Оперный театр в париже
Гранд-Опера в Париже
Гранд-Опера в Париже (Опера Гарнье)
Гранд-Опера или Опера Гарнье – главный театр французской столицы и одна из величайших оперных сцен мира. Роскошный дворец, где парижане впервые услышали бессмертные шедевры Прокофьева и Стравинского, легендарный театр, в котором над декорациями корпел сам Пикассо, а в качестве художника по костюмам выступала великая Шанель, был и остается частью мирового культурного наследия.
Театральные подмостки Гранд-Опера в Париже – это своего рода музыкальный олимп, который покоряется лишь избранным. Место, где срывали овации Федор Шаляпин и Галина Вишневская, в котором представляли свои сложнейшие программы Рудольф Нуреев и Вацлав Нижинский, уже давно стало национальным символом Франции и одной из знаковых достопримечательностей ее столицы.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Гранд-Опера
История Оперы Гарнье
История театра берет свое начало в 1669 году, после того как Людовик XIV официально признал оперу отдельным видом искусства. Гранд-Опера стала 13-й концертной площадкой, построенной в Париже в этот период. После Великой французской революции и вплоть до начала XIX века театр только и делал, что менял свои названия, превращаясь то в Театр Искусств, то в Театр Оперы, то вновь возвращаясь к первоначальному титулу Королевской академии музыки и танца.
Своим современным видом Опера Гарнье частично обязана Наполеону III. Обеспокоенный совершенным на него покушением в зале старой оперы, монарх пришел к мысли, что было бы неплохо обзавестись новым театром, в который не смогли бы проникнуть недоброжелатели. Через некоторое время был объявлен конкурс на лучший проект будущего храма искусств, который, вопреки всем ожиданиям, выиграл неизвестный архитектор Шарль Гарнье. Несмотря на постоянные сложности в работе (неудачный выбор места, войны), он блестяще справился с поставленной задачей, потратив на свое детище почти 15 лет жизни.
Торжественное открытие Гранд-Опера состоялось в январе 1875 года. Всего на реализацию «императорской прихоти» было потрачено 36 млн франков, при этом окончательно сооружение так и не было достроено. Кстати, сам монарх до этого торжественного момента не дожил.
Гранд-Опера: внешний вид здания
Южный фасад Оперы Гарнье – это парадная часть здания, призванная удивлять и производить впечатление. Основанием массивного сооружения служит галерея, на которую, в свою очередь, опирается мраморная колоннада лоджии. Все элементы композиции щедро украшены лепниной в виде античных масок и растительного орнамента. Здесь же можно отыскать бронзовые бюсты великих композиторов: Бетховена, Моцарта, Россини и других. Гранд-Опера венчает гигантский купол из зеленой меди, на вершине которого расположена скульптурная группа, изображающая Аполлона и двух муз. По углам театрального фасада застыли в торжественных позах статуи Поэзии и Гармонии. Стоит заметить, что скульптура древнегреческого бога несет не только эстетическую, но и практическую функцию: металлическая лира в его руках играет роль громоотвода.
Если вам интересно, как выглядел создатель всего этого великолепия, добро пожаловать к западной стене Гранд-Опера. Здесь можно отыскать бюст самого Шарля Гарнье, а заодно посмотреть на подъезд, спроектированный специально для Наполеона III. Продуманная система пандусов позволяла императорской карете подъезжать прямо к театральному входу, тем самым помогая обезопасить венценосную персону от возможного покушения. Сегодня в западной части здания расположился ресторан «Фантом». Заведение интересно тем, что оно полностью состоит из стеклянных модулей. Такой способ строительства использовался специально, чтобы не нарушить архитектурный стиль оперного дворца.
Со стороны восточного фасада Гранд-Опера находится вход для парижской элиты и обладателей толстого кошелька, которые арендовали ложи. Северная стена обеспечивает доступ в здание работникам сцены.
Внутренние помещения
Первое, что встречает гостей Оперы Гарнье – это 30-метровая мраморная лестница, имеющая необычную разветвленную конструкцию. Когда-то неспешные прогулки по ее пролетам были исключительно привилегией местного бомонда, а сегодня почувствовать себя парижским аристократом и пройтись по белоснежным ступеням может любой турист. Кстати, взбираясь по лестнице Гранд-Опера, не забудьте взглянуть вверх и оценить великолепную потолочную роспись холла.
Библиотека-музей
В западной части здания, часто называемой Ротондой императора, расположилась библиотека-музей. Здесь все желающие могут познакомиться с любопытными фактами из прошлого театра. Местная экспозиция состоит в основном из фотографий, картин и миниатюрных макетов театральных декораций.
Театральный зал
Все выступления в стенах Гранд-Опера проходят в театральном зале. Помещение размером 32×31 м² имеет форму подковы и оформлено в насыщенных золотисто-красных тонах. Центральную часть потолка занимает восьмитонная хрустальная люстра. Это кажется невероятным, но на своих изысканных бархатных креслах зал способен разместить не менее 1900 зрителей. Кстати, плафон Оперы Гарнье расписывал наш соотечественник – Марк Шагал. Выбор кандидатуры художника-авангардиста вызвал много споров и кривотолков, однако в 1964 году уже немолодой Шагал все-таки представил на суд театрального руководства готовый холст. Полотно, площадью 220 м², было разделено на 5 разноцветных секторов, каждый из которых изображал сюжет из классической оперы или балета. Так, например, на зеленом фрагменте можно было увидеть героев оперы «Тристан и Изольда», а также персонажей балета «Ромео и Джульетта». Красный демонстрировал эпизоды из «Жар-птицы» и «Дафниса и Хлои». Желтый был посвящен «Лебединому озеру» и «Жизели». Синий отсылал зрителя к операм «Борис Годунов» и «Волшебная флейта». А на белом разместились герои «Пеллиаса и Мелизанды». Центральную часть плафона художник украсил мотивами из музыкальных произведений Бизе, Верди, Бетховена и Глюка.
Танцевальное фойе
За театральной сценой, скрытое от любопытных глаз железным и бархатным занавесами, находится одно из самых пикантных мест Оперы Гарнье – Танцевальное фойе. Роскошный холл с позолоченными стенами и зеркальными панелями предназначался для разогрева балетных трупп перед грядущим представлением. Правда, по своему прямому назначению помещение практически не использовалось. Довольно быстро фойе превратилось в салон для местных богатеев, приходивших сюда, чтобы пофлиртовать с хорошенькими балеринами, предложить им свое покровительство и щедрое содержание. Попытки перекрыть парижской знати доступ в зал делались неоднократно, но заканчивались они, как правило, ничем. Лишь в 1935 году вход в закулисье для зрителей был окончательно закрыт. Сегодня главной достопримечательностью Танцевального фойе являются портреты величайших балерин Франции. Здесь можно увидеть изображение таинственной мадемуазель де Ла Фонтен, Франсуазы Прево, Марии-Терезы де Сублиньи и других основоположниц современного балетного искусства.
Гранд-фойе
Во время антракта гости Гранд-Опера обычно прогуливаются по фойе. Вестибюль выполнен в виде замковой галереи и из него открывается прекрасный вид на главную театральную лестницу. Многочисленные окна и позолоченное кружево декора придают помещению необыкновенное изящество и воздушность. Конечная точка холла – зеркальный салон, в который обязательно стоит заглянуть ради уникальной потолочно-настенной росписи кисти Клэрэна.
Легенды Оперы Гарнье
Слухи, легенды и суеверия уже давно стали неотъемлемой частью Гранд-Опера. Своей главной «страшилкой» театр обязан Гастону Леру – автору легендарного романа «Призрак Оперы». Произведение, действие которого разворачивается на театральных подмостках и в подвалах дворца, повлекло за собой череду странных событий…
Например, ходит слух, что руководство театра никогда не сдает 5 ложу в первом ярусе. Якобы абонемент в нее пожизненно закреплен за Эриком (тем самым Призраком Оперы), и нарушение правила приведет к самым непредсказуемым последствиям. Легенда, конечно, не имеет под собой обоснования, но поскольку однажды в театре уже произошла трагедия (во время представления сорвало противовес хрустальной люстры, и она упала в зрительные ряды), руководство Оперы Гарнье предпочитает не рисковать.
Сочиняются невероятные легенды и о личности самого Призрака. Так, например, можно услышать душещипательную историю уродливого молодого человека, помогавшего Гарнье разрабатывать проект здания. Эрик (так звали героя) влюбился в одну из актрис театра, но романтическое увлечение закончилось для изувеченного зодчего трагически… Впрочем, не исключено, что этот сюжет придуман специально для привлечения туристов, чего не скажешь об истории, связанной с озером. Если вам доводилось читать знаменитое произведение Леру, то вы вспомните, что в нем писатель рассказывал об удивительном водоеме в подвалах здания. Безусловно, без художественного вымысла тут не обошлось, но огромный резервуар с водой в нижних этажах театра имеется.
Интересные факты
В бассейне, созданном в подвальном помещении Гранд-Опера на случай пожара, водятся настоящие карпы, которых подкармливают сотрудники театра.
Подвалы Оперы Гарнье сообщаются с сетью парижских катакомб.
На крыше театра, как и на крышах многих других парижских зданий, установлен пчелиный улей.
В 1907 году директором французской компании «Граммофон» в стенах Гранд-Опера были спрятаны 24 диска с лирическими песнями. Записи предназначались для будущих поколений. Привет из прошлого обнаружили в 1988 году во время реставрационных работ в здании Оперы Гарнье. Записи были открыты спустя 100 лет и перевыпущены звукозаписывающей компанией EMI на 3 компакт-дисках.
Информация для туристов
Посещение самого красивого театра Франции – развлечение недешевое. Место с хорошей обзорной зоной в среднем обойдется в 250 евро (оперное представление). За балетный спектакль придется выложить от 25 до 250 евро. Цены могут подниматься и падать в зависимости от сезона, поэтому актуальную информацию лучше отслеживать на официальном сайте Гранд-Опера www.operadeparis.fr. Здесь же можно произвести и заказ билетов. Если для вас важен сам ритуал покупки, тогда добро пожаловать в театр. Билетные кассы здесь работают с 9:00 до 18:00 по будним дням, с 9:00 до 13:00 по субботам.
Те, кого в большей степени интересует уникальная атмосфера оперного дворца, могут ограничиться экскурсией. За 11 евро вы получаете возможность пройтись по основным залам театра, посетить расположенный внутри магазинчик, торгующий сувенирами и книгами на оперно-балетную тематику. Обычно входной билет предоставляет право на осмотр следующих помещений:
- парадной лестницы;
- библиотеки-музея;
- ротонды восточного фасада;
- вестибюля;
- Танцевального фойе;
- Императорской ротонды;
- Салона луны и Салона солнца.
К сведению: осмотр зрительного зала обычно не входит в экскурсионную программу.
Парижская опера принимает туристов ежедневно с 10:00 до 17:00 (и до 13:00, если в программе запланировано утреннее представление).
Как добраться
Адрес Оперы Гарнье: 8 Rue Scribe, Paris, 75009.
Самый удобный способ добраться до Гранд-Опера – это 3, 7 и 8 ветки парижского метрополитена. Станция метро находится как раз напротив театрального здания. Второй вариант – автобусы. До Оперы Гарнье ходят маршруты № 20, 21, 22, 27, 29, 42, 52, 53, 66, 68, 81 и 95.
Гранд-Опера в Париже (Grand Opera)
Метро | Ст. «Opéra», линии M3, M7, M8 |
Автобус | Ост. «Opéra», 20, 21, 27, 29, 45, 52, 66, 68, 95 |
Парижская Гранд-Опера, расположенная во дворце Гарнье, считается одной из самых известных в мире. Ценители искусства смогут насладиться здесь оперой и балетом, а также увидеть знаменитую библиотеку дворца Гарнье, большое фойе, расписанный Марком Шагалом потолок и огромный зрительный зал.
Размеры дворца впечатляют: площадь здания составляет 21 625 квадратных метров, ширина — 125 метров, длина — 173 метра. Вместимость зала — 2 100 зрителей.
Режим работы и стоимость билетов в Гранд-Оперу
Билетные кассы дворца Гарнье работают ежедневно с 10:00 до 16.30, а с середины июля до сентября — с 10:00 до 17.30.
Стоимость билетов на спектакли в Гранд-Оперу разная. Наличие билетов и стоимость уточняйте на официальном сайте.
Также в Гранд-Опере ежедневно с 10:00 до 18:00 проходят экскурсии. Посетители побывают в зрительном зале, фойе, ротонде, библиотеке-музее.
Иногда вход в зрительный зал может быть ограничен. Это обычно связано с какими-нибудь техническими причинами или в связи с проведением репетиций или спектаклей.
Экскурсии с гидами проходят на французском и английском языках. Стоимость экскурсий:
- в рабочие часы театра — 14 евро, дети с 12 лет — 10 евро, студенты до 25 лет — 10 евро;
- после закрытия театра — 20 евро для групп от 15 до 30 человек;
Также доступны аудиотуры — посетителям выдаются наушники, гиды рассказывают об истории театра, о том, что обязательно нужно увидеть. Аудиотуры проводятся на французском, английском, испанском, немецком, итальянском, португальском, русском, китайском, японском и корейском языках. Стоимость такого тура — 5 евро.
История создания Гранд-Оперы
В 1661 году по приказу Людовика XIV была образована Королевская академия танца, а в 1669 году — Королевская академия музыки. Позднее они были объединены. У театра менялось название несколько раз. После Великой французской революции — Театр искусств, Театр Республики и искусств, Театр оперы, Императорская академия танца.
В 1858 году после того, как у старого здания оперы на Наполеона III было совершено покушение, император отказался ездить в театр. Было решено построить новое здание. За работу взялся архитектор Шарль Гарнье.
Между колоннами здания расположены бюсты таких композиторов, как Моцарт, Бах, Бетховен, Россини и других.
Еще в знаменитом произведении Гастона Леру «Призрак Оперы» было упоминание о том, что в подземном этаже здания есть озеро. На самом деле там резервуары с водой, которые были сооружены еще при планировке дворца. Задумывались они для того, чтобы в случае пожара рядом находился необходимый запас воды.
Гранд-Опера на google-карте
Достопримечательности Гранд-Оперы
Внутри здание украшено скульптурами древнегреческих богов и нимф. На потолках и стенах — фризы. Все убранство Гранд-Оперы в золотых и бордовых тонах.
Танцевальное фойе
Находится оно за сценой и отделено занавесом и железной перегородкой, которую убирают для углубления пространства. Помещение фойе позолоченное, с вычурными колоннами, развешаны портреты лучших танцовщиц, в глубине помещения — огромное зеркало.
Появилось танцевальное фойе в Гранд-Опере в 1770 году. Сначала им пользовались артисты и статисты. Позднее, примерно в 1831–1835 годах, танцевальное фойе стало салоном для богатых и знатных людей. В 1935 году вход посторонним в фойе был закрыт.
Большое фойе или Гранд-фойе
Архитектор при планировке большого фойе предполагал, что оно должно быть похоже на парадную галерею в старых замках. Высота потолка в большом фойе — 18 метров, длина помещения — 54 метра, ширина — 13 метров.
Свод фойе покрыт мозаикой. Вид на парадную лестницу открывается невероятный — все за счет зеркал, которые расширяют и без того огромные пространство.
Потолок фойе был расписан художником Полом Бодри. Главный элемент — лира. Она не только на потолке, но на стенах и даже дверных ручках.
В центре фойе установлена копия бюста французского архитектора Шарля Гарнье.
Зрительный зал
Он выполнен в традициях итальянских театров — кресла расположены в форме подковы, все здесь в бордово-золотых тонах, стены и потолок украшены лепниной, мрамором. Освещен зал огромной люстрой из хрусталя и бронзы, которая весит 8 тонн и состоит из 340 лампочек. Занавес — красная драпировка с золотыми галунами и кистями.
Плафон Гранд-Оперы
Он там действительно уникальный. Расписывал его в 1964 году Марк Шагал по заказу министра культуры Андре Мальро. Работал он над проектом около года. Художник разделил плафон на пять секторов — белый, синий, желтый, красный и зеленый. Каждый сектор содержит сюжет классических опер и балета: на белом фоне — «Пеллеас и Мелизанда», на синем фоне — «Борис Годунов», на желтом фоне — «Лебединое озеро» и «Волшебная флейта», на красном — «Жар-птица», «Дафнис и Хлоя»; на зеленом — «Ромео и Джульетта», «Тристан и Изольда». В центре — сюжет из «Кармен». Там же изображены персонажи из опер Бетховина, Верди и Глюка.
На плафоне также изображены главные достопримечательности Парижа — Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и Опера Гарнье.
Библиотека-музей в Гранд-Опере
Она находится в так называемой ротонде императора. Коллекция книг принадлежит Национальной библиотеке Франции. Здесь хранятся книги, связанные с трехвековой историей театра.
В библиотеке выставляются картины и фотографии, связанные с Гранд-Оперой, уменьшенные копии театральных декораций.
Как добраться до Гранд-Оперы
Дворец Гарнье находится на площади Опера, на пересечении улиц Скриб и Обер. Добраться до Гранд-Оперы можно разными способами:
- на метро до станции «Опера» по линиям 3,7,8;
- на автобусах 20, 21, 27, 29, 45, 52, 66, 68, 95 до остановки «Опера»;
- на личном или арендованном авто от Елисейских полей (в пути примерно 20 минут) или из аэропорта Шарль-де-Голль (в пути около часа). Маршрут вы можете посмотреть по google-карте.
Также вы можете воспользоваться услугами местных служб такси — Taxi G7, Alpha Taxis, 01 Taxi, Taxis.
Опера Гарнье в Париже
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_3766″>
Опера Гарнье, была построена в Париже в 1875 году по проекту архитектора Шарля Гарнье. Другие названия оперного театра, известного во всем мире: Гранд-опера́ (Grand Opéra), дворец Гарнье (Palais Garnier), Парижская Опера (Paris Opéra).
История строительства
Своим возникновением она обязана императору Наполеону III. На его жизнь было совершено покушение в 1858 году. Это произошло в Театре Музыки на улице Ле Пелетье. Император потребовал строительства нового здания, соответствующего всем правилам безопасности: с отдельным въездным пандусом и тайным входом, из которого он сразу бы попадал в свою ложу.
В объявленном конкурсе выиграл молодой архитектор Шарль Гарнье. Первый камень был заложен в 1861 году. При возведении фундамента возникли трудности. Оказалось, что в месте, утвержденном для постройки, почва слишком рыхлая, болотистая, из-за скопления грунтовых вод. Кроме того, в ходе работ обнаружили большое подземное озеро, препятствующее строительству.
Для осушения и укрепления почвы понадобилось 8 месяцев. Все это наложило отпечаток на инженерные особенности фундамента: внизу под зданием находятся настоящие катакомбы с толстыми двойными стенами, состоящие из лабиринтов и отсеков.
Коррективы в план строительства внесла Франко–Прусская война (1870-1871 г.г.), а также революционные события (1871 г.). Бюджет урезали настолько, что продолжать работы стало невозможно. Когда политическая ситуация стабилизировалась, строительство возобновили. Открытие состоялось в 1875 году.
Страшные тайны
Здание окружено ореолом роковых совпадений и тайн. Одна из них послужила основанием для романа Г.Леру «Призрак Оперы», про обитателя подземелья – Эрика.
Это реальный персонаж, существовавший в период строительства здания. Его трагедия заключалась в том, что внешне отталкивающий и безобразный, он был необыкновенно талантливым, тонко чувствующим человеком. Эрик долгое время путешествовал с бродячим цирком по разным странам, одновременно изучая архитектуру и зодчество.
Когда Гарнье услышал его идеи, он был восхищен и решил нелегально оставить этого бродягу при себе в качестве помощника. Так Эрик оказался жителем подвалов Гранд Опера. Однажды он влюбился в певичку хора. С его умом ничего не стоило мистифицировать ее, правда уродство он спрятал под маской и плащом. Девушка даже согласилась жить с ним, но счастье продолжалось недолго. Когда она покинула его, Эрик решил уйти из этого мира, замуровав себя в одном из помещений подвала.
Мистически настроенные люди утверждают, что его дух, не знающий покоя, бродит по залам. Но не только это возбуждает толки. Якобы, подземное озеро — не что иное, как вход в царство мертвых, а в годы революции в здании пытали, казнили людей и их души являются смотрителям в виде призраков.
Загадочности добавил случай, произошедший в мае 1896 года. Говорили, что во время оперы «Гелла» здание задрожало, послышался гром, появились клубы дыма и яркого света, упала люстра, убив одну женщину и искалечив несколько других, началась паника. На самом деле: порвался трос, держащий 700-килограмовый противовес к люстре. Большой кусок металла полетел в дымоход, замкнуло электропроводку, отвалилась часть кладки, что и послужило причиной шумовых, световых эффектов и трагедии нескольких людей.
Здание театра
Опера Гарнье — роскошный изысканный дворец, сочетающий разные стили и элементы барокко, готики, архитектуры эпохи Возрождения. Для строительства использовались 24 сорта мрамора, бронза, оникс, сусальное золото.
Украшают фасад несколько скульптурных композиций: Драма, Музыка, Танец, Поэзия. На куполе — скульптура Апполона, держащего в руках золотую лиру. Эффектно смотрятся бронзовые изваяния греческих богов. Между мраморными колоннами расположены бюсты знаменитых музыкантов.
Парадная лестница
Лестница, состоящая из двух пролетов, — связующее звено между театральными вестибюлями, фойе, зрительным залом. Это удивительное по красоте сооружение находится в центральной части здания. Ступени выполнены из полированного белоснежного мрамора. В отделке балясин использован красный и зеленый камень.
Балюстрада из оникса имеет сложный восточный орнамент. Внизу стоят высокие торшеры в виде скульптурных композиций с женскими фигурами, держащими букеты световых пучков, освещающих лестницу. Плафон расписан узорами в античном стиле.
Библиотека-музей
Датой основания считается 1866 год. Это самый старый музей подобного типа в мире. Начало ему положил архив, собираемый для нужд театра, который постепенно перерос в библиотеку-музей. Она занимает круглый зал бывшей Императорской Ротонды, находящейся в западной части здания и насчитывает 5 экспозиционных залов. Действует постоянная выставка уникальных фотографий. Кроме того функционируют многочисленные тематические временные выставки.
В библиотеке-музее собраны материалы, повествующие не только об Опера Гарнье, но и в целом об истории оперы и балета Франции, начавшей свое существование в 1671 году. Всего в музее более 600 000 документов и 8500 экспонатов. Это собрание костюмов знаменитых артистов, декорации, книги, эскизы, программки, афиши и многое другое.
Театральные фойе
Проект интерьера позволил Гарнье обойтись без тяжелых внутренних конструкций. Поэтому внутри здание выглядит просторным, светлым. Из множества вестибюлей и фойе, особое место занимает Большое или Главное Фойе. Оно предназначено для прогулок, общения публики во время антрактов.
Свое название Фойе получило не только благодаря огромным размерам (56 м * 13 м и 18 м высотой), но также за богатство и роскошь оформления. Большие окна, игра света от многочисленных зеркал и хрусталя люстр придают воздушность, еще больше увеличивая ощущение пространства.
Куполообразный потолок расписан на музыкальные темы художником Полем Бодри аллегорическими фигурами Комедии и Трагедии, выложен мозаикой, украшен фресками с изображением детей, играющих на музыкальных инструментах, танцоров и музыкантов. Объединяющим элементом выбрана лира. Она часто встречается в художественных композициях и интерьере помещения, даже дверные ручки сделаны в форме лиры. В центре помещен бюст Шарля Гарнье.
Интересно по своему решению небольшое Лунное Фойе. Темой, взятой для оформления, послужила ночь: вверху на черном небосводе — желтое пятно луны, разливающее лучи света. Вокруг него — яркие сверкающие вкрапления звезд, летучих мышей, сов. Позади сцены находится Танцевальное Фойе, отделенное от нее занавесом. Оно служит для репетиций актеров и, при необходимости, для углубления сцены. Стены украшены портретами знаменитых танцовщиц 17-19 веков в сценических костюмах.
Театральный зал
Театральный зал — главная достопримечательность театра. Он расположен полукругом, имеет пять ярусов, вмещает 2156 зрителей. Кресла обиты красным бархатом. Из того же материала сделан занавес на сцене, украшенный золотыми вставками, кистями, ламбрекеном. Сусальное золото, мрамор, лепнина присутствуют в оформлении колонн, балконов, лож бельэтажа и верхней галереи. К внешнему великолепию прилагается превосходная акустика и высокотехнологичное оснащение сценического пространства.
Над залом установлена хрустальная люстра на 340 огней. Плафон, прикрепленный на 20-метровой высоте, первоначально имел вид фрески эпохи Возрождения, но со временем потребовал замены. В 1964 году заказ на роспись получил известный художник Марк Шагал.
Его произведение состоит из 5 цветовых сегментов: белого, желтого, красного, зеленого и синего. Каждому сегменту соответствует своя тема. В качестве сюжетов Шагал выбрал фрагменты опер, балетов, архитектурные шедевры Парижа (Эйфелева Башня, Триумфальная арка). Художник — великий колорист эпохи — так подобрал цвета, что они эффектно подчеркивают великолепие зала и гармонично сочетаются с ним.
Гранд-Опера в цифрах
- Заявок на конкурс было подано 171
- Общая площадь — 21 625 м²
- Общие размеры — 173 м, * 125 м
- Высота, включая глубину подвала, — 73,60 м
- Размеры зрительного зала — 32 м *31 м, высота 21 м
- Люстра весит 8 тонн
- Размеры сцены — 27 м * 48,5 м, высота 15 м
- Сцена вмещает 450 актеров
- Ежегодное посещение — примерно 710 тыс. чел.
- Дается в год — 300 спектаклей
Памятник Дягилеву
Перед входом в здание в 2009 году было решено установить памятник талантливому русскому импресарио С.Дягилеву. Этой чести он удостоился по праву. Организованные им в начале XX века знаменитые балетные сезоны, в которых выступала труппа «Русский балет», почти 20 лет покоряли не только Париж, но и всю Францию, Великобританию, Монако.
В труппу входили выдающиеся хореографы и танцовщики: В.Нежинский, А. Павлова, М. Кшесинская, Т.Карсавина, Дж. Баланчин, С.Лифарь, М.Фокин. Музыку для них создавали И. Стравинский, М. Равель, Р.Штраус, С.Прокофьев, К.Дебюсси. Авторами декораций и костюмов выступали Л.Бакст, А.Бенуа, П.Пикассо, А.Матисс и К.Шанель.
Представления настолько потрясли искушенную французскую публику, что даже установилась мода на все русское, включая костюмы и имена. Спустя почти столетие парижане решили отдать дань уважения великому театральному деятелю. Международный конкурс на лучший макет памятника выиграл скульптор В.Митрошин: Дягилев стоит на постаменте, на голове — цилиндр, в руках — трость. Сейчас памятник в стадии работы.
Где находится и как добраться
Опера Гарнье расположена в конце проспекта Оперы (avenue de l’Opéra), в IX парижском округе около одноименной станции метро «Opera».
Доехать до нее можно:
- на метро (ветки 3, 7,
- на поезде RER, линия A, станция Auber
- на автобусах: 20, 21, 22, 27, 29, 42, 52, 53, 66, 68, 81, 95
Театр Гранд-Опера в Париже – самый большой театр в Мире
Содержание:
Легенды и реальность
Мало мест в Париже, окруженных таким количеством легенд, как Гранд Опера, парижский оперный театр, который сейчас парижане чаще называют Опера Гранье, отдавая дань уважения великому архитектору.
Дворец Гарнье, Опера Гарнье, просто Парижская опера и, наконец, Гранд-опера́ — оперный театр на 2 200 мест, расположенный на площади Опера (Place de l’Opéra) в Париже. Это грандиозное сооружение, построенное по проекту Шарля Гарнье в стиле необарокко, считается одним из шедевров архитектуры того времени. Здание расположено в 9 округе Парижа у станции метро Опера (Opéra).
Этот самый большой в мире оперный театр имеет площадь 11 тысяч кв. м, его зал может вместить 2000 зрителей, а на огромной сцене могут находиться одновременно до 450 актеров.
На весь мир прославил Парижскую Оперу писатель и журналист Гастон Леру, страстный театрал, завсегдатай этого зала, автор знаменитого романа «Призрак оперы». Странная и печальная история послужила канвой для множества вариаций, только фильмов по этому сюжету сняли около двадцати. А мюзикл Уэббера уже успел стать классикой жанра. Одна из легенд гласит, что в контракте директора Парижской Оперы есть пункт, запрещающий продавать билеты и занимать ложу №5 второго яруса, потому что это ложа призрака. Считается, что занять ее – к большим неприятностям.
Все эти истории не затмевают славы самой Парижской Оперы, подлинного храма оперного и балетного искусства, бесспорного лидера и законодателя мод в этом жанре музыкального искусства. На сцене этого великолепного театра пели и танцевали величайшие певцы и танцоры нового времени, и эта традиция продолжается и сегодня.
История театра Гранд-опера
Дворец Гарнье был построен в эпоху Второй империи Наполеона III, при котором осуществлялась крупномасштабная застройка Парижа под руководством барона Османа.
В 1858 году император поручил Осману расчистить участок земли площадью 12 000 квадратных метров и построить на нем второй театр для всемирно известных трупп Парижского театра оперы и балета. В 1861 году был объявлен конкурс на лучший проект здания, который выиграл архитектор Шарль Гарнье.
В 1861 году заложили первый камень будущего театра, строительство которого началось в 1862 году. По легенде, жена императора, императрица Евгения, спросила Гарнье, в каком стиле будет построено здание, в греческом или римском, на что тот ответил: «Театр будет построен в стиле Наполеона III, Мадам!»
Строительство оперного театра сопровождалось многочисленными трудностями. Одной из главных проблем, задержавшей закладку бетонного фундамента, стала чрезвычайно болотистая поверхность земли, под которой протекало подземное озеро. Полностью его удалось осушить лишь через восемь месяцев непрерывной откачки воды. Другие задержки были связаны с разорительной франко-прусской войной, последующим падением Второй французской империи и возникновением Парижской Коммуны. В это время строительство оперного театра велось нерегулярно, и даже ходили слухи, что его могут прекратить.
29 октября 1873 года появился стимул закончить строительство Дворца Гарнье, когда старая Парижская опера, известная как Театр Королевкой академии музыки, сгорела во время пожара, бушевавшего в течение 27 часов. С 1821 года он был основной площадкой Парижского театра оперы и балета. На его сцене были показаны многие из самых выдающихся оперных и балетных шедевров, а также произошел расцвет романтичного балета.
К концу 1874 года Гарнье и его многочисленная команда закончили строительство Дворца Гарнье. Его официальное открытие, состоявшееся 15 января 1875 года, сопровождалось грандиозным праздничным представлением, во время которого были исполнены третий акт оперы «Жидовка» Фроменталя Галеви, а также выдержки из оперы «Гугеноты» Джакомо Мейербера.
В 1896 году один из посетителей театра был убит упавшим противовесом люстры. Этот случай, а также подземное озеро и другие проблемы Оперного театра, побудили Гастона Леру написать свой классический готический роман «Призрак оперы», который был издан в 1910 году.
В 1978 году архитектор Жан-Лу Рубе переделал часть первоначально построенного Танцевального фойе в репетиционный зал для балетной труппы. В 1994 году в театре начались реставрационные работы, предусматривавшие модернизацию механизмов сцены и электропроводки, восстановление и консервацию пышного декора помещения, а также укрепление каркаса и фундамента здания. В 2006 году реставрационные работы были закончены.
Подвалы театра Гранд Опера
Есть поверье, что под зданием Гранд Оперы в Париже находится подземное озеро. На самом деле, там действительно есть водный резервуар, назначение которого с помощью воды наносить отложения в самые мелкие трещины и тем самым, как не парадоксально, улучшать гидроизоляцию. Также, по замыслу архитектора, водоем обеспечивает зданию лучшую устойчивость, а заодно является запасом воды на случай пожара.
Вообще, подвалы Парижской Оперы даже более прославлены, чем все остальные ее помещения. По слухам, во время Коммуны здесь содержали, а потом расстреливали монархистов, а затем, после падения Коммуны, точно так же поступали с коммунарами. Самая невероятная легенда – об озере, находящемся под Оперой, оказывается чистая правда, только это не озеро, а огромный резервуар, куда собирается вода, которая так и не сумела преодолеть защитных барьеров, возведенных Гранье. И сомы там действительно водятся, но плавать в лодке невозможно – слишком низок свод. Периодически состояние резервуара обследуется дайверами.
Архитектура Парижского театра Гранд Опера
Здание театра Гранд Опера было построено в 1861- 1871 гг. Шарлем Гарнье, проект которого был признан лучшим среди 171 представленных на конкурс.
Внешний вид здания представляется внушительным и гармоничным, несмотря на эклектичный стиль и изобилие декоративных элементов.
Фасад расчленен горизонтально на две части: нижний уровень характеризуется строгими арками и лоджиями на двойных колоннах; на верхнем расположены большие окна, а над ними — богато декорированный аттик.
Все здание венчает широкий сплющенный купол. Перед пилястрами первого уровня стоят статуи, среди которых выделяется скульптурная группа у второго пилястра — копия с известной работы Карпо Танец (1869).
Дворец пышно украшен замысловатыми разноцветными мраморными фризами, колоннами и множеством скульптур, многие из которых изображают греческих богов. Между колоннами внешнего фасада театра расположены бронзовые бюсты многих великих композиторов — Моцарта, Россини, Даниеля Обера, Бетховена, Мейербера, Форменталя Галеви, Спонтини и Филиппа Кино.
Центральная скульптурная группа на крыше, состоящая из Аполлона и муз Поэзии и Музыки, выполнена Эме Миле. Две позолоченных скульптурных композиции Гармония и Поэзия были спроектированы Шарлем Гюмери, а две более маленькие бронзовые фигуры пегасов, расположенных на краях фасада, – Эженом-Луи Лекесном. На фасаде находятся главные многофигурные композиции скульптора Франсуа Жуффроя (Гармония), Жана-Батиста Клода Эжена Гийома (Инструментальная музыка), Жана-Батиста Карпо (Танец, скульптура, раскритикованная за непристойность), Жан-Жозефа Перро (Лирическая драма) и другие работы Гюмери, Александра Фальгьера и других скульпторов.
Во Дворце Гарнье площадью 11 000 квадратных метров может поместиться около 2 200 человек под центральной люстрой весом более 6 тонн, а также имеется огромная сцена, рассчитанная на 450 артистов. Богато украшенное здание построено в типичном для изящных искусств монументальном стиле, предусматривающем использование осевой симметрии в плане и внешнего декора.
Интерьер театра Гранд Опера в Париже
Интерьер Парижского театра Гранд Опера поражает своим богатством и пышностью: грандиозная лестница, огромное фойе, украшенное живописью Бодри, Барриа и Делонейя, зал с 2158 зрительскими местами. На потолке, украшенном грандиозной фреской Шагала (1964) с изображением сцен из 9 опер и балетов, висит люстра весом 9 тонн.
Внутри здания имеется множество пересекающихся коридоров, холлов, лестничных площадок и пролетов, позволяющих передвигаться большому количеству людей, а также места для общения во время перерыва. Богатый интерьер с бархатом, сусальным золотом, херувимами и нимфами, соответствует великолепию стиля барокко.
Область потолка, окружающая люстру, в 1964 году была заново расписана Марком Шагалом. Эта роспись вызвала серьезные разногласия, так как многие считали, что работа Шагала не соответствует стилю остальной части театра. Ее наложили непосредственно на старую фреску, которая в результате была повреждена. Под общим весом обоих полотен скрепляющее вещество XIX века иногда отваливается.
Цены на билеты и экскурсии в Гранд Опера
Если вы собираетесь на какое-либо представление в Парижский театр Гранд Опера, то деньги начинайте копить прямо сейчас, ведь билет необходимо бронировать заранее, желательно за месяц или даже ранее, цена билета в театр на представление составляет от 100 до 500 евро.
Желаете посетить дворец как турист? Это будет стоить гораздо дешевле, а впечатлений будет масса от созерцания этого величия. Цена самостоятельной экскурсии от 4 до 9 евро. Время посещения с 10 00 до 17 00 по средам, субботам и воскресеньям. Если вам необходим экскурсовод, готовьте 35 евро с человека.
Гранд Опера
Собираетесь в Париж, Гранд Опера в списке обязательных к посещению мест! История театра, его современный репертуар, интересные факты и полезная практическая информация.
Что такое Гранд Опера в Париже? Магнит для миллионов меломанов и балетоманов. Сцена, которой грезят тысячи артистов. Театральная мекка и архитектурный шедевр мирового значения. У знаменитой парижской достопримечательности кроме одного общеизвестного имени есть другие. Официально это Парижская национальная опера. Но сами французы предпочитают называть ее Оперой Гарнье и еще Дворцом Гарнье.
В конце 50-х годов 19 века третий по счету французский император Наполеон решил, что в центре Парижа нужен новый грандиозный театр. Такой, что превосходил бы по красоте и роскоши все существующие в мире. Кто построил Гранд Опера? Конкурс на возведение в 1860 году выиграл начинающий архитектор, чье имя потом и получило здание.
Шарль Гарнье – так звали творца шедевра – строил свое детище долго, почти 15 лет. За эти годы страна проиграла войну, перестала быть империей, пережила всколыхнувшую мир коммуну. Впервые театр Гранд Опера открыл двери для публики зимой 1875 года. Доживи заказчик проекта до этого момента, он бы пришел в восторг. Величественный театр-дворец стал венцом обожаемого императором эклектичного необарокко.
Это интересно! Чтобы обеспечить водонепроницаемость подвалов, архитектор Гарнье возвел вокруг здания двойную полую внутри стену. В этот промежуток писатель Гастон Леру поместил пыточную камеру своего зловещего Призрака Оперы.
Буквально сразу здание стала средоточием музыкальной и светской жизни. На его сцене выступали лучшие артисты, шли главные премьеры Европы. Некоторые интересные факты про Гранд Опера касаются России. Здесь разливался бас Шаляпина, завораживали зрителей па Нижинского, проходили легендарные Дягилевские сезоны.
Но публика рвалась во дворец музыки не только ради зрительских впечатлений. На входе, в сияющем золотом фойе, ложах и гримерных демонстрировались шикарные туалеты и драгоценности, плелись интриги, завязывались знакомства и романы. Меккой светского Парижа храм искусства стал еще и потому, что в нем давались балы.
Когда спрашивают, в каком городе находится Гранд Опера, обычно имеют в виду именно Дворец Гарнье. Однако история Парижского оперного театра как учреждения связана не только с этим зданием. Первая опера открылась во французской столице в конце 17 века, возведенное Гарнье здание стало тринадцатой.
В 20 веке в жизни национальной оперы Парижа тоже происходили изменения. В восьмидесятые у дворца появился конкурент – Опера Бастилии. Новая площадка забрала себе все пение, оставив старой только балет. Не всем поклонникам вокального жанра это пришлось по душе. Позднее им сделали небольшую уступку – раз в сезон опера возвращается в свой прежний дом.
Афиша Гранд Оперы
Сезон Опера Гранье открывает в октябре, закрывает в июле. В репертуаре классика мирно уживается с современным балетом, традиционные спектакли чередуются с авангардными постановками.
Исполнителями чаще всего бывают балетная труппа и оркестр Парижской национальной оперы. Балетная труппа театра – элитарный коллектив, таких в мире единицы. Помимо высокого мастерства она знаменита молодостью: средний возраст солистов составляет всего 25 лет. Не иначе, быстро достигать высот танцорам помогают стены родного театра.
Оркестр тоже выдающийся: почти 180 музыкантов мирового уровня под управлением лучших дирижеров. Коллектив постоянно работает на двух сценах – в Гранд Опера и Опере Бастилии. А вот собственно оперная труппа выбирается во дворец всего несколько раз за сезон с одним спектаклем.
Балов в Парижской опере уже не дают, но она остается местом общения бомонда и светской публики. Платья дам и мужские костюмы впечатляют так же, как 100 лет назад. Вероятность столкнуться с французской знаменитостью в фойе выше, чем где-то еще в Париже.
Билеты в Гранд Оперы
Каждый спектакль во Дворце Гарнье – событие. Вокруг билетов всегда ажиотаж, поэтому попасть сюда зрителем очень непросто. Позаботиться о такой возможности надо за несколько месяцев до события, особенно если речь идет о премьере или популярной постановке.
Купить их можно на сайте Парижской оперы и в кассах. Что делать, когда билета достать не получилось, а на спектакль очень хочется? Если за несколько часов до события прийти в театр, есть маленький шанс исправить ситуацию. В это время в кассах ненадолго снова появляются билеты.
Это интересно! Существует легенда, что директору Опера Гранье контрактом запрещено продавать билеты на ложу номер 5 верхнего яруса. Будто бы она навечно зарезервирована за призраком. Человека занявшего эту ложу, ждет несчастье.
Билеты на лучшие места стоят около 250 EUR, начинаются цены с 10 EUR. С одной стороны – недешево, с другой – пустяки, если сравнивать с Большим театром.
Отсутствие билета на спектакль или интереса к балету – не повод отказываться от визита в самый роскошный музыкальный театр. Экскурсии по дворцу доступны круглый год. Прежде чем входить, стоит насладиться красотой купола и фасадов. Особенно впечатляет Южный фасад. Галерея украшена скульптурными композициями, символизирующими разные искусства, а лоджия – античными масками и бюстами великих композиторов.
А потом внутрь – подниматься по парадной лестнице, наслаждаться дворцовым великолепием фойе, разглядывать расписанный Марком Шагалом плафон красно-золотого зала.
Это интересно! С начала 80-х годов прошлого века на крыше театра находится пасека. Ульи поставил один из реквизиторов, по совместительству страстный пчеловод.
Билеты на экскурсии продаются в кассах, стоят в районе 10 EUR.
Где находится знаменитая Гранд Опера
В центре, в конце Avenue de L’Opera (точный адрес – 8 Rue Scribe). Рядом – станция метро Opera. Доехать до театра легко из любой точки французской столицы. До него следуют поезда метрополитена линии n 3, 7 и 8. Не менее удобным вариантом станет автобус. Прямо у дворца останавливаются номера 20-22, 27, 29, 42, 52 и 53, 66, 81, 95.
Опера Гарнье – главный оперный театр Парижа
Опера Гарнье (гранд-опера) является одним из самых знаменитых памятников Парижа. Расположенный в 9 округе, в конце “авеню де Л’Опера”, оперный театр является символом роскоши второй Империи.
История
До открытия дворца Гарнье, дом парижской оперы находился на улице Пелетье. Спроектированный архитектором Франсуа Дебретом, он служил для жителей города в качестве театра с 1821 по 1873 года. 14 января 1858 года Наполеон III пережил попытку покушения на улице Пелетье, когда ехал в театр. Это вынудило императора построить новый оперный театр с отдельным и более безопасным для него входом.
После этого был запущен конкурс, который собрал 171 заявку. Победителем стал Шарль Гарнье (1825-1898), молодой французский архитектор, который на то время был неизвестным и никогда не строил таких грандиозных сооружений. Строительство началось в 1861 году, после закладки первого камня императором. Опере потребовалось почти 15 лет для полного ее завершения (с 1861 по 1875 год).
Первая инаугурация состоялась 15 августа 1867 года и касалась только завершения фасада. Едва закончив строительство фасада, император потребовал строительство новой оси, которая должна была связывать оперу с его резиденцией – дворцом Тюильри.
Парадная лестница Гранд-оперы
Архитектор Гарнье боролся против посадки деревьев на улице этой улице. Для него оперный театр должен был оставаться основным упором в большую перспективу, где листья и ветки мешали бы его грандиозному представлению. Это объясняет тот факт, что “авеню де Л’Опера” – это единственная улица без деревьев.
Строительство было приостановлено во время франко-прусской войны, а оперный театр был превращен в склад. Война привела к падению империи. Наполеон III отправился в изгнание в Англию и была провозглашена третья республика.
28 октября 1873 года, когда сгорела старая опера на улице Пелетье, правительство решило завершить новое здание и перезвонило Шарлю Гарнье. Открытие всего комплекса состоялось 5 января 1875 года в присутствии президента французской республики и почти 2 000 гостей со всей Европы.
В 1923 году оперный театр был внесен в список исторических памятников французского государства. В 21-м веке в нем прошел ряд реставрационных работ. С открытием оперы Бастилии в 1989 году, палац Гарнье потерял статус основного дома Парижской оперы. Теперь он главным образом используется для балетных спектаклей.
Экстерьер Гранд-оперы
Пале-Гарнье имеет размеры 173 метра в длину, 125 метра в ширину и занимает площадь 11,237 кв. м. Статуя Аполлона, которая играет на лире – это самая высокая точка здания на высоте 74 метров. Фасад оперы укрыт серией скульптур, фризов, мозаик и колонн, которые разработаны 14 художниками и скульпторами.
Вход внутрь оперного театра лежит через первый этаж, который пронзен семью арками. Каждый балкон оперы увенчан позолоченной бронзой и бюстами великих композиторов (слева направо): Россини, Обера, Бетховен, Моцарт, Спонтини, Мейербера и Галеви. Левая и правая часть фасада увенчаны двумя позолоченными фигурами: гармония и поэзия.
Интерьер оперы Гранье
Интерьер дворца предназначен для роскошных случаев. Разноцветный мрамор, добытый в разных частях Европы, сусальное золото и множество скульптур характеризуют всю пышность времен барокко.
Торжественная парадная лестница из белого мрамора, с балюстрадой из красного и зеленого мрамора, ведет в фойе и на различные уровни зрительного зала. Двойная лестница была вдохновлена оперным театром в Бордо. Перед входом в Гранд фойе, Авант фойе открывает отличный вид парадной лестницы в неф. Его потолок украшен мозаикой в переливающихся тонах на золотом фоне.
Зрительный зал оперы Гарнье
Архитектурное великолепие гранд фойе, с куполообразным потолком, покрытым мозаикой, напоминает зеркальный зал в Версале с его игрой зеркал и окон. Сам зал 154 м длиной, 13 м шириной и высотой в 18 м. Потолок покрыт росписью Поля Бодри, как дань истории музыки. Бюст Шарля Гарнье был помещен в центре фойе с видом на авеню де Л’Опера. С лоджии открывается вид на величественное авеню де Л’Опера и дорогу до Лувра. Ее потолок украшен пятью мозаиками.
Итальянский подковообразный зрительный зал роскошно украшен красным бархатом, лепниной, мрамором и сусальным золотом. Этот пятиярусный зрительный зал вмещает 2,013 человек, а его высота от пола до потолка составляет 60 метров. Украшения зала прекрасно контрастируют с его потолком, расписанным Марком Шагалом в 1964 году. Гигантские бронзовые и хрустальные люстры, спроектированные Шарлем Гарнье, состоят из 340 огней.
В павильоне императора (западная сторона здания) находится оперный музей. Это постоянная экспозиция, которая отображает трехмерные модели декораций, фотографий, рисунков и картин. Также в музее находится интересная библиотека, содержащая 600 000 документов в области театра, танца и музыки. В их числе 100 000 книг, 1,680 журналов, 16,000 разделов, 100,000 фотографий, 30,000 эскизов и 3000 административных архивов.
Точный адрес, экскурсии и время работы касс
Точный адрес: 8 Rue Scribe, 75009, Париж.
Время работы кассы: Понедельник-пятница с 9–18, Суббота 9–13.
Экскурсионные туры: с 10–17 (во время ранних спектаклей до 13).
Цена за билет на экскурсию – 11 евро, бюджетный – 7 евро.