Кто поджег Храм Артемиды в Эфесе

Герострат сжег храм Артемиды в ту ночь, когда на свет появился Александр Македонский.

Герострат поджег храм Артемиды. Зачем?

Герострат сжег храм Артемиды в ту ночь, когда на свет появился Александр Македонский.

Пожар в храме был явным предзнаменованием того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу было суждено полностью подчинить её. Не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой храм.

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города Эфеса, в котором был установлен храм, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления самого города (около 1,5 тыс. лет до н. э.) — местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н. э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великой Матери» чрезвычайно здесь почитаем. Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё величественный храм, который современники практически сразу внесли в список чудес света.

Храм Артемиды. Источник: pinterest.com

Деньги на возведение храма дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому он применил несколько нестандартных и оригинальных инженерных решений. Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов не попал по сопернику, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора — так проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто — и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались. Болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью — и только после этого сверху начали строить фундамент.

Артемида. Источник: wikipedia.org

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина — 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом. В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Однако, храм простоял недолго — около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.

Преступление Герострата

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным. Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э. Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Александр Македонский. Источник: wikipedia.org

Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.

Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.

Дело о древнегреческом поджоге. Кто помог Герострату войти в историю?

Храм на деньги олигарха

В ночь на 21 июля 356 года до нашей эры в греческом городе Эфес произошёл крупный пожар. Потрясённые жители обнаружили, что огонь уничтожил их главную гордость — храм Артемиды Эфесской.

По горячим следам был задержан предполагаемый виновник пожара. Подозреваемый оказался местным жителем по имени Герострат.

Святилище Артемиды на месте будущего храма впервые появилось ещё в VIII веке до нашей эры, а строительство большого храма началось в первой половине VI века до н. э. и продолжалось около столетия.

Среди тех, кто финансировал строительство храма на начальном этапе, был и известный «древнегреческий олигарх» — царь Лидии Крез, который был одним из богатейших людей древней истории.

О внутреннем убранстве храма Артемиды Эфесской известно не так много. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости. Но даже те, кто видел огромный храм из белого мрамора снаружи, восхищались его великолепием.

Помимо всего прочего, храм Артемиды Эфесской совмещал функции культового и финансово-делового учреждения. Здесь заключались крупные сделки, велись деловые переговоры, решались «споры хозяйствующих субъектов».

Поджигатель признался под пытками

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до нашей эры. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища.

Но, видимо, июльской ночью 356 года до нашей эры Артемида куда-то отлучилась…

Участь виновника пожара была очевидной — простить святотатство и тяжелейший финансовый ущерб городу было совершенно невозможно.

Однако власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал?

Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным.

Однако в Древней Греции на презумпцию невиновности смотрели проще — разоблачённого поджигателя казнили, а в качестве дополнительной меры повелели предать его имя забвению.

Пиар-кампания Виктора Максима

В целом древнегреческие историки подчинились и выполнили распоряжение властей, однако нашёлся один, который не сдержался и, несмотря на риск разделить судьбу Герострата, рассказал о том, что на самом деле случилось в Эфесе.

Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке нашей эры.

Виктор Максим включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным.

Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Здесь был Македонский

Что до самого храма, то жители Эфеса бросили все силы на его восстановление. Спустя полвека храм Артемиды Эфесской снова принимал паломников, став лучше прежнего.

На сей раз одним из «спонсоров» строительства стал легендарный завоеватель Александр Македонский. Кстати, по преданию, Александр родился именно в ту ночь, когда Герострат устроил прославивший его пожар.

Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. Правда, некоторые историки полагают, что это относится лишь к восстановленному храму, а сожжённое Геростратом святилище было не в пример скромнее. Кое-кто и вовсе высказывает крамольную мысль — поджог, организованный Геростратом, оказал Эфесу услугу, избавив от старого и отжившего своё храма и позволив освободить площадку для нового строительства.

Восстановленный храм Артемиды Эфесской благополучно простоял до 263 года нашей эры, когда он был разграблен готами. Тем не менее храм просуществовал до конца IV века и был закрыт в рамках борьбы императора Феодосия с язычеством. Место храма Артемиды в Эфесе заняла христианская церковь, которая затем также подверглась разрушению.

Слава Герострата оказался прочнее

Затем произошла достаточно типичная для всех времён и народов история — местные жители принялись разбирать стены некогда великого храма на стройматериалы. Так потомки тех, кто пытался предать забвению Герострата, предали забвению Артемиду вместе с её святилищем.

Прошли столетия. Храм, построенный в болотистой местности, полностью исчез. Лишь во второй половине XIX века археологам удалось в буквальном смысле докопаться до жемчужины античного мира, установив точно место расположения храма. Ещё спустя несколько десятилетий археологи сумели полностью вскрыть покрытый слоем земли фундамент храма Артемиды Эфесской.

Читайте также  Вишеградский мост босния и герцеговина

Впрочем, как ни крути, одно из семи чудес древности сегодня помнят гораздо хуже, чем имя того, кто его поджёг.

Золото для войны, четвёртое чудо света и эфесский мрамор

Античная цивилизация. В нашем цикле знакомства с античной культурой вышло уже два материала: «Хорватский Апоксиомен из-под воды. Античная цивилизация. Ч. 2» и «Поэмы Гомера как исторический источник. Античная цивилизация. Ч. 1». Не так давно один из читателей «ВО» напомнил мне о том, что по этой теме давно не было никаких новых материалов. И вот, «звезды сошлись». Нашлась тема и под настроение, и к ней интересный иллюстративный материал, и… тема войны в ней также присутствует, пусть даже и не она в ней главная.

Итак, сегодня наш рассказ пойдет про четвертое чудо света – храм Артемиды в Эфесе. К сожалению, из семи чудес, которые были известны в эпоху Древнего мира, до нас дошло только лишь одно – три пирамиды в Гизе. Все остальные были разрушены и если от них что-то и осталось, то зачастую это даже не руины, а лишь какие-то фрагменты того же декоративного убранства, либо каменные блоки, вмурованные в стены более поздних построек и крепостей. Примерно так же обстоит дело и с этим величественным храмом, однако тут нам повезло немного больше. Впрочем, обо всем по порядку…

А было так, что жители материковой Греции постоянно нуждались в жизненном пространстве и периодически выводили часть своих граждан в колонии. Кстати, вполне демократичным путем. Кому оставаться, а кому ехать решал жребий, то есть воля богов. Одна из таких колоний была основана в Малой Азии напротив острова Самос и получила название Эфес. Город быстро разбогател, поскольку имел выгодное месторасположение, и разросся. Рядом с городом оказалось небольшое святилище местной богини плодородия в виде многогрудой женщины. С чего приплывшие сюда греки отождествили ее со своей богиней Артемидой – целомудренной девой, богиней Луны, охотницей, покровительницей молодых женщин, животных и… родов, не вполне понятно. Но так было. А всякой богини нужен храм и эфесцы решили его построить. Но денег у них на это не было до тех пор, пока город в 560 году до н.э. не завоевал лидийский царь Крез, богатый ну просто до невозможности. И хотя город он и завоевал, ссориться с греческими богами и особенно богинями явно не решился, а напротив – внес щедрые пожертвования на строительство храма Артемиды и даже… преподнес ему несколько колонн. Тут уж строить храм нужно было обязательно.

Поскольку в Малой Азии были часты землетрясения, местом для него выбрали заболоченный район, надеясь, что мягкий грунт смягчит толчки. Вырыли глубокий котлован, положили на дно балки из обугленных дубовых стволов, а сверху засыпали все это толстым слоем каменной крошки. Вот на таком фундаменте и построили первый храм. Его размеры были очень внушительны: длина 105 м, ширина 51 м, а поддерживали его кровлю 127 колонн высотой 18 метров каждая. Балки крыши были из кедра, а двери из кипариса. В целле – святилище храма – находилась двухметровая статуя богини из виноградной древесины, облицованная золотом и серебром

Удивительно, но так уж вышло, что храм этом оказался тесно связан и с судьбой другого великого человека античной эпохи – Александра Македонского. Случилось так, что новый храм не простоял и десяти лет, как был подожжен безумцем Геростратом, решившим таким образом обессмертить свое имя в веках. Он так прямо и сказал об этом на суде и… жители Эфеса решили принести клятву никогда его имя не произносить, чтобы еще и так его наказать за столь кощунственный поступок. Но, видно, кто-то из эфесцев все же проболтался, иначе как бы выражение «Слава Герострата» стало бы крылатым?

Возникает вопрос: как может сгореть каменный храм? Но дело в том, что в греческих храмах было много дерева. Это и перегородки внутри храма и двери, и потолочные перекрытия. Были богатые драпировки, пожертвованные храму сосуды с маслом. Все это прекрасный горючий материал. К тому же от жара мрамор превращается в известь. Так что неудивительно, что храм от пожара разрушился до основания. Но тем удивительнее, что между растрескавшимися стенами и обугленными балками эфесцы нашли статую Артемиды, практически не тронутую огнем. Это посчитали знамением, желанием богини, чтобы ее храм был восстановлен на этом самом месте. Более того, сличив даты, эфесцы узнали, что именно в день, когда сгорел их храм, в далекой Пелле родился сын могущественного царя Филиппа Македонского Александр. Во все времена находились ехидные и злоречивые люди, вот и то время нашлось не мало тех, кто начал спрашивать эфесцев, почему их Артемида не спасла свой храм от пожара, на что они придумали очень достойный ответ: «В ту ночь Артемида оказывала помощь при родах Александра в Пелле вблизи Салоник».

Известие о гибели храма потрясло всю Грецию. Начался сбор пожертвований на создание нового храма, еще более прекрасного. Строительство поручили архитектору Хейрократу, который начал с того, что превратил в его новый фундамент оставшуюся груду развалин. Их разровняли, утрамбовали и обложили плитами мрамора. После этого основание увеличилось до 125 м в длину и 65 в ширину. Количество колонн – 127, менять не стали, но 36 из них получили резными барельефами в основании высотой в человеческий рост. На них были изображены фигуры греческих богов и героев. Новый храм стал выше на два метра за счет более высокого основания, и еще он получил кровлю из каменных плит, лежавшую на каменных же балках, чтобы какой-нибудь Герострат его опять не поджег.

Интересно, что судьбы храма и Александра Македонского вновь пересеклись в 334 году до н. э., когда он посетил его после того как нанес поражение персам, высадившись в Малой Азии. В честь богини он организовал перед храмом церемониальное шествие, а жителям Эфеса пообещал дать денег на содержание нового храма и оплатить расходы по его строительству. Предложение было заманчивым, но жителям Эфеса оно не понравилось прежде всего потому, что в их глазах даже великий Александр был всего лишь… варваром (а варваром в Греции считали всех, кто не говорил на греческом языке) и чужеземцем, хотя и опасным, и они прибегли к хитрости. Они заявили, что видят в нем бога (у нас в учебниках обычно писали, что богом объявили его египетские жрецы) и отклонили предложение Александра под тем предлогом, что богу не пристало сооружать храмы в честь богини. Лесть во все времена действовала на людей безотказно. Вот и Александру такое заявление польстило, и он покинул эти места.

Нужно отметить, что храмы в Древней Греции, в том числе и храм Артемиды в Эфесе не были просто центром религиозного поклонения. Храм еще и выполнял роль крупного банка и места заключения сделок, поскольку гарантом честности являлось его божество. Всякий, кому требовались деньги, мог пойти в храм, привести с собой поручителей и обратиться к его главному жрецу с просьбой о ссуде. То есть он играл роль… директора банка, вот даже как. Обычно процентная ставка равнялась десяти процентам, то есть если человек брал, скажем сто талантов, то ежегодно платил по десять талантов в качестве процентов. Интересно, что города платили меньше — шесть процентов, причем если городу требовались деньги на войну, то жрецы храма Артемиды брали всего лишь полтора процента – вот так вот они войны и спонсировали.

Храм пользовался всеми своими привилегиями и при римлянах, вот только его богиня-покровительница стала называться Дианой. Лишь в 262 году н.э. он был разграблен и частично разрушен готами. А спустя 118 лет император Феодосий и вовсе запретил язычество, сделав государственной религией христианство, после чего храм стали использовать в качестве каменоломни. Поработали над ним и христиане, и турки-сельджуки, и арабы, остатки фундамента занесло илом, поскольку рядом протекала река Каистра, так что когда в эти места пришли, наконец, турки-османы, они даже и предположить не могли, что здесь когда-то стояло четвертое чудо света!

Интересная история, не так ли? Но нас, однако, в не меньшей степени интересует история археологических исследований Эфеса. А она началась еще в 1863 году, когда британский архитектор и инженер Джон Тертл Вуд, который с 1858 года проектировал здания станций железной дороги на линии Смирна — Айдын, заинтересовался бесследно пропавшим храмом Артермиды в Эфесе, который, однако, упоминался в Новом завете (Деяния апостолов 19:34). То есть не одного только Генриха Шлимана вдохновили на раскопки древние строки. Кроме него были и другие. Вуд получил фирман от Порты на проведение раскопок, деньги дал Британский музей, и Вуд начал копать. В феврале 1866 года, раскапывая театр Эфеса римского времени, Вуд обнаружил надпись на греческом языке, сообщавшую, что из храма в театр через Магнесийские ворота перевозились золотые и серебряные статуэтки. Год спустя он нашел Священный путь, которым Артемисион соединялся с городом. Наконец 31 декабря 1869 года Вуд сделал свое главное открытие: обнаружил, что руины храма покрыты шестиметровым слоем песка, после чего провел поистине титаническую работу: с 1872 по 1874 год удалил около 3700 кубометров песчано-каменистого грунта. Причем, сумел отправить в Британский музей ни много ни мало, как около 60 тонн различных фрагментов скульптуры и архитектуры. Но из-за тяжелых условий здоровье его пошатнулось и в 1874 году он возвратился в Лондон.

Научной общественности было очевидно, что сделано выдающееся открытие, но… что раскопано там далеко не все! Поэтому в 1895 году немецкий археолог Отто Бенндорф, договорившись с австрийцем Карлом Маутнером Риттером фон Мархофом о субсидии в 10 000 гульденов, возобновил там раскопки. А в 1898 году Бенндорфом был основан Австрийский археологический институт, который и сегодня играет ключевую роль в исследованиях Эфеса. С того времени австрийские ученые вели там раскопки практически непрерывно, вернее с перерывами на две мировые войны, и продолжаются там и сейчас с 1954 года. Правда, с этого года копать там стала и такая уже местная организация, как Археологический музей Эфеса. Англичане там тоже копали и в 1903 году сделали важное открытие: археолог Дэвид Хогарт нашел «сокровище Артемиды» — 3000 прекрасных жемчужин, золотые серьги, булавки для волос, броши и монеты из электрона – сплава золота и серебра, оказавшиеся древнейшими чеканными монетами. В 1956 году там раскопали мастерскую великого Фидия, где нашлись три копии статуи Артемиды из первого, сгоревшего храма. Так что раскопки там продолжаются уже больше века, но несмотря на это исследовано всего лишь 10 % общей площади древнего Эфеса, настолько он оказался велик. Правда, в сентябре 2016 года Турция отозвала лицензию австрийских археологов вследствие ухудшения отношений между Анкарой и Веной. Но ожидается, что они будут продолжены после выяснения отношений между этими странами. Увидеть находки из Эфеса можно в Венском дворце Ховбург, где имеется целый Венский музей Эфеса, в Археологическом музее Эфеса в городе Сельчук в Турции, то есть практически там же, где стоял древний Эфес, да еще и в море там же рядом искупаться, и также в Британском музее.

Читайте также  Когда упадет пизанская башня

Очень важную роль в создании Музея Эфеса в Вене сыграло соглашение между Османской империей и Австрией. Тогда султан Абдул Хамид II преподнес щедрый подарок императору Францу-Иосифу: его императорскому дому были подарены некоторые из обнаруженных древностей. Впоследствии корабли австрийского Военно-Морского флота доставили несколько партий этих археологических находок в Вену, где они были выставлены на обозрение в храме Тесея в Фольксгартене. Так что все, что выставлено в Ховбурге, попало туда абсолютно законно! И это особенно ценно, так как вывоз древностей из Турции был затем вообще запрещен после принятия турецкого закона о древностях 1907 года. После этого Вена из Турции больше уже ничего не получала.

Коллекция хранилась течение многих лет, пока в декабре 1978 года наконец-то не был открыт Венский музей Эфеса в его современном виде внутри секции Нового дворца комплекса Ховбург. Посетителям представлен впечатляющий набор греческих барельефов и римских скульптур, которые когда-то украшали различные учреждения, включая обширные термальные ванны и Ефесский театр. Ряд архитектурных элементов создает впечатление о богато украшенных фасадах великолепных старинных зданий, а модель древнего города позволяет лучше понять соответствующее расположение объектов в топографии Эфеса.

Музей Эфеса в Вене ежегодно посещают два миллиона посетителей. А в Турции Эфесский музей это самый посещаемый туристический объект после Собора Святой Софии и Дворца Топкапы в Стамбуле. Кстати, за руинами нужен уход, нужна их реконструкция, а также восстановление древних памятников. Всем этим в Турции также занимаются современные австрийские специалисты, хотя эта их работа и почти незаметна.

Герострат и развод

Имя Герострата стало нарицательным.

Чувак жил в Эфесе и так хотел прославиться, что сжёг храм Артемиды и вошёл в историю.

Примечательно, что Герострат это первый в истории случай эффекта Стрейзанд, его имя приговорили подвергнуть забвению, но получилось в точности до наоборот.

Когда я был в Эфесе и ездил смотреть на колонну на месте храма, я разговорился с гидом-турком, который рассказал мне своё видение ситуации, которое неоднократно обсуждал со своими коллегами и вообще оно у них доминирующее.

Вот, кстати фото, как храм выглядит сейчас, скачал из вики, но видел это своими глазами

Итак, на дворе лето 356 г. до н.э. Стоит ночь. В ночи стоит храм Артемиды. Храм каменный, не особо горючий. В храме живут жрецы Артемиды, находятся там постоянно, так как храм ещё и выполняет функцию банка, весь общак культа Артемиды из этого региона, пожертвования хранятся там. Верхушка жрецов за этим общаком присматривает , пускает на нужды верующих, Артемиды и вообще использует в обороте.

Фактически храм Артемиды это офис крупного регионального банка с деньгохранилищем. Размеры этого офиса 600 на 400 метров.

И вот пастушок Герострат каким-то Макаром ночью проникает под крышу этого банка с изрядным запасом оливкового масла, которого хватило, чтобы облить деревянные балки по периметру храма. Периметр математически составляет пару километров, либо этот пастушок терминатор и таскал на себе сотню литров масла, либо деревяшки кто-то заботливо пропитал до него.

Храм сгорает, общак исчезает в пожаре, а руководству этого предприятия выделяют бюджет и сбор пожертвований на строительство нового храма, который они успешно реализуют и осваивают, храм вышел краше прежнего. Пастушка Герострата, сданного жрецами, долго пытают и ликвидируют, приговорив к забвению.

Итого: храм банк восстановлен, вклады сгорели, жрецы получили двойной профит, а виноватым под пытками назначили пастушка Герострата, чьё имя попробовали забанить.

В этой истории через века видно, что для обывателей эффект Стрейзанд оказался в этой истории куда занимательнее, чем явные бенефициары этого сжигания. Мастерски жрецы отработали, на века все обставили как надо. Об этом даже не особо пишут в учебниках истории, но только хитрые турки мотают на Ус их опыт.

Дубликаты не найдены

По поводу эффекта Стрейзанд слышал такой анекдот:

— . приговаривается к смертной казни. Так же суд повелевает забыть имя Герострата, сжёгшего храм Артемиды ради вечной славы!
— Но меня зовут Амвросий!
— Забыть Герострата!

я думаю, так примерно и было.

А я читал, что на самом деле поджигателя звали иначе, но специально распространяли другое имя, чтобы изначальное уж точно забыли.

Ответ на волшебный вопрос «Кому выгодно?» во все времена расставляет точки над i. )

Размеры этого офиса 600 на 400 метров.

С какого потолка или из какого пальца взяты такие цифры? Герострат сжёг второй храм, построенный на этом месте. Та же википедия утверждает:

Согласно проекту, здание храма имело 115 метров в длину и 46 метров в ширину

Третий храм был больше второго; 137 метров в длину, 69 метров в ширину и 18 метров в высоту.

пастушок Герострат каким-то Макаром ночью проникает под крышу этого банка с изрядным запасом оливкового масла, которого хватило, чтобы облить деревянные балки по периметру храма. Периметр математически составляет пару километров, либо этот пастушок терминатор и таскал на себе сотню литров масла, либо деревяшки кто-то заботливо пропитал до него.

Позанудствую немного — в жарком климате дерево высыхает качественно и горит как порох, а если еще и ветерок, то и никакого масла не надо, достаточно положить уголек где-то на балку.

Про масло в обвинительном заключении было, равно как и про возгорание по периметру

Думаю, что в храме не только драгметаллы были. Наверняка хватало всяких тканей и деревянной мебели. И таки да, вполне можно плеснуть в разных местах маслица и бросить пучок горящей травы или чиркнуть огнивом.

Там довольно влажный климат. И не такой жаркий.

Фактически храм Артемиды это офис крупного регионального банка с деньгохранилищем. Размеры этого офиса 600 на 400 метров.

Пупок то у древних не развязался бы от такого строительства?

На Яндекс карте размеры 100 на 50

А вот исторические документы говорят нам что второй храм был меньше третьего, а третий был 137х69 метров.

А что они говорят про первый?

Тот который был маленький, саманный, никого не устраивал и был перестроен в «куда больший второй, который позднее был сожжён Геростратом»?
И таки да, ну при всём желании не лезет.

Даже как в анекдоте про глобус и сову.

В комплекс зданий ещё можно поверить, в «одно» — нет.

Ну ок, но даже тот периметр это сотни метров, в одно рыло оливковым маслом не облить

С этим не спорю) Тем более что «лёгких» канистр тогда не было, что меха что кувшины — достаточно тяжёлые.

Я смотрел расчищенную площадку. Похожа на вашу фотографию места.

Может, он этому банку денег был должен? Вот и спалил.

Он бы физически один столько масла наверх не затащил

И это тоже, а ещё кожа, масло, благовония, все что нажито непосильным.

Три кожи, три благовония, масло оливковое, три.

Главное — сгорели все записи. Кто кому должен, чье это золото и т.д.

Минута славы в античности или как прославиться в Древней Греции (метод Герострата)

В древности не было пиар-менеджеров и люди прославлялись кто как мог. Кто то шёл в политику, кто то ораторствовал, иные шли в полководцы. Но что делать если ты слаб и тщедушен, жутко заикаешься, картавишь и интеллектом можешь блистать только среди шимпанзе? Для одного такого человека (в присутствии первых двух черт я не уверен) по имени Герострат ответ на вопрос «как прославиться на тысячелетия?» был очевиден: он решил уничтожить что-нибудь великое. Но что и как? Войска под его началом не было, да и силой он особо не выделялся. Но на его счастье (только на его) в его городе, Эфесе, был построен замечательный храм, одно из чудес света, а именно Храм Артемиды. Давайте сделаем лирическое отступление для того, чтобы описать его и понять НАСКОЛЬКО Герострат мог прославиться, уничтожив его.

Культ Артемиды в Эфесе возводился к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища:

VIII века до н. э.

середины VII века до н. э.

небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16 х 31 м.

В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н.э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).

Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Известно, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

Ширина храма Артемиды была 52 метра, длина — 105 м, высота колонн — 18 м. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.

Правда слава была весьма сомнительная.

Выражение «геростратова слава» стало крылатым, обозначая славу, равную вечному позору; постыдную известность человека, который прославился только путём разрушения того, что создано другими. Выражение существует в разных вариантах и словосочетаниях: «Геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата».

И ещё, этот случай один из первых так называемых эффектов Стрейзанд (англ. Streisand effect) — феномен, выражающийся в том, что попытка удалить определённую информацию приводит лишь к её более широкому распространению, часто (но не всегда) посредством сети Интернет (не в нашем случае). К примеру, попытка ограничения доступа к фотографии, файлу, тексту или числу (например, юридическими методами) приводит к дублированию данной информации на других серверах, появлению её в файлообменных сетях или иному тиражированию и распространению (для Герострата это были письменные источники разных историков, философов и ораторов).

Впрочем, Храм Артемиды воскрес. К началу III в. до н. э. он был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового храма выделил Александр Македонский (видимо почувствовал вину за то что именно в его день рождения сожгли чудо света и решил сделать из траурного дня праздничный, а то как то кисло выглядели горожане в его день рождения). Архитектор Александр Дейнократ (согласно Страбону, его звали Хейрократ), руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Читайте также  Собор рождества христова

В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.
Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.
Несколько лет потребовались английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.
В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Всё что осталось от некогда великого храма, одного из чудес света (передний план колонна).

Спасибо за внимание! Надеюсь, Вам было так же интересно, как и мне!=)

Герострат и слава Герострата: сожжение храма Артемиды Эфесской и история выражения

Герострат — уроженец греческого города Эфеса, которой в IV веке до н.э. сжег храм богини Артемиды, чтобы прославиться. В результате его имя было покрыто позором, но сохранилось в веках.

Фразеологизм слава Герострата означает дурную, но громкую славу, равносильную вечному позору. «Стяжать лавры Герострата» или «приобрести геростратову славу» — это значит прославиться дурными делами, уничтожением чего-то хорошего, созданного другими людьми.

Имя Герострата стало нарицательным — так можно назвать честолюбца, добивающегося славы любой ценой, либо вандала, который губит произведения искусства.

Забыть Герострата: сожжение храма Артемиды Эфесской

В греческом городе Эфесе в Малой Азии стоял великолепный храм Артемиды Эфесской. В 356 году до н.э. местный житель по имени Герострат (Ἡρόστρατος) поджег храм, и тот сгорел дотла.

Согласно преданию, в ночь пожара в Македонии родился царевич Александр — будущий завоеватель Александр Великий.

Под пыткой Герострат признался, что уничтожил храм, желая таким способом прославиться. Тогда безумца казнили и велели предать вечному забвению: суд под страхом смерти запретил произносить и записывать его имя.

Но изгладить память о Герострате не удалось. О его злодеянии рассказал историк того времени Феопомп. Со ссылкой на отрывки его сочинений об этом же писали в дальнейшем Страбон, Авл Гелий и Валерий Максим. Таким образом, Герострат добился своего — он получил дурную славу на тысячелетия.

Следующее желание славы соединено со святотатством. Ибо нашелся такой человек, которой для того вознамерился сжечь храм Дианны Ефесской, чтоб погублением оного наипрекраснейшего здания имя его известно сделалось во всем свете: которое впрочем неистовство мыслей показал он в пытке. Однако Ефесцы весьма разумно поступили в сем деле, истребив память того негоднейшего человека определением нарочным: которое конечно бы и погибло, ежели бы Феопомп по великому своему красноречию и разуму не внес оного в своих повествованиях.

Валерий Максим. « Достопамятные деяния и изречения » (Перевод Ивана Алексеева, 1772 год)

На пепелище храма жители Эфеса построили новый храм Артемиды Эфесской — он был еще великолепнее и считался одним из семи чудес света, сообщает Страбон. До нашего времени этот храм не сохранился, и мы можем лишь догадываться, как он выглядел.

Герострат и слава Герострата. Примеры употребления

Холоп венчанного солдата,
Благодари свою судьбу:
Ты стоишь лавров Герострата
И смерти немца Коцебу.
А.С. Пушкин. Эпиграмма на Стурдзу

О Потапенке ходят самые гнусные рассказы, кои по гнусности я и передавать не стану. Вообще мы стали популярны геростратически.
Александр Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову

«А что, если всем этим прославленным безумцам не чужд геростратизм? — задумался он. — Может быть, многие разрушают храмы только для того, чтоб на развалинах их утвердить свое имя?»
Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина»

Уильям Брайан приобрел геростратову славу в качестве судьи на пресловутом «обезьяньем процессе» в штате Тенесси, осудившем учителя Скоупса за нарушение закона, запрещавшего преподавать учение Дарвина американским школьникам.
А.И. Опарин. «Наука — враг догматизма» // «Наука и жизнь»

Он в ту пору был еще антимилитаристом и геростратовской славы создателя сверхоружия вовсе не жаждал.
Д.С. Данин. «Нильс Бор

Теляковский жадно накидывается на всякого, кто награжден шумом рекламы и славы, хотя бы геростратовой, вроде г. Мейерхольда…
Юрий Елагин. «Темный гений»

Неудивительно после этого, что при жизни Александра I истинный поджигатель Москвы Ростопчин отпирался от славы русского Герострата.
Александр Архангельский. «Александр I»

Вообразите: эфесский храм сгорел только по недосмотру пожарной службы, и чтобы это скрыть, сочиняют версию о поджоге, с запретом называть имя поджигателя. Такой версии обеспечен успех.
М.Л. Гаспаров. «Записи и выписки»

Кто поджог храм Артемиды и Рейхстаг?

Существуют легенды и исторические события, которые имеют некие незримые связи, проходящие через пелену времён. Эти связи красной нитью проходят через имена персонажей, героев и топонимов, о чём мы даже не подозреваем.
О чём это говорит ? Лишь о том, что всё в нашем мире взаимосвязано. Я бы сказал так, что существует определённая фатальность в исторических событиях. Есть и определённая связь в трагических событиях поджёга храма Артемиды Эфесской, гибели города Помпеи и поджоге рейхстага, несмотря на то, что эти события разновременные и далеко отстоят во временном пространстве относительно друг друга. Эти таинственные связи можно увидеть только в призме славянского языка, который сохранил в себе древнейшие ностратические корни.
Анализ слов ведётся по моей методике [3].

Легенда о Герострате

«В древнегреческом городе Эфесе находился величественный храм богини Артемиды. Молодой человек по имени Герострат, не имевший никаких особенных талантов, был чрезвычайно честолюбив и хотел, во что бы то ни стало прославиться и оставить свое имя в истории. Не надеясь прославиться добрыми делами или подвигами, Герострат решил прославить себя, разрушив то, что создано другими, заключив, что дурная слава — это тоже слава. А дурное дело, как известно — не хитрое. И чем большую гадостей сделать людям, тем сильнее тебя будут помнить. И он решил сжечь храм, который являлся гордостью не только города, но был одним из чудес света того времени.
Суд, узнав истинную причину его поступка, справедливо присудил после казни вычеркнуть имя Герострата из истории, чтобы ни у кого впредь не возникало подобных мотивов.
История про Герострата дошла до нас благодаря древнегреческому историку Феопомпу, и, увы!, таким образом, Герострат добился своей цели – хоть и позором, но увековечил свое имя.» [1]

Храм Артемиды в Эфесе

Рис. 1 Храм Артемиды в Эфесе

«Храм Артемиды является одним из семи Чудес Света. Он был построен в городе Эфесе в 5 веке до н. э. Артемида – богиня Луны, богиня плодородия, покровительница всего живого, от нее зависело семейное счастье и даже рождение детей. Величественный храм построен в ее честь.
Для строительства храма пригласили архитектора Херсифрона. Он предложил построить Храм Артемиды из мрамора. Херсифрон успел возвести стены и колонны. После неожиданной смерти Херсифрона завершали строительство его сын Метаген и зодчие Деметрий и Пеонит. Примерно в 450 году до н.э. было окончательно закончено строительство Храма Артемиды Эфесской.» [2]

Имя архитектора в славянской трактовке говорит нам о прекрасном виде храма Артемиды.

Xersifron – horoshj-front – хороший фронт (слав.)(пропуск t), где front > peredj – перед (слав.)(редукция p/f, d/n)

Поджог храма Артемиды

Легенда говорит о том, что поджог храма Артемиды совершил Герострат.
В нарицательном имени Герострата заключена страсть к поджогам.
Herostratos > geroj-strast – герой страсть (слав.)(редукция g/h, пропуск s)

На мой взгляд, вообще трудно представить, что кто-то мог в одиночку сжечь храм Артемиды, ведь храм Артемиды был целиком построен из мрамора. При поджоге могли пострадать отдельные сакральные предметы храма, подверженные горению, но не весь храм. Это не деревянное строение. Практически храм был разрушен готами. Поэтому, мне кажется что Герострат, напрасно был обвинён. Может быть, он даже участвовал в спасении храма от пожара как военный или пожарник, но пострадал от простого пиара.

История про Герострата дошла до нас благодаря древнегреческому историку Феопомпу и его имя говорит о том, что он был склонен к сенсациям и, возможно, умышленно исказил события.

Феопомп – pheopomp > pheno-pomp > vejanj- pomp – веяние помпа (слав.)( редукция v/ph, пропуск n)

pompa – торжественное шествие, процессия; блеск; ряд (лат.) > bomba – бомба (слав.)(редукция b/p)

Pumpe – помпа, насос, снаряд (нем.)

bombus – шум, гул (лат.) > bum-bum ! – бум-бум ! (слав.)
bombоs – шум, гул (греч.) > bum-bum ! – бум-бум ! (слав.)

Pompeji – г. в Кампании, в 79 г. н.э. засыпан лавой в результате извержения Везувия. В названии города Помпеи уже было заложено само трагическое событие.

Pompeji > bombeji — бомбы (слав.)(редукция b/p); peppelnj – пепельные (слав.)(редукция p/m, замена l/j)

Поджёг Рейхстага (Reichstagsbrand)

Интересно, что слово Рейхстаг имеет общие корни с именем Герострат.

Рейхстаг — Reichstags > reich –stags > car-stojkij – царь-стойки (слав.)(инв. reich, редукция c/ch, k/g), то есть «царское строение», «храм».

«27 февраля в 22 часа берлинские пожарные получили сообщение, что здание Рейхстага горит. Несмотря на все усилия пожарных, здание было охвачено огнём. Только в 23:30 пожар был потушен, а в горящем здании был задержан голландец Маринус Ван дер Люббе, бывший независимый коммунист.» [Википедия]

Коммунист Люббе был склонен к авантюрам, но вряд ли он в одиночку мог поджёчь Рейхстаг. Скорее всего, его просто использовали нацисты для прикрытия отряда штурмовиков во главе с Карлом Эрнстом, которые разлили в здании бензин и подожгли его.

Люббе – 1) lubbe – любый > bblijnj – ближний (слав.)(инв. lubb); 2) bujvol/bul !/bum ! – буйвол/буль !/бум ! (слав.)( инв. lubb; 3) bmbila- бомбила (слав.)(инв. lubb, пропуск m)

В заключение хотелось бы сказать о слове «пиар», которое из аббревитуры ПР (PR) превратилось в отдельное слово со значением «поджога».
Формально слово «пиар» имеет два значения: 1) пропаганда, реклама; 2) ложь, обман, фальсификация, но со временем появился и третий смысл:

пиар — PR = Public Relation — связь с общественностью (англ.) > pyr – огонь (греч.)/pil – пыл (слав.)(редукция l/r), где «пиар» разжигает страсти.

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ — Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: