Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Новоспасский монастырь – одна из древнейших православных обителей Москвы. Действующий мужской монастырь находится в центре города, на левом берегу реки Москвы, выше Новоспасского моста. Он известен как место захоронения членов дома Романовых и именитых боярских родов России.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Новоспасский монастырь

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Новоспасский монастырь – одна из древнейших православных обителей Москвы. Действующий мужской монастырь находится в центре города, на левом берегу реки Москвы, выше Новоспасского моста. Он известен как место захоронения членов дома Романовых и именитых боярских родов России.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Новоспасский монастырь

Основные моменты

Новоспасский монастырь был основан в XIII веке, когда русскими землями правил князь Московский Даниил. В 90-е годы XV века великий князь Иван III перевел братию на Крутицкий холм, возвышающийся над рекой. Это место монастырь занимает и в наши дни. За несколько столетий древняя обитель переживала периоды расцвета и падения. Она служила надежной крепостью, защищавшей Москву от неприятеля, и крупным реставрационным центром. На монастырской территории хоронили самых известных людей России и держали концентрационный лагерь.

С начала 1990-х годов православная обитель была возвращена церкви и вновь стала действующей. В наши дни ее территория и памятники почти полностью отреставрированы. Ежедневно в Новоспасском монастыре бывает много паломников и туристов. Верующие приезжают сюда, чтобы прикоснуться к православным святыням и помолиться перед старинными иконами. Путешественники посещают монастырь, чтобы познакомиться с его ролью в истории страны, а также полюбоваться на выдающиеся памятники русского зодчества.

Возле главного входа в обитель возвышается одна из самых высоких в столице колоколен. Ее высота до главы составляет 80,41 м, что лишь немного ниже колокольни Ивана Великого, расположенной в Московском Кремле (81 м).

Ансамбль монастыря в вечерней подсветке Вид на монастырскую колокольню снизу

Среди монастырских храмов огромными размерами выделяется Преображенский собор, появившийся в Новоспасском монастыре во второй половине XVII века. Внутри этого величественного храма сохранились фрески, написанные знаменитым русским изографом Гурием Никитиным.

Территория Новоспасского монастыря небольшая, но очень ухоженная. В теплое время года здесь можно увидеть красивые цветущие клумбы, плодоносящие абрикосы и усыпанные спелыми ягодами виноградные лозы. Между обителью и Краснохолмской набережной расположен вытянутый Новоспасский пруд. Особенно красиво монастырский ансамбль смотрится от него и с берега реки – со стороны Краснохолмской набережной.

Сирень в монастырском саду Цветущий миндаль Петуньи на клумбах монастыря

История обители в XIII-XIX веках

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь основал в XIII веке правящий в Московии князь Даниил Александрович, сын князя Александра Невского. Находилась новая обитель там, где в наши дни стоит Данилов монастырь. Спустя несколько десятков лет обитель переехала. Такое решение принял сын Даниила – великий князь Иван I Данилович, по прозвищу Калита. Он захотел, чтобы монастырь располагался рядом с княжескими палатами в Кремле, и для монастыря было выбрано новое место – Боровицкий холм. По нему обитель стали именовать Спасом на Бору. Здесь молились сам князь и члены его семьи, а также останавливались церковные архиереи, приезжавшие в город для решения дел местных епархий.

Новоспасский монастырь на рисунке начала XIX века

Великий князь Иван III затеял в Московском Кремле крупномасштабное строительство, поэтому решено было перенести обитель за кремлевские стены. Князь выбрал высокое левобережье Москвы-реки на тогдашней окраине города. Из-за нового расположения монастырь стали именовать Новоспасским.

При Иоанне IV Грозном обитель превратили в могучее укрепление. Его территорию окружили мощными деревянными стенами и земляными валами. Несколько раз с монастырских стен раздавались пушечные залпы и выстрелы ружей, встречавшие набеги на Москву крымских татар. Отпор приближающимся отрядам неприятеля оказывали вооруженные стрельцы, а братия помогала им, готовя горячую смолу и кипяток, которые потом выливали на головы идущих в наступление врагов. Новоспасский монастырь оказал достойное сопротивление польским захватчикам и стал тем местом, где в начале XVII века ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского готовилось освобождать Москву.

Когда на российский престол вступил Михаил Федорович Романов, для обители началась эпоха процветания. Вплоть до XVIII века на ее территории хоронили представителей правящей династии Романовых и других именитых боярских родов. Несмотря на то, что Новоспасский монастырь находился вне стен Московского Кремля, царская семья регулярно приходила сюда на богомолье. Российские цари дарили обители старинные книги, иконы, ценную богослужебную утварь и облачения, поэтому монастырская ризница из года в год становилась все богаче и богаче.

Новоспасский монастырь в 1852 году. Фото Р. Фентона Монастырь в 1913 году

В 1640-е годы в обители стали строить стены из камня. Они поднимались на высоту 7,5 м и достигали толщины до 2 м. А в 1647 году в присутствии государя прошло торжественное освящение Преображенского собора. Благодаря царским подаркам, Новоспасский монастырь стал считаться одной из самых богатых московских обителей. Он владел множеством деревень и земельных угодий.

Серьезные испытания на долю Новоспасского монастыря выпали во время вторжения Наполеона в Россию. В 1812 году он был разграблен и подожжен. Известно, что до начала отступления из Москвы французские войска вырыли под Преображенским собором ямы и намеревались взорвать храм, однако, по каким-то причинам этого не произошло. До 1840-х годов древний монастырь залечивал раны, нанесенные Отечественной войной.

Каменные стены и башня Старинные надгробия Вход в монастырь

Испытания XX века

В начале прошлого века Новоспасский монастырь выполнял роль центра религиозного просвещения. При нем действовали Общества пения и трезвости, а неграмотные учились читать и считать на специальных занятиях. В 1913 году, когда вся страна отмечала 300-летие царствования Романовых, в монастырь приезжал российский император Николай II.

Затем в жизни обители, как во всей России, произошел резкий поворот. В 1918 году монастырь закрыли, а на освобожденной от монахов территории организовали концентрационный лагерь. Сначала здесь была тюрьма для женщин, а потом исправительно-трудовое учреждение, где содержались уголовники и политические заключенные. В древних храмах проходили пытки и расстрелы.

В 1930-е годы занимавший большую часть обители огромный некрополь по решению властей срыли, а бывшие монастырские здания передали в ведение НКВД. В них стали хранить архивы и конфискованную мебель. Часть зданий переделали под жилье, а в Никольской церкви было создано картофелехранилище. Со временем старинные строения ветшали, и новые владельцы хотели просто разрушить Новоспасский монастырь, однако этим планам помешала осуществиться Великая Отечественная война.

Вид на монастырь из 4-го Крутицкого переулка в начале 1950-х годов Вид на монастырь из 4-го Крутицкого переулка в начале 1950-х годов

В конце 1960-х годов при монастыре появился музей, посвященный реставрационному делу. Одновременно в обители начали проводить масштабные восстановительные работы, растянувшиеся на два десятилетия.

В начале 1990-х годов Новоспасский монастырь наконец вернули церкви. Возрожденная братия тогда состояла из настоятеля и двух иеромонахов. С тех пор в обители ведется реставрация. Сегодня большая часть монастыря восстановлена, однако реставрационные работы до конца еще не закончены.

Что можно увидеть на монастырской территории в наши дни

Центральное место в монастыре занимает большой Преображенский собор, внутри которого расположена фамильная усыпальница Романовых. В храме хранятся древние иконы, а его пол сделан из отлитых из чугуна плит. Вблизи от входа в собор можно увидеть изображение родословного дерева Рюриковичей. Все цари на нем нарисованы в полный рост. Церковные службы здесь ведутся только летом.

Преображенский собор Богослужение в Преображенском соборе Памятник династии Романовых возле стен собора Крыльцо усыпальницы Романовых Усыпальница Романовых

Самое высокое здание Новоспасского монастыря – четырехъярусная колокольня с церковью Сергия Радонежского. Она была построена в 50-80-е годы XVIII века по проекту известного русского зодчего Ивана Жеребцова. Колокола занимают четвертый ярус здания, а наверху видны часы с боем, мелодичный звук которых раздается каждые полчаса. Раньше на территорию монастыря попадали через саму колокольню, но в наши дни вход в обитель расположен правее нее.

Из построек XVII века в Новоспасской обители сохранились Покровская церковь, мощные каменные крепостные стены и башни, а также корпуса для настоятеля и братии. С XVIII века здесь стоят Никольская церковь, Знаменский храм с усыпальницей князей Шереметевых и иконная лавка. В более позднее время были возведены часовня (место захоронения княжны Таракановой), поминальный крест-памятник, свечная мастерская и хозяйственный двор.

окровская церковь Поминальный крест Знаменский храм

В 2011 году в обители появился собственный музей, который создали к 20-летию ее возрождения. Музейные экспонаты рассказывают об истории братской общины Новоспасского монастыря, его архитектурных памятниках, а также о жизни великого князя С. А. Романова.

В 2012 году в монастыре возрожден Итальянский дворик. Это памятное место, где в 1920-е годы проходили расстрелы заключенных.

При обители открыты воскресная школа и певческая школа для мальчиков.

Колокол весом 1000 пудов Настенные росписи

Советы при посещении монастыря

Туристы, желающие осмотреть Новоспасский монастырь, должны учитывать, что это действующая мужская православная обитель, живущая по своему уставу и правилам. Территория монастыря открыта ежедневно с утра до вечера. Богослужения в храмах проходят каждый день в 8.00 и 17.00, однако часть помещений и корпусов закрыта для посетителей.

Гости обители должны позаботиться о соответствующей, скромной одежде. Женщинам рекомендуют находиться на монастырской территории с покрытой головой. Внутри обители разрешают фотографировать, но просят не снимать монахов и послушников.

Посетители на выставке в Знаменском храме монастыря

Музей при Новоспасском монастыре принимает посетителей ежедневно с 10.00 до 17.00, и вход в него свободный. Кроме того, паломническая служба предлагает для всех желающих интересные тематические экскурсии по территории монастыря.

Как добраться

До Новоспасского монастыря можно дойти пешком от станций московского метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава» (600 м). Интересно также приплыть к обители по реке на прогулочном теплоходе. Выходить нужно на причале «Новоспасский мост».

Новоспасский мужской монастырь (Москва)

Мiръ Россия Москва Новоспасский мужской монастырь (Москва)

Новоспа́сский монасты́рь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в Москве за Таганкой, на Крутицком холме, у берега Москвы-реки. Известен своей тесной связью с родом Романовых. Архитектурный ансамбль сформировался в XVII—XVIII веках.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Архитектура
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Последний возник около 1330 года при великом князе Иване Калите.

Первый каменный собор Спаса Преображения построен был в 1494 году. Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти рода Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646—1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон.

Монастырь был закрыт в 1918 году и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь. Памятники монастыря, имеющие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря. В 1925 году территорию монастыря занимал Второй женский исправдом. Монастырское кладбище снесено в 1927—1930 гг.

С 1935 г. территорией монастыря ведало хозяйственное управление НКВД. Все монастырские постройки были переобрудованы для хозяйственных нужд или под жильё. Выселение жильцов началось в 1960 году. В 1968 году было принято решение организовать на базе монастыря «музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР».

Восстановительные работы затянулись на многие годы. В соборе планировалось открыть Музей истории реставрации. Большой реставрационный центр на территории монастыря существовал с 1985 до конца 1990 года, когда решено было вернуть монастырь московской патриархии.

Современное состояние [ править ]

Возрождение монашеской жизни началось в апреле 1991 года. В июле того же года создан мужской хор Новоспасского монастыря.

В 1995 году сюда был перенесён прах великого князя Сергея Александровича, убитого за 90 лет до этого террористом Иваном Каляевым. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту Виктора Васнецова, — точная копия памятника, существовавшего в Кремле.

В феврале 2014 года патриарх Кирилл освятил 16-тонный «Романовский» колокол, который был отлит взамен уничтоженного в XX веке исторического колокола.

5 февраля 2015 года в монастырь были принесены из Греции мощи святого великомученика Димитрия Солунского — нетленная десница. Принесение ковчега с мощами святого посвящено 70-летию победы над фашизмом: на Руси память святого Димитрия Солунского с древнейших времён связывалась с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Архитектура [ править ]

  • Огромный для своего времени шестистолпный Преображенский собор; строился в 1645—1649 гг. иждивением царя Михаила Феодоровича; для росписи из Костромы был приглашён Гурий Никитин.
  • Покровская церковь с трапезной (1670-е годы)
  • Стены и башни монастыря 1640—1642 гг. постройки.
  • Братские кельи с Никольской церковью.
  • Настоятельские палаты рубежа XVII и XVIII вв.
  • Колокольня высотой 78 метров, одна из самых высоких в дореволюционной Москве, построена в 1759—1785 гг. на месте древней звонницы, устроенной в 1622 году патриархом Филаретом.
  • Знаменская церковь (1791—1795 гг., архитектор Е. Назаров).
  • Усыпальница Романовых. В подвальной части Спасо-Преображенского собора находится ряд могил, среди которых — погребения бояр Захарьиных-Романовых.
  • Некрополь.
Читайте также  Оперний театр у львові

В подклете Спасо-Преображенского собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царского дома Романовых, их родственники князья Ситцкие, а также Черкасские, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие, Нарышкины и другие представители высшей знати допетровского времени. Шедевром мемориальной скульптуры считался памятник на могиле В. Д. Новосильцева, выполненный по проекту В. И. Демут-Малиновского.

Стоящая рядом Знаменская церковь — родовая усыпальница графов Шереметевых, князей Куракиных и Лобановых-Ростовских. В 1742 г. в подклете ранее стоявшего на этом месте храма в присутствии императрицы Елизаветы был захоронен государственный канцлер А. М. Черкасский.

В пределах монастырских стен в XVIII-XIX веках сформировался некрополь с большим числом аристократических захоронений. Здесь были похоронены художник Ф. А. Рокотов, городской голова Н. А. Алексеев, историк П. П. Бекетов, театрал И. А. Гагарин, декабрист П. П. Титов.

Исторический интерес представляла могила иерея Петра Веньяминова, который не выдал сокровища монастыря солдатам наполеоновской армии и был убит французами. На его надгробии была выбита эпитафия: «Здесь скромно погребён служитель алтаря, герой, вкусивший смерть — за веру, за царя». Встречаются также утверждения, что именно на территории Новоспасского монастыря нашла последнее пристанище инокиня Досифея, бывшая княжна Тараканова.

В конце 1920-х годов, как и другие дворянские некрополи, кладбище Новоспасского монастыря было подвергнуто разгрому. Наиболее ценные с художественной точки зрения памятники были перевезены в Донской монастырь; некоторые из них позднее сдали в металлолом. Небольшое число сохранившихся надгробий сейчас выставлено на обозрение в монастырском дворе.

  • Музей Новоспасского монастыря

Музей Новоспасского монастыря был создан к 20-летию возрождения обители. Был торжественно открыт 19 августа 2011 года. Музей располагается на месте усыпальницы.

Святыни [ править ]

  • Пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского
  • Икона Божией Матери, именуемая «Всецарица»

Престольные праздники [ править ]

10 декабря – празднование иконы Божией Матери «Знамение» — престольный праздник Знаменского храма. В настоящий момент в этой церкви ведутся ремонтно-реставрационные работы. Богослужения в храме не совершаются.

31 августа в Новоспасском монастыре торжественно совершается празднование в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Ее почитаемый образ с 1995 года находится в Новоспасском монастыре, располагается в галерее Спасо-Преображенского собора.

17 февраля – день памяти Великого князя Сергея Александровича. В этот день в 1905 году Великий князь был убит от рук террориста. Останки Великого князя Сергея Александровича в 1997 году были перезахоронены в Новоспасском монастыре в усыпальнице бояр Романовых. 17 февраля по традиции у могилы Великого князя совершается панихида.

16 июля — 17 июля – особые дни для Новоспасского монастыря. В этот день Русская Православная Церковь совершает память святых царственных страстотерпцев. Накануне в обители устраивается Романовский вечер, посвященный династии Романовых. Издавна Новоспасский монастырь считался царским. С XV века в обители совершались захоронения бояр Романовых. Трижды Новоспасский монастырь посещал царь-страстотерпец Николай II. В Новоспасском монастыре для всеобщего посещения открыт так называемый Итальянский дворик, где в советские годы производились расстрелы.

18 июля – день памяти преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. Не раз Великая княгиня посещала Новоспасскую обитель. В монастыре пребывает ее святая икона с частицей мощей и частицей гроба.

4 сентября – день памяти священномученика Макария (Гневушева), епископа Орловского. В 1909-1914 годы он являлся настоятелем Новоспасского монастыря.

3 ноября — день памяти священномученика Павлина, архиепископа Могилевского. Священномученик Павлин (Крошечкин) принял монашеский постриг в стенах Новоспасского монастыря.

10 августа Русская Православная Церковь совершает празднование иконы Божией Матери Смоленская. В Новоспасском монастыре пребывает почитаемый образ Смоленской иконы Божией Матери, дар инокини Марфы.

Как добраться [ править ]

Адрес: 115172, г. Москва, Крестьянская пл. 10, м.»Крестьянская застава»

Паломнику [ править ]

Экскурсионная Служба Новоспасского монастыря

Сотрудниками экскурсионной службы проводятся экскурсии на следующие темы:

• Обзор архитектурного ансамбля монастыря.

• Обзор архитектурного ансамбля с посещением Преображенского Собора и Усыпальницы бояр Романовых.

• Обзор экспозиции Музея Новоспасского монастыря.

• Экскурсия по древним стенам.

Экскурсионная Служба Новоспасского монастыря работает ежедневно с 10.00 до 16.00.

МОСКОВСКИЙ НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

Московский Новоспасский монастырь

Монастырь во имя Всемилостивого Спаса в Москве, «Спас на Новом», ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Монастырь во имя Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов монастырь. Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новоcпасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (+ 1543 г.), отец патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, + 1586 г.), мать царя Михаила Федоровича Ксения Иоанновна Романова (вел.государыня инокиня Марфа, + 1631 г.) и его дочь царевна Ирина Михайловна (+ 1679 г.), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский) (+ 1885 г.) и Петр (Екатериновский) (+ 1889 г.).

Московский Новоспасский монастырь, 1912 г.

В монастыре перезахоронена инокиня Досифея (+ 1810 г.), погребенная на территории, монастыря по завещанию. Духоносная московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал вел.кн. Сергей Александрович (+ 1905 г.), дядя св.страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы вел.кн. Елизаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссоданный по хранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в 20 веке.

Настоятельский корпус выстроен патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII века. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII веке.

В бытность Патриарха Никона, архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Обширный некрополь был уничтожен. В его стенах был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г. монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез. В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г. в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

Монастырь возвращен Русской Православной Церкви в декабре 1990 г.. Богослужение возобновлено в марте 1991 г., с середины 1992 г. совершается ежедневно. Возродилась монашеская жизнь.

При монастыре действуют: Воскресная школа, учебно-методический центр «Православие и образование», молодежное движение «Молодая Русь». Монастырь выпускает периодическое издание для подростков «Православная юношеская газета». Работает филиал сектора заочного обучения Московской духовной семинарии. На территории монастыря проводит занятия Центр по реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Издается православный молодежный журнал «Наследник». Имеется библиотека.

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)
  • Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архит. С.У. Соловьев, воссоздан в 1995—2002 гг.).
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.).
  • Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев патриарха Филарета (1795 г., архит. Е.С. Назаров).
  • Храм свт. Николая, бывший больничный, братский (1652 г.). С 1911 по 1918 гг. существовал придел мч. Петра Авессаломита (храм восстанавливается).
  • Храм прп. Сергия Радонежского устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архит. И. Жеребцов (храм восстанавливается).
Московский Новоспасский монастырь, план-схема

План монастыря

  1. Спасо-Преображенский собор (XVII век) и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. Архит. Я. Бухвостов.
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век).
  3. Храм иконы Божией Матери «Знамение» (XVIII век) с усыпальницей рода Шереметевых. Архит. Е. С. Назаров.
  4. Храм Святителя Николая чудотворца (XVIII век).
  5. Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).
  6. Часовня (начало XX века).
  7. Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.
  8. Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век). Архит. И. Жеребцов.
  9. Крепостные стены монастыря (XVII век). Архит. Ф. Конь.
  10. Юго-восточная башня (XVII век).
  11. Юго-западная башня (XVII век).
  12. Западная башня (XVII век).
  13. Северо-западная башня (XVII век).
  14. Северо-восточная башня (XVII век).
  15. Настоятельский корпус (XVII век).
  16. Братский корпус (XVII век).
  17. Иконная лавка (конец XVIII века)
  18. Свечная мастерская (конец XX века)
  19. Хозяйственный двор.

Святыни

Два мощевика с частицами свв.мощей вселенских и других святых, чтимая икона Смоленской Божией Матери, вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича (XVI в.); икона Божией Матери «Всецарица» — список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре на св.горе Афон. Написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.; икона Нерукотворенного Образа Спасителя (19 век) — список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре. Иконы святых с частицами святых мощей.

Богослужение

Ежедневно — часы и Литургия в 8.00; вечерня и утреня в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00. Ежедневно (за исключением седмичных дней Великого Поста), по окончанию Литургии молебен Божией Матери перед иконой «Всецарица», по воскресным дням — водосвятный молебен.

Монастырь имеет подворье с действующим храмом Архистратига Михаила (адрес: 143397, Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20. 913-76-62).

Настоятели, наместники

  • Иоанн I (1330 — 1346)
  • Петр (1346 — 1353)
  • Иоанн II (Непейца) (1353 — 1374)
  • Михаил (Митяй) (1375 — 1377)
  • Симеон (1382 — 1382)
  • Сергий I (1389 — 1389)
  • Игнатий (1389 — 1404)
  • Феодосий (1404 — 1404)
  • Матфей (1404 — 1404)
  • Иларион (1406 — 1406)
  • Савва (1410 — 1410)
  • Трифон (1453 — 1462)
  • Свт. Вассиан I (Рыло) (1466 — 1468)
  • Герман (1474 — 1474)
  • Елисей (1483 — 1488)
  • Афанасий I (Щедрый) (1496 — 1515)
  • Савва (1526 — 1530)
  • Феодосий (1539 — 1542)
  • Нифонт I (Кормилицын) (1543 — 1554)
  • Никифор (1554 — 1558)
  • Галактион (1558 — 1565)
  • Антоний (1565 — 1568)
  • Вассиан II (1569 — 1575)
  • Свт. Иов (1575 — 1581)
  • Иоаким (1581 — 1589)
  • Сергий II (1589 — 1589)
  • Сильвестр (1589 — 1598)
  • Закхей (1598 — 1599)
  • Сергий III (1599 — 1606)
  • Евфимий I (1610 — 1613)
  • Иосиф I (1613 — 1619)
  • Нифонт II (1623 — 1623)
  • Лаврентий I (1627 — 1629)
  • Митрофан (1629 — 1629)
  • Тихон I (1630 — 1631)
  • Иосиф II (1631 — 1637)
  • Лаврентий II (1638 — 1638)
  • Иона (1639 — 1645)
  • Никон I (Минич или Минов) (1646 — 1649)
  • Никон II (1649 — 1654)
  • Питирим (1654 — 1655)
  • Сергий IV (1656 — 1656)
  • Иосиф III (1658 — 1663)
  • Прохор (1663 — 1664)
  • Иосиф IV (22 декабря 1664 — 9 августа 1674)
  • Нифонт III (1674 — 1697)
  • Макарий I (1674 — 1681)
  • Гавриил I (Кичигин) (1681 — 1684)
  • Игнатий (Римский-Корсаков) (1684 — 1692)
  • Тихон II (Воинов) (3 апреля 1692 — 21 апреля 1695)
  • Трифиллий (Инихов) (4 мая 1695 — 17 мая 1697)
  • Исаия (1697 — 23 июля 1699)
  • Иларион I (1699 — 1701)
  • Иларион II (Властелинский) (1701 — 1702)
  • Иоасаф II (1702 — 1710)
  • Досифей (Глебов) (1710 — 1711)
  • Моисей (1711 — 1714)
  • Арсений (1715 — 1716)
  • Сергий V (1716 — 1720)
  • Иерофей (Прилуцкий) (1721 — 1728)
  • Евфимий II (Коллети), Грек (1728 — 1730)
  • Феофил (1730 — 1732)
  • Иларион II (1733 — 1735)
  • Никодим (Скребницкий) (февраль 1736 — 1738)
  • Антоний (Илляшевич) (1739 — 1748)
  • Гавриил II (Кременецкий) (5 апреля 1748 — 1749)
  • Мисаил (Чирский) (1749 — 17 августа 1764 [1])
  • Кирилл I (Ляшевецкий) (17 апреля — 6 августа 1758 [2])
  • Симон (Лагов) (1764 — 1769)
  • Иоанн III (Черепанов) (1770 — 1778)
  • Иоасаф III (Маслов) (1779 — 1785)
  • Павел (Пономарев) (14 января 1786 — 1794)
  • Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794 — 1795)
  • Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1795 — 1796)
  • Анастасий (Братановский-Романенко) (1796 — 1797)
  • Иакинф (Карпинский) (1797 — 1798)
  • Варлаам (Головин) (1799 — 1811)
  • Сергий VI (Крылов-Платонов) (14 июня 1811 — 1812)
  • Амвросий II (Орнатский) (1812 — 1816)
  • Свт. Филарет (Дроздов) (март 1816 — 1819)
  • Кирилл II (Богословский-Платонов) (1819 — 1824)
  • Поликарп (Гойтанников) (1824 — 1834)
  • Аполлос (Алексеевский) (1834 — 1851)
  • Агапит I (Вознесенский) (1851 — 1852)
  • Агапит II (Введенский) (август 1852 — 28 мая 1877)
  • Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
  • Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
  • Иосиф (Чепиговский) (22 июля 1889 — ?) еп. б. Владикавказский
  • Нестор (Метаниев) (16 декабря 1889 — 29 января 1894) еп. б. Смоленский
  • Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
  • Климент (Стояновский) (1898 — 1906)
  • Борис (Шипулин) (1906 — 1909)
  • сщмч. Макарий II (Гневушев) (1909 — 1914)
  • Евфимий III (Елиев) (1914 — 1918)
  • Кирилл (Соколов) (конец 1917 — 1920)
  • Палладий (Добронравов) (1919 — 1922)
  • сщмч. Павлин (Крошечкин) (1920 — 1921)
  • сщмч. Евгений (Кобранов) (1921 — 1922)
  • Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011) архиеп. Костромской
  • Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
  • Иоанн (Руденко) (14 июля 2018 — 26 февраля 2019)
  • Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019)

Использованные материалы

  • http://www.patriarchia.ru/db/text/262286.html
  • http://www.spasnanovom.ru/guide
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 142-146.

[1] В 1758 году назначен во епископа Воронежского, но отказался.

[2] 17 апреля назначен, но не был, а 6 августа хиротонисан во епископа Воронежского

История

13-15 века

Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью города Москвы. Он был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте занимаемом теперь Даниловским монастырем. Но недолго был Спасский монастырь на этом месте. Всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.

Через год вместо деревянного был сооружен и торжественно освящен каменный храм Преображения Господня. В это же время сооружены и другие необходимые для монастыря здания. Кроме того, известно, что при Спасской обители был устроен приют, где бедные и убогие получали пищу и кров.

Во все время существования на старом месте Спасский монастырь был местом постоянного богомолья великого князя и его семейства. В Спасском монастыре находили приют приезжавшие в Москву по делам своих епархий епископы.

В период княжения Иоанна Третьего наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. Как полагают, по инициативе супруги Иоанна Третьего Софии Полеолог начата обширная постройка великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место, на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы — реки.

По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским или монастырем Спаса на Новом.

15-17 века

В 1491 году Иоанн Третий заложил соборный храм в честь Преображения Господня, а в 1496 — освящен.

Почти со времени основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. В 1497 или 1498 годах был погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин.

При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был обращен в крепость и явился сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву.

С 1640 по 1642 годы уже со вступлением на престол царя Михаила Федоровича Романова монастырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен прежней деревянной. Для построения таких обширных сооружений были вызваны каменщики, которые образовали слободу вблизи монастыря. После устройства каменной ограды Михаил Федорович возводит жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери, родовой святыни бояр Романовых над местом погребения дядей царя: Василия, Александра, Михаила и Иоанна Никитичей. В это же время была устроена шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович приступил к постройке нынешнего Преображенского собора и Покровского храма.

В царствование Алексея Михайловича 19 сентября (ст. стиль) 1647 в монастырь был принесен нерукотворный образ Христа Спасителя из города Хлынова, нынешней Вятки, ознаменованный там чудесами.

Именно в это время цари стали посещать монастырь не только для поклонения гробам своих предков, но и для молитвенного обращения к этой святыни. Образ исчез с приходом в монастырь большевиков.

В 17-ом веке в монастыре были устроены застенки и затворы для преступников и разного рода еретиков. В 1618 году сюда бы прислан и преподобный Дионисий, знаменитый защитник России в годы лихолетья, настоятель Троице-Сергиевой Лавры. Своими врагами он был оклеветан как мнимый еретик и заключен в Новоспасский монастырь, где его морили голодом и дымом.

Усердие к Новоспасскому монастырю имел царь Феодор Алексеевич, особенно после погребения здесь любимой тетки Ирины Михайловны. Царь считал своим долгом бывать в сей обители, и по примеру отца и деда собственноручно раздавать милостыню настоятелю, келарю и братии обители. Посещали Новоспасский монастырь и царевна София, а также Петр и Иоанн Алексеевич.

18-19 века

С конца правления Петра Первого начинается постепенный упадок Новоспасского монастыря. Лишь Елизавета Петровна имела благоволение к Новоспасскому монастырю, который часто посещала. В 1737 и 1747 во время сильных пожаров в Москве значительно пострадал и монастырь. В 1764 году при Екатерине Второй последовала известная секуляризация церковного имущества, монастырь лишился всех своих поместий, а значит и доходов. Число обитателей заметно сократилось. Во время эпидемии чумы в 1771 году Новоспасский монастырь явился и карантином, куда стекались жители со всей Москвы.

Тяжелым испытанием для монастыря стало нашествие Наполеона. Сначала обитель подверглась разрушению от неприятеля, а затем от вспыхнувшего пожара. Известно, что перед бегством французы вырыли ямы под собором, чтобы взорвать его. Но не успели. С уходом неприятеля монастырские храмы были вновь отремонтированы и освящены. С начала 50-ых годов 19-го века и до конца 70-ых настоятелем монастыря был архимандрит Агапит Введенский — известный в то время аскет и друг святителя митрополита Московского Филарета. Управление этого настоятеля замечательно тем, что им был поднят дух иночества, на что и обращалось им исключительное внимание, так что Новоспасский монастырь являлся образцом в этом отношении для других штатных монастырей.

20 век

В 1913 году — в год 300-летия дома Романовых — Новоспасский монастырь посещает Император Николай Второй. 26 мая 1913 года Государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря, который исполнил юбилейные кантаты и тропарь Феодоровской иконе Божьей Матери — покровительнице царственной фамилии.

В те годы Новоспасский монастырь, расположенный на окраине Москвы, становится центром религиозно-нравстенного просвещения населения. На фоне всеобщего охлаждения к вере в обители проводились миссионерские занятия, обучение неграмотных; многочисленным было и организованное при монастыре Общество церковного пения и трезвости. Число молящихся значительно возросло — по воскресным и праздничным дням храмы монастыря не могли вместить всех желающих.

В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом смерти и тюремного заключения. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем «исправительно-трудовой лагерь» для уголовников и политических заключенных. В 1930-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, и где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти, монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории и преданности христианству. Тогда было решено его взорвать. Но помешало этому начавшаяся Великая Отечественная война.

В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия рухнул щит с лозунгом «Дома культуры вместо монастырей», висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спасителя Нерукотворного. Через десять лет началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений. В 1967 году в результате открытого письма Павла Корина был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 году на территории обители создается «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий. Внутри же расположились объединения «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с их художественно-производственными мастерскими.

4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. Спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь затеплилась молитва.

23 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в главном храме была отслужена первая Божественная Литургия.

Постановлением Святейшего Патриарха и священного Синода монастырю был присвоен статус Ставропигиального, на должность наместника был назначен архимандрит Алексий (Фролов) (ныне — архиепископ Орехово-Зуевский — викарий Святейшего Патриарха).

Молитвами и трудами братии и прихожан стал восстанавливаться и внешний облик монастыря. До настоящего времени ведутся реставрационные работы, благоустраивается территория, украшаются храмы.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл принял главу Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванова

Святейший Патриарх Кирилл встретился с депутатом Государственной Думы А.Г. Ярошуком

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата архимандритом Илией (Рудневым)

Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

История

Монастырь в честь Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-97 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889).

В монастыре по завещанию перезахоронена инокиня Досифея (†1810), московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Московского кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в XX в.

На территории монастыря погребен известный в XIX в. старец Филарет (иеросхимонах Феодор), почти 50 лет подвизавшийся в обители и за преподобническую жизнь сподобившийся от Бога обильных духовных дарований. Его почитал и часто навещал свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский.

Настоятельский корпус выстроен Патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII в. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII в. В разное время архимандритами Новоспасскими были выдающиеся иерархи, среди которых свт. Вассиан I., архиепископ Ростовский, свт. Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон и Патриарх Питирим, свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

В бытность Патриарха Никона архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.

Два настоятеля монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских: священномученик Макарий (Гневушев, †1918), епископ Орловский, и священномученик Павлин (Крошечкин, †1937), архиепископ Могилевский.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Некрополь был уничтожен. В стенах обители был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г. монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез. В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г. в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

4 декабря 1990 г. возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия в возрожденной обители совершена 23 марта 1991 г.

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-47 гг., иконостас и росписи XVII в.);
  • храм в честь прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-02 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архитектор С.У. Соловьев, воссоздан в 1995-2002 гг.);
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.);
  • храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев Патриарха Филарета (1795 г., архитектор Е.С. Назаров);
  • храм свт. Николая Чудотворца (1652 г., бывший больничный, братский);
  • храм прп. Сергия Радонежского (устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архитектор И. Жеребцов).

Подворья

  • храм Иоанна Предтечи в селе Сумароково (Московская область, Рузский р-н);
  • храм Архистратига Михаила (Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20);
  • храм иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (Центр реабилитации алко- и наркозависимых; Калужская область, село Дураково).

Святыни

Икона Божией Матери «Всецарица» (список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре, написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.), икона Нерукотворного Образа Спасителя (XIX век, список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре), пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно в 8.00, вечернее — в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00.

Новоспасский монастырь в Москве: как добраться, расписание богослужений и официальный сайт

Новоспасский монастырь в Москве расположен в юго-восточной части столицы, за Таганкой, на левом возвышенном берегу Москвы-реки. Обитель служила крепостью и защищала город от набегов врагов из Польши и Литвы, а также татар.

Адрес Новоспасского монастыря

Москва, Россия, 115172, Крестьянская площадь, д.10.

Время посещений

  • Монастырь открыт для посещения во время утренних и вечерних служб.
  • По окончании вечерней службы обитель закрывается для посещения.

Как добраться до Новоспасского монастыря

От станций метро Крестьянская застава и Пролетарская до обители можно дойти пешком за 5–10 минут. Расстояние составляет немного более 0,5 км. Идти по 3-му Крутицкому переулку в сторону Новоспасского шоссе. От перекрестка Вы увидите колокольню монастыря.

Правила посещения

  • В монастырь запрещено входить в шортах, коротких юбках и в одежде с открытыми плечами.
  • Женщины должны быть в головном уборе.

История Новоспасского монастыря

Новоспасский монастырь в Москве, посвященный Спасителю, стал первой иноческой обителью столицы. Он был основан в 13 веке князем Даниилом на небольшом холмe в месте слияния реки Худенец с Москвой-рекой, там где сегодня находится Даниловская обитель. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес Спасскую обитель в Кремль. Во время нашествия татарского хана Тахтомыша она была разграблена и сожжена, а ее настоятель архим. Симеон был убит. В конце 15 века обитель была переведена на Крутицкий холм, в Васильевский стан на берег Москвы-реки.

По своему новому местоположению обитель получила название Спаса на Новом, то есть Новоспасский монастырь. На старом же месте в Кремле оставлен Преображенский храм, известный так же под именем Спаса на Бору. При Иоанне Грозном обитель стала важнейшим оборонительным пунктом, отражающим нападения врагов на город. Во времена царя Михаила Федоровича Романова с 1640 по 1642 годы в обители деревянная ограда была заменена каменной с бойницами. Строятся жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери — родовой святыни бояр Романовых. Сооружается шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович начал строить Преображенский собор и Покровский храм. В 1647 году сюда был принесен чудесный нерукотворный образ Христа Спасителя, которому стали преклоняться цари. Образ исчез с приходом большевиков. В 17-ом веке здесь были заточены преступники и еретики. К последним был причислен и преподобный Дионисий, настоятель Троице-Сергиевой Лавры, которого в обители морили голодом и дымом. С почтением относился к обители Петр Первый. Хотя в то время шла война со Швецией и лишние колокола были перелиты в пушки, для Спасской обители был вылит большой колокол. Царь Феодор Алексеевич раздавал здесь милостыню. Посещали обитель царевна София и Иоанн Алексеевич. После Петровских времен обитель приходит в упадок. Пострадала она от московских пожаров, а при Екатерине II лишилась своих поместий. Во время войны с Наполеоном была разрушена. Солдаты хотели взорвать ее, но чудом ей удалось уцелеть.

В 19 веке, когда настоятелем был архимандрит Агапит Введенский, был поднят дух иночества обители и Новоспасский монастырь в Москве стал образцом для других обителей. В начале 20 века это был центр религиозно-нравстенного просвещения населения. Здесь проводились миссионерские занятия и обучение неграмотных. Работало Общество церковного пения и трезвости. По воскресным и праздничным дням храмы были переполнены.

В 1918 году обитель была закрыта. Ее территория использовалась под тюрьму. Была разрушена большая часть некрополя. В храмах разместились архив НКВД Московской области, склады и овощехранилище. В планах было взорвать обитель. Этому помешала Великая Отечественная война. С 1968 года начинается восстановление внешнего облика храмов. 4 декабря 1990 года обитель была возвращена Патриархии. Обитель стала восстанавливаться.

Храмы Новоспасского монастыря в Москве

Первоначально храм и другие строения были деревянными. В 1491 году Иоанн Третий заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем был разобран до основания. В 1645–1647 гг. над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году. А через год на средства князя Я.К. Черкасского в северо-западной части обители возвели больничную Никольскую церковь. На входе в обитель мы видим монастырскую колокольню, строительство которой началось в 1759 году при императрице Елизавете Петровне. Ее высота всего на три метра меньше колокольни Ивана Великого. Архитектором строительства является Иван Жеребцов. В первом ее ярусе находятся парадные входные ворота. Во втором ярусе — храм Преподобного Сергия Радонежского.

Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673–1675 гг. Храм освящали 3 раза. Впервые — по завершению строительства — в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз — в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.

Храм Иконы Знамения Богоматери был построен в 1795 году на месте церкви начала XVII века по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В.И. Баженова. Знаменская церковь стала усыпальницей графов Шереметевых. В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой — знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н.П. Шереметева. В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи Романовых — преподобного Романа Сладкопевца.

Захоронения Новоспасского монастыря в Москве

Почти со времени своего основания обитель становится местом погребения представителей знатных боярских родов, преимущественно Романовых. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников. Здесь погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин и его сыновья. Мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова) также нашла здесь покой. В стенах обители похоронены 4 родных брата Патриарха Филарета. Трое из них, пострадавшие при Годунове, скончались в ссылке и были перезахоронены в обители. Здесь также похоронен их отец Никита Романович Юрьев и дочь Михаила Феодоровича, а также другие представители этого рода. Последним здесь был похоронен великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, сын Императора-освободителя Александра II и дядя императора Николая II. Он погиб в 1905 году от рук террориста Ивана Каляева. Останки князя были торжественно перенесены в Новоспасский монастырь в 1995 году из Кремля. И здесь установлен ему памятный крест, созданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова.

После Октябрьской революции усыпальница была разорена. Восстановили ее в конце 20 века. Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, совершали «царские выходы» в обитель, чтобы поклониться отеческим гробам.

Новоспасский монастырь в Москве — информация для туристов

Сейчас Новоспасский монастырь в Москве — это мужской ставропигиальный монастырь. Является действующим с 1991 года. В последние годы в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы. Благоустраивается территория. Возобновляются богослужения в храмах обители.

Богослужения в Новоспасском монастыре в Москве

Сегодня в обители действуют три храма, два из которых — Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца были освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Ежедневно в них совершается уставное богослужение. Полунощница в 7 час., Литургия в 8 час.; вечерня и утреня в 17 час., по воскресным и праздничным дням — Литургия в 9 час., накануне всенощное бдение. Новоспасский монастырь в Москве в воскресные и праздничные дни собирает многочисленных прихожан и паломников, полюбивших обитель и ее святыни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: