Московский успенский собор

Архитектура Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский собор во Владимире, - древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные...

Московский успенский собор

МОСКОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Успенский Собор Московского Кремля

Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле Русской Православной Церкви, исторически назывался Большим Успенским собором Москвы

Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра. Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.

В конце XV века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра были возвращены в собор.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.

В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.

21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва [1].

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

Архитектура

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер. Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Стенопись

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах. В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Иконы

Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие. С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Усыпальница

С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей.

Всего в соборе 19 гробниц. С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.

Мощи московских чудотворцев Петра (+ 1326), Ионы (+ 1461), Филиппа (+ 1569) и Ермогена (+ 1612), покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

В усыпальнице собора были погребены [2]:

  • Феогност (+ 1353)
  • Киприан (+ 1406)
  • Фотий (+ 1431)
  • Филипп I (+ 1473)
  • Геронтий (+ 1489)
  • Симон (+ 1511)
  • Макарий (+ 1563)
  • Иов (+ 1607)
  • Филарет (+ 1633)
  • Иоасаф I (+ 1640)
  • Иосиф (+ 1652)
  • Иоасаф II (+ 1672)
  • Питирим (+ 1673)
  • Иоаким (+ 1690)
  • Адриан (+ 1700)

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Настоятели

  • Василий Платонов (16 марта 1840 — 11 апреля 1856 [3]) .
  • Димитрий Новский (1874 — 1878)
  • Михаил Богословский (1879 — 9 января 1884)
  • Николай Сергиевский (1884 — 1892)
  • Николай Благоразумов (16 июля 1892 — ?)
  • Николай Световидов-Платонов (? — 1897)
  • Александр Ильинский (1897 — 1899)
  • Владимир Марков (январь 1900 — 11 августа 1911)
  • Николай Любимов (12 августа 1911 — 1918)

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/136651.html
  • Страница сайта Государственного историко-культурного музея заповедника Московский Кремль:
    • http://www.kremlin.museum.ru
  • «Успенский Патриарший собор в Кремле», страница сайта Русское Православие:
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?6_1507
  • Сергиевская И. Г. «Пантеоны Кремля». Серия «Величайшие некрополи мира» М., Изд-во «Эксмо», 2013, С. 16.
    • https://kartaslov.ru/книги/Сергиевская_И_Г_Пантеоны_Кремля/2

[1] «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5072531.html

[2] Сергиевская И. Г. «Пантеоны Кремля». Серия «Величайшие некрополи мира» М., Изд-во «Эксмо», 2013, С. 16.

Успенский собор Московского Кремля

Мiръ Россия Москва Успенский собор Московского Кремля

Патриарший Успенский собор Московского Кремля — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
    • 2.1 Архитектура
    • 2.2 Интерьер
    • 2.3 Усыпальница
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Местонахождение
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси.

Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская». По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму, позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написан через несколько десятилетий после кончины святителя.

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с 6 тонкими высокими столпами. Они не стесняют пространство, но создают впечатление огромного дворцового зала. Успенский собор, бывший главным храмом Московского государства, до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Храм выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники были поражены величеством и высотою, и светлостью и пространством» собора.

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона.

Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» — моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

С 1326 года, когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 году.

Описание [ править ]

Архитектура [ править ]

Архитектор Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний храм XII века, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством».

Интерьер [ править ]

Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий.

В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами.

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

Усыпальница [ править ]

21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году.

Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами, изготовленными фирмой И.П. Хлебникова, с восьмиконечными золочеными крестами и черневыми надписями на крышках.

Святыни [ править ]

Паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно.

  • мощи: свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские
  • оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери
  • Гвоздь Господень
  • посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси

Престольные праздники [ править ]

Местонахождение [ править ]

Адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная пл.

Успенский собор Московского Кремля – храм единства Руси

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля – главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, символ древнерусского зодчества, украшение Москвы и Соборной площади, на которой он расположен.

История возведения собора

В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.

Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.

Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.

У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.

Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.

Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.

Архитектурные стили и внешнее оформление

В творении архитектора Фиораванти чувствуются веяния византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, выложенное из блоков, смотрится монолитно, как «един камень». Храм зального типа с шестью тонкими круглыми столпами, расставленными очень широко, удивляет «величеством и высотою, и светлостью, и пространством».

Более вместительным делает собор его удлиненная западная часть. Простор и обилие света – отличительная черта Успенского собора. Свет, льющийся из окон барабанов и круглых окошек в закомарах стен, создает ощущение простора и праздника.

Фасад собора состоит из простенков – прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали – пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор увенчан пятью главами – символом Иисуса Христа и четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.

Под сенью Успенского собора

Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.

Знаменитые росписи

Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.

Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.

Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.

На северной стороне – изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Сергея Радонежского. Над ними – композиция «Собор апостолов» с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. В центре восточной стены – Новозаветная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в облике голубя. На сводах – композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». «Сретение Господне».

В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.

Иконостас

В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.

В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».

На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.

Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.

Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.

В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.

Место важнейших государственных событий

Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.

Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.

В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.

В 1812 году во время оккупации Москвы французы сняли ризы с икон и переплавили, превратив в 5.3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть драгоценностей удалось спасти, но основную массу французы забрали с собой. Покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но подожженные фитили чудесно погасил вдруг хлынувший дождь. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона.

Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.

У западной стороны похоронен последний патриарх петровской эпохи – Адриан, «наперсник царя». Надгробия патриархов – в резных белокаменных плитах с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами – Гроб Господень, где хранится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым прибивали Иисуса Христа к кресту.

Святыни Успенского собора

В Успенском соборе хранятся великие святыни России:

  • риза Господня – частица одежды Иисуса Христа;
  • подлинный Гвоздь Господень, которым прибили Спасителя на кресте;
  • частица камня с Голгофы, обагренного кровью Господней;
  • камень от гроба Богоматери;
  • десница апостола Андрея первозванного;
  • чудотворная икона Божьей Матери «Владимирская», список 1514 года;
  • святые мощи святителя Петра, который предсказал освобождение от Орды;
  • Чудотворная икона Божьей матери «Петровская».

Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.

Видео: история в красках

Успенский Собор в Москве

Успенский Собор в Москве: история, мифы, фотографии и картины. Всё это Вы сможете увидеть, если прочитаете нашу статью!

Успенский Собор в Москве

Банальное сравнение оказывается самым точным: он похож на былинного богатыря в золотом шлеме. Крепко врос в землю. Бывало, что в храме хозяйничали интервенты. Его взрывали наполеоновцы, его обстреливали в ноябре 1917-го. Но храм сохранил первоначальный образ, замысел Фиораванти, веру XV века. От тех времён в России мало что осталось – но Успенский собор полноценно передаёт дух Московской Руси.

Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год

Москва стала духовным и политическим центром объединения русских земель. Великий князь Иван Третий вполне оправдывал прозвания – Великий и Грозный. Всё применял для укрепления государства – и кнут, и молитву, и уговоры, и меч, и подкуп, и ласку. Заботился о просвещении, думал над законами и военными союзами, стремился подчеркнуть могущество государства величественными постройками.

В нём не было горячности: Иван Васильевич не любил рисковать. В делах военных нередко занимал выжидательную позицию, берёг войска, накапливал силы – и побеждал, расширяя пределы великого княжества.

Словом, настоящий политик. Государственный титан – один из тех, кому Россия обязана более чем тысячелетней исторической судьбой, о которой можно сказать словами из известной песни: «С твоею суровой и ясной, с твоею завидной судьбой!».

Иногда его путают с более известным внуком, который тоже был Иваном Васильевичем и тоже прозван Грозным.

Москве, в которой начал княжить Иван Васильевич, не хватало столичного размаха. Не хватало святынь, которые превращают город в центр православного мира. Между тем, в те времена Москва уже была главной православной столицей.

Иван Третий взял на себя миссию князя-строителя. Он планировал не только возвести в Кремле каменные соборы, не только укрепить московские монастыри, но и преобразить сам Кремль, обветшавший со времён Димитрия Донского.

Главный собор в Москве, как и во Владимире, от века был посвящен Успению Пресвятой Богоматери. Скромный, неприметный, как сама Москва-река, старый собор обветшал.

Успенский собор 1326—1327 годов, заложенный по благословению митрополита Петра при великом князе Иване Калите, был первым каменным храмом Москвы. С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери.

Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С.В. Заграевского

Храм решили не подновлять, но построить на его месте новый – да такой, чтобы стал чудом света. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора – и началось строительство под руководством русских зодчих, чьи фамилии сохранила история – Мышкина и Кривцова.

Но 20 мая 1474 года в Москве случилось землятресение – и храм, в значительной степени уже построенный, к ужасу москвичей, обрушился.

Летописец сообщает: «Бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися». Быть может, землетрясения и не было, но современники решили дать благовидное объяснение инженерной ошибке.

Обрушение храма восприняли как недобрый знак, но великий князь был человеком целеустремлённым. По-видимому, в крушении обвинили не только гнев Божий и природу, но и нерасторопность строителей. Да и побаивались русские мастера снова браться за столь трудное дело – считали, что нет на то Божьего благословения. Митрополит Геронтий поторапливал великого князя: городу был необходим Успенский собор, без него Москва – не Москва.

Долго ли коротко ли, было решено пригласить иностранного специалиста – аж из католической Италии. Итальянцы тогда обстраивали всю Европу, делились искусством и знанием.

Аристотель Фиораванти в строительном деле был мастером на все руки. Потомственный зодчий, пленительные тайны пропорций и конструкций познал еще юношей. Знал толк и в колокольном деле. Происходило семейство Фиораванти из Болоньи. Их фамилия означает – «цветок, гонимый ветром».

Иногда Фиораванти приписывают греческое происхождение. Это объясняет, почему он с такой лёгкостью перешёл в Православие, но никаких доказательств нет – кроме имени прославленного афинского философа.

Как инженер и архитектор Фиораванти приложил руку ко многим ответственным проектам не только в родной Болоньи. Примерно в 1455 году под его руководством была перестроена башня при церкви Св. Ангела в Венеции. Последняя из-за слабости грунта простояла всего двое суток и рухнула, задавив нескольких человек. С тех пор в Венеции он не появлялся.

В 1467-м Фиораванти был принят при дворе венгерского короля Матвея Корвина, с которым вели переговоры русские дипломаты. Быть может, уже тогда в Москве узнали о многомудром инженере, строителе мостов через Дунай. Из Венгрии он вернулся на родину – и начались для зодчего испытания. Его обвинили в незаконной чеканке монет.

Не исключено, что предложение русского посла Семёна Толбузина стало для него спасением. Кстати, Толбузин не обещал ему золотых гор. Возможно, Аристотеля привлекала честь стать автором главного храма большого таинственного государства.

И вот шестидесятилетний архитектор прибыл в Москву – весной 1475-го, «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут». Трудно представить, сколько новых впечатлений для художника приготовила Россия – заснеженный лесистый малолюдный край бревенчатых изб и теремов.

Фиораванти выделили дом по соседству с княжескими палатами. Скорее всего, первоначально Аристотель столкнулся с настороженным отношением духовенства: как-никак, он стал православным в пожилом возрасте. Но после крушения Византии Руси пришлось активнее устанавливать сношения с католическим миром.

На московской земле Фиораванти взялся за дело основательно. Проездился по России, внимательно изучил владимирский Успенский собор. Сам великий государь приказал именно этот храм взять за образец. Другое пожелание – чтобы Храм был вместительным.

В московском Кремле менее живописный ландшафт, чем на берегу Клязьмы, но итальянец посчитал задачу выполнимой. Площадку быстро расчистили от остатков обрушившегося собора. В фундамент итальянец приказал забивать дубовые сваи, для москвичей это было в новинку. Фиораванти озаботился качеством строительных материалов. Мячковский белый камень болонскому мастеру понравился, но требовался и кирпич. То, что предложили московские строители, не устраивало Фиораванти – и под его руководством «за Андрониковым монастырём» устроили кирпичный завод.

На него смотрели как на волшебника: и раствор-то у фряжского гостя необычный, удивительно крепкий. И железную тягу при строительстве он применил первым в Москве. Кирпич для Фиораванти был – как штрих для художника, как движение кисти. Он гармонично сочетал кирпич и камень. Аристотель установил в храме круглые столбы – прежде невиданные на нашей земле. Перед москвичами открылся храм удивительно монументальный, как из единого камня – настолько продуманными были пропорции каждого звена.

Соборная площадь Московского Кремля. Акварель Д. Кваренги. 1797

«Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опроче Владимерскыа церкви, видети бо бяше ея мало отступив кому, яко един камень», — таково было общее впечатление.

Зодчий задержался в Московии до конца своих дней. В 1478 году, когда еще не завершены были работы над строительством собора, Фиораванти как инженер и артиллерист участвовал в походе Ивана III на Новгород, и навёл прочный понтонный мост через Волхов. Через четыре года он возглавляет артиллерию во время похода на Казань, а в 1485-м – в тверском походе. Возможно, именно он стоял у истоков и московского Пушечного двора. Есть версия, что и планировкой кирпичного Кремля мы обязаны инженерной зоркости Фиораванти.

Жизнь на далёкой чужбине не бывает идиллической. Зодчего напугала расправа великого князя над итальянским лекарем, который не сумел вылечить одного знатного пациента. Фиораванти просит, чтобы его отпустили домой. Не получив согласия, пытается бежать. Князь посчитал это предательством, и дело закончилось тюрьмой. Только ради похода на Тверь старика освободили, но жить ему оставалось недолго. Зато московский храм обеспечил архитектору земное бессмертие.

Расположение собора на современной Соборной площади небычно: он зажат между теремами и другими храмами, трудно найти выгодный ракурс издалека, чтобы полюбоваться не только куполами на фоне неба, а увидеть весь собор. Чаще он открывается нам великолепными фрагментами. Собор во многом сохранил облик белокаменного владимирского зодчества, с которым православный люд связывал представления о Храме Божием.

Успенский собор в Москве в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра

Впервые в русской архитектуре большой пятиглавый собор не был разделен внутри на небольшие пространства, а, напротив, представал во всем великолепии. Храмовое пространство казалось огромным. Храм освятил митрополит Геронтий, при огромном стечении народа, в присутствии великого князя. После этого артель великого Дионисия продолжала расписывать Храм, но службы в нём уже не прекращались.

При Иване Третьем сложится ансамбль Соборной площади: пять храмов, из которых три – неповторимые соборы; Грановитая палата. Центральный перекрёсток Святой Руси. А Успенский собор – его доминанта.

Вы прочитали статью Успенский Собор в Москве. Читайте также:

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл принял главу Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванова

Святейший Патриарх Кирилл встретился с депутатом Государственной Думы А.Г. Ярошуком

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата архимандритом Илией (Рудневым)

Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Московский Кремль: Патриарший Успенский собор

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовавшего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-79) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви св. Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом: из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-43 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора.

В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский Собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками.

Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г.

В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для посетителей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г. Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам.

Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.

Престолы

Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь вмч. Димитрия Солунского, Похвалы Пресвятой Богородицы, первоверховных апп. Петра и Павла.

Святыни

Двусторонняя икона Божией Матери «Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и др. Мощи святителей Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена, посох святителя Петра.

Успенский собор

Здесь венчали на царство царей, короновали императоров, возводили в сан патриархов и праздновали победы.

Строительство собора

Первая каменная церковь на месте будущего Успенского собора была заложена в Москве еще в 1326 году по повелению первого митрополита московского Петра и князя Ивана Калиты. Предполагается, что каменное здание решили возвести вместо пришедшей в негодность деревянной церквушки. Именно тогда Москва получила важный статус первопрестольного города, и новый собор должен был стать преемником Успенского собора во Владимире. В будущем главном храме государства уже спустя несколько месяцев похоронили его основателя, митрополита Петра. В честь усопшего Иван Калита устроил в соборе отдельный придел Поклонения веригам апостола Петра. Спустя год после начала строительства собор освятили.

В конце XV века Иван III задумал перестроить собор. Храм разобрали буквально до последнего камня. Для работы над новым зданием пригласили псковских мастеров, но храм, по преданию, неожиданно рухнул. Тогда Иоанн Васильевич выбрал новую кандидатуру архитектора — великому князю приглянулся итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Новый храм возводился по образцу владимирского. На строительство ушло пять лет, и в 1479 году Успенский собор освятили.

Архитектура собора

Пятиглавый храм выполнен из белого камня, некоторые части, например, своды и барабаны, — из кирпича. Первоначальная роспись собора проводилась в конце XV — начале XVI века. В ней принимал участие и знаменитый продолжатель традиций Андрея Рублева Дионисий. В XVII веке храм был расписан заново, но до нас дошли и более ранние фрески, которые являются древнейшими росписями на территории московского Кремля. Несколько раз собор реставрировали, поскольку он регулярно страдал от пожаров. Первую глобальную реконструкции провели в XVI веке — тогда верхушка храма была выложена золочеными медными листами.

Одной из самых известных реликвий собора является иконостас середины XVII века. Перед ним расположены моленные места царя, царицы и патриарха. В юго-западном углу храма находится ажурный шатер, выполненный из бронзы. А самым впечатляющим произведением искусства в здании по праву считаются южные двери собора, привезенные из Суздаля. Созданы они были в XV веке — на черных лаковых дверях золотом изображены 20 библейских сцен. С 1395 года в храме находилась Владимирская икона Божьей Матери, после ее перенесли в храм святителя Николая в Толмачах. Во время войны с Наполеоном храм был разграблен французами, и часть убранства собора была утеряна. Вплоть до 1917 года Успенский собор был главным храмом страны, после революции его превратили в музей. Современный интерьер храма максимально приближен к историческому.

Роль в истории

Успенский собор повидал на своем веку немало важных исторических событий. Именно здесь венчали на царство Ивана IV в 1547-м. Начиная с Петра II здесь также короновали всех российских императоров. Отдельно проводилась также коронация императорской жены — императрица вставала на колени, и муж возлагал ей на голову меньшую по размерам корону. Исключение составила Елизавета Алексеевна, жена Александра I, которая приняла корону стоя. В 1613 году в здании храма проходил Земский собор, на котором царем были избран Михаил Федорович Романов. Здесь же хранились несколько важных документов, например, Акт о престолонаследии, изданный Павлом I, а также манифест Александра I, согласно которому Николай Павлович мог стать императором в случае отказа от престола Константина Павловича. Кроме того, в храме были погребены некоторые главы Русской церкви.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: