Большой екатерининский дворец пушкин
Екатерининский дворец
Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.
В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.
С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.
Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.
В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».
Екатерининский дворец в Царском Селе
Екатерининский дворец занимает центральное место в дворцово-парковом ансамбле Царского села. Ежедневно его великолепные залы посещают тысячи туристов, а наибольшей популярностью в Екатерининском дворце пользуется знаменитая Янтарная комната, восстановленная к 300-летию Санкт-Петербурга.
Екатерининский дворец можно назвать памятником терпения русского народа, сумевшего восстановить историческое здание, разрушенное в годы оккупации немецкими войсками города Пушкина. Прошло более 70 лет со дня окончания войны, но до сих пор выполняется реставрация некоторых залов.
Продолжительность экскурсии по дворцу составляет около часа, в оставшееся время рекомендуем прогуляться по Екатерининскому и Александровскому паркам, а также посетить Музей-лицей А.С. Пушкина.
Режим работы Екатерининского дворца — лето 2021
- С 10:00 до 18:00
- Касса работает до 16:45.
- Выходной день — вторник
В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15–20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.
В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы: Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столовая, Портретный зал, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I и Буфетная. В маршруте №2 эти залы заменены на выставки и посещение Парадного кабинета Александра I. Поэтому маршрут №2 можно назвать урезанным. По возможности стоит выбирать для посещения маршрут №1.
Китайская гостиная Александра I, камин
Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).
В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.
Стоимость билетов в Екатерининский дворец — лето 2021
Варианты посещения Екатерининского дворца:
- Самостоятельный осмотр без экскурсии.
- Скачать бесплатную экскурсию на смартфон по QR коду, установленному в холле музея.
- Арендовать аудиогид. Стоимость 200 рублей. Необходимо оставить залог.
- Посещение с экскурсией в составе группы до 15–20 человек.
Екатерининский дворец находится на территории Екатерининского парка. В стоимость билета входит билет в Екатерининский парк.
- Для граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана
- Для взрослых — 850 рублей
- Для детей до 16 лет — бесплатно (нужно получить бесплатный билет)
- Для учащихся (с 16 лет) и студентов — 430 рублей
- Для пенсионеров — 400 рублей
- Для иностранных граждан
- Для взрослых — 1200 рублей
- Для детей до 16 лет — бесплатно (нужно получить бесплатный билет)
- Для студентов — 610 рублей
Описание
Строительство величественного здания, протяженность которого составляет 306 метров, выполнял известный архитектор, мастер стиля барокко Франческо Бартоломео Растрелли. Именно он определил основные размеры здания, отделку его фасадов и внутренних интерьеров.
Сооружение здания велось с 1748 по 1756 год, интерьеры дворца в основном отражают два стиля — барокко и классицизм. Екатерининский дворец великолепен, как снаружи, так и внутри.
Внешнее убранство
Голубой, белый и золотистый цвет здания придают ему торжественный и праздничный вид. Фасад украшен белыми колоннами, лепными элементами и фигурами атлантов.
Атланты Екатерининского дворца
От центральной части дворца отходят флигели, соединенные крытыми галереями. В северной части строения возвышается пятиглавая дворцовая церковь с позолоченными куполами.
Южное крыло, где раньше находилось парадное крыльцо, увенчано позолоченным куполом со звездой на шпиле. Всего на позолоту наружных и внутренних элементов здания ушло почти 100 килограммов червонного золота.
Внутреннее убранство
В оформлении интерьера Екатерининского дворца приняли участие такие прославленные архитекторы, как Франческо Растрелли и Чарлз Камерон, Василий Стасов и Ипполит Монигетти.
По проекту Растрелли на втором этаже здания были созданы залы для приемов, они были украшены золотой резьбой и располагались по одной оси, составляя Золотую парадную анфиладу. Также он оформил и покои, предназначенные для проживания царской семьи, так называемую Малую анфиладу.
По рисункам архитектора был создан Большой зал или Светлая галерея — это самый большой зал Екатерининского дворца. Часто его называют Тронным залом и Большой галереей, он предназначался для официальных приемов и парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного во всю ширину здания составляет 860 кв. метров.
Надо отметить, что при Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах и содержание царского двора, а также придворных церемоний стали составлять едва ли не большую долю государственного бюджета. Растрелли учёл масштаб проводимых мероприятий и вложил в строительство зала все свое мастерство, талант и инженерное искусство.
Зал размерами 47 на 17 метров не имеет ни одного перекрытия, что создает ощущение простора и света. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают все помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.
Светильники и зеркала в Большом зале
В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II — Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.
Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.
Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I
Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I
Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зелёную столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.
Парадная Голубая гостиная
Китайская Голубая гостиная
При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.
Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862–63 годах Парадную лестницу.
История
Своей красотой Екатерининский дворец обязан трём российским императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, уделявшим большое внимание загородной резиденции в Царском селе.
В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат.
Его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Браунштейна. Одновременно на склоне с восточной стороны был разбит Верхний сад, состоящий из трех террас, и Нижний сад. К западу был построен Зверинец, позже преобразованный в Александровский сад.
В 1744 году по плану молодого архитектора Квасова здание было надстроено и связано галереями с пристроенными двухэтажными флигелями. В дальнейшем каждый новый Российский правитель также перестраивал Екатерининский дворец.
Коренное преобразование прошло при императрице Елизавете Петровне в 1752 году. Четыре года Франческо Растрелли, известный специалист стиля барокко, руководил работами по реконструкции здания и парка.
Во время Великой Отечественной войны территория Царского села была оккупирована и дворец практически полностью был разрушен, 80% его интерьеров было утрачены. Янтарная комната была вывезена фашистами из Пушкина и бесследно исчезла в Кенигсберге перед вступлением в него советских войск.
Екатерининский дворец. Анфилада восстановленных залов. Фото 1944 года
Екатерининский дворец. Кавалерская столовая. Фото 1944 года
Кроме того, многие экспонаты музея были потеряны еще до начала войны, в 1930-е годы, когда началась распродажа многих ценных предметов живописи, скульптуры и прикладного искусства. Сотрудники комплекса, как могли, защищали экспонаты, намеченные к продаже. Хранители пытались спасти произведения искусства, снижая ценность картины, например, вместо итальянской школы указывали испанскую.
Кроме того, многие ценные работы уходили в Эрмитаж: когда там появлялась «брешь», произведения искусства отбирали из музея в Царском селе.
Полностью были утрачены ценные экспонаты детской половины дворца, в том числе учебники, диапозитивы и гербарии, карандаши и тетради. Это всё было отдано в детские колонии, куда привозили всех детей Петрограда, лишившихся родителей.
В 1959 году, благодаря кропотливой работе реставраторов, историков и архитекторов были открыты шесть залов музея. В 2003 году посетители смогли увидеть и жемчужину Екатерининского дворца — Янтарную комнату, на восстановление которой ушло около 6 тонн янтаря.
Екатерининский дворец до 1910 года назывался Большим Царскосельским. В настоящее время это объект культурного наследия Федерального значения, входящий в состав Государственного Музея-заповедника «Царское село».
Екатерининский дворец
Как добраться:
- — На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Садовая улица» на любом автобусе или маршрутном такси, затем пешком до музея (расстояние 450 м.).
- — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Садовая улица» на любом автобусе или маршрутном такси, затем пешком до музея (расстояние 450 м.)
- Текущие
- Прошедшие
Текущих событий нет |
31 декабря
15:00
23 января —
21 марта,
28 июня —
26 августа,
11:00-19:00
18 июня —
29 сентября,
11:00-19:00
18 июня —
30 апреля,
10:00-18:00
3D тур на Садовой улице у Екатерининского парка
Your browser does not support iframes.
История строительства Екатерининского дворца
Строительство дворца началось в 1717 году, и на протяжении почти 300 лет он является главной достопримечательностью города Пушкин и вместе с Екатерининским парком занимает центральную его часть. Первым привлеченным архитектором был Иоганн-Фридрих Браунштейн. К 1724 году дворец представлял собой двухэтажное небольшое здание, и получил название «каменные палаты Екатерины I».
Во время царствования Елизаветы Петровны дворец решено было расширить. Реконструкция здания началась с 1743 года и продолжалась 13 лет, в течение которых один архитектор сменял другого. В 1748 году Франческо Бартоломео Растрелли занимает должность главного архитектора Царского Села. Возглавив строительство Екатерининского дворца, Растрелли первостепенное значение придавал перестройке галерей из дерева в полноэтажные конструкции. Благодаря его работам дворец стал первым местом в России, где протяженность анфилады равнялась длине всего здания.
Архитектор принимает необычные и смелые для России того времени цветовые решения и активно использует небесный голубой в сочетании с белым и золотым. В 1760–1770гг. началась перестройка дворца по вкусу его новой хозяйки Екатерины II. Нарядное оформление фасада было убрано, исчезли лепные украшения, а позолота заменена на краску. Архитектором Ч. Камероном были созданы новые интерьеры дворца: Арабесковая и Лионская гостиные, Опочивальня. К сожалению, во время войны они были разрушены и до сих пор не восстановлены.
Одновременно с дворцом закладывались парки. Пейзажный парк стал частью панорамы, а регулярный был заложен уступами на склоне в виде террас. В парке много павильонов и скульптур, но главным его украшением являются Эрмитаж, Грот, Верхняя и Нижняя Ванна.
В 1817 году архитектор В. Стасов для императора Александра I создал Парадный кабинет и несколько прилегающих комнат в память о блестящих победах в Отечественной войне 1812 года. В 1863 году была создана Парадная лестница в стиле «второго рококо».
Выставочные комнаты Екатерининского дворца:
- Тронный зал,
- Белая Парадная столовая,
- Малиновая и Зеленая Столбовые,
- Янтарная комната (над ее созданием 5 лет трудились лучшие мастера из разных стран),
- Картинный зал (в нем представлены более 100 картин из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII – начала XVIII века различных национальных школ),
- Зеленая столовая,
- Официантская,
- Опочивальня
Современное время
В годы Великой Отечественной войны большая часть отделки дворца была уничтожена и разграблена, в том числе и знаменитая Янтарная комната. Сегодня же благодаря колоссальному труду ученых и реставраторов многое восстановлено. Из 58 помещений дворца, разрушенных в годы войны, восстановлено 32.
Большой Екатерининский дворец в Царском Селе: как добраться, экскурсия, фото
Екатерининский дворец в Царском Селе — наверное, одна из самых известных и популярных императорских резиденций Санкт-Петербурга. Он настолько любим туристами, что даже в зимний сезон здесь можно увидеть толпы посетителей из разных уголков мира. Ну а фирменный цвет здания не позволит его спутать с другими петербургскими дворцами.
Большой Екатерининский дворец
Раньше на этом месте располагалась усадьба Saris hoff, или Saaris moisio. На русский лад место было названо Сарской мызой, а впоследствии название и вовсе трансформировалось в привычное нашему слуху Царское Село. Изначально эти земли были подарены сподвижнику Петра I, Александру Даниловичу Меншикову. Позже, в 1710 году, мыза перешла невесте Петра, будущей императрице Екатерине I.
Как добраться
До Пушкина можно добраться как на своем автомобиле, так и общественным транспортом. Я предпочитаю электричку — это гарантия не попасть в пробку и спланировать свой маршрут. Стоимость проезда — от 47 рублей (весна 2019 г.).
Есть один нюанс — сейчас в Пушкин ходят в том числе электрички класса «Комфорт». Я об этом не знал и как обычно взял стандартный билет в терминале и сел на первый поезд до Пушкина, который как раз оказался классом выше. Увы, доплатить разницу банковской картой в вагоне нельзя (привет, РЖД), пришлось выйти и дождаться следующего поезда.
Стоимость посещения самого дворца — 700 рублей, есть скидки для пенсионеров и студентов. На кассе принимают банковские карты. В летний период, чтобы попасть во дворец, нужно заодно купить билет и в Екатерининский парк. Стоит сказать, что это того стоит — парк замечательный, о его посещении я уже писал.
Залы антикамер. Здесь посетители проводили время в ожидании аудиенции с императрицей Сахарный партер Всего у Большого зала 5 антикамер
Экскурсия по дворцу
Дворцово-парковый ансамбль в Царском Селе начал расти в 1710—1720-х годах. Закладка дворца была произведена в 1717 году, а через 7 лет его достроили. Архитектором был Иоганн Фридрих Браунштейн. На тот момент он уже участвовал в проектах постройки Большого каскада и дворца Монплезир в Петергофе. Здание Екатерининского дворца оформлено в стиле барокко.
Кавалерская столовая
С течением времени и со сменой правителей дворец неоднократно перестраивался и расширялся. К сожалению, во время Великой Отечественной войны Екатерининский дворец был практически уничтожен, и интерьеры, которые мы видим, не оригинальные, а восстановленные уже в послевоенное время. Кстати, в 2019 году должен открыться еще один отреставрированный зал во дворце — Лионский.
Сегодня посетить дворец можно как самостоятельно, так и с профессиональным гидом. Экскурсия включена в стоимость входного билета. Здесь, как, например, и в Большом дворце в Петергофе, уделяют внимание комфорту посетителей — экскурсантам выдают индивидуальные наушники, чтобы каждый посетитель мог услышать своего экскурсовода.
Картинный зал Гостиная Александра I
Янтарная комната
От экскурсоводов в том же Петергофе я слышал, что туристы пытаются попасть в Янтарную комнату именно в их дворце. Нет, эта уникальная достопримечательность находится здесь, в Царском селе. Как и в других залах Екатерининского дворца, в комнате мы видим воссозданный интерьер (кроме двух оригинальных предметов — флорентийской мозаики и янтарного комода). Как известно, оригинал был утерян во время войны и не найден до сих пор, хотя предположения о местонахождении комнаты не утихают до сих пор.
Янтарная комната воссоздана здесь к 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году.
Выставка «Романовы в Царском Селе» Выставочные комнаты Всего на оформление дворца ушло около 100 килограммов золота
После экскурсии в теплое время года можно прогуляться по Екатерининскому или Александровскому парку, в них можно найти множество примечательных строений. Совсем недалеко находится и Александровский дворец, но сейчас он закрыт на реставрацию, как минимум до 2022 года.
Если кратко, в целом:
-
это один из известнейших дворцов Петербурга; летом нужно быть готовым к очередям на вход; экскурсия входит в стоимость, по ее окончании можно пройтись по залам самостоятельно.
Большой Екатерининский дворец
Большо́й Екатери́нинский дворе́ц (также известный как Большо́й Царскосе́льский дворец , Екатерининский дворец) — бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга.
Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и продолжается Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. До завершения ещё далеко.
Содержание
История
В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.
Перестройка
Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).
Архитектура
Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.
В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой и др.
Янтарная комната
Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село.
В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты была неизвестна.
C 1979 в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, к 300-летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме руками отечественных реставраторов, в том числе на средства немецких фирм.
О судьбе подлинных экспонатов комнаты до сих пор ходят легенды и мифы.
Ход восстановления
23 мая 2010 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского Села откроются несколько отреставрированных залов и павильонов:
Пушкин: Большой Екатерининский дворец в Царском селе
В 40 километрах от Петергофа расположился еще один пригород. Пушкин бывшее Царское село, его часто называют еще и «Городом муз». Особой творческой атмосферой напитали этот город русские поэты, писатели и художники во главе с Александром Сергеевичем Пушкиным, самым знаменитым выпускником Царскосельского лицея.
Прогуляться по этому городу одно удовольствие, здесь очень чисто и мило. Здесь дороги, на которых Вы не увидите ни фур, ни грузовиков. Море цветов и деревьев, вот чем славится Пушкин. Большой Екатерининский дворец, Царскосельский музей и знаменитая Янтарная комната, увидеть это обязательная программа для любого туриста.
Из Петербурга в Пушкин нужно ехать на электричке от Витебского вокзала , либо от станции метро «Московская» на автобусе, дорога займет минут 30-40. Разные туристические сайты по поиску и бронированию гостиниц
выдают в Пушкине очень много разных вариантов, начиная от 500 рублей, это если номер с 6 кроватями заканчивая 20 тысячами.
«Здесь столько лир повешено на ветке» писала об этих местах Анна Ахматова. Своей известностью, наряду с прочими заслугами, город обязан нескольким поколениям писателей и поэтов, которые жили и бывали в нём. Так что свое второе имя «город муз» — Пушкин получил неспроста.
В Мариинской Царскосельской гимназии училась Анна Ахматова, поскольку учебное заведение было престижным, то учеба здесь была платной. Гимназия располагается по адресу: улица Леонтьевская, дом 17. Есть и мужская гимназия, где учился Николай Гумилёв, серьезный молодой человек обожающий читать Оскара Уайльда. Именно в Пушкине Гумилёв и Ахматова познакомились, в Лицейском садике, где когда-то гулял сам Александр Сергеевич Пушкин со своими сверстниками.
Царскосельский лицей
Бесплатное обучение, покровительство царя и блестящая карьера в будущем. Количество авансов, которое обещал в начале XIX века своим выпускникам первый лицей России – Царскосельский, кружила голову всем. Пристроить своих отпрысков в это учебное заведение тогда мечтали многие, но на первый курс было принято только 30 молодых людей, в том числе и юный Пушкин.
На четвёртом этаже лицея, в спальном коридоре мальчиков-лицеистов, в комнате под номером 14 жил Александр Пушкин . Это очень маленькая комнатка, потому что здание не предназначалось для учебного заведения, и архитектор Стасов его перестраивал. Одно окно делили пополам, на две комнаты и Пушкин делил это окно со своим близким другом Иваном Пущиным.
В комнате очень аскетичная мебель: железная кровать, высокая конторка, мальчики занимались стоя, чтобы у них была хорошая осанка, комод, столик с умывальными принадлежностями. Именно из-за размеров свою комнату Пушкин называл «моя студенческая келья». Впрочем, в своих кельях лицеисты проводили не так и много времени, их день был расписан по минутам. Подъем в 6:00 утра, на завтрак стакан воды и в 7:00 уже начинались занятия, которые длились до самого вечера с перерывами на перекусы и отдых. В этих стенах ученики находились весь учебный год, мальчики не могли покинуть лицей даже на каникулы, таков был устав.
В классе у мальчиков проходили занятия по всем предметам, здесь можно увидеть парты, шесть парт по пять мест в каждом. За первыми партами сидели лучшие ученики, а за последними мальчики, которые занимались хуже. Пушкин достаточно посредственно занимался в классе по физике и математике, эти предметы ему никак не давались. Зато прекрасно занимался в классе по российской поэзии и французской словесности.
В классе можно увидеть табель, в начале табеля лучшие ученики, в конце мальчики которые занимаются хуже. Пушкин четвертый с конца у него шесть нулей, шесть предметов, к которым Пушкин не имел никакого интереса. Мальчики-лицеисты даже сочинили в лицейской песенке такие строчки: «Этот список сущие бредни, кто тут первый кто последний, все нули-нули-нули, ой люли-люли-люли»
Музей в лицее открыли в 1949 году, постепенно в нём была воссоздана атмосфера и обстановка того самого знаменитого Пушкинского выпуска, которая лучше всего чувствуется в легендарном Большом зале. Именно в нём Александр Сергеевич на экзамене читал свои «Воспоминания о Царском селе» и получил судьбоносное благословение Державина.
Царское село навсегда осталось в сердце Пушкина. В итоге он сюда вернулся через 15 лет после выпуска, уже, будучи известным поэтом, сразу после свадьбы с Натальей Гончаровой. Тогда молодожены сняли 8 комнат в деревянном доме, который чудом сохранился до наших дней и теперь является ещё одной достопримечательностью города.
Екатерининский дворец
Лицей расположился во флигеле Екатерининского дворца, с которого и начиналась история города. Этот дворец связан с одной из главных загадок XX века таинственным исчезновением Янтарной комнаты. Этот шедевр искусства XVIII века был подарен Петру Первому королем Пруссии. Но во время Великой Отечественной войны бесследно исчез. Существует не менее 10 версии дальнейшей судьбы Янтарной комнаты. Ее поиски энтузиасты продолжают по сей день.
Дворец уже издали впечатляет своими размерами, а широкая лазоревая лента его фасада даже в пасмурный день выглядит очень празднично. В сам дворец можно попасть в любой день за исключением вторника, правда расписание его работы зависит от сезона. С ноября по апрель дворец открыт с 10:00 до 18:00, с июня по август с 12:00 до 19:00, а в май и сентябре с 12:00 до 18:00. Стоимость билетов для взрослых 700 рублей, для школьников от 16 лет и пенсионеров 350 рублей, дети до 16 лет бесплатно.
Дворец был построен в 1724 году для Екатерины I, жены Петра Великого, и изначально был небольшим. «Камена палата о шестнадцати светлицах», так про него говорили. Однако в царствование императрицы Елизаветы Петровны усадьбу решено было расширить. Это задание выполнял архитектор Императорского двора граф Бартоломео Франческо Растрелли, который перестроил и Большой дворец в Петергофе.
Между ними, кстати, много общего, почти всё, что мы сейчас видим в Екатерининском дворце, это Растрелли. Этот дворец, пожалуй, единственное место в России, где можно увидеть настоящее русское барокко: елизаветинское, пышное, сияющее, без искажений, без перестройки XIX века. Все художники барокко любили обманывать своего зрителя, но каждый делал это по-своему, конечно не у всех хорошо получалось, но Растрелли был в этом гений.
Такого зала, как Большой зал Екатерининского дворца, такой резьбы Вы не увидите нигде. Всё, что Вы здесь есть, это резьба по дереву, которая сверху покрыта золотом. А золота потратили всего 9 килограммов, просто оно тончайшее, сусальное. Во всей своей красе эта мистерия оживала во время балов, которые так любила Елизавета, когда в зале зажигали свечи.
Семьсот свечей вспыхивали, и резьба преображалась, она начала дрожать и медленно подниматься наверх. Это был очень красивый эффект, когда резьба превращалась в золотое кружево. Золотые потоки, которые струились, оживали и, наверное, у тех людей, которые кружились здесь в танцах, было полное ощущение, что они не в закрытом помещении, а в каком-то бесконечном пространстве.
С течением времени жизнерадостный и чересчур торжественный стиль Елизаветы Петровны столкнулся с тонким европейским вкусом просвещенной Екатерины II, которая превратила прежний блестящий праздник в воплощение модного античного стиля благодаря уже другому творцу, Чарльзу Камерону. После пышного барокко ощущение простоты, гармонии и изысканности.
Все вещи, которые находятся в Арабесковом зале, это подлинные исторические вещи: мебель знаменитого Жоржа Жокоба и даже ковер помнит шаги Екатерины Великой. Это был парадный зал, где Екатерина принимала послов и дипломатов. Здесь она устраивала вечера для узкого круга приглашённых. Было модным такое развлечение в стихосложении и импровизация на заданную тему. Екатерина Вторая тоже пыталась сочинять.
Царственным стилем не восхищаться невозможно. Взять хотя бы одну Янтарную комнату! Шедевр, восьмое чудо света, как его здесь называют. Бесследно пропавшая более 70 лет назад, Янтарная комната была восстановлена. В возрождении из небытия этого чуда принимали участие искусствоведы, историки, реставраторы, химики и даже криминалисты.
Вот он великолепный результат. Вы словно находитесь внутри изысканной янтарной шкатулки. Ну как после этого не заглянуть в один из ювелирных бутиков, здесь же на выходе из дворца. Здесь представлена вся коллекция янтаря: непрозрачный молочный, медовый, вишнёвый, зелёный. Цены на браслеты начинаются от 2000 рублей.
Невероятно красивый ролик о Царском селе.