Театр в австралии сидней

Как придумывалось и строилось самое знаменитое здание в мире

Театр в австралии сидней

Сиднейская опера

Как придумывалось и строилось самое знаменитое здание в мире

В 1978 году была основана Притцкеровская премия (ее называют «архитектур­ной Нобелевкой»), а в 2002 году лауреатом впервые стал австралиец — Гленн Меркатт. Архитектора наградили за проекты очень «правильных» жилых домов — экологичных, сдержанных по форме и глубоко продуманных с точки зрения планировки и климатических условий Австралии. Такое решение жюри поразило весь архитектурный мир: предыдущие лауреаты были известны своими радикальными высказываниями как в теории, так и на практике.

Но еще более удивительным стал следующий, юбилейный год Притцкеровской премии. 25-м лауреатом стал датчанин Йорн Утсон, автор самого известного и провокативного сооружения в мире — Сиднейского оперного театра. К тому моменту Утсону исполнилось 84 года, и он спроектировал множество зданий в самых разных странах, однако в первую очередь жюри отметило именно австралийский проект 1956 года: «Датский архитектор Йорн Утсон, который спроектировал, вероятно, самое знаменитое здание в мире, Сиднейскую оперу…»

Архитектор Йорн Утсон с макетом здания Сиднейского оперного театра. 1966 год © W. Croser / Getty Images

Утсон получил заказ на проектирование оперы в ходе открытого международ­ного конкурса, обойдя 200 других участников. В 2019 году были опубликованы визуализации, выпол­ненные на базе чертежей нескольких других конкурсных предложений: они показывают, насколько скульптурная идея Утсона отлича­лась от всего остального.

В качестве площадки для будущего здания оперы организаторы конкурса предложили мыс Беннелонг. Он разделяет две бухты — Сиднейскую и Фарм — в заливе . Здесь начиналась история города: в 1817 году на Беннелонге начали строить форт Маккуори, который в ХХ веке сменило трамвайное депо.

Вид на Сиднейскую бухту. 1900-е годы Powerhouse Museum

Такое расположение требовало объекта с равноценными фасадами. Главный вход хотелось обратить к городу, откуда придут зрители, но и другие ракурсы оперы должны были украшать панораму Сиднея. Это противоречило тради­цион­ной технологии строительства театрального здания, у которого обычно на задах размещают технические пространства для хранения и загрузки декораций с воротами и пандусами, выводами вентиляции и так далее. Утсон убрал все дополнительные помещения в большой двухэтажный подиум, который не кажется громоздким благодаря пластике основных объемов, раскрываю­щихся в разные стороны и отвлекающих внимание от нижней части.

Поднимаясь по широкой лестнице на второй этаж, зритель символически отрывался от повседневной жизни и шел на встречу с искусством в сторону океана и величественных театральных сводов. В альбоме «Сиднейская опера. Принципы проекти­рования Йорна Утсона» (2002) архитектор расска­зывал, что ему понравилась идея плато, создаваемого человеком для контакта с возвышен­ным, как в сооружениях майя, которые он видел в Мексике.

Своды Сиднейской оперы чаще всего сравнивают с лепестками и парусами. Первые отсылают к расположенному по соседству историческому ботани­ческому саду, едва не ставшему парковкой оперы. Вторые рифмуются с профессией отца Утсона, известного проектировщика яхт. В то же время такая форма-капюшон позволила архитектору скрыть традиционно возвы­шающуюся над крышами театральных зданий сценическую коробку, из кото­рой на сцену спускаются декорации при смене картин, а иногда и парящие актеры. Там же расположена часть светозвукового оборудования.

Впрочем, воплотить идеи Утсона в жизнь оказалось очень трудным делом. автор проекта (для архитектурной профессии это еще молодость) нарисовал своды, не проконсультировавшись с конструкторами. Как реали­зовать такой проект, не потратив заоблачные суммы и не задействовав огром­ные человеческие ресурсы, никто не знал. К решению этой задачи был привле­чен британский инженер Ове Аруп Основанная им компания, которая теперь называется Arup, или Arup Group Limited, до сих пор остается одним из мировых лиде­ров в сфере инженерного проектирования. . Главная проблема заключалась в том, что изгиб сводов, нарисованных вдохновленным Утсоном от руки, невозможно было свести к единой ясной и простой математической формуле, с которой было бы легко работать при расчетах конструкций и по которой строители могли бы воспроизвести задумку в железобетоне без ошибок. Тем более что по проекту своды планировалось отделать плиткой, а при различном искрив­лении поверхности в каждой отдельной точке каждую плитку пришлось бы создавать индивидуально под конкретный участок.

Современного высокоточного оборудования тогда не существовало: для реали­зации проекта арматуру пришлось бы гнуть кустарно, а временную форму для заливки бетона создавать прямо на стройке. И это при максимальной высоте свода в 65 метров и на площадке, открытой океанским ветрам. А еще несущие ребра, стыки с перекрытиями, инженерные стояки, отделка традиционной глазурованной керамической плиткой и другие важные детали.

Сиднейский оперный театр

Сиднейский оперный театр — одно из самых узнаваемых зданий в мире. Шедевральная архитектура в сочетании с ярким исполнительским пространством стали визитной карточкой Австралии.

С 2007 года внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это говорит о том, что Сиднейский оперный театр является выдающимся примером архитектурного ансамбля, исключительным для всей цивилизации, примером человеческого созидательного гения.

Театр расположен в живописной гавани Нового Южного Уэльса, на улице Беннелонг Пойнт. Здание с трех сторон окружено водой и стоит на глубоко вбитых сваях.

Репертуар Оперного театра в Сиднее

В Сиднейском оперном театре проводится около 3000 мероприятий в год. При огромной вместительности за этот же период его посещает около 1,5 млн человек.

Выбор мероприятий здесь от мала до велика — кабаре, юмористические шоу, опера, детские представления и интерактив, театральные и танцевальные постановки, классическая и современная музыка, фильмы, выступления и многое другое.

Цифровое творческое обучение, путешествие во Вселенную Йорна Уотсона, знакомство с историей Австралии, эксклюзивные выступления талантливых художников, артистов, музыкантов — все это и еще множество возможностей прячется в стенах здания.

Здесь есть увлекательная детская программа, где предлагается понаблюдать за развитием эры динозавров или посмотреть исполнение Саймона Тедески в роли Моцарта. Более того, в театре предусмотрена социальная помощь и поддержка для слабовидящих и потерявших слух людей — субтитры и описания аудио, системы увеличения четкости звука, карты-компаньоны, возможность проведения на территорию собак-поводырей и т. д.

Бронировать билеты необходимо заранее, поскольку желающих попасть на мероприятия очень много.

Сиднейский оперный театр постоянно меняется, неустанно следуя тенденциям прогрессивного мира. Театр сам создает эти тенденции.

Когда-то здесь выступали Нельсон Мандела, Папа Римский Иоанн Павел II, Джоан Сазерленд, Опра Уинфри, Жаклин Маккензи и другие. История театра продолжает создаваться и сегодня.

Экскурсии по Сиднейскому театру

Существует 4 способа посещения Оперного театра в Сиднее.

Вариант 1. Прогуляться вдоль здания по набережной с фотоаппаратом в руках. Изучить со всех ракурсов нетривиальные фасады и пройти в фойе театра. Это бесплатно и доступно для всех желающих.

Вариант 2. Купить билеты на представление, событие, шоу.

Либо поучаствовать в ежегодном праздновании Нового года. В программу входит просмотр фейерверков и концерта, посещение Сиднейского театра, а также роскошный ужин и фуршет.

Вариант 3. Посетить ресторан «Bennelong Restaurant and Bar» внутри здания.

Вариант 4. Отправиться на экскурсию, организованную самим театром.

Экскурсии проводятся на английском либо на японском, корейском, испанском, французском, немецком, северокитайском языках.

И тут есть простор для выбора:

  • The Sydney Opera House Tour включает знакомство с историей театра и прогулку по его бесконечным лабиринтам. Продолжительность — 1 час, цена билета — от 42 долларов.
  • The Backstage Tour предполагает путешествие по закулисью и завтрак. Продолжительность — около 2,5 часов, цена билета — от 175 долларов.
  • Tour and Tasting Plate открывает возможность не только проникнуться атмосферой и секретами Оперного театра, но и продегустировать лучшие блюда местной кухни. Продолжительность — около 1 часа, цена билета — от 82,80 долларов.
  • Tour and Dine похож на предыдущий тур с разницей в том, что после ознакомления с историей гости отправятся в бар «Opera» на обед. Продолжительность — около 1 часа, цена билета — от 73 долларов.
  • Junior Adventure Tour — молодежный приключенческий тур, наполненный интерактивными мероприятиями, играми и необычными фактами о театре. Продолжительность — 1 час, цена билета — от 22 долларов.
  • The Sydney Opera House Access Tour предназначен для посетителей с ограниченными физическими возможностями. Продолжительность — 1 час, цена билета — от 42 долларов.

Забронировать места на экскурсию можно на официальном сайте Сиднейского оперного театра.

Сиднейский оперный театр

Сиднейский оперный театр – выдающийся памятник экспрессионистской архитектуры XX в. Здание – туристический бренд Австралии и культурный центр Сиднея.

Сиднейский оперный театр – выдающееся архитектурное сооружение XX в. Оно номинировалось на звание нового чуда света, и оказалось среди финалистов. Включённое в список ЮНЕСКО, это здание – популярный туристический символ Австралии.

Находится Сиднейский оперный театр в местной гавани, на мысе Bennelong point. Здание сооружено на 580 бетонных сваях, забитых в дно. Его протяжённость – 183 м, ширина – 118, а занимаемая площадь – более 21,5 тысяч м 2 . Максимальная высота здания – 67 м.

Интересные факты о Sydney Opera House относятся не только к истории строительства и архитектурной реализации (речь о них пойдёт ниже). Ни в каком другом театре в репертуаре нет произведения о нём. Опера «Восьмое чудо» – единственный прецедент.

История Сиднейского оперного театра

Сидней до середины XX в. вообще не имел оперного театра. Приглашённый дирижёр местного симфонического оркестра Юджин Гусенс счёл такое положение недопустимым. Власти Сиднея согласились с ним, но не располагали средствами на строительство. В 1954 г. они объявили сбор пожертвований, продолжавшийся два десятилетия. За этот период было собрано около 10000000 AUD. Первоначально заявленная стоимость сооружения в 7000000 AUD в итоге обернулась реально истраченными 102000000 AUD.

По условиям объявленного конкурса, местом постройки театра назначалась ограниченная территория мыса Беннелонг. Главный зал на 3 тысячи мест проектируемого здания отводился для оперы и балета. Малый зал на 1200 зрителей планировался для камерных театральных и музыкальных постановок. Среди 233 конкурсантов победил молодой датский архитектор Йорн Утсон. По его проекту здание внешне напоминало многопарусный корабль на водной глади, окружавшей мыс.

Читайте также  Площадь японии в тыс.км2

Начавшееся в 1959 г. работы тянулись 14 лет вместо планировавшихся четырёх, продлив дату постройки до 1973 г. Затягивание сроков имело как объективные, так и субъективные причины. К первым относится требование властей добавить два дополнительных зала. А первоначально спроектированные Йорном Утсоном парусообразные оболочки крыши имели акустические недостатки. Архитектору потребовалось несколько лет на нахождение альтернативного технического решения. Новый свод оказался слишком тяжёлым для сделанного фундамента, и пришлось делать новый.

Дополнительные траты и затягивание строительства накалили отношения Утсона с местными властями, и он покинул Сидней. В 1966 г. строительство продолжили местные архитекторы. По мнению многих специалистов, это негативно сказалось на интерьере здания. Театр внутри существенно уступает потрясающему фасаду.

Новостройка Сиднея фактически открылась 28 сентября 1973 г. оперой Сергея Прокофьева «Война и мир». Официальная церемония состоялась 20 октября с участием британской монархини Елизаветы II, являющейся формальным главой Австралии.

Архитектор Сиднейского оперного театра на открытии не присутствовал, и даже не был упомянут. Нет его имени и на бронзовой табличке авторов у входа. Правда, в том же году местный Институт архитекторов удостоил Йорна Утсона золотой медали. А в 2003 г. он получил за свой проект Притцкеровскую премию – высшую награду архитекторов.

В 1999 г. Йорн Утсон всё же спроектировал реконструкцию Зала приёмов, позже переименованного в его честь. Работами руководил сын Йорна архитектор Ян Утсон. А сам Йорн после 1966 г. не возращался в Сидней. Он умер в 2008 г., так и не увидев воочию своё знаменитое творение. Прожекторы, освещающие Sydney Opera House, были выключены на час в память о великом архитекторе.

Сиднейский оперный театр его архитектор и архитектора

Оперные театры, как правило, строятся в классическом стиле. В отличие от них, здание сиднейской оперы – яркий образец архитектурного стиля экспрессионизм. Уникальная крыша реализована в форме парусов разных размеров. Окружённое с трёх сторон водой здание издали похоже на большой многопарусный корабль, пришвартованный в сиднейской бухте. Именно таким увидел будущий театр его архитектор. Он говорил, что хотел увести зрителей из привычной рутины в мир фантазии, где обитают актёры и музыканты.

Площадь, отведённая под строительство, была ограничена. Отклонённые жюри конкурса проекты имели общий недостаток – громоздкость. Эту проблему Йорн Утсон решил перенесением внимания на архитектурную доминанту здания – крышу. Её общий диаметр – 150 м. Каркас крыши состоит из 2 тысяч бетонных секций и весит 30 т. Два самых больших паруса венчают оба основных зала, задуманных изначально. Под самым маленьким парусом находится ресторан Bennelong. Вся конструкция крепится металлическими тросами, общей протяжённостью 350 км.

Неравномерная высота крыши первоначально вызвала проблемы с акустикой. Они были сняты с помощью звукоотражающего потолка со специальными желобами. Последние, кроме практической функции, выполняли и эстетическую, подчёркивая арки сцены.

Сверху крыши-паруса покрыты белой полированной и кремовой матовой плиткой азулежу (португальские изразцы). Она была специально изготовлена для театра. По краям преобладает матовая плитка, а в центре – блестящая, что позволило создать переливчатый эффект. На облицовку общей площадью 1,62 га потребовалось более миллиона кусков плитки. Механический способ укладки позволил добиться идеальной ровности, недостижимой при ручной облицовке.

Хотя издали паруса кровли кажутся белыми, они меняет свой оттенок в зависимости от освещения. Как говорил архитектор, солнце и облака сделают крышу живой, на неё никогда не надоест смотреть. Он оказался прав.

Сиднейский оперный театр внутри

Функциональное назначение главных залов претерпело изменения. Главный зал, вначале планировавшийся для оперных и балетных постановок, было решено перепрофилировать под концертный. Собственно оперным стал второй по размерам зал. Сейчас в комплексе функционируют 6 основных залов.

  • Concert Hall (Концертный) на 2679 зрителей. В нём установлен один из крупнейших в мире органов с 10 тысячами труб. Сцена размерами 17*11 м может быть расширена за счёт 85 передних зрительских мест.
  • Opera Theatre (Оперный) вмещает 1547 зрителей. Его занавес-гобелен, именуемый «Солнечным» – самый большой на планете.
  • Drama Theatre (Драматический) на 544 зрителя используется для театральных и танцевальных спектаклей. Его тёмный занавес-гобелен называют «Лунным».
  • В зале Playhouse на 398 мест проходят камерные театральные постановки, лекции и кинопросмотры. Сцену зала можно расширить в два этапа, пожертвовав 46 зрительскими местами.
  • В открытом в 1999 г. зале «Студия» могут собраться 364 любителя авангардистских пьес, современной музыки или корпоративов.
  • Небольшой зал Йорна Утсона украшает шерстяной гобелен в ярких тонах, сотканный по его эскизу.

В комплекс театра входит около тысячи разных помещений. Кроме залов, в здании действуют репетиционные аудитории, театральные помосты, звукозаписывающая студия, магазины, кафе, рестораны и другие многочисленные объекты. Человеку, не знающему план театра, нетрудно в нём заблудиться.

Известен анекдотичный случай с начинающим курьером, доставившим посылку. Он запутался в помещениях и оказался на сцене во время спектакля. К счастью, один из актёров не растерялся и произнёс: «Наконец-то доставили посылку!». Зрители сочли его реплику частью сюжета.

Другой комичный случай произошёл во время представления оперы Мусоргского «Борис Годунов». В её декорации входили настоящие цыплята. Один из них перелетел со сцены на голову музыканта. После этого поверх оркестровой ямы установили сетку.

В Сиднейском оперном театре по адресу Bennelong point, Sydney NSW 2000, ежегодно проводится около трёх тысяч культурных мероприятий, участниками которых становятся миллионы зрителей. Ознакомиться с репертуаром и заказать билеты можно на официальном сайте.

300 тысяч туристов ежегодно посещает театр в рамках организуемых экскурсий. Они проводятся с 9 до 17 часов каждый день, за исключением Рождества и Страстной пятницы, и длятся около часа.

Стоимость обычной экскурсии – 35 AUD. Практикуются и вечерние экскурсии, совмещённые со спектаклем, а также ужином в ресторане или кафе. Например, экскурсию и оперу Моцарта «Волшебная флейта», хорошо дополнит ужин в бистро Mozart.

Сиднейский оперный театр – архитектурный шедевр в гавани Беннелонг

Сиднейский оперный театр в Австралии

В самом крупном городе Австралии – Сиднее – построено уникальное удивительное здание мировой архитектуры, Опера-хаус. Сиднейский оперный театр – многофункциональное сооружение, не просто здание, а произведение искусства, вершина человеческого созидательного гения.

Символ застывшей музыки

Своим появлением здание оперного театра в Сиднее обязано дирижеру из Великобритании Юджину Гуссенсу, который прибыл в 1947 году в Австралию, чтобы записать концерт Сиднейского симфонического оркестра на радио. Британца шокировало то, что оперу негде разместить, в большом городе не оказалось здания, куда бы пришли люди послушать музыку.

История необычного проекта

Сэр Юджин предложил правительству штата построить в Сиднее музыкальный дом. Загоревшись идеей, Гуссенс облюбовал для оперы место и убедил влиятельных людей Австралии присоединиться к делу. Оперный театр решили построить в сиднейской гавани Беннелонг, на воде, на месте трамвайного депо, которое перенесли в другое место. Правительство штата объявило международный конкурс на лучший проект музыкального дома.

В декабре 1956 года жюри, рассмотревшее 233 заявки из 28 стран, отвергло большинство проектов и сузило круг претендентов. Председатель жюри, американский архитектор финского происхождения Ээро Сааринен, разглядел среди отвергнутых «явного фаворита» – датчанина Иорна Утзона, работа которого пришлась ему по душе.

Архитектор, пользующийся несокрушимым авторитетом, настоял на победе своего избранника: решение о победителе не было единогласным. 29 января 1957 года назвали победителя конкурса, – Иорна Утзона, который предложил украсить гавань зданием, напоминающим летящий по волнам корабль.

Мнение австралийцев о проекте

Экстравагантная, экспрессивная система то ли ракушек, то ли парусов, начерченных датским архитектором, вызвала у австралийцев противоречивые мнения. Одни, восхищаясь, считали театр великолепным памятником застывшей мелодии, других смущала форма крыши, напоминающая огромные раковины устриц или раздутые ветром паруса.

Кто-то сравнивал крышу с выброшенным на сушу белым китом и монашенками, дерущимися за мяч. Но ни у кого не вызывало сомнения, что театр Сиднея – рукотворный символ Австралии.

Замысел автора

Сиднейский оперный театр – образец экспрессионизма в архитектуре. Здание, окруженное с трех сторон водой, с крышей в форме парусов разных размеров, издали похоже на большой корабль, пришвартовавшийся в сиднейской бухте. Таким задумал будущий театр его архитектор. Он говорил, что хотел увести зрителей из привычной рутины в мир фантазии, где обитают актеры и музыканты.

В 1959 году на мысе Беннелонг в Сиднее заложили первый камень будущего театра, который планировалось возвести за 4 года, затратив 7 миллионов долларов. За внешним легким и воздушным зданием, уводящим зрителя в страну музыки, скрыт титанический труд и огромные вложения. 14 лет и 102 миллиона долларов – столько потребовалось на строительство оперного театра на самом деле.

Строительные работы

Разрешение на возведение театра получено в 1955 году при условии полного отказа в бюджетном финансировании, деньги пришлось собирать с помощью лотереи.

Строительство необычного театра сразу же столкнулось с трудностями. Площадь для возведения здания ограничивалась водой, власти Сиднея постоянно вмешивались в проект. Они потребовали построить два дополнительных зала, не предусмотренных первоначально. Сделать такую нестандартную крышу тоже оказалось непросто, подобного опыта в мире не было.

На поиск верного решения у архитектора уходили годы. Внесенные в ходе строительства изменения увеличили вес здания. Построенный в гавани Сиднея фундамент пришлось взорвать и заменить новым. Технология строительства оказалась затратной и сложной: не было плавучей подъемной техники. Материалы для покрытия кровли доставлялись по спецзаказу из стран Европы. Каждую из 2000 закрепляемых секций кровли изготавливали по отдельным индивидуальным эскизам.

Из-за неравномерности высоты крыши в здании не удавалось наладить акустику, поэтому сделали звукоотражающие подвесные потолки, отсутствовавшие в проекте. Это требовало дополнительных затрат, строительство шло медленно. Партия лейбористов, поддерживающая строительство, потеряла власть, вырученные за лотерею деньги пустили на благоустройство дорог.

Читайте также  Храм большого будды паттайя

Архитектора Сиднейской оперы обвинили в непрофессионализме и вынудили отказаться от самой значимой в его карьере работы. В 1966 году Утзон уехал из Сиднея навсегда. Строительство заканчивали молодые австралийские архитекторы во главе с архитектором Холлом.

Интересно, что во время пышной церемонии открытия театра в 1973 году в списке архитекторов, строивших Оперу, имени Утзона не оказалось. В 2000 году, когда в Австралии готовились к проведению Олимпийских игр, австралийцы предложили Утзону вернуться и закончить работу над театром, согласившись сделать все, что он скажет. Архитектор отказался.

Архитектура – сочетание легкости и массивности

Оперный театр в Австралии продемонстрировал новый взгляд на архитектуру. Здание длиной 183 м, шириной 118 м занимает площадь 22 тысячи квадратных метров и стоит на 580 бетонных сваях, вбитых на глубину 25 метров в илистое дно гавани.

Кровля высотой 67 и диаметром 150 метров состоит из 2000 секций весом 30 тонн. Конструкция закреплена металлическими тросами протяженностью 350 километров. 645 километров кабеля использовано для подключения к театру электроэнергии. Над двумя основными залами – две большие раковины, другие паруса – над меньшими помещениями. Поверхность купола покрыта 1 миллионом глазурованных переливающихся, как жемчуг, белоснежных черепиц.

Массивное здание весом 161 тысячу тонн выглядит, как легкий парусник. На фасаде нет украшений. Блики солнца и перемещение облаков, отраженные в черепице, чудесным образом украшают фасад днем. Яркое освещение ночью превращает театр в сказочный терем. Интересный и необычный фасад театра занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО с 2007 года.

Комплекс объединяет пять залов вместимостью 5738 человек:

  • Концертный зал – самое большое помещение, вмещающее 2679 зрителей. Здесь самый большой в мире орган, состоящий из 10 тысяч труб.
  • Оперный театр, на сцене которого представляют оперу и балет, вмещает 1507 зрителей.
  • Драматический театр рассчитан на 544 человека.
  • Малая драматическая сцена – самое уютное помещение, рассчитанное на 398 человек.
  • Игровая студия вмещает 500 человек.

Всего в здании 800 помещений, в которые ведут 2200 дверей. Здесь расположены служебные помещения, аудитории для репетиций, 4 ресторана и 6 баров, а также магазины и студии. Здание многофункционально: площадки оперного театра открываются при организации фестивалей, концертов и выступлений выдающихся личностей. В малых залах театра проводят свадьбы и вечеринки, лекции и выставки.

Интерьер в стиле «готики космической эры»

Комплекс театра входит в двадцатку рукотворных шедевров XX века, здание признано выдающимся сооружением современной архитектуры. Несмотря на это, великолепная постройка сиднейского театра внутри ничем особенным не отличается. Австралийцы объясняют это тем, что архитектор Холл, заканчивающий строительство после отъезда Утзона, испортил вид здания.

Помещения театра отделаны деревом и розовым гранитом. Интерьер выполнен в яркой цветовой гамме в стиле «готики космической эры». Запутанная планировка помещений – предмет насмешек австралийцев, которые помнят забавный конфуз: курьер с посылкой, заблудившись в залах, вышел на сцену во время представления.

Репертуар оперного театра

Первое представление в театре состоялось 28 октября 1973 года. Поклонники русской музыки гордятся, что первым поставленным на сцене сиднейского оперного театра произведением стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир».

Репертуар театра не ограничивается только симфонической музыкой, реализуя разные номера: от театральных миниатюр до кинофестивалей. Программа сиднейского театра непрерывно развивается и включает кабаре и юмористические шоу, детские представления, театральные и танцевальные постановки, а также классическую и современную музыку, фильмы.

Шагая в ногу со временем, театр предлагает цифровое творческое обучение, знакомство с историей Австралии, эксклюзивные выступления талантливых художников и артистов, музыкантов и политиков. В театре предусмотрена социальная поддержка и помощь слабовидящим и глухим людям – субтитры, система увеличения четкости звука, возможность пройти с собакой-поводырем. К услугам посетителей – рестораны с непринужденной обстановкой, поздний ужин и детское меню.

Театр, в котором проводится 3000 мероприятий, посещают 2 миллиона зрителей в год, Стратегия цифровой записи спектаклей с демонстрацией на телевидении привлекла еще больше зрителей. Лучшей инновацией признана постройка открытой площадки на берегу сиднейской бухты для проведения шоу и концертов. Число туристов, приезжающих ради наружной фотографии, сосчитать невозможно. Внутренние экскурсии проводятся днем.

Видео: интересные факты из жизни Сиднейской оперы

8 фактов о Сиднейском оперном театре, автор которого выбросил все его чертежи в океан

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Оперный театр Сиднея – один из самых известных и узнаваемых архитектурных шедевров мира. Его впечатляющие белые паруса стали символом Австралии и современным чудом света. Датскому архитектору Йорну Утцону, получившему за этот проект Притцкеровскую премию, удалось создать выдающийся мировой Центр исполнительского искусства, который до сих пор привлекает к себе внимание. Причем не только своими восхитительными формами, но и тайнами, историями и интересными фактами.

1. Средства на строительство Оперного театра в Сиднее собирали 20 лет

История создания The Sydney Opera House (Сиднейского оперного театра) началась с легкой руки главного дирижера оперы Юджина Гуссенса, который настаивал на необходимости строительства нового здания. Старое здание никак не подходило для проведения музыкальных представлений (ни размер, ни акустика не соответствовали элементарным требованиям к такого рода объектам). С подачи дирижера в 1954 г. начался сбор средств, ради этого была объявлена Государственная лотерея и уже в 1956 году был объявлен Конкурс на лучший проект нового Оперного театра. На протяжении 20 лет собирались деньги, которые тотчас поступали на строительство, ведь бюджетом страны было заложено всего 7 млн. дол., а потрачено – более 100 млн.

2. Из 233 дизайн-проектов был выбран самый странный по тем временам концепт

Спустя 2 года после начала сбора средств премьер-министр Нового Южного Уэльса Джозеф Кэхилл объявил открытый конкурс на лучший проект Национального оперного театра, который решили построить на мысе Беннелонг в гавани Сиднея. На этом месте несколько столетий находился форт, а в предшествующие строительству годы – трамвайное депо. Это мероприятие вызвало небывалый ажиотаж, 233 архитектурных проекта было представлено на конкурс, председателем жюри которого являлся Ээро Сааринен – известный американский архитектор финского происхождения.

Интересный факт: Именно он считается тем человеком, который определил судьбу малоизвестного датского архитектора Йорна Уотцона (Jorn Utzon), и будущего культового объекта мирового значения. Несмотря на то, что сейчас все мы восхищаемся фантастическими формами «белых парусов» Сиднейской оперы, многие критики и коллеги по цеху считали проект уродливым и недостойным реализации.

3. Конструкционные особенности и уникальность кровли

Экспрессивный стиль и гигантские размеры (площадь здания 2,2 га) театра потребовали тщательной разработки проекта, который пришлось несколько раз переделывать из-за ошибок или просчетов. В итоге удалось построить объект длиной 185 м, с максимальной шириной комплекса 120 метров и высотой крыши 67 м. Учитывая, что здание театра находится на набережной и с двух сторон омывается водой, пришлось устанавливать 161 тонное сооружение на 580 сваях, которые укрепили на 25 м глубине.

По сведениям редакции Novate.ru, только для облицовки раковинообразной крыши (общая площадь 1,62 га), состоящей из 2194 сборных секций (вес каждой составляет около 15 тонн) понадобилось более 1 млн самоочищающихся плиток-«чешуек» типа азулежу (глазурованная белая и матово-кремовая плитка), изготовленной шведской компанией Höganas. Благодаря тому, что материал укладывали механическим способом поверхность, получилась идеально гладкой как яйцо, отсюда и появились народные названия куполообразных оболочек, собранных в форме треугольника – «скорлупки» или «паруса». Также стоит отметить, что самоочищение материалов можно наблюдать только на рекламных проспектах, а по факту, приходится регулярно проводить работы по очистке и замене поврежденных плиток.

4. Автор проекта покинул строительство и даже выбросил все чертежи в океан

Новое Чудо света, которым считали театр не только большинство членов жюри, но и те кто понимал, что эксцентричный объект с невообразимой крышей на берегу бухты будет «смотреться настолько же естественно, насколько и паруса яхт, стоящих в ней» , приняли не все. Многие архитекторы называли его «ужасным» и «уродливым», постоянно унижая идеи молодого творца. Общественность же возмущали непомерные расходы, ведь стоимость проекта подскочила более чем в 10 раз.

Плюс ко всему поменялось правительство Сиднея и всего Нового Южного Уэльса. Новый премьер-министр никак не разделял восторженные взгляды творческой группы, работающей над реализацией проекта. Он вынуждал упростить оформление интерьера, что и стало последней каплей, переполнившей терпение архитектора. Все эти обстоятельства настолько измотали Йорна Уотцона, что он покинул Сидней, а по пути в Данию, от безысходности и разочарования выбросил все чертежи и сопутствующие документы The Sydney Opera House в океан.

5. Впечатляющие факты об организации внутреннего пространства

Сиднейский оперный театр состоит из 7 основных залов, предназначенных для проведения различных мероприятий. Главный концертный зал, в котором размещается Сиднейский Симфонический оркестр, рассчитан на 2679 зрителей, зал с оперной сценой вмещает 1547 посетителей и используется он Австралийской оперой и Австралийским балетом.

Театральные и камеральные спектакли (Sydney Theatre Company) проходят в Драматическом театре, в котором имеется 544 посадочных мест. Также в грандиозном комплексе есть Театральная студия с моделируемой сценой, способной вместить до 400 человек, Малая драматическая сцена для 398 зрителей, зал Utzon Room (на свежем воздухе), звукозаписывающая студия, масса площадок для проведения выставок и вспомогательных помещений, включая холлы, гримерные, хореографические классы, репетиционные, мастерские, рестораны, кафе, сувенирные лавки и прочее.

В одном из наиболее значительных культурных комплексов мира не обошлось и без определительного местоимения, образующего превосходную степень. Сиднейский оперный театр может похвастаться:

Читайте также  Дворец ивана грозного

• самым большим занавесом в мире, который называют «Занавесом Солнца и Луны». Его создали по эскизу художника Коберна во Франции. Общая площадь полотна составляет 186 кв. м и состоит из двух частей;

• в Главном концертном зале театра имеется самый большой в мире механический орган, состоящий из 10,154 труб. На его создание лучшим мастерам понадобилось более 10 лет;

• в The Sydney Opera House ежегодно проходит около трех тысяч концертов, спектаклей и других мероприятий, на которых присутствует более 2 млн человек и это, не говоря об экскурсиях;

• огромная площадь театрального комплекса требует от рабочих сцены идеальной физической формы, ведь каждому из них ежедневно приходится проходить расстояние в 13 км;

• в единственном зале, в котором сохранился на 100% подлинный интерьер, созданный автором проекта, имеется уникальный гобелен. На его изготовление 8 ткачей потратили 8 месяцев непрерывного труда и использовали 4,5 тыс. км нитей.

6. Фантастическое энергопотребление

Чтобы обеспечить грандиозное здание достойным и правильным освещением не только внутри, но и создавать впечатляющие световые шоу на гранях футуристической крыши, было проложено 645 км. электрического кабеля. Сколько всего установлено лампочек в этом уникальном комплексе сосчитать вряд ли удастся, но доподлинно известно, что ежегодно меняется более 15,5 тыс. единиц, чтобы поддерживать гармоничное освещение. Как и то, что энергопотребление объекта эквивалентно обеспечению электроэнергией городка с населением в 25 тыс. человек.

Несмотря на это те, кому удалось побывать и в самом культовом театре, и понаблюдать за световым шоу, которое устраивается каждый вечер считают, что такие расходы действительного того стоят.

7. Театр открыт 363 дня в году, причем круглосуточно

Сиднейский Оперный театр – это, пожалуй, единственное подобное заведение в мире, которое открыто для широкой публики 363 дней в году. Исключение составляют лишь Рождество и Великая Пятница. При этом он работает круглосуточно! И самое впечатляющее, что отрыты не только развлекательные зоны, но и проходят различные мероприятия, так что сотрудникам и актерам приходится работать посменно.

Любой желающий может насладиться красотой и впечатляющими интерьерами мировой достопримечательности, правда для этого придется потратиться. Почитатели высокого искусства могут отправиться на постановку или концерт, представляющих действительно невероятное зрелище, где можно увидеть и грандиозное шоу, и самых известных актеров, танцоров и музыкантов мира. За это удовольствие придется заплатить минимум 250 австралийских дол., а это 18,6 тыс. руб. (!).

Есть и более экономичный вариант, можно отправиться на экскурсию, заплатив 22 дол., на которой гид расскажет, как проходило строительство, поведает о самых впечатляющих процессах, происходящих в театре, проведет в закулисье, хранилище декораций, в массу других тайных комнат и помпезных залов.

Также можно посетить выставки, городские или тематические мероприятия, проходящие в малых залах, вестибюлях и студиях или приятно провести время в барах или ресторанах. Ну а красотой фантастических форм самой Сиднейской оперы или световым шоу можно наслаждаться бесконечно и абсолютно бесплатно.

8. На открытие одного из самых значимых архитектурных объектов мира не пригласили самого Йорна Уотцона

В октябре 1973 г. состоялось торжественное открытие The Sydney Opera House, на котором присутствовала сама Королева Елизавета II, а вот автора проекта самого впечатляющего сооружения современности даже не пригласили. Как ни прискорбно, но и на бронзовой табличке, установленной у входа, нет его имени.

Несмотря на такую неблагодарность и несправедливость Уотцон в 2003 г. был удостоен высочайшей архитектурной награды – Притцкеровской премии (именно за этот проект), а в 2007 г. его творение было внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И это произошло при жизни автора, что стало само по себе уникальным событием в истории организации. Также стоит отметить, что The Sydney Opera House был кандидатом на внесение в список «Семи новых чудес света», но уступил в финале, хотя здание все же отметилось в Книге рекордов Гиннесса.

Тем, кто решил поехать в Австралию советуем посетить не только самую известную достопримечательность страны. Любители острых ощущений найдут много интересного, если отправятся к пустыне Виктория, и рискнут заглянуть в дыру, где спрятался самый причудливый подземный город мира.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Сиднейский оперный театр: австралийское чудо света

Символом Австралии считается Сиднейский оперный театр. Он вызывает у людей противоречивые эмоции. Кто-то с восхищением видит в сооружении застывшее мгновение мелодии, а другие ассоциируют его с выброшенным на берег китом.

Оперный театр находится в крупном городе Сиднее. До того как строение было сооружено, на его месте располагался форт и трамвайное депо.

История создания театра

Своим появлением это здание обязано дирижеру из Великобритании сэру Юджину Гуссенсу, который приплыл в 1947 году в Австралию, чтобы возглавить симфонический оркестр и записать концерт на радио. Британец был шокирован, что в таком большой городе нет ни одного здания, рассчитанного на большую аудиторию, куда бы пришли жители послушать музыку.

Загоревшись идеей строительства музыкального дома, он провел пропагандистские кампании и привлекал влиятельных людей Австралии к своей задумке. Сэр Юджин Гуссенс приглядел для оперы даже место в гавани на мысе Беннелонг Пойнте, где впоследствии и был сооружен театр.

Британец добился своего, и правительство страны объявило международный конкурс на лучший архитектурный проект. Но на этом работа сэра была закончена, ввиду возникших конфликтов ему пришлось покинуть континент.

Возведение

Среди двухсот конкурсных работ жюри больше всего зацепила идея датского архитектора Йорна Уотсона. Помимо того что его замысел подходил по всем критериям, ведь пространство для оперы было весьма ограниченно, предложение датчанина оценили в 7 млн. австралийский долларов, что власти Австралии посчитали приемлемой суммой.

Как оказалось во время строительных работ, не все детали в плане постройки были четко продуманы, поэтому уже в процессе пришлось вносить весомые корректировки, которые обошлись в денежном эквиваленте правительству в дополнительные 95 млн долларов.

Сидней не был готов к таким затратам, недовольство местных представителей власти нарастало. В результате Йорн Уотсон отстранили от строительства, и он был вынужден вернуться в Данию.

Довел возведение до конца в 1973 году Питер Холл. Многие считают, что введенными им корректировки испортили фасад здания, а интерьер, в отличие от изначальной грандиозной задумки, получился ничем не примечательный.

В октябре 1973 года произошло торжественное открытие театра. Во главе праздничной церемонии была королева Великобритании — Елизавета II. Действо происходила под исполнение оркестром Девятой симфонии Бетховена, а вечером с моста Харбор-Бридж был запущен красочный фейерверк.

Особенности театра

Благодаря своей мощности и масштабам Сиднейская опера увековечена в летах. Этот комплекс состоит из 5 залов, а помимо этого в нем еще располагаются около 1000 небольших комнат различного назначения. Высота от фундамента до самой высокой точки одного из парусов насчитывает 67 метров.

Ввиду массивности и тяжелых материалов, использованных при строительстве, во время возведения здания приходилось укреплять поверхность, на которой он стоит.

Окруженный с трех сторон водой, мыс Беннелонг Пойнт мог бы со временем проседать от огромной тяжести – ведь вес оперы достиг 161 тысячу тонн. Для этого задействовали 580 свай, подпирающих землю из воды и уходящих на глубину около 25 метров.

Архитектура

Здание выполнено в стиле экспрессионизма, а также здесь присутствуют новаторские и радикальные детали дизайна. Крыша оперы представляет собой крылья-паруса. Задача – соорудить такую конструкцию была очень сложной и трудновыполнимой, так как до этого в мире не было опыта построения подобных сооружений.

Несмотря на то, что всем видится в интересных фигурах – паруса и скорлупки, с точки зрения архитектурного решения – это в корне неверно. На самом деле кровля образована из наложенного друг на друга ряда раковин. Каждая из них была изготовлена из бетонных панелей треугольной формы – именно это придает крыше гармоничный и плавный вид.

Внутреннее оформление

Изначально было заявлено построить и оборудовать два больших зала в опере. Но правительство потребовало внести изменения и поделить все пространство на пять больших холлов:

  1. Самый огромный, вмещающий в себя 2679 гостей, зал называется концертным. Тут также располагается Большой концертный орган.
  2. Оперу и билет можно посмотреть во втором зале, рассчитанном на 1547 человек.
  3. Драматические постановки ставятся в третьем холле вместимостью 544 посетителя.
  4. В зале «Плейхаус» проводятся всевозможные лекции, кинопоказы, и театральные миниатюры. Здесь можно разместить 398 зрителей.
  5. В «Студии», открытой лишь в 1999 году, показывают маленькие авангардистские пьесы для 364 гостей.

События в театре

Ежедневно в Доме Оперы проходят несколько мероприятий, расписание которых можно посмотреть на официальном сайте театра. Любители искусства придут в восторг от широкого ассортимента, предложенных концертов, балетных и театральных постановок, выставок и лекций.

Популярностью пользуются тут не только пьесы зарубежных драматургов, но также и русских писателей. Театр ставит на сцене произведения А.П. Чехова.

Стоимость

Цена билетов варьируется в зависимости от того, какое мероприятие гость хочет посетить. Приобрести билеты можно не только в кассах оперы, но и на официальном сайте. Однако, покупая билет через интернет, придется заплатить также установленную комиссию в размере 8,5$.

Стандартная стоимость на человека — в пределах 80$, однако на некоторые шоу и концерты здесь действует система скидок для пенсионеров и студентов. Все детали следует уточнять непосредственно во время приобретения билета.

Оперный театр – это главная достопримечательность Сиднея и первое место, которое стоит увидеть при поездке в Австралию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: