Храм рождества христова в вифлееме

Храм Рождества Христова в Вифлееме – расположенная на территории Палестинской автономии действующая церковь, построенная прямо над пещерой, где появился на свет Иисус. Здание, возведенное почти полторы тысячи лет назад, дошло до нашего времени с незначительными изменениями.

Храм рождества христова в вифлееме

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова (Church of the Nativity)

Храм Рождества Христова в Вифлееме – расположенная на территории Палестинской автономии действующая церковь, построенная прямо над пещерой, где появился на свет Иисус. Здание, возведенное почти полторы тысячи лет назад, дошло до нашего времени с незначительными изменениями.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Храм Рождества Христова

История храма Рождества Христова в Вифлееме

Время, природа и люди отнеслись к храму Рождества Христова бережно, особенно если сравнивать его историю с судьбами других религиозных объектов на Ближнем Востоке. Первый вариант базилики был возведен византийским императором Константином I по просьбе его набожной матери Елены примерно в 30-е годы IV в. С именем этих государственных деятелей вообще связано много важных для христианства фактов. Елена санкционировала раскопки в Иерусалиме, во время которых были обнаружены Гроб Господень и Животворящий Крест – основные христианские святыни.

В 529 году здание все-таки сгорело, но это был единственный серьезный пожар за многие столетия. Через 2 года по распоряжению императора Юстиниана начались восстановительные работы, в результате которых появился современный храм. Еще через 100 лет на землю Вифлеема вторглись агрессивно настроенные персы. Спасла храм мозаика, изображавшая Поклонение волхвов, персов по происхождению. Пораженные реализмом этого произведения, захватчики не тронули церковь. Пощадили ее и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В Средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, при этом часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.

Значение храма для христиан

Насколько верно императрица Елена выбрала место для базилики, не знают даже досконально изучившие вопрос христианские теологи. В религиозных текстах этого периода в качестве места рождения Христа указываются и другие окрестности Вифлеема, и даже точки в самом городе. Считается, что Елена сначала просто пыталась сберечь пещеру для потомков, но довольно быстро базилика стала местом постоянных богослужений для паломников. В общем, уверенность в выборе места – это скорее плод общественной договоренности, нежели достоверные факты, что не мешает христианам всех конфессий с замиранием сердца ожидать наступления Рождества и торжественного богослужения в Вифлееме.

Ветви христианства и храм

Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова в Вифлееме. Православным достался главный алтарь, католикам – маленькая часовенка Придел Яслей, построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения. Богослужения в церкви не прерывались, кто бы ни был у власти в Палестине. Армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма. Армянская, православная и католическая церкви вместе управляют храмом, содержат свои монашеские общины в пристройках к нему. Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.

Главные святыни

Внутри храма Рождества Христова есть несколько объектов древнего и недавнего происхождения, привлекающих особое внимание туристов.

Звезда Рождества

В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.

Чудотворная икона Божьей Матери

Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.

Ясли Христа

Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба. Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января. Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.

Архитектурные черты храма

Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.

Интерьер церкви

Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.

Информация для туристов

Попасть в храм Рождества Христова можно через западный вход, или Врата смирения, ниже человеческого роста. Как показывают следы на каменной кладке, первоначально вход был в два раза выше и намного шире, но затем его частично замуровали. Туристы проходят в храм с 10 до 18 часов, чтобы не помешать службам.

Как добраться

Христианские паломники часто останавливаются в монастырях, примыкающих к храму. Туристы обычно отправляются в Вифлеем из Израиля. Напрямую от Иерусалима до Вифлеема всего 8 км, но из-за разных статусов территорий путешествие будет довольно долгим. С собой обязательно иметь загранпаспорт, поскольку граждан Израиля в Палестине не жалуют. От Дамасских ворот Иерусалима, сооруженных в XVI веке, отправляется автобус № 21, который идет до конечной остановки около 40 минут. В пути возможна задержка на КПП, где у местных жителей проверяют паспорта. От станции нужно двигаться в направлении площади Мангер, рядом с которой расположен храм.

Правила безопасности

По отзывам путешественников, городские районы Палестины достаточно безопасны, регулярно патрулируются военными и полицией. Если вы путешествуете самостоятельно, в одежде достаточно придерживаться правил, которые и так выполняют паломники: женщинам желательно покрывать головы, не обнажать колени и плечи, мужчинам не ходить в шортах. На то, как одеты члены организованных туристических групп, никто особого внимания не обращает. Питаться лучше на израильской территории – санитарные нормы в кафе и ресторанах там соблюдаются более тщательно, чем в Палестине.

Храм Рождества Христова в Вифлееме: место, где родился Спаситель

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.

Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года

Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.

Внутренний вид храма

Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.

Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества

В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.

Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.

Читайте также  Площадь зимнего дворца

Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.

Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.

Храм Рождества Христова (Вифлеем)

Мiръ Палестина Храм Рождества Христова (Вифлеем)

Храм Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI—VII вв. — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Византийский период
    • 1.2 Период крестовых походов
    • 1.3 Османский период
  • 2 Архитектура
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Где остановиться
  • 7 Фото
  • 8 Видео

История [ править ]

Византийский период [ править ]

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов.

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов [ править ]

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.[6]

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период [ править ]

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Архитектура [ править ]

Базилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта — 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.

Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.

Святыни [ править ]

Пещера Рождества Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.

Вифлеемская икона Божией Матери На иконе изображена Дева Мария, которая улыбается, прижимая к себе младенца Иисуса Христа. Икона уникальна и считается чудотворной, наравне с иконой Владимирской Божьей Матери и иконой Казанской Божьей Матери на Руси.

• Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма)

• Гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям)

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq)

Проезд: По Хевронскому шоссе в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300 Далее прямо, а на развилке налево. Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании.

Где остановиться [ править ]

  • Дом паломника в Вифлееме

В свете наметившейся стабильности и дальнейшего урегулирования ситуации в Палестине, Русская Православная Церковь открыла в Вифлееме дом паломника «Pilgrim Residence», выражая надежду на возможность дальнейшего мирного сосуществования народов Святой Земли.

Дом паломника в Вифлееме находится в 200 метрах от великой христианской святыни – храма Рождества Христова. Благодаря такому расположению гости каждое утро имеют возможность молиться за Божественной литургией в пещере, где родился Господь Иисус Христос.

Гостиница создает все необходимые условия, чтобы каждый паломник, посещающий Святую Землю, почувствовал радушие и гостеприимство Святого града Вифлеема и надолго сохранил в сердце радость Рождества Христова.

Построена гостиница в 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Вблизи великой христианской святыни Резиденция предоставляет для удобного и безопасного проживания:

  • 62 стандартных номера для размещения от 1-го до 3-х человек.
  • 8 люксов для проживания особо важных персон.
  • Президентский люкс с джакузи, лифтом и рабочим кабинетом.

Поселение в Дом паломника в Вифлееме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии.

Адрес: Pilgrim Residence. 73, Milky Grotto Street, Bethlehem.

Почтовый адрес: Pilgrim Residence. 73, Milky Grotto Street, Bethlehem, Palestine P.O.B.436

Телефоны: +972 (2) 276-60-40, факс: +972 (2) 276-60-41; +972 (2) 625-00-94 (Паломническая служба Русской Духовной Миссии).

Фото [ править ]

«Врата смирения» — основной (западный) вход в базилику (обычному человеку можно войти только склонив голову)

Литургия в пещере Рождества

Алтарь Рождества в пещере Рождества

Место Рождества Христова

Чудотворная православная Вифлеемская икона Божией Матери

Церковь Рождества Христова над пещерой в Вифлееме – святыня с многовековой историей

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Храм Рождества Христова в Вифлееме – действующая церковь на территории Палестинской автономии, построенная над пещерой, где появился на свет Иисус Христос. Здание, возведенное полторы тысячи лет тому назад, дошло до нашего времени почти в неизменном виде и стало объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Взгляд сквозь века

Скромное здание в Палестинской провинции привлекало взоры могущественных монархов и патриархов. Его громили и грабили враги веры Христовой, украшали и восстанавливали благочестивые люди.

Первую базилику (прямоугольную постройку, внутри которой ряды колонн образуют помещения – нефы) над пещерой возвели по желанию царицы Елены, матери первого христианского царя Константина, через 300 лет после рождения Иисуса.

Археологические изыскания, проведенные царицей, обнаружили Гроб Господень, Крест Господень и гвозди, которыми Спасителя прибивали к кресту.

Царица пышно украсила базилику, а император Константин лично доставил туда драгоценные украшения и дорогие завесы.

Базилику царицы Елены, простоявшую 200 лет и уничтоженную пожаром, заново выстроил православный христианин, император Юстиниан. Это здание и сохранилось до наших дней.

Войны за Святую Землю

Войны за Святую Землю сменяли одна другую. В 629 году Вифлеем оккупировали персы, которые уничтожили христианские сооружения, но оставили невредимым храм Рождества Христова. Захватчики увидели на стене храма золотую мозаику с изображением волхвов в персидских одеждах с драгоценными дарами для Богомладенца, что и остановило их.

Читайте также  Мечеть султана кабуса маскат

В 1009 году Вифлеем захватили мусульмане, но и они не разрушили храм, отделив южную часть здания для мечети. До 1187 года базиликой владели крестоносцы, затем ее заняла армия султана Салах Аддина, повелителя Египта, и в 1244 году Вифлеем вошел в состав Малелюкского Египта.

В 1500 году Вифлеем завоевали турки-османы, и XVI-XX века Вифлеем и Иерусалим входили в Османскую Империю. В 1922 году Вифлеем перешел под влияние Великобритании, а с 1947 года с образованием государства Израиль Вифлеем и Иерусалим – особые районы под юрисдикцией ООН. С 1995 года Вифлеем – столица Палестинской автономии со 180-тысчным населением.

Боевики в храме Рождества Христова

В 2002 году храм Рождества захватили боевики-радикалы, которые укрылись там от израильской армии. Совершившие в Израиле теракты бандиты сочли, что храм, похожий на крепость, – хорошее убежище.

Мирных жителей и монахов францисканского монастыря, оказавшихся в храме, боевики объявили заложниками. Переговоры, длившиеся три недели, завершились мирным соглашением. Боевиков выслали за границу, а мирные жители и монахи вознесли молитвы за свое освобождение.

Вифлеем – место, где родился Христос

Храм Рождества Христова, построенный в Вифлееме на месте рождения Христа, строили не столько для богослужений, сколько для того, чтобы верующие собственными глазами увидели место рождения Спасителя.

Храм состоит из двух частей – Пещеры Рождества (Вертепа) и стоящей над ним церкви Рождества Христова.

Самая древняя церковь в Палестине

Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова, внешне выглядит сурово и похожа на крепость. Здание длиной 50 и шириной 25 метров, выложенное из невзрачного серого камня, не соотносится с образом христианской церкви. Об этом напоминает только небольшая светлая колокольня над одним из монастырей и кресты на крыше.

Перед храмом – небольшая площадка, выложенная каменными гладкими плитами. Площадка окаймлена забором с чугунными решетками. Возле стен – одинокие южные деревья.

Христианские общины храма

Вокруг – постройки христианских общин:

  • монастырь Святой Троицы армянской общины;
  • православный монастырь святого Георгия Победоносца;
  • храм святой Екатерины католиков-францисканцев.

Католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей Пещеры Рождества. Главный алтарь – у греческой церкви. Армянская апостольская церковь служит в приделе Трех Царей. Ключи от входа в храм – у представителей греческой православной Церкви, которой принадлежит базилика Рождества Христова.

Представители трех разных ветвей христианства, сосуществующие в храме, содержат свои монастыри и празднуют Рождество в разные дни:

  • 7 января – православные христиане;
  • 25 декабря – католики;
  • 19 января – армянские христиане.

Внутреннее убранство

В здании, сложенном из каменных глыб, всегда прохладно. Справа и слева – ряды из 44 потемневших от времени колонн, разделивших храм Рождества Христова на 5 нефов. Колонны, сделанные из розового известняка, когда-то украшенные золотом и росписью, тщательно отполированы и блестят, будто мраморные.

На одной колонне – лик Христа, глаза которого кажутся порой закрытыми, а порой – открытыми. Другая колонна примечательна тем, что хранит на поверхности 5 отверстий в виде креста, из которых якобы вылетел рой пчел и прогнал отряд сарацин, устроивших в храме конюшню для лошадей.

Внутри церкви нет окон: искусственное освещение сумрачно, так что создается впечатление, будто человек входит в пещеру.

Стены облицованы мрамором и покрыты средневековой золотой мозаикой. Здесь находится стол, на который волхвы возложили дары, принесенные Богомладенцу.

Пол, облицованный мрамором, местами хранит древние фрагменты с мозаикой. Паникадила подарены русскими царями Александром III и Николаем II. В царской России сделаны и колокола. Простой иконостас, привезенный из Греции в XVIII веке, позднее украсили роскошной позолотой.

Святыни и мощи

Врата смирения – главная дверь высотой 120 см названа так, потому что, вступая сюда, человек должен наклониться. Низкий вход христиане сделали во времена турецких завоеваний, чтобы захватчики не въезжали в святое место верхом на лошади.

В Пещеру Рождества, находящуюся под алтарем, ведет древняя лестница. В Вертепе площадью 32 кв. метра холодно: здесь скрывались от непогоды пастухи.

На иконах Рождества Святое семейство окружили волы, овцы и ослы, согревающие людей своим дыханием. В этой обстановке, полной лишений, появился на свет Богомладенец.

Сегодня в пещере уютно: стены задрапированы дорогими тканями, повсюду лампады и свечи. Кормушка для скота, ясли, ставшие первой колыбелью Христа, первоначально сделанные из глины, заменили на золото и серебро, обрамленные мрамором.

Рядом со спуском в Пещеру – чудотворная икона Божьей Матери или «Улыбающаяся Богородица». Автор иконы апостол Лука изобразил Марию улыбающейся: Богородица еще не знала о грядущем распятии своего сына.

Оклад иконы украшен приношениями людей, исцеленных ею: колечки, браслеты и цепочки из драгоценных металлов. За каждой вещицей – свершившееся чудо, чье-то счастье, дарованное Святой Марией и Её Божественным Сыном.

Молочный грот – большая пещера неподалеку от храма, где Святое семейство скрывалось от воинов Ирода, получивших приказ найти и убить Младенца Иисуса. Когда Божья Матерь кормила Младенца, капли молока упали на землю, и своды пещеры внезапно побелели.

Известняк со стен грота паломники соскабливают, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что бесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерей прибавляется молока.

Грот украшает икона «Млекопитательница», рядом – многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами. Стены испещрены надписями счастливых родителей.

Пещера Вифлеемских младенцев, где погибли 14 тысяч мальчиков возрастом до 2 лет и их родителей. Ослепленный страхом за власть царь Ирод, узнав о рождении Спасителя, приказал заколоть малышей, в надежде, что среди них окажется и новорожденный Христос.

Христа спасло бегство Святого семейства в Египет по совету Ангела. Вифлеемские младенцы – первые мученики за Христа, большая часть останков перенесена в Константинополь, часть останков – в Пещере.

Звездой Рождества пометили место рождения Спасителя. В мраморный пол пещеры, где Мария родила своего сына, вмонтировали 14-конечную серебряную звезду (столько остановок сделали мучители Иисуса, когда вели Его на Голгофу для распятия).

Звезда окружена 15 серебряными лампадами, представляющими христианские общины: 6 – греческих, 4 – католических и 5 лампад – армянской церкви. Здесь ежедневно проводят богослужения.

Видео: поездка в храм над пещерой Рождества Иисуса Христа

ЭКОНОМИЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Лучшие путешествия без лишних затрат.

  • Главная
  • Таиланд
  • Египет
  • Турция
  • Греция
  • Япония
  • Германия
  • Испания

Храм Рождества Христова в Вифлееме: экскурсия

Речь пойдет о продолжении экскурсии из Шарм эль Шейха в Израиль. Дело в том, что, хотя Вифлеем – это уже Палестина, но он фактически граничит с Иерусалимом. В нашей короткой экскурсии мы посетили в Вифлееме только Храм Рождества Христова (Базилика Рождества Христова) и конечно же, магазин, в котором можно купить за любую валюту (и рубли, в том числе) сувениры, связанные с Храмом Рождества и с Вифлеемом. Кроме того, нас накормили вполне приличным обедом.

История появления и «жизни» Храма Рождества Христова

Храм Рождества Христова построен на месте рождения Иисуса Христа.

Как и Храм Гроба Господня, этот храм был возведен при участии Елены – матери императора Константина – где-то в 330-х годах. Затем он неоднократно перестраивался и ремонтировался после пожаров и землетрясений.

Интересно, что от набегов врагов он особенно не пострадал. Объясняется это по-разному. Например, считается, что завоеватели персы не стали разрушать Храм потому, что увидели мозаику, изображающую Богоматерь с младенцем на груди и поклонение волхвов (их соотечественников); уважили предков.

А мусульмане, в общем-то, почитали место рождения Христа, поэтому тоже не разрушили ничего, завоевав город в начале ΧΙ века. Правда, не всегда мусульмане с достаточным почтением относились к христианской святыне; они имели обыкновение въезжать в храм на лошадях.

Из-за этого большие ворота были заменены нынешней маленькой калиточкой («Врата смирения»), в которую можно войти, только склонив голову.

Есть и другая легенда, связанная с отражением неприятеля. В храме есть мраморные колонны с росписью; них есть небольшие отверстия в виде креста. Когда очередные варвары ворвались в храм, из отверстий вылетели рои пчел и начали жалить богохульников; те вынуждены были позорно бежать.

Внутреннее убранство Храма

В центре храма расположена Пещера Рождества, в которую можно спуститься по широким ступеням.

В неглубокой нише – алтарь. На полу – серебряная звезда с надписью: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» («Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа»).

Рядом с пещерой находятся ясли – место, куда Мария положила младенца после рождения; сейчас там лежит кукла. Ближе к южному входу находится Вифлеемская икона Божией матери, высокочтимая православными.

Экскурсия получилась очень насыщенная и интересная, и не только в связи с теми уникальными местами, где удалось побывать, но и во многом, благодаря Александру – нашему гиду. После возвращения в Иерусалим, он с нами попрощался, и мы покатили опять к Мертвому морю.

Но в связи с тем, что автобус, по разным причинам опаздывал (на границе надо быть в определенное время), некоторые люди успели только слегка окунуться в это море; после него надо же еще отмываться; я вообще не пошел, тем более, оказалось, что раздевалка у них не закрывается, как оставлять вещи непонятно.

Обратно границу прошли быстро, и, подождав немного автобус и людей, покатили назад. К отелю приехали, где-то, в час ночи.

Рекомендации для туристов

Считаю, что для первого знакомства со святыми местами однодневная экскурсия из Шарм эль Шейха в Израиль (Иерусалим, Вифлеем, Мертвое море) — оптимальна.

Для боле обстоятельного ознакомления существует двухдневная экскурсия (смотри статью «Экскурсии в Египте»). У Пегаса анонсировался одно время вариант тура Таба – Израиль: прилет в Табу, затем 5 дней в Израиле, потом 4 дня отдыха в Табе ( как из Москвы, так и из Ростова. Цена такого тура, конечно, дороже раза в два, но интересно; правда, потом он не стал фигурировать у Пегаса.

Вы можете вернуться к предыдущей статье, где рассказано о первой части этой экскурсии (Иерусалим, Храм Гроба Господня).

Храм Рождества Христова в Вифлееме

ВИФЛЕЕМ

Вифлеем – город на западном берегу реки Иордан, расположенный в 9 км к югу от Иерусалима, находящийся под управлением Палестинской национальной администрации.

Название Вифлеем в переводе с иврита «дом хлеба» (Бе́йт-Ле́хем), арабы называют его «домом плоти» (Бе́йт-Ла́хм), ветхозаветное название города Ефрафа – «плодоносный». Все три названия означают «обилие, богатство, плодородие».

Вифлеем – город, в котором каждый уголок святыня. Один из древнейших городов мира, первые упоминания о нем относятся к XIV веку до н.э. Согласно ветхозаветной первой книге Царств, в Вифлееме родился и был помазан на царство царь Давид, поэтому его называют городом Давидовым.

Читайте также  Памятник мигелю де сервантесу

Согласно Евангелию, Вифлеем является местом рождения Иисуса Христа, и почитается у христиан, как второй по святости город после Иерусалима. Храм Рождества Христова в Вифлееме – величайшая святыня христианского мира. Сюда приезжают с просьбами о помощи, и с благодарностью за исцеление. «Храм Яслей», как его еще называют, – построен над пещерой Рождества, где согласно Евангелию, Дева Мария родила младенца Иисуса.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Как же получилось так, что Иосиф с Девой Марией, которая была на последнем сроке беременности, оказались в Вифлееме? Дело в том, что в те времена в далеком от Иудеи Риме решили переписать всех подданных, чтобы знать точное количество налогоплательщиков. Согласно повелению кесаря Августа, при проведении переписи населения Иудеи, каждый должен был явиться и зарегистрироваться в том городе, откуда он родом.

Поэтому старцу Иосифу, бедному потомку царя Давида, и Деве Марии, принадлежавшей к тому же роду по отцу своему Иоакиму, ничего не оставалось делать, как направиться из Назарета в город Давидов, именуемый Вифлеемом.

Когда поздно вечером Иосиф с Марией прибыли в Вифлеем, то свободных мест в гостинице не осталось. В библейские времена вокруг города простирались пастбища, где пастухи пасли овец и коз. Чтобы укрыться от дождя и зноя они вырубали в скалах пещеры, в которые загоняли свои стада в плохую погоду. В одной из таких пещер, в так называемом «вертепе», и нашло приют в ночь под Рождество Святое семейство.

И вот в этом самом месте настало время Богородице родить. И родила Богородица младенца Иисуса, спеленала его и положила в ясли на сено. Сейчас уже мало кто знает, что такое ясли на самом деле. Трудно себе представить, что первой колыбелью для новорожденного Иисуса стала кормушка для скота (ясли).

Здесь и нашли младенца пастухи, посланные ангелом. Позднее сюда прибыли, ведомые Вифлеемской звездой, волхвы (мудрецы) с востока, чтобы поклониться Царю Иудейскому, и преподнести ему свои дары: золото, ладан и смирну.

ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

История храма

С первых веков христианства Вифлеем был в особом почтении у паломников, тысячи людей приходили для поклонения к месту рождения Божественного младенца. Но римский император Андриан, препятствуя христианам собираться на месте Рождества Христова, поставил на святом месте статую Адониса. Святая равноапостольная царица Елена, по прибытию в Вифлеем, очистила святые места от идолопоклонства и украсила «пещеру Рождества» драгоценным мрамором.

В середине 320-х годов царицей Еленой, по указанию императора Константина Великого, над местом рождения Иисуса Христа был заложен Храм Рождества Христова. Его освящение состоялось в 339 году. К сожалению, первых храм, построенный Еленой и Константином, был уничтожен пожаром в 529 году, в ходе восстания самаритян.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении храма. По приказу Юстиниана строительство нового храма началось в 531 году. В результате храм был не только восстановлен, но и значительно перестроен и расширен. И с тех пор богослужение в нем практически не прерывалось.

Поразительно, но храм Рождества Христова вот уже в течение почти 15 веков ни разу не был разрушен, а только обрастал пристройками. Время, природа и люди отнеслись к нему весьма бережно, в отличие от других христианских святынь на Ближнем Востоке. Со времени его строительства Юстинианом в главных очертаниях храма и его архитектуре больших изменений не произошло. О чем свидетельствуют многочисленные воспоминания паломников разных времен.

Примечательно, что построенный Юстинианом храм, чудесным образом не пострадал и во время персидского нашествия на Святую Землю (612 – 629 годы), в то время как другие христианские святыни были «стерты с лица земли». Согласно преданию, при строительстве первого храма, царица Елена распорядилась украсить западную сторону его фасада мозаикой, на которой была изображена сцена поклонения Волхвов (персов по происхождению) и Богоматерь с младенцем на руках. Персы были поражены сюжетом, изображающим их соотечественников, и из-за благоговения перед предками сохранили храм. К сожалению, сама мозаика до наших дней не сохранилась.

Пощадили храм и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, и часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.

Интерьер храма

Снаружи храм облицован тесаным камнем и по внешнему виду больше напоминает крепость, с расположенной прямо перед ним площадью (площадь «Яслей»). О том, что это христианский храм свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.

Когда-то в храм Рождества Христова вели три входа, в дальнейшем два из них замуровали. Впоследствии и в последнем оставшемся входе оставили только узкий проход (высотой – 1,2 м, шириной 0,8 м), а все остальное пространство заложили камнями. Чтобы исключить возможность въезда в храм верхом на лошадях, верблюдах или ослах, а так же в целях защиты храма от разграбления во время вражеских набегов. В настоящее время о первоначальных размерах входа можно судить по сохранившимся очертаниям арки. Сегодня невозможно войти в храм, не склонив головы, поэтому вход в него еще называют – «Вратами Смирения».

Если первый храм, построенный Еленой и Константином, в общих чертах повторял храм Гроба Господня, то одной из запоминающихся особенностей храма, построенного Юстинианом, стали 4 ряда колонн (по 10 в каждом) из розового вифлеемского мрамора. В XII веке крестоносцы украсили колонны коринфскими капителями.

В верхней части колонн можно увидеть росписи, обнаруженные совсем недавно в 2018 году в ходе реставрационных работ, выполненные горячим воском (энкаустика). Росписи относятся к XII веку и изображают различных святых, причем как католических, так и православных, и ветхозаветных.

Долгое время искусствоведы не могли понять, по какому же принципу эти колонны расписывались иконописцем. Впоследствии выяснилось, что это были заказы богатых паломников, которые могли позволить себе заказать изображение любимого ими святого. А поскольку в XII веке разделение на католиков и православных только-только произошло, то одинаково почитали и тех и других святых.

В XII веке все стены храма были украшены знаменитой вифлеемской мозаикой, от которой сегодня остались лишь фрагменты. По левой стороне храма на мозаичной панно были изображены все Решения Поместных Церковных Соборов. В верхнем ряду мозаики изображены ангелы, идущие к пещере Рождества.

По правой стороне храма сверху на мозаичной панно были изображены все Решения Вселенских Церковных Соборов. В нижнем ряду были изображены все святые, перечисленные в главе 1 Евангелия от Матфея, – родословие Иисуса Христа.

От первого храма, построенного Еленой и Константином, в современном храме лучше всего сохранились полы. Фрагменты мозаики, которых можно разглядеть и сейчас, через деревянные крышки люков.

Ветви христианства и храм

Храм находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско – католической церкви. Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили его между собой:

  • главный алтарь, устроенный над местом рождения младенца Иисуса, принадлежит грекам;
  • маленькая часовенка «придел Яслей», построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения – католикам;
  • армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма.

Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.

В пристройках к храму православная, армянская и католические церкви содержат свои монашеские общины. С юго-западной стороны к храму Рождества примыкает армянский монастырь Святой Троицы, с юго-восточной – православный греческий монастырь Георгия Победоносца. Через небольшую боковую дверь из храма можно попасть во внутренний дворик францисканского монастыря святого Иеронима и церкви Святой Екатерины, главного католического прихода в Вифлееме.

Главные святыни храма

Пещера Рождества – согласно Евангелию именно в этом месте родился Иисус Христов. В пещеру ведут 2 лестницы – южная и северная. Как правило, паломники спускают по южной лестнице, а поднимаются по северной.

Место рождения Иисуса в пещере Рождества обозначено 14-ти конечной серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую. Внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» (Здесь Девой Марией рожден Иисус Христос).

В южной части пещеры Рождества, слева от входа, располагается «предел Яслей», обозначающий место, которое служило младенцу Иисусу колыбелью. Подлинная кормушка для скота (ясли) в которую Богородица положила новорожденного Иисуса, были вывезены крестоносцами в Рим, а оттуда в Ватикан. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад.

Чудотворная икона «Вифлиемской Божьей Матери» – единственное изображение Богородицы, на котором она улыбается. Второе название иконы – «В радости». Считается, что улыбка Пресвятой Богородицы сулит молящимся перед ней надежду на помощь, заступничество и исцеление от недугов. Икона располагается с правой стороны от южного входа в пещеру Рождества.

Историки приходят к выводу, что икона «Вифлиемской Божьей Матери» была написана на Руси, но вот только кем и когда доподлинно не известно. В конце 19 века, от имени царской семьи икона была преподнесена в дар Храму Рождества Христова в Вифлееме, в честь чудесного исцеления великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

Примечательно, что оклад чудотворной иконы изготовлен из парчового платья княгини Елизаветы Федоровны (святой преподобной мученицы Елизаветы), усыпанного бриллиантами и другими драгоценными камнями.

Пещера Вифлеемских младенцев (святых мучеников), находится напротив пещеры Рождества. Согласно, Евангелию от Матфея, услышав от волхвов весть о рождении нового царя Иудейского, Ирод понял эти сзал убить всех младенцев мужского пола в возрасте от 2-х лет и ниже в Вифлееме и во всех пределах его. Это событие известно в истории как «избиение младенцев». Сегодня мощи Вифлеемских младенцев считаются святыми, им молятся женщины, чьи дети умерли в младенчестве и те, кто делали аборты.

В Храме Рождества принято молиться в основном о здравие. Записки с именами родных можно оставить у правого входа в пещеру Рождества, там есть небольшая церковная лавка, записки принимает греческий монах, который говорит по-русски.

Сегодня Храм Рождества Христова в Вифлееме, наряду с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме, является один из двух главных христианских храмов Святой Земли.

В 2012 году храм Рождества Христова в Вифлееме был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: