Южно китайское море на карте спорные острова

Можно ли построить искусственный архипелаг островов на океанских рифах? Китайцы уверены, что да!

Южно китайское море на карте спорные острова

Вид с небес: как китайцы строят острова на спорной территории

Эти острова — рай для туристов. Белый песок на пляжах, на которые игриво набегают бирюзовые волны. Легкий морской ветерок. Но рай этот искусственный, именно искусственный, а не призрачный, и вместо туристов его населяют военные. Райские острова начали появляться в Южно-Китайском море в последние месяцы. Они стали козырными картами Пекина во все более обостряющемся конфликте между Китаем и другими азиатскими странами за суверенитет над морскими просторами этого региона.

Что ж, посмотрим, что из этого выйдет, а пока давайте проследим, что уже получилось. Помогут нам в этом снимки со спутника.

1. Китай намывает гигантские песочные массы на рифы и мели, искусственно увеличивая количество островов архипелага Спратли. Азиатские соперники Китая рассматривают эту его деятельность как попытку наложить руку на все Южно-Китайское море.

2. Новые острова способны выдерживать большие здания, человеческие поселения и разведывательные системы, включая радары. Поэтому китайское «островостроение» вызывает беспокойство Вьетнама, Филиппин и других стран Юго-Восточной Азии, которые тоже претендуют на Спратли.

3. Начиная с апреля, Филиппины забрасывают Китай протестами, обвиняя его в превращении двух рифов в острова. Игра Китая в Бога, создавшего сушу и моря, нервирует и Вашингтон. Штаты опасаются, что искусственные острова помогут Китаю в установлении более продвинутых систем слежения и станут местами переснаряжения китайских флотов. В перспективе «островостроение» будет служить дальнейшему продвижению Китая в западной части Тихого океана.

4. Помимо военных целей, создание искусственных островов позволит КНР предъявить эксклюзивные претензии на экономические зоны в пределах 200 морских миль от каждого построенного им острова, как это предусматривается Конвенцией ООН о морских законах. Таким образом Китай, создавая искусственные острова, прихватывает еще и 200 морских миль вокруг них.

5. Китай, отвечая на критику в его адрес, заявляет, что он строит острова в архипелаге Спратли на законном основании, поскольку этот архипелаг его территория. В прошлом месяце китайский МИД вновь провозгласил, что «Китай обладает бесспорным суверенитетом над островами Нанша». (Нанша — китайское название Спратли.)

6. Китай с помощью песка и бетона на данном этапе создал более 1,5 кв. км суши в районе Спратли. Фактически за последний месяц Пекин возвел огромную стену из песка в районе спорных островов.

7. Создание искусственных островов — удобный способ присоединить к ним соседние, а также объявить свои права на близлежащую акваторию: по данным геологоразведки, в Южно-Китайском море сосредоточены колоссальные запасы энергоресурсов.

8. Начиная с января этого года, Китай строит еще четыре острова величиной от 20 до 40 акров. Они, скорее всего, будут иметь военное назначение, судя по создающимся на них сооружениям. Но острова будут не только военными базами или буровыми вышками. Они станут навечно китайской территорией!

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Искусственные острова Китая

В 2014 году в акватории Южно-Китайского моря началось создание китайских искусственных островов. Буквально за год китайским инженерам удалось создать несколько участков суши общей площадью больше 4 км₂.

Строительство подобного острова начинается с геологической разведки. Специалисты изучают рельеф морского дна и подбирают подходящие возвышенности. Это могут быть затопленные островки, подводные скалы или коралловые рифы. Только после этого на выбранный участок привозят строительные материалы, в том числе, особый бетон, предназначенный для гидротехнических сооружений. Затем специальные установки поднимают со дна моря песок и распыляют его в выбранном направлении, пока не образуется достаточно высокий участок суши.

Причины создания искусственных островов

Китайская сторона и раньше занималась созданием искусственных островов, например, возле Гуанчжоу. Но тогда новые участки суши были нужны исключительно для увеличения сухопутной территории страны. Теперь же за инженерными решениями скрываются вполне конкретные геополитические задачи.

Контроль над Парасельскими островами и архипелагом Спратли

Формально оба архипелага считаются нейтральной территорией, но за право обладать ими борются сразу 6 государств: КНР, Вьетнам, Филиппины, Бруней, Тайвань и Малайзия. Интерес к маленьким, каменистым островкам вызван, в первую очередь, их выгодным географическим положением, а также наличием в Южно-Китайском море нефтяных и газовых месторождений. По подсчётам специалистов, запасы полезных ископаемых в материковом шельфе настолько велики, что могут обеспечить Китаю новый промышленный рывок.

С момента образования КНР китайские власти считали эти острова своими. Даже на отпечатанных в Китае географических картах Спратли и Парасельские острова обозначены как часть Поднебесной. В 1980-е годы территориальный спор по поводу принадлежности двух архипелагов даже вылился в вооружённое столкновение между Вьетнамом и Китаем. В ходе боевых действий погибли 70 человек.

В 2016 году Гаагский арбитражный суд пришёл к выводу, что КНР не имеет права на владение Спартли и Парасельскими островами. Однако китайские власти назвали это решение необоснованным и продолжили свою морскую экспансию.

Расширение китайской акватории

Международное морское право гласит, что акватория государства должна представлять собой двухсотмильную зону. Причём, это расстояние отсчитывается от крайней сухопутной точки, принадлежащей данному государству. Морские и океанические просторы, выходящие за пределы этой зоны и не являющиеся акваторией другой страны, считаются нейтральными. Таким образом, появление новых участков суши должно привести к пересмотру морских границ между государствами, имеющими выход к Южно-Китайскому морю.

Контроль над Южно-Китайским морем, наращивание военного присутствия и защита водных транспортных путей

Искусственные острова стремительно милитаризируются. Фотоснимки, сделанные американскими спутниками, показывают, что на новых островах уже появились зенитные и противоракетные комплексы. Всё это говорит о том, что Китай намерен наращивать свою военную мощь на данных территориях и расширять сферы своего влияния.

Военно-морские силы, базирующиеся на новых островах, также отвечают за две важных, стоящих перед Китаем задачи:

  • Обеспечение безопасности транспортировки нефти из арабских стран,
  • Защита китайских буровых установок.

Всё это означает огромные таможенные пошлины, поступающие в китайскую казну, и беспрепятственную разработку нефтяных и газовых месторождений.

Возможные последствия

Территориальный конфликт в Южно-Китайском море может привести к далеко идущим последствиям. На региональном уровне китайская экспансия уже привела к локальным стычкам. Во Вьетнаме — втором претенденте на господство в этих водах — уже прошла целая череда антикитайских митингов и маршей протеста. В результате было разгромлено несколько китайских предприятий, а само пребывание граждан КНР на территории Вьетнама стало крайне небезопасным.

На высшем уровне этот конфликт означает сплачивание стран Юго-Восточной Азии вокруг США — сильнейшего геополитического противника КНР. По мнению ряда аналитиков, дальнейшая китайская экспансия может привести к началу вооружённой борьбы за господство на Тихом океане.

Пороховая бочка Юго-Восточной Азии

В последние годы регулярными стали сообщения об обострениях отношений между Китаем и его соседями в Юго-Восточной Азии из-за спорных островов в Южно-Китайском море. Парасельские острова и архипелаг Спратли уже не раз становились местом вооружённых столкновений. Наиболее значимые из них произошли в 1974 и 1988 годах между китайцами и вьетнамцами.

Море раздора

Несколько сотен островков, атоллов, рифов и отмелей разбросано по громадным просторам Южно-Китайского моря. Впрочем, во Вьетнаме это море именуется Восточным, а на Филиппинах в 2012 году указом президента Акино III оно официально переименовано в Западно-Филиппинское.

По этому морю с давних времён проходили важнейшие торговые маршруты Азии, связывающие Китай с Индией и Ближним Востоком. Эти маршруты не потеряли своего значения и по сей день: более половины морского грузопотока мира проходит через Малаккский пролив и Южно-Китайское море.

Ныне претендующие на контроль над островами в центральной части Южно-Китайского моря Китай и Вьетнам утверждают, что данные острова много веков входили в состав их государств. Свои претензии они обосновывают старинными картами сомнительного происхождения.

В действительности, острова были нанесены на карту европейскими мореплавателями в середине XIX века, тогда же они получили и нынешние названия. В 1920 года о своём суверенитете над островами объявила Франция, включившая их в состав Французского Индокитая. В годы Второй мировой войны на островах находились посты японских войск.

Начиная с 1946 года китайские власти – как гоминьдановский режим, так и сменившие его коммунисты – рассматривали все острова Южно-Китайского моря как «исконно-китайские территории». Такой подход делал 95% акватории моря китайскими территориальными водами. В официальном виде претензии КНР были сформулированы в 50-е годы и с тех пор не менялись. Схожую позицию занимают и власти «альтернативного» китайского государства – Китайской Республики на Тайване.

Свои претензии на часть расположенных в Южно-Китайском море островов и его акватории предъявили и остальные государства региона – Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней.

Два десятилетия споры ограничивались громкими заявлениями, но в конце 60-х годов их подхлестнуло обнаружение в Южно-Китайском море больших запасов нефти и природного газа. После этого все заинтересованные стороны начали принимать меры к переводу своих территориальных претензий из сферы заявлений в сферу установления прямого контроля над спорными островами, рифами, скалами и отмелями. Это не могло не повлечь за собой прямых вооружённых столкновений.

Парасельские острова

Парасельские острова (по-китайски Сиша, по-вьетнамски Хоангша) – группа необитаемых островков и рифов суммарной площадью 8 квадратных километров в северной части Южно-Китайского моря. Они расположены в 230 километрах к югу от китайского острова Хайнань и в 200 километрах к востоку от Вьетнама.

С 50-х годов восточную группу островов, Амфитрита, контролировали власти КНР, а западную, Круассан, – Южного Вьетнама.

В начале 1974 года, в обстановке нормализации отношений КНР с США, китайские власти приняли решение о захвате группы островов Круассан. Они опасались, что в случае скорого неизбежного падения сайгонского режима на островах появятся северовьетнамцы, за которыми стоял СССР.

15 января 1974 года два китайских «мирных рыболовецких траулера» №№ 402 и 407, вооружённых пулемётами, подошли к четырём необитаемым островам группы Круассан и установили на них флаги КНР. На одном из них – острове Дункан – был высажен под видом «мирных рыбаков» батальон морской пехоты НОАК, приступивший к возведению укреплений.

На следующий день в район прибыли два южновьетнамских корабля. Их матросы сняли флаги КНР на трёх островах и обстреляли китайцев на острове Дункан. Также произошли перестрелки с китайскими траулерами.

Рано утром 19 января к острову Дункан из Дананга прибыли ещё два южновьетнамских корабля, на борту которых находился взвод южновьетнамских коммандос. Они высадились с лодок на остров, но были отброшены превосходящими силами китайцев и вынуждены были вернуться на корабли. В бою погибло трое коммандос.

В 10:25 у острова Дункан вспыхнул морской бой. С южновьетнамской стороны в нём участвовали 4 корабля – три фрегата (HQ-4 «Чан Кхань Зы», HQ-5 «Чан Бинь Чонг» и HQ-16 «Ли Тхыонг Киет») и один корвет (HQ-10 «Нят Тао»). Это были переданные Южному Вьетнаму бывшие корабли береговой обороны США, построенные в годы Второй мировой войны. Они были тихоходными, но обладали мощным (в теории) артиллерийским вооружением.

Читайте также  Пальма де майорка на карте мира

Однако все корабли находились в плохом техническом состоянии. Например, на«Нят Тяо» не работал один из двух двигателей, у «Чан Кхань Зы» не могло стрелять носовое орудие.

Тем не менее, южновьетнамские корабли были крупнее и мощнее противостоящих им шести китайских корветов. «Чан Кхань Зы» и «Чан Бинь Чонг» обошли остров Дункан с севера, «Ли Тхыонг Киет» и «Нят Тяо» – с юга, обнаружив за островам 4 китайских корвета и 2 траулера. Вспыхнул бой на встречных курсах, быстро превратившийся в беспорядочную свалку. Первыми с китайской стороны в бой вступили №№ 271, 274, 389, 396 – построенные в КНР в 50-е годы по лицензии советские малые противолодочные корабли проекта 122 «Кронштадт».

Описания боя с китайской стороны полны примеров яркого героизма:

«Тяжелораненый заряжающий Го Юйдун не покинул свой боевой пост. Когда борт корабля пробил вражеский снаряд, матрос бросился на пробоину и заткнул её своим телом. Он спас корабль, пожертвовав своей жизнью».

Тяжело повреждён был «Ли Тхыонг Киет», а на «Нат Тяо» вышел из строя последний работающий двигатель. Тем не менее, поначалу южновьетнамцы брали верх. Китайский корабль № 274 потерял ход из-за тяжёлых повреждений, № 396 вынужден был выбросится на мель, чтобы не затонуть. № 271 загорелся и, по мнению вьетнамцев, затонул, но китайцы утверждали, что он поставил дымовую завесу для выхода из боя.

Ход боя переломило появление двух кораблей класса «Хайнань», №№ 281 и 282, шедших на полном ходу на помощь своим. Первый же выстрел орудия одного из них пустил ко дну обездвиженный «Нат Тяо», после чего три уцелевших, но повреждённых южновьетнамских корабля поспешно ретировались с поля боя, вернувшись в Дананг.

При этом они даже не попытались спасти членов экипажа «Нат Тяо», которым пришлось несколько дней дрейфовать на спасательных плотах без запасов пищи и воды. Спас вьетнамских моряков голландский танкер «Копионелла».

20 января 1974 года китайские МиГи-21 с базы на Хайнане бомбили остров Паттль. Затем на острове высадились китайские морпехи. Гарнизон в составе 48 южновьетнамских солдат и 1 американского военного советника капитулировал без боя. Позднее они были отправлены на родину через Гонконг.

Таким образом, Парасельские острова были полностью захвачены КНР. По официальным данным, во время боёв погибло 53 вьетнамца и 18 китайцев.

Вопреки призывам из Сайгона, США никак не вмешались в конфликт. Более того, кораблям 7-го флота было приказано держаться подальше от спорных вод, чтобы случайно не спровоцировать столкновения с китайцами.

События 1974 года на Парасельских островах на долгие десятилетия были забыты во Вьетнаме, ибо сражались против китайцев на островах те, кого до сих пор во Вьетнаме принято называть «сайгонскими марионетками». Но в январе 2014 года 30-летие боёв впервые широко отмечалось во Вьетнаме. Премьер-министр Нгуен Тан Зунг отметил, что необходимо вернуть в историю Вьетнама и тех бойцов Южного Вьетнама, что сражались за нашу родину против внешних врагов. Вьетнамские газеты разместили на своих страницах несколько статей, воспевающих героизм солдат, сражавшихся в 1974-м.

Архипелаг Спратли

Острова Спратли (по-китайски Наньша, по-вьетнамски Чыонгша, по-филиппински Калаян) расположены в южной части Южно-Китайского моря. Более сотни островков, рифов и атоллов суммарной площадью 5 квадратных километров разбросаны на обширных морских просторах в 400 тысяч квадратных километров.

Южновьетнамские власти с начала 70-х годов контролировали шесть островов архипелага. Узнав в начале апреля 1975 года об эвакуации южновьетнамских войск с нескольких из них, северовьетнамское командование спешно провело операцию по их захвату, опасаясь занятия островов «враждебными государствами».

До наступления рассвета 14 апреля 1975 года спецназовцы из 126-го сапёрного полка Вьетнамской народной армии, приплыв из Дананга на рыбацких лодках, высадились на острове Саутвест Кей (по-вьетнамски Шонгтутэй). После часового боя находившиеся здесь южане сдались. В конце апреля 1975 года, за несколько дней до падения Сайгона, северянами были захвачены остальные 5 островов.

В период войны против французских колонизаторов, а затем южновьетнамского режима и его американских союзников власти Северного Вьетнама, заинтересованные в поддержке со стороны КНР, старались не акцентировать вопрос о принадлежности спорных островов. Но уже через месяц после падения Сайгона вьетнамская пресса публиковала карты своей страны, на которых Парасельские острова и Спратли обозначались как территория Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). В 1979 году Ханой официально заявил о своих претензиях на все спорные острова, с начала 80-х годов постепенно обустраивал свои посты на одном островке за другим.

Данные действия вызвали протесты и ответные действия со стороны других стран региона. В архипелаге Спратли развернулась настоящая «гонка за острова». В итоге она закономерно привела к столкновению вьетнамцев с КНР.

В 1987 году, под предлогом выполнения поручения ЮНЕСКО о создании метеостанции, китайцы разместили свои посты на ряде островов. Обнаружив это, вьетнамцы ускорили взятие архипелага под свой контроль.

В марте 1988 года около 100 военных строителей из инженерного полка Е-83 отправились к Джонсон-рифу на двух 500-тонных армейских транспортах HQ-604 и HQ-605 (бывшие американские суда времён Второй мировой, переданные Южному Вьетнаму) для сооружения постов.

Вечером 13 марта они прибыли на место. На рассвете 14 марта подразделение под командованием младшего лейтенанта Чан Ван Фыонгу высадилась на Джонсон-рифе и водрузило на нём вьетнамский флаг. Вскоре около островов появились три китайских фрегата «Наньчун», «Сянтань» и «Интань». Эти корабли относились к типу 053, разработанному на основе советских сторожевиков проекта 50 «Горностай» (по классификации НАТО – класса «Рига»).

С них на риф была высажена партия китайских моряков. Вспыхнула потасовка, затем китайцы открыли огонь из АК-47. Вьетнамских строителей, в большинстве не имевших при себе оружия, китайцы добивали штыками.

Одновременно фрегаты открыли огонь по вьетнамским транспортам. HQ-604 быстро затонул, HQ-605 загорелся и ретировался, но тоже затонул на обратном пути во Вьетнам.

Бой продолжался менее получаса. В его ходе погибло 68 вьетнамцев, 9 было взято в плен. С китайской стороны был ранен 1 моряк.

Вьетнам в конфликте рассчитывал на помощь советского флота, дислоцировавшегося в то время в Камрани, но не получил её. Более того, советское руководство, заинтересованное в то время в восстановлении отношений с КНР, даже отказалось сделать дипломатическое заявление с осуждением Китая.

Текущая ситуация

В настоящее время КНР полностью контролирует Парасельские острова.

Под контролем КНР также находятся восемь или девять коралловых рифов и скал в архипелаге Спратли, Вьетнам контролирует от 21 до 29 островков, Филиппины – от 8 до 10, Малайзия – 5, Бруней – 2. Китайская республика (Тайвань) контролирует один, зато самый крупный остров в группе Спаратли, Тайпиндао, на котором построена взлётно-посадочная полоса.

Ситуация вокруг спорных архипелагов в последние годы остаётся напряжённой. Под лозунгом «защиты свободы судоходства в международных водах» в конфликт всё больше вовлекаются и такие далёкие от региона страны как США, Индия и Япония.

  • Vo Nguyen Giap. The General Headquarters in the Spring of Brilliant Victory – Hanoi, 2002
  • Katherine Morton. China’s ambition in the South China Sea: is a legitimate maritime order possible? / International Affairs 92: 4, 2016
  • Min Gyo Koo. Island Disputes and Maritime Regime Building in East Asia: Between a Rock and a Hard Place – Springer, 2010
  • Канаев Е. А. Вооружённый конфликт из-за Парасельских островов (1974 год) – Обозреватель. 2005. № 7. С. 90–96.
  • Сюннерберг М. А. Военный конфликт и-за островов Спратли в 1988 году: реакция во Вьетнаме – Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2014. № 23. С.131–136.

Колониальные войны и конфликты деколонизации · контрпартизанские операции и гражданские войны второй половины XIX века — первых трёх четвертей ХХ века

Карта дня: Южно-Китайское море – война всех против всех

Южно-Китайское море является настоящим «яблоком раздора» сразу между несколькими странами. На небольшие острова и атоллы предъявляют претензии друг к другу Япония, Китай, Тайвань, Малайзия, Филиппины, Бруней и Вьетнам. США называют этот регион первым, в котором в мире может вспыхнуть масштабная война.

В России принято считать, что основные территориальные претензии у Китая существуют именно к нам. Однако все представления о «китайской угрозе России» меркнут перед тем, как происходят территориальные споры в Южно-Китайском море.

Друг Блога Толкователя Андрей Якубов кратко напоминает о «конфликте всех против всех» в Южно-Китайском море.

Китай имеет наибольшее количество территориальных споров со своими соседями. Он предъявляет права на Острова Сенкаку, Острова Спратли и Парасельские острова. Несмотря на то, что Япония контролирует острова Сенкаку с момента окончания Второй мировой войны, и её суверенитет над ними признается другими странами, включая США. Китай же требует признания его суверенитета над этими островами.

Кроме того, компартия Китая официально никогда не признавала суверенитет Японии над архипелагом Рюкю, в который входит Окинава.

В Южно-Китайском море нерешённые территориальные споры продолжаются между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, Тайванем, Малайзией, и Брунеем. Претензии сторон предъявляются, главным образом, на острова Спратли, состоящие из 21 острова, 50 затопленных атоллов и 28 частично затопленных рифов. Континентальный шельф островов охватывает 800 тысяч квадратных километров. Кроме этого Китай и Вьетнам ведут довольно жёсткую борьбу за Парасельские острова, находящиеся к югу от острова Хайнань.

(Официальная карта с обозначенной границей акватории в Южно-Китайском море)

В 1939 году военное правительство Японии объявило о своём решении занять острова Спратли. Когда Япония посчитала острова «подлежащими своей юрисдикции», Франция 4 апреля 1939 года выразила протест. Во время Второй мировой войны Франция защищала Спратли от посягательств Японии. В 1949 году Вьетнам «унаследовал» от Франции её права на Парасельские острова и острова Спратли.

Вьетнам приводит т.н. «эффективный суверенитет» в качестве главного обоснования своих претензий. Согласно Сан-Францисскому мирному договору, Япония отказалась от всех прав и претензий на острова Спратли и Парасельские острова. В период с 1956-го по 1963 годы вьетнамские морские силы воздвигли на островах Спратли стелы, обозначающие суверенитет Вьетнама над этими территориями.

Наиболее активным претендентом на территории и акваторию в регионе является Китай. В 1909-м им были заняты некоторые острова из группы Сиша (Парасельские). В 1946 году Китай захватил острова Иту-Аба (группа Спратли) и Пу-Лан (Парасельские острова). В 1950-х КНР захватила часть Парасельских островов и продолжила оккупацию их составшейся части в 1974 году. Вьетнам считает эти захваты противоречащими международному праву и обвиняет США в тайном сговоре с КНР.

В январе 1974 года китайские военные заняли острова, на которых находились военнослужащие Южно-Вьетнамского режима. После этого Пекин провозгласил суверенитет КНР над островами Спратли. После завоевания Южного Вьетнама в 1975 году, армия социалистического Вьетнама направила свои усилия на оккупацию островов из группы Спратли, ранее контролировавшихся Сайгонским режимом. В 1978 году Вьетнам и Филиппины договорились начать переговоры, но не смогли достичь консенсуса по вопросу своих претензий в отношении Спратли. В конце 1982 года, во время визита в Индонезию, министр иностранных дел Вьетнама продемонстрировал гибкость в вопросе претензий обеих стран в отношении островов Натуна. В 1984 году Ханой сделал аналогичный жест в отношении Малайзии, желая способствовать разрешению их спора в отношении рифа Амбоина.

Читайте также  Брест на карте россии

В 1988 году произошли события, по-видимому, связанные с проблемой Камбоджи, т.к. они потенциально усиливали позицию КНР за столом будущих переговоров. Спор между Вьетнамом и КНР из-за островов Спратли перерос в обмен беспрецедентными актами враждебности. Вслед за военными столкновениями произошел обмен взаимными обвинениями. Многочисленные призывы Вьетнама к Китаю урегулировать проблему дипломатическим путем встретили одобрение мирового сообщества (в первую очередь США и Австралии), однако не нашли отклика в Пекине. Положительные изменения в районах вьетнамо-китайской границей стали наблюдаться лишь в 1989 году, что было связано с решением Вьетнама полностью вывести свои силы из Камбоджи (как раз это было одним из основных условий КНР).

Ниже претензии других стран на острова в группе Спратли:

Риф Мишиф принадлежит к группе Спратли. Он был открыт Генри Спратли в 1791 году и назван в честь одного из членов экипажа судна, германского моряка Герберта Мишифа. КНР направила в район рифа несколько судов и возвела примитивные конструкции на прилегающих островках. В заявлении Пекина по этому поводу говорилось, что сооружения предназначены для обслуживания китайских рыболовецких судов. Однако в Маниле конструкции отнесли к сооружениям «военного характера». Фотографии, сделанные с филиппинских самолетов, свидетельствовали о том, что сооружения явно не похожи на убежища для рыбаков — на них просматривались радарные системы.

Остров Иту-Аба используется для отдыха рыбаками с Тайваня. Остров расположен в северо-западной части архипелага Спратли вблизи рифа Чен Хо (банка Тизард). В 1938-м Метеорологическая служба Индокитая учредила на этом острове метеостанцию, находившуюся под французским контролем с 1938-го по 1941 год. В 1941 году остров и станция были захвачены Японией.

8 июня 1956 году посланные Тайванем войска оккупировали «остров Тайпин» (остров Мирный – так переводятся китайское название «Тайпин» и местное «Иту-Аба»), который, кстати, является крупнейшим в группе Спратли. Вьетнам заявил, что «по крайней мере, ещё в 1973 году на острове стоял знак с надписью на французском языке «Франция – остров Иту Аба и зависимые территории – 10 августа 1933 года». С 1955 года Тайвань претендует на полное владение районом банки Тизард включая остров Иту-Аба в его западной части, Центральный риф – в центральной, и Песчаный риф – в восточной части.

Начиная с конца Второй мировой войны, военно-морские силы Тайваня находятся на острове в течение уже более 50 лет. Тайваньский гарнизон занимает Иту-Аба на постоянной основе, поддерживая в надлежащем состоянии дороги и объекты военной инфраструктуры. Остров имеет хорошую дорожную сеть.

Острова Калайян (Kalayaan), как называют на Филиппинах часть островов Спратли, лежащих к западу от Филиппинского архипелага. Воды Калайян богаты рыбой и представляют интерес как потенциально нефтеносный район. В 1956 году острова посетил адвокат из Манилы Томас Клома. Он провозгласил их своим владением, присвоил им имя «Калайян» («Земля Свободы»), а затем обратился к филиппинскому правительству с просьбой принять их под свой протекторат.

Вьетнам с иронией отнесся к претензии Томаса Клома «на «открытие» вьетнамских островов Тхыонг Са» и высмеял концепцию Филиппин, согласно которой острова Спратли были «ничейной землей». Манила регулярно пытается добиться от США заявления о том, что они поддерживают притязания Филиппин на острова Калайян в соответствии с Договором о взаимной обороне. США регулярно отказывает Маниле в праве на подобную трактовку означенного Договора. Впервые правительство Филиппин озвучило претензии на острова Калайян в середине 1950-х. Три острова из этой группы были заняты филиппинскими войсками в 1968 году (при этом Филиппины воспользовались преимуществом, которое давала им полыхавшая во Вьетнаме война). В 1974 году правительство Филиппин заявило, что его войска контролируют пять островов группы. В 1978 году президент Маркос формально включил 57 островов группы в состав филиппинской провинции Палаван, мотивируя это тем, что они связаны с Филиппинским архипелагом общим шельфом. Ныне филиппинские военнослужащие продолжают оставаться на островах.

(На карте показано фактическое владение отдельными островами архипелага Спратли (принадлежность обозначена флажками). Вьетнам владеет большей частью архипелага, в том числе одноименным островком. Но также часть архипелага Спратли принадлежит Тайваню, КНР и Филиппинам)

Лайянг-Лайянг или риф Суоллоу (Ласточка) – маленький риф в группе Спратли, ныне контролирующийся властями Малайзии. Этот риф – единственный клочок суши на атолле Суоллоу, покрытом водами океана. Островок длинный и узкий, вытянут с северо-востока на юго-запад. Площадь островка 10 гектаров. Этот риф в настоящее время может рассматриваться как рукотворное образование. Настоящий вид он приобрел после того, как малайские власти засыпали песком пролив, разделявший остров на две части. Начиная с 1983 года Малайзия построила на острове аэродром, центр дайвинга и военный пост. На острове несут службу 70 малайских военнослужащих.

Ещё в Блоге Толкователя о возможной перекройке границ в мире:

У русофобов принято думать, что главный failed state мира – это Россия. Отсюда – многочисленные футурологические варианты распада РФ. Но в мире есть более обширное пространство, напичканное failed states – арабский мир. Вариантов его раздела – множество. К примеру, американские неоконы делят Египет и Сирию на новых 4 государства, стирают с карты мира Бахрейн и Катар.

Закулисные переговоры о передаче Финляндии российских Карелии и Выборгского перешейка шли между двумя сторонами при Хрущеве, Брежневе и Ельцине. Возможно, идут переговоры и сейчас. Но некоторые финские организации настаивают на включении в Великую Суоми также части Норвегии и Швеции, Эстонии и севера европейской России вплоть до Урала.

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

Споры вокруг островов: песчаные горы, древние карты, рыбацкие сети и нефть

В последние годы КНР намывает гигантские горы песка на рифы и мели в Южно-Китайском море, искусственно увеличивая площадь архипелага Спратли и Парасельских островов. Тем самым Поднебесная хочет расширить свои территориальные границы и застолбить присутствие в богатом нефтью и газом регионе. На отвоёванных у воды клочках земли обжились китайские военные, строятся фортификационные и инженерные сооружения. В обоснование своих прав Пекин опубликовал оставшуюся ещё с императорских времён «карту девяти пунктирных линий», которыми обозначены претензии КНР на 90% акватории Южно-Китайского моря.

Эти действия вызывают тревогу у стран Юго-Восточной Азии, которые расположены к спорным островам гораздо ближе, чем континентальный Китай. Свои претензии на них предъявляют Бруней, Вьетнам, Малайзия, Тайвань и Филиппины. В 2013 году Манила в одностороннем порядке инициировала международный арбитраж по территориальному спору в этом регионе. И вот теперь Постоянная палата третейского суда в Гааге готовится огласить свой вердикт, который с огромным интересом ждут во всём мире.

«Выводы Гаагского арбитражного суда, скорее всего, укрепят позицию тех государств, которые оппонируют Китаю, требуя от него соблюдения их законных прав на такую же исключительную экономическую зону и свободу судоходства, — отметил в интервью RT ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН Григорий Локшин. — В заключении Гаагского трибунала будет определено, какие территориальные единицы в этом регионе, особенно на архипелаге Спратли, являются островами, а какие — не островами, потому что не всякие части суши, выступающие из воды, можно ими назвать. А если это не острова, значит, на них не распространяются те положения Конвенции ООН по морскому праву о 12-мильных территориальных водах и 200-мильной исключительной экономической зоне. Прибрежные страны обладают правами на естественные острова, территориальные воды, материковый шельф и исключительную экономическую зону, однако осыхающие при отливе возвышения и искусственные острова не подпадают под их суверенитет. У скал, на которых люди жить не могут, есть только территориальные воды, а материковый шельф и исключительная экономическая зона отсутствуют».

Россия сохраняет нейтралитет в вопросе принадлежности акватории и островов в Южно-Китайском море, которое является экономически важным для нашей страны. На вьетнамской части его шельфа работают «Зарубежнефть», «Роснефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ. Через акваторию моря пролегают важные торговые пути, необходимые для развития Сибири и Дальнего Востока, поставок на экспорт российских углеводородов, нефтехимических и сталелитейных продуктов. «Мы рассчитываем, что эти территориальные споры будут урегулированы самими участниками, — рассказал RT руководитель Центра изучения ЮВА, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков. — Россия заинтересована в мире и стабильности в Южно-Китайском море, в сближении позиций Китая и Вьетнама, которые являются нашими ближайшими торговыми и стратегическими партнёрами. Остаётся только надеяться, что рано или поздно всё придёт к какому-то знаменателю. В данном случае компромисс может состоять в том, что КНР в перспективе согласится пойти на уступки по площади своих «девяти пунктирных линий» — а это 2 млн кв. км — и очертит зоны экономического сотрудничества, например, с Малайзией, Вьетнамом, другими странами Юго-Восточной Азии».

Острова разлада

Территориальные споры — это весьма острые проблемы в международных отношениях. Более 1,5% населения планеты живёт на землях, на которые претендуют две или более страны, являющиеся членами ООН. Львиная доля этих конфликтов приходится на споры вокруг островов. Их главная причина — контроль над судоходными фарватерами, рыбными богатствами и нефтегазовым шельфом. Помимо архипелага Спратли и Парасельских островов, государства оспаривают друг у друга десятки кусочков суши. Вот далеко не полный их перечень.

Южные Курильские острова, Тихий океан, Охотское море. После Второй мировой войны острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи были включены в состав СССР, однако их принадлежность оспаривается Японией, которая считает их занятыми в форме, не имеющей юридических оснований. Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора.

Острова Такешима (Ток-До, Лианкур), Тихий океан. До 1945 года находились под административным управлением Кореи, являвшейся частью Японской империи. В 1952-м Южная Корея объявила Такешима своей территорией и установила свой флаг. В ответ на остров высадились японские моряки, арестовали шестерых корейцев и водрузили флаг Японии. Через несколько часов превосходящие силы корейцев отбили острова. Такешима даёт право на контроль над 20 тыс. кв. км океана, богатого рыбой.

Острова Сэнкаку, Восточно-Китайское море. Восемь островков совокупной площадью 7 кв. км. Вблизи обнаружены запасы нефти. Предмет спора между Японией, Китаем и Тайванем, но де-факто контролируются Японией. Периодически демонстранты пытаются установить на островах национальные флаги, что иногда приводит к конфликтам с представителями противоположного лагеря или японскими военными.

Читайте также  Варшава на карте польши

Мэтью и Хантер, Тихий океан. Находились в совместном владении Франции и Великобритании и административно относились к архипелагу Новые Гебриды. В 1975 году Франция официально объявила острова своей территорией. В 1980-м Новые Гебриды обрели независимость, стали Республикой Вануату и предъявили права на острова.

Фолклендские (Мальвинские) острова, Южная Атлантика. Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности Фолклендов начались в XIX веке, когда на островах появились первые британские поселенцы. В 1980 году там постоянно жили около 1,8 тыс. человек. В 1982-м аргентинцы захватили Фолкленды. Британский экспедиционный корпус их изгнал. Погибли 250 британских и 750 аргентинских солдат. В регионе обнаружены крупные запасы нефти.

Ханс Айленд, Северная Атлантика, вблизи Гренландии. Претендуют Дания и Канада. Район активного рыболовства.

Скала Роколл, Северная Атлантика. В 1972 году Великобритания провозгласила необитаемый гранитный островок административной частью Шотландии. Ирландия, Исландия и Дания оспаривают этот односторонний акт в международной комиссии, созданной в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Острова в заливе Кориско Бэй, Западная Африка. Предмет спора между Экваториальной Гвинеей и Габоном. В районе ведётся интенсивный промысел рыбы, открыты месторождения нефти.

Сан-Андрес и Провиденсиа, Карибское море. Группа курортных островов и коралловых рифов. В 1928 году Никарагуа и Колумбия заключили договор, признающий суверенитет Колумбии над островами. В 1979-м Никарагуа объявила о денонсации договора. От принадлежности островов зависят морские границы не только Никарагуа и Колумбии, но и Коста-Рики, Гондураса, Ямайки и Панамы.

Острова Саподилья Каейс, Карибское море. Часть барьерного рифа. Белиз объявил о своём суверенитете над островами, что вызвало протесты Гондураса и Гватемалы.

Острова Перехиль, Велес де ла Гомера, Пенон, Чафаринас, Гибралтарский пролив. Мелкие острова между Испанией и Марокко. В 2003 году марокканцы захватили Перехиль и оставили гарнизон из шести человек. Испания высадила десант и вернула остров. Марокко назвало действия Испании объявлением войны, но ответных шагов не предприняло.

Имиа (Кардак), Эгейское море. На скалы Имиа никто не претендовал, пока Додеканезский архипелаг, в состав которого они входят, в начале ХХ века не был оккупирован Италией. В 1923 году острова были переданы Греции. В 1970-е Турция заявила, что Италия не имела права этого делать. В 1996 году у побережья Имиа потерпел крушение турецкий корабль. Греция восприняла вход турецких военных спасателей как акт агрессии. Конфликт был остановлен международным сообществом.

Вуковар, остров на Дунае около города Вуковар на границе Хорватии и Сербии. Оспаривается обеими странами. Во времена социалистической Югославии принадлежал Хорватии, однако после распада СФРЮ и гражданской войны остался под контролем сербской армии. В 2006-м пляжи острова были открыты для посетителей, однако граждане Хорватии не могут посещать расположенные на нём собственные дома и квартиры.

Шаренград, остров на Дунае вблизи сербского берега. Государственная принадлежность оспаривается Сербией и Хорватией. Ситуация аналогична вуковарской.

Острова Басса да Индиа, Европа, Хуан де Нова и Глориозо, Индийский океан. Контролируются Францией. Оспариваются Мадагаскаром.

Остров Тромелин, Индийский океан. Контролируется Францией. Оспаривается Маврикием.

Архипелаг Чагос, Индийский океан. 65 островов, крупнейший — Диего-Гарсия (40 кв. км), на котором расположена крупная база ВВС и ВМС США. После предоставления независимости Маврикию в 1965 году Великобритания отторгла от него Чагос, а затем переселила примерно 2 тыс. коренных жителей архипелага на Маврикий. Ныне они требуют возвращения своих земель.

Саус Талпатти (Нью-Мур). Остров возник в результате намыва земли водами рек Ганг и Брахмапутра. С него можно контролировать судоходство в оживлённой дельте, вблизи разведаны значительные запасы нефти. Претендуют Индия и Бангладеш.

Остров Абу Муса и острова Танб, Персидский залив. Входили в состав Персии (Ирана). В XIX веке англичане создали на них военно-морскую базу. Иранцы захватили их в 1971-м за два дня до провозглашения независимости ОАЭ, которым британцы передали права на острова. Конфликт между Ираном и ОАЭ периодически переходит в фазу обмена резкими заявлениями.

Острова Спратли

Острова Спратли (Spratly)

Острова Спратли — архипелаг в юго-западной части Южно-Китайского моря. В 1791 г. ветра и течения занесли в эти воды судно британского капитана Генри Спратли, по фамилии которого бесчисленные клочки суши посреди Южно-Китайского моря стали именоваться в Европе островами Спратли. Слово «бесчисленные» имеет в данном случае самый что ни на есть буквальный смысл: точное количество географических объектов, составляющих архипелаг, неизвестно и вряд ли когда-либо будет учтено, ибо рифы появляются из воды лишь в часы отлива, а многие мелкие островки периодически легко размываются штормами и так же легко возникают вновь.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

За редкими исключениями острова группы Спратли столь же пустынны, сколь и многочисленны. Малая площадь и почти полное отсутствие пресной воды делают их годными для проживания разве что морских птиц. Несмотря на кажущуюся бесполезность, острова Южно-Китайского моря уже многие годы являются яблоком раздора в отношениях КНР, Вьетнама, Малайзии, Индонезии, Брунея, Филиппин и Тайваня. Тон в этих спорах на правах великой державы задает Китай, чьи историки утверждают, что вожделенные острова были известны сынам Поднебесной уже в первые века нашей эры. В КНР группа Спратли именуется островами Наньша (Южные Пески) и считается территорией Срединного государства. Прочие претенденты с азартом оспаривают справедливость утверждений китайских ученых и дипломатов. Ажиотаж вокруг вроде бы никчемных островов становится понятен, если вспомнить, что рядом проходит одна из самых оживленных морских трасс планеты, связывающая порты Европы и Дальнего Востока. Контроль над островами Спратли автоматически означает контроль над судоходством в водах Южно-Китайского моря. Кроме того, по мнению многих геологов, в толще океанского ложа в этом районе обильно струится кровь современной цивилизации — нефть.

В разное время и разными методами все соперничающие страны успели обзавестись собственными «делянками» на спорных акваториях. На контролируемых атоллах устроены посты, над которыми реют государственные флаги. В силу неравенства возможностей спорщиков эти сооружения имеют разный облик — от свайных бараков до бетонных фортов, вооруженных зенитной артиллерией и населенных гарнизонами морских коммандос. В окружающих водах появляются тщательно спланированные «промысловые» и «научные» экспедиции, изображающие «хозяйственную деятельность», а также происходят регулярные демонстрации военно-морской мощи.

Нетрудно догадаться, что подобное «поигрывание мускулами» в укромном уголке океана время от времени выливается в вооруженные столкновения. Особенно драматический характер носят в этом районе отношения Китая и Вьетнама. Долгое время подданные этих стран на равных посещали атоллы Спратли, укрываясь от непогоды, занимаясь ловлей рыбы и жемчуга или разыскивая ценности с европейских кораблей, разбившихся на рифах. И хотя кое-кто при случае не отказывался и от пиратских нападений на джонки соседей, в водах Южно-Китайского моря в общем и целом царил мир. Государственная принадлежность атоллов вплоть до начала прошлого века никого особо не волновала. Только в середине 1920-х гг. власти Французского Индокитая, осознав стратегическое значение островной группы, организовали экспедицию по ее изучению. В 1933 г. Франция официально объявила о включении островов Спратли в состав своих индокитайских владений. Если в тот момент китайцы и не были согласны с таким развитием событий, то все равно ничего не могли поделать: в расколотой стране вовсю шла гражданская война, а на ее границах уже поблескивали штыки готовых к вторжению японских армий. К концу десятилетия на нескольких островках Южно-Китайского моря действовали французские военные посты, метеостанции и маяки. В 1939 г. Япония, твердо решившая причесать всю Азию под свою имперскую гребенку, оккупировала архипелаг Спратли и почти на семь лет превратила его крупнейшие острова в базы снабжения своего военного флота. Слабые протесты Франции быстро утонули в грохоте разгоревшейся мировой войны.

Окончание всемирной бойни совпало с появлением первых ростков будущего территориального спора. В 1946 г. военнослужащие Китая и Франции практически одновременно появились на островах Южно-Китайского моря, при этом столкновение предотвратило только начавшееся наступление китайских коммунистов, вновь приковавшее внимание генералиссимуса Чан Кайши к внутренним проблемам. К середине 1950-х гг. соотношение сил в регионе полностью изменилось: Франция потеряла свои индокитайские владения, Вьетнам распался на два враждующих государства, а молодая Китайская Народная Республика стремительно набирала мощь. Долгое время Пекин не предпринимал в отношении Спратли никаких активных шагов: на атоллах Южно-Китайского моря были расквартированы военнослужащие проамериканского сайгонского режима, и действия против них вполне могли быть чреваты конфликтом с могучим Дядей Сэмом. Лишь к середине 1970-х гг., когда исход многолетней войны во Вьетнаме был уже предрешен, Китай решился на первую демонстрацию силы. 19 января 1974 г. эскадра китайских боевых кораблей появилась вблизи Пара-сельских островов — небольшого архипелага, представляющего собой северное «созвездие» атоллов Южно-Ки-тайского моря. ВМС Южного Вьетнама оказали пришельцам отчаянное сопротивление. Какое-то время их хорошо вооруженные фрегаты американской постройки неплохо держались против превосходящих «красных» сил, однако китайские «МиГи», поднятые с аэродромов острова Хайнань, позволили военно-морскому флоту КНР одержать свою первую победу. 20 января 1974 г. Пара-сельские острова были заняты китайской морской пехотой и позже вошли в состав провинции Хайнань под названием островов Сиша (Западные Пески). Несмотря на слезные мольбы Сайгона и даже на то, что в плен к китайским коммунистам на несколько суток угодил американский офицер связи, силы 7-го флота США не принимали никакого участия в событиях. В коммунистическом Ханое, зависевшем от экономической и военной помощи северного соседа, «китаизацию» Парасельских островов молча проглотили, как горькую пилюлю.

Сегодня КНР и СРВ располагают в районе островов Спратли самыми внушительными военными силами. Соседи цепко держатся за контролируемые ими атоллы и ревниво наблюдают друг за другом, сопровождая бурей нот протестов любое резкое движение оппонента. Последнее крупное вьетнамо-китайское вооруженное столкновение в водах архипелага имело место 14 марта 1988 г., когда в морском бою у рифа Джонсон погибло около 70 вьетнамских моряков (сведения о потерях китайской стороны обнародованы не были). Самый последний по времени военный инцидент в водах Южно-Китайского моря относится к 1996 г., когда, по сообщению ряда источников, корабли КНР и Филиппин в течение полутора часов вели артиллериискую дуэль в районе островка Кампонес.

Будучи во Вьетнаме, иностранный турист вряд ли может рассчитывать на возможность посетить атоллы Спратли. Попытка вьетнамских властей организовать подобную экскурсию для иностранцев в апреле 2004 г. немедленно вызвала бурную реакцию Пекина. Насколько известно автору этих строк, шанс побывать на «островах раздора» ныне предоставляет туристам лишь Малайзия, открывшая на «своем» атолле небольшой дайвинг-клуб.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: