Троице сергиев монастырь был основан в

Тысячи людей со всего света приезжают в Троице-Сергиеву лавру - в монастырь, который семь веков назад основал преподобный Сергий Радонежский...

Троице сергиев монастырь был основан в

Свято-Троицкая Сергиева лавра

+ скачать и распечатать карту-схему Троице-Сергиевой лавры

Приблизительное время чтения: 14 мин.

Тысячи людей со всего света приезжают в Троице-Сергиеву лавру — в монастырь, который семь веков назад основал преподобный Сергий Радонежский. Что мы знаем об истории этой великой святыни России? Какую роль она сыграла в судьбе нашего Отечества?

Возрождение страны

Основал монастырь преподобный Сергий Радонежский в XIV веке. Жил святой очень скромно, молился, трудился и воспитывал учеников, но оказалось, что для своего времени он стал одним из главных людей в России!

В те годы Русская земля была поделена на княжества, которые всё время друг с другом воевали. Это называется междоусобица. Князья без конца ссорились, выводили друг против друга войска, а порой и сами убивали людей, даже своих родственников. Это очень ослабило наш народ. Слабостью пользовалась Золотая Орда, которая тогда правила Русью: ордынские ханы всё время требовали дань, совершали набеги на наши города, сёла, деревни, грабили, убивали и жгли всё подряд.

Иногда русские князья побеждали захватчиков, порой против Орды восставали целые города. Тогда гнёт становился слабее. Но для большого сражения, которое бы совсем освободило наш народ от тяжёлого ига, время ещё не наступило. Сил было мало. Не хватало грамотных людей и книг. Даже простых ремесленников, мастеров было днём с огнём не найти. Монашеская традиция тоже была в упадке. А некоторых князей даже устраивала власть Орды — руками ханов они расправлялись со своими соперниками.

В те времена монастырь преподобного Сергия был ещё совсем небольшим. Маленькая деревянная церковь, монашеские кельи, несколько хозяйственных построек, а вокруг — глухие леса, в которых ни души. Порядки в монастыре были такие строгие, а жизнь такая непростая, что даже старший брат Сергия Радонежского Стефан не выдержал и ушел жить в московский монастырь. Но постепенно вокруг отшельника Сергия собрались другие монахи, у преподобного появились ученики, а слава о святом пошла по всей Руси и за ее пределы.

Монахи зарабатывали на жизнь своим трудом, пожертвований не брали. Сам преподобный Сергий, хоть и был сыном знатного боярина, трудился больше всех: каждый день ходил за два километра с вёдрами, чтобы с утра принести братьям воды, и плотничал, и дрова рубил, и одежду шил, и еду для братии готовил.

Преподобный говорил, что монаху, а тем более священнику, нельзя быть безграмотным неучем. Его небогатый монастырь даже на те деньги, какие имелись, в первую очередь покупал книги. И иконописцев здесь всегда принимали и опекали.

К простому и мудрому игумену приезжали за советом люди со всей страны. Преподобный жил один в лесной чаще, но когда к нему приходили за советом князья, он возвращался в обитель, чтобы помирить их, объяснял, что нельзя воевать с соседями. И даже сам ездил устанавливать мир между князьями в другие города — в Нижний Новгород, Рязань и на большое княжеское собрание в город Переяславль-Залесский.

Святой Сергий учил людей любить и прощать. И сам подавал пример смирения: когда монахи в монастыре стали спорить, кто из них главнее, Сергий потихоньку ушёл из обители, чтобы не быть причиной ссоры. Монахам потом с трудом удалось его вернуть.

Но это не значило, что святой всегда смирялся перед злом. Когда надо, он был твёрд и крепок в вере. Московский князь Дмитрий Иванович приехал однажды к Сергию за советом: покориться ханам Орды, зная, что Русская земля будет страдать всё больше, или дать отпор сильному, жестокому врагу? Преподобный не стал отговаривать князя от сражения. Наоборот, благословил Дмитрия и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.

Дмитрий победил ордынское войско в 1378 году на реке Воже, а потом, в 1380 году дал бой ордынцам за Доном, на Куликовом поле. С победы в Куликовской битве началось освобождение русских земель. А сам князь получил прозвище Донской.

Преподобного Сергия Радонежского прославили и его ученики. После кончины святого они разошлись по русским землям и создали новые обители. Знаменитые северные монастыри — и Соловецкий, и Кирилло-Белозерский, и другие — основали ученики преподобного Сергия. Выходцы из Троице-Сергиева монастыря осваивали северные земли, а вокруг северных монастырей возникали города.
70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых.

Смута

Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.

Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…

Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве. В войске Лжедмитрия служили самые разные люди: беглые казаки, изменники-дворяне, поляки, литовцы… Все хотели отличиться и получить от фальшивого царевича награды и почести.

Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.

Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.

Внутри монастырских стен оружие могли держать всего две-три тысячи человек: монахи, стрельцы, несколько опытных военачальников из дворян и крестьяне из окрестных сёл. А врагов снаружи было в несколько раз больше! Против каждого защитника обители получалось от четырёх до семи вражеских воинов! Правда, у Лавры имелись отличные пушки. Такие, о которых Сапега с Лисовским могли только мечтать.

Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.

Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.

7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих! А из Троицкой обители их всех осыпали ядрами монастырские пушки! Ура! Штурм захлебнулся! А на помощь монахам уже спешило большое войско князя Скопина-Шуйского, сторонника царя Василия! Неужели осада закончится?

Да! Как писал летописец, 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».

Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надеж­ду, что неприятеля можно одолеть!

Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.

Великий реформатор и великий монастырь

Ещё одна страница истории Троице-Сергиевой лавры связана с Петром Первым. Оказывается, не будь Лавры, может быть, и русского флота не было бы, и Санкт-Петербург бы не построили! А почему? А потому что, когда Пётр был ребёнком, в Москве случилось восстание стрельцов. Наследника престола могли убить! Но он дважды спасался… в монастыре Сергия Радонежского!

Об этом царь потом не забыл. Лавре помогал — построил там Трапезный храм с библиотекой на втором этаже, надвратную церковь и царский дворец. Во дворце сейчас находится Московская духовная академия, там учат будущих священников и богословов. Здания времён Петра выстроены в очень красивом стиле, который называется нарышкинское барокко.

История продолжается

К началу двадцатого века Троице-Сергиев монастырь был самым главным центром русского православия. Вокруг него вырос огромный город — Сергиев Посад. Вся жизнь города зависела от монастыря. Рядом появилась железная дорога. В Лавре было около четырёхсот монахов, а ещё студенты семинарии, паломники, работники-миряне.

В 1917 году в нашей стране произошла революция. Через год новые власти превратили монастырь в трудовую артель, а ещё спустя год вообще закрыли. При бывшей обители создали Комиссию по охране памятников истории и старины. Работники Комиссии узнали, что власти хотят вскрыть мощи преподобного Сергия и уничтожить их. Несколько человек отважились похитить голову святого и сохранить её до лучших времён.

Известный ученый и священник Павел Флоренский вместе с реставратором Юрием Олсуфьевым тайно вынесли из храма голову святого и спрятали её. Много лет смелые православные люди сохраняли святыню, передавая её друг другу, хотя в безбожные времена это было очень рискованно. Только после Великой Отечественной войны, когда обитель снова передали Церкви, голову вернули в монастырь.

Академия

Чем Лавра отличается от просто монастыря? В Лавре не только молятся и работают, там ещё и учат. В Троице-Сергиевой лавре в духовных школах готовят духовенство. Но так было не всегда. Советская власть после революции запретила духовные учебные заведения — семинарии. А для чего они нужны? Ведь церкви закрывали и разрушали, новым священникам и служить-то было негде. Даже Библию изучать было нельзя!

Но началась Великая Отечественная война. Главному властителю Сталину нужно было, чтобы его поддержали верующие. И он разрешил выбрать Патриарха, начать издавать «Журнал Московской Патриархии», сделал опять действующими некоторые храмы и… позволил опять готовить священников в семинариях.

В Троице-Сергиевой лавре после войны прошла первая за 26 лет литургия, а в 1949 году вновь открылись Московская духовная семинария и Академия. В монастыре опять появились монахи.

Церковь продолжали преследовать, но Лавру не закрывали: её оставили как «образцово-показательный» монастырь. Сюда даже привозили иностранцев, чтобы они увидели: в Советском Союзе христианская вера не под запретом!

Читайте также  Башня банка америки

В конце 80-х годов двадцатого века церковная жизнь начала возрождаться. И именно из Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Обитель преподобного Сергия снова, как в самом начале, стала местом, из которого пошло духовное возрождение страны и Церкви.

Не самая большая церковь

Сегодня в Лавру каждый день приезжают тысячи паломников. В монастыре действует одиннадцать храмов, а литургия служится пять раз в день. Троицкий храм — не самый большой в Лавре, но сюда каждый день выстраивается длинная очередь из паломников, потому что в этом храме покоятся мощи преподобного Сергия.

Пока люди стоят в очереди, у раки* с мощами преподобного Сергия продолжается молитва: монахи читают ее, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл принял главу Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванова

Святейший Патриарх Кирилл встретился с депутатом Государственной Думы А.Г. Ярошуком

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата архимандритом Илией (Рудневым)

Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Свято-Троицкая Сергиева лавра

История

Обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. на холме Маковец в 70 км к северо-востоку от Москвы.

На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. Владимир (Богоявленский; †1918).

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-10 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч).

С 1688 г. монастырь является ставропигиальным. В 1744 г. обитель получила статус Лавры.

С 1814 г. на территории Лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах XVII в.

В 1920 г. Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В 1949 г. в стенах Лавры возобновила свою деятельность Московская духовная академия. В 1971, 1988, 1990 гг. в Троице-Сергиевой обители проходили Поместные Соборы.

В 1993 г. архитектурный ансамбль Лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Храмы и часовни

  • Троицкий собор (1422-23 гг.), в котором почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского; в иконостасе храма иконы письма прп. Андрея Рублева;
  • Успенский собор (1559-85 гг., построен по повелению царя Иоанна Грозного);
  • храм Сошествия Святого Духа на апостолов (1476-77 гг.);
  • храм прп. Никона Радонежского (1623 г.);
  • надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1693-99 гг.);
  • храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах (1635-37 гг.);
  • храм прп. Сергия Радонежского с трапезной (1686-92 гг.);
  • храм Смоленской иконы Божией Матери (1746-53 гг.);
  • храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию (Михеевская церковь) (1734 г.);
  • храм в честь Покрова Божией Матери (в академии);
  • храм в честь прп. Иоанна Лествичника (в семинарии);
  • Успенская часовня над кладезем (1644 г. — кон. XVII в.).

Подворья и скиты

  • подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, храм Троицы Живоначальной в Троицкой Слободе и храм прп. Сергия в Сергиевском подворье;
  • храм свв. апп. Петра и Павла (г. Сергиев-Посад);
  • Пятницкое подворье на Подоле, храм в честь св. мц. Параскевы Пятницы, расположенный с юго-восточной стороны Лавры;
  • храм Преображения Господня в с. Радонеж Московской обл.;
  • Троицкое подворье в Санкт-Петербурге;
  • Варницкое подворье в Ростове Великом;
  • храм в честь св. Марии Магдалины в Сергиевом Посаде;
  • храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому на территории ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Министерства труда и социальной защиты РФ (г. Сергиев Посад);
  • Всехсвятское подворье в Сергиевом Посаде;
  • Владимирское подворье (Владимирская обл., с. Тучково);
  • Покровский скит (Московская обл., с. Сабурово);
  • Благовещенское подворье (Московская обл., с. Благовещение);
  • Богородское подворье (Московская обл., п. Богородское);
  • Деулинское подворье, храм Нерукотворного Спаса в с. Деулино Московской обл.;
  • Пересветское подворье в г. Пересвет Московской обл.;
  • подворье «Куликово Поле» (Тульская обл., д. Иваново);
  • Спасо-Вифанское подворье (г. Сергиев Посад);
  • Черниговский скит (г. Сергиев Посад);
  • скит Параклит (г. Сергиев Посад);
  • храм Корсунской иконы Божией Матери (с. Глинково Сергиево-Посадского района Московской области; подворье открыто Патриаршим указом от 16 августа 2018 г.).

Святыни

Раки с мощами прп. Сергия Радонежского и Никона Радонежского (Троицкий собор); прп. Максима Грека и прп. Антония Радонежского (храм Сошествия Святого Духа); свт. Иоасафа, митрополита Московского, прп. Дионисия Радонежского и свт. Серапиона, архиепископа Новгородского, частицы мощей свт. Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, вмч. Пантелеимона, часть пояса Пресвятой Богородицы и др. святыни (Серапионова палата); Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (Троицкий собор), икона свт. Николая (в храме прп. Сергия) и др.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно, начиная с 5.30. Вечернее богослужение в 16.45 по будням, в воскресные и праздничные дни в 17.00.

Основание Свято-Троицкой обители

Троице-Сергиева Лавра для образования Русского государства стала столь же значимым символом, как княжеская Москва. И если последняя была головой централизации земель, то монастырь святого Сергия — ее сердцем.

Сегодня трудно представить, что нынешнее великолепие Лавры выросло из «пустыни». В дикую чащу в стороне от дорог в 1337 году добрели два путника: Стефан – инок, покинувший хотьковский Покровский монастырь, и его младший брат Варфоломей – в будущем пострижении Сергий. Происходили они из городка Радонеж, куда их отец, обедневший ростовский боярин Кирилл, бежал от притеснений московского воеводы.

Облюбовали холм Маковец: «Братья обошли то место и полюбили его, ибо Бог направлял их». Место было известно окрестным жителям чудесными явлениями, о чем сами пустынники, впрочем, не подозревали. На расчищенной поляне срубили общую келью, затем небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Освятили его в 1340 году. Вскоре, не выдержав тягот отшельничества, Стефан ушел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же прожил еще несколько лет на огородном и «подножном» корму.

Двадцати трех лет он принял постриг под именем Сергия от игумена Митрофана Радонежского, которого давно знал и, возможно, именно для этого позвал к себе в чащу. Митрофан, прославленный позже в чине Преподобного, разнес окрест вести об удивительном подвижнике. К Сергию потекли монахи и мирские, жаждавшие духовного спасения. Оставшиеся с ним рубили кельи, украшали храм, городили стены, разбивали огороды. Численность братии долго не превышала двенадцати человек – по числу Апостолов. Первым игуменом стал тот самый Митрофан, вскоре умерший. После его преставления иноки по благословению епископа Волынского Афанасия упросили стать игуменом Сергия. Тогда же епископ рукоположил его в сан священника.

В житии Преподобного подробно рассказывается о духовных и трудовых подвигах братии. Сергий запретил инокам просить подаяние, настаивая на строгой жизни от своих трудов и сам подавал в этом пример, выполняя вместе со всеми самую черную работу.

Когда братия стала умножаться, потребовалось упорядочить монастырское бытье. Вести о лесном монастыре и его игумене дошли до самого Константинополя. Однажды в Свято-Троицкую обитель пожаловали греки с посланием от самого Вселенского Патриарха Филофея. Он предлагал обители общежительный устав, какой Преподобный Феодосий ввел в первом русском Киево-Печерском монастыре. По названию обители в Царьграде он именовался Студийским. Сергий обратился за советом к московскому Святителю митрополиту Алексию. И, получив его благословение, ввел общежительство с общим имуществом и разделением труда братии.

Не все приняли новшество: прежде каждый монах жил со своим скарбом на особину и сходились только в общей молитве. Среди недовольных оказался и брат Стефан, вернувшийся в лесную обитель. Желая избежать распри, Преподобный тайком покинул монастырь. Братии вместе с епископом стоило немало сил умолить его вернуться.

Общежительным уставом Сергий не только соединил Московскую Русь с древней Киевской через прервавшуюся на века монастырскую традицию, но и заложил основу всех будущих русских обителей, благодаря которым страна, начиная с его учеников, начала «монастырское движение» на новые земли — к востоку.

Через некоторое время эта «святая нищета», переходившая иногда в голод на грани выживания, была облегчена: Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый – двоюродный брат Дмитрия Донского, будущий герой Куликовской битвы, взял обитель под свое крыло. Позже покровительство Свято-Троицкому монастырю стал оказывать и сам Дмитрий Иванович.

Именно по его просьбе, презрев родовые обиды от московских князей, Сергий отправился в Нижний Новгород, дабы примирить двух суздальских князей-братьев: Дмитрия и Бориса Константиновичей, чья ссора грозила новой усобицей накануне нависшего ордынского вторжения. Столкнувшись с гордым отказом Бориса Константиновича ехать в Москву, Преподобный впервые в русской истории наложил церковный интердикт на Нижний Новгород: приказал затворить все городские церкви, что было страшным наказанием для горожан.

Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на битву. Миниатюра из «Жития СергияРадонежского» (XVII в., РГБ)

Не обширное Тверское княжество, не вольнолюбивая Рязань, а именно Москва стала центром притяжения русских земель. К игумену Сергию в лесную обитель прискакал князь Дмитрий Иванович для благословения на битву с Ордой. Дал ли ему тогда Сергий напутствие на сражение на Воже или Куликовское – доподлинно неизвестно.Однако роль его в решающей битве на Дону общепризнана. Князь получил от него в подмогу двух воинов-иноков (или послушников) Пересвета и Ослябю, а накануне сечи – гонца с наказом «не убояться поганых». Сергий, наделенный духовным зрением, к победному возвращению Дмитрия перечислил на поминальной службе поименно всех особо отличившихся павших героев.

Настоящим духовным подвигом стала поездка уже престарелого святого игумена к князю Олегу Рязанскому и тяжелая беседа, дабы примирить его с Дмитрием Донским, который опустошил его княжество. Пожалуй, никому кроме Преподобного Сергия эта миссия не удалась бы. Разговор с рязанским князем талантливо реконструировал писатель Дмитрий Балашов в трилогии «Дмитрий Донской. Битва за Святую Русь».

Много веков спустя священник и ученый Павел Флоренский в своей книге «Троице-Сергиева Лавра и Россия» назвал Сергия Радонежского «первоузлом» нравственных идей, государственности и культуры России».

Сам Сергий, согласно житию, сподобился явления Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном и услышал от Пречистой: «Не бойся, избранник Мой. Не скорби, ибо твоя молитваоб учениках и об обители услышана. Я не покину это место и буду неоскудно подавать все необходимое, сохранять и покрывать его».

Так и случилось. Несмотря на временные затишья и невзгоды, Свято-Троицкая Сергиева Лавра сыграла огромную роль в истории Отечества нашего. Великая духовная крепость России и сегодня несет свет Преподобного Сергия Радонежского.

Читайте также  Любек германия достопримечательности

История Троице Сергиевой Лавры

Около 1337 года там, где сейчас величественно возвышается Троице-Сергиева Лавра, был глухой лес, в котором Сергий Радонежский со своим братом Стефаном основали небольшую обитель, чтобы сосредоточившись в уединении, слать Создателю молитвы о помощи всей Руси.

Дело в том, что было это в те далекие времена, когда Русь страдала от постоянных опустошительных набегов ордынских войск. Спасая свою семью от гибели, родители будущего Сергия — Кирилл и Мария с тремя детьми бежали из Ростова в городок Радонеж. В конце жизни родители ушли в Хотьков монастырь, где впоследствии и скончались. А Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и его брат Стефан решили стать отшельниками.

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию, и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым.

И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу, в результате которой Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси.

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен, превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше, чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.

К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

История Сергиевой Лавры после революции

Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры, в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.

В 90-х 20 века в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры. А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.

Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д.

Троице-Сергиева Лавра

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра – расположенный в Сергиевом Посаде крупнейший в стране православный мужской монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху. В основанной почти 7 столетий назад обители в настоящее время проживает около 200 монахов. Комплекс монастырских храмов, в 1993 году вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры XV-XVIII вв., открыт для паломников и туристов.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Троице-Сергиева Лавра

История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Судьба Лавры тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в 3 часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре к мужчинам присоединились другие верующие, а импровизированное поселение быстро обзавелось деревянным храмом Святой Троицы и хозяйственными службами. Впоследствии, когда Варфоломей стал монахом Сергием и занял пост игумена, вокруг монастыря образовался городок, ставший основой современного Сергиева Посада. Деревянные храмы были разрушены во время нашествия Едигея, в XV веке появились первые каменные сооружения. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная деятельность была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию.

Панорама Троице-Сергиевой Лавры Троицкий собор

Достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры

На территории монастыря расположено около 50 объектов, построенных в разное время. Чтобы осмотреть их, а тем более посетить церковные службы, одного скоротечного визита явно недостаточно. Туристам рекомендуется остановиться в гостиницах и хостелах в окрестностях обители и уделить знакомству с достопримечательностями монастыря несколько дней.

Троицкий собор

В старейшем культовом сооружении комплекса, возведенном в XV веке, хранится главная святыня монастыря, предмет поклонения православных паломников со всей страны – чудотворные мощи преподобного Сергия. Белокаменный храм с золотыми куполами был расписан Андреем Рублевым, но подлинники фресок не сохранились. О былой красоте изображения можно судить только по более поздним копиям. Одноглавая белая церковь, скромно замершая по соседству с собором, построена над могилой Никона Радонежского, верного ученика и преемника Сергия.

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Успенский собор

По замыслу крестившегося в Лавре Иоанна Грозного представительный Успенский собор должен был повторять очертания одноименного храма из ансамбля Московского Кремля. Однако новое здание стало не просто копией уже существующего, но самобытным произведением искусства: над оформлением иконостаса трудился знаменитый мастер Симон Ушаков, фрески выполнили выдающиеся представители московской иконописной школы. И здесь не обошлось без исторических захоронений: у стен Успенского собора сохранилась могила Бориса Годунова.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Ажурная пятиярусная колокольня, спроектированная архитектором Дмитрием Ухтомским в середине XVIII века, по праву считается самой красивой в России. Когда-то здесь звучали десятки колоколов, но после революции они были безжалостно уничтожены и восстановлены только в XXI веке. Самый крупный из них, Царь-колокол, весит более 70 тонн.

Малые церкви и другие сооружения

Миниатюрную Духовскую церковь возвели в XV веке заезжие мастера из Пскова. Ее звонница расположена прямо под куполом, что совершенно нетипично для московской архитектуры. Богато декорированный надвратный Предтеченский храм построен над восточным входом в монастырь по инициативе купцов Строгановых. Праздничное красно-белое здание стало выдающимся образцом барочной русской архитектуры. Самая миниатюрная церковь комплекса, Михеевская, появилась в XVIII веке на том месте, где Сергию Радонежскому когда-то явилась Богородица. Рядом с Успенским собором с 8 утра до 8 вечера открыта нарядная часовня: ее возвели над источником целебной воды.

Троице-Сергиева Лавра с высоты Белокаменные стены Лавры Усыпальница Годуновых План территории лавры с достопримечательностями

Информация для туристов

Благодаря удачному расположению ансамбль Лавры хорошо просматривается из разных точек Сергиева Посада. Добраться в город проще всего из Москвы на электричке, идущей с Ярославского вокзала, или на автобусе от Щелковского автовокзала. От сергиево-посадского железнодорожного вокзала до восточного входа в монастырь 15 минут пешком в северо-западном направлении, от автовокзала, расположенного на той же линии, путь еще короче. Вход на территорию комплекса бесплатный, но при посещении принято оставлять небольшие пожертвования.

Правила поведения в Лавре

Поскольку Троице-Сергиева Лавра прежде всего действующий монастырь, к поведению и внешнему виду посетителей предъявляются строгие требования. Женщины должны быть одеты в юбки или платья без декольте, закрывающие колени. В этот день лучше обойтись без макияжа и повязать платок на голову. Мужчинам не следует появляться в храмах в шортах и бриджах. На территории Лавры, в ее ресторанах, кафе и гостиницах запрещено курить и употреблять алкоголь. Фотосъемка разрешена с некоторыми ограничениями: нельзя снимать службу и монахов, даже просто проходящих по двору, внутри зданий не используют фотовспышку, чтобы не повредить настенным росписям.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Где остановиться

Лавре принадлежит несколько недорогих гостиниц для паломников на территории Сергиева Посада. Гостиница «Вознесенская» с 4-8-местными номерами и удобствами на этаже открыта в 10 минутах ходьбы к юго-востоку от Лавры в заметном издалека ярко-красном здании на одноименной улице. Поток желающих поселиться в этом хостеле всего за 300-350 рублей в сутки всегда велик, поэтому места бронируют минимум за месяц. Примерно на таком же расстоянии к северо-востоку от Лавры, на проспекте Красной Армии, расположена гостиница «Старая Монастырская», построенная почти 200 лет назад на живописном берегу Белого пруда. Это классический отель со всеми удобствами с номерами от эконом-класса до люксов. В обоих корпусах можно полноценно пообедать, утолить легкий голод свежей монастырской выпечкой можно в кафе прямо в Лавре, во время экскурсий.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Религиозные службы

Православный канон запрещает монастырям проводить обряды отпевания, венчания, крещения, но в Лавре можно заказать заупокойные и заздравные молитвы за родных и близких. Ежедневные службы для паломников проходят в Троицком соборе: заутреня в 5-6 часов, затем каждые 2 часа акафисты преподобному Сергию. Дополнительную нагрузку в праздничные дни принимает на себя Успенский собор: в 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя, а в 8:30 – Поздняя Литургия. На Пасху и во время Великого Поста расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуется предварительно уточнять информацию в телефонной справочной монастыря.

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

Троице-Сергиева Лавра. Общий вид

Сергиева Лавра во имя Живоначальной Троицы, ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви в черте Сергиево-Посадской епархии

Монастырь был основан в 1337 году, когда в лесной непроходимой чаще Варфоломей, в будущем преподобный Сергий, и его родной брат, инок Стефан, поставили келью-сруб и рядом небольшую деревянную церковь Святой Троицы.

Через некоторое время Стефан ушел в Москву. Варфоломей же, оставшись на избранном месте, призвал к себе игумена Митрофана и постригся в иноки под именем Сергия. Святая и праведная жизнь Сергия привлекла к нему братию, которая избрала его в свои начальники в 1344 году.

С ростом числа пришедших в обитель насельников преподобный Сергий распорядился о значительной перестройке обители, ранее возводившейся без какого либо плана. Кельи располагались четверообразно, посреди них — церковь и трапезная; все эти сооружения были обнесены высокой дубовой стеной, такая планировка монастыря была принята при всех его дальнейших перестройках, сохранившись до наших дней.

В 1408 году обитель была сожжена татарами и вновь отстроена игуменом преподобным Никоном.

В 1422 году преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, состоялось чудесное обретение его мощей. С этого времени обитель приобрела значение центра религиозного движения всего православного русского народа. В конце XIV — начале XV вв. вокруг Лавры появились поселения (Кокуево, Панино, Клементьево и др.), в конце XVIII в. образовавшие Сергиев Посад.

Главную святыню обители составляет собор Св. Троицы, построенный в 1422 г. над гробом прп. Сергия Радонежского. Собор представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм из белого камня, стоящий на подклете. В XV — XVI вв. в соборе крестили наследников московского престола, целованием креста у гроба прп. Сергия скрепляли важнейшие договоры. В 1548 г. над гробом прп. Никона к собору пристроили придел. Ок. 1425 — 1427 г. над росписью собора трудился прп. Андрей Рублев, бывший также учеником прп. Сергия; в дальнейшем роспись неоднократно обновлялась, а не сохранившааяся нижняя часть была заново расписана в 1949 — 1954 гг. Для этого собора Андрей Рублев написал икону «Троица». В местный ряд входит и другая местночтимая икона «Сергий с житием», принадлежащая школе Дионисия и написанная в конце XVI в. В соборе стоит серебрянная рака над гробом Сергия Радонежского, исполненная по велению Ивана Грозного мастерами Оружейной палаты.

Если прежние настоятели обители были игуменами, 6 января 1561 игумен Елевферий был возведен в достоинство архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей Русской Церкви для него и его наследников.

В связи с созданием общей системы укреплений для защиты Русского государства монастырь превращается в первоклассную крепость. Начиная с 1540 г., в течении десяти лет были возведены мощные стены и башни, устроены запруды в окружающих башнях. Практически неприступная по тем временам крепость выдержала шестнадцатимесячную осаду польских войск с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г.

Вместе с началом строительства стен по велению Ивана IV Грозного было начато возведение собора Успения Пресвятой Богородицы. По архитектурному решению храм напоминает Успенский собор московского Кремля, несколько превосходя его по размерам. В 1606 г. под западной папертью собора было погребено тело Бориса Годунова, изъятое по велению Лжедмитрия II из царской усыпальницы в Кремле и первоначально захороненное в Варсонофьевском монастыре. Здесь же похоронены его жена и дочь. Позднее паперть была разобрана, а над могилами Годуновых построена палатка-усыпальница. Роспись храма была завершена в 1684 г. и в большей части сохранилась до наших дней.

В середине XVII в. в связи с усовершенствованием оборонительных сооружений были дополнительно построены четыре мощные восьмигранные башни, надстроены и укреплены стены.

Надвратная церковь во имя св. Иоанна Предтечи построена в 1693 г. Ее проходы украшает роспись со сценами из жизни прп. Сергия. Ворота под храмом являются парадным входом в монастырь.

Храм во имя иконы Смоленской Божией Матери был построен в 1746-1747 гг. на средства А.Г. Разумовского.

Венчает архитектурный ансамбль монастыря пятиярусная колокольня, построенная в 1741-1770 гг. Высота ее составляет 87 м (колокольня Новодевичьего монастыря имеет высоту 72 м, Иван Великий в Кремле — 81 м).

В 1742 году в Троице-Сергиевой обители была открыта духовная семинария, а в 1744 году монастырь был возведен в высший ранг Лавры. При секуляризационной реформе в 1764 году, по новым монастырским штатам, обители было определено особое содержание, превышавшее довольство даже первоклассных монастырей приблизительно в пять раз. При поставлении лаврского архимандрита Платона (Левшина) на Московскую кафедру 21 января 1775 года за ним его архипастырями-наследниками была закреплена должность священноархимандритов Лавры, а непосредственное ведение дел обители перешло к наместникам.

С 1814 года в Троице-Сергиевой Лавре находилась духовная академия.

В 1867 году была построена церковь праведного Филарета Милостивого, придел к храму Сошествия Духа Святого.

Разорение Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей прп. Сергия Радонежского. 5-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Вскоре после Октябрьской революции декретом Совнаркома за подписью Ленина Лавра в 1920 году была превращена в музей. Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, являвшееся одним из главных звеньев широкой антицерковной кампании властей по вскрытию святых мощей. Годы гонения на церковь были нелегкими и для обители. В 1938-1940 годах была разрушена церковь Филарета Милостивого, а находившиеся в ней могилы святителя Иннокентия (Вениаминова), святителя Филарета (Дроздова), и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) осквернены и разграблены, честные же мощи угодников Божиих были свалены в одну яму вперемешку с мусором. В 1930-е годы была уничтожена палатка над местом захоронения преподобного Максима Грека.

21 апреля 1946 года в Троице-Сергиевой Лавре были возобновлены богослужения. В том же году обители были возвращены мощи преподобного Сергия; сюда из Московского Новодевичьего монастыря были переведены Московские духовные семинария и академия.

10 октября 1994 года в Лавре состоялось обретение святых мощей святителей Иннокентия, Филарета и преподобного архимандрита Антония. 30 июня 1996 года на земле обители также были обретены мощи преподобного Максима Грека.

В скиту, основанном при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1844 году и сильно пострадавшем в годы советской власти, есть Пещерное отделение. Пещеры были выкопаны блаженным схимонахом Филиппом, в народе называемым Филиппушкой, с послушниками. Впоследствии Пещерное отделение стало центром московского старчества, во многом благодаря старцу иеромонаху Варнаве, прожившему в пещерах 47 лет и прославившемуся прозорливостью и чудотворениями как при жизни, так и после смерти. Мощи старца Варнавы покоятся в наземном соборе в честь Черниговской Божией Матери. Монашеская жизнь скита возобновлена. В Храме ежедневно совершаются богослужения и соборование.

Подворья

  • Московское подворье (129090, Москва, 2-й Троицкий пер., 6а, 8/10в; тел.: 281-35-58);
  • Санкт-Петербургское подворье (193167, наб. Фонтанки, 44);
  • Покровский храм (Московская обл., с. Сабурово);
  • бывший Троице-Варницкий монастырь (Ярославская обл., г. Ростов Великий; тел.: 8-08536-9-21-38, 9-21-93);
  • храм во имя св. Марии Магдалины (Московская обл., г. Сергиев Посад, п. Смена; тел.: 4-99-38, после 20 час.);
  • подворье Параклит (Московская обл., г. Сергиев Посад, п. Смена; тел.: 4-99-38, после 20 час.);
  • храм свв. апп.Петра и Павла (Московская обл., г. Сергиев Посад);
  • Пятницкое подворье (Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад; тел.: 4-50-13);
  • Радонежское подворье (Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Радонеж; тел.: 3-26-94).
  • храм Иверской иконы Божией Матери в г. Пересвете
  • храм прп. Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля (Тульская обл., Куркинский район, у д. Ивановка)
  • Дивноморский Сергиевский храм в г. Геленджике

Настоятели и наместники

  • Митрофан ((1337) нач. 1340-х — 1344)
  • Прп. Сергий (1344 — 25 сентября 1392)
  • Прп. Никон (1392)
  • Прп. Савва (1392 – 1398)
  • Прп. Никон, 2-й раз (1398 — 17 ноября 1428)
  • Савва II (1428 – 1432)
  • Зиновий (1432 – 1445)
  • Досифей I (1445 – 1448)
  • Прп. Мартиниан (1448 – 1455)
  • Свт. Вассиан (Рыло) (1455 – 1466)
  • Спиридон (1467 – 1474)
  • Авраамий (1474 – 1478)
  • Паисий (Ярославов) (1479 – 1482)
  • Иоаким (1482 – 1483)
  • Макарий (1483 – 1488)
  • Афанасий I (1488 – 1490)
  • Свт. Симон Чиж (1490 — 20 сентября 1495)
  • Свт. Серапион (1495 – 1506)
  • Досифей II (Забела) (1506 – 1507) [1]
  • Памва (Мошнин) (1508 – 1515)
  • Иаков (Кашин) (1515 – 1520)
  • Порфирий I (1521 – 1524) [2]
  • Прп. Арсений Комельский Вологодский (1525 — 1529)
  • Александр (1528 – 1529)
  • Свт. Иоасаф (Скрипицын) (1529 – 9 февраля 1539)
  • Порфирий II (1539 – 1541)
  • Алексий (1541 – 25 февраля 1543)
  • Порфирий III (1543)
  • Никандр (1543 – 1545)
  • Иона (Шелепин) (1545 – 1549)
  • Серапион (Курцов) (1549 – 1551)
  • Артемий (Пустынник) (1551)
  • Гурий (Лужецкий) (1552 — 1554)
  • Иларион (Кирилловец) (1554 – 1555)
  • Иоасаф (Черный) (1555 – 1560)
  • Елевферий (1560 – 1562)
  • Меркурий (Дмитровец) (1562 – 1566)
  • Кирилл (ноябрь 1566 — 11 ноября 1568)
  • Памва II (1568 – 1569)
  • Феодосий (Вятка) (1569 – 1571)
  • Варлаам I (1571 – 1577)
  • Иона II (1577 – 1584)
  • Митрофан (Дмитровец) (1584 – 1588)
  • Киприан (Балахонец) (1588 – 1594)
  • Кирилл (Завидов) (31 июля 1594 — 18 марта 1605)
  • Сщмч. Иоасаф (1605 — 1609)
  • Прп. Дионисий (Зобниновский) (1610 – 12 мая 1633)
  • Нектарий (Вязлетин) (1633 – 1640)
  • Адриан (1640 – 1656)
  • Иоасаф (25 апреля 1656 – январь 1667)
  • Феодосий II (1667 – 1674)
  • Викентий (1674 – 1694)
  • Иов (2 мая 1694 — 6 июня 1697)
  • Евфимий (1697 – 1700)
  • Иларион (Властевинский) (1701 – 1704)
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (23 октября 1704 — 1708)
  • Иоасаф (1708 – 1710)
  • Георгий (Дашков) (1711 – 1718)
  • Тихон (Писарев) (1718 – 1722)
  • Гавриил (Бужинский) (20 марта 1722 — 30 октября 1726)
  • Варлаам (Высоцкий) (1726 — 1737)
  • Арсений (Воронов) (1737 – 1738)
  • Амвросий (Дубневич) (1739 – 8 сентября 1742)
  • Кирилл (Флоринский) (1742 – 1744)
    • Феодосий (Янковский) (1742 — 1745)
  • Арсений (Могилянский) (29 января 1744 — 1752)
    • Свт. Иоасаф (Горленко) (24 января 1745 — 1748)
  • Афанасий (Волховский) (23 февраля 1753 – 1758)
  • Гедеон (Криновский) (17/21 апреля 1758 — 1761)
  • Лаврентий (Хоцятовский) (1761 – 1766)
    • Платон (Левшин) (март 1763 — 1766)
  • Платон (Левшин) (1766 — 21 января 1775)
  • Московские митрополиты и патриархи (с 21 января 1775)
    • Павел (Пономарев) (28 августа 1775 — 1782)
    • Аполлос (Байбаков) (1782 — 1783)
    • Досифей (Ильин) (1786 — 1793)
    • Павел (Пономарев), иером. (упом. 1796)
    • Сергий (Крылов-Платонов) (16 февраля — ноябрь 1803, упом. 16 ноября 1808)
    • Самуил (Запольский-Платонов) (20 февраля 1810 — 1814)
    • Никанор (Клементьевский) (1814 — 1818)
    • Афанасий (Фёдоров) (? — 23 февраля 1831)
    • Прп. Антоний (Медведев) (10 марта 1831 — 12 мая 1877)
    • Леонид (Кавелин) (3 июля 1877 – 22 октября 1891)
    • Павел (Глебов) (21 декабря 1891 — 1 марта 1904)
    • Товия (Цымбал) (6 марта 1904 — январь 1915)
    • Прмч. Кронид (Любимов) (9 января 1915 — 1920 (- 10 декабря 1937))

      Литература

      • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
      • Ильин М., Моисеева Т.. Москва и Подмосковье: Справочник-путеводитель.. Москва. 1979 .
      • Беляев С. В память вечную будет праведник. : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1996 . № 12. с. 57-67.
      • Беляев С. Обретение святых мощей прп. Максима Грека.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 9. с. 74-77..
      • Григорьева Т. Встреча с Лаврой. Благовест. Самара. 1997 . № 19. с. 6..
      • Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

      Использованные материалы

      [2] Около этого времени также упоминается Евфимий (Подрез), хотя его имя в «Летописи» на сайте Троице-Сергиевой Лавры не значится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: