Дворец Юсуповых на Садовой улице
Вид на дворец со двора
Юсуповский дворец на Садовой улице, 50-а и на Фонтанке, 115 в Санкт-Петербурге — бывший дворец князей Юсуповых. С 1 ноября 1810 года — первое здание Института Корпуса инженеров путей сообщения. Ныне его занимает Институт инженеров путей сообщения.
Усадьба князя Б. Г. Юсупова на реке Фонтанке в середине XVIII века была одной из богатейших в городе.
Борис Григорьевич Юсупов
На участке существовал роскошный барочный дворец, в плане представлявший собой сильно распластанную букву Н. Здание на высоких погребах представляло собой сочетание центрального двухэтажного объема и одноэтажных поперечных ему крыльев, соединенных одноэтажными же корпусами. От реки усадьбу отделяла трельяжная решетка.
Парадный въезд в Юсуповский дворец на Фонтанке
По сторонам средней подъездной аллеи, ведущей от дворца к Садовой улице, располагалось по большому боскету, центры которых отмечали пруды фигурных очертаний, соединённые между собой каналом.
Сквер Юсуповского дворца
Через канал по центральной оси комплекса переброшен мост.
От прудов к граням и углам боскетов вели дополнительные окаймленные стриженной зеленью дорожки. Парк немного не доходил до Садовой улицы, и подъездная аллея проходила между строений небольших усадеб, обращённых к улице, принадлежавших другим владельцам. У Фонтанки перед Г-образной в плане оранжереей существовал небольшой партерный садик с беседками. Единственное известное сегодня изображение дворца того периода сохранилось на аксонометрическом плане де Сент-Илера .
Николай Борисович Юсупов
В связи с прокладкой сквозной набережной и завершением благоустройства берегов Фонтанки дворец в 1790-х гг. перестраивается для князя Николая Борисовича Юсупова архитектором Джакомо Кваренги.
Джакомо Кваренги
При этом зодчий сохранил основные объемные членения здания (повышенный центр и более низкие крылья), но полностью сменил в духе времени декоративное решение фасадов и интерьеров, получивших в результате классицистическое оформление.
Интерьер дворца
Со стороны реки архитектор возвел дополнительные службы и организовал новый замкнутый парадный двор с въездом с набережной. За место двух фигурных крылец он соорудил по центру фасада открытый тамбур с ведущим к нему пандусом. Угловые ризалиты стянуты с повышенным средним лоджиями, украшенными тосканскими колоннами. Противоположный садовый фасад украсился шестиколонным портиком на террасе в уровне первого этажа с ведущей к нему широкой одномаршевой лестницей.
Парк перепланировали в пейзажном стиле, изменив очертания береговой линии прудов на свободные и насыпав искусственный островок. На участке бывшей оранжереи Кваренги предусматривал строительство небольшого павильона с обращенной к Фонтанке открытой полуциркульной нишей, маленьким кабинетцем и залом со стороны сада, отделённого от остальной территории усадьбы оградой.
В 1836—1840 гг. была изготовлена решётка, которая ограждает здание и прилегающий к нему сад со стороны Садовой улицы; её создали инженеры К. Кольман и В. Р. Трофимович.
Дворец Юсуповых на Фонтанке.
С первой половины XVIII века здесь, между Садовой улицей и рекой Фонтанкой, находился загородный дом семьи Юсуповых.
В 1724 г. Петр I подарил своему сподвижнику Г. Д. Юсупову участок земли между Большой просекой (Садовая ул.), Безымянным Ериком (р. Фонтанка), Царской перспективой (Московский пр.) и Просекой (пер. Бойцова). В 1730-е гг здесь стоял одноэтажный деревянный дом «в девять окон на высоком каменном подвале», сооруженный по образцовому проекту арх. Д. Трезини. В 1740-х гг. был построен каменный дворец в стиле барокко.
Григорий Дмитриевич Юсупов
Князь Григорий Дмитриевич Юсупов (1676 — 1730) — генерал-аншеф из рода Юсуповых, отец князя Б. Г. Юсупова.
Юсуповы — пресекшийся в 1891 году по мужской линии русский княжеский род, происходивший от ногайского правителя Юсуфа (Юсупа). Одного корня с ними — княжеский род Урусовых.
Борис Григорьевич Юсупов
Князь Борис Григорьевич Юсупов (1695 —1759 ) — московский (1740-41) и
петербургский (1749-50) губернатор, действительный тайный советник (с 1740), камергер.
В 1789 году из-за французской революции сын Бориса Григорьевича Николай Борисович Юсупов вернулся в Россию из Франции. С собой он привёз значительную коллекцию предметов искусства. Для размещения этого богатства Юсупов принял решение перестроить старый дом, нанял для соответствующих работ архитектора Д. Кваренги. Зодчий сохранил стены дворца, но уничтожил барочный декор и придал зданию классический облик. В результате на участке дома № 50 по Садовой улице (№ 115 по Фонтанке) к 1793 году был построен новый дворец в классическом стиле.Вместо регулярного парка, выходящего к Сенной площади, был создан пейзажный Юсуповский сад.
Николай Борисович Юсупов (1750-1831). Российский дипломат
Государственный деятель, дипломат, любитель искусства, один из крупнейших в России
коллекционеров и меценатов, владелец подмосковных усадеб Архангельское и Васильевское.
Занимаемые официальные посты: главноуправляющий Оружейной палаты и Экспедиции кремлёвского строения, директор Императорских театров (1791—1796), директор Эрмитажа (1797), возглавлял дворцовые стекольные, фарфоровые и шпалерные заводы (c 1792), сенатор (с 1788), действительный тайный советник (1796), министр Департамента уделов (1800—1816), член Государственного совета (с 1823).
Юсуповский сад. Вдали -дворец — с адовый фасад оформлен шестиколонным портиком.
В 1865 г. здесь создан первый общественный каток.. В 1887 г. — первая школа фигурного катания.
В 1793 году Николай Борисович женился на племяннице князя Г.А. Потёмкина-Таврического Татьяне Васильевне, они вместе переехали в только что отстроенный дворец. Здесь разместилась картинная галерея, собрание скульптуры и библиотека.
Татьяна Васильевна Юсупова
Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, урожденная Энгельгардт (1769—1841) — племянница
князя Потемкина, фрейлина императрицы Екатерины II.
Кваренги, Джакомо. 1744-1817 . Фасад дворца Юсуповых
Фото конца ХIХ в.
В 1810 году, после того как Юсуповы разошлись, дворец был продан в казну. Об этом писалось следующим образом:
«Дабы на будущее время не нуждаться в инженерах, учреждено для них особое высшее училище под названием института инженеров путей сообщения. Для помещения сего нового заведения куплен был за безделицу, за триста тысяч рублей ассигнациями, великолепный дом, или, скорее, дворец князя Юсупова на Фонтанке, у Обухова моста. Продавец построил его на славу, по образцу отелей Сен-Жерменского предместья, между двором и садом…».
Вскоре после продажи в Юсуповском дворце разместился институт Корпуса инженеров путей сообщения.
Подробнее здесь Выдающийся испанский инженер А.А. Бетанкур на русской службе. — о создателе и первом директоре института Корпуса инженеров путей сообщения.
После переезда института в специальное здание (Московский пр., 9) здесь жили министры путей сообщения Российской империи.
При доме министра путей сообщения была Церковь свт. Николая Чудотворца. Храм находился на втором этаже Юсуповского дворца. В 1862 году при учебном заведении был организован музей.
Со стороны Фонтанки дворец был обнесен глухой стеной. На Фонтанку 115 выходят два одноэтажных флигеля на высоком цоколе.
Врата въездной арки.
В перспективе — Обуховский мост и далее — Обуховская больница
На противоположной набережной- особняк Державина
Яндекс- карты
В настоящее время в здании размещается несколько кафедр и экономический факультет ПГУПС-ЛИИЖТа (9-ый корпус) ( Петербургский государственный университет путей сообщения) .Также в здании расположен музей университета.
Новый корпус Университета (1952 г.)
Юсуповский дворец: кто жил и гостил в легендарных столичных палатах
Легенда о дворце Ивана Грозного
Феликс Юсупов пишет в своих мемуарах, что первый дворец на этом месте был построен в 1551 году царем Иваном Грозным, а точнее, теми самыми зодчими Бармой и Постником, благодаря которым мы и сегодня восхищаемся собором Василия Блаженного. В те времена его окрестности представляли собой сплошной лес, куда Грозный приезжал поохотиться, а потому ему требовалось место, чтобы отдыхать и устраивать богатые пиры. Юсупов также утверждает, что от дома шел подземный ход прямо в Кремль, по которому царь и возвращался. Юсуповы обнаружили этот самый ход, когда решили привести дом в порядок (о них мы поговорим дальше). И вот что ожидало их в подземелье: «Они увидели длинный коридор и скелеты, прикованные цепями к стенам». Но, скорее всего, мы имеем дело с красивой легендой, потому что никаких исторических документов о нем, кроме красочных воспоминаний Феликса Юсупова, не сохранилось.
Иван IV. Источник: wikipedia.org
Дар Петра Великого
Большинство историков сходятся во мнении, что первый дворец на этом месте появился в XVII или в начале XVIII века, а еще его традиционно называют одной из старейших гражданских построек Москвы. Известно, что Петр I пожаловал дворец дипломату, вице-канцлеру и кавалеру ордена св. Андрея Первозванного Петру Шафирову. Как значится в походном журнале императора, в 1723 году он даже гостил в усадьбе у Шафирова. Другое дело, что в том же 1723 году дипломата приговорили к смертной казни за злоупотребления. Правда, смерть Петра позволила ему не только избежать этой участи, но и вернуться на дипломатическую службу. А вот дворец все-таки перешел к новому хозяину. Им стал другой сподвижник Петра – начальник Тайной канцелярии граф Петр Толстой. Дворцовые интриги, споры с Меншиковым о том, кто должен занять престол (Толстой считал, что одна из дочерей Петра, а Меншиков сделал ставку на будущего Петра II), привели его к краху: в 1727 году при Петре II 82-летнего Толстого приговорили к смертной казни, которую потом заменили ссылкой на Соловки. Дворец же отошел победителям – ближайшему помощнику князя Александра Меншикова, обер-секретарю Военной коллегии Алексею Волкову. Интересный факт: именно в честь него дом стали называть «Палаты боярина Волкова», хотя сам Волков боярином никогда не был.
Фото: shutterstock.com
Эпоха Юсуповых
Петра Толстого вместе с сыновьями лишили графского титула и чинов по указу от 22 мая (2 июня) 1727 года, а уже 8 сентября арестовали Александра Меншикова. Позже указом Петра II, которому тогда было 11 лет, он был отправлен в ссылку. В результате Волков пробыл в роли хозяина нашего дворца чуть ли не меньше года.
Юсуповы, ставшие следующими владельцами имения, задержались гораздо дольше – на 190 лет. Эта история началась в тот момент, когда Петр II пожаловал имение своему доверенному человеку, подполковнику Преображенского полка Григорию Юсупову-Княжеву.
Усадьба была значительно расширена в XVIII веке при князе Николае Юсупове: появился сад с оранжереями и известный на всю Москву Юсуповский театр. Вот как описывал эти палаты Феликс Юсупов, который настаивал, что его семья их не любила: «Дом этот был в старомосковском вкусе крашен ярко-желтой краской. Спереди – парадный двор, сзади – сад. Залы сводчатые, с картинами на стенах. В самой большой зале коллекция золотых и серебряных вещей и портреты царей в резных рамах. Остальное – горницы, темные переходы, лесенки, ведущие в подземелье. Толстые ковры заглушали шаг, и тишина прибавляла дому таинственности».
Мать Феликса – светская красавица Зинаида Юсупова – в конце XIX века решила провести полномасштабную реставрацию особняка и, не жалея средств и сил, окунулась в византийскую эпоху – стиль, где теряешь рассудок от ярких красок, а глаза слепит роскошь золотого убранства. Под началом архитектора Виктора Померанцева в 1890-1891 годах перестроили западную часть здания, декор фасадов стилизовали под XVII век, провели перепланировку внутренних помещений, а к двухэтажным каменным палатам пристроили третий этаж. Кстати, во время этих работ якобы был засыпан и найденный в бывшей опочивальне подземный ход, ведший к Кремлю (но мы-то знаем, что все это – легенды).
Далее работы были продолжены под руководством архитектора и исследователя византийского стиля Николая Султанова, который вплотную занялся внешним обликом дворца и проработал интерьеры парадных залов второго этажа. Скаты крыш, которые стали более крутыми, было решено расписать «в шахматы». Со стороны двора появилось новое парадное крыльцо, внутри дома все печи покрыли подлинными антикварными изразцами, оконные стекла украсили рисунками, появились стилизованные интерьеры и золоченые дверные решетки.
Фото: shutterstock.com
Время Пушкина
В 1801–1803 годах на втором этаже левого флигеля палат нанимал квартиру Сергей Львович Пушкин. Поэт-любитель и отец Александра Пушкина гулял в юсуповском саду, а позже посвятил этому месту насколько строк:
И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.
Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум…
И именно в этом доме окажется Татьяна из «Евгения Онегина», когда приедет «в Москву на ярмарку невест»:
В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Вот только и флигель, и сад погибли во время пожара 1812-го года.
Фото: wikipedia.org
Советское время
В 1917 году Юсуповы покинули Россию. До 1929 года в палатах был размещен Музей дворянского быта, который затем сменил Военно-исторический музей. Но дольше всего история дворца в советский период была связана с Академией сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ). Здесь находились рабочие кабинеты президента ВАСХНИЛ Николая Вавилова и автора термина «продовольственная безопасность» Александра Чаянова.
В 1987 году в интерьерах палат проходили съемки нескольких эпизодов фильма «Гардемарины, вперед».
В 2004 году дом перешел к компании «Межрегионниипроект», но потом памятник опять вернулся в собственность Сельскохозяйственной академии. Теперь же, после передачи палат в оперативное управление Музею-усадьбе «Архангельское», произошло объединение московской и подмосковной резиденций Юсуповых в единый музейный комплекс. Кстати, как раз «Архангельское» Феликс Юсупов любил всем сердцем: «…бродил среди деревьев и фонтанов и без устали любовался счастливым сочетанием природы и искусства. Эта красота укрепляла, успокаивала, обнадеживала».
Фото: shutterstock.com
Дворец Юсуповых —
Институт Корпуса инженеров путей сообщения
Петербургский государственный университет путей сообщения
Архитекторы: | Кваренги Д. |
Год постройки: | 1790 |
Стиль: | Классицизм |
Юсуповский дворец —
1730-е — арх. Д. Трезини — одноэтажный деревянный дом
1740-х — каменный дворец барокко
1790 — арх. Кваренги Д. — перстройка классицизм
В 1724 г. Петр I подарил своему сподвижнику Г. Д. Юсупову участок земли между Большой просекой (Садовая ул.), Безымянным ериком (р. Фонтанка), Царской перспективой (Московский пр.) и Просекой (пер. Бойцова).
В 1730-е гг здесь стоял одноэтажный деревянный дом «в девять окон на высоком каменном подвале», сооруженный по образцовому проекту арх. Д. Трезини.
В 1740-х гг. был построен каменный дворец в стиле барокко.
За ним находился регулярный сад с фигурными прудами, каналами.
На катке в Юсуповском саду.
В 1790 г. по заказу владельца Н. Б. Юсупова дворец был перестроен арх. Д. Кваренги. Зодчий сохранил стены дворца, но уничтожил барочный декор и придал зданию классический облик.
Садовый фасад оформлен шестиколонным портиком. Другие фасады украшены галереями с дорическими колоннами. Со стороны Фонтанки дворец был обнесен глухой стеной.
На наб. Фонтанки, 115 выходят два одноэтажных флигеля на высоком цоколе, соединенные въездной аркой.
В 1810 г. Юсуповы продали дворец казне. В нем разместился институт Корпуса инженеров путей сообщения.
В 1823 г. Корпус перевели в построенное здание на Московском пр., 9 ,
а дворец переоборудовали под квартиры министра путей сообщения.
При доме министра путей сообщения была Церковь свт. Николая Чудотворца. Храм находился на втором этаже Юсуповского дворца.
В конце XVIII в. по заказу князя Н. Б. Юсупова сад со стороны Садовой ул. превращен в пейзажный, с садовыми постройками, искусств. горками и большим искусств. прудом.
В 1865 г. здесь создан первый общественный каток.
В 1887 г. — первая школа фигурного катания.
В 1836-1840 гг. со стороны Садовой ул. установлена фигурная решетка, созданная инженерами завода Сан-Галли — инж. В. Трофимовичем и арх. К. Кольманом.
В настоящее время в здании размещаются гуманитарные факультеты ПГУПСа.
ПГУПС — Петербургский государственный университет путей сообщения.
В 2001 г. комлекс построек включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (228).
Исторически — домовая церковь.
В настоящее время — актовый зал
Фото Олега Еверзова, 06.2019.
Кабинет Бетанкура и гостиные.
По этой, теперь уже мемориальной,
лестнице к Бетанкуру приходили из
Министерства путей сообщения
Модель оптического телеграфа.
Спроектирована Бетанкуром.
1796 .
Здесь вам дадут брошюру и
проставят в неё факсимиле
Бетанкура
Музей Университета
путей сообщения.
Блокадная экспозиция.
Фото Олега Еверзова, 14.06.2019
Музей Университета путей
сообщения. Кабинет Бетанкура.
Оцените: | (6 голосов) |
Столпянский П.Н. 1916 Дом княгини М.А. Шаховской, Фонтанка, 27, стр 9
Разсматриваемый нами главный протокъ Фонтанки (а,а), то расширяясь въ обширное болото, то суживаясь до незначительнаго ручейка, извиваясь, шелъ приблизительно около нынешней Садовой улицы и впадалъ въ Фонтанку за Вознесенскимъ мостомъ. Остатки этого протока сохранились и до нашихъ дней въ виде незначительныхъ прудовъ Юсупова сада.
Петръ Великий обратилъ внимание на этотъ протокъ и, не желая, очевидно, тратить государственныя деньги на его осушение, распорядился нарезать въ этой местности участки и роздалъ ихъ подъ дачи своимъ ближайшимъ приближеннымъ — последние — волею или неволею—должны были приняться за устройство этихъ дачъ. Частью протокъ былъ засыпанъ, а частью обращенъ въ рыбные пруды; такой прудъ, судя по плану 1754 года, былъ и на даче графа Апраксина—нынешний Апраксинъ рынокъ — и на усадьбе (теперь место Пажескаго Корпуса, въ Елисаветинские дни домъ канцлера графа Воронцова). Этот последний прудъ существовалъ еще и въ первой четверти девятнадцатаго века.
Столпянский П.Н. 1916 Дом княгини М.А. Шаховской, Фонтанка, 27, стр 8-9
План Санкт-Петербурга 1738 года Зихгейма
giper.livejournal.com/283302.html
Санкт-Петербург 1753 Академический план Трускотта
retromap.ru
Яндекс
Дом министра путей сообщения (бывший Юсуповский дворец на Фонтанке)
Петербуржцам хорошо известен старинный Юсуповский сад на Садовой улице, но даже во время экскурсий не всегда упоминают о том, что замечательная усадьба на Фонтанке д. 115 долгие десятилетия XVIII – начала XIX века принадлежала трем поколениям князей Юсуповых.
При нарезке земель по правому берегу Фонтанки большой, но заболоченный участок был выделен генерал-аншефу петровской армии князю Г.Д. Юсупову. Деревянный дом на берегу появился в усадьбе уже в 1724 году, в дальнейшем именье перестраивалось, украшалась и переоформлялась владельцами. Каменный, на подвалах пышно украшенный дворец для Бориса Григорьевича Юсупова построил в елизаветинское царствование Ф. Растрелли, вокруг развели тогда регулярный сад. Князь Б.Г. Юсупов (1696-1759), по воспоминаниям современников, был крайне честолюбив: он дослужился до чина действительного тайного советника, был президентом Коммерц-коллегии, сенатором и долгое время – директором Сухопутного шляхетского (Первого кадетского) корпуса. При нем в корпусе появился театр, и начали ставить пьесы Сумарокова.
Юсупов всячески стремился попасть на глаза императрице и, поняв, что она с удовольствием ездит в Царское село, выстроил в версте пути от Зимнего дворца в резиденцию нарядный дворец в надежде, что государыне захочется его посетить. Со стороны Фонтанки перед домом насадили партерный цветник, не загораживавший растреллиевского фасада. Усадебный сад выходил на Садовую улицу, и, чтобы осушить землю, здесь вырыли фигурные пруды и каналы, насадили плодовые деревья и кусты.
В царствование Екатерины II, когда инженер Баур построил гранитную набережную Фонтанки и появился каменный Обуховский мост, возникла необходимость обновить усадьбу. Владелец, кн. Николай Борисович Юсупов (1750-1831), в юности служил в посольстве в Турине. Возвратившись, он занял пост директора Шпалерной мануфактуры и императорских театров. Дослужился, как и отец, до чина действительного тайного советника, а при Павле I управлял уделами.
В 1790 г., желая жениться на племяннице всесильного Г.Г. Потемкина-Таврического, Татьяне Васильевне Энгельгардт, по первому мужу – Потемкиной, Юсупов решил предстать владельцем модной резиденции. Он заказал придворному архитектору Джакомо Кваренги проект пейзажного сада с дворцом в формах высокого классицизма. Архитектор сохранил основной массив здания, стоящего на высоком цокольном этаже, но превратил его в «палладианскую виллу»,– образец классицистической архитектуры. В усадьбе построили домовую церковь, павильоны, конюшни с манежем, домашний театр и оранжереи. Основную территорию усадьбы занимал теперь пейзажный сад с большим прудом с тремя островами и протоками. Южную границу сада определял дворец с флигелями, северную – Садовая улица, где у ограды с аркой насыпали горку с гротом.
Дворец Юсуповых. План первого этажа всего комплекса. Дж. Кваренги
От набережной Фонтанки усадьба отделена глухой высокой оградой со встроенными служебными помещениями. Полукруг служебных корпусов со стороны двора плавно переходит в прямоугольный в плане объем главного здания. Южный фасад дворца выделен центральным арочным павильоном парадного подъезда с пандусом, и над ним – балконом третьего этажа. Фронтон украшен барельефом с геральдическим щитом. Между центральным объемом и боковыми ризалитами встроены поднятые на высоту цокольного этажа колоннады дорических лоджий, охватывающих бельэтаж и низкие антресоли. По сторонам центрального корпуса отделены крошечные дворики, куда ведут лестницы из комнат парадного этажа. Полукруг двора, скрывающий непараллельность фасада дворца и линии набережной, глухую внешнюю стену усадьбы, образуют двухэтажные служебные флигеля, прорезанные аркой ворот. С восточной стороны размещались конюшни и оранжерея.
Северный садовый портик дворца выделен двумя боковыми ризалитами, длинной террасой между ними и колоннадой шестиколонного ионического портика и широкой лестницей. Колонны портика поддерживают длинный балкон третьего этажа. Центральный портик и боковые ризалиты увенчаны треугольными фронтонами. Полукруглые окна цокольного этажа подчеркнуты замковым камнем. Высокий цокольный этаж предопределял пропорции северной садовой лестницы и размах пандусов южного подъезда. Дворец сохранил детали, характерные для усадебной архитектуры: из центрального зала через высокие двери легко выходили на садовую террасу. Дж. Кваренги отделал просторные парадные помещения ордерными пилястрами, лепными фризами и карнизами. От первоначальной отделки сохранилось немногое.
20 ноября 1809 г. Александр I издал «Учреждение об управлении водными и сухопутными сообщениями», которое исполняло функции управления строительством в масштабах государства, одновременно был основан Корпус инженеров путей сообщения. В том же году для размещения Корпуса инженеров путей сообщения, приобрели за 350 тысяч рублей дворец кн. Н.Б. Юсупова. Усадьбу Юсуповых купили с большим пейзажным садом, с земельным участком в 9,12 га, простиравшемся почти до Обуховского (Московского) проспекта, на территории которого продолжалось строительство корпусов министерства. С 1823 г. дворец стал резиденцией Главноуправляющего путями сообщения и публичных зданий, и во дворце частично изменили отделку интерьеров. Перед садовым фасадом развели цветник и перепланировали прилегающие аллеи; высадили декоративные кустарники и молодые деревья.
Декор помещений был дополнен изображениями военных атрибутов. Огромный двусветный центральный зал, простирающийся вдоль колоннады садового портика, отделан коринфскими пилястрами, поставленными между окнами. В кессонах карниза – лепные розетки. Фриз в 1820-х гг. декорировали военными трофеями. Рядом, на запад – комната с фризом, украшенным лавровыми гирляндами и композициями военных трофеев: круглый щит или шлем с гребнем на фоне пары коротких римских мечей. Лента пальметт и розетки фриза близки по рисунку произведениям Кваренги. Следующая зала по форме напоминает храм: восточная стена ее изогнута апсидой. Торец оформлен четырьмя римско-ионическими колоннами, вдоль боковых стен идут ряды таких же пилястр. Колонны, пилястры и фриз окрашены в оранжево-красный цвет итальянского камня «бречия». Над лепным карнизом, таким же, как в предыдущих залах, выгнутый потолок расписан гризалью цвета старой бронзы: по периметру идут розетки и вазы с акантами, чуть тронутые позолотой. Арка перед апсидой расписана парными фигурами ангелов с гирляндами на желтом фоне. В апсиде весь плафон покрыт веерообразным орнаментом, на фоне которого написаны кресты и церковные кубки.
Приёмный зал, деталь Церковный зал Интерьер музея ПГУПС
Западный ризалит представлял один зал, объединенный арками. Фриз декорирован пальметтами. Десюдепорты и арки покрыты лепными гирляндами, в панно – военные трофеи из знамен, копий, шлемов. Стены покрыты лепной трельяжной сеткой, а на торцевой стене – изображениями гербовых щитов. Далее – комната со скругленными углами и с небольшим чуланчиком, видимо когда-то была спальней. Она декорирована только широким лепным орнаментальным фризом. Напротив, в восточном ризалите расположено просторное двусветное угловое помещение. Фриз его отделан рядом изящных пальметт античного рисунка. Первоначально этот зал был разделен парными колоннами.
В конце 1829 г. приняли решение выстроить со стороны усадебных дворов корпус архива. В 1837 г. сад, где по билетам позволялось гулять городской публике, отделили от Садовой улицы узорчатой чугунной оградой, тротуаром и тумбами по проекту военных инженеров. В 1842 г., в бытность главноуправляющим графа П.А. Клейнмихеля, в одной из комнат восточного флигеля, во втором этаже освятили домовую церковь во имя св. Николая, покровителя царствующего императора. Белый с позолотой деревянный иконостас занимал значительную часть помещения. В 1870-х храм упразднили, что совпало с очередным капитальным ремонтом дома министра гр. А.П. Бобринского, на который получили кредит в 82300 рублей. Тогда же в здании министерства устроили телеграфную станцию, и в 1884 – установили телефоны. Особое внимание уделялось заключению договоров на снабжение министерства водопроводной водой. К этому времени большая часть сада, включая два острова на пруду, была передана в ведение городской управы, ее отделили от «собственного» сада главноуправляющего деревянным забором. В «собственном» садике продолжали высаживать цветы и поставили фонтан.
В 1890-х, когда министром путей сообщения стал князь М.И. Хилков, опять решили устроить храм при квартире министра. Церковь со старым иконостасом восстановили на прежнем месте, рядом с министерским кабинетом, и освятили 14 декабря 1894 г. Новые образа «Св. Николай» и «Св. Александр Невский» написал модный живописец И.К. Макаров, другие – дочь министра Хилкова. Почитал свою домовую церковь и следующий министр, А.К. Кривошеин, внесший икону св. Николая-Чудотворца, святого покровителя имп. Николая II.
Министры неоднократно переделывали жилые помещения: стены оклеили обоями, а в некоторых комнатах, из гигиенических соображений – линкрустом, плотными, долговечными моющимися обоями на основе картона. В 1896 г. начали проектирование электрической станции для домов министерства путей сообщений, её ввели в строй в 1901 г. Но в 1912 г. в зданиях министерства устроили более экономичное освещение от станции Русско-Бельгийского общества, установили в квартире министра подъемную машину «Отис», и провели гигиенические меры в связи с эпидемией холеры, установив дополнительный трубопровод к коллектору сточной воды. Через два года устроили новейшую систему отопления и вентиляции. Уже в разгар Первой мировой войны, в 1916, арх. В.А. Щуко выполнил проект нового домового храма в формах позднего классицизма, и в декабре того же года церковь переосвятили.
Здание Юсуповского дворца в дни блокады сильно пострадало. Ныне оно реставрировано, хотя историческую планировку и отделку Дж. Кваренги восстановить невозможно.
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге — фото, режим работы
Изюминка Юсуповского дворца не в его узнаваемом желтом фасаде, а в атмосфере его роскошного интерьера, который является частью уникального архитектурного комплекса с многочисленными залами и жилыми помещениями, которые очаруют Вас, показывая вам жизнь дворянства до большевистской революции.
- Где находится Юсуповский дворец
- Как добраться до Юсуповского дворца
- Стоимость билета в Юсуповский дворец
- Историческое значение Юсуповского дворца
- Убийство Распутина
- Что посмотреть и чем заняться в Юсуповском дворце
- Залы дворца
- Театр
- Конюшенный флигель
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
- Сады Юсуповского дворца
- Другие мероприятия дворца
Где находится Юсуповский дворец
Как добраться до Юсуповского дворца
Юсуповский дворец расположен в центре Санкт-Петербурга. Вы можете добраться до него пешком или любым из этих видов транспорта:
- Метро: Адмиралтейская и Невский проспект.
- Общественные автобусы № 3, 22 и 27 (станция метро «Театральная площадь»).
- Общественные троллейбусы № 5 и № 22 (также станция метро «Театральная площадь»).
- На лодке, сойдя на пристани реки Мойки.
Этот прекрасный дворец имеет два входа:
- С улицы Декабристов, 21, (сзади дворца) для индивидуальных посетителей и небольших групп.
- С набережной реки Мойки, 94, для организованных групп или посетителей, посещающих мероприятие или спектакль, проходящий в дворцовом театре.
Очень важно иметь в виду оба входа, потому что переход от одного входа к другому занимает много времени, так как пространство, занимаемое дворцом, поместьем и его пристройками, очень велико. Между одним входом и другим расстояние в 520 метров.
Вот карта расположения дворца и двух его входов:
Стоимость билета в Юсуповский дворец
Посетить дворец можно только с аудиогидом или в составе экскурсии.
- С аудиогидом. Стоимость 700 рублей для взрослых, для детей до 18 лет — 500 рублей. Вы сможете посетить Парадные залы, театр, Картинную галерею, гостиные.
- С экскурсией. Вариантов комплексный и тематический экскурсий много. Их проводят как экскурсоводы дворца, так и частные экскурсоводы. Экскурсии, организуемые дворцом, стоят от 450 до 950 рублей.
За фотосъемку вам придется заплатить дополнительную плату в размере 150 рублей.
В дворце можно посетить одну их интересных экскурсий, посвященной Распутину. Вы увидите сцену убийства, воссозданную с помощью восковых фигур. Экскурсия доступна только с пятницы по понедельник с 17 до 18 часов.
- Вход: 350 рублей.
- Экскурсия длится около 45 минут.
Историческое значение Юсуповского дворца
Санкт-Петербург был столицей Российской Империи с момента ее основания в 1703 году до 1918 года, когда Москва стала столицей.
Строительство здания Юсуповского дворца было начато в 1770 году, а реконструкция проводилась вплоть до нынешнего столетия. С 1830 по 1917 год владельцами дворца и особняка были пять поколений знатной семьи князей, самой знатной семьи города, которые были безмерно богаты.
Это семья Юсуповых, которая основала свою семейную резиденцию на берегу реки Мойки. Поэтому его еще называют Мойским дворцом или Юсуповским дворцом на реке Мойке. Его стиль-неоклассический, отлично сочетающийся с другими стилями.
Князь Феликс Юсупов, как утверждают, в конечном итоге скопил состояние больше, чем у царя. У него было не менее 57 дворцов.
В 1914 году он передал часть особняка солдатам, раненным в Первой мировой войне. Он умер в Париже в 1967 году после того, как был отправлен в изгнание и оставил в своей книге и мемуарах рассказ о том, как Распутин встретил свой конец.
Когда-то во дворце находилось более 40 000 произведений искусства (например, бесценные картины Рембрандта). После национализации в 1918 году некоторые из них были переданы в последующие годы в Эрмитаж и в российский государственный музей в Санкт-Петербурге.
Этот дворец принимал высокопоставленные международные правительственные и дипломатические встречи, конференции и симпозиумы, а также визиты глав иностранных государств и нынешних членов королевской семьи, таких как Елизавета II, королева Англии, а также гостей из разных сфер, таких как актриса Лайза Минелли, певец Стинг, топ-модель Наоми Кэмпбелл или Мик Джаггер и его группа Роллинг Стоунз.
Убийство Распутина
Юсуповский Дворец хорошо известен в русской истории благодаря леденящему душу инциденту с убийством Григория Распутина, которое произошло в ночь на 17 декабря 1916 года в жилых покоях молодого князя Феликса Юсупова.
Уверены, что имя Распутина Вам что-то говорит. Этот противоречивый сибирский крестьянин, впоследствии ставший монахом и новообращенным, обладал темной историей жизни, пристальным и проницательным взглядом и стал своего рода целителем-провидцем и очень харизматичным духовным наставником для семьи императора Николая II и особенно для царицы Александры Федоровны (предполагалось, что он был ее любовником), а также для семьи Юсуповых.
Выставка в нынешнем Юсуповском дворце воссоздает обстановку, в которой они жили, и сцены исторического инцидента с убийством от рук князя Феликса Юсупова и других придворных заговорщиков.
Распутин был отравлен, несколько раз застрелен и брошен в Неву. Это, безусловно, одна из туристических достопримечательностей этого места. Однако и по сей день есть некоторые пробелы в событиях, как они произошли, и тайна витает над дворцом.
Вы можете посетить комнаты, где было спланировано и совершено одно из самых известных преступлений двадцатого века, с документами и фотографиями, показывающими вам личность Распутина. Вы узнаете о фактах той трагической ночи.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Вы увидите восковые фигуры Феликса Юсупова и Распутина в подвале дворца.
Было снято несколько фильмов и сериалов, рассказывающих историю жизни Распутина. Один из самых последних, «Последние цари» (американский шестисерийный минисериал Netflix 2019 года с 45-минутными эпизодами), является как документальным, так и художественным фильмом.
Он показывает нам последние годы российской царской семьи, включая появление Распутина. В России отсутствие исторической строгости фильма в некоторых моментах подверглось критике, но, как известно, многие сериалы не всегда соответствуют самой абсолютной реальности.
Что посмотреть и чем заняться в Юсуповском дворце
В Юсуповском Дворце вы можете увидеть его роскошные залы, его маленький, но прекрасный театр, его церковь и сады. Я подробно объясню, как Вы можете посетить каждое из мест в этом впечатляющем дворце, скромный внешний вид которого скрывает очень элегантный интерьер.
Если вы планируете путешествие в Санкт-Петербург, то найти дешевые авиабилеты можно на Aviasales , а ж/д билеты на Poezd. Если же вы предпочитаете путешествовать туром, то самые выгодные предложения мы обычно находим на Travelata.
Залы дворца
Юсуповский дворец служит музеем, и в нем можно осмотреть парадные залы, гримерные, картинную галерею, княжеские покои, банкетный зал, Театр, сцены убийства Распутина или арабскую гостиную (Юсуповы были родом из далекой Аравии).
Цель — показать, как и где жила семья Юсуповых. Вы перенесетесь в уникальную эпоху.
Театр
Для своего личного пользования семья Юсуповых устроила во дворце небольшой театр, который до сих пор действует и сейчас является общественным. Члены русской царской семьи также часто ходили туда смотреть спектакли или мюзиклы. Стиль театра близок к барокко-рококо.
В настоящее время театр Юсуповского дворца предлагает разнообразную программу классических опер, русского балета, концертов, спектаклей и спектаклей для детей. Вход в театр осуществляется через набережную реки Мойки 9.
Конюшенный флигель
Конюшенный флигель (или конюшня) является самой современной частью дворца и был открыт в 2015 году для проведения выставок, конференций и экспериментальных театральных постановок. Он имеет два уровня, создавая впечатление лофта. Закрыт по понедельникам.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
У семьи Юсуповых была своя церковь-Храм Покрова Пресвятой Богородицы, в который можно войти с набережной реки Мойки 94.
Эта церковь была свидетелем всех важных событий в жизни князей Юсуповых. Возьмем, к примеру, крещение дочери Феликса Юсупова Ирины, на котором присутствовали император Николай II и его мать Мария Федоровна.
Вы можете бесплатно посетить религиозные службы, которые проводятся каждую среду в 10 часов. Храм оформлен в византийском стиле и был отреставрирован в 2005 году после длительного закрытия.
Сады Юсуповского дворца
Юсуповский дворец также имеет несколько прекрасных садов, которые были открыты в феврале 2016 года после периода реконструкции.
В них можно попасть с улицы Декабристов 21, вход свободный. Они открыты с 10 до 21 часа. Это хорошее место, чтобы расслабиться после осмотра дворца.
Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, советуем воспользоваться сервисом Hotellook , где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.
Другие мероприятия дворца
В Юсуповском дворце также проводится Международный музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга«, который проходит с 1 мая по 31 июля, во время так называемых Белых ночей.
Иногда Юсуповский Дворец используется вовремя создания свадебных фотографий, организации свадеб, коктейльных вечеринок или приемов.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours .
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook . А апартаменты на Airbnb .
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster .
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa .
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings . Или байк на BikesBooking .
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi .