Тульский музей изобразительных искусств

Тульский музей изобразительных искусств – один из самых больших художественных музеев Центральной России, в котором собрано свыше 23 000 картин, графических работ, скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства.

Тульский музей изобразительных искусств

Тульский музей изобразительных искусств

Тульский музей изобразительных искусств

Тульский музей изобразительных искусств – один из самых больших художественных музеев Центральной России, в котором собрано свыше 23 000 картин, графических работ, скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства. Он располагает выставочными площадями более 10 000 м² и имеет четыре филиала. С 2013 года музей носит современное название «Тульский областной художественный музей».

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

В музейных залах можно увидеть богатые коллекции работ русских и западноевропейских мастеров, а также большой отдел современного искусства. Здесь выставлены произведения декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX веков. В залах экспонируются изящные изделия из майолики, стекла, фарфора, антикварная мебель, старинные часы, а также скульптуры, созданные такими известными мастерами, как М. М. Антокольский, А. М. Опекушин, В. А. Беклемишев и П. К. Клодт.

Кроме самостоятельного посещения и экскурсий, гости музея могут принять участие в театрализованных занятиях и мастер-классах по бисероплетению, валянию, кружевоплетению, изготовлению тряпичных кукол, джутовой филиграни, резьбе по дереву и другим видам ремесел. Круглый год в залах Тульского музея изобразительных искусств размещаются художественные выставки. Кроме того, здесь регулярно проводят концерты классической и народной музыки, творческие встречи с поэтами и художниками.

Вот уже много лет по воскресеньям при музее работает познавательный лекторий по истории мирового изобразительного искусства. Многие туляки ходят на лекции по абонементу, а приехавшие в город туристы при желании могут посетить отдельные занятия лектория. Для подростков при музее открыта студия рисования.

История Тульского музея изобразительных искусств

В 1880-е годы местная епархия создала особый фонд или Древлехранилище, где были собраны редкие произведения церковного искусства. В 1902 году этот фонд переименовали в Палату древностей. Экспонаты поступали в хранилище разными путями. Часть произведений искусства покупали, а другие были приняты в качестве подарков от тульских меценатов.

Сотрудники хранилища вели каталог и делали полное описание всех поступлений. С 1899 до 1911 год было издано несколько сборников «Тульская старина» с описанием самых любопытных музейных экспонатов. По праздникам и воскресным дням на произведения искусства в Архиерейский двор приходили посмотреть все желающие.

Популярность старинных коллекций быстро росла, и помещения хранилища с трудом вмещали всех желающих. В 1908 году было принято решение построить новое музейное здание на исторической территории кремля. Однако вскоре началась война, и планы пришлось отложить.

С приходом советской власти в городе создали специальную комиссию, которая занималась сбором и оценкой произведений искусства из бывших дворянских усадеб, расположенных вокруг Тулы. Собранные там ценности, а также старые коллекции местной епархии составили основные фонды нового Тульского музея изобразительных искусств.

В 1919 году он носил название «Художественно-исторический музей», а спустя 8 лет получил статус краеведческого. Музейные коллекции постоянно пополнялись. Свои работы городу дарили известные художники, а часть экспонатов передали тулякам из фондов Третьяковской галереи. Перед войной музей разделили на две части – художественную и краеведческую.

Во время наступления немцев на Москву коллекции Тульского музея изобразительных искусств спешно эвакуировали в Сибирь. Долгие годы музей не имел собственного помещения, а принимал посетителей в залах Дома офицеров. Но в 1964 году в центре города построили новое просторное здание, и в него перевезли все музейные коллекции.

Что можно увидеть в музее

Тульский музей изобразительных искусств имеет специальный отдел, посвященный русскому искусству, где хранятся старинные иконы XVI-XIX веков. Особый интерес посетителей вызывают выразительные портреты, написанные известными русскими художниками В. Л. Боровиковским, В. А. Тропининым, И. Н. Крамским, А. А. Ивановым, И. Е. Репиным, Б. М. Кустодиевым и В. И. Суриковым. В отделе пейзажной живописи выставлены работы К. Ф. Юона, В. Д. Поленова, Н. П. Крымова, И. И. Левитана и И. К. Айвазовского.

Западноевропейское искусство представлено работами известных итальянских, французских, голландских и немецких мастеров XVI-XIX веков. А в отделе современного искусства можно увидеть картины и графические работы ведущих мастеров XX века.

Информация для туристов

Двери Тульского музея изобразительных искусств открыты в любой день, кроме понедельника. По вторникам, средам и воскресеньям музей принимает гостей с 10.00 до 18.00, а с четверга по субботу – с 10.00 до 20.00. Следует иметь в виду, что касса прекращает работу за 15 минут до закрытия музея.

Входные билеты для взрослых стоят 200 рублей, для студентов и пенсионеров – 100 рублей. Дошкольники и дети до 16 лет могут побывать в музее бесплатно. Семейный билет, рассчитанный на двоих взрослых и двоих детей, стоит 350 рублей.

За часовые экскурсии, в зависимости от возраста туристов, нужно заплатить от 40 до 250 рублей с человека, а за экскурсии, рассчитанные на 1,5 часа, – от 80 до 350 рублей. Мастер-классы для взрослых стоят 250 рублей, а для детей – 120 рублей. Билет на лекцию воскресного лектория обойдется в 100 рублей.

Как добраться

Тульский музей изобразительных искусств находится в центре города, на улице Энгельса, 64, возле площади Искусств. До здания музея можно подъехать на трамвае № 14. Выходить нужно на остановке «Улица Жаворонкова».

Тульский художественный музей

Музей изобразительных искусств Тулы является филиалом объединения музейного комплекса под названием «Историко-краеведческий и художественный музей». В 1884 году был создан музейный фонд при епархии Тулы, который впоследствии переименовали в Палату древностей. При Палате был сформирован Естественно-исторический музей. Эти фонды и стали основой художественно-исторического музея, который был официально создан в 1919 году.

Вместе с коллекцией Палаты древностей в музее были выставлены сокровища дворянских усадеб, национализированные после революции. В те времена в тульских краях были уникальные «дворянские гнезда» (Гагариных, Бобринских, Олсуфьевых, Оболенских и др.). Многие поколения владельцев поместий собирали и коллекционировали антиквариат и художественные произведения, поэтому Тульский художественный музей получил в собственность очень богатое наследие.

В 1927 году музей стал краеведческим, а в 1939 году разделился на два, и художественный отдел стал отдельным музейным учреждением. Сотрудники художественного музея Тулы приложили немало усилий, чтобы в годы Великой Отечественной войны эвакуировать музейные ценности в Сибирь, благодаря чему и спасли их. После войны все сокровища были возвращены в Тулу.

За все годы существования запасы Тульского областного художественного музея пополнялись, создавались новые экспозиции. В настоящее время в Тульском музее изобразительных искусств находится коллекция работ русских мастеров (XVIII—XX вв.), одна из лучших в стране, а также зарубежное искусство (картины голландских, итальянских и других мастеров).

Филиалами Музея изобразительных искусств Тулы являются: музей Порфирия Никитича Крылова (ул. Кутузова, 10), Выставочный зал (Красноармейский проспект, 16), Музей «Спасское» (село Спасское, ул. Центральная, 4а), Тульский кремль.

Стоимость входных билетов зависит от категории посетителей:

  • Для взрослых — 200 руб.
  • Для пенсионеров и студентов очной формы обучения — 100 руб.
  • Детям до 16 лет предоставляется право бесплатного посещения.
  • Действует специальное предложение — семейный билет: за 2 взрослых и 2 детей нужно заплатить 350 руб.

Экскурсии проводятся для больших и малых групп. Для 1–5 участников стоимость будет 750 руб. за группу, для иностранцев — 1 000 руб.

Стоимость экскурсионного обслуживания для групп от 6 до 25 человек различается в зависимости от продолжительности — 1 час /1,5 часа:

  • Взрослые — 250 /280 руб.
  • Иностранные граждане — 350 /400 руб.
  • Пенсионеры и студенты очной формы обучения — 150 /180 руб.
  • Школьники из региона — 80 руб. , школьники из других субъектов РФ — 100 руб.
  • Дети дошкольного возраста — 40 руб.

Почитать подробнее об экскурсиях можно на сайте Тульского художественного музея. За любительскую фотосъемку плата не взимается. В Тульском государственном художественном музее проводятся также различные мастер-классы, квесты, лекции, музейно-педагогические занятия за дополнительную плату.

Картины Тульского музея изобразительных искусств

В выставочных залах размещены три основных отдела с коллекциями:

  • русского искусства;
  • западноевропейского искусства;
  • современного искусства.

Отечественное искусство представлено весьма богатым собранием экспозиций, оно включает в себя уникальные работы прославленных творцов XVI—XX вв. Здесь собраны работы Коровина, Репина, Шишкина, Сурикова, Поленова, Айвазовского, Тропинина, Серова, Кончаловского, Левитана и многих других известнейших русских художников. Среди признанных шедевров в музее: «Сигнал бури» И. Айвазовского, «Лес в Мордвинове» И. Шишкина, «Феб Лучезарный» В. Серова. В Тульском художественном музее выставляются также редкие иконописные работы XVI–XIX столетий.

Есть, на что посмотреть и в отделе западных мастеров. Выставляется довольно солидная коллекция живописцев западной Европы XVI–XIX веков. Здесь есть работы признанных художников-итальянцев Фетти и Джордано, Саммаккини и Бассано; французов Лесеюра, Верне и Робера; «малых голландцев» и фландрийцев: Ясона, Гиллеманса, Вонка и Моленара. В европейском отделе также присутствует графика и шедевры прикладного искусства.

Читайте также  Оперный театр львов афиша

Достойно представлено и творчество современного искусства XX века. В этой коллекции собраны работы известных русских мастеров-авангардистов 1910—1930 гг. (таких, как Малевич, Гончарова, Кандинский, Родченко). Например, в художественном музее Тулы можно увидеть следующие произведения: «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин» В. Кандинского, «Супрематическая композиция» К. Малевича, «Красавица» Б. Кустодиева, заслуженным успехом пользуются работы: триптих «Воскресение Христа» и «Портрет сына А. М. Нестерова в испанском костюме» М. Нестерова, «Семья командира» К. Петрова-Водкина.

Можно посетить также временные экспозиции. Узнать, какая сейчас экспонируется выставка в Тульском художественном музее, можно в разделе «Афиша» на официальном сайте.

Часы работы

Художественный музей Тулы работает все дни, кроме понедельника. В этот день музей могут посетить только организованные группы по предварительной заявке. Режим работы художественного музея Тулы в остальные дни:

  • Вторник-среду, воскресенье: с 10:00 до 18:00.
  • четверг-суббота: с 10:00 до 20:00.

Кассы закрываются за 45 минут до окончания рабочего дня музея. При планировании визита в историко-художественный музей Тулы, следует помнить, что последний четверг месяца является санитарным днем.

Как добраться до Тульского художественного музея

Адрес музея: Советский район, ул. Фридриха Энгельса, 64. Вход — со стороны площади Искусств, рядом расположен парк им. Белоусова. Доехать сюда можно на общественном транспорте:

  • Автобус № 1, 3, 18, 25, 26, 27а, 28, 114, 116, 117, остановка «Стадион».
  • Троллейбус № 1, 2, 11, 12, остановка «Стадион».
  • Маршрутное такси № 9, 15, 17, 30, 33, 34, 35, 37, 50, 51, 62, 114К, 117К, 280, остановка «Стадион».
  • Трамвай № 14, остановка «Жаворонкова».

Чтобы заказать поездку до художественного музея Тулы, можно воспользоваться услугами сервисов такси: Яндекс. Такси, Maxim, Uber Russia, UpTaxi.

Панорамный вид на здание Тульского художественного музея:

Видео о художественном музее Тулы:

Тульский областной художественный музей.

Тульский областной художественный музей был открыт в 1919 году, но история формирования его коллекции началась задолго до этого. В 1884 году при тульской епархии был образован музейный фонд, получивший название Древлехранилище, в 1902 году переименован в Палату древностей. Согласно Положению о Палате, ее основная задача была «приобретать, хранить и научно описывать историко-археологические памятники, преимущественно Тульского края. Памятники, имеющие место в Палате древностей, поступали от разных учреждений и частных лиц, или как пожертвования, или, по мере возможности, посредством покупки. На все поступающие произведения ежегодно составлялись каталог и научное описание. Некоторые экспона­ты репродуцировались в специальных сборниках под названи­ем «Тульская старина», издававшихся с 1899 по 1911 год. Палата древностей и соединенный с нею Естественно-исторический музей были открыты для посетителей по праздничным и выходным дням. Положение гласит, что «. предметы историко-археологические и естественно-научные делаются доступными для наблюдения их посетителями Палаты и музея. А при таком назначении своем Палата древностей и музей должны иметь характер учреждений не только образовательных, но и общевоспитательных (патриотических)».

По мере роста коллекции небольшое помещение Палаты, расположенное на Архиерейском дворе (ныне улица Садовая, 1), становится тесным и неудобным. В 1908 году Городская дума постановила построить новый музей, выделив ему место на территории Тульского кремля: «Сословия Тульской губернии выразили свое желание создать в память грядущим поколениям свой посильный, благодарственный памятник, построив в Туле музей, посвященный изучению старины и естественно-исторического развития Тульского края». С этой целью в городе был создан специальный строительный комитет, возглавляемый хранителем и управляющим Палатой Н.Троицким, куда входили представители тульского дворянства — Ю.Олсуфьев, Н.Лихачев, А.Арсеньев, Д.Хомяков и другие. Разработка проекта музея была поручена художнику и архитектору Д.Стеллецкому, который со всей серьезностью отнесся к поставленной перед ним задаче. Новое здание на территории кремля должно было не только отвечать музейным требованиям, но и не нарушать единства сложившегося ансамбля. Судя по эскизу, находящемуся в Тульском архиве, музей предпола­галось построить двухэтажным, с большим количеством окон, с богатым декоративным убранством — орнаментами, виньетками, наличниками. В проекте несомненно сказалось влияние древнерусской архитектуры, изучением которой долгое время занимался Стеллецкий. Проект горячо обсуждался членами строительного комитета, о чем свидетельствует обширная переписка с Н.Троицким, хранящаяся ныне в Тульском государственном историческом архиве. «Имея проектСтеллецкого, мы невольно обратим внимание на музеи Петербурга, а это желательно во всех отношениях. Всей душой желаю поставить вопрос постройки Тульского музея на достойный уровень, дабы он служил бы примером, и видным примером, для остальных губернских городов нашей Роди­ны»,— писал Троицкому граф Олсуфьев. «По замыслу, стилю проект этого художника наиболее соответствует задаче построения национального музея в таком русском городе, как Тула»,— читаем мы в письме Н.Лихачева тому же адресату. К сожалению, строительство музея так и не было осуществле­но из-за начавшейся первой мировой войны и недостатка денежных средств.

В 1918 году при Тульском отделе народного образования была создана комиссия по сбору и учету художественных ценностей Тульского края, в которую вошли московские художники П.Покаржевский и Г.Шегаль. Национализированные произведения искусства из дворянских поместий Тульской губернии (Бобринских, Олсуфьевых, Гагариных, Оболенских, Урусовых и других) вместе с фондом Палаты древностей составили коллекцию художественно-исторического музея, открытого в 1919 году. В 1927 году он был переименован в краеведческий, так как в его состав вошел и отдел краеведения. В 1926 году в собрание влилась коллекция Музея живописной культуры, созданного в Туле при Художественно-промышленном техникуме. В основном она состояла из работ художников — А.Куприна, А.Осмеркина, П.Кончаловского, Р.Фалька, В.Рождественского, Н.Гончаровой и других. Часть экспонатов была передана в Тулу Государственным музейным фондом, Государственной Третьяковской галереей. Таким образом, фонд художественного отдела краеведческого музея в 1930-е годы был уже довольно обширен. Согласно постановлению Совнаркома РСФСР от 16 июня 1939 года произошло разделение музея на два самостоятельных областных музея: краеведческий и художественный.

За годы существования музею довелось пережить многие события — эвакуацию в Сибирь в годы Великой Отечественной войны, возвращение в Тулу после войны. Музей не имел своего здания и находился в Доме офицеров вплоть до 1964 года. Лишь в 1964 году было построено новое здание музея по проекту тульского архитекто­ра П.Зайцева. Несмотря на все трудности, неизменной оставалась главная задача музея — хранить и пополнять коллекцию. Из частных собраний Москвы, Ленинграда, Тулы были приобретены многие работы русских и западноевропейских художников. Так сложилась коллекция Тульского музея, насчитывающая более двадцати трех тысяч произведений русского, современного и западно­европейского искусства, которая продолжает пополняться.

Высокий уровень коллекции музея позволяет вести научно-исследовательскую, издательскую и просветительскую работу, а также разнообразную по формам образовательную деятельность.

В 1995 году Тульский художественный музей был переименован в объединение «Тульский музей изобразительных искусств», которое включает в себя еще четыре филиала: «Выставочный зал», открытый в 1977 г., музей П.Н. Крылова, открытый в благодарность своему знаменитому земляку в Туле в 1997 году на основе коллекции произведений, подаренных самим художником и его наследниками, музей «Спасское», открытый в 2004 г. в селе Спасское Новомосковского района Тульской области, музей «Тульский кремль», вошедший в состав объединения в 2006 году. Таким образом, объединение «Тульский музей изобразительных искусств» располагает экспозиционными площадями около 10 тыс. м2, на которых размещаются как постоянные экспозиции, так и многочисленные выставки из фондов музея, а также выставки современных художников России.

В 2013 году «Тульский музей изобразительных искусств» стал филиалом ГУК ТО «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей» и переименован в «Тульский областной художественный музей».

Подвал сокровищ: История о том, как в Туле выжил художественный музей

Тульскому музею изобразительных искусств — сто лет. Здание нынешнего музея открыли в 1964 году. А что же было в предшествующие 45 лет?

Между тем почти полвека своей истории музей не жил, а героически выживал!

Помещичьи шедевры


Председатель Тульского отделения Общества сохранения памятников истории, член Тульской архивной комиссии граф Юрий Олсуфьев.

Тогда, в 1919 году, основу коллекции нового музея составили фонды Палаты древностей и национализированные произведения искусства из дворянских поместий Тульской губернии — Бобринских, Олсуфьевых, Гагариных, Оболенских, Голицыных, Урусовых, а также из частных коллекций Тулы — Салищева, Рагули, Тейле.

Были и экзотические поступления. Например, в 1914 году из-за войны в Туле застрял некий безымянный этнограф одного из германских музеев. В итоге он передал коллекцию вещей из быта бурят, заготовленную им для своего музея.

Читайте также  Киевский храм святой софии

О том, какие сокровища можно было найти в тульских поместьях, можно судить по дореволюционным заметкам из «Тульской молвы»:

«…Дом гр. в с. Данилкове Епифанского уезда представляет собой настоящий музей. Граф страстный коллекционер и целыми годами собирает различные ценные вещи, так что его коллекции, переводя их на деньги, стоят не менее нескольких сот тысяч рублей. Среди этих коллекций есть, например, коллекция драгоценных тростей, которая знатоками оценивается в 25−30 тысяч рублей.

К сожалению, хранящиеся у графа сокровища недостаточно ограждены от расхищения, расположены они в витринах, стоящих около окон первого этажа дома, что и делает возможным для преступников похитить какую-нибудь ценную вещь из коллекции гр. Олсуфьева. В прошлом году похищены были все золотые браслеты, принадлежащие графине Олсуфьевой и представляющие значительную ценность. А на днях произошел случай.

Ночью нянька гр. Олсуфьева слышала подозрительный шорох в той комнате, где стоят витрины, и когда туда заглянули, то окно в комнате оказалось открытым. Кто-то разбил стекло, просунул в него руку, открыл шпингалет, отворил окно и вошел в комнату. Из одной витрины взяты были всего три вещи, что представляется весьма странным, т. к. в комнате имелась масса вещей, представляющих огромную ценность. Но почему-то взяли только три креста величиною в три вершка приблизительно. Один крест золотой, украшенный большим бриллиантом, — подарок деду графа императрицей Марией Александровной, супругой императора Александра II, в бытность ее еще цесаревной. Другой крест серебряный — подарок знаменитого митрополита Филарета.

Лучше бы у меня было украдено других вещей на 20 тысяч рублей, чем эти кресты, — с горечью говорит владелец, — с ними связано столько воспоминаний».

В том же Епифанском уезде дом помещицы в имении Бестужево, как считали газетчики, представлял собой классический образец старинных барских домов, где «сохранились мельчайшие подробности обстановки величавой жизни крепостного права». Особенную достопримечательность барского дома представляли обои 40-х или 50-х годов XIX столетия, отлично сохранившиеся, — шедевр ручного искусства крепостных маляров. Причем в некоторых комнатах обои представляли собой картины, место которым в музее.

Имение в Бестужево Пузанова пожертвовала земству с тем, чтобы здесь были открыты полезные для крестьян учреждения. В итоге уникальные музейные обои были просто уничтожены — пришли маляры и «оклеили комнаты пошлейшей дешевкой, прямо по старинным обоям, причем сами маляры жалели, по их словам, заклеивать эти обои. Не оставлены в покое и комнаты, которые снабжены теперь портящими их перегородками, и от былого уюта барского дома не осталось и следа».

Все эти подробности еще и к тому, что якобы большевистское варварство в отношении предметов искусства — отнюдь не порождение новой власти. Оно выросло задолго до нее.

Ну и, конечно, вспомним о том, что именно благодаря попечителю искусств графу Юрию Олсуфьеву на Куликовом поле появился храм Сергия Радонежского. Так что в искусствах эти люди очень даже разбирались.

Вагон богатства

В 1918 году при Тульском отделе народного образования была создана комиссия по сбору и учету художественных ценностей тульского края, в которую вошли московские художники Петр Покаржевский и Григорий Шегаль.

Звучит, конечно, красиво — «московские художники». На деле же это совсем пацаны. В том году им всего-то по 19 лет, в Тулу их занесло революционными ветрами. Вся будущая слава только впереди, оба они станут известными художниками. Шегаль в 1938 году закончит картину «Бегство Керенского из Гатчины», которой окончательно утвердит миф о бегстве Керенского от революционных моряков в женской одежде. Ее с удовольствием будут печатать в советских учебниках истории. А Покаржевский в 1919 году напишет картину «Тульский дворик», которую подарит нашему музею уже на склоне лет — в 1957 году.

Благодаря Григорию Шегалю и Петру Покаржевскому удалось сохранить сокровища.

Но тогда они не жалеют сил, чтобы сохранить бесценные произведения искусства для будущих поколений. Опасность потерять их навсегда очень высока. Известно ведь, что главный тульский шедевр «Феб лучезарный», украшавший когда-то библиотеку героя Турецкой войны Селезнева, в 1925 году московский художник Игорь Грабарь нашел в Ефремовском уезде на бочке с солеными огурцами после целенаправленных поисков. А если бы не нашел? Любопытно, кстати, что в уже упоминавшемся докладе Нечаевой в 1930 году эта картина названа «Аполлоном».

«7 августа из Епифанского уезда членом коллегии губернского подотдела музеев художником Покаржевским доставлен для губернского художественного фонда, а также для художественного исторического музея целый вагон художественных предметов: гравюр, картин, греческой терракоты, бронзы, старинной мебели, фарфора и предметов народного творчества, принадлежавших ранее бывшим помещикам Олсуфьевым, Бобринским и др., — сообщил в 1919 году „Коммунар“. — Среди привезенных предметов особенно выделяются по своей художественной ценности: картина Луки Джордано, имеющая общеевропейскую ценность, а также двенадцать картин, изображающих месяцы года, — работы голландских художников школы Брейгеля и пейзаж школы Рюисдаля.

Расценочную стоимость этого транспорта, ввиду его высокой художественной ценности, затруднительно определить даже в сотни тысяч рублей».

Сообщения о найденных сокровищах поступали еще долго. Где-то в уездах нашли в церкви иконы кисти Репина. В чернских школах обнаружили картины Айвазовского и Мясоедова, которые удалось забрать в Тулу только по настоятельному требованию окрисполкома.


Дворец Бобринских.

. и веневская усадьба фон Мекк: в таких роскошных поместьях хранились настоящие исторические реликвии!

Музей, а через стенку — общежитие

В 1920-е годы, когда Покаржевский с Шегалем уже покинули Тулу, поступило большое пополнение из Государственного музейного фонда, музея Академии художеств, Третьяковской галереи, бывшего Румянцевского музея и других собраний.

«Все картины русских художников — подлинники, копий музей не имеет», — с гордостью докладывала в 1930 году директор музея А. Нечаева.

Но уже с первых дней музей преследовала главная проблема — отсутствие своего помещения. Первоначально его разместили в доме Карла Маркса — нынешнем Музее самоваров. Но в январе 1923 года по неизвестной причине приказом Тулгубисполкома и горсовета было приказано в двухнедельный срок очистить помещение и переехать в Дом музыки (Дворянское собрание, оно же Дом офицеров).

«Перевозка картин вообще, а старинных (в музее имеются XVI и XVII веков) в особенности, ввиду трещин на живописном слое зимой считается недопустимой, т. к. ввиду всякой перемены холст, имеющий иной коэффициент расширения, чем грунт, клеевая или масляная живописная поверхность, влечет за собой образование трещин и осыпание слоя. На старинных картинах осыпание краски наносит не поправимый никакой реставрацией вред. Вследствие этого могут погибнуть весьма ценные художественные произведения, как то: 12 картин Бассоно (XVI век), стоимостью в мирное время до 60 000 руб. золотом, портрет работы Тропинина (7 000 — 10 000 р. зол.) и многие другие. Такая перевозка возможна была бы при соблюдении больших предосторожностей: обертывание картин в войлок или ватин, упаковка в отдельные ящики и пр., что в настоящее время повлекло бы колоссальные расходы. Равным образом больших затрат средств, трудов потребует упаковка и установка мрамора (15 крупных изваяний, из которых только статуя дискобола весит 60 пудов). Вес всех — около 180 пудов».

Скажем спасибо этим людям. И тем, кто противился произволу новых властей, и Покаржевскому с Шегалем, сохранившим для потомков шедевры. Например, упоминавшийся здесь цикл работ венецианского живописца Леандро Бассано в авторском повторении «Двенадцать месяцев» теперь по-настоящему уникален. В полном варианте он есть только в Туле! А в Венском художественно-историческом музее и в Национальной галерее в Праге — только частичная коллекция.

К 1924 году всё же пришлось съехать. В 1927 году музей был переименован в краеведческий, так как в его состав вошел и отдел краеведения. Теперь это уже был художественный отдел при краеведческом музее в ведении системы народного образования. А после 16 июня 1939 года произошло разделение на два самостоятельных областных музея: краеведческий и художественный. После ремонта и развертывания экспозиции художественный музей был открыт для посетителей 6 октября 1939 года.
Новым местом жительства стали три зала в Доме офицеров. Опять же в качестве арендаторов. Дом офицеров новых соседей принял с явным неудовольствием. Трех залов не хватало, хотелось хотя бы еще одну комнату для советской живописи, и таковая имелась. Но она была занята под общежитие Дома Красной Армии.

Читайте также  Как строились пирамиды в древнем египте

С двадцатых годов прошлого века художественный музей стал нежеланным «квартирантом» Дома офицеров.

И такое отношение оказалось надолго. Так, в октябре 1956 года при содействии Тульского обкома КПСС и областного управления культуры было заключено целое соглашение с руководством Дома офицеров о предоставлении помещения под выставку сроком от года до полутора лет. Музейщикам выделили три зала площадью 150 квадратных метров, открытые для посещений по пятницам и субботам с 10.00 до 18.00, а по воскресеньям с 12.00 до 18.00.

Но не пустовать же комнатам, когда музей не работает! И в остальные дни недели в этих же залах работал вечерний университет марксизма-ленинизма для офицеров. Такое совмещение заставило музейщиков установить круглосуточную охрану. С десяти вечера до восьми утра дежурил ночной сторож, в остальное время следили за порядком вахтеры.

Тульский областной художественный музей

Тульский областной художественный музей — один из крупнейших областных музеев России.

История музея

Тульский областной музей изобразительных искусств был открыт в 1919 году. Основой его собрания послужил фонд Палаты Древностей, образованной в 1884 году из дворянских поместий Тульской губернии — Олсуфьевых, Бобринских, Гагариных, Урусовых и других. С первых дней и по настоящее время коллекция музея постоянно растет. Сюда поступают экспонаты из Министерства культуры и Союза художников России, из мастерских художников и частных собраний. Большое число работ передано музею в дар.

Коллекция музея

Большую художественную значимость представляет коллекция западноевропейского искусства. Это работы известных мастеров Италии (Леандро Бассано, Орацио Саммаккини, Лука Джордано, Доменико Фетти), Голландии (Клас Моленар, Филипс Воуверман, Ян Вонк, Говерт Флинк, Ян Гейсум), Фландрии (Даниэль Сегерс, Франс Снейдерс, Давид Тенирс Младший), Франции (Клод Берне, Эсташ Лесюэр, Юбер Робер).

Гордостью музея являются произведения выдающихся русских художников: А. Антропова, В. Боровиковского, В. Тропинина, И. Айвазовского, И. Шишкина, В. Сурикова, В. Поленова, Б. Кустодиева, В. Серова, К. Коровина; художников авангардных направлений 1910—1930 годов, таких как П. Кончаловский, А. Куприн, В. Рождественский, В. Кандинский, К. Малевич, Д. Штеренберг; искусство многих авторов последующих десятилетий, включая работы тульских художников. Коллекция Тульского музея хорошо известна не только в России, но и за рубежом.

Многие работы экспонировались на выставках в США, Швеции, Германии, Франции, Испании. Наряду с широким показом выставок, музей ведет научно-исследовательскую и разнообразную по формам просветительскую работу.

Ссылки

  • Тульский художественный музей
  • Тульский художественный музей на сайте «Музеи России»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Политевич, Сергей Эдуардович
  • Эльдорадо (фильм)

Смотреть что такое «Тульский областной художественный музей» в других словарях:

Иркутский областной театр юного зрителя имени А. Вампилова — Прежние названия Иркутский ТРАМ Основан 1928 Сайт tuzvampilov.ru Иркутский областной театр юного зрителя имени А. Вампилова театр в городе Иркутск основанный в 1928 году по решению Восточно Сибирского крайкома комсомола … Википедия

Тула — У этого термина существуют и другие значения, см. Тула (значения). Город Тула … Википедия

Список картин Левитана И.И. — Ниже перечислены картины русского живописца Исаака Ильича Левитана. Картина Название Год создания Техника Размеры (см) Галерея Солнечный день. Весна 1876 1877 Холст, масло 53 x 40,7 Частное собрание … Википедия

Список картин Исаака Ильича Левитана — Ниже перечислены картины русского живописца Исаака Ильича Левитана. Картина Название Год создания Техника Размеры (см) Галерея Солнечный день. Весна 1876 1877 Холст, масло … Википедия

Боголюбов, Алексей Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Боголюбов. Алексей Петрович Боголюбов … Википедия

Список картин Архипа Ивановича Куинджи — Ниже перечислены картины русского живописца Архипа Ивановича Куинджи. Картина Название Год создания Техника Размеры (см) Галерея Вид Исаакиевского собора при лунном освещении … Википедия

Матвеев, Александр Терентьевич — В Википедии есть статьи о других людях с именем Матвеев, Александр. Александр Терентьевич Матвеев … Википедия

Музеи Тулы — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проект … Википедия

Садко (картина Репина) — И. Е. Репин Садко, 1876 Холст, масло. 322,5×230 см … Википедия

Век драматичный, век прекрасный. Как ТМИИ отметил столетие

Звёзды

Формирование коллекции музея началась в грозные революционные годы, когда предметы искусства изымались у их владельцев, из дворянских усадеб знаменитых Урусовых, Гагариных, Бобринских, Олсуфьевых, Волконских. Надо отметить, что изначально уровень коллекции был высоким, ведь среди указанных родов были и почитатели искусства, и коллекционеры. Эти предметы поколения сотрудников музея бережно сохранили до наших дней — понимали, что это культурное богатство всей страны и её жителей.

Первым заведующим музея был педагог Вячеслав Ферри, затем известный врач-хирург, биолог, энтомолог, педагог, краевед, общественный деятель Григорий Соболевский. Являлся одним из инициаторов создания общества по изучению Тульского края. В 1925 г. принял участие в подготовке изданного пособия для экскурсий «По Тульскому краю», написав для него статьи. Именно Григорий Витальевич составил первый путеводитель по художественной коллекции музея.

Иван Макаров, руководивший музеем в военные годы, спасал картины, отправив произведения в эвакуацию. Под руководством Николая Барвинского музей пережил послевоенные годы, когда началась борьба за новое здание.

С теплотой в музее вспоминают Софью Нечаеву. «Это была звезда. Она не только настоящий руководитель, она настоящий человек, – вспоминает заведующая отделом русского и западноевропейского искусства музея Елена Оленич. – С каким уважением она относилась к людям! При ней началось строительство нового здания нашего музея. Ей очень помогал в этом народный художник СССР, академик, член творческого коллектива Кукрыниксы, туляк Порфирий Крылов.

Затем музей возглавила Зоя Скопинцева.

Под руководством Марины Кузиной коллекция пополнилась новыми экспонатами, открылись филиалы музея изобразительных искусств.

Их было пять – Выставочный зал, музей П.Н. Крылова, музей «Спасское» в г. Новомосковске, Тульский кремль и музей декоративно-прикладного искусства, который находился в современном здании музейно-выставочного комплекса Тульского кремля. Впоследствии все указанные музеи вошли в состав ГУК ТО «Объединение «Историко – краеведческий и художественный музей». Это крупнейшее учреждение культуры в Тульской области, в него входят 16 музеев, расположенных на территории Тульской области.

В год столетия ТМИИ, музей возглавил Александр Аладин.

Главный хранитель ТМИИ Галина Ересько, занимающаяся фондами музея 26 лет, рассказывает: «У нас сегодня 25 тысяч экспонатов: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура».

Подарков много не бывает

В день юбилея музей принимал подарки, благодарности, грамоты. Губернатор, пошутив, что подарков уже достаточно – за время подготовки к юбилею здание капитально отремонтировали, современными стали фасад и 28 музейных залов, появилась новая охранная система, – всё же сделал ещё один, подарив мраморный бюст римской богини работы итальянского мастера конца XVIII века.

В следующем же году по инициативе Алексея Дюмина и при поддержке Владимира Путина появится и фондохранилище, оснащённое современным оборудованием. Как говорят музейщики, с этого момента работы у них прибавится, но будет интересно. Пока же хранятся экспонаты, занимая два выставочных зала и помещение цокольного этажа здания.

В день празднования сотрудники музея приготовили и свои сюрпризы: выставки «Дар музею» и «Шедевры Тульского музея изобразительных искусств». Первая – произведения российских художников XX века, поступившие в музейное собрание в разные годы от Минкульта РФ, Союза художников России, знаменитых художников и их наследников. Это работы Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Александра Шевченко, Зураба Церетели, Порфирия Крылова, Александра Куприна, Евсея Моисеенко, Бориса Угарова и многих других.

«Шедевры Тульского музея изобразительных искусств» представлены произведениями живописи русских и западноевропейских художников XVII—XX вв. – Доменико Фетти, Бориса Кустодиева, Станислава Жуковского и многих других. Эти произведения легли в основу коллекции музея на раннем этапе её формирования. Большим подарком стала «Обзорная экскурсия 360», позволяющая знакомиться с коллекцией музея через специальные VR-очки, что особенно удобно для людей, которым физически сложно обойти все залы, в которых расположилась коллекция в 1 тысячу предметов искусства. Стоя на месте, в специальных VR-очках теперь можно познакомиться с коллекцией, находясь только на первом этаже музея.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: