Большой театр адрес

Большой театр, а если быть точным, то Государственный академический театр оперы и балета России - один из самых крупных в мире заведений подобного рода. Находится в самом центре столицы – на Театральной площади.

Большой театр адрес

Большой театр – гордость России

Фото Большого театра

Время: время работы касс: в административном здании Большого театра(слева от выхода из метро; станции «Охотный ряд»/«Театральная») ежедневно с 11:00 до 20:00 (без перерыва, без выходных); в здании Исторической сцены с 11:00 до 20:00 (перерыв с 16:00 до 18:00, без выходных); в здании Новой сцены ежедневно с 11:00 до 20:00 (перерыв с 14:00 до 15:00); в здании Камерной сцены им. Б.А. Покровского (ул. Никольская, д. 17/1) с 11:00 до 20:00 (перерыв с 14:00 до 15:00, без выходных); в здании ГУМа Первая линия, первый этаж. С 11:00 до 20:00 (без перерыва ,без выходных).

Большой театр — Москва, Театральная площадь, 1

Театральная, Охотный Ряд

Большой театр, а если быть точным, то Государственный академический театр оперы и балета России — один из самых крупных в мире заведений подобного рода. Находится в самом центре столицы – на Театральной площади. Он считается одним из величайших культурных достояний города Москвы, Российской Федерации и всего человечества.

Покровитель Аполлон

Большой театр – самый известный в мире среди русских театральных заведений. Его портик увенчан покровителем искусств Аполлоном в квадриге – колеснице, запряженной четверкой скачущих лошадей. Эта композиция знакома всем любителям классического музыкального искусства и нашей страны, и далеко за ее пределами. Все фигуры на портике полые и выполнены из листовой меди. Изготовлена композиция талантливыми русскими мастерами XVIII века под руководством скульптора Пименова.

Уже одно только здание представляет собой большую эстетическую, историческую и культурную ценность. А работа, кипящая в стенах этого храма искусств, добавляет ему любви и уважения во всем мире и конечно, в России. Большой театр – национальное и мировое достояние, символ русской культуры.

Труппа

Зародился театр в далеком 1776 году. За прошедшие годы он прошел немалые испытания: несколько раз горел, был в эвакуации во время войны, а в бурные революционные годы его и вовсе пытались закрыть. Но всегда находились в России люди, готовые поддержать искусство в тяжелые времена. Не единожды проводились реконструкции здания, последняя – в 60-ых годах прошлого века. Как известно, все преходяще, а музыка – вечна. Театр выстоял и с достоинством прошел славный творческий путь.

  • В труппе более 900 артистов балета, оперы, оркестра, хора и миманса.
  • При создании спектакля задействованы также представители еще 90 профессий, работников художественно-производственных мастерских и постановочной части.
  • Над одним спектаклем работают до семисот человек.
  • Есть оперная и балетная труппы, оркестр Большого театра и сцено-духовой оркестр.

Работать в этой труппе мечтают многие певцы, музыканты, балерины, хореографы, дирижеры. Но только лучшим из них, настоящим профессионалам с огромным талантом, выпадает такая честь.

За всю свою историю артисты Большого театра многократно удостаивались признания со стороны правительств, вне зависимости от того, каков был политический курс государства. А благодарность и восхищение публики – это то, что сопровождало храм искусства постоянно и неизменно.

Не удивительно, что Большой театр – это одно из самых авторитетных культурных заведений не только России, но и всего мира, его труппа действительно не имеет равных себе.

Репертуар

За все время в Большом театре было поставлено более восьмисот произведений, многие из которых вывозились на международные гастроли. Наши артисты имели грандиозный успех в Италии, США, Великобритании и многих других странах.

И сейчас очень многие классические постановки балетных и оперных спектаклей сохранены.

  • Это оперы «Борис Годунов», «Кармен», «Золотой петушок», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Риголетто», «Руслан и Людмила», «Свадьба Фигаро», «Турандот» и другие.
  • Это балеты «Баядерка», «Жизель», «Кармен-сюита», «Корсар», «Лебединое озеро», «Спартак», «Щелкунчик». И еще много других, прошедших испытание временем.

Эти классические вещи уже на протяжении столетий не теряют успеха у зрителей. Но стремится театр и к экспериментам, постоянно ставя оперные и балетные спектакли, которые еще не знакомы широкой публике. Эти новинки тоже имеют своих поклонников.

Весь день в здании кипит напряженная работа. А вечером Большой театр наполняется нарядными зрителями. Они любуются красотой и благородством здания, его интерьером. А с первым чистым звуком живого оркестра замирают и погружаются в чарующе-прекрасный мир музыки и танца, наполненный какой-то неуловимой и неповторимой самобытностью русского искусства.

Большой театр в телепередаче «Галилео»:

Большой театр

Государственный академический Большой театр — объект культурного наследия страны, один из самых значимых театров в России и мире.

Дата основания Большого театра — 28 марта 1776 года. Здание на Театральной площади построено в 1856 году.

Афиша Большого театра

Каждую неделю на сценах Большого театра можно увидеть шедевры оперы и балета, концерты и камерные постановки. Как правило, на несколько месяцев вперед известна афиша гастролей — расписание спектаклей от лучших театров России и зарубежья.

Помимо премьер и спектаклей в афише — фестивальные и торжественные мероприятия.

Билеты

Покупать билеты в Большой театр нужно заранее и только на официальных площадках: Большой театр предупреждает, что в других местах и особенно при сделках с частными лицами велика вероятность заплатить за подделку.

Стоимость билетов в Большой театр — от 100 до 15000 рублей.

Столь широкий ценовой диапазон объясняется просто: самые дешевые билеты продаются по специальной программе «Большой — молодым» (для зрителей 16 — 25 лет). Инструкция, как купить билет в Большой театр за 100 рублей, — на официальном сайте.

Где купить

Официальные места продажи:

  • Кассы Большого театра;
  • Сайт театра — www.bolshoi.ru; отдельная страница — купить билеты онлайн;
  • Официальные распространители: список на сайте.

Кассы: режим работы

  • В административном здании ГАБТ (адрес — ул. Большая Дмитровка, 2, слева от выхода из метро): ежедневно, с 11:00 до 20:00, имеется перерыв с 15:00 до 16:00; в дни предпродажи билетов (по субботам) кассы открываются на час раньше — с 10:00;
  • В здании Исторической сцены (подъезд № 12): ежедневно с 11:00 до 20:00, имеется перерыв с 16:00 до 18:00; в дни утренних спектаклей — с 10:00;
  • В здании Новой сцены: ежедневно с 11:00 до 20:00, перерыв с 14:00 до 15:00; в дни утренних спектаклей — с 10:00;
  • В здании ГУМа (первая линия, первый этаж): ежедневно, с 11:00 до 20:00.

История и архитектура

Начало Большому театру было положено губернским прокурором князем Петром Урусовым, получившим от императрицы Екатерины II привилегию содержать «театральные всякого рода представления». Дата высочайшего соизволения — 28 марта 1776 года — и считается датой основания Большого театра.

Первое театральное здание открылось на берегу реки Неглинной 30 декабря 1780 года, располагалось на улице Петровка и получило название «Петровский театр». Трехэтажное кирпичное здание с белокаменными элементами было возведено в рекордные по тем временам сроки — всего за 5 месяцев — и при этом стало крупнейшим в Москве публичным театром. В зале размещались партер, три яруса лож, а также галерея. Число зрительских мест предположительно составляло от 800 до 1000. По большей части театром руководил компаньон Урусова — Майкл Меддокс: при нем за 14 лет в театре было поставлено 425 оперных и балетных спектаклей.

По истечении личной привилегии театр с накопившимися по нему долгами в 1796 году был передал Опекунскому совету. В 1805 году здание Петровского театра сгорело, труппа была вынуждена выступать на временных сценах. В 1808 году по проекту К. И. Росси построен новый театр — Арбатский, который простоял совсем недолго — сгорел в пожаре войны 1812 года.

Следующее здание Петровского театра — по переработанному О. И. Бове проекту А. А. Михайлова — торжественно открылось 6 января 1825 года. По размерам монументальное здание значительно превосходило предшественников, и потому новый театр, высота которого составила 37 метров, назвали Большим Петровским. Однако премьерный показ все же пришлось повторить: открывшийся театр не смог вместить всех желающих. Здание было главной театральной площадкой столицы на протяжении почти 30 лет: сгорело в марте 1853 года вместе с уникальными театральными машинами, инструментами и всем реквизитом.

Для восстановления Большого театра был выбран проект А. К. Кавоса. Здание вновь построили за три года с сохранением объема и планировки. При этом архитектор изменил пропорции, увеличив высоту здания, а также авторски переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. Колонны портика были сохранены. Над портиком установлена бронзовая квадрига работы П. К. Клодта. Театр открыл свои двери 20 августа 1856 года.

Тыльную сторону здания перестроили в 1886–1893 годы по проекту Э. К. Гернета, и колонны оказались спрятаны в складских помещениях.

В 1894–1898 года под зданием заменили фундамент, так как к тому времени по стенам пошли трещины. Вынужденная мера не остановила усадку здания.

В 1920-е годы была укреплена полукольцевая стена зрительного зала, заменен занавес и перепланированы внутренние помещения. Последняя мера была направлена на ликвидацию ранговой иерархии зрителей.

Знаменитый роскошный занавес из парчи украсил Большой театр в 1955 году и оставался главным оформлением сцены на протяжении 50 лет. Возвращен в отреставрированном виде после масштабной реконструкции исторической сцены 2005–2011 годов.

Репертуар Большого театра

За годы работы Большого театра на его сцене было поставлено свыше 800 произведений.

Премьера Большого театра состоялась в 1777 году: ею стала опера Д. Зорина «Перерождение». Молодой театр активно ставил оперы российских и итальянских композиторов, балетные номера, танцевальные сценки на тему народного быта, а также музыкальные спектакли на мифологические сюжеты.

Оперы большой формы утвердились в театре лишь к 1840-м годам. Знаковыми событиями для театральной жизни Москвы стали представленные зрителю оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Во второй половине XIX века репертуар расширился и выдающимися балетными постановками: по произведениям П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Несмотря на столь явный акцент на русский музыкальный эпос, в этот же плодотворный период на сцене ставятся классические произведения зарубежных композиторов — Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера и других.

Читайте также  Лахорская крепость пакистан

Расцвета Большой театр достиг на рубеже XIX — XX веков: в создании спектаклей все чаще принимали участие выдающиеся деятели культуры того времени: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, а также С. В. Рахманинов — не только как композитор, но и выдающийся оперный дирижер. К художественному оформлению сцены привлекаются мастера «Мира искусства», чьи работы в наши дни экспонируются в Третьяковской галерее.

В советский период Большой театр был сохранен, на его сцене продолжали развиваться как опера, так и балет. Преобладала классика, но не обошлось и без новых «идейных» постановок, которые пользовались популярностью у зрителей. В послевоенные годы театральный репертуар активно пополняется спектаклями на музыку композиторов братских стран — Чехословакии, Польши и Венгрии.

Громкими событиями в культурной жизни столицы стали балетные постановки «Кармен-сюита» (создавался специально для примы Большого театра Майи Плисецкой, 1967 год, в дальнейшем балерина не раз выступала в роли хореографа Большого) и «Спартак» (премьера — 1968 год, получил Ленинскую премию в 1970 году).

В репертуаре Большого театра в наши дни сохраняются лучшие спектакли по зарубежной и русской классике — опера, балетные постановки. Параллельно театр держит курс на возврат к оригинальным оперным партитурам — это можно наблюдать в обновленных операх, над текстом которых была проведена кропотливая работа по «вычищению» пометок разных лет.

Выход на новый уровень — трансляции спектаклей Большого театра с 2010 года проходят в кинотеатрах мира.

Опера

Оперная классика в актуальном репертуаре Большого театра: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Идиот», «Травиата», «Кармен», «Богема», «Дон Карлос» и другие произведения.

Музыкальные представления для детей в оперном репертуаре — «История Кая и Герды», «Байки о Лисе, Утенке и Балде» и «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных» (6+). Большинство классических постановок доступны школьникам с 12–16 лет.

Современная опера: «Билли Бадд».

Информация на официальном сайте:

Балет

Превосходный классический балет в Большом театре — это «Жизель», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» (варианты — в редакции Григоровича либо Ратманского), «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Баядерка», «Корсар», «Кармен-сюита» и другие.

Балетные постановки по произведениям современных авторов: «Легенда о любви», «Нуреев», «Пламя Парижа», «Ундина», «Русские сезоны» (на музыку Леонида Десятникова).

Информация для зрителей на официальном сайте:

Концерты

В афише Большого театра камерные концерты есть каждую неделю. Гости театра cмогут услышать великолепное исполнение сочинений Д. Д. Шостаковича, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха и Л. Бетховена, Ж. М. Равеля; побывать на выступлениях контрабасистов, квартета виолончелей, арфы, духовых инструментов, вокальных вечерах. В камерном формате проходят и выступления детей-артистов Большого театра.

Большой театр адрес

  • По популярности
  • По дате
  • Списком
  • Карточками

«Риголетто»

Фортепианные трио

  • По популярности
  • По рейтингу
  • Списком
  • Карточками

Лебединое озеро

Борис Годунов

Свадьба Фигаро

Царская невеста

Севильский цирюльник

Пиковая дама

Четыре персонажа в поисках сюжета

Орландо

Рецензия «Афиши»

Поставленное на реконструкцию основное здание Большого теперь представляет собой стройку с космическим бюджетом и захватывающими перспективами. Под ним и перед ним роется вместительная дыра в несколько этажей, которая позволит обеспечить зрителей в антрактах необыкновенным комфортом, а прогрессивных режиссеров, которые толпами устремятся в главный театр страны, — суперсовременным оборудованием. Но произойдет все это не раньше 2008 года. А пока можно ходить в построенное по соседству новое здание, где, несмотря на его бесстильную новомосковскую внешность, стараются (и небезуспешно) хотя бы в постановках придерживаться прогрессивных течений. Здесь уже появилось немало интересного и даже скандального — чего стоят одни «Дети Розенталя» Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина. Кроме того, стоит обратить внимание на оперы «Мадам Баттерфлай» Пуччини в постановке Боба Уилсона, «Летучего Голландца» Вагнера в постановке Петера Конвичного, «Волшебную флейту» Моцарта в постановке Грэма Вика, балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева, поставленный Декланом Доннелланом и Раду Поклитару. С дирижерами пока не так круто. Главную ценность представляет местный главный дирижер Александр Ведерников. Что же касается солистов, то стоит охотиться за премьерными составами — Большой теперь завел моду раскошеливаться на певцов международного уровня.

Отзывы о театре «Большой театр»

Большой театр — великолепное здание в самом центре столицы, давно ставшее и культурным, и архитектурным символом нашей страны.

Побывать здесь мечтает каждый: увидеть роскошное убранство залов, взглянуть на великолепную люстру, прогуляться по императорским фойе. Все это можно сделать, отправившись сюда на экскурсию .

В рамках экскурсии мы посетили два зала: Бетховенский и Историческую сцену, прогулялось по великолепным фойе театра, посмотрели временную выставку.

Наш путь по таинственным театральным коридорам начался с Бетховенского зала. Располагается он на -1 этаже Большого театра. Здесь проходят камерные концерты.

Это зал-трансформер, его можно менять под различные нужды.

В Советский период это фойе называлось Белым. Все его потолки и стены были покрыты белой краской. Во время реставрации обнаружили оригинальные цвета этого помещения и вернули ему исторический облик. Теперь можно увидеть всю эту красоту в том виде, в котором ее задумал архитектор.

Эти залы были созданы для коронационного торжества Николая II, а теперь здесь прогуливаются посетители театра во время экскурсий и во время антракта.

В Советский период это фойе называлось Бетховенским залом. Здесь проходили каперные концерты.

Здесь проходят временные выставки Музея Большого театра. Сейчас здесь можно изучить экспозицию, посвящённую 130-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева.

Невероятной красоты зал, в котором сплелись оттенки красного и золотого. За время экскурсии мы посетили зал дважды: отсмотрели его снизу и полюбовались невероятным видом, открывающимся сверху.

Для меня стало настоящим открытием то, что наверху театра, у люстры, не обычная роспись потолка, а настоящее живописное полотно, натянутое особым образом. Аполлон и музы, изображённые там, оберегают Храм искусства и наблюдают за артистами и посетителями театра.

Всем знакомо здание в Москве, венчаемое квадригой под управлением Аполлона, как минимум, по купюре 100 рублей. А мы попали внутрь этой купюры, пардон, здания на купюре.
Экскурсии по зданиям театров давно практикуются в Европе. В Париже можно посетить Парижскую Оперу, в Вене — Венскую, в Милане — Ла Скала. Рада, что и у нас поняли, что такой вариант знакомства с театром может быть интересен публике.
Более полутора часов мы провели в историческом здании, слушая интереснейшие рассказы: об основании театра; архитекторах, на разных этапах принимавших участие в создании облика и внутреннего убранства; артистах, выступавших на сцене; о мелочах и фактах, на которые вряд ли обратишь внимание, при обычном посещении.
Мне посчастливилось побывать в Большом после реконструкции на балете Щелкунчик. Я видела отреставрированную историческую сцену и главный зал, но не знала, что золоченое убранство балконов выполнено не по лепнине из гипса, а по папье-маше. И на это золочение ушло около 4 килограммов сусального золота. Как не удалось мне услышать в то давнее посещение акустических возможностей Круглого зала Императорского фойе. Когда много народа, шум голосов не позволяет этого оценить. В варианте же небольшой экскурсионной группы, затаившей дыхание и прислушивающейся к замечательному плавно текущему рассказу экскурсовода, можно услышать отражение голоса от чашеобразного потолка и узнать, что дополнительный эффект глубины достигается за счет дублирования потолочной поверхности с созданием воздушной прослойки между деревянными слоями.
Множество интересных историй и фактов приносит повествование. И на спектакле вам не удастся одновременно с главным залом посетить камерный Бетховенский зал. О его существовании я, честно говоря, не знала. В афише есть анонсы некоторых представлений на этой площадке, но мне казалось, что это часть здания Новой сцены. Оказывается нет.Бетховенский зал находится на этажах под исторической сценой.
На целых шесть ярусов углубили помещение Большого при последней реконструкции. Это была инженерно и технически сложная работа. Результаты впечатляют. Так Бетховенский зал, рассчитанный на 300 зрителей, позволяет трансформировать зал из амфитеатра в зал с полностью ровным полом.
Много еще интересного вспоминается из материалов экскурсии. Пересказывать всё, услышанное за полтора часа, — глупая затея. Очень рекомендую сходить и окунуться в атмосферу этого замечательного здания. Это красиво, познавательно и приятно.

Побывать в Большом театре не на представлении, а на экскурсии советую каждому! Очень интересно было все увидеть и услышать историю театра. Экскурсия началась в фойе возле кассы, где нас очень радушно приветствовал экскурсовод Алексей, обладающий просто нескончаемым запасом знаний об истории и современной жизни театра. Мы спустились в гардероб, а затем прошли в Бетховенский зал, расположенный на подземном уровне театра. Последняя реконструкция в 2015 году сделала возможным создание этого зала и еще нескольких технических этажей. Совсем недалеко проходит линия метро, над нашими головами проезжают машины, но в зале стоит идеальная тишина, никаких звуков и даже вибрации не допускает мощная звукоизоляция. Изначально театр по проекту архитектора О.И.Бове был построен в районе протекания реки Неглинка, почва была нестабильной, вода разрушала фундамент — зонтик, и театру постоянно требовался небольшой ремонт. После очередного события на букву «П» (Алексей сказал, что это слово в театре не произносят) театр был почти полностью перестроен архитектором А.Кавосом, от прежнего строения остались только исторические колонны и часть кирпичной стены, которую можно увидеть, поднимаясь на лифте на верхние этажи театра. Бетховенский зал — новый концертный зал театра имеет акустическую деку — полукруглую подвижную стену, стеклянные бортики, которые могут убираться внутрь платформы. Несколько выдвигающихся эстрад — платформ, на которых проходят концерты, создают необходимое пространство как для небольших камерных коллективов, так и для масштабных гала-концертов с участием больших оркестров. Стена за занавесом напоминает фасад первого, Петровского театра, который был построен в XVII веке и был полностью утрачен при печальном событии на букву «П». Фойе первого яруса с окнами, выходящими на Театральную площадь сразу погружает в атмосферу «Храма искусства». Высокие потолки расписаны в объемной технике «гризайль», которая создает впечатление лепнины. Инициалы царствующего до революции Николая Романова над входом в царскую ложу были восстановлены при реставрации. Театральная площадь, прежде Петровская. Вопрос на засыпку, который задал нам экскурсовод Алексей: Почему прежде театр назывался Петровским? Правильный ответ — потому, что находился театр на Петровке, которая названа по расположенному на ней Высокопетровскому монастырю. Предположительно, основан в 1315 году святителем Петром, митрополитом Киевским, Владимирским и всея Руси. Беломраморные лестницы, ведут вниз, к кассам украшены живыми цветами в вазонах и покрыты парадным красным ковром. Дверь за лестницей скрывает малое историческое фойе, в котором воссоздана обстановка, утраченная после революции. В нем собраны раритеты, вызывающие восхищение и желание рассматривать их как можно дольше. Видимо, помещение использовалось как музыкальная гостиная, ибо акустика в малом фойе потрясающая — звуки усиливаются во много раз, если встать точно в центре. Далее мы прошли в большое историческое фойе, в котором восстановлены гобелены и обстановка. Здесь отдыхали перед началом действия члены царской семьи, а позднее высокопоставленные чиновники и их именитые гости. Представление они смотрели из царской ложи с золочеными креслами и отдельным, от прочих смертных, входом. В остальных ложах стульчики попроще, но тоже очень мягкие и удобные. Последний ряд в ложе оснащен высокими, как барными, стульями. И фойе для обычных зрителей не такое шикарное, как для выдающихся особ, но в зеркалах, диванчиках и туалетных комнатах недостатка нет. Далее нам были показаны Партер Большого театра и сцена, защищенная противопожарным занавесом, который опускается в то время, когда нет представления или репетиций.
Люди победнее наблюдали спектакль с самого верхнего яруса, сейчас там все прекрасно слышно благодаря установленным динамикам и есть мониторы, транслирующие происходящее на сцене.
Зато удобно рассмотреть в подробностях исторический плафон с написанными маслом на холсте музами. Можно в подробностях рассмотреть огромную красивейшую люстру, в которой изначально были свечи. Поэтому в партере было свободно — сверху капал воск и кресел не ставили. Золото, которым покрыты все украшения в зрительном зале — настоящее! Однако, нанесено оно настолько тончайшим слоем, что при последней реставрации на всё про всё его израсходовали всего 4 кг. Но вид зрительному залу Большого театра эти золотые украшения придают поистине царский. Сразу возникает ощущение причастности к прекрасному миру театрального искусства. Во время спектакля просто невозможно столько увидеть и узнать, как побывав на экскурсии с профессиональным гидом. Советую всем записаться по интернету и посетить Большой театр в качестве экскурсантов, уверена, что вам будет очень интересно увидеть театральный мир как бы изнутри и узнать много нового и интересного о жизни театра. Во время моего посещения в театре была развернута выставка, посвященная С.С.Прокофьеву, на которой можно увидеть костюмы и декорации, узнать подробности биографии и творчества великого композитора. Экскурсия очень понравилась, рекомендую всем побывать.

Читайте также  Монастырь в сергиевом посаде

Большой театр

Большой театр — один из старейших и самых знаменитых театров России. Здание, построенное в классическом стиле, с бронзовой квадригой Аполлона на портике, находится в ряду главных символов Москвы. За время истории своего существования Большой театр не раз горел, но возрождался вновь, чтобы радовать своими спектаклями верных поклонников.

Театр начинается с вешалки.

. А Большой театр начинался со скромных частных подмостков на правом берегу реки Неглинка. Одной из своих сторон здание выходило на улицу Петровка, откуда и пошло его первоначальное название — Петровский.

Исторической датой основания Большого театра Москвы считается весна 1776 года, когда князь Пётр Урусов получил от властвующей в те времена Екатерины II десятилетнюю привилегию на содержание увеселительных мероприятий. В первые годы труппа была единой, а состав — весьма разношёрстным: от крепостных талантов до известных иностранных артистов. В эти времена для проведения спектаклей безвозмездно использовался частный особняк в центральной части Москвы.

Когда компанию Урусову составил англичанин Медокс, хорошо знавший техническую сторону обустройства театральных зданий, было возведено деревянное сооружение на Неглинке. Театр подняли всего за несколько месяцев, и он стал первым в Москве культурным заведением такого масштаба. Открытие состоялось в канун 1781 года балетной постановкой «Волшебная лавка».

В течение пятнадцати лет на сцене нового театра ставились оперные, балетные и драматические спектакли. В начале XIX века в здании случился пожар, и труппе вновь пришлось скитаться по частным сценам. К этому времени театр уже получил звание Императорского. Через несколько лет на Арбате было построено новое здание, но оно также сгорело, уже во время пожара Отечественной войны 1812 года.

От Большого Петровского к Большому Императорскому

Строительство следующего театрального здания началось в 1820 году. Проект стал одним из самых грандиозных среди столичных архитектурных замыслов XIX века. Очевидцы с упоением рассказывали, насколько красив был новый театр с величественными колоннами, строгим портиком и Аполлоновой колесницей, впоследствии ставшей символом Большого театра.

Площадь перед новым сооружением так и назвали — Театральной. Новый театр стал Большим Петровским, а впоследствии — просто Большим. Пышное открытие состоялось в самом начале 1825 года и сопровождалось оперными и балетными представлениями. Здание отвечало последним технологиям, необходимым современному храму Мельпомены:

  • огромный по тем временам зрительный зал мог вместить 2 тысячи человек;
  • в театре предусмотрели места для отдыха;
  • для удобства зрителей соорудили многочисленные галереи-переходы и лестницы;
  • оркестровая яма располагалась ниже сцены;
  • пол в зрительном зале имел возможность подниматься до уровня авансцены, образуя с ней единое целое.

К середине века в театре стали отдавать предпочтение не драматическим спектаклям, а оперным и балетным постановкам. Зрители смогли увидеть произведения известных композиторов. На сцене Большого Петровского состоялась столичная премьера «Руслана и Людмилы». Но «сказка» длилась недолго, всего три десятилетия: очередной пожар уничтожил не только реквизит, но и здание. Восстановили его всего за три года, приурочив открытие к коронации царя Александра II.

Новый театр отличался великолепной акустикой, обновлёнными интерьерами и более масштабными площадями. Здесь появились царские ложи, а зрительный зал предстал в роскошном малиново-золотом исполнении. На вертикальном парадном занавесе были изображены сюжеты, связанные с жизнью Москвы. Дополнительно поставили и занавес для антрактов.

Но внутреннее великолепие не заменило самое главное — надёжный фундамент. Как и большинство зданий округи, Большой театр строился на сваях. Они прогнивали и давали усадку. В конце XIX века было проведено несколько ремонтных работ, которые лишь на время остановили процесс разрушения.

Государственный академический Большой театр СССР

После февральской революции 1917 года Большой театр из Императорского стал Государственным, а после Октябрьского восстания его и вовсе хотели снести. В здании проходили революционные съезды и партийные конференции, здесь была принята первая Конституция страны. Благодаря этому, закрытие театра удалось отсрочить на неопределённый срок. Затем советское правительство и вовсе отказалось от этой идеи. Через несколько лет Большой театр получил звание академического, а в начале 20-х гг. началась его противоаварийная реконструкция:

  • укреплены основания;
  • модернизированы лестничные марши;
  • отреставрированы гардеробные ниши;
  • реконструирована сцена;
  • созданы новые залы для репетиций и гримёрки.

Императорские занавесы были отправлены в расход, а на их место повесили новые, с советской символикой. В первые годы войны, чтобы сохранить здание, его замаскировали под жилое. Большой театр был в строю уже с 1943 года, когда труппа вернулась из эвакуации.

В послевоенные годы Большой театр СССР стал одним из главных культурных символов страны. Здесь работали лучшие танцовщики, оперные певцы, балетмейстеры, композиторы, режиссёры-постановщики. На сцене театра шли самые выдающиеся музыкальные творения, вошедшие в копилку мирового искусства. Репертуар включал несколько десятков опер и балетов русских, советских и зарубежных авторов.

Реконструкция XXI века

В советский период Большой достиг своего наивысшего расцвета, но зданию по-прежнему не хватало репетиционных помещений внутри и устойчивого фундамента — снаружи. В конце 80-х гг. было принято решение о реконструкции и возведении дублирующего здания, в которое должна была переехать труппа на время проведения работ. Прошло долгих 15 лет, пока открылись двери Новой сцены Большого театра, а старое здание наконец-то закрыли для ремонта.

Главной задачей реконструкции было не только укрепление здания, но и восстановление исторических интерьеров. За годы косметических ремонтов, проводимых в советские времена, Большой театр существенно утратил свой первоначальный облик, а реставрационные работы позволили ему обрести свою былую красоту. Внутренние интерьеры вновь заиграли малиновыми драпировками и золотой отделкой, расписной штукатуркой и живописными плафонами.

Во время работ тщательно изучались десятки архивных документов, карт и схем, на которых сохранились старинные параметры здания. К примеру, императорское фойе было полностью восстановлено по чертежам конца XIX века.

Создавая утраченные раритетные интерьеры, строители не забыли и о современной технологичной начинке здания. Новые механизмы сцены позволяют легко менять её положение, форму и глубину. В спектаклях используются инновационные световые и звуковые эффекты. Во время реконструкции:

  • площадь здания увеличена вдвое без изменения внешних параметров;
  • расширена оркестровая яма;
  • восстановлена легендарная акустика;
  • построен подземный концертный зал.
  • Как попасть в Большой театр

Обновлённый Большой театр РФ приглашает всех желающих на свои спектакли. Здание находится по адресу: Театральная площадь, д. 1.

Добраться до главного театра российской столицы можно на метро, доехав до станции Театральная, расположенной на «зелёной» ветке (выход в сторону Большого театра), или же станции «Охотный ряд» — «красная ветка» (выход к Театральной площади).

Купить билеты на спектакли можно в кассах театра, на сайте или у официальных распространителей. Цена билетов варьируется по стоимости и зависит от вида постановки и расположения места в зрительном зале.

Если вас интересуют и другие достопримечательности столицы России, рекомендуем обратить внимание на наш раздел экскурсий по Москве – тут вы найдете путешествия на любой вкус.

Читайте также  Архипо осиповка достопримечательности и развлечения

Большой театр

Большой театр не нуждается в представлении. Его знают во всём мире, работать там — большая честь для любого театрального деятеля, а посетить спектакль — неизменная радость для поклонников классического искусства.

Для владельцев заведений

Театр, как водится, начинается с вешалки. А вот Большой театр начался. нет, не с большой вешалки, а с частной труппы князя Петра Урусова, тогдашнего столичного прокурора. Ему выпала высочайшая честь радовать своими постановками императрицу Екатерину II. Однажды спектакль настолько тронул самодержицу, что она выдала Урусову «привилегию» заведовать всеми московскими увеселительными мероприятиями — маскарадами, спектаклями и прочим. Меньше чем за полгода на берегу речки Неглинки вырос Петровский театр — деревянное строение, суперсовременное по тем временам.

Большая сцена — большие деньги, и Урусов, потихоньку утопая в долгах, разделил свою «привилегию» с обрусевшим британцем Майклом Медоксом, удачливым антрепренёром и балетным артистом. Однако Медоксу тоже не очень-то везло, и в итоге в 1796 году театр был отдан под покровительство Попечительского совета. Потом старый деревянный театр сгорел, а нынешнее здание, именовавшееся Большим Петровским театром, появилось в 1856 году, его открытие было приурочено к коронации Александра II.

К тому моменту от Попечительского совета не осталось и следа, его сменил городской генерал-губернатор, который имел право назначать директоров, а сам театр, соответственно, принадлежал городу. Над зданием работало три архитектора: Андрей Михайлов предложил идею, Осип Бове значительно улучшил её, а Альберт Кавос, главный архитектор Императорских театров, восстанавливал здание после пожара, который случился за три года до коронации. Зал Большого театра был спроектирован Кавосом наподобие музыкального инструмента, всё — от деревянных щитов из ели на стенах до декора из папье-маше — работало тут на акустику. Это дало свои плоды, и архитекторы всего мира долго ещё завидовали таланту создателя.

С приходом советской власти Большой хотели даже закрыть, но вместо этого даровали ему новый занавес с гербом СССР и место в истории, ведь именно со сцены Большого на съезде было объявлено о рождении нового государства — Советского Союза.

Отдельно стоит сказать о реконструкции Большого. Она длилась без малого шесть лет, с 2005 до 2011 год, и за эти годы театр получил новый фундамент, значительно вырос в глубину, то есть под землю, его техническое оснащение теперь не имеет аналогов в мире, а красота и функциональность остались неизменными.

Сегодня основой репертуара являются классические произведения XIX—XX веков, признанные мировые музыкальные шедевры. Наряду с этим на сцене идут оперы, написанные специально для труппы Большого театра.

Артисты театра, а также режиссёры, дирижёры и художники за всю его историю многократно удостаивались самых высоких мировых и государственных премий. Работа в Большом — своеобразный знак качества, который задали Майя Плисецкая, Галина Уланова, Ролан Пети, Роберт Стуруа, Александр Сокуров и десятки других выдающихся деятелей, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю мировой культуры.

Большой театр

Большой театр, Москва Ольга Ребикова

Главный театр Москвы и всей России буквально недавно пережил очередную реконструкцию, которая длилась на этот раз 6 лет, и открыл сезон роскошным гала-концертом. На эту сцену регулярно выходят лучшие российские артисты, а также многочисленные приглашенные звезды мирового масштаба.

Большой театр — это образец театрального искусства, на который равняются все остальные театры. Это гордость Москвы и всей остальной России, обязательный пункт программы для всех иностранных туристов, которые ценят прекрасное.

В ходе последней перестройки театра не обошлось без курьезов. Оказалось, что кордебалет не успевает добежать из гримерок на седьмом этаже до сцены на первом, а кафель на полу слишком скользкий, и Николай Цискаридзе это однажды почувствовал на себе. Но несмотря на все эти небольшие недочеты, в залах Большого театра вот уже третье столетие каждый вечер нет свободных мест, а билеты на популярные постановки нужно покупать за несколько месяцев.

История

Театр начал строиться в 1776 году. Судьба первых трех зданий была довольно печальной — они сгорели. В том виде, в котором мы наблюдаем театр сегодня, он открылся в 1856 году. Здание было построено по проекту архитектора Альберта Кавоса при участии Петра Клодта, который соорудил бронзовую квадригу Знаменитую скульптуру Аполлона в колеснице с четверкой лошадей, которая украшает все открытки с видами Москвы, соорудил скульптор Степан Пименов.

Годы войны для Большого театра были, как и для всей страны, тяжелыми, однако обошлось без глобальных разрушений несмотря на то, что в 1941 году в него угодила бомба.

Разумеется, никаких спектаклей в военные годы не проводилось, это здание использовалось больше для съездов Советов, заседаний и прочих политических мероприятий.

Последняя на данный момент реконструкция театра началась в 2005 и завершилась в 2011 году. Реконструкторы постарались вернуть театру первозданный вид, насколько это было возможно: перекрасили колонны обратно в цвет слоновой кости, вернули на фасад изображения муз и заменили занавес. В ноябре 2011 года в знак завершения глобальной перестройки на исторической сцене была впервые показана опера «Руслан и Людмила».

Внутреннему убранству тоже вернули первозданный облик: заменили кресла на те, что были в здешних залах в досоветскую эпоху, увеличили проходы и восстановили декор, каким он был еще до революции. Замене подлежали не только интерьеры: в театре появился новый орган, который был сделан в Бельгии на заказ.

Актерский состав, репертуар и постановки

В первые годы весь творческий коллектив театра составляло чуть более 40 человек 13 музыкантов и около 30 актеров. Разумеется, ни о какой специализации речи не шло, все занимались всем: балерины играли в драматических спектаклях, а актеры участвовали в операх и концертах. Сегодня же в театре работают балетная и оперная труппы, оркестр Большого театра и духовой оркестр.

Всего за время существования Большого на его сценах было поставлено более 800 различных произведений, включая «Травиату» Верди, «Трубадура» Риголетто, «Летучего Голландца» Вагнера и многое другое. Именно здесь прошли прогремевшие на весь мир премьеры опер «Воевода» Чайковского, «Алеко» Рахманинова и других, ставших впоследствии легендами. Расцвет театра пришелся на рубеж 19-20 веков. Выступить на сцене Большого считалось среди артистов высшей степенью признания, сюда стремились сотни и даже тысячи артистов. В 1912 году Федор Шаляпин поставил оперу Мусоргского «Хованщина», чем окончательно обеспечил себе мировую славу. Примерно в это же время композитор Сергей Рахманинов начинает сотрудничать с театром в качестве дирижера и поднимает мастерство оркестра на новый уровень.

В настоящее время Большой театр ставит оперы, в том числе, в концертном исполнении, спектакли, а также камерные и симфонические концерты. В репертуаре неизменно присутствует классика, но и эксперименты ему тоже не чужды. К работе привлекаются современные писатели и кинорежиссеры, в числе которых Александр Сокуров, Владимир Сорокин и другие. С именем последнего связан один громкий скандал: после либретто авторства Сорокина к опере «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, заслуженные мэтры публично выразили свое неодобрение. Певица Галина Вишневская даже побрезговала отмечать в Большом свой юбилей после этого инцидента. Однако несмотря на противоречивые отзывы, все, что происходит на сцене Большого всегда имеет своих поклонников.

Практическая информация

Адрес: Театральная пл., д. 1, м. «Охотный ряд» или «Театральная»

Большой театр реализует билеты самостоятельно, не прибегая к услугам распространителей. Бронирование по телефону не осуществляется.

Продажа билетов производится в кассах и на официальном сайте Большого театра. Вопросы относительно покупки билетов и правил посещения театра можно задать по телефону +7 (495) 455- 55- 55 или по электронной почте [email protected].

Режим работы касс: в административном здании Большого театра (слева от выхода из метро; станции «Охотный ряд»/«Театральная») ежедневно с 11:00 до 20:00; в здании Исторической сцены с 11:00 до 20:00 (перерыв с 16:00 до 18:00, без выходных); в здании Новой сцены ежедневно с 11:00 до 20:00 (перерыв с 14:00 до 15:00); в здании Камерной сцены им. Б.А. Покровского (ул. Никольская, 17/1) с 11:00 до 20:00 (перерыв с 14:00 до 15:00, без выходных); в здании ГУМа (первая линия, первый этаж, с 11:00 до 20:00 без выходных). Билеты рекомендуется приобретать за 2-3 месяца до спектакля. Стоимость билетов: от 100 до 18 000 RUB.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: