Успенский собор в троице сергиевом монастыре - Four-Rooms.ru

Успенский собор в троице сергиевом монастыре

Успенский собор является самым большим и красивым среди соборов Троице-Сергиевой лавры. В статье рассказывается история его строительства, описываются внутренние интерьеры и иконы собора, усыпальница Бориса Годунова и другие интересные факты его многовекового существования.

Успенский собор в троице сергиевом монастыре

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: фото и описание

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры был заложен по указу царя Ивана Грозного, а освящен только спустя 26 лет. Собор является наиболее крупным храмом в Лавре и самым популярным среди туристов. Летом здесь совершаются праздничные богослужения, проходят музыкальные выступления лаврского хора.

Троице-Сергиева лавра

Православный монастырь Троицы, основанный прп. Сергием Радонежским в 14 в., уже несколько столетий считается крупнейшим центром духовного православия и наиболее почитаемой русской святыней.

В 17 веке монастырь выдержал многомесячную осаду польско-литовского войска (15 тыс. воинов). Защитники монастыря в количестве 3 тыс. человек выдержали осаду, благодаря не только своему мужеству, но и чудесному явлению Сергия Радонежского.

С 1744 года монастырь с почетом был переименован в Лавру, вокруг нее постепенно стали строиться другие монастыри и скиты, духовно с ней связанные. В 1814 г. после пожара в Москве сюда переехала Духовная академия, являющаяся самым старым вузом России.

С 1920 по 1945 годы Лавра была закрыта, а на ее территории временно размещались Историко-художественный музей и жилые помещения, затем с 1946 г. началось ее возрождение.

История строительства

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры называют храмом-памятником из-за того, что его возведение ознаменовало триумфальное падение Казанского ханства. Строительство храма велось в течение 26 лет и завершилось только в 1585 году. Обряд освящения совершил митрополит Дионисий, при этом присутствовал царь Федор Иоаннович с женой.

Величественный собор расположен в центре Лавры. Строился он в византийском стиле по образцу собора в Московском Кремле (арх. А. Фиораванти из Италии), но стены возводили из кирпича (толщина 2,25 м). Строители при возведении храма обратились к русским традициями и сделали 6 пилонов с прямоугольным сечением. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре венчает 5 куполов, центральный — золотой, посвященный Спасителю, остальные четыре — голубые, со звездами, — посвящены Богородице.

Аркатурно-колончатый пояс, который характерен для зодчества городов Золотого Кольца был использован при возведении собора. Ранее с запада к собору была пристроена открытая паперть, затем ее заменили в 18 в. на крыльцо, расписанное по указаниям митрополита Платона.

Внутреннее убранство храма

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и, особенно, его внутреннее пространство удивляют своими огромными размерами и ярким светом, поступающим через оконные проемы. Огромные пилоны (3х3 м) поддерживают крестовые своды с пятью барабанами.

Нефы и стены фасадов в центре превосходят по ширине остальные. Сзади иконостаса расположены хоры с 3-ярусной галереей.

Почти 100 лет стоял нерасписанный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Год 1684 стал знаменательным в его истории: на деньги архиепископа Моисея Рязанского наняли артель из 25 иконописцев под началом мастера Д. Плеханова. За одно лето они раскрасили стены, столпы и свод фресками на библейские темы, которые до наших дней практически сохранились в целости. Моисей Рязанский был торжественно погребен в стенах Успенского собора рядом с другими архиепископами.

Росписи на стенах — светлые воздушные фрески в синих, сиреневых, голубых и фиолетовых тонах. На северной и южной стенах в четыре ряда изображены евангельские сюжеты (Божья Матерь, Вселенские соборы), а на западной — сцены Страшного суда с большим количеством фигур и деталей.

Монументальные росписи с изображениями благоверных князей (Александра Невского, Владимира Киевского, царевича Дмитрия и др.), мучеников и святых в полный рост расположены на всех 6 столбах, которые подпирают своды. Религиозные фрески есть и на оконных откосах и сводах. Изнутри храм смотрится нереально высоким и торжественным.

В интерьере собора сохранились также литые паникадила 17 в., сделанные из бронзы мастерами Московской Оружейной палаты в подарок монастырю от семьи Яновых.

Главный алтарь имеет 2 придела:

  • великомученика Феодора Стратилата, покровительствующего царя Федора Иоанновича;
  • жены Бориса Годунова — мученицы Ирины.

Более поздний придел— святителя Николая Чудотворца — был построен в 17 в. во времена защиты монастыря от нашествия польско-литовских воинов.

Святыни Успенского собора

На южной стороне в помещении собора на постаменте находится гроб Сергия Радонежского, в котором он был погребен (1392), а затем через 30 лет в нем были обнаружены его мощи. В 16 веке по указу Ивана Грозного была сделана серебряная рака, стоящая сейчас в Троицком соборе. В годы, когда мощи лежали в гробу, паломники, приходящие в собор, обязательно прикладывались к нему и пытались откусить его кусочек, чтобы унести с собой. В течение нескольких лет одна из стенок стала разрушаться, и ее пришлось укрепить металлическими скобами, а также заключить гроб в стеклянный саркофаг.

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры является местом захоронения коронованных особ и известных православных деятелей. Внутри собора установлены надгробия королевы Марии Владимировны и королевны Евдокии, а также архиепископов (Моисея Рязанского, Августина Московского, который поднимал дух воинам в 1812 г.) и митрополита Москвы Макария (написавшего книги по богословию).

Многие туристы приезжают сейчас с целью поклониться мощам святителя Иннокентия, православного епископа Камчатки и Америки, считающегося покровителем всех изучающих иностранные языки, и преподобного Максима Грека.

В теплые месяцы в храме совершаются богослужения и литургии.

Захоронение семьи Годуновых

Слева от входа в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры располагается усыпальница Годуновых. Построена она в 18 веке в виде каменной палатки (на месте бывшего трапезного притвора), вплотную примыкающей в стене собора. Внутри нее расположены гробницы Бориса Годунова и его жены Марии и сына Федора (они были убиты по приказу самозваного царя Дмитрия, а тела были привезены сюда в 1606 г.) и дочери-красавицы Ксении (умершей монахиней в 1622).

При вскрытии могилы в 1940 г. достали их вещи, сохранившиеся очень хорошо: шелковую рубаху Федора, башмаки царевны (вещи теперь выставлены в музее), но само захоронение оказалось разоренным, т. к. черепа были выброшены.

Крипта собора

Крипта Успенского собора Троице-Сергиевой лавры расположена под самим собором, а вход в нее — с южной стороны. Она была построена в 19 в. для захоронения митрополитов Сергия и Леонтия, тогда же здесь были освящены приделы с алтарем. Уже в 20 в. здесь строятся еще два придела, в центре — усыпальница 2 патриархов — Алексия I (1970) и Пимена (1990). В помещении крипты на витринах выставлены части церковного облачения и личные вещи, фото.

Крипта открыта для свободного доступа посетителей, в ней совершаются молебны, происходит раздача освященного масла.

Иконостас

Самый первый иконостас собора был разрушен, теперь на его место поставлен другой.

Иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой лавры состоит из 5 ярусов с оправами икон из золота либо резьбы, увитыми виноградными лозами и содержит 76 икон, в основном конца 17 в.

Иконостас из пяти рядов венчает Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом, в обрамлении резных узоров с подсолнухами, розами и виноградными гроздьями. Резьба присутствует также на раме иконостаса, колонках алтаря в виде переплетений веток виноградной лозы, а на фризах — диковинных цветов. Вся резьба изображает «райские сады». Вверху Креста изображения херувимов, а венчает все царская корона.

Многие иконы сделаны с участием знаменитого иконописца Симона Ушакова, одна из известных — «Тайная вечеря» (1685), которая сейчас находится в музее монастыря.

Все иконы и резные декоративные элементы за прошедшие столетия несколько раз были поновлены, что подтверждают пробы реставраторов (все иконы имеют 3-4 слоя). Последний раз иконы были обновлены в 1986-1988 гг. в связи с их аварийным состоянием. Тогда же была обнаружена оригинальная икона 16 века «Успения Пресвятой Богородицы», которая показалась после снятия двух слоев более поздних икон, нарисованных сверху.

Мозаичные иконы

Внутри собора расположены две иконы Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, изготовленные из мозаики:

  • Первомученика Якова Стефана, которая до 1931 г. находилась в Храме Христа Спасителя.
  • Божьей Матери Казанской (по одной версии, она привезена из Храма Христа Спасителя, по другой, — из часовни около Казанского вокзала в Москве).

Казанская Божья Матерь имеет для всех русских людей особое значение. В судьбе собора она также сыграла свою роль и помогла выстоять осаду монастыря польско-литовскими войсками в 17 веке. Освобождение Москвы в августе 1612 г. также произошло с ее благословения. Икону эту, подаренную казаками, нес во главе войска князь Пожарский.

Реставрация собора

Риск возможного обрушения стены храма появился еще в середине 19 в. после ликвидации Писаревского пруда из-за разрушительного действия подземных вод, когда по стене начали идти трещины. Но работы по спасению собора начались только в 20 веке.

Одна из первых реставраций в годы Советской власти началась в 1940 г. и длилась до 1967 г.: была сделана промывка фресок от грязи и клея, произведен ремонт цоколя, поврежденного от сырости, отреставрированы оконные проемы. Среди специалистов, которые реставрировали Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры — архитектор В. И. Балдин (участвовал изначально с 1938 (еще в студенческие годы) и по 1997 гг.). Реставрация памятников Троице-Сергиевой лавры стала делом всей его жизни.

Успенский собор — 21 век

К 700-летнему юбилею Игумена русской земли были проведены масштабные реставрационные работы (2012-2016), включая очистку икон и восстановление резных деталей иконостаса, что позволило возродить во всем великолепии Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Фото, размещенное выше, ярко это подтверждает.

История постройки Успенского собора Лавры

Самый большой на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры храм — Успенский собор — был построен в XVI в. по приказу царя Иоанна Грозного при митрополите Макарии. В «Кратком летописце Свято-Троицкия Сергиевы лавры» сохранилась запись о закладке храма в 1559 году, где есть указание, что царь хотел посвятить собор Святой Троице: «Того ж лета, месяца маия в 19 день, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии был у Живоначалныя Троицы в Сергиеве монастыре на празник в неделю пятдесятную, и велел основати церковь во имя Живоначалныя Троицы; а на основание был сам царь государь и великий князь, и з своею царицею великою княгинею Анастасьею и з своими детми: с царевичем со князем Иваном и с царевичем со князем Феодором, и з своим братом с князем Георгием Васильевичем, и с царем Александром Казанским. Да на основание же был владыка Резанской Гурей, преж был игумен у Живоначалныя Троицы; а “заложена церковь” при Троицком Сергиева монастыря игумене Иоасафе и при келаре старце Андреяне Ангелове»[1].

Подробная история постройки собора неизвестна. Постройка собора «стала возможной лишь после того, как восточная линия келий была отодвинута дальше к востоку, то есть к стенам монастыря»[2]. Объяснить связь образования в монастыре большой площади с построением Успенского собора можно двояким образом: территорию очистили специально для постройки нового собора или появившееся пространство, являвшееся пустырем, инициировало постройку собора[3].

Возведение собора длилось 26 лет. Причиной столь длительного строительства является пожар в обители, разоривший монастырь, который случился в 1564 году.

Некоторые исследователи называют еще одну причину — царь Иоанн IV перестал оказывать денежную поддержку монастырю, так как монахи обители осуждали его политику, а именно: введение опричнины. О.С. Ермакова приводит слова царя, в которых выразилось его отношение к монастырю: «У Троицы в Сергиеве благочестие изсякло, ино и монастырь оскудел и не пострижется никто и не даст никто ничего»[4]. Н.Д. Виноградов также считает, что строительство собора приостановилось из-за гнева царя. Его мнение приводит Георгий Александров в своей статье и тут же его опровергает. По словам Александрова, так как опричнина развернула свою активную деятельность только с 1565 года, то к этому времени строительство собора должно было закончиться (Московский Успенский собор строили 4 года). Кроме того, Александров ссылается на многочисленные факты, подтверждающие благоволение царя Иоанна Грозного к Троице-Сергиевому монастырю[5].

Освящен собор был уже при царе Феодоре Иоанновиче 15 августа 1585 года. Освятил собор митрополит Дионисий. Царь и царица присутствовали при освящении собора.

Монастырский Успенский собор был построен по подобию Успенского собора Московского Кремля, возведенного столетием раньше выдающимся итальянским архитектором ХV в. Аристотелем Фиораванти, но в б о льших пропорциях. Как замечает А.Г. Мельник[6], для XVI в. это был единичный случай, чтобы строился храм в б о льших размерах, чем главный собор страны. Связывает исследователь такое допущение с тем, что царь Иоанн IV придавал высокое значение строительству монастырского собора. В.В. Кавельмахер также называет беспрецедентным «столь педантичное копирование одного здания при сооружении другого»[7]. И как предполагает исследователь, ориентируясь на архитектурные элементы Успенского собора лавры и проведя параллельное исследование лаврского и кремлевского соборов, можно реконструировать первоначальный вид архитектуры, принадлежащей Фиораванти, так как за свою историю кремлевский кафедральный собор лишился многих значительных элементов своей архитектуры[8]. И А.Г. Мельник, и В.В. Кавельмахер приводят в своих работах наиболее заметные отличия двух соборов: утраченная западная паперть, боковые порталы и расширенные главные нефы[9], в интерьере: круглые столпы московского собора заменены в монастырском массивными крестчатыми столпами.

Читайте также  Проект пирамиды древнего египта

После детального анализа архитектуры Успенского храма А.Г. Мельник приходит к выводу, что собор был построен практически полностью «по одному замыслу, под руководством одного архитектора», который сформировался «в традиции раннего итальянского барокко» и являлся представителем «новой волны европейских мастеров, которые появились в России с середины XVI в. по приглашению царя Ивана IV»[10]. Итальянский мастер внес в архитектуру собора элементы, характерные как для древнерусского искусства, так и для раннего барокко.

Другой исследователь архитектуры Успенского собора иеродиакон Иов (Тывонюк) придерживается мнения, что собор был построен русскими мастерами-зодчими[11]. Доказательств, подкрепляющих данное утверждение, иеродиакон Иов не приводит, но ссылается на слова профессора протоиерея Алексия Остапова, называющего мастеров «безымянными».

Руководил строительством Успенского собора Троицкого монастыря иконописец монах Евстафий (Головкин), обладавший незаурядными организаторскими способностями[12].

Сложен собор полностью из кирпича с небольшим добавлением элементов из белого камня[13]. Успенский собор пятиглавый и пятиапсидный, имеет шесть опорных столбов, два из которых находятся в алтарной части, и четыре – в основном пространстве храма.

Первоначально собор имел позакомарное покрытие. На иконе XVII в. собор также показан с позакомарной кровлей. На гравюрах И. Зубова показаны наиболее ранние изображения четырехскатной, еще тесовой, кровли Успенского собора[14]. Кровлю с тесовой на железную заменили в 1751-1752 годах[15]. В 1751-1752 годах полусферические главы были заменены луковичными.

В соборе находятся четыре престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы и три боковых – в честь великомученика Феодора Стратилата (святой покровитель царя Феодора Иоанновича), мученицы Ирины (святая покровительница супруги царя) и святителя Николая Чудотворца.

Приделы в честь великомученика Феодора и мученицы Ирины, находящиеся в южной части алтаря, были устроены еще при строительстве собора. А придел, посвященный свт. Николаю, который находится в крайнем северном приделе, «устроен во время осады Лавры поляками как обетная церковь по случаю свирепствовавшей в монастыре повальной болезни цинги и освящен 9 мая 1609 года»[16].

В Успенском соборе за историю его существования было два иконостаса. Первый из них был тябловый и просуществовал, по разным данным, до конца XVII – начала XVIII веков[17]. Второй иконостас относится к типу рамных и находится в соборе до наших дней.

Достаточно долгое время Успенский собор оставался не расписанным, и единственным значительным его украшением был иконостас. В 1684 году собор был расписан на деньги, выделенные архиепископом Рязанским Моисеем, который после кончины был в нем погребен[18]. Роспись была выполнена спешно – за 100 дней (за одно лето) 35 домовых мастеров расписали собор полностью. С чем связана такая спешка ― неизвестно. Живопись выполнили монастырские (троицкие) иконописцы и приглашенные ярославские[19] под руководством ярославского иконописца Дмитрия Григорьева. Летопись, находящаяся в западной части собора, зафиксировала имена художников, выполнявших роспись, и дату ее создания. В дальнейшем эта живопись неоднократно поновлялась.

[1] Цит. по: Горский А.В. 1841 [URL: http://www.stsl.ru/lib/book5/book5-chap16.htm ] (Дата обращения 12.09. 2014).

[2] Зубов В . Успенский собор // Материалы по Троице-Сергиевой лавре [машинопись]. 1908. С. 1.

[3] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия; Путеводитель по лавре. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012. С. 179-180.

[4] Ермакова С.О. Троице-Сергиева лавра. М.: Вече, 2004. (Далее Ермакова С.О. 2004). С. 42.

[5] Александров Г. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. // Журнал Московской Патриархии. М., 1947, № 2. (Далее Г.А. 1947). С. 31.

[6] Мельник А.Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри России. Можайск: Можайск-Терра, 2000. (Далее Мельник А.Г. 2000). С. 104.

[7] Кавельмахер В.В. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры как аналог московского Успенского собора (к постановке проблемы) // Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1974. (Далее Кавельмахер В.В. 1974). С. 53.

[9] Мельник А.Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри России. Можайск: Можайск-Терра, 2000. (Далее Мельник А.Г. 2000). С. 104.

[10] Там же. С. 107.

[11] Иов (Тывонюк), иерод. Успенский собор. Троице-Сергиевой лавры: (История, описание и последняя реставрация) [кандидатское сочинение] — Загорск : [б. и.], 1969. С. 90.

[12] Нечаева Т.Н. Евстафий (Головкин Евфимий Дмитриевич) // Православная энциклопедия. Т. XVII. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. С. 307.

[13] Кавельмахер В.В. 1974. С. 54.

[15] Иов (Тывонюк), иерод. 1969. С. 103.

[16] Голубинский Е.Е . 2012. С. 178.

[17] Об атрибуции иконостасов будет написано далее.

[18] Голубинский Е.Е . 2012. С. 182.

[19] Белоброва О.А. К истории стенной живописи Успенского собора Троице-Сергиева монастыря // Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. (Далее Белоброва О.А.1960). С. 68-69.

Успенский собор

Храм-памятник построен по повелению Ивана Грозного и освящен при его сыне Федоре Иоанновиче. Здесь вы увидите усыпальницу династии Годуновых и могилу великого лингвиста, которому до сих пор молятся студенты и школьники, желающие изучить иностранные языки. А еще в Успенском соборе находится гроб самого Сергия Радонежского, правда слегка обкусанный паломниками – в буквальном смысле этого слова…

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры был построен по повелению Ивана Грозного и является триумфальным памятником в ознаменование падения последнего осколка Золотой орды – Казанского ханства. На закладке храма присутствовал сам царь со всем семейством. Строительство продолжалось 26 лет – с 1559 по 1585 год. Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана IV, совершил обряд митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии царя Федора Иоанновича и его супруги Ирины.

Образцом для Успенского собора главного российского монастыря стал Успенский собор Московского Кремля, возведенный по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Только лаврский храм немного больше размерами и сложен не из белого камня, а из кирпича. Конструкция получилась более массивная, а рисунок деталей более простой. Кроме того, строители монастырского собора не стали повторять цилиндрическую форму опорных столбов кремлевского храма, а вернулись к традиционному русскому стилю – пилонам прямоугольного сечения.

Слева от парадного крыльца Успенского собора ранее была трапезная паперть, на которой находился трапезный притвор – на том месте, где он когда-то стоял, на стене Успенского собора до сих пор видны следы кирпичной кладки арочной формы. Внутри притвора была усыпальница Годуновых. В XVIII веке притвор был разобран, и чтобы усыпальница не оказалась под открытым небом над ней в 1782 году была сооружена небольшая палатка, накрывающая могилы царя Бориса Годунова, его супруги Марии, сына, царевича Федора и дочери – царевны Ксении.

Справа от входа в храм стоит часовня. В XVII веке после снятия осады польско-литовского войска в стене Успенского собора была обнаружена трещина. Для проведения ремонтных работ было необходимо обнажить часть фундамента в этом месте. Стали копать и прямо под стеной собора обнаружили родник. Водой из этого источника умылся страдающий слепотой инок Пафнутий и прозрел. Источник оказался целебным и признан святым. Был устроен колодец, над которым построили часовню, от колодца впоследствии был сделан отвод, и святая вода стала поступать под летнюю сень в чашу с крестом – кстати, последнее историческое сооружение на территории монастыря.

Почти столетие величественный Успенский собор простоял не расписанный – лишь через 99 лет после окончания строительства, в 1684 году, на средства архиепископа Моисея Рязанского была нанята артель ярославских и троицких иконописцев из 25 человек под руководством мастера Дмитрия Плеханова. Мастера покрыли стены и своды храма фресками за один летний сезон. До наших дней роспись дошла без реставрации, только была очищена от копоти свечей и лампад.

После своей кончины архиепископ Моисей Рязанский был похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, где, кроме него, погребены архиепископ Августин (Виноградов), поднимавший дух русского воинства во время Отечественной войны 1812 года, а также митрополит Макарий (Булгаков), написавший фундаментальные труды по догматическому богословию и истории церкви. Кроме того, у западной стены храма покоятся супруга короля Ливонии Магнуса королева Мария Старицкая (дочь удельного князя Владимира Старицкого) и ее дочь — королевна Евдокия.

В Успенском соборе имеются две мозаичных иконы – Первомученника Якова Стефана и Божией Матери Казанской. Первая из них ранее находилась в Храме Христа Спасителя и была изъята оттуда перед разрушением старого здания храма в 1931 году. Что касается иконы Божией Матери Казанской, то о ее происхождении до сих пор идут споры. Согласно некоторым источникам, она также из Храма Христа Спасителя, однако имеются свидетельства, что эта икона ранее находилась в часовне Казанского вокзала Москвы.

В храме находятся две раки с мощами – святителя Макария Невского, митрополита Московского и Алтайского, освящавшего народы Алтайского края, и святителя Иннокентия, митрополита Московского, который просвещал народы Сибири, Дальнего Востока, Аляски и Алеутских островов. Святитель Иннокентий знаменит тем, что изучал языки коренных народов и делал на них переводы святого писания. Он считается небесным покровителем тех, кто изучает иностранные языки и к нему за помощью обращаются студенты и школьники.

В юго-западной части Успенского собора на постаменте под стеклянной витриной стоит гроб Сергия Радонежского, деланный преподобным собственноручно. В этом гробу он был похоронен в 1392 году и в нем же были обретены его мощи спустя 30 лет после смерти. Мощи оставались в гробу вплоть до XVI века, когда по приказу Ивана Грозного была изготовлена серебряная рака, которая теперь стоит в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Когда мощи Сергия Радонежского покоились в гробе, люди приходили и прикладывались к святыне. Каждый из паломников хотел иметь у себя частичку этого гроба и поэтому, приложившись, откусывал маленький кусочек. И правая стенка постепенно стала исчезать. Чтобы это остановить, края гроба оббили металлическими пластинами…

С южной стороны Успенского собора расположен вход в крипту, в которой находятся усыпальницы двух патриархов Русской православной церкви и двух митрополитов. Крипта редко посещается туристами, хотя проход в нее совершенно свободен. Причины две: во-первых, туристы о крипте практически ничего не знают, а, во-вторых, вход в в нее неприметен и не привлекает внимание посетителей Троице-Сергиевой лавры.

Крипта в Успенском соборе появилась в XIX веке — здесь были похоронены митрополит Сергий и митрополит Леонтий. И, чтобы служить по ним заупокойное богослужение, освящают придел с алтарем. Затем, уже в ХХ веке, появляются еще два придела. В центральном находится усыпальница двух патриархов — Алексия I (Симанского), скончавшегося в 1970 году, и Пимена (Извекова), умершего в 1990-м. В витринах, находящихся в этом приделе, представлены личные вещи патриархов, части облачения, фотографии — посетители крипты могут пройти внутрь за надгробья и все рассмотреть.

За ракой патриарха Алексия I часть каменного пола прикрыта ковром — это место, где были обретены мощи святителя Макария, митрополита Московского.

© ООО «Группа ЭМКВАРТА», 2021 г.
Все права защищены

Отзыв: Монастырь «Троице-Сергиева лавра» (Россия, Сергиев Посад) — Душевное и духовное место, но больше напоминает музей

Этот отзыв в первую очередь для тех, кто еще не был в Троице-Сергиевой лавре и только собирается ее посетить. Попадая туда первый раз без экскурсии, можно растеряться и упустить что-то главное. Фотографий внутри помещений лавры почти нет, не всегда уместно там фотографировать.

Как добраться до лавры самостоятельно, если вы приехали на электричке или автобусе, я рассказала в отзыве о смотровой площадке Блинная гора. Вход в лавру осуществляется через Святые ворота. Лучшее время для посещения — раннее утро, когда еще нет автобусов с туристами.

Читайте также  Достопримечательности Кривого Рога

В помощь туристам и паломникам схема Троице-Сергиевой Лавры.

Первый храм, который встречает гостей, — Надвратный, или церковь в честь Рождества святого Иоана Предтечи. Сооружен был в конце 17 века. Открыт рано утром. С 6 до 8 утра здесь проводится Таинство покаяния.

Самым величественным сооружением лавры является Успенский собор. Он давно уже стал символом Троице-Сергиевой Лавры. Заложен был при Иване Грозном, а освещен в 1585 году при его сыне Федоре. Успенский собор легко узнать по его пяти куполам, центральный из которых золоченый, а остальные с золотыми звездами на синем фоне. Главная святыня собора — первая рака преподобного Сергия Радонежского. В росписи собора принимал участие известный иконописец Симон Ушаков.

К сожалению, у меня сохранилась только одна фотография из интерьера Успенского собора.

Слева от западного входа в собор в конце 18 века была сооружена усыпальница в виде палатки над местом захоронения Бориса Годунова и членов его семьи.

Под Успенским собором расположена крипта собора с Храмом Всех Святых в земле российской просиявших. Там находятся гробницы патриархов всея Руси Пимена и Алексия I.

Вот пара фотографий из интерьера крипты.

Практически в каждом храме монастыря находятся чьи-то гробницы. Большинство имен нам ничего не скажут, поэтому не буду на этом заострять внимание.

Справа от входа в Успенский собор находится необыкновенно красивая часовня. На нее можно часами любоваться.

Это Надкладезная часовня, построенная в 17 веке. Она стоит над источником. Благодаря воде из этого источника прозрел слепой инок Пафнутий, и с тех пор этот чудотворный источник притягивает тысячи паломников. Летом вода из источника поступает вот в эту сень над крестом.

Слева от Сени перед колокольней стоит каменный обелиск с солнечными часами, установленный в 1792 году в память об участии Троице-Сергиевой лавры в защите отечества.

Украшением Соборной площади является пятиярусная колокольня 1740-1770 гг. Это творение архитекторов Шумахера и Ухтомского. Ее высота — 88,04 м. Это самая высокая колокольня в России. Сохранился колокол, отлитый еще при Никоне.

Самым древним сооружением Троице-Сергиевой лавры является Троицкий собор, построенный в 1422-1423 гг. В его росписи принимали участие Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, те росписи не сохранились, но сохранился иконостас. Именно для этого храма Андреем Рублевым была написана знаменитая «Троица», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее. На фото ниже Троицкий собор с пристроенным позднее Никоновским приделом.

Именно в Троицкий собор устремляются тысячи паломников, чтобы прикоснутся к главной святыне всей Троицко-Сергиевой Лавры — мощам преподобного Сергия Радонежского. Но не могу сказать, что очереди такие уж огромные. К Матроне намного больше. А здесь можно выбрать время, когда народа практически нет.

К Никоновскому приделу примыкает Серапионова палатка, построенная во второй половине 16 века на месте кельи преподобного Сергия. В ней находятся мощи бывших настоятелей монастыря, а также частица мощей Андрея Первозванного.

А прямо напротив Серапионовой палатки находятся Патриарши (Митрополичьи) покои. Здание 18 века. Именно здесь останавливается Патриарх всея Руси, когда посещает лавру.

К востоку от Троицкого собора находится одна из самых изящных церквей лавры — Духовская, или церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Ее появление относится к 15 веку. Там находится резной иконостас розового дерева. Сейчас вокруг церкви ведутся ремонтные работы.

Если вы стоите лицом к Духовской церкви справа от вас будет очень красивое сооружение — церковь в честь преподобного Сергия с Трапезной палатой.

И внутренний и внешний вид церкви поражает своим великолепием. Шахматный раскрас фасада, резные белокаменные колонны, полуколонны, увитые виноградной лозой. Это великолепие надо видеть.

Заслуживает внимания резной золоченный иконостас 1688 г.

Зал Трапезной палаты занимает площадь 510 кв. м. Вот фотографии интерьера.

К Трапезной палате примыкает самый маленький храм — Михеевский, построен в 1734 году на месте, где была келья ученика Сергия — Михея, мощи которого покоятся в этом храме.

Еще один интересный храм архитектурного ансамблю лавры находится на северо-западной части Соборной площади. Это Смоленская церковь, сооружена по указу императрицы Елизаветы Петровны. Когда-то на этом месте была монастырская поварня со Смоленской иконой Божией Матери. перед ней усердно молился паломник, страдавший усыханием рук, и исцелился. Так появилась эта церковь.

В конце 17 века был построен царский дворец — Чертоги. Здесь останавливались царские особы, приезжавшие на богомолье. С 1814 года в Царских Чертогах располагается Московская Духовная Академия.

Я рассказала не обо всех сооружениях Троице-Сергиевой лавры, но и этого вполне достаточно для первого знакомства. Отдельного рассказа заслуживают башни лавры. Есть еще Пятницкое подворье.

Я рекомендую всем посетить это место, даже если вы не являетесь верующим. Здесь есть места, по которым просто приятно прогуляться или посидеть на лавочке. Вот только тишина здесь бывает редко.

Успенский собор в троице сергиевом монастыре

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

Источник: Кавельмахер В.В. О современном состоянии и реставрационных перспективах Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры (служебная записка эконому Лавры). Рукопись. 2000 г . Все права сохранены.

Материал предоставлен библиотеке « РусАрх » С.В. Заграевским . Все права сохранены.

Размещение в библиотеке « РусАрх »: 2017 г .

В.В. Кавельмахер

О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ И РЕСТАВРАЦИОННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ

УСПЕНСКОГО СОБОРА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

(служебная записка эконому Лавры)

Эконому Троице-Сергиевой Лавры о. Георгию

от В.В. Кавельмахера , архитектора-реставратора высшей квалификации

В связи с предстоящей реставрацией Успенского собора Троице-Сер­гиевой Лавры мною в апреле месяце, совместно с архитекторами Л.Г. По­ляковой и В.Я. Сергиенко, был произведен осмотр внутри и снаружи здания собора с целью выявления имеющихся дефектов и выработки предложений по их исправлению.

В центре нашего внимания было два круга вопросов:

– состояние фундаментов, стен и сводов;

– состояние кровель и фресок.

I . Состояние фундаментов, стен и сводов.

Заложенный по инициативе Ивана Грозного в дни строительства Пок­ровского собора на Рву в Москве, грандиозный Успенский собор (1559–1585 гг.) должен был стать новым мартирием для мощей преподобного Сер­гия и быть посвященным Троице. Однако к моменту окончания собора вла­сти от этой идеи отказались, и в соборе в качестве реликвии был постав­лен только пустой гроб преподобного. Успенский собор был задуман как священная копия московского Успенского собора, считавшегося мартирием другого великого русского чудотворца – митрополита Петра. Построенный в 1474–1479 гг. Аристотелем Фиораванти в форме позднеготической «заль­ной церкви» рискованной конструкции, московский Успенский собор к мо­менту закладки монастырского собора находился в аварийном состоянии.

Опасаясь за судьбу последнего, троицкие власти наделили свою реплику кафедрального храма Москвы дополнительным запасом прочности: толщина стен была увеличена в полтора раза (до сажени), своды утолщены вдвое, гурты под барабанами – в полтора раза, проемные связи удвоены, круглые мет­ровые столбы заменены на огромные трехметровые крещатые пилоны, водру­женные на гигантские, достигающие 1/3 подсводного пространства, развитые тумбы-постаменты, как в московском Архангельском соборе-усыпальнице (сейчас постаменты стесаны). Перед западным фасадом собора, почти во всю его ширину, вперевязку со стеной была возведена огромная, в виде своеобразного нартекса , сводчатая паперть – самая большая на Руси после Святых Сеней Грановитой палаты. В отличие от московского собора, собор в Троице-Сергиевом монастыре был сложен целиком из кирпича. Белокамен­ный декор также был повсеместно заменен кирпичным. Фундамент был уширен, грунт уплотнен сваями. Кроме того, новый собор был на сажень по­нижен по сравнению с московским , что должно было придать ему большую устойчивость. Собор был сложен с великим тщанием. Всего этого должно было хватить на столетия.

В середине XVIII в. собор получил огромного выноса новые вальмовые кров­ли по железным кованым стропилам, с обширными сухими чердаками, и новые металлические луковицы. В том же XVIII в . по неизвестным причинам была сломана подпиравшая соборную стену западная паперть. Возможно, причиною было состояние фундаментов, близость Святого колодца. Тогда же, как считают, в связи с засыпкою монастырского пруда «на ключах» начался (или усилился имевший место ранее) подсос стенами грунтовых вод.

К 30-м гг. XIX в. соборный подиум по всему периметру собора был раз­ломан с последующей перелицовкой «пирамидальным» белым камнем из монастырского рва. От двухъярусного белокаменного профильного цоколя был сохранен только верхний ряд. Как глубоко при этом была выбрана стена древнего подиума, без вскрытия кладки установить невозможно, но отслаи­вание вышележащей кирпичной стенной облицовки продолжается и по сей день в угрожающих эстетике здания масштабах. При сломе западной паперти был подрублен и северо-западный угол, покрытый сегодня свежими трещинами.

Гибель подиума (чем бы она ни была вызвана) была единст­венной серьезной проблемой Успенского собора до конца XIX в. Наблюдаемые сегодня в соборе волосяные трещины в перемычках над оконными и дверными проемами (вплоть до барабанов) – постоянные спутники зда­ний монолитной конструкции. Это связано с выгниванием с течением времени грунтовых свай, лежней под фундаментами, и внутристенных осадоч­ных связей (в том числе вертикальных, в углах зданий) и не может пред­ставлять в кирпичных зданиях серьезной опасности. И наоборот, причина гибели большинства древнерусских белокаменных построек с бутом и внутри стен – как раз в утрате ими деревянного внутреннего каркаса. Разумеется, в этом вопросе инженеры и архитекторы обязаны быть начеку.

К сожалению, в 80-ые гг. XIX в . власти совершили серьезную ошибку, решившись на создание крипты в подиуме западной половины собора. Результаты не заставили себя ждать: собор треснул по центральному нефу от западной стены до большого алтаря (здесь трещина «затихает»), «двину­лась» западная пара столбов, треснули своды некоторых компартиментов , прежде всего северо-западного. В опасности оказалась и западная па­ра столбов большого барабана. По непроверенным данным, лопнули связи между юго-западным и северо-западным столбами.

Спешный ремонт 1909 г . исправил положение. Основные деформации пре­кратились. Вечным напоминанием о трагедии остается постоянно раскрываю­щаяся трещина в центральном прясле западного фасада (вверху), где не­давно выпало несколько кирпичей из выветрившейся кладки архивольта.

Эта трещина, в отличие от трещин в облицовке северо-западного угла, существует на памяти автора настоящей записки уже 50 лет. Движение пот­ревоженных конструкций, несомненно, продолжается в неопасных для жизни памятника масштабах.

В процессе противоаварийного ремонта 1909 г . все внимание архитекторов было отдано подкупольным столбам и большому барабану: на чердаке собора от столба к столбу подкупольного квадрата были перекинуты кир­пичные арки на портландцементе, поверх которых вокруг барабана было замоноличено пирамидальной конструкции обкладное кольцо, и даже устроены диагональные упирающиеся в малые барабаны контрфорсы, – все из мел­кого кирпича на портландцементе, необыкновенной крепости. Барабан и столбы были, таким образом, намертво «схвачены».

В настоящее время вызывает некоторое беспокойство только состояние северо-западного угла собора. Причиною имеющихся здесь вертикальных трещин может быть или деформация фундаментов, в которую мы не очень верим, или имевшее место после разлома паперти поднутрение угла и стены, «отход» облицовки. Если причиною окажется состояние фундаментов, это покажут шурфы и организованный за трещинами мониторинг. Тогда нас ждет обще­принятое сегодня бетонирование этой части фундаментов. (Но только этой части! Оценивая описанную в этой части программы ситуацию, автор записки должен сознаться, что он испытывает естественный страх перед радикальными реставрационными решениями. Он считает любое вмешательство в жизнь памятника непредсказуемым злом. В практикуемом в последние годы цементировании фундаментов есть что-то неадекватное. Автор является принципиальным противником закачивания в фундаменты древних зданий со сложной строительной историей жидкого цемента и считает, что прибегать к этому безусловно варварскому методу можно только в крайнем случае).

С укреплением фундаментов Успенского собора следует проявить мак­симум осторожности.

Необходима срезка грунта вокруг собора глубиной до метра.

Чтобы оценить состояние некогда треснувших сводов и произвести их чеканку, необходимо очистить чердаки собора от керамзита и му­сора. Снизу из собора своды прикрыты растрескавшимися фресками, и ка­ким образом инъектировать сквозь них раствор, неизвестно. Придется, видимо, поднимать кровлю.

Возможно, что ситуация возле северо-западного угла и есть тот самый случай. Организованный мониторинг по наблюдению за углом это покажет.

Вместе с тем автор сознает, что Успенский собор не может считаться зданием со сложной строительной историей. Здесь может пострадать только археология святого места. Автор много лет занимался исследованиями памятников Московского Кремля и был свидетелем того, как в процессе « объемозатрат­ной » и « материалозатратной » реставрации (советский термин) многие зда­ния были искалечены и заменены новоделами без сколько-нибудь серьезной причины, по решению рядовых технологов, не терпящих никаких «ветхостей» в правительственной «цитадели».

Читайте также  Пизанская башня стиль

II . Состояние кровель. Состояние фресок.

Настоящей бедой Успенского собора является не состояние его несущих и несомых конструкций, а состояние фресок. Великолепные вальмовые кровли по металлическим стропилам и обрешетке были в 1960-е гг. заменены реставраторами на древнего типа позакомарное покрытие по де­ревянным журавцам с бетонными водометами в ендовах – по эскизным рисун­кам В.И. Балдина . Отказ от испытанных временем «некрасивых» вальмовых кровель с огромными сухими чердаками ради «возвращения памятникам древнего вида» – наша коллективная ошибка. Новые медные кровли были сде­ланы без настоящего доступа на чердак, без слуховых окон, без достаточного количества люков, без трапов и ограждений, необходимых для очист­ки кровель от снега. А главное – без вторых посводных защитных кровель, как на всех без исключения соборах Московского Кремля, собора Покрова на Рву в Москве и т.д. И, если вспомнить дорево­люционные времена, – без пропайки швов!

В результате кладка в парусах и пятах гуртов возле барабанов при весеннем таянии снега намокает, кра­сочный слой на фресках внутри собора облетает, сквозь левкас повсемест­но проявляется «негатив» кирпичной кладки. Сравнение сегодняшнего сос­тояния фресок с фотофиксацией 60-х гг. показывает, что потери красоч­ного слоя за последние годы – огромные. Однако растрескавшийся за три­ста лет существования левкас нигде не падает! Это означает, что треснувшие некогда своды стабилизировались и разговоры о якобы аварийном состоянии собора сильно преувеличены (если, конечно, часть сводов не перебиралась в 1909 г . Надо смотреть отчеты).

Успенский собор, подобно большинству отреставрированных за послед­ние десятилетия памятников, не имеет водосточных труб. Вода выбрасыва­ется через пришедшие в ветхость бетонные водометы и падает на отмост­ку с огромной высоты. Цоколи зеленеют, ветер прижимает падающую воду к стенам, побелка слезает. Было бы лучше устроить водосточные тру­бы, как в Московском Успенском соборе.

Своды в 1960-ые гг. были покрыты керамзитом.

Трудно сказать, как исправить положение. Вторые кровли, хотя бы в ендовах, устраивать, конечно, придется. Нынешние кровли придется и перестелить, и пропаять. Восстановить достойный выход на чердак и на кровлю с древней внутристенной лестницы из алтарей на северной стороне собора. По всем кровлям, как в Кремле, устроить ограждения и трапы. А в доступных человеку чердачных пространствах по утеплителю – вторые кровли с выпусками. Частичная перестилка кровель с потерей металла неизбежна. При установке водометов ли, труб ли, – все ендовы придется подымать, медь обрезать и т.п.

Собор подтапливается, и вокруг него целесообразно устроить дренажный канал.

Большая луковичная глава Успенского собора, создающая его непопра­вимый облик, – замечательный памятник железоделательного искусства XVIII в. Это – настоящая диковина: «плетеная» корзинка на вантах. Она без труда может быть спасена посредством укрепления изнутри металлического кар­каса дополнительной стойкой с раскосами, заделанными в железобетонное кольцо по обрезу барабана. Проектные предложения уже существуют. Стойка по всей высоте должна быть снабжена жесткими фиксирующими дисками, закрепляющими существующие журавцы с обрешеткою в их сегодняшнем «мятом» живописном состоянии.

Причина тяжелого состояния луковицы связана с утратой скобок из тонкого железа, крепящих медную обшивку к железным журавцам . Железо всюду от соприкосновения с медью «сгорело». Оторвавшаяся от лукович­ной корзины многотонная склепанная между собой обшивка «мокнет» и, спол­зая, рвет верхние заклепки. Сквозь образовавшееся решето сверху льет дождь. Свод барабана не имеет защитной кровли. Фреска Вседержителя намокает.

Все это надо устроить. При латании продранных листов и вообще сви­щей не обойтись без пайки.

Таковы некоторые итоги нашего осмотра.

Главный вывод: фрески Успенского собора бедствуют по причине от­сутствия вторых защитных сводов. Самым лучшим было бы покрыть все своды и купола второй раз – посводно , по утеплителю. Для этого по закомарам и в ендовах придется подымать существующую кровлю. Чердачное простран­ство здесь практически отсутствует. Такая работа потребует перекройки и перестилки всей кровли с добавлением новой меди, обрезанием старых краев.

Лавре необходимо иметь контрольную фотофиксацию всей соборной живопи­си.

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

Учредитель и хранитель библиотеки « РусАрх »,

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Успенский собор

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Успенский собор
Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра
Строительство: 1559-1585 годы
Стиль: Древнерусское зодчество

Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма.
Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение
Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2×42,3 м и 27×39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.
Массивность конструкций и более простой рисунок деталей отличают монастырский собор от столичного храма, возведенного итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. С западной стороны к собору примыкала открытая паперть, которую в XVIII в. заменили на крыльцо (1781), расписанное по указанию митрополита Платона (Левшина).
Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3×3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам — пилонам прямоугольного сечения.
Центральные нефы и соответствующие им стены фасадов сделаны шире остальных, не повторяя регулярности форм кремлевского собора. За иконостасом имеются хоры в виде трехъярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля.
При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины — в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела — святителя Николая Чудотворца — относится к 1608-1610 гг., времени героической 1б-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск.
В соборе с «полуденной» (южной) стороны в стеклянном саркофаге хранится главная святыня собора — деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. В 1585 году гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.
Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.
Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. На протяжении XVIII-XIX вв. она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей. На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери, семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене — «Страшный Суд». На мощных пилонах и в оконных проемах изображены фигуры святых.
Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.
Специальная тема росписи — образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского, в том числе редкое изображение архимандрита монастыря Дионисия (Зобниновского).
Центральный купол заполняет образ Христа Вседержителя, в малых изображены Господь Саваоф, Отрок Иисус Благословляющий, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и святой Иоанн Предтеча, в барабанах — фигуры праотцев и пророков.
По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.
В конце XVII в. в написании икон для Успенского собора принимал участие знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Среди них — одна из последних работ иконописца, подписная икона «Тайная вечеря» (1685 г.; в настоящее время находится в музее «Ризница» Троице-Сергиевой Лавры). Исследователи считают, что изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на Царских вратах также являются работой Симона Ушакова.
В местном ряду слева и справа от Царских врат представлены наиболее ранние памятники, в том числе иконы первоначального комплекса конца XVI в. Храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы», а также иконы «Святая Троица с бытием» и «Благовещение Пресвятой Богородицы» относятся ко времени освящения собора в 1585 г. Иконы «София Премудрость Божия», «Предста Царица одесную Тебе» и «Похвала Пресвятой Богородицы» датируются 30-ми гг. XVII в.
Внутри собора сохранились два бронзовых литых и чеканных паникадила XVII в. работы мастеров московской Оружейной палаты, подаренные в монастырь представителями рода Яновых.
У западной стены собора, по обеим сторонам главного входа, стоят 5 каменных надгробий, под которыми покоятся: супруга короля Левонии Магнуса королева Мария Старицкая (в монашестве Марфа, +1614 г.) — дочь удельного князя Владимира Андреевича Старицкого; ее дочь королевна Евдокия (+ 1589 г.), архиепископ Рязанский Моисей (+ 1651 г.), духовник царя Михаила Федоровича Романова и одного из ктиторов собора, архиепископ Московский Августин (Виноградский, +1819 г.), митрополит Московский Макарий (Булгаков, + 1882 г.).
В соборе покоятся мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского († 1879 г.).

В середине XIX веке, после засыпки Писаревского пруда в академическом саду северо-восточнее собора, в последнем стала наблюдаться сырость на стенах, появились трещины.
Первая после революции реставрация Успенского собора проводилась в 1940-67 гг., тогда были произведены промывки фресок от поздних клеевых записей, отремонтирован поврежденный сыростью цоколь собора, восстановлены растесанные оконные проемы нижнего яруса, восстановлено первоначальное позакомарное покрытие.
Масштабные реставрационные работы, проводимые к 700-летнему юбилею рождения Игумена земли Русской силами ЗАО «БАЛТСТРОЙ» позволили во всем первозданном блеске возродить Успенский собор — эту настоящую жемчужину обители преподобного Сергия.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: