Шпиль петропавловской крепости

Шпиль собора в Петропавловской крепости: история строительства и изменения знаменитого шпиля Петропавловки и ангела-флюгера. Статьи и обзоры о культурной жизни Санкт-Петербурга. Подборки интересных мест, авторские материалы, редкие кадры.

Шпиль петропавловской крепости

Культура Петербурга

null Шпиль Петропавловки

Шпиль собора в Петропавловской крепости так привычен нам, петербуржцам, что мы не осознаём, сколько труда, отваги и смекалки потребовалось, чтобы сохранить до нашего времени это архитектурное чудо Петровской эпохи.

XVIII век

По указу Петра Первого в июне 1712 года архитектору Доменико Трезини было поручено строить в Санкт-Петербурге новый большой каменный храм Святых Петра и Павла, соответствующий статусу новой столицы. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, стоявшей со времён закладки крепости и основания города.

Конструктором первого шпиля был голландский мастер Герман фон Болес. Первый флюгер, основание которого составили четыре специально подобранных кедра, не был похож на современный. Ангел держался руками за осевой шток с поворотным механизмом. Высота колокольни со шпилем составила тогда 112 метров. Только в 1733 году, уже после кончины Петра Первого, были завершены работы по строительству этого каменного храма.

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, он загорелся и упал на крышу собора. В результате пожара выгорели все деревянные конструкции крыши, был разбит портик храма и даже расплавились колокола. Императрица Елизавета сразу же издала указ о восстановлении собора. Однако прошло 18 лет, прежде чем последствия этого пожара были ликвидированы. В 1776 году на колокольне мастер Б. Орт Крас из Голландии установил куранты.

10 сентября 1777 года во время наводнения и сильнейшего урагана ангел-флюгер на шпиле был сильно повреждён. Опять пришлось строить очень высокие леса. По рисунку зодчего Антонио Ринальди был изготовлен другой ангел (несколько меньше прежнего), который вновь засверкал над Петербургом. Ещё через год от шпиля провели громоотвод.

XIX век

Во время сильного урагана в 1830 году ангел с крестом на шпиле накренился и в любой момент мог упасть. Надо было строить новые леса, но никто не решался начать эти дорогие и опасные работы. И вдруг в октябре никому не известный кровельщик из Ярославля Пётр Телушкин предложил губернатору Петербурга починить в одиночку ангела на шпиле. Он просил только денег на материалы, а за работу — сколько начальство заплатит.

Телушкин был малого роста, но большой физической силы. С помощью верёвок он в два приёма сумел подняться на шпиль собора. Самым трудным было преодолеть так называемое яблоко диаметром около 3 метров под ангелом. Телушкин сумел это сделать, находясь спиной вниз на огромной высоте, а дальше опустил верёвочную лестницу. Поздней осенью в погожие дни он шесть недель работал на шпиле. Закрепил позолоченные листы обшивки, установил более надёжно крест и починил одно из крыльев ангела.

Президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин из окна своего дома наблюдал через подзорную трубу работу на шпиле ярославского кровельщика, а потом в журнале «Сын Отечества» напечатал об этом статью. Телушкин был представлен царю. Тот вручил ему серебряную медаль «За усердие» на анненской ленте и большую сумму денег. Известно ещё, что Пётр Телушкин ремонтировал золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства.

Многим памятна картина художника Григория Чернецова «Парад на Марсовом поле в 1831 году», где изображены известные люди того времени, начиная с Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Андреевича Крылова. Там можно найти и крестьянина Петра Телушкина.

Дерево заменяют металлом

В середине ХIХ века стало ясно, что все деревянные конструкции шпиля надо менять на металлические. На специальном конкурсе победил военный инженер Дмитрий Иванович Журавский, который уже приобрёл известность при строительстве мостов железной дороги Петербург — Москва. Он был единственным из конкурсантов, кто математически рассчитал всё металлическое сооружение. Журавский предложил конструкцию восьмигранной усечённой пирамиды, связанной кольцами. Ему помогали архитектор Константин Андреевич Тон, инженеры Александр Симонович Рехневский и Павел Петрович Мельников.

Новый шпиль был создан очень быстро, в 1857-1858 годах. Каркас шпиля и огромное количество мелких деталей изготовили рабочие Воткинского железоделательного завода. Впервые при сборке были применены заклёпки. Медные позолоченные листы делали на Невьянском заводе, тоже на Урале.

Когда старого ангела с крестом опустили на землю, выяснилось, что вся его конструкция совершенно обветшала. Новую фигуру спроектировал академик Роберт Зелеман. По-видимому, это была точная копиия ангела работы Ринальди. Журавский создал новую оригинальную конструкцию поворотного механизма флюгера, которая исправно работала свыше 130 лет!

Высота самого шпиля с ангелом стала теперь 47 метров, вес — 56 тонн. На позолоту ушло 8 килограммов драгоценного металла. Внутри шпиля появилась лестница на 2/3 высоты, далее выход наружу, ещё выше идут скобы. Общая высота колокольни с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метров.

Главенствующая часть собора после перестройки — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Первые два яруса раздаются вширь и тем самым формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх. Он увенчан золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах, над которой располагается стройный и изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием шпиля. Высота креста — 3,2 метра, размах крыльев ангела — 3,8.

Вместе со шпилем была проведена реконструкция курантов. К часам добавилась минутная стрелка, кроме того, стали исполняться две мелодии.

XX век и далее

В годы Великой Отечественной войны альпинисты покрыли шпиль маскирующей краской и сеткой, которые после Победы были сняты, и шпиль Петропавловского собора снова засверкал в вышине.

При нашем суровом климате наиболее уязвимыми местами шпиля являются стыки медных золочёных листов, куда начинает проникать вода. Постепенно снашиваются детали поворотного механизма, а смазку там использовать нельзя. Поэтому в самом начале 2000-х годов решили начать капитальный ремонт ангела-флюгера.

Монтажники бережно освободили ангела с крестом от шпиля и на вертолёте спустили его на землю. В январе-феврале 2003 года его «лечили» в заводских цехах, в том числе от пробоин времён войны; заменили поворотный механизм. При этом использовались самые современные материалы и способы металлообработки. Наконец, наступил тот день, когда обновлённый ангел и крест на вертолёте были подняты на вершину шпиля, а монтажники надёжно закрепили его на самом верху. И в год 300-летия Петербурга один из главных символов нашего города снова засверкал золотом высоко в небе.

Василий Васильевич Мицуров — кандидат исторических наук, автор более 450 статей в петербургских научно-популярных журналах

Как крестьянин Телушкин удивил весь Петербург, вернув к жизни ангела на шпиле Петропавловки

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Где родился и чем промышлял Пётр Телушкин

В 1829 году общественность Петербурга была обеспокоена аварийным состоянием шпиля самого высокого здания северной столицы – Петропавловского собора. Пронёсшийся шквал повредил его навершие – крест с флюгером в виде ангела, который считался покровителем города. Петербуржцам казалось, что ещё несколько порывов ветра – и город лишится Божьего благословения. Подрядчики, готовые взяться за ремонт, нашлись, но стоимость 122-метровых лесов была просто астрономической. К тому же, по предварительным расчётам, выполнение работ могло затянуться на годы. Время шло, решение всё не находилось, а ангел продолжал печально раскачиваться с оторванным ветром крылом. В этот момент провидение прислало в город на Неве уроженца Ярославского губернии, казённого крестьянина Петра Телушкина, прибывшего в Петербург с целью собрать денег на выкуп из крепостных любимой девушки.

Явившийся в канцелярию дворцового ведомства невысокий, чисто одетый молодой человек отрекомендовался кровельных дел мастером. О себе рассказал, что ему 23 года, сам он из деревни Мягра Мологского уезда, живёт ремонтом куполов церквей и колоколен и имеет большой опыт высотных работ. Ещё добавил, что холостой, непьющий, запросто может поднять вес в 13 пудов и берётся исправить повреждения на шпиле Петропавловского собора.

Ставка на жизнь, или как крестьянин собирался чинить ангела на шпиле Петропавловки

Первый вопрос, который задали Телушкину, был о том, сколько денег он потребует на возведение лесов. Ответ ошеломил – леса вообще не потребуются: Пётр неоднократно взбирался на церковные купола, страхуясь только верёвкой. А за работу он согласен взять любую предложенную сумму.

Некоторые подозревали, что кровельщик мошенничает, пытаясь выманить деньги. Нашлись и такие, которые засомневались в умственном здравии Петра и предложили упрятать его на год-другой подальше от людей. И всё же было решено допустить Телушкина до ремонтных работ. По тогдашним законам, получая заказ, подрядчики-строители должны были внести определённый залог. Пётр Телушкин таких денег не имел. Как выразилась газета «Санкт-Петербургские ведомости», залогом выполнения дела стала жизнь храбреца.

Риск – благородное дело, или сколько времени и усилий потребовалось Телушкину, чтобы отремонтировать шпиль Петропавловского собора

Восхождение Петра Телушкина к высотам славы длилось три дня. Рано утром он стал подниматься по стропилам внутри здания. Трудности начались, когда Пётр добрался до шпица – игловидного завершения башни. По мере того, как пространство сужалось, продвигаться вверх становилось всё труднее. Змеёй протискиваясь между перекладинами, кровельщик добрался до люка-окошка в обшивке шпица. Наблюдающая за действиями смельчака толпа ахнула, увидев, как он выбрался наружу и повис на смертельной высоте, удерживаясь только на пальцах рук.

Шпиц собора был облицован медными листами, соединёнными выступающими на 9 сантиметров от поверхности и отстоящими друг от друга на ширину размаха рук швами. Удерживаясь за эти выступы пальцами, опоясанный верёвкой Телушкин начал огибать строение по спирали. Путь его был отмечен кровью, сочившейся из-под ногтей. Наконец он обошёл весь шпиц, закрепил на нем верёвку и по ней вернулся к окошку.

Весь следующий день был посвящён улучшению условий подъёма и спуска. Накануне Пётр обнаружил точащие из обшивки металлические крючья. Изготовил длинные верёвочные петли и стал привязывать их к крюкам, чтобы использовать как своеобразные стремена для ступней. На третий день настал решающий момент – штурм венчающего шпиц собора шара, так называемого яблока. Выполнение этой задачи было сродни рискованному акробатическому трюку под куполом цирка. На высоте птичьего полёта необходимо было оторваться от шпиля, чтобы получить возможность размахнуться и забросить на основание креста верёвку. Для этого бесстрашный верхолаз обвязал себя верёвкой вокруг пояса и лодыжек, после чего откачнулся от шпица, повис в горизонтальном положении под «яблоком» и стал бросать наверх заранее приготовленный моток верёвки до тех пор, пока она не обвила ноги ангела. Измотанный до предела, обессилевший кровельщик усилием воли сделал последний рывок и обнял позолоченного ангела…

Читайте также  Крепость в питере

Полтора месяца день за днём Пётр поднимался наверх по привязанной к основанию флюгера верёвочной лестнице. За это время он укрепил покосившийся крест, отремонтировал фигуру ангела и закрепил оторванные листы обшивки.

Губительный подарок, или как сложилась дальнейшая судьба Петра Телушкина

Когда трудное и полное опасностей задание было выполнено, со смельчаком-верхолазом пожелал встретиться Николай I. Император тепло принял Телушкина и очень развеселился, когда на вопрос, как проверить работу мастера, получил от него предложение послать на верхотуру кого-нибудь из своих министров.
Государь наградил Петра пятью тысячами рублей и медалью «За усердие». Существует версия, что Телушкину была также пожалована грамота, по предъявлении которой владелец любого трактира должен был бесплатно налить ему спиртное. Пётр якобы этот документ потерял, после чего попросил поставить ему под скулой соответствующе клеймо, по которому лихо щелкал, требуя выпивку (отсюда и возник жест, означающий желание выпить).

Рассказ о подвиге Телушкина напечатал журнал «Сын Отечества», после чего деревенский парень получил прозвище «небесный кровельщик» и попал в число столичных знаменитостей, стал получать много заказов и хорошо жить. К сожалению, весть об этом дошла до хозяина возлюбленной Петра, и он заломил за выкуп девушки неподъёмную даже для разбогатевшего мастера сумму. С горя Телушкин стал злоупотреблять дарованной привилегией на бесплатную выпивку, и не прошло и года, как первый российский промышленный альпинист умер от безудержного пьянства.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Шпиль Петропавловской крепости: интересные факты и фото

Удивительный город, первый камень которого заложил сам Петр I, обладает мощной энергетикой, оказывающей воздействие на чувства людей. При виде неповторимых достопримечательностей у туристов от восторга замирает сердце, и каждый испытывает настоящее эстетическое потрясение.

Архитектурное убранство Санкт-Петербурга не только удивляет. В декоре роскошных храмов, дворцов, крепостей прячутся тайные знаки, которые обладают мистической силой. Говоря о неофициальных символах города на Неве, можно вспомнить Ростральные колонны на Васильевском острове, разводные мосты, Александрийский столп. Но, пожалуй, первой ассоциацией с Северной Венецией будет все-таки Петропавловская крепость, ставшая ее визитной карточкой.

Немного истории

История появления архитектурного памятника, расположенного на Заячьем острове, тесно связана с историей основания Санкт-Петербурга. В мае 1703 года в дельте Невы началось возведение Петропавловской крепости, которая строилась для обороны наших земель. В июне в центре архитектурного комплекса была заложена деревянная церковь, освященная в честь святых Петра и Павла. А позднее появился каменный Петропавловский собор, который воспринимался как главный храм России.

Символ утверждения новой столицы Российского государства на берегах Балтики представляет собой изумительный образец раннего барокко. До царя таких религиозных памятников не строили: деревянную церковь, которая появилась первой, не разрушили, а оставили внутри архитектурного ансамбля. И только в начале XVIII века ее разобрали и перенесли в солдатскую слободу, где она простояла почти 100 лет.

Символ сильного государства

Известно, что именно колокольне, с которой и началось возведение Петропавловского собора, царь придавал особое значение. В Древней Руси строились так называемые стенки-звонницы, затея появились высокие башни c колоколами, и только при Петре I они стали частью православного храма. Российский император мечтал о том, чтобы в новой столице как можно скорее появилось величественное здание с колокольней, которое бы символизировало о том, что не только город, но и все государство крепко стоит на ногах.

Самое высокое строение государства

Ранее самым высоким зданием России являлась колокольня Ивана Великого в Кремле (Москва). Но уже в 1709 году деревянный шпиль Петропавловской крепости превзошел значительное строение и взметнулся на небывалую высоту – 122,5 метра. Он был покрыт позолоченными листами, переливающимися при попадании на них солнечных лучей.

Все деревянные конструкции устанавливал голландский мастер Харман ван Болос, лично приглашенный Петром Великим. Плотник, превратившийся в известного архитектора, украсил шаром из позолоченной меди, который напоминал огромное яблоко, шпиль Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге высотой 40 метров. А по рисунку зодчего из Италии Трезини был отлит и установлен на самый верх медный крест с фигурой парящего ангела, ставшего еще одним неофициальным символом города.

Архитектурный памятник славы

Петр I, выигравший Северную войну, захотел сделать Петропавловский собор памятником славы русского оружия. В храме с богатой внутренней отделкой хранились многочисленные реликвии, которые позднее оказались в Эрмитаже: трофейные знамена и взятые русскими войсками ключи от городов.

В 1720 году на колокольню, и по сей день являющуюся самым высоким сооружением Русской православной церкви, установили куранты, которые царь приобрел в Амстердаме. Часы с музыкальным механизмом исполняли несложную мелодию, звучавшую с ратуш европейских городов.

Кроме того, на колокольню, расположенную по всем канонам над западным входом, водрузили и карильон – музыкальный инструмент, состоявший из 35 колоколов и клавиатуры. На нем каждое утро специально обученный человек исполнял различные светские произведения.

Ангел-хранитель города

Все знают, что Северная Венеция имеет небесных покровителей, защищающих город и его жителей от напастей. Но есть современный хранитель, увидеть которого может каждый на позолоченном шпиле Петропавловской крепости. Ангел, венчающий самое высокое здание Санкт-Петербурга, наблюдает за тем, что творится внизу. Это новая фигурка посланника Бога, поскольку сильнейшие ветра не раз ломали крылья миниатюрной скульптуры.

Происшествия с фигуркой ангела

Первый ангел, который был изготовлен в виде флюгера, сгорел во время сильнейшей грозы в середине XVIII века. После этого происшествия шпиль Петропавловской крепости, фото которого производит неизгладимое впечатление на туристов, оборудовали молниеотводом, смонтированным гениальным физиком Леонардом Эйлером. Поступало множество вариантов новой скульптуры от известных архитекторов, однако Екатерина II отвергала их, ссылаясь на то, что «они не так красивы». Было решено воссоздать ту же самую фигуру, которую установили изначально: ангела, держащего двумя руками крест.

Так случилось, что природная стихия опять оказалась сильней: из-за ветра небесное существо лишилось крыльев. Знаменитый зодчий Ринальди разработал интересный проект, изменив немного силуэт, и новая фигурка парила в воздухе более 40 лет.

Когда на Санкт-Петербург обрушился очередной ураган, ангел вновь пострадал. Для того чтобы его починить, необходимо было возвести леса вокруг колокольни. Денег на это не хватало, да и никто не отваживался предложить свои услуги. Шло время, и лишь один смельчак, молодой крестьянин, занимавшийся кровельными работами, решил попробовать свои силы. Он взбирался на шпиль Петропавловской крепости по веревочной лестнице и в течение полутора месяцев чинил ангела на огромной высоте. За такой подвиг, который никто не смог повторить, юношу щедро наградили деньгами и выдали ему медаль «За усердие».

Ремонт шпиля

Новый ремонт понадобился в XIX веке. Обветшалые деревянные конструкции заменили на металлические, а сам шпиль Петропавловской крепости высотой 40 метров и весом более 50 тонн стал представлять собой восьмигранную усеченную пирамиду, выполненную по проекту Д. Журавского – русского ученого и механика. Он же разработал очень простой поворотный механизм на подшипниках, не требовавший обслуживания. И с 1858 года ангел свободно вращается на шпиле.

Последняя реставрация

Зимой 2003 года заменили фигурку хранителя города, новую жизнь которому подарили не только реставраторы, но и верхолазы. Люди работали без выходных, в сильные морозы, при температуре минус 20 о С. В столь тяжелых условиях нельзя было использовать ни перчатки, ни инструменты, чтобы ничего не повредить, а все болты закручивались голыми руками.

На шпиль собора Петропавловской крепости с помощью вертолета водрузили отреставрированную трехметровую скульптуру, позолоченную сусальным золотом. Размах ее крыльев достигает четырех метров, а высота креста в руках защитника Санкт-Петербурга составляет шесть метров. На самом верху установили и новую золоченую сферу, в которую заложили послание потомкам и икону Покрова Пресвятой Богородицы. Записка ожидает новых реставраторов, однако специалисты поручились, что произойдет это не ранее чем через 50 лет.

Сейчас местные жители и гости любуются миниатюрной фигуркой, которая горит золотом на шпиле Петропавловской крепости.

Новость о послании для Ксении Собчак

Совсем недавно стало известно о том, что под ангелом хранится послание для Ксении Собчак. Его оставил отец женщины, заявившей о своем участии в выборах президента России. В 1995 году к заслуженному летчику страны В. Базыкину, который должен был поднимать отреставрированную скульптуру, подошел Анатолий Собчак и вручил ему капсулу с запиской внутри. Вот уже более 22 лет герметически закрытый ларчик, находящийся на шпиле Петропавловской крепости, хранит письмо со стихами первого мэра Санкт-Петербурга, адресованное своей дочке. Вскрыть капсулу можно будет только в 2045 году.

Интересные факты

Высота Петропавловской крепости со шпилем составляет 122,5 метра.

Сама конструкция остроконечного стержня крепко держится за счет болтов и шурупов. Даже во время сильного шторма она не поменяет свое месторасположение. Однако из-за вращения Земли шпиль сместился в одну сторону на три сантиметра.

Во время Второй мировой войны его покрыли специальной маскирующей краской и сеткой.

Згаменитая Петропавловская крепость хранит немало тайн. Возможно, что о некоторых из них мы никогда не узнаем, а над какими-то загадками нам еще предстоит поломать голову. Освященный ангел-хранитель, который крепко держит крест, – это символ того, что православный город храним Богом и никогда не будет оставлен святыми.

Влюбленный мастер. Как крестьянин починил ангела на шпиле Петропавловки

В собрании Русского музея есть удивительная картина «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», написанная Георгием Чернецовым. Картину художнику заказал сам Николай I, который хотел запечатлеть не только важный момент в истории страны, но и создать группой портрет важных персон той эпохи.

Читайте также  Магазин зимний дворец

Работа над полотном продолжалась пять лет. Император лично утверждал список людей, чье изображение должно было появиться на холсте. Среди 300 представителей разных сословий есть даже мещане и крестьяне. Так в правом углу можно заметить фигурку бородатого мужчины средних лет. Это Петр Телушкин, кровельных дел мастер, который в начале 19 века своим мастерством и смелостью смог удивить весь Петербург.

Влюбленный мастер

Уроженец Ярославской губернии появился в Петербурге в 1829 году. 23-летний молодой мужчина был невысок, но силен: по словам очевидцев, мог самостоятельно поднять 13 пудов (208 кг). Зарабатывал себе на жизнь он тем, что ремонтировал купола церквей и колоколен, и был уверен, что и в столице для него обязательно найдется дело. По легенде, была у Петра мечта – выкупить у помещика крестьянку Ираиду Фёдорову, в которую он был давно влюблен. Поэтому и поехал Телушкин в город на Неве в поисках денег, чтобы попытаться начать новую счастливую жизнь. И его планам частично суждено было сбыться: буквально уже через год многие знали его имя, а император Николай I щедро одарил мастера, велев запечатлеть его портрет на картине Георгия Чернецова.

Появление кровельщика в городе совпало с конкурсом, который был объявлен для починки шпиля Петропавловского собора – самого высокого здания Санкт-Петербурга. Из-за сильных ветров и гроз у ангела на шпиле оторвало крыло, пострадал от непогоды и крест, венчающий шпиль. Все проекты реконструкции, которые подавали императору, требовали больших расходов: значительная часть сумма должна была быть потрачена на возведение строительных лесов, чтобы специалисты могли бы добраться до поврежденных фигур. Узнав об этом, Петр Телушкин выступил с отчаянным предложением. Он заявил, что сможет починить крест и ангела, если ему дадут только веревку и доску. Прослышав о таком смельчаке, Николай I дал добро. Однако, по условиям того времени, мастер, бравшийся за исполнение госзаказа, должен был что-то «поставить взамен». Поскольку у бедного рабочего ничего не было кроме его навыков, он «заложил в обеспечение принятого им на себя дела свою жизнь», то есть был готов сесть в тюрьму, если не оправдает надежд императора.

Кровь из-под ногтей

Подъем был намечен на 8 октября 1830 года. Посмотреть на это зрелище к Петропавловскому собору пришли десятки зевак, готовых к трагическому исходу затеи. В то время шпиль был покрыт медными листами, которые, находя друг на друга, создавали вертикальные загибы, выступающие на 9 см. Благодаря им Телушкин смог обвить веревкой шпиль. Один конец веревки он опоясал вокруг себя для подстраховки, другой – прикрепил к внутренним деревянным укреплениям шпица. Упираясь босыми ногами в медные листы и держась двумя пальцами за выступы, мастер постепенно стал обходить шпиль, взбираясь по нему на самый верх.

Ближе к яблоку, на котором стоял ангел с крестом, он увидел на шпиле железные крюки. Связав веревки при помощи ямского узла и петель, он соорудил своеобразные стремена, которые позволили ему продолжить восхождение. Добравшись до яблока, диаметр которого почти 3 метра, Телушкин понял, что просто так ему его не преодолеть. Он решил взять день на раздумья и спустился вниз. По свидетельствам очевидцев, когда он вышел из собора, из-под ногтей у него сочилась кровь – таких неимоверных усилий ему стоил подъем.

На следующий день Петр вернулся, чтобы продолжить начатое. Он вновь поднялся до самого яблока. Там, благодаря дополнительным веревкам, он сделал стремена для ног. Упираясь босыми ногами в шпиль и придерживаясь на веревках, он откинулся назад, повиснув практически горизонтально к земле. Это положение позволило ему закинуть веревку за основание креста, что и позволило ему взобраться к ангелу.

Около 6 недель мастер проделывал этот непростой путь, неся с собой инструменты, необходимые для ремонта. За это время он вернул ангелу крыло, укрепил крест и смог закрепить медные листы.

Губительный подарок

Подвигом простого мастера все были поражены. Большую статью о нем в журнале «Сын Отечества» написал Алексей Оленин, директор Императорской Публичной библиотеки и почетный член Академии наук. По одним данным, в качестве награды Телушкин получил три тысячи рублей ассигнациями, по другой – пять тысяч рублей.

Дальнейшая жизнь чудо-мастера окутана тайнами. Одни утверждали, что он вернулся в деревню, где выкупил любимую девушку и женился на ней. Другие говорили, что его сгубил «зеленый змий». Одним из «щедрых» подарков царя была грамота, согласно которой в любом кабаке ее предъявителю должны были бесплатно наливать чарочку спиртного напитка. Легенда гласит, что Петр потерял ее, тогда ему под скулой поставили клеймо. Якобы, приходя в кабак, он ударял пальцами по этому знаку, давая понять, чтобы ему налили. Считается, что отсюда и пошел известный жест, говорящий о распитии алкоголя.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

Золоченый шпиль колокольни Петропавловского собора, — безусловно, одна из самых главных творческих удач Доминико Трезини. 300 лет назад, в 1719 году, началось создание золотого наряда самой высокой башни города. На это ушло пять лет. Поиск мастеров и необходимых материалов вышел далеко за пределы Петербурга. Шпиль стал по-настоящему интернациональным «проектом», подробности его осуществления сохранились в документах Российского государственного исторического архива.

Пятьсот пудов меди

К разработке конструкции шпиля, или, как тогда говорили, шпица (спица), Трезини привлек первоклассного голландского мастера Хармана ван Болеса. В 1718 году деревянный шпиль по чертежам голландца был собран, покрыт краской и установлен на верхнем фонарике колокольни.

Теперь предстояло обить шпиль и купола колокольни медными листами, вызолотить их, изготовить и поставить крест с фигурой ангела. В январе 1719 года Петр I распорядился: «В Петербург прислать мастера, которому спис (шпиль) на башню обивать медью, а именно того, который во время входу царского величества в Риге входил на башню и ракеты пускал, и чтоб оного прислать немедленно. ».

Рига была взята российскими войсками в 1710 году. Приехав туда в 1711 году, царь поднимался на башню собора Cв. Петра, откуда запускали фейерверк в его честь. Рижский храм с его 120-метровой колокольней, ставший одним из прообразов колокольни Петропавловского собора, особенно полюбился государю.

Мастера Фридрика Циферса быстро сыскали и доставили в Петербург. Здесь в мае 1719 года в Канцелярии городовых дел с ним заключили договор о покупке меди и выковке из нее «досок для обивания шпица и куполов на церкви Петра и Павла». Циферс обязался выковать в Риге 887 досок «из государевой меди» на двух молотовых мельницах. За обивку медных листов мастер назначил цену по рублю с пуда.

Медь предполагалось купить в Риге, но там такого большого количества в наличии не оказалось. Основная часть меди в XVII веке поступала в Россию из Швеции, Северная война нарушила торговые связи, и поступление меди в страну значительно сократилось. Неудивительно, что ее отыскали в завоеванных у шведов прибалтийских городах: Петр I распорядился взять 500 пудов в Ревеле.

Уже в 1720 году Циферс со своими помощниками изготовил первую партию из 393 листов. «Для поспешения того дела» он прислал на берега Невы двух своих помощников. Они помогали принимать листы и взвешивать их — в Петропавловской крепости на аптекарских весах и в Гостином дворе.

Тем временем подыскивали мастеров для золочения привезенных из Риги листов. На это государь выделил золотые монеты (червонцы), указав употреблять на каждый фут (30,48 см) по одному червонному. Всего требовалось вызолотить 1,5 тысячи футов медной поверхности. Но выяснилось, что в Петербурге мало умельцев-позолотчиков.

Одним из кандидатов на эти работы стал мастер серебряного дела из Оружейной канцелярии Гильде Брант, другим — Ерофей Иванов. Осенью 1720 года оба сделали по пробе: позолотили по одной медной доске. Трезини поручили определить, «сколько золота будет потрачено и из них чье будет золочение лутче». В декабре Трезини заключает: «Обоих позолота годна».

Сначала предпочтение было отдано Иванову, но в марте 1721 года золочение медных досок передали рижским мастерам Иоганну Штейнбейсу и Иоганну Эберхарду — землякам Циферса, которых он и посоветовал привлечь к этому делу. Им заплатили тысячу рублей на покупку материалов, а остальную сумму обещали выдать после окончания работ. Решающую роль здесь сыграло то, что за позолоту листов рижские мастера запросили меньше, чем Иванов.

В Петропавловской крепости им отвели светлицу, выдали запрошенные ими «снасти» (уголь и дрова, котлы, деревянные корыта, железные решетки, полубочки, клещи), дали переводчика и шесть работников «для чищения и правления досок», в том числе из шведских военнопленных. За золочением велено было «смотреть прилежно, дабы золотили самою доброю работою правдиво и употребляли б на каждый фут по одному золотому. ». Трезини лично контролировал отпуск золота и прием уже готовых позолоченных досок.

Штейнбейс и Эберхард добились послабления для своих семей — освобождения от постойной повинности: «Чтоб в домах наших, где живут жены и дети наши в Риге, покамест мы здесь обретаемся на работе по государевой милости, постою не было».

«По злобе хотят испортить»

Параллельно шла подготовка по созданию креста и фигуры ангела. 28 мая 1722 года Трезини сообщал в Канцелярию городовых дел: «Надлежит мне делать из листовой меди ангела, летающего, которой будет поставлен на кугель шпица колокольни святой церкви Петра и Павла, которой будет держать в руках крест против зделанной модели и рисунку».

В Петербурге стали искать желающих подрядиться на эти работы. Первым отозвался иноземец из Пруссии Христиан Фридриксон, назначивший цену за свою «медную работу без позолоты» — 200 рублей. Но подряд отдали россиянам — крестьянину Ивану Меньшому и серебряного дела мастеру Лазарю Задубскому, назначившим меньшую цену — 175 рублей. Экономили как могли.

Читайте также  Эстония таллин достопримечательности

В октябре подрядчики сделали ангела, по их словам, «не щадя своего труда и без лишних трат». Судя по документам, между ними и рижскими позолотчиками произошли серьезные разногласия.

Рижане были недовольны качеством чеканных и паяльных работ наших мастеров и опасались, что в спаянных местах им будет «золотить трудно», отмечали недолговечность такой конструкции. Те в свою очередь упрекали рижан в том, что они «непомерным жаром хотят испортить». Имелась в виду преднамеренная порча конструкции ангела во время золочения с помощью огня. Руководивший работами архитектор Трезини очень переживал и за сроки создания шпиля, которые не выдерживались, сильно отставая от пожеланий государя, и за качество выполняемых работ.

Увы, опасения мастеров из Риги подтвердились. Было решено переделывать ангела, крест и шар, а также механизмы и крепления к ним. Трезини сетовал, что подрядчики «неправдиво» написали в канцелярию и «сделали так, что никому вызолотить ангела невозможно, . понеже во многих местах паяно снаружи и изнутри серебром и медью весьма плохо и со многими заплатами, которые бы от огня не могут удержатся, ибо, и во всех штуках того ангела. ». Если такого ангела поставить на шпиль, он непременно развалился бы. Поэтому «худые и неугодные части» поручили делать заново и скреплять рижанам — Штейнбейсу и Эберхарду.

Ангел засиял над еще недостроенным собором в 1724 году. Государь несколько раз сам поднимался на колокольню, с удовольствием показывая иностранцам свой город с высоты.

К сожалению, создававшееся таким трудом медно-золотое великолепие погибло в 1756 году в разрушительном пожаре, разразившемся от удара молнии, попавшей в колокольню. С ее восстановлением в облике храма произошли изменения, но замысел Трезини — золотой шпиль с крылатым хранителем Петербурга — был сохранен.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (6494) от 02.08.2019 под заголовком «Ангел на шпиле».

Шпиль Петропавловской крепости

Петропавловский собор

(официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 145,5-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

Строительство храма началось в 1703 году в день Святых апостолов Петра и Павла на территории крепости.

Собор является самым старым храмом Санкт-Петербурга. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года.

Летом 1712 года был заложен новый каменный Петропавловский собор, который возвели таким образом, что деревянное здание храма осталось внутри новой постройки. По приказу Петра строительство велось с колокольни. В это же время на колокольню умельцами Воткинского завода был установлен и шпиль Петропавловского собора, при участии голландского мастера Хармана ван Болоса. Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. По проекту Хармана ван Болоса шпиль был 25 метров в длину. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко.

Будучи еще недостроенным собор уже служил усыпальницей для царской семьи (1715 году похоронена жена царевича Алексея Софья, в 1717 году – сестра Петра I Мария Алексеевна, а 1718 году – царевич Алексей).

Храм был закончен только в 1720 году (в августе 1720 года на колокольне зазвучали часы). Однако укрыли шпиль листами золоченной меди несколько позже в 1724 году.

Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого.

В 1722 году архитектор собора Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Он изготовил чертеж, по которому сделали фигуру. Но работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел был изготовлен в виде флюгера.

В таком виде собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля в шпиль ударила молния и он, загоревшись, упал на крышу собора.

Колокольня была полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, расплавились колокола курантов. Удалось спасти иконостас. Из здания его по частям выносили солдаты Голицина.

Восстанавливали колокольню более 18 лет. Решено было возвести ее из камня, поэтому в основание колокольни стали бить сваи. Тогда же высота сооружения выросла до 117 метров.

После случая с ударом молнии и пожаром в 1756 году шпиль колокольни оборудовали молниеотводом, который монтировал физик с мировым именем Леонард Эйлер.

Однако никто не решался отремонтировать поврежденную фигуру ангела (под действием сильного ветра у ангела оторвало крыло, и оно чуть не упало на генерала А. Сукина). Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, а это было дорого и очень опасно. В 1830 году нашелся смельчак — Петр Телушкин (молодой кровельщик из Ярославской губернии). Стоимость всех необходимых материалов он оценил в 1 500 рублей, а величину награды за работу он оставил на совести заказчика.

Он ежедневно на протяжении шести недель поднимался наверх шпиля по веревочной лестнице и без лесов. На колокольне также были установлены часы с курантами, которые сообщали время каждые 15 минут.

Его наградили за работу 3 000 рублей и медалью «За усердие» на Аннинской ленте.

По легенде Петру Телушкину за это было даровано 5 тысяч рублей и позволена чарка водки в любом питейном заведении столицы. Поначалу он пользовался грамотой, а потом ему поставили клеймо на правой стороне подбородка. Он заходил в кабак и известным жестом показывал на свое отличие.

В 1858 году все деревянные конструкции шпиля заменили на металлические по проекту мастеров Воткинского завода. Главным разработчиком проекта был Д. И. Журавский, который предложил форму восьмигранной усеченной пирамиды, связанной кольцами. Высота шпиля составила 47 метров, вес 56 тонн. Заменили фигуру ангела, которая находится на кресте и по сей день (фигура 3 метра высотой, на ее золочение потребовалось 8 кг золота). Общая высота сооружения с крестом и ангелом 122,5 метра.

Во время Второй мировой войны шпиль был покрыт маскирующей краской и сеткой.

Шпиль держится за счет болтов и шурупов и во время шторма или бомбежки почти не двигается. Конструкция рассчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров.

Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за все время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра.

Во время замены конструкции шпиля реконструируют и куранты (добавлена минутная стрелка, они перенастроены на игру двух мелодий «Коль славен наш Господь» и «Боже царя храни»).

На колокольне Петропавловского собора собрана самая большая в мире коллекция колоколов, отлитых в России и Голландии. Также здесь установлен карильон — механизм, который заставляет колокола исполнять какую-либо мелодию.

В 1993 году Петропавловская крепость была удостоена статуса государственного заповедника. Теперь на её территории запрещены какие-либо строительные работы и перепланировки.

В 2002 году во время очередной реставрации чтобы снять медные позолоченные листы, закрепленные на стальном каркасе фигуры, реставраторам потребовалось три дня. На земле обшивку отреставрировали и заново позолотили.

Это интересно!

В 2003 году на шпиле Петропавловской крепости была найдена записка от реставраторов, которые проводили реставрацию шпиля 1956- 1957 ко дню празднования 250-летия Санкт-Петербурга, которое было перенесено с 1953 года в связи со смертью И. В. Сталина.

По одним данным в записке было написано следующее:

«Мы, верхолазы-альпинисты: бригадир Тихонов Олег Павлович, Спегальский Юрий Павлович, Буданов Петр Петрович, Ильинский Геннадий Яковлевич, Клецко Константин Борисович, Льготный Юрий Семенович работали по реставрации шпиля Петропавловской крепости. Работа сделана плохо, так как начальство не заботилось о нас. Платили мало. Сроки были сжатые: к 23 июня, в честь 250-летия Ленинграда. Остается 5 дней до сдачи объекта, а конца работы не видать. Спешим уехать на Кавказ. Нас ждут великие дела в горах, мы все альпинисты. Привет следующим восходителям».

(Рукописно-документальный фонд ГМИ СПб., КП-378624)

Но официальная новость звучала так:

Петропавловская крепость хранит много тайн, некоторые из них предстоит еще разгадать, а о некоторых мы не узнаем никогда. До сих пор сохраняются определенные традиции, связанные с ней. Вот, например, со времен Петра I — ровно в полдень производят пушечный выстрел с бастиона Нарышкина.

(информация позаимствована с сайтов www.peterburg.ru, www.renclassic.ru, www.spbfoto.spb.ru, www.litmir.co, www.1tv.ru, www.walkspb.ru, www.ru.wikipedia.org)

РС, Лично мне все равно не понятно, как сооружали этот шпиль. Первый имею в виду, ну и последующие тоже. Как возводили каркас? Как обшивали металлическими листами? Описываются трудности. возникшие во время реставрации. Но неужели реставрировать сложнее, чем строить?

Восхождение Петра и Павла к Ангелу.

20 ноября в Петербурге двойка в составе Павла Ходакова и Петра Кузенкова совершила восхождение, которое не вошло в сводки городской Федерации альпинизма и не было записано в зачет на разряд. Тем не менее, по впечатлениям оно не уступает иной «шестерке» — промальпинисты поднялись на 122-метровую отметку, к Ангелу Петропавловского собора. Только бухнула пушка, колокола отзвонили «Боже, царя храни», как открылась самая высокая в Петербурге (а может, и во всей России?) форточка, и Павел, а за ним Петр полезли по шпилю вверх. Подъем осуществляется последовательным закреплением самостраховок за лесенку на поверхности шпиля и яблока и по Г-образным штырям на фигуре Ангела.

Целью подъема был осмотр поворотных механизмов и позолоты фигуры Ангела, который проводится примерно раз в полгода.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: