Михайло архангельский монастырь юрьев польский
Монастырь и музей под одной крышей
Михаило-Архангельский монастырь в городе -Юрьев-Польский — это одновременно и обитель, и крупный историко-архитектурный комплекс, и художественный музей. Такое соседство не мешает ни музейщикам, ни монашествующим. Здесь туристы охотно участвуют в церковных службах, паломники с интересом разглядывают музейные экспозиции, а директор музея поет на клиросе.
Город Юрьев-Польский начинался с крепости, которую заложили по приказу его основателя — князя Юрия Долгорукова. А вокруг крепость обнесли земляными валами. Крепостные стены не сохранились, а вот земляные валы можно увидеть и сегодня. Они и окружают Михаило-Архангельский монастырь, основанный в ХIII веке внуком Юрия Долгорукова князем Святославом Федоровичем.
Как Петр Барановский спас монастырь
После революции 1917 года обитель в самом центре города была закрыта, новая власть собиралась ее снести. Спас монастырь архитектор и реставратор Петр Барановский, предложивший открыть в монастырских помещениях музей. К тому времени в городе уже был небольшой краеведческий музей, который ютился в двух комнатках местной школы. Его экспонатами были художественные ценности и предметы быта, национализированные у местных помещиков и купцов, а также у церквей и монастырей. Этот музей в 1922 году и переехал в обитель. За прошедшие 90 с лишним лет музейная коллекция значительно выросла, сегодня это свыше 10 тыс. единиц хранения. Многие экспонаты не просто имеют федеральное значение, но и принадлежат федеральной казне. Музейный комплекс включает в себя несколько храмов, часовню, красивейшую шатровую колокольню XVII века, двухэтажный Архимандритский корпус.
Самый же известный «экспонат» юрьев-польского музея — это белокаменный Георгиевский собор ХIII века, последний шедевр церковного зодчества домонгольской Руси, с уникальной каменной резьбой. Его диковинные звери и птицы, святые и ангелы, глядящие со стен, давно разошлись по всем каталогам древнерусской культуры Владимиро-Суздальской земли. Собор построил князь Святослав. Внутри собора хранится еще один уникальный экспонат — Святославов крест, который князь собственноручно вытесал из камня в память о своем чудесном спасении.
Никто не хотел войны
В таком обширном музейном комплексе в стенах Михаило-Архангельского монастыря в 2006 году стала возрождаться монастырская жизнь. Наместникь монастыря игумен Афанасий (Селичев) вспоминает, что с городом Юрьев-Польский и с обителью он познакомился значительно раньше, чем был назначен сюда наместником. В 1995 году он становится наместником другого монастыря — Преподобного Косьмы Яхромского в селении Былое Юрьев-Польского района, в 25 км от нынешнего места служения. По монастырским делам отцу Афанасию приходилось бывать в Юрьев-Польском, поскольку это районный центр. «Приедешь сюда на автобусе, дела переделаешь. а куда еще идти? Пойдешь в музей, а там тебя встречает Надежда Анатольев-на Егорова, которая тогда еще была главным хранителем. Человек верующий. Сядем с ней чаю попить, разговоримся. И в беседе приходили к мысли: как хорошо было бы открыть здесь монастырь.
Правда, тогдашний директор -Татьяна Ивановна всякий раз нам отвечала, что, пока она на пенсию не уйдет, ничего мы не откроем. Мы с Надеждой Анатольевной переглядывались: ну ладно, подождем». И они дождались. В 2000 году отца Афанасия переводят в Петушки строить храм Святителя Афанасия Ковровского и гимназию при нем. «В 2006-м, когда мы построили храм и запустили гимназию, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий сказал мне: “Хватит тебе, Афанасий, лентяйничать, иди опять в монастырь”. — “В какой, владыка?” — “Давай Михайловский в Юрьев-Польском откроем”». Так отец Афанасий получил владычье благословение. Надежда Анатольевна, к тому времени ставшая директором музея, тоже была «за». Тогда и было подписано соглашение с музеем о совместном использовании монастыря.
Это обоюдное желание наместника монастыря и директора музея существовать в одних стенах — главное условие успеха в этой истории. Надежда Егорова проработала в юрьев-польском музее 27 лет. Она — известный в российском музейном сообществе профессионал, и при этом человек церковный. Как замечает отец Афанасий, Егорова не то чтобы свой профессионализм музейного работника подчинила церковности — она просто разумно смотрела на вещи. Она не хотела никакой войны между музеем и монастырем, потому что победителей, на ее взгляд, на этом поле битвы не бывает, все терпят поражение.
В соглашении о совместном использовании музей и монастырь прописали, что для богослужений музей отдает Михаило-Архангельский собор. А там в это время проходила выставка деревянных скульптур. Они занимали много места, мешали проводить службу, да и в большом количестве странно смотрелись в пространстве церкви. Музейщики оставили только несколько скульптур, а остальные убрали. Приехавшие в монастырь сотрудники других музеев назвали это решение директора музея вандализмом и возмутились тем, что большая часть выставки была перенесена в фонды. Даже грозились пожаловаться на Егорову. «Конечно, их тоже можно понять, — пытается объяснить логику поведения своих коллег-музейщиков Надежда Анатольевна. — 90 с лишним лет здесь существует музей. Все его знают и любят. Мы здесь обжились и чувствуем себя хозяевами. Но я говорю всегда, что князь Святослав ведь не строил музей, он возводил княжич монастырь. В храме должна совершаться служба, а не проходить выставка. Мои коллеги из нашего музея меня поддержали».
Плененные святыни
Отец Афанасий, продолжая эту мысль, говорит, что музейщики в советское время спасли очень много святынь Церкви, но сегодня пришло время, когда святыни нужно вернуть для того, для чего они были сотворены, — для поклонения. «Когда я захожу в запасники нашего музея, уж не говоря про Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, и вижу эти темные комнаты со стеллажами, в которых, как в тюрьме, томятся живые для меня образы, мне хочется плакать. Это плененная святыня — очень по ней скорблю. И не один я».
От слов отец Афанасий перешел к действиям. Михаило-Архангельский собор украсился святынями, которые много десятилетий хранились в музейных фондах, — подвесными паникадилами и подсвечниками ХVI века. В притворе была повешена Владимирская икона Божией Матери ХVII века. Надежда Анатольевна вспоминает, что этот образ столь удивительной красоты, что многие люди, входя в собор и видя эту икону, буквально замирали у нее. В музее хранится более 300 частиц мощей, и они были выставлены для поклонения верующих.
Восстановление монастырской жизни происходило постепенно. После десятилетий забвения литургической жизни собор надо было серьезно восстанавливать. В нем не было ни иконостаса, ни солеи, ни амвона, в алтаре — только временный деревянный столик. И музей принимал активное участие в возрождении собора. Отец Афанасий вспоминает, что по молитве появлялись люди, которые готовы были пожертвовать деньги или физически помочь. Священник пересказывает разговор по телефону с владыкой Евлогием: «Афанасий, ты же говоришь, что у тебя паникадила нет». — «Да, владыко, вы видели». — «Брат мой, игумен Никон заменил на Афонском подворье паникадило, забери старое, оно роскошное». — «Благословите. А как привезти?» — «Да он привезет тебе». И действительно, привезли, а музейщики помогли повесить.
Дом-башня для игумена
Готовность прийти на помощь и взаимная выручка помогали музею и монастырю налаживать совместную жизнь. Братия в монастыре небольшая — наместник, иеромонах и два инока, но им тоже надо было где-то жить, вести хозяйство. Свободным помещениям взяться неоткуда. Под проживание монахов были выделены монастырские башни. Отец Афанасий уточняет, что на тот момент эти башни представляли собой полые кирпичные трубы, внизу — земляной пол, сверху — деревянная крыша. За год удалось их сделать пригодными для жизни. В этом помогали и состоятельные благодетели, и музейщики. В башне, где поселился отец-наместник, появились три этажа. На первом этаже расположились прихожая, туалет и кухня, на втором — келья, а на третьем — кабинет с обширной библиотекой старинных и современных церковных книг, которую отец Афанасий собирает уже много лет.
Где-то надо было монахам хранить продукты питания. Тогда монастырь и музей написали заявление в Государственную инспекцию по охране памятников культурного наследия, чтобы разрешили приспособить подклеть колокольни, которая изначально и была для этого предназначена. Нужно было не просто получить разрешение, а сделать проект и согласовать его.
«Нам всем приходилось терпеть, смиряться, — рассказывает Надежда Анатольевна. — Отец Афанасий понимал, что монастырю придется потесниться, что музей переводить некуда и надо уживаться в тех помещениях и на той территории, которые есть. Туристы к нам приезжали и приезжают разные, кто-то в шортах, кто-то с открытыми плечами. Конечно, в такой одежде не приходят в монастырь, но мы же не можем их не пустить, они же в музей пришли. Или дети шумной толпой бегают, когда приходят на экскурсии. И монахам все это приходится терпеть. Но мы всегда старались объяснять нашим посетителям, что у нас не только музей, но и действующий монастырь и что вести себя здесь надо соответствующе».
Когда музей объединился с монастырем, появились новые интересные паломнические программы, которые включали в себя не только посещение Михаило-Архангельского монастыря, но и других близлежащих святых мест. Заметно выросла посещаемость. Музей стал проводить совместные с монастырем праздники. Летом за колокольней образуется лужайка, на которой устанавливается временная сцена. Здесь проходят интересные концерты, в том числе и духовной музыки. Много людей собирается 8 июля на праздник в честь Петра и Февронии. Как поясняет Надежда Анатольевна: «Они же “наши” -теща и тесть. Наш князь Святослав был женат на их дочери Евдокии. Поэтому для нас это почти домашний праздник».
Замороженная реставрация
Эта налаженная совместная жизнь музея и монастыря осложняется сегодня внезапно замороженной реставрацией. Как рассказывает нынешний директор музея Светлана Борисова (в этой должности она работает больше года), пять лет назад был разработан и утвержден проект комплексной реставрации Михаило-Архангельского монастыря. Тогда были проведены противоаварийные работы в надвратном храме Иоанна Богослова, на стенах и башнях. Но на этом восстановительные работы остановились, так как на их продолжение Министерство культуры не выделило средства.
«Обращались через главу нашего муниципального образования за подписью губернатора Владимирской области в Министерство культуры, лично к Мединскому, с просьбой о выделении финансирования, чтобы завершить реставрацию на начатых объектах и продолжить ее на других монастырских зданиях, которые также в ней сильно нуждаются. В феврале этого года получили ответ на имя губернатора нашей области, что финансирование ограничено и сейчас деньги выделены нашим соседям — Гороховцу, который отмечает свое 850-летие, и Александровской слободе, где тоже проходят юбилейные мероприятия».
На сегодняшний день главный вход в музей через Надвратную церковь закрыт железным забором, сам храм третий год стоит в лесах. Отец Афанасий рассказывает, что из-за проведения противоаварийных работ в башнях монахам пришлось оттуда съехать на квартиры за стенами монастыря. Вернуться обратно в свои монашеские келии они пока не могут, поскольку те разорены. В ближайшее время ни у города Юрьев-Польский, ни у Михаило-Архангельского монастыря не ожидаются громкие юбилеи, под которые Министерство культуры могло бы выделить средства. Так что музею и монастырю опять придется ждать.
Михайло-Архангельский монастырь в г. Юрьев-Польский
Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. В монастыре было немало подарков от князя Д.М.Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина — село Лучинское.
Фотография взята с сайта http://juriev.ru
Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 годуМихайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор. Несмотря на время постройки, храм сохраняет черты архитектуры середины XVIII века, а кое-какие — даже века XVII-го. Высокое стройное бесстолпное здание с пятью главами богато украшено рустовкой, сочетающейся с резными карнизами и фризами. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь. В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. В советское время внутреннее убранство собора было уничтожено, в здании были размещены выставочные залы музея, находящиеся там и по сей день. Но несколько лет назад по договоренности с Владимирской епархией в храме снова стали проводиться богослужения.
Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена вМихайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году.
Подлинное украшение монастыря — надвратная церковь Иоанна Богослова — была построена в 1670 году. Она очень гармонично перекликается с более поздним собором Михаила Архангела (не исключено, что собор строили с учетом облика этой красивой и изящной церкви). Тесно посаженные главы на тонких барабанах придают храму дополнительную устремленность ввысь. Святые ворота, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году.
Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. Это красивое массивное восьмигранное сооружение, грани которого испещрены украшениями. Завершает колокольню высокий шатер с тремя рядами «слухов». На ярусе звона было девять колоколов, среди которых были очень интересные старинные экземпляры. Так, например, два колокола были отлиты в XVII веке, один — на вклад вдовы Анфисы Початовой, которая таким образом обеспечила своему мужу вечное поминовение. Самый большой колокол, весов в 320 пудов (около 5250 кг), был подарен монастырю в 1804 году юрьевским купцом 1-й гильдии, Петром Петровичем Карцевым. Этот колокол разбился в 1807 году и был перелит заново во Владимире. К сожалению, ни одного колокола не сохранилось в советское время.
Стены и башни монастырской ограды были перестроены в камне в XVII-XVIII веках, до того они были деревянными. Но ограда была каменной уже в XVI веке, а позднее только перестраивалась. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году. Сохранились в перестроенном виде и три древних башни, на которых можно увидеть сохранившиеся бойницы всех видов оборонительного боя, какие делали в те времена.
Во дворе монастыря стоит два памятника деревянного зодчества. Один из них — маленькая и скромная надкладезная часовня, имеющая, однако, богатую историю. По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.
Юрьев-Польский. Михайло-Архангельский монастырь
Сегодня речь пойдет о главной достопримечательности города Юрьев-Польский.
В 1234 году князь Святослав построил новую каменную церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорят летописи, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми». Также был украшен резным камнем Троицкий придел собора. Этот храм славился своей красотой и у людей последующего, XIV в.
В те же годы он основывает Михайло-Архангельский монастырь.
В 1238 г. войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Михайло-Архангельский монастырь находится целиком в черте валов, так, что кажется сам кремлем. Монастырь, будучи разрушенным в 1238 г., не восстанавливался до XVI в.
В 1555 г. усердием князя М.И. Кубенского около Михайло-Архангельского монастыря возвели каменную ограду в 40 саженей и «по ней пристроены три башни большие, верх шатровый». От старины остались лишь три башни, они «массивные, в манере» XVI в., с фигурными окнами.
Строители стен в свое время столкнулись с непростой проблемой: на территории монастыря есть прудик («ковчег» — их рыли строго определенного размера). Из пруда вытекала небольшая речушка. Пришлось строить проход для этой воды. Вода все-таки размывала стены, что, наверное, и вызвало необходимость их ремонта именно на этом участке в XXIII в. Боевой ход стен, там, где нам удалось его проследить — чисто декоративный.
В 1654 г. в западной стене монастыря построены «святые ворота». В 1670 г. на «святыми воротами» Михайло-Архангельского монастыря сооружена пятиглавая Богословская церковь (Иоанна Богослова).
В монастыре было немало подарков от князя Д. М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина — село Лучинское.
Отдельно стоящая, крайне оригинальная колокольня была построена в 1684 г. В 1687 г. был отлит второй по величине колокол для колокольни монастыря. Весил он 109 пудов.
В 1804 г. были слиты и повешены колокола усердием Петра Петровича Карцева: в собор в 518 пуд, в Архангельский монастырь в 318 пуд, в Покровский приход в 210 пудов.
В нач. ХХ в. на колокольне было 9 колоколов: 6 больших и 3 малых. Самое большое клепало весило 320 пудов. Один из колоколов был отлит в 1864 г. для монастыря по заказу местной купчихи Анфисы Початовой в вечное поминовение её мужа Феодора. По воспоминаниям старожилов звон Михайло-Архангельских колоколов выгодно отличался от прочих звонов местных приходских храмов, зачастую послушать колокольный звон «Михаила Архангела» приезжали даже из деревень. Звонарем в то время был иеродиакон Галактион (в последствии – прозорливый старец). Сорока лет, из крестьян, окончил сельскую школу.
Стены и башни монастырской ограды были перестроены в камне в XVII-XVIII веках, до того они были деревянными. Но ограда была каменной уже в XVI веке, а позднее только перестраивалась. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году. Сохранились в перестроенном виде и три древних башни, на которых можно увидеть сохранившиеся бойницы всех видов оборонительного боя, какие делали в те времена.
Во дворе монастыря стоит два памятника деревянного зодчества. Один из них – маленькая и скромная надкладезная часовня, имеющая, однако, богатую историю. По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.
Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье (1718г.) была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах Л.В. и В.М. Анисимовыми. Эта церковь – все, что осталось от древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году. Церковь небольшая, но стройная и изящная, и она прекрасно вписалась в общий монастырский ансамбль.
В советское время монастырь был закрыт, и архимандритский корпус отдали под музей, но не сразу, а только при содействии известного архитектора и реставратора П.Д. Барановского. В остальных зданиях расположились различные учреждения, так, например, в соборе устроили мельницу. Постепенно все же музей занял весь комплекс монастыря, и в наши дни продолжает оставаться там. В его экспозициях отражена вся история Юрьевского ополья, собрано множество икон и картин, предметов искусства и быта. Можно также подняться и на колокольню, чтобы взглянуть на весь монастырь с высоты и еще раз насладиться его видами.
Поездка проходила при поддержки SUZUKI MOTOR RUS
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Рубрики
- Прочее (30)
- Барнаульская и Алтайская (6)
- Архангельская и Холмогорская (6)
- Ташкентская и Среднеазиатская (5)
- Вологодская и Великоустюжская (5)
- Белгородская и Старооскольская (4)
- Саратовская и Вольская (3)
- Благовещенская и Тындинская (3)
- Казанская (2)
- Воронежская и Борисоглебская (2)
- Владивостокская и Приморская (2)
- Нижегородская (1)
- Курская и Рыльская епархия (1)
- Иркутская и Ангарская (1)
- Магаданская и Синегорская (1)
- Волгоградская и Камышинская (1)
- Астраханская и Енотаевская (1)
- Екатеринбургская и Верхотурская (0)
- Вятская и Слободская (0)
- Брянская и Севская (0)
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Михайло-архангельский монастырь в Юрьеве-Польском
Юрьев-Польский – маленький городок во Владимирской области на речке Колокша, в 68 километрах к северо-западу от Владимира и 180 – на северо-восток от Москвы. Когда-то он входил в Золотое Кольцо России, а может быть и не входил, ибо Золотое Кольцо – понятие весьма условное. Во всяком случае, в 2010 году министерство культуры РФ лишило город статуса историческое поселение.
Между тем, Юрьев-Польский основан в 1152 году, то есть всего на 4 года младше Москвы. Основателем города был популярный в то время князь Юрий Долгорукий, на что недвусмысленно указывает название города – Юрьев (он же Гергев или Гюргев). Вторая часть названия, Польский, как это ни странно, к Польше отношения не имеет: это производное от Польской, то есть расположенных среди бескрайних полей. Такое уточнение было необходимо, так как в те времена было как минимум 4 Юрьева и о каком из них заходила речь, требовалось уточнять.
Жители города шутят, что время в Юрьеве-Польском остановилось в XII веке. Конечно шутят! Ведь давно нет поставленной Юрием Долгоруким деревянной крепости. Хотя крепостной вал сохранился: он имеет форму почти правильного круга длиной в километр и высотой до 7 метров.
Но мы понимаем, что горожане не это имеют в виду. Речь, конечно, идет о неспешности жизни, которая видна во всем: в практически безлюдных улицах, в малоэтажной застройке… Всё вокруг будто покрыто патиной, но не тлена, а совсем наоборот, придающей окружающему ощущение давно устоявшегося уюта.
Это торговые ряды, построенные в XIX веке
Михайло-Архангельский монастырь занимает часть древнего кремля. Он окружен невысокой стеной, которая служила не для защиты территории монастыря, а, в какой-то степени, наоборот: до XVIII века монастырский устав запрещал монахам покидать территорию монастыря.
Монастырь основал в XIII веке князь Святослав Всеволодович, но в 1238 году его разорил Батый и после этого почти 2 века простоял в запустении. Возрождение началось в XVI веке, тогда появились первые каменные храмы и монастырская стена. Сейчас на территории монастыря сосуществуют историко-архитектурный и художественный музей с мужским монастырем.
в этих двух башнях монастырской стены расположены монашеские кельи.
Это несколько видов на монастырь с крепостного вала.
Но настоящая жемчужина Юрьева-Польского – Георгиевский собор. Говорят, в стародавние времена крестьяне на праздники специально приезжали в город просто посмотреть на храм. И я их понимаю – храм того стоит.
Он находится здесь же, за крепостными валами, но вне территории монастыря. Это самый поздний из сохранившихся храмов домонгольского периода на Руси. Поставил его тот же Святослав Всеволодович в 1230-1234 гг., причем это не просто оборот речи: наиболее вероятным архитектором собора специалисты считают именно князя Святослава.
Кстати, князя Святослава в Юрьеве-Польском очень чтут, он считается местночтимым святым и в Георгиевском соборе была его гробница. Сейчас его мощи перенесены в Покровскую церковь, которая не входит в музейную экспозицию, хотя построена в XVIIIвеке.
Георгиевский собор, названный в честь Святого Георгия, покровителя города, весь, от фундамента до купола был покрыт узорами резьбы по камню! Честное слово, лицезрение этого чуда производит неизгладимое впечатление! Хочется смотреть и смотреть на орнаменты, разбирать библейские сцены, высеченные в камне, гадать, что за звери да птицы здесь изображены… И конечно, сфотографировать хочется каждый блок.
Что еще поразительно: сюжеты, воспроизведенные на стенах храма, растянулись чуть ли не на всю стену, то есть резьбу наносили на уже построенную церковь, что практически исключало право резчиков на ошибку.
Все же князь не был профессиональным архитектором, и его творение простояло всего-то лет 300. Произошло обрушение, но не успели развалины растащить на хозяйственные нужды, как в 1471 году тогдашний князь Иван III повелел восстановить храм, чтобы как было! И отрядил для этого главного архитектора земли русской (на тот момент, естественно) мастера Ермолина.
Как это часто бывает, в самом интересном месте история имеет разночтение… Обобщенная версия говорит, что в следствие дефицита стройматериалов и времени, для восстановления храма Ермолин вынужден был использовать белый камень развалин. Поэтому каменный узор частично сохранился. Но в Юрьеве-Польском имеет хождение другая версия. Она говорит о том, что Ермолин начал тщательно сортировать камень рухнувшего храма, чтобы восстановить узор. Но вскоре он срочно понадобился князю в Москве и был отозван. Артель, которая работала на восстановлении, осталась доделывать работу самостоятельно. И вот они уже особо не заморачивались узором, клали камень как придется. Вот и получилась южная сторона собора состоящей из обрывков сюжетов… Вторая версия кажется более правдоподобной: чувствуется в ней что-то исконно русское.
Ермолин немного изменил конструкцию храма: уменьшил высоту барабана, убрал некоторые пристройки, возникшие после его сооружения. В таком виде Георгиевский собор и дошел до нас, и продолжает поражать нас, как многие поколения за свою историю.
Из новейшей истории самым заметным событием в жизни Юрьева-Польского,наверное, стали съемки фильма «Золотой теленок» с Юрским в главной роли. Помните, Паниковский с гусем бежит вдоль стены Михайло-Архангельского монастыря?
А как Бендер с Балагановым с крепостного вала наблюдают сцену выкидывания Паниковского из здания Исполкома?
Михайло-Архангельский монастырь
Михайло-Архангельский монастырь.Монастырь основан в XIII в. Неоднократно перестраивался и все сегодняшние сооружения моложе — датируются 17-18 веком. С западной стороны все еще сохранилась древняя стена (1555) с тремя башнями. Все остальные части стены более поздние и были построены уже не как крепостная стена, а обычная ограда.
На территории монастыря расположены — Богословская церковь (1670) со святыми воротами в первом ярусе (выполняет роль надвратной церкви), Михайло-Архангельский собор (1729) с пятью главами, Знаменская трапезная церковь (1625), Георгиевская деревянная церковь (1718), построенная одним топором без пилы и единого гвоздя. Лучшей из построек является колокольня 1683 г.
Монастырь не действующий, на его территории расположен Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей, представляющий интересные экспозиции: Художественная резьба по дереву (экспонаты XV — XIX вв) и П.И. Багратион — национальный герой России (представлены подлинные предметы из имения князей Голициных из с.Сима).
Режим работы: с 9.00 до 17.00, кроме вторника и последней пятницы каждого месяца, в понедельник до 14.30
Телефон: (49246) 2-28-48
Карта окрестностей (N056 29.861, E039 40.847)
Фотографии
Отзывы посетителей
- по 7 на страницу
- по 25 на страницу
- Все
Замечательное, тихое и спокойное место. Больше всего понравилась колокольня, музейчик в ней и колокольный звон — совершенно потрясающий. Нам повезло — как раз во время этого звона мы поднялись на колокольню. непередаваемые ощущения.
Единственное, что немного огорчает — здания монастыря все очень старенькие и явно требуют реставрации. Однако монастырь, пожалуй, находится в самом лучшем состоянии, по сравнению с остальными церквями и храмами города.
Простенький, но со вкусом. Интересно прогуляться по валам
А 5 ставлю из-за Георгиевского собора, находящегося рядом. Вот ЭТО действительно нужно видеть — один из столпов Владимирского православия. Жаль, на его территории сделали музей. Моя САМАЯ любимая церковь (только ради нее не жаль ездить по 160 км от Москвы)
Были с женой и ребенком 2 мая 2009 года, понравилось очень. Тихий городок, мало людей и машин. Чисто, опрятно, хотя видно, что денег на всё не хватает. После перегружанного туристами Переславля впечатление наилучшее.
Рекомендуется к неспешному просмотру, потому как классический туристический наскок прибежали-пару-фоток-убежали полностью убьет атмосферу места.
К сожалению, в музее практически отсутствует краеведческая литература на продажу — только пара куцых сборничков фотографий не очень хорошего качества.
Колокола, сделанные из кислородных баллонов с отрезанным днищем — действительно, самое яркое впечатление.
Сами стены монастырского кремля производят очень интересное впечатление «игрушечных», — поскольку, действительно, боевое значение имела лишь западная стена, а остальные были построены в последующее время, для декоративных целей.
В целом, очень хорошие впечатления. Не пожалеете, приезжайте.
Очень и очень приятное место. Единственное нарекание — к экспозиции про развитие земледелия в Ополье — как-то уж совсем по-детски при самом дорогом билете — 20 руб (правда, с другой стороны — какая ерунда).
Колокольня.
Дело было зимой — так что — заснеженная колокольня, очень низкий вход внутрь, узкая лестница наверх — от всего этого сердце замирает как в детстве — в ожидании чуда и тайны. Где-то на середине пути наверх — келья монаха. Экспозиция не большая, но сам факт, что дверь не закрыта, а можно зайти и посмотреть — добавляет удовольствия. . продолжение » src=»https://autotravel.ru/jpg/plus.gif»>
По стенам развешены достаточно познавательные тексты — самое оно, чтобы провести время, что-то узнать, но не погибнуть под грузом информации. Продолжаем путь наверх. Еще одна комнатка- площадка перед выходом собственно к колоколам. Небольшой экскурс в истории колоколов. Опять в той же манере — не скучно и позновательно. Висят колокольцы — в них можно позвенеть. И вот — конечная точка. Поразили колокола — они сделаны из обрезков газовых баллонов. Почему? Вы сможете это прочитать на одном из стендов.
Выставка деревянного зодчества.
Вот что действительно меня поразило. Это надо видеть. Чтобы так сохраниться с 13 в — особо приятно. В душе взыграла гордость за предков, создававших красоту, и радость, что что-то мы все-таки сумели сохранить.
Экспозиция о Багратионе.
Была полной неожиданностью и только в конце — прочитав надгробную плиту, я поняла, почему здесь, вдали от маршрута Наполеона, рассказывается о войне 1812 года. Может быть, не совсем удачная по компановки экспозиция, но очень интересная и позновательная — лично для меня.
Собор Михаила Архангела в Михайло-Архангельском монастыре в Юрьев-Польском (Архангельский собор; Михаилоархангельский собор)
Д ата основания — 1-я треть XIII в. Дата постройки последнего здания — 1792–1808 гг.
Кирпичный храм, сооруженный в 1792-1808 на месте каменного храма сер. XVI в. Бесстолпный трехсветный пятиглавый четверик с равновеликими двусветными притвором и алтарем, украшенный декором в стиле классицизма.
Закрыт не позже 1930-х, занят под мельницу, затем передан музею. C 2000-х совместно используется верующими и музеем.
Смотрите также
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: [email protected]
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.