно, нефть Приразломного месторождения отличается высокой плотностью, повышенным содержанием серы и, напротив, низким – парафина.

    В 2014-2015 годах европейские потребители получили 1,1 млн тонн нефти ARCO, весь 2016 год закрыт новым долгосрочным контрактом с одной из крупнейших европейских нефтяных компаний.

    Сегодня «Газпром нефть» активно работает над расширением пула покупателей нефти ARCO, тем более что после корректировки транспортно-логистической схемы появилась возможность поставок нового сорта в любую точку Старого Света. Первой ласточкой стала отгрузка ARCO в средиземноморский регион в начале 2016 года. В перспективе география поставок арктической нефти может быть расширена за счет рынков Азиатско-Тихоокеанского региона – по Северному морскому пути.

    «Тюнинг» для платформы

    Несмотря на уже достигнутую эффективность проекта, развитие «Приразломной» не останавливается, и уже в 2016 году стартует изначально интегрированный в схему освоения месторождения процесс технического перевооружения платформы.

    В рамках программы техперевооружения МЛСП повысится эффективность 37 систем платформы. Изменения затронут технологический, энергетический и буровой комплексы, а также комплекс механического оборудования, обеспечения жизнедеятельности и безопасности, автоматизированную систему безопасности, системы навигации, связи и телекоммуникаций.

    Пожалуй, ключевой проект в этом списке – модернизация бурового комплекса, включающая, в частности, переход с буровых растворов на водной основе на инвертно-эмульсионный буровой раствор. Это необходимо для строительства 11 наклонно направленных скважин глубиной более 6 тыс. м по стволу, с горизонтальными участками до 1 тыс. м и со смещением от центра скважин до 4 тыс. м.

    Еще одно важное направление развития проекта – совершенствование береговой инфраструктуры. Уже на лето нынешнего года запланирован ввод в эксплуатацию второй и третьей очередей вахтового поселка Варандей, который станет надежной базой для работающих на платформе вахтовиков.

    А в конце 2017-го должен заработать ведомственный вертодром «Газпром нефть шельфа». К 2022 году на месторождении должен быть закончен процесс бурения последней, 32-й, скважины, что выведет в 2023 году месторождение на пик добычи в 4,8 млн тонн и сделает его важным звеном достижения стратегической цели «Газпром нефти» – сохранить добычу на уровне 100 млн т.н.э. к 2025 году.

    Материал был опубликован в журнале «Сибирская нефть»

  • Сергей Климович/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Four-Rooms.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: