Сообщение о музее пушкина - Four-Rooms.ru

Сообщение о музее пушкина

История и коллекция музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Сообщение о музее пушкина

Пушкинский музей изобразительных искусств

Музей изящных искусств

В этом музее одно из самых крупных в России художественных собраний зарубежного искусства — коллекция насчитывает 700 000 экспонатов. Каждый год музей посещает более миллиона человек.

На месте Пушкинского музея в 1547 году располагался царский Конюшенный (Колымажный) двор.

В результате длительной борьбы Московскому университету удалось получить эту землю для постройки музея Изящных Искусств. Этим мы обязаны профессору Ивану Цветаеву (отцу поэтессы). Он понимал, что у студентов нет средств ездить в Европу для изучения произведений классического искусства. Поэтому профессор решил создать учебный музей, где были бы собраны копии самых значительных произведений мировой скульптуры.

В конкурсе на строительство художественного музея первую премию получил Г.Д. Гримм, вторую — Л.Я. Урлауб, третью — П.С. Бойцов. Но проект отдали Р.И. Клейну.

Здание заложили в 1898 году. Строительство шло 12 лет с перерывами. Лучшие материалы доставляли не только из России, но также из Финляндии, Швеции, Польши, Италии, Венгрии.

Музей строили по последнему слову инженерной мысли: стеклянная крыша по проекту Владимира Шухова пропускала достаточно света в залах второго этажа, в здании устроили систему вентиляции и провели электричество. Работы шли под непосредственным наблюдением Цветаева, который требовал точного воспроизведения деталей греческой архитектуры. К отделке залов привлекали известных художников, а Цветаев лично выбирал материал и экспонаты.

Но музея изобразительных искусств не было бы без помощи многочисленных жертвователей, великого князя Сергея Александровича и поддержки мецената Ю.С. Нечаева-Мальцева (владельца хрустального завода в Гусь-Хрустальном). Только на облицовку здания «хрустальный король» пожертвовал 300 000 рублей, а всего передал художественному музею около 2,5 миллионов рублей, тогда как казна выделила лишь 200 000 рублей. Постепенно партнерство переросло в дружбу, и в обществе создателя музея и его главного мецената называли под одной фамилией — Цветаев-Мальцев. Но, давая огромные средства, Нечаев-Мальцев не всегда одобрял траты.

Строительство музея изящных искусств выпало на сложное время для его создателя: пожар в 1904 году, революция в 1905, смерть жены в 1906. И все же 31 мая 1912 года музей открылся. Через год Цветаев скончался от сердечного приступа, а через 40 дней умер Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Справедливо было бы дать музею изобразительных искусств имя Ивана Цветаева, ведь он всю жизнь посвятил его созданию (даже в семье о музее говорили как о младшем брате). Но музей изящных искусств получил имя Александра III. А в 1937 году его переименовали в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, хотя поэт не имеет отношения ни к музею, ни к его коллекциям.

Здание Пушкинского музея также стало учебным экспонатом.

На наружном портике находится фриз скульптора Г.Р. Залемана «Олимпийские игры», за колоннадой — фриз «Панафинейская процессия», повторяющий фриз Парфенона. «Итальянский дворик», где стоит статуя Давида, скопирован с дворика палаццо Барджелло во Флоренции, в Белом зале воспроизведен фриз балюстрады храма Ники Аптерос в Афинах, а пол сделан по образу пола церкви S. Paolo fuori le mura в Риме.

В советское время Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина многократно увеличил свои коллекции и стал музеем мирового значения. Тогда же сюда попал уникальный клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом при раскопках древней Трои. Золото считали утерянным, но на самом деле его после Второй Мировой войны вывезли из Германии в Советский союз и в строжайшей секретности хранили в запасниках музея. Только в 1993 официально объявили, что сокровища находятся в Москве, а с 1996 года легендарный клад начали выставлять в Пушкинском музее.

Легко представить, насколько ценны экспонаты музея: египетские статуэтки, фаюмские портреты, западноевропейская живопись, импрессионисты, голландцы, фламандцы. Поэтому с 1941 по 1944 год музейные фонды находились в эвакуации в Новосибирске и Соликамске. Правда, после этого экспозиция еще 3 года стояла под открытым небом, так как бомбежкой разбило часть стекол перекрытий. До сих пор в верхней части западного фасада музея можно увидеть выбоины от осколков немецких бомб.

В 1987 году Пушкинский музей получил здание №14 для экспонирования личных коллекций. Инициатива создания этого музея принадлежит исследователю истории русской культуры И.С. Зильберштейну. Он лично собрал более 2 300 произведений искусства Западной Европы и России. Ранее на этом месте стояла гостиница «Княжий двор» (построена в 1892 году архитектором В.Г. Залесским).

К 2023 году Пушкинский музей станет центром музейного квартала. Идея принадлежит еще Ивану Цветаеву, но только сейчас появилась возможность реализовать ее.

Из задуманного «музейного городка» пока введены в строй 2 здания: в 1994 году — бывшая усадьба Голицыных (здесь выставляют импрессионистов), в 2006 — Музей личных коллекций.

С 2009 года над проектом музейного квартала работал известный британский архитектор Норман Фостер. Но в итоге музейный городок построят наши соотечественники — архитектурное бюро «Проект Меганом» Юрия Григоряна.
Квартал в центре Москвы от Волхонки до Большого Знаменского переулка станет первой в России музейной территорией, на которой расположатся несколько постоянных экспозиций, парковая зона (растения выберут так, чтобы они составляли одно целое с экспозициями, например, рядом с галереей искусства стран Европы и Америки появятся кусты с картин Клода Моне и Поля Синьяка) и необходимая инфраструктура.

Пушкинский музей изобразительных искусств

Российская столица недаром гордится своими известнейшими коллекциями культурного и художественного значения, ведь по мнению многих экспертов, фонды московских музеев заполнены уникальными предметами, которые имеют огромнейшую ценность. Одной из наиболее больших сокровищниц ценных коллекций считается музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Сам музей представляет собой один из наиболее значимых в мире музеев мирового искусства. Кроме того, он располагается в зоне исторической застройки Москвы, в самом ее сердце – на улице Волхонка. В непосредственной близости размещены инфраструктурные объекты, среди которых минигостиница, рестораны и кафе, а также исторические постройки.

История Пушкинского музея

Впервые идея создания в Москве музея изящного искусства была озвучена в 1986 году. Общество радостно восприняло данную инициативу, и потому были проведены работы по составлению проекта будущего здания для композиции. В конкурсе приняло участие множество архитекторов, как отечественных, так и зарубежных. Однако комиссия выбрала здание, предложенное москвичом Романом Клейном.

Специально для того, чтобы здание выделялось и привлекало к себе внимание, в основу архитектурной задумки легли проекты античных храмов с колоннадами. После того, как хранилище было построено, была проведена церемония открытия музея. Она состоялась 31 мая (13 июня) 1912 года.

Для того, чтобы пополнить коллекцию выдающихся предметов искусства руководство музея наняло целую группу сотрудников, чьими задачами был поиск шедевров и их передача в столицу. Немало экспонатов поступило от неравнодушных граждан и аристократической верхушки страны.

В годы Второй Мировой войны музею был причинен огромный ущерб. Часть коллекции погибла под бомбардировками немецких войск, а здание получило серьезные повреждения. Тем не менее, восстановление прошло в кратчайшие сроки, а коллекция пополнилась рядом предметов из немецких городов. В последствии большая часть экспонатов была возвращена, однако некоторые шедевры мирового искусства продолжают радовать глаз москвичей до сих пор.

Коллекция Пушкинского музея

Если верить официальным данным, то сейчас в фондах музея хранится свыше 590 тыс. экспонатов. Конечно же, большую часть из них невозможно увидеть, и она расположены в закрытых секциях, однако периодически музей устраивает выставки тех предметов, которые ранее никогда не были представлены общественности.

В музейных запасах содержаться экспонаты всех исторических эпох, от античности до современности. В целом, экспозиция музея состоит из 7 отделов:

  1. Живопись. В данном отделе представлены картины и полотна выдающихся художников со всего мира. Для удобства пользователей холсты тут представлены по странам, что существенно облегчает доступ к шедеврам мирового искусства.
  2. Графика и гравюра. Данный отдел был создан в 1924 после того, как в фонды музея были переданы композиции Румянцевского музея. На данный момент коллекция регулярно обновляется и пополняется.
  3. Скульптурные композиции. На данный момент в музее можно увидеть около 600 композиций, большая часть из которых относится к временам античности. Кроме того, тут также имеются произведения выдающихся российских и советских мастеров.
  4. Археология. В данном отделе представлены композиции древнейшей истории. Тут огромное количество предметов искусства, относящихся к эпохе Древней Греции и Рима, Византии и т.д.
  5. Нумизматика. Здесь можно изучить монеты разных стран мира. Отметим, что данный отдел считается одним из наиболее ценных, поскольку большая часть представленных здесь предметов изготовлены из драгоценных металлов.
  6. Прикладное искусство. В данном отделе представлены произведения, изготовленные из художественного стекла, керамики, бисера и вышивки. Также тут имеется целый ряд предметов мебели, которыми пользовались российские императоры.
  7. Коллекция слепков.

Особенности Пушкинского музея

На данный момент музей им. А.С.Пушкина считается одним из наиболее авторитетных музеев мира, обладающий огромным количеством ценнейших предметов искусства. На его базе регулярно проводятся конференции и научные исследования, а многие сотрудники «Пушкинки» периодически отправляются в служебные командировки в другие страны для обмена опытом.

Руководство музея старается идти в ногу со временем. Именно поэтому здесь одной из первых была внедрена электронная коллекция. Посетив сайт музея, интернет пользователи могут ознакомиться с наиболее ценными экспонатами.

Пушкинский музей также известен своей научной деятельностью. В библиотеке заведения имеется огромное количество книг, преимущественно касающиеся искусствоведения. Здесь проводятся учебные курсы, и проходят практику многие выдающиеся эксперты в данной отрасли.

Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Фото и описание

Зарубежное искусство представлено в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Основанный в 1912 г. музей насчитывает сегодня не менее 700 тысяч единиц хранения. Среди экспонатов Пушкинского музея – археологические находки, произведения художников из разных стран мира, собрание древнеегипетских и древнеримских раритетов. Музей находится в реестре особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

История музея им. Пушкина

Основателем столичного музея зарубежного искусства называют отца русской поэтессы Марины Цветаевой. В 1894 г. Иван Цветаев внес предложение о создании учебного музея на Первом съезде русских художников. Предполагалось, что экспозиция поможет представить все этапы развития мирового искусства: от Древнего мира через Средневековье к временам Ренессанса.

Цветаев продемонстрировал макет будущего здания императору Николаю II, который незамедлительно выделил на реализацию проекта 200 тысяч рублей. Вскоре подключились и другие инвесторы: князья Юсуповы, купчиха Алексеева, промышленник Нечаев и архитектор Федор Шехтель. Вскоре был заложен первый камень в фундамент здания, а покровительство над будущим музеем взял на себя Его Императорское Высочество великий князь Сергей Александрович.

Экспозицию музея было решено разместить в специально построенном для этих целей особняке. В 1896 г. был объявлен конкурс, победу в котором одержали Роман Клейн и Иван Рерберг. Но уже через восемь лет главное здание сильно пострадало в пожаре. Его восстановили к 1912 г.

После завершения всех работ особняк представлял собой сооружение в неоклассическом стиле, похожее на античный храм. Акценты на фасаде расставили ионические колонны, а стеклянные своды потолка позволяли экспонатам выглядеть особенно выигрышно в естественном свете. Интерьеры украшали росписи и панно, выполненные группой художников, которыми руководил И. Нивинский. Неоценимую помощь в оформлении экспозиции Цветаеву оказали художники Коровин, Грабарь и Поленов. В создании музея приняли участие известные ученые: египтолог В. Голенищев, историк и археолог Н. Кондаков и автор «Истории России» Д. Иловайский.

Читайте также  Павия италия достопримечательности

Трудный двадцатый век

Формирование коллекции пришлось на период с 1909 по 1911 годы. Тогда музей пополнили древнеегипетские раритеты, картины мастеров Средневековья и эпохи Ренессанса и некоторые полотна русских живописцев. Археологические находки из Древнего Египта музей приобрел у В. Голенищева, известного в те времена востоковеда и исследователя древних цивилизаций. Итальянская живопись и скульптура появились в Пушкинском музее благодаря княгине Елизавете Федоровне и дипломату М. Щекину. Часть экспонатов безвозмездно передал музею археолог А. Бобринский, другие произведения искусства организаторы выкупили у известных российских ученых. Приобрести подлинные античные скульптуры было невозможно, а потому музей пополнили гипсовые копии и слепки с самых знаменитых античных произведений искусства.

Официальное открытие состоялось 31 мая 1912 г. На церемонии присутствовали император Николай II с матерью и дочерьми. Музей быстро стал очень популярным и начал пользоваться особым успехом у студентов и преподавателей высших учебных заведений и столичной интеллигенции. До наступления 1917 г. Музей изящных искусств при Московском университете носил имя Александра III.

Революция надолго приостановила работу, и Музей изящных искусств при Московском университете, утративший имя царя в названии, опять открылся лишь в 1920 г. Его новой миссией было экспонирование проектов памятника «Освобожденному труду». Вскоре при музее заработала мастерская, где советские скульпторы работали над созданием произведений, предназначенных для оживления парков, скверов и прочих общественных пространств. В частности, знаменитая «Девушка с веслом» для парка культуры и отдыха им. Горького появилась на свет именно в здании на Волхонке, 12. Имя великого русского поэта было присвоено музею в 1937 г.

Военные годы стали непростым испытанием для сотрудников ГМИИ им. Пушкина. Коллекция была эвакуирована в Сибирь, а здание на Волхонке пострадало от вражеских бомбардировок. Музей снова открылся после ремонта и реконструкции в 1946 г. Спустя три года площади его были отданы под выставку подарков, которые прибыли в Москву к 70-летию Сталина. Экспонаты музея убрали в запасники на долгие восемь лет и вновь представили публике лишь после смерти руководителя Советского государства.

В ГМИИ им. Пушкина начали проходить выставки известных произведений мирового искусства. Вначале публике продемонстрировали картины, вывезенные после победы в Великой Отечественной войне из Дрезденской галереи. В 1956 г. москвичи и гости столицы смогли посетить выставку картин Пикассо, а в 1985 г. увидеть Джоконду Леонардо и работы, привезенные в Москву из нью-йоркского музея Метрополитен.

Столетний юбилей ГМИИ им. Пушкина был отмечен выпуском серии памятных медалей и почтовой марки.

Что посмотреть в Пушкинском музее Москвы

Экспозиция ГМИИ им. Пушкина делится на несколько тематических частей: коллекция слепков с античных произведений искусства, собрание скульптурных композиций, художественная коллекция, залы древнеегипетских экспонатов, гравюрный кабинет, нумизматический отдел.

Коллекцию слепков с произведений искусства античности и Средневековья начали собирать еще до открытия музея. Среди прочих в ГМИИ им. Пушкина представлены слепки раки Св. Гертруды из разрушенной во время Второй мировой войны церкви в Нивеле, копии дворика флорентийского палаццо Барджелло и колонн в египетском храме в Карнаке и множества скульптур, в числе которых Ника Самофракийская, Пьета и Давид Микеланджело и многие другие.

Собрание западноевропейской скульптуры включает в себя почти шестьсот произведений мастеров, творивших в период с XVI по XXI вв. В залах музея выставлены скульптуры Родена, Ж.-Б. Лемуана, Клодиона и Э. Бурделя.

Более 350 тысяч картин включает в себя живописное собрание ГМИИ им. Пушкина. Картины выставлены в хронологическом порядке, и открывает экспозицию зал I в., в котором представлены фаюмские портреты, выполненные в технике станковой живописи. В музее можно увидеть работы Дюрера и Рембрандта, Брюллова и Врубеля, Калло и Мантеньи. Фламандское искусство представлено полотнами Питера Брейгеля Младшего, Рубенса и Ван Дейка, а среди работ знаменитых итальянцев – картины Караваджо, Строцци и Гвидо Рени. Множество живописных полотен изображает библейские сцены, есть в коллекции музея и житийные иконы, авторы которых творили в XIII в. в Неаполе, Флоренции и Сиене. Известнейшие живописные шедевры Пушкинского музея – «Девочка на шаре» Пикассо, «Портрет Жанны Самари» Ренуара, «Мадонна в винограднике» Лукаса Кранаха Старшего, «Голубые танцовщицы» Дега, «Завтрак на траве» Моне и «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта.

Древнейшее собрание египетских раритетов содержит в себе экспонаты, датируемые периодом с IV в. до н. э. до IV в. На стендах музея размещены погребальные саркофаги и скульптурные композиции, папирусы и статуэтки, амулеты и каменные орудия труда.

Коллекция гравюрного кабинета ГМИИ им. Пушкина перешла сюда из Румянцевского музея. Ее собирал Дмитрий Ровинский – русский юрист и историк искусства. В музее представлены гравюры XVI-XIX вв. и, в том числе, рисунки Бенуа, Серова, Врубеля и Репина.

Одна из самых богатых нумизматических коллекций в мире, пушкинское собрание монет, медалей и слепков с резных камней состоит из более чем 200 тысяч единиц хранения. Нумизматический отдел представляет четыре собрания – античное, восточное, западноевропейское и русское.

Филиалы и отделения музея

Кроме основного здания на Волхонке, 12 ГМИИ им. Пушкина располагает несколькими филиалами:

В бывшей усадьбе Голицыных на Волхонке, 14 в 2006 г. открылась галерея, где можно увидеть картины мастеров Новейшего времени из Западной Европы. В коллекции представлено творчество Делакруа, Руссо и Делароше. Несколько залов особняка посвящены французскому изобразительному искусству XIX-XX вв. В них размещены работы Моне, Сезанна, Гогена, Мане, Пикассо и Матисса. Поклонники русского авангарда встретятся в залах галереи с полотнами Кандинского и Шагала.

Дом графини Шуваловой на Волхонке, 10 представляет зрителю коллекции, собранные известными российскими искусствоведами и деятелями и культуры. В музее можно познакомиться с частными собраниями Святослава Рихтера, Федора Лемкуля и семьи Верейских.

— Старинный особняк конца XVIII в. стал в 2006 г. еще одним отделением ГМИИ им. Пушкина. В доме номер 6 в Колымажном переулке был открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».

— Именем основателя музея был назван его филиал на ул. Чаянова, 15. Учебный художественный музей им. Ивана Цветаева был открыт в 1996 г. при Российском государственном гуманитарном университете. В его залах выставлено более 750 слепков с античных скульптур, хранящихся в мировых музеях.

— В усадьбе Вяземских-Долгоруковых в доме 3/5 в Малом Знаменском переулке после реконструкции будет размещена коллекция картин старых мастеров – Буше, Мурильо, Рембрандта, Рубенса и Тициана.

— Все, что связано с печатным делом, зрителю представят в Доме текста в Малом Знаменском переулке, 8/1. В этом филиале музея посетители смогут также познакомиться с редкими книгами и стать читателями научной библиотеки.

В ближайшем будущем откроются также депозитарий с реставрационными мастерскими и экспозиция в Тарусе, посвященная художникам-нонконформистам.

Государственный музей Пушкина, Пречистенка: описание, история, интересные факты и отзывы

Одной из очень увлекательных и захватывающих достопримечательностей столицы является Государственный музей А. Пушкина на Пречистенке в Москве. Сокращенное его название — ГМП. Музей был образован в типичной для того времени дворянской усадьбе семьи Хрущевых-Селезневых, которую новый хозяин отстроил через несколько лет после пожара Москвы 1812 года по проекту архитекторов А. Григорьева и Д. Жилярди. В 1814 году ветеран войны гвардии прапорщик А. Хрущев выкупил полуразвалившуюся усадьбу и построил большой и просторный в стиле ампир красивый особняк с белоснежными колоннами, изысканной лепниной по фасадам, большим количеством служебных построек и просторными террасами. К нему прилегали уютный живописный сад и садовые павильоны. Новый хозяин оказался очень гостеприимным человеком и поэтому очень часто проводил балы и устраивал званые вечера. Ходили слухи, что сюда не раз заезжал и сам Пушкин.

Государственный музей Пушкина на Пречистенке

Особняк со временем, сменив в начале XX века нескольких владельцев, потом стал детским приютом им. Селезневых. Это название было дано в честь последних владельцев усадьбы. После Великой Октябрьской революции 1917 года в нем был Музей игрушки, а затем Литературный музей, который хотели посвятить творчеству Владимира Маяковского. Но дата его открытия совпала с началом Великой Отечественной войны. И проект просто не смогли реализовать. В послевоенные годы в особняке расположилось Министерство иностранных дел, но затем здание опять вернули Литературному музею. В 1949 году была анонсирована юбилейная выставка к 150-летию дня рождения великого таланта и гения всех времен — А. С. Пушкина. Для этого были тщательно обследованы и отреставрированы помещения особняка.

5 октября 1957 года вышел указ об организации на этом месте постоянного музея, посвященного жизни и творчеству знаменитого на весь мир поэта. Через три года здесь уже образовалась самостоятельная организация. Представление первой экспозиционной выставки ко дню рождения поэта состоялось 6 июня 1961 года. Ее создали из комплектования музейных фондов. Многие экспонаты, связанные с именем Пушкина, были просто подарены. К ним относятся книги, рукописи, гравюры, картины, посуда, мебель и т. д. Первым директором музея с 1920 по 2000 год был А. Крейн.

Организация музея

Главным направлением деятельности ГМП стала музеефикация пушкинских мест. В 1972 году был создан мемориальный музей на Арбате, 53. Здесь Пушкин в январе 1931 снимал квартиру на втором этаже и обустроил ее специально для того, чтобы заселиться в ней с Наталией Гончаровой после свадьбы.

На правах отдела ГМП были открыты и выставочные залы в доме номер 55 на Арбате (на углу Денежного переулка).

В ГМП хранятся 165 тысяч редких экспонатов, в том числе предметы изобразительного искусства Коровина, Брюллова, Тропинина, Кипренского, Бакста, Петрова-Водкина и др.

Выставки в музее Пушкина на Пречистенке проходят постоянно, вместе с этим проводятся литературные чтения, концертные программы, конференции и семинары. Музей имеет особое направление на работу с детской аудиторией, где ведутся интерактивные программы, театральные проекты и новогодние утренники.

Ул. Пречистенка. Музей Пушкина

И теперь можно опять вернуться к знаменитому особняку Хрущевых-Селезневых, где сегодня расположена постоянная экспозиция под названием «Пушкин и его эпоха». Она разместилась в пятнадцати залах. Ее открыли в 1997 году к 200-летнему юбилею поэта и к 850-летию Москвы. Всю посвященную этому событию экспозицию построили по биографическому принципу, в которой рассказывается о том, как жил и как трудился над своими произведениями А. С. Пушкин. Она расскажет и о его современниках, о культе и быте пушкинской эпохи начала XVIII века.

Музей Пушкина в Москве на Пречистенке — это первый музей, посвященный творчеству Пушкина в столице, который ежегодно посещает до 300 тысяч человек. Для посещений открыто 15 залов.

Первый зал. Пролог

В первом зале музея Пушкина на Пречистенке выставка посвящена XVIII веку, в конце которого родился Александр Сергеевич (6 июня 1799 г.). Там размещены портреты царских особ, государственных деятелей, полководцев, мыслителей и поэтов того времени. На витринах выставлены прижизненные издания таких знаменитых представителей литературы того времени как Г. Державин, М. Ломоносов, А. Сумароков, Н. Карамзин, Д. Фонвизин.

Второй зал

Этот зал посвящен главным историческим и культурным событиям, происходившим в первую треть XIX века в период пушкинской эпохи. На витринах в зале выставлены экспозиционные материалы, характеризующие литературную и общественно-политическую атмосферу начала XIX века: реликвии Наполеоновской войны 1812 года, целая подборка документов о декабристах, старинные книги с автографами их авторов-современников Пушкина и, собственно, его подлинный автограф — ценнейший музейный экспонат, а также документальная хроника эпохи.

Читайте также  Метро возле красной площади

В залах музея Пушкина на Пречистенке звучит музыка того времени. В самом центре зала стоит скульптура Пушкина работы А. Требенева. Можно также увидеть и литографированный Г. Гиппиусом портрет поэта вместе с портретами его современников.

Другие залы

В третьем, четвертом и пятом залах выставлена экспозиция, рассказывающая о детстве будущего гения литературы, прошедшем в Москве. Здесь выставлены портреты родителей, его семьи, друзей и знакомых, а также предметы домашнего обихода, книги начала XIX века, мебель и вещи декоративно-прикладного искусства, которые позволяют посетителю наилучшим образом представить обстановку в доме Пушкиных.

В шестом зале находится прихожая дома Хрущевых-Селезневых, расположенная под деревянной лестницей. Она ведет в анфиладу парадных залов.

Седьмой зал обставлен так, чтобы можно было ощутить себя на балу. Этот зал открывает парадные покои особняка. Здесь все рассказывает о пребывании юного поэта в Царскосельском Лицее (1811-1817 гг.), о жизни поэта в Санкт-Петербурге (1817-1820 гг.), о его ссылках — Южной (1820-1824 гг.) и Михайловской (1824-1826 гг.).

Восьмой и девятый залы

В восьмом зале находится самая большая гостиная. Ее обстановка посвящена знаменитому роману в стихах «Евгению Онегину». Пушкин работал над ним с 1823 по 1831 год. Она показывает реалии той эпохи посредством предметов обихода, книг, портретов, видов Москвы, Петербурга и русской деревни. Экспозиция отражает историю тех времен, когда создавался роман, и то, как воспринимали ее современники поэта.

Тема девятого зала посвящена возвращению Пушкина в Москву. Все эти годы (с 1826 по 1831) он странствовал. Здесь показан круг его общения в Москве и в Петербурге, поездка в Арзрум и Тверской край, достаточно долгое и тоскливое пребывание в Болдино 1830 года, свадьба Пушкина, замужество сестры Ольги Сергеевны и возвращение в Царское село в 1831 году.

Десятый и одиннадцатый зал

В десятом зале находится экспозиция по произведению «Пиковая дама». Пушкин написал ее в 1833 году в Болдино. Выставочный зал разделен на две части. Одна из них представляет мир графини, которая олицетворяет русскую аристократию времен императрицы Екатерины II, противопоставленная миру героя Германа — образа нового человека, выходца из буржуазной действительности.

В одиннадцатом зале расположена выставка, отражающая тему «Медного всадника», где главные образы — Петербург и Петр I. Издательская судьба поэмы была достаточно сложная, об этом тоже будет показано в моментах.

Двенадцатый и тринадцатый залы

В других просторных комнатах будет показано путешествие Пушкина, которое он совершил в 1833 году по местам народных восстаний, предводителем которых был казак Емельян Пугачев. Поэт посетил Оренбург, Симбирск, Казань и Заволжье. В гравюрах XVIII века, представленных художниками-современниками Пушкина, показаны эти места вместе с бытом тогдашней жизни бедного народа.

В выставочных работах особенно выделены гравюры портрета Емельяна Пугачева конца XIX и начала XIX века.

Четырнадцатый, пятнадцатый залы. Аванзал

Эти залы заключительные, и оформлены они по произведению «Капитанская дочка» (1834-1836 гг.), где продолжается тема народного мятежа 1773-1775 гг. Последняя экспозиция посвящена последним годам жизни поэта (1831-1837 гг.). Вся композиция двух залов — это мир его героев – простого люду, оказавшегося в бурном водовороте пугачевской войны.

Парадный зал стал замыкающим, он хранит портреты петербургского окружения поэта, его книги, документы личные вещи, письма последних его дней, автографы последних стихотворений, посмертная маска и портрет А. С. Пушкина.

И в конце находится аванзал, где стоят старинные напольные часы и модель памятника А. Пушкину скульптора А. Опекушина.

Заключение

На Пречистенке, 12, в Музее Пушкина на первом этаже усадьбы размещена еще одна экспозиция, занимающая две залы. Первая — музейная, где находятся предметы быта простого крестьянина, старинные лубки и иллюстрации к сказкам Пушкина, выполненные художниками-графиками иллюстраторами В. Конашевичем, Т. Мавриной, В. Милашевским. Во второй комнате открывается современная интерактивная экспозиция, открывающая пушкинский мир сказок.

Многих людей интересует, на какой станции метро находится Пречистенка 12/2 (Музей Пушкина) и как добраться до этого места.

Пешком или общественным транспортом надо ехать до станции метро «Кропоткинская». Если ехать на авто, то до музея можно добраться по Бульварному кольцу, свернуть на Гоголевский бульвар и там — на Пречистенку. Или по Садовому кольцу, повернув с Зубовского бульвара на Пречистенку.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Караван историй (584)
  • Мемориал памяти (465)
  • Объекты ЮНЕСКО (UNESKO) (105)
  • Nostalgy (90)
  • Страна, которой нет (48)
  • Отечественная война 1812 года (22)
  • Олимпиады (19)
  • Петр Первый (14)
  • Пейзажи родной природы (6)
  • Видео в навал (159)
  • Военные и околовоенные новости (178)
  • Град Петра (125)
  • Грузия, которую я люблю (123)
  • Детская (102)
  • Ассоциация боевых подгузников представляет. (60)
  • Док. фильмы (84)
  • Досье (19)
  • Живая природа (562)
  • Замочная скважина (86)
  • Звуки природы (8)
  • Искусство (5472)
  • Архитектура / Дизайн (980)
  • Золотые купола России (153)
  • Сокровища Государственного Эрмитажа (26)
  • Любимые полотна художников (14)
  • Итальянские художники эпохи Возрождения (13)
  • Сокровища Версаля (3)
  • Графика (28)
  • Живопись (2956)
  • Скульптура (141)
  • Разное (1117)
  • Лучшее на Li.ru (212)
  • Можно и поспорить (30)
  • Мои бурчалки (532)
  • Умные мысли на стене (79)
  • Мужские радости (60)
  • Музыкальная шкатулка (483)
  • Аудио (92)
  • Клипы (192)
  • Концерты (45)
  • Мульты (37)
  • Обои (45)
  • Первопрестольная (39)
  • По странам и континентам (1719)
  • Австралия и Нов.Зеландия (56)
  • Азия (287)
  • Арктика и Антарктика (6)
  • Африка (79)
  • Германия (128)
  • Европа (547)
  • Северная Америка (147)
  • Франция, Париж. (315)
  • Центральная и Южная Америка (90)
  • Палата №6 (175)
  • Совершенно несекретно (503)
  • Интернет против Телеэкрана (88)
  • Немного о политике (108)
  • Сундучок полезностей (203)
  • Домострой (48)
  • Советы «чайникам» (и не только) (19)
  • Домашняя аптечка (20)
  • Софт (56)
  • Великая Отечественная война (87)
  • Спорт (44)
  • Ссылки (170)
  • СТЛ — Сообщество Творческих Людей (14)
  • Фильмы — спектакли (3)
  • Фото (1955)
  • Худ. фильмы (22)
  • Это интересно (3057)
  • Были и небылицы из Интернета (1164)
  • Самые, самые. (94)
  • 5 интересных фактов (28)
  • История Британии (28)
  • Заброшенные города, места, объекты (21)
  • Непознанное (82)
  • Тайны Истории (216)
  • Чудеса природы (682)
  • Юмор (678)
  • Анекдоты (24)
  • И.Маменко (1)
  • М.Жванецкий (16)
  • М.Задорнов (4)
  • Мотиваторы/Демотиваторы (21)
  • Приколы, байки (487)
  • Юмор в навал (разные исполнители) (22)

Ссылки

Приложения

  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку «Обновить
  • Все на карте

Новости

Фотоальбом

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ГМИИ им. Пушкина. История создания одного из лучших музеев мира

АиФ.ru вспоминает интересные факты из истории одного из главных музеев Москвы и России.

Идея создать в Москве музей изящных искусств существовала с начала XIX века. Свои проекты в разное время предлагали видные российские деятели: Зинаида Волконская в 1831 году, Карл Герц в 1858 году, Николай Исаков в 1864 году, однако создан он был только на рубеже XIX и XX веков.
Первый в своём роде
Московские музеи второй половины XIX века не были похожи на современные галереи. Во-первых, чаще всего это были частные коллекции, ограниченные бюджетом и вкусами их владельцев.

Во-вторых, размешались они обычно в помещениях, которые первоначально строились не для того, чтобы в них проходили выставки, и не всегда хорошо для этого подходили.

Ну и в-третьих, вход на выставки был открыт далеко не для всех: первый в полной мере общедоступный художественный музей в России был открыт только в 1885 году, и не в столичном Петербурге или Москве, а в провинции. Им стал Радищевский музей в Саратове, открытый художником А. П. Боголюбовым, внуком писателя.
Отцы-основатели
Пушкинский музей существует благодаря двум людям: Юрию Нечаеву-Мальцову и Ивану Цветаеву.

Иван Цветаев — знаменитый учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, отец поэтессы Марины Цветаевой — стал главным организатором и вдохновителем проекта музея изящных искусств. О необходимости строительства такого музея он выступил с речью на съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых.

Был объявлен конкурс на лучший проект музея, в котором победил архитектор Р. Клейн, который, в свою очередь, использовал проект архитектора-самоучки П. Бойцова. Однако строительство началось только после того, как Цветаев познакомился с миллионером Юрием Нечаевым.

Юрий Нечаев был русский фабрикантом, дипломатом, владельцем крупнейших в России стекольных заводов. И до строительства музея он был известен в Москве и за её пределами как щедрый меценат.

Например, он субсидировал издание журнала «Художественные сокровища России», редакторами которого состояли Александр Бенуа и Адриан Прахов, основал в 1885 году во Владимире Техническое училище имени И. С. Мальцова, одно из лучших в Европе по техническому оснащению (ныне Владимирский авиамеханический колледж), при строительстве Исторического музея во Владимире пожертвовал стекло для изготовления музейных витрин, построил храм Св. Георгия в Гусь-Хрустальном.

В строительство музея изящных искусств в Москве Нечаев вложил два из 2,6 миллиона рублей — баснословные по тем временам деньги.

Колонны из Норвегии

Первый камень нового музея был заложен в 1898 году, и началось строительство, длившееся 13 лет. Клейн был отправлен в длительную командировку в европейские страны, чтобы изучить опыт создания иностранных музеев.

В те времена не было таких сложных систем освещения, которые мы видим сегодня в музеях, и предполагалось, что рассматривать произведения искусства посетители будут при дневном свете, а в тёмное время суток музей будет закрыт. В. Г. Шухов создал для музея уникальные стеклянные перекрытия.

Их конструкция была уникальна, как и многие другие проекты Шухова: благодаря использованию стяжек, ему удалось создать лёгкую и в то же время прочную стеклянную арку.

300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Однако вскоре выяснилось, что изготовить 10-метровые колонны в России не удастся. Тогда меценат заказал их в Норвегии, а доставлялись они сначала морем на пароходе, а потом на баржах по рекам до самой Москвы.

Также Нечаев оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора, изготовление двадцатиметрового фриза — копии мозаичных панно собора Святого Марка в Венеции и многие другие богатые детали интерьера музея.

Здание было оформлено, как огромный античный храм, что соответствовало его назначению: первоначально предполагалось, что здесь будет размещаться вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры. Цветаев понимал, что без понимания античного искусства невозможно понять европейское, которое является его продолжением.

Гипсовые слепки и другие копии заказывали с 1890-х годов в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов. В некоторых случаях копии делались впервые.

Читайте также  Автор памятника "Родина мать зовет"

Музей был назван в честь императора Александра III и сразу после открытия получил огромную популярность: в будни его посещало 700–800 человек, а по воскресеньям и праздникам — до двух с половиной тысяч — неслыханные по тем временам цифры. Среди посетителей было больше всего преподавателей и учащихся гимназий и университетов, Высших женских курсов, художников.

В 1924 году музей был выведен из подчинения университету и стал называться Государственным музеем изящных искусств. Его коллекции пополнились картинами из национализированных частных коллекций, усадеб, музеев Ленинграда, Кремля, расформированного Румянцевского музея, музея иконописи и живописи И. С. Остроухова, а также из Исторического музея, Третьяковской галереи. В 1937 году музею было присвоено имя А. С. Пушкина.

Огромная работа была проведена служащими музея в 1941–1944 годах, когда большая часть фондов была вывезена в Новосибирск и Соликамск. Здание музея пострадало во время бомбардировок: была разбита часть стеклянной крыши, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада музея до сих пор остались выбоины от осколков немецких бомб.
Выставка подарков Сталина
Экспозиция была вновь открыта 3 октября 1946 года. После войны в Пушкинский музей поступила большая часть картин из Дрезденской галереи. Также из Германии был привезён знаменитый Клад Приама. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено в Германию, однако некоторые ценности из западногерманских музеев и частных коллекционеров до сих пор находятся здесь.

Ставшие визитной карточкой «Пушкинского» картины Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса и Пикассо появились в его коллекции только в 1948 году в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства. В то же время коллекция музея пополнились 300 живописными и 80 скульптурными произведениями западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX – 1-й трети ХХ веков.

С 1949 по 1953 год в залах музея не проходили выставки художественных произведений, а разместился музей подарков Сталину.

Во второй половине XX века в музее особое внимание уделялось научной работе. В 1951–1973 годах работники музея участвуют в регулярных экспедициях в Северное Причерноморье и на территорию древнего Эребуни совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным Эрмитажем. Часть добытых памятников уратского искусства и культуры пополнила музейные коллекции.

В 1985 году в музее был создан отдел частных коллекций: предметом изучения впервые стали не просто отдельные произведения, а коллекции. Экспозиция отдела открылась для посетителей в отреставрированном здании на Волхонке в 1994 году. С 1980 года в музее проходит музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», созданный по инициативе Святослава Рихтера и директора музея Ирины Антоновой.

В настоящее время «Пушкинский» насчитывает 670 тысяч экспонатов, среди которых скульптуры, графика, памятники археологии, художественные фотографии.

В 2009 году конкурс на реконструкцию музея выиграл известный британский архитектор Норман Фостер, который предложил объединить отдельные здания на Волхонке и в прилегающих переулках в один большой комплекс с общим наземным и подземным пространством.

Реализация проекта Фостера не началась, в том числе из-за протестов градозащитников, которые были против сноса исторической застройки рядом с музеем. В августе 2013 года принадлежащая архитектору компания Foster + Partners вышла из проекта реконструкции ГМИИ имени Пушкина.

10 апреля 2014 года в Москве был объявлен конкурс на развитие музея, который должен будет включать в себя, помимо выставочных площадей, также кинозалы, кафе, лектории и многое другое. После реконструкции общая площадь музея увеличится с 49 тыс. кв. м до 105 000 тыс. кв. м.

По словам президента музея Ирины Антоновой, реконструкция позволит организовать множество новых выставок из тех работ, которые в данный момент находятся в хранилищах, а сама идея нового музея наиболее полно отвечает задумке Ивана Цветаева.

ГМИИ им. Пушкина. История создания одного из лучших музеев мира

Идея создать в Москве музей изящных искусств существовала с начала XIX века. Свои проекты в разное время предлагали видные российские деятели: Зинаида Волконская в 1831 году, Карл Герц в 1858 году, Николай Исаков в 1864 году, однако создан он был только на рубеже XIX и XX веков.

Первый в своём роде

Московские музеи второй половины XIX века не были похожи на современные галереи. Во-первых, чаще всего это были частные коллекции, ограниченные бюджетом и вкусами их владельцев. Во-вторых, размешались они обычно в помещениях, которые первоначально строились не для того, чтобы в них проходили выставки, и не всегда хорошо для этого подходили. Ну и в-третьих, вход на выставки был открыт далеко не для всех: первый в полной мере общедоступный художественный музей в России был открыт только в 1885 году, и не в столичном Петербурге или Москве, а в провинции. Им стал Радищевский музей в Саратове, открытый художником А. П. Боголюбовым, внуком писателя.

Отцы-основатели

Пушкинский музей существует благодаря двум людям: Юрию Нечаеву-Мальцову и Ивану Цветаеву.

Иван Цветаев — знаменитый учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, отец поэтессы Марины Цветаевой — стал главным организатором и вдохновителем проекта музея изящных искусств. О необходимости строительства такого музея он выступил с речью на съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых. Был объявлен конкурс на лучший проект музея, в котором победил архитектор Р. Клейн, который, в свою очередь, использовал проект архитектора-самоучки П. Бойцова. Однако строительство началось только после того, как Цветаев познакомился с миллионером Юрием Нечаевым.

Юрий Нечаев был русский фабрикантом, дипломатом, владельцем крупнейших в России стекольных заводов. И до строительства музея он был известен в Москве и за её пределами как щедрый меценат. Например, он субсидировал издание журнала «Художественные сокровища России», редакторами которого состояли Александр Бенуа и Адриан Прахов, основал в 1885 году во Владимире Техническое училище имени И. С. Мальцова, одно из лучших в Европе по техническому оснащению (ныне Владимирский авиамеханический колледж), при строительстве Исторического музея во Владимире пожертвовал стекло для изготовления музейных витрин, построил храм Св. Георгия в Гусь-Хрустальном.

В строительство музея изящных искусств в Москве Нечаев вложил два из 2,6 миллиона рублей — баснословные по тем временам деньги.

Колонны из Норвегии

Первый камень нового музея был заложен в 1898 году, и началось строительство, длившееся 13 лет. Клейн был отправлен в длительную командировку в европейские страны, чтобы изучить опыт создания иностранных музеев.

В те времена не было таких сложных систем освещения, которые мы видим сегодня в музеях, и предполагалось, что рассматривать произведения искусства посетители будут при дневном свете, а в тёмное время суток музей будет закрыт. В. Г. Шухов создал для музея уникальные стеклянные перекрытия. Их конструкция была уникальна, как и многие другие проекты Шухова: благодаря использованию стяжек, ему удалось создать лёгкую и в то же время прочную стеклянную арку.

300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Однако вскоре выяснилось, что изготовить 10-метровые колонны в России не удастся. Тогда меценат заказал их в Норвегии, а доставлялись они сначала морем на пароходе, а потом на баржах по рекам до самой Москвы. Также Нечаев оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора, изготовление двадцатиметрового фриза — копии мозаичных панно собора Святого Марка в Венеции и многие другие богатые детали интерьера музея.

Античный храм

Музей был назван в честь императора Александра III и сразу после открытия получил огромную популярность: в будни его посещало 700–800 человек, а по воскресеньям и праздникам — до двух с половиной тысяч — неслыханные по тем временам цифры. Среди посетителей было больше всего преподавателей и учащихся гимназий и университетов, Высших женских курсов, художников.

Революция, война и высокое искусство

В 1924 году музей был выведен из подчинения университету и стал называться Государственным музеем изящных искусств. Его коллекции пополнились картинами из национализированных частных коллекций, усадеб, музеев Ленинграда, Кремля, расформированного Румянцевского музея, музея иконописи и живописи И. С. Остроухова, а также из Исторического музея, Третьяковской галереи. В 1937 году музею было присвоено имя А. С. Пушкина.

Огромная работа была проведена служащими музея в 1941–1944 годах, когда большая часть фондов была вывезена в Новосибирск и Соликамск. Здание музея пострадало во время бомбардировок: была разбита часть стеклянной крыши, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада музея до сих пор остались выбоины от осколков немецких бомб.

Выставка подарков Сталина

Ставшие визитной карточкой «Пушкинского» картины Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса и Пикассо появились в его коллекции только в 1948 году в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства. В то же время коллекция музея пополнились 300 живописными и 80 скульптурными произведениями западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX – 1-й трети ХХ веков.

С 1949 по 1953 год в залах музея не проходили выставки художественных произведений, а разместился музей подарков Сталину.

Во второй половине XX века в музее особое внимание уделялось научной работе. В 1951–1973 годах работники музея участвуют в регулярных экспедициях в Северное Причерноморье и на территорию древнего Эребуни совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным Эрмитажем. Часть добытых памятников уратского искусства и культуры пополнила музейные коллекции.

Новое время

В 1985 году в музее был создан отдел частных коллекций: предметом изучения впервые стали не просто отдельные произведения, а коллекции. Экспозиция отдела открылась для посетителей в отреставрированном здании на Волхонке в 1994 году. С 1980 года в музее проходит музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», созданный по инициативе Святослава Рихтера и директора музея Ирины Антоновой. В настоящее время «Пушкинский» насчитывает 670 тысяч экспонатов, среди которых скульптуры, графика, памятники археологии, художественные фотографии.

В 2009 году конкурс на реконструкцию музея выиграл известный британский архитектор Норман Фостер, который предложил объединить отдельные здания на Волхонке и в прилегающих переулках в один большой комплекс с общим наземным и подземным пространством. Реализация проекта Фостера не началась, в том числе из-за протестов градозащитников, которые были против сноса исторической застройки рядом с музеем. В августе 2013 года принадлежащая архитектору компания Foster + Partners вышла из проекта реконструкции ГМИИ имени Пушкина.

Будущее «Пушкинского»

10 апреля 2014 года в Москве был объявлен конкурс на развитие музея, который должен будет включать в себя, помимо выставочных площадей, также кинозалы, кафе, лектории и многое другое. После реконструкции общая площадь музея увеличится с 49 тыс. кв. м до 105 000 тыс. кв. м.

По словам президента музея Ирины Антоновой, реконструкция позволит организовать множество новых выставок из тех работ, которые в данный момент находятся в хранилищах, а сама идея нового музея наиболее полно отвечает задумке Ивана Цветаева.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: