Зимний дворец и Эрмитаж это одно и то же. Или нет?

История дворцов Марли и Эрмитаж. Интерьер и экскурсия по дворцам.

Последние сооружение, возведенное по проекту они Иоганна Браунштейна при жизни Петра Великого, это дворец Эрмитаж. Удивительно, что Эрмитажем названо такое маленькое сооружение. Мы привыкли к тому, что государственный Эрмитаж в Петербурге это колоссальный музей, самый длинный по протяженности в мире.

Но дело в том, что слово «эрмитаж» означает «Хижина отшельника». Так все- таки Зимний дворец и Эрмитаж это одно и то же, или? Нет, это совершенно разные строения, вернее даже это несколько строений.

В Европе Эрмитажи служили для уединения хозяина усадьбы, для спокойного созерцания и возвышенных мыслей. Поэтому строились они в глубине сада, на границе дикого леса. В России же Эрмитажи строились для веселых пирушек и развлечений. Это то место, где царь мог находиться в кругу самых близких самых дорогих людей. И в этом узком кругу можно было не соблюдать особенно строго правила придворного этикета.

В Петергофе в 1725 году был построен первый в России Эрмитаж, потом в 1753 году возвели Эрмитаж в Царском Селе , несколько в Подмосковье, и только в 1764 во флигеле Зимнего дворца , Малом Эрмитаже, расположили частную коллекцию картин Екатерины II, которая и дала название всему музею.

Эрмитаж в Петергофе, маленький двухэтажный дворец, помещен на маленьком островке, который окружен рвом наполненным водой, а стены рва выложены из кирпичей. Когда-то, в Петровские времена, мост был разводным, это подчеркивало идею, что здесь монарх может отдыхать и его никто не побеспокоит.

Внутри Эрмитажа есть вещи еще более диковинные. Там всего две залы: на первом этаже буфетная, а на втором столовая. Подниматься с первого этажа на второй гостям приходилось не по лестнице, а в некоем подобии лифта. Что представлял собой лифт, это было кресло, которое поднималось наверх по специальному брусу. Гость садился в это кресло, и оно потихоньку ехало на второй этаж. Сам большой стол, за которым сидели обедающие на втором этаже, тоже состоял из многих сегментов, и они тоже могли опускаться и подниматься. А блюда можно было заказывать при помощи записочек.

Эрмитажем пользовались разные царствующие особы в XVIII веке, пока в самом конце столетия на престол не взошел Павел Петрович. С ним произошли казусная история. Приехав сюда, он вошел во дворец, сел в кресло подъемника, которое потихоньку стало подниматься и застряло между этажами. Павел страшно разгневался, приказал кресло изрубить, механизм уничтожить и построить нормальную лестницу.

Сейчас в Эрмитаже можно увидеть обстановку праздничной обеденной залы и картины европейских художников XVII века. Дворец открыт с 10.30 до 18.00 с конца апреля до середины октября, но закрывается, если на улице идет дождь. Стоимость билетов 250 рублей, для студентов и пенсионеров 150 рублей, дети до 16 лет проходят бесплатно.

Дворцы Петергофа. Марли.

Еще один крошечный дворец, Малый Приморский покой или Марли, расположен в западной части Петергофского парка. Это уникальное архитектурное сооружение петровского времени, которое дошло до нас в абсолютно неизменном виде.

Дворец знавал разные времена, в частности он был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны, но сейчас он восстановлен именно таким, каким его завершил в 1724 году и сдал государю, архитектор Иоганн Браунштейн. Марли расположен в непосредственной близости от моря, здесь все время дует свежий прохладный ветерок.

Почему же он так называется? Дело в том, что в 1717 году Петр Великий побывал во Франции и отмечал свой день рождения в королевской резиденции, которая называлась Марли ле Руа. В память об этом событии царь назвал «Марли» свой Малый морской покой.

Строительство шло с приключениями. Сначала дворец замышлялся как одноэтажный. И хотя дворец был уже возведен под крышу, Петр решил, что его размеры не соответствует размерам пруда, который располагается перед дворцом. Поэтому император повелел достроить второй этаж и сделать особенную высокую крышу. Дворец со всех сторон окружен искусственными водоемами. Они населены особыми дрессированными рыбками, которые приплывают на звон колокольчика.

Давайте попробуем заглянуть внутрь. О личности Петра Великого можно спорить, он был человек разнообразный, бесспорно одно, человека такой энергии, человека наделенного таким талантом управления, такой волей, на русском троне не было, ни до, ни после. О нем иногда говорят «революционер на троне».

Это выражается не только в победах, его строительстве, его хозяйственных реформах. Это выражается ещё и в том, что он за очень короткий срок перевернул весь уклад Империи. Петр царствовал около 30 лет и успел совершенно изменить всю жизнь России. Во всяком случае, люди знатные после Петра жили абсолютно не так как до него.

Во дворце Марли это наглядно можно увидеть. Здесь представлены многие новшества, которые появились при Петре. К примеру, голландская печь, которой не было до Петра. Эту печь можно затопить изнутри, здесь есть система конфорок и вытяжка. Или пестрые изразцы, которыми отделаны стены, их тоже ввели при Петре, и только после него это стало само собой разумеющееся.

Здесь можно увидеть огромные английские оловянные блюда, дельфский фаянс, большие голландские тарелки, китайские фарфоровые чайники. А так же большое количество резных инкрустированных шкафов с изумительной отделкой. До Петра Великого в боярских домах были лавки, а теперь появились португальские стулья, обтянутые кожей.

Здесь же на стене висят картины голландского художника Адама Сило. В Голландии художник писал картины на морскую тему. Петр купил эти картины, потому что нашел, что корабли были изображены очень подробно и натурально. Говорят, что по этим картинам император устраивал экзамены по морскому делу выпускникам шкиперских школ, настолько точно были прорисованы различные типы парусных кораблей.

Рядом в витрине находится пальто Петра Великого. Пальто хорошо сохранилось и по нему мы можем судить о фигуре царя. Петр производил странное впечатление. Очень высокого роста, 2 метра 4 сантиметра, и при этом очень узок в плечах, маленькая голова, маленькие руки и маленькие ноги.

В Марли, помимо всех предыдущих новшеств, есть еще одно – чугунные литые балконы. Можно было выйти из дворца на балкон и наслаждаться открытым пространством, вдыхать морской воздух. Это тоже новинка, введённая Петром Великим. Огромная люстра, которая висит здесь на винтовой деревянной лестнице, до Петра такие паникадила висели только в церквях.

Дворец Марли открыт для туристов с 10.30 до 18.00 в те же даты, что и дворец Эрмитаж. Входные билеты продаются за такую же стоимость.

Интерьеры дворца Марли во всей красе!

Обилие Зимних дворцов и Эрмитаж. История затянувшегося строительства

27 июня 1754 года ( по новому стилю) императрица Елизавета Петровна подписала проект строительства Зимнего дворца в Петербурге. Однако ранее были и другие строения , которые тоже именовались Зимними. Чем известны эти дворцы , а также как появился Эрмитаж — в материале altapress.ru.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге , который считается главной резиденцией российских императоров , расположился по адресу: Дворцовая площадь , 2 или Дворцовая набережная , 38. Современное здание дворца — далеко не первое по счёту. Его окончательный вариант отстроили только в 1754—1762 годах , сообщает Эрмитаж.

Обилие зимних дворцов

В далеком 1703 году Петр I жил в одноэтажном доме , построенном на скорую руку — недалеко от Петропавловской крепости. С 1711 по 1764 годы в разных частях Санкт-Петербурга были построены несколько различных Зимних дворцов , сообщает проект посвященный истории и достопримечательностям Санкт-Петербурга.

Свадебные палаты Петра I

Первый в Петербурге. На участке между Невой и Миллионной улицей , там где сейчас базируется Эрмитажный театр. Именно здесь в 1708 году построили первый в городе так называемый «Зимний дом» — небольшой по своим размерам , двухэтажный , из дерева и с высоким крыльцом.

Спустя 4 года к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны губернатор Санкт-Петербурга Александр Меншиков построил каменный дворец — Свадебные палаты Петра I.

Дворец Петра I

В 1716 году царь Петр I отдал приказ построить новый Зимний дворец. Его возведением занялся архитектор Георг Маттарнови. Сооружение решили возвести на «Зимнедомном канале» — на углу Невы и Зимней канавки. Уже к 1720 году император со всем своим семейством переехал в новый дворец. Там же в 1725 году он умер.

Дворец Анны Иоанновны

После своего восхождения на престол в 1730 году , императрица Анна Иоанновна задумалась о расширении дворца. На следующий год после коронации она поручила его перестройку Франческо Растрелли.

По проекту архитектора , дворец занимал бы территорию собственности графа Апраксина , Морской Академии и некоторые другие существующие постройки. Все эти здания выкупили и снесли. Строительство началось в 1732 году и завершилось спустя 3 года. Императрица переехала туда на постоянное жительство.

Фасады здания были направлены на Неву , Адмиралтейство и Дворцовую площадь. На четырех этажах уместились 70 парадных залов , более 100 спален , галерея , театр , большая капелла , служебные и караульные помещения , комнаты дворцовой канцелярии. Почти сразу после своего переезда Анна Иоанновна начала пристраивать к дворцу технические помещения , конюшни и сараи.

Сооружать пристройки продолжили и при следующей императрице , Елизавете Петровне. К 1750 году дворец стал пестрым и грязным. Только 1 января 1752 года императрица приказала создавать пристройки в едином стиле.

Чтобы уместить их все , пришлось вновь выкупать участки по соседству. Архитектор пристраивал новые корпуса , а в конце 1752 года Елизавета Петровна загорелась идеей увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Проект Зимнего дворца нужно было переделать настолько , что архитектор предложил строить его в новом месте с нуля.

Читайте также  Ансамбль сенатской площади

Последний Зимний дворец

Императрица подписала новый проект 27 июня 1754 года.

Для Елизаветы Петровны Сенат выделил на строительство Зимнего дворца 859 555 рублей 81 копейку , сообщает «Дилетант».Фактически , его построили на деньги от продажи водки и вина. Но этого не хватило. Итоговая сумма превысила 2 млн рублей.

К тому же , 9 марта 1755 года Сенат постановил выслать в Петербург дополнительную рабочую силу: каменщиков , плотников , столяров , литейщиков и других. Для повышения спроса на должности потенциальным кандидатам сулили три рубля. Но по приезду людям приходилось соглашаться на любые условия — вернуться обратно самостоятельно не представлялось возможным.

Елизавета Петровна до окончания строительства не дожила. Частично работу принимал Петр III — 6 апреля 1762 года. Однако летом 1762 года правителя свергли с престола , строительство закончилось только при Екатерине II.

Общая площадь дворца составила порядка 60 тысяч кв.м. В самом здании уместилось около 1,5 тысяч комнат. Архитектора Растрелли , который занимался проектированием , с работы сняли. Отделкой интерьеров дворца при новой императрице занимались уже другие иностранные архитекторы под руководством Бецкого. По окончанию строительства дворец имел желтые оттенки в окраске. В середине XIX века появились красные оттенки.

Путь к искусству

В 1764 году Екатерине II из Берлина пришли 317 ценных картины. Общая стоимость коллекции оценивалась в 183 тысяч талеров , пишет «Дилетант».

Картины разместили в «уединенных» апартаментах дворца. Они и породили французское название «Эрмитаж» — место уединения.

С 1767 по 1775 годы для коллекции картин спроектировали специальное здание. Оно расположилось восточнее дворца. Чтобы увидеть шедевры необходимо было пройти через апартаменты императрицы.

Только спустя несколько десятков лет , в 1790-х годах , Екатерина II приказала создать галерею-перемычку с Зимним дворцом — «Аполлонов» зал. Так посетители могли проникать к картинам , не проходя через царские покои.

Эрмитаж наших дней

Дворец прошел долгий путь от императорских резиденций до Эрмитажа.

С 1941 года здесь разместилась основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

До этого он «принимал» внутри и музей революции , с 1920 по 1941 год , и Временное правительство , с июля по ноябрь 1917 года.

Еще раньше , с 1915 по 1917 годы в здании находился госпиталь имени царевича Алексея Николаевича.

Главный дворец Российской империи

З имнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце.

Пять Зимних дворцов. Зимний на Дворцовой площади — самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки — канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец — Анны Иоанновны — у Адмиралтейства; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.

Выше не строить. Высота Зимнего дворца — 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей — 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.

Город в городе. Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.

Парадные залы. Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал — его также называют Большим тронным — был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова. В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.

Фрески из Папского дворца. Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм. В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.

Ошибка архитектора. В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса — и внешне, и внутренне.

Подарок для царя. Малахитовая гостиная — единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом — ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы.

«Жилище отшельника». Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера — «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.

Дворцовые коты. Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник — День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.

Один из крупнейших музеев мира. Зимний дворец входит в музейный комплекс Эрмитаж — один из самых крупных музеев мира. Здесь хранится самая большая коллекция полотен Рембрандта за пределами Нидерландов. Всего в Эрмитаже более трех миллионов экспонатов, для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч. Если осматривать все 350 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Будем честны: несмотря на то, что Зимний дворец — обязательное место к посещению (это известно абсолютно всем), мало кто бывает в Эрмитаже больше двух-трёх раз за жизнь. При этом большинство визитов проходит с горящими глазами и желанием осмотреть сразу всё, поэтому многие красоты остаются за кадром. Исправим это недоразумение и расскажем, на что смотреть, чтобы увидеть и запомнить не только коллекции Эрмитажа, но и сам дворец.

Как попасть внутрь Зимнего дворца

Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет.

Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото.

Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.

Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно.

Краткая история Зимнего дворца

XVIII-XIX века

Знакомый нам Зимний дворец — пятый по счёту. До него зимние резиденции строили уже четыре раза и Петр I, и Анна Иоанновна, и даже заказчица действующего здания Елизавета Петровна.

Дворец зимний пятой версии начали строить в 1754 году, когда Елизавета Петровна решила увеличить площадь и высоту действующего на тот момент дворца. За проект взялся великий Растрелли и занимался им вплоть до отстранения в 1762 году Екатериной II, как раз вступившей на престол. За восемь лет работы знаменитый архитектор успел построить здание, но вот интерьерами уже занимались другие мастера.

Начинаем заново!

В 1837 году пожар уничтожил интерьеры Зимнего дворца и всё пришлось отделывать заново. Возможно, поэтому в Дворце переплетаются два стиля: пышное елизаветинское барокко в экстерьере и французское рококо в интерьере.

Пятая версия Зимнего дворца наконец пришлась всем по вкусу. Дворец стал официальной зимней резиденции императоров аж до 1904 года, пока Николай II не перенёс её в Царское Село.

XX век

После нескольких лет затишья (примерно до 1915 года) во дворце закипела жизнь: сначала в здании работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича, потом размещалось Временное правительство, а с 1920 по 1941 года в здании располагалось сразу два культурных заведения: музей Революции и Эрмитаж.

Читайте также  Кельнский собор кельн

Изначально дворец был цвета охры, даже нежно-жёлтым — прямо как закат на этой фотографии.

В годы войны в здании устроили бомбоубежища, здесь же укрывали коллекции Эрмитажа и других музеев Ленинграда. Здание выкрасили в серый цвет, но это не спасло его от бомбардировок: многие залы были повреждены и после войны долго реставрировались. Кстати, о цвете: мы привыкли видеть Зимний дворец бирюзовым, но изначально он был цвета охры и даже нежно-жёлтым — есть несколько фото (фотошоп) и рисунков, где можно посмотреть на дворец в другом цвете, но сила привычки берёт своё, и старый цвет кажется неуместным.

На что обратить внимание при посещении — топ-5 интерьеров Зимнего дворца

Иорданская лестница

Вообще-то она называлась Посольской — именно по ней во дворец поднимались международные послы, но теперь она больше известна под вторым названием. Иорданской лестницу прозвали за то, что по ней императорская семья спускалась к проруби («Иордани») на праздник Крещения Господня. Прорубь была в Неве, конечно же.

Раньше лестница называлась Посольской, так как по ней поднимались послы иностранных государств. Фото: Marco Rubino / Shutterstock.com

Лестница сильно пострадала при пожаре 1837 года, но архитектор Стасов приложил немало усилий, чтобы не только восстановить её, но и сохранить замысел Растрелли. Первое, на что ты обратишь внимание, — как много света в зале. Этого эффекта архитекторы смогли добиться благодаря двум рядам больших окон, выходящих на Неву и Малый эрмитаж, а также ряду ложных окон из зеркал. Из-за освещения это одно из популряных мест у желающих запечатлеть дворец на фото.

Будь готов к тому, что глаза начнут разбегаться при виде всей этой красоты: вокруг множество алебастровых статуй (Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости, Меркурия и Музы); cтены украшены позолоченной лепниной, балюстрада выполнена из белого мрамора, сдвоенные колонны — из серого сердобольского гранита, а потолок украшает плафон «Олимп» кисти Гаспаро Дициани, который, между прочим, был одним из основателей Венецианской школы искусств.

Наверняка послы поднимались по лестнице очень медленно — глаза слепило от всей этой роскоши.

Петровский зал

Его же называют Малым тронным. Изначально на этом месте был Казачий зал, но Николай I задумал превратить Зимний дворец в памятник истории имперского периода развития России и отвёл это помещение для почестей Петра I.

Зал появился в 1833 году, но пробыл в первоначальном виде недолго. После пожара Стасов заменил обивку стен с розового на пунцовый бархат, к которому прибил 900 (!) бронзовых орлов.

Внимание к деталям

В 2018 году во время реставрации лазером в зале почистили серебряную вышивку, а ткань заменили на точно такую же: её создали по сохранившимся образцам на той же мануфактуре («Дом Prelle»), где и изготовляли больше 150 лет назад.

Внимание в зале приковывает ниша, в которой стоит трон — она оформлена как триумфальная арка и украшена картинами, изображающими великого императора во время Северной войны. Трон из серебра с позолоченными элементами был выполнен петербургскими мастерами.

Информация под кодовым названием «Дворец. Фото. Must-have»: в зале есть обворожительные серебряные бра, которые пережили пожар и были перенесены сюда из тронного зала Марии Фёдоровны.

Петровский зал. Фото: vserg48 / Shutterstock.com

Лоджии Рафаэля

О появлении этой достопримечательности в интерьерах дворца есть целая легенда: осенью 1778 года императрица Екатерина II почувствовала недомогание и решила развеять хандру изучением альбома с гравюрами, до которого раньше не доходили руки. В этом альбоме она увидела, как ученики Рафаэля по рисункам великого мастера расписали Ватикан.

Галерея с лоджиями состоит из 13 частей, в каждой из которой по четыре эпизода Ветхого и Нового заветов. Императрица была настолько впечатлена этими работами, что тут же поклялась повторить их в своём любимом дворце. Добро Папы Римского было получено, итальянский мастер выписан в российскую столицу, работа закипела. Точной копии всё-таки не получилось — размеры не соответствуют оригиналу, но в остальном всё вышло прекрасно. Даже пожар и две мировые войны не смогли уничтожить красоту.

Весь Зимний дворец фото- и видеогеничен, но эти лоджии — что-то невероятное, обязательно сделай пару кадров!

Военная галерея 1812 года

За эту галерею нужно благодарить Александра I и один из залов Виндзорского дворца, который вдохновил императора увековечить генералов Отечественной войны 1812 года.

Всего в галерее больше трёхсот портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. При этом все портреты военных лидеров рисовались с натуры, если это было невозможно — использовались портреты, выполненные при жизни генерала. Интересно, что когда не нашли изображения 13 умерших героев, отведенные под их портреты места подписали и затянули зеленым шелком.

В галерее больше 300 портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com

Ещё один удивительный факт: во время пожара убранство Военной галереи было уничтожено полностью, но ни один из портретов не пострадал.

Малахитовая гостиная

Парадная гостиная Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, создана Брюлловым после пожара на месте Яшмовой гостиной. В интерьере, по желанию императрицы, использовался малахит — самый модный на тот момент полудрагоценный камень.

Писатель Башуцкий, когда рассказывал о восстановлении дворца после пожара, выразил свой восторг такими словами: «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».

Малахитовая гостиная. Фото: volkova natalia / Shutterstock.com

Выглядит гостина действительно потрясающе. Колонны, пилястры и камины выполнены в технике «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, стыки заполняли малахитовым порошком, затем выравнивали шлифовкой. Добавь к этому позолоченные элементы вокруг и поймешь, почему именно эта гостиная стала любимой у императорской семьи.

В Зимнем дворце больше 1000 комнат — про все не расскажешь, и уж точно не успеешь все рассмотреть даже за пять посещений. Тем приятнее будет возвращаться и каждый раз открывать для себя что-то новое в любимом музее, которому повезло находиться в таком важном здании. И не останавливай себя в желании запечатлеть дворец на фото — эти снимки действительно потом хочется пересматривать.

Зимний дворец — от императорских палат до государственного музея

Зимний дворец и Эрмитаж

Зимний дворец давно входит в состав музейного комплекса Государственный Эрмитаж. При этом многими жителями Санкт-Петербурга и гостями северной столицы России он воспринимается как отдельная достопримечательность, обязательная к посещению. Это здание удивляет не только музейными экспозициями, но и убранством залов, архитектурой, историей.

Предшественники современного Зимнего дворца

Императорский дворец, на который приезжают посмотреть туристы со всего мира и которым гордятся петербуржцы, является не первой зимней резиденцией российских правителей.

Первый Зимний дворец был построен для Петра I в 1708 году на месте нынешнего Эрмитажного театра. Это был относительно простой двухэтажный деревянный дом. В 1712 году вместо него были возведены каменные палаты.

Вступившая на престол Анна Иоанновна посчитала действующую зимнюю резиденцию недостаточно просторной и отдала приказ о ее перестройке. Проект разрабатывал Ф.Б. Растрелли. Для его реализации пришлось занять некоторые близлежащие дома.

Строительство началось в 1732, а закончилось в 1735 году. Местом возведения выбрали Дворцовую набережную, при этом главный фасад здания «смотрел» на Адмиралтейство. Это был роскошный по тем временам императорский дворец высотой 4 этажа, с 70 залами и 100 спальнями, многочисленными пристройками.

В 1754 году пришедшая к власти Елизавета Петровна подписывает новый проект Зимнего дворца, так как хочет увеличить высоту резиденции до 22 м. Архитектором также выступает Ф.Б. Растрелли. Временные императорские палаты в 1755 году возвели на пересечении набережной и Невского проспекта. В 1762 году, когда был построен существующий ныне дворец, их разобрали.

История строительства

Строительство последнего дворца затянулось на 8 лет. По замыслу архитекторов и императрицы это должно было быть самое грандиозное здание в Санкт-Петербурге, превосходящее все возводившиеся до этого резиденции. Оно должно было стать символом императорской власти, государственной мощи и богатства.

Интересный факт! Согласно проекту, в здании было около 1 500 комнат, а общая площадь составила около 60 000 кв. м.

В 1762 году императорский дворец принимал пришедший к власти Петр III, так как Елизавета Петровна умерла за год до окончания строительства. При этом отделочные работы продолжались уже при Екатерине II, ставшей императрицей в этом же году в результате дворцового переворота.

Оформлением интерьеров Зимнего дворца занимались архитекторы под руководством И.И. Бецкого.

От императорской резиденции до Эрмитажа

В императорском дворце проживали не только члены правящей династии, но и многочисленные придворные — около 4 000 служащих. Помимо торжественных залов, спален и технических помещений в здании были:

  • музей;
  • библиотека;
  • аптека;
  • театр;
  • две церкви;
  • канцелярия.

Довольно скоро после окончания строительства в Зимний дворец начинают вносит изменения, способствовавшие его расцвету. Так, при Екатерине II во появляется зимний сад, формируется Романовская галерея и Георгиевский зал. При Николае I организовывают галерею, посвященную Отечественной войне 1812 года. К зданию пристраивают Фельдмаршальский и Петровский залы.

Интересный факт! Коллекция картин, принадлежавшая Екатерине II, хранилась во дворцовом флигеле, называемым на французский манер эрмитажем. Это слово и дало название одному из известнейших музеев мира. В 1852 году двери для широкой публики открывает музей в здании Нового Эрмитажа.

Читайте также  Мост короля фахда бахрейн

С 1869 года здания касается и технический прогресс. В нем:

  • проводят газовое, а затем и электрическое освещение;
  • прокладывают водопровод;
  • устанавливают первые телефоны.

С 1904 года Зимний дворец становится местом не для постоянного проживания императора Николая II, а для краткосрочных визитов. А уже в 1945-1946 годах он полностью переходит в состав Эрмитажа, становясь частью музейного комплекса.

Описание достопримечательности

Сохранившийся до настоящего времени Зимний Дворец — яркий образец архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Выдающимся представителем этого направления стал Растрелли, поэтому иногда стиль называют растреллиевским.

Для него характерны:

  • большие масштабы строительства;
  • пышное убранство интерьеров;
  • роскошная отделка фасадов с применением позолоты;
  • праздничный характер строений.

Архитектурные особенности

Высота трехэтажного здания – 23,5 м, длина фасада со стороны Невы – 210 м, со стороны Адмиралтейства – 175 м.

С высоты птичьего полета четко видно, что императорский дворец – это комплекс из нескольких построек, замкнутых в прямоугольник, приближенный к квадрату. Пространство между ними занимает Большой внутренний двор.

С фасадами корпусов Растрелли будто поиграл, меняя расстояние между многочисленными колоннами. Они то собираются в живописные группы, то расступаются, открывая украшенные оригинальными наличниками окна и плоскости стен.

Наиболее интересным с точки зрения архитектуры является Южный фасад со стороны Дворцовой площади. Вход здесь оформлен в виде трехпролетной Триумфальной арки. Еще более высокой и значимой ее делают расположенные по бокам парные колонны.

Северный фасад при этом кажется более спокойным. Череда окон перемежается все с теми же колоннами на протяжении всей длины здания. Всего здесь 1476 окон.

Декоративные элементы и цветовая гамма

Елизаветинское барокко – это роскошь и обилие лепного декора. Последний резчики делали вручную на строительной площадке. Так, на фасадах можно увидеть:

  • львиные головы и маски;
  • причудливый растительный орнамент;
  • рокайли – лепной декор в виде морских раковин;
  • картуши.

Все эти элементы входят в композиционное украшение окон. Специалисты насчитывают 22 варианта их оформления.

По периметру крыши расположено 176 античных ваз и статуй. Они призваны скрыть печные трубы и усложнить рельеф здания.

Фасады санкт-петербургской достопримечательности 10 раз меняли цвет. Свой нынешний вид они приобрели лишь в середине XX века. Их первоначальный цвет — теплая охра, разбавленная белоснежными лепными элементами.

В середине XIX века охра становится плотнее, а декор приобретает светлый оттенок. Чуть позднее гамма меняется на красноватую охру и светлый терракот. Такими фасады сохраняются до 1920 года.

После этого здание ожидает череда экспериментов. Серая, коричнево-серая, оранжево-белая — цветовые гаммы сменяли друг друга с удивительной скоростью. Лишь в 1947 году принимается решение об использовании трех основных цветов:

  • изумрудный — для стен;
  • белый — для колонн, карнизов и оконных наличников;
  • охра — для капителей, картушей и лепных декоративных элементов.

Интересно, что некоторые сотрудники Эрмитажа считают, что современный облик Зимнего дворца не соответствует его художественному образу, созданному Растрелли.

Оформление интерьеров

Пожар 1837 года уничтожил интерьеры, созданные при Елизавете Петровне. Уцелели лишь некоторые несущие стены. Реставрация, которой руководил В. П. Стасов, заняла около двух лет. Были заменены перекрытия, в большом количестве использованы металлические элементы. Художественное убранство проектировал А. П. Брюллов.

Каждый зал Зимнего дворца имеет определенное назначение и уникален по оформлению. Объединяет их роскошный декор, в котором главная роль отдана кружеву лепнины и позолоте.

Особенный интерес вызывают интерьеры нескольких залов.

  1. Входная (Иорданская) галерея и парадная лестница. Поражает большим количеством белоснежных колонн и пилястров. Однако большая часть роскоши досталась именно лестнице. Это позолоченная лепнина ручной работы, мрамор и прекрасное естественное освещение от множества окон.
  2. Зал искусства Италии (XIII-XV вв.). Оригинальность оформлению придает сочетание лепнины, позолоты, натуральной древесины ценных пород и ручной росписи.
  3. Малый тронный зал. Посвящен Петру I. Барельефы на потолке изображают его успехи в Северной войне, помещение украшено гербами и вензелями императора, коронами, двуглавыми орлами.
  4. Золотая гостиная императрицы Марии Александровны. Ее отличает обилие позолоты, ручная роспись, дорогие шелковые ткани с вплетенной металлической нитью, сложные лепные орнаменты. Эта роскошь производит сильное впечатление на современников.

Зимний дворец — удивительная достопримечательность Санкт-Петербурга, которую невозможно осмотреть «на бегу». Величие этого здания складывается из множества уникальных деталей, которые нужно увидеть, понять, прочувствовать. Только в этом случае можно по-настоящему прикоснуться к истории.

Зимний дворец и Эрмитаж

Зимний дворец в Санкт-Петербурге с 1732 года по 1917 являлся официальной резиденцией русских императоров. А Эрмитаж – серия зданий, в которых хранилась художественная коллекция, собранная царями и царицами. Постепенно слава Эрмитажа затмила славу главного в прошлом сооружения России.

Раcположен Зимний дворец между Дворцовой набережной и Дворцовой площадью. Тот дворец, который мы можем видеть сейчас – это уже четвёртый вариант, выстроенный на этом месте с 1754 по 1762 года для императрицы Елизаветы Петровны. К сожалению, Елизавета умерла незадолго до завершения строительства. Императрицу утешило бы, наверное, узнай она о том, что новый дворец оказался настолько хорош, что стоит уже почти триста лет. Правда, в 1837 году он был серьёзно повреждён во время пожара, но его тут же восстановили.

Над Зимним дворцом работало множество архитекторов – прежде всего Бартоломео Растрелли, который придал зданию барочный стиль. Дворец украшен характерной для барокко пышной лепниной на фронтонах.

Фасад выходит на Дворцовую площадь, так что его можно видеть издалека. Только боковые фасады скрыты за гранитными стенами, скрывая сад, созданный во времена Николая II. Вообще, Зимний дворец задумывался как городской дворец, как часть Санкт-Петербурга. Что для дворцов, в общем-то не характерно. Большинство из них, как, например, Версаль, являются частными зданиями, скрытыми от глаз простого народа обширным парком.

При восстановление в 1837 году стиль здания оставили без изменения, а вот значительная часть интерьера была переработана. Дизайн от Растрелли остался только у лестницы Иордан.

Впрочем, Зимний дворец всё время перекрашивали в разные цвета. И с 1837 года он стал красным. Но после 1946 года приобрёл сегодняшний бело-зелёный цвет.

Зимний Дворец – совершенно монументальное сооружение. Оно было призвано отразить могущество и величие Российской империи. Ещё бы, царь, самодержец всея Руси, правил из этого дворца территорией, занимающей более чем 22 миллиона квадратных километров, и 150 миллионами человек.

Подсчитано, что во дворце 1786 дверей, 1945 окон, 1500 комнат и 117 лестниц. Длина главного фасада 150 метров, а высота – 30.

Во время своего правления Екатерина II в особых комнатах Зимнего дворца устроила себе «эрмитаж». «Эрмитаж» – слово французское, оно означает «пустынька», «уединённый уголок», «приют отшельника». Такие эрмитажи, имелись во всех садах, парках и дворцах XVIII века. Предназначались они для отдыха и уединения в интимном кругу титулованных особ. Кстати, весь дворец Версаль тоже в этом смысле можно назвать эрмитажем, как и многие другие дворцы такого типа.

В свой «приют отшельника», смежный с дворцом, императрица приходила отдыхать от государственных забот.

Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Петербург прибыла первая крупная партия картин западноевропейских художников. Императрица загорелась желанием устроить в Эрмитаже галерею. Постепенно Екатерина II увеличивала свой пустынный уголок и собирала в него всевозможные сокровища – картины, камеи, медали, составила в нём прекрасную библиотеку.

Теперь Эрмитаж – продолжение Зимнего дворца, он состоит из трёх зданий, соединённых между собой галереями на арках. Первое из этих зданий, ближайшее к Зимнему дворцу, было построено архитектором Ламоттом в 1765 году как павильон – в небольших размерах. Этот павильон был своего рода рамкой для прекрасных висячих садов, расположенных под открытым небом.

Вскоре (когда коллекция расширилась) архитектор Фельтен присоединил к нему в 1775 году новое трехэтажное здание. Галерея эта была воздвигнута по самому точному образцу (в размерах и украшениях) знаменитых дворцов Ватикана.

Третье здание, воздвигнутое в 1788 году архитектором Кваренги, с двумя первыми соединено сводом,перекинутым через Зимнюю канавку, вытекающую из Мойки. В нём располагался Эрмитажный театр.

Но всё-таки, несмотря на театр и богатейшую коллекцию, Эрмитаж был типичной галереей закрытого типа. Если Пётр I старался привлечь в Кунсткамеру всякого посетителя, то Эрмитаж был организован Екатериной II только для себя и своих знакомых. «Эрмитаж» – не публичный музей, а продолжение императорского дворца», – так охарактеризовал его в 1802 году граф Дмитрий Бутурлин, один из первых директоров Эрмитажа. Сама Екатерина II в письме о приобретении очередной коллекции писала: «Всем этим любуются только мыши и я».

Для публики Эрмитаж стал доступен только в 1852 году, когда Николай I торжественно открыл «Императорский Музеум» – первый в России художественный музей. Хотя музеум продолжал оставаться частью царских апартаментов. Печаталось очень ограниченное число билетов, «чтобы избежать большого числа посетителей».

Теперь же история повернулась так, что уже не Эрмитаж является частью Зимнего дворца, а Зимний дворец – частью Эрмитажа. А пустынный уголок превратился в одно из самых посещаемых мест мира.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: